Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эмоционально-чувственные факторы формирования мотивации учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главным вопросом в данной связи выступает проблема побудительных механизмов учебной деятельности, или проблема мотивации. Изучение мотивации поведения человека является насущной задачей психологической науки. Б. Ф. Ломов отмечал, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. «В мотивах и целях наиболее отчетливо выражается природа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Психологическая сущность мотивации учебной деятельности
    • 1. 1. Изучение мотивации учебной деятельности в психологии
    • 1. 2. Исследование структуры мотивации учебной деятельности в психологической науке
    • 1. 3. Формирование мотивации учебной деятельности
  • ГЛАВА II. Взаимосвязь эмоционально-чувственных явлений и мотивации учебной деятельности
    • 2. 1. Психологический анализ эмоционально-чувственных явлений
    • 2. 2. Влияние эмоционально-чувственных факторов на мотивацию учебной деятельности
    • 2. 3. Изучение взаимосвязи эмоционально-чувственных явлений и мотивации учебной деятельности
  • ГЛАВА III. Экспериментальное исследование взаимосвязи эмоционально-чувственных факторов и мотивации ^ учебной деятельности
    • 3. 1. Методы экспериментального исследования
    • 3. 2. Организация экспериментального исследования и обработка данных
    • 3. 3. Результаты диссертационного исследования

Эмоционально-чувственные факторы формирования мотивации учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Важнейшей тенденцией в современных условиях является возрастающая роль приобретения знаний. В рамках информатизации современного общества «жажда знаний» становится актуальной потребностью в учебной деятельности, которая, в свою очередь, является непременной и важнейшей составляющей человеческой деятельности, обусловливая как развитие каждого человека, так и общества в целом.

Главным вопросом в данной связи выступает проблема побудительных механизмов учебной деятельности, или проблема мотивации. Изучение мотивации поведения человека является насущной задачей психологической науки. Б. Ф. Ломов отмечал, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. «В мотивах и целях наиболее отчетливо выражается природа психическогоони выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка данных вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» (Ломов Б.Ф., 1984, с.205).

В свою очередь эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении. Очевидным становится в данной связи и то, что требуется критическое рассмотрение существующих точек зрения на данную проблему и поиск нового подхода к ее решению.

Выросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-мотивационной сферы во многом обусловлен тем, что выяснение закономерностей эмоционального развития может значительно углубить как понимание механизмов развития интеллекта, так и личности в целом. «Отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков традиционной психологии» (Выготский Л.С., 1982, с.21).

В исследованиях особо подчеркивается, что теоретическое познание даже высокого порядка не может протекать без эмоций, что свидетельствует о важной их роли в познавательной деятельности. Многообразие и сложность эмоциональных состояний объясняется слитностью познавательных, аффективных и мотивационных явлений. Иначе говоря, без познавательных процессов динамике аффекта было бы суждено остаться слепой, точно так же, как сами когнитивные процессы были бы бессильны без поддержки аффективных компонентов мотивации.

Проблема влияния эмоций и чувств на формирование мотивации в психологии до сих пор не была освещена в достаточной мере. «.Менее всего повезло термину „мотивация“ (влечение, побуждение, желание). Этот термин совершенно произвольно употребляется то как синоним потребности, то как слово, почти совпадающее с понятием „эмоция“. К сожалению, вся эта схема далека от действительности и крайне непродуктивна в теоретическом отношении» (Симонов П.В., 1966, с.8−9).

Несмотря на то, что в настоящее время накоплен большой научный материал в изучении эмоций и чувств, все же проблема мотивирующих функций эмоций изучена недостаточно полно, поэтому разработка вопросов, связанных с исследованием соотнесения эмоциональных компонентов с мотивацией в учебной деятельности приобретает особую научную и практическую актуальность.

Таким образом, это позволяет нам сделать вывод о противоречии, возникающем между существующими тенденциями в учебной деятельности и мотивационными факторами, обусловленными эмоционально-чувственными явлениями. Данное противоречие находит свое воплощение в основной проблеме психологии — отрыве эмоционально-чувственной сферы учащихся от мотивации учебной деятельности.

Оно позволило сформулировать цель исследования, состоящую в выявлении, определении и обосновании влияния эмоционально-чувственных факторов на мотивацию учебной деятельности.

Объектом исследования является мотивация учебной деятельности.

Предметом исследования — эмоционально-чувственные факторы формирования мотивации учебной деятельности.

Гипотеза, заключается в следующих допущениях:

1. Учет роли эмоционально-чувственных факторов в учебной деятельности школьников способствует формированию высокого уровня мотивации.

