Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этика парламентской деятельности: сравнительный анализ институциональных основ и практик этического регулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие парламентаризма в России носило весьма сложный и У прерывистый характер, поскольку происходило в условиях государственной нестабильности и сопровождалось революционными событиями и потрясениями. Формирование основ парламентаризма в России, по сути, происходит заново, соответственно, такое явление, как парламентская этика только начинает зарождаться. Непродолжительный опыт… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ И
  • ВЕЛИКОБРИТАНИИ
  • ГЛАВА II. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПАЛАТЫ ОБЩИН ПАРЛАМЕНТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ)
  • ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМ И ПРАКТИК ЭТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И
  • ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Этика парламентской деятельности: сравнительный анализ институциональных основ и практик этического регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная Россия постепенно движется по трудному пути демократических преобразований. Одним из важнейших факторов и индикаторов демократизации общества является развитая система демократических политических институтов, в том числе института парламентаризма. Принципы, на которых основывается деятельность парламента, а именно, народовластие, разделение властей и верховенство закона составляют основу демократии.

В российском обществе происходит сложный процесс легитимации института парламентаризма и формирования определенных требований, в частности, требований этического порядка, к парламентариям. Эти требования являются (в ряду других факторов) отражением общей тенденции повышения роли этических стандартов демократии.

Характеризуя процесс современного демократического развития, ряд ученых определяют его как «этос демократии». В этой связи резко возрос интерес специалистов-политологов (в том числе отечественных) к вопросам политической этики, а выявление особенностей формирования системы этико-правового регулирования парламентской деятельности стало одной из актуальных проблем политической науки и политической практики.

Важность анализа данной проблемы диктуется, в первую очередь, необходимостью выработки правил парламентской этики, которыми должны сопровождаться различные направления депутатской деятельности: законотворческий процесс, общение с избирателями, коллегами, государственными органами, должностными лицами, СМИ и т. д. Многосторонний характер депутатской деятельности неизбежно порождает многовариантность и порой противоречивость политического поведения российских парламентариев. Одним из способов повышения эффективности и совершенствования организации парламентской деятельности является наличие системы этических правил, норм, регламентов действий, образующих основу парламентской этики. Решение данных практических задач требует серьезного научного обоснования, в частности, в плане сравнения подходов и практик этического регулирования парламентской деятельности различных стран.

В диссертации эти проблемы анализируются на примере России и Великобритании. Актуальность сравнительного анализа этики парламентской деятельности в России и Великобритании обусловлена тем, что парламент Великобритании, как ни один другой в мире, имеет устойчивые, веками складывающиеся традиции и нормы этического регулирования парламентской деятельности. Россия еще только приступает к решению этой проблемы. В 2000 году была образована Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по этике. Согласно соответствующему положению были утверждены порядок и принципы образования Комиссии, ее полномочия и основные направления деятельности. Основной задачей, которую ставит перед собой комиссия, является разработка Кодекса парламентской этики.

Анализ проблемы этики парламентской деятельности предполагает рассмотрение целого ряда значимых вопросов и проблем, таких как роль и место парламента в системе разделения властей, особенности осуществления парламентской деятельности в России и Великобритании, общие проблемы политической этики и этико-правового обеспечения парламентской деятельности в сравнительной перспективе.

Степень научной разработанности проблемы. В целом проблема этики парламентской деятельности пока не получила должного освещения в научной литературе, однако, существует ряд глубоких исследований по отдельным направлениям данной темы. Авторитетные российские исследователи этической проблематики Р. Г. Апресян, В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов рассматривают парламентскую этику как многосложное явление, требующее применение философского, правового, политологического подхода. Р. Г. Апресян рассматривает парламентскую этику как «синтетический нормативно-ценностный феномен», который формируют такие составляющие, как профессиональная этика, корпоративная этика и этика предметно-определенной деятельности1. В. И. Бакштановский и Ю. В. Согомонов в работе «Этика политического успеха» обращают внимание на сложность моральных феноменов, которые скрываются за этическими нормами депутата. Ученые затрагивают две важнейшие проблемы парламентской этики, которые заключаются в ситуациях морального выбора, постоянно возникающих в ходе парламентской деятельности, и парадоксе моральных оценок2.

