Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования, по сравнению с предшествующими работами, заключается: 1) в исследовании уточнены особенности содержания понятия «коммуникативно-языковая компетентность учителя иностранного языка», включающего когнитивный, психологический и инструментальный компоненты- 2) определена совокупность теоретико-эмпирических положений, раскрывающих важную роль… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка как педагогическая проблема
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Сущность, структура и функции коммуникативно-языковой компетентности учителя иностранного языка
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка
  • Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода.

2.1. Цель, задачи, этапы, принципы организации опытно-экспериментальной работы.

2.2. Методика развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода.

2.3. Анализ итогов опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода.

Выводы по второй главе.

Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема нашего исследования заключается в повышении эффективности развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка. В качестве аргументов в обосновании актуальности выбранной проблемы можно привести следующие положения.

Начало нового тысячелетия ознаменовано небывалым расширением международных контактов и пристальным вниманием всех стран к международной политике. Государства вступают в конструктивный диалог культур, регионов и континентов для решения глобальных проблем человечества. В этой связи многократно возрастают требования, предъявляемые обществом к общекультурному, лингвокультурному и филологическому уровню подготовки специалиста в области преподавания иностранных языков и существует необходимость совершенствования путей его профессиональной подготовки.

Нормативной основой для решения данной проблемы выступают: Закон Российской Федерации «Об образовании" — «Национальная доктрина образования до 2025 года" — «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Названные документы определяют основные задачи и ориентиры образования, в числе которых — подготовка педагогических кадров, обладающих высоким уровнем коммуникативно-языковой компетентности.

Вопросами определения сущности и структуры коммуникативно-языковой компетентности в педагогической науке ученые интересуются с конца XX столетия, но целостная система пока не создана.

Значительный вклад в развитие отечественной научной мысли о сущности и структуре коммуникативно-языковой компетентности внесли: Н. В. Баранова, И. Л. Бим, В. В. Бороздина, Е. М. Верещагин, О. В. Герасименко, С. В. Гринько, С. Б. Гусева, О. Ю. Искандарова,.

B. Г. Костомаров, А. Г. Крупко, И. И. Лейфа, Р. К. Миньяр — Белоручев, 3. Н. Никитенко, О. Г. Оберемко, О. М. Осиянова, В. В. Сафонова, Г. Д. Томахин, О. В. Фадейкина, Т. Н. Чернявская, О. В. Шмайлова,.

C. А. Юсупов и др.

При этом, вопросами структуры и особенностями развития социокультурной компетенции как одной из составляющей коммуникативно-языковой компетентности интересуются Н. В. Баранова, С. Б. Гусева, В. В. Бороздина, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Р. К. Миньяр-Белоручев, О. Г. Оберемко, 3. Н. Никитенко, О. М. Осиянова, В. В. Сафонова, Г. Д. Томахин, Т. Н. Чернявская и др.

Исследованием вопросов содержания и развития коммуникативной компетенции в структуре коммуникативно-языковой компетентности занимаются Э. Б. Соловьева, С. А. Юсупов, О. В. Шмайлова и др.

Попытка систематизировать знания о содержании компонентов иноязычной коммуникативно-языковой компетентности была также предпринята Е. М. Артамоновой, О. В. Герасименко, О. В. Фадейкиной и др.

К исследованию структуры коммуникативно-языковой компетентности обращались такие зарубежные ученые как: Р. Алпин, М. Байрам, Л. Бахман, 3. Дарлинг-Хаммонд, М. Кэнел, Р. Кэмпбелл, М. Мей ер, А. Палмер, Р. Уэлс, А. Фантини, Д. Хаймс и др.

В контексте новых общественных потребностей в компетентных учителях иностранного языка вопрос о создании совершенной модели вузовской подготовки специалистов в данной области на основе продуктивного и экономичного во времени подхода остается таюке неразрешенным, что позволяет говорить о наличии противоречий между:

— осознаваемой в современном обществе потребностью в высококвалифицированных учителях иностранного языка, способных обеспечивать новое поколение востребованными и качественными знаниями и умениями для решения практических вопросов с представителями различных народов и культур, и реальным уровнем развития коммуникативно-языковой компетентности таких специалистов;

— потребностью вузов в теоретическом обосновании и достаточном научно-методическом обеспечении процесса подготовки компетентных учителей иностранного языка и реальной степенью разработанности данной проблемы в теории и практике.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность проблемы и предполагает следующую формулировку темы исследования: «Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода».

Объект исследования — процесс иноязычной подготовки учителя иностранного языка в вузе.

Предмет — развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе его иноязычной подготовки.

Цель исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе его иноязычной подготовки в вузе.

Приступая к исследованию, мы исходили из следующей гипотезы: процесс развития коммуникативно-языковой компетентности у будущих учителей иностранного языка может быть более эффективным, если:

— процесс развития коммуникативно-языковой компетентности у будущих учителей иностранного языка протекает на основе проектно-культурологического подхода;

— данный процесс протекает в рамках специально разработанной структурно-функциональной модели, компонентами которой являются: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный блоки;

— в рамках модели реализуется комплекс педагогических условий:

1) педагогическое стимулирование мыслительной активности студентов;

2) организация отношений между студентами на принципах сотрудничества и толерантности- 3) разработка и реализация спецкурса «Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка».

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, были определены следующие задачи исследования:

1) выявить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования;

2) разработать и теоретически обосновать компоненты модели развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка, их взаимосвязь и содержание;

3) экспериментально проверить входящий в модель комплекс педагогических условий эффективного развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка;

4) разработать и апробировать научно-методическое обеспечение процесса развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— на общефилософском уровне: положения о личности как субъекте, ее деятельностной, творческой сущности, обладающей значительным потенциалом развития (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, Г. Гегель, И. Кант, В. С. Соловьев, и др.) — диалектический метод научного познания как основа научной дидактики, положение о противоречиях как о движущей силе развития (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.);

— на общенаучном уровне: идеи системного подхода, отражающие взаимообусловленность явлений и процессов, единство теории, эксперимента и практики (Ю. К. Бабанский, И. В. Блауберг, В. С. Ильин, Л. С. Каган, В. Д. Шадриков, Э. Г. Юдин и др.) — положения личностно-деятельностного подхода к развитию личности в обучении (В. И. Андреев, В. А. Кан-Калик, В. А. Сластенин, Т. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. М. Новиков, С. Л. Рубинштейн и др.) — положения культурологического подхода к профессиональному образованию (В. С. Библер, Н. С. Злобин, И. Ф. Исаев и др.) — положения компетентностного подхода в отечественной и зарубежной науке (Л. Бахман, И. Л. Бим, 3. Дарлинг-Хаммонд, А. Палмер, Дж. Равен, Г. Н. Сериков, Д. Хаймс, А. В. Хуторской и др.) — положения акмеологического подхода к профессиональному образованию (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.) — общетеоретические положения психологии личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) — общие положения методологии и методики педагогического исследования (Г. Г. Гранатов, В. И. Загвязинский, Т. Е. Климова, Л. И. Савва, Н. Я. Сайгушев и др.);

