Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методическая система предпрофильной подготовки по физике в основной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный педагогический эксперимент подтвердил гипотезу исследования. Он показал эффективность предпрофильной подготовки при усилении теоретического ядра и организации обучения таким образом, что бы работа проводилась на уроках и во внеурочное время, на элективном курсе. Более половины учащихся успешно выполнили задания на знание физических величин, характеризующих электрический ток… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Система профильного и предпрофильного обучения в современной школе
    • 1. 2. Составляющая предпрофильного образования по физике в рамках образовательного стандарта и современных учебниках
    • 1. 3. Системность физического знания — главное условие предпрофиль-ной подготовки
    • 1. 4. Методы познания природы и их взаимосвязь. Экспериментальная деятельность учащихся
    • 1. 5. Психолого — педагогические особенности использования экспериментальной деятельности учеников в процессе изучения физики
  • Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 2. 1. Содержательная модель методической системы предпрофильной подготовки на примере раздела «Электричество»
    • 2. 2. Методические рекомендации при изучении основного курса физики при изучении раздела «Электричество» с опорой на классическую электронную теорию. Общая характеристика
      • 2. 2. 1. Электрический заряд, электрическое поле
      • 2. 2. 2. Элементы классической электронной теории
      • 2. 2. 3. Электрический ток в металлах
      • 2. 2. 4. Электрический ток в вакууме, газе, полупроводниках
    • 2. 3. Методические рекомендации при изучении элективного курса «Электрический ток в различных средах». Общая характеристика
      • 2. 3. 1. Элективный курс «Электрический ток в различных средах»
      • 2. 3. 2. Методические рекомендации при изучении элективного курса: «Электрический ток в различных средах
    • 2. 4. Система экспериментальных заданий. Общая характеристика
      • 2. 4. 1. Фундаментальные физические эксперименты
  • Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 3. 2. Результаты педагогического исследования по изучению раздела «Электричество»
    • 3. 3. Результаты исследования мнения учителей при работе по возможности применения на практике элективных курсов

Методическая система предпрофильной подготовки по физике в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие и модернизация образования по физике, характерные для общеобразовательных учреждений, должны стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок учащихся. В сложившихся социально — экономических условиях обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно не только принимать решения, но и нести за них ответственность, а так же работать с большими потоками разнообразной информации.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Ориентация на индивидуализацию обучения учащихся средней школы является общественным запросом в рамках профильного образования. Изменение организации обучения в средней школе вызывает необходимость подготовки учащихся к профильному обучению в основной школе. Предпрофильная подготовка — процесс, направленный на достижение продуктивного и творческого уровней деятельности учащихся и способствующий самостоятельному выбору дальнейшего профиля обучения.

В исследованиях последних лет подчеркивается социальный характер и психологическая сложность путей решения проблемы пред-профильной подготовки по разным дисциплинам (Максютин A.A., Ре-вина И.А., Соловьева Ю. Н. и др.).

Основными направлениями предпрофильной подготовки по физике служат формирование системы понятий, законов, элементов физической картины мираовладение способами действий, характерными для исследования явлений природы и конструирования технических объектовразвитие умений применять знания во внеурочной деятельности в виде элективных курсов, исследовательского физического практикума, проектной деятельности, участия в олимпиадах и конкурсах.

Изучение элементов физики в интегрированных курсах начальной школы исследовалась в работах Иванова С. И., Холиной С. А., в курсах естествознания и физики в 5−6 классах в работах Гуревича А. Е., Даммер М. Д., Никифорова Г. Г., Степановой Г. Н, Хрипковой А. Г. и др. В них показаны роль и значение поэтапного изучения физических явлений как одно из условий развивающего обучения и подготовки учащихся к изучению курса физики основной школы.

Работы известных психологов (Выгодский J1.C., Давыдов В. В., Пиаже Ж., Эльконин Д. Б. и др.), отражающие когнитивные теории развития личности, дают возможность научно обосновать использование системы теоретических знаний при изучении курса физики в основной школе.

В условиях модернизации образования курс физики основной школы систематизируется на основе теоретических обобщений (Глады-шева Н.К., Гуторова Н. И., Нурминский И. И., Пурышева Н. С., Пинский A.A., Разумовский В. Г., Синявина A.A., Хижнякова JI.C.).

Изучение курса физики основной школы традиционно опиралось на использование в большей степени экспериментального метода, совершенствование которого связано с работами ученых-методистов Анциферова Л. И., Знаменского П. А., Объедкова Е. С., Покровского С. Ф., Хорошавина С. А., Шахмаева М. Н. и др. Взаимосвязь содержания курса физики основной школы с эмпирическими и теоретическими методами познания отражена в работах Алексеевой O. JL, Барановой JI.B., Грибановой E.H., Протасовой М. А., Матвеева P.A., Харыбиной И. Н. и др.