В Великобритании исследованием парламентской этики занимается ряд авторитетных ученых: У. Гай, М. Раш, П. Леопольд, М. Манкузо, А. Дойг, П. Ричарде, Д. Глейзнер. Данных специалистов объединяет правовой подход к рассмотрению парламентской этики, который заключается в раскрытии правовых основ регулирования парламентской деятельности, рассмотрении основных составляющих этического кодекса, отдельных прецедентов, связанных с нарушением норм парламентской этики3. Такой подход во многом объясняется.

1 Апресян Р. Г. Особенности парламентской этики и возможные пути ее формирования //Парламентская этика в России. Сборник материалов Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по этике. М., 2002.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю. В. Этика политического успеха. М., 1995; Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Опыт словаря прикладной этики для депутата// Парламентская этика в России. Сборник материалов Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по этике. М., 2002. многовековым функционированием в британском парламенте системы саморегулирования парламентской деятельности, которая основывается на внутренних нормах парламентского права.

Для целей данного диссертационного исследования особую важность представляют научные труды, посвященные парламентаризму, разделению властей, принципам и нормам парламентской деятельности, а также политической власти и властной деятельности.

С целью определения роли и места современных парламентов России и Великобритании в системе разделения властей диссертант обращается к концепциям разделения властей в истории политической мысли. В диссертации были рассмотрены взгляды основателей и выразителей доктрины разделения властей Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Г. Гегеля, И. Канта1, а также взгляды российских мыслителей на проблему разделения властей: П. И. Пестеля, М. М. Щербатова, Н.М. Муравьева2.

Тема парламентаризма и разделения властей нашла свое отражение в творчестве отечественных и зарубежных политологов, правоведов и историков XX—XXI вв.: JI. М. Энтина, Р. М. Романова, Р. Я. Евзерова, И. В. Гранкина, М. В. Баглая, О. Н. Кулакова, З. М. Зотовой, Н. А. Съедина, М. Н. Марченко, Н. В. Онишко, Б. С. Крылова, П. Силка, Р. Вотерса, А. Гэмбла, А. Адониса, П. Нортона и др.3. Поскольку парламентская.

3 Gay Oonah, Leopold Patricia. Conduct Unbecoming. The Regulation of Parliamentary Behaviour, London.2004; Oonah Gay. The Regulation of Parliamentary Standards — A Comparative Perspective. Research Paper. London. 2002; M. Mancuso. The ethical world of British MPs, McGill-Queens University Press, 1995; Doig A. Corruption and Misconduct in Contemporary British Politics. Harmondsworth, 1984; Richards P. G. Parliament and Conscience. London. 1970; Глейзнер Д. Этика публичной политики. М., 2001.

1 Локк Д. Избранные философские произведения в двух томах. Т. 2. М., 1960; Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955; Гегель Г. Философия права. М, 1995; Кант И. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 7. М., 1994.

2 Щербатов М.,.М., Политические сочинения. Т.1. Спб., 1896- Избранные социальнополитические и философские произведения декабристов. Т. 2. М., 1951. деятельность представляет собой вид властной деятельности, важное место в данном исследовании отведено анализу проблем политической власти и властной деятельности. Данные проблемы получили широкое отражение в трудах современных исследователей А. И. Соловьева, В. Г. Ледяева, В. Ф. Халипова, Н. Лумана, А.А. Панарина1.

Важную роль в понимании такого явления, как парламентская этика играет взаимоотношение политики и морали. В XX возникла научная дисциплина под названием политическая этика. Сам термин «политическая этика» был введен на Западе с целью проведения различий между личной этикой и этикой в рамках государственной и политической деятельности. Проблема политической этики весьма активно разрабатывалась и анализировалась как западными, так и отечественными исследователями. В данной связи необходимо отметить, прежде всего, следующих авторитетных ученых: А. А. Панарин, Б.Г.

3 Энтин JI.M. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995; Евзеров Р. Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России//Общественные науки и современность. 1999,№ 1- Гранкин И. В. Парламент России. М., 2000; Романов P.M. Понятие и сущность парламентаризма// Социально-политический журнал.(Социально-гуманитарные знания). 1998, № 4- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997; Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 1998; Булаков О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. Спб., 2003; Зотова З. М. Партии и общественные организации в политической жизни и управлении обществом. М., 1993;Съедин Н. А. Особенности становления и развития парламентаризма в России и на Украине. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2002; Марченко М., Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в современной России// Вестник Московского университета. Cep.ll. Право.2001, № 6- Онишко Н. В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт//Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. 2000, № 2- Field John. The Story of Parliament.London. 2002; Silk, P. And Walters, R. How Parliament works. London 1998; Adonis A. Parliament Today. London.1993; Norton P. Does Parliament matter? London 1993; Gamble A. Developments in British Politics 7. London. 2003.