2. Мотивация учебной деятельности способствует развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся и положительно влияет на учебную деятельность.

3. Выделенные эмоционально-чувственные факторы оказывают неоднородное влияние на формирование мотивации учебной деятельности.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа теоретических и прикладных исследований выявить влияние эмоций и чувств на мотивацию учебной деятельности, а также закономерности функционирования и формирования мотивации в период среднего и старшего школьного возраста.

2. Определить роль эмоционально-чувственных факторов в регуляции учебной деятельности и влияние данных факторов на мотивацию учебной деятельности.

3. Выделить основные эмоционально-чувственные факторы и экспериментально проверить их влияние на формирование мотивации учебной деятельности.

4. Разработать экспериментальную методику, позволяющую эффективно выявлять преобладающие эмоционально-чувственные факторы в зависимости от уровня сформированной мотивации, а также прогнозировать их влияние на учебную деятельность.

5. Разработать средства коррекции эмоционально-чувственных факторов, выступающих в качестве негативных мотиваторов, а также средства формирования положительной мотивации учебной деятельности.

Теоретические и методологические основы исследования. Исследование опиралось на следующие основы: — деятельностный подход (Ананьев Б.Г.,.

Леонтьев А.Н., Ломов Б. Ф., Петровский А. Б., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б. и др.), с позиций которого учащийся рассматривается как субъект деятельности, а мотивация выступает не только как источник активности, но и как формирующаяся в процессе деятельности;

— системный подход, т. е. рассмотрения всех сторон данной проблемы во множестве отношений, в которых она существует как целостная система;

— принципы психического детерминизма и развития (Брушлинский A.B., Ломов Б. Ф., Рубинштейн С. Л. и др.). Данный принцип выражает всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, состояний, явлений от тех факторов которыми они определены в своем существовании и изменении;

— психологическую теорию личности (Божович Л.И., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Петровский А. Б., Рубинштейн С. Л. и др.);

— психологическую теорию учебной деятельности (Блонский П.П., Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Давыдов В. В., Крутецкий В. А., Леонтьев А. Н., Макаренко A.C., Рубинштейн Л. С., Ушинский К. Д., Эльконин Д. Б. и др.);

— работы по феноменологии мотивации (Абрамова Г. С., Вилюнас В. К., Иванников В. А., Леонтьев А. Н., Леонтьев В. Г., Платонов К. К. и др.);

— труды, исследующие психологические аспекты формирования мотивации учебной деятельности (Божович Л.И., Дворяшина М. Д., Зимняя И. А., Ильина М. Н., Калмыкова З. И., Копеина Н. С., Маркова А. К., Мунтян В. Л. и др.);

— работы по феноменологии эмоционально-чувственных явлений (Анохин П.К., Вилюнас В. К., Выготский Л. С., Дерябин B.C., Додонов Б. И., Изард К., Ильюченок Р. И., Рейковский Я., Рудик П. А., Симонов П. В., Якобсон П. М., др-);

— исследования мотивационного обеспечения образовательного процесса (Асеев В.Г., Гебос А. И., Кичатинов Л. П., Леонтьев А. Н., Ляудис В. Я., Маркова А. К., Матюхина М. В., Магомед-Эминов М.Ш., Хекхаузен X. и др.).

Методы и организация исследования. В процессе исследования на различных этапах и при решении отдельных задач использовались методы: теоретический анализ литературы по теме диссертационного исследованияизучение, анализ и обобщение психологического опыта по данной проблемеопытно-экспериментальная работа, включающая в себя: наблюдение, опрос, беседы, проективные методики, тестирование. С целью коррекции одного из эмоционально-чувственных факторов, выступающих в качестве негативного мотиватора, нами был также разработан и применен тренинг «Уверенность в себе" — методы статистической обработки данных исследования (методы описательной, индуктивной статистики, а также корреляционного анализа).

Исследование осуществлялось в три этапа: 1) поисково-теоретическийтеоретический анализ литературных источниковизучение степени проработанности данной проблемы- 2) опытно-экспериментальный — разработка и проведение эксперимента- 3) обобщающий — обработка и анализ полученной информации, а также оформление результатов диссертационного исследования.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, применением методов математической статистики.

Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось в период с 1997 по 2001 годы. В качестве испытуемых привлекались учащиеся и педагоги Муниципальной средней школы № 75 г. Новосибирска, общей численностью 320 человек в возрасте от 12 до 63 лет.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— осуществлено системное представление результатов анализа работ отечественных и зарубежных ученых о влиянии эмоционально-чувственных факторов на мотивацию учебной деятельности;

— выделены ведущие эмоционально-чувственные факторы формирования мотивации учебной деятельности (эмоции ожидания и прогноза — тревога, страхудовлетворение и радостькоммуникативная эмоция — смущениефрустрационные эмоции — гнев и страданиеэмпирически выявленный фактор в процессе взаимодействия «учитель-ученик» — тип профессиональной направленности личности учителяэмпатия педагогааффективная составляющая когнитивного, гностического компонента деятельности учителяситуативная тревожность).

— выявлены особенности мотивации в зависимости от конкретных эмоционально-чувственных факторов (например, наблюдается тесная связь между процессом регрессии мотивации и эмоциями гнева и отвращенияпространство потенциальной (пассивной) мотивации, выраженной в виде желаний обусловливается эмоциональным комплексом «радость+ отвращение» и др.);

— разработана экспериментальная методика, позволяющая эффективно выявлять преобладающие эмоционально-чувственные факторы в зависимости от уровня сформированной мотивации учащихся, а также прогнозировать их влияние на учебную деятельность;

— разработаны средства по коррекции эмоционально-чувственного фактора, выступающего в качестве негативного мотиватора;

— доказана возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности с помощью коррекционного воздействия на выделенные в ходе исследования эмоционально-чувственные факторы;

— экспериментально подтверждено влияние выделенных факторов на формирование мотивации учебной деятельности.

Теоретическое значение. Представленный в работе материал является теоретической основой для последующих исследований влияния эмоций на мотивацию учебной деятельности. Разработанная экспериментальная методика оценки преобладающих эмоционально-чувственных факторов способствует прогнозированию их влияния на мотивацию. Материалы исследования являются основой для разработки теоретических и практических подходов совершенствования коррекции уровня развития мотивации учебной деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что результаты диссертационного исследования позволяют решить целый ряд научно-практических, психолого-педагогических и прикладных задач. Содержащиеся в нем положения и выводы могут эффективно использоваться в системе общего образования, в системе повышения квалификации педагогов. Результаты диссертационного исследования применяются при разработке интенсивных программ обучения, при решении проблемы формирования мотивации учебной деятельности, особенно «трудных» и неуспевающих учащихся.

Результаты исследования целесообразно использовать для формирования эффективной учебной деятельности учащихся, а также в коррекционной работе с целью повышения уровня мотивации. Разработанная экспериментальная методика практически значима для решения психолого-педагогических задач оптимизации учебной деятельности. Она может быть рекомендована не только для использования школьными психологами, но и для использования в процедурах по отбору кадров, профессиональной ориентации и профессионального консультирования.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. На формирование мотивации учебной деятельности оказывают влияние выделенные эмоционально-чувственные факторы (эмоции: ожидания и прогноза — тревога и страхудовлетворение и радостькоммуникативнаясмущениефрустрационные — гнев и страданиеэмпирически выявленный фактор в процессе взаимодействия «учитель-ученик» — тип профессиональной направленности личности учителяэмпатия педагогааффективная составляющая когнитивного, гностического компонента деятельности учителяситуативная тревожность).

2. Развитие мотивации зависит от специальной организации учебной деятельности.

3. Коррекционное воздействие на эмоционально-чувственные факторы повышает уровень развития мотивации учебной деятельности.

Апробация результатов исследования. Результаты, полученные в процессе исследования частично внедрены в практическую деятельность школьного психолога. Наши рекомендации используются в работе преподавателей школ, в практике психологического консультирования и обучающих тренингах. На материалах исследования построены спецкурсы для учащихся и педагогов. Апробация результатов исследования подтверждена пятью актами о внедрении.

Материалы исследования неоднократно обсуждались и получали одобрение на заседаниях кафедры психологии Новосибирского Государственного Педагогического Университета, на областных и региональных конференциях по психологическим и педагогическим проблемам.

Основные идеи и научные результаты отражены в трех работах. Структура работы соответствует логике диссертационного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка использованной литературы, включающего в себя 234 наименования. В диссертационной работе имеется 14 рисунков, 13 таблиц.

выводы: между низким уровнем тревожности и низкой мотивацией наблюдается прямая связь, коэффициент корреляции в данном случае равен 0,51- между низким уровнем тревожности и положительными эмоциями наблюдается выраженная обратная связь -0,58. Таким образом, мы можем сделать вывод, что третье допущение менее очевидно, хотя и возможно говорить о наличии выраженной связи.