Поиском путей и способов активизации видов проектной деятельности учащихся основной школы на уроках физики занимаются Майер В. В., Разумовский В. Г., Сауров Ю. А., Смирнов A.B., Степанов.

С.В., Усова A.B., Шамало Т. Н., привлекая для этого различные виды школьного физического эксперимента.

Развитие умений применять знания во внеурочной деятельности в виде элективных курсов, исследовательского физического практикума, проектной деятельности, участия в олимпиадах и конкурсах исследовалось в работах Румбешта Е. А., Орлова В. А., Кабардина О. Ф., Карпухина Е. Л., Горбатюк С. Ю., Альникова Т. В. и др.

Таким образом, отдельные направления предпрофильной подготовки учащихся основной школы по физике освещены во многих исследованиях. Однако комплексного рассмотрения предпрофильной подготовки с учетом указанных выше направлений не проводилось.

Наибольший интерес учащихся основной школы вызывает раздел «Электричество». Его изучение связано как с теоретическим, так и экспериментальным методом исследования. Учащиеся выполняют фронтальные лабораторные работы исследовательского и конструкторского характера, объясняют электромагнитные явления с применением элементов электронной теории, создают технические модели и проекты, направленные на формирование способов деятельности.

Переход школы на профильное обучение в средней школе и бурное научно-техническое развитие вскрыли противоречия между:

— переходом учеников старшей школы на профильное обучение и сложностью сделать осознанный выбор профиля по окончанию основной школы без предварительной (предпрофильной) подготовки;

— необходимостью создания методической системы предпрофильной подготовки по физике в основной школе и разрозненным использованием разных ее направлений;

— потребностью в формировании системных знаний учащихся при изучении раздела «Электричество» и недостаточностью использования для этого классической электронной теории в ходе освоения основного курса физики, а также отсутствием физического практикума во внеурочной работе;

— требованиями, предъявляемыми к знаниям учеников старшей школы, выбравшим своим профилем физику, и результатами их обучения по физике в основной школе.

Чтобы преодолеть вышеперечисленные противоречия, важно разработать методическую систему предпрофильной подготовки по физике в основной школе для приведения в соответствие уровня подготовки учеников, необходимого для выбора и обучения по профилю, с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования по физике основной школы современным обществом. В этом заключается проблема исследования.

Таким образом, рассмотренные противоречия и проблема предпрофильной подготовки на примере изучения раздела «Электричество» в курсе физики основной школы являются актуальными.

Цель исследования состоит в создании методической системы предпрофильной подготовки на примере раздела «Электричество» в основной школе по физике.

Объектом исследования является педагогический процесс физического образования в основной и средней школах.

Предметом исследования является методическая система предпрофильной подготовки по физике на примере изучения раздела «Электричество» в основной школе.

Гипотеза исследования. Методическая система предпрофильной подготовки будет обеспечивать достижение результатов обучения в соответствии с требованиями образовательного стандарта, если:

• формирование продуктивного уровня деятельности будет осуществляться в основном курсе на основе элементов теории, в частности, классической электронной теории;

• изучение раздела «Электричество» в основной школе будет дополнено элективным курсом «Электрический ток в различных средах»;

• содержание учебного материала элективного курса будет ориентировано на основные этапы продуктивной и творческой деятельности, направленной на развитие коммуникативных, информационных, познавательных умений;

• реализация взаимосвязи содержания и методов обучения будет осуществляться как в основном, так и элективном курсах;

• развитие творческого уровня способов деятельности будет происходить при выполнении конструкторских и специализированных исследовательских экспериментальных заданий с объектами техники в рамках основного и элективного курсов.

Цель и гипотеза исследования определили содержание задач исследования:

1. Провести анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме предпрофильной подготовки учащихся основной школы и определить особенности методики при изучении раздела «Электричество».

2. Обосновать принципы отбора содержания методической системы предпрофильной подготовки при изучении электрического поля,. постоянного тока в курсе физики основной школы и элективного курса «Электрический ток в различных средах».

3. Разработать элективный курс «Электрический ток в различных средах», ориентированный на предпрофильную подготовку по физике учащихся основной школы.

4. Создать содержательную модель методической системы предпрофильной подготовки, соответствующую выбору естественнонаучного профиля обучения.

— 95. Провести педагогический эксперимент для проверки выдвинутой гипотезы.

Методы исследования применялись как теоретические, так и практические: изучение и обобщение передового педагогического опытатаксономический метод, применяемый при классификации уровней достижения целей образованиянаблюдение учебного процессаметод поэлементного анализапедагогический экспериментстатистическая обработка и анализ результатов педагогического экспериментаобсуждение результатов исследования на методических семинарах и конференцияханализ нормативных документов, определяющих содержание учебного процессаанализ учебников и учебной литературы.