1 Соловьев А. И. Политическая власть в обозрении российских ученых// Вестник Московского университета. Сер.12, Политические науки. 2000. № 2-Соловьев А. И. Внутренние дилеммы демократии — источник парадоксальности российской власти. //Власть. 2001,№ 2- Ледяев В. Г. Власть. Концептуальный анализ. — М., 2001; Халипов В. Ф. Власть. Основы кратологии. М., 1995; Луман Н. Власть. М., 2001; Панарин А. А. Политология. М., 2000.

Капустин, О.В. Гаман-Голутвина, П. П. Степнов, К. Н. Костюк, Б. Сутор, И. Шапиро1.

Цель исследования состоит в сравнительном анализе норм и практик этического регулирования парламентской деятельности в зависимости от институциональных основ, определяющих характер и специфику этой деятельности, роль парламента в жизни страны (на примере России и Великобритании).

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

• Проанализировать место и роль парламентской власти в системе разделения властей.

• Рассмотреть специфику и виды парламентской деятельности в России и Великобритании.

• Проанализировать нормы и правила парламентской этики двух стран и их соотношение с различными видами парламентской деятельности.

• Изучить зарубежный опыт этического регулирования парламентской деятельности, сопоставить его с российским.

Объектом исследования выступает парламентская деятельность в России и Великобритании.

Предметом исследования является этический компонент парламентской деятельности.

Основная гипотеза исследования. Эффективность, характер норм и правил этического регулирования парламентской деятельности, как особого вида властной деятельности со своими целями и задачами,.

1 Панарин А. А. Политология. М., 2000; Капустин Б. Г. Моральный выбор в политике. М., 2004; Гаман-Голутвина О. В. Соотношение морали и политики: российская версия// Свободная мысль. 2005, № 4- Степнов П. П. Общество. Политика. Мораль. Вопросы теории и практики. М., 1995; Костюк К. Н. Политическая мораль и политическая этика в России//Вопросы философии.2000, № 2- Сутор Б. Политическая и экономическая этика. М., 2001; Шапиро И. Моральные основания политики. М., 2004. зависит от характера и специфики самой властной деятельности. Различие этики парламентской деятельности в России и Великобритании, в первую очередь, и определяется различием роли парламентов в жизни страны, их функций и полномочий.

Теоретическая основа исследования. В своем исследовании диссертант опирался на фундаментальные классические труды основателей и выразителей концепции разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант), концептуальные научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам становления и развития парламентаризма в России и Великобритании, определения роли парламента в различных системах органов государственной власти. Значительную часть исследования составили классические и современные разработки политической этики, в частности, взгляды на проблемы соотношения морали в политике и политического режима, индивидуальной и общественной морали, моральных и правовых основ в политике.

Методологическая основа исследования. В качестве научной парадигмы взят комплексный подход к изучению этики парламентской деятельности. Диссертант опирается на концептуальные подходы ряда российских ученых, которые рассматривают парламентскую этику в качестве многосложного (политического, этического, нормативно-ценностного) феномена. В диссертационном исследовании также применяется подход, анализирующий парламентскую этику как «этику предметно-определенной деятельности». 1.

Методы исследования. В процессе работы были использованы различные методы, включая сравнительный анализ, метод экспертных.

1 Апресян Р. Г. Особенности парламентской этики и возможные пути ее формирования //Парламентская этика в России. Сборник материалов Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по этике. М., 2002. оценок, историко-ретроспективный анализ, социологические методы, методы институционального анализа. Активно использовался комплексный подход к изучению заявленной проблемы. Эмпирической базой исследования явились:

• Международные и российские федеральные правовые акты.

• Стенографические отчеты заседаний Государственной Думы и палаты общин Парламента Великобритании.

• Соответствующие доклады председателей и представителей этических комитетов России и Великобритании, а также экспертов по проблемам парламентской этики.

• Материалы британских и всероссийских социологических опросов по проблемам доверия парламенту.

• Результаты экспертного опроса британских парламентариев и экспертов по проблемам парламентской этики.

