Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Законы, закономерности и принципы управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой — отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление… Читать ещё >

Законы, закономерности и принципы управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практика показывает, что все процессы, происходящие в организациях, можно характеризовать как управляемые, частично управляемые и неуправляемые. Каждый процесс включает следующие основные его составляющие (рис. 2.3.1):

  • — входное воздействие (вход) — поступающая информация, распоряжения вышестоящего руководства (или инициатива самого руководителя);
  • — преобразование входного воздействия (функция 1), заключающееся в обработке входного воздействия по известному или новому алгоритму;
  • — результат преобразования входного воздействия (еьагод) — принятие управленческого решения как исполнительское действие самого руководителя;
  • — влияние результата на входное воздействие (функция 2) заключающееся в либо корректировка алгоритма обработки начального входа (воздействие 2), либо изменение его значения (воздействие 1).
Схема управленческих процессов в организации.

Рис. 2.3.1. Схема управленческих процессов в организации

Функция 1 отражает зависимость результата от входного воздействия.

Функция 2 — зависимость корректировки на входное воздействие от результата (обратная связь).

Функция 2 может либо усиливать входное воздействие с ростом значения результата (положительная обратная связь), либо ослаблять его с ростом значения результата (отрицательная обратная связь).

По смыслу зависимость трактуется как подчинение нижестоящего объекта вышестоящему в иерархической системе.

Между составляющими входа и выхода складываются характерные для каждой организации зависимости, которые могут быть:

  • — объективными и субъективными;
  • — кратковременными и долговременными;
  • — моральными и аморальными.

Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Если руководитель учитывает неотвратимость действия этих зависимостей, то он может их использовать во благо себе, в противном случае эти зависимости могут помешать его усилиям.

Субъективные зависимости формируются людьми для реализации глобальных целей организации, страны, или собственных, личных.

К кратковременным зависимостям относят, например, зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования от имеющегося времени; зависимость подбора кадров от личностных качеств нового руководителя и др.

Долговременная зависимость — к примеру, это зависимость заработной платы педагогического работника от его почасовой нагрузки; зависимость производительности труда администрации образовательной организации от ее информированности и др.

Моральная зависимость связана с соблюдением установленных в общественных формациях норм поведения человека, идеалов добра и зла.

Аморальные зависимости связаны с обычаями или традициями, так или иначе нарушающими международные права человека. Такие зависимости проявляются в незаконных общественных формированиях, либо в организациях, находящихся в неестественных условиях существования.

Все решения, принимаемые человеком, или его поступки так или иначе подчиняются осознанным или неосознанным зависимостям. Из категории «зависимость» вытекает понятие «закон» (115).

Взаимосвязь явлений — одна из основных форм существования материи. Возникновение, изменения, переход в новое состояние любого материального объекта возможны не в изолированном и обособленном состоянии, а во взаимосвязи с другими объектами.

Понятие закона как философской категории было принято позднее ряда других философских категорий. Это объясняется тем, что закон как атрибут сущности стал проявляться в человеческой деятельности позднее категорий, отображающих явления.

Исторически получилось, что вначале деятельность человека опиралась на представление о некоторых повторяемостях. Повторяются сезонные изменения погоды, падают предметы, лишенные опоры, и т. д. Устойчивые, повторяющиеся отношения (связи) между явлениями обычно называются закономерностями.

Существуют два типа закономерностей: динамические и статистические.

Динамическая закономерность — такая форма связи между явлениями, когда предыдущее состояние объекта однозначно определяет последующее.

Статистическая же закономерность — определенная повторяемость в поведении не каждого отдельного объекта, а их коллектива, ансамбля однотипных явлений.

Закономерность как повторяющееся отношение между явлениями относится к атрибуту явления, а не сущности. Переход к сущности, к понятию закона происходит тогда, когда ставится вопрос об основании, причине закономерности.

Закон есть объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь (отношение), определяющая закономерность (повторяемость, регулярность) в сфере явлений.

Под существенным здесь понимается такое отношение, которое внутренне детерминирует повторяющееся в сфере явлений. Необходимость закона заключается в том, что при наличии определенных условий он определяет порядок, структуру, связь явлений, постоянство процессов, регулярность их протекания, их повторяемость в относительно тождественных условиях.

