Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности структуры Я-концепции наркозависимых, прошедших реабилитацию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Справедливо отметить, что проблема наркозависимости рассматривалась в рамках феномена «Я-концепция» (И.Г. Ванкон, 2002; П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг, 2000). Однако, несмотря на то, что исследование Я-концепции предполагает интегративный подход, соответствующий сложной системно-целостной и структурно-иерархической ее сущности (B.C. Агапов, И. В. Барышникова, А. В. Иващенко, 2002… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. «Я-концепция» в контексте проблемы наркозависимости
    • 1. 1. Концепция «Я» и «Я» как предмет познания в психологии
    • 1. 2. Психологические теории феномена «Я-концепция»
    • 1. 3. Психологические теории наркотизации, психокоррекции и реабилитации наркозависимых
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Эмпирическое исследование Я-концепции наркозависимых
    • 2. 1. Организация исследования Я-концепции наркозависимых
    • 2. 2. Сравнительное исследование Я-концепции наркозависимых, прошедших медикаментозную терапию и курс психологической реабилитации
  • Выводы по второй главе

Особенности структуры Я-концепции наркозависимых, прошедших реабилитацию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В психологии феномен Я-концепции традиционно исследуется с позиции гуманистического подхода к человеку. Особое значение Я-концепция как психическая реальность имеет в рамках проблемы индивидуально-личностного в человеке через изучение его представлений о самом себе. Являясь субъектом познания себя и отношения к себе, через свое «Я» человек объективизирует свою самость — единственность, неповторимость и сложность своего психического мира (А.А. Бодалев, 2002) и тем самым влияет на предмет исследования.

Я-концепция традиционно изучается в контексте ее разнообразных интерпретаций: как совокупности установок на себя, через оценочную и поведенческую составляющие, через ее значение для внутренней жизни человека и для его ожиданий. И потому за рубежом Я-концепция подробно исследовалась в контексте концептуальных подходов: ее зарождения (У.Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон и другие.), ее развития (Д.Банистер, Д. Батлер, Р. Бернс, Р. Бошиер, Д. Броумли, Д. Диксон, А. Комбс, У. Ливсли, Д. Олпорт, Д. Соупер, Д. Флейвелл, Д. Хей, К. Хорни, Э. Ширер, Д. Эгнью и многие другие), ее измерения (Р.Бернс, М. Кун, Т. МакПартлэнд, Д. Паркер и другие).

Имеется большое число исследований по связи Я-концепции с другими изучаемыми психическими явлениями. Так обнаружены влияния Яконцепции: на организацию жизни человека, (Markus, Wurf, 1987) — на восприятие и обработку социальной информации (Kihlstrom, Cantor, 1984) — на память (Higgins, Bargh, 1987), на возможности и самопрогнозы (Markus, 1989, Smith, Petti, 1995). Зафиксированы особенности Я — концепций людей в зависимости от специфики культур Запада и Востока (Bocher, 1994, Markus, Kitayama, 1991). Доказано, что по отсутствию в Я-концепции структуры, фиксирующей национальную принадлежность людей, можно судить об этническом благополучии государства (Ю.О. Турчанинова, 1989). Обнаружена корреляция Я-концепции с пиком профессионализма (А.П. Ситников, А. А. Деркач, 1993). Имеются данные исследовательской группы Н. Ю. Хусаиновой по особенностям: формирования Я-концепций руководителей в процессе педагогической подготовки в зависимости от их формулы информационного метаболизма (Н.Ю.Хусаинова, 1997), беременных, склонных к невынашиванию беременности, (А.Ф. Рахимова, 1999), безработных женщин (А.К. Алпарова, 1998) — отцов, рефлексирующих и не рефлексирующих свои отцовские функции при воспитании в сыновьях мужественности (Э.Д. Юсупова, 1999), беспризорных детей (Г. А. Байгузина, 1999), студентов различных национальностей (Д. Низамова, 2000), доказывающие, что отдельные структурные элементы и в целом Я-концепция действительно являются чувствительным индикатором меры личностной развитости любого человека. Известно, что позитивность Я-концепции человека детерминирована тремя основными факторами — убежденностью в импонировании другим людямчувством собственной значимости и уверенностью в возможности осуществить конкретную и значимую для него деятельность (Р. Берне). Поэтому содержание и иерархия структурных элементов Я-концепции, являясь в основном результатом социализации, воспитания, обучения и саморазвития человека, детерминируют причины его успехов и неудач порой даже чаще и значимее, чем сами способности, от наличия или отсутствия которых так же зависит та или иная деятельность,.

В разноаспектных, многоплановых и множественных исследованиях феномена Я-концепции, относящихся в основном к нормальному развитию личности (B.C. Агапов, 1999, В. И. Андреев, 1996 С. А. Баклушинский, 1996, А. А. Бодалев, 1988, Н. В. Боровикова, 1998, А. А. Деркач, 1993, Т. Л. Григорьева, 2001, А. В. Иващенко, 2002, Н. Ю. Митюрина, 2002, J1.M. Попов, 1990 и др.), до сих пор не вскрыты общие закономерности и не сформулированы универсальные законы зарождения, функционирования, формирования и развития Я-концепции. В еще большей степени это относится о к исследованиям феномена Я-концепции в случаях патологии. Однако познание явлений, процессов и состояний не столько в норме, сколько в их экстремальных значениях позволяет выявить закономерности развития. Поэтому наиболее актуальными исследованиями феномена Я-концепции в настоящее время становятся работы, которые проводятся в контексте, как нормы, так и патологии.

По данным Всемирной организации здравоохранения наркотики занимают первое место среди «виновников» преждевременной смерти людей. За последние годы в нашей стране количество людей, принимающих наркотические вещества, увеличилось в 10−15 раз (Е.А. Кошкина, 2000). По несколько устаревшим на сегодняшний день данным 1995 года, в России на 100 000 человек приходилось 158 наркозависимых, состоящих на учете в диспансере, что вывело нашу страну по данному показателю на первое место в Европе. Социологи считают, что наркозависимость, как одна из форм Ф девиантного поведения становится объективно-субъективным фактором социальных проблем. Поэтому, безусловно, наркозависимость относится к той зоне патологии, которая требует наиболее пристального внимания исследователей, а все психологические исследования наркозависимых, в том числе посвященные Я-концепции, несомненно, значимы и работа, выполненная в общем русле двух самостоятельно актуальных направлений — теории Я-концепции и проблемы наркотизации населения, становится особо актуальной.

Л и для теории психологии, и для психологической практики.

Принято считать, что наркомания — неизлечимое хроническое заболевание. И действительно, несмотря на возрастающее число реабилитационных центров, и появление разнообразных программ для лечения наркоманов, процент излечивания остается довольно низким (10−30%) и это является еще одной объективной причиной для поиска новых психологических подходов к этой глобальной проблеме. О ф.

Психологические работы, реализованные в настоящее время, в основном констатируют деформацию внутреннего мира наркозависимого (С.В. Березин, 1998; B.C. Битенский, 1991; К. С. Лисецкий, 1998; А. Е. Личко, 1991; Г. Я. Лукачер, 1989; О. П. Зинченко, 1998; В. Д. Менделевич, 1998, 2002; Ю. М. Миславский, 1993; Л. К. Шайдукова, 1999 и др.) — описывают некоторые методы психологической коррекции разрушающейся личности наркозависимого (И.Г. Ванкон, 2002; А. Н. Ларин, 2001; А. В. Сухарев, 1999; П. Д. Шабанов, 2000; Л. К. Шайдукова, 2002; О. Ю. Штакельберг, 2000 и др.). Но ни в одной из них до сих пор не определены надежные диагностические критерии, по которым можно было бы судить о восстановлении личности после наркозависимости.

В тоже время именно Я-концепция, являясь отражением «Я» человека, вмещает все многообразие его внутреннего мира и, по определению, сохраняя самою себя, определяет поведение человека в мире. Поэтому диагностика Я-концепции может быть надежным критерием изменений, происходящих в личности наркозависимого вследствие психокоррекции.

Справедливо отметить, что проблема наркозависимости рассматривалась в рамках феномена «Я-концепция» (И.Г. Ванкон, 2002; П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг, 2000). Однако, несмотря на то, что исследование Я-концепции предполагает интегративный подход, соответствующий сложной системно-целостной и структурно-иерархической ее сущности (B.C. Агапов, И. В. Барышникова, А. В. Иващенко, 2002), в проанализированных работах Я-# концепция наркозависимого не исследуется с позиции структуры и целостной системы, позволяющей рассматривать ее развитие в качестве цели и критерия излечения. Это позволяет утверждать, что существует проблема научной неразработанности специфики Я-концепции наркозависимых, что требует своего разрешения углубленным изучением Я-концепции наркозависимых как объекта исследования, имеющего самостоятельную субъективную для них ценность. о.

В качестве объекта исследования выступали структурно — системные элементы Я-концепции, а предмета — различия Я-концепций наркозависимых, прошедших только медикаментозное лечение, и наркозависимых, прошедших курс психологической реабилитации.

Цель исследования: Подтвердить, что особенности структурной организации элементов Я-концепции могут выступать в качестве индикатора личностных изменений наркозависимых, детерминированных реабилитацией, приближающих человека к сущности его «Я». Гипотеза:

1. Структура Я-концепции при возникновении наркозависимости не разрушается, а преобразуется.

2. В процессе психологической реабилитации наркозависимых должны происходить характерные изменения их Я-концепции.

3. Критерием эффективности методов психологической реабилитации выступают структурные особенности Я-концепции наркозависимых. Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа научной литературы показать необходимость исследования Я-концепции наркозависимых.

2. Выявить особенности Я-концепции наркозависимых.

3. Провести психологическую реабилитациюнаркозависимых.

4. Сравнить особенности Я-концепции наркозависимых, прошедших медикаментозное лечение, и курс психологической реабилитации. Методы исследования: На этапе теоретического обоснования гипотезы были использованы методы абстрактно — логического анализа, синтеза, сравнения, аналогии, обобщения различных психологических теорий, касающихся феноменологии «Я» и «Я-концепция». На основе четырех основных законов формальной логики (тождества, противоречия, исключения третьего и достаточного основания) проводилось теоретическое сопоставление результатов многочисленных исследований Я-концепции с результатами собственного теоретико-экспериментального исследования.

На эмпирическом этапе исследования были использованы: констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование, диагностика Я-концепции с последующей обработкой ее параметров по методикам Р. Бернса, И. Н. Капинаускаса и Н. Ю. Хусаиновойметоды исследования причинных связей (методы сходства, различения, сопутствующих изменений и метод остатков) — математическая обработка результатов.

Методологической базой и теоретической основой исследования являются:

• принцип системности, позволяющий выявить основные направления поиска причин, способствующих формированию дезадаптивного поведения, и согласно которому причиной развития любой системы в желательном или нежелательном направлении является возникающее в ней противоречие. Непосредственной причиной дезадаптивного поведения в системе «личность» является противоречие между установками, ценностными ориентациями, в целом «Я-концепцией» личности, и социальными требованиями к поведению человека;

• структурный подход, предполагающий, что «Я-концепция» как сложноструктурированный феномен может быть представлена несколькими устойчивыми единицами — структурными образованиями.

На основе аксиоматического метода были выделены основополагающие теоретические представления И. Польстера о влиянии процедуры называния на восприятие называемого объектаР. Бернса о Я-концепции как совокупности представлений человека о самом себе, сопряженных с самооценкойИ.Н.

Калинаускаса об инструментальных составляющих Я-концепцииН.Ю. Хусаиновой о возможности метамодельной интерпретации Я-концепции.

Научная новизна исследования:

Я-концепция впервые использована в качестве критерия и цели психологической реабилитации наркозависимых.

Выявлена специфика структуры Я-концепции наркозависимых.

Обнаружены изменения структуры Я-концепции наркозависимых в результате их реабилитации, выражающиеся в появлении новых системообразующих элементов и нового их иерархического построения.

Введен новый численный параметр — «коэффициент благополучия» для анализа меры позитивности Я-концепции.

Теоретическая ценность исследования:

Внесен вклад в теорию Я-концепции, позволяющий составить представление о наиболее чувствительных ее составляющих (трансцендентных и гипотетически наиболее поврежденных), на которые необходимо обращать внимание в первую очередь при психокоррекции личности.

Теоретически обоснован и расширен арсенал способов структурно-системного анализа Я-концепции.

Практическая значимость исследования:

Выявленные особенности Я-концепции наркозависимых, сложившиеся в процессе их реабилитации, обогащают психологическую практику инструментарием диагностики происходящих изменений в личности наркозависимого.

