Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие конкурентного потенциала аграрных предприятий в процессе формирования регионального продовольственного рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные проблемы становления продовольственного рынка и развития конкуренции освещаются в работах российских ученых-экономистов: Г. П. Абрамовой, В. А. Клюкача, Г. Л. Пакулина, П. П. Сорокина, А. Е. Матушкина, В. Г. Хаустова, Ю. А. Ципкина, С. М. Ягуткина и других. Тем не менее, практическое овладение способами и методами конкурентной борьбы, их внедрение в хозяйственную деятельность… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы и предпосылки развития конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов в условиях реформирования аграрного сектора экономики
    • 1. 1. Сущность и роль конкуренции в реформировании аграрного сектора экономики
    • 1. 2. Влияние формирующегося рынка на динамику конкурентной среды и конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов
    • 1. 3. Особенности развития и регулирования конкурентной среды отечественного продовольственного рынка
    • 1. 4. Систематизация факторов, определяющих характер и интенсивность конкуренции в агропродовольственной сфере экономики
    • 1. 5. Проблемы диагностики состояния конкурентной среды и конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов
    • 1. 6. Концептуальные подходы к формированию и развитию конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов агропродовольственной сферы экономики
  • 2. Оценка состоянйя и динамики конкурентной среды регионального продовольственного рынка и развития конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов
    • 2. 1. Формирование отечественного продовольственного рынка и его конкурентной среды: основные тенденции (макроуровень)
    • 2. 2. Влияние конъюнктуры регионального продовольственного рынка на конкурентную среду и продовольственную обеспеченность
    • 2. 3. Оценка факторов, определяющих конкурентный потенциал хозяйствующих субъектов и конкурентную среду в целом
      • 2. 3. 1. Состояние и динамика развития регионального АПК
    • 2. 4. Оценка конкурентных позиций хозяйствующих субъектов агропродовольственной сферы региона
  • 3. Направления и методы развития конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов в условиях обострения конкурентной борьбы
    • 3. 1. Продовольственная обеспеченность региона — стратегическая цель в развитии и реализации конкурентного потенциала субъектов агропродовольственной сферы
    • 3. 2. Активизация товарно-сбытовой политики рыночных субъектов
    • 3. 3. Формирование каналов товародвижения
    • 3. 4. Прогнозирование как инструмент товарно-сбытовой политики хозяйствующих субъектов
    • 3. 3. Формирование ценовой политики субъектов АПК
    • 3. 4. Совершенствование коммуникационной политики в АПК
    • 3. 5. Оценка эффективности конкурентной политики сельскохозяйственных предприятий
    • 3. 6. Стратегия и тактика развития конкурентной среды и конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов

Развитие конкурентного потенциала аграрных предприятий в процессе формирования регионального продовольственного рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования Рыночные преобразования ставят принципиально новые проблемы и задачи перед всеми хозяйствующими субъектами отечественной экономики и прежде всего в отношении формирования нормальной конкурентной среды. Конкуренция создает условия для развития более эффективных форм хозяйствования, стимулирует производство тех видов продукции, которые нужны потребителю. В результате обострения конкурентной борьбы устанавливаются более высокие параметры эффективности экономической системы в целом, определяются виды и способы производства, уровень издержек.

Хозяйственная практика последних лет показывает, что сложность проблем выхода из кризиса определяется не только отсутствием опыта рыночной деятельности в новых условиях, сколько слабой диагностикой конкурентных условий и невозможностью соответствующего их регулирования. До сих пор нет проработанной концепции формирования и развития конкурентной среды в условиях реформирования экономики, методических разработок по рациональному планированию маркетинговой деятельности в АПК, методики оценки потенциала конкурентоспособности предприятий и их товаров. Эти обстоятельства имеют своим следствием крупные просчеты в стратегиях аграрной и продовольственной политики государства, регионов и серьезное обострение экономических и социальных противоречий в среде рыночных операторов и покупателей.

