Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем состояние готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии свидетельствует о недостатке внимания к данной проблеме, что вызвано недостаточной дидактической, содержательной и организационно-методической обеспеченностью образовательного процесса, направленного на формирование этого качества личности учащихся, а также доминированием в содержании общего образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии — социально-педагогическая проблема
    • 1. 1. Социальная направленность готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии
    • 1. 2. Современное образование в контексте готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии
    • 1. 3. Социально-профессиональное самоопределение старшеклассников в сфере экологии как процесс и результат: источники, содержание, функции, структура, классификация
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Дидактические средства и организационно-методическое обеспечение формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии
    • 2. 1. Дидактическое обеспечение готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии
    • 2. 2. Организация, этапы и содержание формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии
    • 2. 3. Средства, методические приёмы и оценка эффективности педагогического сопровождения готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Динамизм современного мира и, в особенности, России, стремительное обновление знаний во всех областях науки и практики, увеличение антропогенной нагрузки на природу и здоровье сделали актуальным способность человека эффективно действовать в изменяющихся условиях. Всё более очевидной становится необходимость осознанной активности личности по выявлению и отстаиванию субъектной позиции в сфере экологии. Общественные отношения, призванные удовлетворять потребность граждан в экологическом благополучии и безопасности и составляющие сферу экологии, приобретают в социальном становлении подрастающего поколения всё большее значение. Включение старшеклассников в деятельность в сфере экологии обуславливает социальную и личностную значимость их готовности к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии. Действуя в сфере экологии, молодые люди реализуют свой личностный выбор в качестве субъекта социального становления, обеспечивая готовность к социально-профессиональному самоопределению.

Признанием на государственном уровне актуальности проблемы формирования готовности подрастающего поколения к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии можно считать положения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего образования (приказ № 1897 Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г.) и среднего (полного) общего образования (приказ № 413 Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г.), содержащие сведения о назначении и компонентах готовности к социально-профессиональному самоопределению школьников в сфере экологии.

На устойчивый интерес научного сообщества к различным аспектам готовности подрастающего поколения к социально-профессиональному самоопределению указывают многочисленные публикации из различных проблемных областей педагогики. Работы В. В. Богоявлинского, Н. Ю. Бугаковой, Л. С. Выготского, А. Е. Голомштока, Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова, Б. П. Невзорова, A.B. Петровского, H.H. Пряжникова, Н. Н. Родичева, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной, М. Г. Ярошевского и др. посвящены психолого-педагогическим аспектам формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению. Результаты исследований A.B. Гагарина, Е. А. Климова, П. А. Шавира, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Е. В. Титова и др. позволяют говорить о связи готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии с формированием экологического сознания, построением и реализацией жизненных и профессиональных планов, сохранением здоровья в условиях экологического кризиса. На взаимосвязь теоретических знаний учащихся с их практическим опытом посредством деятельности в сфере экологии указывают работы С. Н. Глазачева, В. М. Назаренко, В. В. Пасечника, О. Н. Пономарёвой, И. Т. Суравегиной и др.

Вместе с тем состояние готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии свидетельствует о недостатке внимания к данной проблеме, что вызвано недостаточной дидактической, содержательной и организационно-методической обеспеченностью образовательного процесса, направленного на формирование этого качества личности учащихся, а также доминированием в содержании общего образования информационной составляющей. Это обусловлено противоречием между необходимостью решения комплекса педагогических задач по организации и сопровождению социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии и недостаточной дидактической и организационно-методической обеспеченностью этого процесса. Вследствие чего возникла потребность в изучении теоретических и практических аспектов формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы готовности старшеклассников к социально-профессиональному само4 определению в сфере экологии обусловили тему исследования: «Формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии».

Проблема исследования заключалась в отсутствии теоретико-методического обеспечения образовательного процесса формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

Цель исследования: разработать концептуальные основы, дидактические и организационно-методические средства формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

Объект: готовность старшеклассников к самоопределению. Предмет: процесс формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

Гипотеза: готовность старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии будет сформирована, если.

— образовательный процесс, направленный на формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, обеспечивает их субъектную позицию;

— социально-профессиональное самоопределение старшеклассников в сфере экологии осуществляется на основе специально организованных учебных ситуаций, моделирующих социальную практику;

— деятельность старшеклассников в сфере экологии рассматривается в качестве источника ситуаций социально-профессионального самоопределения в сфере экологии;

— актуализация социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии осуществляется поэтапно в ходе решения уча3 щимися проблемных ситуаций экологического содержания.

Задачи исследования:

1. Выявить предпосылки формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

2. Разработать концептуальные основы формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

3. Определить критерии, показатели и уровни готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

4. Разработать дидактические средства и организационно-методическое обеспечение формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды философов, социологов, психологов, педагогов, посвящённые различным аспектам развития и формирования качеств личности, обуславливающих готовность к различным видам деятельности (М.Я.Дьяченко, И. В. Имедадзе, Р. Д. Санжаева, Д. Н. Узнадзе, С. Н. Чистякова и др.) — проблемному обучению (В. Оконь, Д. В. Вилькеев, А. М. Матюшкин, М.И. Махмутов) — экопсихологи-ческим аспектам развития личности (И.Я. Зимняя, В. А. Медведев, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В.А. Ясвин) — вопросам методологии, содержания и организации общего экологического образования (C.B. Алексеев, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, В. М. Назаренко, И. Н. Пономарёва, О. Н. Пономарёва, И. Т. Суравегина, Н.М. Чернова) — теории и практике педагогического исследования (Р. Атаханов, Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. Г. Максимов, В. И. Михеев, А. М. Новиков, И.П. Подласый).

Методы исследования. Использовался комплекс взаимодополняющих теоретических (изучение и анализ литературы по теме исследованияанализ педагогического опыта в области экологического образованиямоделирование) и эмпирических методов: наблюдение, анкетирование, беседа, изучение продуктов учебной деятельностиизучение актуального опыта общего обра6 зования, пролонгированные наблюдения, педагогический эксперимент, ретроспективный анализ личного педагогического опытаколичественная и качественная обработка и представление экспериментальных результатов.

