Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Феномен странничества в русской культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниковую базу исследования составляют: 1) работы, посвященные изучению странничества как пространственного перемещения в различных социальных сообществах (А. В. Шляков, А. В. Мозговой, И. В. Моклецова) — 2) работы, акцентирующие внимание на значимости оценки странничества исключительно как духовного феномена, отличного от любого рода путешествий. Эти ученые считают, что исследование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Феномен странничества в философско-культурной жизни России и особенности его трактовки Л. Н. Толстым
  • §-1.1.Феномен странничества и его смысловое выражение в русской культуре
    • 1. 2. Образы-концепты странников в произведениях Л. Н. Толстого
    • 1. 3. Религиозно-философские искания Л. Н. Толстого как путь духовного странничества
  • Глава 2. Проблема экзистенциального самосознания странника в творчестве Л. Н. Толстого
    • 2. 1. Уход как выражение экзистенциального самосознания странника
    • 2. 2. «Стратегия пути» странника как модель духовного развития человека
  • §-2.3.Влияние духовного странничества Л. Н. Толстого на самосознание современников

Феномен странничества в русской культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном мире благодаря кардинальным техническим и социальным переменам человек получил большую возможность для перемещения. Сегодня человек перемещается с различными целями, но одновременно с этим странствие продолжает оставаться способом преодоления духовной и культурной разобщенности человеческого бытия, его разорванности во времени и пространстве, формой поиска духовных ориентиров, смысла жизни. В современном обществе мы наблюдаем, как сильно интенсифицируются духовные поиски человека. Примером может служить стремление человека прикоснуться к истокам своей культуры, закрепленной в ее религиозной традиции, восстановить забытые формы самоидентичности — к каковым относятся паломничество и странничество.

Исследования, раскрывающие специфику феномена паломничества, возрождение которого сегодня происходит, ведутся достаточно активно. В то же время, часто исследователи не разводят понятия «паломничество» и «странничество», что приводит к их противоречивой оценке. Необходимо обозначить границы феномена странничества и показать насколько данное явление самобытно. В русском странничестве современный человек может увидеть основания собственного религиозного и духовного поиска, оценить уникальность русской духовной культуры.

Странничество передает самостоятельные оригинальные формы самоидентичности личности. Оно воспринималось русским сознанием как особое духовное состояние человека, дающее преемственность с подвигами первых христиан, подражающих Христу, который учил полностью предаться воле Божьей и «искать прежде Царства Божия и правды Его» [Мф., 19:34] и наставлениями святого апостола Павла: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» [Евр.13:2].

Странничество некогда заняло особую нишу в социально-культурной жизни общества и поддерживалось религиозной ментальностью.

В современном мире странничество как форма духовного поиска человека вновь актуализируется. Диалектика социально-экономической и культурной стабильности и нестабильности создает благоприятную почву для странничества. Для российского общества это актуально в связи с тем, что человек при переходе из советского в постсоветское общество, потеряв устои своей жизни, заново ищет ценностные ориентиры для жизни.

Странничество как социокультурное явление является объектом изучения практически всех наук о человеке и обществе. Понятие пути предстает в качестве универсального, так как передает сущность всего бытия — его непрерывное движение. Вместе с тем, концепт пути, приобретая с течением времени новые смыслы, может получать своеобразное преломление в сознании отдельного индивида. В плане исследования важно выявить именно эту специфику перемещения человека, увидеть в ней связь с его религиозными и духовными исканиями, культурными ценностями, постижением человеком смысла жизни.

В диссертационной работе на материале творчества Л. Н. Толстого (в большей степени это труды позднего периода) феномен странничества рассматривается сквозь призму духовных религиозных исканий человека. Исследуя феномен странничества в этом ключе, мы видим, что данное явление предстает как философская проблема влияния духовного процесса на жизнь человека, поиска им смысла жизни. В творчестве Л. Н. Толстого мы находим одну из многообразных форм существования философии, когда философские мысли реализуются через художественные образы и публицистические произведения. Эта форма философствования соответствует традиции русской философской мысли XIX века (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др.).

Философско-культурологический подход к анализу творчества Л. Н. Толстого позволяет на материале его произведений исследовать интенцию экзистенциального сознания человека, построить модель странничества как целостную концепцию пути человека к постижению смысла жизни. При этом выявляется обусловленность странничества социокультурными процессами, его историческая, религиозная, философская и культурологическая интерпретации.

Степень разработанности проблемы. Странничество, как интенция духовного поиска и элемент религиозной культуры имеет широкое системное и целостное осмысление. История постановки вопроса берет начало в патристике и богословии. Патристическая литература наряду с вероучением текстов Нового Завета, становится главным источником и проводником этих идей на русской почве.

Проблема трансцендентного знания и духовного странничества разрабатывается в трудах Григория Паламы, Антония Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина. Здесь же назовем «Душеполезные поучения» преподобного Дорофея, учения о душе и духовной сути человека Иоанна Дамаскина, святителя Василия Великиго, Иустина Философа.

С первой половины XIX века и вплоть до середины XX столетия к проблеме странничества в миру и странничества как пути к Богу обращаются святые отцы и богословы: Паисий Свято горец, святитель Феофан Затворник, архиепископ Иннокентий (Борисов), архиепископ Никон (Рождественский), преподобный Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Вырицкий, архиепископ Иоанн (Шаховской), архиепископ Василий (Родзянко).

С середины XX столетия к постановке вопроса о странничестве как проблеме религиозно-философского содержания обращаются И. Мейендорф, Г. Флоровский, И. М. Концевич, Г. П. Федотов.

Вопрос о странничестве как религиозно-духовной составляющей жизни человека в советской научной литературе не поднимался. Однако путем анализа древнерусских текстов, лубков, преданий такие исследователи как Д.Н. Овсянико-Куликовский, Ю. М. Лотман, И. Я. Фроянов, А. М. Панченко, Б. А. Романов интерпретировали важнейшие источники знания о странничестве. Труд священника Сергия Сидорова «О странниках русской земли» представляет собой уникальное исследование, где представлен целостный обзор русского странничества.

В последние десятилетия значительные результаты достигнуты в области исследования философско-религиозных оснований русской культуры (Б. В. Емельянов, Ю. В. Лебедев, Е. И. Анненкова, В. А. Воропаев, С. А. Гончаров, М. М. Дунаев, священник Геннадий (Беловодов). Однако тема странничества, которая привлекает внимание ученых практически всех областей гуманитарного знания (философов, культурологов, религиоведов, социологов, историков, филологов), применительно к творчеству JI. Н. Толстого так и не получила должной и глубокой разработки.

Исследование феномена странничества на материале творчества Л. Н. Толстого интересно, прежде всего, масштабностью его личности и наследия. У него мы находим объемное осмысление данного феномена. Во-первых, через многообразие образов странников в его художественных произведениях. Во-вторых, через личные искания Л. Н. Толстого, который прошел свой путь странника. Кроме того, творчество Л. Н. Толстого имело большой общественный резонанс, что позволяет проследить духовные искания его современников.

