Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути рационального использования учебных комплексов в усовершенствовании преподавания школьного курса зоологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод педагогического эксперимента был использован для отработки приемов рационального использования учебных комплексов в преподавании школьного курса зоологии в реальной педагогической работе и для сравнения эффективности контрольных (проводимых по обычной методике) и экспериментальных (с использованием учебных комплексов) уроков (по количеству видов учебной работы, среднему баллу и составляющим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ НА УРОКАХ ЗООЛОГИИ
    • I. Принцип наглядности и развитие методики естествознания в школах дореволюционной России
    • 2. Разработка теории и практики принципа наглядности в советской школе
    • 3. Комплексное использование средств наглядности как главное направление развития принципа наглядности на современном этапе
  • 4-. Психолого-физиологические обоснования применения учебных комплексов на уроках зоологии
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ ЗООЛОГИИ
    • I. Определение круга понятий, как основы для создания учебного комплекса и выбора методов его применения
    • 2. Учебные комплексы и использование современных научных фактов
    • 3. Возможности учебных комплексов для решения задач эстетического воспитания, формирования положительного эмоционального фона и стойкого интереса к зоологии
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА УРОКАХ ЗООЛОГИИ. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Пути рационального использования учебных комплексов в усовершенствовании преподавания школьного курса зоологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работники просвещения, учителя, как и все советские люди, с глубоким удовлетворением восприняли решения майского, ноябрьского (1982 г.)" июньского, декабрьского (1983 г.)" февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, подтвердивших курс на неуклонное осуществление ленинской внутренней и внешней политики, выработанной ХХУ1 съездом КПСС.

Сложны и ответственны задачи, стоящие перед Советской страной в настоящее время. Тем, кто сегодня садится за школьную парту, говорилось на июньском (1983 г.) Пленуме, решать крупномасштабные, новаторские задачи, претворять в жизнь планы экономического, социального, политического развития на новом этапе развитого социализма. К этому молодежь следует готовить повседневно, целенаправленно и эффективно. В решении этой важной задачи неоценимую роль играет общеобразовательная школа. Именно здесь закладываются прочные основы знаний, во многом формируется все содержание личности будущего высокосознательного труженика, гражданина и защитника Страны Советов. В этом смысле школа является своеобразной социальной кузницей, в которой куется будущее нашего народа.

В условиях развитого социализма школа оказалась на более высоком, принципиально новом этапе своего развития. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, одобренная апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР, имеет своей целью поднять работу школы на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма. Это дело большой важности, затрагивающее интересы каждой семьи, всего советского народа. Естественно, все это выдвигает перед школой и новые, более серьезные задачи. В своей речи на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко говорил: «Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса» (с.5″)• А для этого необходимо, чтобы школа успешно решала свою задачуучить детей учиться, формировать и развивать умственные способности каждого юного человека. Поэтому необходимо усилить внимание и качеству уроков, более обоснованному выбору методов, средств и форм обучения, чтобы учебно-воспитательный процесс в каждой школе шел вровень с веком и все дело образования и воспитания молодежи базировалось на новейших достижениях научно-технического и социального прогресса нашего общества.

Надо помнить, что умственное развитие молодого поколения, воспитание его творческих способностей, вопрос не только и не столько педагогический, сколько социально-политический, ибо это мощный стимул развития экономики и культуры страны.

Стержень всей работы школы, как отмечено в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.)" коммунистическое воспитание, формирование человеческой личности будущего строителя коммунизма. Чем больше коммунистическое воспитание будет пронизывать все сферы школьной жизни, чем глубже и всестороннее на уроках, во всей другой работе с детьми будут закладываться основы марксистско-ленинского мировоззрения, осуществляться идейно-политическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, тем полнее мы сумеем решить задачи, поставленные партией по формированию нового человека, а значит, по строительству коммунизма.

Успешное решение этих сложных задач потребует от каждого учителя высокой сознательности, организованности, творческого подхода к своему делу, настойчивого освоения передового опыта, целеустремленности, умения сосредотачивать свою деятельность на ключевых направлениях. В Постановлении июньского (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС указывается, что в самое короткое время необходимо: «. поднять уровень воспитательной работы в школах. Последовательно проводить ленинские принципы единой трудовой политехнической школы, воспитывать у школьников привычку и любовь к общественно-полезному труду, расширять их идейный кругозор, формируя прежде всего у каждого из них высокие качества гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма. Полнее использовать возможности школы в эстетическом. воспитании. Возвышать престиж и авторитет учителя, больше заботиться о его квалификации, условиях работы и быта» (с.78).

Для современной педагогической науки исключительную важность приобретает актуальность научных исследований в области методи-, ки, педагогики, психофизиологии с целью решения задач оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса в школе.

Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса в педагогической науке понимают целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников. Оптимизация должна спо-, собствовать достижению максимально возможных результатов в данных конкретных условиях школы, определенного класса.

В настоящее время возникли не только острая потребность, но и объективные возможности для решения задач оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Одной из них является накопленный педагогической наукой потенциал идей как по отдельным компонентам учебно-воспитательного процесса, так и процессу в целом. Другой является общее повышение уровня квалификации и мастер

— б ства учителей, развитие учебно-материальной базы школ, благоприятное образовательное влияние средств массовой информации, расширение внеурочной работы с детьми и т. д.

Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом невозможно без повышения эффективности каждого урока в частности. Уроки по традиционной схеме «проверка знаний — объяснение — закрепление» ограничивают развитие у учащихся самостоятельности, творческой активности и инициативности, не формируют уме.

I/* ния самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в стремительном потоке информации, не в полной мере способствуют глубокому и сознательному усвоению знаний по основам. наук и формированию на этой основе диалектико-материалистического мировоззренияприводят, наконец, к перегрузке учащихся.