Организация и этапы исследования. На первом этапе (1999;2002) осуществлялся поиск и апробация средств и методических приёмов формирования готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии, что позволило определить направление научного поиска и разработать программу педагогического эксперимента.

На втором этапе (2003;2006) было изучено состояние готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, что позволило установить базовые параметры образовательного процесса, направленного на формирование готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии.

Содержанием третьего этапа (2007;2011) стала экспериментальная проверка образовательного процесса, направленного на формирование готовности учащихся к самоопределению в сфере экологии, статистическая обработка опытных данных, обобщение результатов исследования.

Базой исследования выступили ГБОУ МУК № 13 «Хамовники» и ГБОУ СОШ №№ 23, 34, 40, 45, 171 г. Москвы. Различными видами эксперимента были охвачены более 190 учащихся 9−10 классов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• на основе анализа сферы экологии и состояния общего образования выявлены предпосылки формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии: экологические, социальные, социально-педагогические, психолого-педагогические;

• на основе анализа противоречий современного общества в сферах экологии и общего образования, а также особенностей деятельности учащихся в сфере экологии, обоснована существенная социальная и личная значимость готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии;

• па основе анализа сферы экологии как среды социального становления старшеклассников выявлены её компоненты, выступающие факторами социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии: социальный, антропогенный, природный и соматический.

• при разработке концептуальных основ формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению на основе анализа сферы экологии как среды социального становления разработана типология позиций старшеклассников в сфере экологии по виду деятельности (познавательная, природоохранительная, игровая, профориентационная, эстетическая, здоровьесберегающая и др.);

• на основе анализа сферы экологии как среды социального становления разработана типология ситуаций социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии по — источнику ситуативного опыта, контексту и проблемным компонентам ситуации, виду затруднения, компоненту среды как источнику противоречия, масштабу противоречия, назначению, значимости, месту разрешения, продолжительности, участию педагога, регулярности возникновения;

• определено содержание и установлена соподчинённость субъектной позиции старшеклассника в сфере экологии как ситуативной производной личностной позиции старшеклассника — устойчивой совокупности его отношений в обществе, которая развивается в деятельности по мере накопления учащимся социального опыта, определяя его мысли и поступки и проявляясь в них, как правило, на протяжении всей жизни;

• установлены состав и структура субъектной позиции в ситуации самоопределения, включающая совокупность отношений учащихся: к социальным отношениям в сфере экологиик объектам живой и неживой природы как источнику и содержанию (предмету) социальных отношений в сфере экологиик сфере экологии как совокупности социальных отношений по поводу природных объектов и явлений, зафиксированных в виде социальных ролей, статусов и социальных ожиданийк противоречиям в деятельности в сфере эко8 логии, возникающим вследствие несоответствия позиций индивида как субъекта деятельности и адресованных ему социальных ожиданийк себе как субъекту собственного развития и к деятельности самоопределения как к средству самореализации в сфере экологии.

• разработана типология социалыю-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии как деятельности, направленной на осознание, соотнесение и гармонизации собственной позиции применительно к условиям деятельности в сфере экологии, по содержанию обусловленных ситуациями субъективных затрудненийпо составу субъектапо регулярностипо произвольностипо участию педагогапо продолжительностипо учебному временипо соотношению самоопределения и обусловившей его деятельностипо содержанию деятельности, обусловившей самоопределение в сфере экологии;

• выявлены функции социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии: гармонизации ценностных ориентаций и условий деятельностисоциализациивоспитательная функцияпрофориента-ционная функцияфункция интеграции субъектов деятельности в сфере экологиистимулирующая функцияобразовательная функцияприродоохранительная. природовосстановительная, оздоровительная, эстетическая и игровая функции;

• установлена структура готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, включающая моти-вационно-потребностный, деятельностно-практический и когнитивный компоненты, определены содержание и цель образовательного процесса, направленного на формирование соответствующих компонентов готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии;

• определено содержание и выявлена структура ситуации социалыюпрофессионального самоопределения старшеклассника в сфере экологии, включающая а) позицию старшеклассника как личности и как субъекта дея9 тельности в сфере экологииб) социальные ожидания, адресованные старшекласснику как субъекту деятельности в сфере экологии, которые определяют выбор средств, способов и условий его деятельности;

• при разработке дидактических и организационно-методических средств определено содержание образования, обеспечивающего готовность старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, включающее когнитивный, деятельностно-практический и ценностно-ориентационный компоненты, а также продуктивную и репродуктивную составляющие;

• определены методические приёмы, составляющие процессуальную основу социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологииметодические приёмы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии.

• уточнены дидактические принципы образовательного процесса, направленного на формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии: проблемное&trade-, индивидуализациидиалогичности и рефлексии субъектов образовательного процессасоциальной обусловленности эмоций субъектов образовательного процесса;

• охарактеризован образовательный процесс, направленный на формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, как личностно-ориентированный процесс организации учебной деятельности старшеклассников, обеспечивающий формирование качеств, значимых для социально-профессионального самоопределения в сфере экологии;

• определена процессуальная основа образовательного процесса, направленного на формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, включающая содержательно-процессуальные циклы на основе проблемных ситуаций, возникающих у старшеклассников в учебной деятельности и обеспечивающих им.

10 прохождение этапов социально-профессиональное самоопределения: осознания собственной позиции в сфере экологиисоотнесения собственной позиции с условиями деятельности в сфере экологии, гармонизации собственной позиции 4с условиями деятельности в сфере экологии.

