Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование взаимодействий экономических субъектов региональной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система взаимодействий в региональной экономике характеризуется большим количеством связей и значительного количества субъектов взаимодействий. Задачи взаимодействия в управлении экономическим развитием муниципального образования с другими муниципальными образованиями состоят с одной стороны, в привлечении внешних ресурсов на территорию и расширении рынков сбыта «экспортной» продукции своей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы организации эффективного управления региональной социально-экономической системой
    • 1. 1. Системно-ценологический подход к исследованию процесса развития региональной экономики
    • 1. 2. Теоретические аспекты устойчивого развития региональных социальноэкономических систем
    • 1. 3. Региональные и отраслевые факторы управления взаимодействием экономических субъектов в процессе регулирования устойчивости экономики региона
  • Глава 2. Методический инструментарий анализа и регулирования системы региональных взаимодействий
    • 2. 1. Методика исследования и анализа взаимодействий в системе региональной экономики на основе ценологического подхода
    • 2. 2. Регулирование коммуникативной подсистемы экономических субъектов региона как важнейшего компонента системы региональных взаимодействий
    • 2. 3. Принципы формирования системы регулирования взаимодействий в регионе
  • Глава 3. Организационно-функциональная составляющая механизма взаимодействия экономических систем в процессе регулирования устойчивости региональной экономики
    • 3. 1. Императивы и стратегические направления устойчивого развития региональных социально-экономических систем
    • 3. 2. Формирование системы мониторинга процесса взаимодействий в региональной экономике
    • 3. 3. Интеграция системы управления региональными взаимодействиями в институциональную среду региона

Регулирование взаимодействий экономических субъектов региональной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход российской экономики на рыночные принципы функционирования имел в качестве одной из главных целей активизацию использования ее предпринимательского потенциала, механизмов саморегулирования, которые в комплексе обеспечивают ориентацию вектора социально-экономического развития на удовлетворение потребностей как каждого индивида, так и общества в целом. Позитивные эффекты рыночной экономики достигаются в результате взаимодействия многочисленных хозяйствующих субъектов в процессах производства, распределения и потребления материальных благ. Относительная стабильность условий хозяйственной деятельности, наблюдавшаяся в последние 10−12 лет, привела к формированию более или менее устойчивых взаимосвязей между ними, что позволяет рассматривать сферу взаимодействий в качестве объекта исследования.

По сравнению со странами с устоявшейся рыночной экономикой, Россия обладает целым рядом особенностей, важнейшими среди которых являются:

• значительная протяженность территорий, ее административное устройство, которые, наряду с разнородностью природно-климатических, исторических и прочих условий, привели к формированию территориально локализованных производственно-технологических комплексов — региональных социально-экономических систем;

• задачи регионального развития определяют значительно отличающиеся от текущих целевые состояния экономики конкретного региона.

Указанные особенности обусловливают необходимость регулирования межсубъектных взаимодействий, поиска возможностей и способов поддержания их устойчивости, под которой понимается обеспечение эволюционного характера их модификации как важнейшего условия достижения оптимальных пропорций и сбалансированного развития региональной экономики. Таким образом, разработка методов и моделей управления взаимодействиями субъектов хозяйствования в системе факторов, обеспечивающих экономическое развитие, и управленческие технологии, дифференцируемые в зависимости от уровня управления, но объединенные в единую систему целевыми детерминантами развития региона, представляют собой актуальные научные проблемы, обладающие высокой практической значимостью.

Степень разработанности проблемы. Современные рыночные императивы управления экономическими системами разных уровней иерархии (макро-, мезои микро-), по-новому определяющие роль и значение государственных макрорегуляторов для сбалансированного развития российской экономики, инициировали появление достаточно большого числа как монографической, так и периодической литературы российских экономистов, посвященной проблеме управления взаимодействием экономических субъектов выделенных уровней — участников рыночных отношений. В их числе: Апатова Н. В., Багриновский К. А., Базилюк А. В., Волконский В. А., Гурвич Е. Т., Дроздов А. В., Ерохина Е. А., Жуковская В. И., Иванилов Ю. П., Коваленко С. О., Котов И. В., Липсиц И. В., Лябах Н. Н., Макаров B. JL, Матюшок В. М. Маховикова Г. А., Осокина В. В., Рубинов A.M., Трофимова И. В., Уткин Э. А., Фатхутдинов Р. А., Федосеев В. В. и ряд других.

Методологически значимыми в плане разработки проблематики диссертации являются работы зарубежных авторов, раскрывающие характеристики и свойства взаимодействий участников рыночных отношений, формирующие теоретико-методологический базис исследования проблемы управления устойчивостью экономических систем разного уровня (Бэр Д., Веблен Г., Джевонс К., Долан Э.Дж., Кеннет Ж., Линдсей Д. Е., Нейман Д. Фон, Робинсон Д., Смит А., Солоу Р., Шелл К. и др.).

Широкий круг теоретических и практических проблем управления региональной воспроизводственной динамикой, включая вопросы сбалансированного развития территорий, исследован в работах Альтудова Ю. К., Баженовой Е. Ю., Белокрыловой О. С., Блиновой М. С., Бутова В. И., Гранберга А. Г., Ионова А. Ч., Клейнера Г. Б., Колесникова Ю. С., Овчинникова.

В.Н., Тхакушинова Э. К., Тяглова С. Г., Чефранова С. Г. и др. Существенное влияние на формирование исследовательской позиции автора оказали также публикации, раскрывающие теоретические и прикладные аспекты решения проблемы государственного регулирования процесса взаимодействий на разных уровнях управления экономикой, следующих авторов: Бурмистровой Т. В., Дорониной Н. Г., Зарубина В. И., Мартыненко Г. И., Селитренникова Л., Семилютиной Н. Г., Фатхутдинова Р. А., Якимец В. Н., Якутина Ю. В. и других.

