Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эффективность регулирования коммуникаций между субъектами хозяйствования: На примере посреднических организаций на рынке газа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неудовлетворительное финансово-экономическое состояние предприятий привело к возникновению, углублению и разрастанию кризиса, который развивается на фоне общего трансформационного кризиса при переходе от планово-директивной к рыночной экономике. Сложилась парадоксальная ^ ситуация. Она выражается в том, что на смену неденежным отношениям между субъектами хозяйствования, которые существовали… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ причин, вызвавших нарушение коммуникаций между субъектами хозяйствования
    • 1. 1. Причины, вызвавшие кризисное состояние
    • 1. 2. Неплатежи — дестабилизирующий фактор экономики
    • 1. 3. Механизм воспроизводства систематических неплатежей
  • Глава 2. Посреднические организации как фактор восстановления коммуникаций на рынке газа
  • Глава 3. Методы регулирования коммуникаций на рынке газа
    • 3. 1. Характеристика методов
    • 3. 2. Договорные отношения как метод регулирования
    • 3. 3. Финансовые методы регулирования
    • 3. 4. Отраслевые и региональные программы и проекты 105 ф, 3.5. Процедура банкротства как метод регулирования коммуникаций

Эффективность регулирования коммуникаций между субъектами хозяйствования: На примере посреднических организаций на рынке газа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Г.

Системный кризис, охвативший экономику России, вызван как ошибками в экономической политике, так и несовершенством взаимодействия всех уровней государственной власти и управления. Выход из кризиса возможен лишь при условии изменения экономической политики в национальных интересах, ее переориентации на развитие реального сектора народного хозяйства, сбалансированность политики федерального центра и регионов. Поиск путей стабилизации положения в российской экономике и перехода к ее росту должен заключаться в использовании системы экономических, финансовых и организационных факторов.

Неудовлетворительное финансово-экономическое состояние предприятий привело к возникновению, углублению и разрастанию кризиса, который развивается на фоне общего трансформационного кризиса при переходе от планово-директивной к рыночной экономике. Сложилась парадоксальная ^ ситуация. Она выражается в том, что на смену неденежным отношениям между субъектами хозяйствования, которые существовали в плановой экономике и которые должны сократиться при переходе к рыночным отношениям, наоборот они получили дальнейшее развитие. Коммуникационные связи между субъектами хозяйствования полностью заполнены неденежными инструментами-бартером, взаимозачетами, вексельным обращением и прочими денежными суррогатами. Переход к рыночным отношениям обернулся не переходом к товарно-денежным отношениям по схеме — «товар-деньги», а переходом к натуральному ведению хозяйства по схеме — «товар А-товар В».

Платежный кризис, охвативший всю экономику России, является предметом пристального внимания как отечественных, так и иностранных ученых, тем более, что он продолжается в течение последних десяти лет. Есть интересные подходы к осмыслению причин его и методов по его устранению. Однако данная проблема нуждается в дальнейшем ее исследовании.

Интересен и такой аспект кризиса как рассмотрение его с точки зрения коммуникаций в организации, под которыми мы понимаем не только закономерности и принципы обмена информацией между людьми, организациями, но и устоявшиеся нормы, правила, предписания, которые могут быть зарегистрированы, а также и те, которые осуществляются опытным путем, например, бартер выгоднее предприятию по сравнению с денежной формой расчета, поскольку по бартеру осуществляются неэквивалентные отношения в пользу предприятия. Это происходит раз, два и становится экономической нормой. Неэквивалентность закрепляется и становится экономической нормой. Возникает вопрос — почему это происходит и как долго это может продолжаться? Эти проблемы и стали предметом исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в анализе теоретических проблем и разработке эффективного механизма регулирования коммуникаций между субъектами хозяйствования на фоне трансформационного кризиса российской экономики.

Поставленная цель определила основные задачи, решаемые в диссертации:

1. Анализ причин, вызвавших нарушение коммуникаций между субъектами хозяйствования.

2. Характеристика механизма воспроизводства системы неплатежей.

3. Исследование посреднических организаций в восстановлении коммуникаций на рынке газа.

4. Разработка методов регулирования коммуникаций между субъектами хозяйствования.

5. Оценка эффективности методов регулирования коммуникаций и их влияние на показатели работы предприятий.

Предметом исследования являются методы регулирования коммуникаций между субъектами хозяйствования.

Объектом исследования являются посреднические организации на рынке газа ряда регионов РФ.

Научная новизна основных результатов исследования состоит в следующем:

1. Выявлены основные причины как внешнего, так и внутреннего характера, приведшие к широкому распространению денежных суррогатов во взаимоотношениях между субъектами хозяйствования.