Выделенное в лингвистической модели Я-концепции соотношение ее составляющих, названное нами «коэффициент благополучия», является чувствительным параметром Я-концепции и может использоваться в качестве диагностического критерия ее позитивности.

Положения, выносимые на защиту:

1.Структура Я-концепции при образовании наркозависимости не разрушается, как это принято считать, а обладает определенной спецификой, проявляющейся в:

— низкой самооценке, негативных представлениях о себе, отсутствии представлений по поводу собственной самоценности;

— отсутствии инструментальных составляющих Я-концепцииинфантильном характере Эго-профиля («Дитя-Взрослый-Родитель»).

2.Структура Я-концепции наркозависимых после психологической реабилитации приобретает особенности, заключающиеся в:

— более высокой самооценке;

— уменьшении количества социальных и физических составляющих в структуре Я-концепции;

— возрастании количества рефлексивных и трансцендентных составляющих;

— выраженности инструментальных составляющих;

— доминировании в Эго-профиле личности звена «Взрослый»;

— в целом увеличении числа составляющих Я-концепции;

— увеличении коэффициента благополучия Я-концепции;

— усилении структурных связей между составляющими Я-концепции;

— изменении системообразующей составляющей Я-концепции.

3. Выделенное в лингвистической модели Я-концепции соотношение ее составляющих, названное нами «коэффициент благополучия», является чувствительным параметром Я-концепции и может использоваться в качестве диагностического критерия ее позитивности.

4,Особенности структуры Я-концепции наркозависимых могут рассматриваться в качестве критерия эффективности методов психологической реабилитации.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена непротиворечивостью и теоретической обоснованностью основных методологических положенийадекватностью используемых методов исследования целям и задачам работырепрезентативностью выборки испытуемыхсогласованностью эмпирических данных исследования с теоретическими и экспериментальными результатами, полученными другими исследователями.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Специфика Я-концепции наркозависимого, прошедшего только медикаментозное лечение выражается в низкой самооценке, негативных представлениях о себе, отсутствии представлений о собственной самоценностиотсутствии инструментальных составляющих, фиксируемых в фразах, начинающихся со слов «Я люблю», «Я хочу», «Я умею" — инфантильном характере Эго-профиля («Дитя-Взрослый-Родитель»), типичном глубинном страхе одиночества. Кроме того, она по составу похожа на «норму» и содержательно не разрушена, но в ней присутствует: дисгармония между множественными «Я», процесс дивергенции, дезорганизация структуры Я-концепции. Это характеризует стрессовое состояние наркозависимых, которые чаще фиксируются на отрицательных чертах своего характера, чем на своем состоянии, что делает их психологическое «Я» особенно болезненным и безысходным для них.

Сравнение Я-концепций испытуемых, прошедших медикаментозное лечение, и контрольной группы не обнаруживает существенных различий в составе структурных составляющих. Наблюдаются различия в соотношении составляющих внутри каждой выборки, что говорит о системных их отличиях.

Я-концепция наркозависимых, прошедших реабилитацию, имеет все аспектные составляющие и «модальности» Бернсовской схемы Я-концепцииона структурно более развернута и, в целом, позитивнав ней четко выражены «Я-сознающее», многообразие «Я» испытуемыхона отражает осознание ими своей болезни и принципиальную возможность разотождествления человека с болезнью.

В целом, специфика их Я-концепции выражается в: более высокой самооценкевыраженности инструментальных составляющихдоминировании в Эго-профиле личности («Взрослый-Дитя-Родитель») Эго-состояния «Взрослый" — увеличении числа рефлексивных и трансцендентных составляющихуменьшении числа составляющих социального и физического типабольшей множественности составляющих Я-концепции в целом, большем значении коэффициента благополучия «К" — изменении системообразующей составляющей Я-концепцииувеличении в Я-концепции испытуемых инструментальных составляющих «Я люблю» и «Я хочу», свидетельствующих о том, что человек принимает в расчет свои желания, свои предпочтения, обнаруживая тем самым ассертивность, повышение самоосознанности и является косвенным свидетельством позитивации Я-концепции.

Предложенный параметр Я-концепции — коэффициент благополучия (К), дает возможность оценить характер сформированности Я-концепции в количественных значениях и, тем самым, использовать его в качестве диагностического параметра Я-концепции, объективизирующего обработку эмпирических данных. Ф.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основная идея, определившая логику диссертационного исследования на тему «Особенности структуры Я-концепции наркозависимых, прошедших реабилитацию» состоит в понимании феномена «Я-концепция» как лингвистической модели образа «Я» в ответ на вопрос «Кто ты?». Вербализация Я-концепции позволяет не только собрать необходимые сведения, но и обнаружить нарушения в так называемой «поверхностной структуре» и через специальную психотерапию повлиять на нее (то, что человек говорит о себе), расширить. ее пределы, тем самым, производя позитивную трансформацию «глубинной структуры» его «Я».

Изменения в структуре образа «Я» становятся полноправной, а не отвергаемой частью человеческой личности [120], и за счет механизма функционирования Я-концепции, оберегающей самою себя [23], данные изменения сохранятся, предопределяя дальнейшее позитивное поведение субъекта в жизни.

В ходе исследования особенностей Я-концепции наркозависимых прошедших только медикаментозное лечение и наркозависимых после психологической коррекции в сравнении с результатами испытуемых условно контрольной группы, были решены заявленные во введении задачи и подтверждена гипотеза. В целом, проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1.Анализ научной литературы по проблеме наркозависимости обнаружил:

• отсутствие общепринятых диагностических критериев успешности восстановления личности в результате ее реабилитации;

• несмотря на существование уникального феномена «Я-концепция», обладающего способностью обнаруживать новую меру представленности человека в мире адекватно произошедшим в нем изменениям, он не используется в качестве цели и критерия реабилитации.

2.Сравнение Я-концепций испытуемых контрольной группы и наркозависимых, прошедших только медикаментозное лечение, не обнаруживает существенных различий в составе структурных составляющих. Наблюдаются различия в соотношении составляющих внутри каждой выборки, что говорит о системных их отличиях.

3.Исследование вербализованного представления о себе позволило выявить специфику Я-концепции у наркозависимых, прошедших только медикаментозное лечение, заключающуюся в:

• низкой самооценке, негативных представлениях о себе, отсутствии представлений о собственной самоценности;

• отсутствии инструментальных составляющих, фиксируемых в фразах, начинающихся со слов «Я люблю», «Я хочу», «Я умею»;

• инфантильном характере Эго-профиля («Дитя-Взрослый-Родитель»).