• установлены критерии готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии: отношение старшеклассников к проблемным ситуациям и к самоопределению в сфере экологииопыт исследования ситуации в сфере экологии, исследования позиции в сфере экологии, соотнесения и гармонизации позиции с условиями деятельности в сфере экологиипредставления об экологии и экологических аспектах деятельности, о собственных ценностных ориентациях, возможностях в сфере экологиисоответствующие им показатели (эмпирические признаки) и уровни сформированности компонентов готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на общепринятые идеи, законы и принципы психологии и педагогикиполнотой рассмотрения предмета исследованиясоответствием средств и методов цели и содержанию исследованияразнообразием информационных источниковапробированием научных положенийкачественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе выделения факторов и условий формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии разработаны концептуальные основы, дидактическое и организационно-методические средства образовательного процесса, обеспечивающего формирование рассматриваемого качества личности старшеклассников. Эти положения вносят вклад в теорию и методику общего и дополнительного образования школьников и могут быть использованы учёными в дальнейших исследованиях по проблеме.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для разработки методических материалов, обеспечивающих формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии: преподавателями педвузов и системы повышения квалификации учителей — в разработке спецкурсов и практикумов, для производственно-педагогической практикиметодистами — в разработке средств обучения и методических приемов, обеспечивающих формирование готовности школьников к самоопределению в сфере экологииучителями, педагогами дополнительного образования и школьниками — в практическом социально-творческом взаимодействии.

Положения и результаты исследования, выносимые на защиту:

1. Экологические, социальные, социально-педагогические и психолого-педагогические предпосылки, обеспечивающие формирование и обуславливающие социальную значимость готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

2. Концептуальные основы формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, включающие содержание, структуру и типологию ситуаций самоопределения старшеклассников в сфере экологиисодержание, структуру, компоненты, функции, факторы и типологию самоопределения старшеклассников в сфере экологиисодержание и структуру готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологиисодержание, структуру и типологию позиций старшеклассников в сфере экологии.

3. Дидактические средства формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии: дидактические принципыцель, методы, содержание образования, обеспечивающего формирование искомого качества личности учащихся;

4. Организационно-методические средства формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологи, включающие средства обучения, методические приёмы, этапы и функциональные элементы образовательного процесса, направленного на формирования искомого качества личности учащихся.

5. Критерии, показатели и уровни готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, отражающие состояние мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов готовности;

Апробация и внедрение результатов исследования реализована посредством обсуждения и публикации основных положений и результатов в научных журналах и на международных, федеральных, региональных, межвузовских и вузовских конференциях в Москве (2000;2012), Брянске (2010), Кемерово (1999, 2001, 2009), Костроме (2008), Пензе (2009), Курске (2010, 2012), на заседаниях лаборатории социально-профессионального самоопределения ИСМО РАО (1999;2012), на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых ИСМО РАО (2000;2012). Результаты исследования (учебно-методические материалы, элективные курсы) были внедрены в работу ГБОУ МУК № 13 и ГБОУ СОШ №№ 23, 34, 40, 45, 171.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа и завершающихся выводами по главам, заключения, списка цитированной литературы, приложений. Содержит рисунки, таблицы и диаграммы.

Выводы по второй главе.

Структура готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии включает мотиваци-онно-потребностный, деятельностно-практический и когнитивный компоненты. Это позволяет рассматривать образовательный процесс, направленный на формирование готовности старших школьников к самоопределению в сфере экологии, как личностнои индивидуально ориентированный процесс организации учебной деятельности старших школьников, обеспечивающий формирование качеств, значимых для социально-профессионального самоопределения в сфере экологии.

Основой дидактического обеспечения формирования готовности учащихся старших классов к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии выступают принципы проблемности, индивидуализации, диалогичности, рефлексии и социальной репрезентации эмоций в ситуациях, требующих от старшеклассников социально-профессионального самоопределения в сфере экологии.

Содержание образования, предъявляемого старшеклассников для усвоения, отражает структуру формируемого качества личности и включает ценностно-ориентационный, деятельностно-практический и когнитивный компоненты. Содержание образования имеет два источника — социальный и индивидуальный опыт. Социальный опыт входит в репродуктивную составляющую содержания образования, а индивидуальный — в продуктивную составляющую содержания образования. Репродуктивная составляющая содержания образования является результатом процесса социализации, а продуктивная составляющая содержания образования отражает процесс индивидуализации старшеклассников как субъектов социально-профессионального самоопределения.

Условием достижения цели образовательного процесса выступает систематизированная и научно обоснованная совокупность методов, форм и средств обучения, применяемая на практике в строгом соответствии с дидактическими принципами.

Методы обучения, организационные формы обучения и средства предметной поддержки образовательного процесса являются важным элементом дидактического обеспечения.

Образовательный процесс формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии включал внешкольную часть, за пределами общеобразовательного учреждения в форме экскурсий, и школьную часть, протекающую в общеобразовательном учреждении в течение девятого и десятого класса в форме элективных курсов об экологических аспектах повседневной жизни современного человека, экологических аспектах профессий, «экологическим» профессиям.

Содержательно образовательный процесс построен из совокупности монотонно повторяющихся содержательно-процессуальных элементов, включающих этапы самоопределения: осознания собственной позиции применительно к деятельности в сфере экологиисоотнесения позиции с условиями деятельностигармонизации позиции с условиями деятельности в сфере экологии.

Эксперимент показал, что педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии является совокупностью методических приёмов, заданных целью образовательного процесса и требованиями конкретных педагогических ситуаций.

Испытание комплекса средств и методических приёмов показало целесообразность их применения для формирования готовности учащихся к самоопределению в сфере экологии, включая осознание собственной позиции в сфере экологии в конкретной ситуациисоотнесение собственной позиции в сфере экологии с условиями деятельности в конкретной ситуациигармонизацию собственной позиции в сфере экологии с условиями деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в результате исследования:

1. Выявлены экологические, социальные, социально-педагогические и психолого-педагогические предпосылки, обеспечивающие формирование и обуславливающие социальную значимость готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, на основе анализа сферы экологии как среды социального становления старшеклассников выявлены её компоненты, выступающие факторами социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии: социальный, антропогенный, природный и соматический.

