Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование системы межбюджетных отношений как фактор обеспечения экономической безопасности РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо изменение бюджетного законодательства и норм, регламентирующих федеральную финансовую поддержку регионов из средств ныне действующих фондов. Закон о федеральном бюджете на 2011 год, одобренный в конце 2010 года, предусматривает создание дополнительного вида федеральной финансовой помощи региональным бюджетам — целевых трансфертов из Фонда компенсаций. (Указанный фонд был создан… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. И
    • 1. 1. Формирование межбюджетных отношений в России: сущность, основные понятия, принципы и роль в устойчивом развитии экономики
    • 1. 2. Экономическая безопасность России и особенности межбюджетных отношений
    • 1. 3. Концептуальные основы экономической безопасности в системе межбюджетных отношений
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИНДИКАТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 2. 1. Анализ состояния межбюджетных отношений в экономике РФ
    • 2. 2. Мировой опыт совершенствование межбюджетных отношений с учетом обеспечения экономической безопасности
    • 2. 3. Анализ угроз и необходимость обоснования индикаторов экономической безопасности в системе бюджетного федерализма
  • ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИНДИКАТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 3. 1. Методические основы разработки индикаторов экономической безопасности в системе межбюджетных отношений
    • 3. 2. Расчет социально-экономической эффективности предложенных мероприятий
    • 3. 3. Предложения по совершенствованию системы межбюджетных отношений с позиции экономической безопасности

Совершенствование системы межбюджетных отношений как фактор обеспечения экономической безопасности РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время Россия переживают один из самых сложных, переломных, и, возможно, определяющих моментов в истории своего развития и развития мирового хозяйства как целого. По-видимому, кризисные явления, потрясающие всю мировую социально-экономическую систему, свидетельствуют о переходе к некоему качественно иному социально-экономическому состоянию, формируются новые экономические отношения и связи, хозяйственные формы и институциональные структуры. Формирование качественно новой организации экономических отношений требует довольно продолжительного времени, в течение которого мировая экономика будет находиться в переходном состоянии. Это означает, что движение национальных экономик определяется как общемировыми тенденциями развития, так и специфическими закономерностями, которые не присущи ни дореформенной жестко-централизованной системе хозяйств, ни будущей социально-ориентированной рыночной экономике. Продолжительность переходного периода может оказаться весьма значительной.

В подобного рода сложных условиях становления новых глобальных управляемых рыночных отношений проблема обеспечения национальной безопасности все в большей мере получает ясно выраженное экономическое звучание. Продолжается неизбежное для новых условий смещение акцентов государственной политики национальной безопасности с чисто военных аспектов на экономические. Положение о нераздельности экономической мощи и национальной безопасности постепенно становится ключевым пунктом формирования внешней и внутренней политики России и ее законодательного регулирования. От этого в решающей степени зависят гарантии политических, экономических и социальных прав и свобод граждан, общественное согласие и эффективность институтов государственной власти и местного самоуправления.

Экономическая безопасность (международная и национальная) -сравнительно не новая проблема, она достаточно широко обсуждается в мировом сообществе с середины 80-х годов. Эта проблема по-разному видится из кризисной и из здоровой, нормально функционирующей экономики. Вместе с тем она носит универсальный, глобальный характер, в той или иной мере представляя интерес для всех стран. Это обусловлено глубокими процессами общемировой интернационализации хозяйственной жизни, которая привела к усилению открытости национальных экономик внешнему миру, обусловившей их возросшую чувствительность к воздействию экстерриториальных, экзогенных по отношению к экономике факторов. В таких условиях возникла объективная необходимость в обстоятельном осмыслении проблематики экономической безопасности, выявлении факторов, оказывающих на нее как позитивное, так и негативное влияние.

Общепризнанным является то, что экономическая безопасность является комплексной категорией, выражающей сложноструктурированное, многоуровневое явление общественной жизни. Важнейшим элементом экономической безопасности страны в современных условиях является финансовая безопасность, краеугольным камнем которой выступает устойчивость и эффективность функционирования государственной бюджетно-налоговой системы, или, применительно к условиям федеративного устройства России — системы организации территориально-уровневых межбюджетных отношений, получивших распространенное название «бюджетного федерализма».

Межбюджетные отношения и бюджетно-налоговая политика являются важнейшим элементом системы обеспечения национальной экономической безопасности. Федеративно-территориальные межбюджетные отношения основанные на принципах бюджетного федерализма и связанные с ними вопросы экономической безопасности и устойчивости, имеют особую специфику. Это актуализирует проблему изучения места и роли межбюджетной безопасности в системе национальной экономической безопасности, выявление и мониторинг угроз национальной безопасности, связанных с функционированием единой финансовой системы в условиях развития бюджетно-налогового федерализма, а также выдвигает в качестве одной из приоритетных задач в сфере обеспечения национальной экономической безопасности разработку комплекса мер и механизмов их реализации, направленных на противодействие и нейтрализацию указанных угроз.

Таким образом, приоритетной задачей для органов управления финансами является обеспечение бюджетной безопасности, гарантирующей как выполнение закрепленных функций государственной власти, так и обязательств перед собственным населением, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования, обусловливают ее цель, задачи и структуру.