• типичном глубинном страхе одиночества.

4.Я-концепция наркозависимых после психологической реабилитации, приобретает характерные особенности, которые выражаются в:

• более высокой самооценке;

• выраженности инструментальных составляющих;

• доминировании в Эго-профиле личности («Взрослый-Дитя-Родитель») Эго-состояния «Взрослый»;

• увеличении числа рефлексивных и трансцендентных составляющих;

• уменьшении числа составляющих социального и физического типа;

• большей множественности составляющих Я-концепции в целом.

• большем значении коэффициента благополучия «К»;

• изменении системообразующей составляющей Я-концепции;

• увеличении в Я-концепции испытуемых инструментальных составляющих «Я люблю» и «Я хочу», свидетельствующих о том, что человек принимает в расчет свои желания, свои предпочтения, обнаруживая тем самым ассертивность, повышение самоосознанности и является косвенным свидетельством позитивации Я-концепции- 5. Предложенный параметр Я-концепции — коэффициент благополучия (К), дает возможность оценить характер сформированности Я-концепции в количественных значениях и, тем самым, использовать его в качестве диагностического параметра Я-концепции, объективизирующего обработку эмпирических данных.

Таким образом, мы доказали, что позитивные изменения структурно-системных элементов Я-концепции действительно служат индикатором таких личностных изменений наркозависимых, детерминированных реабилитацией, включающей психотерапию, которые, фиксируя превышение «нормы», обнаруживают тенденции к совершенству.

Полученные нами достоверные результаты, отличаясь новизной, являются содержанием защищаемых нами положений:

1.Структура Я-концепции при образовании наркозависимости не разрушается, как это принято считать, а обладает определенной спецификой, проявляющейся в:

— низкой самооценке, негативных представлениях о себе, отсутствии представлений по поводу собственной самоценности;

— отсутствии инструментальных составляющих Я-концепцииинфантильном характере Эго-профиля («Дитя-Взрослый-Родитель»).

2.Структура Я-концепции наркозависимых после психологической реабилитации, приобретает особенности, заключающиеся в:

— более высокой самооценкеуменьшении количества социальных и физических составляющих в структуре Я-концепциивозрастании количества рефлексивных и трансцендентных составляющихвыраженности инструментальных составляющихдоминировании в Эго-профиле личности звена «Взрослый" — в целом увеличении числа составляющих Я-концепцииувеличении коэффициента благополучия Я-концепцииусилении структурных связей между составляющими Я-концепцииизменении системообразующей составляющей Я-концепции.

3. Выделенное в лингвистической модели Я-концепции соотношение ее составляющих, названное нами «коэффициент благополучия», является чувствительным параметром Я-концепции и может использоваться в качестве диагностического критерия ее позитивности.

4.Особенности структуры Я-концепции наркозависимых могут рассматриваться в качестве критерия эффективности методов психологической реабилитации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 704 с.
  2. К.А., Славская А. Н. К проблеме эгоцентризма // Психология личности: Новые исследования. М.: Изд-во Ин-тапсихологии РАН, 1998. С. 104−140.
  3. B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. -М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.
  4. Акберова С.А. NLP и эриксоновский гипноз при наркотических проблемах. Казань: Фолиант, 2000. — 60 с.
  5. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. -244 с.
  6. В.И. Педагогика творческого самообразования: Инновационный курс: Учеб. пособие для вузов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. Кн. 1. -567 с.
  7. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1997. — 239 с.
  8. Т.И. Интернет и профилактика наркотических проблем. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1999. 38 с.
  9. Ю.Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика: От душевного кризиса квысшему «Я»: Сб. М.: РЕФЛ-бук, 1994. — 313 с. 11. Ассаджоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. -М.: Урания, 1995.- 124 с.
  10. Ш. Г. Человеческий цикл. Казань: Новый век, 1992. — 351 с.
  11. С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис.. канд. психол. наук.-М., 1996.
  12. Н.Барышникова И. В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Ин-т молодежи. М., 1999. — 26 с.
  13. В.В. 12-ти шаговые групповые программы и реабилитация больных алкоголизмом // Вопросы наркологии 1998. — № 2. — С. 62−79.
  14. В.В. Опыт адаптации миннесотской модели лечения зависимости в стационарном психотерапевтическом отделении для больных алкоголизмом // Вопросы наркологии. 2000. — № 2. — С. 38−44.
  15. А.С. Психическое и физическое здоровье молодежи // Валеология. 2000. — № 1.-С. 44−47.
  16. А.С. Право ребенка на здоровый образ жизни // Невский обозреватель. 1998.-№ 11.-С. 38.
  17. А.С., Соколова J1.B. Принцип доминанты как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 3. Биология. 1994. — Вып. 2. — С. 85−102.
  18. Дж.Г. Духовная психология. М., 2000.
  19. Т.Н. Я и Другой во внутренней речи // Психология личности: Новые исследования. М.: Изд-во Ин-та психологии, 1998. — С. 259−281.
  20. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992.-400 с.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Полиновского. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  22. М. Молитвенник для шефа // Энкельман Николаус Б. Преуспевать с радостью. Биркенбиль М. Молитвенник для шефа: Пер. с нем. М.: СП «Интерэксперт»: Экономика, — 1993. — С. 269−391.
  23. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188 с.
  24. А.А. О психологическом понимании Я человека // Мир психологии. -2002. № 2 (30). — С. 12−17
  25. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1996. -№ 6. — С. 30−41.
  26. Т.С. Феномен поиска ощущений // Вопросы наркологии. 1994. -№ 2.
  27. Т.И. Анализ структуры личности и новые подходы к психотерапевтической работе с больными опийной наркоманией // Вопросы наркологии. 1999. — № 4. — С. 46−49.
  28. Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 5. — С. 3−15.
  29. И.Г. Социально-психологические аспекты реабилитации в группах с зависимостью от наркотических веществ: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Ярославль, 2002.
  30. P.P. Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Рос. акад. образования, Ин-т средн. и проф. образования. Казань, 2000. — 26 с.
  31. С. Гештальт-терапия контакта. СПб.: Специальная лит., 2001. -288 с.
  32. Р. Исчезновение и нахождение. Локализация архетипического опыта. // Хрестоматия по глубинной психологии. — М.: ЧеРо, 1996. — 248 с.
  33. Д., Бэндлер Р. Структура магии: Пер. с англ. М.: КААС, 1995.-517 с.
  34. С. Духовный кризис. М.: МТМ, 1995. — 255 с.
  35. С. Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания: Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, Б. г. [1997]. -249 с.
  36. К., Гроф С. Неистовый поиск себя: Руководство по личностному росту через кризис трансформации: Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996. — 342 с.
  37. С. Области человеческого бессознательного: Данные исследований ЛСД: Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та. — 1994. — 273 с.
  38. С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти: Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та- Киев: Изд-во АО «Air Land», 1996. -244 с.
  39. .М., Зобнев В. М., Мейроян А. А. Психолог в наркологии // Психологический журнал. — 1986. — Т. 7, № 4. — С. 78−79.
  40. В.В., Романова О. Л., Дрынков А. В. Психологическое влияние запугивания на установку подростков по отношению к наркотикам // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 45−51.
  41. В.В., Романова О. Л., Иванникова И. В. Проблемы использования зарубежных программ антинаркотического обучения в советской школе // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 63−67.
  42. В.В., Романова О. Л., Сиденко O.K. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С. 44−48.
  43. Т.П. Смысловые образования личности с отклоняющимся поведением: (на материале исследования подростков): Дис. канд.. психол. наук / АН СССР, Ин-т психологии. М., 1990. — 18 с.
  44. С. Внимание наркомания! / Пер. с польск. Л. В. Васильева- Под ред. Э. А. Бабаяна. — М.: Медицина, 1988. — 140 с.
  45. А.А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции Я в системе жизненных отношений личности: (акмеологический аспект). — М., 1993. 158 с.
  46. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: Трансакционный анализ с гештальтупражнениями / Пер. с англ. Б. Е. Волынского- Общ. ред. и послесл. Л. А. Петровской. М.: Прогресс, 1993. — 333 с.
  47. Ф. Мифы о генетическом предопределении и о tabula rasa // Человек. 2000. — № 1. — С. 11 -24.
  48. Т.Н. Уровни реабилитационного потенциала наркологических больных как основа дифференцированной системы их медико-социальной реабилитации // Вопросы наркологии. 2000 — № 3. — С. 1320.
  49. В.В., Стяжкин В. Д. Наркомании и токсикомании. Л.: Медицина, 1990. 206 с.
  50. Д.В. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие: Для студентов сред, и высш. учеб. завед. М.: Академия, 1999. — 142 с.
  51. А.В. О дефинициях «Я», «Я-концепция» //Методологические и теоретические аспекты формирования и развития личности. М.: Институт молодежи. — С. 48−52.// Мир психологии. — 2002. — № 2 (30).с.зо
  52. А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. — № 2 (30).-С. 17−30.
  53. Н.Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. М.: Изд-во торг. дома «Гранд»: ФАИР-Пресс, 2001. — 374 с.
  54. И.Н. Духовное сообщество: Традиции, пути, убежища. -СПб.: Изд. дом «Медуза», 1996. 188 с.
  55. И.Н. Наедине с миром. Киев: Радянська школа, 1990. — 285 с.
  56. Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 5.-С. 97−103.
  57. A.M. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркоманий. Казань: Медицина, 2000. — 36 с.
  58. Т.Б. Изменение образа «Я» в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук / АН СССР, Ин-т психологии. М., 1989.-25 с.
  59. Э.А. Жизненный опыт путь к наркомании? Путь к свободе от наркотиков. — Казань: Фолиант, 1999. — 28 с.
  60. Н.Б. Наркомания: социально-психологические причины развития и пути профилактики. Ашхабад, 1987.
  61. Е.А. Психология: Учебник для сред. шк. — М.: Культура и спорт, 1997.-287 с.
  62. А.А., Рохлина М. А. Зависимость формирования наркотической личности от предиспонирующих факторов // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. 2001. — Т. 101, № 5.-С. 16−20.
  63. Э.А. Молодежный наркотизм как социальное явление: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1999.
  64. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. — М.: Педагогика, 1991.-310 с.
  65. .Г., Фоменко A.A. SOS: Накромания. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-318 с.
  66. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. — 1981.-№ 3.-С. 25−36.
  67. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  68. В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 1988. -208 с.
  69. Ц.П. Мифология пола. Красноярск: Канская межрайонная типография, 1994. — .282 с.
  70. Е.А. Распространенность употребления наркотиков и др. психоактивных веществ в России на современном этапе // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2000. — № 4. — С. 15−19.
  71. Е.М., Гриненко, А .Я. Невербальные (цветовые) репертуарные решетки // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1995. — № ¾.
  72. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. — М., 1984.-20 с.
  73. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С 180−187.
  74. И.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболевания наркоманией у подростков и коррекции их эмоциональных нарушений // Вопросы наркологии. 1993. — № 1.
  75. . Семинары. Кн. 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/1955).-М.: Гнозис: Логос, 1999. 519 с.
  76. ., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н. С. Автономовой. М.: Высш. шк., 1996. — 623 с.
  77. А.Н. Транскорпоральный реимпритинг как новая концептуальная конструктивная модель комплексной (интегративной) терапии наркомании // Неврологический вестник. 2001. — Т. 33, вып. ½. — С. 4044.
  78. .М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  80. В. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии: Авторизованный пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. — 107 с.
  81. П., Норман Д. Переработка информации у человека: (Введение в психологию): Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Р. Лурия. М.: Мир, 1974.-550 с.
  82. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: Руководство для врачей. — Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1991.-301 с.
  83. Г. Я., Макшанцева Н. В. Особенности формирования наркоманий и токсикоманий у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. -1988.-№ 9.
  84. Г. Я., Макшанцева Н. В. Характеристика подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами // Журнал невропатологии и психиатрии. 1989. -№ 8.
  85. Р. Д. Расколотое «Я»: Анти-психиатрия: Пер. с англ. М.: Изд. центр «Академия" — СПб.: Белый кролик, 1995. — 352 с.
  86. Д. Социальная психология: учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. фак. / Пер. с англ. В. Гаврилова и др. — СПб.: Питер, 1997.-684 с.
  87. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-С. 108−118.
  88. Р. Различные аспекты «Я» // Экспериментальная психология / Ред.-сост.: П. Фресс, Ж. Пиаже: Пер. с франц.- Предисл. и общ. ред. А. Н. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1975. Вып. 5. — С. 261−265.
  89. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации социального перелома: Пер. с нем. // Вопросы психологии. 1995. -№ 5. — С. 61−68.
  90. В.Д. Психология девиантного поведения / Казан, гос. мед. ун-т. — Казань- Йошкар-Ола: Б. и., 1998.
  91. А. Онтопсихология: педагогика и политика. Пермь: Хортон Лимитед, 1994. — 55 с.
  92. А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996. — 126 с.
  93. Е.М. Прощайте наркотики! СПб.: Питер, 2001. — 192 с.
  94. Ю.М. Наркомания и неврозы // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А. Е. Личко, И. П. Иванова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — С. 46−53.
  95. Н.Ю. Профессиональная Я-концепция как фактор профессионализма сотрудников правоохранительных органов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2002.
  96. М. Я это Я, или Как стать счастливым: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова. — СПб.: Лениздат, 1992 — 192 с.
  97. Е.А. Наркотическая зависимость и созависимость личности в семье: Дис.. канд. психол. наук / Ин-т дошкольного образования и семейного воспитания РАО. М., 2000.
  98. Наркомания у подростков / В. С. Битенский, Б. Г. Херсонский, С. В. Дворяк, В. А. Глушков. Киев: Здоровья, 1989. — 215 с.
  99. А. Наркотики: Какую опасность представляет наркомания для здоровья и как ее избежать?. М.: Ин-т общенаучных иссл., 2001. — 128 с.
  100. Н.Н. Естествознание: Микромир. Макромир. Мегамир. -Казань: ТаРИХ, 2000. 144 с.
  101. О.В. Нарколог, становись психологом!: О роли психологических факторов в лечении алкоголизма. // Психологический журнал. 1994.-Т. 15, № 3.-С. 170−172.
  102. А.А., Андреева Т. Н. Проблемы с наркотиками? Лидеры требуются?: Создание и использование команды лидеров сверстников в профилактической антинаркотической работе. Казань: Фолиант, 1999. -40 с.
  103. Определение группы риска при организации профилактической работы по предупреждению наркомании. М.: АПН СССР, 1989.
  104. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 286 с.
  105. Ю.М. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5−19.
  106. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.-224 с.
  107. Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа //Психол. исследования познавательных процессов и личности. М., 1983.
  108. Н.М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1984. 235 с.
  109. Н.М. Психологические законы и практика. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. 45 с.
  110. Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии: Пер. с англ. М.: Либрис, 1996.-240 с.
  111. Ф. Опыты психологии самопознания: Практикум по гештальтерапии. М.: Гиль-Эстель, 1993. — 239 с.
  112. Г. И. Предикаторы риска аддиктивного поведения и профилактика наркологических заболеваний среди подростков // Вопросы наркологии. 1995. — № 2.
  113. Г. И. Личностные факторы, предикаторы развития наркомании // Вопросы наркологии. — 1996. № 3.
  114. С.М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Автореф. дисс.канд.псих. наук. СПб.: 1995.
  115. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
  116. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -256 с.
  117. М.Е. Механизм приобщения к наркотикам // Наркомания как форма девиантного поведения / Рос. АН, Ин-т социологии- Под. общ. ред. М. Е. Поздняковой. М.: Б. и., 1997. — С. 5−12.
  118. И. Обитаемый человек: Терапевтическое исследование личности / Пер. с англ. А. Я. Логвинской. М.: Класс, 1999. — 226 с.
  119. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. 237 с.
  120. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С Лисецкого, И. Б. Орешниковой. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000. — 240 с.
  121. А.О. Психология психических состояний. Казань: Центр инноационых технологий, 2002. — 467 с.
  122. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / Подред. С. В. Березина, О. П. Зинченко, К. С. Лисецкого. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1998. — 86 с.
  123. Ф., Люис Б. Магия нейролингвистического программирования без тайн. СПб.: Петербург 21 век, 1995. — 173 с.
  124. И.Н. Клиническая наркология. Л.: Медицина, 1975.-33 с.
  125. А.Ф., Хусаинова Н. Ю. Я-концепция как основание правильного воспитания девочки — будущей здоровой беременной // Субъективность в современном образовательном пространстве / Ин-т сред, и проф. образования РАО. Казань, 2001. — С. 181−193.
  126. А.Ф. Я-концепция наркозависимых до и после психотерапии // Психология XXI века: Тез. Междунар. научно-практ. конф. студентов и аспирантов / Под ред. В. Б. Чеснокова. СПб., 2002. -С. 81.
  127. А.Ф. Особенности Я-концепции наркозависимых // Семья: Взрослые и дети в изменяющемся мире: Материалы Респ. научно-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. — С. 139−142.
  128. А.Ф., Хусаинова Н. Ю. Нарушение механизмов формирования позитивной Я-концепции как один из факторов, предопределяющих наркозависимость. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. 33 с.
  129. А.Ф. Диагностика Я-концепции родителей и ребенка как основание для профилактики наркомании // Тонус. 2003. — № 9. -С.178−187.
  130. К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. М., 1997. -320 с.
  131. О. Л., Петракова Г. И. Профилактические аспекты наркологии // Вопросы наркологии. 1993. — № 3.
  132. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  133. К. Э. Групповая психотерапия: Пер. с англ. [2-е несокр. изд.]. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 376 с.
  134. Н.В., Коваленко В. М., Волков А. Е., Труфанова O.K. Личностные особенности беременных в норме и при патологии // Журнал неврапатологии и психиатрии им. Корсакова. 1990. — Т.90, вып.5. — С. 97−101.
  135. В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Ин-т развития личности РАО. М., 1996. — 20 с.
  136. В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. Улучш. изд. -М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
  137. В.Ф. «Я» и самосознание // Теория личности / Под. ред. В. Ф. Сержантова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. — 185 с.
  138. Н.А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение как проблема наркологии // Вопросы наркологии. — 1996. № 1.
  139. Е.С., Карлсен Н. Л. К вопросу о профилактике распространения среди подростков вредных привычек, связанных с употреблением психоактивных веществ // Мед. помощь. 2000. — № 2. -С. 3−6.
  140. Г. В., Северный А. А., Баландина Т. А. Психическое здоровье родителей и детей: особенности материнского отношения, психотерапевтические подходы // Рос. психиатрический журнал. 1999. — № 6. — С. 50−54.
  141. Т.О. Особенности настойчивости личности при алкогольной и наркотической зависимости: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1999. — 19 с.
  142. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 215 с.
  143. А.В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. Казань: Хэтер, 1999. -28 с.
  144. Д.А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. -М.: ООО «Иллойн», 1998.- 192 с.
  145. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -286 с.
  146. А.В. Этнофункциональная психотерапия опиоидной наркомании: анализ клинического случая // Психологический журнал. -1999. — Т.20, № 1. — С. 103−113.
  147. X., Кэхеле X. Современный психоанализ: Учебник: В 2 т.: Пер. с англ. / Под общ. ред. А. В. Казанской. М.: Прогресс. Изд. группа «Прогресс-литера»: Изд-во агенства «Яхтсмен», Б. г. [1996]. — Т. 1: Теория. — 575 е.- Т. 2: Практика. — 575 с.
  148. Г., Чешир Н. Реабилитация «Я» // Московский психотерапевтический журнал. 1996. — № 4.
  149. О.Н., Требунский А. В. Матрица жизни: Самопознание. -СПб.: Питер: Питер бук, 2001.- 152 с.
  150. Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург: Ин-т философии и права, 1995.- 150 с.
  151. М.А. Оценивание как социально-воспитательное явление: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук / АПН СССР,' НИИ непрерыв^ образования взрослых. — JL, 1991. — 27 с.
  152. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во AII Груз. ССР, 1961. 210 с.
  153. В. Доктор и душа / Пер. с англ. и авт. предисл. А. А. Бореев. СПб.: Ювента, 1997. — 288 с.
  154. А. Норма и патология детского развития. М., 1981.- 234 с.
  155. А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ.- М.: Педагогика-пресс, 1993. 144 с.
  156. Э. Душа человека: Сб. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  157. Хан Г. Н., Николаева С. Г. О профилактике наркомании // Психологический журнал. 1999. — Т. 20, № 5. — С. 128.
  158. Д. Исцеляющий вымысел / Пер. с англ. Ю. М. Донца- Под общ. ред. В. Зеленского. СПб.: Б. С. К, 1997. — 181 с.
  159. К. Наши внутренние конфликты: / Пер. с англ. В. Старовойтова и др. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 555 с.
  160. К. Самоанализ = Selfanalysis: / Пер. с англ. А. Боковикова, В. Старовойтова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 446 с.
  161. Н.Ю. Дидактотерапия. Казань: Высш. школа управления и бизнеса КГУ, 1997. — 67 с.
  162. Н.Ю. Формирование позитивной Я-концепции руководителя в процессе педагогической подготовки. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. — 258 с.
  163. Н.Ю., Алпарова А. К. Что должен знать преподаватель о Я-концепции, чтобы его студенты не пополнили армию безработных? -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. 79 с.
  164. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. М.: Интерпракс, 1995. — 287 с.
  165. Человек и его символы / К. Г. Юнг, M.-J1. фон Франц, Д. Хендерсен и др.- Под ред. К. Г. Юнга- Пер. на рус. яз. под общ. ред. В. Зеленского. СПб.: ТОО «Б. С. К.», 1996. 454 с.
  166. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1985.-200 с.
  167. Н.В. Мифологическая составляющая образа «Я» // Психологический журнал. 1999. — Т. 20, № 5. — С. 45−50.
  168. П.Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: Патопсихология. Клиника. Реабилитация. СПб.: Лань, 2000. — 367 с.
  169. Л.К., Муратов Ф. М. Привычка. Пристрастия. Болезни: Популярные беседы. Казань- Йошкар-Ола: Марийск. полигр.-изд. комбинат, 1999. — 143 с.
  170. В., Лушнов М., Литвинцев С., Тимашев А. Прогнозирование и профилактика рецедивов у больных опийной наркоманией // Врач. -2001.-№ 9.-С. 26−27.
  171. Е.С. «Я» в системе личностных конструктов: статус, функции и уровни презентаций: Дис.. канд. психол. наук. М., 2001.
  172. Д.И., Лурина Н. Ю. Современный трансакционный анализ: перспективы в России // Социальная клиническая психиатрия. — 1998. -Т.8, вып. З.-С. 146−149.
  173. Э. Детство и общество / Пер. с англ и науч. ред. А. А. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Речь, 2000. — 415 с.
  174. Юнг К.Г. и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. М.: ЧеРо, 1996. — 338 с.