Несмотря на наличие большого числа научных разработок отдельных аспектов изучаемой в диссертации проблемы, следует отметить, что теоретико-методологические и прикладные аспекты исследования специфики управления взаимодействиями субъектов региональной экономики остаются проработанными не в полной мере. Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью диссертационной проблематики обусловили выбор исследования, формулировку ее целей и задач.

Цель диссертационной работы состоит в развитии научно обоснованного теоретико-методического базиса организации процесса управления экономическими взаимодействиями в региональной экономике.

Реализация сформулированной цели обусловила необходимость решения следующей системы задач: исследовать теоретико-методологический базис организации эффективного управления региональной социально-экономической системой;

— обосновать системно-ценологический подход к исследованию процессов развития региональной экономики;

— определить региональные и отраслевые факторы управления взаимодействием органов управления и экономических субъектов в процессе регулирования устойчивости экономики региона;

— разработать методику исследования и анализа взаимодействий в системе региональной экономики на основе ценологического подхода;

— сформировать функциональный базис эффективного управления взаимодействиями субъектов хозяйствования в системе региональной экономикиобосновать императивы повышения устойчивости развития региональных социально-экономических систем на основе механизма регулирования экономических взаимодействий.

Объектом исследования является региональная экономика как динамическая самоорганизующаяся система.

Предмет исследования — процесс управления взаимодействиями субъектов региональной экономики.

Область исследований соответствует пунктам паспорта специальности 08. 00. 05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика: 5.9. Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем. 5.13. Проблемы устойчивого развития регионов разного уровнямониторинг экономического и социального развития регионов разного уровня.

Теоретико-методологическая база исследования сформирована на основе фундаментальных положений теории региональной экономики, управления территориальными социально-экономическими системами, прикладной ценологии, представленных в исследованиях отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательных и нормативных документов государственных органов Российской Федерации, Республики Адыгея.

Инструментально-методический аппарат. При обосновании теоретических положений и аргументации выводов в диссертационном исследовании использовались принципы системного, экспертного, структурно-функционального и сравнительного анализа. Для обработки, анализа и обобщения материалов, в зависимости от поставленных целей и задач, применялись методы статистического анализа, прикладной ценологии, а также экспертные методы.

Информационно-эмпирическая база диссертационной работы сформирована на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики РФ и Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, результатов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления региональными социально-экономическими системами.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что управление процессом взаимодействий субъектов хозяйствования, реализуемое органами регионального управления, основывается на институционально-экономическом механизме, включающем институциональную, нормативно-законодательную, организационную и правовую, финансовую, производственно-технологическую, инновационную, информационную, кадровую, экспертную и расчетно-инструментальную составляющие.

Регулирование взаимодействий в региональной экономике предполагает комбинированное использование системного и ценологического подходов, ориентированных на учет свойств системности и органичности развития в процессах регулирования социально-экономических взаимодействий.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Для обеспечения устойчивого взаимодействия региональных социально-экономических систем необходима четкая согласованность всех подсистем экономики территорий путем координации их функционирования. Представление о координации как о процессе вызывает необходимость создания соответствующего механизма, который представляет собой упорядоченную систему элементов, функционирующих в динамическом режиме в целях согласования процессов функционирования элементов региональной социально-экономической системы. Разграничение управленческих функций и обязанностей, компетенций и ответственности в рамках системы взаимодействий субъектов хозяйствования является необходимым условием четкой координации.

2. Эффективное развитие региональной экономики напрямую связано с динамичным функционированием отдельных отраслей и региональных воспроизводственных комплексов и определяется совокупностью таких системообразующих компонентов, как цены, налоги, тарифы и т. п. В данном контексте управление на уровне отдельного субъекта РФ должно учитывать: специфику взаимодействий экономических систем разных уровней в смысле реализации стратегических и тактических мезоэкономических приоритетов развитиявстроенность региональных компонентов управления взаимодействием экономических систем разных уровней в систему межотраслевых и межсубъектных экономических связей и отношений.

3. Совершенствование алгоритма и методического обеспечения регулирования подсистемы взаимодействий в региональной экономике предполагает комбинированное использование кибернетического и ценологических подходов. Комбинированный подход, ориентированный на учет свойств системности и органичности развития региональной системы, предусматривает: постановку цели регулирования взаимодействий, моделирование структуры и динамики развития процессов функционирования элементов экономики региона, идентификацию прямых и обратных информационных связей, декомпозицию воспроизводственных региональных систем в процессах экономического регулирования.

4. Базовый набор средств и инструментов регулирования взаимодействий, реализуемых в рамках принятых в субъектах РФ законов и нормативно-правовых актов, базирующийся на единых принципах, может быть идентифицирован следующим образом: стратегические планы социально-экономического развития субъектов РФсопровождение приоритетных инвестиционных проектовгосударственные гарантии субъектов РФналоговые льготыспециальные налоговые режимыфинансовая помощь и льготы, направленные на развитие отдельных территорий субъектов РФ, отраслей и производствконтроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ на финансирование инвестиционных проектовопределение состава и сроков осуществления согласительно-распорядительных процедурдругие меры.

5. Экономико-институциональная инфраструктура управления региональными взаимодействиями должна создаваться в соответствии с требованиями рынка, что подразумевает комплексный учет как макроэкономических детерминант, так и императивов их территориальной адаптации. Последнее означает ориентацию на приоритетное решение развивающих задач, отличающихся значительным синергетическим эффектом от реализованных взаимодействий экономических субъектов региональной экономики. Это объективно предполагает необходимость всесторонней и разноуровневой поддержки организации и функционирования такого рода инфраструктурной компоненты в системе региональной экономики. Данное обстоятельство предполагает создание в отношении этой системы особого режима государственной поддержки, о придании ей адекватного, закрепленного в региональных правовых актах статуса и соответствующей коррекции нормативно-правовой базы.