Цель исследования — разработка теоретико-методического обоснования для подготовки и реализации системы мер по обеспечению безопасности и устойчивости межбюджетных отношений в РФ.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

• осуществить анализ теории и методологии исследования организации бюджетной системы РФ, ее генезиса, достоинств и недостатков;

• рассмотреть функционирование межбюджетных отношений с позиций обеспечения экономической безопасности;

• проанализировать и выявить основные тенденции развития современных форм и способов обеспечения экономической безопасности с последующей задачей определения основных требований к их эффективному функционированию с учетом меняющейся динамики внешней среды;

• рассмотреть и проанализировать текущее состояние межбюджетных отношений с позиции выявления угроз экономической безопасности;

• проанализировать мировой опыт по совершенствованию системы экономической безопасности;

• систематизировать угрозы бюджетной системы, оценки качества системы безопасности, для выявления основных угроз, наиболее уязвимых элементов бюджетной системы и методов экономической оценки ущерба от реализации угроз различного вида.

• разработать систему показателей (индикаторов)для качественной оценки эффективности управления экономической безопасностью в межбюджетных отношениях;

• сформировать расчетную модель на примере конкретного показателя для определения эффективности предложенных мероприятий;

• разработать рекомендации по мерам организационно-экономического и правового характера, которые должны быть проведены в различных сферах государственного регулирования экономики для обеспечения безопасности бюджетной системы России.

Объектом исследования является организация и функционирование межбюджетных отношений в экономике РФ.

Предмет исследования — меры и механизмы обеспечения экономической безопасности в сфере межбюджетных отношений с целью противодействия угрозам возникновения кризисных ситуаций.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по экономике, финансам, бюджетно-налоговой политике, региональной экономике, организации и управления, теории принятия решений, институциональной экономике, теории риска и безопасности, теории систем, теории катастроф применительно к изучению проблем обеспечения безопасного функционирования сложной системы.

Освещение этих вопросов можно найти как в зарубежной литературе.

Р.Акофф, С. Бир, В. Парето, Г. Саймон, Й. Шумпетер, К. Эрроу, У. Эшби и др.), так и в отечественной (Л.И. Абалкин, В. И. Дудорин, A.A. Зарнадзе, Д. Н. Земляков, Г. Б. Клейнер, О. В. Козлова, A.B. Колосов, Э. М. Коротков, Д. С. Львов, Б. З. Мильнер, Ю. В. Овсиенко, А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева, Р. А. Фатхутдинов и др.).

Вопросы обеспечения экономической безопасности начали исследоваться в России еще в 1993 году, когда группа ученых и специалистов РАЕН, Института экономики РАН, НИИ Минэкономики РФ и МГУ им. М. В. Ломоносова разработала Концепцию экономической безопасности РФ. В 1994;1995 гг. основные результаты исследований были опубликованы журналом «Вопросы экономики» в статьях Абалкина Л., Архипова А., Бухвальда Е., Гловацкой Н., Городецкого А., Лазаренко С., Михайлова Б., Самсонова К., Сенчагова В., Тамбовцева В., Фаминского И.

В качестве методологической и теоретической основы диссертации использованы современные концепции экономической безопасности и организации системы бюджетного федерализма, представленные в трудах ведущих зарубежных и российских ученых. Кроме того, использованы общенаучные и специфические подходы и инструментарий, обусловленные логикой и задачами работы. Решение поставленных задач осуществлялось на базе применения синтетических и частных традиционных методов исследования социально-экономической системы, среди них — системный, комплексный, исторический подходы к изучению проблем государственного регулирования долговременных экономических процессов и явленийметоды научного познания, научной абстракции, индукции и дедукции, логического, сравнительного и динамического анализа, а также технико-экономические расчеты с использованием статистических данных, выборочных исследований по отраслям экономики, отражающих тенденции развития российской экономики;

Эмпирическую информационную базу составили материалы официальных органов Российской Федерации, в частности, Госкомстата.

Российской Федерации по отраслям промышленности, Центрального банка Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Минфина России, а также данные специальных исследований автора. В процессе исследования автором были проанализированы законодательные акты и решения Государственной Думы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ, данные Гражданского и Налогового кодекса, инструкции Минфина и ЦБ РФ, относящиеся к теме данного исследования. Было уделено необходимое внимание исследованию и обобщению публикаций в ведущих периодических экономических изданиях, изучению материалов научных семинаров и конференций.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом и методико-практическом обосновании концепции безопасности функционирования государственной системы бюджетного федерализма и организации эффективных и устойчивых межбюджетных отношений между территориями и федеральным центром в современной экономике РФ.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, выносимые на защиту, обладающие научной новизной, содержащие приращение научных знаний в исследуемой области, состоят в следующем:

• Сформулировано авторское понятие «безопасности функционирования системы межбюджетных отношений». Сформирована система взглядов на финансовую безопасность, как важнейший элемент экономической безопасности государства;

• определен перечень угроз экономической безопасности бюджетной системы, исходя из реально сложившейся ситуации в Российской Федерации и наметившихся негативных тенденций в процессе ее реформирования;

• предложена система показателей, отражающих устойчивость и эффективность системы межбюджетных отношений, рассчитан ряд значений индикаторов экономической безопасности Российской Федерации, прослежена динамика изменений показателей, проведено сравнение с пороговыми значениями для качественной оценки эффективности управления в системе межбюджетных отношений в рамках обеспечения экономической безопасности;

• произведен расчет индикатора «определение финансового состояния субъекта федерации/ муниципального образования»;

• разработаны рекомендации по мерам организационно-экономического и правового характера, которые должны быть проведены для обеспечения экономической безопасности системы межбюджетных отношений России.

