Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Статистический анализ рынка услуг высшего образования Тверской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования: В последние десять лет в России наблюдается значительный рост спроса на высшее образование. При этом в других сегментах профессионального образования (среднего и начального) рост был гораздо слабее или даже наблюдался спад. Основная причина возникновения данной тенденции заключается в том, что уровень квалификации работника, его интеллектуальные способности во многом определяют… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Методологические основы статистического анализа образовательных услуг высших учебных заведений
    • 1. 1. Образовательные услуги как объект статистического исследования
    • 1. 2. Рынок образовательных услуг и проблемы его количественного анализа
    • 1. 3. Анализ структуры образовательной системы в Российской Федерации
  • ГЛАВА 2. Статистический анализ конъюнктуры на рынке образовательных услуг высшей школы
    • 2. 1. Статистический анализ динамики и структуры услуг высшего образования в Тверской области
    • 2. 2. Анализ инфраструктуры рынка образовательных услуг
    • 2. 3. Статистическая оценка уровня конкуренции на рынке образовательных услуг
    • 2. 4. Статистический анализ уровня цен и процесса ценообразования на рынке ОУ
    • 2. 5. Статистический анализ взаимосвязи системы высшего образования и рынка труда
  • ГЛАВА 3. Статистический анализ и прогнозирование спроса на услуги высшего профессионального образования
    • 3. 1. Анализ потребительских предпочтений на рынке услуг высшего образования
    • 3. 2. Регрессионный анализ факторов спроса на образовательных услуг
    • 3. 3. Статистическое прогнозирование спроса на услуги высшего образования

Статистический анализ рынка услуг высшего образования Тверской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования: В последние десять лет в России наблюдается значительный рост спроса на высшее образование. При этом в других сегментах профессионального образования (среднего и начального) рост был гораздо слабее или даже наблюдался спад. Основная причина возникновения данной тенденции заключается в том, что уровень квалификации работника, его интеллектуальные способности во многом определяют конкурентоспособность работника на рынке труда, фирмы и экономики в целом. Кроме экономического эффекта, образование оказывает влияние на общий уровень культуры, здоровья и благополучия граждан страны, стабильность общества.

Современное развитие страны характеризуется бурным ростом региональных рынков образовательных услуг (ОУ). Анализ региональных рынков позволяет выявить экономические, социальные и культурные различия, которые существуют между отдельными регионами в сфере ОУ.

В настоящее время российская статистика образования не позволяет изучить рынок ОУ во всем его многообразии. В частности, на сегодняшний день из анализа выпадают такие элементы, как импорт и экспорт образовательных услуг, дистанционное образование, многообразие товарно-денежных отношений на рынке. Недостаточно изучается потребитель ОУ, его субъективные запросы и потребности, взаимодействие образовательной системы и рынка труда.

В последние годы появилось множество публикаций, посвященных рынку образовательных услуг. Тем не менее, нет единого сложившегося мнения об оптимальной системе показателей этого рынка, недостаточно внимания уделяется изучению взаимосвязей между рынком ОУ и другими подсистемами экономики, отсутствуют методики прогнозирования развития рынка.

Целью исследования является разработка методики статистического анализа услуг высшего образования на региональном уровне.

В соответствие с указанной целью в данной работе поставлены и решены следующие задачи:

• оценены структурные изменения, произошедшие на региональном рынке образовательных услуг Тверской области в 1990;2004 годы;

• проанализирован уровень конкуренции на рынке образовательных услуг Тверской области;

• проанализирован уровень цен и факторы, обуславливающие изменчивость цен на рынке платного высшего образования Тверской области;

• проведено социологическое обследование абитуриентов, студентов и сотрудников кадровых служб предприятий области для оценки потенциального спроса на высшее образование с учетом вузов и специальностей;

• разработана методика анализа экономических и демографических факторов, вызывающих изменение спроса на услуги высшего образования в Тверской области;

• разработана и апробирована методика прогнозирования спроса на высшее образование на региональном рынке образовательных услуг Тверской области;

Объектом исследования является рынок услуг высшего образования в Тверской области.

Предметом исследования является совокупность показателей и методы анализа рынка услуг высшего образования в Тверской области.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам экономики образования, статистики, региональной экономики, эконометрики и социологии.

В качестве исследовательского инструментария применялись методы регрессионного, кластерного, факторного и дисперсионного анализа, а также табличные и графические методы представления результатов исследования.

Обработка информации выполнялась с помощью пакетов прикладных программ Statistika, SPSS, Excel.