— на конкретно-научном уровне: положения о формировании и развитии профессиональных качеств специалиста (В. А. Беликов, Э. Ф. Зеер, Л. С. Желнина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, О. Ю. Искандарова, Т. Н. Чернявская, С. А. Юсупов и др.) — положения теоретических и практических исследования в области формирующегося проектного подхода к профессиональному обучению (Дж. Дьюи, В. В. Веселова, И. Е. Девятова, Л. И. Колесникова, И. А. Зимняя, Д. Килпатрик, Е. С Полат, Т. Е Сахарова и др.) — идеи культурологического образования: диалог культур, конфликт культур, «культурный шок» и т. д. (В. С. Библер, Л. Н. Броснахан, Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин, Н. 3. Чавчавадзе и др.) — положения о студенте как о субъекте образовательной деятельности (И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин, Е. И. Степанова, В. А. Якунин и др.) — положения теории межкультурной коммуникации и интерсоциального общения (В. В. Верещагин, В. Г. Костомаров, О. В. Лешер,.

А. Я. Найн, К. К. Платонов, В. Д. Ширшов и др.) — положения теории и методики преподавания иностранного языка (И. Л. Бим, Л. Н. Броснахан, Н. Д. Гальскова, Т. Г. Грушевицкая, Е. И. Пассов, Е. С. Полат, О. В. Малова и др.).

— на методическом уровне: проектная методика преподавания иностранного языка (И. Л. Бим, И. А. Зимняя, Е. С. Полат, Т. Е Сахарова и др.), коммуникативная методика преподавания иностранного языка (Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. С. Коростелев и др.).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику, этапы и методы исследования, которое проводилось в три этапа с 2000 по 2008 год.

На первом, подготовительном, этапе (2000;2001гг.) осуществлялся анализ состояния проблемы развития коммуникативно-языковой компетентности учителя иностранного языка в теории и практике образования. Определялась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе, было изучено состояние проблемы в реальной практике вуза. Выявлялись противоречия в объективной социальной и педагогической реальности, требующие разрешенияформулировалась рабочая гипотеза, и разрабатывались задачи, направленные на доказательство выдвинутой нами гипотезы. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала. Основные методы этапа: теоретические (анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников, педагогическое моделирование) — эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического вузовского опыта, констатирующий эксперимент) — методы математической обработки результатов.

На втором, основном, этапе (2002;2006 гг.) уточнялось содержание компонентов коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка, разрабатывалась структурно-функциональная модель ее развития, разрабатывалась методика реализации педагогических условий и анализировался ход и результаты формирующего эксперимента. На данном этапе было подготовлен материал по научно-методическому обеспечению процесса развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка. Основные методы этапа: теоретические (обобщение и систематизация) — эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, педагогическое наблюдение, поисковый и формирующий эксперимент) — методы математической статистики и компьютерной обработки результатов.

На третьем, заключительном, этапе (2007;2008гг.) анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты. По результатам проведенного исследования было внедрено в практику научно-методическое обеспечение процесса развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка. Основные методы этапа: теоретические (обобщение и систематизация материала) — методы математической статистики и компьютерной обработки результатов эксперимента и их наглядного представления.

Научная новизна работы заключается:

1) в избранном исследователем интегративном подходе к развитию коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе его иноязычной подготовки — проектно-культурологическом;

2) в уточнении содержания понятия коммуникативно-языковой компетентности учителя иностранного языка;

3) в разработке научно-методического обеспечения процесса развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода, включающего методику реализации педагогических условий, дидактический и оценочно-критериальный инструментарий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1) в исследовании уточнены особенности содержания понятия «коммуникативно-языковая компетентность учителя иностранного языка», включающего когнитивный, психологический и инструментальный компоненты;

2) определена совокупность теоретико-эмпирических положений, раскрывающих важную роль проектно-культурологического подхода в развитии коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе его иноязычной подготовки в вузе;

3) разработаны принципы проектно-культурологического подхода к развитию коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка;

4) разработана и теоретически обоснована модель развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода;

5) разработан и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка: а) педагогическое стимулирование мыслительной активности студентовб) организация отношений между студентами на принципах сотрудничества и толерантностив) реализация спецкурса «Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка».

Практическая значимость данного исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке научно-методического обеспечения процесса развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода, включающего:

1) методику реализации педагогических условий;

2) дидактический инструментарий: а) программа спецкурса «Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка" — б) учебно-методическое пособие для студентов «Методика развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка" — в) методические рекомендации для преподавателей иностранного языка «Педагогические условия развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода»;

3) оценочно-критериальный инструментарий диагностики уровней развития коммуникативно-языковой компетентности у будущих учителей иностранного языка.

На защиту выносятся:

1) структурно-функциональная модель развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода, структура которой взаимосвязывает целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты, а реализация осуществляется на комплексе принципов, включающем: 1) дидактические принципы: гуманистической направленности, целостности, персонализации, динамичности, гармоничной развитости- 2) методические принципы: проблемности обучения, творчества, диаи полилогичности, моделирования, комбинированияи 3) информативные принципы: потенциальной избыточности учебной информации, кулътуросообразности и диалога культур.

2) комплекс педагогических условий развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка: а) педагогическое стимулирование мыслительной активности студентовб) организация отношений между студентами на принципах сотрудничества и толерантностив) спецкурс «Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка».

3) научно-методическое обеспечение процесса развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода, включающее методику реализации педагогических условийдидактический и оценочно-критериальный инструментарий.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: совокупностью выбранных методологических позицийобоснованностью исходной гипотезыприменением подхода, адекватного предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки студентовповторяемостью результатов на разных этапах экспериментасочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных данных. I.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались и были одобрены:

— на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей в ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» «Современные проблемы науки и образования» (Магнитогорск, 2002;2007 гг.);

— на международной научно-практической конференции «Современное образование в России: состояние и перспективы развития» (Пенза, октябрь 2007);

— на методологических семинарах аспирантов и соискателей ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» (Магнитогорск, 2002;2007 гг.) — заседаниях кафедры перевода и переводоведения, кафедры педагогики в ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» и кафедры педагогики и психологии в ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (Магнитогорск, 2002;2007 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось посредством публикаций в массовых педагогических изданиях, а также путем непосредственной организации опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальной базой исследования являлись ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» и ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова». В педагогическом эксперименте приняли участие 930 человек: 805 студентов и 125 преподавателей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка используемой литературы (252 источника), приложения, 11 рисунков и 16 таблиц.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Для проверки эффективности комплекса педагогических условий развития компетентности коммуникативно-языковой компетентности будущих учителей иностранных языков, выделенных и реализуемых нами в рамках модели развития коммуникативно-языковой компетентности будущих учителей иностранных языков на основе проектно-культурологического подхода, мы провели развернутый эксперимент. В результате были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы.