Значение теоретических, методологических и практических аспектов формирования конкурентного потенциала возрастает еще и потому, что в аграрном секторе экономики традиционно сложно реализуются антикризисные программы, поскольку нет должной оценки влияния социально-экономических преобразований в АПК на конкурентную деятельность предприятий. Проблемами конкуренции и развития предпринимательства занимались такие видные ученые как Д. Джоббер, П. Р. Диксон, М. Портер, Ф. Котлер, Дж. Р. Эванс, Б. Берман, Ф. Морис и другие. Их труды стали научной базой для создания теории и практики конкурентных стратегий.

Современные проблемы становления продовольственного рынка и развития конкуренции освещаются в работах российских ученых-экономистов: Г. П. Абрамовой, В. А. Клюкача, Г. Л. Пакулина, П. П. Сорокина, А. Е. Матушкина, В. Г. Хаустова, Ю. А. Ципкина, С. М. Ягуткина и других. Тем не менее, практическое овладение способами и методами конкурентной борьбы, их внедрение в хозяйственную деятельность — длительный и сложный процесс, требующий новых подходов и стратегических решений. Все перечисленное выше и обусловило выбор темы данного диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в научном анализе социально-экономической природы конкуренции в агропродовольственной сфере, выявлении особенностей и методов формирования и регулирования конкурентного потенциала, хозяйствующих субъектов, обосновании мер эффективного воздействия на его развитие, для повышения уровня продовольственного обеспечения региона в целом.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

• выявить и обобщить теоретические предпосылки формирования конкурентной среды и конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов в аграрной сфере экономики;

• исследовать состояние, тенденции и проблемы в оценке и управлении конкурентоспособностью товаропроизводителей в условиях реформирования отраслиоценить региональный уровень продовольственной обеспеченности, определяющий перспективы формирования конкурентной среды;

• выявить характер изменений и особенности маркетинговой политики субъектов хозяйствующих на региональном рынке молочной продукции и сырья и установить влияние основных факторов;

• определить приоритетные направления, методы стратегии и тактики конкурентной политики предприятий с учетом особенностей развития регионального продовольственного рынка;

• разработать научные и практические рекомендации по внедрению эффективных методов управления конкурентоспособностью предприятий и регулирования конкурентной среды на территориально — отраслевом и локальном уровнях.

Предметом исследования являются процессы формирования и регулирования конкурентного потенциала хозяйствующих в АПК субъектов и особенности их конкурентной политикой на продовольственном рынке.

Объектом исследования определены сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия Ленинградского региона, продуктовые рынки и их участники.

Методологическая и информационная база исследования.

Теоретической и методологической основой исследования послужил накопленный научный опыт в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Информационную основу исследования составили правовые и нормативные документы, материалы и отчеты государственных органов и научных учреждений, специальная литература, а так же результаты монографических и социологических исследований, проведенных как самим автором, так и в сотрудничестве с другими исследователями.

Многоплановость работы привела к необходимости применения различных методов и приемов исследования: сравнения, экономического анализа, расчетно-конструктивного, статистических группировок, выборочных обследований, корреляционного анализа, анкетных и экспертных опросов и др.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну, являющейся предметом защиты:

• скорректированы положения концепции становления и развития конкурентного потенциала хозяйствующих в агропродовольственной сфере субъектов в современных условиях;

• проведен комплексный анализ современного состояния и условий формирования конкурентного потенциала товаропроизводителей на уровне регионального АПК с целью повышения продовольственного обеспечения конкретной территории;

• выявлена и оценена совокупность организационно-экономических и социальных факторов, определяющих динамику развития конкурентного потенциала субъектов молочнопродуктового подкомплекса АПК в ходе реформирования аграрной экономики;

• определены направления и разработаны предложения по эффективному регулированию конкурентного потенциала субъектов и конкурентной среды в агропродовольственной сфере, позволяющих влиять на совершенствованию механизма продовольственной обеспеченности региона в целом.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения и полученные результаты создают определенную теоретическую и практическую основу по организационно-экономическому формированию и регулированию деятельности хозяйствующих субъектов и конкурентной среды на продовольственном рынке региона.