Научная новизна работы заключается в разработке методики статистического анализа регионального рынка ОУ, обеспечивающей комплексное представление о спросе на ОУ, конкуренции между образовательными учреждениями, а также взаимосвязи рынка ОУ и рынка труда.

В диссертации сформулированы и обоснованы следующие положения, выносимые на защиту.

• предложена система показателей рынка образовательных услуг, включающая группу показателей ресурсов, конъюнктуры, финансового обеспечения и блока оценки эффективности рынка ОУ;

• осуществлен статистический анализ динамики структурных изменений, происходивших на рынке образовательных услуг Тверской области, включая сегмент платного высшего образования;

• разработан методический подход к построению рейтинга вузов по степени их конкурентоспособности с учетом предлагаемого портфеля специальностей;

• предложена методика организации и проведения выборочного исследования емкости рынка ОУ, спроса на услуги отдельных вузов и специальности, позволяющая выявить факторы, которые определяют выбор вуза и специальности абитуриентом, сегментировать респондентов;

• разработана методика прогнозирования спроса на услуги высшего образования, включающая методы построения краткосрочных прогнозов, осуществляемых с помощью методов экспоненциального сглаживания, и среднесрочных прогнозов, рассчитываемых по регрессионным моделям.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что предложенные методы прогнозирования спроса на рынке услуг высшего образования, мониторинга потребителей образовательных услуг могут быть использованы Министерством образования и органами государственной статистики по Тверской области, а также отделами маркетинга вузов.

Полученные результаты использованы в тверском филиале МЭСИ в службе маркетинга и при преподавании курса «Социально-экономическая статистика».

Апробация: Основные результаты работы докладывались и получили одобрительную оценку на 7-ой Всероссийской научно-практической конференции «Маркетинг в управлении продажами» (Ярославль, 2004 год).

Публикации: основные положения диссертации опубликованы в пяти работах общим объемом 1,9 печатных листов.

Заключение

.

Анализ функционирования рынка образовательных услуг является важной задачей, результаты которой могут быть использованы маркетинговыми службами вузов, абитуриентами, заинтересованными государственными органами. Получены следующие основные результаты:

• Дано определение понятиям «образовательные услуги» и «рынок образовательных услуг», описаны их характерные черты, проблемы статистического изучения.

• Проведен анализ системы статистических показателей образования и предложена более полная система показателей, включающая основные блоки: ресурсы рынка ОУ, конъюнктура рынка ОУфинансовое состояние учреждений образования, результаты функционирования рынка образовательных услуг, эффективность системы образования.

• Описана структура системы профессионального образования в Российской Федерации и ее подсистемы высшего образования. Изучены процессы, которые происходили в целом с высшим образованием с начала девяностых годов. Установлено, что рынок образовательных услуг в целом испытывал с 1994 года подъем, но наиболее бурно рос сегмент высшего образования.

• Описана структура системы профессионального образования в Российской Федерации и ее подсистемы высшего образования. Изучены процессы, которые происходили в целом с высшим образованием с начала девяностых годов. В структурном плане наиболее быстро увеличивалась доля студентов высших учебных заведений, а доля студентов среднего, а в особенности начального профессионального образования снижалась. На рынке появилось значительное число коммерческих вузов, численность которых к настоящему времени составила примерно 40% от общей численности высших учебных заведений, но они не смогли выдержать конкуренции с государственными вузами как с точки зрения общей численности студентов, так и с точки зрения рынка студентов, обучающихся на платной основе. Не в последнюю очередь это объясняется более низким качеством образования в данных вузах. К другим важным структурным изменениям следует отнести огромный рост спроса на экономические и юридические специальности. Изучены изменения на рынке ОУ Тверской области, произошедшие с 1990 года. Динамика процесса и произошедшие структурные изменения в принципе повторили путь рынка ОУ в масштабе всей страны, однако характеризовались более замедленным темпом, что можно объяснить оттоком студентов в вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

Произведена сегментация вузов в зависимости от тех специальностей, которые они предлагают на рынке ОУ и оценены конкурентные позиции отдельных вузов исходя из существующего в вузах набора специальностей. Изучено соответствие спроса на специальности на рынке труда Тверской области и структуры обучения по специальностям. Установлено, что спрос на специалистов экономического и юридического профиля полностью удовлетворен. В то же время нельзя говорить о том, что существует серьезная проблема превышения предложения специалистов с высшим образованием над спросом, т.к. они фактически необходимы в любой отрасли экономики. Существует нехватка специалистов с инженерно-техническим образованием и специалистов, готовых работать в отрасли «образование». Отмечены высокие выгоды от высшего образования на рынке труда, которые выражаются в первую очередь в более низком уровне безработицы.