Практическое значение исследования, выполненного в соответствии с планом НИР кафедры Макроэкономики Государственного университета управления, вытекает из актуальности исследования, его научной новизны и определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при обосновании и выборе направлений реализации государственной бюджетно-налоговой политики и федеральных целевых программ развития регионов и территорий РФ, а также для разработки законодательного, нормативно-правового обеспечения реализации бюджетного процесса в плане его устойчивости и эффективности. Практическая значимость работы обусловлена и возможностью использования ее основных положений в преподавании курсов: «Государственное регулирование национальной экономики», «Региональная экономика», «Бюджетно-налоговая политика», «Административный менеджмент». Результаты исследования (расчетной модели) послужили информационной базой для администрации г. Электросталь.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в научных работах общим объемом 2,1 п.л., в том числе 2 научные работы в периодических изданиях, рекомендованных ВАК, а также в виде тезисов, докладов и выступлений были направлены на ряд конференций и семинаров.

Выводы:

Расчет данного индикатора позволяет судить о финансовом состоянии отдельного субъекта/муниципального образования, а консолидированный расчет по всем субъектам/муниципальным образованиям позволяет в комплексе оценить бюджетные риски в разрезе экономической безопасности страны в целом.

Полученные результаты с одной стороны можно использовать в практическом применении для учета размера субсидий, определения зависимости отдельно взятого субъекта бюджетных отношений, выявить его потребность в дотациях и их размере, а с другой применить в качестве показателя, который позволит оперативно среагировать на изменение финансовой коньюктуры и избежать негативных тенденций в экономике.

3.3 Предложения по совершенствованию системы межбюджетных отношений с позиции экономической безопасности.

Как показывает практика, реализация целей и задач федерального развития невозможна без серьезного реформирования системы межбюджетных отношений.

Важнейшей проблемой, требующей сегодня своего решения, является разработка такой системы межбюджетных отношений, которая могла бы, с одной стороны, обеспечивать финансирование гарантированных государством социальных услуг, ас — другой была бы достаточно гибкой, стимулирующей развитие местной экономической базы.

Для целей межбюджетного регулирования, то есть определения конкретных размеров финансовых ресурсов, распределяемых между муниципальными образованиями, крайне важное значение имеет объективная оценка их собственных доходных возможностей. В настоящее время для обозначения возможных объемов финансовых ресурсов, поступающих в бюджет того или иного уровня в качестве налоговых платежей, достаточно широкое распространение получил термин «налоговый потенциал территории».

Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, определяемой налоговыми базами. Например, база налога на прибыль предприятий это сумма налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными на территории предприятиями. Другие примеры налоговых баз: доходы физических лиц (образующие налоговую базу подоходного налога с физических лиц), стоимость налогооблагаемого имущества (налог на имущество) и т. д. Очевидно, что налоговый потенциал пропорционален совокупной налоговой базе региона.

Самую точную оценку налогового потенциала можно было бы получить с помощью подробного обследования и аудита всей экономической деятельности, происходящей на территории муниципального образования, в том числе и теневого бизнеса. Однако это трудновыполнимая и дорогостоящая в решении задача. В научной литературе и на практике предлагаются и другие методы оценки налогового потенциала, которые позволяют при сравнительно незначительных затратах времени и средств с достаточно большой степенью достоверности определить величину налогового потенциала муниципалитетов. Попытаемся дать их оценку.

Наиболее лучшие результаты дает так называемая «репрезентативная налоговая система» (РНС), разработанная экспертной комиссией США по межбюджетным отношениям и в последнее время получающая достаточно широкое распространение в России. Суть РНС в качестве меры налогового потенциала регионов заключается в расчете суммы бюджетных платежей, которые могут быть собраны в регионе, при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и ставки налогообложения во всех регионах (подобная ситуация характерна для большинства регионов России. Для применения этого метода необходимо иметь сведения по всем территориям. Обладая данными о фактически собранных налогах и сборах и их налоговым базах, можно рассчитать объем поступлений по региону. Именно эта величина и принимается за меру его налогового потенциала.

В условиях России, когда основными налоговыми источниками доходов региональных и местных бюджетов служат отчисления от федеральных налогов, а базы значительной части остальных налогов определяются преимущественно федеральными законами, применение метода РНС облегчается. При этом необходимо только решить вопрос выбора налоговых баз и количества видов налоговых поступлений, включаемых в расчеты потенциально налогооблагаемых ресурсов регионов.

Использование репрезентативной налоговой системы предполагает использование различного инструментария, содержание которого заключается в расчете суммы бюджетных доходов, которые были бы собраны на территории региона, если бы он прилагал для их сбора средний по региону уровень налоговых усилий при одинаковых (средних для региона) ставках налогообложения во всех муниципальных образованиях. Условно эти способы можно разделить на четыре группы:

1) оценивающие налоговый потенциал одновременно по всем доходам всех отраслей народного хозяйства;

2) оценивающие налоговый потенциал одновременно по всем доходам в разрезе отраслей народного хозяйства;

3) оценивающие налоговый потенциал в разрезе различных видов доходов (или групп доходов) одновременно по всем отраслям народного хозяйства;

4) оценивающие налоговый потенциал как в разрезе различных видов доходов (или групп доходов), так и отраслей народного хозяйства.

Разумеется, наиболее точное представление о доходных возможностях муниципалитетов дают методы, подробнее и полнее охватывающие их совокупные налогооблагаемые ресурсы. Однако получение оценки налогового потенциала любым из перечисленных методов подразумевает наличие необходимого и достаточного количества информации и характеризуется различной степенью трудозатрат.