2. Обоснована существенная социальная и личная значимость готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии на основе анализа противоречий современного общества в сферах экологии и общего образования, а также особенностей деятельности учащихся в сфере экологии.

3. Разработаны концептуальные основы формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, включающие:

— типология ситуаций социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии по — источнику ситуативного опыта, контексту и проблемным компонентам ситуации, виду затруднения, компоненту среды как источнику противоречия, масштабу противоречия, назначению, значимости, месту разрешения, продолжительности, участию педагога, регулярности возникновения;

— содержание и соподчинённость субъектной позиции старшеклассника в сфере экологии как ситуативной производной личностной позиции старшеклассника — устойчивой совокупности его отношений в обществе, которая развивается в деятельности по мере накопления учащимся социального опыта, определяя его мысли и поступки и проявляясь в них, как правило, на протяжении всей жизнисостав и структура субъектной позиции в ситуации самоопределения, включающая совокупность отношений учащихся: к социальным отношениям в сфере экологиик объектам живой и неживой природы как источнику и содержанию (предмету) социальных отношений в сфере экологиик сфере экологии как совокупности социальных отношений по поводу природных объектов и явлений, зафиксированных в виде социальных ролей, статусов и социальных ожиданийк противоречиям в деятельности в сфере экологии, возникающим вследствие несоответствия позиций индивида как субъекта деятельности и адресованных ему социальных ожиданийк себе как субъекту собственного развития и к деятельности самоопределения как к средству самореализации в сфере экологии.

— типология социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии как деятельности, направленной на осознание, соотнесение и гармонизации собственной позиции применительно к условиям деятельности в сфере экологии, по содержанию обусловленных ситуациями субъективных затрудненийпо составу субъектапо регулярностипо произвольностипо участию педагогапо продолжительностипо учебному временипо соотношению самоопределения и обусловившей его деятельностипо содержанию деятельности, обусловившей самоопределение в сфере экологии;

— функции социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии: гармонизации ценностных ориентаций и условий деятельностисоциализациивоспитательная функцияпрофориентационная функцияфункция интеграции субъектов деятельности в сфере экологии;

208 стимулирующая функцияобразовательная функцияприродоохранительная, природовосстановительная, оздоровительная, эстетическая и игровая функции;

— структура готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, включающая мотивационно-потребностный, деятельностно-практический и когнитивный компоненты, определены содержание и цель образовательного процесса, направленного на формирование соответствующих компонентов готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии;

— содержание и выявлена структура ситуации социально-профессионального самоопределения старшеклассника в сфере экологии, включающая а) позицию старшеклассника как личности и как субъекта деятельности в сфере экологииб) социальные ожидания, адресованные старшекласснику как субъекту деятельности в сфере экологии, которые определяют выбор средств, способов и условий его деятельности;

4. Разработаны дидактические средства и организационно-методическое обеспечение формирования готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологи, включающие:

— дидактические принципы образовательного процесса, направленного на формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии: проблемности, индивидуализациидиалогичности и рефлексии субъектов образовательного процессасоциальной обусловленности эмоций субъектов образовательного процесса;

— содержание образования, обеспечивающего готовность старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, включающее когнитивный, деятельностно-практический и ценностно-ориентационный компоненты, а также продуктивную и репродуктивную составляющие;

— процессуальная основа образовательного процесса, направленного на формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, включающая содержательно-процессуальные циклы на основе проблемных ситуаций, возникающих у старшеклассников в учебной деятельности и обеспечивающих им прохождение этапов социально-профессиональное самоопределения: осознания собственной позиции в сфере экологиисоотнесения собственной позиции с условиями деятельности в сфере экологии, гармонизации собственной позиции с условиями деятельности в сфере экологии.

— методические приёмы, составляющие процессуальную основу социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологииметодические приёмы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения старшеклассников в сфере экологии, модель образовательного процесса, направленного на формирование готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии, как личностно-ориентированный процесс организации учебной деятельности старшеклассников, обеспечивающий формирование качеств, значимых для социально-профессионального самоопределения в сфере экологии;