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что традиционная система развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка требует усовершенствования. Уровень развития всех основных компонентов коммуникативно-языковой компетентности у студентов — будущих учителей иностранных языков — в основном низкий. Решение проблемы может быть обеспечено путем разработки специального комплекса педагогических условий в рамках процесса иноязычной подготовки будущих учителей иностранного языка в вузе.

2. Основными критериями диагностики уровней развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка выступают: а) степень сформированности знаний, необходимых будущему учителю иностранного языкаб) степень развитости психологических качеств, необходимых будущему учителю иностранного языкав) степень развитости коммуникативных умений, необходимых будущему учителю иностранного языка.

3. Содержание каждого критерия раскрыто нами через показатели и признаки развитости коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка. Показателями сформированности выделенных критериев является сформированность лингвистической, психологической и коммуникативных сфер личности и деятельности будущего учителя иностранного языка.

4. Различная степень проявления выделенных критериев характеризует уровни развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка: низкий, средний и высокий. Положительная динамика продвижения студента от более низкого к более высокому уровню позволяет говорить об эффективности процесса развития коммуникативно-языковой компетентности у студентов — будущих учителей иностранного языка.

5. Методика внедрения разработанной модели развития коммуникативно-языковой компетентности будущих учителей иностранных языков на основе проектно-культурологического подхода, содержащей комплекс педагогических условий, базируется на комплексе принципов, включающем:

1) дидактические принципы: гуманистической направленности, целостности, персонализации, динамичности, гармоничной развитости;

2) методические принципы: проблемности обучения, творчества, диаи полилогичности, моделирования, комбинированияи 3) информативные принципы: потенциальной избыточности учебной информации, кулътуросообразности и диалога культур.

6. Проведенный эксперимент показывает, что необходимым и достаточным для эффективного развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка является следующий комплекс педагогических условий: а) педагогическое стимулирование мыслительной активности студентовб) организация отношений между студентами на принципах сотрудничества и толерантностив) реализация спецкурса «Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка».

7. Содержательно-процессуальные особенности выделенных педагогических условий проявляются в том, что: а) условия реализуются в рамках разработанной нами методики развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно культурологического подходаб) комплексное воздействие условий обеспечивает повышение уровня развитости коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка.

8. Основными методическими механизмами являются: разработка и реализация спецкурса «Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка" — использование проектного методавключение студентов в виртуальное межкультурное общение посредством ресурсов всемирной сети Интернетиспользование аутентичных материалов для создания социокультурных портретовиспользование методов выявления мненийиспользование таких авторских приемов, как: прием причинно-следственных цепочек, «рефлексивной анимации», «аукцион знаний», прием психологических ассоциаций, ролевая игра «Hikers and Microsoft и др.

9. Полученные результаты на основном этапе эксперимента с достаточной убедительностью подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. Действительно, структурно-функциональная модель развития коммуникативно-языковой компетентности будущих учителей иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода, разработанная нами на основе выделенных педагогических условий, обеспечивает оптимальную организацию процесса развития коммуникативно-языковой компетентности будущих специалистов. Произошедшие положительные изменения в уровнях развития коммуникативно-языковой компетентности у студентов — будущих учителей иностранного языка подтверждают нашу гипотезу и доказывают достоверность результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях расширения международных контактов и увеличения международной мобильности, направленных на решение глобальных проблем человечества, актуальным становится диалог культур, который, в отличие от обмена монологами подразумевает сотрудничество, толерантность, взаимоуважение и ненасилие. Поэтому высшее профессиональное образование сегодня призвано готовить таких специалистов, которые смогли бы успешно функционировать в поликультурном пространстве. Специалист в области преподавания иностранных языков должен обеспечивать новое поколение качественными знаниями и умениями для решения практических вопросов в процессе диалога культур. В этой связи актуализируется проблема развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка в ходе его иноязычной подготовки в вузе.

Проведенное нами исследование показало, что существующая система иноязычной подготовки будущих специалистов не охватывает весь спектр знаний, способностей и навыков, необходимых будущему учителю иностранного языка. Необходим поиск нестандартных путей, способных качественно улучшить этот процесс.

Исходной позицией нашего исследования стал анализ понятийного поля в логике: компетенция — компетентность — коммуникативно-языковая компетентность учителя иностранного языка — структура коммуникативно-языковой компетентности учителя иностранного языка.

Проанализировав ряд научных источников, мы пришли к выводу, что коммуникативно-языковая компетентность учителя иностранного языка есть не что иное, как готовность к межкультурной коммуникации и ориентированность в различных ситуациях общения на изучаемом языке, основанные на знаниях языка, социально-культурных реалий страны, говорящей на нем, и способностях организовать эффективное общение на изучаемом языке с представителями своей культуры и культуры страны изучаемого языка.

Структура коммуникативно-языковая компетентности учителя иностранного языка может быть представлена в виде системы трех компонентов: когнитивного, психологического и инструментального. Степень развитости и интеграции этих составляющих влияет на повышение уровня коммуникативно-языковой компетентности в целом.

Учитывая тот факт, что решение любой научной проблемы, в том числе и проблемы развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка, предполагает выбор стратегии исследования, основой которой может выступить один или синтез подходов, мы показали, что для нашего исследования наиболее эффективным является разрабатываемый нами проектно-культурологический подход.

Проектно-культурологический подход представляет собой интеграцию культурологического подхода и формирующегося проектного подхода к обучению иностранным языкам. Основанием для такой интеграции мы считаем одинаковую степень приоритетности проектного и культурологического на фоне других подходов, составивших методологическую базу нашего исследования. Данный подход в рамках нашей работы заключается в следующем: в использовании комплекса методических механизмов, позволяющего направить мыслительную активность студентов на понимание, анализ и преобразование социокультурной информации на изучаемом языкеиспользовании преимущественно проектной формы обучения. В основу проектно-культурологического подхода мы заложили следующий комплекс принципов: 1) дидактические принципы: гуманистической направленности, целостности, персонализации, динамичности, гармоничной развитости- 2) методические принципы: проблемности обучения, творчества, диаи полилогичности, моделирования, комбинированияи 3) информативные принципы: потенциальной избыточности учебной информации, кулътуросообразности и диалога культур.

Мы выделяем следующие теоретико-эмпирические положения проектно-культурологического подхода: 1) самостоятельность студентов или иллюзия самостоятельности- 2) ощутимость результата- 3) связь с другими предметами и с жизнью- 4) развитие у студентов способности мыслить- 5) живой интерес обучаемых к языку 6) развитие у студентов творческих способностей- 7) развитие у студентов умения работать в группе- 8) дифференцированность обучения- 9) соизучение языка и культуры.

