Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление развитием предприятий сферы услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты доведены до конкретных рекомендаций, моделей, технологий и программ, обеспечивающих создание и эффективное функционирование сферы услуг на уровне региона. При выработке методик, подходов и схем учитывались особенности современного состояния предприятий сферы услуг региона и общеэкономическая ситуация в стране. Применение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы развития сферы услуг в условиях рыночной экономики
    • 1. 1. Содержание и цели развития сферы услуг
    • 1. 2. Региональные особенности и тенденции развития сферы услуг
    • 1. 3. Роль малого бизнеса в институциональной структуре услуг
  • ГЛАВА I. I, Формы и методы управления развитием предприятий сферы услуг
    • 2. 1. Проблемы развития предприятий сферы услуг на современном этапе хозяйствования
    • 2. 2. Совершенствование механизма управления созданием новых видов услуг на предприятиях
    • 2. 3. Методы оценки и управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг
  • ГЛАВА III. Формирование системы управления развитием предприятий сферы услуг
    • 3. 1. Совершенствование стратегического управления предприятиями сферы услуг
    • 3. 2. Ресурсное обеспечение развития предприятий сферы услуг
    • 3. 3. Механизм формирования и реализации стратегии развития предприятий малого бизнеса в сфере услуг

Управление развитием предприятий сферы услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что процессы становления рыночных отношений в российской экономике, стремительное развитие малого бизнеса, инициатив в предпринимательской деятельности, повышение стимулирующей роли НТП в производстве услуг требуют все большего внимания к исследованию проблем эффективного функционирования сферы услуг, в которой формируется в настоящее время более 50% ВВП.

Сфера услуг становится одной из ведущих отраслей народного хозяйства, обеспечивающей предоставление новых форм и видов услуг различным категориям населения в соответствии с возрастающими потребностями в улучшении условий, комфортности и качества жизни. Потребление услуг незаметно начинает преобладать над потреблением многочисленных благ. В международной торговле постоянно возрастает доля услуг.

Однако уровень развития сферы услуг в нашей стране, их доступность и качество не всегда соответствуют потребностям населения. Органы • местного самоуправления не создают должных условий для развития сферы услуг, предоставляемых населению. Это проявляется в сокращении ресурсной базы ее развития и росте цен на предоставляемые услуги, в отсутствии конкуренции, в монополизации и криминализации сферы услуг, низком уровне качества предоставляемых услуг.

Органы местного самоуправления испытывают необходимость в научно-методической помощи при разработке концепции и программ развития сферы услуг, создании новых видов услуг и их ресурсного обеспечения, что и предопределяет актуальность темы и ее научно-практическую значимость.

Степень изученности проблемы. Исследованию проблем управления развитием предприятий сферы услуг были посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Значительный вклад в этой области экономической науки внесли работы A.A. Алексеева, Е. Г. Багиева, Г. Горбей, И. А. Желтякова, Е. В. Песоцкой, В. В. Прищепенко, К. Хаксевера, Б. Рендера, P.C. Рассела, Р. Г. Мердика и др.

Поиском эффективных путей развития предприятий на региональном уровне на этапе становления рыночных отношений в России занимались А. Алисов, Б. Бреев, Л. Гапоненко, В. Кулибанов, Е. Попов, И. Синяева и др.

Вместе с тем вопросам стратегического управления развитием предприятий сферы услуг, конкурентоспособности новых видов услуг в специальной литературе уделено недостаточно внимания. Это и предопределило цель, задачи и направления настоящего исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в дополнении научно-практических положений по совершенствованию управления развитием предприятий региональной сферы услуг в современных условиях хозяйствования.

Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

— изучения сущности, структуры и особенностей рынка услуг, а также уточнение понятия региональной сферы услуг и тенденции ее развития;

— выявления места малого бизнеса в институциональной структуре сферы услуг;

— анализа региональных особенностей и проблем развития предприятий сферы услуг;

— выявления новых видов услуг, обусловленных развитием рыночных отношений и необходимостью повышения качества жизни населения;

— уточнения методики оценки конкурентоспособности услуг и предприятий сферы услугопределения особенностей стратегического управления на предприятиях сферы услуг;

— формирования стратегии развития малого бизнеса в сфере услуг.

— формирования стратегии развития малого бизнеса в сфере услуг.