Одним из требований к современному уроку является то, что учащиеся должны в основном усваивать знания на уроке. Это позволит преодолеть или резко снизить перегрузку учащихся домашними заданиями. Вместо трудоемкого заучивания учебного материала учащиеся должны иметь возможность лучше его осмыслить, закрепить на уроке выполняя творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.? Это предполагает интенсификацию учебного процесса. Интенсификации обучения на уроке способствует применение технических средств, дидактических материалов для самостоятельных работ, таблиц и т. д. Их рациональное использование сокращает время протекания отдельных этапов урока. Это время может быть важным резервом для глубокого усвоения знаний, для развития механизмов творческого мышления. Кроме того, помощь учащихся-ассистентов в подготовке и использовании технических средств обучения, других средств наглядности, в подборе дидактических материалов и литературы для самостоятельной работы также делает их активными соучастниками учебновоспитательного процесса. Максимальная насыщенность урока педагогически целесообразной учебной деятельностью всех учащихсятаково еще одно необходимое требование и условие повышения эффективности урока.

Одним из главных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и интенсификации является разработка теории и практики использования учебных комп- / лексов (Шаповаленко, 1967; 1973; Лепина, 1973; Розенштейн, 1974; Трайтак, 1976; Прессман, 1979; Бабанский, 1980 и др.).

Наше исследование посвящено разработке теории и практики создания и методики использования учебных комплексов в учебно-воспитательном процессе на уроках зоологии в 6−7 классах, т. е. лежит в русле одного из главных направлений развития современной педагогической науки — и поэтому является вполне актуальным.

Объектом исследования являлся учебно-воспитательный процесс на уроках зоологии в 6−7 классах городских и сельских школ.

Предметом исследования мы избрали методику использования учебных комплексов в учебно-воспитательном процессе на уроках зоологии.

Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы определить основные методические приемы создания учебных комплексов, составить учебные комплексы по нескольким темам школьного курса зоологии, разработать методику их использования в учебно-воспитательном процессе и проверить эффективность использования учебных комплексов в педагогической работе.

В соответствии с основной целью исследования была сформулирована рабочая гипотеза, согласно которой методика рационального использования учебных комплексов должна привести: а) к повышению научности и прочности знаний о животном мире а, значит, к более успешному решению задач формирования диалекти-ко-материалистического мировоззрения и развития абстрактно-логического мышленияб) к созданию на уроках стойкого положительного эмоционального тонуса у учащихся и на основе этого поддержанию устойчивого интереса к зоологии и улучшению работы механизмов внимания и памятик более успешному решению задач эстетического воспитанияв) к оптимальному насыщению урока педагогически целесообразной учебной работойг) к улучшению организации систематического контроля за работой учащихся.

Исходя из этого были определены конкретные задачи исследования:

1. На основе изучения литературы по раздельному применению наглядных и аудиовизуальных средств обучения в учебном процессе обосновать необходимость комплексного их применения в курсе зоологии 6−7 классов.

2. Определить основные методические приемы создания учебных комплексов и разработать их содержание в соответствии с ведущими темами курса зоологии и учебно-воспитательными задачами, решаемыми в процессе их изучения.

3. Разработать методику проведения конкретных уроков по определенным темам курса зоологии с применением учебных комплексов. Провести педагогические эксперименты и психолого-физиологические наблюдения по отработке методических приемов использования учебных комплексов и определению эффективности их в учебно-воспитательном процессе.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

I. Метод теоретического исследования, который дал возможность ознакомиться с методической, психолого-педагогической, философской, физиологической литературой по интересующей нас проблеме и определить круг вопросов, составивших основу нашего исследования. Проведен анализ более 200 работ и оформлена библиография.

2. Метод педагогического наблюдения был использован в целях анализа и обобщения опыта работы учителей города и области с наглядными пособиями на уроках зоологии. С этой целью использовались индивидуальные и фронтальные беседы с учащимися, анализировались их письменные ответы, проведено анкетирование учителей и учащихся. Мы знакомились с планами и конспектами уроков учителей школ, посещали эти уроки, изучали методические рекомендации к урокам в плане темы диссертации.

3. Метод педагогического эксперимента был использован для отработки приемов рационального использования учебных комплексов в преподавании школьного курса зоологии в реальной педагогической работе и для сравнения эффективности контрольных (проводимых по обычной методике) и экспериментальных (с использованием учебных комплексов) уроков (по количеству видов учебной работы, среднему баллу и составляющим его оценкам при текущей и отсроченной проверке знаний двух типов и др.). При составлении вопросов для учащихся и последующем анализе ответов особое внимание отводилось оценке степени усвоения важнейших понятий курса зоологии. В этом же эксперименте проводились психолого-физиологические наблюдения за учащимися с целью выявления изменений в уровнях внимания, памяти и эмоционального состояния на экспериментальных уроках по сравнению с контрольными. Всего было проведено 613 контрольных и 635 экспериментальных уроков.

Исследования проводились нами в течение 1977;1983 годов совместно с учителями биологии (школы № 30 г. Пензы, Радищевской восьмилетней школы Кузнецкого района Пензенской области) и студентами 4−5 курсов естественно-географического факультета Пензенского пединститута при прохождении педагогической практики в школах № 30 г. Пензы, Колышлейской, Колтовской, Крутцовской школах Колышлейского района, Булычевской средней школе Иссинского района, Варыпаевской средней школе Кондольского района (все школы Пензенской области).

Новизна научного исследования заключается в создании учебных комплексов по отдельным темам школьного курса зоологии и разработке методики их использования на соответствующих уроках. Для оценки эффективности экспериментальных уроков впервые в методическом исследовании комплексно оценивались педагогические и психофизиологические показатели (средний балл и составляющие его оценки по текущей и отсроченной проверке знаний у учащихсяколичество учеников, охваченных разными видами учебной работывиды и количество различных средств обучения, задействованных на урокеданные хронометража учебного времени всех этапов урокаобъем и точность внимания, объем и скорость воспроизведения информации в кратковременной памяти, эмоциональное состояние учащихся).

Впервые в методическом исследовании по зоологии использоваV лась функциональная музыка как один из важных компонентов учебных комплексов.

Практическая ценность выполненной работы заключается в том, что созданные учебные комплексы и разработанные методические варианты уроков с их применением по некоторым темам зоологии могут использоваться учителями зоологии.

Использование в преподавании зоологии разработанных учебных комплексов по предлагаемой методике:

— позволяет интенсифицировать и оптимизировать процесс изучения зоологии за счет повышения интереса учащихся к зоологии, увеличения количества учащихся, занятых учебной работой разных видовусиления научности преподавания без перегрузок учащихся, организации систематического контроля за работой учащихсяи, как следствие всего этого, значительному улучшению качества знаний учащихся (и, прежде всего, более прочному усвоению понятий);

— дает возможность более успешно решать задачи эстетического воспитания на основе использования различных аудиовизуальных средств обучения и создания стойкого положительного эмоционального фона;

— облегчает подготовку учителей и учащихся к урокам.