Новизна диссертационного исследования состоит в развитии теоретических представлений, в разработке и интеграции управленческого инструментария в механизм управления взаимодействиями элементов региональной экономики, обеспечивающего повышение эффективности функционирования региональной социально-экономической системы в целом. Конкретными элементами приращения научных знаний являются следующие: определена совокупность организационно-экономических предпосылок повышения устойчивости региональной социально-экономической системы в условиях рынка, проявляющихся в сферах технологической, потребительской, воспроизводственной, обусловливающих необходимость формирования координационного механизма, встроенного в организационно-экономический механизм региона для решения задач управления системой взаимодействий субъектов региональной экономики;

— выявлены региональные и отраслевые факторы, задачи и механизмы взаимодействий субъектов региональной экономики в процессе регулирования устойчивости экономики региона;

— аргументировано использование в процессах анализа взаимодействий положений ценологической теории, обусловливающей возможность исследования взаимосвязи интегральных характеристик региональной социально-экономической системы (ценоза) с параметрами рангового видового распределения;

— предложена и апробирована методика исследования и анализа взаимодействий в системе региональной экономики на основе ценологического подхода, предусматривающая выделение исследуемой подсистемы из средыкластеризацию видовпостроение ранговых распределений и их описание с помощью моделейанализ ценоза с точки зрения устойчивости, качества условий среды, разнообразия видов элементов экономической подсистемы;

— аргументирована блок-схема процесса мониторинга в управлении взаимодействиями в регионе, включающая подсистемы: информационную, аналитическую, комплексного анализа и позволяющая реализовать современные технологии управления социально-экономическими взаимодействиямиобоснован функциональный базис эффективного управления взаимодействиями органов регионального управления всех уровней как между собой, так и с субъектами хозяйствования, включающий институциональную, нормативно-законодательную, организационную и правовую, финансовую, производственно-технологическую, инновационную, информационную, кадровую, экспертно-консалтинговую и расчетно-инструментальную составляющие.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в развитии методологии и методического обеспечения процессов управления устойчивым развитием региональной экономики на основе формирования системы управления взаимодействиями субъектов хозяйствования, органично включаемой в контур управления регионом.

Научные выводы, положения и рекомендации могут быть использованы в структурах управления территориальным развитием, ответственных за выработку и реализацию мероприятий по повышению эффективности региональных взаимодействий. Теоретические положения и методические рекомендации могут быть использованы при разработке стратегии по повышению степени экономической устойчивости региона.

Методические разработки и обобщения, представленные в диссертации, могут использоваться при разработке и совершенствовании учебных программ по дисциплинам: «Региональная экономика», «Стратегия социально-экономического развития территорий», «Управленческие решения».

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертации изложены в докладах на научно-практических конференциях Майкопского государственного технологического университета (2007;2009 гг.), а также на научных семинарах кафедр менеджмента и региональной экономики, экономической теории и мировой экономики МГТУ.

Теоретические положения и методические разработки диссертационного исследования приняты к внедрению Министерством экономического развития и торговли РА, а также использованы при выполнении хоздоговорной НИР «Управление экономическими системами на основе кластерного подхода», а также НИР, выполняемой по единому заказ — наряду Министерства образования РФ «Развитие теории управления региональными системами на основе проблемно-ориентированного мониторинга экономической, экологической и социальной подсистем».

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в семи публикациях, включая статью в научном журнале, рекомендованном ВАК. Общий объем публикаций составил 3, 23 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 161 наименование, и приложений.

Заключение

.

Региональная социально-экономическая система представляет собой множество социально-экономических подсистем, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления, образующих целостную единую социально-экономическую структуру в рамках определенной территории, которая может быть исследована с применением принципов прикладной ценологии. Регионы, как структурные подсистемы национальной экономики, исходя из взаимозависимости элементов, обеспечивают комплексное развитие страны, но в то же время в силу собственной структуры и потенциала реализуют принцип сравнительных преимуществ, выражающийся в выполнении собственных социально-экономических функций, сводящихся к развитию самого региона и удовлетворению социальных потребностей и интересов собственного населения. В этом смысле имеют место определенные диспропорции в способности регионов осуществлять в своих пределах и на основе имеющихся ресурсов процесс расширенного воспроизводства. И данное обстоятельство позволяет в полной мере использовать принципы прикладной ценологии в рамках исследования региональных систем различных уровней.

Теория структурной устойчивости может быть успешно применена для определения устойчивости региональной экономики с учетом множества «возмущений», генерируемых экономической и политической нестабильностью. Социально-экономические процессы, развивающиеся в регионах, отражают общегосударственную тенденцию достижения экономической и политической стабилизации с дальнейшим устойчивым развитием.

Необходимая экономическая устойчивость территорий достигается сбалансированностью и структуризацией, четкой социальной ориентацией. Для достижения устойчивого развития региона необходимы:

— реальная оценка внутренних ресурсов с учетом долгосрочной перспективы и сопоставления ее с возможностью реализации;

— определение приоритетных направлений экономики региона и ожидаемой эффективности их использования;

— достижение оптимальных темпов и пропорций развития, обеспечивающих устойчивое сочетание различных отраслей и видов деятельности;

— наличие внутренних резервов и их использование в качестве инвестиционных активов;

— возможности привлечения иностранного капитала для проведения активной инвестиционной политики;

— использование межрегиональных производственных и иных связей с целью расширения границ функционирования рыночных отношений.

Принцип устойчивого социально-экономического развития выражается в следующих основных стратегических направлениях:

— сохранения численности населения в мире на определенном стабильном уровне, обеспечивающем его воспроизводство и здоровье независимо от экстремальных ситуаций, возникающих в локальных или глобальных масштабах переходного периода к рыночным отношениям;

— ограничения роста промышленных и других объектов в целях предотвращения увеличения антропогенной нагрузки на ресурсы и окружающую среду;

— обеспечения экономической защиты населения в условиях снижения уровня управляемости процессом реализации инвестиционных активов приватизированных предприятий;

— стремления снижения расходования природных ресурсов и образования технологических отходов на действующих и строящихся объектах.

Для обеспечения устойчивого развития региональных социально-экономических систем необходима четкая согласованность всех подсистем экономики территорий путем координации их функционирования.