2. Вскрыт механизм и обоснованы закономерности системы воспроизводства неплатежей, в основе которых лежат чисто экономические причинынеэквивалентность обмена между субъектами хозяйствования, а также снижение трансакционных издержек по сравнению с товарно-денежной формой расчетов, присущей рыночной системе хозяйствования.

3. Предложено создание посреднических организаций, в задачу которых входит разрешение кризиса платежей между субъектами хозяйствования путем реструктуризации долга и постепенного погашения задолженности.

4. Разработаны методы регулирования коммуникаций между субъектами хозяйствования, дана их классификация и предложены методы оценки их эффективности на микро-, мезои макроуровне. Практическая значимость исследований заключается в том, что использование посреднических организаций на рынке газа в ряде регионов страны позволяет сократить задолженность в интервале от 90% до 20%, используя лишь часть предлагаемых методов, при этом используются как чисто денежные погашения, так и широкий арсенал других методов, рассматриваемых в работе. В орбиту коммуникаций вовлечены не только изготовители газа, но и транспортные предприятия, потребители газа, где газ выступает как конечная продукция, а также потребители газа, где газ выступает как промежуточный продукт, то есть сырье. Таким образом, создана горизонтальная интеграция между субъектами хозяйствования, характеризующаяся улучшением технико-экономических показателей работы предприятий, входящих в систему.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались автором на межрегиональных совещаниях, проводимых ООО «Межрегионгаз» в г. Липецке в 1999 году, в г. Орле в 2000 году, в г. Курске в 2000 году, а также на семинарах во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 3 печатных работы, общим объемом 2,5 п. л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.

Выводы и предложения.

1. Изменившиеся коммуникации между субъектами хозяйствования в результате трансформационного кризиса привели к возникновению, расширению и воспроизводству как неденежных, так и неэквивалентных отношений, которые сами стали причиной углубления и разрастания кризисных явлений. Неплатежи стали обыденным, а не исключительным явлением во взаимоотношениях между предприятиями. Причинами такого явления явились: наследие прошлого, ошибки в проведении федеральной, региональной и местной политик, темы проведения реформ, неудовлетворительный менеджмент на микроуровне и ряд других.

2. Раз возникнув, новые коммуникации между субъектами хозяйствования закрепляются, расширяются и воспроизводятся во все расширяющемся масштабе. Чем больше хозяйствующих субъектов следуют новой норме, тем менее целесообразно отклоняться от нее, тем больше их количество будет следовать этой норме и впредь. Государство также включается в эту систему получая налоги и услуги от функционирования инфраструктуры в неденежной форме. Каждому из участников системы выгоднее работать в системе, чем вне системы, потому что трансакционные издержки денежного обмена выше, чем те, которые возникают в связи с квазиденежными расчетами по сделкам. В развитой рыночной экономике трансакционные издержки бартера или квазиденежных расчетов обычно превышают издержки денежного обслуживания сделок, поэтому товарный клиринг, неденежные расчеты и неплатежи в таких хозяйствах являются сравнительно редкими явлениями.

3. Исследование показало, что действенным механизмом, способным вывести систему натурального обмена на товарно-денежный обмен между субъектами хозяйствования может стать посредническая организация, основной целью деятельности которой и будет перевод создавшихся коммуникаций между предприятиями на новую систему координат. Она поэтапно решает возникшую проблему, такими этапами могут бытьклассификация должников, реструктуризация долга, анализ применимости конкретного метода к конкретному должнику, постепенного погашения задолженности по различным схемам с использованием различных методов, сокращение и в конечном счете недопущения новых задолженностей. Посредническая организация мыслится как временное явление, выполнив свою миссию, она должна переключиться на выполнение иных задач.

В результате проведенного исследования выделены ряд методов, дана их классификацияэто прежде всего: административные методыметоды рассрочки платежейзачетно-финансовыекомпенсационно-коммерческиетехнологическиедисконтныеметоды, связанные с несостоятельностью и банкротством предприятий-должников. В каждом конкретном случае применяется один или несколько методов. Это связано со спецификой предприятия-должника, то, что эффективно для бюджетной организации, может полностью быть неэффективным для электростанции. Хотя сами по себе методы применимы для всех отраслей национального хозяйства, вне зависимости от региона.