Эффективная реализация развития коммуникативно-языковой компетентности будущих учителей иностранного языка возможна при наличии следующего комплекса условий: 1) педагогическое стимулирование мыслительной активности студентов- 2) организация отношений между студентами на принципах сотрудничества и толерантности- 3) внедрение спецкурса «Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка».

В ходе экспериментальной работы было установлено, что методика реализации первого условия (педагогическое стимулирование мыслительной активности студентов) базируется на принципах потенциальной избыточности учебной информации, культуросообразности и диалога культур по всем видам речевой деятельности. Методическими механизмами реализации первого условия выступают: 1) использование методов выявления мнений: «мозгового штурма» (или «мозговой атаки»), метода свободной импровизации по заданным коммуникативным параметрам, дискуссионного метода, культурно-контрастного анализа- 2) применение авторских приемов «рефлексивной анимации» и «аукцион знаний».

Эксперимент показал, что методика реализации второго условия (организация отношений между студентами на принципах сотрудничества и толерантности) базируется на принципах гуманистической направленности, целостности, персонализации, динамичности, гармоничной развитости. Второе педагогического условие реализуется в нашей методике через такие методические механизмы, как: 1) метод обучения в команде- 2) метод «языкового портфеля" — 3) сюжетно-ролевые игры и тренинги.

Эффективному продвижению будущих специалистов на более высокий уровень развитости коммуникативно-языковой компетентности способствует реализация спецкурса «Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка», базирующаяся на принципах проблемности обучения, творчества, диаи полилогичности, моделирования и комбинирования. Третье педагогическое условие реализуется в нашей методике через такие методические механизмы, как: 1) метод проектов- 2) использование аутентичных материалов для создания социокультурных портретов.

Целевая и содержательная части формирующего эксперимента отражали логику комплексной реализации выделенных педагогических условий.

Для получения объективной информации об уровне развития коммуникативно-языковой компетентности будущих специалистов был определен комплекс критериев: а) степень сформированности знаний, необходимых будущему учителю иностранного языкаб) степень развитости психологических качеств, необходимых будущему специалистув) степень развитости коммуникативных умений, необходимых будущему учителю иностранного языка. Достоверность результатов проверки эффективности методики развития коммуникативно-языковой компетентности будущего специалиста на фоне комплексной реализации обозначенных педагогических условий обеспечивается использованием в качестве основного критерия диагностики продвижение студента на более высокий уровень развития коммуникативно-языковой компетентности.

Общедидактическая значимость результатов проведенного исследования была доказана в ходе реализации модели развития коммуникативно-языковой компетентности будущего специалиста в процессе иноязычной подготовки студентов ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет». Экспериментальная работа, проведенная с будущими специалистами, обеспечила у них высокий уровень коммуникативно-языковой компетентности, что подтверждают подученные нами результаты вычислений.

В исследовании получены данные, научная новизна которых, по сравнению с предшествующими работами, заключается: 1) в избранном исследователем интегративном подходе к развитию коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе его иноязычной подготовки — проектно-культурологическом- 2) в уточнении содержания понятия коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка- 3) в разработке методического обеспечения процесса развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода, включающего методику реализации педагогических условий, дидактический и оценочно-критериальный инструментарий.

Теоретическая значимость исследования, по сравнению с предшествующими работами, заключается: 1) в исследовании уточнены особенности содержания понятия «коммуникативно-языковая компетентность учителя иностранного языка», включающего когнитивный, психологический и инструментальный компоненты- 2) определена совокупность теоретико-эмпирических положений, раскрывающих важную роль проектно-культурологического подхода в развитии коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе его иноязычной подготовки в вузе- 2) разработаны принципы проектно-культурологического подхода к развитию коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка- 3) разработана и теоретически обоснована модель развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода- 4) разработан и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного: а) педагогическое стимулирование мыслительной активности студентовб) организация отношений между студентами на принципах сотрудничества и толерантностив) реализация спецкурса «Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка».

Практическая значимость данного исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке научно-методического обеспечения процесса развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода, включающего:

1) методику реализации педагогических условий;

2) дидактический инструментарий: а) программа спецкурса «Развитие коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка" — б) учебно-методическое пособие для студентов «Методика развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка" — в) методические рекомендации для преподавателей иностранного языка «Педагогические условия развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка на основе проектно-культурологического подхода»;

3) оценочно-критериальный инструментарий диагностики уровней развития коммуникативно-языковой компетентности у будущих учителей иностранного языка.

Материалы исследования могут применяться в практике работы вузов в процессе иноязычной подготовки специалистов и позволяют адаптировать к условиям конкретного образовательного учреждения содержательнотехнологическую составляющую процесса развития коммуникативно-языковой компетентности студентов.