Проанализирован процесс ценообразования на рынке ОУ г. Твери. Выведено уравнение цены на очное обучение по определенной специальности. Основным фактором, определяющим цену на ОУ, признана оценка возможности успешного трудоустройства после окончания данного вуза. Предложена система прогнозирования спроса на услуги высшего образования, состоящая из 2 уровней: краткосрочных прогнозов, осуществляемых с помощью методов экспоненциального сглаживания, а также среднесрочных и долгосрочных прогнозов, рассчитываемых по регрессионным моделям. Обращает нас себя внимание тот факт, что по результатам расчетов основной рост спроса на ВО обусловлен демографическими причинами. Долгосрочный прогноз спроса позволяет говорить о значительном снижении в будущем спроса на услуги высшего образования в связи с падением рождаемости в начале девяностых годов. Это неизбежно вызовет усиление конкуренции между вузами за оставшихся абитуриентов.

• Проведен опрос потенциальных абитуриентов, студентов и сотрудников предприятий, ответственных за найм персонала. В результате дана оценка спроса на услуги высшего образования (в т.ч. платного) различных сегментов потребителей: жителей Твери и области, учащихся различных типов учебных заведенийизучен сложившийся имидж различных вузов, выявлены факторы, которые влияют на выбор абитуриентом вуза и специальностиосуществлена сегментация абитуриентов исходя из их оценки факторов выбора вузанарисован «портрет» «типичного абитуриента» самого крупного вуза — Тверского государственного университетаполучена оценка спроса на услуги отдельных вузов и специальности как среди абитуриентов в целом, так и среди тех, кто собирается поступать только на платной основеизучены источники информации, из которых абитуриенты черпают сведения о вузах и степень доверия к нимрассчитан уровень цен, позволяющий максимизировать выручку от оплаты за ОУ;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266−1
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ
  3. Д.А., Иохимштайлер Э. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга.-М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003.-380 с.
  4. С.А. Основы эконометрики. 2-е изд., испр.-Т1.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-432 с.
  5. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика. Основы эконометрики. 2-е изд., испр.-Т1.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-656 с.
  6. В., Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг.//Маркетинг.-1999.-№ 5 с. 68−76
  7. . Вклад в будущее: приоритет образования.-М.:Педагогика-Пресс, 1993.- 168 с.
  8. С.Г., Ковалик J1.H. Маркетинговые исследования.-СПб. Литер, 2003.-304 с.
  9. И., Митин Б. Образование и национальная безопасность.// Высшее образование в России, 1997.-№ 1 с. 14−20
  10. Боровиков В. Statistika: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов.-СПб.: Питер, 2001.-656 с.
  11. И. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем.-СПб.'.ООО «ДиаСофтЮП», 2002.-608 с.
  12. С.Ю., Матис А.В, Славко Т. И. Современное состояние и перспективы развития рынка образовательных услуг в провинциальном городе (Материалы социологических исследований в гг. Тверь и Торопец).-Тверь:Твер.гос. ун-т, 2003.-251 с.
  13. Н., Бурлюкина Е. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе.//Маркетинг.-2003.-№ 1, с. 12−21
  14. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.-М.:НМЦ СПО, 1999.-538 с.
  15. М.М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг.//Маркетинг в России и за рубежом.-1999.-№ 6 с 2343
  16. Выбор образовательной стратегии детей: ценности и ресурсы. Информационный бюллетень № 1 /ГУ-ВШЭ. — М., 2002.-c.46
  17. Выпускники учреждений профессионального образования на рынке труда Тверской области. Инф.-аналитический бюллетень./Департамент ФГСЗН по Тверской области,-Тверь, 2004, 26 с.
  18. Высшие учебные заведения и рынок труда. Инф.-аналитический бюллетень./Тверской областной комитет государственной статистики,-Тверь, 2000, 36 с.
  19. JI. Выпускник в ассортименте.//Тверская жизнь, 2004, № 228, с.7
  20. В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей? Препринт WP3/2004/01 — М.: ГУ ВШЭ, 2004.-36 с.
  21. В.М., Игнатьев С.М, Моргунов В. И. Микроэкономика. -Т2.-СПб.:"Экономическая школа", 1997.-503 с.
  22. И.Ф. Методы социологического исследования.-2-е изд., исп.-М.: Книжный дом «Университет», 2002.-296 с.
