Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ литературы позволил сделать вывод о широком толковании психологической защиты в рамках различных теоретических концепций. Сходство в понимании данного понятия заключается в том, что во всех определениях есть ситуация фрустрации, конфликта, и цель психологической защиты — снижение эмоционального напряжения, предотвращение дезорганизации поведения, уменьшение психологического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психологическая защита личности как предмет научного анализа
    • 1. 1. Возникновение и развитие понятия «психологическая защита» в психоанализе
    • 1. 2. Понимание проблемы психологической защиты вне психоанализа
    • 1. 3. Исследование психологической защиты в отечественной психологии
  • Глава II. Стратегии поведения родителей как фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста
    • 2. 1. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте
    • 2. 2. Влияние детс ко -р од итель с ких взаимоотношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста
    • 2. 3. Особенности детско-родительских отношений в модели «идеальной» семьи
  • Глава III. Опытно-экспериментальная программа психологической защиты ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей
    • 3. 1. Модель психологической защиты ребенка родителями
    • 3. 2. Система методов диагностики детско-родительских взаимоотношений
    • 3. 3. Программа обучения родителей приемам конструктивного взаимодействия с ребенком

Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего исследования определена недостаточной теоретической и экспериментальной разработанностью вопросов, связанных с характером взаимоотношений детей и родителей, их влиянием на развитие личности ребенка, с особенностями психологической защиты детей дошкольного возраста в семье.

К настоящему времени в психологической науке накоплен богатый фактический материал по проблеме развития личности ребенка в дошкольном возрасте (в отечественнной психологии — В. В. Зеньковский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. ИБожович, В. С. Мухина,.

В Л. Петровский, Л. Ф. Обухова, Е. В. Субботский, Н. А. Носов, и др., в психоанализе — З. Фрейд, А. Фрейд, М. Клейн, Э. Эриксон, Э. Фромм и др.- в теории трансактного анализа — Э. Берн, Т. А. Харрис и др.).

Исследование основано на представлении Л. С. Выготского о личности как результате социального развития, общения ребенка со средой и близким окружением, в нашем случае — с семьей.

Имеющиеся психологические исследования акцентируют внимание на позитивном влиянии родителей на развитие личности ребенкадошкольника. Вместе с тем в ряде работ рассматривается возникновение и развитие негативных характеристик личности ребенка — упрямства, тревожности, лживости, агрессивности и др., как следствий деструктивного влияния родителей. Последствия деструктивных влияний родителей трудно исправимы и оказывают влияние на всю последующую жизнь ребенка, так как они попадают на период формирования личности (З.Фрейд, Э. Берн, М. Е. Лигвак и др.). Результаты исследований выявляют недостаточную психолого-педагогическую компетентность родителей, спонтанный выбор стратегий, не достаточно учитывающих индивидуальные особенности личности ребенка.

В современной психологии сформировалось два направления, рассматривающих по-разному роль семьи как фактора, влияющего на развитие личности ребенка. Так собственно психологические исследования рассматривают семью как фактор позитивного влияния (Э.Арутюняц, М. И. Лисина, М. Кечки и др.), психотерапевтические — как фактор деструктивного влияния (А.И.Захаров, В. Н. Гарбузов, Э. Д. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.).

Выбор темы исследования обусловлен также отсутствием специальных исследований, направленных на изучение родительских стратегий поведения и их влияния на складывающиеся отношения с детьми. Вместе с тем существует большое количество исследований, в которых с разных позиций описывается и изучается взаимодействие взрослого и ребенка (Д.Баумринд, Е. М. Вроно, А. ИЗахаров, В. Н. Дружинин,.

A.В .Черников, С. В. Ковалев, Э. Фромм, А. И. Гарбузов, М. Е. Литвак,.

B.А.Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова, В. С. Мухина. ТАРузская и др.). Однако причины возникновения негативных параметров личности дошкольника остаются не выявленными в полной мере. Изучая вопросы взаимодействия ребенка и взрослого, исследователи все же обращают внимание на то, что личность ребенка складывается и развивается, главным образом, в общении со взрослыми. Менее других исследована проблема психологической защиты детей дошкольного возраста от негативного влияния родителей.

Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме психологической защиты, показал, что в зарубежной и отечественной науке накоплен богатый материал, отражающий различные концепции психологической защиты и иллюстрирующий противоречивость данного феномена (3. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Роджерс, В. Н. Мясшцев, Ф. В. Бассин, Ф. Е. Василюк, В. ИЖурбин, Э. Киршбаум, А. Еремеева и др.). Обращалось внимание на конструктивную.

J) и деструктивную функции психологической защиты, ее роль в формировании личности (З.Фрейд, А. Фрейд, Ф. Е. Васшпок, С.К.Нартова-Бочавер, М. Н. Тышкова, С. Н. Крыгина и др.). Однако понятие психологической защиты является одним из неразработанных и неоперационализированных, его содержание зависит от тех концепций и теорий, в русле которых оно рассматривается. Между тем изучение психологической защиты позволило бы уточнить ряд представлений, касающихся общей теории личности, формирования личностных особенностей на различных этапах онтогенеза и могло бы стать основой для создания практических рекомендаций, психокоррекционных методик, направленных на гармонизацию системы межличностных отношений детей и родителей.

В зарубежной и отечественной психологической науке созданы предпосылки для решения поставленной проблемы в русле гуманистической парадигмы (А.Маслоу, К. Роджерс, В. А. Петровский, А. Б. Добрович, М. СКаган и др.).

Проведенный анализ психологических исследований позволяет предположить, что возможность психологической защиты ребенка в семье связана с выработкой родителями конструктивных стратегий взаимодействия, способствующих оптимальному развитию личности ребенка.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы психологической защиты определили выбор темы исследования.

Объектом исследования является развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Предметом исследования выступает психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивных влияний родителей.

Цель исследования состоит в разработке модели психологической защиты ребенка дошкольного возраста от деструктивных влияний родителей самими родителями.

Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблемам развития личности ребенка в дошкольном возрасте, межличностных взаимодействий и воздействий, по теоретическим и эмпирическим исследованиям психологической защиты.

2. Выделить конструктивные и деструктивные родительские стратегии, дать их классификацию.

3. Определить методы диагностики стратегий поведения родителей по отношению к детям.

4. Разработать и апробировать программу реализации модели психологической защиты личности ребенка родителями и исследовать ее эффективность.

Гипотеза исследования:

Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивных стратегий родителей может осуществляться самими родителями. Это требует от них развития целенаправленной рефлексии способов воздействия и сознательного выбора стратегий поведения. Модель психологической защиты есть действенный фактор, содержащий ряд конструктивных стратегий (рефлексия влияния оказываемого на ребенка и осознанная смена стратегии поведения с деструктивной на конструктивную), которые должны освоить родители в ходе взаимодействия с практическим психологом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Рабочее определение понятия «конструктивные стратегии» как система последовательных действий родителей, направленных на осознание индивидуальных особенностей развития личности ребенка, целенаправленную рефлексию актов собственного поведения, осознание и выбор развивающих и тормозящих влияний применяемых ими способов воздействия, обеспечивающих личностное развитие ребенка.

2. Классификация деструктивных и конструктивных стратегий, используемых родителями во взаимодействии с ребенком-дошкольником.

3. Способы овладения родителями конструктивными стратегиями поведения.

4. Опытно-экспериментальная программа обучения родителей приемам конструктивного взаимодействия с ребенком.

5. Тезис о взаимосвязи развития личности ребенка-дошкольника и психологической защиты как системы способов и механизмов, применяемых родителями, и способствующих устранению психологического дискомфорта и стабилизации личности.

Общей методологической основой исследования явились общенаучные принципы системного подхода, акцентирующие внимание на системной природе исследуемых объектов, принцип всеобщей связи и развития, принцип детерминизма, принцип холизма.

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (К.А.Альбуханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Ф. Е. Василюк, А. В. Петровский, В. А. Петровский и др.) — возрастной психологии (Л.С.Выготский, Л. Ф. Обухова, А. В. Петровский, Е. В. Субботский и др.) — принципы анализа детского развития (Л.Ф.Обухова) — концептуальные подходы, раскрывающие специфику развития ребенка на этапе дошкольного возраста, а также эмпирические и теоретические работы, освещающие характерные особенности взаимодействия дошкольников и родителей (Л.И.Божович, Б. С. Братусь, Е. М. Вроно, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин,.

