Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Семантика прялки в русской традиционной культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой исследования послужили: сформулированное в ряде работ А. К. Байбуриным важное в методологическом отношении положение, согласно которому вещь, обладающую высоким семиотическим статусом, можно рассматривать как явление, сходное с мифом (повествовательным текстом), так как она содержит ту же систему представлений, реализуемую средствами субстанционно иного языка и подход Б… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СЕМИОТИЗАЦИЯ ПРЯЖИ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ СОЗДАНИЯ
    • 1. 1. Место прялки в религиозно-мифологической картине мира
    • 1. 2. Символическая обусловленность материала для изготовления прялки и её- формы
    • 1. 3. Динамика сложения репертуара символов прялочного декора
  • ГЛАВА II. СЕМАНТИКА ПРЯЛКИ В СФЕРЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ И РИТУАЛА
    • 2. 1. Прялка как единица прядильного кода
    • 2. 2. Пространственно-временной контекст символического использования прялки
    • 2. 3. Половозрастные и социально-статусные аспекты семантики прялки

Семантика прялки в русской традиционной культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется существенно возросшим к концу XX в. и не спадающим интересом российского общества к истокам и своеобразию русской культуры. Этот интерес связан как с ростом национального самосознания, так и с поиском мировоззренческих установок, игравших роль регулирующих и стабилизирующих факторов человеческого проживания, доказавших свою эффективность и хранимых веками, но утраченных в ходе исторических и социокультурных перипетий новейшей истории.

Востребованность тем, связанных с духовным наследием русского народа, стимулирует исследователей все чаще обращаться к его всестороннему изучению. В прошлом характерный предмет крестьянского быта — прялкасегодня это, прежде всего, носитель информации, изучение которого открывает возможность проникновения в глубинные пласты русской культуры, в мировоззрение создавшего ее мастера — представителя традиции. Будучи инструментом адаптации человека к условиям окружающей среды, прялка использовалась не только в утилитарных целях, но, аккумулировав многовековые мифологические представления и опыт поколений, приобрела культурную ценность, представляя собой древний символ со сложной структурой, вбирающей несколько моделирующих систем — миф, религию, искусство, стала частью духовной практики. Углубленное исследование семантики прялки позволяет выявить уникальность русской культуры и, одновременно, ее фундаментальное единство с мировым символическим пространством.

Актуальность темы

заключается еще и в том, что в научной литературе второй половины XX в. за прялкой закрепилось определение — «женский символ», «символ женского начала», переходящее из одного исследования в другое. Однако, при всей бесспорности, подобные формулировки не отражают полноты содержания феномена и нуждаются в объяснении помимо того, что прядение было обязанностью женщин, с самого детства проводивших за прялкой большое количество времени. Ряд разрозненных примеров, почерпнутых из внешних текстов, и даже рассмотрение отдельных аспектов прялочной символики также не предоставляют исчерпывающего раскрытия семантики прялки и выявления причин именно такого понимания феномена. При этом следует подчеркнуть, что прялку никак нельзя назвать обделенной вниманием исследователей.

Таким образом, обращение к семантике этой объективированной культурной формы обнаруживает необходимость новой методологии исследования проблемы на современном этапе с учетом возможностей культурологии. Утвердившаяся как междисциплинарное научное направление, культурология предоставляет возможность применения комплексного и системного подходов как наиболее соответствующих сущности такого многогранного, сложного элемента традиционной культуры, каковым является русская прялка, позволяющих исследовать это явление во всей его целостности.

Степень разработанности проблемы. Изучение прялок ведется силами искусствоведения и этнографии и включает три направления: типология по форме, конструкции и технике декорированияиконографияанализ содержательной составляющей феномена.

Начало изучения связано с именем A.A. Бобринского, ему принадлежит первая классификация прялок, получившая дальнейшее развитие в работах B.C. Воронова, Н. И. Лебедевой, О. В. Кругловой, И. М. Денисовой, на материале локальных традиций — Л. Э. Калмыковой (Твери), O.A. Набоковой (Карелии), Л. Ю. Слепыниной (Костромы).

Как памятник народного искусства прялки рассматривали Г. Л. Малицкий, A.B. Бакушинский, А. И. Некрасов, Н. М. Щекотов, В. М. Василенко, С. К. Жегалова, В. М. Вишневская, Н. В Тарановская и другие. Решение отдельных сторон исследуемой проблемы можно обнаружить в трудах И. Н. Ухановой, посвященных различным аспектам изучения декоративно-прикладного искусства, в том числе — отражению в декоре бытовых предметов художественно стилевой взаимосвязи между городом и деревней, анализу объекты в философский контекст. Дж. Локк, осознававший обусловленность приписываемых вещам качеств возможностями человеческого познания впервые применил термин «первичные» — объективные, физические качества и «вторичные» — субъективные образующиеся благодаря психике.

Новое направление осмыслению материально-предметного мира задала философская теория И. Канта, признавшего объективные качества в понимании Дж. Локка априорными, идеальными, а субъективные — апостериорными, реальными. Категории, качества и свойства вещи стали рассматриваться не как изначально присущие ей, но как находящиеся в сознании созерцающего ее человека. Осмысление «вещи-в-себе» воплотилось в феноменологии Э. Гуссерля, обращенной к исследованию не реальной вещи, а ее сущности, идеи свободной от ложных предпосылок сознания и в работах М. Хайдеггера, пополнившего список выявленных ранее категорий еще несколькими в онтологическом плане.

Следующий этап в ходе познания иррациональных свойств материальных объектов вызван двумя причинами: развитием семиотической концепции культуры, основы которой начали закладываться в работах Ч. Пирса и Ф. де Соссюра, касающихся принципов семиотического анализа, и возросшим, почти одновременно, в кругах семиотиков и социологов, историков — пониманием значения повседневности для объективного описания культурно-исторических процессов и духовной жизни отдельных народов и общества в целом. Э. Кассирер, рассматривавший повседневную человеческую деятельность в связи с постоянным стремлением к сохранению и обновлению символических форм, сделал ее объектом социально-культурного исследования. Г. Г. Шпет, в работе над этнопсихологией, рассматривая язык в качестве ведущего фактора «психики» народа, отмечает, что так же могут быть рассмотрены и другие феномены народной культуры. Представители школы «Анналов», в свою очередь, рассматривали повседневность как источник непосредственного познания глубинных структур определенных исторических периодов. Позднее, оба подхода отразились в работах одного из основателей Московско-Тартуской школы семиотики — Ю. М. Лотмана, посвященных как общим вопросам семиотики культуры, процессу семиотизации повседневности, раскрытию возможностей семиотического подхода в исследовании культурных явлений как знаковых систем, так и углубленному изучению бытовой и праздничной составляющей русской культуры разных исторических эпох.

Введение

повседневности в семиотический дискурс позволило по-новому взглянуть на компоненты, составляющие ее в том числе и на бытовые вещи.

Одними из первых, обративших внимание на семантику вещественных объектов, были О. М. Фрейденберг, Н.И. Гаген-Торн и П. Г. Богатырев, на примере народного костюма раскрывший знаковые возможности материального объекта, представив его как особый вид семиотической системы. Поиск адекватных подходов к изучению надутилитарных свойств материальных объектов продолжили: Г. С. Кнабе рассматривающий знаковую выразительность бытовых вещей как характеризующую мироощущение человека былых эпох, постичь которое, однако, возможно лишь на основе культурно-исторических ассоциацийЖ. Бодрийяр исследовавший социально-экономические аспекты знакового содержания вещи в современном миреВ.Н. Топоров уделивший внимание таким вопросам, как словообозначение вещей, соединения в них материального и идеально-духовного началА.К. Байбурин внесший значимый вклад в разработку теоретических основ определения семиотического статуса материальных объектовС.Ю. Неклюдов, Т. В. Цивьян посвятивших ряд исследований изучению свойств и функций вещей в фольклорной картине мираЛ.Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская, Е. С. Новик, С. М. Толстая, А. Л. Топорков, обращавшиеся к исследованию роли домашней утвари в структуре обряда, изучавшие бытовые вещи как особый, символический язык традиционной культуры.