  23. A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы: Учебник.-М.'.Финансы и статистика, 2000.-352 с.
  24. A.M. Компонентный анализ и эффективность в экономике: Учеб. пособие.-М.: Финансы и статистика, 2002.-352 с.
  25. В. Негосударственный сектор: анализ, прогноз развития.// Высшее образование в России, 2004, № 9 с.52−58
  26. А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России.-М.:Междунар.отношения, 2003.-208 с.
  27. А.Г. Практика сегментирования рынка.-СПб.:Питер, 2002.-288с.
  28. Ф. Основы маркетинга. 2-е европейское изд. М.: Диалектика, 2004.-944 с.
  29. А.В. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие Новосибирск: СибУПК, 2000. — 112 с.
  30. Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 .-503 с.
  31. Н.Ш., Путко Б. А. Эконометрика: Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-311 с.
  32. Я. Элитное образование дают пять-десять вузов в России. // Формула карьеры, 2003.-№ 3 с. 24−25
  33. А. Эффективность воздействия активного маркетинга на конкурентоспособность образовательных услуг негосударственных вузов.// Практический маркетинг, 2004, № 92, с. 27−34
  34. М.А. Российская система образования: рыночная трансформация в условиях транзитивной экономики.-М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2002.-198 с.
  35. М.А. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя. //Высшее образование в России. 2003. № 1 с.40−52
  36. Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2003.-416 с.
  37. И.А. Соотношение понятий „образование“ и „образовательные услуги“ //Право и образование, 2003, № 5 с.34−43
  38. Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ.-М.: Издательский дом „Вильяме“, 2002.-960 с.
  39. Микроэкономическая статистика: Учебник/Под ред. С. Д. Ильенковой — М.: Финансы и статистика, 2004.-554 с.
  40. Мониторинг цены рабочей силы как фактора рыночного механизма, регулирующего спрос и предложение на рынке труда. Инф.-аналитический бюллетень/Департамент ФГСЗН по тверской области. Тверь, 2002,-21 с.
  41. Мониторинг экономики образования: итоги второго года//Экономика образования.-М., 2004.-№ 4.-С.50−66.
  42. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Научный доклад № 99−04- 1998.-64 с.
  43. Образование.ТЗ. Кн.1 -М.: ИИЦ „Статистика“, 2004.- 943 с.
  44. Образование.ТЗ. Кн.2 -М.: ИИЦ „Статистика“, 2004.- 943 с.
  45. Образование в области на начало 1996/97 учебного года.: Стат.сб./Тверской областной комитет государственной статистики.-Тверь, 1997.- 62 с.
  46. Образование в области на начало 1997/98 учебного года.: Стат.сб./Тверской областной комитет государственной статистики.-Тверь, 1998.- 66 с.
  47. Образование в области на начало 2000/2001 учебного года.: Стат.сб./Тверской областной комитет государственной статистики.-Тверь, 2001.- 66 с.
  48. Образование в области на начало 2003/2004 учебного года.: Стат.сб./Тверской областной комитет государственной статистики.-Тверь, 2004. 87 с.
  49. Образование в России. 2003: Стат.сб./ Госкомстат России, — М., 2003. 414 с.
  50. С.А., Нестерова Е. И. Формирование трудового потенциала региона и высшая школа.//Экономика образования. 2004,№ 2 с. 49−54
  51. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.:-Интерпракс, 1995, -240 с.
  52. А.В., Агранович M.JL, Жарова JI.H. Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад М: Аспект-Пресс, 2003.-48 с.
  53. Региональные модели мониторинга образования.//Экономика образования. 2004, № 4, с. 67−81
  54. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. — 863 с.
  55. Л.И. Стоимость образования и плата за обучение: проблемы теории и практики.//Экономика образования. 2003, № 5. с 12−27
  56. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб./Госкомстат России.-М., 1998.-813 с.
  57. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сб./Госкомстат России. — М., 2003. -705 с.
  58. М.Н. Социология образования и молодежи: Избранной (1965−2002)-М., Гардарики, 2002
  59. Рынок труда: Учебник/Под ред. проф. В. С. Буланова и проф. Н. А. Волгина.-2-e изд., перераб. и доп.-М.:Издательство „Экзамен“, 2003.480 с.
  60. А.Я., Зуев В. М. Галаган А.И. Джалалов С. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования (теория, методология, практика). М.: НИИВО. 1999.-192 с.
  61. О.В. Стратегия вуза: маркетинговый аспект.//Экономика образования. 2004. № 2 с.26−43
  62. Н.А., Шмойлова Р. А. Анализ временных рядов и прогнозирование. Вып.2. Учебное пособие.: МЭСИ.-М., 2002.-185 с.