Основные результаты исследования, полученные лично диссертантом, их научная новизна:

Данное диссертационное исследование является одной из первых попыток сравнительного политологического анализа норм и практик этико-правового регулирования парламентской деятельности.

I. Диссертантом уточнена изменяющаяся роль парламента в современной системе разделения властей. В Великобритании и России в последнее время усиливается влияние исполнительной власти на определение общего политического курса государства. Выявлено, что в Великобритании, где парламент на протяжении всего XIX века отличался независимостью от исполнительной власти, в настоящее время основная инициатива в решении государственных вопросов исходит именно от исполнительной власти. Данная ситуация во многом объясняется тем, что большое количество мест в парламенте занимают представители министерской команды, вынужденные голосовать в соответствии с интересами исполнительной власти. В то же время, британский парламент остается одним из самых важных институтов демократии, в целом, сохраняя свои высокие позиции в системе разделения властей. В России в условиях президентско-парламентской формы правления правительство в малой степени подотчетно Государственной Думе, а исполнительная власть обладает существенными возможностями воздействия на законодательную власть и законодательный процесс.

II. Обосновано положение о неразрывной связи парламентской этики с уровнем развития демократических начал, ролью парламента в жизни общества. Доказано, что высокий уровень развитости этических норм и правил, регулирующих парламентскую деятельность, их действенность и эффективность в Великобритании определяется большой ролью парламента в жизни британского общества, его высоким положением в системе разделения властей среди других институтов демократии. В России же парламент обладает значительно меньшими властными прерогативами и недостаточной степенью легитимации в глазах обществапарламентарии недостаточно решительно отстаивают общественные интересы и недостаточно осознают всю полноту своей ответственности перед обществом. Российское общество только начинает приходить к осознанию всей важности роли парламента как одного из важнейших демократических институтов, этот процесс сопровождается формированием у общества определенных этических требований к народным представителям. Формирование в России этики парламентской деятельности играет важную роль в построении конструктивного диалога между властью и обществом, а соответственно, и в современном процессе демократизации российского общества.

III. На основе сравнительного анализа теоретических и эмпирических материалов выявлены особенности формирования системы этико-правового регулирования в России и Великобритании. Система этико-правового регулирования парламентской деятельности в Великобритании формируется на основе конкретных прецедентов, практик, выявляющих необходимость внедрения новых и совершенствования устоявшихся элементов системы. В России формирование этико-правового регулирования парламентской деятельности, по сути, происходит в условиях отсутствия согласованного восприятия обществом и парламентариями критериев этичности и неэтичности. Возникновение прецедентов выявляет неопределенность и отсутствие системности в выборе средств этического регулирования, мер воздействия. На данный момент для России одной из наиболее актуальных задач является правовое закрепление этических норм парламентской деятельности в форме этического кодекса. В процессе сравнительного анализа установлено, что в ходе формирования этико-правового регулирования парламентской деятельности для Великобритании характерен подход от частного к общему, для России, наоборот, от общего к частному.

IV. В ходе анализа институциональной организации этико-правового регулирования в Великобритании была выявлена достаточно высокая степень ее эффективности. В Великобритании функционируют два этических комитета: парламентский (Комитет по стандартам и привилегиям в Палате общин) и независимый комитет (Комитет по стандартам в публичной сфере), которые эффективно взаимодействуют и обеспечивают двойной контроль за соблюдением этических стандартов в ходе реализации парламентской деятельности. Обосновано положение, согласно которому формирование независимого органа, занимающегося проблемами этико-правового регулирования парламентской деятельности в России, могло бы повлиять на ускорение восприятия обществом института парламентаризма и формирование общих моральных ориентиров в сфере парламентской деятельности как для самих парламентариев, так и для общества.

V. Диссертант проанализировал особенности общего подхода к формированию этико-правовых стандартов в России и Великобритании.

Выявлены причины редкого употребления термина «этика» в отношении регулирования парламентской деятельности в Великобритании. Термин «этика» не фигурирует в названии соответствующих комитетов (Комитет по стандартам в публичной сфере, Комитет по стандартам и привилегиям в Палате общин), ни в кодексе (Кодекс поведения для членов Парламента). В данном случае употребляются термины «стандарты», «привилегии» и «поведение». На основе проведенного анализа установлено, что данные особенности словоупотребления отражают преобладание рациональных основ в регулировании парламентской деятельности. Этические основы парламентской деятельности являются своего рода негласными для британских парламентариев.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Диссертация расширяет научные представления о роли парламента в жизни современного общества, сущности и формах парламентской деятельности, этике парламентской деятельности и ее взаимосвязи с институциональными основами, определяющими функции и задачи парламента, его место в системе разделения властей.