В исследовании обоснована и представлена методика развития коммуникативно-языковой компетентности будущего учителя иностранного языка. Разработанное методическое обеспечение было апробировано на базе ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» и ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова». Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Определяя перспективу исследования, следует отметить, что выполненная работа не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы развития коммуникативно-языковой компетентности будущих учителей иностранного языка. В связи с этим, наиболее приоритетными направлениями научного поиска мы считаем: развитие профессиональной компетентности будущих специалистовразвитие научно-исследовательской культуры будущих специалистовразработка вариативных компьютерных технологий включения студентов в межкультурную коммуникациюразработка альтернативных программ диагностики по отслеживанию уровня развитости коммуникативно-языковой компетентности будущих учителей иностранного языкаразработка категориального аппарата проектного подхода к обучению гуманитарных дисциплин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. М.: Университетское, 1990. — 560 с.
  2. , Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. М., 1980. — 2 т.
  3. , А. Л. Всепроникающий свет культуры / А. Л. Андреев // Вестник РАН. 1995. — № 1. — С. 65−70.
  4. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Наука, 1994. — 324 с.
  5. , В. И. Символ, условность, культура / В. И. Антонов // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1993. — № 3. -С. 26−35.
  6. , А. И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. -М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. -349 с.
  7. , В. Г. Социальная информация / В. Г. Афанасьев. М.: Наука, 1974.- 199 с.
  8. , Г. Об одной из ценностей современного образования / Г. Ачкасова // Aima mater. Вестник высшей школы. 2002. — № 7. — С. 6−10.
  9. , Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 557 с.
  10. , В. Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайд, В. К. Гербачевский- сост.: А. А. Крылов, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  11. П.Баранова, Н. В. Социокультурный компонент в содержании обучения немецкому языку / Н. В. Баранова, С. Б. Гусева // Иностранные языки в школе. 2001. — № 4. — С. 42−45.
  12. , И. И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: дис.. канд. пед. наук / И. И. Барахович- Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2000. — 143 с.
  13. , В. А. Организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях : метод, рекомендации / В. А. Беликов. -Магнитогорск: МГПИ. 1998. — 40 с.
  14. , В. А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: ВЛАДОС, 2004. — 357 с.
  15. , А. И. Культурологические гипотезы: Сопоставление точек зрения. Этнопсихолингвистические проблемы семантики / А. И. Белов. М., 1978. -216 с.
  16. , Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М.: Изд-во Г. А. Лемана, И. С. Сахарова, 1916. — 358 с.
  17. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: ИПО МО РФ, 1995. — 336 с.
  18. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  19. , В. С. Две культуры. Диалог культур: Опыт определения / В. С. Библер // Вопросы философии. 1999. — № 6. — С. 31−42.
  20. Бим, И. Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 1996. — № 1. — С. 48−52.
  21. , И. В. Проблема целостности в марксистской философии / И. В. Блауберг. М.: Высшая школа, 1963. — 96 с.
  22. , И. А. Философия управления. Очерки профессионального управленца / И. А. Богачек. СПб.: Наука, 1999. — 215 с.
  23. , А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. М.: Флинта-Наука, 1998. -139 с.
  24. , В. В. Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и других / В. В. Бойко. М., 1996. — 374 с.
  25. , М. В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя : дис.. канд. пед. наук / М. В. Болина- Челяб. гос. ун-т. -Челябинск, 2000. 176 с.
  26. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1994. — 1628 с.
  27. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / под ред.
  28. B. Н. Ярцева. М., 1998. — С. 233.
  29. , В. В. Актуальные вопросы коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам в школе и неязыковых вузах / В. В. Бороздина // Сборник научных трудов. М., 1992. — Вып. 39.1. C.11−23.
  30. , Л. Н. Невербальное общение у русско- и англоязычных народов / Л. Н. Броснахан. М.: Билингва, 1998. — 120 с.
  31. , А. А. О проблеме коммуникации / А. А. Брудный // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. С. 165 182.
  32. , Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М., 1978.-216 с.
  33. , М. В. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучении иностранному языку : дис.. канд. пед. наук/ М. В. Булыгина. Екатеринбург, 1997. — 173 с.
  34. , Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук и др.- под ред. В. Усманова. СПб.: Питер Ком, 1999. -528 с.
  35. , М. Л. Цели обучения иностранным языкам и журнал «Иностранные языки в школе» / М. Л. Вайсбурд // Иностранные языки в школе. 1995. — № 3. — С. 6−8.
  36. , Р. Р. Толерантность: порок или добродетель / Р. Р. Валитова // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. -1996.-№ 1.-С. 33−37.
  37. , JI. А. Культура и искусство речи / JI. А. Введенская, JI. Г. Павлова. Ростов — на — Дону: Феникс, 1999. — 573 с.
  38. , Е. М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. — 246 с.
  39. , В. Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях широкой социальной конкуренции : дис.. канд. пед. наук / В. Г. Веселова- Брян. гос. пед ун-т. Армавир, 2001. — 177 с.
  40. , Л. С. Антология гуманной педагогики / Л. С. Выготский. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
  41. , Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. М.: Арти-Глосса, 2000. — 165 с.
  42. , Г. В. Ф. Лекции по эстетике: в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель- пер с нем. Б. Г. Столпнера. СПб.: Наука, 1999.
  43. , О. В. Иноязычная компетентность как фактор развития коммуникационной культуры студентов : дис.. канд. пед. наук / О. В. Герасименко. Оренбург, 2001. — 155 с.
  44. , Ю. 3. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся / Ю. 3. Гильбух // Советская педагогика. 1990. -№ 5.-С. 81−87.
  45. , Б. А. Термины методики преподавания русского языка как иностранного / Б. А. Глухов, А. Н. Щукин. М.: Русский язык, 1993. — 371 с.
  46. , И. Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. М.: Лабиринт. — 1997. — 222 с.
  47. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
  48. , Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): монография / Г. Г. Гранатов. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 195 с.
  49. , В. С. Культура педагогического общения : кн. для учителя / В. С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  50. , С. В. Педагогическое общение как фактор адаптации студентов в профессионально-педагогической деятельности : дис.. канд. пед. наук / С. В. Гринько- МГПИ. Магнитогорск, 1998. — 185 с.
  51. , Н. В. Психология конфликта : учеб. пособие для вузов / Н. В. Гришина. СПб.: Питер, 2007. — 464 с.
  52. , И. А. Западная социология : учеб. пособие для вузов / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. СПб.: Изд-во ДНК, 2003. -559 с.
  53. , Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин- под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 352 с.
  54. , М. Э. Психолого-педагогическое обеспечение проектной формы обучения: на примере естественно-научного проекта «Мой дом»: дис.. канд. психол. наук / М. Э. Гузич- Мое. гос. ун-т. М., 2002. — 214 с.
  55. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  56. , В. Н. Интегративно-проектный подход во внеурочной работе по химии : монография / В. Н. Давыдов. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2002. — 71 с.