5. Разработаны критерии, отражающие состояние мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов готовности: отношение старшеклассников к проблемным ситуациям и к самоопределению в сфере экологииопыт исследования ситуации в сфере экологии, исследования позиции в сфере экологии, соотнесения и гармонизации позиции с условиями деятельности в сфере экологиипредставления об экологии и экологических аспектах деятельности, о собственных ценностных ориентациях, возможностях в сфере экологиисоответствующие им показатели (эмпирические признаки) и уровни сформированности компонентов готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в сфере экологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология. — М.: Наука, 1980. -304с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. № 1. С. 54−70.
  3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т.Н. № 4. С. 39−55.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. Т.6. № 5. С. 3−18.
  5. И.В. Сочетание репродуктивных, эвристических и исследовательских работ учащихся при обучении химии. /Автореф. дис. к.п.н. М.: 1995.- 16с.
  6. Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий. /Автореф. дис. д-ра п.н. Тюмень, 2006. 42с.
  7. М. И. Педагогические условия становления личностно-ориентированной позиции будущего учителя начальных классов. / Автореф. дис. к. п. н. Владимир, 1998- 18 с.
  8. Т. В. Взаимосвязь невербального поведения младших подростков и их статусно-ролевых позиций в учебной группе. / Автореф. дис. к.пс.н. -М., 2006 -19 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -345с.
  10. Л. М. Формирование эстетической позиции подростка как проблема образования учителя искусства. / Автореф. дис. к.п.н. Москва, 2004 -21 с.
  11. Т.Я. и др. Школьный экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособ. / Под ред.Т. Я. Ашихминой. М.: Агар, 2000. — 350с.
  12. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254с.
  13. Е. В. Формирование рефлексивной позиции студента в процессе изучения гуманитарных дисциплин. / Автореф. дис. к.п.н. Киров, 2007 -18 с.
  14. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990.- 184с.
  15. Т. В. Материнская позиция как детерминанта самоопределения женщины. / Автореф. дис. к.пс.н. Комсомольск-на-Амуре, 2006 — 24 с.
  16. В.И. Принцип природосообразности и культуросообразности в социально-педагогической деятельности. //Вестник экологического образования в России. № 4 (22), декабрь, 2001. С. 17−19.
  17. H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. 220 с.
  18. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект- М.: Педагогика, 1988.- 160 с.
  19. С.А. Теория и практика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования 197 099 гг. (На примере Респ. Хакасии). /Автореф. дис. д-ра п.и. Курган, 2000. -41 с.
  20. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  21. М. В. Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности. / Автореф. дис. к.п.н. СПб., 2006. — 20 с.
  22. С.А. Теория и практика формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования 1970−90-е гг. (на примере республики Хакасия). М.:ЦСПСМ ИО-СО РАО, 2001.-200с.
  23. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. /Автореф. дис. д-ра психол.н. М., 1995. 46с.
  24. JT.B. Исследование уровня притязаний. Учеб. пособие. -М.:1993.- 140с.
  25. Бортникова J1. Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (Младший школьный и подростковый возраст). / Автореф. дис. к. пс. н. -Сургут, 2000−17 с.
  26. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: Рос.акад. наук, Психолог. Инст., 1994. — 108с.
  27. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.:Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „Модэк“, 1996. -392с.
  28. Н.Ю. Психологические факторы личностного самоопределения: Монография. Кемерово: Изд-во КГУ, 2010. — 99с.
  29. С. П. Психологические условия становления профессиональной позиции у будущих педагогов на этапе производственной (педагогической) практики. / Автореф. дис. к.пс.н. Калуга, 2003. — 22 с.
  30. А. Ф. Формирование социальной позиции успешности выпускников образовательного учреждения провинциального города. / Автореф. дис. к.п.н. Москва, 2007 — 24 с.
  31. Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе. Автореф. д-ра п.н. М., 1998. -41с.
  32. А.П. Жизненное самоопределение старшеклассников: педагогические условия развития: Монография. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. -150с.
  33. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.-288с.
  34. Ю.Е., Галкин Ю.Ю, Серов Г. П. и др. Экологическое право РФ: Курс лекций /под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 457 с.
  35. О.Ю. Формирование гуманистической педагогической позиции студентов физкультурного вуза на основе активизации нравственно-когнитивной и субъектной сфер./Автореф. Дис.к.п.н. Омск, 2004. — 25 с.
  36. A.B. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. — 232 с.
  37. О.С. Базовая культура и самоопределение личности /Базовая культура личности. М., 1989. — С. 67−89.
  38. П.Я. Психология как объект науки. М., Воронеж, 1998. — 480с.
  39. С. С. Формирование нравственной позиции подростков в условиях многокультурного образования. / Автореф. дис. к.п.н. Махачкала, 2005.-25 с.
  40. A.M. Система прикладных статистако-математических методов обработки экспериментальных данных в сельском хозяйстве. М.: Изд-во МСХА, 1992. 4.1. 160с., 4.2.-192 с.
  41. .С. Философия образования для XXI века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М.:1997. — 697 с.
  42. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. № 2. 1988. С.38−41.
  43. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии 1994 3 с.43−52.
  44. М.Р. Психология личностного самоопределения. /Автореф. дис. д-ра психол.н. М., 1996. 60с.
  45. С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики. М.: Горизонт, 1997. — 57с.
  46. И. И. Становление субъектной позиции будущего учителя в условиях инновационной деятельности педагогического колледжа. / Авто-реф. дис. к.п.н. Комсомольск-на-Амуре, 2003 -27 с.
  47. Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: Изд. дом „Бахрах-М“, 2003. — 272 с.
  48. Е. В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя. / Автореф. дис. к.п.н. Архангельск, 2001- 18 с.
  49. М.И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников. /Автореф. дис. д-ра п.н. Кемерово, 2004. 43 с.
  50. М.И. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников: Монография. Кемерово: Изд-во ГОУ КРИРПО, 2003. — 236 с.
  51. В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
  52. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
  53. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -480 с.