Практическая значимость диссертационного исследования. Анализ практик этического регулирования парламентской деятельности в России и Великобритании, их действенности и эффективности может быть полезным при разработке этических стандартов поведения парламентариев, укреплению их связи с избирателями, способствовать обеспечению доверительного диалога между законодательной властью и обществом.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы и заседании кафедры политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Основные положения исследования излагались диссертантом в ходе ежегодных междисциплинарных аспирантских конференций:

Реформы в России: проблемы и перспективы" (Москва, РАГС, ноябрь 2003 года) — «Россия: тенденции и перспективы развития» (Москва, РАГС декабрь 2004 года).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Эффективность функционирования института парламентаризма определяется многими факторами, одним из важнейших среди которых является развитая система этико-правового регулирования парламентской деятельности. Формирование свода правил и норм этического порядка способствует повышению эффективности парламентской деятельности и, как следствие, укреплению позиций парламента в системе органов государственной власти и в глазах общества.

2. Этика парламентской деятельности является составной частью политической этики. Парламентарии являются публичными политиками и их деятельность в стенах парламента (участие в дебатах, публичные выступления и т. д.), а в большей части и вне стен парламента (встречи с избирателями, представителями исполнительной власти и т. п.) носит политический характер. Для политической науки особый интерес представляет анализ парламентской этики через призму предметно-определенной деятельности парламентариев, которая, в свою очередь, определяется местом и ролью парламента в жизни общества и системе разделения властей.

3. В Великобритании парламенту принадлежит ведущая роль в системе органов государственной власти, которая определяется, прежде всего, существенными контрольными полномочиями над исполнительной властью и высокой легитимацией парламента в глазах общества. Несмотря на наблюдающиеся тенденции к усилению роли исполнительной власти, государственная политика в Великобритании воспринимается обществом скорее через призму парламентских решений. В России одной из наиболее сложных проблем является недостаточная легитимация парламента в глазах общества. Данная проблема обусловливается, прежде всего, отсутствием должной эффективности в реализации парламентариями законодательной и представительной функций. Помимо этого, в России проявляются тенденции к доминирующей роли исполнительной власти, которые затрудняют процесс самоопределения российского парламента.

4. Парламентская деятельность представляет собой процесс непрерывного взаимодействия и общения парламентариев с коллегами, членами аппарата, должностными лицами, членами правительства, избирателями, представителями иностранных делегаций. Данный процесс несет в себе этическую составляющую. Неизбежно возникающие в ходе парламентской деятельности конфликтные ситуации, могут препятствовать эффективной реализации парламентских функций. Наиболее эффективным способом урегулирования конфликтных ситуаций является этико-правовое сопровождение парламентской деятельности, получающее наиболее широкое выражение в этических кодексах. В Великобритании этический аспект регулирования различных форм парламентской деятельности выражается как в Кодексе поведения членов Парламента, так и в статьях регламента. В России осуществление этико-правового регулирования парламентской деятельности затруднено отсутствием функционирующего этического кодекса, его формирование могло бы послужить определению основ парламентской этики, как для самих парламентариев, так и для общества.

5. Формирование этики парламентской деятельности представляет собой двусторонний процесс, требующий осознания, как самими парламентариями, так и обществом важности определения и соблюдения этических стандартов в сфере парламентской деятельности. Многовековой опыт функционирования института парламентаризма в Великобритании обусловливает наличие устоявшихся механизмов этико-правового регулирования парламентской деятельности. Данные механизмы периодически подвергаются пересмотру, внедрение новых элементов происходит постепенно. Для России в условиях становления парламентаризма и многопартийной системы в процессе формирования основ этико-правового регулирования парламентской деятельности немаловажное значение имеет опыт Великобритании. Особую актуальность для России представляет опыт этико-правового регулирование таких форм парламентской деятельности, как парламентские дебаты и публичные выступления парламентариев, составляющих основу законотворческого процесса и получивших детальную регламентацию в британском парламенте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении были сформулированы основные выводы:

В российском обществе протекают сложные демократические и этические процессы, именно поэтому понятие парламентской этики не является до конца раскрытым и воспринятым обществом. Разработка данной проблемы требует учета особенностей российской политической культуры, социальных реалий, особенностей реализации парламентской деятельности.