Объектом исследования являются предприятия РФ и РД.

Предметом исследования выступают методы управления и экономические связи, возникающие в процессе целенаправленного воздействия на развитие предприятий сферы услуг.

Теоретической и методологической базой исследования являются фундаментальные положения экономической теории, научные работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов по управлению сферой услуг, действующее российское законодательство, нормативные акты и другие официальные документы.

В процессе выполнения работы были использованы такие методы научного анализа, как комплексный, системный и экономический анализ, статистические и математические методы обработки информации, методы экспертных оценок и др.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты органов власти Российской Федерации и Республики Дагестан по развитию сферы услуг, материалы Территориального органа Федеральной службы Госстатистики по Республике Дагестан, а также материалы первичного учета отдельных предприятий сферы услуг, полученные автором в результате проведенных исследований.

Научная новизна проведенного исследования заключается в уточнении теоретических и методических положений, концептуальных подходов к управлению развитием предприятий на основе принципов и методов стратегического менеджмента ориентированного на повышение их конкурентоспособности и эффективности функционирования в условиях рыночных преобразований. Разработанные рекомендации могут быть применены в процессе создания комплексной системы обеспечения конкурентоспособности предприятий, основанной на инновационной деятельности в организации.

На защиту выносятся следующие элементы научной новизны:

— уточнено понятие «сфера услуг», под которым понимается совокупность полезных потребительских стоимостей и индивидуальных ценностей, удовлетворяющих все возрастающие потребности населения, предоставляемых организациями всех форм собственности при регулирующей роли органов власти;

— определена цель развития предприятий сферы услуг, которая состоит в качественном удовлетворении потребностей населения в улучшении их условий жизни с учетом реформирования экономических отношений и социальной ориентации национальной экономики;

— выявлены тенденции развития региональной сферы услуг. Они заключаются в том, что в сфере услуг возникает специфический спрос на услуги маркетологов, управленцев, финансовых экспертов и аудиторов, юристов, психологов и других специалистов, адекватный спросу населения на их услуги;

— на основе проведенного комплексного анализа структуры сферы услуг в регионе выявлены проблемы и перспективы развития основных отраслей сферы услуг;

— создана методика разработки новой услуги с учетом потребительских предпочтений, суть которой заключается в многостадийной проверке идей новых услуг на соответствие потребительским ожиданиям, с одной стороны, и производственным возможностям с другойвыработка методики моделирования системы показателей конкурентоспособности новой услуги, включающей в себя анализ рынка, изучение потребителей и их требований, анализ конкурентов, формирование перечня показателей конкурентоспособности и определение уровня данных показателей с учетом требований потребителя;

— развита и дополнена теория стратегического управления на предприятиях малого бизнеса в сфере услуг, разработана классификация стратегии развития и предложены направления развития малых предприятий в сфере услуг региона.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты доведены до конкретных рекомендаций, моделей, технологий и программ, обеспечивающих создание и эффективное функционирование сферы услуг на уровне региона. При выработке методик, подходов и схем учитывались особенности современного состояния предприятий сферы услуг региона и общеэкономическая ситуация в стране. Применение на практике разработанных научно-практических рекомендаций по организации процесса создания и продвижения новых видов услуг, основанных на инновационной деятельности, позволяет создать эффективную систему управления, основанную на нововведениях, скоординировать работу различных подразделений предприятия, обеспечить рентабельность проводимых мероприятий по выведению услуг на рынок и в итоге повысить конкурентоспособность организации.

Результаты диссертационного исследования использованы при адаптации целевых программ, обеспечивающих федеральный уровень услуг различным группам и категориям населения города Махачкалы.

Апробация работы. Теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором на ежегодных научно-практических конференциях, проводимых Институтом социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Дагестанским государственным техническим университетом и Институтом финансов и права, а также нашли применение в ряде предприятий сферы услуг города.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 10 научных работ общим объемом 8,3 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования автором сделаны следующие выводы и предложения.

1. В качестве цели разработки услуг выделено создание новых ценностей и удовлетворение потребности населения в качественном изменении их условий жизни с учетом социальной ориентации рыночной экономики муниципального образования и реформирования социально-экономических отношений в российском обществе в целом.