Применительно к региональной экономике, функции управления координационным механизмом, встроенным в организационно-экономический механизм региона, реализуются путем: создания необходимых условий и предпосылок для выполнения поставленных задач в системе управляющих и управляемых звеньев структурыфинансирования приоритетных направлений развития региональной экономики, включая предоставление льгот и преференцийоснащения управляющих органов современной техникой управления и координациичеткое разграничение компетенции между правовыми, экономическими и морально-психологическими функциями.

Координация, как процесс управления взаимодействием, осуществляется при помощи организационных механизмов, в том числе административного, основанного на существовании вертикальных связей между координатором и координируемым с отношением их вертикальной соподчиненности.

Производственные и другие связи внутри региона и за его пределами оформляются договорными отношениями. Договорные принципы координационного управления получают свое развитие в региональной экономике. Однако, пока еще нельзя считать их масштабы значительными и удовлетворяющими требованиям развития регионов. Договорные принципы должны пронизывать не только производственные связи между регионами (имеется в виду производственная кооперация), но и научные, коммерческие, социальные и другие процессы.

Особенно это важно при разработке программ и выборе региональной стратегии развития регионов, как важнейших компонентов процесса взаимодействий, протекающего в регионе. Разработка региональных программ социально-экономического развития связана с определенными трудностями. Важнейшие из них следующие:

— отсутствие научно-обоснованной методологии разработки и реализации программ, а также рекомендаций, учитывающих специфические стороны региональной экономики вообще, отдельных регионов в особенности;

— несовершенство механизма финансирования разработки программ, ибо часто применяемый остаточный принцип лишает регионы возможности иметь полноценные программы;

— отсутствие прогнозных оценок развития региональной экономики и необходимой информации для разработки стратегических планов с учетом рыночной конъюнктуры.

Принятые и реализуемые программы социально-экономического развития оказывают определенное воздействие на среду обитания населения региона. Поэтому, при формировании программы необходимо прогнозировать ее воздействие на окружающую среду и реакцию населения региона.

Региональный «срез» условий и факторов управления взаимодействием экономических систем разных уровней в процессе регулирования спроса и предложения базируется на институциональных условиях и формах регионализации, представляющих собой совокупность региональных институтов: региональная ментальностьрегиональная нормативно-правовая базарегиональная политика и система налогообложенияинвестиционная и бюджетная политика, реализуемая в границах территориально-локализованной системы мезоуровня и т. п., а также институтов власти территории.

Отраслевой «срез», формирующий соответствующую систему внешних факторов, регионального управления взаимодействием экономических систем разных уровней в процессе регулирования спроса и предложения особенно значим для тех территорий, на которых тенденции и масштабы отраслевого производства играют значимую роль в процессах регионального воспроизводства, то есть в значительной мере формируют производственный статус региона, его специфику как экономически самостоятельной региональной целостности.

Территориальное управление взаимодействием экономических систем разных уровней в процессе регулирования спроса и предложения означает его связь с воспроизводственными процессами общества на части его территориив узком смысле — то, что часть процессов общественного управления взаимодействием экономических систем разных уровней в процессе регулирования спроса и предложения обособляется исключительно в пределах границ территории, вследствие чего выполняет две основные функции: обеспечения воспроизводства продуктов специализации региона для хозяйства страны и обеспечения воспроизводства проживающего на его территории населения.

Реализация принятого стратегического плана в регионе предусматривает взаимодействие субъектов, участвующих в его реализации. Современная практика стратегического управления экономическим развитием регионов свидетельствует о том что, несмотря на наличие стратегического плана и программы, большинство сложностей возникают из-за несогласованности действий субъектов региональной экономики. В основном, это происходит из-за отсутствия определенным образом выстроенных взаимоотношений между ними. Основную роль в решении этой задачи играет система управления, являющаяся основным субъектом управления экономическим развитием региона.

Специфическую среду для принятия управленческих решений в отношении формирования системы эффективных взаимодействий формирует следующая совокупность факторов: институциональная (в том числе нормативно-правовая и законодательная) среда;

— подсистема государственного и муниципального управления;

— бюджетно-налоговые инструменты;

— тарифное регулирование;

— инвестиционная и инновационная политикаприродно-ресурсный, человеческий, материально-технический, финансовый (в том числе инвестиционный), инновационный, информационный и другие виды потенциала территории;

— региональные рынки и ценообразование;

— территориальная ментальность, культура, обычаи и т. п.;

— хозяйственная специализация региона;

— потенциал и специфика хозяйственного механизма и др.

Рассмотрение региона в качестве целостной социально-экономической системы, обладающей иерархической структурой, позволяет заключить, что достижение целей более высокого иерархического уровня (мезоэкономического) зависит от достижения целей нижних уровней иерархии (муниципальных образований, субъектов хозяйствования и т. д.). Данное утверждение полностью соотносится с требованиями системного подхода, в соответствии с которыми развитие отдельных субъектов, в том числе в процессе их взаимодействия в социально-экономической системе регионального уровня осуществляется с учетом целей развития региона в целом.

Система взаимодействий в региональной экономике характеризуется большим количеством связей и значительного количества субъектов взаимодействий. Задачи взаимодействия в управлении экономическим развитием муниципального образования с другими муниципальными образованиями состоят с одной стороны, в привлечении внешних ресурсов на территорию и расширении рынков сбыта «экспортной» продукции своей муниципальной экономики, в первую очередь в более крупные, являющиеся региональными центрами муниципальные образования, и с другой стороны защита своей муниципальной экономики от чрезмерного импорта и ограничение оттока ресурсов в соседние муниципальные образования, а так же конкурентная борьба за инвестиции на рынке инвестиционных ресурсов. Поэтому политика взаимодействия органов местного самоуправления с другими муниципальными образованиями должна быть направлена на усиление конкурентных позиций экономики своего муниципального образования, а так же на увеличение объемов экспорта в соседние муниципальные образования и экономическую интеграцию. Реализация этой политики осуществляется через политический, организационно-правовой и экономический механизмы.