Исторические особенности становления и функционирования парламентов России и Великобритании во многом определяют специфику системы этико-правового регулирования парламентской деятельности. Для британской политической культуры в целом характерно постепенное включение новых элементов, данная особенность проявлялась и в процессе формирования системы этико-правового регулирования парламентской деятельности. Одной из основных исторических особенностей британского парламента является формировавшаяся веками система саморегулирования парламентской деятельности. В последнее время все чаще поднимается вопрос о внедрении независимых элементов этико-правового регулирования в британском парламенте с целью повышения транспарентности парламентской деятельности.

Развитие парламентаризма в России носило весьма сложный и У прерывистый характер, поскольку происходило в условиях государственной нестабильности и сопровождалось революционными событиями и потрясениями. Формирование основ парламентаризма в России, по сути, происходит заново, соответственно, такое явление, как парламентская этика только начинает зарождаться. Непродолжительный опыт функционирования института парламентаризма проявляется в недостаточном профессионализме некоторых российских парламентариевотсутствии на данный момент высоких этических стандартов в поведении парламентариевпорой, в слабой организации некоторых аспектов парламентской деятельности. В данной связи богатый опыт функционирования этико-правового регулирования парламентской деятельности в Великобритании во многих аспектах может оказаться приемлемым для российского парламента. Прежде всего, это касается культуры парламентских дебатов, взаимоотношений с коллегами и избирателями, ситуаций конфликта интересов и морального выбора. Однако всякое заимствование должно происходить продуманно, с учетом особенностей российской общественной и политической действительности.

Главное отличие британских парламентариев от российских состоит в том, что первые осознают себя частью некоего саморегулирующегося сообщества, каковым является парламент. Быть членом британского парламента является огромной честью и ответственностью, что, в свою очередь, четко осознают британские парламентарии. Нарушение норм парламентской этики в британском парламенте может серьезно подорвать репутацию парламентария, а в некоторых случаях и привести к его исключению. В России же нарушения этических норм не имеет подобных последствий. Именно поэтому для России особенно актуальным является взаимодействие этических и правовых норм регулирования парламентской деятельности. И все же основная проблема заключается в недостаточном осознании ') самими парламентариями всей доли ответственности перед обществом.

Безусловно, данная проблема не может решиться в одночасье, ее разрешению могло бы способствовать обучение парламентариев культуре парламентских дебатов, основам парламентского этикета, формирование определенных моральных ориентиров в парламентской деятельности, и, безусловно, формирование кодекса парламентской этики, который на данный момент находится в стадии разработки.

Крайне важным является то, чтобы этический кодекс был доступным, лаконичным, и в то же время содержательным.

По мнению автора, формирование парламентской этики может во многом способствовать процессу демократизации российского общества, налаживанию взаимоотношений между парламентом и обществом, совершенствованию организации парламентской деятельности, повышению профессионализма российских парламентариев, общего уровня культуры народных избранников, ответственности перед обществом.