Отдельные стороны проблемы освещались в работах преподавателей кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств — В. Д. Лелеко, рассмотревшего вещно-предметный мир как элемент теоретической модели повседневностиС.Т. Махлиной, охарактеризовавшей вещь как феномен культуры, включенный в исторически обусловленную систему разнообразных символических связей, знаковый потенциал которого реализуется, в частности, и в сфере повседневностидиссертационных исследованиях, связанных с изучением семантики объективированных форм традиционной культуры, выполненных на кафедре — Н. М. Калашниковой (народный костюм), C.B. Никифоровой (женские украшения), А. Б. Пермиловской (крестьянский дом).

Изучение прялки как знака и как символа, содержание которого раскрывается в определенном культурном контексте, предполагает обращение к духовному наследию русского народа.

Работа по выявлению мифопоэтических представлений, связанных с прялкой и прядением, базировалась на трудах исследователей славянской/русской мифологии А. Н. Афанасьева, C.B. Максимова, А. Н. Веселовского, Е. Г. Кагарова, O.A. Черепановой, М. Н. Власовойисследованиях представителей Московско-Тартусской семиотической школы В. Н. Топорова, Вяч.Вс. Иванова, Б. А. Успенского в области мифопоэтического. Важную роль, сыграли труды Е. М. Мелетинского, В. Я. Проппа, A.A. Потебни — ученых, освещавших проблемы изучения общих вопросов теории истории мифа, его семантики, внутренней формы слов, механизмов мифологического мышления.

Изучение русской традиционной культуры и ее феноменов невозможно без учета ее специфической формы, образованной в результате взаимодействия архаических и христианских образов и получившей название — «народное православие» или «двоеверие», о котором писали Ф. И. Буслаев, Е. В. Аничков, Н. М. Гальковский, Б. А. Рыбаков. Различные аспекты интеграции языческих и христианских воззрений в русской культуре рассматривались Б. А. Успенским, а также в работах Н. И. Толстого и С. М. Толстой на примере пространственно-временных характеристик культуры.

Богатый фактический материал содержат публикации, в которых описана бытовая и обрядовая стороны жизни русской деревни. Особой полнотой отличаются работы П. С. Ефименко, П. В. Шейна, М. Забылина, М. М. Громыкообобщающие работы, посвященные славянским/русским обрядам и их символике Д. К. Зеленина, Н. Ф. Сумцовасборники песен, в частности, H.A.

Иваницкого, А. И. Соболевского, Н. П. Колпаковойсборники загадок, пословиц и поговорок В. И. Даля, Д. Н. Садовникова, И. М. Снегирева.

При изучении семантики орнамента использовались труды Г. К. Вагнера, В. А. Городцова, Г. С. Масловой.

Объект исследования: русская традиционная культура в совокупности мифопоэтических и религиозных воззрений, системы ценностей, норм и правил общественного устройства, организации времени и пространства, повседневной и обрядовой практик.

Предмет исследования: семантика прялки в русской традиционной культуре.

Цель исследования состоит в выявлении основных смыслов, характеризующих прялку как феномен традиционной культуры, способов их репрезентации и реализации, установление функций прялки, приобретаемых в процессе ее символического использования. Поставленная цель определила следующие задачи исследования: определить ценностные рамки концепта прялки, заданные универсальными категориями культуры;

— уточнить место прялки в системе мифологических и религиозных представлений;

— рассмотреть способы семантизации прялки-вещи в процессе ее изготовления;

— выделить основные культурно обусловленные элементы декора прялок;

— обозначить факторы, повлиявшие на формирование прялочного декора, исторические и социально-культурные причины его трансформации;

— проанализировать соотношение эстетического и символического в декоре русских прялок;

— исследовать контексты символического функционирования прялки, раскрывающие отдельные стороны содержания феномена.

Методологическая основа исследования, обусловленная спецификой изучаемой проблемы, предполагает комплексный культурологический подход, использующий принципы междисциплинарного и кросс-культурного исследования, получивший теоретическое обоснование в работах С. Н. Артановского, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Э. В. Соколова.

Для решения поставленных задач, помимо сравнительно-исторического, были использованы следующие методы: интегративный, допускающий применение материалов и результатов исследований комплекса гуманитарных дисциплинсистемный анализ, позволяющий упорядочить обширный материал, привлеченный по теме работы и объединенный целью исследованиягенетический, позволяющий проследить возникновение и динамику развития феноменагерменевтики, состоящий в понимании и осмыслении скрытой сути явления и аксиологический, определяющий его значимость для носителей культуры.

На формирование концепции диссертационного исследования оказали влияние работы А. Я. Гуревича и М. М. Бахтина, обосновавших идеи категориального подхода к изучению мировоззренческих основ культуры и ее отдельных проявленийЮ.С. Степанова, разработавшего теорию культурных констант и предложившего термин «концепт», обладающий сложной структурой, включающий генезис и эволюцию смысла, сопровождающего элемент культурыЭ. Панофского, одного из основателей иконологии, применившего семиотический метод к анализу изобразительного текстаУ. Эко и Л. Ф. Чертова, посвященные коммуникативным процессам, включающим проблемы формирования, трансляции и интерпретации знаковЮ.С. Степанова, С. Т. Махлиной, В. П. Руднева, исследовавших концептуальные понятия семиотикиВ.Е. Гусева и A.C. Каргина, используемые для уточнения понятий «традиционная» и «народная художественная» культура.

Теоретической основой исследования послужили: сформулированное в ряде работ А. К. Байбуриным важное в методологическом отношении положение, согласно которому вещь, обладающую высоким семиотическим статусом, можно рассматривать как явление, сходное с мифом (повествовательным текстом), так как она содержит ту же систему представлений, реализуемую средствами субстанционно иного языка и подход Б. Малиновского к изучению культурных феноменов, .смысловая составляющая которых обусловлена их функцией в системе организации жизни общества. Из этого следует, что приоритетными методами исследования стали семиотический, структурно-функциональный, а также структурный методуниверсальный принцип организации духовного опыта на основе бинарных оппозиций культуры, применявшийся К. Леви-Стросом и впоследствии доказавший свою эффективность в работах В. Н. Топорова и Вяч.Вс. Иванова, посвященных исследованию славянской мифологии.

Источниковая база исследования сформирована тремя группами источников:

Труды российских и зарубежных авторов по теории и истории культуры, семиотике, антропологии, истории, истории искусства, археологии, этнографии, фольклористике, мифологии, в том числе, славянской.

Фольклорные (сборники песен, заговоров, пословиц, загадок, поговорок), этнолингвистические материалы, литературные и ранние литературные тексты, опубликованные экспедиционные материалы по изучению народных верований, быта.

Кроме письменных источников, основой исследования послужили вещественные памятники, хранящиеся в Государственном Русском музее. Не менее важными оказались иллюстративные материалы, а также фотоизображения экспонатов, размещенные на официальных сайтах музеев России.

Научная новизна результатов исследования:

— проведено комплексное культурологическое исследование семантики прялки как феномена русской традиционной культурыреконструирована опосредованная религиозно-мифологическими представлениями система мировоззренческих категорий, позволяющая понять, что составляло основу концепта прялки, какое место занимала она в традиционной картине мира русских;

— рассмотрены семиотические связи формального компонента прялки с культом предков как возникшие вследствие перехода на прялку символики вертикальных частей древнего жилища;

— раскрыта семантика формы и конструкции прялки, внешнее выражение которой в виде вертикали (различной высоты и ширины) задало общую форму содержания — связь между верхом и низом/граница между своим и чужим, а сочетание вертикали рабочей части прялки и горизонтали донца может быть осмыслено как активность и пассивность/жизнь и смерть;

— проведен семиотический анализ материальной, конструктивной, формальной, декоративной составляющих прялки как частей одного целого, объединенных единым смыслом по принципу сквозной метафоричности;

— предложена трактовка технологического прядильного текста как соединившего несколько уровней осмысления космогонического мифа, определена роль прялки внутри каждого из них;

— обозначены различные аспекты символики прялки, связанные с временными и пространственными параметрами;

— определен круг общественных институтов, в которые входила прялка как составляющая их материальный аппарат и ее символические функции.