Особенность процесса управления элементами системы взаимодействий бизнес-среды определяется тем, что условия её функционирования накладывают жесткие ограничения на время принятия решений. Процесс управления взаимодействиями включает сбор, обработку и передачу информации для выработки управляющих решений. В связи с этим коммуникационная подсистема, её структурные и функциональные характеристики являются важнейшим компонентом в системе управления региональными взаимодействиями. Информация через коммуникативные каналы поступает для анализа и классификации в аналитический блок, где происходит ее обработка и классификация по заданным критериям. В качестве таких критериев могут быть: степень важностидостоверностьполнота информациисвоевременностьстоимость — затраты, которые необходимо произвести на получение информациивалидность и др.

Проблема управления коммуникативными системами и повышения эффективности их функционирования тесно связана с необходимостью введения некоторых характеристик, позволяющих производить ранговую оценку отдельных каналов по их информативности, оперативности, полноте и другим параметрам, а также разработки алгоритмов генерации управляющих воздействий.

Механизм повышения эффективности институциональной инфраструктуры взаимодействий органов управления различных уровней рассматривается как важнейшая функциональная подсистема институциональной среды региональной системы в целом. Различия подходов к формированию системы взаимодействий в пределах региона, а также объясняемое этим разнообразие моделей управленческих воздействий в отношении реализуемых в мезообразованиях множества взаимодействий, а также практическое отсутствие инструментария оценки и управления взаимодействиями имеет следствием существенный пробел в экономико-институциональной инфраструктуре именно в данном контексте. В соответствии с этим существенной методологической и большой практической значимостью обладают рекомендации следующего характера: разработка вариантов и моделей интеграции управленческих воздействий в отношении региональных взаимодействий в систему экономико-институциональной инфраструктуры управления социально-экономическим развитием региона, а также в систему управления регионом в целом.

Под экономико-институциональной инфраструктурой управления взаимодействиями в регионе понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих систем и соответствующих им организационных и управляющих подсистем, обеспечивающих доступ субъектам хозяйственной деятельности к инвестиционным и иным (материальным, информационным, кадровым и т. д.) ресурсам, а также базам знаний о существующем в региональной информационной системе расчетно-аналитическом инструментарии, функционально направленном на повышение эффективности взаимодействий в региональном менеджменте.

Сформированный функциональный состав экономико-институциональной инфраструктуры управления взаимодействиями на основе учета общефедеральных и региональных детерминант, включая собственно институциональную, является базой для эффективного управления взаимодействиями как органов управления всех уровней как между собой, так и с субъектами хозяйствования.

Как всякое рыночно ориентированное формирование, экономико-институциональная инфраструктура управления региональными взаимодействиями должна создаваться в соответствии с требованиями рынка, что подразумевает комплексный учет как глобализационных тенденций и макроэкономических детерминант, так и императивов их территориальной адаптации. Последнее означает ориентацию на приоритетное решение развивающих задач, на синергетический эффект от реализованных взаимодействий в региональное социально-экономическое развитие и развитие всех взаимодействующих экономических субъектов региональной экономики.