  54. В. Н. Психолого-педагогические условия преодоления иждивенческой позиции воспитанников детского дома. / Автореф. дис. к.пс.н. -Липецк, 2008- 17 с.
  55. Е. В. Педагогические условия воспитания экогуманистической позиции младшего школьника. / Автореф. дис. к.п.н. Хабаровск, 2008 -20 с.
  56. Т. Г. Становление субъектной позиции учащихся в учебном процессе. / Автореф. дис. к. п. н. Красноярск, 2005 — 23 с.
  57. В.А. Ценностные аспекты личностного самоопределения (теория и практика): Монография. Самара: Изд-во СГПУ, 2004. — 201с.
  58. Ю.В. Логика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 288с.
  59. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983.
  60. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.-328с.
  61. Л.А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования: Монография. Казань: Изд-во КГУ, 1999. — 135с.
  62. Е. О. Развитие мировоззренческой позиции педагога о современной семье как социокультурной ценности. / Автореф. дис. к.п.н. Ставрополь, 2003.-27 с.
  63. Г. В. Формирование гуманистической позиции будущего учителя. / Автореф. дис. к.п.н. Оренбург, 2001. — 20 с.
  64. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. /Автореф. дис. д-ра п.н. Кемерово, 1995. 38с.
  65. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222с.
  66. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.
  67. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  68. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5 14.
  69. Ю.Н. Социологические проблемы профессионального самоопределения и интеграции молодежи в социально-производственную структуру в современных условиях. /Автореф. дис. д-ра социол.н. Ставрополь, 1998. -35с.
  70. Н. А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием). / Автореф. дис. к.п.н.-М., 2007−22 с.
  71. Т. А. Формирование экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы. / Автореф. дис. к.пс.н. Астрахань, 2002 — 17 с.
  72. Кон И. С. Открытие „Я“. -М.: Политиздат, 1978. -366с.
  73. О.В. Личностное самоопределение девиантных подростков: Монография. Саратов: Изд-во „Наука“, 2008. — 111с.
  74. Г. И. Психологические условия ориентации старших школьников на позицию самоутверждения. / Автореф. дис. к.пс.н. Калуга, 2000 -23 с.
  75. Н.Е. Жизненное самоопределение выпускников: Моногра-фия. М.: Изд-во Спутник+, 2006. — 148с.
  76. В.И. Метафизика самоопределения: Монография. Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат, 1995. — 220с.
  77. В.И. Метафизическое самоопределение человека. /Автореф. дис. д-ра филос.н. Томск, 1995. 45с.
  78. Красовская J1. И. Формирование профессиональной позиции учителя в процессе изучения педагогических дисциплин. / Автореф. дис. к.п.н. Кривой Рог, 1996.-20 с.
  79. Л.П. Теория и практика подготовки студентов педагогического вуза к профессиональному самоопределению школьников. /Автореф. дис. д-ра п.н. М., 2000. 40с.
  80. C.B. Развивающее и развивающееся образование. Синергетиче-ские аспекты образования. Новокузнецк: ИПК, 2000. — 195с.
  81. Н. Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин. / Автореф. дис. к.п.н. Киров, 2005. — 21 с.
  82. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Пед. об-во России, 2001. — 224с.
  83. В.Н., Титов Е. В. Тесты по экологии. 10(11).: Учебно-методическое пособие М.: Дрофа, 2002. — 176с.
  84. H. М. Преодоление подростками нарушений социально-психологического развития в процессе становления продуктивной позиции в образовании. / Автореф. дис. к.пс.н. Орел, 2002 — 21 с.
  85. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ „Сфера“, 2001. — 464 с.
  86. Л.И. Педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот как средства их социальной защиты. /Автореф. дис. д-ра п.н. М., 1999. 40 с.
  87. Е. Г. Педагогические условия формирования профессионально-субъектной позиции учащихся педагогических классов. / Автореф. дис. к. п. н. Ставрополь, 1999 — 20 с.
  88. H.H. Гармонизация педагогического процесса ценностного самоопределения старших школьников. / Автореф. дис. д-ра п.н. Тюмень, 2006. 46 с.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах /под ред В. В. Давыдова, Т.2. -М: Педагогика, 1983.-318 с.
  91. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971.-38с.
  92. ЮЗ.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  93. Лингарт Йозеф. Процесс и структура человеческого учения: /Пер. с чеш. Р. Е. Мельцера М.: Прогресс, 1970.-685 с.
  94. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — 282с.
  95. А. С. Психологические условия развития мотивации профессиональной деятельности, связанной со становлением субъектно-деятельностной позиции будущих менеджеров на этапе обучения в вузе. / Автореф. дис. к.п.н. Ставрополь, 2005- 23 с.
  96. О. Н. Формирование духовно-нравственной позиции учащихся в процессе обучения. / Автореф. дис. к.п.н. Саратов, 2005 — 20 с.219
  97. Ю.Матвеева С. В. Референтность и формирование профессионально-педагогической позиции учителя начальных классов. / Автореф. дис. к. п. н. Волгоград, 2001- 147 с.
  98. Ш. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 207 с.
  99. A.M., Петросян А. Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. М.: Б.и., 1981. — С.37−82. (В помощь слушателям факультета новых форм обучения).
  100. ПЗ.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  101. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368с.
  102. Т.В. Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества. Киров: ВГУ, 2003.
  103. Пб.Машарова Т. В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности. /Автореф. дис. д-ра п.н. Ярославль, 1999. -39с.
  104. Т.В., Сырцова E.J1. Социальное самоопределение учащейся молодёжи: возможности и проблемы. Киров: ВГУ, 2007.
  105. В.И. Экологическое сознание индивидуальное и коллективное. Труды института психологии РАН. Том 2. — М.: Изд-во „Институт психологии РАН“, 1997. — 345с.
  106. В.И., Алдашева A.A. Экологическое сознание: Уч. пос. М.: Логос, 2001.-376с.
  107. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь, 1970.-С. 166−170.
  108. T.JI. Самосознание профессионала. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. 1999. — 200 с.
  109. Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М.: Наука, 1980. — 302 с.
  110. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. Науч.-метод, пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. работников, занимающихся вопросами методики пед. исследований. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
  111. A.B. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. /Автореф. дис. д-рап.н. М., 2000.-38 с.
  112. A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопе-дагогики народа саха). М.: Academia, 2000. 176 с.
  113. A.B. Социальная психология: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластёнина. 4-е изд., доп. М.: Изд. центр „Академия“, 2003. — 200с.