К оценке творчества Л. Н. Толстого в аспекте странничества обращались русские религиозные философы (В. В. Розанов, К. Н. Леонтьев, С. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Н. Трубецкой, Б. П. Вышеславцев) и художники слова (Н. С. Лесков, И. А. Бунин, А. П. Чехов). В их фокусе внимания были религиозные, антропологические, социально-философские построения Л. Н. Толстого.

Во второй половине XX столетия был проведен философский анализ текстов писателя, направленный на исследование мотивов духовного поиска смысла жизни героями его произведений, их «уход» в правдоискательство (В. Ф. Асмус, Д. Ю. Квитко, И. Б. Мардов, K.M. Ломунов, А. А. Гуссейнов, Б. М. Эйхенбаум, Н. С. Козлов, А. С. Полтавцев).

Оценка «движений души» героев Л. Н Толстого, начиная с Н. Г. Чернышевского, давалась в большей степени в аспекте социальности идей мыслителя, затем этот подход был развит В. И. Лениным в статье «Лев Толстой как зеркало русской революции».

Анализ поиска героями Л. Н. Толстого смысла жизни осуществлялся с позиций социологического подхода (Т. С. Георгиева, В. Н. Фролов, В. И. Рачин, И. В. Чуприна, П. П. Громов, П. В. Вилькошевский и др.), без учета опыта погружения писателя в православную церковную мысль.

Тема странничества уступала анализу философско-художественного наследия Л. Н. Толстого в аспекте праведничества (А. Б. Тарасов, А. Г. Городецкая, Е. В. Николаева), идей непротивления злу насилием (Б.В. Емельянов, Е. Д. Мелешко, И. А. Белая, Чэнь Бин), исканий героев писателя (Л. А. Мясникова, Е. Н. Куприянова, В. Б. Легонькова, Ким Чан Сам, Д. А. Абдулина), религиозной антропологии (Ли Со Ен, Г. А. Попов, М. Ю. Белянин). Современная исследовательская мысль прибегает к философскому и культурологическому анализу исканий героев Л. Н. Толстого, но зачастую проецирует их на уход самого писателя (И. Виноградов, Е. Д. Мелешко, В. В. Заманская).

Анализ темы странничества в творчестве Л. Н. Толстого обусловил необходимость обращения к проблемам духовности в философской антропологии (О. В. Коркунова), духовных истоков русской культуры (Д. С. Лихачев, Л. А. Шумихина, М. Г. Неклюдова), отношения к сокровенному в культуре (В. Г. Богомяков), осмысления понятий «вера», «дух», «душа», «смысл жизни» (Д. В. Пивоваров).

Феномен странничества исследуется в науке многогранно. Однако, оценка имеющейся литературы позволяет сделать заключение: тема странничества, несмотря на то, что в различных вариациях присутствовала в крупных работах как дореволюционного, так советского и постсоветского времени о раннем и позднем этапах творчества Л. Н. Толстого (Н. А. Бердяев, Н. Н. Страхов, Н. Н. Гусев, В. В. Розанов, И. Б. Мардов, Г. Я. Галаган, А. А. Гусейнов, Я. Лаврин, А. Б. Тарасов, Г. А. Попов) целостного и углубленного рассмотрения не получила. Данный факт обусловил необходимость исследовать феномен странничества на материале творчества Л. Н. Толстого как концепцию духовного поиска человеком смысла жизни, осознанного отношения человека к жизни через выбор поступков и ценностных ориентиров.

Объект исследования — феномен странничества в русской культуре. Предмет исследования — концепция странничества как интенция духовных поисков человека на материале философско-художественных произведений Л. Н. Толстого.

Цель работы — раскрыть смысловое содержание феномена странничества в философско-культурной жизни России сер. XIX — нач. XX вв. на примере философско-художественной концепции Л. Н. Толстого. Задачи:

1) рассмотреть сущность феномена странничества и его эволюцию в историко-философском аспекте развития культуры России. Проанализировать своеобразие трактовки странничества Л. Н. Толстым.

2) проследить путь духовного странника на основе философско-религиозных исканий Л. Н. Толстого;

3) обозначить образы-концепты странников Л. Н. Толстого с учетом их эволюции от раннего периода творчества к позднему периоду как пути духовного развития человека;

4) определить смысловое значение ухода героя-странника как интенцию его экзистенциального самосознания;

5) раскрыть стратегию пути странника, представленную в произведениях Л. Н. Толстого, как модель духовного странничества;

6) выявить влияние духовного странничества Л. Н. Толстого на религиозные, культурные, нравственные ориентиры российского общества кон. XIX — нач. XX вв.

Теоретико-методологическая основа работы. Исследование строится на принципе единства исторического и логического, позволяющего видеть процесс становления явления в динамике и системности. При интерпретации явления странничества на материале произведений Л. Н. Толстого использовался метод герменевтики.

Комплекс методов (историко-генетический, сравнительно-типологический, структурный в сочетании с компаративистским подходом к ранним и поздним текстам Л. Н. Толстого в сочетании с биографическим и социокультурным анализом) использовался с целью всестороннего анализа и последовательного изложения модели странничества у Л. Н. Толстого как концепции духовного развития человека и раскрытия уникальности позиции мыслителя.

Источниковую базу исследования составляют: 1) работы, посвященные изучению странничества как пространственного перемещения в различных социальных сообществах (А. В. Шляков, А. В. Мозговой, И. В. Моклецова) — 2) работы, акцентирующие внимание на значимости оценки странничества исключительно как духовного феномена, отличного от любого рода путешествий. Эти ученые считают, что исследование странничества в этом ключе позволяет по-новому увидеть и оценить уникальность русской культуры (Р. А. Бурханов, Л. А. Мясникова, И. П. Смирнов, В. Сенкевич, иеромонах Серафим (Парамонов), А. П. Семенюк, В. Котельникова, В. И. Авдеев, Г. Д. Гачев), исследовать специфику религиозности человека (П. В. Власов, Е. А. Гаричева, С. Ю. Житенев, Д. Н. Дианов) — 3) произведения Л. Н. Толстого- 4) справочные и периодические издания, архивные материалы конца XIX — начала XX вв. (многие в научный оборот вводятся впервые).

Научная новизна исследования.

— Прослежена эволюция феномена странничества в русской культуре вплоть до начала XX в. Выявлено, что странничество изначально возникло в русле православной религиозной культуры, ко второй половине XIX века приобрело светский характер, а к началу XX столетия странничество фактически становится объектом философского осмысления.

— Обозначены виды странничества (духовное странничество, духовное скитальчество, странничество «в миру»), позволяющие прояснить границы данного феномена. Особое внимание уделено анализу духовного странничества.

— Впервые определена и систематизирована типология образов-концептов странников в личностно-творческой интенции Л. Н. Толстого. Выявлены пространственные координаты движения странников в художественно-философской картине мира писателя.

— Определено, что феномен странничества рассмотрен Л. Н. Толстым в двух формах: 1) философско-художественных произведениях- 2) публицистике, дневниках. Это позволяет говорить о многогранном и многоаспектном осмыслении им этого феномена. В качестве этапов осмысления Л. Н. Толстым феномена странничества в работе выделены:

• этап художественной деятельности (1852 — 1878);

• этап богоискательства и реформаторства (1878 — 1887);

• этап богостроительства (1887- 1910).