История науки обнаруживает, что если в основе определенного множества явлений лежит закон (закон первого порядка), то за этим законом лежит более глубокий закон (второго порядка) и т. д. Материальный объект фактически подчиняется не одному, а многим законам. Каждый отдельный закон не проявляется «в чистом виде». Совокупное действие нескольких законов порождает впечатление некоторой неопределенности. Особенно это видно в такой сложной системе, как общество, где законы реализуются лишь как общее направление разнообразных процессов (83).

Законы управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды.

В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

Человек, начавший изучение научного управления порой теряется в обилии законов, закономерностей, принципов управления. На самом деле, их разнообразие нисколько не умаляет управление как теоретическую науку, оно иллюстрирует лишь многообразие частных теорий, подходов, масштабов, в которых исследователи, научные школы рассматривают какие-то отдельные грани такого сложного и многоаспектного явления, как управление.

В науке законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.

К третьей группе относятся законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

В число общих законов управления включены следующие:

  • 1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.
  • 2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.
  • 3. Закон единства системы управления.
  • 4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.
  • 5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.
  • 6. Закон единства действий законов управления.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой — отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации — это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные системы — управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналовкоманд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой — выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т. е. управляемой подсистемы) и др.

К частным законам, касающимся управляющей подсистемы, относятся следующие:

  • 1. Закон изменения функций управления.
  • 2. Закон сокращения числа ступеней управления.
  • 3. Закон концентрации функций управления.
  • 4. Закон распространения контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области.

Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти (197).

Близкой к понятию «закон» является категория «закономерность» — необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира Однако, здесь нет единого мнения о том, что же представляет из себя «закономерность» и как она соотносится с законом. Так, в большинстве случаев «закономерность» и «закон» выступают как однопорядковые категории. Однако нередко ее употребляют в несколько ином смысле, когда хотят подчеркнуть, что-то или иное явление не случайно, а подчинено какому-либо закону (или комплексу законов), совершается на основе этого закона (законов). В этом понимании «закономерность» — синоним понятия «закономерное», выражает факт наличия причинно-следственной обусловленности, связи и взаимодействия явлений, интегрированное проявление законов.

Закон богаче закономерности тем, что относится к большей массе соответствующих явлений, охватывает всю совокупность этих явлений. Кроме того, если закономерность выявляется обязательно в результате обобщения фактов, то закон может быть выявлен в ходе теоретического анализа и уже в дальнейшем подтвержден (или опровергнут) фактами.

Саму закономерность можно трактовать и как ступеньку к открытию закона, и как форму проявления действия одного или нескольких законов.

В основе открытия закономерностей лежат факты, количественные и качественные зависимости между ними (347).

Закономерности управления — это объективно существующие устойчивые связи между явлениями, их причинами и следствиями (275, с. 85).

В отличие от законов управления, которые носят всеобщий характер, закономерности управления имеют конкретное содержание. То есть связи, обобщаемые в закономерностях управления, справедливы лишь для определенного пространства и времени.

К важнейшим закономерностям управления, как правило, относят:

— единство системы управления (выражается в устойчивости внутренних связей системы управления при изменении состояния внешней среды);

  • — централизацию и децентрализацию управления (выражается в распределении задач, функций и полномочий (прав и ответственности) по уровням иерархии управления);
  • — соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем (выражается в соответствии управляющей подсистемы управляемой).

Закономерности управления, которые находят свое отражение в значительном количестве положительных результатов решения задач, становятся принципами управления. При этом одна закономерность управления может стать основой для нескольких принципов управления, и, наоборот, несколько закономерностей управления могут стать основой для одного принципа управления (75, с. 54—59).

Управление осуществляется в соответствии со специфическими принципами.

В научной теории управления принципы управления — это основополагающие, фундаментальные правила, руководящие положения, которые должны соблюдаться при осуществлении процесса управления, обеспечивая достижение заданных целей (289).

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Принципы управления отражают объективную реальность, т. е. они объективны. Вместе с тем принцип — это идея, субъективная конструкция и построение, которое мысленно совершает руководитель на уровне своего подсознания, общей и профессиональной культуры.

Принцип играет в процессе управления роль критерия выбора решения и нормативности.