Кроме того результаты исследования могут использоваться:

— в лекционно-практическом курсе «Методика преподавания биологии» на 3−4 курсах педвузов;

— при прохождении педпрактики студентами 4−5 курсов педвузов;

— в лекционно-практических курсах ИУУ по вопросам совершенствования методики преподавания зоологии.

Сообщения о результатах работы, методические рекомендации по созданию и использованию учебных комплексов в преподавании школьного курса зоологии заслушивались и были одобрены на ежегодных методических совещаниях учителей-биологов г. Пензы и Пензенской области (1980;1981 гг) — на внутривузовских научно-методических конференциях (1978, 1980,1982;1984 гг.), результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр анатомии и физиологии человека и животных Пензенского государственного педагогического института им. В. Г. Белинского, методики преподавания биологии Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупскойкурсах повышения квалификации учителей при Пензенском институте усовершенствования учителей (1980;1983 гг.), лаборатории обучения биологии и химии НИИ школ МП РСФСР (1982;1983 гг.).

Методические разработки по урокам с использованием учебных комплексов используются на лабораторных и семинарских занятиях по методике преподавания биологии студентами 3−4 курсов естественно-географического факультета Пензенского государственного педагогического института им. В. Г. Белинского, на педагогической практике студентами 4−5 курсов естественно-географического факультета Пензенского пединститута, стажерами и учителями биологии ряда школ г. Пензы и Пензенской области.

и воды.

Размножение.

1. Ложноножки.

2. Ядро.

3. Сократительная вакуоль.

4. Пищеварительная вакуоль.

3. Текстовые, требующие записи кратких, конструктивных ответов. Например, заполнить следующую таблицу: аракт. при ¡-Форма !Среда знаки! тела I обита! !ния Представителем. !

ДвижеШитание!Выделе- ! Разине ! ¡-ние ! множе¦ ние.

Амеба дизентерийная.

Вольвокс.

Б то время как учащиеся (10−12 человек) отвечают письменно на предложенные задания, в классе проводится устный опрос с применением диапроекторов «Протон» или «Свитязь». Показывается набор цветных слайдов из серии «Одноклеточные животные» («Эвглена», «Вольвокс») и учащимся предлагается сделать устное описание показываемых объектов. Для оживления данной формы опроса в нее вводился элемент соревнования. Суть соревнования заключается в следующем. Каждому из опрашиваемых предлагается один объект. У учителя имеется эталон ответа, в который обязательно входят несколько принципиально важных моментов, характеризующих данный объект (количество их для каждого объекта свое). В течение не более 2−3 минут ученик должен дать возможно полный ответ. При оценке учитывается время и полнота ответа (в сравнении с эталоном учителя). Например, показывается цветной слайд «Эвглена». Время экспозиции — 3 минуты. За это время учащийся описывает эвглену, при этом в своем рассказе обязательно (согласно эталона) должен отметить: а) наличие жгутика — органоида передвиженияб) наличие хроматофоровв) наличие запасных питательных веществг) наличие светочувствительного глазка-стигмы. Полный ответ в пределах 2 минут — 5 баллов, 3 минут — 4 балла, верный наполовину за 3 минуты — 3 балла и т. п.

В заключении опроса можно спросить у учащихся:

1. Какие особенности строения и жизнедеятельности эвглены сближают ее с растениями, а какие — с животными?

2. Когда и зачем осуществляется инцистирование амебы и эвглены зеленой?

Всего с помощью проверяющего учебного комплекса мы опрашивали по 13−16 учеников за урок. Время опроса составляет при этом 6,0 + 0,8 мин. (данные по 25 урокам). На контрольных уроках (данные по 25 урокам) количество опрошенных учеников равнялось в среднем 5, время опроса — 11,0 + 1,1 мин.

Таким образом, применение проверяющего учебного комплекса увеличивает количество опрашиваемых учеников, что в конечном итоге способствует систематической подготовке их к каждому уроку. И, самое главное, позволяет сэкономить около 5 минут чистого времени. Это время мы в своих уроках по данной теме использовали для самостоятельной работы с натуральными объектами по изучению внешнего строения инфузории-туфельки, образования пищеварительных вакуолей, наблюдения реакций инфузории-туфельки при введении в водную среду поваренной соли, при действии света. В результате учащиеся воочию наблюдали, что по особенностям строения и процессов жизнедеятельности инфузории-туфельки более сложнооргани-зованные простейшие по сравнению с обыкновенной амебой. Важность таких наблюдения очевидна, так как организмы этого вида в реальной жизни учащиеся увидеть не могут.

Пример другого рода. Урок «Происхождение млекопитающих. Отряды Первозвери и Сумчатые». Из данных хронометража учебного времени на 23 контрольных (таблица 2. Приложение) и 24 экспериментальных уроках (таблица 3. Приложение) следует, что экспериментальные уроки отличаются от контрольных по следующим показателям:

1. Повторение и проверка знаний не выделяются в особый этап урока, а рассредотачивается по этапам изучения нового материала и закрепления знаний.

2. За счет сэкономленного на опросе времени и более «плотной» подачи информации с параллельным использованием элементов обучающего учебного комплекса при изучении нового материала, рассматривается ряд новых вопросов, имеющих принципиально важное значение (см.разделы*таблиц 2,3. Приложение) — отдельные вопросы рассматриваются более углубленно, чем на контрольных уроках (см.разделы — ** табл. 2,3. Приложение).

3. Больше времени отводится на закрепление нового материала.

Как показала проверка знаний на следующем уроке и отсроченная проверка в конце темы, экспериментальный урок оказался эффективнее. Средний балл при проверке знаний на следующем уроке составил: на контрольных уроках — 3,6 +0,1 (данные по, НО ученикам) — при отсроченной проверке знаний: на контрольных уроках -3,3 + 0,05 (данные по 330 ученикам) — на экспериментальных уроках -4,1 + 0,04 (данные по 405 ученикам).

Различия в величинах среднего балла между контрольными и экспериментальными уроками достоверны (Р < 0,05).