Исследование показало, что неденежные формы взаимоотношений между субъектами хозяйствования экономики выгодны каждому из участников системы, включая и государство, поскольку трансакционные издержки, не связанные с изготовлением продукции, ниже, чем в условиях денежных расчетов и построения коммуникаций на базе товарно-денежных взаимоотношений. Однако на макроуровне бартерная экономика уступает в своей эффективности рыночной, не говоря уже о просто неплатежах, которые сплошь и рядом присутствуют при таких взаимоотношениях. Поэтому необходимость перевода системы из состояния, А в состояние В, который и осуществляет посредническая организация дает нам эффект рынка, который не кроется во взаимоотношениях, построенных неденежных формах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1, 21.10.94, ч. 2, 22.12.95
  2. Методика составления региональных программ по реструктуризации задолженности за газ. М. ООО «Межрегионгаз» 1999 год.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1,2. М. Проспект 2000
  4. Основные направления реструктуризации и погашения задолженности за природный газ потребителей Рязанской области. Рязань 1998 год.
  5. Положение об использовании лизинговых сделок в программах обеспечения поставок оборудования ДП ОАО «Газпром» и при реструктуризации задолженности за потребленный природный газ в ООО «Межрегионгаз». М. ООО «Межрегионгаз». 1999 год.
  6. Положения ООО «Межрегионгаз» об операциях с ценными бумагами. М.1998 год
  7. Положение о региональной энергетической комиссии. Курск 1995 г.
  8. Постановление Правительства РФ «О межведомственной комиссии по вопросам реструктуризации субъектов естественных монополий» от 25.12.98 № 1545
  9. Программа реструктуризация задолженности продукцией Калужской области за потребленный природный газ. Калуга. 1998 год
  10. Регламент проведения расчетов векселями ООО «Межрегионгаз». М. ООО «Межрегионгаз» 2000 г.
  11. Региональная программа реструктуризация задолженности за поставленный газ предприятиями Челябинской области.Челябинск. 1998 год.
  12. Современный финансово-кредитный словарь. Под ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М. ИНФРА М 1999 г.
  13. Социально-экономическое положение России в 1995—1997 гг. //Госкомстат РФ- 1997 г.
  14. Словарь-справочник менеджера. Под ред. М. Г. Лапусты. М. Инфра-М 1996 г.
  15. Справочник директора предприятия. 4-е изд. Под ред. М. Г. Лапусты. М. ИНФРА М 2000 г.
  16. Типовой агентский договор. М. ООО «Межрегионгаз» 1998 год.
  17. Указ Президента РФ от 28.04.97 № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий».
  18. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.99 № 6-ФЗ
  19. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный комментарий / Под общей редакцией В. В. Витрянского. М.: Издательство «Статут», 1998, 418с.
  20. Федеральный закон РФ «О переводном и простом векселе» от 11.03.97 № 48-ФЗ
  21. Л.И. Что нового? // Деловой экспресс. 1996 № 25
  22. И. Новая корпоративная стратегия. СПб «Питер» 1999
  23. Г. Кризис неплатежей: опыт восточной Европы // Экономика и жизнь 1997 № 2
  24. М., Исаева П., Кузнецов П. Кризис неплатежей в России: что происходит на самом деле? // Вопросы экономики 1995 № 8
  25. М. «Производственные деньги». сберегательные деньги // Российский экономический журнал 1994 № 10
  26. М.П. Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики. М. Консалтбанкир 1997 г.
  27. Ю., Смирнов В. Природный газ как средство повышения эффективности энергетики России. // Вестник РАН 1996 г. № 2
  28. А. Экономика: четыре месяца 1996 г. // Экономист 1996 № 5
  29. А. Противоестественная монополия // Эксперт 1998 г. № 9
  30. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого развития // Вопросы экономики 1999 № 1
  31. В плену неплатежей // Экономика и жизнь 1996 № 4
  32. Р.И. Новые горизонты Газпрома. // Газовая промышленность -1996г. № 7/8
  33. Е. «Детские болезни» постсоциализма (к вопросу о природе бюджетных кризисов этапа финансовой стабилизации). // Вопросы экономики 1997 г. № 4
  34. Г. С., Акимов А. А. Проблемы развития региональной инновационной деятельности. Экономика, предпринимательство, окружающая среда. А 1−2 1999 г.
  35. Государственное регулирование экономики в современных условиях. М -1997г.
  36. X. Интеграция приобретенного предприятия в компанию. Проблемы теории и практики управления 1993 г. № 6
  37. В.П. Естественная монополия как субъект региональной экономики: стратегия и экономические механизмы развития на примере ОАО «Газпром». Автореферат дисс. работы. Ростов-на-Дону 1999 г.
  38. В. Нужны ли государству банкроты? Проблемы теории и практики управления. 1998 № 2
  39. Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы // М. Дело ЛТД 1995 г.