Сделанные выводы и рекомендации могут быть применены в других регионах страны для создания эффективно действующих систем управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов действующих на развивающихся продовольственных рынках.

Апробация работы. Основные результаты выполненного диссертационного исследования изложены и получили одобрение на научно-практических конференциях различного уровня в период 2008;2010гг. Кроме того, результаты исследования нашли отражение в 9 публикациях автора общим объемом 2,47 п.л.

Структура работы. Диссертация включает введение, три главы,.

Результаты исследования закономерностей, условий и факторов развития конкурентного потенциала хозяйствующих в агропродовольственной сфере региона субъектов (на примере рынка молочной продукции и сырья) позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. В формировании нового отечественного рыночного механизма хозяйствования, важным элементом является конкуренция. Реформирование экономики создает определенные социально-экономические предпосылки для формирования и развития конкурентной деятельности хозяйствующих в аграрной сфере субъектов. Конкурентная активность является ключевым фактором, вызывающим изменения на рынках, поскольку стимулирует экономическую организацию производства, разработку новых технологий, продуктов и стратегий маркетинга.

2. Исследования тенденции развития агропродовольственной сферы в период 2000;2007 гг. показывает, что хозяйствующие субъекты стремятся сделать сырьевые и продовольственные рынки более доступными. Среди возможных способов — рост размеров хозяйств, попытки консолидировать маркетинг, меры по совместному контролю и регулированию производства и потока продукции на рынках, а также маркировка сельскохозяйственных продуктов товарными знаками. В этом направлении были достигнуты некоторые успехи, но большинство товаропроизводителей все еще работают в условиях деформированной конкурентной среды.

3. Незавершенность процессов эффективного регулирования рыночной деятельности субъектов и формирования конкурентной среды в агропродовольственной сфере региона обусловливает необходимость разработки новых методических подходов и практических рекомендаций к формированию и регулированию конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов, учитывающих передовой отечественный и зарубежный опыт.

4. Результаты исследований показали, что наиболее полно задаче динамичного развития конкуренции в агропродовольственной сфере соответствует методология, базирующаяся на маркетинговой концепции, позволяющая объективно оценивать конкурентные преимущества и активизировать рыночную деятельность в целом.

5. Формирование конкурентной среды, в которой функционируют хозяйствующие субъекты, определяет развитие и повышение эффективности производства только тогда, когда каждый из них постоянно поддерживает и развивает свой рыночный потенциал, чтобы иметь возможность влиять на конъюнктуру местного рынка и конструктивно управлять уровнем своей конкурентоспособности.

6. На современном этапе реформирования повышение конкурентного потенциала товаропроизводителей в продовольственном секторе не возможно без мер предусматривающих повышение эффективности антимонопольной деятельности. Реализуемая в настоящее время государственная и региональная политика не обеспечена нормативно-правовой базой и очень часто основывается на упрощенной оценке рынка и способов регулирования конкурентной среды.

7. Основным инструментом в развитии конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов являются маркетинговые исследования, позволяющие обосновано прогнозировать базовые направления и стратегии конкурентной политики. Апробированные подходы и практические меры, разработанные в диссертации, при их широком внедрении могут позволить специализированным хозяйствам более эффективно регулировать и защищать свои рыночные позиции.