В результате изучения такого фактора как тревожность, мы пришли к выводу о его влиянии на мотивацию учебной деятельности. Особо негативное влияние на мотивацию оказывает тревожность высокого уровня, которая ухудшает возможности учащегося и как следствие — результативность его деятельности. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому огромное внимание в практике педагогической деятельности следует уделять приемам редукции тревожности. С целью повышения уровня мотивации учащихся необходимо формировать средний уровень тревожности, учитывая при этом, что низкая тревожность также может привести к снижению мотивации. Более детальное изучение обусловленности низкого уровня тревожности положительными и отрицательными эмоциями показало их равнозначность. Следовательно, это состояние можно в определенной степени определить как вызванное «эмоциональной неопределенностью» или скукой. Практическая значимость данного факта состоит в том, что при развитии положительных эмоций педагог может повысить уровень тревожности и развить тем самым познавательную активность учащихся.

Исследуя влияние эмоционально-чувственных факторов на мотивацию учебной деятельности, мы не могли оставить без внимания и вопрос о субъективной оценке учащимися общего эмоционального состояния. С этой целью нами была использована методика «Когнитивная самооценка».

Учащиеся при выборе названий эмоций, характеризующих их собственное эмоциональное состояние, чаще всего использовали название «радость» (это название примерно одинаково часто распределялось между шкалой «часто» и «иногда»). Чуть меньшее значение по частоте занимает название «печаль», затем идет «удовольствие» (в основном использовалась шкала «иногда»). Названия «страх» и «гнев» занимают промежуточное положение между шкалами «иногда» и «редко» (Таблица 6).

Итак, согласно когнитивной самооценке, радость и печаль испытываются чащестрах и гнев — реже, а удовольствие — иногда. На условном континууме это выглядит следующим образом:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для формирования оптимальной устойчивой мотивации учебной деятельности необходимо использовать психологически обоснованный учет эмоциональных состояний учащихся, структурно и функционально включенных в их деятельность. Использование этих состояний возможно через их коррекцию, направленную на повышение эффективности учебной деятельности.

В контексте исследования влияния эмоционально-чувственных факторов на мотивацию учебной деятельности нами изучено состояние данной проблемы в работах отечественных и зарубежных психологов. На их основе нам удалось:

— во-первых, создать целостное представление об особенностях мотивации учебной деятельности в период среднего и старшего школьного возраста;

— во-вторых, определить роль и влияние эмоционально-чувственных факторов на мотивацию учебной деятельности. Они находят свое воплощение, прежде всего, в реализации функции оценки хода деятельности и результата, организации учебной деятельности, ее стимуляции и направления;

— в-третьих, определить особенность эмоций в учебной деятельности. Она состоит в том, что эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и процессом их реализации.

Проведено детальное рассмотрение основных факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, рассматриваемых в психологических исследованиях: содержание учебного материалаорганизация учебной деятельностиколлективные формы учебной деятельностиоценкастиль педагогической деятельности учителя.

В ходе теоретического исследования были выделены и подробно рассмотрены следующие эмоционально-чувственные факторы, оказывающие влияние на мотивацию учебной деятельности: эмоции ожидания и прогноза — тревога и страхудовлетворение и радостькоммуникативная эмоция — смущениеинтеллектуальная эмоция — интереса также рассмотрены особенности эмоциональной сферы педагогов и влияние личности педагога и его оценки на мотивацию школьников. В ходе исследования было также выявлено различие во взглядах учащихся и педагогов, а также родителей на имеющиеся трудности в развитии мотивации.

В целом результаты нашего исследования позволяют сделать следующие общие выводы:

1. Разработанная экспериментальная методика позволяет эффективно выявлять преобладающие эмоции учащихся в зависимости от уровня сформированной мотивации, а также прогнозировать их влияние на учебную деятельность.

2. Экспериментальное исследование эмоционально-чувственных факторов подтвердило их влияние на мотивацию учебной деятельности. Проведенное экспериментальное исследование показало, что:

— наблюдается тесная связь между предметным эмоциональным предпочтением и уровнем мотивации, характерным для изучения учащимися этих предметовмежду процессом регрессии мотивации и эмоциями гнева и отвращениямежду эмоцией удовольствия и радости и мотивацией высокого уровняэмоция страха и страдания обусловливает падение уровня мотивации, ее распадмежду эмоцией удовольствия и регрессией мотивации наблюдается обратная связьпространство потенциальной (пассивной) мотивации, выраженной в виде желаний обусловливается эмоциональным комплексом радости и отвращениямежду уровнем развития эмпатии педагога и мотивацией учебной деятельности школьников;

