Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Народное музыкальное творчество русской провинции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществленный нами анализ категориально-понятийного универсума (в значении «как целое») народного музыкального творчества в синтезе его базовых значений: «художественная деятельность», «народное художественное творчество», «музыка», «народная музыка», «народное музыкальное творчество», а также понятий, от которых эти категории находятся в прямой зависимости: «этнос», «народ», «нация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Народное музыкальное творчество в контексте философско-культурологического знания
    • 1. 1. Народное музыкальное творчество как философско-культурологическая категория
    • 1. 2. Народное музыкальное творчество: структурно-функциональная экспликация
  • Глава II. Народное музыкальное творчество в социокультурном пространстве региона
    • 2. 1. Народное музыкальное творчество в структуре культурогенеза региона
    • 2. 2. Современные формы бытования народного музыкального творчества в социокультурном пространстве региона

Народное музыкальное творчество русской провинции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется сложностью и противоречивостью современного состояния всех сфер жизнедеятельности российского общества, в томе «^згисле и духовной. На фоне продолжающегося кризиса культуры, вызванного разрушением идеалов и мифов, переоценкой многих ценностей, перестро^оси менталитета и всей картины мира, не согласующихся с новыми «социокультурными ориентациями общества, возникает объективная потребность обращения к национальному культурному наследию. Одной из его доминантных составляющих является народное музыкальное творчество, воплотившее духовный и практический опыт предшествующих поколений в виде знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности:.

Необходимость глубокого философско-культурологического анализа основных закономерностей: и особенностей формирования народного музыкального творчества в историко-социокультурном пространстве конкретного региона обусловлена следующими факторами:

— широким распространением этого демократического вида творчества, развитостью форм, видов и ж: анров бытования и способностью проникать в различные сферы жизнедеятельности общества (досуговую, семейно-бытовую, празднично-обрядовую, трудовую);

— наличием в народном музыкальном творчестве условий для раскрытия ментальности, выражения этносоциального начала в индивидуальном и коллективном процессе созидания «продукта» (результата);

— самобытностью и оригинальностью данного национально-этни-• ческого образования, в производстве, сохранении и трансляции которого участвуют все слои и социальные группы общества — носители архетипов народной философии, веры, менталитета, психологии, эстетики, морали;

— расширением спектра социально-культурных функций народного музыкального творчества региона, сохраняющего в настоящий момент богатейшие локальные традицииспецифические' стилистические особенностей проявления- ' ' необходимостьюпреодоления, методологического" противоречиямежду имеющейсяобширной теоретической базой исследования, огромным эмпирическимматериаломпо народному музыкальному: творчеству и отсутствиемадекватноготеоретического1 обобщения*- его методологии, выявления? ролии значения в социокультурномпространстве — конкретнойтерритории. ,.

Актуализирует тему, данного исследования иобщемировая тенденцияроста национального-самосознания^этносов и народов мира, их своеобразный этнический Ренессанс на фоне идейглобализацииуниверсальности, всеобщностии необходимости сохранения региональных (локальных) — очагов -«родинной» культуры.

Степень, разработанности' проблемы. В основу исследования положенопредставление: о народном музыкальном творчестве русской провинциив историко-социокультурном пространстве какспецифической• реальности, в которой! каждый желающий способен отразить посредством музыкально-художественной образности своё этнонациональное самосознание, а также познавательно-оценочное представление о системе социокультурных ориентации: знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности в цикле- «человек — природа1 — семья — общество — государство». • '.

Теоретическая, платформа диссертации формировалась на базе научных изысканий в различных областях отечественной и зарубежной философии, теории культуры, культурологии, истории, социологии, фольклористики, искусствоведения. Фундаментальной основой осмысления народного музыкального творчества как диалектического процесса^ национально-этническогообразования, социокультурного явления? выступили труды Н. А. Бердяева, В. Г. Белинского, Л. Н. Гумилева, Н. Я: Данилевского,.

К. Маркса, В. И. Ленина, C.B. Лурье, B.C. Соловьева, A.C. Хомякова, П. Я. Чаадаева, Ф. Энгельса и др.

Рассматривая народное музыкальное творчество в контексте философско-культурологических категорий, которые характеризуются как наиболее фундаментальные, субстанциональные и субстратные понятияо-закономерностях возникновения и развития*, этого1 саморазвивающегося, иерархически сложного, всегда современного, конкретно-исторического явления," 'мы опирались на логику осмысления, концепции, подходы и методы, реализованные в трудах классиков, философской мысли: Аристотеля, Г. Гегеля, И. Канта, Платона, Пифагора, посвящённых философской, рефлексии музыкальной деятельности.

Изучению истоков музыки, ее объективного содержания, сущности музыки как явления (общечеловеческое и общекультурное) способствовали работы Б. В. Асафьева, И. Гердера, Я. Грима, М. С. Кагана, К. Леви-Стросса, A.B. Луначарского, Л. А. Мазеля, В. Н. Холоповой, А. Шопенгауэра и др.