Реализация разработанных в ходе исследования рекомендаций и предложений может стать одним из условий, способствующих развитию рыночной активности хозяйствующих субъектов и продовольственного рынка, и посредством этого положительно влиять на стабилизацию сельскохозяйственного производства региона в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26 июня 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
  3. JI. А. Конкурентоспособные промышленные кластеры: Теория и практика формирования. Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 2005.
  4. Авдашева С, Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России//Вопросы экономики. 2005. № 5.
  5. B.C. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993.
  6. Г. JI. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  7. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000.
  8. А. А. Стратегия повышения конкурентной устойчивости консалтинговой фирмы. М., 2003.
  9. А., Демсец Г. Производство, информационные издержки и экономическая организация//Истоки. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  10. Г. В. Продовольственный маркетинг в системе АПК. Автореферат. Екатеринбург, 1998.
  11. Е.В. Организация системы маркетинга в АПК области. // АПК: экономика, управление № 2, 1997.
  12. Е.В. Статистическое моделирование и прогнозирование показателей развития социально-экономических систем. Уфа: УГАТУ, 2002.
  13. Г. Л. Маркетинг взаимодействия: Политика распределения. Сбыт. Маркетинг-логистика. СПб.: 1999.
  14. Г. Л., Богданова Е. Л. Маркетинг-статистика. СПб., 1999.
  15. Е.А., Ружанская Н. В. Бюджетирование. Сыктывкар, 2002.
  16. Банвари Миттал. Факторы влияния на выбор поставщиков потребителями бизнес-услуг: интегрированная модель № 3, 2001.
  17. А.Н. Оптимальное управление продажами с использованием статистических моделей. // Маркетинг в России и за рубежом № 6, 2001.
  18. В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы. // Маркетинг в России и за рубежом № 5, 2001.
  19. В.Л. Менеджмент и маркетинг М.: Европейский центр по качеству, 2002.
  20. В.А., Пошатаев А. В. Управление на сельскохозяйственных предприятиях. -М: Агропромиздат, 1990.
  21. А.С., Морозова Н. Ю., Никифоров П. В., Притула О. Д. Прогнозирование производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.1. Великий Новгород, 2003.
  22. А.В. Конкурентоспособность аграрного производства. // Международный сельскохозяйственный журнал. № 3, 2003.
  23. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: 2001.
  24. Н.Н. Влияние специализации и концентрации на себестоимость молока. // Международный сельскохозяйственный журнал № 6, 2002.
  25. Д., Воротина JL, Федерманн Р. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: 2000.
  26. Р. Биография. М.: Рудомино, 1994.
  27. В. Н. Трапезова М.Н. Механизмы внутрифирменного управления. -М: 2000.
  28. В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции // Маркетинг в России и за рубежом. № 6, 2002.
  29. В.В. Управленческий аудит системы сбыта готовой продукции. -М.: ВИНИТИ, 1999.
  30. Бюджетирование как метод управления финансовыми ресурсами. -Чебоксары: 2002.
  31. М.М. Современные системы маркетинговой информации в России и за рубежом. М.: МАКС Пресс, 2001.
  32. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: 2003.
  33. А.Д., Малахов А. В. Экономика, менеджмент, маркетинг на предприятиях АПК. СПб.: 2000.
  34. A.M. Организационно-экономический механизм антикризисного управления. Теория и практика. Воронеж: 2000.
  35. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. — М.: 1990.
  36. Глобальные тенденции в статистике и в математических методах в экономике./Материалы международной научно-практической конференции. -СПб.: 2004.
  37. Голдберг Рой А. Американские профсоюзы. Ныо-Иорк: 1990.