В качестве рекомендаций предлагается внедрить курсы парламентской этики и парламентского этикета в российском парламенте. Помимо этого, особую важность представляет формирование учебного курса по вопросам политической и парламентской этики, раскрывающих теоретические и практические основы этического регулирования деятельности политиков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии, сборники, статьи в периодических изданиях.
  2. Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии/ТПолитические исследования. 1992,№ 4.
  3. Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. М., Мысль 1997.
  4. Р. Г. Мораль.// Философские науки 1998,№ 3−4.
  5. Р.Г. Добро и польза//Этическая мысль 1991. М., 1992 .
  6. Р.Г. Особенности парламентской этики и возможные пути ее формирования//Парламентская этика в России. Сборник материалов Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по этике. М., 2002.
  7. Р.Г. Парламентская этика: современная диспозиция// www.adenauer.ru.
  8. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. М., 1983.
  9. .Г. О связи морали и политики// Ежегодник РАПН. М., 2004.
  10. В. И., Согомонов Ю. В. Этика политического успеха. Тюмень-Москва., 1997.
  11. Ю.Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Опыт словаря прикладной этики для депутата.// Парламентская этика в России. Сборник материалов Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по этике. М., 2002.
  12. М.Н. Монтескье. М., 1965.
  13. И. Тактика законодательных собраний. Спб., 1907.
  14. О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. Спб., 2003.
  15. Власть. Политика. Технологии. /Под. общ. ред. Матвеенко Ю. И., Мизулина М.Ю.-М., 2002.
  16. Г. Общественно-политические взгляды декабристов. М., 1954.
  17. Гаман-Голутвина О. В. Соотношение морали и политики: российская версия// Свободная мысль. 2005, № 4.
  18. Гаман-Голутвина О. В. Ценностные ориентации политической элиты и населения// Актуальные проблемы политики и политологии в России. М., 2000.
  19. В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998.
  20. И.В. Парламент России. Изд. 2-е, дополненной. М., 2001.
  21. А.А. Этика. // Вопросы философии.1999, № 8.
  22. Р. Демократия и ее критики. М., 2003.
  23. Демократия парламентская, президентская, советская: сравнительный анализ. М., 1993.
  24. А. А. Депутатская этика. М., 1994.
  25. Ю. В. Эволюция научных взглядов на проблемы реализации социальной справедливости//Социология власти. 2004,№ 2.
  26. Депутат парламента в зарубежных государствах./Отв. ред. Д. А. Ковачев. М., 1995.
  27. Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России/Юбщественные науки и современность. 1999, № 127.3аиченко Г. И. Джон Локк. Второе доработанное издание. М., 1988.28.3отова З. М. Власть и общество: проблемы взаимодействия. М., 2001.
  28. З.М. Партии и общественные организации в политической жизни и управлении обществом. М., 1993.
  29. И. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 7.
  30. .Г. Мораль в политике. Хрестоматия. М., 2004.
  31. .Г. Моральный выбор в политике. М., 2004.
  32. .Г. О связи морали и политики// Ежегодник РАПН. М., 2004.
  33. B.C. Государственная служба и СМИ (Курс лекций). Воронеж., 2003.
  34. B.C. Государство Государственная служба -гражданское общество: общие контуры взаимоотношений и взаимодействия. Подходы к проблеме// Государственная служба России: диалог с обществом. / Под. ред. В. С. Комаровского. М., 1998.
  35. Конституционный строй России. Вып. 2. Вопросы парламентского права. М., 1995.
  36. А. С., Нефедова Т. И. Психологические особенности парламентской деятельности на примере Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. М., 2002.
  37. К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России// Вопросы философии 2000, № 2.
  38. Культура парламентской речи. М., 1994.
  39. В.Г. Власть. Концептуальный анализ. М., 2001.
  40. А. Демократия в многосоставных обществах.М., 1997.
  41. Д. Избранные философские произведения в двух томах. М., 1960. Т. 2.43.Лысенко. В.Н.
  42. Н. Избранные сочинения. Калининград. 2000.
  43. М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в современной России// Вестник Московского университета. Cep.ll. Право. 2001, № 6.
  44. Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М., 1993.
  45. Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  46. Е.В. Социология английской политической культуры Великобритании// Социс. 1992, № 4.52.0хотский Е. Нравственность и власть //Власть. 1998, № 5.
  47. А.С. Политология. М., 2000.
  48. Парламентаризм в России: опыт и перспективы 1994 года./ Фонд развития парламентаризма в России. М., 1994.
  49. Парламентская демократия и Федерализм в России и Германии. Москва Мюнхен- Вюрцбург. 1999.
  50. Парламенты мира. Сб.-М., 1991.
  51. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.З. М., 1994 .
  52. Политическая и экономическая этика. /Пер с нем. К. Н. Костюка. М., 2001.
  53. Политическая теория и практика: тенденции и проблемы. Вып. 3./Отв. ред. Овчинников B.C. М., 1995.
  54. Политолог: взгляды на современность: Сб. Вып.4. М., 1995.
  55. Ролле Джон. Теория справедливости. Новосибирск., 1995.