Наиболее значимыми для понимания концептуально-теоретических основ творчества, в том числе художественного, представляются исследования А. Бергсона, Л. Я. Вейнгеровой, Д. Д. Гурьева, А. Камю, Д. С. Лихачева, К. С. Сарингуляна, Ж.-П. Сартра, Г. В. Плеханова, Ф. Ницше, Й. Хейзинга, 3. Фрейда, а также работы советских социологов и психологов: Л. Н. Когана, А.Я. Пономарева' и др. Тема народного художественного творчества нашла отражение в работах, представляющих анализ народного искусства, народного творчества как явления художественной культуры (В.Е. Гусев, A.C. Каргин, М. А. Некрасова и др.).

Особый интерес представляют работы ученых, предпринявших попытку исследования фольклора в историко-культурном контексте (Л.И. Михайлова, В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов, Б. М. Соколов, Ю. М. Соколов, H.A. Хренов и др.) — как особой области искусства, включающей основные виды и жанры художественного творчества и исполнительства (Л.Я. Алексеева, A.A.

АндреевГШ. Богатырев, В. Е. Гусев, К. С. Давлетов, М. С. Каган, Ф. И. Прокофьев, В: И. Чичеров, А. Д. Шаров и др.).

В? трудах, известных-:• этнографов" народная^ музыка-, запечатленная в фольклорной форме, исследуетсЯ' С позиции бытования в повседневной среде (KD-Bt БромлейA: AV Коринфский- (2.1?. Лазутин^А.€|. Машкищ Б-А РыбаковА.И. Соболевский, ГШ. Третьяков и др.).

В исследованиях искусствоведов народная музыка рассматривается как феноменобладающий! значительной художественно-эстетической ценностью- (Б.В. Асафьев, Н. М. Бачинская, И-А. ГарднерA. Hi СеровА.Н: СохорBiBL Стасов). Специфичность процессов? функционирования фольклора, его жанров и форм* бытования рассмотрены в работах М. К. Азадовского, В-Е. Гусева, И. И. Зёмцовского, И. В. Мациевского и др.

Теоретико-методологические и функциональные аспекты анализа культуры, народной художественной культуры раскрыты в работах Э: Г. Абрамяна, А. И! Арнольдова, А.К. БайбуринаТ. Ш Баклановой^ Ю: А. ЛукинаE.G. Маркаряна и, др-. Перспективные векторы анализа народной культуры обозначены в фундаментальных исследованиях культурологической направленности (Э.В. Быкова, A.C. Каргин, Н: Г. Михайлова, и др.), в которых она рассматривается как живой феномен, способный проявлять, свою самобытность в условиях индустриального и постиндустриального общества, имеющий материальные и социальные нормы, механизмы трансформации и поддержания-.

Отдельные стороны генезиса традиционной: бытовойкультуры, народной музыки Юга России, сословный и этнический фактор её формирования, искусствоведческие аспекты, анализа нашли отражение в научных трудах К. В'. Квитки, В: П. КйчигинаНС. Кохановской, Е. Э. Лицевой, A.B. Рудневой, Л-Н. Чижиковой, В. М. Щурова, Н. М. Элиаш и др. В исследованиях М. С. Жирова предложена стройная научная* концепция традиционной народной художественной культуры Белгородчины в этнической, историко-стадиальной многослойности её пластов, жанров, видов и форм бытования*. В последние годы появилисьдиссертационные работы, монографии*. посвящённые исследованиюспецифики традиционной региональной песнипразднично-обрядовой" — культуры, музыкального, фольклора, устного? поэтического? творчестванародного костюма: -(0М! Алексеева-. Жйрова- (2.Н: Зёнин^. И-Н! Карачарову ВШ-. КотеляМ1А. Кулабухова,'.Т.А. МйтрягинаЛШ1 Сараеваш др.)г.

Тем не менее-, несмотря. наналичие: большогочисла научных исследований и публикацийконкретных философско-культурологичёских работ, посвящённыхрегиональной специфике народного музыкального творчества? русской провинции, явно недостаточно. В этой связи определенный! научный интерес: представляет народное, музыкальное творчество каждого края и региона^ в том числе и Белгородской области. В этом административно-территориальном' образовании оно имеет весьма заметную региональную специфику, которая находит вполне конкретное отражение в «родовых» и социально-организованных формахмузыкально-образногомышления-, утверждающих свою самостоятельность и оригинальность.

Философско-культурологический анализ-, народного" музыкальноготворчества русской? провинции г как особого национально-этнического образования, (посредством выявления^ ценностного потенциала) может составитьбазис современного культурно-идентификационного процесса России и обеспечить освоение и развитие музыкальной культуры народа.

Объектомисследованияявляется народное музыкальное творчество.