— На материале художественно-философских произведений Л. Н. Толстого впервые исследована проблема экзистенциального самосознания странника. Данный аспект исследования творчества отечественного мыслителя, в особенности позднего периода (1878−1910 гг.), когда анализ художественных произведений дополняется анализом публицистики, его дневников и писем, позволяет нам говорить о предвосхищении Толстым положений философии экзистенциализма.

— Нами введено понятие «стратегия пути», позволяющее определить границы целей и этапы движения странника: падение — преображение — воскресение. В результате раскрывается диалектика духовной жизни странника, и ее влияние на его повседневную жизнь.

— Определено, что проблема странничества как пути духовного осмысления человеком своего душевного естества, представлена в творчестве Л. Н. Толстого в двух параллельных срезах: дневниках и собственно художественно-философских произведениях. Это показывает, что в своем собственном пути духовного странничества Л. Н. Толстой все время выходил за границы личного опыта, расширяя его за счет художественных образов странников. Описывая различные версии выбора ими стези жизни, художник осмысливал различные варианты пути странника.

— На уникальных архивных материалах, материалах периодической печати сер. XIX — нач. XX вв., тайным дневникам, неизвестным ранее воспоминаниям и частной переписке с друзьями нами проанализировано влияние духовного странничества Л. Н. Толстого на самосознание современников, их духовное развитие и ценностные ориентиры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Феномен странничества является неотъемлемым компонентом русской культуры. Он сложился в русле христианской православной традиции. Его понимание прошло определенную эволюцию. Изначально странничество определялось в рамках религиозной традиции. К середине XIX века, в связи с интенсивными духовными поисками в русском обществе, трактовка этого явления приобрела светский характер. К началу XX в. феномен странничества получил философское осмысление, что нашло отражение в трудах крупных представителей русской философской мысли кон. XIX — первой половины XX вв.

2. Л. Н. Толстой осмысливал феномен странничества в русле действующей культурной традиции своего времени. Путь осмысления писателем странничества начался со светской трактовки этого феномена, что нашло отражение в его художественных произведениях раннего периода. Впоследствии, перейдя к размышлениям религиозно-философского содержания, мыслитель углубил свое понимание странничества в русле богоискательства, о чем свидетельствуют его поздние художественные произведения, публицистика, дневники. Его путь духовного странничества на стадии богоискательства был самостоятельным. Он связал устремленность к Богу с обретением смысла жизни. В трактовке Л. Н. Толстого целью богопознания является не забота о том, что будет с душой человека после смерти, а правильность земной жизни в виде благих дел и единения душ людей. Понимание этого подвигло Толстого на собственную трактовку священных текстов и оценке с этих позиций церковных обрядов. Как следствие, на стадии богостроительства он пошел по пути реформации, что привело к разрыву с Русской Православной Церковью. В соответствии с этим мы выделяем этапы эволюции в осмыслении Л. Н. Толстым странничества:

— 12- этап художественной деятельности (1852 — 1878);

— этап богоискательства и реформаторства (1878 — 1887). «Исповедь», «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий»;

— этап богостроительства (1887 — 1910). «О жизни», «Религия и нравственность», «Христианское учение», «Путь жизни».

3. Особенностью духовного странничества, представленного в творчестве JI.H. Толстого, является то, что оно предстает в двух формах: 1) в философско-художественных произведениях, где через образы-концепты автор прослеживал разные варианты духовного странничества- 2) Л. Н. Толстой вел интенсивные личные духовные искания. О чем свидетельствуют, прежде всего, его тайные дневники и переписка с друзьями. Это позволило ему более полно осмыслить феномен странничества. В результате Л. Н. Толстой создал собственную концепцию странничества, используя понятия, которые впоследствии приобрели статус категорий в философии экзистенциализма.

4. Л. Н. Толстой создает модель странничества в виде стратегии пути странника. Этот путь начинается с «ухода» героя, чем он «сообщает» об абсолютном неприятии окружающей его действительности и проходит через следующие стадии: падение (как потеря человеком смысла жизни) -преображение (как поиск его) — воскресение (как обретение смысла жизни). Каждый этап открывает герою последующую цель его странствия, что обеспечивает динамику его духовного развития.

5. Оригинальная концепция духовного странничества Л. Н. Толстого, в которой выражены идеи духовного братства, духовного единства людей, повлияла на развитие самосознания его современников, что показано в диссертационной работе на уникальном архивном материале, который приобщается к анализу темы впервые.

Научно-практическая значимость исследования. Исследование феномена странничества в художественно-философских произведениях Л. Н. Толстого, позволяет раскрыть взаимосвязь религиозной, исторической, политической, культурной сторон общественной жизни России XIX века, понять духовные искания человека того времени, что имеет значимость для понимания процессов, происходящих в современном российским обществе.

Разработка данной темы важна для понимания значимости и путей развития нравственности и духовности человека — актуальной проблемы современного российского общества.

Материал диссертационного исследования может быть использован в педагогической практике, в лекционных курсах и семинарских занятиях по этике, русской религиозной философии, социальной философии, культурологии, а также для разработки специальных курсов, посвященных изучению духовно-культурного наследия выдающегося деятеля отечественной культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде докладов на международных, всероссийских, региональных конференциях: «Духовно-нравственные основы русской культуры» (Кострома, 2007), «Провинциальный анекдот» (Шуя, 2007), «Потаённая литература» (Иваново, 2007), «Молодая наука» (Шуя, 2007, 2008, 2009), «Историко-культурный и природный потенциал Кинешемского края. Развитие регионального туризма: материалы VI региональной краеведческой конференции» (Кинешма, 2008), «Фантастический реализм» (Екатеринбург, 2009), «Антикризисный потенциал традиции» (Шуя, 2009), международная научно-техническая конференция «Транспорт XXI века: исследования, инновации, инфраструктура» (Екатеринбург, 2011), VI всероссийский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (Нижний Новгород, 2012).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы из 240 наименований. Общий объем работы составляет 151 страница.

Заключение

.

Материалы диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы:

В диссертации рассмотрена сущность и специфика феномена странника, а также прослежена его эволюция в русской культуре вплоть до нач. XX в. Определено, что первоначально трактовка феномена имеет религиозно-философское содержание и берет начало в патристике и богословии. Именно патристическая литература наряду с вероучением текстов Нового завета, становится главным источником и проводником этих идей на русской почве. Странноприимство и странничество при этом — отличительный знак истинного христианина, предписываемый ему как проявление любви и милосердия.

Нами установлено, что феномен странничества, возникнув на Руси в русле православной традиции, к середине XIX столетия выходит за рамки религиозной нормативности, реализуется в светской интерпретации, — как особом пути духовного обновления, религиозного поиска в русской культуре. В таком подходе странник — это правдоискатель, способный отказаться от фаталистического примирения с жизненными обстоятельствами, идущий собственным путем, стремящийся к нравственному совершенствованию. К началу XX в. странничество становится объектом философской мысли, где оно представлено как феномен, обнаруживаемый в различных слоях общества и выражающий сокровенные черты характера русского человека: «духовность», «устремленность вдаль», «святая душа», «мятежность» (В. В. Розанов, К. Н. Леонтьев, С. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин и др.) Вместе с тем, показательно, что мыслителей привлекает особая форма странничества — духовное странничество. Однако интерпретация духовности в этот период не всегда однозначна. Если в древнерусском сознании термин «духовность» употребляется в религиозном православном контексте, то к обозначенному периоду его интерпретируют значительно шире.

— 130 В работе предложена философско-религиозная и историко-культурологическая интерпретация этого феномена, которая позволяет выявить его обусловленность социокультурными процессами и направленность его развития.

В диссертационной работе феномен странничества рассмотрен на материале творчества Jl. Н. Толстого (в большей степени это труды позднего периода). Обращение к этому материалу (философско-художественные произведения, публицистика, эпистолярное наследие Л.Н. Толстого) позволило нам интерпретировать феномен странничества в связи с духовными религиозными исканиями и устремлениями человека. Мы показали, что при таком подходе, странничество может быть проанализировано в аспекте философской проблемы поиска человеком цели и смысла своего существования в социуме. Обращение к творчеству Л. Н. Толстого обусловлено масштабностью его личности и наследия. Он и сам прошел путь духовного странничества. У него мы находим объемное осмысление данного феномена. Кроме того, творчество Л. Н. Толстого имело большой общественный резонанс, что позволяет проследить духовные искания его современников. И это мы отчетливо видим на уникальных материалах, обнаруженных нами в архивных фондах Шуи, Иванова, Москвы, Сергиевого Посада, отделе редких книг областной библиотеки г. Екатеринбурга.

В диссертации показано, что Л. Н. Толстой осмысливал феномен странничества многогранно. Мы выделили три этапа: этап художественной деятельности (1852 — 1878) — этап богоискательства и реформаторства (1878 -1887) — этап богостроительства (1887 — 1910). Нами доказано, что осмысление Толстым феномена странничества привело его к созданию собственной концепции странничества, используя понятия, которые впоследствии приобрели статус категорий в философии экзистенциализма.

Нами систематизирована типология образов-концептов странников в ранний и поздний периоды творчества Л. Н. Толстого. Это позволило определить, что на разных этапах творчества мыслитель воплощает разнообразные типы героев-странников. Они различны по возрасту, социальному статусу, уровню образованности, знаний, по степени нравственности, но у всех есть общая черта, которой наделил их автор, — они ищут свое место в жизни.

В раннем творчестве Толстой-художник задается вопросом, как человек может достичь счастья и личного благосостояния — в результате появляются искания Пьера Безухова, Наташи и Николая Ростовых. Однако для ряда образов автор определяет и иной путь — путь возврата в естественное природное бытие, в котором человек сможет ощутить всю силу своего внутреннего потенциалареализуют это направление авторской мысли Дмитрий Оленин, Андрей Болконский, Константин Левин.

По-иному складывается путь странников позднего Л. Н. Толстого. В силу своего опыта и самосознания они видят все непривлекательные стороны жизни и через уход из мира «сообщают» о своем абсолютном неприятии этой действительности. Через такой путь, по замыслу автора, наследующего раннехристианскую странническую традицию, духовное начало человека освобождается от плоти и герой способен осознавать не только внешний, но и свой внутренний мир. Странник постигает опыт богообщения и приходит к осознанию того, что смысл жизни нельзя обрести отдельно от других людей, так как именно через людей Бог проявляет свою волю и свою любовь по отношению к нему — «нищему» и «одинокому» духовному скитальцу. Личнодуховные искания странников приводят их к пониманию единства душ всех людей, что позволяет им давать собственную интерпретацию христианского вероучения.

В диссертации феномен странничества на материале творчества Л. Н. Толстого представлен целостной концепцией пути к достижению смысла жизни, которую можно определить как «стратегия пути». Мы выделили ключевые этапы движения героя как странника: падение-преображение-воскресение. Данный триединый концепт является своеобразным вектором как внешнего, так и внутреннего (духовного) перемещения героя. Образ странника в творчестве позднего Л. Н. Толстого выражает как осознание своего внутреннего мира, так и деятельное воплощение его в окружающей социальной среде. Он становится возможным идеалом человека, постигшим цель своей жизни.

Модель странничества Л. Н. Толстого, обозначенная нами как «стратегия пути», позволяет более подробно увидеть авторскую позицию преодоления духовно-религиозного кризиса, в котором оказалось не одно поколение. Герои-странники Л. Н. Толстого, как и их ситуации жизненного выбора разнообразны. В связи с этим, нельзя считать, что путь от падения к воскресению есть лишь схема, по которой одинаково следуют все персонажи художника.

Образ странника становится центральным в представлениях Л. Н. Толстого о человеке и смысле его бытия. Странник выступает своеобразным «проводником» философско-религиозных идей мыслителя через художественную форму повествования.

Исследование феномена странничества в русской культуре на материале творчества Л. Н. Толстого позволило по-новому увидеть взаимосвязь религиозной, исторической, политической, культурной сторон общественной жизни России XIX века, понять духовные искания человека того времени, что имеет значимость для понимания процессов, происходящих в современном российским обществе.

В диссертации доказано, что Л. Н. Толстой создал собственную концепцию духовного странничества, которая приводит человека не только к богопознанию, но и реформации христианского учения. Через образ-концепт странника мы можем по-новому увидеть логически завершенную форму обретения человеком смысла жизни. Нами доказано, что эта философско-религиозная концепция Л. Н. Толстого, имеет собственный путь эволюции, и что на каждом этапе она оказала значительное влияние на самосознание современников Л. Н. Толстого, их духовные и религиозные устремления. Духовное странничество Л. Н. Толстого было воспринято общественностью хотя и двойственно, но как устремленность к новой реальности, в которой стираются противоречия между внутренним и внешним миром человека, как тот путь, который духовно возвышает человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , C.B. Жизнеучение Л. Н. Толстого в контексте современной философской антропологии: автореф. дис.. канд. фил. наук: 09.00.05 / Алябьева Светлана Валериевна. — СПб., 2006. — 32 с.
  2. Антоний, митрополит Сурожский Духовное путешествие: размышление перед великим постом / Митрополит Антоний Сурожский. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2012. — 128 с.
  3. Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий Собрание сочинений: в 2 т. / Митрополит Антоний (Храповицкий) М.: Даръ, 2007. -1т.- 976 с.
  4. , H.H. Творческий путь Л.Н. Толстого / H.H. Арденс. М.: АН СССР, 1962.-680 с.
  5. Архимандрит Константин (Зайцев), Пастырское богословие /Архимандрит Константин (Зайцев). М.: Издательство Русская Идея, 2000. — 389 с.
  6. , В.Ф. Религиозно-философские трактаты Л.Н. Толстого / В. Ф. Асмус // Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М., 1957. — 23 т. — 564 с.
  7. , Ю. Силуэты русских писателей / Ю. Айхенвальд. М.: Республика, 1994. — 592 с.
  8. , М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М. М. Бахтин // Эпос и роман. М.: Азбука, 2000. — 304 с.
  9. , Б.Н. Сокровенный Толстой. Религиозные видения и прозрения художественного творчества Л. Н. Толстого / Б. Н. Берман. М.: Гендальф, 1992. -206 с.
  10. , Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого: очерки / Я. С. Билинкис. Л.: Советский писатель, 1959. — 412 с.
  11. , H.A. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / H.A. Бердяев. М.: Астрель, 2011. — 672 с.
  12. , H.A. Судьба России: Кризис искусства / H.A. Бердяев. М.: ACT, 2005.-336.
  13. , H.A. Русская идея. Основная проблема русской мысли XIX—XX вв. / H.A. Бердяев. М.: ACT, 2007. — 288 с.
  14. , H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев. М.: Вавилонская библиотека, 2000. — 352 с.
  15. , H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. М.: Азбука, 2012. — 416 с.
  16. , H.A. Миросозерцание Достоевского / H.A. Бердяев. М.: ACT, 2006. -256 с.
  17. , H.A. Откровение о человеке в творчестве Ф.М. Достоевского. Электронный ресурс. / H.A. Бердяев // Вехи. Режим доступа: www.vehi.net.
  18. Блаженный Августин, епископ Иппонский Исповедь / Августин Блаженный. М.: Гендальф, 1992. — 544 с.
  19. Блаженный Августин, епископ Иппонский, Собрание сочинений: в 4 т. / Августин Блаженный. СПб.: Алтея — Киев, Уцимм-пресс, 1998. — 4. т. — 592 с.
  20. , Л.Г. Большой толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Л. Г. Бобенко. М.: Наука, 1999. — 694 с.
  21. , М. Духовность и религиозность Электронный ресурс. / М. Богословский // Научно-просветительский журнал «Скепсис». Режим доступа: http://scepsis.ru.
  22. , Н.Ф. Болезнь-к-жизни: О пути Льва Толстого с постоянной оглядкой на Киркегора / Н. Ф. Болдырев // Лаврин, Я. Лев Толстой. «Урал LTD», 1999.-С. 259−303.
  23. , В.Ф. Христианская этика: систематические очерки мировоззрения Л. Н. Толстого / В. Ф. Булгаков. Екб.: ТОО «Альфа», 1994. — 215 с.
  24. , С.Н. Тихие думы / С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1996. — 510 с.
  25. , И.А. Собрание сочинений: в 9 т. / И. А. Бунин. М.: Терра-Книжный клуб, 2009. — 7 т. Освобождение Толстого. — С. 7 — 156.
  26. , В. Николай Гоголь. Опыт духовной биографии / В. Воропаев. М.: Православный паломник, 2008. — 316 с.
  27. Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, Беседы на Евангелие от Марка / Епископ Василий (Преображенский). М. Ютчий дом, 2006. — 848 с.
  28. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской Слово о вере / архиепископ Василий Великий // Избранные творения. М.: Православный паломник, 2008. — 815 с.
  29. , Г. К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников (сер. XIX нач. XX вв.) / Г. К. Вагнер. — М.: Искусство, 1993. — 176 с.
  30. , М. Судьба Льва Толстого / М. Волошин // Жизнь бесконечное познание. — М.: ПТО «Центр», 1995. — С 33 — 59.
  31. , П.В. Благотворительность и милосердие в России / П. В. Власов. М.: Центрполиграф, 2001. — 443 с.
  32. , М.П. Категория времени в художественном мире Достоевского: автореферат дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Галышева Мария Павловна. М, 2008. — 26 с.
  33. , Е.А. «Христос воскресил меня». Категория преображения личности в романах Ф. М. Достоевского Электронный ресурс. / Е. Гаричева // Православный паломнический портал «Паломник». Режим доступа: http://palomnic.org/bibllit/obzor/dostoevsky.
  34. , А.Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Л. Н. Толстого / А. Г. Городецкая. СПб.: Наука, 2000. — 264 с.
  35. , А.Ф. Основные «религиозные» начала графа Л.Н. Толстого / А. Ф. Гусев. М.: Либроком, 2012. — 432 с.
  36. , H.H. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 1855 / H.H. Гусев- под ред. Л. Д. Опульской. — М.: АН СССР, 1954. — 720 с.
  37. , H.H. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1881—1885 / H.H. Гусев- под ред. Л. Д. Опульской, А. И. Шифмана. М.: Наука, 1970. — 557 с.
  38. , A.A. Философия ненасилия Л.Н. Толстого / A.A. Гусейнов, Б. В. Емельянов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. — 245 с.
  39. , У. Многообразие религиозного опыта / У. Джемс. М.: Наука, 1993. 432 с.
  40. , Ф.М. Собрание сочинений: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. Л., 1983. — 25 т. «Дневник писателя» за январь-август 1877. — Л.: Наука, 1983.- 465 с.
  41. , Ф.М. Собрание сочинений: в 30 т. / Ф. М. Достоевский. Л.: Наука, 1976. — 14 т. Братья Карамазовы. 507 с.
  42. , Ф.М. Собрание сочинений: в 15 т. / Ф. М. Достоевский. -СПб.:Наука, 1996. 15 т. — 854 с.
  43. , В.Б. Философская мысль Киевской Руси XI—XIII вв.. Тенденции становления / В. Б. Еворовский, A.C. Майхрович. — М.: Наука, 1988. 215 с.
  44. , Б.В. Три века русской философии / Б. В. Емельянов. Екб.: Изд-во Урал. Ун-та, 1997. — 228 с.
  45. , В.А. От «Анны Каренины» к «Воскресению» / В. А. Жданов. М.: Книга, 1967.-280 с.
  46. , В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов Электронный ресурс. / В. М. Живов // Православное общество «Азбука веры» -Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/zhivovagiografia 1 g 1.shtml.
  47. Записки священника Сергия Сидорова / под ред. B.C. Бобринской, А. Г. Воробьева. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1999. — 293 с.
  48. , А. Д. Учение JI.H. Толстого о смысле жизни: автореф. дис.. канд. фил. наук: 09.00.05 / Зорина Анна Дмитриевна. М., 2007. — 23 с.
  49. A.C. Основные понятия философии К. Ясперса: экзистенция, всеобъемлющее, философская вера Электронный ресурс. / A.C. Злыгостев // Электронная библиотека «Книги по философии». Режим доступа: http://sokratlib.ru/books.
  50. , O.E. Метафизика в богословской перспективе / O.E. Иванов. СПб.: Церковь и культура, 1999. — 427 с.
  51. Иеромонах Серафим Парамонов О паломничестве и странничестве / Иеромонах Серафим Парамонов. М.: AHO Развитие духовности, культуры и науки, 2004. — 45 с.
  52. Иерофей (Влахос), митрополит Навпакта Православная духовность Электронный ресурс. /митрополит Иерофей (Влахос) // Православное общество «Азбука веры». Режим доступа: http://azbyka.ru.
  53. , И.А. О сопротивлению злу силой / Ильи И. А. М.: Айрис-Пресс, 2007.-576 с.
  54. Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский, Революция Толстого / Архиепископ Иоанн (Шаховской) // К истории русской интеллигенции. М.: Лепта-Пресс, 2003. — С. 5−425.
  55. Иоанн Дамаскин Свойства Божеского естества / Преподобный Иоанн Дамаскин // Точное изложение православной веры. М.: Отчий дом, 2011. — 480 с.
  56. , А. Записные книжки (март 1951 декабрь 1959) / А. Камю. — М.: Вагриус, 2000. — 374 с.
  57. , А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: Республика, Терра-Книжный клуб, 1999.-416 с.
  58. , Д. Ю. Философия Л.Н. Толстого / Д. Ю. Квитко. М.: Издательство Коммунистической академии, 1930. — 227 с.
  59. , Г. К. Философия Л.Н. Толстого как выражение его жизненной драмы / Г. К. Кириленко // Философия. М.: ACT, Филологическое общество «Слово», 1999. С. 302−318.
  60. , Г. К. Философия экзистенциализма / Г. К. Кириленко // Философия. М.: ACT, Филологическое общество «Слово», 1999. — С. 177 — 194.
  61. , Н.С. Л.Н. Толстой как мыслитель и гуманист / Н. С. Козлов. М.: Издательство Московского университета, 1985.-134с.
  62. , В.Г. Дети подземелья (Авторский сборник) / В. Г. Короленко. М: ACT, Астрель, ВКТ, 2010.-384 с.
  63. , О.В. Образ человека в теософии / О. В. Коркунова. -Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета путей сообщения, 2002. 166 с.
  64. , H.A. Житийные мотивы в романе H.A. Островского «Как закалялась сталь»: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / Краснова Наталья Александровна. Самара, 2010.-21 с.
  65. , Л. Н. Художественное завещание Льва Толстого: поэтика Л. Н. Толстого конца XIX нач. XX вв. / Л. Н. Кузина. — М.: Наследие, 1993. — 157 с.
  66. , A.A. Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев / A.A. Кудишина. Коломна: Академический проект, 2007. -180 с.
  67. , П.В. Поэт Константин Бальмонт: биография. Творчество. Судьба / П. В. Куприяновский, H.A. Молчанова. Иваново: ИвГУ, 2002. — 463 с.
  68. , С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М.: Республика, 1993. — 382 с.
  69. , Ю.В. Духовные истоки русской классики / Ю. В. Лебедев. -Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2007. 326 с.
  70. , К.Н. Наши новые христиане / К. Н. Леонтьев // Селивестров, Ю. О Великом Инквизиторе: Достоевский и последующие М.: Молодая гвардия, 1991. -С. 43−59.
  71. , Д.С. Классическое наследие и современность / Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1981.-413 с.
  72. , С.А. Поэтика поздней прозы Л.Н. Толстого: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / С. А. Ломакина. Елец, 2002. -23 с.
  73. , К.Н. О религии в русской культуре / К. Н. Ломунов. М.: Наука, 1991.-238 с.
  74. , Ю.М. Беседы о русской культуре Электронный ресурс. / Ю. М. Лотман. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=OgopNxAib
  75. , Я.С. После Льва Толстого: исторические воззрения Л. Н. Толстого и проблемы XX века / Я. С. Лурье. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1993.- 168 с.
  76. , И. Б. Лев Толстой на вершинах жизни / И. Б. Мардов. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 440 с.
  77. , E.B. Душа как объект философской рефлексии (историко-философский анализ): дис.. д-ра фил. наук: 09.00.03 / Мареева Елена Валентиновна. Москва, 2003. — 459 с.
  78. , И.Ф. Православие и современный мир (Лекции и статьи) / И. Ф. Мейендорф. Москва: Путь, 1997. — 246 с.
  79. , Е. Д. Моральная философия Л. Н. Толстого / Е. Д. Мелешко. -Тула: Издательство ТПГУ им. Л. Н. Толстого, 2005. 58 с.
  80. , И.В. Русское православное паломничество в культурологическом освещении Электронный ресурс. / И. В. Моклецова // Православный портал «Паломник». Режим доступа: http://palomnic.org/heritages/ot/culture/.
  81. , B.C. Исследования по феноменологии сознания / B.C. Молчанов. -М.: Территория будущего, 2007. 456 с.
  82. , Т.Л. О мировом значении Л.Н. Толстого / Т. Л. Мотылева. М.: Советский писатель, 1957. — 724 с.
  83. ЮЗ.Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / К. В. Мочульский. М.: Республика, 1995. — 568 с.
  84. , Л.А. Религиозное и светское паломничество. Ритуал и практика / Л. А. Мясникова, Е. А. Калужникова, Е. В. Андреева. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2008. — 208 с.
  85. , М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX -начала XX вв. / М. Г. Неклюдова. М.: Искусство, 1991. — 396 с.
  86. , A.A. Роль и место христианской проповеди в художественном творчестве Л.Н. Толстого / A.A. Нестеренко // Кулешов, В. И. Русская культура XIX века и христианство. М.: Издательство Московского университета, 1997. -С. 97- 103.
  87. , Е.В. Художественное своеобразие творчества Л.Н. Толстого 18 801 890-х гг. / Е. В. Николаева. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1995. — 36 с.
  88. Ш. Никон (Рождественский), архиепископ Вологодский и Тюменский, Избранные дневники / Архиепископ Никон (Рождественский) / под ред. А. Е. Стрижева. Минск: Издательство «Православная инициатива», 2004. — 1116 с.
  89. , И.Б. Поздний период творчества Л.Н. Толстого Электронный ресурс. / И. Б. Ничипоров // Православный обозревательный портал «Слово». -Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