Проведенный анализ методологических и методических подходов к определению налогового потенциала региона создает предпосылки для синтеза их наиболее рациональных элементов и выработки на этой основе соответствующих алгоритмов действий для объективной оценки налогового потенциала отдельных территорий региона.

Оценка налогового потенциала в настоящее время используется прежде всего для определения объемов финансовой помощи нижестоящим бюджетам. Финансовыми органами Правительства Вологодской области такой подход применяется при разработке методики распределения дотаций районам. При этом за методическую основу приняты рекомендации, разработанные на федеральном уровне для оценки налогового потенциала субъектов Федерации. Рассмотрим ее содержание.

Для оценки налогового потенциала производится выбор группы налогов, достаточно точно отражающих поведение совокупности суммарных налоговых поступлений. При правильном выборе этой группы произведенные расчеты позволяют с достаточной степенью достоверности оценить общий налоговый потенциал той или иной территории. По заключению департамента финансов области, наиболее полно отражает налоговый потенциал муниципальных образований совокупность следующих налогов: налог на прибыльналог на доходы физических лицакцизыналог на имущество предприятийплатежи за пользование лесным фондом.

Основные меры, которые необходимо принять в области совершенствования межбюджетных отношений и региональных финансов с позиции обеспечения социально-экономической безопасности, можно разбить на несколько блоков:

1. Как отмечалось выше, одной из основных качественных характеристик системы межбюджетных отношений является ее способность обеспечить соответствие доходов бюджетов каждого уровня объему возложенных на них расходных полномочий, в частности — в сфере безопасности. Естественно, абсолютное соответствие здесь в принципе недостижимо, и любое федеративное государство в той или иной мере сталкивается с проблемой так называемых «необеспеченных мандатов» — то есть несоответствия между объемом расходных обязательств, возложенных федеральным законодательством на субнациональные бюджеты, и объемом доходных источников этих бюджетов.

В связи с тем, что современной России разрыв между возможностями бюджетной системы и совокупностью расходных обязательств государства приобрел угрожающий характер, предлагается создать (наряду с ФФПР, ФРР и компенсационными трансфертами) особый федеральный Фонд общественной безопасности формируемый из средств федерального бюджета и адресно используемый в регионах для решения приоритетных задач безопасности.

2. Для повышения оперативности и эффективности решения задач обеспечения безопасности необходимо произвести перераспределение налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, с этой целью осуществить изменение налогового законодательства и пропорций распределения налоговых поступлений между бюджетами различного уровня. Среди важнейших мер следует отметить прежде всего принятие решений о переходе на полное зачисление налога на добавленную стоимость в доходы федерального бюджета и передаче 99% поступлений налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Федерации (наряду с использованием плоской ставки данного налога в размере 13%), отмену налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и его замену муниципальным налогом на прибыль предприятий и организаций со ставкой до 5%.

3. Необходимо изменение бюджетного законодательства и норм, регламентирующих федеральную финансовую поддержку регионов из средств ныне действующих фондов. Закон о федеральном бюджете на 2011 год, одобренный в конце 2010 года, предусматривает создание дополнительного вида федеральной финансовой помощи региональным бюджетам — целевых трансфертов из Фонда компенсаций. (Указанный фонд был создан в федеральном бюджете за счет средств, полученных от централизации поступлений налога на добавленную стоимость, а суммы финансовой помощи из данного фонда распределяются между всеми субъектами Федерации и направляются целевым образом на финансирование расходов на финансирование реализации федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Необходимо реализовывать процедуру координации выплат из различных фондов, учитывая структуру и значения показателей безопасности федеративной системы.

4. Помимо изменений в области налогового и бюджетного законодательства, необходимо принять ряд решений в других областях, которые могут оказать существенное влияние на состояние дел в бюджетной сфере, а следовательно, и сфере безопасности. Среди таких решений следует, прежде всего, отменить принятие поправок в законодательство, позволяющих федеральному центру отстранять от должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации, допустивших нарушения федерального законодательства на своей территории в части обеспечения нормативов социально-экономической безопасности, а также ужесточение политики в отношении особого бюджетного статуса и бюджетных привилегий ряда субъектов Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы, кратко охарактеризовав полученные результаты.

Обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства. Проблема экономической безопасности никогда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономического роста и обеспечения приемлемого уровня и качества жизни на каждой ступени развития общества. Конкретное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внешних и внутренних социально-экономических условий. В настоящее время российское государство должно осуществить комплекс мер по выводу экономики на инновационный путь развития, что и явится настоящей гарантией экономической безопасности страны. Эти меры необходимо проводить во всех сферах экономики, но, прежде всего — в системообразующих секторах, в частности — в бюджетно-налоговом секторе и в системе бюджетного федерализма.

В процессе решения научно-практических задач в данной предметной области, в ходе диссертационного исследования были получены следующие результаты.

Раскрыто содержание экономического федеративного государственного устройства России, показана определяющая роль бюджетно-налоговой системы в данном устройстве, сформулированы принципы организационно-экономического взаимодействия федерального, регионального и местного уровней в федеративной системе, выявлены этапы и особенности становления экономического федерализма в современной России.

Раскрыта сущность и сформулированы принципы организации бюджетного федерализма как естественной формы организации межбюджетных отношений в федеративном государстве. Раскрыта диалектика процессов федерализации и регионализации в межбюджетных отношениях, показаны их достоинства и недостатки, ограничения, риски и угрозы, условия эффективности сосредоточения или распыления функций управления.