При этом содержание процесса развития сферы услуг — это разработка, создание и продвижение новых видов услуг, адекватных изменяющимся потребностям населения с учетом внешних факторов, когда происходит оперативное и конструктивное реагирование на них.

2. Формирование в сфере услуг конкурентной среды и развитие малого бизнеса приведут к снижению стоимости услуг и повышению качества? развитию инфраструктуры отрасли, а значит, услуги будут более доступными для населения.

Основными проблемами, сдерживающими развитие предприятий малого бизнеса в сфере услуг, являются: недостаток собственных средств, высокие налоговые ставки, низкий потребительский спрос. К другим проблемам относятся высокие тарифы по оплате тепловой и электроэнергии, дорогостоящие услуги сертификации, разрушение связей по поставкам материалов и комплектующих. Отсутствует государственная концепция развития сферы услуг.

3. На основе проведенного анализа предприятий сферы услуг Республики Дагестан, включающего в себя изучение статистических материалов, анкетных опросов наемных работников, беседы с руководителями предприятий сферы услуг и сотрудниками администрации, занимающимися поддержкой предпринимательства в данном секторе экономики, представлена комплексная характеристика предприятий сферы услуг. Систематизация анализируемого материала позволила классифицировать все предприятия сферы услуг по четырем направлениям, к каждому из которых необходимо принять особый подход для поддержки и регулирования бизнеса:

1) мелкие предприятия, целью которых является поиск средств для существования их работников и поддержания самоуправляемости' данного примитивного бизнеса;

2) малые предприятия, создающиеся при крупных фирмах;

3) фирмы, координирующие деятельность определенного числа мелких индивидуальных предприятий, самостоятельно занимающихся подобной деятельностью;

4) высокотехнологические и инновационные предприятия.

4. В условиях возрастающей конкуренции обостряется борьба за рынки сбыта, все более возрастает значение региональных услуг, связанных с продвижением товара нарегиональные рынки. Становится очевиднымчто именноразвитие сферы муниципальных услуг будет определять конкурентные преимущества городов. Концепция развития сферы услуг базируется на том, что органам местного самоуправления необходимо активно включаться в координацию деятельности структур, обеспечивающих в муниципальных образованиях активную бизнес-среду. Опережающее развитие сферы услуг по обслуживанию бизнеса не только создает новые рабочие места, но и дает импульс к выходу из кризиса стагнирующих муниципальных образований.

5. Анализ состояния и тенденций развития сферы услуг позволяет утверждать, что к числу изменений, произошедших в данной сфере, следует отнести небывалое распространение консультативных услуг, необходимых при решении сложных организационно-финансовых вопросов. Консультативные услуги стали необходимой функцией в деятельности организаций универсальной и посылочной торговли при продаже товаров в кредит, либо с рассрочкой платежа. Рост сферы организационно-финансовых услуг, включение в нее небанковских учреждений, диверсификации самих услуг можно объяснить структурными сдвигами, происходящими на финансовых рынках, прежде всего дерегулированием кредитно-финансовой сферы и изменениями в поведении потребителей.

Автор считает, что органам местного самоуправления необходимо больше уделять внимания в своей повседневной деятельности проблемам организаций, деятельность которых направлена в основномна оказание данных услуг. Именно это направление деятельности органов местного самоуправления станет в ближайшее времяглавным фактором, обуславливающим успешное развитие экономики муниципального образования.

6. Стратегия разработки, производства и продвижения новых видов услуг должна осуществляться по следующим направлениям: определение конкретных результатов, которые должны быть достигнутыпредоставление выгод и социальных ценностей жителям муниципальных образований, которые необходимо обеспечитьмониторинг проблем жителей, которые нужно решитьформирование рыночных отношений посредством организации конкурса на разработку и предоставление услуг, удовлетворяющих новые потребности жителей.

7. Государственная стратегия развития сферы услуг в регионе должна быть направлена на поддержку и развитие малого бизнеса в этой сфере. Основным инструментом регулирования и развития сферы услуг должна быть инфраструктура и система поддержки малого предпринимательства в республике.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Республике Дагестан в настоящее время представляет собой систему государственных и негосударственных организаций по предоставлению' финансовой, организационной, информационной, законодательной и других видов поддержки предприятиям малого бизнеса.

Предлагается модель государственного регулирования развития малого бизнеса в сфере услуг с использованием созданной в республике инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с добавлением функции содействия франчайзингу по направлениям: финансирование, обучение и консалтинг, информационная и законодательная поддержка.