Знаменитый французский специалист в области теории управления А. Файоль отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать.

Различают общие принципы управления, проявляющиеся во всех без исключения управленческих процессах. Следует заметить, что в научной литературе можно обнаружить большой перечень общих принципов управления. Например, к ним принято относить:

  • — принцип обратной связи;
  • — принцип преобразования информации;
  • — принцип целенаправленности;
  • — принцип перспективности;
  • — принцип оптимальности.

Выделяют принципы, в соответствии с которыми осуществляется построение и функционирование системы управления.

К таким принципам относятся:

— разделение функций управления и на их основе построение структуры управления, интеграции и дифференциации функций, которые выражаются в единстве системы органов управления;

  • — сочетание операций различных функций управления — функций органа управления и внутренней структуры органа управления;
  • — сочетание центризма и автономности в организации структуры управления;
  • — принцип иерархии системы управления. Необходим для распределения информации и организации ее движения по ступеням системы управления, что обеспечивает взаимодействие высшего, среднего и низшего уровней управления.

Соблюдение принципов в построении структуры управления дает возможность комбинировать, совмещать функции управления, разделять их по временному и пространственному признакам и устанавливать связи управления в иерархии взаимоотношений органов управления (197).

Принципы синтезируют в себе объективность закономерностей управления и характерные черты реальной управленческой практики, определяют требования к содержанию, структуре, организации процесса управления. Они составляют как бы идейную основу теории и практики управления и используются как фундаментальные аксиомы.

Традиционная классификация принципов управления (там же) базируется на основных положениях реформы общего образования, осуществлявшейся в начале 90-х годов XX в., отражает взгляды на организацию образовательной деятельности и объединяет такие организационные принципы управления в образовании, как:

  • — принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении;
  • — принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении;
  • — принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении;
  • — принцип конкретного целеполагания;
  • — принцип целенаправленности;
  • — принцип кооперации и разделения труда;
  • — принцип функционального подхода.

Принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении. Практически, до конца XX в. практика управления учреждениями в России вообще строилась на основе принципа централизма.

Централизация была чрезмерной и потому приводила к гипертрофии административной власти. При этом не учитывались личностные, профессиональные и деловые качества подчиненных, не использовались их интеллектуальные силы при выработке важных управленческих решений, культивировалось дублирование в управлении, низовые звенья в управляющей системе становились пассивными. Чрезмерная централизация приводила к огромной перегрузке самих руководителей.

Децентрализация управления связывается с делегированием прав низовым звеньям управления, с перераспределением власти между руководителями и общественными организациями управления, что демократизирует последнее, повышает динамичность и гибкость управляющей системы в целом, развивает самостоятельность, инициативу, творчество членов школьного коллектива, их желание участвовать в управлении, формирует сознательную дисциплину труда.

Было время, когда в педагогической практике высказывались мнения о том, что демократизация, например, школы, требует полной децентрализации ее управления, — школой должен управлять только совет, а директор обязан лишь исполнять волю совета.

Но, как показало дальнейшее развитие ситуации, полная децентрализация управления приводила к хаосу в работе, рассогласованности управленческих и воспитательных воздействий на детей, конфликтными ситуациями в коллективе, ввиду неизбежной борьбы общественных групп и группировок за влияние в нем, постоянными сбоями в функционировании школы как системы. Все это пагубно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса и на его результатах.

Управленцы-практики считают, что в подобных случаях именно централизация в управлении ликвидирует разлад и нормализует ситуацию. Они выделяют ряд достоинств разумно централизованного управления:

  • — действует в интересах всей воспитательно-образовательной системы школы, а не ее отдельных звеньев;
  • — сокращает время и процедуру принятия решений;
  • — позволяет сократить аппарат, звенья, уровни, этапы в управлении;
  • — обеспечивает возможность решения вопросов на профессиональном уровне;
  • — позволяет концентрировать все организационно-управленческие средства, ресурсы и усилия, обеспечивая их целенаправленность, слаженность, последовательность, непрерывность, интеграцию и координацию действий всех звеньев управления;
  • — повышает требовательность к исполнению обязанностей людей в низовых звеньях управления.