Таким образом, использование учебных комплексов создает возможность более экономно и эффективно расходовать время урока и, за счет этого вводить в урок новую учебную информацию, обеспечивающую более успешное решение учебно-воспитательных задач каждого урока.

П. Как мы уже указывали, уроки с учебными комплексами более насыщены разнообразными средствами наглядности, чем обычные уроки. Это видно на примере нескольких сводных таблиц (таблицы 2,3).

В контрольных классах на всех (100) уроках по теме «Тип Простейшие» было использовано 563 единицы учебного оборудования (в среднем по 5−6 единиц на каждом уроке). В экспериментальных классах на всех (100) уроках по этой же теме было использовано (1161 единица учебного оборудования (в среднем по 11−12 единиц на каждом уроке).

В контрольных классах на всех (98) уроках по теме «Тип Хордовые. Класс Рыбы» было использовано 1225 единиц учебного оборудования (в среднем по 12 единиц на каждом уроке).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе анализа проведенного исследования можно заключить, что успешное решение учебно-воспитательных задач на уроках зоологии в современной школе возможно только при системном использовании средств обучения в виде учебных комплексов, которые создаются на основе: а) современной теории развития понятийб) тщательного дифференцированного отбора теоретического и наглядно-чувственного материалав) детального знания психофизиологических особенностей учащихся подросткового периодаг) при наличии различных технических средств обучения и других средств наглядности в школах с использованием разработанных положений теории и практики раздельного использования их на уроках зоологии.

В экспериментальном преподавании было доказано, что использование учебных комплексов ведет к повышению плотности ввода учебной информации за единицу времени благодаря использованию разнообразных форм чувственного воздействия и возникновению прочных связей между центрами возбуждения во П сигнальной системе (на слова) и I сигнальной системе (на образы). Возникновение узлоз ассоциирующих условных связей между I и П сигнальными системами способствует более быстрому развитию механизмов абстрактно-логического мышления.

Эффект переключения одних видов, психической деятельности на • другие, возникающий при параллельно-последовательном использовании различных компонентов учебных комплексов, несмотря на интенсивность умственной работы препятствует развитию утомления за счет максимального использования механизмов непроизвольного внимания, непроизвольной памяти, образного мышления. Доказано также, что использование на уроках зоологии учебных комплексов улучшает показатели внимания (точность и продуктивность), памяти и способствует формированию у учащихся устойчивого положительного эмоционального фона (особую роль при этом играет функциональная музыка). Качественное улучшение этих психофизиологических характеристик объясняет повышение эффективности уроков с учебными комплексами по сравнению с обычными. На практике реализуются важнейшие принципы развивающего обучения: проблемность обучения, развитие разных видов мышленияиндивидуализация обученияовладение эвристическими приемами в умственной деятельности. Успешней решаются и задачи эстетического и природоохранительного воспитания.

В ходе исследования выяснилось, что учебные комплексы позволяют экономно расходовать время урока, приводят к возникновению резерва учебного времени, используемого для «усиления», в соответствии с потребностями, отдельных этапов урока. И, наконец, учебные комплексы вовлекают в учебный процесс большее количество единиц учебного оборудования, использование которого идет при активной деятельности учащихся. Их соучастие в работе учителя приводит к образованию единого комплекса «учитель — ученик» со множеством прямых и обратных связей, что в конечном итоге повышает их активность на всех этапах урока. Это проявляется в возрастании количества учащихся, занятых разными видами учебной работы (помогающих учителю в использовании технических средств обученияотвечающих письменно и устноделающих сообщения по литературе, самостоятельно выполняющих работы научно-исследовательского характера и т. п.). Улучшение психофизиологических показателей, повышение активности учащихся на всех этапах урока вызывает стойкое повышение интереса учащихся к зоологии. Все это приводит к более прочному и глубокому усвоению учащимися учебного материала школьного курса зоологии и, прежде всего, к качественному улучшению процесса усвоения важнейших понятий. Средний балл при непосредственной проверке знаний и разных формах отсроченной проверки на всех уроках с использованием учебных комплексов всегда был достоверно выше, чем на обычных уроках.

Таким образом, в учебных комплексах заключен стимул к постоянному совершенствованию не только форм преподавания, но и учения в целом. Наличие учебных комплексов позволяет быстро вводить в учебные курсы информацию о новых открытиях в науке и достижениях в практике народного хозяйства. Комплексы, если они составлены, облегчают и подготовку учителя к уроку. По сути дела речь идет о наборе своеобразных динамических стереотипов, позволяющих алгоритмизировать весь процесс обучения. Разработка и внедрение в практику преподавания зоологии учебных комплексов во всех видах учебной деятельности способствует улучшению качества знаний учащихся, увеличению объема и точности получаемой ими информации об изучаемых предметах или явленияхповышению наглядности и доступности для учащихся изучаемого материалаорганизации систематического контроля за работой учащихся.

