Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональные особенности формирования инновационной подсистемы в условиях экономической нестабильности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дана оценка социально-экономическому развитию Чувашской Республики, которая выявила основные особенности и факторы, способствующие формированию региональной инновационной подсистемы, а также факторы, оказывающие негативное влияние на ее формирование. Среди особенностей выделили: низкую инновационную активность организаций Чувашской Республики, неравномерное распределение инновационного потенциала… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы формирования национальной инновационной системы
    • 1. 1. Экономическая сущность, роль и значение инноваций в развитии национальной экономики
    • 1. 2. Инновации как система. Региональный аспект
    • 1. 3. Жизненный цикл инноваций в условиях экономической нестабильности
  • Глава II. Формирование инновационной подсистемы дотационного региона в условиях экономического кризиса
    • 2. 1. Анализ и оценка делового климата в Чувашской республике как предпосылка формирования инновационной подсистемы
    • 2. 2. Региональные особенности инновационной подсистемы Чувашской республики
    • 2. 3. Методические подходы к оценке инновационного потенциала дотационного региона
  • Глава III. Инновационная подсистема как условие развития дотационного региона в условиях экономического кризиса
    • 3. 1. Особенности развития региональной инновационной системы в условиях экономического кризиса
    • 3. 2. Государственное регулирование инновационным процессом в регионе в условиях кризиса
    • 3. 3. Разработка конкретных предложений по уточнению основных положений инновационной программы развития Чувашской Республики до 2015 года
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Региональные особенности формирования инновационной подсистемы в условиях экономической нестабильности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Экономический рост, развитие реального сектора экономики, повышение благосостояния населения во многом зависят от того, на какое направление страна делает упор: выпускает ли страна конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию или обладает сырьевой направленностью экономики. В условиях экономической нестабильности активизация инновационных процессов в развитии региональной экономики приобретает важное народно-хозяйственное значение. Несмотря на это, регионы сталкиваются с объективными трудностями в обеспечении реализации инновационных процессов, в создании эффективных условий для осуществления инновационной деятельности хозяйствующими субъектами региона. Это объясняется во многом' отсутствием налаженного взаимодействия между субъектами научно-технической деятельности и экономики.

Инновационный процесс носит сложный, динамичный, нелинейный характер, что требует системного изучения инновационных процессов, как на национальном, так и на региональном уровнях. На данный момент в Российской* Федерации разработаны основные нормативно-правовые акты, позволяющие достаточно эффективно управлять целевыми научно-техническими программами и проектами на указанных уровнях экономики. На этой основе создаются объекты инновационной инфраструктуры, проводятся, мероприятия в этой области. Однако, к сожалению, эффективность их не высока. Исходя из этого, большое число экономистов обосновывают необходимость принципиального изменения подходов к исследованию инновационных процессов на региональном уровне. Прежде всего, данное требование относится к формированию региональной инновационной подсистемы и ее составных частей и элементов.

Актуальность темы

исследования может быть обоснована не только необходимостью решения задач активизации инновационных процессов, но.

Эмпирическая база исследования. Необходимую информационную базу для исследования обеспечили статистические данные социально экономического развития Чувашской Республики, а также других субъектов Российской Федерации. Статистические данные в сочетании с методами, указанными выше, гарантировали достоверность полученных результатов.

Научная гипотеза диссертационного исследования базируется на системе теоретических и практических положений и позиции автора, согласно которой, формирование инновационной подсистемы региона и эффективное управление инновационной деятельностью в регионе в условиях экономической нестабильности возможно только при условии скоординированных действий представителей государства и бизнеса, путем совместной разработки и реализации стратегии развития инновационной деятельности в регионе.

Научная новизна результатов диссертационного исследования, полученная лично соискателем:

1. Выявлено, что «инновационное развитие национальной экономики» является экономической категорией, представляющая собой совокупность последовательно взаимосвязанных этапов, работ в виде целенаправленной и организованной творческой деятельности, состоящей из различных взаимоувязанных в единый процесс исследований по созданию и производству инноваций, что позволяет определить направления стратегического развития национальной экономикиа также определить место региональной экономики в этом процессе.

2. Дана авторская трактовка понятия «региональная инновационная подсистема», суть которой заключается в том, что это — совокупность субъектов и институтов, взаимодействующих между собой, деятельность которых направлена на создание, хранение и передачу знаний и технологий с целью обеспечения необходимых условий для устойчивого социально-экономического развития региона, органично вписывающиеся в инновационную систему более высокого уровня.

3. Дана оценка социально-экономическому развитию Чувашской Республики, которая выявила основные особенности и факторы, способствующие формированию региональной инновационной подсистемы, а также факторы, оказывающие негативное влияние на ее формирование. Среди особенностей выделили: низкую инновационную активность организаций Чувашской Республики, неравномерное распределение инновационного потенциала по территории региона, а также по отраслям, дефицит высококвалифицированных кадров, отсутствие образовательной базы подготовки кадров для инновационного предпринимательства, недостаточная связь науки с производствомзначительный износ основных фондов отрасли наука и научного обслуживаниянедостаток финансовых средств и т. д.