АИ.Захаров, А. Е. Личко, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Е. Г. Эйдемиллер и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической, психотерапевтической, научно-методической литературы по теме исследования;

— биографический метод (беседа, наблюдение, изучение истории развития семьи) — диагностическое исследование детско-родительских взаимоотношений (опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Сталина, графическая методика «рисунок семьи» Т. Хоментаускаса, детская проективная методика Р. Жиля, опросник PARI, адаптированный Т. В. Нещерет, методика анализа семейного воспитания АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса и др.).

База исследования. Исследование проводилось на базе детского сада № 56 г. Ростова-на-Дону, школы начального эстетического развития «Гармония» ДТДиМ г. Ростова-на-Дону. Контингент исследования составили дошкольники с 4-х до 6-ти лет и их родители. Всего было исследовано 120 детей и 108 родителей. Исследование проводилось в течение четырех лет: с 19% г. по 1999 г. включительно.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— проведенный анализ исследований по проблеме психологической защиты позволил расширить феноменологическое поле понятия, предполагающее осознанность и обучение родителей эффективным приемам психологической защиты детей от деструктивных родительских воздействий;

— рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся конструктивные и деструктивные стратегии родителей по отношению к детям;

— подтверждена необходимость индивидуализации и гуманизации отношений в системе «родитель-ребенок» и возможность оптимизировать развитие личности ребенка на основе овладения родителями способами психологической защитыразработана программа обучения родителей приемам конструктивного взаимодействия с ребенком.

Практическая значимость исследования состоит:

— в создании системы эффективных методов диагностики детско-родительских взаимоотношений и возможности ее дальнейшей методической разработки;

— в разработке программы психологической защиты ребенка родителями, которая в дальнейшем может быть положена в основу комплекса психокоррекционных методик, гармонизирующих детско-родительские отношения;

— в совершенствовании научно-методического обеспечения деятельности психологических служб детских дошкольных учреждений.

Материалы диссертации могут быть применены в преподавании курсов возрастной психологии, психологии семьи, при подготовке и проведении спецкурсов и спецсеминаров.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается содержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедур, адекватных цели, задачам и гипотезе исследования. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в материалах научных сообщений автора: на научно-практической конференции «Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона» // XV региональные психолого-педагогические чтения Юга России (Ростов-на-Дону, 1996 г.) — на научно-практической конференции «Развитие личности в образовательных процессах» (Дивноморск, 1998 г.) — на педагогических советах детского сада № 56 и Дворца Творчества Детей и Молодежи г. Ростова-на-Донуна научно-практических конференциях молодых ученых РГУ: Современное состояние России: экономический, социально-психологический и этический аспекты (Ростов-на-Дону, 1996) — Либерализм и институциональные изменения в России (Ростов-на-Дону, 1997) — «Условия стабильного социально-экономического развития России» (Ростов-на-Дону, 1997) — «Государство и общество: экономический и социальный аспекты» (Ростов-на-Дону, 1998) — «Либерализм и социализм: между экономической эффективностью и социальной справедливостью» (Ростов-на-Дону, 1999) — «Ростовская Университетская Инициатива — 99» (Ростов-на-Дону, 1999).

Методика, разработанная автором, используется в детском саду № 56, школе «Гармония» и Центре Развития ДТДиМ г. Ростова-на-Дону. Данные исследования докладывались на заседаниях и научных семинарах кафедры психологии и аспирантских объединениях Ростовского государственного педагогического университета.

Структура и объем работы Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения,.

ВЫВОДЫ.

В условиях кризиса семьи особенно актуальной становится задача психологическои защиты детей.

В этой связи следует отметить, что одним из наиболее важных факторов опосредованной защиты ребенка является развитие у родителей осознанного управления своим влиянием на ребенка.

Изначально влияние родителей носит наряду с осознанным, главным образом, — бессознательный и спонтанный характер. В ходе работы по данной программе влияние родителей приобретает более осознанные и целенаправленные формы, в первую очередь это связано со способностью управлять собой, что очень важно в условиях кризиса семьи. В такие периоды здоровье и благополучие детей (и самих взрослых) определяется умением родителей контролировать себя и противостоять отрицательным психологическим факторам. Желание родителей найти способы самоанализа повышения эффективности самовоспитания и воспитания.