Следовательно, учебные комплексы оказываются таким средством, которое в наибольшей степени позволяет оптимизировать и интенсифицировать любой урок зоологии, максимально приблизить его к требованиям современной методической науки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Изготовление микроскопических препаратов. -М.: Учпедгиз, 1959. — 82 с.
  2. Е.П. Киноиллюстрация и кинофильм (в вузе). Вестник высшей школы, 1968, № 2, с.30−34.
  3. Л.П. Изобразительные наглядные средства в формировании и развитии основных генетических понятий курса общей биологии. Дис.канд. пед.наук. — Л., 1970. — 384 с.
  4. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.-М.: Медицина, 1968. 547 с.
  5. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовом деятельности. -М.: Просвещение, 1967. 251 е., ИЛ.
  6. М.В. Основы гигиены учащихся. -М.: Просвещение, 1971. 208 с.
  7. М.В. и др. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: Педагогика, 1974. — 136 с.
  8. М.В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. В сб.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. M., 1975, с.7−8.
  9. М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1977. — 334 с.
  10. Д.И. Проблемы голубого экрана. Учебное телевидение развивается. Вестник высшей школы, 1970, N: 7, с.12−16.
  11. С.И. Учебное кино. -М.: Учпедгиз, 1959. -264 с.
  12. С.И. Новая техника в учебном процессе. Вестник высшей школы, 1962, !" 8, с.13−18.
  13. С.И., Кубе ев Б.В. Кинофильмы и диафильмы в учебных заведениях профессионального образования. -М.: Профтехиздат, 1962. 100 с.
  14. С.И., Павлов Ю. Б. Что такое комплекс ТСО? -Вестник высшей школы, 1972, № 3, с.17−24.
  15. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1967. — 389 с.
  16. И.А. Основы возрастной периодизации. В кн.: Возрастная физиология. JI.: Наука, 1975, с.5−67.
  17. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. Под ред. И. А. Полищука и А. Е. Видренко. Киев: Здоров я, 1980. — 156 е., ИЛ.
  18. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Педагогика, 1977. 256 с.
  19. Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов. В кн.: Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1980, с.17−34.
  20. Ю.К., Патрушева О. И. Оптимизация процесса обучения биологии. Биология в школе, 1980, и? 2, с. 23.
  21. О.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношения у школьников. В кн.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М.: Просвещение, 1967, с.112−243.
  22. М.М., Кременецкий Н. Г. Методика зоологии. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1937. — 560 с.
  23. Ф.Б., Ыирошников М. П., Роканец Р. В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М.: — Медицина, 1976, — 176 с.
  24. Т.Г. Онтогенез анализаторных систем. В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975, с.523−549.25. /Злонский П. П. Избранные психологические произведения. -М.: ^ Просвещение, 1964. 546 с.
  25. М.И. Комплексное использование технических средств и программированного обучения в учебном процессе средней школы. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1973 — 20 с.
  26. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. -М.: АПН РСФСР, 1959. 347 с.
  27. А.И. Учебное телевидение: вопросы методические и организационные. Вестник высшей школы, 1970, }<>: 6, с.24−26.
  28. Л.И. Психологическим анализ формализма в усвоении школьных знаний. Советская педагогика, 1945, № II, с.45−53.
  29. П.И. и др. Методика преподавания биологии. М.: Высшая школа, 1962.'- 336 с.
  30. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные ассиметрии человека. -М.: Медицина, 1931, 238 е., ил.
  31. S.T., Казьмина Н.й. Уроки зоологии. -М.: Просвещение, 1981. 192 е., ил.
  32. В.А. Методика наблюдений над животными. Л.:' Госиздат, 1926. — 95 с., ил.
  33. А.И., Венчиков В. А. Основные приема статистической обработки результатов наблюдений в области физиологии. -М.: Медицина, 1974. 151 с.
  34. Н.М. Основы методики преподавания ботаники. -М.: АПН РСФСР, 1955. 818 с.
  35. Н.М. Современный урок биологии. В кн.: Совершенствование методической подготовки учителей биологии. Владимир, 1973, с.38−40.
  36. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. -М.: Педагогика, 1974. 224 с.
  37. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1976. 384 е., ил.
  38. М.Б. Технические средства в обучении географии. -М.: Просвещение, 1977. 144 е., ил.
  39. П.Ф. Лабораторные занятия и внеклассные работы по зоологии. -М.: Учпедгиз, 1953. 171 с.
  40. Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред.Д.Б.Элько-нина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 441'с.
  41. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
  42. В.П. Исследование эффективности использования комплекса экранно-проекционных пособий в учебном процессе средней общеобразовательной школы. Автореф. дис.. канд. пед.наук. — Киев, 1974. — 22 с.
  43. I Всероссийский съезд педагогов-естественников (10−16 августа 1923 г.). Естественно-историческое образование в СССР по данным I Всероссийского съезда педагогов-естественников 10−16 августа 1923 г. Под ред. Б. Е. Райкова. -М.: Начатки знаний, 1924. 376 с.
  44. .В. Общая методика биологии. -М.: Учпедгиз, I960. 331 с.
  45. .В. Проблемы дидактики биологии. М.: Просвещение, 1969. — 240 с.
  46. B.C. Развитие высших психических функций. -М.: АПН РСФСР, I960. 500 с.
  47. С.И. Физиологические особенности детей. -М.: Просвещение, 1965. 242 с.
  48. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. Вопросы психологии, 1969, № I, с.15−25.
  49. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. -М.: йзд-во МГУ, 1974. 101 с.
  50. A.M. Кино на уроке. -М.: АПН РСФСР, 1961. 102 с.
  51. А.Я. Избр. пед.труды. -М.: АПН РСФСР, 1953, 206 с.
  52. С.В. Живые животные в школе. JI.: Учпедгиз, 1949. -231 с.
  53. К. Психогигиена. М.: Прогресс, 1979. — 176 с.
  54. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. -М.: Педагогика, 1980. 152 е., ил.
  55. Д.П. Элементы программированного обучения в преподавании биологии. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — 182 с.
  56. В.В. Телевизионные передачи на уроках общей биологии. Биология в школе, 1969, № I, с.42−45.
  57. С.М. Гигиенические основы рациональной организации обучения и труда школьников. -М.: Медгиз, 1961. 34 с.