  38. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. -М.: Финпресс, 2000.
  39. Е.П. Основы маркетинга. М.: Финпресс, 2003.
  40. Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации. // Маркетинг в России и за рубежом № 6, 2000.
  41. Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 2003.
  42. В.А. Маркетинговое консультирование. М: 1998.
  43. М. В. Горшкова Л. А. Основы теории управления: уч. пособие. Н. Новгород: 1998.
  44. B.C. Задачи службы маркетинга в процессе организации создания нового товара // Инновации № 3−4,1999.
  45. В.А. Стратегия развития производства на базе использования ресурсов информационного рынка / автореферат. СПб.: 2002.
  46. Г. Л. Структура службы маркетинга сельхозпредприятия. //
  47. Экономика сельского хозяйства России. № 11, 1999.
  48. М.П., Щетинина И. В. Совершенствование системы управления АПК в современных условиях. Новосибирск, 2000.
  49. И.Б., Давыдов В. М. Практика антикризисного управления предприятиями АПК М.: Колос, 1999.
  50. Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право. Интегрированные системы управления: учебник. М: 1998.
  51. Н.Г., Данилочкин С. В., Ананышна Е. А. Контроллинг как инструмент управления предприятием. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998.
  52. Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: ИНФРА-М, 1997.
  53. А. Джулер, Бонни Л. Дрюниани. Креативные стратегии в рекламе. СПб.: Питер, 2002.
  54. С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. СПб.: Питер, 2001.
  55. Диксон Питер Р. Управление маркетингом. М.: Бином, 1998.
  56. А. Модель маркетинговой коммуникации // Маркетинг № 3, 1999.
  57. Т.А. Статистические методы прогнозирования. М.: 2003.
  58. Дж.Н. Капитализм и его культура. М.: 1949.
  59. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2002.
  60. В.В. Маркетинг в антикризисном управлении: уч. пособие. -М:1999.
  61. А.С. Всенародная агрономия. М.: 1996.
  62. Ю.С. Экономико-математические методы анализа и прогнозирования рыночной экономики. Новосибирск, 1998.
  63. С.А. Социально-экономическое прогнозирование. СПб.: СПбГИЭУ, 2002
  64. Ю.И., Стрелкова Л. В., Горячев Р. А. Прогнозирование и планирование на предприятии. Нижний Новгород: 2002.
  65. А.В. Модель эффективности рекламы // Маркетинг № 6, 1999.
  66. С.А. Основы теории экономического управления предприятием: учебник. М: 2000.
  67. Н.Н. Менеджмент в сельском хозяйстве. Петрозаводск, 1999.
  68. А.А., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование: Анализ моделей управления. Конкурентная политика. Контроль над качеством. СПб.: Питер, 2002.
  69. В.П. Эффективность функционирования сельскохозяйственного предприятия как основа его самоинвестирования. Саратов: 1999.
  70. Н.В. Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями. // Маркетинг в России и за рубежом № 2,2000.
  71. У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии. Уфа: УГАТУД999.
  72. Т.В. Рынки сбыта и конкурентоспособность продукции. // Экономика сельского хозяйства России № 11, 2001.
  73. Р.С. Стратегический маркетинг. Учебное пособие. -Иваново: 1998.
  74. Р.В., Демина И. А. Методические рекомендации по разработке систем ведения агропромышленного производства в области, крае, республике. -М.: Россельхозакадемия, 1994.
  75. А.И. Управление предприятием. Минск: 1997.
  76. .И. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: МБИ, 2000.
  77. Г. Н. Автоматизация маркетинговой деятельности. М.: 2001.
  78. Е.Н. Маркетинговая система управления. Казань: 2000.
  79. Е.А., Киселев Б. Н. Система стратегического управления организации. М: ГУУ, 2000.
  80. ., Торн К. Полное руководство по тренингу (менеджмент для лидера). -М.: ИНФРА-М, 2002.
  81. A.M., Оленев Н. И., Примак А. Г., Фалько С. Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и статистика, 1998.
