Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обусловленность влияния страхов на самооценку личности у детей младшего школьного возраста

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Анализ литературных источников выявил, что под тревогой понимается ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощущение служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов. Показатели исследования личного отношения к событиям учащихся экспериментальной группы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Исследование проблемы влияния страхов на самооценку детей младшего школьного возраста
    • 1. 1. Характеристика понятия «тревожность» у ребенка
    • 1. 2. Психологические причины возникновения страхов у детей младшего школьного возраста
    • 1. 3. Исследования самооценки у детей младшего школьного возраста
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Методика и организация исследования влияния страхов на самооценку детей младшего школьного возраста
    • 2. 1. Характеристика объекта и организация процедуры исследования
    • 2. 2. Методы исследования и методики исследования
  • Глава 3. Изучение влияния страхов на самооценку детей младшего школьного возраста
    • 3. 1. Результаты исследования влияния страхов на самооценку детей младшего школьного возраста в контрольной группе
    • 3. 2. Результаты исследования влияния страхов на самооценку детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе
    • 3. 2. Сравнительный анализ результатов исследования влияния страхов на самооценку детей младшего школьного возраста
  • Рекомендации к детям из группы риска
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Обусловленность влияния страхов на самооценку личности у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для выявления достоверных различий в каждой возрастной группе был использован t-критерий для зависимых выборок. Полученные результаты представлены в таблицах: 3.1−5.

1.

Таблица 3.1

Показатели исследования уровня самооценки учащихся контрольной группы (2 чел) по методике «Лесенка» по t — критерию Стьюдента

Уровень самооценки t p Высокий уровень 2,13 -2,35 0,05 Средний уровень 1,63 -0,89 0,40 Низкий уровень 1,00 — ;

В исследовании определялся уровень тревожности среди второклассников с низким уровнем самооценки. Согласно результатам методики «Незаконченное предложение», получили следующие результаты (см. табл. 4).

Таблица 4

Показатели исследования личного отношения к событиям учащихся контрольной группы (2 чел) по методике «Незаконченное предложение»,%

Сферы деятельности Положительное,% Нейтральное,% Отрицательное,% учебная деятельность 0 0 100 домашнее задание 0 0 100 поведение в школе 50 50 0 общественные поручения 0 50 50

Анализ показателей таблицы 4 выявил, что в контрольной группе учащихся с низким уровнем самооценки в учебной деятельности выявлены уровни тревожности: 100%; по выполнению домашних заданий: 100%; поведение в школе: 50%; общественные поручения: 50%.

Таблица 4.1

Показатели исследования личного отношения к событиям учащихся контрольной группы (2 чел) по методике «Незаконченное предложение» по t — критерию Стьюдента Сферы деятельности Отрицательное t p учебная деятельность 1,00 — домашнее задание 1,00 — поведение в школе 0,46 -1,53 0,17 общественные поручения 1,36 -2,35 0,05

В исследовании определялся уровень тревожности среди второклассников с низким уровнем самооценки по методике «Тест тревожности». Согласно результатам методики «Тест тревожности», получили следующие результаты (см. табл. 5).

Таблица 5

Показатели исследования уровня тревожности учащихся контрольной группы (13 чел) по методике «Тест тревожности»

показатели Веселое лицо,% Грустное лицо,% положительное 0 нейтральное 0 отрицательное 100 Таблица 5.

1.

Показатели исследования уровня тревожности учащихся контрольной группы (13 чел) по методике «Тест тревожности» по t — критерию Стьюдента показатели Отрицательное t p Веселое лицо 2,00 -0,74 0,47 Грустное лицо 1,00 — ;

Анализ показателей таблицы 5 выявил, что в контрольной группе учащихся с низким уровнем самооценки выявил, что в контрольной группе учащихся с низким уровнем самооценки положительные показатели «Веселое лицо» определено у 0%; нейтральное состояние выявлено у 0%; отрицательное состояние «Грустное лицо» выявлено у 100% выборки учащихся.

В исследовании определялся уровень страхов среди второклассников с низким уровнем самооценки по методике «Страхи в домиках». Согласно результатам методики «Страхи в домиках», получили следующие результаты (см. табл. 6).

Таблица 6

Показатели исследования уровня тревожности учащихся контрольной группы (13 чел) по методике «Страхи в домиках»

показатели Черный домик,% Красный домик,% 100 0

Таблица 6.1

Показатели исследования уровня тревожности учащихся контрольной группы (13 чел) по методике «Страхи в домиках» по t — критерию Стьюдента показатели Отрицательное t p Красный домик 2,00 -0,74 0,47 Черный домик 1,00 — ;

Анализ показателей таблицы 6 выявил, что в контрольной группе учащихся с низким уровнем самооценки выявил, что в контрольной группе учащихся с низким уровнем самооценки определены страхи у 100% учащихся.