  58. Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. -М.: Наука, 1980. 180 с.
  59. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 1957, — 518 с.
  60. Л.В. Методика использования натуральных объектов при изучении членистоногих в седьмых классах общеобразовательной школы в условиях нижнего Приамурья. Автореф. дис.. канд. пед.наук. — Л., 1980. — 20 с.
  61. X. Мозг и сознание. -М.: Мир, 1971. 264 с.
  62. Э.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. -Л.: Наука, 1978. 143 с.
  63. A.C. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа, 1974. 454 е., ил.
  64. Т.В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка. Советская педагогика, 1965,6, с. 63.
  65. Т.В. Общение в подростковом возрасте. ХУШ Международный психологический конгресс, симпозиум 29. М.: 1966, с.40−41.
  66. И.И. Некоторые аспекты дидактики и методики применения технических средств в условиях кабинетной системы занятий. -В сб.: Технические средства и программированное обучение в педагогических вузах. Ростов-на-Дону, Пединститут, 1976.с.31−43.
  67. И.Л. Роль учебного телевидения в общей системе наглядности (на примерах телевизионных передач по химии). В сб.: Технические средства обучения. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.с.70−75.
  68. Ю.Д. Световой климат при работе подростков. Светотехника, 197 3, № 5, с.1−4.
  69. Ю.Д. Освещение и облучение. В кн.: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М.: Медицина, 1979, с.12−19.
  70. Л.С. Экранные пособия на уроках химии. -М.: Просвещение, 1981. 176 е., ил.
  71. Л.В. Закономерности памяти и усвоение учебного материала школьниками. Советская педагогика, 1942, J! v I, с.59−67.
  72. Л.В. Память школьника. -М.: Учпедгиз, 1949. 127 с.
  73. Л.В. Дидактика и жизнь. -М.: Просвещение, 1968.176 с.
  74. Л.В. Память и мышление в учебной деятельности школьников. Советская педагогика, 1969, Ii- 10, с.95−107.
  75. А.И. О роли средств наглядности обучения и активизации познавательной деятельности школьников. Советская педагогика, 1963, № 3, с.23−38.
  76. П.И. Непроизвольное запоминание. -М.: АПН РСФСР, 1961. 562 с.
  77. A.A., Федоров Б. Ф. Технические средства обучения в высших военно-учебных заведениях. (Вопросы теории и методики преподавания). -М.: Воениздат, 1976. 223 е., ил.
  78. В.Ф. Начертание естественном истории. 4-е изд. Пб., 1807. — 460 с.
  79. В.Ф. Педагогические труды. -М.: АПН РСФСР, 1956. 148с.
  80. А.М. Возрастные особенности памяти учащихся среднего и старшего школьного возраста. Дис.. канд.психол. наук. Л., 1972. — 175 с.
  81. А.М. Возрастная характеристика особенностей памяти учащихся 6−9 классов. В кн.: Управление умственной деятельностью и умственное развитие учащихся. Л., 1973, с.100−109.
  82. Д.Н., Каган B.S. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1980, — 184 е., ил.
  83. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.: Просвещение, 1968. 288 с.
  84. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. В кн.: Проблемы диагностики умственного развития учащихся. -М.: Педагогика, 1975, с.10−39.
  85. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. 200 е., ил.
  86. Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения. -М.: Просвещение, 1979. 271 е., ил.
  87. В.Н., Стромская Е. П. Гигиенические принципы планировки и благоустройства детских учреждений. В кн.: Гигиена детей и подростков, М.: 1980, с.260−330.
  88. В.В. Методика рационального применения учебников ботаники и зоологии в учебном процессе. Дис.. канд.пед. наук. Л., 1981. — 167 с.
  89. Л.Ф. Педагогический рисунок на уроках анатомии, физиологии и гигиены человека в УШ классе. Автореф. Дис.. канд. пед.наук. — Даугавпилс, 1966. — 24 с.
  90. Н.П. Использование учебных кинофильмов на уроках биологии. Биология в школе, 1971, № 5, с.37−42.
  91. Н.П. Школьные кинофильмы по биологии и методика их использования. Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1972. — 25 с.
  92. А.Ф., Кременецкий Н. Г. и др. Методика зоологии. -М.: Просвещение, 1964. 325 е., ил.
  93. И.В., Суворова П. И. Раздаточный материал по ботанике и зоологии. -М.: Учпедгиз, 1940. 144 с.
  94. И.В. Кабинет биологии средней школы. -М.: АПН РСФСР, 1956. 271 с.
  95. КолесовД.В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1978, 224 е., ил.
  96. В.А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения. В кн.: Проблема общения в психологии. М.- Наука, 1981, с.60−78.
  97. М.М., Усов А. Г. Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека. В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975, с.550−57 3.
  98. Я.А. Великая дидактика. Избр.пед.соч. М.: Учпедгиз, 1955, с.164−446.
  99. Комплексный кабинет естествознания в восьмилетней сельской школе. Использование средств обучения. Под ред. В. Ф. Шилова. -М.: Просвещение, 1979. 118 с.
  100. О.В. Формирование понятия «клетка» в курсе биологии средней школы. Дис. канд.пед.наук. -М., 1968, 312с.
  101. B.C. Задания для самостоятельной работы учащихся по зоологии. Минск: Народная Асвета, 1976. — 112 с.
  102. Г. С. Некоторые аспекты взаимосвязи обучения и умственного развития. Советская педагогика, 1967, № I, с.24−32.
  103. М.А. Курс инженерной психологии. Таллин: Валгус, 1978. — 364 е., ил.
  104. А.П. О подростках. М.: Педагогика, IS70.- 272 с.
  105. Н.Г. Оборудование курса зоологии.- М.: Учпедгиз, 19 38. 272 с.
  106. Н.Г. Практикум по зоологии. Пособие для учительских.институтов. -М.: Учпедгиз, 1951. 263 с.
  107. Н.К. Пед.соч.: в 10-ти т. М.: АПН РСФСР, 1957−1963, т. З, с.272−273- 274.
  108. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.
  109. ПО. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников.-И.: Просвещение, 1976. 303 с.
  110. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. -М.: Просвещение, 1965. 316 с.
  111. .В. Кино и диафильмы в вузе. М.: Высшая школа, 1961. — 162 с.
  112. ИЗ. Кутовенко С. Комплекс технических средств. Народное образование, 1966, № II, с.70−71.
  113. Ii.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. — 430 с.
  114. Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок. В кн.: эволюционный стресс. Л.: Медицина, 1970, с.88−109.
  115. Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Педагогика, 197I. 230 с.
  116. В.И. Задачи союзое молодежи. Поли.собр.соч., т.41, с.298−318.
  117. А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Изд-во МГУ, 1972. 575 с.