В связи с этим, представляется перспективной интеграция в общий управленческий процесс на уровне региона подсистемы регулирования региональных взаимодействий. Это объективно предполагает необходимость всесторонней и разноуровневой поддержки организации и функционирования такого рода инфраструктурной компоненты в системе региональной экономики. Речь идет в данном случае о создании в отношении этой системы особого режима государственной поддержки, о придании ей адекватного, закрепленного в региональных правовых актах, статуса и соответствующей коррекции нормативно-правовой базы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Возможности становления устойчивого производства. // Экономист, № 1, 1996, с.3−9.
  2. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение //Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  3. , А.Н. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. -М.: ИНЭ, 1999.
  4. , И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учеб. пособие./ И. Г. Акперов, И. А. Коноплева, С. П. Головач. М.: Финансы и статистика, 2002. — 352 с.
  5. С.Ю. Совершенствование организационно-экономических механизмов управления региональной экономикой. СПб.: СПБГУ, 1998. -281 е.: табл. — Библиогр.: с. 278−279
  6. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике//Экономист.-№ 10.-1999.-С.33−42.
  7. А.В., Аргучинцев, В.К., Батурин В. А. и др. Моделирование и управление процессами регионального развития/ Под ред. С. П. Васильева. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. — 432 с.
  8. С. А. Распределение ресурсов как фактор управления региональным развитием: механизмы, методика, инструментарий (на примере РА): Дис. канд. эконом, наук: 08.00.05 Защищена. — Майкоп, 2003
  9. В. Индикативное управление от Франции до Татарстана // Время и Деньги, 14.03.2001.
  10. Н.В. Подходы к формированию и реализации инвестиционной стратегии развития федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2008 № 34(91).
  11. Г. Р., Любич Ю. И. Нормы матриц и их приложения. Киев: Наукова думка, 1984−155с.
  12. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1999. — 1248с.
  13. . З.И. Определители и матрицы. М: Наука, 1988 183с.
  14. Е.Ф., Волков Ф. М. Основы экономической теории: Учеб. Пособие для сред. Спец. учеб. Заведений. М.: Высш. шк. 1994. — 224 с.
  15. Будущее мировой экономики. Доклад группы экспертов ООН. М., Международные отношения, 1979−212 с.
  16. А.С. Экономика: Учебник /Под ред. А. С. Булатова. М.: Из-воБЕК, 1995.-632 с.
  17. B.C., Павлов Б. С. Линейная алгебра. Функции многих переменных. СПБ: изд-во Ленинградского университета, 1985 496с.
  18. Т.В. Экономическое регулирование экологической безопасности России : Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Москва, 2000 154 с.
  19. Ван дер Bee, Г. История мировой экономики / Г. Ван дер Bee. Киев: Наука, 1993.
  20. Ван дер Bee, Г. История мировой экономики / Г. Ван дер Bee. Киев: Наука, 1993.
  21. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие для экон. спец. вузов /А.Я. Лившиц, И. Н. Никулина, О. А. Груздева и др.- Под ред. А .Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М.: Высш. шк., 1994. — 447 с.
  22. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. / МО ПО РФ, С-Петербургский технический университет, 1997. -510с.
  23. Ф.Р. Теория матриц. М: Наука, 1988 548с.
  24. A.JI., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС, 1999.
  25. , А.Л. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления / А. Л. Гапоненко, В. Г. Полянский. М.: Изд-во РАГС, 1999.-208с.
  26. Гейл Уорнер. В сб. «Экологическая анталогия. Экологические произведения западных авторов». Москва-Бостон, Голубка, 1992 с. 8 — 10.
  27. М., ЖуковскаяВ, Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях//Российский экономический журнал.-№ 3.-1998.-С.67−68.
  28. С. Ценности экологической культуры устойчивому развитию // Зеленый мир. Российская экологическая газеты, 1998. — N 9
  29. В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.
  30. Г. С., Ретеюм А. Ю., Ясин Е. С. и др. Путь России к устойчивому развитию // Зеленый мир. Российская экологическая газета, 1995. -N 15.
  31. В.Г., Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению -М.:ВНИИТИ, 1993.
  32. В.Г., Котляков В. М., Лосев В. М. Экономический рост, состояние окружающей среды, богатство и ведность // Изв. Российской АН. Сер. геогр., 1994 N1.
  33. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.
  34. А.Г. Проблемы и принципы стратегии территориального развития России. М.: СОПС, 2001.
  35. М.Р. Современный стратегический анализ. С — Пб: Питер, 2008.- Кузык Б. Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. — М:
  36. Экономика, 2008.- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпл Дж. Школы стратегий. С — Пб: Питер, 2000.
  37. А.А. Стратегическое планирование и оценка региональных программ: канадский опыт // Регион: экономика и социология. 2008 № 2.
  38. Д.Е. Критерии показателя и оценка социально-экономической эффективности //Вопросы статистики. 2002. — № 8 — С. 7378.
  39. И.В. Социально-экономический аспект теории регионального воспроизводства./ Дисс. на соиск. учен, степени канд. эконом, наук.-2001
  40. , В.И. К вопросу о понятии «регион» / В. И. Дибирдеев // Вопросы статистики. 2001. — № 6.
  41. , А.И. Региональные пропорции воспроизводства / А. И. Добрынин. Л: Изд-во ЛГУ, 1987.
  42. Н.Г., Семилютина Н. Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец-издат., 2004 — 272 с.
  43. Р. Административная наука / пер. с фр., под ред. и с послесл. Б. М. Лазарева. М.: Прогресс, 1982.
  44. , Ю.С. Организационная структура управления регионом в новых условиях хозяйствования / Ю. С. Дулыциков. М.: АОМ, 1989.
  45. А.А. Интегральный субъект в лице современной России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 4. С. 78−85.
  46. Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход, //http://orel.rsl.ru/nettext/economic/erohina/index.html.
  47. Ю.Н. Программа «Живая Земля» (проект). М., Академия Нового Мышления, 1999 60 с.
  48. Закон Российской Федерации № 115-ФЗ от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Российская газета. 21 июля 1995 г.
  49. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. М., Изд-е офиц., 1995. — № 30. — Ст.2871.
  50. М.Е. Теория роста и цикличность развития. Саратов: СГТУ, 1996, с. 11−24.
  51. В.И., Чефранов С. Г. Мониторинг в управлении региональной экономикой// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. — № 2 с. 87−92.
  52. Зубаков В.А. XXI век. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса //Зеленый мир. Российская экологическая газета, 1996 N (215)
  53. Ю.П. Математические модели в экономике / Ю. П. Иванилов, А. В. Лотов. М.: Наука, 1979.
  54. Т.В., Павлов А. О., Мартыненко Т. В., Таранников В. В. Антикризисное регулирование экономики. Ростов н/Д, 2002.