Положения выносимые на защиту:

— Как феномен русской традиционной культуры прялка представляет собой одновременно артефакт с высоким уровнем семиотизации, и понятие, имеющее сложную структуру, включающую несколько смысловых рядов.

— Изображения на прялках обладают семантикой объекта, с которым они непосредственно связаны. Сочетание изображения и формы позволяет и в поздних пластах традиции увидеть отголоски древних мифопоэтических воззрений, указывая вектор символического осмысления прялки. Помещенные на ее поверхность изображения выводят наружу сокрытое в форме предмета содержание, делают более доступным ее текст — набор элементов, объединенных общей темой, предоставляя возможность его прочитывания.

— Прялка — вспомогательное с точки зрения технологии орудие, форма которого не влияла на качество выпрядаемой нити — в русской традиции активно использовалась в обрядах, отличалась многообразием художественного осмысления. Таким образом, знаковая составляющая прялки проявлена более четко, чем утилитарная. Это дает основание предполагать, что в иерархии вещей прялка по своему статусу занимает промежуточное место между | 1 жизненно необходимыми вещами, и вещами не обязательными с практической точки зрения и располагается ближе к предметам, относящимся к духовной — сфере жизни человека — предметам культа, игрушкам, произведениям искусства. ;

— На изменение семиотического статуса прялки могли влиять различные ! обстоятельства — степень важности осуществляемого при ее участии действия, пространственно-временная приуроченность, является ли адресат представителем мира людей или иного мира. (если действие носит коммуникативный характер), использовалась ли эта вещь отдельно от прядильного текста (оберег, фиксация тендерных характеристик, посиделочные игры) или в ситуациях, опосредованных прядением — действием для которого она непосредственно предназначена (изготовление обыденной новины, магия).

— Ценность прялки обусловлена разнообразием смыслов, наполняющих как ее концепт, так и формальное выражение. Это разнообразие определило набор знаковых функций прялки и обеспечило поливариантность знаковых ситуаций с ее участием.

Научно-практическая значимость. Результаты исследования могут служить для разработки методических принципов исследования объективированных форм культуры.

Основные положения, выводы и содержательные разделы диссертации могут быть использованы при составлении образовательных программ, общих и специальных лекционных курсов и учебных пособий по семиотике, теории и истории культуры, истории народного искусства в вузах, а также специализированных колледжах и лицеях.

Возможно использование материалов диссертации в музейной работе, в практике художественного творчества.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования и отдельные положения диссертации отражены в четырех публикациях. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложениякаждая глава подразделяется на три параграфа. Объем диссертации соответствует требованиям, библиография содержит 288 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Нелегкая жизнь крестьянина всегда подчинена практическому смыслу, остается в ней только необходимое, облегчающее тяжелый труд, все мешающее уходит рано или поздно. То, что прялка задержалась в крестьянском быту так надолго, во многом объясняется ее исключительной культурной ценностью. Собранный в разные годы в разных областях проживания русского населения материал показывает вовлеченность прялки в качестве ритуального объекта практически во все символические формы поведения, а также различные формы регламентации повседневной жизни: календарные обряды, обряды жизненного цикла, и окказиональные обряды, непосредственно связанные с конкретными жизненными ситуациями, игры, этикетные ситуации. Прялка использовалась при совершении коллективных и индивидуальных магических актов, призванных воздействовать на природные стихии и мир нави, обеспечить выживание и благополучие себе, своей семье, своему дому, общине, деревне. Как невербальный апотропей, прялка включалась в многоуровневые апотропеические обрядовые тексты. В качестве реальной составляющей общественных институтов, будучи встроена в межсубъектную коммуникацию, на символическом уровне прялка могла даже замещать одного из участников процесса.

Ценность прялки обусловлена разнообразием смыслов, наполняющих как ее концепт, так и формальное выражение. Это разнообразие определило набор знаковых функций прялки и обеспечило поливариантность знаковых ситуаций с ее участием, так как она свободно переходила из одного контекста в другой.

В одном случае прялка выполняла знаковую функцию, информируя о мифологии этого предмета, а иногда и прядения в целом, в другом — играя роль апотропея, в третьем — служа украшением или средством общения.

Вероятно, на изменение семиотического статуса прялки могли влиять различные обстоятельства — степень важности осуществляемого при ее участии действия, пространственно-временная приуроченность, является ли адресат представителем мира людей или иного мира (если действие носит коммуникативный характер), использовалась ли эта вещь отдельно от прядильного текста (оберег, фиксация полоролевых характеристик, посиделочные игры) или в ситуациях, опосредованных действием, для которого она предназначена — как орудие прядения.

Не все значения концепта прялки реализовались одинаково. Например, в мифологии русских нет конкретных персонажей, аналогичных богиням судьбы в мифах других народов Европы, и это не позволяет считать прялку их атрибутом, однако обрядовые практики сохранили память о существовании подобного персонажа, что проявилось в обрядах выпрядания нити с целью оберега или магических действий с ней.

Свойствами знака прялку наделили люди определенной культуры, сообразно своим мифопоэтическим представлениям, закрепленным за этой вещью, учитывая ее семиотизацию по материалу, форме, номинации и декору — можно утверждать, что она осознанно создавалась как знак.