  82. Ф. Наука-техника-управление. М.: 1966.
  83. Э.Э., Ивахник Д. Е. Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности предприятия. // Маркетинг в России и за рубежом № 6, 2000.
  84. В.А. Теоретические основы маркетинговых исследований в АПК // Экономика сельского хозяйства России № 10, 2000.
  85. В.А., Гончаров В. Д. Концепция организации маркетинга в пищевой промышленности. -М.: 1994.
  86. А.И. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  87. Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков: Курс лекций. М.: 1999.
  88. Колз, Ричард Л., Джозеф Н. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. М.: Колос, 2000.
  89. И.Р. Государственное регулирование качества продовольствия. // Маркетинг в России и за рубежом № 5, 2000.
  90. Н.П., Иванова М. А. Бухгалтерский управленческий учет. -М.: ИНФРА-М, 2003.
  91. Ю.Б., Коротнев В.Д.,, Кочетова Г. Н., Никифорова Е. Н. Менеджмент в АПК. М.: Колос, 2003.
  92. Ю.Б., Коротнев В. Д., Никифорова Е. Н. Управление в АПК. -М.: Колос, 2002.
  93. Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление. // Маркетинг в России и за рубежом № 5, 2000.
  94. Ф. Маркетинг в 3-ем тысячелетии. М.: 2001.
  95. Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питер, 2001.
  96. Ф. Основы маркетинга. М.: Вильяме, 2002.
  97. Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. М.: 2000.
  98. С.А. Алгоритм прогнозирования объема продаж в MS Excel. // Маркетинг в России и за рубежом, № 5, 2001.
  99. Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров. // Маркетинг в России и за рубежом № 3, 2000.
  100. Е.И., Ветров А. А. Стратегия маркетинг-микс предприятия. Саратов: СГТУ, 2000.
  101. В.В. Маркетинг и технологические средства менеджмента: взаимосвязанное развитие. М.: МАИ, 1997
  102. Курс экономической теории / Под общ. ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е.А.-Киров: Изд-во «АСА», 1994. 624 с.
  103. ЮЗ.Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996.
  104. О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга. СПб.: 1997.
  105. В.Я. Организация и регулирование логистических процессов и маркетинга в системе ресурсообеспечения АПК. М.: 1999.
  106. В.Я., Алферьев В. П. Экономические проблемы организации логистических процессов и маркетинга в системе ресурсообеспечения АПК. -М.: Агри-пресс, 2000.
  107. И.В. Экономика. -М.: Вита-Пресс, 2002.
  108. К.П. Прогнозирование и планирование АПК. М.: Гардарики, 1999.
  109. Д.М. Организационно-экономический механизм маркетинговой деятельности в АПК. // Международный сельскохозяйственный журнал № 2, 2003.
  110. П.М. Государственное регулирование аграрной сферы. СПб: НИИСПбГУ, 1999.
  111. Ш. Магомедов М. Д., Алексейчева Е. Ю. Способы оценки конкурентного потенциала предприятия и условия его повышения. // Хранение и переработка сельхозсырья, № 7, 2001.
  112. Ш. Ш. Определение показателей конкурентоспособности товаров // Стандарты и качество № 9, 2000.
  113. .Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта. // Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2000.
  114. И.И. Метод определения оптимального рекламного бюджета (Метод Данахера-Руста). // Маркетинг и маркетинговые исследования в России -№ 12, 1997.
  115. Р., Брю Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. -М.: ИНФРА-М, 2002.
  116. М.Н., Смекалов П. В., Трафимов А. Г. Аграрная экономика. -СПб.: СПбГАУ, 1999.
  117. Маркетинг в АПК. / Под ред. Г. П. Абрамовой. М.: Колос, 1997.
  118. Маркетинг / Под ред. Уткина Э. А. М. ЭКМОС, 1999.
  119. Т.Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. СПб.: Питер, 2001.
  120. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001.
  121. В.А. Информационные технологии управления: учебное пособие. М.: МГТУ ГА, 1998.
  122. Менеджмент в АПК. / Под ред. Ю. В. Королева М.: Колос, 2000.