8. Населению территории местного самоуправления должна быть предоставлена возможность самостоятельно: определять пути, формы и стадии перехода к реальному самоуправлению с учетом специфики данного населенного пункта и города, а также степени готовности населения взять на себя ответственность за управление развитием территории," решение местных задачсоздавать структуру и организацию местного самоуправления с учетом исторических, национальных и местных традиций и обычаевнаходить способы осуществления собственных инициатив по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления.

Только через организацию современного муниципального менеджмента возможно создание и разумное использование ресурсной базы, других основ и механизмов развития территорий, более справедливое владение муниципальной собственностью, прямое участие каждого жителя в формировании благоприятного социального пространства.

9. Совершенствование управления развитием предприятий сферы услуг связано с формированием управленческих навыков у руководителей предприятий малого бизнеса, в первую очередь, в сфере стратегического менеджмента, что связано с разработкой стратегии развития предприятия.

Под стратегией развития малого бизнеса понимается форма поведения субъекта малого бизнеса во внешней среде с учетом особенностей внутренней среды. Необходимыми элементами внутренней среды, на основании которых строится стратегия развития, являются оптимальная организационная структура, позволяющая руководству заниматься стратегическими вопросами, активное участие в создании ассоциаций, союзов, общественных объединений предпринимателей с целью влияния на внешнюю среду, стратегическая цель, наличие необходимых ресурсовинформации и квалифицированных кадров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь. 1991. № 29. С.6−7.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: «Центр экономики и маркетинга», 1996.
  3. И.М. Платные услуги: дифференциация территории или территория дифференциации? // Проблемы прогнозирования. 2010. № 5. -С.16−31.
  4. Ю.П., Алисов А. Н., Волков Е. А. и др. Местное самоуправление: технологии, проблемы, перспективы. Ханты-Мансийск: ЭПТПС ТГСХА, 2005.
  5. A.A. Маркетинговые исследования рынка услуг: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
  6. В., Митьков С. Рынок маркетинговых > услуг Краснодарского края // Маркетинг. 2005. № 6. С. 78.
  7. С.Д. Стратегия социально-экономического развития города в период становления рыночного хозяйства. М.: Экономика, 2003. -286 с.
  8. A.B., Андрейчикова О. Н. Принятие стратегических управленческих решений. Волгоград: Волг. ГТУ, 1998. — 140 с.
  9. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  10. А.Н. Вопросы качества услуг по ремонту бытовой техники. — М., 1999.- 109 с.
  11. А. Предпринимательские сети — формы сотрудничества малых фирм // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 4. -С.88−90.
  12. Афанасьева- Н.В., Багиев ГЛ., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства. СПб.: СПбГУЭФ, 1996.
  13. В.В., Полуэктова Э. М. Совершенствование методов оценки социально-экономической- эффективности новых видов и форм бытового обслуживания населения // Сб.науч.тр. ЫИТХИБ. М., 1998- -С.119−120:
  14. Г. Л., Рихтер Х. П. Механизм взаимодействия: товарная политика- конкурентоспособность товара- стратегическое решение^ — СПб: СПбГУЭФ, 1999-
  15. Е.Г. Конкуренция и конкурентоспособность услуг // Маркетинг услуг / Под ред. акад. Г. Л. Багиева. СПб: СПбГУЭФ, 1997.
  16. Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. / Под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финстатинформ, 1993.
  17. Банников А. И-, Биктемирова М^Х., Р6льбина-Е.С. Маркетинг: Учебное пособие. Казань: Изд-во КФЭИ, 1998.
  18. Е.В., Бережной В .И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика- 2001- - 366 с.
  19. А., Голаенко Н- Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. Краснодар, 1996. — 460 с.
  20. В.В. Развитие нового направления деятельности в области регионального маркетинга и муниципального развития- // Опыт развития предпринимательства в России. -М., 2001. С.45−51.
  21. ., Галецкий В.Развитие услуг и экономический рост. — -М., 2000- Проект № 98−02−02 2006.
  22. Т.С., Чернявский А. Г. Маркетинг. М.: «Приор», 2001.
  23. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики- 2004. № 4- — С.66−78.24.
Заполнить форму текущей работой