В работе проведен подробный анализ теории социально-экономической безопасности, в том виде, в котором она представлена в настоящий момент в отечественных и зарубежных источниках. На данной основе было сформулировано определение экономической безопасности системы бюджетного федерализма и федеративных отношений вообще.

В работе дана комплексная классификация угроз безопасности МБО, основанная на разработанной автором системе классификаторов. Сформулировано авторское определение понятия «Безопасность межбюджетных отношений в системе бюджетного федерализма».

Показано, что сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасностиоценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. В работе показано что критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развитияуровня эффективности использования бюджетных ресурсов, уровня, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму, целостности территории и экономического пространствасуверенитета, независимости и возможности противостоять внешним угрозама также социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

В работе проведен анализ существующей системы показателей безопасности, дана оценка их пороговых значений, произведена их увязка с расходными полномочиями и доходными возможностями бюджетов всех трех уровней, предложены новые показатели эффективности бюджетной системы в контексте обеспечения экономической безопасности.

При определении конкретных инструментов и механизмов обеспечения экономической безопасности были учтены сформулированные в работе угрозы экономической безопасности, а также приняты во внимание краткосрочный либо долгосрочный характер действия этих угроз и возможности их предотвращения в настоящем периоде.

С этой точки зрения безопасности первостепенное значение имеет укрепление государственной власти, повышение доверия к ее институтам, а также рационализация механизмов выработки решений и формирования экономической политики. Без выполнения этих требований попытки поддержания производственного и ресурсного потенциала России и преодоления структурных деформаций, требующие в свою очередь привлечения значительных финансовых и материальных ресурсов, будут наталкиваться в лучшем случае на неэффективное использование государственных средств, а в худшем случае — на их сознательное криминальное перераспределение.

Вместе с тем, очевидно, что государственная политика по обеспечению экономической безопасности наряду с прямым воздействием на негативные экономические процессы предполагает создание условий для «включения» защитных механизмов, основанных на повышении устойчивости бюджетов различных уровней за счет их влияния на располагаемую налоговую базу, формируемую на подконтрольной территории, и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций. В этом смысле не менее важным является комплексное продолжение и завершение институциональных преобразований, создающих базу для эффективного функционирования данных механизмов.

Совершенствование системы управления экономикой, прежде всего требует четкого определения задач федерального, регионального и местного уровня и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти. Для поддержания экономической безопасности необходимо обеспечить:

— оптимальную стабильность действий по всем направлениям экономических реформ, включая создание нормативно-правового пространства, новых институтов управления и институциональных преобразований;

— отработку и принятие общих принципов экономического и социального поведения для всех участвующих в хозяйственном процессе сторон, контроль за соблюдением этих правил всеми, без исключения, действующими экономическими субъектами и органами государственного управления, законодательное ограничение лоббизма;