4. Конкретизированы механизмы государственного регулирования инновационным процессом в условиях кризиса, суть которых в том, что в предлагаемом подходе политика в отношении кризиса не должна исчерпываться антикризисными мерами, она представляет собой процесс, который, помимо собственно реагирования на кризисную ситуацию, включает также фазы предкризисного и посткризисного регулирования. Это позволит откорректировать концепцию' и стратегию долгосрочного социально-экономического развития страны, а также отраслевые и региональные стратегии.

5. Разработаны рекомендации по совершенствованию направлений развития инновационной деятельности на территории Чувашской Республики в условиях экономической нестабильности и оценена их эффективность, что позволяет, учитывая региональные особенности инновационной подсистемы Чувашской Республики, сформировать единую политику в сфере инновационной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений и выводов, полученных в диссертации, для дальнейшего научного анализа и развития теории и практики инновационной деятельности в современной экономике России. Результаты диссертационной работы могут быть использованы региональными органами власти при разработке концепции социально-экономического развития заинтересованными министерствами и ведомствами, занимающимися проблемами поддержки инновационной деятельности, а также другими субъектами инновационного процесса. Теоретические обобщения и практические выводы могут быть использованы в преподавании таких учебных дисциплин, как «Инновационный менеджмент», «Региональная экономика», «Управление инновационными процессами».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли свое отражение в материалах международных, всероссийских, региональных межвузовских конференций. Также материалы диссертации использовались в учебном процессе при чтении лекций.

Публикации результатов работы. Основные положения диссертации представлены в 8 опубликованных научных работах, общим объемом 1,7 п.л. (авторские), в том числе в рецензируемых научных изданиях, входящих в перечень ВАК РФ — 3.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, библиографического списка — 107 наименований. Объем работы 151 страница, рисунков —11, таблиц — 9.

Результаты исследования, проведенного в диссертации, позволили сформулировать следующие выводы и рекомендации:

1. Инновационное развитие национальной экономики — это экономическая категория, включающая в. себя и инновационный процесс, и инновационную деятельность, в результате чего обобщаются теоретические представления о направлении стратегического развития национальной экономики, потенциальной*возм9жности экономического роста и повышении конкурентоспособности за счет освоения новых научно-технических достижений.

2. Учитывая параметры концепции' национальных инновационных систем, авторами которой являются К. Фримен, Б.-А. Лундвалл и Р. Нельсон, дана авторская3 трактовка понятия* «региональная инновационная? подсистема», суть которойзаключается* в том, что это совокупность субъектов и институтов, взаимодействующих между собой, в процессе создания, храненияи передачи знаний" иг технологий с целью обеспечения необходимых условий для, устойчивого социально-экономического развития региона.

3. Периоды спада в фазе экономического кризиса^ могут стать благоприятным, временем для разработки стратегии, внедрения, технологий, их коммерциализацию. Тогда на этапе фазы подъема, фирмы могут выйти уже с разработанной технологией и готовой стратегией коммерциализации.

4. Оценка инновационного потенциала региона позволила уточнить основные макроэкономические, финансовые и другие особенности, способствующие инновационному развитию Чувашской Республики и оказывающие негативное влияние на формирование ее инновационной среды. К числу негативных относятся: низкая инновационная активность организаций Чувашской" Республики, неравномерное распределение инновационного потенциала по отраслям и территории* региона, дефицит высококвалифицированных специалистов, отсутствие образовательной базы подготовки кадров для инновационного предпринимательства, недостаточная связь науки с производствомзначительный износ основных фондов отрасли наука и научное обслуживание и т. д.

5. Конкретизированы механизмы государственного регулирования инновационным процессом в условиях кризиса, суть которых в том, что в предлагаемом подходе политика в отношении кризиса не исчерпывается антикризисными мерами, она представляет собой процесс, который, помимо собственно реагирования на кризисную ситуацию включает также фазы предкризисного и посткризисного регулирования.

6. Выделены основные направления' инновационной политики Чувашской республики-, а также методы ее реализации, суть которых выражается в более глубокой детализации и учета региональных условий и факторов" ее формирования, и' создания, необходимой инфраструктуры для эффективных изменений в инновационной^сфере.