Демократизация школы предусматривает усиление и централизации, и децентрализации как предметов рассматриваемого нами принципа. Причем, как свидетельствует практика, мера соотношения того и другого зависит от конкретной ситуации в каждом образовательном учреждении.

Содержательно раскроем теперь принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении. Этот управленческий принцип отражает единство противоположностей. Практика показывает, что у грамотного руководителя единоначалие является пиком коллегиальности. Такое единство достигается в результате всестороннего анализа ситуации, когда все, кто принимал участие в выработке решения, исходили из интересов дела и понимали всю ответственность, лежащую на руководителе.

Единоначалие чаще отождествляют с авторитарным руководством, когда директор, не советуясь ни с кем, распоряжается в категорической форме, принимает самовластные решения, чем проявляет недоверие к коллективу.

На самом деле все руководители в своей деятельности вынуждены быть в чем-то авторитарными, в чем-то демократичными, в чем-то либеральными.

Единоначалие и коллегиальность — объективный, закономерный результат личностных взаимодействий в коллективах.

С развитием демократии принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении постепенно приобретает новое цивилизованное содержание и формы реализации.

Принцип рационального сочетания прав, обязанностей, ответственности в управлении, тесно связан с предыдущими принципами управления.

Права — это предоставленная субъекту права — директору, учителю, воспитателю, ученику, родителю и т. д. — свобода и возможность действовать или пользоваться чем-либо, гарантированная законами, постановлениями и т. д.

Обязанности — то, что входит в круг обязательных действий субъекта деятельности — работника.

Ответственность — необходимость дать отчет в своих действиях, поступках и отвечать за их возможные последствия, за результаты работы.

Как показывает практика, при неоптимальном соотношении прав, обязанностей и ответственности резко падает эффективность управления. Большие права при малой ответственности создают возможности для необдуманных решений. Огромная ответственность при отсутствии реальных прав не позволяет качественно реализовывать задачи, возложенные на школу.

Баланс прав, обязанностей и ответственности в деятельности руководителей школы достигается путем рационального определения сферы подчиненности, составлением должностных инструкций.

Принцип конкретного целеполагания — основа и планирования, и контроля, т. е. основа содержания деятельности управленца любого уровня управления.

Нарушение данного принципа на практике приносило образованию в целом, и особенно образовательному процессу очень большой педагогический и социальный ущерб.

Принцип целенаправленности отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности.

Неопределенно сформулированная цель уже на начальном этапе процесса управления является дезорганизующим, дезориентирующим фактором, а усложненная цель к тому же не реальная для достижения. Перспективность и социальная значимость цели отражают непрерывный характер поступательного движения, развитие учебного заведения, как сложной педагогической системы.

Принцип кооперации и разделения труда отражает важнейшее требование к управленческой деятельности любого уровня. Недопустимо стремление руководителя все сделать самому: составить план работы, организовать его выполнение, единолично контролировать деятельность всех исполнителей. Опора на общественные организации учебного заведения, на коллективное творчество и коллективный разум позволяет руководителю реализовать все намеченные планы, не утопая в «текучке».

Принцип функционального подхода. Претворение в жизнь этого принципа является также условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций (т. е. действий, деятельности) исполнителей.

Должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, научно обоснованные требования к учебно-воспитательной деятельности учителя не могут быть застывшими раз и навсегда на долгие годы. Косность, шаблон, устаревший стереотип — порождают формализм, который выражается в предпочтении, отдаваемом привычным, легким и «удобным» формам организации деятельности, вопреки духу, смыслу и сути ее содержания.

Последний из рассматриваемых нами принципов — принцип комплексности предполагает сочетание целевого и функционального. Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных воздействий, и данный принцип составляет его суть.

При формировании системы принципов управления конкретной организацией необходимо соблюдать следующие условия:

  • — во-первых, принципы управления должны учитывать основные тенденции и требования к современному управлению (например, приоритетность системного и маркетингового подходов к управлению);
  • — во-вторых, принципы управления должны использовать все фундаментальные основы менеджмента;
  • — в-третьих, принципы управления должны быть не просто рекомендациями, а критериями оценки эффективности управления;
  • — в-четвертых, используемая система принципов управления должна быть доступна для изменения и дополнения с учетом развития теории и практики управления (348).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой