Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономические основы повышения конкурентоспособности предпринимательских структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все факторы, обеспечивающие конкурентоспособность национальной экономики, можно сгруппировать в три основных блока, характеризующих тип конкурентных преимуществ: ресурсные — наделенность субъектов конкурентоспособности (например, страны или организации) различными видами ресурсов, которые позволяют им производить товары более высокого качества, чем у конкурентов, вынужденных закупать недостающие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
    • 1. 1. Сущность конкурентоспособности и факторы ее определяющие
    • 1. 2. Конкурентоспособность и методы ее регулирования предпринимательства
    • 1. 3. Влияние макроэкономических факторов на систему управления предпринимательскими структурами
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
    • 2. 1. Оценка конкурентной среды и конкурентоспособности российских предпринимательских структур
    • 2. 2. Интеллектуальный фактор и его конституирующая роль в повышении конкурентоспособности
    • 2. 3. Оценка рисков и их влияния на уровень конкурентоспособности предпринимательства
  • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
    • 3. 1. Методологический подход к определению резервов повышения конкурентоспособности предпринимательства
    • 3. 2. Повышение роли организационных преобразований в системе конкурентоспособности предприятия
    • 3. 3. Реализация стратегии по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью предпринимательского сектора

Экономические основы повышения конкурентоспособности предпринимательских структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конкурентоспособность предпринимательских структур с точки зрения повышения уровня эффективности системы хозяйства есть по существу реализация главного принципа организационно-экономического управления потенциалом в условиях жесткой конкурентной борьбы. Научная проблема состоит в том, что в современном развитии промышленного производства наблюдается явное несоответствие между востребованностью рынком и возможностями использования инновационных форм управления в специфических условиях России. Данное положение требует принципиального подхода в формировании методов регулирования в жестких рамках контрактно-договорной основы и нахождении эффективных вариантов консолидации сил и средств на низовом уровне хозяйственной иерархии, где роль предпринимательской структуры достаточно велика и выполняет связующую функцию интересов между участниками конкурентной среды бизнеса.

Характерное для современных условий нарастание конкуренции на рынке промышленного производства требует построения новых систем управления предприятиями. Эффективность такого подхода состоит в комплексной оценке факторов внешней и внутренней среды с концентрацией внимания на наиболее перспективных направлениях развития предпринимательских структур, что способствует в долгосрочной перспективе обеспечению стратегических преимуществ в конкурентоспособности отечественной экономики. При этом формирование системы управления должно строиться с учетом государственной концепции развития экономики, которая традиционно является системообразующей и определяющей технологический уклад всей структуры производства.

Очевидно, что в сложившейся рыночной обстановке, без разработки и реализации механизма совершенствования конкурентоспособности предпринимательских структур, дальнейшее эффективное развитие экономики невозможно.

Практика регулирования предпринимательских структур со стороны государства в условиях рынка носит неопределенный характер и не нашла широкого применения, особенно в России, предоставив самому предпринимательству решать проблему повышения конкурентоспособности самостоятельно, не опираясь на опыт регулирования в условиях рынка. Это приводит к тому, что, декларируя о заинтересованности конкурентоспособностью, государство не стимулирует ее повышение в нужном направлении.

Очевидно, что в условиях глобального рынка, без должной поддержки, конкурентоспособность невозможно обеспечить.

В этой связи необходимы теоретические и методические разработки повышения эффективности управления конкурентоспособностью предпринимательских структур, что требует повышение роли организационных преобразований с учетом системы макроэкономических факторов и реализации стратегии по совершенствованию системы управления предпринимательским сектором.

Все это делает избранную тему актуальной для научного исследования.

Состояние разработанности проблемы. Исследованию проблемы формирования системы управления конкурентоспособностью производственного предпринимательства посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых и специалистов — практиков. Неоспоримо большой вклад в теоретические и методологические основы конкурентоспособности внесли такие зарубежные ученые, как Альберт М., Брейли Р., Брю С., Грейсон Дж., Друкер П., Карлофф Б., Кейнс Дж., Курно А., Ламбен Ж.-Ж., Макконелл К., Мескон М., Хедоури Ф., Бансал В., Робинсон Дж., Портер М., Робинсон Дж., Рубенфельд Д., Томас Р., Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж., Майерс С., Шумпетер Й., Чемберлин Э., Сигел Джоэл Г., Хайек Ф., Эддоус М., Стэнсфилд Р. и др.

Проблемы повышения конкурентоспособности нашли широкое освещение в работах и отечественных ученых. Среди наиболее значимых следует выделить труды Азоева Г. А., Альгина А. П., Богомоловой И. П., Быкова С. Н., Воронова A.A., Вальковича О. Н., Герасина А. Н., Еленевой Ю. Я., Ипатова М. И., Катульского Е. Д., Ковалева В. В., Лаврова О. В., Ларионова И. К., Мерзликиной Г. С., Моисеевой Н. К., Осипова Ю. М., Пелиха A.C., Стояновой Е. С., Татарского Е. Л., Кузнецова Л. П., Фатхутдинова P.A., Хохлова Е. В., Хруцкого В. Е., Челенкова А. П., Щербакова В. Н., Юданова А. Ю. и др.

Однако сложившиеся подходы по выявлению факторов повышения конкурентоспособности предпринимательских структур не дают четкого однозначного представления этой проблемы в условиях современной российской действительности. В них, в основном исследуются ценовые факторы конкуренции: снижение издержек производства, проведение товарной и ценовой политик по завоеванию рынков и увеличению уровня конкурентоспособности на них. Однако изучение мирового опыта подсказывает, что в последнее время появились новые формы и методы осуществления конкурентной борьбы. Это, прежде всего, связано с ее неценовыми факторами на основе развития теоретических и методологических положений, механизмом управления, выявлением рисков, влияющих на конкурентоспособность предпринимательской структуры и определения перспективных направлений повышения конкурентоспособности производственных предпринимательских структур. Отсутствие обоснованных методик и алгоритмов использования этих факторов усиливают актуальность исследования.

Цель исследования состоит в обосновании организационных преобразований в системе управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в условиях рынка, что нашло выражение в решении следующих задач:

— раскрыть сущность конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях неопределенности и нестабильности среды бизнеса;

— выявить факторы повышения потенциала конкурентоспособности предпринимательских структур и раскрыть закономерности влияния на эффективность;

— систематизировать методы оценки рисков и обосновать их влияние на конкурентоспособность в условиях ограниченности ресурсных возможностей и конъюнктурных преимуществ;

— обосновать базовые подходы к развитию предпринимательских структур с позиции конкурентоспособности и эффективности управления на основе маркетинговых исследований конкурентных преимуществ;

— предложить методологические основы формирования системы управления конкурентоспособностью предпринимательского сектора с учетом активизации частных форм собственности;

Предметом исследования является совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность предпринимательских структур на основе баланса интересов субъектов хозяйствования в процессе функционирования и развития экономики.

Объектом исследования является механизм обеспечения конкурентоспособности и инструменты регулирующего воздействия, обеспечивающие эффективное предпринимательское развитие.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили фундаментальные положения экономической теории в части эффективного управления предпринимательскими структурами и отраслями промышленности, научные работы отечественных и зарубежных экономистов по исследованию конкурентоспособности промышленных предпринимательских структур, материалы научно-практических конференций, нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также самостоятельные исследования автора.

Информационно-эмпирической базой обеспечения доказательности полученных выводов являются материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органоврезультаты опросаданные годовых отчетов машиностроительных предпринимательских структурданные, размещенные в сети Интернетнормативно-правовые актынаучные труды российских и зарубежных экономистов в области конкуренции, конкурентоспособности и маркетингового управления, а также по вопросам повышения конкурентоспособности промышленных предпринимательских структур и производимых товаровдиссертационные работы по исследуемой проблеме.

В процессе подготовки диссертации применялись абстрактно-логический, экономико-статистический, экспертный, расчетно-конструктивный и диалектический методы.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, выносимые на защиту и определяющие новизну исследования, заключаются в следующем:

— уточнено понятие конкурентоспособности предпринимательской структуры, которое определяется автором, как процесс управления конкурентными преимуществами с функционально-целевым воздействием, направленным на минимизацию риска от используемых материальных и финансовых ресурсов. Доказано, что конкурентоспособность предпринимательской структуры определяется как уровень использования организационно-экономического, технико-технологического потенциала;

— обоснована систематизация и проведена группировка показателей, характеризующих конкурентоспособность предпринимательских структур, объединенных в следующие группы: ресурсные (интеллектуальные, сырьевые, энергетические, рабочие) — экономические и технические (уровень издержек основных видов продукции, рентабельность основных видов деятельности, уровень цен на продукцию, технический уровень производства и продукции) — экспортные (доля продукции на национальных рынках, доля продукции на внешних рынках, степень устойчивости доли продукции и перспектива ее расширения на внешних рынках, степень экспортной ориентации или импортной зависимости продукции);

— раскрыты резервы конкурентоспособности предпринимательских структур. Показано, что всю совокупность можно разделить с одной стороны, на резервы, связанные с минимизацией потерь, обусловленных нерациональным использованием собственного потенциала и условий внешней рыночной среды, а с другой — на резервы связанные с новыми возможностями, порожденными развитием техники и технологии, использованием передового опыта и способов хозяйствования на основе высокой инновационной активности, гибкости производства и постоянного совершенствования системы управления производством;

— обоснована необходимость проведения организационных преобразований, совершенствования системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур и разработан аналитически-сравнительный метод оценки их конкурентоспособности. Он основан на: а) выявлении факторов формирования конкурентоспособности применительно к условиям предпринимательских структурб) определение реальных резервов повышения конкурентоспособности и возможного уровня достижения ее оптимальных показателейв) сопоставление этих показателей с аналогическими достижениями конкурента.

— построена модель развития потенциалов предпринимательства по критерию эффективности функционирования основных звеньев структурируемого производства, в основе которой реализуется программа освоения новых инновационных форм управления.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования обусловлена необходимостью и возможностью использования полученных в диссертации теоретических выводов и практических рекомендаций, ориентированных на повышение конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях глобализации при разработке стратегии управления отраслью и отдельной предпринимательской структурой, программных документов, проектов и нормативных документов.

Положения и выводы диссертации дают возможность выработать практические меры для создания таких предпринимательских структур, в рамках которых стало бы возможным направить деятельность всех хозяйственных субъектов в русло формирования современной конкурентоспособности и инновационной экономики.

Предложенные в работе методические и практические рекомендации могут быть использованы органами управления отраслью и предпринимательской структурой при разработке стратегии управления конкурентоспособностью предпринимательства и программных документов, проектов и нормативных документов, при подготовке кадров по экономике предпринимательских структур, в учебном процессе ВУЗов.

Апробация результатов исследования. Наиболее существенные положения диссертации и результаты работы нашли свое отражение в докладе на международной научно-практической конференции «Леденевские чтения. Бизнес. Наука. Образование» по актуальным проблемам экономики и управления в г. Вологде.

Результаты исследования по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью промышленной предпринимательской структуры использованы при чтении курса лекций по дисциплинам «Экономика предприятия» и «Менеджмент».

Объем публикации по теме диссертации. Основные теоретические положения и методические рекомендации опубликованы в 7 научных работах, общим объемом 7,4 печатных листа.

Объем и структура работы. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений и изложена на 159 страницах, содержит 17 таблиц и 18 рисунков.

Основные выводы, полученные в результате оценки внутренней информации, статистических данных и данных опроса:

1. Рост российской экономики характеризуется значительными структурными несоответствиями: на фоне благоприятных тенденций кратко-и среднесрочного характера четко просматривается нерешенность многих долгосрочных проблем.

2. Одной из ключевых долгосрочных проблем, решение которой пока не найдено, является отставание российского машиностроения по качеству продукции. Как следствие, на российском рынке наблюдается опережающий рост поставок зарубежной техники. Иными словами, конкурентоспособность отечественных машин и оборудования продолжает снижаться.

3. Возможность достичь успеха при решении стратегических проблем связана с ускорением инвестиционных процессов. Это ускорение происходит, но почти исключительно в тех секторах, которые и ранее были достаточно конкурентоспособными.

4. Конкуренция на российских рынках продолжает усиливаться. Тем не менее, российские производители в целом сохраняют свои позиции.

5. Ситуацию с обменным курсом рубля считают важной для себя 3540% российских предпринимательских структур. При этом внимание предпринимательской среды к этому сюжету связано, прежде всего, с необходимостью импортировать технику, сырье и комплектующие, а также с рентабельностью экспортных сделок.

Вопреки распространенному мнению о недостаточном внимании властей к проблеме поддержки предпринимательской среды, исследование выявило, что до четверти компаний пользовались в последние годы той или иной формой государственной поддержки. Вместе с тем, по такому важному направлению, как поддержка экспорта, государственной помощью воспользовались менее 3% предпринимательских структур. В целом объектом поддержки государства чаще становятся более эффективные и конкурентоспособные предпринимательские структуры, однако даже они не очень высоко оценивают ее эффективность. При этом, более высоко оценивается эффективность поддержки со стороны региональных властей (по сравнению с мерами поддержки со стороны федерального правительства).

Учитывая все эти выводы, автором сформулированы принципы, которые важно учитывать при разработке механизмов новой промышленной политики:

— необходимо проводить дифференцированную политику для разных групп предпринимательских структур, структурированных не по отраслям или товарным группам, а по уровню конкурентоспособности — убрать препятствия для экспансии лидеровпомочь «второму эшелону» в развитии бизнеса, чтобы обеспечить расширение круга лидеровсоздать условия для вытеснения аутсайдеров с рынка, чтобы высвободить ресурсы для новых, более эффективных игроков;

— важно усилить роль государства в качестве посредника между плохо взаимодействующими агентами рынка (крупными и малыми предпринимательскими структурами, научными и производственными, столичными и периферийными);

— в связи с концентрацией неэффективных предпринимательских структур в малых нестоличных городах и выявленной зависимостью от региональных инвестиционных рисков необходима интеграция промышленной и региональной политики.

2.2 Интеллектуальный фактор и его конституирующая роль в повышении конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предпринимательских структур в том или ином сегменте рынка может быть оценена достаточно точно по ее рыночным позициям, уровню прибыли — интегрирующему итоговому показателю успеха хозяйственной деятельности. Однако такой подход к измерению конкурентоспособности не позволяет сказать, является ли текущий уровень конкурентоспособности устойчивымне дает возможности судить, насколько полно используется потенциал предпринимательских структурне проясняет главное: достигнутый успех — это результат комплексного развития предпринимательских структур или же, напротив, их эксплуатации и экономии на инвестициях в развитие.

Ответ на перечисленные вопросы можно получить только через процедуру комплексной оценки конкурентоспособности, позволяющую рассматривать предпринимательскую структуру как систему, с максимальным учетом всех (нередко слабоформализуемых) компонент интеллектуального капитала.

Такой подход применяют как экономисты, так и социологи для максимального учета не только текущего, но и будущего (среднеили долгосрочного) положения предпринимательской структуры. Например, для диагностики уровня экономической безопасности предпринимательской структуры часто прибегают к экспертному методу скаляризации балльных оценок, в рамках которого разработана система показателей, специфицированных для наукоемкого производства11.

Комплексным по сути является также структурно-проблемный подход, ставший инструментом стратегического консалтинга. В основе метода лежит процедура выявления ключевых проблем организации и их взаимосвязей12.

Сходные приёмы часто используются в современных исследованиях, выполняемых в русле экономической социологии13.

Все указанные методы позволяют исследовать предпринимательскую структуру как систему в свете среднеи долгосрочных перспектив её развития, привлекать к анализу данные социоэкономического характера, которые нередко трудно выразить в количественных показателях, обеспечить сопоставимость разнородной информации, отражающей состояние и функционирование различных подсистем предпринимательской структуры.

Отдельного внимания заслуживает проблема измерения структурного.

11 Багриновский К. А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Современные методы управления технологическим развитием. М.: РОССПЭН, 2001, с. 67.

12 Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003, с. 98.

13 Рывкина Р. В., Косалс Л. Я., Симагин Ю. А. и др. Оборонные предприятия России: 1995;2001 гг. — М., 2002, с. 112 капитала наукоёмких предпринимательских структур. Производство сложной наукоёмкой продукции в большинстве случаев является результатом работы не отдельных предпринимательских структур, но их групп, а частомежотраслевых комплексов, построенных на основе распределенных форм интеграции науки и производства. В этом случае структурный капитал является «совместным», распределенным между несколькими предпринимательскими структурами, входящими в комплекс, и может регулироваться только за счет солидарных усилий этих предпринимательских структур.

Оценка отдельных составляющих интеллектуального капитала до сих пор вызывает серьёзные трудности14. Структурный капитал является одной из таких составляющих. В интеллектуальный капитал он входит наряду с человеческим, клиентским, организационным капиталами, но его оценить труднее всего.

В самом общем виде структурный капитал представляет собой способность предпринимательских структур эффективно управлять своей организационной структурой, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка, в то же время изменяя её в выгодном для себя направлении. При этом из всех прочих составляющих интеллектуального капитала он наиболее разнороден и включает такие разные компоненты, как информационные ресурсы/системы (ERP, CRM, SCM), систему организации бизнес-процессов, системы корпоративного контроля, множество неформальных параметров (степень лояльности или наоборот, оппортунизма в поведении сотрудников и руководителей подразделений предпринимательских структур).

Общая величина интеллектуального капитала определяется как разность между рыночной и балансовой стоимостью предпринимательской структуры (goodwill), дифференцированная же оценка составляющих интеллектуального капитала значительно сложнее и даёт крайне.

14 Козырев А. Н. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов // Итоги первого совещания целевой группы на высоком уровне по оценке и капитализации интеллектуальных активов Экономического и социального Совета Европейской экономической комиссии ООН. Женева. 18−19 ноября 2002 г. / www. cfin ru неоднозначные результаты.

Обычно в первую очередь выделяют человеческий капитал, который хоть и не проходит в бухгалтерском учете в числе нематериальных активов предпринимательской структуры (поскольку неотчуждаем от работника и, таким образом, не может принадлежать предпредпринимательской структуре), тем не менее считается основной составляющей интеллектуального капитала. Затем из оставшейся части выделяют составляющую, называемую клиентским капиталом, величина которого задается положением предпринимательской структуры на рынке благодаря связям с клиентами, заказчиками и партнерами. Наиболее просто поддаются оценке такие компоненты интеллектуального капитала, как права интеллектуальной собственности, ноу-хау, информационные ресурсы. Клиентский капитал может быть достоверно выражен количественно — через число постоянных клиентов либо через оценку товарных знаков, торговых марок, брендов, репутации. Однако уже здесь единого мнения о правилах и стандартах оценки среди специалистов не существует. И только последняя оставшаяся часть интеллектуального капитала (за вычетом вышеперечисленного это организационно-структурные параметры предпринимательской структуры) определяется как структурный капитал, поскольку рыночные позиции предпринимательской структуры в значительной степени зависят ещё и от ее организационной структуры. Однако ни сама последняя часть, ни ее составляющие практически не фигурируют в количественных (стоимостных) оценках, в том числе в европейских стандартах оценки нематериальных активов предпринимательской структуры15.

Не фигурируют определяющие структурный капитал показатели и в уже обсуждавшихся нами методиках оценки экономической безопасности предпринимательских структур. Там больший акцент сделан на формальные.

15 Guthrie J. The management, measurement and the reporting of intellectual capital // Journal of Intellectual Capital. 2004. Vol. 2. № 1. P. 27−41. финансовые (объем портфеля заказов, инвестиций, рентабельность), производственные (динамика производства, загрузка мощностей) и социальные (уровень оплаты труда, уровень задолженности по зарплате) индикаторы.

На наш взгляд, в задачах оценки потенциала предпринимательской структуры, определяемого уровнем ее структурного капитала и ее вкладом в конкурентоспособность, целесообразно использовать двушаговую методологию.

Шаг 1. Выявление критических компонент структурного капитала, определяемых, во-первых, организационной формой наукоёмкой предпринимательской структуры (организационной формой интеграции науки и производства) и, во-вторых, спецификой текущей фазы развития национальной инновационной системы (примером может служить внедрение информационных систем: они позволяют создать преимущество, пока внедрены у меньшинства, но как только становятся «нормой» для большинства предпринимательских структур, начинают работать как гомогенизирующий фактор, а не фактор исключительности, и их вклад в конкурентоспособность падает). Эта часть задачи решается статистическими выборочными методами.

Шаг 2. Изучение конкретной, реализованной в диагностируемой предпредпринимательской структуре практики использования критических компонент структурного капитала (выявленных на первом шаге). Этот аспект наиболее адекватно может быть оценен на базе комплексного изучения диагностируемой предпринимательской структуры на основе так называемого case-study.

Максимально полное включение составляющих структурного капитала в процедуру оценки конкурентоспособности предпринимательской структуры требует сопоставимого учета многообразных, часто слабоформализуемых, не поддающихся стоимостному или иному количественному измерению данных о состоянии и функционировании подсистем предпринимательской структуры. Отсюда необходимость использовать балльные экспертные оценки.

Измерение проводится в три этапа. На I этапе собирается разнородная качественная информация, характеризующая состояние различных подсистем предпринимательской структуры. Информация должна отражать не только формальные технико-экономические показатели, но и неявные, не допускающие непосредственного формализованного выражения данные, которые не менее важны для анализа предпринимательской структуры как системы.

На II этапе собранная информация формализуется на основе работы экспертов, в число которых входят руководители предпринимательских структур и специалисты-аналитики. Вся собранная фактологическая информация выражается через систему балльных оценок, определяющих степень проблематичности, критичности ситуации в той или иной подсистеме предпринимательской структуры. В частности, в настоящем исследовании использовалась пятибалльная шкала, в которой минимальный балл «1» означал «отсутствие проблемы», а максимальный балл «5» ставился, если наличие проблемы блокирует реализацию отдельных видов работ или этапов производственного процесса.

Применение балльной шкалы позволило не только фиксировать наличие проблем, но также устанавливать их остроту и сопряженность. Итоговым документом являлась матрица проблем предпринимательской структуры, заполнявшаяся экспертом. В качестве экспертов выступили представители высшего руководства предпринимательских структур. Всего в ходе исследования тестировался набор из 20 переменных, сгруппированных в 5 блоков, которые отражают гипотетически значимые компоненты структурного капитала: внутренняя структура, корпоративный контроль, производственные связи, внепроизводственная инфраструктура деятельности, права собственности по линии производственных отношений.

Задача последнего, III этапа анализа, заключается собственно в идентификации критичных, то есть определяющих конкурентоспособность блоков и переменных. Задача решается через поиск взаимосвязей показателей, определяющих состояние различных подсистем предпринимательских структур, с показателем конкурентоспособности, идентифицирующим фактические рыночные позиции предпринимательской структуры. Данный показатель был составлен из двух переменных: 1) прибыльность предпринимательской структуры и 2) ее обеспеченность заказами. Сила связи указывает на вклад конкретной переменной структурного капитала в конкурентоспособность предпринимательской структуры. Если рк — показатель состояния одной из к выявленных (доказанных) критических составляющих структурного капитала, то при диагностике предпринимательской структуры на 2-м шаге (case-study) показатель организационно-структурной составляющей конкурентоспособности предпринимательской структуры Ks может быть определён как:

Ks = YjajPjkPk, jjc где j — блок параметров (составляющая) структурного капиталак — переменная в блоке, отражающая один из аспектов проявления составляющейa, j — мера задействования в стратегии наработки конкурентных преимуществ j-й составляющей структурного капиталаfijkмера задействования в стратегии наработки конкурентных преимуществ к-то аспекта у'-й составляющей структурного капиталаajPjkpk — определяются в ходе диагностики предпринимательской структуры на 2-м шаге (case-study) реализации методики.

Определение критических компонент структурного капитала статистическим выборочным методом производилось на базе экспертных оценок, полученных на основе опроса руководителей 103 предпринимательских структур в сфере машиностроения Российской Федерации (табл. 2.2.1.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленное исследование позволяет констатировать выводы и внести следующие предложения:

В условиях глобализации объективные процессы активного включения Российской Федерации в мировые экономические отношения делают одной из ключевых проблем дальнейшего развития экономики России выбор приоритетных направлений обеспечения долгосрочной конкурентоспособности страны, инструментов ее формирования при открытости внутреннего рынка.

В литературе понятие «конкуренция» рассматривается узко, не охватывает все многообразие процесса, не учитывает социально-экономические и биологические системы, не включает главное — процесс управления конкурентными преимуществами. Нами предлагается следующее определение: конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретной территории для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Все факторы, обеспечивающие конкурентоспособность национальной экономики, можно сгруппировать в три основных блока, характеризующих тип конкурентных преимуществ: ресурсные — наделенность субъектов конкурентоспособности (например, страны или организации) различными видами ресурсов, которые позволяют им производить товары более высокого качества, чем у конкурентов, вынужденных закупать недостающие ресурсы на мировом рынкеоперационные — совокупность организационных, экономических и научно-технологических факторов, позволяющих субъектам конкурентоспособности добиваться высокой эффективности использования имеющихся ресурсов и на этой основе снижать издержки и ценыстратегические — совокупность стратегических решений и принятых на их основе программ развития предпринимательской среды, экономики страны, позволяющих оптимально использовать их ресурсную базу (а для страны еще и ее историко-культурные и экономико-организационные особенности) для формирования уникального пути развития, которые делают субъекты конкурентоспособности недосягаемыми для глобальных конкурентов. х.

Необходимость модернизации вообще самая упоминаемая проблема — ею озабочены более 80% респондентов. Впервые за все время проведения опросов доля сообщений о закупках новой техники из дальнего зарубежья (62,7%) в 2008 г. превысила удельный вес сообщений о закупках техники российского производства (60,5%), в 2007 г. недостаточная конкурентоспособность российских машин и оборудования в основном связана с отставанием в качестве продукции.

Один из важнейших аспектов конкурентоспособности российских производителей связан с обменным курсом рубля по отношению к евро и американскому доллару. Проведенный опрос показал, что обменный курс рубля имеет существенное (среднее или большое) значение для 35 — 10% опрошенных предпринимательских структур. При этом в число заинтересованных попали не только предпринимательские структуры из экспортно-ориентированных цветной металлургии и химии, но и, например, из пищевой промышленности.

Автором сформулированы принципы, которые важно учитывать при разработке механизмов новой промышленной политики:

— необходимо проводить дифференцированную политику для разных групп предпринимательских структур, структурированных не по отраслям или товарным группам, а по уровню конкурентоспособности — убрать препятствия для экспансии лидеровпомочь «второму эшелону» в развитии бизнеса, чтобы обеспечить расширение круга лидеровсоздать условия для вытеснения аутсайдеров с рынка, чтобы высвободить ресурсы для новых, более эффективных игроковважно усилить роль государства в качестве посредника между плохо взаимодействующими агентами рынка (крупными и малыми предпринимательским структурам, научными и производственными, столичными и периферийными);

— в связи с концентрацией неэффективных предпринимательских структур в малых нестоличных городах и выявленной зависимостью от региональных инвестиционных рисков необходима интеграция промышленной и региональной политики.

Оценку потенциала предпринимательских структур, определяемого уровнем ее структурного капитала и ее вкладом в конкурентоспособность, следует поводить в два этапа:

Этап 1. Выявление критических компонент структурного капитала, определяемых, во-первых, организационной формой наукоёмкой (организационной формой интеграции науки и производства) и, во-вторых, * спецификой текущей фазы развития национальной инновационной системы (примером может служить внедрение информационных систем: они позволяют создать преимущество.

Этап 2. Изучение конкретной, реализованной в диагностируемой предпринимательской структуре практики использования критических компонент структурного капитала (выявленных на первом шаге).

С целью достижения высокого уровня конкурентоспособности предпринимательства необходимо рационально учитывать в управлении риски. В целях обеспечения оптимизационной конкурентоспособности предпринимательской структуры необходимо использовать оптимизационную методологию бюджетирования. Подход для управления риском объемов производства и повышения конкурентоспособности целесообразно использовать, если сложно описать функцию спроса на продукцию предпринимательской структуры. Таким образом, для повышения конкурентоспособности предпринимательских структур необходимо строить комплексные (оптимизационные) модели управления рисками, это связано с тем, что систематический достаточно высокий уровень совокупного риска может привести к снижению уровня конкурентоспособности предпринимательских структур и в итоге к банкротству.

В целом технический уровень производства является одним из определяющих факторов в системе управления конкурентоспособностью. Результаты сопоставлений значений тех или других показателей, характеризующих анализируемые уровни, развитие технических или других систем, ситуации, процессы или явления, являются определяющими при формировании конкретных управленческих решений. Эффективность названных действий в значительной мере зависит от полученных результатов сравнения, значений найденных сравнительных оценок. Для более точной оценки технического уровня предпринимательских структур необходим интегральный показатель оценки, который может быть определен в соответствии с показателем, отвечающим эталонной предпринимательской структуре. Вектор формируется из оптимальных значений каждого показателя по выборке.

Понятие организационных изменений достаточно емкое, оно включает многочисленные аспекты деятельности предпринимательской структуры и ее персонала. Осознанные и оправданные изменения осуществляются по мере понимания их необходимости, неосознанные происходят по мере исторического развития самой организации.

Перемены, внедряемые в предпринимательской структуре, в зависимости от масштабности их проведения принято подразделять на:

— реинжиниринг — фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных: улучшенийстратегия «Кайзен» — процесс непрерывного и постепенного совершенствования.

Проведение пусть небольших, но постоянных улучшений в деятельности организации более эффективно и обоснованно, чем длительный застой и редкие конструктивные изменения.

Промышленной предпринимательской структуре следует строить гибкую систему управления, ориентированную на создание конкурентных преимуществ организации. Гибкие (адаптивные) системы управления нашли широкое применение в науке, технике, на производстве.

В последние десятилетия резко возросло значение государственного стратегического управления, позволяющего стране выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности России являются опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств и расширение рынка наукоемкой продукции.

Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и повышения конкурентоспособности предпринимательских структур независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
  2. Федеральный закон от 22.03.91 № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции 2002 г.).
  3. И.И. История экономических учений. М.: ВиМ, 1997.
  4. Ш. Р., Салихов Х. М., Таркаев А. Н. Всемирная торговая организация (структура, характеристика основных данных, Россия и ВТО): Учебное пособие / Под ред. Ш. Р. Агеева. Казань: Идел-Пресс, 2005.
  5. Г. П., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. -М.: Типография «Новости», 2000.
  6. В.Д. Россия в мировой экономике. М: Гуманит, изд. центр «ВЛАДОС», 1998.
  7. Л.Т., Лушников Ю. К., Морозов Б. Б., Чурсин A.A. Автоматизация проектно-конструкторских работ в машиностроении. — М.: ЦНИИ информации, 1989.
  8. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  9. В.М. Маркетинг нововведений. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994.
  10. В.М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. пособие. — М.: Анкил, 2003.
  11. П.Анфилатов В. С, Емельянов A.A., Кукушкин A.A. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / Под ред. A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2002.
  12. Ю.Л., Александрова И. И. и др. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / Под общ. ред. И. С. Королева. М.: Экономикс, 2003.
  13. С. В. Электронные деньги. СПб.: Питер, 2001.
  14. К.А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Современные методы управления технологическим развитием. М.: РОССПЭН, 2001.
  15. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учеб. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  16. И.Т., Балабанова А. И. Внешнеэкономические связи. -М.: Финансы и статистика, 2000.
  17. К.В., Воробьев С.Н.Управление рисками: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  18. А.К., Белозеров И. П. Теневая экономика и экономическая преступность: Электронный учебник. — 2000. http:/newasp.omskred.ru/bekryach.
  19. В.Я. Качество: уроки прошлого и современность. — М.: АСМС, 2003.
  20. П. Против богов: Укрощение риска / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2000.
  21. Дж. Экономика: толковый словарь: англо-русский. — М.: Инфра-М: Изд-во «Весь Мир», 2000.
  22. Е.Б., Гутник В. П. и др. Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы / Рук. авт. кол. И. С. Королев. — М.: Наука, 2003.
  23. В.Б., Ливенцев И. Н. Международные экономические отношения. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  24. A.C. Мировая экономика. М.: Юристь, 2001.
  25. В.А., Комаров Е. И. Конкурентоспособность персонала // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2007, № 8.
  26. К. Управление риском в коммерческом банке / Под ред. Уорд и Л. Миркина Вашингтон: ИЭР, 1997.
  27. С.К., Уткин В. Б., Балдин К. В. Управленческие решения: Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  28. Г. П. Качество национальная идея России // Стандарты и качество. 2000. № 10.
  29. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / JI.E. Стровский, С. А. Казанцев, Е. А. Паршина и др.- Под ред. проф. JI.E. Стровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  30. Внешняя торговля России на рубеже веков / Рук. авт. кол. и общ. ред. С. И. Долгов. -М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“, 2001.
  31. .Б., Чурсин Б. Б., Щукин В. А. Анализ направлений повышения эффективности автоматизированных систем управления производством. -М.: ЦНИИ информации, 1982.
  32. Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II. Принципы и практика. — СПб.: Питер, 2002.
  33. В.А., Екатеринославский Ю. Ю. Рисковый спектр коммерческих организаций. — М.: Экономика, 2002.
  34. Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб.: Политехника, 2000.
  35. Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. — М.: Эксимо, 2003.
  36. М.И. О стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики: научный доклад в Государственной думе РФ // Российский экономический журнал. — 2003, № 7.
  37. М. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. — 2006, № 3.
  38. A.B. Основы управления качеством. М.: АМИ, 2000.
  39. Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. — М.: Дело, 2000.
  40. В.Д. Теория управления. М: Гардарики, 2005.
  41. В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Методическое пособие. — М.: Дело и Сервис, 2002.
  42. В.Д. Основы бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  43. В.Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия. Учебное пособие. Практикум. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  44. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. — М.: ТЕИС, 2003.
  45. В.В., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров „Управление развитием организации“. Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 2000.
  46. Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 2-е изд. — М: ИНФРА-М, 2001.
  47. С.И., Бельчук А. И. и др. Внешняя торговля на рубеже веков / Под общ. ред. С. И. Долгова. — М.: Экономика, 2001.
  48. Г. Методы парных сравнений. — М.: Статистика, 1998.
  49. И.И. Всемирная торговая организация. — М.: Экономика, 2003.
  50. Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. М.: Янус-К, 2001.
  51. В. М. Криминализация экономических отношений в России. М.: Московский институт МВД, 2001.
  52. П.Н., Быков В. А. Управление развитием предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. — 2006, № 5.
  53. Ю.В. Логика: Учеб. для вузов. 2-е изд. — М.: Логос, 2000.
  54. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндали. СПб.: Наука, 2001.
  55. Инновационный менеджмент / Под ред. В. М. Аныпина, А. А. Дагаева. М.: Дело, 2003.
  56. М. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции // Проблемы теории и практики управления. — 2008, № 6.
  57. Информационные технологии в экономике. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  58. Н. П. История экономию!. Внешние экономические связи России (IX начало XX века): Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  59. К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. / Научн. ред. и авт. предисл. A.B. Гличев. М.: Экономика, 1988.
  60. Исследование операций в экономике: Учеб. пособие, 2-е изд. / Под ред. Н. Ж. Кремера. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002.
  61. А. П. Международная экономика: В 2 ч. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов. — М.: Международные отношения, 1998.
  62. В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования. М.: Экономика, 2005.
  63. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  64. Г. Д. Инновационные коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2000.
  65. Конкурентное право РФ: Учеб. пособие для вузов / Н. В. Васильев, Ю. Ю. Горячева, Н. Г. Доронина и др. М.: Логос, 2001.
  66. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / Под ред. Ю. К. Перского и Н. Я. Калюжновой. — М.: ТЕИС, 2003.
  67. Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве: Материалы Ученого совета ИМЭМО РАН. 22.11.2002 г. и 2004 г.
  68. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. / Общ. ред. О. С. Виханского. — М.: Прогресс, 1987.
  69. Т.В. Психология риска и принятия решений: Учеб. пособ. для вузов / Т. В. Корнилова. — М.: Аспект Пресс, 2003.
  70. Э.М. Исследование систем управления: Учеб. — М: Дека, 2003.
  71. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Бизнес-книга- ИМА-Кросс. Плюс, 1995.
  72. Классика экономической мысли. — М: Эксмо-Пресс, 2000.
  73. М.Дж. Сегментирование рынка. СПб.: Питер, 2001.
  74. Кругман Пол Р., Обстфельд Морис. Международная экономика. Теория и политика. М.: Питер, 2003.
  75. . Внутренняя конкуренция абсурдна // Коммерсант. 2006.
  76. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996.
  77. H.H., Ливенцев H.H., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002.
  78. И.В. Коммерческое ценообразование, 2-е изд., доп. и испр. — М.: БЕК, 2001.
  79. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт, 2001.
  80. Логистика: Учеб. / Под ред. Б. А. Аникина, 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  81. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
  82. Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб. пособие. М: Дашков и К°, 2003.
  83. И.И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний. М.: Экономика, 2001.
  84. В.Л., Варшавский А. Е. (рук. авт. кол.). Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития). М.: Наука, 2001.
  85. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. М.: Республика, 1995.
  86. А.С., Мухин В. И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
  87. Е.Г. Организационные изменения: дифференцирующие шкалы и дегрисионные методы.//"Современное управление», № 12, 2005.
  88. Материалы семинара: UNIDO/ICF. Training Course on Technology Transfer Management. Региональный Фонд научно-технического развития. — СПб., 2006.
  89. С.В. Европейский фондовый рынок. М.: Экзамен, 2002.
  90. Международные экономические отношения: Учебник / И.П. Фа-минский, Л. В. Сабельников, В. Ю. Пресняков и др.- Под ред. И. П. Фаминского. -М.: Юристъ, 2001.
  91. Международные экономические отношения: Учебник / А. И. Евдокимов и др. М.: Проспект, 2004.
  92. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Л. Е. Стровского. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  93. Менеджмент на рынке инноваций. Учебно-методическое пособие / Общая редакция и составление: СЛ. Бабаскин, В. Г. Зинов. М.: Монолит, 2002.
  94. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такшанов и др. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
  95. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 2000.
  96. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Официальное издание от 21.06.99. М.: Экономика, 2000.
  97. З.Б., Хохлов A.B. Международная экономика. — М.: Дело и Сервис, 2004.
  98. Н. В. Таможенная пошлина. М.: Финансы и статистика, 2004.
  99. Э.В., Кричевский M.JI. Качество и конкурентоспособность. СПб.: Питер, 2004.
  100. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М.: Экономиста 2003.
  101. Л.Б., Ташбаев Ы. Э., Касенов А. Г. Логистика: обслуживание потребителей: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2002.
  102. В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2002.
  103. А. Сделано в Японии: Пер. с англ. / При участии Э. Рейнголда и М. Симомуры. Общ. ред. и вступ. статья А. Ю. Юданова. — М.: Прогресс, 2003.
  104. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Руков. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. — М.: Наука, 2004.
  105. В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. СПб.: Питер, 2002.
  106. Т. Конкурентный брендинг. — СПб.: Питер, 2003.
  107. Общий и специальный менеджмент: Учеб. / Общ. ред. А.Л. Гапо-ненко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  108. В.Н., Федоренко Т. М. Теория организации: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2004.
  109. К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. СПб.: Экономическая школа, 1998.
  110. К.И., Гунтомова Ю. А. Транспортные условия внешнеторговых контактов. М.: РосКонсульт, 2002.
  111. М.Б. О конкурентоспособности, конкурентосостоя-тельности и новом стратегическом подходе к самооценке конкурентоспособности продукции товаропроизводителями // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2006, № 7.
  112. Ю.М. Возможный вариант финансирования инновационного процесса в российской экономике. Научные труды ВШМБ АНХ.-М., 2005.
  113. С. Внешнеэкономическая деятельность фирмы: Учебное пособие. М.: Ось — 89,2001.
  114. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  115. Портфель конкуренции и управления финансами / Отв. ред. Ю. Ю. Рубин. М.: СОМИНТЭК, 2002.
  116. А. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003.
  117. Проблемы итогового согласования результатов оценок, полученных с использованием различных подходов: Стенограмма круглого стола: январь — февраль 2004 // Российский оценщик. № 1. — 2004.
  118. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003 — 2005 гг.).
  119. Е.Ц. Внешнеэкономическая деятельность. — М.: Дашков и К0, 2005.
  120. Протоколов А. С, Кузьменко В. М., Елмаков Н. С. История международных отношений и внешняя политика России. М.: Аспект Пресс, 2003.
  121. Процесс согласования производства части. РРАР//Пер. с англ. —
  122. Н. Новгород: CMU «Приоритет», 2002.
  123. М. Международная конкуренция / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993.
  124. Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. — СПб.: Питер, 2000.
  125. Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М.: Наука, 1995.
  126. .А., Лобко А. Г. Программно-целевое планирование и управление: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2002.
  127. .А., Фатхутдинов P.A. Управление экономикой: Учеб. -М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999.
  128. Риск-менеджмент как инструмент контроля финансовых результатов деятельности компании // Финансовая газета. — 2003. — № 7 (583).
  129. Э. Факторы, определяющие успех и рост технологических компаний // Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм. М.: Дело, 1995.
  130. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Экономика, 1986.
  131. Ю.М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Экономист, 2004.
  132. В.Е., Щербинин Ю. Б., Балдин Л. В. и др. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  133. Р. В., Косалс Л. Я., Симагин Ю. А. и др. Оборонные предприятия России: 1995−2001 гг. М., 2002.
  134. Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. -М.: ИНФРА-М, 2001.
  135. П.Б., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997.
  136. Ю.Ф., Панасюк Л. Н. и др. Информационные технологиив экономике. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  137. .И. Основы коммерческой деятельности. М.: Юность, 2000.
  138. A.A., Чурсин A.A. Развитие комплексно-автоматизированного производства и его эффективность. М.: ЦНИИ информации, 1995.
  139. Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002.
  140. .М., Ковальчук А. К. Современная международная торговая система и Россия. М.: ИНФРА — М, 2004.
  141. В.Ю. Типы международного маркетинга в условиях глобализации внешних рынков // Дайджест-Финансы. — 2006, № 5.
  142. З.Б., Чурсин A.A. Практические рекомендации по экономической оценке необходимости разработки, внедрения и эффективного функционирования ГПС. -М.: Машиностроение, 1998.
  143. З.Б., Чурсин A.A. Методическое пособие по экономической оценке внедрения мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса в новых условиях хозяйствования: Учеб. пособие. М.: ГНМЦ, 1998.
  144. Стандартизация и управление качеством продукции: Учеб. / В. А. Швандар, В. П. Панов, Е. М. Купряков и др. М.: ЮНИТИ-Дана, 2001.
  145. E.H. Риск-менеджмент на предприятии. Теория и практика. -М.: Ось-89,2002.
  146. И.А. Новая экономика и информационные технологии. — М.: Экзамен, 2003.
  147. JI.E. Внешний рынок и предприятие. — М.: Финансы и статистика, 1999.
  148. JI.E., Казанцев С. К. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятий / Под общ. ред. JI.E. Стровского. М.:ЮНИТИ, 2003.
  149. О. Инвестиции и теневая экономика: проблема капиталообразования в легальном и нелегальном секторах экономики // Инвестиции в России. 2006, № 8.
  150. . Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1999.
  151. Теория организации: Учеб. 2-е изд. / Под. ред. В. Г. Алиева. М.: Экономика, 2003.
  152. А. Организация сбыта и производства говядины в США // США Канада: экономика, политика, культура. — 2006, № 12.
  153. В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. СПб.: Питер, 2003.
  154. Н.П., Потравный И. М., Тихомирова Т. М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Тихомирова Н. П. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  155. Ю. Проблемы безопасности России в условиях глобализации // Власть. 2007, № 1.
  156. К.Ю. Конкурентное право / Отв. ред. О. М. Олейник. — М.: Контракт, 2006.
  157. С.Б., Чурсин JI.A. Социально-экономические аспекты научно-технического прогресса: Учеб. пособие: в Зч. — М.: АТиСО, 2003.
  158. A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2001.
  159. В. В. Введение в менеджмент // Экономист-международник. М.: Модульная серия, 2003.
  160. Управление организацией: Учеб. 2-е изд. / Под. ред. А.Г. Порш-нева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2000.
  161. И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. СПб.: Питер, 2001.
  162. Э.А., Фролов Д. А. Управление рисками предприятия: Учеб.-практ. пособие. -М.: ТЕИС, 2003.
  163. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002.
  164. Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М: Изд-во Эксмо, 2005.
  165. В.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. — М.: Экономика, 2000.
  166. Т.Г. Особенности формирования конкурентоспособности нового товара на современных мировых рынках // Научные труды ДА МИД РФ «Мировая экономика в XXI век». М., 2006.
  167. Т.Г. " The Management Conceptual Problems" // Научные труды AGH «Zarzadzanie Przedsiebiorstwem». -Krakow, 2005.
  168. Г. Глобализация мирохозяйственных отношений. Сущность, формы и перспективы. М.: МИД РФ, 1999.
  169. Р., Юри У. Пути к согласию, или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1990.
  170. В.И. Международная торговля. М.: Инфра-М, 2001.
  171. Р. Обновление производства: Атакующие выигрывают: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1997.
  172. Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. — М.: Экономисть, 2004.
  173. А. Стратегия успеха в Интернет-экономике. М.: ЛОРИ, 2004.
  174. В.Н. Руководителю — о принятии решений. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2004.
  175. Л.Д. Экономическая оценка процессов глобализации //
  176. Финансы и кредит. — 2007, № 21.
  177. Э. Теория монополистической конкуренции. — М.: Экономика, 1996.
  178. Е.А. Обновление инновационной модели России в XXI веке // Менеджмент на рынке инноваций / Общ. редакция и составление С. Я. Бабаскина, В. Г. Зинова. М.: Монолит, 2002.
  179. Г. А. Маркетинговые исследования. — СПб.: Питер, 2001.
  180. A.A. Внешнеэкономическая деятельность организаций: Учебное пособие, М.: АТиСО, 2005.
  181. A.A. Вопросы эффективности внедрения АСУ на предприятиях. -М.: ЦНИИ информации, 1999.
  182. A.A. Инновации и рынок: Учебное пособие. М: Машиностроение, 2004.
  183. A.A. Основные методологии управления научно-техническим прогрессом в отрасли. М.: ЦНИИ информации, 1999.
  184. A.A. Основы управления научно-техническим прогрессом в оборонной отрасли промышленности в новых условиях хозяйствования. -М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.
  185. A.A. Пути управления научно-техническим прогрессом и развитие промышленного производства в новых условиях хозяйствования. — М.: ЦНИИ информации, 1996.
  186. A.A. Управление конкурентоспособностью организации. М.: ФГУП «НТЦ «Информтехника». Редакция журнала «Оборонная техника», 2006.
  187. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.
  188. A.C. Двухкритериальная задача формирования эффективного портфеля инвестиций // Страховое дело. — 2005 — № 3.
  189. А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: Монография. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003.
  190. А.С., Мазаева Н. П. Математические методы и модели исследования операций: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.
  191. А.С., Шапкин В. А. Теоррш риска и моделирование рисковых ситуаций: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005.
  192. В. В. Теневая экономика: Учебное пособие. — М.: Дом «Дашков и К°», 2000.
  193. Г. В. Управление организационными изменениями: Учебное пособие. — СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета. 2005.
  194. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  195. А.Ю. Конкуренция: Теория и практика: Учеб. пособие, 3-е изд. М.: Гром-Пресс, 2002.
  196. А.Ю. Конкуренция товара и практика: Учеб.-практ.пособие. -М.: ГНОМ и Д, 2001.
  197. Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. -М.: Экономика, 1994.
  198. A Vision For Future // Standards needs for emerging technologies. Geneve. ISO/ISE, 1996.
  199. Bemal J.D. Science in History. L.: CF. Watts, 1999.
  200. E. Bailarin. Finland and US lead Competitiveness Index. IESE Alumni Magazine, № 96, 2005.
  201. Development and the Environment. Oxford: Oxford Univ. Press, 2002.
  202. Guthrie J. The management, measurement and the reporting ofintellectual capital // Journal of Intellectual Capital. 2004. Vol. 2. № 1. P. 27−41.
  203. European competitiveness report 2002. Luxembourg, 2002.
  204. Hayers R., Wheelwright S., Clark K. Dynamic Manufacturing. N.Y.: Free Press, 2001.
  205. Landes D. The Unbound Prometheus. Technological Change and Industrial Development in Western Europe from 1750 to Present. Cambridge Univ. Press, 1998.
  206. Survey of Current Business. Washington, — 2005, N 1, p. 1 9, 25- 2004, N11, p. 46,48−49.
  207. Survey of Current Business. Washington, BEA, 2005, N 1, p. 25- 2004, N11, p. 46.
  208. The Global Competitiveness Report 2002 2003 is published by the World Economic Forum — Oxford University Press, 2004.
  209. US Industry and Trade Outlook 2000. New York, 2006. — P. 1- 3.
Заполнить форму текущей работой