121 личностных качеств ребенка, снятие барьеров общения с ребенкомповышение способности к преодолению психологических проблем, обретение контроля над тревожностью и страхом за ребенка может быть в определенной степени операционализированно в рамках настоящей программы.

Заключение

.

Анализ литературы по проблеме возникновения психологической защиты позволил установить существование разнообразных, иногда противоречивых представлений. Фундаментальные предпосылки для изучения феномена психологической защиты были заложены в психоаналитической концепции 3. Фрейда. Идеи З. Фрейда были восприняты психологической наукой и явились основой для продолжения исследований и появления новых направлений психологии.

Проведенный анализ литературы позволил сделать вывод о широком толковании психологической защиты в рамках различных теоретических концепций. Сходство в понимании данного понятия заключается в том, что во всех определениях есть ситуация фрустрации, конфликта, и цель психологической защиты — снижение эмоционального напряжения, предотвращение дезорганизации поведения, уменьшение психологического дискомфорта. Несмотря на изученность отдельных аспектов, проблема психологической защиты до настоящего времени относится к актуальным проблемам науки, что объясняется многозначностью и противоречивостью понятия.

В работе показано влияние родительских стратегий — деструктивных и конструктивных — на формирование личности ребенка, причины дисгармонии детско-родительских отношений, а также предложена модель «идеальной» семьи. А так же дан результат проведеного анализа и обзора исследований, рассматривающих новообразования личности ребенка-дошкольника с 3-х до 6-ти лет, которые влияют на его дальнейшее развитие и адаптацию в социуме. Показано, что в настоящее время существует большое количество подходов к описанию психологических новообразований и периодизации развития личности ребенка.

На основе рассмотренных конструктивных и деструктивных стратегий родительского влияния и их последствий на развитие личности.

123 ребенка нами предложена обобщенная классификация родительских стратегий, К деструктивным стратегиям относятся отвержение, гиперсоциализация и инфантилизация, к конструктивным — стратегия оптимального контакта родителей с ребенком.

В работе предложена модель психологической защиты ребенка родителямиподобран комплекс диагностических методик для получения максимально полной и объективной информации о детско-родительских отношенияхразработаны проектирование системы психологической защиты ребенка (организация психологического всеобуча для родителей, разработка тренинга рефлексии отношения родителей к ребенку).

Разработка авторской модели психологической защиты личности базируется на связи между развитием личности ребенка и стратегиями родителей.

В основу модели психологической зашиты личности ребенка родителями положена авторская трактовка психологической защиты как целенаправленного осознания индивидуальных особенностей развития личности ребенка, осознания и активного преобразования родителями стратегии взаимодействия с ребенком из деструктивной в конструктивную. Такое понимание психологической защиты дает возможность обучения родителей приемам конструктивного взаимодействия с ребенком. Данный подход расширяет феноменологическое поле психологической защиты путем включения в него осознанных и активных действий, в отличие от психоаналитического понимания психологической защиты, предполагающего пассивность и доминирование бессознательных процессов.

Подводя итоги исследования, можно отметить, что полученные данные подтверждают гипотезу и положения, выносимые на защиту, приводятся основные выводы.

1. Психологическая защита ребенка от деструктивных влияний родителей самими родителями представляет собой целенаправленное и активное осознание и изменение родителями влияния, оказываемого на ребенка, осознанность как стратегия решения проблемы дает возможность обучения навыкам конструктивного взаимодействия родителей и детей.

2. Важность разработки диагностических и коррекционных программ применительно к психологической защите ребенка в семье обусловлена недостатком имеющихся средств, а также дефектами родительских стратегий, вызванными как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушениями взаимоотношений между членами семьи.

3. Проведенная коррекционная работа с родителями позволила изменить процент деструктивных влияний, а так же сформировать у родителей приемы конструктивного взаимодействия с детьми.

4. Проблемы развития личности ребенка-дошкольника можно решать изменяя стратегию взаимоотношения родителей с ребенком.

5. Практическая организация работы в детско-родительских группах по данной программе способствует взаимопониманию детей и родителей, развитию доверительных отношений в семье, что также является показателем психологической защиты ребенка. г.

6. Данное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы психологической защиты личности ребенка родителями в аспекте осознания и активности. Представляется, что наиболее актуальными в настоящее время являются исследования, нацеленные на изучение возможностей психологической защиты ребенка родителями, а следовательно, необходимостью выработки критериев оценивания конструктивности защитных стратегий родителей.