— тип профессиональной направленности личности учителя влияет на эмоциональные и мотивационные тенденции учебной деятельности;

— влияние уровня ситуативной тревожности на мотивацию учебной деятельности неоднозначно: 1) высокий уровень тревожности вызывает негативные эмоции и способствует падению или регрессу мотивации- 2) умеренный уровень тревожности вызывает положительные эмоции и способствует росту мотивации- 3) низкий уровень тревожности приводит к снижению мотивации, хотя может быть связан с положительными эмоциямиэмоциональный компонент является ведущим и определяющим при оценивании учащимися педагога. «Приятные» детям учителя воспринимаются ими и как более компетентные, и как более чуткие, а это в свою очередь приводит к росту мотивации и общему уровню развития учащихсяэмоциональные факторы оказывают непосредственное влияние на когнитивные процессы. Было подтверждено, что материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее, охотнее. В обучении эмоционально нейтрального материала должно быть меньше, чем эмоционально окрашенного. Одновременно была подчеркнута необходимость оперирования цифровыми компонентамиисследование связи воображения и эмоций показало их связь с мотивационными составляющими деятельности. Например, наиболее низкие результаты имели учащиеся, располагающие свои мотивационные стремления к изучению предметов в третьем квадрате силового поля (по психографическому тесту).

3. Разработанное нами оригинальное средство коррекции позволяет эффективно снижать показатели застенчивости учащихся.

4. В результате коррекционного воздействия на такой эмоционально-чувственный фактор как застенчивость и ее снижение, осуществляется повышение мотивации учащихся.

5. Проведенные исследования не исчерпывают всего многообразия проблемы. Необходимы дальнейшие исследования влияния половых факторов на мотивацию учебной деятельности, уровня развития воображения, когнитивной самооценки и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков.//Вопросы психологии. 1985.- № 6. — с. 38 -45
  2. H.H. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний.//Ананьевские чтения 99: Тезисы научно-практической конференции.-СПб., 1999.
  3. А.Д. и др. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
  4. .Г. Педагогические приложения современной психологии. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг./Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1981.
  5. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избр. труды. М., 1978.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1976.
  7. П.К. Эмоции//Большая медицинская энциклопедия. Т.35. М., 1964.-с.339.
  8. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  9. В.Г. Проблема мотивации и личность./ЛГеоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  10. E.H., Иванников В. А. О природе побуждения // Вопросы психологии. 1983.- № 4
  11. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1990.
  12. Л .Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария.-Л., 1976.
  13. П.П. Память и мышление.//Избран. педагог, и психол. соч.: В 2 т. -М., 1979.
  14. A.A. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга//Психология межличностного познания. М., 1981. — с. 4−16.
  15. Л.И. Избранные психологические труды./Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
  16. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  18. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб. Питер Ком, 1999.
  19. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.: Мир, 1988.
  20. Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.
  21. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
  22. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.
  23. М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М., 1967.
  24. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М., 1991.
  25. Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. Л., 1989.
  26. Н.Е. Условия продуктивности умственной работы // Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы: Избранные труды. Кн. 2, вып. 3. М., 1952.
  27. И.М., 1984. Цит. по: Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  28. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  29. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
  30. B.K. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  31. Л. Философские исследования. М., 1994.
  32. Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX века.//Вопросы психологии, 1982. — Т.2. — с.22−28.
  33. Л.С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М., 1996.
  34. Л.С. Проблемы общей психологии.//Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982. Т.2.
  35. Л.С. Собрание сочинений. Т.2. М., 1982.
  36. Л.С. Учение об эмоциях./ Собр. Сочинений в 6-ти томах. М., 1982.
  37. Л. С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  38. Л.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии. 1980. — № 2.
  39. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.//Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1959. Т.1.
  40. А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению//Воспитание, обучение, психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. 4.1. М., 1977.
  41. В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М., 1994.
  42. М.Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллекутальной инициативы.//Вопросы психологии. 1976. — № 4
  43. Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. -М., 1966.
  44. . Что такое психология. М., Т. 2, 1992.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  46. В.В., Ломпшер И., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьника. М., 1982.
  47. B.C. Чувства, влечения, эмоции. JI., 1974.
  48. И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974.
  49. .И. Эмоции как ценность. М., 1978.
  50. .И. Структура и динамика мотивов деятельности.//Вопросы психологии. 1984. № 4
  51. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  52. B.C. Чувства, влечения, эмоции. М., 1974.
  53. У. Психология.- Пг., 1922.
  54. У. Психология М., 1991.
  55. Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопросы психологии. 1985. — № 5.
  56. Н.Р. Социологический аспект теории мотивации: Молодежь, образование, воспитание, профессиональная деятельность. Л., 1973.
  57. A.B. Об эмоциях и их развитии у ребенка./Развитие социальных эмоций у детей школьного возраста. М., 1986.
  58. A.B. Избранные психологические труды. Т.1. М., 1986.
  59. A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.//Вопросы психологии. 1974. — № 6. — с. 22−54
  60. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
  61. И.А. Педагогическая психология. -М., 1999.
  62. В.А. Формирование побуждений к действию //Вопросы психологии. 1985 — № 3.
  63. К. Эмоции человека. М., 1980.
  64. Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. Киев, 1998.
  65. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000.
  66. Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001.
  67. М.Н., Колюхов В. Г. Самооценка состояния в зависимости от некоторых типологических характеристик//Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. J1., 1981. — с.89−92.
  68. И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  69. Р.И. Эмоции и память. Новосибирск, 1988.
  70. Л.Б. Учебная деятельность, ее источники, структура, условия.//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 1980 гг./Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М., 1981.
  71. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования.//Избран. психол. соч. -М., 1982.
  72. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагнос-тики.//Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
  73. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968.
  74. Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников: Учебное пособие. Иркутск, 1989.
  75. Э. Чувства и эмоции./Психология эмоций: тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  76. Г. Тест Люшера. Психология цвета./Драгунекий В. В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Мн.: Харвест, 1999. — с. 127−171.
  77. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
  78. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  79. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., 1991.
  80. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  81. Н.С. Мотивация учебной деятельности: Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. Л., 1984.
  82. ., Новикова Е. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988.
