Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

К вопросу об on-line возможностях совершенствования профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельно хотелось бы упомянуть о популярных сегодня вебинарах. Вебинары, в частности, для преподавателей английского языка, с выдачей сертификата участника часто проводят издательства Macmillan (www.macmillan.ru), Oxford University Press (http://elt.oup.com), Cambridge University Press (http://www.cambridge.org), компания Relod (http://www.relod.ru) и другие. Упомянутые сайты также предоставляют… Читать ещё >

К вопросу об on-line возможностях совершенствования профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматриваются вопросы возрастания роли дисциплины «Иностранный язык» и повышения квалификации преподавателей. Приводится обзор некоторых on-line ресурсов, способствующих совершенствованию профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка в условиях обновления содержания образования.

Ключевые слова: иностранный язык, преподаватель, профессиональная компетентность, самообразование, on-line ресурсы.

квалификация преподаватель компетентность самообразование Поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе является объективной потребностью современного российского общества. Развитие международных связей и интенсификация межкультурного обмена обуславливают необходимость более широкого использования иностранных языков как инструмента межкультурного общения в профессиональной сфере. Владение иностранным языком рассматривается как неотъемлемая часть культурного развития, один из критериев оценки образованности современного человека. В настоящее время иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности любого специалиста, в связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «Иностранный язык».

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Процесс обучения иностранному языку должен формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Важнейшими задачами воспитания признаются формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. Совершенно очевидно, что выполнение этих задач предполагает не только масштабные структурные и организационно-экономические изменения, существенное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства, но и необходимость постоянного профессионального развития профессорско-преподавательского состава.

Сегодня совершенствование профессиональной компетентности преподавателя предполагает углубление его знаний, расширение профессиональной специализации, психологическую переориентацию на самообразование на основе образовательных запросов и потребностей педагогов и изменений в образовательной сфере. В настоящее время профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка рассматривается не просто как совокупность знаний, умений и навыков, которые он должен передать обучающимся. Эффективно решать новые задачи в процессе иноязычной подготовки будущих специалистов способен только тот педагог, который использует инновационные подходы к организации процесса обучения и обладает инновационными компетенциями.

Говоря о профессиональной компетентности преподавателя, можно выделить множество путей ее развития, в том числе: работа в методических объединениях и творческих группах; исследовательская и научная деятельность; инновационная деятельность и освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, форумах, фестивалях, международных и всероссийских семинарах, научных, научно-практических конференциях; обобщение собственного педагогического опыта и другие. Но, ни один из этих способов не будет эффективным, если преподаватель сам не осознает потребности повышения собственной профессиональной компетентности, развития своего творческого потенциала, потребности генерировать и апробировать на практике новые идеи, мотивированного стремления к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.

Повышение уровня квалификации преподавателя, в том числе информационной составляющей в ее структуре, способно оказать решающее влияние на профессиональную компетентность самих преподавателей и на качество подготовки специалистов. Важной задачей в этой связи является всестороннее и целенаправленное развитие информационной культуры преподавателей вуза, которая рассматривается как интегральное свойство личности педагога, определяемое как субъективный, социально значимый способ сочетания информационных технологий с гуманистическими ценностями профессии, воплощающийся в профессиональном поведении.

Использование on-line ресурсов в качестве инструмента самообразования имеет немало преимуществ перед традиционными формами профессионального самосовершенствования педагогов, к числу которых следует отнести большой выбор образовательных услуг и интеллектуальный характер значительной части виртуальных образовательных ресурсов, что гарантирует необходимую для занимающихся самообразованием педагогов обратную связь и уникальные возможности для сотрудничества и обмена опытом. В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на некоторых бесплатных on-line возможностях повышения квалификации преподавателей иностранного языка.

Так, например, на сайте http://www.moi-universitet.ru/, предлагающем актуальные платные дистанционные курсы для преподавателей и тренеров, размещены бесплатные мини-курсы (рассылки) «Технология интерактивного обучения» и «Активные методы обучения». Изучив курс «Активные методы обучения» и выполнив практическое задание по курсу, преподаватель может получить сертификат и, при желании, продолжить обучение на платных курсах. Также в настоящее время немаловажную роль в повышении квалификации преподавателей стали играть педагогические on-line сообщества. Большую помощь on-line сообщества оказывают в формировании ИКТ компетенции преподавателя. Например, преподаватель, в совершенстве овладевший навыками работы с интерактивной доской, проводит дистанционные мастер-классы, в подавляющем большинстве случаев, абсолютно бесплатно. Примерами Интернет сообществ, где можно поучаствовать в подобном мастер-классе или получить о нём информацию, могут послужить сообщества http://it-n.ru/ («Сеть творческих учителей») и http://pedsovet.org/ («Всероссийский Интернет-педсовет»).