7. Чувашия обладает инновационным потенциалом, но" инновационная деятельность не является главным направлениемх развития экономики. Для активизации инновационной деятельности необходимо:

— создать нормативно правовую базу, которая бы регламентировала деятельность исполнительных органов, направленной на помощь существующим предприятиям в интенсивном* использовании инноваций всего спектра направлений сформулированных среди задач Программыпровести мероприятияпо совершенствованию имеющейся инфраструктуры, которая бы способствовала активизации инновационной деятельности в республике;

— использовать конкурентные преимущества Чувашской республики (сильная наука, достаточное количество инновационных предприятий) для привлечения инвестиций в регион;

— создать условия для эффективного развития предприятий как уже действующих на территории республики, так и новых малых инновационных, технологически ориентированных предприятий;

— максимально эффективное использование людских ресурсов для реализации различных направлений;

Предложенные пути активизации инновационного процесса в Чувашской Республике позволят сформировать эффективную инновационную подсистему региона. Она позволит наиболее полно использовать накопленный научно-технический и инновационный потенциал, будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции, укрепит межрегиональные и международные связи, привлечет иностранные инвестиции в инновационную сферу республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Андреев Ю. Н. Сопоставление научно-технического потенциала и инновационной деятельности регионов России / Ю.Н. «Андреев // Регионология- № 9, 2008: С. 34−46.
  2. В. Д. Россия: экономический и инвестиционный: потенциал.- М.: ОАО «Изд-во5 «Экономика», 1999!-662с:
  3. Балакирева? О. В-. Оценка и» планирование развития^ инновационного потенциала? региона- с использованием: балансовых моделей: теоретико-методический аспект.-Ростов-на-Дону.-2005.-с.225.32
  4. Вестник МсКтзеу, № 21 за 2010-тод!
  5. Виноградов В-В: Экономика России: Учебное- пособйе. г М.: Юристъ, 2002:
  6. В.H. Управление инновациями: 17-ти модульная программа для- менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7.- М.: ИНФРА-М, 1999.С.26.
  7. Дорошенко Ю: А., Бухонова С. М. Методика оценки инновационной активности организации? // Экономический? анализ теория? и практика.-№ 1(34).-2005.-с.2−8
  8. Закош Чувашской? Республики^ от 25 ноября 2003 г. № 39 «Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития ЧувашскойФеспубликина 2003−20 Шгоды"20.3аседание «Меркурий-клуба», на тему: «Инновационное развитие• M ' ' '. , • • ' '
  9. России: роль регионов» //Сайт ТИП РФ- 10 Март 2009:21 .Иванова Н: Национальные инновационные системы в глобальном контексте//Человек и труд.-2004--№ 5> с.61−64
  10. А. Его величество случай (интервью с академиком Р.М. Энтовым) //Эксперт. 2006: № 1−2 (496)
  11. В. В. Выступление на «круглом столе» Секции экономики Отделения общественных наук РАН «Проблемы текущего состояния российской экономики и перспективы ее развития» (Москва, 5 марта 2009 г.). -М: ООН РАН, 2009:
  12. Каптерев А. И: Управление профессионально-интеллектуальным потенциалом современной организации: от теории к технологиям / А. И. Каптерев // Академия труда и социальных отношений, 2006.
  13. Ким С. А. Рейтинговый подход к оценке состояния социально-экономического развития федеральных округов России//Экономика и право, 2004, № 4
  14. A.B., Суворинов A.B. Механизмы реализации инновационной политики государства // Инновации.- 2005.-№ 3.-с. 11−15
  15. Г. Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие для ВУЗов.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000, 288с.
  16. Д.И. Инновационная деятельность.- М.: Экзамен, 2001.576с.
  17. О., Чечель А., Столяров Г. Потеряли полгода //Ведомости. 3 июля 2009 г.
  18. В.В. Совершенствование структуры экономики региона. -Автореф. докт. дисс. — М.:2009
  19. .Н. Россия 2050: стратегия инновационного порыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец.- 2-е изд., доп. — М.: ЗАО'"Издательство «Экономика»», 2005.-624с.
  20. Е.А. Двойная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом.- 2004.- № 3 .-с. 22−25
  21. К. Дмитрий Медведев проинспектировал подводный флот // Российская газета, 3 июля 2009 г.
  22. В. Поднебесный рост: китайская"экономика набирает былые обороты // РБК Daily, 17 июля 2009 г.
  23. В.Л. Экономика знаний: уроки для России / В: Л. Макаров // Вестник РАН, 2003. Т. 73, № 5.
  24. В.Г. и др. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997
  25. О.Л., Финансовые и правовые проблемы частно-государственного партнерства / В. И. Осипов. М.: Анкил, 2009. 55 с.
  26. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 января 2008 г.-М.: Эксмо, 2008.-832с. (Российское законодательство)
  27. Наука Чувашской Республики, 2010: Стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республики
  28. Основы инновационной политики РФ на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу
  29. Ю.В., Голова' И.М., Суховой? А. Ф. Инновационная политика в регионе: организационно-управленческие аспекты. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 1996.- 50с.