  118. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  119. В.Г. Система учебного оборудования курса анатомии, физиологии и гигиены человека в средней школе. Автореф.дис.. канд.пед.наук. -М.- 1973. — 24 с.
  120. И.Я. Поиск доказательства и познавательная самостоятельность учащихся. Советская педагогика. 1974, к= 7, с.28−38.
  121. Л.Е. Натуральные наглядные пособия, их роль в обу123 124 125 126 127 118 850 945 130 705 171 047 776 256чении и методика использования в средней общеобразовательной школе. Автореф. дис.. канд. пед.наук. — Киев, 1961. — 20 с.
  122. Г. Основы суггестологии. В кн.: Проблемы суггестологии. София: Наука и искусство, 1973, с.55−70.
  123. .Ф. Человек и техника. М.: Советское радио, 1966. -464 с.
  124. .Ф., Иваницкий A.M. О взаимосвязи психологии и физиологии е исследовании восприятия. Физиология человека. 1977, т. З, и: 6, с.951−960.
  125. A.B. О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1976. 634 с.
  126. А.Р. Основы нейропсихологии. -М.: Изд-во МГУ, 1973.374 с.
  127. Л.А., Никишов А. К. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. -М.: Просвещение, 1977, III е., ил.
  128. В.II. Влияние проблемного обучения на формирование интересов старшеклассников. -Автореф. дис.. канд.пед. наук. Л., 1970. — 22 с.
  129. A.M., Чистович Л. А. Об изменении деятельности звукового анализатора человека под влиянием словесных воздействий, применявшихся в экспериментах по физиологии органов чувств. Журнал внешней нервной деятельности, 1954, т.4, с. 465.
  130. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981. 223 с.
  131. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября, 1982 г. -М.: Политиздат, 1982. 62 с.
  132. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  133. Н.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. -М.: Просвещение, 1968. 88 с.
  134. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  135. В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя. Автореф. дис.. канд.искусствоведение. -М., 1971. 26 с.
  136. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976. 253 с.
  137. E.H. Работоспособность зрительного анализатора учащихся при восприятии зрительной информации с экрана телевизора в зависимости от световой обстановки. В сб.: Некоторые вопросы гигиены растущего организма. -М., 1978, с.44−48.
  138. Т.С., Пугал H.A., Шибаев А. Ф. Кабинет естествознания в сельской школе. -М.: Просвещение, 1981. 127 с.
  139. В.Ф. Практические работы в среднем школе. Часть П. -М.: АПН РСФСР, 1954. 104 с.
  140. О начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП (б) от5 сентября 1931 г. В кн.: Народное образование в СССР. Сб. документов I9I7-I973 гг. М.: Педагогика, 1974, с.156−161.
  141. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. В кн.: Народное образование в СССР. Сб. документов 1917—1973 гг. М.: Педагогика, 1974, с.161−165.
  142. В.А. Урок в современном школе. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  143. С.А. Простейшие работы по изготовлению зоологических и ботанических коллекций в школе и дома. Пг.: Жизнь и знание, 1915. — 376 е., ил.
  144. С.А. Кабинет биологии в средней школе. -JI.: Учпедгиз, 1955. 263 с.
  145. С.А. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии. -Л.: Детгиз, 1961. 135 с.
  146. В.М. Место научных терминов в развитии биологических понятий. Автореф. дис.. канд.пед.наук. Л., 1980, -- 25 с.
  147. М.С., Бенке А. Г. Комплексное использование дидактических и технических средств. Советская педагогика, 197I, № 9, с.43−52.
  148. X. Использование учебных кинофильмов на уроках биологии с целью повышения эффективности обучения. Автореф.дис.. канд.пед.наук.М., 1963. 25 с.150 151 152 153 154 154 949 509 438 954 619 935 681 150 976
  149. Ч. К реализации принципа наглядности. В кн.: Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1980, вып. Х, с.74−84.
  150. H.H., Кузнецов II.В. Собирание и изготовление зоологических коллекций. -М.: Госкультпросветиздат, 1952.- 184 с., ил.
  151. К.К. Вопросы психологии труда. -М.: Изд-во МГУ, 1970. 264. с.
  152. Н.М. Дидактические основы создания и применения учебных телевизионных передач по.общей биологии. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1974. — 26 с.
  153. В.В. Основы общей методики естествознания. 4-е изд. -Л.: Госиздат, 1925. — 236 с.
  154. В.В. Избр. пед. труды (Под ред. Б.Е.Райкова). -М.: АПН РСФСР, 1957. 132 с.
  155. Практикум по психологии. Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю.Б.Гиппен-рейтера. М.: Изд-во МГУ, 1972. 248 с.
  156. А.П. Использование кино и телевидения для развития речи учащихся. -М.: Просвещение, 1965. 160 с.
  157. Л.П. Технические средства в профессиональной подготовке будущих учителей. Советская педагогика, 1972, 11 9, с.75−86.
  158. Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. -М.: Просвещение, 1979. 176 с.
  159. Проблемы учебника биологии в средней школе. Под ред. Д. И. Трайтака. М.: Просвещение, 1979. 149 с.
  160. Проблемы методики обучения биологии в средней школе. Под ред. И. Д. Зверева. -М.: Педагогика, 1978. 320 с.
  161. Проблемы дидактических средств обучения биологии в школе. -Сб. научн. статей под ред. Д. И. Трайтака. М.: Просвещение, 1979. 149 с.
  162. Психология. Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. -М.: Учпедгиз, 1962. 559 с.
  163. .Е. Общая методика естествознания. Руководство для высших педагогических учебных заведений. -М.-Л.: Учпедгиз, 1947. 297 с.
  164. .Е. Первый зоологический атлас в России. Б кн.: Труды Института истории естествознания и техники АН СССР. М.: АН СССР, 1958, т.24, с.255−283.
  165. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения. -М.: АПН РСФСР, I960. 487 с.
  166. Л.В. Проблемный подход в обучении биологии в восьмых классах средней школы. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. -М., 1973. 20 с.
  167. М.С. Проблемы теории памяти. М.: Высшая школа, 1977, — 183 с.
  168. В.В. Проблема утомления. -М.: Медгиз, 1961. -219 с.
  169. A.M. Комплексы учебного оборудования по курсу ботаники У1 класса средней общеобразовательной школы и методика их использования. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1974. — 26 с.
  170. A.M. Дидактический материал для самостоятельных работ по теме «Цветковые растения и их классификация». -Биология в школе, 1974, № 3, с.46−50.