Новизна исследования заключается в следующем:

• определены и обоснованы необходимые и достаточные условия для организации предпрофильной подготовки учащихся по физике в основной школе: систематический курс физики, элективный курс, система экспериментальных исследовательских заданий;

• выявлены теоретические положения конструирования методической системы предпредпрофильной подготовки учащихся основной школы на примере раздела «Электричество», включающей содержание темы «Электрический ток в металлах», элективного курса «Электрический ток в различных средах», систему соответствующих экспериментальных исследовательских заданий;

• создана модель предпрофильной подготовки по разделу «Электричество» в основной школе;

• разработана методика изучения элективного курса «Электрический ток в различных средах» для учащихся основной школы;

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

• дополнена концепция профильной подготовки созданием методической системы предпрофильной подготовки по физике для учащихся основной школы в процессе изучения электрического тока, которая включает подсистемы: элективный курс «Электрический ток в различных средах" — фронтальные лабораторные работы и домашние исследованияэлементы классической электронной теории и токи в средах в основном курсе физики.

• обоснованы и определены принципы отбора содержания учебного материала по разделу «Электричество», включающего элементы классической электронной теории в основном курсе, существование электрического тока в металлах, вакууме, газах, полупроводниках и методы их изучения в элективном курсе.

Практическая значимость результатов заключается в том, что разработаны:

• методика изучения раздела «Электричество» основной школы, базирующаяся на изучении классической электронной теории, элективного курса «Электрический ток в различных средах»;

• программа элективного курса «Электрический ток в различных средах», направленная на достижение уровня развития учащихся, соответствующего требованиям образовательного стандарта;

• методическое пособие для учащихся по элективному курсу «Электрический ток в различных средах».

На защиту выносятся:

1. Методическая система предпрофильной подготовки в основной школе по физике на примере раздела «Электричество».

2. Методика изучения раздела «Электричество» в курсе физики основной школы, включающая элементы классической электронной теории.

3. Принципы отбора содержания элективного курса «Электрический ток в различных средах».

4. Система экспериментальных заданий для основного и элективного курсов, реализующая идею взаимосвязи системы научных знаний и методов познания.

Достоверность выводов определяется глубиной методологического обоснования, его согласованностью с теорией познания, анализом обширного материала, полученного в процессе теоретического и экспериментального исследования, подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе, а также апробацией основных положений исследования в практике преподавания в основной школе.

Апробация результатов исследования. В период исследования основные результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания физики Московского государственного областного университета, на научно практических и международных конференциях: Москва, МПУ («Проблемы создания учебно-методического комплекта по физике», 1996; «Проблемы конструирования содержания учебно-методического комплекта по физике», 1997; «Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания физики», 1998) — Москва МГОУ («Проблемы взаимосвязи эмпирических и теоретических методов познания в учебном процессе по физике», 2005; «Целеполагание и средства его достижения в процессе обучения по физике» 2006; «Проблемы развивающего обучения по физике в условиях предметной информационно-образовательной среды», 2007; «Проблемы контроля и оценки качества образования по физике», 2008), на семинарах учителей Южного округа города Москвы. Результаты исследования внедрены в виде методических рекомендаций к элективному курсу и учебных материалов в средних общеобразовательных школах города Москвы: ГОУ ЦО «Царицыно» № 548- ГОУ СОШ лицей № 14, ГОУ.

СОШ 933, 420- ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 898 им. генерала И. Д. СтаценкоМосковской области: ГОУ СОШ № 7, № 3 г. ЖуковскогоУспенской школы Одинцовского районаМОУ лицей № 23 г. Подольска.

Основные этапы исследования.

Исследование проводилось в течение 1996;2009 гг. и выполнялось в несколько этапов.

I этап (1996 — 2000) — изучение методической, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования. Анализ учебников, учебных программ и стандарта образования по физике для основной школы. Формулировка проблемы исследования при изучении современного состояния предпрофильной подготовки, поиск новых подходов для решения проблемы. Получение первичного материала для организации поискового эксперимента.

II этап (2000 — 2005) — формулировка гипотезы и разработка соответствующей содержательной модели предпрофильной подготовки при изучении раздела «Электричество» в основной школе. Разработка методики преподавания, в основе которой лежит взаимосвязь теоретических знаний и их экспериментальное обоснование. Создание материалов для проведения эксперимента. Разработка программы, методических рекомендаций и учебных материалов по элективному курсу.

III этап (2005 — 2009) — экспериментальное исследование эффективности предпрофильной подготовки при изучении раздела «Электричество» в основной школе. Оформление исследования.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Объем диссертации составляет 159 страницы.

Список литературы

содержит 200 наименований. Работа включает 3 диаграммы, 8 таблиц, 4 схемы, 6 рисунков.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

В третьей главе рассматривались этапы педагогического эксперимента и основные результаты выполненного диссертационного исследования, проводимого с 1996 по 2009 гг. на базе кафедры методики преподавания физики Московского государственного областного университета.

Педагогический эксперимент проводился в десяти школах г. Москвы и Московской области.

Экспериментальное обучение осуществлялось в 2005 -2009 гг. Эксперимент проходил при изучении раздела «Электричество» на уроках физики основной школы и при изучении элективного курса «Электрический ток в различных средах».

Эксперимент включал в себя несколько этапов: констатирующий, поисковый, контрольный.

Использование для оценивания, зависимости результатов обучения учащихся от их деятельности, методов математической статистики для обработки результатов педагогических и психологических исследований, позволило исключить необходимость в повторном обследовании.

Наглядное представление количественной оценки результатов эксперимента представлялось в виде столбиковой диаграммы.

Успешно с выполнением предложенных заданий справилось от 82,3% - 95% учащихся, при общем количестве участвующих в эксперименте равном 356 человек. При этом погрешность измерения Д к результатов обучения не превышала 4,7%. Важным результатом исследования является то, что 90% учащихся справились с выполнением с заданиями на знание физических величин, определение их по графику, применение различных законов, умение применять на практике положения классической электронной теории.

Для определение коэффициента надежности (т) отдельных заданий итоговых самостоятельных работ в практике психолого-педагогической диагностики используется метод Кьюдера — Ричардсона. Считается, что тест надежен, если коэффициент Кьюдера — Ричардсона имеет значение приблизительно 0,6. Полученные значения коэффициент Кьюдера — Ричардсона первого и второго вариантов соответственно равны Г] = 0,95> 0,6 и г2 = 0, 97 > 0,6, что позволяет считать результаты итоговой работы надежными, а результаты достоверными.

Исследование мнения учителей работающих в различных школах по вопросу предпрофильной подготовки, являлось следующим этапом диссертационного исследования. Так удалось выяснить что, по мнению учителей предпрофильная подготовка по физике в школах проводится не достаточно. Она в основном заключается в создании проектов или подготовки к олимпиадам, экзаменам. Однако ошибочность выбора профиля обучения и необходимость его смены в дальнейшем говорит о том, что потребность в предпрофильной подготовке гораздо выше. Необходимо отметить мнение учителей об актуальности проведения такой подготовки, как на уроках физики, так и во вне урочное время.

Правильность выдвинутой гипотезы подтверждает анализ результатов исследования. Применение в практике преподавания нашла каждая из разработанных методик предпрофильной подготовки по физике в основной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведен теоретический анализ научно-методической литературы, диссертационных исследований, учебных комплектов по физике для основной школы, стандарта образования. На основе данного анализа показано, что система профильного образования успешно применяется в современной школе, поэтому предпрофильная подготовка является необходимым условием развития учащихся и формирования его мировоззрения. В то же время возможность предпрофильной подготовки учителями основной школы используется не достаточно, формы которой могут быть разнообразны. Определено, что в соответствии с особенностями физического и психологического развития подростков обоснован выбор деятельностного подхода к изучению физики. Исследование позволило выделить принципы отбора материала для предпрофильной подготовки при изучении раздела «Электричество» в основной школе.

2. Построена содержательная модель предпрофильной подготовки при изучении законов постоянного тока в основной школе, в которой указаны следующие разделы: содержание учебного материала, система физического эксперимента, определено основание их взаимосвязи, указаны элементы физической картины мира, предложены формы организации учебной деятельности для достижения необходимого уровня предпрофильной подготовки.

3. Предложен вариант элективного курса, который представляет собой законченный элемент школьного курса физики. В то же время последовательность изложения учебного материала и его взаимосвязь с экспериментальной деятельностью учителя и учащихся согласуется с предложенным вариантом организации учебной деятельности учащихся, основанной на взаимосвязи практики и моделирования.

4. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил гипотезу исследования. Он показал эффективность предпрофильной подготовки при усилении теоретического ядра и организации обучения таким образом, что бы работа проводилась на уроках и во внеурочное время, на элективном курсе. Более половины учащихся успешно выполнили задания на знание физических величин, характеризующих электрический ток (электрического сопротивления проводника, силы тока, напряжения), определение физических величин по графику (сопротивление проводника), применение законов Ома для участка электрической цепи, последовательного и параллельного соединения проводников, закона Джоуля — Ленца, умение применять на практике положения классической электронной теории. Результаты итоговой самостоятельной работы подтверждают правильность выдвинутой гипотезы исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Естествознание с основами экологии : 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко, Н. И. Орещенко. М.: Просвещение, 2005. — 224с.: ил.
  2. М.В. Методика обучения специалистов — будущих учителей физики моделированию учебного процесса с использованием ЭВМ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: 1998 г. — 21 с.
  3. П.В.- Панин A.B. Теория познания и дидактика: Учебное пособие для вузов-М.: Высш. шк., 1991.-383с.
  4. Т.В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на элективных курсах по физике. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Томск 2007. 30 с.
  5. Л.И., Пищиков И. М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат.спец. М.: Просвещение, 1984. -255с.
  6. И.С. «Как выбрать профиль обучения»: Родительское собрание // Биология в школе. 2005. — № 6. — С. 16−18.
  7. И. С. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов // Школьный психолог: Прил. к газ. «Первое сентября». -2005. -№ 20.-С. 19−30.
  8. И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. 2004. — № 2. — С.28−33
  9. Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса. М.: Просвещение 1982 г. — 408 с. 11 .Байков В. Я. Проблемно программированные задания по физике в средней школе: Пособие для учителей — М.: Просвещение, 1982. — 63 е., ил.
  10. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. — М., 1979. — т.2.
  11. Л.В. Методика формирования представлений об информационных технологиях в курсе физики основной школы (на примере оптических явлений): Дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук.- М., 1999.-157с.
  12. И.А. Теоретизация знаний учащихся по физике на основе методологических принципов (полная средняя школа). Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва 2003.-28 с.
  13. Н. С. Философские аспекты учения о материи, сознании, мышлении. М.: МПУ «СигналЪ», 1999. — 176 с.
  14. Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. А. Мейяни- пер. с ит.Э. И. Мотылевой. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-260 с.
  15. А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет. Основыб Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. М.: Просвещение, 1981. 288с., ил.
  16. Л.Ф., Морозова С. М. Словарь справочник по психодиагностике. С. Пб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  17. В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6−7 классах средней школы: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
  18. .Б., Климонтович Ю. Л., Мякишев Г. Я. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1986 — 273 е.: ил. 21 .Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л. П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. —М.: Юрайт Издат, 2005. — 239 с. — (Хочу все сдать!)
  19. В.А. Естествознание в школе /Под ред. В. А. Вагнера, Б. Е. Райкова. -М.: «Образование», 1912. -140с.
  20. Л.С. — М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с. — (Анатомия гуманной педагогики).
  21. Л.С. Детская психология //Сб. соч. в 6-ти т. -М.: Педагогика, 1984. -Т.4. -432с.
  22. Л.С. История развития высших психических функций //Собрание сочинений. -М.: Педагогика, 1984. -Т.З. -470с.
  23. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  24. Л.С. Избранные психологические исследования. -М., АПН РСФСР, 1956. 532 с.
  25. Л.С. Речь и мышление. М.: Педагогика, 1984. -231с.
  26. М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. — 272 е.: ил.
  27. Т.П. Проектирование целостной модульной технологии обучения физике на основе информационных моделей внутри и — межпредметных связей. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Владивосток 2005. — 26 с.
  28. Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. (Книга для учителя). М.: Просвещение, 1987 г. — 56 с.
  29. С.Ю. Формирование ориентационных компетенций учащихся основной школы в процессе предпрофильной подготовки (на примере элективного курса по физике). Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Якутск 2008. 29 с.
  30. E.H., Орехов В. П. Методика и техника физического демонстрационного эксперимента в восьмилетней школе. Пособие для учителя М.: Просвещение, 1964. — 157 с.
  31. И.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  32. П.Я. Психология мышление и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. Под ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука 1966.- 154.
  33. E.H. Научные факты как средство формирования эмпирических и теоретических методов познания природы (курсфизики осн. шк.): Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. -М, 2006.-212с.
  34. В.И. Система заданий для обучения школьников выдвижению и экспериментальной проверке гипотез при изучении курса физики средней школы. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2001. — 21 с.