Предмет исследования — народное музыкальное творчество русской' провинции в контексте региональной истории.

Цель исследования философско-культурологический анализ народного музыкального творчества Белгородского региона в историко-культурном развитии.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— обосновать философско-культурологическую содержательность и направленность народного музыкального творчестваосуществить структурно-функциональную': экспликацию? народного музыкального, творчестваисследовать интерпретированные: на практике тенденции эволюции форм, способов и содержания народного? музыкального) творчества вструктуре культурогенеза Белгородского регионапроанализировать современные формы бытования народного музыкального творчества в социокультурном пространстве региона:

Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта и задачами ' диссертации. В: ходе исследования автор опирался на философские, культурологические, исторические, этнографическиесоциологические, .музыковедческие концепции1 отечественных и зарубежных исследованийа также использовал следующие методы, подходы и принципы: диалектический метод, базирующийся на принципах объективности, всесторонности? и историзма, позволивший раскрыть логику развития народногомузыкальноготворчества русской провинции, в частности,. Белгородского региона в историко-культурной динамикеструктурно-функциональный: метод, обеспечивший^ выявление и анализ архитектоники народного музыкального творчества русской провинциистатистический метод, включающий сбор информации, её обработку и анализ данныхфилософско-культурологичесюга подход, обеспечивший осмысление способов, средств и форм музыкально-художественного самовыражения народа в системе «человек — природа — семья — общество — государство" — историко-культурныйподход, позволивший определить предметное «поле» исследованияи сущность, народного музыкального творчестване только как постоянного и непрерывного процесса, но и как, социокультурного явления;

— историко-философский подход, послуживший выявлению универсальных логических моделей познания предмета исследования;

— деятельностный подход, позволяющий проследить историко-культурную социодинамику народного музыкального творчества, его роль и значение вформированиисоциокультурного пространства региона;

— компаративный подход, в основу которого положен общенаучный I метод сравнения, без использования которого невозможно проследить эволюцию народного музыкального > творчества в историко-культурном пространстве конкретного региона;

— диалогический подход, послуживший основой исследования многообразия форм, народного музыкального творчества, находящихся в постоянном «диалоге», когнитивно-прагматическом взаимодействии;

— дискурсивный метод анализа, позволивший описать конкретно-историческую и социально-стратификационную сущность народного музыкального творчества в содержании философско-культурологической мысли и эмпирических источников.

Источниковой базой исследования является народное музыкальное творчество, воплощённое в традиционных и современных формах музыкально-образного самовыражения разных этнических, социальных групп и слоев населения Белгородской области, её образцы как результаты полевого исследования.

Научная новизна диссертационного исследования определяется целостным осмыслением специфики народного музыкального творчества русской провинции в контексте региональной истории и может быть представлена следующими результатами.

1. Обоснована философско-культурологическая содержательность и направленность народного музыкального творчества русской провинции посредством анализа сущности многогранных взаимосвязей и взаимодействия базовых понятийно-категориальных компонентов исследуемого явления.

2'. Осуществленаструктурно-функциональная' экспликация народного музыкальноготворчества, представленного традиционным музыкальным фольклором (песенным и инструментальным), неофольклором, современными бытовыми" любительскими, формами фольклора, художественной самодеятельностью в жанре песенно-инструментального творчества (сольное, ансамблевое, хоровое) в контексте их социального статуса, роли и места в национально-культурном^ И' духовном возрождении современной России.

3. Проведено-исследование интерпретированных тенденций эволюции архаических и инновационных форм народного музыкального творчества в культурогенезе Белгородского региона, а также выявлены механизмы их взаимодействия и включения в новый социально-духовный контекст жизнедеятельности общества.

4. Выявлены и проанализированы современные формы бытования народного музыкального^ творчества Белгородского региона. Аргументирована вневременная значимость и актуальность его традиционных фольклорных форм, обусловленных их особой «валентностью».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. С позиции философско-культурологического знания народное музыкальное творчество представляет собой диалектический процесс движения от традиции к новизне, от поиска к нахождению специфических способов, средств и форм художественного самовыражения этносом, народом, нацией социокультурных ориентаций: знаний, ценностей, норм и образов жизнедеятельности в системе «человек — природа — семья — общество — государство». В музыкально-творческой деятельности осуществляется процесс их актуализации и воплощения в конкретные образцы песенно-инструментального творчества, появление новых форм художественной активности народа. Народное музыкальное творчество — социокультурное явление, «хранитель» музыкально-художественных традиций, национального опыта, самосознания, «выразитель» специфических этнических, духовнонравственных, философских настроений нации, постулирующих её социально-этнический образ.

2. Народное музыкальное творчество, являясь результатом и постоянным процессом бытовой и социокультурной деятельности различных этносов, слоев и групп населения, функционирует как в традиционных (архаичный музыкальный фольклор, неофольклор, бытовое песенно-инструментальное творчество), так и в инновационных формах проявления (фолыслоризм, художественная самодеятельность), находящихся в диалектическом единстве, обеспечивающих целостность этого саморазвивающегося, иерархически сложного, всегда современного, конкретно-исторического явления. На всех стадиях своего исторического развития народное музыкальное творчество благодаря широкому спектру различных функций и ролей включено в разнообразную социально-культурную практику.

3. Эволюция народного музыкального творчества Белгородского края обусловлена характером его культурогенеза как сложного процесса адаптации человеческих сообществ к меняющимся геополитическим, историческим, общественно-социальным, экономическим условиям путём выработки новых форм деятельности и социокультурного взаимодействия в соответствии с архетипами народной философии, веры, менталитета, психологии, эстетики, морали. Народное музыкальное творчество региона представляет социально-стереотипизированный опыт разных народов, этнических групп, социальных слоёв, сформированный в процессе совместной жизнедеятельности на территории современной Белгородской области как «арены» бурного социокультурного взаимодействия. Уникальность народного музыкального творчества обусловлена синтезом сохранённых «рудиментов» древней музыкальной культуры славян (других родственных по происхождению народностей), примет русско-украинского взаимодействия, элементов музыкального творчества автохтонных народов и сравнительно поздних привнесений и заимствований из музыкальных традиций близких и удалённых по’языку и генезису национальных культур народов Советского Союза.

4. Формынародного музыкального творчества (индивидуальные-, коллективные) в" силу, особого этнокультурного статуса Белгородского-края вплоть, до 50−70-х гг. XX столетия жестко? регламентировались семьей и общинойв последующие периоды — другимисоциокультурными институтами: Развитие традиционных форм народного4 музыкального творчества (бытовых, в частности, семейных, певческих «артелей», индивидуального творчества самородков из народа) и формирование на их основе инновационных образований- (репродуцирующих фольклорные ансамбли — песенные и инструментальные, народных хорови оркестров русских народных инструментов, функционирующих в сфере художественной самодеятельности) — осуществляется в культурно-образовательной сфере региона благодаря мерам нормативно-правовогоорганизационно-экономического, материально-технического, научно-методического и собственно творческого характера. Современные формы народного музыкального творчества оказывают существенное воздействие на жизнедеятельность локального социума^ процессы его самоидентификации благодаря, языковым, стилевым, художественным особенностям как содержательным и формообразующим элементам, утверждающим самостоятельность и оригинальность в пределах этническойединицы (села) и этнографического локуса (района).

Теоретическая< значимость исследования заключается в выявлении социокультурных аспектов становления и развития народного музыкального творчества русской провинции в историко-стадиальной многослойности его пластов, жанров, видов и форм бытования. В работе концептуализированы специфические черты и свойства традиционных и современных форм бытования народного музыкального творчества, проанализированных в исторической динамике на примере Белгородского региона.

Полученные результаты могут представлять интерес и основу для сравнительного анализа специфических особенностей народного музыкального творчества других регионов России, что дает возможность его всестороннего изучения как целостного явления в структуре народной художественной культуры. Материалы исследования могут служить базой для проведения последующей научной работы по проблемам культурно-исторического процесса развития нации, её идентичности, этнокультурного самосознания народа, его менталитета, художественных форм самовыражения.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при разработке целевых региональных программ по развитию народного художественного творчества, проектов социально-культурного назначения, в экспертной деятельности по анализу и оценке этнокультурных (в частности, музыкальных) проблем современности.

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в содержании дисциплин «Культурология», «Теория и история народной художественной культуры», «Этнография», «Мифология»,.

Фольклористика", «Русское народное музыкальное творчество», «Певческие стили», «Народные инструменты фольклорной традиции», «Народное песенное творчество», а также могут быть использованы при подготовке семинарских и практических занятий факультативов этномузыковедческой направленности.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись автором в рамках научной, научно-методической, профессиональной и творческой деятельности. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях на научных конференциях международного уровня: «Иоасафовские чтения» (Белгород, 2006) — «К проблеме диалога религии и русской народной культуры» (Белгород, 2006) — «Народная художественная культура и XXI век: от возрождения к развитию» (Белгород, 2007) — «Социальная экология в изменяющейся России: проблемы и перспективы» (Белгород, 2007) — «H.H. Страхов и русская культура XIX—XX вв.: к 180-летию со-дня рождения» (Белгород, 2008) — «Народное певческое искусство: опыт, проблемы, перспективы» (Белгород, 2009) — «VIСтраховские чтения: Философские проблемы, понимания в культуре и науке» (Белгород, 2010)-, конференциях всероссийского ранга (в том числе1 с международным участием): «Музыка изменяющейся России» (Курск, 2007) — «Духовно-нравственное образование и, воспитание молодёжи» (Орел, 2008) — «Социокультурное пространство регионов: традиции и современные тенденции» (Белгород, 2009) — «Музыкальный фольклор в контексте современных социокультурных процессов» (Белгород, 2009) — конференциях межрегионального, межвузовского характера: «Лихачёвские чтения» (Белгород, 2006;2007) — «Православие и духовный мир молодёжи» (Белгород, 2007) — «Музыкальный фольклор Белгородчины — детям» (Белгород, 2007) — «Молодые исследователи в музыке, культуре, науке» (Белгород, 2008) — «Музыкальное искусство в современном культурном образовательном пространстве» (Белгород, 2009) — опубликованы в научных трудах: «Пам'яткознавч1 погляди молодих вчених XXI ст.» (Харьков, 2010) — «Актуальные исследования в сфере культуры и искусств» (Белгород, 2010) — «Маничкины чтения» (Белгород, 2007;2011).