К другой области повышения квалификации относятся бесплатные лекционные курсы, размещённые на сайтах многих вузов и интересные как для преподавателей-предметников, так и для студентов. В качестве примера подобных курсов приведём курсы «Возрастная психология» и «Введение в конфликтологию», размещённые на сайте http://rhga.ru. Если говорить конкретно о преподавателях иностранного языка, то здесь сфера возможностей на порядок шире, ибо, подбирая для себя дистанционный курс, они имеют возможность как ознакомиться с новыми, так и вспомнить уже известные приёмы преподавания. Сделав в поисковике запрос, например, «free writing courses», всегда можно подобрать для себя и своих студентов что-то интересное.

Отдельно хотелось бы упомянуть о популярных сегодня вебинарах. Вебинары, в частности, для преподавателей английского языка, с выдачей сертификата участника часто проводят издательства Macmillan (www.macmillan.ru), Oxford University Press (http://elt.oup.com), Cambridge University Press (http://www.cambridge.org), компания Relod (http://www.relod.ru) и другие. Упомянутые сайты также предоставляют возможность просмотра вебинаров в записи и обсуждение вопросов организации учебного процесса и методик преподавания в блогах. В настоящее время к проведению вебинаров подключаются производители интерактивных досок Smart (http://www.polymedia.ru). Также в сети существует множество платных вебинаров в различных областях знания, при этом вводный вебинар обычно бесплатный. Примеры ресурсов, на которых можно подобрать что-то интересное для преподавателей: http://www.onwebinar.ru/, http://webinar.ua/home/1.htm, http://www.iteach.ru/met/webinars.php, http://www.v-class.ru/ и т. п.

Помимо этого, в данный момент существует достаточно большое количество порталов, которые проводят ежегодные и даже ежемесячные конкурсы и олимпиады для школьников и студентов, а также всевозможные конкурсы и дистанционные курсы повышения квалификации для учителей и преподавателей. Среди положительно зарекомендовавших себя, действительно полезных и интересных ресурсов, хочется упомянуть центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru). Курсы, разработанные центром «Эйдос», отличает творческая направленность, однако большинство курсов центра «Эйдос» проводится на платной основе.

Вообще, эффективность обучения компьютерным технологиям наиболее высока при самостоятельном дистанционном обучении, если есть мотивация, желание и упорство. Огромную поддержку, как в скрупулёзной подготовке преподавателя, так и в ознакомлении его с новыми компьютерными технологиями и возможностями их использования в обучении оказывают такие сайты как http://www.freetech4teachers.com/, http://eflclassroom.ning.com/ и т. п. Очень хорошая подборка бесплатных курсов для самостоятельного обучения представлена на сайте http://eltarea.ru/rb-topic_t295.htm. Это и курсы разработки презентаций Power Point, и основы дистанционного обучения, и многое-многое другое. Что касается платных on-line курсов повышения квалификации, то их более чем достаточно, и каждый преподаватель может выбрать для себя что-то действительно необходимое.

Таким образом, использование новых информационных образовательных технологий и результатов научно-педагогических исследований в образовательной практике в виде информационных баз данных позволяют преподавателю поддерживать и непрерывно повышать свой уровень профессиональной компетентности. О высоком уровне профессиональной компетентности преподавателя свидетельствуют его реальные умения и навыки применения проектных, коммуникационных, компьютерных технологий в образовательном процессе; способность быстро ориентироваться в меняющемся мире и тех изменениях, которые происходят в образовании, в его новых приоритетах; желание усвоить и овладеть современной методологической культурой, эрудицией в своём предмете; стремление разработать собственную систему преподавания, которая сделает его конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

1. Ветров, Ю. Подготовка преподавателей к использованию ИКТ: актуальные проблемы / Ю. Ветров, Д. Сомов, С. Печерская // Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования РФ. — 2007. — N 8. — С. 40−45.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой