Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Представления о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования Проблема межличностных отношений в социальной психологии является одной из тех проблем, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях межличностных отношений, механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Изучение представлений подростков о детско-родительских отношениях является одним из значимых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СОЗНАНИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ ГАСТАРБАЙТЕРОВ
    • 1. 1. Семьи гастарбайтеров как особая социальная общность
    • 1. 2. Представления в сознании человека
    • 1. 3. Социальные представления подростков о детско-родительских отношениях
    • 1. 4. Экзистенциальный аспект социальных представлений
  • Резюме к первой главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
  • ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ У ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ ГАСТАРБАЙТЕРОВ
    • 3. 1. Компоненты представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей трудовых мигрантов
      • 3. 1. 1. Когнитивный компонент представлений подростков о детско-родительских отношениях
      • 3. 1. 2. Поведенческий* компонент представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей трудовых мигрантов
      • 3. 1. 3. Эмоционально-когнитивный компонент представлений подростков из семей гастарбайтеров о детско-родительских отношениях
      • 3. 1. 4. Экзистенциальный аспект детско-родительских отношений в сознании подростков
    • 3. 2. Особенности детско-родительских отношений в представлении подростков проживающих в городе или селе
    • 3. 3. Оказание психологической помощи подросткам из семей трудовых мигрантов и их родителям
      • 3. 3. 1. Программа групповой арт-терапии для оказания психологической помощи и социальной адаптации подростков из семей гастарбайтеров
      • 3. 3. 2. Программа тренинга для родителей с целью формирования гармоничных детско-родительских взаимоотношений

Представления о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования Проблема межличностных отношений в социальной психологии является одной из тех проблем, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях межличностных отношений, механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Изучение представлений подростков о детско-родительских отношениях является одним из значимых вопросов современной социальной психологии. Несмотря на имеющиеся подходы и исследования детско-родительских отношений, их категориальный статус, особенности проявления в различных социальных условиях жизнедеятельности, типа семьи нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении. В отечественной психологии исследованиями в области межличностных отношений занимались многие ученые Л. И. Божович, JI.C. Выготский, И. А. Горьковая, И. В. Дубровина, В. Е. Каган, И. С. Кон, Е. П. Кораблина, М. И. Лисина, А. Л. Лихтарников, B.C. Мухина, A.A. Реан, Л. А. Регуш, E.H. Чеснокова, Д. Б. Эльконин.

Рассматривая детско-родительские отношения, можно выделить несколько параметровопределяющих их характер:

— степень понимания и удовлетворения родителем потребностей ребенка>(К. Хорни, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Г. Эйдемиллер и др.);

— принятие (расположение, доброжелательность, эмоциональная поддержка) или отвержение (непринятие) родителем ребенка (Д. Баумринд, А. Роэ, М. Сегелмэн, А. И. Захаров, А. Я. Варга, В. Н. Дружинин, Е. А. Воробьева);

— степень дистанции в отношениях родителя с ребенком (Э. Г. Эйдемиллер и др.) — степень эмоциональной близости, привязанности, согласие между ребенком и родителем (В. Шутц, Г. Т. Хоментаускас, И. М. Марковская) — контроль (сдерживание) или автономия (терпимость, самостоятельность, свобода) со стороны родителя (Е. С. Шеффер, Р. К. Белл, С. Броуди, Е. Е. Маккоби, В. Щутц, G. Н. Elder, И. М. Марковская, В. Н. Дружинин);

— требовательность (требование зрелости) (Д. Баумринд, Е. Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер, И. М. Марковская, Э. Г. Эйдемиллер и др.) — строгость (Е. Е. Маккоби, П. Слатер, И. М. Марковская и др.);

— непоследовательность — последовательность (С. Броуди, Е. Е. Маккоби, У. X. Севелл, А. И. Захаров, И. М. Марковская и др.);

— дисциплинарные воздействия родителя (Э. Г. Эйдемиллер и др.) [11,.

17].

В организации семейного воспитания также важна роль родительского авторитета (A.C. Макаренко, С. П. Ковалев И. М. Марковская) и степень удовлетворенности родителя процессом взаимодействия с ребенком (И. М. Марковская).

В 'настоящее время представления подростков о детско-родительских отношениях недостаточно изучены и требуют как теоретического, так и эмпирического изучения. Отношения с родителями в представлениях подростков являются существенными компонентами развития и становления их индивидуальности, а подростковый возраст, по сути, является самым экзистенциальным периодом в жизни человека. В осмыслении человеком экзистенциальных данностей есть определенная необходимость, так как они являются незаменимыми ступенями в развитии человека, факторами более полного осознания себя как активного творца своей жизни, и возможного пути к целостности (Дж. Бьюдженталь, Е. П. Кораблина, Р. Мэй, В. Франкл). В литературе не представлены в полном объеме данные об особенностях экзистенциального аспекта представлений подростков о детско-родительских отношениях.

Одним из способов изучения представлений о детско-родительских отношений является исследование их у подростков, переживающих сложные жизненные ситуации, например, такие как, переезд на постоянное место жительства в другую страну, частичная или полная потеря трудоспособности, наличие сложного заболевания, отъезд одного или обоих родителей на заработки в другую страну на длительный срок и т. д. В данном контексте, интересным материалом может выступать исследование представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров. В подростковый период отношения с родителями в представлении детей являются существенными компонентами, развития и становления индивидуальности подростков, переживающих определенную кризисную-ситуацию в связи с отсутствием родителей, и обусловлен рядом причин. С одной стороны, эти причины можно обозначить как «внешние», связанные с неоднозначным отношением общества к гражданам, уезжающим, на заработки в другую страну и их детям, что входит в противоречие с одной из базовых потребностей человечества — потребностью в позитивном отношении со стороны других. С другой* стороны, представления о своих отношениях с родителями являются важным компонентом формирования представлений детей о своей индивидуальности. Известно, что дети из семей трудовых мигрантов входят в группу риска.

В то же время можно отметить, что психологических исследований, посвященных изучению представлений подростков из семей гастарбайтеров о детско-родительских отношениях крайне мало, и в этих работах остается много неисследованных вопросов и противоречий. Имеющийся дефицит работ в данной области, затрудняет разработку и реализацию эффективных программ психологической помощи подросткам из семей трудовых мигрантов и их родителям. Таким образом, теоретическая актуальность нашего исследования определяется недостаточной изученностью представлений детей о детско-родительских отношениях в современных семьях. Практическая актуальность обусловлена необходимостью оказания психологической помощи подросткам из группы риска и их родителям, на основании знания и понимания их индивидуальных особенностей.

Целью диссертационного исследования является изучение особенностей представлений о детско-родительских отношениях подростков из семей гастарбайтеров.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Проанализировать концептуальные подходы к изучению представлений подростков о детско-родительских отношениях в отечественной и зарубежной психологической литературе.

2. Подобрать психодиагностический инструментарий для изучения компонентов представлений о детско-родительских отношениях.

3. Исследовать когнитивный, поведенческий, эмоциональный компоненты представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров.

4. Изучить экзистенциальный аспект представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров.

5. Провести сравнительный анализ своеобразия представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров по сравнению со сверстниками из семей с различным составом — полные и неполные.

6. Выявить особенности представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей > гастарбайтеров, проживающих в городских и сельских условиях.

7. Разработать и апробировать программы психологической помощи подросткам из семей гастарбайтеров и их родителям.

Объект исследования: феномен внутрисемейных отношений" у подростков, в семьях которых отец в качестве трудового мигранта на длительное время покинул Молдавию. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 14—15 лет, проживающие в городе и селе, в количестве 367 человек, из которых 135 школьников из семей гастарбайтеров, 120 школьников из полных семей, 112' школьников из неполных семей.

Предмет исследования: представления о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров, проживающих в городских и сельских условиях.

Гипотезы диссертационного исследования.

1. Существуют различия в содержательных характеристиках компонентов представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров и сверстников из семей другого типа — полных и неполных.

2. Социальные условия проживания (город, село) оказывают влияние на представления подростков о детско-родительских отношениях.

3. Особенности актуализации экзистенциального аспекта в представлениях подростков о детско-родительских отношениях могут быть рассмотрены наряду с когнитивным, поведенческим и эмоциональным компонентами.

В качестве, объектаисследования выступил феномен внутрисемейных отношений у подростков, в семьях которых отец в качестве трудового, мигранта на длительное время, покинул'Молдавию.

Теоретической и методологической основой исследования являются принцип системного подхода в психологии (Б.Г. Ананьев, В. А. Ганзен, C.JI. Рубинштейн), принципа интерсубъективности и интериоризации социального опыта (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, JT.C. Выготский), исследования отечественных и зарубежных ученых, в которых были осуществлены, попытки описать" способы, принципы и методы анализа представлений (Р. Берне, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. А*. Горьковая, У. Джеймс, И. В. Дубровина, В. Е. Каган, И. С. Кон, М. И. Лисина, А. Л. Лихтарников, А. Н. Леонтьев, Д. Мид, B.C. Мухина, С. Р. Пантилеев, A.A. Реан, Л. А. Регуш, К. Роджерс, В. В. Столин, В. Б. Тарабаева, F.T. Хоментаускас, E.H. Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон), работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященных экзистенциальному компоненту индивидуальности человека (Дж. Будженталь, Е. П. Кораблина, Р. Мей, В. Франкл, И. Ялом), а так же исследования посвященные изучению феномена гастарбайтерства и сопровождающих его явлений [Л. Гашпер, И. И. Кауненко, З.В. Сикевич].

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных исследовательских задач были использованы методы эмпирического исследования: биографический, беседы, наблюдения, тестирования, экспертных оценок, проективный метод. Для проверки и анализа изучаемых показателей представлений подростков о детско-родительских отношениях применялись методы математико-статистического* анализа: сравнение различий (критерий Стьюдента), корреляционный анализ (корреляции г-Спирмена), контент-анализ.

Методики исследования. Для изучения представлений подростков о детско-родительских отношениях использовались: опросник «Подростки о родителях» (вмодификации,* Л. И: Вассермана, И. А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной) — личностный опросник Т. Лириметодика «Три вопроса: человечеству, отцу, матери, себе" — методика «Незаконченные предложения» Д. Саксаопросник «Актуальность экзистенциональных задач» Л. А. Цыдзик, Е. П. Кораблиной, а так же авторская анкета, предназначенная для формирования выборки^ и описания ее основных характеристик.

Положения выносимые на защиту:

I Целостная характеристика представлений, подростков о детско-родительских отношениях в семьях разного типа может быть дана на1 основе анализа следующих компонентов: когнитивного, поведенческого, эмоционального и экзистенциальногоаспекта, которые имеют разное содержание в изучаемых типах семьи.

2. Представления о детско-родительских отношениях у подростков определяются типом семьи — гастарбайтерская, полная, неполная — и местом ее проживания — городская и сельская местность.

3. Актуализация экзистенциальных данностей «свобода», «смысл» и развитие отрицательного отношения к феномену гастарбайтерства в представлениях подростков о детско-родительских отношениях определяется двумя факторами — типом семьи (гастарбайтерская) и местом проживания подростков (город, село).

Научная новизна диссертационного исследования.

Выделен новый объект исследования — представления о детско-родительских отношениях у подростков из нового социального типа семей — семей гастарбайтеров.

Впервые рассмотрена специфика представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей разного типа, в зависимости от места проживания.

Изучено своеобразие экзистенциального аспекта представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей разного типа.

Теоретическая значимость работы.

Эмпирически исследованы особенности представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей нового социального типа — семей гастарбайтеров.

Показаны различия в представлениях о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров, проживающих в условиях городской и сельской местности.

Раскрыта специфика представлений о детско-родительских отношениях подростков из семей гастарбайтеров по сравнению со сверстниками из полных и неполных семей.

Предложено рассматривать новый экзистенциальный аспект представлений о детско-родительских отношениях, который включает осмысление подростком таких понятий, как жизнь, смысл, свобода, общение.

Разработан и эмпирически обоснован комплекс диагностических методик, направленный на изучение представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров.

Практическая значимость исследования.

Полученные в рамках исследования результаты позволят повысить эффективность индивидуальной и групповой психологической помощи подросткам, у которых отец в качестве трудового мигранта находится территориально далеко и испытывает затруднения в полноценной коммуникации с членами своей семьи.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в лекционных курсах по «Возрастной психологии», «Социальной психологии», «Психологии семьи», при подготовке спецкурсов для студентов, психологов, педагогов, социальных работников, а также для бесед с родителями.

Эмпирические данные, полученные в работе, целесообразно использовать для повышения квалификации специалистов в сфере психологии, педагогики, социологии.

Полученные результаты могут быть полезны в практике работы школьной психологической службы системы образования, социальной службы, психологических центров.

Апробация работы и ее внедрение. Основные теоретические положения, практические результаты исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях^ кафедры психологии человека' РГПУ им. А. И. Герцена. По теме диссертационного исследования делались доклады на республиканской конференции практических психологов «Подростки — возраст уязвленности», проводившейся? Министерством образования молодежи и спорта Республики^ Молдова, генеральным^ департаментом образования молодежи и спорта г. Кишинева (2008), на VII Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития, личности», организованной Славянским университетом Республики Молдова (2008). Внедрение полученных результатов осуществлялось при составлении и проведении курса лекционных и практических занятий по курсу «Основы психологии» (Славянский университет Республики Молдова (2006—2009)). Полученные результаты внедрены в практику психологической помощи в ряде организаций — Департамент Образования г. Кишинева, Психологическая служба системы образования, Диагностико-Реабилитационный Центр «Гармония» г. Кишинева для детей школьного возраста. Результаты исследования изложены в 6 публикациях общим объемом 3,56 п. л. Из них 1 работа объемом 0,625 п. л. опубликована в научном журнале, входящем в перечень ВАК.

Структура диссертации. Структура работы отражает логику диссертационного исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Работа иллюстрирована 23 таблицами и 30 рисунками.

выводы.

1. В содержании представлений о детско-родительских отношениях подростков выделяется когнитивный, поведенческий, эмоциональный компоненты и экзистенциальный аспект.

2. Особенности проявления когнитивного, поведенческого, эмоционального компонентов и экзистенциального аспекта представлений о детско-родительских отношениях у подростков обусловлены типом семьи. В неполных семьях представления об идеальном взаимодействии подростков с родителями расходятся с реальными внутрисемейными отношениями.

3. Когнитивный компонент представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей трудовых мигрантов характеризуется принятием доминирования, требовательности и отзывчивости родителей, снижен уровень доверия во взаимодействии между родителями и подростками, во внутрисемейных отношениях проявляется высокий уровень скептицизма со стороны родителей-гастарбайтеров, что осознается их детьми.

4. Поведенческий компонент представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров выражается во враждебной настроенности сыновей и дочерей при взаимодействии с матерями. Поведенческий компонент представлений о взаимодействии с отцом характеризуется позитивным интересом к жизнедеятельности сына с минимальным выражением директивности, девочки считают свои отношения с отцом непоследовательными. При необходимости участия в трудовой миграции, подростки считают возможным отправляться на заработки либо одновременно всем членам семьи, либо людям, у которых пока нет своей семьи.

5. Эмоциональный компонент представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей трудовых мигрантов отличается положительной оценкой личностных качеств матери, важностью мнения матери в размышлениях на темы экзистенциального характера. Проявляется позитивная оценка личностных качеств отца и гармоничных взаимоотношений с ним. Подростки испытывают негативные переживания в связи с отъездом отцов на заработки за границу. Феномен гастарбайтерства подростки из семей трудовых мигрантов оценивают отрицательно, воспринимая его как тяжелый труд.

6. Экзистенциальный аспект представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров представлен актуализацией размышлений об экзистенциальном понятии «смысл» и «свобода». Представления о свободе приобретают личную значимость под влиянием директивности, враждебности матерей и отцов при взаимодействии с подростками из семей трудовых мигрантов. Размышления об общении как важной составляющей их жизни у подростков из семей гастарбайтеров актуализируется под влиянием враждебности, проявляющейся в воспитательной практике матерей.

7. В представлениях о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров, проживающих в городской и сельской местности, наиболее актуализированы экзистенциальные понятия «свобода» и «смысл». Сельские подростки высказывают свои размышлениями о важности смыслового наполнения внутрисемейных отношений. Положительное отношение к отцу чаще проявляется в формулировках о свободе у школьников из сельской местности, которые менее акцентированы на уходе отца из семьи или специфике его занятости.

8. Наличие актуальных экзистенциальных проблем «смысл», «свобода» «общение», «жизнь», «смерть» у подростков из семей гастарбайтеров показывает необходимость оказания психологической помощи, как самим подросткам, так и их родителям, вернувшимся из длительной трудовой миграции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование было посвящено изучению представлений' о детско-родительских отношениях у подростков из семей нового социального типа — семей гастарбайтеров.

Уже на теоретическом уровне рассмотрения данной проблемы выявился ряд вопросов, заслуживающих особого внимания исследователя. Среди них: новая социальная общность — семьи гастарбайтеровсоциальные представления о детско-родительских отношенияхдополнение компонентов представлений о детско-родительских отношениях когнитивного, поведенческого, эмоционального — экзистенциальным аспектомприемы и способы оказания психологической помощи подросткам из семей гастарбайтеров и их родителям, вернувшимся после длительной трудовой миграции.

В теоретической части диссертационного исследования обнаруживается, что новая социальная общность — семьи гастарбайтеров еще мало изучены и имеющиеся данные носят разрозненный характерчто феномен представлений является общим для разных наук: психологии, философии, логики, но, тем не менее, изучение социальных представлений о детско-родительских отношениях представлено научными данными, требующими дальнейшего изучения и осмысленияприемы психологической помощи требуют включения специфических компонентов с учетом особенностей развития подростков из семей гастарбайтеров, деформации детско-родительских отношений.

В ходе эмпирической части работы были выявлены и сопоставлены между собой особенности представлений о детско-родительских отношениях в сознании подростков из семей разного типа: нового социального типа семей — семей гастарбайтеров, полных и неполных семей. Раскрыты особенности представлений о детско-родительских отношениях, у подростков, проживающих в городе и селе. В исследовании нашло отражение взаимозависимости между отдельными характеристиками обоснованных компонентов представлений и выведены закономерности влияния индивидуальности родителей на особенности развития индивидуальности подростков.

Составлены программы психологической помощи подросткам из семей гастарбайтеров и их родителям, вернувшихся после длительной трудовой миграции, с целью гармонизации детско-родительских отношений.

В качестве итога проделанной работы может рассматриваться выводы о содержательных компонентах детско-родительских отношениях, и факторах влияющих на их формирование. Особенности детско-родительских отношений в семьях гастарбайтеров и непосредственные факторы, влияющие на развитие индивидуальности подростков из таких семей, и их размышлениях об актуализированности собственных экзистенциальных задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001.-304 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории / Отв. ред. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1995. — С. 2748.
  4. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.-Екатеринбург: Деловая книга-М.: Академия- 1996.
  5. С. С. Судьба // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 5. —С. 158−159.
  6. А. Очерки индивидуальной психологии. М.: Когито-Центр, 2002. -220 с.
  7. Е. В. Преодоление трудных жизненных ситуаций и ответственность // Психология современного подростка / Под ред. проф. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. — С. 355−365.
  8. Е. В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами: Диссертация. канд. психол. н. СПб., 2002. -187 с.
  9. . Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально-дезадаптированных подростков: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Екатеринбург, 1997.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с. П. Андреева Г. М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии.-№ 3. — 1999.-С. 15−23.
  11. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.-288 с.
  12. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2000. 376 с.
  13. Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал.— Том 15. -№ 1.- 1994.— С. 3−18.
  14. Е.П., Иванова В. М. Общение с родителями: зачем, как?/ Науч. ред. В. М. Иванова. М., 1993.
  15. А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  16. Л. И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних: Автореф. канд. дисс. М., 1981. -24 с.
  17. Р. А. Биографические кризисы личности: Дисс. ' канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1994. — 210 с.
  18. А. А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях: Автореф. дисс.. канд. психол. н. СПб., 2000. -21 с.
  19. Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
  20. Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. отношения, 1990. — 336 с.
  21. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. — 399 с.
  22. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  23. М. П. Совладающее поведение и клинико-психологические характеристики членов семей детей с дискинезией желчевыводящих путей (всвязи с задачами семейной психотерапии). Автореф. дисс.. канд. мед. н. — СПб., 2006.
  24. Дж. Психоаналитические теории личности. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 224 с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение- 1968.
  26. . С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997. -№ 4.
  27. . С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. М.: МПСИ: Флинта, 2000. — 88 с.
  28. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.Норма и отклонения.-М.: Педагогика- 1990.
  29. А. В. Психология субъекта. / Отв. ред. проф. В. В. Знаков. — М.: ИПРАН- СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
  30. Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с.
  31. Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. —263 с.
  32. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2006. — 528 с.
  33. Дж. Искусство психотерапевта СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
  34. Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии М.: Класс, 1998. — 336 с.
  35. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
  36. А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. — 21 с.
  37. Варга А. Я, В. В. Столин. Работа психолога с родителями// Детский психолог- выпуск 5. 1998.
  38. Л. И. Этика // Краткий религиозно-философский словарь. М.:
  39. Истина и Жизнь, 2000. С. 249.
  40. Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  41. Е. Компетентность или беспомощность // http://psy.lseptember.rU/2001/47/4 5. htm
  42. Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. — Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2004
  43. Д.В. Маленькие матери и их дети. Пер. с анг. Н. М. Падалко, -М.- Независимая фирма «Класс», 1998
  44. Д.В. Разговор с родителями. Пер. с анг. М. Н. Почукаевой, В. В. Тимофеева.-М.- Независимая фирма «Класс», 1994
  45. Т. Г. Особенности образа Я личности, считающей себя испытавшей насилие: Автореф. дисс. канд.. психологических наук. -Барнаул, 2004. 23 с.
  46. Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  47. В. И., Захаров А. И., Исаев Д. И. Неврозы у детей и их лечение. -Л.: Медицина, 1977. 265 с.
  48. И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994. № 2. С. 57 65.
  49. Ю.Б. Общаться с ребенком.Как? М.- «ЧеРо», 2003
  50. Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. — 352 с.
  51. М. В. Социально-психологический аспект самосознания у людей с ограниченными возможностями: Дипломная работа. СПб., 2002. — 70 с.
  52. В. А. Психогенные расстройства у детей и подростков. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208 с.
  53. В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.:1. ЭКСМО-Пресс, 2000. 736 с.
  54. Данилова В. JL Как стать собой. Психотехника индивидуальности. Пособие для самообразования. М.: Интерпракс, 1994. — 128 с.
  55. М. Я. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения у разных социальных групп: Автореф. дисс.. канд. психол. н. СПб., 2003. — 21 с.
  56. JT. И. Ответственность в семейных отношениях. // Актуальные проблемы психологии: Сборник научных трудов. / Под общей ред. JI. И. Дементий. Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. — С. 27−31.
  57. Ф. На стороне подростка. СПб.: Петербург — XXI век, 1997. — 278 с.
  58. А. И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. — № 4. — С. 17−25.
  59. Т. В., Эльконин Д. Б. Взрослость, ее содержание и формы проявления у подростков пятиклассников // Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967. — С. 318−336.
  60. А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2003. 336 с.
  61. . А. Психометрика мнений о людях: Дисс.. д. психол. н. -СПб., 2003.-350 с.
  62. Ерёмкина Т. А Семья как объект научного исследования / Т. А. Ерёмкина // Молодежь Забайкалья: дорога в будущее: материалы IX меж-дународной молодежной научно-практической конференции, Чита, 20−21 апреля 2005 г. — Чита: ЗабИЖТ, 2005. С. 130−132.
  63. В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — СПб.: Питер, 2006. 208 с.
  64. С. П. Психология полисубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде. — Псков: Ш’ПИ им. С. М. Кирова, 2000. 380 с.
  65. К. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  66. Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М., Издательский центр «Академия», 2004
  67. Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  68. И. А. Путь к очевидности. М., 2001.
  69. И. М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.-208 с.
  70. И. М. Духовность как психологическая проблема: теоретические и эмпирические аспекты исследования. М.: Прометей МПГУ, 2002. — 195 с.
  71. История философии: Запад — Россия — Восток (книга третья: Философия XIX XX вв.) / Под ред. Н. В. Мотрошиловой и А. М. Руткевича. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000. — 448 с.
  72. История философии: Запад Россия — Восток (книга четвертая: Философия XX в.) / Под ред. Н. В. Мотрошиловой и А. М. Руткевича. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000. — 448 с.
  73. В. Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 154−157.
  74. А. Бунтующий человек. М.: Республика, 1999. — 414 с.
  75. И. Основы метафизики нравственности // Критика практического разума.-СПб.: Наука, 1995.-С. 53−119.
  76. П. Л. Научные труды. Наука и современное общество. — М.: Наука, 1998.-539 с.
  77. Ф. Б. Петр Леонидович Капица. Жизнь и открытия. М.: Моск. рабочий, 1984. — 189 с.
  78. А. Дж. Теория личности. СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
  79. С. В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  80. Г. «Конфликты в семье: диалог против манипуляций», журнал «Семья и школа», № 1−2, 2001. стр. 14-
  81. Кон И: С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. -254 с.
  82. И. М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. -№ 1. 1995.-С. 43−51.
  83. Е.П. Психологическая помощь в процессе становления личности женщины.//Часть 3. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/под ред. М.К.Тутушкиной- С. Петербург, Издательство «Дидактика Плюс».-1998, 348 е., с. 172−192.
  84. Е.П. Психологическая помощь с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода женского и мужского способов существования./ сб. Психологические проблемы самореализации личности. Вып.З., СПб., из-во СПб ун-тв 1999, с. 166−177.
  85. Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающейдеятельности. //Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Научный журнал. Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, СПб, 2004. -19 с.
  86. Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов /Под ред. Е. П. Кораблиной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена- Изд-во «СОЮЗ», 2001. 319 с.
  87. Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена- Изд-во «СОЮЗ», 2002. 334 с.
  88. Е. Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: Дисс.. д. психол. н. СПб., 2001. — 485 с.
  89. Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. СПб.: ИПП, 2004. — 542 с.
  90. Т. В. Психология риска и принятия решений. — М.: Аспект Пресс, 2003.-286 с.
  91. ЮО.Королева Н. Н. Психосемиотика субъективных реальностей личности: Автореф. дисс.. д. психол. н. СПб., 2006. — 36 с.
  92. Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. -М.: Просвещение, 1981. 195с
  93. Ю2.Крайг Г. Психология развития СПб.: Питер, 2000. — 992 с. 103 .Левин К. Теория поля в социальных науках // Левин К. Динамическаяпсихология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. — С. 237−424.
  94. А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005. — 431 с.
  95. Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. — 64 с. Юб. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991. — 247 с.
  96. А. Л. Диагностика и психотерапия детей групп риска. -СПб.: Институт Открытое Общество, 1998. 26 с.
  97. А. Л. Многоликая зависимость подростка // Психология современного подростка / Под ред. проф. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005.1. С. 209−271.
  98. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития психологии. — М., 1978.-е. 156−172 1 Ю. Лук А. Н. Эмоции и чувства. — М.: Знание, 1972. 80 с.
  99. Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1999. — 688 с.
  100. М. К. Как я понимаю философию. / Сост. и предисл. Ю. П. Сенокосова. -М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  101. И.Манеров В. X. Математическое обеспечение психологических исследований. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 144 с.
  102. И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002. — 150 с.
  103. Н. Н. Психологическая поддержка родителей как фактор оптимизации семейного воспитания подростков, склонных к домашнему воровству: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. — 22 с.
  104. В., Евдокимова Л., Коман А., Краузе А., Руснак Г. Трудовая миграция в лицах: люди и судьбы./CAPTES. — Кишинэу, 2000.
  105. МуздыбаевК. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации // Работа, выполненная при поддержке РГНФ и фонда Макартуров: http://www.nir.ru/socio/scipubl/si/si 1−0 lmuz. html
  106. К. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983. 240 с.
  107. В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. — 431 с.
  108. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. — М.: АпрельПресс, ЭКСМО-Пресс, 2002. — 256 с.
  109. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рефл-бук- К.: Ваклер, 1997. — 384 с.
  110. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл, 2001.-319 с.
  111. А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2006. — 392 с.
  112. Население Молдовы и трудовая миграция: состояние и современные формы. /CAPTES. Кишинэу, 2000.127.0бозов H.H. Межличностные отношения Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151 с.
  113. В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.- 197 с.
  114. В. Н. Психология человека. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 253 с.
  115. Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. СПб.: Речь, 2001. — 288 с.
  116. ПерлзФ. Гештальт-подход и Свидетель Терапии. М: Либрис, 1996. — 240 с.
  117. А. В. Психология в России: XX век. М.: УРАО, 2000. -312 с.
  118. А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
  119. К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. / Под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Культурная инициатива, 1992. — 448 с.
  120. К. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. / Под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Культурная инициатива, 1992. — 528 с.
  121. С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: Дисс. д. психол. н. — СПб., 2001. 393 с.
  122. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — 576 с.
  123. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.-440 с.
  124. Психология подростка. Полное руководство /Под ред. члена-корреспондента РАО А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с. 143. Практическая психодиагностика: Методы и тесты /Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Бахрах, 1998. — 672 с.
  125. А. А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. Том 15. — № 2. — 1994. — С. 52−56.
  126. Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. -СПб.: Речь, 2003.-352 с.
  127. Л. А., Лихтарников А. Л. Подросток в эпоху перемен // Психология современного подростка / Под ред. проф. Л. А. Регуш. — СПб.: Речь, 2005.-С. 7−26.
  128. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  129. РикерП. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М.: ACADEMIA, 1995. — 160 с.
  130. РомекВ. Г. Психологическое консультирование в ситуациях выученной беспомощности // Психологическое консультирование: Проблемы, методы, техники. Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2000. — С. 187−287.
  131. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. — М.: Аспект Пресс, 2000. 429 с.
  132. С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. -713 с.
  133. С. Л. Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — С. 255−385.
  134. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1998. — 176 с.
  135. Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: Сфера, 1998. — 122 с.
  136. Сартр Ж.-П. Стена // Герострат. М.: Республика, 1992. — С. 5−30.
  137. В. Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования. Уфа: Гил ем, 2004. — 258 с.
  138. А. А. Психолого-социальная оценка готовности к самоопределению в юности: Выпускная квалификационная работа. СПб., 2003.-80 с.
  139. В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1983. — 104 с.
  140. Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2000.-350 с.
  141. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1989. — 624 с.
  142. С. Ю. Я и Другой: тренинги. СПб.: РОО «Адаин Ло», 1999. -168 с.
  143. Современный философский словарь / Под ред. проф. В. Е. Кемерова. — М.: «Одиссей», 1996. 608 с.
  144. Э. Ю. История и этика в феноменологии позднего Гуссерля // Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991. — С. 389−402.
  145. Э. Ю. Судьбическая историософия М. Хайдеггера // Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991.-С. 346−388.
  146. Э. Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк) // Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). — М.: Политиздат, 1991.-С. 286−345.
  147. А. С. Как быть родителем (о психологии родительскойлюбви). M.: Педагогика, 1986. — 158 с.
  148. А. Г. Сознание и самосознание. — М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  149. В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. М.: Академия, 1998. — 320 с.
  150. ТиллихП. Мужество быть. // Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995.-С. 7−131.
  151. М. К. Развитие самосознания и самопомощь. Психоанализ и самоанализ // Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 1999. — С. 15−39.
  152. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997. -576 с.
  153. В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. — 285 с.
  154. В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь, 2000. — 256 с.
  155. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 367 с.
  156. А. Психология Я и защитные механизмы. — М.: Педагогика — Пресс, 1993.- 134 с.
  157. Фрейд 3. Ведение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. — 456 с.
  158. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 271 с.
  159. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
  160. М. Время и бытие // Время и бытие: Статьи и выступления. -М.: Республика, 1993. С. 391−406.