— создание механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обеспечение экономической безопасности России, прежде всего, требует укрепления государственной власти, повышения доверия к ее институтам, а также рационализации механизмов выработки решений и формирования экономической политики. Со своей стороны, неотъемлемым элементом экономической безопасности является экономическое (финансовое, материальное и кадровое) обеспечение властной и социально-регулирующей функции государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992.
  2. Доктрина информационной безопасности РФ от 09.09.2000 г.
  3. Указ Президента РФ «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» № 608 от 29.04.1996.
  4. Указ Президента РФ «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» № 24 от 10.01.2000.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
  6. Бюджетный Кодекс 31 июля 1998 года N145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.
  7. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 ФЗ № 146 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.
  8. Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.- № 35. — Ст.3506.
  9. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 10.
  10. Федеральный Закон Российской Федерации «О прожиточном минимуме в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 43
  11. Федеральный Закон Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 39.
  12. Постановление Правительства РФ № 862 от 30.07.1998 г. «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999—2001 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 32.
  13. Федеральный Закон Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 39.
  14. Л.И. Экономическая безопасность России // Вестн. РАН. Т.67, № 9. 1997.- С. 771−776.
  15. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение//Вопр. экономики. № 12. 1994.-С. 183−190.
  16. В.А. Экономико-математические методы. СПб.: Союз, 1999. -320 с.
  17. П.Айвазян С. А., Бежаева З. И., Староверов О. В. Классификация многомерных наблюдений. М.: Наука, 1974. — 240 с.
  18. С.А., Енюков КС., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Наука, 1983. -471 с.
  19. Р.Л. Искусство решения проблем: Пер. с англ. М.: Мир, 1982. -224 е., ил.
  20. . Положительная обратная связь в экономике //В мире науки, № 4, 1990.
  21. В.Н., Колмановский В. Б., Носов В. Р. Математическая теория конструирования систем управления. Изд. 2-е, доп. М.: Высшая школа, 1998.-574 с.
  22. Бак П., Чен К. Самоорганизованная критичность // В мире науки, № 3, 1991, с. 16−24.
  23. Н.С., Жидков Н. П., Кобельков Г. М. Численные методы: учебное пособие. М.: Наука, 1987. — 600 с.2 В. Бахтизин А. Р. Агент-ориентированные модели экономики. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. — 279 с.
  24. М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития. http://www.cfin.ru/press/management/2000−2/02.shtml.
  25. A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. М.: Экономика, 1989.
  26. С. Эволюция и «искусственная» жизнь. http ://ai .obrazec .ru/ evolution. htm/
  27. В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Изд. 3-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 240 с.
  28. Будущее России в зеркале синергетики / Под ред. Г. Г. Малинецкого. -М.: КомКнига, 2006 272 с.
  29. В.П. Эффективность жизни (введение в экоматермику). М.: Энергоатомиздат, 1997. — 304 с.
  30. Волков В. К, Лисов В. И. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность //- М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  31. В.И. Алгоритмическое моделирование элементов экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2000. — 270 с.
  32. О.H., Засканов В. Г., Иванов Д. Ю., Новиков Д. А. Модели и методы материального стимулирования (теория и практика) / Под ред. проф. В. Г. Засканова и проф. Д. А. Новикова. М.: ЛЕНАНД, 2007. — 288 с.
  33. Введение в институциональную экономику: Учеб. пособие / Под ред. Д. С. Львова. М.: «Издательство «Экономика», 2005. — 639 с. (Высшее образование)
  34. Е.С. Исследование операций. М.: Высшая школа, 2001. — 208 е., ил.
  35. ВигнерЕ. Этюды о симметрии. М.: Мир, 1971. — 318с.
  36. В.А., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г. Г., Потапов А. Б. и др. Управление риском. М.: Наука, 2000. — 432 с.
  37. В.В. Вычислительная математика. Часть 1: Учебное пособие. -М.:ГУУ, 2001.-66 с.
  38. В.В. Модель распространения дефектов в иерархических системах управления // Вестник университета (Государственный университет управления) № 8(8) М., ГУУ, 2007. — с. 303−310.
  39. В.В. О базовой модели создания антикризисных фондов // Вестник университета (Государственный университет управления) № 15 -М., ГУУ, 2009. с. 355 — 363.
  40. В.В. Концепция многоагентной модели материального стимулирования персонала // Вестник университета (Государственный университет управления) № 19 М., ГУУ, 2009. — с. 109−114.
  41. В.В. О применимости многоагентного подхода к решению некоторых задач управления // Вестник университета (Государственный университет управления) № 13 М., ГУУ, 2009. — с. 118 — 122.
  42. В.В. Экономическая безопасность большой системы с позиций концепции русел и джокеров // Вестник университета (Государственный университет управления) № 8 М., ГУУ, 2010. — с.
  43. В.В. О вопросах экономической безопасности иерархической системы и ее элементов // Вестник университета (Государственный университет управления) № 10 М., ГУУ, 2010. — с.
  44. В.В. О влиянии кольцевых связей на экономическую безопасность элементов иерархической системы // Научные труды Московского гуманитарного университета, выпуск 120 М., Издательство МосГУ «Социум», 2010. — с. 110−116.
  45. В.В. О выявлении характерных особенностей системы безопасности организации // Научные труды Московского гуманитарного университета, выпуск 123 М., Издательство МосГУ «Социум», 2010. — с. 64−76.
  46. В.В. Экономическая безопасность. Системное представление: Монография М.: ГУУ, 2010.-176 с.
  47. В.В., Заичкин Н. И. Вычислительная математика. Часть 2: Учебное пособие. М.: ГУУ, 2003. — 79 с.