  90. О Великом Инквизиторе: Достоевский и последующие. Антология / Сост., предисл., ил. Ю. И. Селиверстова. М.: Молодая гвардия, 1991. — 272 с.
  91. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Оникс, Мир и Образование, 2008. — 1200 с.
  92. , O.E. Воскресение Электронный ресурс. / O.E. Ольшанский. -Режим доступа: http://slovo.dn.ua/voskresenie.html.
  93. , А.И. Нравственность и духовность. Искажение христианства: цикл лекций Электронный ресурс. / А. И. Осипов // Православное общество «Азбука веры». Режим доступа: http://azbyka.ru/nravstvennost i duhovnost/2g 1 -all.shtml.
  94. , Б. Мысли о религии / Б. Паскаль. М.: Лет Me Принт, 2011. — 284 с.
  95. , С.М. Диалектика субъективных и объективных факторов в формировании нравственных идей Л.Н. Толстого: автореф. дис.. канд. философ, наук: 09.00.05 / С. М. Пекарская. Тула, 2004. — 23 с.
  96. , A.B. Бродяжничество как социальное явление: Генезис, технологии предупреждения и регулирования: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 / Пентюхов Андрей Владимирович. Нижний Новгород, 2005.-23 с.
  97. , Е. Проблема души и её функций в русской философии XVIII XIX вв. Электронный ресурс. / А. Першина // Институт христианской психологии. -Режим доступа: http://www.fapsyrou.ru.
  98. , Д.В. Проблема носителя идеального образа / Д. В. Пивоваров. -Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1986. 129 с.
  99. , A.C. Философское мировоззрение Л.Н. Толстого / A.C. Полтавцев. -М.: Наука, 1974. 151 с.
  100. Преподобный Дорофей, авва Палестинский Душеполезные поучения и послания / Преподобный авва Палестинский Дорофей. М.:Харвест, 2006 — 208 с.
  101. Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы Лествица / Преподобный Иоанн Лествичник. Сергиев Посад: Типография Троице-Сергиевой лавры, 1908. — 678 с.
  102. Преподобный Исаак Сирин Слова подвижнические / Преподобный Исаак Сирин. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012. — 850 с.
  103. Преподобный Макарий Оптинский Письма к мирским особам / Преподобный Макарий Оптинский. М.: Отчий дом, Введениский ставропогиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2009. — 864 с.
  104. Преподобный Симеон Новый Богослов Творения: в 3 т. / Преподобный Симеон Новый Богослов. М.: Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1993. -1 т. — 324 с.
  105. , A.B. Образ-концепт странника в раннем творчестве М. Горького: Генезис и типология: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / A.B. Прошунин. Воронеж, 2005. — 23 с.
  106. Русские мыслители о Льве Толстом / под общ. ред. В. И. Толстого Тула: Издательство «Ясная Поляна», 2002. — 672 с.
  107. Райнер Мария Рильке. Борис Пастернак. Марина Цветаева. Письма 1926 года / под ред. Р. Кембалла. М.: Книга, 1990. — 256 с.
  108. , Е.И. Истоки и эволюция мировоззрения Л. Толстого: дис.. д-ра. фил. наук: 09.00.03. / Е. И. Рачин. М., 1997. — 369 с.
  109. , Е.И. Философские искания Л.Н. Толстого / Е. И. Рачин. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1993. — 170 с.
  110. P.M. Записки Мальте Лаурдиса Бригге. Электронный ресурс. / Р. М. Рильке. Режим доступа: www.lib.ru/POEZIO/RILKE/brigge.txt
  111. , В.В. Уединенное / В. В. Розанов. М.: Фолио, 2010. — 224 с.
  112. , В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства / В. В. Розанов. М.: Продолжение жизни, 2003. — 320 с.
  113. , Л.И. Неверие и недоверие как этапы духовного поиска русских писателей XIX века / Л. И. Саранская // Яснополянский сборник: статьи и материалы. Тула: Издательский дом «Ясная Поляна», 2008. — С. 343 — 366.
  114. , Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр. М.: ACT, 2009. — 928 с.
  115. , Ж.П. Тошнота Электронный ресурс. / Ж. П. Сартр. Режим доступа: http://www.world-art.ru.
  116. , А.Г. Психология религии / А. Г. Сафронов. М.: Ника-Центр, 2002. — С. 224.
  117. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский Дух. Душа. Тело / Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). М.: Даръ, 2006. — 320 с.
  118. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, Илиотропион или Сообразование с Божественной волей / Святитель Иоанн (Максимович). М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011. -496 с.
  119. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Аскетические опыты: в 2 ч. / Святитель Игнатий Брянчанинов. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — 1 ч. -573 с.
  120. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Письма к мирянам Электронный ресурс. / Святитель Игнатий Брянчанинов // Православное общество «Азбука веры». -Режим доступа: http://azbyka.ru/.
  121. Святитель Игнатий (Брянчанинов) О молитве / Святитель Игнатий Брянчанинов // Путь спасения. М. Сибирская Благозвонница, 2005. — 385 с.
  122. Святой праведный Иоанн Кронштадский, Ответ пастыря Церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству» Электронный ресурс. / Иоанн Кронштадский. Режим доступа: http://Ioann.name/knigi/otvetit.html
  123. Святой праведный Иоанн Кронштадский, О душепагубном еретичестве графа Толстого / Преподобный Иоанн Кронштадский. СПб.: Издательство Журнал «Кронштадтский маяк», 1907. — 48 с.
  124. Священник Георгий Ореханов Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой. Конфликт глазами современников / Священник Георгий Ореханов. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010. — 696 с.
  125. , Д.В. Религиозная трагедия Л.Н. Толстого Электронный ресурс. / Д. В. Семикопов // Православный журнал «Лампада». Режим доступа: http://znamenie-hovrino.ru.
  126. , Е. Толстой как моралист Электронный ресурс. / Е. Смотрицкий // Научно-культурологическое сетевое издание. Режим доступа: http://www.relga.ru/.
  127. , И.П. Социально-духовные искания русских философов VIII—XX вв.. / И. Смирнов, В. Титов // Философия: учебное пособие. М.: Аревазун, 1998. -288 с.
  128. , B.C. Духовные основы жизни / B.C. Соловьев. М.: Ламартис, 2009.-416 с.
  129. , И.В. Рассказы о праведниках / И. В. Столяров // В поисках идеала. Л.: Издательство ЛГУ, 1978. — 231 с.
  130. , С.И. Христианские мотивы в позднем творчестве Толстого / С. И. Стоянова // Кулешов, В. И. Русская культура XIX в. и христианство. М.: Издательство Московского университета, 1997. — С. 191−196.
  131. , А.Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л.Н. Толстого: дис.. д-ра. филол. наук: 10.01.01 / Тарасов Андрей Борисович. М., 2006.-388 с.
  132. , Л.Н. Путь жизни / Л.Н. Толстой- под ред. Н. Самохиной. М.: ЭКСМО, 2012.-448 с.
  133. Л.Н. Война и мир/ Л. Н. Толстой. М.: Проспект, 2009. 4 т. 420 с.