  55. Н.И., Лукманова И. Г. и др. Управление проектами. СПб.: «Два-Три», 1996. -610с.
  56. С.М. Совершенствование управления кредитной системой региона. Махачкала, 2000. — 259 с.
  57. Инвестиционный рейтинг российских регионов // Эксперт. 1998. № 39.
  58. А.Ч. регионализация агропромышленной сферы в рыночно-трансформационной среде: факторы, тенденции, модели, механизмы.-Автореферат дис. на соиск. уч. стет. докт.экон.наук.-Ростов-нД.-2004.
  59. В.Я. Экономическая теория. М.: Юрист, 2000, с. 614.
  60. С.С. Концепция и механизмы планирования развития предприятий промышленности в современных рыночных условиях. /Дисс. на соиск. учен, степени док. экон. наук.
  61. С.П. Математическая модель роста народонаселения Земли. Мат. моделирование, 1992, т.4, № 6, с.65−79.
  62. Н.П. Региональная экономика. Ростов н/Д, 1998. — 174 с.
  63. Г. Б. Системные источники экономического роста. // Вопросы экономики, № 12, 2006.
  64. Е.Н., КурдюмовС.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994 236с.
  65. , О.А. Регионализм в России: проблема определения понятий / О. А. Колобов, А. С. Макарычев // Регионология. 1999. — № 2.
  66. К .Я., Донченко В. К., Лосев К. С. Экология, экономика, политика.//Зеленый мир. Российская экологическая газета. 1995−1996r.r.-N27.
  67. , Н.Д. Проблемы экономической динамики / Н.Д. Кондратьев- отв. ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1989.
  68. Э.М. Концепция менеджмента. М.: ИКК «ДеКа», 1996.
  69. В.Н. История экономических учений. М.: Цетр, 1998, — 224с.
  70. А.И. Модели наилучшего использования ресурсов в сельском хозяйстве. М.:Финансы и статистика, 1994 215с.
  71. Куев Аморбий Исмагилович Организационно-экономические основы рыночной стратегии развития территориально-производственной системы региона: Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05 СПб., 1995
  72. В.В. Научные основы формирования нормативной базы индикативного планирования АПК. Ростов н/Д: ВНИИЭН, 2000. — 56 с.
  73. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. № 4.
  74. , А.Н. Ценологический инструментарий управления региональной рыночной средой предприятий малого бизнеса / А. Н. Кузьминов. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2007.
  75. Г. А. Оценка условий инвестирования в регионах России: Учеб.: В 2 ч. М.: МАКС Пресс, 2000. — Ч. 1. — 60 с.
  76. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Том 1. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. — 439с.
  77. Г. Состояние экономики и задачи экономической политики. Экономист. 2001. — № 4. — С. 12−22.
  78. Курс общей экономической теории: Учеб. пособие/ Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб.: Изд-во СПб. УЭиФ, 1996. -453с.
  79. В.Н. Научно-методологические проблемы государственного регулирования территориального развития. // Экономическая наука современной России. 2001. — № 1. — С. 48−58.
  80. Т. Бюджетная политика и российские регионы: экономическая ситуация. // Регион: экономика и социология 1999. — Спец. Вып. — С. 174 201.
  81. М.И., Рубинов A.M., Макаров В. Л. Математические модели экономических механизмов. / Под ред. М. И. Левина, A.M. Рубинова, В. Л. Макарова. Наука, 1993.
  82. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1997. — № 3 -С.32−46- № 4 — С.25−42.
  83. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.- 27 С.
  84. , В.Н. Программные методы развития регионального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. 1996.
  85. Р.А. Концептуальные подходы к организации управления муниципальным образованием // Ежеквартальный научный журнал МГТУ «Экономика и технологии», № 2−2005, -Майкоп: изд-во МГТУ, 2005.
  86. Н.Н. Построение математических моделей и исследование сложных систем на основе самоорганизации. Деп. В ВИНИТИ. 1986 -№ 7964 — В86.
  87. А.Н. Совершенствование теории прогнозирования развитием экономических систем транзитивного типа./ Дисс. на соиск. учен, степени канд. экон. наук.
  88. В. Государство в российской модели общества // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1.
  89. О.Ю. Современная экономика. Многоуровневое учебное пособие./Под ред. О. Ю. Мамедов. Ростов н/Д: Из-во «Феникс», 1997. 608 с.
  90. Н.Н. Анализ дифференциации социально-экономического положения российских регионов. // Проблемы прогнозирования. 1999. — № 5.-С. 91−102.
  91. Н.Н. Проблемы использования региональных счетов в макроэкономическом анализе. // Экономика и математические методы -2000. Т. 36. — № 4. — С. 48−57.
  92. Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск, 2000.
  93. Моделирование и управление процессами регионального развития. // Под ред. С. Н. Васильева. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. — 431 с.
  94. О.Г. Основные положения концепции промышленной политики в регионе Рост.обл. Изв. вузов Сев.-Кавк. Регион. // Общественные науки. 2000. — № 2. — С. 71−75.
  95. Е.И. Особенности управления региональной экономикой переходного периода. Ростов н/Д, 1999. — Вып. 4.
  96. В.И. Исследование систем управления: Анализ и синтез управления: Учебник. М.: Экзамен, 2002
  97. Н.Д. Рыночные методы регулирования экономики региона: автореф. дис. канд. экон. наук. / Н. Д. Найденов. СПб, 1995.
  98. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексное исследование проблем устойчивого развития: идеи и результаты. Под редакцией В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. Изд. 2-е. М.: Academia, 2000, 416 с.
  99. Общий и специальный менеджмент ./ под ред. А. Л. Гапоненко, А. Г. Панкрухина. М.: РАГС, 2002. — 568с.
  100. Ю1.0водова Т. А. Развитие региональной системы рыночного хозяйства: диагностика, мониторинг, прогнозирование (на примере РА): Дис. канд. эконом, наук: 08.00.05. Защищена — Майкоп, 2002
  101. В.Н. О концепции экономической политики Ростовской области. Изв. вузов Сев.-Кавк. Регион. // Общественные науки. 1999. — № 3. -С. 53−57.
  102. В.Н. Стратегические приоритеты экономического развития Юга России. М.: СКАГС, 2002.
  103. С.П. Стратегия устойчивого развития: понятие и практика. Днепропетровск, 1999
  104. А.К. Проблемы стратегического управления в регионе. // Проблемы региональной экономики. 2000. — № 5/7. — С. 58−90.
  105. А.К. Регион как объект регулирования и управления. // Менеджмент: теория и практика. 1998. — № 1. — С. 53−66.
  106. А.К. Экономика региона: теория, проблемы, методы. -Екатеринбург: УрО РАН, Институт экономики, 1996.
  107. , Ю.М. Анализ социально-экономической трансформации России в свете теории переходных кризисных процессов / Ю. М. Осипов // Вестник МГУ- сер. 6: Экономика. 1995. — № 3.
  108. , А.В. Система государственного управления / А. В. Пикулькин. М.: ЮНИТИ, 1997.
  109. Повестка дня на 21-й век. М.: Социально-экологический союз, 1999 -218 с.
  110. Пол А. Самуэльсон, Вльям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. М.: «БИНОМ», «Лаборатория базовых знаний», 1997. — 800 с. ил.