  57. , И. Е. Организация проектного обучения как фактора формирования самостоятельности учащихся общеобразовательной школы : дис.. канд. пед. наук / И. Е. Девятова- Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002.- 165 с.
  58. , А. А. Акмеология / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  59. , А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег.- М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
  60. , Г. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии / Г. М. Дридзе. М.: Наука, 1984. — 102 с.
  61. , М. В. Реализация коммуникативного подхода в обучении немецкому языку / М. В. Дружинина // Иностранные языки в школе.- 1999.- № 2 .-С. 107−112.
  62. , Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи- пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. — 192 с.
  63. Европейский языковой портфель для филологовГ (преподавателей языка, письменных и устных переводчиков) / сост. К. М. Ирисханова. М.: МГЛУ, 2003.
  64. , Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : дис.. д-ра психол. наук / Ю. Н. Емельянов. Л ., 1990. — 403 с.
  65. , Л. С. Методические основы формирования профессиональных знаний и умений учащихся лицея в процессе выполнения творческих проектов : дис.. канд. пед. наук / Л. С. Желнина- Тульск. гос. пед. ун-т. Тула, 1998. — 174 с.
  66. Жук, О. Л. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / О. Л. Жук // Адукацыя выхаванне. 2004. — № 12. — С. 41−48.
  67. , Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении : практическое пособие / Ю. М. Жуков, JL А. Петровская, П. В. Растянников. -М.: Из-во Моск. ун-та, 1991. 96 с.
  68. , Ю. М. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) / Ю. М.-Жуков, JT. А. Петровская // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: сб. науч. трудов. -М., 1983. С. 90−97.
  69. , Ю. М. Эффективность делового общения / Ю. М. Жуков. -М.: Знание, 1988.-64 с.
  70. , В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1998. — 167 с.
  71. , В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. завед. / В. И. Загвязинский. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 192 с.
  72. , А. П. Опыт использования личностно-гуманного подхода при обучении иноязычному общению / А. П. Загорский, В. Н. Симпкин // Иностранные языки в школе. 1989. — № 6. — С. 16−21.
  73. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» // Бюл. Госкомитета РФ по высшему образованию. 1996. — № 10.-С. 1−60.
  74. , Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. -М.: «Дело», 1999. 475 с.
  75. , Г. Е. Социология образования : в 2 ч. Ч. 1. Социология образования / Г. Е. Зборовский. Екатеринбург, 1993. — 150 с.
  76. , А. Б. Коммуникационный менеджемент. Рабочая книга менеджера/ А. Б. Зверинцев. СПб.: Союз, 1997. — 157 с.
  77. , Э. Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. Екатеринбург, 1999. — 144 с.
  78. , И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. А. Зимняя. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. 383 с.
  79. , И. А. Проектная методика обучения английскому языку / И. А. Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. -С. 9−16.
  80. , И. А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранному языку / И. А. Зимняя // Сб. науч. трудов МГПИИЯ. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1984. — № 242. — С. 3−7.
  81. , Н. С. Культура и общественный прогресс / Н. С. Злобин. — М.: Наука, 1980.-303 с.
  82. , Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  83. , Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.288 с.
  84. , Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 1996. — 280 с.
  85. , И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для вузов / И. Ф. Исаев. — М.: Академия, 2002. 207 с.
  86. , И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: Воспитательный аспект: учеб. пособие / И. Ф. Исаев. -Белгород: Везелица, 1992. 102 с.
  87. , О. Ю. Проблемно-коммуникативный подход как фактор активизации познавательной деятельности студентов (на материалеизучения ин. языка): дис.. канд. пед. наук / О. Ю. Искандарова — Уфим. гос. ун-т. Уфа, 1997. — 197 с.
  88. , М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  89. , О. М. Культура речевого общения. Теория и практикаобучения / О. М. Казарцева. М., 1999. — 495 с.
  90. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  91. , И. Критика чистого разума / И. Кант- пер. с нем. Н. Лосского. М.: Мысль, 1994. — 591 с.
  92. , И. В. Talking American I / И. В. Каспин, М. М. Сегаль, 1. B. Н. Шевяков. -Л., 1990.
  93. , Д. Свет и освещение / Д. Килпатрик- пер. с англ.
  94. C. Ф. Костромина- под ред. А. В. Шеклеина. М.: Мир, 1988. — 223 с.
  95. , М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 222 с.
  96. , Т. Е. Конструирование дидактических тестов : метод, реком. / Т. Е. Климова. Магнитогорск: МГПИ. — 1996. — 56 с.
  97. , Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
  98. , Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя : дис.. д-ра пед. наук / Т. Е. Климова. Оренбург, 2001. — 328 с.
  99. , Л. Н. Социология культуры / Л. Н. Коган. Екатеринбург, 1992.- 198 с.
  100. , Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176 с.
  101. , Л. И. Совместное проектирование как фактор развития профессиональной компетентности преподавателей педагогического колледжа: дис.. канд. пед. наук / JI. И. Колесникова- Иркутск, гос. пед. ун-т. Иркутск, 2002. — 213 с.
  102. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий / под ред.: Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Лениниздат, 1987. — 144 с.
  103. , О. Г. Речевые средства гармонизации диалога в деловой педагогической беседе / О. Г. Комарова // Научно-методический бюллетень. Краснояр. ун-т, 2000. — Вып. 9. — С. 58−63.
  104. , Я. А. Правила поведения: избр. пед. соч.: в 2 т. / Я. А. Коменский. М., 1982.
  105. , Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  106. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: учеб. пособие для учителя / под ред.: Е. И. Пассова и В. Б. Царьковой. -М.: Просвещение, 1993. 125 с.
  107. , Н. И. Словарь-справочник по психологии /
  108. Н. И. Конюхов. -М.: Просвещение, 1982. 207 с.
  109. , В. В. Проектная методика как эффективная технология воспитания средствами иностранного языка: дис.. канд. пед. наук / В. В. Копылова- Мое. гос. ун-т. М., 2001. — 204 с.
  110. , А. Г. Лингвострановедческий подход к обучению французскому языку как фактор развивающего обучения / А. Г. Крупко // Иностранные языки в школе. 1990. — № 6. — С. 20−26.
  111. , Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
  112. , Г. А. Развитие коммуникативной компетентности социального педагога в процессе его профессиональной подготовки : дис.. канд. пед. наук / Г. А. Кудрявцева- МГПИ. Магнитогорск, 1998. — 189 с.
  113. , В. С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества: дис.. канд. пед. наук / В. С. Кузнецов- Мое. гос. ун-т. М., 1996. — 185 с.
  114. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 144 с.
  115. , А. Педагогика иностранного автора / А. Кушнир // Школьные технологии. 1977. — № 6. — С. 8.
  116. , А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кывырялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  117. , И. И. Роль национально-культурного компонента в формировании профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. И. Лейфа- МГЛУ. -М., 2004.-22 с.
  118. , А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1989. — 54 с.
  119. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: ИПЛ, 1975. — 304 с.
  120. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  121. , И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.-64 с.
  122. , О. В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи: Теория и практика: дис.. д-ра пед. наук / О. В Лешер- ЧелГУ. -Челябинск, 1997. 299 с.