Таким образом, анализ показателей, приведенных в таблицах 1−4, выявил, что среди второклассников с низким уровнем самооценки присутствуют 100% высокий уровень тревожности и 100% высокий уровень страхов.

3.

2. Результаты исследования влияния страхов на самооценку детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе

В исследовании определялся уровень самооценки второклассников. Из 96 обследуемых второклассников для чистоты эксперимента определена выборка из 13 учащихся с высоким уровнем самооценки, который выявлен по результатам проведения методики «Лесенка» (см. табл.

7).

Таблица 7

Показатели исследования уровня самооценки учащихся экспериментальной группы (13 чел) по методике «Лесенка»

№пп № ступенек 1−3

Низкий уровень, % 4−7

Средний уровень 8−10

Высокий уровень,% КГ 100

Анализ показателей таблицы 7 выявил, что экспериментальная группа учащихся с высоким уровнем самооценки составляет 100%.

Таблица 7.1

Показатели исследования уровня самооценки учащихся экспериментальной группы (11 чел) по методике «Лесенка» по t — критерию Стьюдента

Уровень самооценки t p Высокий уровень 1,00 — - Средний уровень 2,39 -1,63 0,05 Низкий уровень 1,36 -2,35 0,05

В исследовании определялся уровень тревожности среди второклассников с высоким уровнем самооценки. Согласно результатам методики «Незаконченное предложение», получили следующие результаты (см. табл. 8).

Таблица 8

Показатели исследования личного отношения к событиям учащихся экспериментальной группы (13 чел) по методике «Незаконченное предложение»

Сферы деятельности Положительное,% Нейтральное,% Отрицательное,% учебная деятельность 75 20 5 домашнее задание 60 35 5 поведение в школе 55 40 5 общественные поручения 65 20 15

Таблица 8.1

Показатели исследования личного отношения к событиям учащихся экспериментальной группы (13 чел) по методике «Незаконченное предложение» по t — критерию Стьюдента Сферы деятельности Положительное t p учебная деятельность 1,00 — домашнее задание 1,00 — поведение в школе 0,46 -1,53 0,17 общественные поручения 1,36 -2,35 0,05

Анализ показателей таблицы 8 выявил, что в экспериментальной группе учащихся с высоким уровнем самооценки в учебной деятельности выявлены уровни тревожности: 5%; по выполнению домашних заданий: 5%; поведение в школе: 5%; общественные поручения: 15%.

В исследовании определялся уровень тревожности среди второклассников с высоким уровнем самооценки по методике «Тест тревожности». Согласно результатам методики «Тест тревожности», получили следующие результаты (см. табл. 9).

Таблица 9

Показатели исследования уровня тревожности учащихся экспериментальной группы (13 чел) по методике «Тест тревожности»

показатели Веселое лицо,% Грустное лицо,% положительное 70 нейтральное 10 отрицательное 20

Таблица 9.

1.

Показатели исследования уровня тревожности учащихся экспериментальной группы (13 чел) по методике «Тест тревожности» по t — критерию Стьюдента показатели Положительное t p Веселое лицо 1,00 — - Грустное лицо 0,46 -1,53 0,17

Анализ показателей таблицы 9 выявил, что в экспериментальной группе учащихся с высоким уровнем самооценки положительные показатели «Веселое лицо» определено у 70%; нейтральное состояние выявлено у 10%; отрицательное состояние «Грустное лицо» выявлено у 20% выборки учащихся.

В исследовании определялся уровень страхов среди второклассников с высоким уровнем самооценки по методике «Страхи в домиках». Согласно результатам методики «Страхи в домиках», получили следующие результаты (см. табл. 10).

Таблица 10

Показатели исследования уровня тревожности учащихся экспериментальной группы (13 чел) по методике «Страхи в домиках»

показатели Черный домик,% Красный домик,% 15 85

Таблица 10.1

Показатели исследования уровня тревожности учащихся экспериментальной группы (13 чел) по методике «Страхи в домиках» по t — критерию Стьюдента показатели Отрицательное t p Красный домик 1,00 — - Черный домик 0,74 -1,43 0,20

Анализ показателей таблицы 10 выявил, что в экспериментальной группе учащихся с высоким уровнем самооценки выявлены страхи у 15% учащихся.

Таким образом, анализ показателей, приведенных в таблицах 5−8, выявил, что среди второклассников с высоким уровнем самооценки присутствуют низкий уровень тревожности и низкий уровень страхов.

3.

2. Сравнительный анализ результатов исследования влияния страхов на самооценку детей младшего школьного возраста Исследование уровня самооценки учащихся контрольной группы и экспериментальной группы по методике «Лесенка» было проведено в подготовительном периоде с целью распределения учащихся по группам. В итоге из 15 учащихся вторых классов нами выбрано 13 человек в экспериментальную и 2 в контрольную группы.

Далее нами проведено исследование с данной выборкой второклассников по психодиагностическим методикам.

Сравнительный анализ результатов выборки учащихся по методике «Незаконченное предложение» выявил следующее:

В контрольной группе учащихся с низким уровнем самооценки в учебной деятельности выявлены уровни тревожности: 100%; по выполнению домашних заданий: 100%; поведение в школе: 0%; общественные поручения: 50%

В экспериментальной группе учащихся с высоким уровнем самооценки в учебной деятельности выявлены уровни тревожности: 5%; по выполнению домашних заданий: 5%; поведение в школе: 5%; общественные поручения: 15%.

Таким образом, высокий уровень тревожности у школьников взаимосвязан с учебной деятельностью, выполнением домашних заданий и на 50% с выполнением общественных поручений.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов выборки учащихся по методике «Незаконченное предложение».

Сравнительный анализ результатов выборки учащихся по методике «Тест тревожности» выявил следующее:

В контрольной группе учащихся с низким уровнем самооценки положительные показатели «Веселое лицо» определено у 0%; нейтральное состояние выявлено у 0%; отрицательное состояние «Грустное лицо» выявлено у 100% выборки учащихся.

В экспериментальной группе учащихся с высоким уровнем самооценки положительные показатели «Веселое лицо» определено у 70%; нейтральное состояние выявлено у 10%; отрицательное состояние «Грустное лицо» выявлено у 20% выборки учащихся.

Таким образом, для школьников с высоким уровнем тревожности характерно грустное выражение лица.

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов выборки учащихся по методике «Тест тревожности».

Сравнительный анализ результатов выборки учащихся по методике «Страхи в домиках» выявил следующее:

В контрольной группе учащихся с низким уровнем самооценки выявлены страхи у 100% учащихся.

В экспериментальной группе учащихся с высоким уровнем самооценки выявлены страхи у 15% учащихся.

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов выборки учащихся по методике «Страхи в домиках».

Рекомендации к детям из группы риска С детьми группы риска необходимо проведение коррекционно-развивающей работы в форме тренинга, направленного на формирование навыков саморегуляции, самообладания; повышения уровня самооценки и нивелирования страхов в учебной деятельности (см. табл.

1).

Таблица 1.

Рекомендации, направленные на психокоррекцию детей «группы риска»

Позитивные качества Отличительные черты Рекомендации 1. Потребность в знаниях и деятельности.

2. Потребность в непрерывном образовании.

3. Умение анализировать свои действия и управлять собой (рефлексия).

4. Способность взаимодействовать со сверстниками.

Активизированное позитивное мышление Умение и желание прийти на помощь.

Навыки самоуспокоения Наличие духовных начал Умение полагаться только на свои возможности

Необходимо заняться физическими упражнениями, например, делать по утрам зарядку.

Теоретическая основа: телесное и психическое развитие взаимосвязаны — нарушения одного компонента организма отрицательно сказывается на другой его части 1. Толерантная, а не враждебная, убежденность в правильности своей деятельности.

2. Направленность на других детей и виды деятельности (мотивы, интересы, склонности).

3.Направленность на самовыражение и творчество.

Наличие в психике элементов депрессивного синдрома Пассивность Зависимость от мнений окружающих Следует чередовать смену видов деятельности, соблюдать режим дня, спать не менее 10 часов в сутки, ходить пешком, пробовать общаться со сверстниками в неформальной обстановке, учиться начинать первому разговор

Школьному психологу следует определить виды деятельности, которые минимально бы провоцировали проявление низкого статуса младшего школьника в классе, способствовали повышению его уровня самооценки, коммуникабельности. Такими видами деятельности могут быть: физкультурно-спортивная, художественная, танцевальная, театральная, изобразительная, краеведческая.

Педагогам необходимо привлекать детей группы риска в проектной деятельности, поскольку метод проектов позволяет выполнять задания в группе по индивидуальному уровню подготовки, и способствует расширению сферы сознания учащегося и становлению адекватной самооценки.

Повышению уровня самооценки и нивелированию тревожности (страхов) у детей группы риска помогают игры на сюжетной основе. Анализ сюжета литературных произведений на занятиях по развитию речи детей младшего школьного возраста активизирует мыслительные процессы у ребенка, которые способствуют развитию связной речи, высказыванию имеющихся у ребенка переживаний, тревог и позволяют педагогу достигать поставленной педагогической цели. Таковыми являются диалог, театрализованные представления, устное народное творчество.