  83. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  84. Л.В. Психология настроения.-СПб., 1997.
  85. Л.В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
  86. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. — Л., 1972.
  87. В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностногонеформального общения: Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.
  88. Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис. .канд. СПб., 1997.
  89. П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ статей. СПб., 1998.
  90. Г. Душевные движения. СПб., 1896.
  91. М.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л., 1966.
  92. В. Искусство быть другим. М., 1980.
  93. Н.Д. О психологических состояниях человека. М., 1964.
  94. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  95. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  96. А.Н. Образ мира./Избранные психологические произведения. Т.2 -М., 1983.
  97. А.Н. Избр.психол.произведения: в 2 т. М., 1983.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  99. А.Н. Деятельность и сознание. // Вопросы психологии. 1972. -№ 12.-С.12−56
  100. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1992. о
  101. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
  102. Р.У. Мотивационная теория эмоций: Психология эмоций. Тексты. -М., 1984.
  103. А.Е. Психопатия и акцентуация характеров у подростков. Л., 1983.
  104. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  105. Лук А. Н. Эмоции и чувства. М., 1972.
  106. А.Р. Функциональная организация мозга.//Естественнонаучные основы психологии. М., 1978.
  107. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. /
  108. Под ред. A.A. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980.
  109. Магомед Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. Дис.. канд. -М., 1987.
  110. Магомед Эминов М. Ш. Трансформация личности. — М., 1998.
  111. В.Х. Исследование речевого сигнала для определения эмоционального состояния человека: Автореф.дис. .канд. наук. Л., 1975.
  112. В.Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных способностей слушателей // Вопросы психологии.- 1990. -№ 1.- С.147−153.
  113. В.Х. Экспериментально-теоретические основы социальной идентификации интерпретации говорящего. Автореф.: дис. д-ра наук.-СПб., 1993.
  114. С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  115. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.
  116. А.К., Павлюк О. И. Некоторые особенности мотивирующего влияния эмоций на учебную деятельность школьников в условиях разной ее сформированности.//Исследование мотивационной сферы личности. -Новосибирск, 1984. с.20−26.
  117. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  118. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
  119. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М., 1990.
  120. Т.А. Мотивационные аспекты совместимости учебной деятельности школьников. Воспитание, обучение, психическое развитие. Тезисы докладов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. 4.2. — М., 1983.
  121. М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  122. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельности. Киев, 1987.
  123. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  124. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебнойдеятельности.//Вопросы психологии. 1987 — № 5.
  125. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  126. В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения.//Вопросы психологии. 1976 — № 6.
  127. Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития: Автореф. дис. .д-ра наук. М., 1967.
  128. Мотивация учения/Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград, 1976.
  129. В.Л. Формирование адекватной самооценки учебных способностей старшекласников как путь повышения их активности в обучении // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч. 1. М., 1977.
  130. Н.И., Овчинникова О. В. О различении состояний психической напряженности //Психологические исследования. Вып. 2. — 1970.
  131. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
  132. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.
  133. P.C. Психология. Учебник для студентов высш. пед. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. 2-е изд. — М., 1995.
  134. P.C. Психология. Кн.1.- М., 1994.
  135. Н.И. Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве // Антология педагогической мысли России XVIII в.-М., 1985.
  136. . Мотивация .//Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып.5. М., 1975.
  137. В.Д. Практическая психология для учителей. М., 1994.
  138. Ю.М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению. -М., 1988.
  139. И.П. Собрание сочинений. Т.З., кн. 1.-М-Л., 1951.
  140. К.Т. Мотивы учения старшеклассников.//Вопросы психологии. -1978. № 2.
  141. М.И. Эмоциональность как фактор взаимодействия // Взаимодействие коллектива и личности. Таллин, 1979. — С.90−96.
  142. P.A. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984.
  143. А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке.//Вопросы психологии. 1990. — № 6. — с.68−74
  144. А.О. Особенности психических состояний личности в обучении./УПсихологический журнал. 1991. Т. 12. № 1 — С. 47−54
  145. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  146. P.C. Структура свойств личности и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке: Автореф. дис. .канд. наук. М., 1996.
  147. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  148. A.A. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
  149. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  150. Т. Болезни личности. СПб., 1886.
  151. Т. Психология чувств. Киев, 1897.
  152. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  153. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  154. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  155. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  156. .- П. Очерк теории эмоций //Психология эмоций. Л., 1975.
  157. К.В. Теоретические аспекты мотивационного возбуждения: механизмы и принципы целенаправленного поведения. М., 1972.
  158. Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -М., 1982.
  159. Симонов П. В Высшая нервная деятельность человека: Мотивационноэмоциональные аспекты. Д., 1975.
  160. П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
  161. П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.
  162. А.П. Исследование некоторых динамических характеристик активности мотивов: Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1976.
  163. В.М., Трохачев А. И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций./Чувства, влечения, эмоции. Л., 1974.
  164. Е.Ю. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький: ГПИ имени A.M. Горького, 1975.
  165. .А. Мотив и смысл. М., 1993.