  35. Н.И. Формирование теоретических обобщений у учащихся на основе единства системы и метода механики Ньютона в курсе физики седьмого класса: Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1999.- 159 с.
  36. Е.М., Рыбакова Е. В., Шаронина Е. В. Физика. 8 кл.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику A.B. Перышки-на «Физика. 8 класс» / Под ред. Е. М. Гутник. М.: Дрофа, 2001. -96 е.: ил.
  37. Давыдов В. В Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и эмпирического психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  38. Т. И. Методика использования моделирования в системе научения физики. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Самара, 2000. 25 с.
  39. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1. Механика, молекулярная физика, основы электродинамики. Подред. A.A. Покровского. Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение», 1978. — 309 с.
  40. Н.Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса (1 4). Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2004.-112с.: ил.
  41. Н.Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса (1 4). Самара: Корпорация «Федоров" — 2001.-168 е.: ил.
  42. Н.Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса (1 4).1 часть Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001.-144с.: ил.
  43. Н.Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса (1 4).2 часть Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001.-144с.: ил.
  44. Естествознание: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г. С. Калинова, Н. В. Шкарбан, Р. Г. Иванова и др.- Под ред. А. Г. Хрипковой. 5-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1999. -240с.: ил.
  45. Естествознание: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. Г. Хрипкова, JI.H. Дорохона, Р. Г. Иванова и др.- Под ред. А. Г. Хрипковой. 4-е изд., — М.: Просвещение, 1999. — 224с.: ил.
  46. Естествознание: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / O.A. Бочкова. -М.: Просвещение, 2004. 190 е.: ил.
  47. Естествознание: Учебн. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / А. Н. Воробьев, Р. Г. Иванова, И. Г. Кириллова и др.- Под ред. И. Т. Суравегиной. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1998. — 240 е.: ил.
  48. С. Е. Активизация познавательной деятельности школьников в ходе домашнего физического эксперимента. //Актуальные вопросы преподавания физико-математических дисциплин. Стерлитамак: гос. пед. ин-т, 2003. — 69 с.
  49. Ю.Я. Творческие экспериментальные задания по физике для 7−8 классов. Чебоксары: «Клио», 2003. — 97 с.
  50. А. И. Минькова Р.Д., Объедков Е. С., Панаиоти H.H. Тетрадь по физике. 7 класс. Часть 1. М., 2000. — 64 е.: ил.
  51. JI.A. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983.- 160 е., ил.
  52. Т.А. Использование информационных технологий в обучении математике студентов средних специальных учебных заведений технического профиля. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ела-буга 2008 год. 23 с.
  53. О.В. методика формирования у учащихся обобщенных видов деятельности по усвоению понятий о физических объектах.
  54. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва 1999. 24 с.
  55. Исаак Ньютон. Сборник статей к трехсот летию со дня рождения. / Под ред. С. И. Вавилова. М. — Л.: Изд.-во АН СССР, 1943. -160 с.
  56. О.Ф. Физика: Справ. Материалы: Учебн. пособие для учащихся. -3-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 367 е.: ил.
  57. Кабинет физики средней школы / А. Г. Воскаянян, Е. С. Грейдина, Б. С. Зворыкин и др.- Под ред. A.A. Покровского. М.: Просвещение, 1982. — 159 е., ил. — (Б — ка учителя физики).
  58. С. Е., Пустильник И. Г. Электродинамика в курсе физики средней школы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.-127 е., ил
  59. В.А. Физика. 11кл.: Тематическое планирование. М.: Дрофа, 2002−96 е.: ил.
  60. Карпухина Е. А Межпредметные задачи как средство предпрофильной подготовки учащихся при обучении физике. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва 2008.
  61. Л.А. Физика 7. Методические материалы. М.: Илекса, 2003. — 304с.
  62. Н.В. Учебные материалы по физике к элективному курсу по физике для основной школы «Электрический ток в различных средах» М.: МГОУ, 2007. — 94с.
  63. Ключникова Н. В. Элективный курс по физике для основной школы. Электрический ток в различных средах. М.: МГОУ, 2009, -20 с.
  64. Н.В. Электрический ток в средах //Физика в школе. Научно методический журнал. № 4, 2008 г. С. 52 -53.
  65. Е.С. Формирование исследовательских экспериментальных умений у учащихся основной школы при обучении физике. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2000. 26 с.
  66. Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей учений степени. 7-е изд., доп. -М.: Ось-89, 224 с.
  67. Т.В., Лощилина Т. Е., Николаев И. В. Естествознание. Человек и окружающая среда. Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002. — 272 е.: ил., карт.
  68. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  69. В.В. Учебная физика как дидактическая модель физики // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 7. Глазов — СПб.: ГГПИ, 1998. 115 с.
  70. А. А. Многоуровневая система задач как средство обучения учащихся средней школы алгебре и началам математического анализа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саранск. 2007. 28 с.
  71. E.JI. Формирование у школьников умения определять физические понятия. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва 1999. — 23 с.
  72. А.К. Психология обучения подростка. М., Знание. 1975. -308 с. 91 .Математическая статистика: Учебник / Иванова В. М., Калинина В. Н., Нешумова Л. А. и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1891.-371 е., ил.
  73. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителя / А. В. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др.- А. В. Усовой. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  74. Методический справочник учителя физики. М.: У МЛ физики МИПКРО, 200, — 114 с.
  75. М.В. Философия и физическая теория. Ленинград, «Наука», 1969, 240 с.
  76. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. -М.: Педагогика, 1981. 78 с.
  77. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. -2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 456 с.
  78. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебн. для 10 кл. средн шк. -М.: Просвещение, 1990.-223 е.: ил.
  79. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика : Учебн. для 11 кл. средн шк. М.: Просвещение, 1991. — 254 е.: ил.
  80. Научные эксперименты (Текст) / Пер. с англ. А. Филоновой. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2006. — 208 с. — (1001 пркол)
  81. P.C. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. Уч щ, студентов пед. ин — тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. — М.: Просвещение, 1990.-301 е.: ил.
  82. A.A. Теоретические основы обучения учащихся методам познания при изучении физики в школе: Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2001. 21 с.
  83. И.П. Методические основы аудиовизуальных технологий обучения на уроках физики. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Санкт Петербург, 1998.-26 с.
  84. А.Л. Методические возможности повышения эффективности преподавания электродинамики в профессиональном лицее. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Самара, 1989. 23 с.
  85. Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003.- 112 с.
  86. Ю5.Новожилов Э. Д О логике научного педагогического исследования// Профессиональная подготовка в высшей школе накануне 21 века: МПУ, ЕГПИ, 1997. 34 с.
  87. Е.С., Кашлачев И. В., Суминова Н. В. Физический эксперимент в практической работе студентов //Проблемы создания учебно-методического комплекта по физике (педагогический ВУЗ, общеобразовательные учреждения). М.: МПУ, 1996. с. 5967.
  88. Е. С., Сазонова З. С. Единство учебного физического эксперимента — демонстрационного и ученического // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных и методических работ. Выпуск 5. Глазов: ГГГ7И, 1998. — С. 19−21.
  89. Е.С., Суминова Н. В. Система ученического физического эксперимента // Проблемы конструирования содержания учебно методического комплекта по физике. Педагогический ВУЗ, общеобразовательные учреждения. М.: 1997. — С. 122 -124.
  90. Е.С., Суминова Н. В. Электрическое сопротивление //Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», № 19, май 1996 г. С. 4.
  91. Н. И. Обучение учащихся средних общеобразовательных учреждений теоретическим методам получения знаний.
  92. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва, 200. 20 с.
  93. С.И. Словарь русского языка./Под. ред. С. П. Обнорского.- М.: Государственное издательство иностранных словарей, 1953.- 848 с. 116,Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л.Г. Каш-куревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  94. Окружная открытая научно практическая конференция «Профильная школа — свобода выбора индивидуального образовательного маршрута старшеклассника»: сборник материалов. — Вятские Поляны: лицей, 2007. — 82 с.
  95. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических коллежей / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2004. 608 с.
  96. A.B., Родина H.A. Физика: Учеб. для 7 кл. общеобра-зоват. учреждений. 14-е изд., — М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1997. — 192 е.: ил.(нет)
  97. А. В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. 8-е изд., доп. — М.: Дрофа, 2006. -191, е.: ил.
  98. A.A. Мир вокруг нас: Учебн. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. 4 2/ А. А. Плешаков. 4-е изд. М.: Просвещение. — АО «Моск. учебн.», 2003.- 125 е.: ил. (Зеленый дом).
  99. A.A. Мир вокруг нас: Учебн. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1 / А. А. Плешаков. 4-е изд. М.: Просвещение. — АО «Моск.учебн.», 2002.- 160 е.: ил. (Зеленый дом).
  100. A.A. Мир вокруг нас: Учебн. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. 4 2/ А. А. Плешаков. 4-е изд. М.: Просвещение. — АО «Моск. учебн.», 2003.- 157 Сс: ил. (Зеленый дом).
  101. A.A., Сонин Н. И. Природоведение. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учебн. Заведений.- 5-е изд., стнреотип. М.: Дрофа, 2000.-184 с.:ил.
  102. И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
  103. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. выш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 е.: ил.
  104. . Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. -675с.
  105. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 1. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост. и под ред. Э. М. Браверманн: Пособие для учителей и методистов. — М.: Ассоциация учителей физики, 2003. 400 е.: ил (Обучение, ориентированное на личность).
  106. М.А. Взаимосвязь эмпирического и теоретического методов исследования природы в процессе изучения электродинамики курса физики основной школы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2004. -27 с.
  107. М.А. Взаимосвязь эмпирического и теоретического методов исследования природы в процессе изучения электродинамики курса физики основной школы. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 2004.-20с.
  108. Психологический словарь / Под. ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др., Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 448с., ил.
  109. Н.С. Методические основы дифференциального обучения физике в средней школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. М.: МПУ, 1885. — 42 с.