Действенным средством повышающим уровень самооценки и способствующим нивелированию тревожности (страхов) у детей группы риска является включение их в физкультурную сферу. В двигательной активности, например, в подвижных и спортивных играх у ребенка исчезает чувство скованности, тревожности, страха. Он становится подвижным, коммуникабельным, проявляет творчество в движениях, оказывает помощь сверстникам по команде и т. п.

Несомненно важную роль играет театральная деятельность. Перевоплощаясь на сцене в образы сказочных героев, ребенок способен «проживать» их жизнь через собственное восприятие, способен к чувству, анализу поведения и поступков литературных персонажей.

В совокупности включение ребенка в различные виды деятельности и проведение коррекционно-развивающей работы в форме тренинга являются действенными средствами, позволяющими повысить у ребенка уровень самооценки и нивелировать чувство тревоги (страхов).

Заключение

Анализ литературных источников выявил, что под тревогой понимается ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощущение служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов.

Показателем тревоги индивидов является тревожность. Тревожность — это особое эмоциональное состояние субъекта, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Это довольно устойчивое персональное качество, характеризующееся двумя показателями — личностной и ситуативной тревожностью.

Тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

В исследовании представлял интерес обусловленности влияния страхов на самооценку личности у детей младшего школьного возраста.

Согласно результатам исследования, анализ показателей, приведенных в таблицах 3−6, выявил, что среди второклассников с низким уровнем самооценки присутствуют высокий уровень тревожности и высокий уровень страхов.

Анализ показателей, приведенных в таблицах 7−10, выявил, что среди второклассников с высоким уровнем самооценки присутствуют низкий уровень тревожности и низкий уровень страхов.

Сравнительный анализ показателей выявил, что среди второклассников с низким уровнем самооценки присутствуют высокий уровень тревожности и высокий уровень страхов; среди второклассников с высоким уровнем самооценки присутствуют низкий уровень тревожности и низкий уровень страхов.

Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, задачи исследования решены, цель достигнута.

Перспективной линией продолжения исследования будет являться определение уровней тревожности от уровня психологической подготовленности учащихся младшего школьного возраста посредством занятий «Психологической азбуки».

Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 665 с.

Бардиер Г. Л., Никольская И. М. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников.

СПб.: Речь, 2005. 208с.

Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. — М., 2006. 218 с.

Вачков И.В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. 272с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 2011. — 326 с.

Волков Б. С. Психология младшего школьника. Учебное пособие / Б. С. Волков.

М., 2006. — с.

248.

Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Изд.3-е. Ростов н/д.: Феникс, 2007. — 240 с.

Мухина В. С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество. 2-е изд. — М.: Академия, 2006. 268 с.

Обухова Л. Ф. Детская психология: учебник / Л. Ф. Обухова.

М.: Тривола, 2005. — 346 с.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 188 с.

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков, — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000, — 304 с.

Сагайдачная А. П. Природа страха, тревоги, тревожности. Пути преодоления.

http://www.centrnadejda.ru/messages/blog/543

Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие. Изд-во: Академия, 2010, -320 с.

Соколова Е. Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. — М.: Изд. МГУ, 2009. 268 с.

Тестируем детей / сост. Т. Г. Макеева. — 2-е изд. — Ростов н/Дону: Феникс, 2007. 120 с.

Юнина Е. А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. — Пермь, 2008 — 186 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 665 с.
  2. Г. Л., Никольская И. М. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников.- СПб.: Речь, 2005.- 208с.
  3. С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. — М., 2006.- 218 с.
  4. И.В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004.- 272с.
  5. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 2011. — 326 с.
  6. .С. Психология младшего школьника. Учебное пособие / Б. С. Волков.- М., 2006. — с.248.
  7. О.Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Изд.3-е. Ростов н/д.: Феникс, 2007. — 240 с.
  8. В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество. 2-е изд. — М.: Академия, 2006.- 268 с.
  9. Л.Ф. Детская психология: учебник / Л. Ф. Обухова.- М.: Тривола, 2005. — 346 с.
  10. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 188 с.
  11. А.М. Тревожность у детей и подростков, — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000, — 304 с.
  12. А.П. Природа страха, тревоги, тревожности. Пути преодоления. http://www.centrnadejda.ru/messages/blog/543
  13. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: учебное пособие. Изд-во: Академия, 2010, -320 с.
  14. Е. Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. — М.: Изд. МГУ, 2009.- 268 с.
  15. Тестируем детей / сост. Т. Г. Макеева. — 2-е изд. — Ростов н/Дону: Феникс, 2007.- 120 с.
  16. Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. — Пермь, 2008 — 186 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