Часть материалов. исследования подготовлена и апробирована автором в рамках областных научно-методологических семинаров: «Методика освоения музыкального фольклора Белгородчины» (Белгород, 2009) — «Музыкальный фольклор Белгородчины: реконструкция, адаптация, трансляция» (Белгород, 2010) — на областной педагогической конференции «Повышение качества образования в образовательном пространстве культуры и искусства Белгородской области» (Белгород, 2010) — отражена в содержании учебно-методического пособия «Фольклорные традиции русской инструментальной музыки: региональный аспект» (с грифом УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социокультурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 71 301 -народное художественное творчество).

Основное положение и выводы исследования отражены в 20 публикациях объемом 5,8 п.л., в том числе в 1 статье, опубликованных в журналах из списка ВАК.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии НИУ «БелГУ» и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, библиографического списка, представленного 179 источниками.

Заключение

.

В условиях радикального преобразования важнейших сфер духовной жизни современного российского общества особое научно-теоретическое и практическое значение приобретают исследования в области народной художественной культуры, в том числе, в таких её проявлениях как народное музыкальное творчество. Это актуализировано, прежде всего, большим распространением этого самого демократического типа народного творчества, прошедшего длительный исторический путь развития от архаических и традиционных форм до включения в свою структуру множества новых компонентов, сформированных под воздействием социокультурных процессов.

Исследование осуществлено нами на примере народного музыкального творчества одного из административно-территориальных регионов Юга России — Белгородского края, где это многокомпонентное образование имеет глубокие национальные корни и, несмотря на самые трудные периоды развития этноса, выжило, сохранив свои самобытные региональные особенности. Так как «текст» народного музыкального творчества вплетён в контекст региональной истории наиболее плотно и естественно, мы имеем возможность проследить логику его становления, развития и, трансформации в этнической, историко-стадиальной многослойности пластов, жанров и форм бытования как целостного явления, регламентирующего личную, трудовую, обрядовую, досуговую, праздничную, социальную и духовную жизнь человека в системе «природа — семья — общество — государство».

Осуществленный нами анализ категориально-понятийного универсума (в значении «как целое») народного музыкального творчества в синтезе его базовых значений: «художественная деятельность», «народное художественное творчество», «музыка», «народная музыка», «народное музыкальное творчество», а также понятий, от которых эти категории находятся в прямой зависимости: «этнос», «народ», «нация», «традиция», «преемственность», — позволил выявить и обосновать их общие и специфические свойства и проявления мировоззренческого, ментального, психологического, художественно-эстетического, психологического характера, формирующих, в конечном итоге, сущностную целостность предмета анализа. Связь народного музыкального творчества с философско-культурологическим знанием, на наш взгляд, дала возможность рассматривать его не только как социокультурный процесс, обусловленный единством непосредственного акта музыкального творчества с хранением и распространением созданных народом материальных и духовных ценностей, но и как социокультурное явление, несущее на себе выраженные приметы национальной принадлежности: языка, склада мышления, социальной психологии, национального характера, темперамента и т. д.

Рассматривая народное музыкальное творчество в контексте философско-культурологических категорий, которые характеризуются как наиболее фундаментальные, субстанциональные и субстратные понятия о закономерностях возникновения и развития этого сложноорганизованного явления, мы имеем возможность выявлять его сущностные свойства, связи, характеристики, на основании которых осуществляется систематизация изучаемого культурного феномена и разрабатываются методологии и методы его познания. Результаты исследования показали, что народное музыкальное творчество — это своего рода хранитель национальных художественных традиций, национального опыта и самосознания, в котором соединены духовное и материальное, прагматическое и эстетическое, личностное и общинное.

Проведенное в рамках диссертационной работы исследование, согласно сформированной цели и поставленным задачам, даёт основание считать народное музыкальное творчество целостным образованием, отразившим генезис становления человека как человека культуры, поскольку представляет собой своеобразный механизм развития, процесс движения от традиции кновизне, поиска и нахождения способов художественного * выражения? системы социокультурных ориентаций: знанийценностейнорм и образцов-жизнедеятельности народаИменно в музыкально-творческой деятельности осуществляется процесс их актуализациии переработки в «продукт» народного искусствавключающий разнообразные по содержанию № особенностям художественной формы музыкальные•" и музыкально-поэтические произведения-' созданные! и> исполняемые различными социальными.- группами" т слоями? народаПричём всеони*, имели! т имеют своё специфическое «лицо"-, своюопределенную «точку включения» в культурно-творческую деятельность, рождающую всё многообразие форм духовной и материальной' культуры, обеспечивающей! поступательное развитие цивилизации. ,.