  171. А.И. Методические основы создания и использования учебных телепередач о животном мире и его охрана (в курсах зоологии средней школы). Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1977. — 22 с.
  172. С.Л. Основы общей психологии. И.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  173. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Наука, 1973, — 423 с.
  174. H.A. Методика преподавания зоологии. Л.: Учпедгиз, 1951, — 311 с.
  175. H.A. Методика преподавания зоологии. Л.: Учпедгиз, 1954. 359 с.
  176. H.A. Методика преподавания зоологии. Л.41.: Учпедгиз, 1957. — 512 с.
  177. H.A. Руководство к практическим занятиям по методике преподавания зоологии. -М.: Просвещение, 1976. 176 с.
  178. В.И. Возрастные и индивидуальные развличия в запоминании разных видов материала. В кн.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М.: Просвещение, 1967, с.243−248.
  179. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Под ред. Е. П. Бруновт. -М.: Просвещение, 1969. — 215 с.
  180. Р.Г. Гигиена обучения в школе. М.: Просвещение, 1974. — 191 с.
  181. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. -М.: Наука, 1970. 141 с.
  182. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотиваци-оино-эмоциональные аспекты. -М.: Наука, 1975. 173 с.
  183. И.Д. Возбуждение познавательных интересов и управление ими в преподавании зоологии. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -JI., 1965. — 24 с.
  184. A.A. Вопросы психологии усвоения понятий школьниками. Советская педагогика, 1946, ц: 8−9, с.76−88.
  185. A.A. Психология запоминания. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. 326 с.
  186. A.A. Проблема психологии памяти. -М.: Просвещение, 1966. 423 с.
  187. Содержание обучения биологии в средней школе. Под ред.Е. П. Бруновт. -Г.1.: Педагогика, 1971. 223 с.
  188. Е.Е. Учебные фильмы по биологии и их применение на уроках. 1.1.: АПН РСФСР, 1962. — 64 с.
  189. Е.Е. Опыт применения машинной техники в педагогическом исследовании. Советская педагогика, 1962, № 8,с.116−129.
  190. Е.Е. Экранные пособия на уроках биологии. -М.: Просвещение, 1971. 135 с.
  191. В.П. Организация процесса обучения в школе. -М.: Просвещение, 1968. 245 с.
  192. Е.П. Рост и развитие детского организма. Здоровье подрастающего поколения. В кн.: Гигиена детей и подростков. …, 1980, с.39−96.
  193. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
  194. Теория и методика коммунистического воспитания. Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1974. 202 с.
  195. Технические средства обучения. Под ред. Л. П. Прессмана. -М.: Педагогика, 1972. 303 с.
  196. Д.И. Карточки для самостоятельной работы учащихся.-Биология в школе, 1966, .|- 4, с.87−88.
  197. Д.И. Основы формирования интереса учащихся к учебному предмету ботанике. Дис.. докт.пед.наук. — Л., 1969, — 771 с.
  198. Д.И. Кабинет биологии. -М.: Просвещение, 1976. -142 с., ил.
  199. Д.И. Применение дидактических материалов.в обучении биологии. -Биология в школе. 1978, ife 6, с.53−56.
  200. Д. Пубертатный скачок роста и определение возрастапо степени развития. В кн.: Харрисон Д. Биология человека. М., Мир, 1979, с.390−407.
  201. Г. К. Особенности психики. В кн.: клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М.: Медицина, 1979, с.12−19.
  202. К.Д. Собр.соч.- М.-Л.: АПН СССР, 1949, т.6, с. 266, с. 268.
  203. Д.А. Возрастные особенности мозга ребенка и их значение в формировании психических функций. Биология в школе., 1976, к? 3, с.24−31.
  204. В.Н. Развитие методики естествознания в дореволюционной России. -М.: Учпедгиз, 1958. 434 с.
  205. Н.С., Луцкая Л. А. и др. Уроки зоологии. -М.: Просвещение, 1973. 238 с.
  206. Л.П. Экранные пособия на уроках биологии. Биология в школе, 1970, № 3, с.26−30.
  207. В.Ф., Богорад В. Б. и др. Методика обучения зоологии. М.: Просвещение, 1972. 336 е., ил.-Ifcf/
  208. В.Ф., Богорад В. Б. и др. Методика обучения зоологии. -М.: Просвещение, 197 6. 271 с. ил.
  209. С.Г. О создании системы современного оборудования для средней общеобразовательной школы. Советская педагогика, 1967, .-о 5, с.67−69.
  210. С.Г. Школьные пособия и оборудование в ближайшие 10 лет. Народное образование. 1970, № I, с.66−76.
  211. С.Г. Учебник в системе средств обучения. — В кн.: Вопросы совершенствования школьного учебника. Материалы П пленума Учен.метод.совета при МП СССР.-М.:МП СССР, 1975, с.29−30.
  212. С.Г. Учебник в системе средств обучения. В кн.: Проблемы школьного учебника.-М.: Просвещение, 1976, с.37−43.
  213. Н.М. Использование технических средств в преподавании физики. И.: Просвещение, 1964. — 167 с.
  214. Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе.-М.:Педагогика, 1973. 268 с.
  215. ШмидМ. Экономические параметры. -М.: Мир, 1980. 237 с.
  216. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  217. Д.Б. Детская психология.-М.:Учпедгиз, i960.- 328 с.
  218. Экранные и звуковые пособия в школе. Под ред. H.I. .Шахмаева. М.: Просвещение, 1966. — 296 с.
  219. К.П. Вопросы общей методики естествознания. -М.: М.: Учпедгиз, 1951. 234 с.
  220. Янкович-де-Мириево Ф. И. Всемирная история, изданная в пользу народных училищ Российской империи. ч.1−2. Сиб., при Импе-рат. Академии наук, 1810, 5 тиснением.
  221. Т.М. Повышение эффективности преподавания биологии в средней школе при комплексном использовании технических средств обучения (на материале зоологии 6−7 классов). 'Автореф. дис.. канд.пед.наук. JI., 1981. 22 с.
  222. A.A., Флерова Е. А. Методика преподавания зоологии. М.: АПН РСФСР, 1955. 528 с.
  223. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА Обучающий учебный комплекс
  224. Таблицы, схемы, модели, муляжи, микропрепараты, раздаточный материал.
  225. Натуральные объекты природы (живые, фиксированные объекты).
  226. Тетрадь по зоологии (для самостоятельных работ).
  227. Проверяющий учебный комплекс1. Комплекты ТСО. а) ТСО: диапроекторы, графопроектор, телевизор, магнитофон, электрофон, б) кодопозитивы, слайды, фотоматериалы, магнитофонные записи, язык животных, грамзаписи и т. д.
  228. Таблицы, схемы, модели, муляжи, микропрепараты.
  229. Дидактический материал (разные виды карточек).
  230. Натуральные объекты природы (живые, фиксированные объекты).
  231. Тетрадь по зоологии (для самостоятельных работ).
Заполнить форму текущей работой