  114. В.Н. Личность и неврозы. JL: Изд-во ЛГУ, 1960. -426 с.
  115. H.H. Современная образовательная ситуация в России: тенденции развития // Вестник университета РАО, № 1(7), 1999. С.3−13.
  116. A.M. Докторская диссертация?: Пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. М.: Эгвес, 1999. — 120с.
  117. A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития: Публицистическая монография. М.: Эгвест, 2000. -268с.
  118. Т.А. Ценностное самоопределение старшеклассника: Монография. Оренбург: Изд-во ГОУ ОГУ, 2009. — 171с.
  119. А.И. Математика нечёткости // Наука и жизнь, № 7, 1982. С.60−67.
  120. В.Ф. Школа учит мыслить. -М. ¡-Просвещение, 1987- 208 с.
  121. В. А. Развитие толерантной позиции студентов в процессе профессиональной подготовки в университете. / Автореф. дис. к.пс.н. Краснодар, 2005−18 с.
  122. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: Спецкурс М.: Изд-во МГУ, 1991. — 108 с.
  123. В.П. Исследовательский и эвристический методы обучения как средство умственного воспитания учащихся. /Автореф. дис. к.п.н. М., 1983. -20 с.
  124. Jl. Е. Акмеологическая продуктивность инновационной позиции преподавателя в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности / Автореф. дис. к. пс. н. Шуя, 2004 — 23 с.
  125. В. И. Педагогические условия формирования экономической позиции учащихся старших классов. / Автореф. дис. к.п.н. Екатеринбург, 2006- 19 с.
  126. Т. Д. Изменение профессиональной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения квалификации. / Автореф. дис. к.п.н. Барнаул, 2002. — 19 с.
  127. О. В. Психолого-педагогические условия смены эгоцентрической позиции у младших школьников с трудностями в обучении. / Автореф. дис. к.п.н. Елец, 2004 — 18 с.
  128. МЗ.Пидкастистый П. И., Портнов M.JI. Опрос как средство обучения. М.: Пед. об-во. России, 1999. — 154с.
  129. A.M. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. — 266с.
  130. И.П. Педагогика. Учебник для педвузов М.: Просвещение, Владос, 1996.-432с.
  131. Д. А. Особенности альтруистической позиции в подростковом возрасте. / Автореф. дис. к.пс.н. -М., 2006 -19 с.
  132. О. К. Содержание и методы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета. / Автореф. дис. к.п.н. -Самара, 2000. 24 с.
  133. В.А., Чистякова С. Н. и др. Профессиональное самоопределение молодежи. Педагогика. № 5, 1993. — С. 33−37.
  134. О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе / Автореф. д- ра п.н. М.: 2000. — 45с.
  135. Н. Д. Формирование активной жизненной позиции подростка в клубных объединениях по интересам. / Автореф. дис. к.п.н. Киев, 1991.-25с.
  136. В. И. Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938−1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников. / Автореф. дис. к.п.н. -Екатеринбург, 2002. 21 с.
  137. H.H., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у школьников. М.: Педагогика, — 152с.
  138. Программно-методические материалы: Экология 5−11 кл. /Сост. В. Н. Кузнецов. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2000. — 224с.
  139. Профессиональное самоопределение и становление личности при формировании специалиста с высшим образованием / Под ред. JT.JT. Кондратьевой, Ю. В. Укке, А. К. Колесовой. М.: Педагогика, 1977. — 48 с.
  140. Профессиональное самоопределение и становление советского молодого человека // Под ред. H.H. Чистякова. Кемерово, 1979. — 181 с.
  141. Профессиональное самоопределение молодежи: концепция / Отв. ред. В. А. Поляков, С. Н. Чистякова // Педагогика, 1993, № 5. С. 33−37.
  142. .Б. Здоровье населения России по регионам. Общественное здоровье /Россия в окружающем мире: 1999 (Аналитический ежегодник). Под общей ред. H.H. Моисеева. -М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 168с.
  143. Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. М.: Воронеж, 1997.
  144. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО „Модек“, 1996.
  145. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения. /Автореф. дис. д-ра п.н. Екатерен-бург, 1995. 39с.
  146. Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999.
  147. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия. 2001.
  148. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). М.: „Педагогика“, 1975. — 184 с.
  149. Развитие информационных технологий в образовании: Аналитический доклад /Институт ЮНЕСКО по инф. технология в образовании (ИИТО). -М.:ИЧП „Издательство Магистр“, 1997. 60 с.
  150. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологическое исследование /А.В.Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др., -М.: Педагогика, 1986. 172 с.
  151. Г. В. Психология и выбор профессии. М., Генезис, 2005.
  152. Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. -М.: Генезис, 2000. 128 с.
  153. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Журнал „Россия молодая“, 1994. — 367 с.
  154. М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. /Автореф. дис. д-ра п.п. М., 1998. 37 с.
  155. Н.Ф. Мониторинг готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. /Ученик в обновляющейся школе. Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО, 2002. — С. 98 -108.
  156. Н.Ф. Проблемы формирования ключевых компетенций социально-профессионального самоопределения молодежи в 12-летней школе: На пути к 12-ти летней школе: Сборник научных трудов под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — С.216−222.
  157. H.A. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика /Автореф. д-ра п.н. М.: 2000 — 49 с.
  158. А.И. Одарённый ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2001.-208 с.
  159. В.Л. Теория и практика управленческого содействия профессиональному самоопределению подростков группы риска. /Автореф. дис. д-ра п.н. Курган, 2000. 41 с.
  160. Э.В. Теоретические основы самоопределения педагогапрофессионала: Монография. М.: Изд-во Прометей 2000. — 203 с.225
  161. C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. /Автореф. дис. д-ра п.н. М., 1996. -35 с.
  162. Ю.А. Психология и педагогика: Учеб. пос. для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 277 с.
  163. Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности. Автореф. д-ра п.н. Новосибирск, 1997. — 41 с.
  164. Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников. /Автореф. дис. д-ра п.н. Кострома, 2010. -46с.
  165. Т.Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.-399с.
  166. A.JI. Социальная психология: М.: Проспект, 2004. 332 с.
  167. Г. А. Учебный диалог как способ формирования профессиональной позиции будущего учителя. / Автореф. дис. к.п.н. Н. Новгород, 2005.-25 с.
  168. Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения (на материале физики, химии, биологии). /Автореф. докт. пед. наук. -М.: 1986.-31с.