Теоретико-методологические:' концепциирассмотренные: вдиссертации с философско-культурологической точки зрения, позволили определить предметное «поле» исследованиясформировать методологию анализа изучаемого явления, выявить особенности его возникновенияи функционирования в конкретных социокультурных условиях, формы производства, распространения, потреблениябытования й т.д.

Результаты первого параграфа работы показали, что народное музыкальное творчество предстаёт как хранитель национальных (региональных) художественных традиций, ведущих к непрерывной, эволюции: через трансформацию содержания-.форм и способов деятельности. В: то же время народное музыкальное творчество является выражением специфических эстетических, нравственных, — философских настроений нации, отражает её социально-этническийобраз. Таким образом, можно утверждать, что народное музыкальное творчество насыщено философско-культурологическим содержанием.

В рамках второго параграфа нами осуществлена структурно-функциональная экспликация народного музыкального творчества, представленного традиционным (архаичным) песенно-инструментальным фольклором, фольклоризмом, художественной самодеятельностью. Предметом анализа явились характерные свойства каждого из них в таких проявлениях как жанрово-видовой состав, формы бытования в культурно-исторической ретроспективе и современном актуальном звучании. Типологический подход к рассмотрению структуры народного музыкального творчества дал возможность выявить его* современную мозаичность и сложную архитектонику. Музыкальный фольклор в ней является важнейшим, стержневым элементом, «цементирующим» её, дающим' «ключ» к познанию истории народногомузыкального творчества в аспекте его слоев, видов, жанров, их взаимодействия и соподчиненности друг другу.

Анализ структурообразующих видов народного музыкального творчества позволил обнаружить в них следы и составные части (элементы, сегменты)! друг друга, что подтверждает наличие внутренних взаимоотношений и взаимовлияний в них. Именно благодаря этому взаимодействию народное музыкальное творчество остается живым и всегда современным, конкретно-историческим явлением.

Ввиду того, что на всех стадиях: от язычества до современности, — народное музыкальное творчество оказывалось включенным в разнообразную социальную практику, оно выполняло в жизни человека различные функции: организатора, воспитателя, хранителя опыта, традиций, знаний, ценностейинструмента, удовлетворяющего эстетические запросы и др. Направленность и смысл функций народного музыкального творчества менялись на всем протяжении его истории в зависимости от своего социального статуса в обществе и того, какими чертами оно наделялось человеком, обществом, государством. И, тем не менее, несмотря на различие форм народного музыкального творчества, все они — утилитарно-эстетические явления, а следовательно, все их функции так или иначе связаны с утилитарно-эстетическим или (и) духовно-прикладным назначением (от организации жизнедеятельности до организации досуга).

На основе анализа архивных, исторических, этнографических, археологических, искусствоведческих источников, обширного эмпирического материала в • виде разножанровых образцов народного музыкального творчества, зафиксированных на территории Белгородского края, в частности, в последние полвека, мы со всей определенностью можем говорить об историко-культурной и музыкально-стилевой специфике песенно-инструментальных пластов региона.

В силу геополитических, исторических, экономических факторов, народное музыкальное творчество современной Белгородской области представляет собой сложный синтетический конгломерат разнообразных в жанровом, содержательном, смысловом, эстетическом отношении образцов народного творчества. Каждый из них несет на себе выраженные приметы национальной принадлежности, к которым мы относим специфику разговорного языка, особенности склада мышления, социальной психологии, характера, темперамента.

Анализ образцов песенно-инструментального творчества, бытующих на территории Белгородского региона, позволяет нам выявить глубинные истоки этого самобытного национально-этнического явления, сохранившего: рудименты" «старых» культур (степняков, северян, других народностей, проживавших здесь в У-Х1 вв.- остатки Киевской Руси) в форме вождения танков и карагодов «на гранях», архаичных песнях календарно-земледельческого круга и семейно-бытового назначения, инструментальных наигрышей на древних инструментах фольклорной традиции;

— приметы «новых» культур, завезенных на территорию края в период формирования Белгородской засечной черты (ХУ1-ХУ1П вв.), а также в ходе последующих историко-политических и общественно-социальных процессов Х1Х-ХХ вв.

Таким образом, специфика народного музыкального творчества Белгородского края всецело обусловлена характером его культурогенеза, представленного социально-стереотипизированным опытом разных народов, этнических групп, социальных слоев в процессе их совместной жизнедеятельности. Следовательно, полисоциальность — это сквозная современная линия народного музыкального творчества, присущая каждой его форме, каждому жанру, каждому направлению.