  48. В.В., Заичкин Н. И. Численные методы: Учебное пособие. М.: ГУУ, 2009.- 188 с.
  49. В.В., Тихонов В. Е. Математические основы моделирования динамических систем. Учебное пособие. М.: ГУУ, 2009. — 167 с.
  50. .Л. Анализ решений экономико-математических моделей. М.: МГУ, 1987. — 141 с.
  51. Государственное и муниципальное управление: Справочник. М.: Из-во «Магистр», 1997. — 496 с.
  52. О. Экономическая безопасность организации. СПб.: Питер, 2003.- 157 с.
  53. Г. В., Беликов А. Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий // Управление риском, 1999 г., № 3, с. 13−20
  54. М. Миллиардеры на кризисе классно зарабатывают. http://svpressa.ru/politic/article/24 047/
  55. Диакон Андрей Кураев. Диспут с атеистом. М.: издательство Сретенского монастыря, 2009. С. 224−225
  56. Дик В. В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки. М.: Финансы и статистика, 2000. — 300 е., ил.
  57. Л.Н. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. Ч. 3. М.: ГУУ, 2000. — 147 с.
  58. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. М.: Мир, 1999. — 335 е., ил.
  59. H.H. Управленческие решения в информационном пространстве промышленных организаций: Монография. М.: ГУУ, 2003. — 240 с.
  60. B.C. Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку интегрирования в мировое хозяйство. Дисс. на соискание степ, д.э.н.-М., 1995.
  61. В.М. Одномерные устойчивые распределения. М.: Наука, 1993.-304 с.
  62. А.Г., Попонова H.A. Некоторые проблемы межбюджетных отношений в Германии и России // Финансы. 1999. — № 4.
  63. СЛ., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 288 с.
  64. Кендалл МДж., Стъюарт А. Статистические выводы и связи. М.: Наука, 2003. — 900 с.
  65. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007. 272 с.
  66. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. — 432 е.: ил.
  67. A.A. Синергетические методы управления сложными системами: Теория системного синтеза. М.: КомКнига, 2006. — 240 с.
  68. A.B. Экономическая безопасность хозяйственных систем: Учебник. М.: Изд-во РАГС.
  69. П.С., Петров A.A. Принципы построения моделей. М.: МГУ, 1983.-264 с.
  70. КВ., Писаренко В. Ф., Родкин М. В. Методы расчета ущерба от катастроф различного типа // Экономика и Математические Методы, Т. ЗЗ, № 4,1997. с.39−50.
  71. КВ., Писаренко В. Ф., Родкин М. В. К проблеме классификации катастроф: параметризация воздействий и ущерба // Геоэкология, Т.1, 1998. -с. 16−29.
  72. U. Ларичев O.K. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах. М.: Логос, 2000. — 296 с.
  73. O.K., Мечитов А. К., Ребрик С. Б. Анализ риска и проблемы безопасности. Препринт М.: ВНИИСИ, 1990. — 60 с.
  74. .Г. Меры близости на метризованных отношениях. В кн.: Прикладной многомерный статистический анализ. — М.: Наука, 1978. — с. 7893.
  75. В.К. Введение в эволюционную экономику. М.: Япония сегодня, 1997.- 105 с.
  76. В.К. Макроэкономические аспекты теории эволюционной экономики В сб.: Эволюционный подход и проблемы переходной экономики. — М.: ИЭ РАН, 1995. — с. 122−148.
  77. В.И. Пора вернуться к эволюции // Эксперт, № 38, 2000 с. 2629.
  78. МакКамбер Д. Политика безопасности и личный состав. http://sio.su/down 001 19 def. aspx
  79. Мак-Мак В. П. Служба безопасности предприятия. Организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности. М.: Мир безопасности, 1999, С. 10−11
  80. Э. Статистические методы эконометрии. М.: Наука, 1975, вып. 1,423 е.- 1976, вып. 2, 326 с.
  81. Г. Г. Хаос. Тупики, парадоксы, надежды. http://www.cplire.ru/iso/InformChaosLab/chaoscomputerra/Malinetskii.html
  82. Г. Г., Бурцев М. С. Пасквиль на эволюцию. http://www.keldysh.ru/pages/mrbur-web/publ/perm07//
  83. Г. Г., Подлазов A.B. Парадигма самоорганизованной критичности. Иерархия моделей и пределы предсказуемости // Прикладная нелинейная динамика. Известия ВУЗов, Т.5, № 5, 1997. с.89−106.
  84. Г. Г., Потапов А. Б. Современные проблемы нелинейной динамики. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 336 с.
  85. Г. Г., Потапов А. Б. Почему нам так не везет? http://www.smi-svoi.ru95 .Маркосян А. Проблемы оценки экономических реформ в странах СНГ. http ://www.m-economy.ru/art.php3 ?artid=21 018
  86. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. -М.: Дело, 1992. 702 с.
  87. .Г. Анализ качественных признаков. М.: Наука, 1976. — 166 с.
  88. .Г. Анализ качественных признаков и структур. М.: Наука, 1980.-320 с.
  89. H.H. Математические задачи системного анализа. Учебное пособие. М.: Наука, 2001. — 487 с.
  90. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Финстатинформ, 2000. — 473 с.
  91. Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина М.: Логос, 1999. — 576 с.
  92. Г., Пригожий И. Познание сложного. М.: Едиториал УРСС, 2003.-334 с.
  93. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. -М.: Мир, 1979.-512 с.
  94. Д. А. Теория управления организационными системами. М.: МПСИ, 2005. — 584 с.
  95. Д. А., Иващенко А. А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. М.: КомКнига, 2006. — 332 с.
  96. Новое в синергетике: взгляд в третье тысячелетие. Под редакцией С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого. М.: Наука, 2002. — 478 е., ил.
  97. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой М.: Русский язык, 1986. — 848 с.
  98. Ope О. Теория графов. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Наука, 1980. — 336 с.
  99. Г. В. Доклад на Втором Всероссийском конгрессе социологов 23−26.09.2003 в МГУ. http://www.ispr.ru/Confer/conferl6−2.html.
  100. Основы автоматического управления / Под ред. B.C. Пугачева. М.: Наука, 1974. — 720 с.
  101. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Олейникова Е. А. М, ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1997. 258 с.
  102. Э. Фрактальный анализ финансовых рынков: Применение теории хаоса в инвестициях и экономике. М.: Интернет-Трейдинг, 2004. -304 с.
  103. A.A., Поспелов КГ., Шананин A.A. Опыт математического моделирования развивающейся экономики. М.: Энергоатомиздат, 1996. -558 с.
  104. В.В., Берг Д. Б. Эконофизика и эволюционная экономика -перспективное направление исследований. http://uralces.ru/3196/3449/3475/3479/3481/