  40. Л.А. Особенности механизма функционирования естественных монополий в переходной экономике. Автореферат дисс. работы М. 2000 г.
  41. В.М. От неплатежей к развитию // М. Экономика 1999 г.
  42. С., Зондхоф Г., Кролл X. Реструктуризация промышленных предприятий // Вопросы экономики 1997 г. № 9
  43. А.В. Основы менеджмента. М. Финстатинформ 1995 г.
  44. Х.К. Сокращение налоговых неплатежей предприятий в региональной экономике. Автореферат дисс. работы. Ростов на — Дону — 2000 г.
  45. Информационные системы в экономике. // М. Финансы и статистика 1996 г.
  46. Г. Б., Макаров В. Л. Бартер в российской экономике // М. И ЭМИ РАН-1996 г.
  47. Н. Долговая экономика: монетарный, воспроизводственный, властный аспекты. // Вопросы экономики 1997 г. № 5
  48. Г. Д. Инновационные коммуникации. // М. Юнити 2000 г.
  49. Г. Д. Инновационный менеджмент. Под ред. проф. Швандера В. А. // М. Юнити 1999 г.
  50. A.M., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы М. ИНФРА М. 2000 г.
  51. Комментарий к федеральному закону об акционерных обществах. // М. -1996г.54."Коммерсант" № 38, сентябрь 1999 г.
  52. Концепция реформирования предприятий. // Вопросы экономики 1997 г. № 9
  53. Р. Фирма, рынок, право М. — 1993 г.
  54. Д. Промышленная политика развитых стран // Вопросы экономики № 9−1996 г.
  55. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики // М. Экономика 1998 г.
  56. Л. Экономико-математический словарь. М. 1996 г.
  57. В.Л. Правила игры и трансакционные цены // Экономика и математические методы. № 1 2000 г.
  58. Менеджмент. Под ред. проф. М. М. Максимцова и проф. А. В. Игнатьевой.//М. Юнити 1998 г.
  59. М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. Дело -1992г.
  60. . Крупные корпорации основа подъема и ускоренного развития экономики // Вопросы экономики — 1998 г. № 9
  61. Основные тенденции развития Российской экономики. Деньги и кредит -1996г. № 10.
  62. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы.
  63. Экономика и математические методы 1999 № 2.
  64. Н. Неплатежи и меры их ликвидации. // Деловой мир 1997 г.№ 6
  65. Платежный кризис и пути его преодоления (разработка научной группы оперативной комиссии и расчетов). // Российский экономический журнал -1996 г. № 12
  66. А.П. Государственные финансы в царской России в эпоху империализма // М. Финансы 1998 г.
  67. Проблема неплатежей и кредитно-денежная политика.// Деньги и кредит -1995 г. № 7.
  68. Разрушенние системы неплатежей в России: создание условий устойчивого экономического роста.// Вопросы экономики 2000 г. — № 3
  69. А.Н. и др. Маркетинг // М. Банки и биржи Юнити 1995 г.
  70. Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон. // Российский экономический журнал 1996 г. № 11.
  71. Смешанное общество: основы, сущность, проблемы. // М. Наука — 1993 г.
  72. И.О. Маркетинг в банке. Акционерное общество «Тарнекс» 1993 г.
  73. Стратегия и тактика выживания. Международный институт рыночных исследований. // Юридическая фирма. СП СММИ. М. 1993 г.
  74. Стратегия развития газовой промышленности России. Под общей ред. Вяхирева Р. И. // М. Энергоатомиздат 1997 г.
  75. Стратегия российских предприятий в современной экономике. Ярославль -1999 г.
  76. США: Экономика, дефициты, задолженность. // М. Наука 1991 г. Структура и направление помощи малому предпринимательству. Государство и малый бизнес. // М. РАН ИНИОН — 1994 г.
  77. Теория и практика антикризисного управления. Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина // М. Закон и право Юнити 1996 г.
  78. .П. Общественная ориентация предприятия. Проблемы теории и практики управления 1993 г. № 6.
  79. А.Е. Предприятие в кризисе неплатежей. // Финансы 1996 г. № 2.
  80. Е.П. Массовая оценка стоимости полезных ископаемых для целей рентного налогообложения. Экономика, предпринимательство, окружающая среда № 1−2 1999 г.
  81. В.Н. От финансового кризиса к экономическому росту. Экономика, предпринимательство, окружающая среда № 1−2- 1999 г.
  82. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М. ИНФРА-М 1997 г.
  83. В.В. Программа капитального строительства Газпрома. // Газовая промышленность 1996 г. № 7/8
  84. Н. Новый этап российских реформ: пределы и возможности. // Вопросы экономики 1998 г. № 1
  85. Экономика предприятия. Под ред. В. Я. Горфинкеля и В. А. Швандара. 3-е издание // М. Юнити 2000 г.
  86. Экономика и статистика фирм. Под ред. доктора экон. наук, проф. С. Д. Ильенковой // М. Финансы и статистика 1996 г.
  87. Экономический альманах. // М. МГУ ТЕИС 1998 г.
  88. Экономическое управление поведением предприятия. Под ред. доктора экон. наук, проф. В. П. Панагушина М. 1996 г.
Заполнить форму текущей работой