  123. , В. П. Принципы, нормы и правила успешного воспитания / В. П. Лизинский // Народное образование. 2002. — № 4. — С. 172- 178.
  124. , X. Й. Проблемы общения и воспитания : в 2 ч. / X. Й. Лийметс. Тарту, 1974.185 3
  125. , Б. Ф. Проблемы общения в психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Просвещение, 1981. 384 с.
  126. , И. И. Проектная деятельность. Социально-философский аспект: дис.. д-ра филос. наук / И. И. Ляхов- МГУ. М., 1996. — 305 с.
  127. , М. В. Методика преподавания иностранных языков : учеб. пособие для филол. фак. вузов / М. В. Ляховицкий. М.: Высшая школа, 1981.- 159 с.
  128. , А. С. Собрание сочинений : в 5 т. Т. 5. Честь: повесть / А. С. Макаренко. М.: Правда, 1975. — 510 с.
  129. , О. В. Проблема подходов к обучению иностранным языкам / О. В. Малова // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и подготовки учителя: межвуз. сб. науч. работ / под ред. Т. Н. Лисицыной. Мурманск: МГПИ, 2001. — С. 18−21.
  130. , Г. И. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе / Г. И. Мамукина // Иностранные языки в школе. -2001.-№ 4.-С. 40−42.
  131. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М., 1996.-308 с.
  132. , К. О диалектическом и историческом материализме / К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. М.: Политиздат, 1984. — 636 с.
  133. , Л. В. Экранный образ и личностные особенности телеведущих / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникина, Ю. В. Молчанова // Психологический журнал. 1999. — № 1, 2. — С. 20−29.
  134. , Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н. В. Матяш- под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. — 286 с.
  135. , М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 211 с.
  136. Миньяр-Белоручев, Р. К. Лингвострановедение или «иноязычная культура»? / Р. К. Миньяр-Белоручев, О. Г. Оберемко // Иностранные языки в школе. 1993. — № 6. — С. 9−16.
  137. , Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: 1998. — 200 с.
  138. , Т. Г. Квалификационные характеристики специалиста : обзор, информ. НИИ ВО / Т. Г. Михалева, Н. А. Селезнева, Е. И. Романкова. М.: Изд-во НИИ ВО. — 1989. — 57 с.
  139. , А. К. Педагогическая риторика. История и теория /
  140. A. К. Михальская. М., — 1998. — 432 с.
  141. , В. И. Моделирование и методы измерений в педагогике /
  142. B. И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
  143. , А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса : дис.. д-ра пед. наук / А. И. Мищенко- Мое. гос. ун-т. М., 1992. — 387 с.
  144. , С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / С. Г. Молчанов. -Челябинск: ЧелГУ, 1998. 255 с.
  145. , А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
  146. , А. В. Социализация в «смутное» время / А. В. Мудрик. -М.: Знание, 1997.-80 с.
  147. , А. Я. Концепция интерсоциального воспитания молодежи -основа гуманизации образования / А. Я. Найн // Гуманизация высшего образования. Челябинск: ЧелГУ, 1990. — 267 с.
  148. , А. Я. Культуры делового общения / А. Я. Найн. -Челябинск, 1997. 256 с.
  149. Никитенко, 3. Н. К проблеме выделения национально-культурного компонента в содержании обучения английскому языку младших школьников / 3. Н. Никитенко, О. М. Осиянова // Иностранные языки в школе.- 1993.-№ 3. С. 5−11.
  150. , А. М. Российское образование в новой эпохе / А. М. Новиков. М., 2000. — 157 с.
  151. , П. В. Метрология / П. В. Новицкий. М., 1979. — 112 с.
  152. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии»: пособие для студ. педвузов / В. А. Беликов. -Магнитогорск: МаГУ, 2000. 67 с.
  153. , JI. Ф. Детская возрастная психология : учебник для студ. пед. вузов / JI. Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с.
  154. , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  155. Основы социальной работы: учебник / гл. ред. П. Д. Павленок. -М.: ИНФРА-М, 1997. 368 с.
  156. , М. Б. Образовательная область «Технология». Теоретические подходы и рекомендации / М. Б. Павлова, Дж. Питт. Англия, 1997.- 101 с.
  157. , В. Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: автореф. дис.. д-ра психол. наук / В. Н. Панферов- ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 42 с.
  158. , Б. Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин. СПб., 1999.351 с.
  159. , Е. И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. С. Коростелев // Иностранные языки в школе. 1987. — № 6. — С. 29−33.
  160. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое Общество России, 2000. — 640 с.
  161. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студентов сред. учеб. заведений / под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 512 с.
  162. , Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1982. -216с.
  163. , П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  164. , К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М. :1. Наука, 1972. 92 с.
  165. , Е. С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 1. — С. 4−11.
  166. , Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2. — С. 3−10.
  167. , М. Л. Азбука школьного управления / М. Л. Портнов. -М.: Просвещение, 1991.-191 с.
  168. Практикум по психологии состояний: учеб. пособие / сост.: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров. СПб.: Речь, 2004. — 480 с.
  169. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 2004. — 672 с.
  170. Психологический словарь / под ред. В. А. Петровского. М.: Политиздат, 1987. — 240 с.
  171. Психология: словарь / общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  172. Психолого-педагогический словарь / под ред. В. А. Мижерикова.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 540 с.
  173. , Дж. Педагогическое тестирование : проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2001.
  174. , А. А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Центр, 2001. — 223 с.
  175. , А. А. Психология и педагогика: учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2007. — 432 с.
  176. , Н. В. Что такое развивающее обучение? : науч.-популяр. очерк / Н. В. Репкин. Томск: Пеленг, 1993. — 64 с.
  177. , Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  178. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 1999. 720 с.
  179. , И. И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. -Минск, 1998. 316 с.
  180. , Н. Н. Общая теория статистики / Н. Н. Ряузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1971. — 368 с.
  181. , JI. И. Формирование продуктивного общения как фактор развития творческой активности школьников : дис.. канд. пед. наук / Л. И. Савва- МГПИ. Магнитогорск, 1995. — 159 с.
  182. , В. Н. Основания общей теории систем / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  183. , Н. Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: дис.. д-ра пед. наук / Н. Я. Сайгушев- МаГУ. Магнитогорск, 2002. — 408 с.
  184. , Е. В. Формирование основ проблемного мышления у младших школьников : дис.. канд. пед. наук / Е. В. Саутина- Киров, гос. пед. ун-т. Киров, 1999. — 173 с.
  185. , В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. — 2001. -№ 3.- С. 17−24.
  186. , М. Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся : дис.. канд. пед. наук / М. Л. Сердюк- Киров, гос. пед. ун-т. Киров, 2002. — 209 с.
  187. , Г. Н. Самообразование в усовершенствовании подготовки студентов / Г. Н. Сериков. Иркутск: ИГУ, 1991. — 232 с.
  188. , В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи / В. Л. Скалкин. М.: Русский язык, 1982. — 248 с.
  189. Современные подходы к компетентно-ориентированному образованию: материалы семинара / под ред. А. В. Великановой. Самара: Изд-во «Профи». — 2001. — 60 с.
  190. Современный толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. М.: Изд. дом Ридерз Дайджест, 2004. — 960 с.
  191. Современный словарь иностранных слов / под ред. Н. М. Ланда и др. СПб.: Дуэт, 1994. — 752 с.