  111. А. В. Становление региональных систем управления: проблемы и перспективы. Управление региональным экономическим развитием Юга России. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2000.
  112. А.В. Инновационное управление в регионе Рост, обл. Изв. Вузов. Сев.-Кавк. Регион. // Общественные науки. 1999. — № 3. — С. 57−61.
  113. Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар, 2000.
  114. В.К. Методологические основы исследования проблем региональной экономики: Препр. науч. докл. для обсуждения на семинаре ИРЭ РАН по методол. социал.-экон. исслед. / РАН Ин-т пробл. регион. Экономики. СПб., 2000. — 16 с.
  115. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности /Г.И. Мартыненко, И. П. Мартыненко. //Право и экономика. -2004. № 9. — С. 3 — 8.
  116. О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. Москва: Наука, 2004.
  117. .А. Курс управления экономикой. СПб.: Питер, 2003. -528 с.
  118. .А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-синтез», 1999.
  119. Региональная экономика. / Тяголов С. Г., Черныш Е. А., Молчанова Н. П., Черненко О. Б., Новикова А. А., Левицкая Н. А., Молчанов И. Н., Салтанова Т. А. /Под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. Роств н/Д: Из-во «Феникс», 2003. — 320 с.
  120. Региональная экономика: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. М. В. Степанова. М.: Инфра-М, 2000. 483 с.
  121. Региональная экономика: Учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Видянина, М. В. Степанова. М.: Инфра-М, 2002. 682 с.
  122. Региональная экономика: Учебник для студентов вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой. 2-е изд. Перераб. И доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. -472 с.
  123. Региональная экономика: Учебное пособие/ Под ред. М. В. Степанова. М.: ИНФРА — М, Изд-во Рос. Экон. акад., 2000.- 463 с. (Серия Высшее образование")
  124. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Экономика, 2000.
  125. Региональные аспекты инновационной и инвестиционной деятельности. РАН. Ин-т пробл. Региональной экономики. СПб., 2001. -213 с.
  126. Региональные стратегии и технологии экономического развития. -Ростов н/Д., 1999. 254 с.
  127. Республике Адыгея. Социально-экономические итоги. Майкоп, 2004.
  128. Г. И. Системы экономической и экологической безопасности: национальный и точечный уровни // Россия в актуальном времени-пространстве. Москва- Волгоград, 2000.
  129. А. Переход России к устойчивому развитию: проблемы и перспективы // Государственная служба 2002. — № 5. — с. 122−129
  130. Л., Трещевский Ю. Постановка целей государственного регулирования основа экономической политики // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3.
  131. Т.Ю. Инновационные программы и проекты в системе регионального развития// Проблемы современной экономики. 2007 № 3(23).
  132. К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. -М.: РОССПЭН, 1996. 167 с.
  133. С.А. Статистические оценки приоритетов федеральной социально-экономической политики // Пространственная экономика. 2005. N 1.С. 91−102.
  134. Теория организации / под ред. В. Г. Алиева. М.:Лучь, 1999.-416с.
  135. Территориальное управление экономикой / под ред. А. П. Сысоева, Д. Г. Черника, Д. С. Шупыра. М.: Финансы, 1998.
  136. С. А. Концептуальное обоснование рыночных трансформационных преобразований в экономике региона (на материалах РА)./ Дисс. на соиск. учен, степени канд. эконом, наук. 2003. — 200 с.
  137. С.А. Стратегические приоритеты рыночной модели развития экономики региона. Майкоп: Изд-во АТУ, 2003. — 44с.
  138. И.Д., Карпов Е. В. Методические основы стратегического анализа социально-экономического развития муниципального образования // Региональная экономика: теория и практика. 2008 № 36 (93).
  139. Э.К. Адаптивная система управления инвестиционными рисками в региональной экономике / Э. К. Тхакушинов. Майкоп: ООО «Качество», 2008. — 310с.
  140. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы /Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Поршнева- Государственный университет управления. Отделение экономики РАН. М.: Экономика, 2002.
  141. Управленческие решения: Учебник 6-е изд., перераб. и доп. -(«Высшее образование») (ГРИФ) / Фатхутдинов Р. А. — Фатхутдинов Р. А., Инфра-М, 2009.
  142. Р.А. Инновационный менеджмент.(изд:6) Питер, 2010.
  143. Н.П. Проблемы программно-целевого планирования и управления// Экономика и математические методы. 1978. — т.14. — вып.4. -С.16−21.
  144. Н.В. Прогнозирование социально- экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998. — 687 с.
  145. Н.Г. и др. Формирование региональной инновационной политики // Инновации. 2001. — № 4/5/ - С/ 41−44.
  146. Е.В. Экономическая диагностика и прогнозирование в подготовке принятия управленческих решений / дисс. на соиск. учен, степени канд. экон. наук
  147. .И. Риски и угрозы в развитии местных рынков. Ростов н/Д, 2006.
  148. З.А. Проблемы развития экономики депрессивного региона и пути их решения. Майкоп: Качество, 2003.
  149. З.А. Теоретико-методологические основы стратегического планирования регионального развития. Майкоп: Качество, 2002.
  150. З.А. Характеристика учета приростного метода распределения налоговых поступлений между различными уровнями бюджетной системы. // Новые технологии, Майкоп, изд-во МГТУ, 2009. — с. 81−83.
  151. Ю.А. Совершенствование процесса регулирования регионального развития./ автореф. дис. науч. руков. док-р экон. наук, проф. Шевченко И.В.- 1998
  152. С.Г., Алексеев А. В., Цыгикало B.C. Устойчивость развития региональной экономики: понятие, сущность, критерии. Майкоп: изд-во МГТУ, 2004. — 22 с.
  153. , А.А. Теоретико-методологические основы устойчивого развития региона / А. А. Шалмуев // Инновации. 2006.
  154. Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЗАО «Издательство „Экономика“», 2005.
  155. И.В., Майборода А. Н. Прогнозирование регионального социально-экономического развития на основе модели динамического состояния// Изв. Вузов. Сев. Кавк. Регион. Обществ. Науки. — Ростов н/Д., 1999. — № 4. — с.24−31. -Библиогр.: с.30−31.
  156. JI.C. Стратегическое целеполагание региона как субъекта развития // Региональная экономика: теория и практика. 2008 № 19(76).
  157. А.Г. Принципы, метод и механизмы регулирования инвестиционного климата региона: Дис. канд. эконом, наук: 08.00.05. -Защищена. Майкоп, 2003
  158. В.Н. Механизмы взаимодействия некоммерческих организаций, государства и бизнес-сектора в регионах России: состояние, проблемы и перспективы. М: Институт системного анализа РАН, 2000.
  159. В.Н. Третий сектор в регионах России: особенности развития и взаимодействия с местной властью и бизнесом // Регионы России: взаимодействие и развитие (междисциплинарный подход). М: Инсайт Полиграфик, 2001
Заполнить форму текущей работой