  56. P.M. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление// Полис. Политические исследования. 1998, № 5.
  57. P.M. Парламентаризм: методологические аспекты социально-политического исследования. М., 1999
  58. P.M. Понятие и сущность парламентаризма// Социально-политический журнал. (Социально гуманитарные знания). М., 1998,№ 4.
  59. .Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
  60. А.Ф. От земских соборов к Учредительному собранию// Журнал российского права. № 1.2000.
  61. А.И. Политическая власть в обозрении российских ученых// Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. 2000, № 2.
  62. А.И. Внутренние дилеммы демократии источник парадоксальности российской власти//Власть. 2001,№ 2.
  63. П. П. Общество. Политика. Мораль. Вопросы теории и практики. М., 1995.
  64. П. П. Перспективы развития морали в обществе (конец XX-начало XXI веков). М., 1995.
  65. Ю.Г. Концепция разделения властей: история и современность// Вестник московского университета. Серия политические науки.2000,.№ 2.
  66. В.Н. Избранные произведения. JI. 1979.
  67. И.Г. Парламентский контроль в Великобритании// Журнал Российского Права.№ 9 2000.
  68. Томас Гоббс. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1991.
  69. Университета. Серия 12 Политические науки № 4, 1998.
  70. В.Ф. Власть. Основы кратологии. М., 1995.
  71. В.Ф. Кратология наука о власти: Концепция. М., 2002.
  72. Ценностные основания государственной власти и управления России на рубеже веков. Выпуск 2. Ростов-на-Дону. 2000.
  73. Шапиро Иэн. Моральные основания политики. М., 2004.
  74. JI.M. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
  75. Этика публичной политики. М., 2001.
  76. И.С. Разделени властей./ Осуществление политической и правовой реформы в Российской Федерации. М., 1997.
  77. Учебные пособия, справочные издания.
  78. М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998
  79. М.В. Конституционное право зарубежных стран. М., 1998.
  80. О.Н. Парламентское право Российской Федерации. М., 2004.
  81. К.С. Введение в политическую науку. М., 2000.
  82. Конституционное право зарубежных стран в 4-х томах. Под ред. Б. А. Страшуна. М., 1993.
  83. А.П. Парламентское право России. М., 2002.
  84. А.А. Конституционное право зарубежных страш-М., 1996.
  85. Парламентское право России /Автономов А.С., Любимов А. П. и др. М., 1999.
  86. Парламентское право России. По ред. Степанова И. М., Хабриевой Т.Я.М., 1999.
  87. Политика и власть в Западной Европе XX века. М., 2000.
  88. Политическая энциклопедия в двух томах. Издательство «Мысль». М., 2000.
  89. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  90. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума: Справочник. М., 1996.
  91. Annual Report of the Committee on Standards in Public Life. November 2002-December 2003.
  92. Committee on Standards and Privileges. Annual Report 2002−03.
  93. Conduct Unbecoming. The Regulation of Parliamentary Behaviour. London., 2004.
  94. Daniels Norman. Justice and Justification: reflective equilibrium in theory and practice. N-Y., 1996
  95. Developments in British Politics.7th edition. London., 2000.
  96. Doig A. Corruption and Misconduct in Contemporary British Politics. Harmonds worth, 1984.
  97. Field John. The Story of Parliament. London., 2002.
  98. Forman F.N., N.D.J. Baldwin. Mastering British Politics. London. 1999
  99. Gay Oonagh. Parliament and Constitutional Center. Экспертные комментарии.
  100. Gay Oonagh. Parliament and Constitutional Center. Экспертные комментарии.
  101. Government and Politics in Britain. 2-d edition. London., 2000.
  102. Kavanagh D. Political Culture in Great Britain, the decline of civic culture. London. 1993
  103. Mancuso M. The ethical world of British MPs. McGill-Queens University Press., 1995.
  104. Parliaments and Citizens in Western Europe., London 2002.
  105. Parliaments and Parties: The European Parliament in the Political Life of Europe. London., 1996
  106. Party, Parliament, Personality. London. 1995.
  107. Richards P. G. Parliament and Conscience. London. 1970.
  108. Rt Hon David Curry MP. House of Commons. Экспертные комментарии. 19. Servey of ublic attitudes towards conduct in public life. London., 2004. 20. Stevenson Nick. The transformation of the Media. Globalization, moralityand ethics. N-Y., 1999.
  109. Нормативно- правовые акты.
  110. Конституция Российской Федерации.
  111. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
  112. Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».
  113. Диссертации и авторефераты диссертаций.
  114. О.В. Тенденции и противоречия парламентаризма в процессе демократизации российского общества// Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 1995.
  115. С. 3. Совершенствование личностно-деловых качеств депутатов в ходе парламентской деятельности.// Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М. 2001.
  116. В.Ф. Политическая культура как фактор развития политического процесса, а современной России.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук.М., 2000.
Заполнить форму текущей работой