  192. , В. М. О природе человеческого общения: опыт философского анализа / В. М. Соковнин. Фрунзе: Мектеп, 1973. — 116 с.
  193. , В. С. Философское начало цельного знания / В. С. Соловьев. Минск: Харвест, 1999. — 911 с.
  194. , Э. Б. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя иностранного языка : дис.. канд. пед. наук / Э. Б. Соловьева- МГПИ. Магнитогорск: МГПИ, 2000. — 156 с.
  195. , Л. Д. Психология и педагогика вопросах и ответах /
  196. Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. -574 с.
  197. , Е. А. Управление качеством образования и педагогическая диагностика / Е. А. Суховиенко // Профессиональное образование. -2003. -№ 10.-С. 11−12.
  198. , Н. М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания / Н. М. Таланчук // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С. 24−28.
  199. , Е. Ф. Тенденции развития лингвистики / Е. Ф. Тарасов. -М, 1987. С. 28.
  200. , Г. Д. Реалии-американизмы. Пособие по страноведению: учеб. пособие для ин-тов и фак. ин. яз. / Г. Д. Томахин. -М.: Высшая школа, 1988. 238 с.
  201. , Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых : дис.. д-ра пед. наук / Г. С. Трофимова- СГУ. СПб., 2000. — 397с.
  202. , H. Н. Эвристические и алгоритмические методы решения задач / H. Н. Тулькибаева // Теория и практика развивающего обучения. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. — Вып. 11. — С. 8−21.
  203. , К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974.
  204. , О. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих офицеров : дис.. канд. пед. наук / О. В. Фадейкина- Екатеринбург, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. — 183 с.
  205. Философский энциклопедический словарь / сост. A. JI. Грекулова и др.- ред. С. С. Аверинцев. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 814 с.
  206. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2003. — 575 с.
  207. Философско-психологические проблемы коммуникации: пособие для вузов / отв. ред. А. А. Брудный. Фрунзе: ИЛИМ, 1971. — 135 с.
  208. , М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер- пер. с нем. А. В. Михайлова / сост., вступ. ст., примеч. А. В. Михайлова. -М.: Изд-во «Гнозис», 1993. 464 с.
  209. И. И. О тендерных подходах к теории обучения языкам и культурам / И. И. Халеева // Известия Российской академии образования. -2000.-№ 1.-С. 11−12.
  210. , Э. Как понять иностранца без слов / Э. Холл. М., 1995.156 с.
  211. , А. В. Методы эвристического обучения / А. В. Хуторской // Школьные технологии. 1999. — № 1−2. — С. 233−243.
  212. , А. В. Технология эвристического обучения / А. В. Хуторской // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С. 55−75.
  213. , Н. 3. Культура и ценности / Н. 3. Чавчавадзе. -Тбилиси.- 1984.-247 с.
  214. , Р. Г. Дидактическая система Л. В. Занкова. Проблемы и перспективы: метод. пособие для системы повышения квалификации работников образования. М.: Центр общего развития, 1999. — 84 с.
  215. , В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М., 1994.-68 с.
  216. , М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для вузов / М. В. Шакурова. М.: Академия, 2002. -266 с.
  217. , М. Т. Потенциал: сущность, структура / М. Т. Шафиков // Социально гуманитарные знания. № 1. — 2002. — С. 236−245.
  218. , С. Т. Работа для будущего : Документальное повествование: кн. для учителя / С. Т. Шацкий. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  219. , А. Культура и этика / А. Швейцер- пер. с нем. Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского- под ред. В. А. Карпушина. М.: Прогресс, 1973.-343 с.
  220. , Н. И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 1995.
  221. , Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю. А. Шерковин. М., 1973. — 387 с.
  222. , В. Д. Педагогическая коммуникация: Теория, опыт, проблемы / В. Д. Ширшов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. -128 с.
  223. , С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1999. -320с.
  224. , О. В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей : дис.. канд. пед. наук / О. В. Шмайлова. Сургут, 1997. -179 с.
  225. , А. Г. Основы психодиагностики : учеб. пособие для студентов вузов / А. Г. Шмелев и др. М.: «Феникс», 1996. — 544с.
  226. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  227. , Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1982.-359 с.
  228. , С. А. Развитие коммуникативной компетентности государственных служащих в работе со средствами массовой информации : дис.. канд. психол. наук / С. А. Юсупов- Мое. гос. соц. ун-т. М., 2002. — 189 с.
  229. , В. А. Методология и техника социологического исследования / В. А. Ядов. Тарту, 1969. — 217 с.
  230. , H. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дис.. д-ра пед. наук / H. М. Яковлева- ЧелГУ. Челябинск, 1992. — 403 с.
  231. , В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов / В. А. Якунин. СПб.: Полиус, 1998. — 639 с.
  232. Alpin, R. The Ones Who Got Away: The Views of Those Who Put out of Languages // Languages Learning Journal. 1991. — No 4. — P. 7−14.
  233. Bachman, Lyle F. and Palmer, Adrian S. The Construct Validation of Some Components of Communicative Proficiency // TESOL Quaterly. 1982. -Vol. 16. — September, — No 3. — P. 44965.
  234. Brown, Douglas. Language is a Cultural Context. New York: Science Editions, Inc., 1961.
  235. Byram, M., Zarate, G. Defining and Assessing Intercultural Competence: Some Principles and Proposals for the European Context // Language Teaching. 1996. — October. — P. 239−243.
  236. Campbell, R., Wales, R. The Study of Language Acquisition // Lyons J., (ed.) New Horizons in Linguistics. Harmondsworth: Penguin Books, 1970. -P. 242−260.
  237. Canal, M. From Communicative Competence to Communicative Language Pedagogy // Richard J. and Schmidt R., (ed.) Language and Communication. London: Longman, 1983. — P. 2−27.
  238. Cheryl, Z. Champeau de Lopez. The Role of the Teacher or Today’s Language Classroom: W, D.C. 1998.
  239. Chomsky, Noam. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge: M.I.T. Press, 1965.
  240. Darling-Hammond, Z. Teacher Professionalism and Accountability // The Education Digest. 1989, No. 1, Vol. 55.
  241. Fantini, A. Exploring Language, Culture and the World View // Interspectives: a Journal on Transcultural and Peace Education, Vol. I, No. 2. -P. 13−16.
  242. Gardner, R. Attitudes and Motivation in Second Language Learning / R. Gardner, W. Lambert. Rowley: Newbury house Publishers, 1972.
  243. Hymes, D. How Many Levels Should a Grammar Recognize? // Language and It-course: Rest and Protest. Amsterdam, Philadelphia. 1986.
  244. Hymes, D. On Communicative Competence // Pride J. B. and Holmes J., (ed.) Sociolinguistics. Harmnsworth: Penguin Books, 1972. — P. 269−293.
  245. Kim, Y. Intercultural Communication Competence: A Systems-Theoretic View // Ting-Toomey, S. Korzhenny F. (eds.) Cross-Cultural Interpersonal Communication. Newbury Park: Sage, 1991. — P. 259−275.
  246. Meyer, M. Developing Transcultural Competence: Case Studies of Advanced foreign language Learners // Butties D., Byram M. (eds.) Mediating Language and Cultures. Clevendon: Multilingual Matters, Ltd., 1991. — P. 136 158.
  247. Morain, G. Visual Literacy: Reading Signs and Designs in the Foreign Culture / G. Morain // Foreign Language Teaching Annals, 9, No. 3. P. 210−216.
  248. Myd, S. L. Creative Work in the Classroom / S. L. Myd // English Language Teaching, 21, No. 1. P. 28−32.
  249. Plukhina, Z. A. The Way the British Communicate. M.: Высшая школа. 1991.
  250. Sawrence, D. Foreign Language Teaching Methods / D. Sawrence // Journal for Education of the Children. 1986. — Vol. 6. — P. 189−191.
  251. Taylor, C. W. Culturating Multiple Creative Talents in Students / C. W. Taylor // Journal for Education of the Children. 1985. — Vol. 8. — P. 187 188.
Заполнить форму текущей работой