Внимательное и разностороннее изучение семантики даже такой малой частицы культурного текста как прялка, показывает, что для традиционного восприятия мира не было элементов второстепенных, и подтверждает факт использования бытовых вещей с целью сохранения и передачи последующим поколениям наиболее важных смыслов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Б. О ритуальной функции женщины в русской традиции / С. Б. Адоньева // Живая старина. 1998. — № 1. — С. 26−28
  2. Л. Реалогия и смысл вещи / Л. Анненкова // Декоративное искусство СССР. 1986. — № 10. — С. 41−42
  3. Е.В. Язычество и древняя Русь / Е. В. Аничков. Пг.: тип. М. М. Стасюлевича, 1914. — 368 с.
  4. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры / Ред. С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. — 715 с. — (Культурология XX в.).
  5. Д.Н. Сани, ладья и кони как принадлежность погребального обряда / Д. Н. Анучин. М.: тип. О. О. Гербек, 1890. — 146 с.
  6. Апокрифические сказания о Христе. Книга Марии Девы. СПб.: Гос. типография, 1912. — 145 с.
  7. Апокрифы древних христиан. Исследование тексты, комментарии / Авт. пер, исслед. статей, примеч. и коммент. И. В. Свенцицкая, М. К. Трофимова. М.: Мысль, 1989. — 333 с.
  8. Ю.А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 199 е.: ил.
  9. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель- ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976.-4 т.
  10. С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций / С.Н. Артаиовский- Санкт-Петербургская государственная академия культуры. -СПб.: Изд-во СПбГАК, 1994. 224 с.
  11. С.Н. Некоторые проблемы теории культуры / С.Н. Артановский- Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской. Л.: Изд-во ЛГИК, 1977. — 83 с.
  12. С.Н. Понятие культуры / С.Н. Артановский- Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2000. — 36 с.
  13. А.Н. Народные русские сказки. В 3 т. Т. 1. / А. Н. Афанасьев. М.: Наука, 1984. — 511 с.
  14. А.Н. Славянская мифология / А. Н. Афанасьев. — М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2008. 1520 с. — (Гиганты мысли).
  15. A.C. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. Определитель / A.C. Бажкович, С. К. Жегалова, A.A. Лебедева, С. К. Просвиркина. М.: Советская Россия, 1959. — 257 е.: ил.
  16. А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А. К. Байбурин. Л.: Наука, 1983. — 192 с.
  17. А.К. Некоторые вопросы изучения объективированных форм культуры. (К проблеме этнографического факта) / А. К. Байбурин // Памятники культуры народов Европы и Европейской части СССР: сб. науч. ст. -Л., 1982.-С. 5−15.
  18. А.К. О жизни вещей в народной культуре / А. К. Байбурин // Живая старина. 1996. — № 2. — С. 2−3
  19. А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А. К. Байбурин. — СПб.: Наука, 1993.-237 с.
  20. А.К. Семиотический статус вещей и мифология / А. К. Байбурин // Материальная культура и мифология: сб. науч. ст. Л., 1981. — С. 215−226.
  21. A.K. Строительные жертвы / A.K. Байбурин // Проблемы славянской этнографии: сб. науч. ст. Л., 1979. — С. 155−162.
  22. А.К. Похороны и свадьба / А. К. Байбурин, Г. А. Левинтон // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд: сб. ст. М., 1990. — С. 64−99.
  23. A.B. Росписи по дереву, бересте и папье-маше / А. Бакушинский. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. — 28 е.: ил.
  24. В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом / В. А. Барадулин. Л.: Художник РСФСР, 1988. — 199 е.: ил.
  25. П.А. Калеки перехожие. Сборник стихов и исследование П. А. Бессонова: в 2 т. / П. А. Безсонов. М.: тип. А. Семена, 1861- 1863. — 2 т.
  26. В.И. Лад: Очерки о народной эстетике / В. И. Белов. М.: Молодая гвардия, 1989. — 420 е.: ил.
  27. Т.А. К реконструкции некоторых русских переходных обрядов совершеннолетия / Т. А. Бернштам // Советская этнография. — 1986. № 6. — С. 24−35
  28. Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX нач. XX в. / Т. А. Бернштам. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. — 274 с.
  29. Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт церкви в народном христианстве / Т. А. Бернштам. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. — 400 с.
  30. Т.А. Русская народная культура поморья в XIX начале XX в. / Т. А. Бернштам. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. — 233 с.
  31. Т.А. «Хитро-мудро рукодельице». (Вышивание-шитьё в символизме девичьего совершеннолетия у восточных славян) / Т. А. Бернштам // Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы: сб. ст. -СПб., 1999.-С. 191−247.
  32. Библейская энциклопедия / Сост. Архимандрит Никифор- Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Л.: Техническая книга, 1990. — 902 е.: ил.
  33. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 2 т. / С ил. Г. Дорэ. Л.: Сев.-Зап. Библейская комиссия- Техническая книга, 1990. — 2 т.
  34. A.A. Народные русские деревянные изделия: в 12 вып. / A.A. Бобринский. М.: б.и., 1910−1914. — 12 вып.
  35. П.Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. М.: Искусство, 1971. — 544 с.
  36. Бодрийяр Жан. Система вещей: пер. с фр. / Ж. Бодрийяр- пер. изд. Le systeme Poles objets. M.: Рудомино, 1995. — 168 с.
  37. Броде ль Ф. Материальная цивилизация экономика и капитализм XV—XVIII вв. В 3 т. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное: пер. с фр. / Ф. Бродель- пер. Л.Е. Куббеля- ред. Ю. Н. Афанасьев. -М.: Прогресс, 1986. 622 с.
  38. Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства: в 2 т. / Ф. И. Буслаев. Leipzig: Zentralantiquariat, 1970. — 2 т.
  39. Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве / Г. К. Вагнер. М.: Искусство, 1987. — 288 с.
  40. Г. К. О чертах космогонизма в народном искусстве / Г. К. Вагнер // Древняя Русь и славяне: сб. ст. М., 1978. — С. 321−326.
  41. В.Г. Сборник русских духовных стихов, составленный В. Варенцовым / В. Г. Варенцов. СПб.: Д. Е. Кожанчиков, 1860. — 248 с.
  42. В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве / В. М. Василенко. М.: Советский художник, 1974. — 294 с.
  43. H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов / H.H. Велецкая. М.: Наука, 1978. — 239 с.
  44. А.Н. Собрание сочинений. Серия V. Т. 1. Фольклор и мифология / А. Н. Веселовский. М.- JL: Изд-во академии наук СССР, 1938. -368 с.
  45. JI.H. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях / JI.H. Виноградова, С. М. Толстая // Символический язык традиционной культуры. Балканские чтения II: сб. ст. М., 1994. — С. 3−36.
  46. JI.H. Символический «язык вещей» в традиционной народной культуре / JI.H. Виноградова, С. М. Толстая // Славяноведение: сб. ст. -М., 1994.-№ 2.-С. 3−5.
  47. В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии / В. М. Вишневская. Петрозаводск: изд. Карелия, 1981. — 103 е.: ил.
  48. В.Г. Иллюстрированный художественный словарь / В. Г. Власов. СПб.: АО «ИКАР», 1993. — 272 е.: ил.
  49. М.Н. Новая АБЕВЕГА русских суеверий / М. Н. Власова. -СПб.: Северо-запад, 1995.-380 с.
  50. Вологодский фольклор: сборник / Сост. И. В. Ефремова. Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологодское отд-ние, 1975. -263 с.
  51. B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды / B.C. Воронов. М.: Советский художник, 1972. — 352с.: ил.
  52. Н. На пороге вещеведения / Н. Воронов // Декоративное искусство СССР. 1986. — № 10. — С. 43−45
  53. Времена года. Православный народный календарь / Сост. Вл. Соколовский. Пермь: Урал-пресс, 1996. — 487 с.
  54. Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР / Н.И. Гаген-Торн // Советская этнография. 1933. — № ¾. — С. 119−135
  55. Гаген-Торн Н. И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы / Н.И. Гаген-Торн // Советская этнография. 1933. — № 5/6. — С. 76−88
  56. Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси / Н. М. Гальковский. Харьков: Епархиальная типография, 1916. -376 с.