  123. Менеджмент. Маркетинг. Персонал. Уч. пособие. / Под ред. Поршнева А. Г. М: 1997.
  124. Н.К., Конышева М. В. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы. // Маркетинг № 6, 1999.
  125. Г. А. Управление регионом: маркетинговый подход. Н. Новгород: 1999.
  126. В.А., Буров В. П. Стратегическое управление фирмой в условиях конкуренции. М.: МЭЛИ, 2000.
  127. М.В., Герасимов М. Е. Маркетинговые проблемы в сельскохозяйственном производстве. // Экономика сельского хозяйства России -№ 3,2001.
  128. М.В., Ильин Н. П., Зейналов И. Новые информационные технологии и маркетинг. // Международный сельскохозяйственный журнал № 6, 2002.
  129. И.М., Шведова И. А. Система маркетинга и ее внедрение на предприятии. // Маркетинг в России и за рубежом № 6,1999.
  130. Е.Н. Менеджмент в АПК. М.: 2003.
  131. А.А. Основные положения рациональной системы ведения сельского хозяйства. Ставрополь, 1966.
  132. А.А. Экономические основы системы сельского хозяйства. -Ставрополь, 1975.
  133. К. Малхотра. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. -М.: Вильяме, 2002.
  134. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. -СПб.: Питер, 2001.
  135. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин. -М.: Финансы и статистика, 1994
  136. О. Панорама гуманитарных знаний. Нью-Йорк, 1982.
  137. Организация сельскохозяйственного производства. / Под ред. Шакировой Ф. К. -М.: Колос, 2000.
  138. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг: учебное пособие / Под ред. В. М. Власовой М.: 1999.
  139. А.П. Маркетинг М.:2002.
  140. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: 2001.
  141. А.С. Бизнес-план. -М.: 1998.
  142. Переходная аграрная экономика: проблемы, решения, модели / Под ред. А. В. Петрикова, С. В. Огнивцева. М: 2000.
  143. М.В., Мотченко Н. С. Антикризисное управление сельскохозяйственным предприятием. // Экономика сельского хозяйства России -№ 12,2000.
  144. А.Э. Курс на успех: Введение в управленческий маркетинг. -Тверь: 1999.
  145. Н.Н., Погостинский Ю. А. Системный анализ финансовой отчетности. СПб.: 1999.
  146. Ю.А. Нормативные модели системного анализа хозяйственной деятельности предприятия. СПб.: 1999.
  147. В.А., Андргощенко С. И., Видро В. Т. Формирование маркетинговой стратегии сельскохозяйственного предприятия. // АПК: экономика, управление № 5, 2001.
  148. Е.В. К интерпретации маркетинга как интегральной дисциплины // Российский экономический журнал. № 8,1999.
  149. И.А. Экономика сельскохозяйственного производства: с основами рыночной агроэкономики и сельского предпринимательства: учебник для Вузов: М.: ЭКМОС, 1999.
  150. Н.А. Экономика сельского хозяйства. -М.: Дело и Сервис, 2000.
  151. Е.В. Продвижение товаров и услуг. М.: 1999.
  152. Ю.Ф., Соренсен Олав Юл. Особенности развития маркетинговой деятельности на российских предприятиях. // Маркетинг в России и за рубежом № 4, 2000.
  153. М.Э. Конкуренция. М.: Вильяме, 2000.
  154. А.Г., Азоев Г. Л. Маркетинг: учебное пособие.- М.: 1999.
  155. Предпринимательство в сельском хозяйстве: правовые и экономические вопросы / Под ред. С. И. Грядова, В. А. Удалова М.: 1998.
  156. Прикладной бюджетный анализ: методика и подходы. СПб.: 2002.
  157. Проблемы повышения эффективности аграрного производства. / Под ред. Семеновой Е. И. -М.: 2002.
  158. Регионы России: Основные характеристики субъектов РФ. М.: 2002.
  159. . Лекции об аудите качества. М.: Стандарты и качество, 2000.
  160. Л.Н., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоепоеобноети продукции. // Маркетинг в России н за рубежом -2000. ~ ~
  161. А.Ы., Кирлюгов Ю. Ю., Красильников С. А. Маркетинг: учебник. -М.: 1996.
  162. Российский маркетинг на пороге 3-его тысячелетия / Под ред. А. А. Бравермана. -М.: «Экономикс», 2001.
  163. Российский статистический ежегодник. -М.: 2002.