Результаты анализа современных форм бытования народного музыкального творчества показывают, что это уникальное самобытное явление существуют не-только в реальной-художественной практике, в актах взаимодействия исполнения с восприятием, но также в быту, народной памяти, фиксирующей эти творческие процессы. В значительной мере это обусловлено особой сопряженностью народного музыкального творчества со всем комплексом проявлений народного быта, типом хозяйствования, укладом жизни населения, уровнем его культуры, мировоззренческих установок, системы художественно-эстетических и музыкальных ценностей.

Безусловно, в границах исторических эпох, формы, виды и жанры народного музыкального творчества исследуемого региона имели свои закономерности возникновения, расцвета, затухания, включения в социокультурное пространство. И, тем не менее, традиционные народные песни и наигрыши Белгородской деревни вплоть до 50-х гг. XX столетия являлись составным компонентом личной, общинной, трудовой, праздничной, обрядовой культуры человека. Они сопровождали все праздники и обряды календарно-земледельческого круга и семейно-бытового назначения.

Движущим фактором развития индивидуальных и общинных форм народного музыкального творчества явилась высочайшая этнокультура народа, сформированная традицией и бережным отношением к наследию предков, проявившаяся в творчестве:

— бытовых певческих «артелей», которые имелись в каждом населенном пункте;

— семейных фольклорных ансамблей;

— талантливых самородков из народа (О.И. Маничкина, Е. Т. Сапелкин, М. С. Скуридина, М. В. Сычёв, М. И. Щербинин и др.), возглавлявших в 40−70-е гг. XX столетия руководство самодеятельными народными хорами, фольклорными ансамблями (певческими и инструментальными).