  57. Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие: учеб. пособие / Т. С. Георгиева. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 397 с.
  58. В.А. Дако-сарматские элементы в русском народном творчестве / В. А. Городцов // Труды Государственного исторического музея: сб. ст.-М., 1926.-Т. 1.-С. 7−36.
  59. М.М. Мир русской деревни / М. М. Громыко. М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 е.: ил.
  60. М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. / М. М. Громыко. М.: Наука, 1986. — 274 с.
  61. В.А. Живопись Аграфены Селяниной / В. А. Гуляев // Творчество. 1972. — № 4. — С. 19−20
  62. В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов / В. А. Гуляев. Л.: «Художник РСФСР», 1985. — 160 с.: ил.
  63. А .Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1984. 350 с.
  64. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура
  65. Теоретические очерки) / В.Е. Гусев- Санкт-Петерб. ин-т театра, музыки икинематографии. СПб.: Изд-во СПбГИТМИК, 1993. — 110 с.
  66. В.И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс- изд-во ННН, 2000. — 616 с.
  67. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. М.: Астрель: ACT, 2001. — 4 т.
  68. XX век: Эпоха. Человек. Вещь: сб. ст. / Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. М.: Новый индекс, 2001. — 253 с.
  69. И.М. Дерево-дом-храм в русском народном искусстве / И.М. Денисова// Советская этнография. 1990. — № 6. — С. 100−114
  70. И.М. Образ древнеславянского храма в русском народном искусстве / И. М. Денисова // Этнографическое обозрение. 1992. — № 5. — С. 103 123
  71. С.И. Географическое распространение русских былин по материалам конца XIX- нач. XX в. / С. И. Дмитриева. М.: Наука, 1975. — 113 е.: с карт.
  72. С.И. Мезенские прялки. К вопросу о происхождении мезенской росписи / С. И. Дмитриева // Советская этнография. 1988. — № 1. — С. 81−97
  73. С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера / С. И. Дмитриева. М.: Наука, 1988. — 240 с.
  74. И.В. Новые источники по истории Древней Руси: учеб. пособие / И. В. Дубов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 175 с.
  75. П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П.С. Ефименко: в 2 частях / П. С. Ефименко. М.: тип. Ф. Б. Миллера, 1877−1878. — 2 ч.
  76. C.B. Мир образов русской прялки /C.B. Жарникова. -Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2000. 48 с.
  77. C.B. Фаллическая символика северорусской прялки как реликт протославянско-индоиранской близости / C.B. Жарникова // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии: сб. ст. М., 1987. — С. 130−146.
  78. С.К. Русская народная живопись / С. К. Жегалова. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  79. Л.С. Русское народное резное и расписное дерево в собрании смоленского государственного объединённого исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника: каталог / Л. С. Журавлёва. -М.: «Советская Россия», 1985.—231 с.
  80. Загадки / Изд. подгот. В. В. Митрофанова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1968.-255 с.
  81. Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К. Зеленин- примеч. Т. А. Бернштам. М.: Наука, 1991. — 507 с.
  82. Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии. Умершие неестественною смертью и русалки / Д.К. Зеленин- вступ ст. Н. И. Толстого. М.: Изд-во «Индрик», 1995. — 430 с.
  83. Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 19 011 913 / Д.К. Зеленин- вступ ст. Н. И. Толстого. М.: Изд-во «Индрик», 1994. — 397 с.
  84. Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 19 171 934 / Д.К. Зеленин- сост. А. Л. Топорков. М.: Изд-во «Индрик», 1999. — 348 с.
  85. Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 19 341 954 / Д.К. Зеленин- вступ. ст., сост., коммент. Т. Г. Ивановой. М.: Изд-во «Индрик», 2004. — 368 с.
  86. А.Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском уезде / А. Б. Зернова // Советская этнография. 1932. — № 3. — С. 20−28.
  87. Л.К. Традиционная русская культура как основа формирования национального самосознания молодого поколения: автореф. дис.. канд. культурологи: 24.00.01 / Л.К. Зязева- СПбГУКИ. СПб., 2004. — 24 с.
  88. Иванов Вяч.Вс. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов / Вяч.Вс. Иванов, В. Н. Топоров. М.: Наука, 1974. — 341 с.
  89. Иванов Вяч.Вс. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. Древний период / Вяч.Вс. Иванов, В. Н. Топоров. М.: Наука, 1965.-246 с.
  90. Из культурного наследия народов Восточной Европы: сб. ст. / РАН, НИИ Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) — отв. ред. Т. В. Станюкович. СПб.: Наука. С-Петерб. отд-ние, 1992. — Т. ХЬУ. -197 с.
  91. С.Н. История культурологических теорий : учеб. пособие / С. Н. Иконникова. 2-е изд. доп. и перераб. — М.- СПб.- Нижний Новгород- Воронеж- Ростов н/Д: Питер, 2005. — 473 с.
  92. Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля: пер. с польск. / Р. Ингарден- перевод А. Денежкина и В. Куренного. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 224 с.
  93. П.Г. Современное народное искусство на Севере / П. Г. Истомин // На Северной Двине: сб. ст. Архангельского общества краеведения. -Архангельск, 1924. С. 19−27.
  94. Историко-этнографические очерки Псковского края: монография / Ред. A.B. Гадло. Псков: ПОИПКРО, 1998. — 315 с.
  95. История культуры древней Руси. Домонгольский период: в 2 т. / Ред. Б. Д. Греков, М. И. Артамонов. М.- JL: Изд-во Академии Наук СССР, 1951. -2 т.
  96. Е.И. Настенные листы / Е. И. Иткина // Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: каталог выставки. Государственный Исторический музей. М., 1994. — С. 59−60.
  97. М.С. Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 2003. — 2 кн.
  98. М.С. О прикладном искусстве / М. С. Каган. Л.: Художник РСФСР, 1961.-160 с.
  99. Е.Г. Религия древних славян / Е. Г. Кагаров. М.: Практические знания, 1918. — 72 с.
  100. Н.М. Народный костюм в контексте традиций российской культуры: автореф. дис.. д-ра культурологи: 24.00.02 / Н.М. Калашникова- СПбГУКИ. СПб., 1999. — 39 с.
  101. И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант- под общ. ред. В. Ф. Асмуса. -М.: Мысль, 1963−1966. 6 т.
  102. A.C. Народная художественная культура. Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств: учеб. пособие / A.C. Каргин. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. — 288 с.
  103. Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции: пер. с нем. / Э. Кассирер- пер. Б. Столпнер, П. Юшкевич. -СПб.: Фонд «Унив. кн.», 1996. 453 с.
  104. Кейпер Ф.Б. Я. Труды по ведийской мифологии: пер. с англ. / Ф.Б.Я. Кейпер- ред. Д. А. Ольдерогге. М.: Наука, 1986. — 196 с.
  105. П.В. Песни собранные П.В. Киреевским: в 2 вып. / П.В. Киреевский- ред. акад. В. Ф. Миллера. М.: О-во любителей российской словесности при Моск. ун-те, 1911−1929. 2 вып.
  106. Г. С. Вещь как феномен культуры / Г. С. Кнабе // Музееведение. Музеи мира: сб. науч. тр. -М., 1991.-С. 111−141.
  107. Г. С. Диалектика повседневности / Г. С. Кнабе // Вопросы философии. 1989. — № 5. — С. 26−46.
  108. Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира / Г. С. Кнабе. М.: Индрик, 1993. — 522 с.
  109. Г. С. Язык бытовых вещей / Г. С. Кнабе // Декоративное искусство СССР. 1985. — № 1. — С. 39−43
  110. Н.С. Пучужская роспись / Н. С. Козлова. Архангельск: АО ИППК, 1993.-24 с.
  111. Н.П. Лирика русской свадьбы / Н. П. Колпакова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. — 323 с.
  112. Н.П. Песенный фольклор Мезени / Н. П. Колпакова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. — 350 с.
  113. .А. Новгородские древности. Деревянные изделия / Б. А. Колчин. М.: Наука, 1968. — 183 с.
  114. .А. Новгородские древности. Резное дерево / Б. А. Колчин. М.: Наука, 1971.-63 с.
  115. И.В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. -М.: Аспект-Пресс, 1997. 225 с.
  116. А.П. Карельское народное искусство / А. П. Косменко. -Петрозаводск: Карелия, 1977. 98 с.
  117. В.А. Санскритско-русский словарь / В.А. Кочергина- ред. В.И. Кальянова- с приложением «Грамматического очерка санскрита» A.A. Зализняка. М.: Русский язык, 1978. — 896 с.
  118. В.Б. Композиция в русском народном искусстве (на материалах изделий из дерева): учеб. пособие / В. Б. Кошаев. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2006. — 120 е.: ил. (Изобразительное искусство).
  119. H.A. Нить жизни. Реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях / H.A. Криничная. -Петрозаводск: Изд-во петрозаводского университета, 1995. 40 с.
  120. О.В. Древняя символика в произведениях народного искусства ярославской области / О. В. Круглова // Советская этнография. 1971. -№ 1.-С. 264−269
  121. О.В. Народная роспись Северной Двины / О. В. Круглова. -М.: Изобразительное искусство, 1987. — 44 е.: ил.
  122. О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. Из собрания Загорского государственного историко-художественного заповедника / О. В. Круглова. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 160 е.: ил.
  123. О.В. Центры крестьянской резьбы по дереву в Ярославской обл.: Новые данные о «теремковых» и столбчатых прялках / О.В. Круглова// Советская этнография. 1972. — № 4. — С. 118−125
  124. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А. Ф. Некрыловой. М.: Правда, 1991. — 496 е.: ил.
  125. .А. Изба «пряха» и «непряха» Московского края / Б. А. Куфтин // Московский краевед. 1928. — Вып. 4. — С. 10−11
  126. .А. Мировое дерево. Древо" жизни в орнаменте и фольклоре восточной Европы / Б. А. Латынин. Л.: Изд-во ГАИМК, 1933. — 33 с.
  127. Н.И. Прядение и ткачество восточных славян / Н. И. Лебедева // Восточнославянский этнографический сборник: сб. ст. М., 1956. -С, 461−540.
  128. Леви-Строс К. Структурная антропология: пер. с фр. / К. Леви-Строс- ред. Вяч.Вс. Иванова. М.: Наука, 1985. — 535 с.
  129. Леви-Строс К. Мифологики. В 4 т. Т. 1. Сырое и приготовленное: пер. с фр. / К. Леви-Строс. М.- СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН: Культ. Инициатива: Унив. книга, 2000. — 406 с.
  130. Е.Е. Мифы русского народа / Е. Е. Левкиевская. М.: Астрель: ACT, 2005. — 526 е.: ил.
  131. Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура / Е. Е. Левкиевская. М.: «Индрик», 2002. — 336 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  132. В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В.Д. Лелеко- Санкт-Петербургский Гос. ун-т культуры и искусств. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2002. — 320 с.
  133. Д.С. Русская культура / Д. С. Лихачев. СПб.: Искусство, 2007. — 440 с.
  134. Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII нач. XIX вв. / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство, 1998. — 414 с.
  135. Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек текст — семиосфера — история / Ю. М. Лотман. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 447 с.
  136. Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 3. / Ю. М. Лотман. -Таллинн: Александра, 1993. 480 с.
  137. Ю.М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М.: Прогресс. Генезис, 1992.-270 с.
  138. Ю.М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам: сб. ст. Тарту, 1987. — Вып. XXI. — С. 10−21.
  139. Ю.М. Статьи по типологии культуры / Ю. М. Лотман. -Тарту: Тарт. ун-т, 1970. Вып. 1. — 106 с.
  140. О.В. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян восточной Европы / О. В. Лысенко. СПб.- Сан-Францизко: Астур, 1992. — 50 е.: ил.
  141. Т.А. Городецкая живопись / Т. А. Маврина. Л.: Аврора, 1970.- 140 е.: ил.
  142. Л.Н. Великорусские заклинания / Л.Н. Майков- послесл., примеч. и подг. текста А. К. Байбурина. СПб.- Париж: Изд-во Европейского Дома, 1992.-206 с.
  143. C.B. Год на Севере / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. С. Плеханова. Архангельск: Сев. — Зап. кн. изд-во, 1984. — 607 с.
  144. C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила / C.B. Максимов. СПб.: Изд-во ТОО Полисет, 1994. — 446 с.
  145. Г. Л. Бытовые мотивы и сюжеты народного искусства. (В росписи и резьбе) / Г. Л. Малицкий. Казань: Татгосиздат, 1923. — 44 е.: ил.
  146. Г. Л. Св. Георгий в облике старца в русской народной легенде и сказке / Г. Л. Малицкий. М.: Печатня А. Снегиревой, 1915. — 36 с.
  147. Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX—начала XX в. / Г. С. Маслова. М.: Наука, 1984.-216 с.
  148. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова. М.: Наука, 1978. — 206 с.
  149. Махабхарата. «Нараяния». Философские тексты / Примеч., толковый слов. Б. Л. Смирнова. 2-е изд. — Ашхабад: Ылым, 1984. — Вып. V, кн. 2. — 328 е.: ил.
  150. С.Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь справочник: в 2 кн. / С. Т. Махлина. СПб.: Композитор, 2003. — 2 кн.
  151. С.Т. Язык искусства в контексте культуры. Санкт-Петербургская государственная академия культуры / С.Т. Махлина- Санкт-Петербургская государственная академия культуры. СПб.: Издательство СПбГАК, — СПб.: 1995. — 218 с.
  152. Е.М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.-407 с.
  153. П.И. (Андрей Печерский). Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. В лесах. Роман / П. И. Мельников (Андрей Печерский). М.: Правда, 1963. -618 с.
  154. JI.A. Семиозис космоса в традиционной культуре: автореф. дис.. канд. Философских наук: 24.00.01 / JI.A. Меньшиков- СПбГУКИ. СПб., 2001. — 24 с.
  155. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1992. 736 с.
  156. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. СПб.: «Искусство-СПБ», 2005. — 688 е.: ил.
  157. A.B. Очерки истории русской культуры IX—XVII вв.. / A.B. Муравьев, A.M. Сахаров. -М.: Просвещение, 1984. 336 с.
  158. O.A. О некоторых особенностях формообразования прялок Заонежья / O.A. Набокова // Традиционная культура Русского Севера: история и современность: матер. V науч. конф. «Рябининские чтения — 2007». -Петрозаводск, 2007. С. 83−87.
  159. O.A. Прялки Заонежья: традиции и индивидуальные особенности мастерства / O.A. Набокова // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера: докл. III Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения-99». Петрозаводск, 2000. — С. 376−385.
  160. O.A. Прялки Карелии: локальные традиции в контексте этнической истории / O.A. Набокова // Локальные традиции в народнойкультуре Русского Севера: матер. IV Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения-2003». Петрозаводск, 2003. — С. 209−212.
  161. Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв.: материалы науч. конф. / Общ. ред. И. Е. Даниловой. М.: Сов. художник, 1975. — 369 с.
  162. Народное искусство. Исследования и материалы. К 100-летию Государственного Русского музея: сб. ст. / Сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская.- СПб.: Palace Editions, 1995. 204 е.: ил.
  163. Народное искусство. Материалы и исследования: сб. ст. / Сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. СПб.: Гос. Рус. музей, 2004. — 184 е.: ил.
  164. Народное искусство: каталог выставки / Вступ. ст. И. А. Пятницкой.- Вологда: Упр. культуры Волог. облисполкома- Волог. обл. краеведч. музей, 1966.-55 е.: ил.
  165. Народное искусство Ленинградской области. Из собрания Государственного Русского музея / Авт. вступ. ст. и сост. М. А. Сорокина. Л.: Изд-во Гос. Рус. музея, 1985. — 125 е.: ил.
  166. Народные художественные промыслы. Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917−1932 гг.: в 2 т. / Ред. М. А. Некрасовой, С. М. Темерина. М.: Искусство, 1986. — 2 т.
  167. С.Ю. Вещественные объекты и их свойства в фольклорной картине мира / С. Ю. Неклюдов // Признаковое пространство культуры: сб. ст. М., 2002. — С. 21−31.
  168. А.И. Русское народное искусство / А. И. Некрасов. М.: Государственное издательство, 1924. — 164 е.: ил.