  110. И.А. Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2008.-31 с.
  111. C.JI. Основы общей психологии. Государственное Учебно-Педагогическое издательство Наркомпромса РСФСР Москва 1940.-687 с.
  112. П.Г. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1990. 172 е.: ил. (нет)
  113. В.Д., Зобова O.A. Домашний физический эксперимент при обучении физике // Проблемы учебного физического эксперимента: сборник научных трудов. Выпуск 14. М.: ИОСО РАО, 2002. — 156 е., С. 16−18.
  114. Ю. А. О построении теории учебного физического эксперимента // Проблемы учебного физического эксперимента: сборник научных трудов. Выпуск 5. Глазов: ГГПИ, 1998. — 234 е., С. 21−23.
  115. Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб: ООО «Речь», 2000.- 350 с.
  116. Л. П. Методология и логика познания как средства воспитания обучаемых физике. М.: МПУ, 1998. — 52 с.
  117. Синявина А. А Проблема теоретических обобщений (понятий, законов, идей физической картины мира) в курсе физики основных общеобразовательных учреждений. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.2005.
  118. Системный анализ и научное знание. -М.: Наука, 1978. с. 50.
  119. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н.Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд, центр В ЛАД ОС, 2003. — Ч. 1. —288 с.
  120. С.Н. Элементы философского содержания понятия «система» как ступени развития познания и общественной практики/В книге «Системный анализ и научное знание» /Отв. Редактор Д. П. Горский. М.: Изд-во «Наука», 1978. — 564с., С. 42 — 60.
  121. Ю.Н. Профессиональное самоопределение учащихся в процессе профильного туристского обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2007. 39 с.
  122. Г. Н. Физика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е изд., перераб., доп. — СПб.: ООО «СТП Школа», 2004. — 256 е., ил.
  123. Г. Н. Физика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е изд., перераб., доп. — СПб.: ООО «СТП Школа», 2005. — 240 е., ил.
  124. B.C. Становление научной теории. -Минск.: БГУ, 1976. -319с.
  125. Столяренко J1. Д. Педагогическая психология для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 256 с.
  126. В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1989. — 288 с. — (Б — ка учителя)
  127. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика. — 352 с.
  128. Теория познания и современная физика.: М. Наука 1984, 731 с.
  129. А.И. Системный подход и общая теория систем. М., «Мысль», 1978. 57 с.
  130. Физика и астрономия: Проб. учеб. для 7 кл. сред. шк./Под ред. А. А Пинского, В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  131. Физика и астрономия: Проб. учеб. для 8 кл. сред. шк./Под ред. А. А Пинского, В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1995. — 303 с.
  132. Физика и астрономия: Проб. учеб. для 9 кл. сред. шк./Под ред. А. А Пинского, В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1996. — 192 с.
  133. Физика. Учебн. для 10 кл. средн. шк. / Н. М. Шахмаев, С.Н. Шах-маев, Д. Ш. Шодиев. -2-е изд. М.: Просвещение, 1992. — 240 е.: ил.
  134. Физика. 8 класс: учебно — методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. -2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. — 125 с.
  135. Физическая микролаборатория / Е. С. Объедков, O.A. Поваляев. -М.: Просвещение, 2001. 112с, — (Библиотека учителя физики).
  136. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991. -560с.
  137. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1998. -576с.
  138. Формирование системного мышления в обучении: учебн. пособие для вузов/Под ред. Проф. З.А.Решетовой- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -344 с. -(Серия"Педагогическая школа. 21 век»)
  139. JI.M., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. -М.: Просвещение, 1985. — 224 е., ил. — (Б — ка учителя по общ. проб л. Теории обучения и воспитания).
  140. И.Н. Изучение физических основ действия тепловых двигателей в курсе физики основной школы: Дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 2000.-149с.
  141. Л.С. Введение в методику обучения физике. Методология педагогического исследования. 4.1. .М.: МГОУ, 2006.-с.68.
  142. Хижнякова J1.C. Введение в методику преподавания физики. Ч. 2. Предмет и история ее развития. М.: МПУ.- с.76
  143. JT.C. Методика преподавания физики отрасль педагогической науки. //Проблемы создания учебно-методического комплекта по физике. -М.: МПУ, 1996. — С.6−18.
  144. JI.C. Формирование теоретического способа мышления при изучении курса физики основной школы// Проблема теоретических обобщений на уровне законов при обучении физике. -М.: МПУ, 2003. С. 6−10.
  145. С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6 -7 кл. М.: Просвещение. 1988. — 175 е.: ил. — (Б — ка учителя физики).
  146. С.А. Методика преподавания физической составляющей курсов математики, природоведения и технологии начальной школы. Часть 2. -М.: МПУ, 1998. -33с.
  147. Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий. (Книга для учителя) Москва «Просвещение» 1986 год.
  148. В. Ф. Точка опоры М.: Педагогика, 1987 г.
  149. В.А. Физика. 7 класс: Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2002. — 98 с.
  150. В.А. Физика. 8 класс: Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2003.- 100 с.
  151. В.Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002
  152. Д.В. Мысленный эксперимент в преподавании физики. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  153. Сайт Института Развития Образования Электронный ресурс. 2008.- Режим доступа: http//minobr.sakha.ru/iro, свободный. Загл. с экрана.
  154. Режим доступа: http//education.smtp.ru, свободный. Загл. с экрана.
Заполнить форму текущей работой