  63. Г. В. Обзор мирового образования.//Экономика образования. 2004, № 2, с.55−63
  64. Социальная статистика: Учебник/Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой
  65. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2002: С69 Стат.сб. / Госкомстат России. М., 2002. — 453 с.
  66. Справочник для поступающих в учебные заведения высшего, среднего и начального профессионального образования Твери и Тверской области./Под ред. Оболенского. Тверь, Тверская областная типография, 2004.-208 с.
  67. Справочник. Учебные заведения Тверской области.// Департамент ФГСЗН по Тверской области.-Тверь, 2003
  68. Спрос и предложение на рынке труда Тверской области. Данные городских и районных центров занятости населения на 1 августа 2004 года./Департамент ФГСЗН по Тверской области, -Тверь, 2004, 14 с.
  69. Стратегия развития образования: основные направления. Краткие комментарии.-М.: Издание Государственной Думы, 2002.-152 с.
  70. Стратегии семей в сфере образования. Информационный бюллетень/Минобразования РФ, ГУ-ВШЭ, ФОМ. М., 2004.-42 с.
  71. Стратегии учреждений профессионального образования на рынках образовательных услуг. Информационный бюллетень/ГУ-ВШЭ. М., 2004.-58 с.
  72. Тверская область в цифрах. 1996. Стат. сб./Госкомстат России.-Тверь, 1997.-199 с.
  73. Тверская область в цифрах. 1997. Стат. сб./Госкомстат России.-Тверь, 1998.-177 с.
  74. Тверская область в цифрах. 1998. Стат. сб./Госкомстат России.-Тверь, 1999.-169 с.
  75. Тверская область в цифрах. 1999. Стат. сб./Госкомстат России.-Тверь, 2000.-185 с.
  76. Тверская область в цифрах. 2001. Стат. сб./Госкомстат России.-Тверь, 2001.-177 с.
  77. Тверская область в цифрах. 2002. Стат. сб./Госкомстат России.-Тверь, 2003.-304 с.
  78. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р. А. Шмойловой.-З-е изд. перераб. М.: Финансы и статистика, 2002.-560 с.
  79. Н.В. Система показателей и индикаторов качества образования. //Вопросы статистики, № 9, 2004, с. 50−54
  80. А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития.-М.: ЗАО „Издательство „Экономика“, 2004.-321 с.
  81. Труд и занятость в России. 2003: Стат.сб./Госкомстат Т78 России. М., 2003.-638 с.
  82. Г. А., Маркетинговые исследования.-СПб.:Питер, 2001.-752 с.:ил.
  83. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 1994 года.Стат.сб./Госкомстат России.-М. 1994.- 330 с.
  84. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 1995 года.Стат.сб./Госкомстат России.-М. 1997.- 331 с.
  85. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 1997 года.Стат.сб./Госкомстат России.-М. 1997.- 335 с.
  86. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 1999 года.Стат.сб./Госкомстат России.-М. 1999.- 335 с.
  87. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2000 года.Стат.сб./Госкомстат России.-М.2000.- 332 с.
  88. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2001 года.Стат.сб./Госкомстат России.-М.2001.- 330 с.
  89. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2002 года.Стат.сб./Госкомстат России.-М.2002.- 333 с.
  90. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2003 года.Стат.сб./Госкомстат России.-М.2004.- 231 с.
  91. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2004 года.Стат.сб./Госкомстат России.-М.2004.- 355 с.
  92. Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под ред. С.Д.Ильенковой-2-е изд.-М.ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-334 с.
  93. Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика.-М.:"ЭКМОС“, 1998.-224 с.
  94. М.Г. Система поддержки принятия решений по управлению структурой предложения образовательных услуг.//Автореферат, к.т.н.-Тверь, 2002, 20 с.
  95. Д. Маркетинговые коммуникации образовательных услуг (на примере РГГУ).//Практический маркетинг.-2001.-№ 3 с. 23−38
  96. Д. Практика исследования рынка образовательных услуг.//Практический маркетинг.-2003.-№ 4. с. 27−35
  97. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б.С, Экономика образования.-М., Российское педагогическое агенство, 1998.-306 с.
  98. А., Кратко И., Латышова Л. Маркетинговая активность вуза на рынке образовательных услуг и рынке труда.//Российский экономический журнал.-2004.-№ 8 с. 80−90
  99. Экономика образования в зеркале статистики» № 13. Информационный бюллетень/ГУ-ВШЭ. М., 2004.-47 с.
  100. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С. Я. Батышева.-М., 1999.- 488 с. 102. www.cpc.unc.edu/proiects/rlms103. www.wciom.ru
Заполнить форму текущей работой