  134. , А.Л. Отец: жизнь Льва Толстого: в 2 т. / А. Л. Толстая. М.: Прогресс, 1989.-502 с.
  135. , А. Лев Толстой / А. Труайя- под ред. Е. Басова. М.: ЭКСММО, 2005. — 896 с.
  136. , Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180 000 слов и словосочетаний / Д.Н. Ушаков- под ред. Т. Г. Никитиной. М.: Альта-Принт, Дом XXI век, 2009. — 1248 с.
  137. Феодор Студит, Способы богопознания / Преподобный Феодор Студит // Начало познания вещей Божественных и человеческих: сборник святоотеческих трудов / под ред. архимандрита Никона (Иванова), протоиерея Николая (Лихоманова). М.: Слово, 2002. — 1349 с.
  138. , Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. М.: Институт Русской цивилизации, 2009. — 848 с.
  139. , С.Л. Непостижимое / С. Л. Франк. М.: ACT, Хранитель, 2007.- 512 с.
  140. , С.Л. Смысл жизни Электронный ресурс. / С. Л. Франк // Библиотека Русской классики «КНИГОЛЮБУ .RU». Режим доступа: http://lib.ru/ HRISTIAN/FRANKSL/smysi.txt.
  141. , С.Л. Душа человека: опыт введения в философскую психологию / С. Л. Франк. СПб.: Наука, 1995. — 254 с.
  142. , В.Ф. «Освобождение Толстого» Ивана Бунина Электронный ресурс. / В. Ф. Ходасевич. Уровень доступа: http://hodasevich.lit-info.ru.
  143. , А.П. Собрание сочинений: в 2 т. / А. П. Чехов- под ред. Е. Малинина, Л. Платоновой. М., 1982. — 928 с.
  144. , А.П. Л.Н. Толстой и А. П. Чехов / А. П. Чудаков, В. Лакшина. М.: Просвещение, 1987. — 174 с.
  145. , A.B. Бродяжничество как феномен повседневной культуры: дис.. канд. социол. наук: 22.00.06 / Шляков Алексей Владимирович. Тюмень, 2009. -187 с.
  146. , Б.М. Лев Толстой: семидесятые годы / Б. М. Эйхенбаум // Работы о Льве Толстом. СПб: Издательство факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. — С. 563 — 687.
  147. , К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Республика, 1994. — 528 с. 1. Архивные материалы
  148. Государственный архив городского округа Шуя. Ф. 102. On. 1. Д. 38. Богатырева А. Дневник альбом 1880−1912 г.
  149. Государственный архив городского округа Шуя. Ф. 280. On. 1. Д. 3. (Сперанская) Заалова А. Н. Тайные дневники 1890- 1918 г.
  150. , Е.И. Этика религии и этика жизни в творчестве Гоголя и позднего Толстого / Е. И. Анненкова // Толстовский сборник. Тула, 1992. — № 9. -С. 32−37.
  151. Архиепископ Егорьевский Марк Православное паломничество: содержание понятий / Архиепископ Егорьевский Марк // Православный паломник. 2004. -№ 6.-С. 12−14.
  152. , В.Г. Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре Электронный ресурс. / В. Г. Богомяков // Сибирская православная газета. Режим доступа: www.lhtus.ru/228.shtml
  153. , С. Н. Толстой Л.Н. и Русская Православная Церковь / С. Н. Булгаков // Русская мысль. 1911. — № 4. — С. 175 — 202.
  154. Бур дина, И. Ю. Народные рассказы в жанровой системе Л. Н. Толстого / И. Ю. Бур дина // Толстовский сборник. Тула, 1992. — № 9. — С. 38 — 41.
  155. , P.A. Странничество на Руси: философско-антропологические и социокультурные смыслы / P.A. Бурханов // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. 2012. — № 3. — С. 3 — 11.
  156. , И. Лев Толстой и Ивановские толстовцы / И. Власов // Рабочий край. 1935. -№ 11.-С. 34−46.
  157. , Я. Дерзновенная борьба за человека / Я. Головин // Здравый смысл. -1999. -№ 13-С. 62.
  158. , A.A. Вера, Бог и ненасилие в учении Льва Толстого / A.A. Гусейнов // Свободная мысль. 1994. — № 7. — С. 46 — 57.
  159. Далекое и близкое. Вера и неверие Льва Толстого. Беседа писателя Вячеслава Репина с епископом Вашингтонским и Сан-Францисским Василием (Родзянко) // Новый мир, 1998.-№ 7.-С 151−163.
  160. , А. Брак и безбрачие. По поводу «Крейцеровой Сонаты» графа Л. Толстого / А. Завьялов // Духовный журнал «Странник». СПб., 1891. — № 1. — С. 90- 102.
  161. , В. У Л.Н. Толстого / В. Курбский // Русское слово. 1908. — 14 (27 марта) — № 62. — С. 64 — 67.
  162. , Г. «Исповедь» графа Толстого / Г. Ларионов // Духовный журнал «Странник». СПб., 1884. — Ч. 3.-С. 18−25.
  163. , Н.С. О героях и праведниках / Н. С. Лесков // Церковно-общественный вестник. 1881. — № 129. — С. 5 — 47.
  164. , Н.Б. О новом жизнепонимании Л. Н. Толстого / Н. Б. Мардов // Вопросы философии. 1996. — № 9. — С. 36 — 45.
  165. , И.Ю. К Вопросу о поэтике романа «Воскресение» / И. Ю. Матвеева // Яснополянский сборник. Тула, 2002. — С. 34 — 48.
  166. , Л.М. Сны и музыка в творчестве Л.Н. Толстого (еще раз о диалектике души) / Л. М. Морозенко // Толстовский сборник. Тула, 1976 — № 6. -С. 13−17.
  167. , Л.А. Путешествие как путь к себе (по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина») / Л. А. Мясникова // Теория и практика общественного развития.-2011.-№ 8.-С. 15−19.
  168. , В.Н. Метафоры непонимания: Л. Н. Толстой и Русская церковь в современном мире / В. Н. Назаров // Вопросы философии. 1991. — № 8. — С. 152 -158.
  169. , Ю.Л. Л.Н. Толстой и Православная Церковь. К истории конфликта. Вторая половина XIX нач. XX вв. / Ю.Л. Ореханов // Исторический архив. — 2009. — № 6. — С. 133 — 140.
  170. , Ю.Л. Восприятие религиозных идей Л. Н. Толстого в протестантизме XX в. / Ю. Л. Ореханов, A.B. Постернак A.B. // Ярославский педагогический вестник. 2011. — № 2. — Том I (Гуманитарные науки). — С. 270 -275.
  171. , Г. Две статьи о романе графа Толстого «Воскресение» / Г. Остроумов // Вера и разум. Харьков. -1884. — № 5. — С. 84 — 112.
  172. , А. На могиле Толстого / А. Панкратов // Русское слово. 1912. -21 декабря.-С. 87−91.
  173. Патриарх Кирилл (Гундяев) о подготовке к Собору и об отношении Московского Патриархата к инославным Электронный ресурс. Режим доступа: http://ruskline.ru.
  174. Протоиерей Максим Степанов Религия и духовенство по рассказам и письмам А. П. Чехова / М. Степанов // Духовный журнал «Странник». СПб., 1909. -№ 2. — С.43 — 79.
  175. Розанова, J1.A. Лев Толстой и жители Шуйского региона /Л.А. Розанова // Провинциальный анекдот. Шуя, 2004. — № 4. — С. 25−30.
  176. , Д. Духовное усилие. Паломничество души / Д. Соколов // Спас -2009. -№ 9 (66).-С. 32 -34.
  177. Че Де Лето, Лествица «Шинели» / Че Де Летто //Вопросы философии. 1992. — № 8.-24−31.
  178. , B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) / B.C. Швырев // Вопросы философии. -2001.-№ 2.-С. 107−115.
  179. Юсукэ Сато, «Женственность» в творчестве Л. Н. Толстого: ее жизнь и смерть / Юсукэ Сато // Яснополянский сборник: Статьи, материалы, публикации. Тула, 2003.-С. 18−24.
  180. , А. В. В стороне от жизни. Вредное и хорошее в Толстом / A.B. Ярцев // Тверская деревня. 1928. — 9 сентября. — С. 12−16.
Заполнить форму текущей работой