  161. В. Л. Активность (характеристики и развитие). — М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. 448 с. 181 .Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — 406 с.
  162. Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М.: МГУ, 1992. — 180 с.
  163. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с. 184. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977.- 144 с.
  164. Г. Вечный человек. — М.: Политиздат, 1991. С. 93−264.
  165. X. Э., Еленский В. И. Психология жизненного пространства. — СПб.: Речь, 2004.-239 с.
  166. А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.-256 с.
  167. Д.Б. Детская психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М., Издательский центр «Академия», 2005
  168. Д.Б. Психология игры.-М.- Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. 190. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Ленато, ACT, Университетская книга, 1996.-592 с.
  169. И. Мамочка и смысл жизни: Психотерапевтические истории. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 288 с.
  170. И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. — 576 с. 193 .Barron К. Disability and Gender. Autonomy as an Indication of Adulthood. -Acta Universitatis Upsaliensis. — Uppsala. — 1997. 47 p.
  171. Baumrind D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / Ed. W. Dammon. — S-Fr., 1989.
  172. Holmes Т. H., Rahe R. H. The Social Readjustment Rating Scale // J. Psychosom. Res. 1967. — V. 11. — № 4. — P. 342−351.196Janis I. L., Mann L. Decision Making: A Psychological Analysis of Conflict,
  173. Choice and Commitment. -N. Y.: Free Press, 1977. — 312 p.197Jinga I., Negret I., Familia, acest miracol Tn§ elator, Bucure§ ti, 1999. 128 p.
  174. Moldova, Romania, Ucraina: integrarea europeana § i migratiunea fortei de munca. / CAPTES. Chi? inau, 2000. — 42 p.
  175. Morss J. From Law to Lifestyle: «Developmental» Change in the Risk Society // Theoretical Issues in Psychology. Proceedings of the International Society for Theoretical Psychology: 1999 Conference / Ed. by J. R. Morss, N. Stephenson,
  176. H. van Rappard. Boston / Dordrecht / London: Kluwer Academic Publishers, 2001.-301−312 p.
  177. Munteanu V. Serviciul de Stat Migra^iune altrernativa § i solutii posibile de prevenire § i combatere a traficului de fiinte umane (femei). // Tu § i migratia, 2002, #2,decembrie 2002, p.2−3.
  178. Murray C., Son L. The Effect of Multiple Victimization on Children’s Cognition: Variations in Response // J. Aggress. Maltreat, and Trauma. — 1998. — 2,№ 1.- 131−146 p.
  179. Paladi G., Gagauz O., Timu§ A., Familia: probleme sociale, demografice § i psihologice, Chi§ inau, 2005. 127 p.203 .Perls F. Gestalt Therapy Verbatim. Toronto / New York / London. / Compiled & edited by J. Stevens. 1971. — 307 p.
  180. Plutchik R., Kellerman H., Coute H. A structural theory of ego defenses and emotions. In: Isard K. Emotions in personality and psychopathology. N. Y., 1979.-229−257 p.
  181. Rotter J. Some Problems and Misconceptions Related to the Construct of Internal Versus External Control of Reinforcement // J. of Consulting and Clinical Psychology, 43. 56−67 p.
  182. Stanciulescu E., Sociologia educa^iei familiale, Ia§ i, 2002. 498p.
  183. АНКЕТА, ИЗУЧАЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СЕМЬИ ПОДРОСТКА
  184. Фамилия Имя Отчество подростка2. Возраст подростка
  185. Тип родительской семьи (полная, неполная, гастарбайтерская)4. ФИО отца и его возраст
  186. Образование и профессия отца
  187. Место работы отца (в республике или за границей), по профессии илинет
  188. Время пребывания отца на заработках (полгода, год, больше года)8. ФИО матери и ее возраст
  189. Образование и профессия матери
  190. Ю.Место работы матери (в республике или за границей) по профессии илинет11. Время пребывания матери на заработках (полгода, год, больше года)
  191. НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (модификация автора)
  192. Отношение к феномену гастарбайтерства 1. гастрабайтерство —. .
  193. На заработки должен ехать .3. Работа за границей .
  194. Вопросы матери звучали следующим образом: 1 Моя мама. .
  195. Бывают случаи, когда мама .
  196. Думаю, что мама чаще всего. .4. Если бы не мама .
  197. Вопросы отцу отражали следующие элементы: 1 Я хотел бы, что бы мой отец.2. Я люблю отца.3. Отцы иногда.4. Наши отношения с отцом.
  198. Экспертная оценка наиболее часто встречающихся ответов.
  199. Отношение к феномену гастарбайтерства 1. гастрабайтерство —
  200. Бывают случаи, когда мама .2. отрицательно относится к ребенку-22 несправедлива-23 у.е.зжает-24 положительные отношения с ребенком-25 прочее.
  201. АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ"
  202. Инструкция: Оцените, пожалуйста, по предложенной шкале, насколько часто в последнее время Вас беспокоят явления, приведенные в таблице1. Баллы 1 2 3 4 5никогда иногда верно, но не обычно верно почти всегдачасто верно1. Баллы
  203. Отсутствие интереса к чему бы то ни было 1 2 3 4 5
  204. Ощущение, что обстоятельства сильнее Вас 1 2 3 4 5
  205. Сны, содержащие сцены преследования или смерти 1 2 3 4 5
  206. Чувство покинутости или брошенности 1 2 3 4 5
  207. Отсутствие целей в жизни 1 2 3 4 5
  208. Неспособность принимать решения 1 2 3 4 5
  209. Страх заболеть неизлечимой болезнью 1 2 3 4 5
  210. Дискомфорт, когда вы в одиночестве 1 2 3 4 5
  211. Ощущение бессмысленности происходящего 1 2 3 4 5
  212. Чувство, что Вас сдерживают или ограничивают 1 2 3 4 5
  213. Неприятные мысли о смерти 1 2 3 4 5
  214. Страх разрыва близких отношений 1 2 3 4 5
  215. Ощущение пустоты, когда Вы ничем не заняты 1 2 3 4 5
  216. Ощущение что от Вас ничего не зависит 1 2 3 4 515 Мысли о смерти 1 2 3 4 5
  217. Ощущение, что весь мир против Вас 1 2 3 4 5
Заполнить форму текущей работой