  164. Р.П. Статистико-экономический анализ сезонности производства молока и резервы ее снижения в совхозах и колхозах Ленинградской области. / Автореферат. Л.: 1973.
  165. Л.А. Функции управления агропредприятий. // экономика сельского хозяйства России № 12, 2000.
  166. В.И. Основы управления: многоаспектный подход. М: Изограф, 2000.
  167. Г. Р. Система показателей конкурентоспособности потребительских товаров. // ЭКО, № 4, 2000.
  168. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: ООО «Новое знание», 2000.
  169. Ф.А. Теоретические основы системы ведения сельского хозяйства. АПК: экономика, управление — № 12, 2001.
  170. Ф.А. Экономические проблемы системного ведения агропромышленного производства. Автореферат. Уфа: 1998.
  171. В.Н., Калюкин А. А., Захаров Р. А. Использование концепции жизненного цикла изделий при оценке эффективности новой техники и прогрессивных технологий. // Маркетинг в России и за рубежом № 4, 2000.
  172. А.Н. Банкротство. М.:2003.
  173. В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия. // Стандарты и качество № 4, 2000.
  174. В.И. Экономические и организационные основы управления качеством промышленной продукции. Автореферат. -М.: 1991.
  175. M.JI. Управленческий анализ. СПб.: Питер, 2002.
  176. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  177. .А. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М, 2000.
  178. М.М. Бюджетное планирование и прогнозирование. -Новосибирск: 2002.
  179. Т.В. Статистические показатели концентрации и монополизации (на примере рынков животноводческой продукции)./автореферат СПб.: 2001.
  180. О. Математическая модель достижения необходимого уровня известности товара (услуги). // Практический маркетинг № 12, 2000.
  181. В., Хакунов Т. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления предприятием // Маркетинг № 3, 1999.
  182. В.А., Матвеев Г. Н. Интегрированные информационные коммуникационные технологии и системы в управленческой деятельности. М: Внешторгиздат, 2001.
  183. В.В., Эриашвили Н. Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. -М.: 2001.
  184. К., Эриашвили Н. Д., Соловьев Б. А., Цыпкин Ю. А. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе. М.: 1999.
  185. В.В. Интернет-маркетинг. СПб.: Питер, 2001.
  186. В.Е., Корнеева A.M. Современный маркетинг. -М.: 2002.
  187. В.Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование. -М.: 2003.
  188. Ю.А., Люкшинов А. Н. Агромаркетинг. М.: Колос, 1998.
  189. Ю.А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Агромаркетинг и консалтинг. -М.: ЮНИТИ, 2000.
  190. С.JI. Моделирование экономических систем и прогнозирование их развития. М.: МГТУ, 2003.191.- Четыркин Е. М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1997.
  191. Л.С. Методы управления сбытом продукции. // Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья № 7,1999.
  192. .И., Брынкин Д. В. Антикризисное управление предприятиями АПК. М.: МСХА, 2000.
  193. В.Е. Реформирование сельскохозяйственных организаций. В.Е.-М.: 1998.
  194. А.Д. Факторы эффективности аграрной экономики. Брянск: 1999.
  195. И. А. Работа с электронными таблицами MS Excel. М.:2002.
  196. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1997.
  197. Шим, Джай К., Сигел Джойл Г. Основы коммерческого бюджетирования. СПб.: 2001.
  198. В.Д., Ахтямов Т. М. Методика исследования конкуренции на рынке. // Маркетинг в России и за рубежом, № 4, 2000.
  199. А.В. Внутрифирменное управление (модели механизмы). М.: 2001.
  200. Дж. М., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.- 336 с.
  201. Экономико-математические методы в практике прогнозирования и планирования регионального АПК. / Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. Ростов — на-Дону: 2003.
Заполнить форму текущей работой