  30. Т.В. Экономический анализ и- оценка инновационной активности и конкурентоспособности регионов Приволжского федерального округа // Экономический анализ: теория и практика.- 2004.- № 5.- с. 16−22
  31. Постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 6 г октября 2004 г. № 175 «Об утверждении концепции инновационного развития города Чебоксары до 2010 года»
  32. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 1 декабря 1999 г. № 4685−11ГД «О Федеральном законе «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной» политике»
  33. Постановление Кабинета Министров чувашской Республики от 01.03.2006 г. № 38 «Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской республики в 2005 году и задачах на 2006 год»
  34. Постановление Кабинета Министров. Чувашской Республики от 21.02.2005 № 39 «Об- утверждении концепция- инновационного развития1 Чувашской Республики»
  35. Постановление Кабинета Министров чувашской Республики от 25 апреля 2003 г. № 101 «О порядке субсидирования лизинговых платежей субъектам малого предпринимательства»
  36. Постановление Кабинета Министров, Чувашской, республики от 27 августа 2001 г. № 196 «Об утверждении^ Порядка, предоставления' на конкурсной основе государственных гарантий чувашской Республики и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов»
  37. Постановление Правительства РФ- от 03.03.2001 г. 159 «О правительственной комиссии по научно-инновационной политике»
  38. Постановление Правительства РФ от 31.03.98 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу"5 5. Промышленность Чувашской Республики: Стат. Сборник / Чувашстат — Чебоксары, 2011
  39. Райзберг Б: А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 1996. 496с.
  40. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В: И. Видяпина, М'.В1. Степанова.- М: ИНФРА М, 2002.- 686с.
  41. Республиканская комплексная программа инновационного развития Чувашской Республики на 2006−2010гг.
  42. Ресурсный потенциал экономического роста / Авт. кол. Н. П. Фигурнова, Е. В. Красникова, A.M. Бабашкина и др.- М.: Путь России. Экон.лит., 2002. 568с.
  43. А. Возможности инновационного развития в регионе // Экономист. 2004.- № 3.- с.34−39
  44. Рыночная экономика. Словарь/Под общ. ред. Г. Я. Кипермана — М.: Республика, 1993 .-524с.
  45. . Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг.- Mi: Прогресс, 1990. 295с.63 .Семенова^ A.A. Национальные инновационные системы: механизм формирования и развития: Монография.- М.: Институт экономики РАН, 2004.- С.246
  46. Статистический ежегодник Чувашской Республики, 2010: Стат. сборник / Чувашстат — Чебоксары, 2011
  47. Степанов» Н., «Практически все инновационные программы, в машиностроении и металлургии замораживаются из-за кризиса», сайт «NANO NEWS NET» 08.03.2009,
  48. Толковый словарь «Бизнес и право» справочной правовой системы ГАРАНТ.
  49. A.A. Методические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.-2004.-№ 3.-с. 27−34
  50. A.A. Методологические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.- 2004.-№ 3.-с.30
  51. A.A. Управление инновационным развитием предприятия.- М.: Финансы и статистика, 2003 .-176с.
  52. Указ Президента Чувашской Республике № 118 от 29 октября 2004 г. «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республике»
  53. Указ Президента Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. № 19 «Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике»
  54. Э.А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент.- М.:АКАЛИС, 1996 г.
  55. P.A. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд.- СПб: Питер, 2005.- 448с.
  56. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
  57. Федеральный-< закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  58. Федеральный закон от 29 октября-1998г. № 164-ФЗ «О лизинге»
  59. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23 августа 1996 года
  60. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают.- М.: Прогресс, 1997
  61. М. Инновация на предприятиях них внедрение М.: Луч, 1992
  62. Черковец В. / Особенности нового, этапа инновационного развития
  63. России // Экономист, 2008, № 12, стр. 38−55.
  64. Честин И, Иванов Н. Зеленая революция: Оздоровление планеты //Ведомости 11 июня 2009 г.
  65. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа, 2010: Стат. Сборник / Чувашстат Чебоксары, 2011
  66. JI. Региональное регулирование инновационных процессов //Экономист, 2006.-№ 9.-с.59−64
  67. И. Теория экономического развития. Пер. с нем. B.C. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко / Й. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982.
  68. Эффективный экономический рост: Теория и практика: Учеб. пособие для ВУЗов / под общей ред. Т. В. Чечелевой.- М.: Экзамен, 2003.-320с.
  69. А.Е., Малютин A.C., Плеханов A.B., Дельман O.A. Экономика и организация инновационной деятельности: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. Ю. Егорова, М. В. Конотопова. Сер.: Инновации и инвестиции.-М.: Издательство «Палеотип», 2004.- 268с.
  70. Www.economy.gov.ru/minec/resources/8848ae8040dcabc7bd59bfc8cc8 c99f3/prognoz20102012. doc107.www.hsbc.research.com
Заполнить форму текущей работой