  169. Д.А. Изучение будущего (концепция образовательного курса) //Вопросы психологии. № 4, 1991. С.7−8.
  170. А. М. Психологическая структура и типы исследовательской позиции. / Автореф. дис. к.пс.н. М., 2008 -24 с.
  171. B.C., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. Труды по социологии образования. Том 4. Выпуск 5. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. — 96с.
  172. С. И. Особенности социальных представлений у лиц с различными типами ценностно-смысловой позиции. / Автореф. дис. к.пс.н. Самара, 2006−20 с.
  173. JI. Т. Влияние профессиональной позиции педагога на уровень самостоятельности учащихся. / Автореф. дис. к.пс.н. Москва, 2000. — 25 с.
  174. Э. П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы. / Автореф. дис. к.п.н. Липецк, 2001. -20 с.
  175. И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -448с.
  176. Е.В. Методика организации исследовательской деятельности учащихся на природе. //Журнал научно-образовательных и творческих проектов „Пирамида-мАх1ма“, № 1−2, 2003. С.52−59.
  177. Е.В. Олимпиада школьников по экологии. Подготовка и проведение: Методическое пособие. М.: МНЭПУ, 2002. — 230 с.
  178. Е.В. Планшет-таблица//Биология в школе.№ 4, 1995 С.35−36. 248.
  179. Е.В. Проектная деятельность учащихся в сфере экологии: Подходы к организации и сопровождению // „Пирамида-мАх1ма“ № 5−6, 2002. -С.39−43.
  180. Е.В. Теория и практика формирования готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии: Монография. М.: Таганка, 2003.-268с.
  181. Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии. // „Педагогика“, № 9, 2003. С.39−45.
  182. Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии: дисс. докт. пед. наук М.: Таганка, 2004. — 360 с.
  183. Е.В., Демидова И. М. Иллюстрированный кроссворд: „Не ходите, дети, в Африку гулять!“ //Альманах „Лазурь“. М.: Изд. „Лазурь“, № 4, 1998. — С.42−43.
  184. Е.В., Теплов Д. Л. Самостоятельная работа учащихся на экскурсии. //Биология в школе. М.: Школа-Пресс, № 1, 1998 — С.73−78.
  185. Е.В., Черкашин Е. О. Жизнь и экологическая информация // Журн. научно-образ. и творч. проектов „Пирамида-мАмма“, 2002. № 5−6. — С.37−38.
  186. Толковый словарь русского языка». 4-е издание, доп. М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.2Ю.Толстых А. В. Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений. /Автореф. дис. д-ра психол.н. М., 1994. 47 с.
  187. H.A. Профессиональное самоопределение школьников: теория, практика, исследование: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. -324с.
  188. Е. В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности. / Автореф. дис. к.п.н. Волгоград, 2003 — 20 с.
  189. Т. Ф. Формирование конструктивной позиции общения у курсантов вузов МВД России. / Автореф. дис. к.пс.н. СПб., 1999 — 20 с.
  190. Э. Р. Этническая позиция личности и ее влияние на профессиональную деятельность педагога. /Автореф. дис.к.пс.н. Казань, 2000 — 19 с.
  191. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во ТГУ, М.: Изд-во «Барс», 1997. 382с.
  192. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2002.
  193. A.B. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-320с.
  194. A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-554с.
  195. Е.О. в соавт. Система профессиональной ориентации молодежи: книга для педагогов. Часть I / Под ред. С. Н. Чистяковой М., 2010. -127с. (доля авт. уч. — 1 пл.).
  196. Е.О. «Социальная направленность самоопределения старшеклассников в сфере экологии» // Журн. «Вестник МГОУ» Серия «Педагогика», 2011 № 3 — С. 126−129.
  197. Е.О. «Сфера экологии как среда становления субъектной позиции старшеклассников» // Журн. «Образование. Наука. Научные кадры», 2011 № 3 — С. 138−141.
  198. Е.О. «Формирование готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии» // Журн. «Психология и психотехника», 2011 № 7 (34) — С. 56−69.
  199. Е.О. Профессиональные пробы старшеклассников в сфере экологии // Журн. «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики», 2011 № 4 — С. 46−50.231 .Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.- 144с.
  200. И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула //Директор школы, № 3, 1998. С.11−16. 233. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов //Директор школы, № 4,1998. — С.3−10.
  201. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведения. /Автореф. дис. д-ра п.н. М., 1996. 37с.
  202. И.Д. Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений: Монография. М.: Изд-во Респ. ИПКРО, 1995. 4.1. — 164с., 4.2.-126с.
  203. С.Н., Пряжников Н. С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся. / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов /Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. — С 89 -98.
  204. С.Н., Родичев Н. Ф. и др. Профессиональные пробы: технология и методика проведения: методическое пособие для учителей 5−11 классов. -М.: ОИЦ «Академия" — ОАО «Московские учебники», 2011. 192 с.
  205. И. В. Влияние ориентировки в личностных качествах сверстников на субъектные позиции и статус подростков и юношей в группе. / Автореф. дис. к.п.н. М., 2003 — 24 с.
  206. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  207. Т.И. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению. /Автореф. дис. д-ра п.н. М., 1995. 31с.
  208. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208с.
  209. А. Э. Формирование нравственно-этической позиции детей 6−8 лет: На материале Республики Дагестан. / Автореф. дис. к.п.н. Махачкала, 2006- 182 с.
  210. О. В. Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье. / Автореф. дис. к.пс.н. М., 2001 — 18 с.
  211. В.И. Система профессионального самоопределения и социально-ориентированные технологии формирования конкурентоспособной личности: Монография. Сочи: Изд-во СГУТиКД, 2003. — 256с.
  212. Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования творческой личности в системе непрерывного образования (Синергетический подход). М.:МГИУ, 1998. — 321с.
  213. Е.В., Родионов М. А. Средства массовой информации как фактор самоопределения старшеклассников: Монография. Пенза: Изд-во ПГПУ, 2010.- 163с.
  214. В. А. Формирование автономной позиции старшеклассников на уроках истории как фактор становления их гражданственности. / Автореф. дис. к.п.н. Ярославль, 2004 — 22 с.
  215. Д.Б., Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: 1967. — С.305−359.
  216. E.JI. Психология творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. -224с.
  217. В.А. Психология отношений к природе. М.: Смысл, 2000. — 456с. 254. McDavid J.W., Harari Н. Social Psychology. Individuals, groups, societies. -N.Y., 1968.-P. 12−32.
  218. Qatley K., Jenkins J.M. Understanding Emotions. Cambridge, Max.: Blackwell Publichers Inc., 1996. -P.24−27.
Заполнить форму текущей работой