  169. А.Ф. Уроки воспитания сквозь призму истории (традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX нач. XX в.) / А. Ф. Некрылова, В. В. Головин. — СПб.: о-во «Знание» России, 1992. — 29 с.
  170. C.B. Символика женских украшений в традиционной культуре якутов: автореф. дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / C.B. Никифорова- СПбГУКИ. СПб., 2003. — 18 с.
  171. Е.С. «Вещь-знак» и «вещь-жест»: к семиотической интерпретации фетишей / Е. С. Новик // Вестник Российского государственного гуманитарного университета: сб. ст. М., 1998. — Вып. 2. — С. 79−97.
  172. Е.С. Фольклор обряд — верования: Опыт структурно-семиотического изучения текстов устной культуры: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.01.09 / Е.С. Новик- Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М., 1996. — 55 с.
  173. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений / РАН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: «А ТЕМП», 2004. — 944 с.
  174. О земной жизни, рождении и успении Пресвятой Богородицы. СПб.: ред. нар. журн. «Мирской вестник», 1890.- 40 с.
  175. Очерки истории культуры славян. (С древнейших времен до XIII в.): сб. ст. / РАН. Институт славяноведения и балканистики- ред. В. К. Волков. М.: Индрик, 1996.-463 с.
  176. Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: пер. с англ. / Э. Панофский. СПб.: Гуманит. агенство «Академ, проект», 1999. — 394 с.
  177. А.Б. Семантика крестьянского дома в культуре Русского Севера (XIX нач. XX вв.): автореф. дис.. канд. культурологи: 24.00.01 / А.Б. Пермиловская- СПбГУКИ. — СПб., 2004.-24 с.
  178. Песни. Сказки. Пословицы. Поговорки и загадки собранные H.A. Иваницким в Вологодской губернии / Сост., коммент. H.A. Иваницкий. -Вологда: Вологодское книжное издательство, 1960. 232 с.
  179. JI.B. Коммуникации в культуре. Процессы и явления / JI.B. Петров. СПб.: Нестор, 2005. — 200 с.
  180. В.Я. Древо жизни / В. Я. Петрухин // Живая старина. -1997.-№ 1.-С. 8−9
  181. A.A. Символ и миф в народной культуре / A.A. Птебня. -М.: Лабиринт, 2000. 480 с.
  182. A.A. Слово и миф / A.A. Потебня. М.: Правда, 1989. — 622с.
  183. Проблемы типологии в этнографии: сб. ст. / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1979. — 271 с.
  184. В.Я. Поэтика фольклора / В.Я. Пропп- сост., предисл. А. Н. Мартынова. М.: Лабиринт, 1998. — 351 с. — (Собрание трудов В.Я. Проппа).
  185. В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования / В.Я. Пропп- коммент. И. В. Пешкова. М.: «Лабиринт», 2000. — 192 с. — (Собрание трудов В.Я. Проппа).
  186. Пряник, прялка и птица Сирин / Авт. С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, З. П. Попова, Ю. С. Черняховская: сб. ст. М.: Просвещение, 1971. — 231 с.
  187. Д.С. Изобразительные тексты: пределы постижения / Д. С. Раевский // Живая старина. 1996. — № 3. — С. 18−20
  188. Ригведа. Мандалы I IV / Изд. подготовила Т. Я. Елизаренкова. М.: Наука, 1989.-767 с.
  189. Ригведа. Мандалы V — VIII / Изд. подготовила Т. Я. Елизаренкова. М.: Наука, 1995.-744 с.
  190. Ригведа. Мандалы IX-X / Изд. подготовила Т. Я. Елизаренкова. М.: Наука, 1999.-560 с.
  191. В.П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997.-384 с.
  192. Русская изба. (Внутреннее пространство, • убранство дома, мебель, утварь): иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост. Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Мадлевская. СПб.: Искусство — СПБ, 2001. — 376 е.: ил.
  193. Русская мифология: энциклопедия / Сост., ред., предисл. Е. Л. Мадлевская. М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2006. — 784 е.: ил. — (Тайны древних цивилизаций).
  194. Русская народная картинка XVII—XIX вв.еков: каталог выставки / Ред. М. А. Алексеева. Л.: Изд-во Гос. Рус. музея, 1980. — 85 е.: ил.
  195. Русские прялки. Каталог выставки из собрания Государственного Русского музея / Сост. Н. В. Тарановская, Н. В. Мальцев. JL: Аврора, 1971. — 42 е.: ил.
  196. Русские прялки в собрании Государственного Русского музея: альманах / Авт. текста Н. В. Тарановская. СПб.: Pa Editions, 2001. — Вып. 7. — 50 е.: ил.
  197. Русские: семейный и общественный быт: сб. ст. / Ред. М. М. Громыко и Т. А. Листова. М.: Наука, 1989. — 336 с.
  198. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылин. М.: Книга-принтшоп, 1990. — 616 с.
  199. Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы: сб. ст. / Ред. К. В. Чистова и Т. А. Бернштам. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. -280 с.
  200. Русский рисованный лубок конца XVIII- нач. XX вв.: альбом / Сост. и авт. текста Е. И. Иткина. М.: Русская книга, 1993. — 255 е.: ил.
  201. Русский Север: Этническая история и народная культура XII—XX вв.: сб. ст. / РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая- ред. И. В. Власова. М.: Наука, 2001. — 848 е.: ил.
  202. Русский эротический фольклор: Песни, обряды и обрядовый фольклор: сборник / Сост., науч. ред., вступ. ст. (С. 5−18) А. Л. Топорков. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1995. — 646 с.
  203. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея / Ред.-сост. И. Я. Богуславская. Л.: Художник РСФСР, 1984. — 295 е.: ил.
  204. Русское народное искусство Севера: сб. ст. / Ред. И. Я. Богуславская, В. А. Суслова. Л.: Советский художник, 1968. — 191 е.: ил.
  205. Русское художественное дерево. Труды Государственного исторического музея: сб. ст. / Сост. С. К. Жегалова. М.: Советская Россия, 1983. — вып 56. — 173 с.
  206. .А. Макрокосм в микрокосме народного искусства / Б. А. Рыбаков // Декоративное искусство СССР. 1975.- № 3. — С. 38−43
  207. .А. Язычество древней Руси / Б. А. Рыбаков. — М.: София, Гелиос, 2001. 744 е.: ил.
  208. .А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. М.: — София, Гелиос, 2002. — 592 е.: ил.
  209. Д.Н. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач / Д. Н. Садовников. М.: Изд-во Московского университета, 1959. — 335 с.
  210. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории: 1917−1932 гг.: сборник / РАН, Гос. Ин-т искусствознания. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — 535 с.
  211. Сборник статей по вторичным моделирующим системам: сб. ст. / Отв. ред. Ю. М. Лотман. Тарту, Тарт. ун-т, 1973. -205 с.
  212. Т.Н. К функциям посуды в восточно-романском фольклоре / Т. Н. Свешникова, Т. В. Цивьян // Этническая история восточных Романцев. (Древность и средние века): сб.ст. М., 1979. — С. 147−190.
  213. Д.М. Мир вещей и семиотика / Д. М. Сегал // Декоративное искусство СССР. 1985. — № 6. — С. 38−41
  214. В.В. Восточные славяне в У1-УШ вв. / В. В. Седов. М.: Наука, 1992. — 327 с.
  215. В.В. Происхождение и ранняя история славян / В. В. Седов. -М.: Наука, 1979.-156 с.
  216. В.В. Славяне в древности / В. В. Седов. — М.: НПБО «Фонд археологии», 1994. 343 с.
  217. Семиотика: сб. ст. / Сост., вступ. ст., ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983.-636 с.
  218. М.Л. «Голубиная книга» священное сказание русского народа / М. Л. Серяков. — М.: Алетейа, 2001. — 664 е.: ил. — (Славянские древности).
  219. Симпозиум по структурному изучению знаковых систем: тезисы докладов / АН СССР, Ин-т славяноведения. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962.- 159 с.
  220. Сказки и легенды Пушкинских мест / Записал В. Н. Чернышев. М.- Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. — 343 с.
  221. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Толстая. 2-е изд. — М.: Междунар. отношения, 2002. — 512 с.
  222. Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 2 т. / РАН. Ин-т славяноведения- ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995−1999.-2 т.
  223. Л.Ю. Прялка в традиционной культуре: мифопоэтика и типология (на материалах Костромской губернии): автореф. дис.. канд. культурологи: 24.00.01 / Л.Ю. Слепынина- Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2007. — 18 с.