  166. Т.Г., Трусов В. П. Особенности эмоциональности учителя и успешность его деятельности // Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 12. — Л., ЛГУ. — 1987.- С.114−118.
  167. Тай сон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. -Екатеринбург, 1998.
  168. Э. Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности: Искуственный интеллект и психология. М., 1976.
  169. В.А. Эмоции в мотивах поведения.//Материал Шнаучной конференции по проблемам психологии воли. Рязань, 1970.
  170. С. Оригинальное и всеобъемлющее исследование динамики интереса и его влияния на обучение, творчество и личность. М., 1962.
  171. O.K. Психология мышления. -М., 1984.
  172. Л.В. Механизм психической детерминации страхов в младшем подростковом возрасте: Автореф. дис. .канд. наук.-М., 2000.
  173. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  174. Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. М., 1969.
  175. К.Д. Собр.Соч. В 11 томах. Т. 10. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
  176. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х-т.-М.: Педагогика, 1974. Т.1.
  177. А.А. Мотивационные кризисы личности.//Психол. журнал.1989.-№ 3.
  178. Н.П. Исследование механизмов состояния монотонии // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. JL, 1972 -С142−149.
  179. Формирование интереса к учению у школьников./Под. ред. А. К. Марковой. -М., 1986.
  180. Г. А. Чувства // Общая психология. Учебное пособие.-М., 1970.
  181. JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. -М., 1977.
  182. X. Мотивация и деятельность" Т. 1−2. М., 1986.
  183. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.
  184. А .Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность./ЛПсихологический журнал. 1989. — № 4. — с. 135−141
  185. O.A. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М., 1980.
  186. В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991.
  187. Л.А. Изменение цветоощущения в эмоциональных состояниях // Проблемы физиологической оптики. М.-Л., 1948. — с.314−320. — Т.6.
  188. И.В. Изучение личностных особенностей застенчивых старшеклассников.//Ананьевские чтения- 98: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998.
  189. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. -М.: Наука, 1971.
  190. Г. Х. Теория отражения и условный рефлекс. М., 1974.
  191. Э. Анти-Карнеги, или человек- манипулятор. М., 1994.
  192. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  193. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1989.
  194. И.М. Вчувствование, проникновение, понимание.-Казань: Изд-во Казанского университета, 1993.
  195. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969.
  196. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития.//Вопросы психологии. 1997. — № 4. — с. 20−27.
  197. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
  198. К. Феноменологическое направление в психологии. М., Логос, 1994.
  199. Adler А. Social interest: A challenge to mankind/ New York, Capricorn Books, 1964.
  200. Arnold M.B. Emotion and personality V.l. Psychological aspects. N.Y., 1960.
  201. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. N.Y., 1964.
  202. Averiii J.R. Thomas-Knowls C. Emotional Creativity//Strongman K.T. (ed.) International review of studies on emotion. V Chichester: Wiley, 1991.
  203. Bauer D.N. An exploratory of developmental changes in children’s fears// J. Child. Psychol. Psychiat. 1976. V.17. № 1
  204. Buck R. Motivation, emotion and cognition: A developmental-interactionist view//Strongman K.T. (ed.) International review of studies on emotion V. I Chichester: Wiley, 1991.
  205. Daniels D., Plomin R. Origins of individual differences in infant shyness // Developmental Psychology. 1985. — V.21(l). — P. l 18−121.
  206. Duffy E. Emotion: An example of the need for reorientation in psychology. -Psychological Review, 1934, p. 184−198.
  207. Duffy E. An explanation of «emotional» phenomena wirhout the use of the concept «emotion». Journal of General Psychology, 1941, 25, 283−293.
  208. Ekman P., Friesen W. Investigator s quide to the Facial Action Coding System. Part II. Palo Alto, 1978.
  209. Goleman D. Emotional intelligence. N. Y Buntam Books, 1995.
  210. Hilgard E.R. Introduction to Psychology. N.Y., 1957.
  211. Holt R.R. Beyond vitalism and mechanism: Freud, s concept of psychicenergy // Science and Psychoanalysis.-N.Y.: Grune and Stratton, 1967.
  212. James W. The principles of psychology. New York, Holt, 1890 (reprinted: New York, Dover, 1950.
  213. Kelly G.A. The psyhology of personal constructs. Vol. 1. New York, Norton, 1955.
  214. Kemper Th. D, An introduction to the sociology of emotions//Strogman К. T. (ed.) International review of studies on emotion. V Chichester Wiley, 1991.
  215. Holt R.R. Drive or which? A reconsideration of the psychoanalytic theory ofmotivation//Psychology versus metapsychology Psychoanalytic essays in memory of George S. Klein/Ed by M.M.Gill, P. S.Hozman. N.Y., 1976.
  216. Lazarus R.S. Avertill J.R. Emotion and cognition: with special reference to anxiety//Anxiety: contemporary theory and research/Ed. by C.P.Spielberger N.Y., 1972.
  217. Madsen K.B. Modern Theories of Motivation. Copenhagen. Verl. Psychol., 1959.
  218. McDougall W. An introduction to social psychology. London, Methuen, 1923 (1 st ed. 1908).
  219. Murrey H.A. Exploration in Personality. N.Y., 1938.
  220. Nutten Y.R. Motivation, Planning and Action // A Relational Theory of Behavior Dynamics. Hillsdale, 1984. Ch. 5.
  221. Rapoport D. On the psychoanalytic theory of motivation//Nebraska Symposium on motivation/Ed. by M.R.Jones. Lincoln, 1960.
  222. Rotter J.B. Social Learning and Clinical Psychology. N.Y., 1954.
  223. Salovey P. Mayer J.D. Emotional intelligence//Imagination, Cognition and Personality, 1990.
  224. Schachter S. Emotion, obesity and crime. N.Y., 1971.
  225. Schlosberg H.S. The discription of facial expressions in terms of two dimensions.- Journal of Experimental Psychology, 1952, 44, 229−237.
  226. Schlosberg H.S. There dimensions of emotion. Psychological Review, 1954, 61.
  227. Schultz D.K. Fantasy stimulation in the treatment of depressed psychiatric patients.- Unpublished doctoral dissertation, Yale University, 1976.
  228. Spencer H. The principles of psyhology. Vol. 1. New York, Appleton, 1890 (1955).
  229. Thompson J.G. The psichobilology of emotions. New York, Plenum, 1988.
  230. Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness. Vol. 1. The positive affects. New York, Springer, 1962.
  231. Vroom V.H., Deci E.L. An overview of work motivation. In: Reading in industrial and organizational psychology. N.Y., 1972.
  232. Wundt W. Grundriss der psychologie. (Outlines of psychology. Transl. By C. H. Judd.) New York, Stechert, 1896.
Заполнить форму текущей работой