7. Исследование актуализируется запросами практики о повышении тг .1 г Ж, Ж. уровня психолого-педагогической компетентности родителей и изучением возможностей оптимизации взаимодействия родителей с детьми.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Наука жить. Пер. с англ и нем. К.: Port -Royal, 1997, 288 с.
  2. Г. М. Социальная психология. М: МГУ, 1988. 429 с.
  3. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическаязащита. // Психологический журнал. 1994, том 15, № 1, С.3−17.
  4. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. // Психологичский журнал. 1993, том14, № 2. С.3−16.
  5. Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите». // Вопросы философии 1969, № 2. С. 118−125.
  6. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал, 1988, том 9, № 3.
  7. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. Санкт-Петербург, «Братство», 1992. 224 с.
  8. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы Минск. «Прометей», 1992.384 с.
  9. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с. 11. Берне Р., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи. М., 1999.
  10. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1. Просвещение", 1968.
  11. Бурменская Г В., Карабанова О. А, Лидере А. Г. Возрастнопсихологическое консультирование. М., 1990.127
  12. М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1976.
  13. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций. // Психологический журнал. 1995. № 3 С.90−101.
  14. Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций. Дисс. на соиск. уч ен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01 М., 1981,-214 с.
  15. Ф.Е. Психология переживания анализ преодоления критических ситуаций. М., МГУ, 1984.
  16. Ф.Е. Структура образа. II Вопросы психологии. 1993, № 5.1. С.5−12.
  17. Д.В. Разговор с родителями. М.: «Класс», 1995.
  18. Е.М. Несчастные дети -трудные родители М : «Семья и школа», 1997 128с.
  19. Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург,
  20. Союз", 1997. 224 с. 22.1авршшца О. А. Чувство вины у работающей женщины. II Вопросы психологии. 1998, № 4. С.62−70.
  21. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М. Просвещение, 1986.
  22. В.И. Нервные дети. Л.:Медицина, 1990.-176с.
  23. В.И., Захаров А, И., Исаев Д, Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
  24. Е.В. Психологический смысл рационалистической критики психоанализа. // Вопросы психологии. 1990, № 4, СЛ13−116.
  25. З.Я., Орлова Л. В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего защищает. / Начальная школа. 1996, № 7. С.22−23.
  26. В. А. Психологические предпосылки непродуктивного межличностного взаимодействия. // Психологический журнал 1997, том 18, № 76. С.76−83.128
  27. P.M., Никольская И. М. Защита личности. Психологические механизмы. Санкт-Петербург, «Знание», 1999.
  28. Л.Р. Механизмы психологической защиты : генезис, функционирование, диагностика. Дисс. по соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1994. 196 с.
  29. Н.Ф. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997, № 1. С.121−132.4
  30. Джинни Лемли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., «Просвещение», 1991. 223 с.
  31. Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипул яти вного воздействия. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1993. 132 с*
  32. В.Н. Психология семьи. М.: «КСП», 1996,160 с.
  33. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса. // Вопросы психологии. 1997, № 5.
  34. М.В. Психологические уроки обыденной жизни. М., «Просвещение», 1990. 256 с.
  35. А.И. Детские неврозы. Психологическая помощь родителейдетям. Санкт-Петербург, «Респекс», 19 995. 192 с. 38. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988. 39. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. Санкт-Петербург., Союз, 1998. 336 с.
  36. А.И., Рыбаков В. Детские неврозы. // Семья и школа. 1984, №№ 41 .Зейгарник Б. В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии. // Психологический журнал. 1989, № 21. С. 122−131.
  37. В .В. Психология детства. М.: «Академия», 1996, 347 с.129
  38. Е.Р., Ильичева. В. И. Адаптация или развитие: выбор психологической стратегии. // Психологический журнал. 1995, том 16,1.СЛ 15−122.
  39. К .нон они В,? Но вяк Т, Кик делать все по-своему, или ассертивность в жизнь! Санкт-Петербург, «Питер», 1995. 188 с.
  40. В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. Пер. с чешского. Санкт-Петербург, «Питер», 1995, 188 с.
  41. .Д. Неврозы. М.&bdquo- 1989.
  42. Кирш6аум Э. Еремеева А. Психологическая защита.
  43. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: «Наука», 1983.