  105. КГ. Моделирование экономических структур. М.: Фазис-ВЦ РАН, 2003.-208 с.
  106. Пределы предсказуемости / Под ред. Ю. А. Кравцова. М.: ЦентрКом, 1997. — 256 с.
  107. Пригожим К, Стенгерс К Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Изд. 4-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 312 с.
  108. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., исправл. М.: ИНФРА-М, 1988.119 .Рикардо Д. Принципы политической экономии и налогообложения // Соч. в 3 тт. Т.1.-М, 1995.
  109. В.А. От культа секретности к информационной культуре // «Коммунист». № 13. 1988.
  110. В.А. Безопасность России в переходный период: Дис. д-ра политич. наук. М.: РАН, Ин-т социально-полит. Исследований, 1992.
  111. Руководство по кредитному менеджменту: Пер. с англ. / Под ред. Б. Эдвардса. М.: ИНФРА-М, 1996. — 464 с.
  112. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.-278 с.
  113. В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России. // Международный бизнес России. № 9. 1995, с. 25−37.
  114. Г. Науки об искусственном: Пер. с англ. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 144 с.
  115. A.A. Введение в численные методы. М.: Наука, 1987. — 288 с.
  116. Синергетика. Будущее мира и России. Под редакцией Г. Г. Малинецкого. -М.: Издательство ЛКИ, 2008. 384 с.
  117. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. Учебник для вузов. -М.: Высшая школа, 1998. 271 е., ил.
  118. Дж. Алхимия финансов. М.: ИНФРА-М, 1999. — 416 с.
  119. О.Б., Зарипов Э. Р. Кризисы в организации и управление проектами: Учебное пособие. Казань: Казан, гос. технол. ун-т, 1997. — 160 с.
  120. Ю.В., Земляков Д. Н. Микроэкономика. Учебник. М.: Дело и Сервис, 2002. — 304 с.
  121. В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. // Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика», 1997. С. 2437.
  122. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Г. З. Базаров, С. Г. Беляев, Л. П. Белых и др.- Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. — 469 с.
  123. О. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 464 с.
  124. Д.И. Введение в синергетику. Хаос и структуры / Предисл. Г. Г. Малинецкого. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 240 с. (Синергетика от прошлого к будущему)
  125. A.A. Интеграция и экономический рост. М.: ГРААЛЬ 2003.
  126. P.A. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 272 с.
  127. ИЛ. Россия: уроки прошлого и лики будущего. М.: Экономика, 2001. — 490 с. 144. пособие. М.: Издательство БЕК, 1998. — 141 с.
  128. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. — 404 с.
  129. Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ. -М.: Мир, 1991. 240 е., ил.
  130. Ф. Теория графов: Пер. с англ. / Предисл. В.П. Козырева- Под ред. Г. П. Гаврилова. Изд. 4-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. -296 с.
  131. Г. Современный факторный анализ. М.: Наука, 1972. — 486 с.
  132. Р.В. Численные методы. М.: Наука, 1972. 400 е., ил.
  133. ХорганДж. Конец науки. СПб.: Амфора, 2001. — 408с.
  134. ., Казаринов Н., Вэн И. Теория и приложения бифуркации рождения цикла. М.: Мир, 1985. — 280 с.
  135. Д.С. Синергетика и информация. Динамическая теория информации. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 288 с.
  136. А.Г. Безопасность корпораций. Криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы. М.: «Банковский Деловой Центр», 1998. — 42 с.
  137. Шершнев JI. K Безопасность: государственные и общественные устои // «Безопасность». № 4. 1994.
  138. В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. СПб: «Алетейя», 1999. — 59 с.
  139. А.А., Попов Ю. Н. Социальный аудит. М.: АТиСО, 2005. — 621 с.
  140. Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
  141. Эволюционный подход и проблемы переходной экономики. Сб. докладов и статей 1-го Международного симпозиума / Под ред. акад. B.JI. Макарова. М.: ИЭ РАН, 1995.
  142. Эволюционная экономика и «мэйнстрим»: доклады и выступления участников Международного симпозиума: г. Пущино, 29 мая 01 июня 1998 г. / Под ред. акад. Л. И. Абалкина. — М.: Наука, 2000. — 222 с.
  143. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки / Под ред. В. К. Сенгачева — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998 — 268 с. 161 .Ярочкин В. И. Секьюритология наука о безопасности жизнедеятельности. — М.: «Ось-89», 2000. — 92 с.
  144. Bak P., Tang С., Wiesenfeld К. Self-organized criticality // Phys. Rev. A. 1988. V.38,№ 1. p. 364−374.
  145. Bellachhok L, Malinetskii G. Tricks of Jokers on one-dimensional maps. Proc. 5 Int. Specialist Workshop Nonlinear Dynamics of Electronic Systems, Moscow, 1997, p. 40−45.
  146. Edwards A.W.F. The measure of association in 2×2 table. J.R.Stat.Soc., A2, 126, 1963. -p.18.
  147. Goodman L.A. The multivariate analysis of qualitative data: interaction among multiple classifications. J. Amer. Stat. Assoc, 1970, 65, — p. 225−256.
  148. Haberman S.J. Analysis of frequency data. Chicago, 1974. — p. 35−47.
  149. Held G.A. etc. Experimental Study of Critical-Mass Fluctuations in an Evolving Sandpile // Phys. Rev. Let. 1990, V. 65, No 9. p. 1120−1123.
  150. Lorenz E.N. Deterministic Nonperiodic Flow // Journ. of the Atmospheric Science, 1963, v.20. p. 130−141.
  151. Mandelbrot B. The Fractal Geometry of Nature. W.H. Freeman and Co., San Francisco, 1982. — 280 p.
  152. North D.C. Structure and change in Economic History. N.-Y.: W.W. Norton & Co, 1981.-228 p.
  153. Roberts F.S. Discrete Mathematical Models with Application to Social, Biological and Environmental Problems. Rutgers University, Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1976. — p. 45−63.
  154. Roberts F.S. Signed Diagraphs and the Growing Demand for Energy, Environment and Planning, 3, 1971. p. 395−410.
  155. Rothschild M. Bionomics: economy as ecosystem. N.-Y.: Henry Holt and Company Inc., 1990. — 423 p.
  156. Siebert H. Regional Economic Growth: Theory and Policy.177. http://slovari.yandex.ru/dict/178. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Заполнить форму текущей работой