  224. Словацкое народное искусство: в 2 т.: пер. со словацкого / Пер. Г. Дорошенко- ред. Р. Мрлиан. Братислава: «Татран», 1954. — 2 т.
  225. А.И. Великорусские народные песни: в 7 т. / А. И. Соболевский. СПб.: Гос. типография, 1895−1902. — 7 т.
  226. Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры / Э. В. Соколов. М.: Интерпракс, 1994. — 269 с.
  227. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. Государственный Исторический музей: сб. ст. / Авт. С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, З. П. Попова. М.: Искусство, 1967. — 262 е.: ил.
  228. Ф. де. Труды по языкознанию: пер. с фр. / Ф. де Соссюр- ред. A.A. Холодович. М.: Прогресс, 1977. — 695 с. — (Языковеды мира).
  229. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2001. — 990 е.: ил.
  230. Ю.С. Семиотика / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1971.167 с.
  231. Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел, конец XIX — нач. XX вв. / Ю. Ю. Сурхаско. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 172 с.
  232. H.B. О типах северных росписей на бытовых предметах / Н. В. Тарановская. М.: Наука, 1964. — 7 с.
  233. Н.В. Редкий сюжет в народной росписи северодвинского типа / Н. В. Тарановская // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: сб. трудов Государственного Русского музея. Л., 1991. — С. 29−39.
  234. Н.В. Русские прялки / Н. В. Тарановская, Н. В. Мальцев. Л.: Аврора, 1970. — 110 е.: ил.
  235. A.B. История культуры русского народа / A.B. Терещенко. — М.: Эксмо, 2007. 736 е.: ил.
  236. М.Н. Русская культура X—XVIII вв.. / М. Н. Тихомиров. -М.: Наука, 1968.-447 с.
  237. Толковый словарь английского языка / ред.: А. Хорнби, Э. Гейтенби, X. Уэйкфилд. М.: «Сигма-пресс», 1996. — 1200 с.
  238. С.М. К соотношению христианского и народного календаря у славян: счет и оценка дней недели / С. М. Толстая // Языки культуры и проблемы переводимости: сб. ст. М., 1987. — С. 154−168.
  239. Н.И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н. И. Толстой. М.: Индрик, 1995. — 509 е.: ил.
  240. А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья / А. Л. Топорков // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX—XX вв.: сб. ст. М., 1990. — Вып. 2. — С. 66−118.
  241. В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе / В. Н. Топоров // AEQUINOX: сб. ст. М., 1993 — С. 70−167. ¦
  242. В.Н. Из славянской языческой терминологии: Индоевропейские истоки и тенденции развития / В. Н. Топоров // Этимология 1986—1987: сб. ст. М., 1989. — С. 3−50.
  243. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: избранное / В. Н. Топоров. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995. — 624 с.
  244. В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией мирового дерева / В. Н. Топоров // Труды по знаковым системам: сб. ст. Тарту, 1971. — Вып. V. — С. 9−46.
  245. В.Н. Русская «Голубиная книга» и иранский BUNDAHISN / В. Н. Топоров // Этимология 1976: сб. ст. М., 1978. — С. 150−153.
  246. О.Н. Ремесленная терминология в славянских языках / О. Н. Трубачев. М.: Наука, 1966. — 416 с.
  247. О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: лингвистические исследования / О. Н. Трубачев. М: Наука, 2003. — 269 с.
  248. Г. И. Нить и ее обрядовые функции / Г. И. Трубицына // Полесье и этногенез славян: сб. ст. М., 1983. — С. 113−114.
  249. .А. Филологические разыскания в области славянских древностей: (реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского) / Б. А. Успенский. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 245 с.: ил.
  250. И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца 17−19 веков / И. Н. Уханова. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2001. — 311 с.
  251. И.Н. Резьба и роспись народных мастеров СевероЗападного Поморья / И. Н. Уханова // Фольклор и этнография Русского Севера: сб. ст.-Л., 1973.-С. 105−119.
  252. В.А. Прялка-терем / В. А. Фалеева // Декоративное искусство СССР. 1969. — № 5 — С. 25−28
  253. М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер. СПб.: «Азбука», 1996. — 4 т.
  254. П.А. Органопроекция / П. А. Флоренский // Декоративное искусство СССР. 1960. — № 12 (145). — С. 39−42.
  255. Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов: сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т этнографии H.H. Миклухо-Маклая- ред. Б. Н. Путилова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. — 255 с.
  256. О.М. Семантика первой вещи / О. М. Фрейденберг // Декоративное искусство СССР. 1976. — № 12. — С. 16−22
  257. М. «Это не трубка»: пер. с фр. / М. Фуко- пер. И. Кулик. М.: Изд-во «Художественный журнал», 1999. — 152 с.
  258. М. Введение в метафизику: пер. с нем. / М. Хайдеггер- пер. Н. О. Гучинской. СПб.: Издательство НОУ — «Высшая религиозно-философская школа», 1998. — 301 с.
  259. Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: пер. с нем. / Ф.-В. фон Херрманн. — Томск: Водолей, 1997. 96 с.
  260. А. Тайна древнего кургана / А. Хлевов // Всемирный следопыт. 2005. — № 24. — С. 64−69
  261. Хороводные и игровые песни Сибири: сборник / Вступ ст., сост. и прим. Ф. Ф. Болонева. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. — 239 с.
  262. O.A. Мифологическая лексика Русского Севера / O.A. Черепанова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 169 с.
  263. Л.А. История культуры Древней Руси / Л. А. Черная. М.: Логос, 2007.-288 е.: ил.
  264. Л.Ф. Знаковость / Л. Ф. Чертов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. -388 с.
  265. В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI—XIX вв.еков. Очерки по истории народных верований / В. И. Чичеров. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957.-236 с.
  266. Н.Ж. О семантике шеста бакан в кочевом жилище тюрков и монголов / Н. Ж. Шаханова // Традиционные верования в современной культуре этносов: сб. науч. трудов. СПб., 1993. — С. 61−71.
  267. Л.В. Великорус в его песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах: в 2 вып. / Л. В. Шейн. Спб.: Акад. наук, 1898 — 1900. -Продолжающаяся пагинация в обоих выпусках. — 835 с. — 2 вып.
  268. В.А. Крестьянские росписи Севера / В. А. Шелег // Русский Север: ареалы и культурные традиции: сб. науч. ст. Л., 1992. — С. 127−147.
  269. В.К. Древняя Индия в культуре Руси (XI- середина XV вв.) / В. К. Шохин. М.: Наука, 1988. — 333 с.
  270. Г. Г. Введение в этническую психологию / Г. Г. Шпет. — СПб.: Изд. Дом «П.Э.Т.» при участии изд-ва «Алетейя»: Кренов, 1996. 153 с.
  271. Н.М. Русская крестьянская живопись / Н. М. Щекотов. — М.- Пг.: Гос. изд., 1923. 32 е.: ил.
  272. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию: пер. с итал. / У. Эко- пер. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. СПб.: «Симпозиум», 2004. — 544 с.
  273. М. Реология наука о вещах / М. Эпштейн // Декоративное искусство СССР. — 1985.- № 6. — С. 21−22
  274. Этнические стереотипы мужского и женского поведения: сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнографии H.H. Миклухо-Маклая. СПб.: Наука. Санкт-Петерб. отд-ние, СПб., 1992. — 320 с.
  275. Этнические стереотипы поведения: сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнографии H.H. Миклухо-Маклая- ред. А. К. Байбурина. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. -325 с.
  276. Этнографическое изучение знаковых средств культур: сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнографии H.H. Миклухо-Маклая. Ленинградская часть- отв. ред. A.C. Мыльников. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. — 300 с.
  277. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры: сб. ст. / Отв. ред. К. В. Чистов. М.: Наука, 1987. — 556 с.
  278. Этнознаковые функции культуры: сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая- отв. ред. Ю. В. Бромлей. -М.: Наука, 1991.-224 с.
Заполнить форму текущей работой