  175. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философии. М.: Медиум, 1994.-254 с.
  176. Юнг К. Г. Психологические типы: Перевод. М.: Алфавит, 1992. -104 с.
  177. С.Г., Фешенко Т. Н. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. — 1997. — № 3.
  178. Bannister D., Agnew J. The child’s construing of self // Nebraska Simposium on Motivation. Lincoln: Univ. of Nebraska, 1976.
  179. Brown G., Yule G. Discourse analysis. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1983.
  180. Combs A. W., Soper D. W., Courson C.C. The measurement of self-concept and self-report // Educational and Psychologial Measurement. 1963. -V. 23.-P. 493−500.
  181. Erikson E. Identity and Life Cycle, New York: IUP. 1959.
  182. Gergen K.J., Gergen M.M. Narrative and the self as relationship (17−53) // Advances in Experimental Social Psychology. -1988. V. 21.
  183. Goffman E. The presentation of self in everyday life. New York: Doubleday, 1959.
  184. Kohut H. Restoration of the Self. Madison- Conn: International Universities Press, 1977.
  185. Masterson, J. The Real Self. New York: Brunner: Mazel, 1985.
  186. May R. Angel E., Ellenberger H. Existence- A New Dimension m psychiatry and Psychologe. New York: Basic Books, 1958.
  187. Moreno J.L., Zerka T. Psychodrame d’Enfants. Paris: EPI, 1973.
  188. Shutsenberg A.A. Aie, mes aieux! Paris, 1985.
  189. Swann W.B.Jr., Stein-Seroussi A., Giesler R. Why people self verify? // Search for authenticity Journal of Personality and social psychology bulletin. -1992. V. 18, № 5.-P. 591−602.
  190. Tome I I.R. Le Moi et 1'autre dans la conscience de Г adolescence. Paris, Delachaux and Niestle, 1972.
  191. Примеры Я-концепций наркозависимых, прошедших медикаментозное лечение
  192. Я человек Я личность Я добрый Я отзывчивый Я терпеливый Я равнодушный Я раздражительный Я высокомерный Я лживый Я отходчивый
  193. Я человек Я парень Я спокойный Я мягкий Я сын Я Дева Я Собака Я пассивный Я добрый' Я умный
  194. Я человек Я наркоман Я вредный Я хитрый Я трусливый Я обманщик Я честный Я открытый Я доверчивый Я раздражительный
  195. Я студент Я брат Я человек Я мужчина Я несдержанный Я злопамятный Я сын Я больной Я музыкант Я друг
  196. Я человек Я средняя Я некрасивая Я наркоманка Я дочь Я сестра Я несдержанная Я раздражительная Я вспыльчивая Я упрямая
  197. Я эгоист Я дурак Я упрямый Я раздражительный Я ленивый Я недоверчивый Я безответственный Я жестокий Я одинокий Я осторожный
  198. Я человек Я пацан Я бабник Я злой Я обидчивый Я злопамятный Я Воздух Я Весы Я корыстный Я простой
  199. Я человек Я парень Я татарин Я россиянин Я сын Я брат Я муж Я студент Я плохой Я наркоман
  200. Я дрянь Я собака Я злая Я капризная Я неуравновешанная Я злопамятная Я добрая Я плохая мать Я разбитая Я как белка
  201. Я человек Я мужчина Я сын Я брат Я друг Я враг Я пациент Я хозяин Я ленивый Я гордый
  202. Я человек Я мужчина Я сын Я брат Я тупой Я злой
  203. Я обманщиик Я наркоман Я больной Я уязвленный
  204. Я Марат Я парень Я наркоман Я веселый Я нежадный Я импульсивный Я раздражительный Я работящий Я любвеобильный Я падкий
  205. Я человек Я разборчивая Я неуверенная Я вспыльчивая Я эмоциональная Я грубая Я умная
  206. Я раздражительная Я замкнутая Я боюсь оценки других людей
  207. Я наркоман Я гадкий Я безумец Я фантазер Я двуличный Я дурак Я псих Я веселый Я бабник Я красивый1. Я сын
  208. Я несдержанный Я обаятельный Я отец Я брат Я служащий Я обманщик Я злопамятный Я неуверенный Я грубый
  209. Я водитель Я муж Я ленивый Я сын Я уязвимый Я обидчивый Я ученик Я подлец Я не наркоман Я могу работать
  210. Я со слабым характером Я очень мнительный человек Я не умею добиваться своего Я сделала много ошибок Я хочу добиться результатов Я женщина Я мать
  211. Я официантка Я хорошо училась Я дура1. Я человек Я человек
  212. Я мужчина Я больной человек1. Я больной Я плохой1. Я медик Я добрый1. Я внук Я самолюбивый1. Я сын Я зависимый1. Я друг Я вор
  213. Я обманщик Я раздражительная1. Я попал Я внимательная1. Я злой Я обычная1. Я ленивый Я как все1. Я русский Я независимая
  214. Примеры Я-концепций наркозависимых, прошедших реабилитацию1. Я наркоман Я любящий1. Я человек Я трудолюбивый
  215. Я алкоголик Я расточительный
  216. Я выздоравливающий Я обманщик
  217. Я любитель вкусно поесть Я мужественный1. Я многолюб Я эгоистичный
  218. Я веселый Я скоропалительный1. Я болтун Я грубый1. Я неумный Я неуправляемый
  219. Я стараюсь быть чистоплотным Я везунчик1. Я женшина Я человек
  220. Я красивая Я Белый голубь1. Я умная Я Бурная река 1. Я любящая Я молоток 1. Я добрая Я стройный клен
  221. Я непосредственная Я свежий ветер
  222. Я целеустремленная Я выздоравливающии наркоман
  223. Я коммуникабельная Я теплый угол1. Я дочь Я мягкий диван 1. Я сестра Я ясный день
  224. Я человек Я личность Я наркоман
  225. Я наркоман Я вспыльчивый Я дружелюбный Я властный
  226. Я не люблю когда других обижают Я люблю достигать цели Я делаю вещи о которых иногда жалею Я сын
  227. Я люблю внимание Я неразборчив1. Я наркоман Я добрый
  228. Я раздражительный Я веселый Я нервный Я средний Я сын
  229. Я ищу работу Я люблю работать Я верю в предрассудки1. Я наркоман Я наркоман1. Я спонсор Я добрый
  230. Я член семьи Я отходчивый
  231. Я люблю собирать грибы Я люблю деньги
  232. Я умею красить забор Я люблю хорошо жить
  233. Я сам стираю свои вещи Я люблю машину водить
  234. Я не люблю читать Я люблю кушать
  235. Я ленивый Я люблю смеяться
  236. Я люблю мечтать Я люблю спорт
  237. Я хочу машину Я люблю развлекаться
  238. Я личность Я наркоман Я наркоманка
  239. Я чудо Я деловой человек Я мать
  240. Я принцесса Я неуверенный Я дочь
  241. Я хорошая Я нерешительный Я человек
  242. Я единственная Я машина Я больная
  243. Я благородная Я дом Я стройная
  244. Я ленивая Я выздоравливаю Я не глупая
  245. Я высокомерная Я нетерпеливый Я любима
  246. Я мечтательная Я радость Я люблю
  247. Я любящая Я ожидание Я веселая
  248. Я доверчивый Я несдержанный Я подвижный Я любознательный Я самостоятельный Я придирчивый
  249. Я когда надо терпеливый до предела Я самоуверенный Я влюбчивый Я нетерпеливый
  250. Я наркоман Я добрый человек Я обманщик Я огорчал Я обижал Я грубый Я отзывчивый Я доверчивый Я упрямый Я не глупый
  251. Я произведение искусства Я симпатичная девушка
  252. Я человек Я в единственном экземпляре
  253. Я добрый Я сентиментальная1. Я веселый Я умею любить
  254. Я жестокий иногда Я умею быть преданной
  255. Я справедливый Я трудолюбивая1. Я хитрый Я не брезгливая
  256. Я ненавязчивый Я люблю людей
  257. Я жизнелюбивый Я люблю детей
  258. Я трезвый Я очень сильно люблю своего мужа
  259. Я человек Я наркоман Я наркоман
  260. Я мужской пол Я человек Я нетерпеливый1. Я добрый Я парень Я умный
  261. Я интересный Я прикол Я любознательный
  262. Я скучный Я Рамиль Я самостоятельный
  263. Я разборчивый Я конь в Пальто Я предприимчивый
  264. Я самостоятельный Я мафия Я терпеливый
  265. Я ревнивый Я любовник Ясамоуверенный
  266. Я нужный Я пожиратель Я влюбчивый1. Я злой Я -ты Я любимый
Заполнить форму текущей работой