  44. С.В. Психология современной семьи. М.: «Просвещение», 1988. 208 с.
  45. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во «Институт психологии», 1996. 224 с. 51 .Кондрашов В. В. Бессознательное психическое. Газета «Аксинья», сент., окт., ноябрь 1994, янв. 1995.
  46. Конончук В, Н Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. // Психологический журнал.1985, том 6, №ЗСД 17−122.
  47. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. 294 с ." т 2 ТТТ Т*^ т т Т~Т V п
  48. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. 112 с.
  49. Котова И Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону:1. Изд-во РГПУ, 1997. 114 с.
  50. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.512 с.
  51. Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н Фрустрация, конфликт, защита. / Пер. с англ. А. В Александровой. // Вопросы психологии. 1991, № 6. С. 61.130
  52. Г. Психология развития. Санкт-Петербург, «Питер», 2000. 992 с.
  53. АЛ., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995. 480 с.
  54. Э. Когда ваш ребенок сводит все с ума. М., 1990. 272 с.
  55. Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. Санкт-Петербург, Питер Паблишинг, 1997. 160 с.
  56. М.Е. Психологическое айкидо, Ростов-на-Дону, РГПИ, 1992, -60 с.
  57. М.Е. Неврозы, Ростов-на-Дону, «Психологическое айкидо», 1993.
  58. ME. Психологическая диета. Ростов-на-Дону, «Психологическое айкидо», 1993.
  59. М.Е. Я: алгоритм удачи. Ростов-на-Дону, Изд-во «Пайк», 1994, -104 с.
  60. Л. " NLP и ускоренное обучение". М.: 1997.
  61. Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-на-Дону, 1991.224 с.
  62. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.
  63. Петрозаводск, 1992. 318 с.
  64. А.А. Детская психология. М., 1971.
  65. М. Люшер. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1995.
  66. Д. Социальная психология. СП-б.: Питер, 1997.
  67. Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.:
  68. Линка-Пресс, 1997. 176 с. ил л.
  69. А.Н., Ротенберг B.C. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросыпсихологии. 1990.№ 5.
  70. МухинаB.C. Детская психология, М&bdquo- Просвещение, 1985.1317 5. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка. // Психологический журнал. 1980, том 1, № 5.
  71. Нартова-Бочавер С.К. «COPING BEHAVIOR» в системе понятий психологии личности. // Психологический журнал, 1997, том 18, № 5.1. С.20−29.
  72. Несчастливые дети трудные родители. М.: Семья и школа, 1997. 127 с.
  73. И.М. Как и от чего защищаются дети. // Психологическаягазета. № 6/45 1999, стр. 14−15.
  74. Нравственность, агрессия, справедливость. // Вопросы психологии, 1992, №№ 1−2.
  75. Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. 372 с.
  76. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.:1. Тривола, 1995. 352 с. 82.0буховскийК. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. 83. Общая психология/ Под. ред. А. В. Петровского.
  77. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т. А. Репиной,
  78. Р.В.Стеркиной. М., 1990. 85.0вчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ
  79. Сорерс", 1996. 240 с. 86. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ., ред. Г. В. Бурменской и В.М.
  80. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. -376 с. 87.0сорина М. В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. Санкт-Петербург, «питер», 1999. 288 с.
  81. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. 288 с.
  82. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. 112 с. ил.
  83. В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов-на-Дону.: изд-во Рост, пед универ., 1993. 66 с.132
  84. В.А., Виноградова A.M., Кларина JI.M. и др. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1993. 191с.
  85. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993. 88 с.
  86. М.Л. Терапия поведения. Методика для активного психотерапевта и для всех, ищущих выхода. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997, 240 с.
  87. Популярная психолог&trade-. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1990.
  88. Психологический словарь / Под редакцией В. П. Зинченко,
  89. Т.Г.Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
  90. Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964.
  91. Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с .англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина, И. Н. Гвоздева под редакцией кандидата философских наук С. М. Черкасова. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1995. -288 с.
  92. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, «Питер», 2000. 624 с.
  93. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., «Владос», 1995.
  94. Е.И., Скрипкина Т. П. Общая психология. Ростов-на-Дону, Изд-во РГПУ, 1995.
  95. В. Как строить себя и свою семь. М., «Педагогика-пресс"1992. 192 с.
  96. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.13.1
  97. Т.П., Гульянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях различных типов. Ростов-на-Дону, 1993. 112 с.
  98. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: «Школа-прогресс» 1995.
  99. В.М. Современное состояние детского психоанализа // Вопросы психологии. 1988, № 5.
  100. Социальная психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / А. В. Петровский, В. В. Авраменкова, Н. Е. Зеленова и др.- Под. ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 224 е., Ил.
  101. Спиваковская, А С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
  102. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Санкт-Петербург, «Питер», 1999. 752 с.
  103. В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. 1982. № 4.
  104. Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. Для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1991. 207 с.
  105. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. // Вопросы психологии, 1987, № 1.
  106. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, A.M. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М.: Просвещение, 1993. 191 с.
  107. ИЗ. Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1995,
  108. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношение с окружающими. Пер. с англ. / Общ. ред и предисл. М. С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. 511 с.
  109. А. Психология Я и защитные механизмы. М.: «Педагогикапресс» 1993.134
  110. Фрейд 3. «Я» и «оно». Книга 1, Тбилиси, «Мерони», 1991. 427 с.
  111. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Книга 2. Тбилиси, «Мерони», 1991. 347 с.
  112. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М.: Медицина. 1991. 288 с.
  113. Фрейд 3. Психо-аналитические этюды. Минск, «Попурри», 1998, 608 с.
  114. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5 М., Прогресс, 1975.
  115. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика.1999. 447 с.
  116. . Э. Бегство от свободы- Человек для себя. Минск, «Попурри», 1998. 672 с.
  117. Фрустрация, конфликт, защита. // Вопросы психологии, 1997. № 5.1. С.69−81.
  118. Харрис Томас А. Я о' кей Вы о’кей. Новосибирск, «Гермес», 1993. 28 с.
  119. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. М.: «КСП-ь», 1997, 720 е., или.
  120. Л., Зимлер Д. Основные положения, исследования и применение теории личности. Санкт-Петербург, «Питер», 1997. 606 с.
  121. Чарльз Райкрофт. Критический словарь психоанализа. Сашег-Пегербург, 1995. 288 с.
  122. Черников, А В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» М., 1997. 160 с.
  123. М.И. Психогимнастика / Под. ред. М. И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 е.: ил.
  124. Шевандрин Н, И. Основы социальной психологии. Вып. 1−2 Ростовна-Дону, Изд-во РГПУ, 1994.135
  125. Н.И. Социальная психология в образовании. М., «Владос», 1995.
  126. В. А. Защитные механизмы от личности и группы // Вопросы психологии, 1998 № 4, С. 54 61 .
  127. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Санкт-Петербург, «Питер», 1999. 656 с.
  128. М. Дьявол детства. // Ровесник, 1993, № 3.
  129. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.- Канон, 1995.
  130. ЕЛ. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. 1997, № 8. С.20−27.
  131. Alexander Lowen, Bioenergetics. Penguin Books, (New York, 1976)/
  132. Alexander Lowen, The Spirituality of The Body, Bioenergetics for Grace and Harmony. Macmillan Publishing Company, (New York, 1990), Collier Macmillan Publishers, (London, 1990).
  133. Fairbairn, W.R.D. A Revised psychopathology of the Psychoses and Psychoneuroses, London, 1941.
  134. Fairbairn, W.R.D. Psychoanalytic Studies of the Personality, Tavistock Publication, London, 1952.
  135. Johnson M. Miriam. Book Reviews. Oregon: University of Oregon, 1994.
  136. Lesser W. Do mothers have mystery powers? New idea July, 27, 1991.
  137. Montgomery Dan, Montgomeiy Katie. Jour chils’s inner nature. Messenger of St. Anthony. February, 1996.
  138. Patricia Elliot. From mastery to analysis: Theories of Gender in Psychoanalytic Feminism. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1991.
  139. Sayers Janet. Mothers of Psychoanalyses: Helen Deutsch, Karen Horney,
  140. Anna Freud, Melanie Klein. N.Y.: Norton, 1991.
  141. Wilheim Reich, Tr. Vincent R. Carfagno, The Function of Orgazm. Pocket1. Books, (New York, 1975).136
Заполнить форму текущей работой