Как показывает анализ, существенным катализатором процесса функционирования традиционных и инновационных форм народного музыкального творчества в Белгородской области в настоящее время являются учреждения культуры нового типа (модельные Дома культуры, Дома фольклора, Дома народного творчества), которые координируют и организуют работу аутентичных коллективов, репродуцирующих фольклорных ансамблей, народных самодеятельных хоров, оркестров и ансамблей народных инструментов, сольных исполнителей в жанре народного песенно-инструментального исполнительства. Реализация их деятельности регламентируется целым комплексом нормативных документов, целевых программ и проектов федерального и регионального назначения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры / Э. Г. Абрамян // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. — Ереван: А. Н. Арм. ССР, 1978.-С. 52−57.
  2. , М.К. Новый фольклор // Советский фольклор: Сб. статей / М. К. Азадовский. М.: Гослитиздат, 1939. — С. 10−11.
  3. , Л.Я. От рабочих кружков к народным коллективам / Л. Я. Алексеева. М.: Искусство, 1973. — 178 с.
  4. В.П. Филологическая фольклористика: (ее предмет, страницы истории, отношение к смежным наукам) // Традиционая культура. Научный альманах. М., 2005. — № 1. — С.3−13.
  5. , В.П. Теория фольклора. Курс лекций / В. П. Аникин. 2-е изд., доп. — М.: КДУ, 2004. — 432 с.
  6. , А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие / А. И. Арнольдов. — М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.-349 с.
  7. , Б.В. О русской песенности / Б. В. Асафьев // Советская музыка. 1948. — № 3. -С.24−37
  8. , Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1980. — С.169. -216с.
  9. , Б.В. Русская музыка: XIX и начало XIX в. / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка: Ленингр. отд-е, 1968. — 322 с.
  10. , Т.И. Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном пространстве / Т. И. Бакланова // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник. 1998. — №¾.- С. 95−112.
  11. , В. Г. Россия до Петра Великого / В. Г. Белинский // Русская идея: сборник статей / сост. М. А. Маслин. М: Наука, 1992. — С. 7390.
  12. , А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М.: Мысль, 1998. -346 с.
  13. H.A. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Мысль, 1994. — Т. 1. -С.37−342.
  14. , H.A. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективизация) / H.A. Бердяев. Париж: Изд-во УМКА-Пресс, 1947. -154 с.
  15. , H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1991. — 416 с.
  16. , H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1990. -176 с.
  17. , H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 333с.
  18. , Л.Г. История русской культуры: Учебник для студентов высш. учебн. заведений: В 2-х ч. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 4.2. — 400 с.
  19. , Д.Д. О традициях и традиционности / Д. Д. Благой М.: Искусство, 1987.-515с.
  20. , А.Д. Воспоминания / А. Д. Блудова // Русский Архив. 1889. — Т. I. — 461с.
  21. , П.Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев.- М.: Искусство, 1971. 544 с.
  22. , Д.И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства / Д. И. Боголей. М.: Наука, 1887. — 634 с.
  23. , Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983.-412 с.
  24. , Ю.В. Этнознаковые функции культуры / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1991.-223с.
  25. , Ю.В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. — М.: Наука, 1973. -283 с.
  26. , Э.В. Сопоставление критериев оценки художественой самодеятельности и профессионального искусства / Э. В. Быкова // Сб. НИИ культуры. Т. 110. М.: Искусство, 1982. — 236с.
  27. , Л.Я., Гурьев, Д.Д. Современная философия духа и сознания / Л .Я. Вейнгерова, Д. Д. Гурьев. М.: Изд. Московский лицей, 1996.-75 с.
  28. Восточные славяне. Антропология и этнические история: 2-е изд. М.: Научный мир, 2002. — 342 с.
  29. , И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви / И. А. Гарднер. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. Том I: Сущность, система и история. — 498 с.
  30. , Г. Философия духа / Энциклопедия философских наук: В 3 т. -Т.1. /Г. Гегель. -М.: Мысль, 1977. 471 с.
  31. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике: в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1999. — Т. 2. -624с. (Слово о сущем).
  32. , Н.В. Собр. соч. в 6-ти т.: Т. 6 / Н. В. Гоголь. — М.: Сов. писатель, 1953.-564с.
  33. , М. Преображение мира: Сб. статей / М. Горький. М.: Советская Россия, 1980. — 400 с.
  34. , А. Обычай как форма социальной регуляции / А. Гофман, В. Левкович // Советская этнография. 1973. — № 1. — С. 14 — 43.
  35. Гук, A.A. Социокультурные функции и эстетические особенности досугового кинотворчества: Автореферат канд. филос. наук / A.A. Гук. -М., 1992.-С. 18−19.
  36. , Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. Л.: Наука, 1990.-496 с.
  37. , В.Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки / В. Е. Гусев. СПб.: Наука, 1993. — 329 с.
  38. , В.Е. Фольклор и социалистическая культура. К проблеме современного фольклоризма // Современность и фольклор / В. Е. Гусев. -М.: Наука, 1977.-87с.
  39. , В.Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. Л.: Наука, 1967. — 319с.
  40. , КС. Фольклор как вид искусства / К. С. Давлетов. М.: Наука, 1966.-364 с.
  41. , Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Наука, 1995.-145 с.
  42. Древнекитайская философия: Смерть наступает один раз, человек. не возвращается. В 2-х т. Т.2. — М.: Мысль, 1973.- 384с.
  43. , М.С. К истории формирования народной культуры русской провинции / М. С. Жиров // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. — № 3. — Часть 1. — С. 75−81.
  44. , М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М. С. Жиров. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 265 с.
  45. , М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры / М. С. Жиров. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.-312 с.
  46. , М.С. Русская народная песня: история и современность: f Монография / М. С. Жиров, О. И. Алексеева. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.-164 с.
  47. , М.С. Традиции национальной культуры как ресурс духовно-нравственной позитивности российского общества // Духовная безопасность молодежи: социокультурный аспект: Монография / М. С. Жиров и др. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. — 123 с.
  48. , М.С. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты) Монография / М. С. Жиров, Л. П. Сараева.
  49. Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. 150 с.
  50. И.И. Земцовского / И. И. Земцовский. — Л.: Музыка, 1967. 195 с. 57. Земцовский, И. И. Социалистическая культура и фольклор // Народная музыка СССР и современность / И. И. Земцовский. — Л.: Музыка, 1962.- 195с.
  51. , A.B. Беседы с Альфредом Шнитке / Сост., авт. вступ. ст. A.B. Ивашкин / A.B. Ивашкин. М.: РИК «Культура», 1994. — 304 с.
  52. Искусство в мире духовной культуры / Под ред. Е. П. Шудря. Киев: Наука, думка, 1985. — 239 с.
  53. История русской музыки: В 10 т. Т. 2: XVIII век. Ч. 1. М.: Музыка, 1984.-334 с.
  54. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-ое изд., расш. и перераб. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. — 766 с.
  55. , М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Части I, II, III / М. С. Каган. Л.: Искусство, Лен. отделение, 1972. — 304 с.
  56. , А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. -М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  57. , И. Критика способности суждения / И. Кант // Соч.: В 6 Т. Т. 5. — М.: Мысль, 1966. — 453с.
  58. , A.C. Народная художественная культура / A.C. Каргин. М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 1997. — 286 с.
  59. , A.C. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства / A.C. Каргин. М.: Музыка, 1990. — 142с.
  60. , A.C. Традиции не умирают / A.C. Каргин // Народное творчество. 1995. — № 1. — С. 3−5.
  61. , Э. Философия символических форм: В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко / Э.Кассирер. М.-СПб.: Университетская книга, 2002. — Том 1. Язык, Том 2. Мифологическое мышление. — М.-СПб.: Университетская книга, 2001. — 280 с.
  62. , В.П. Народная культура Юга России: опыт систематизации этнофольклорного материала Белгородской области / В. П. Кичигин. -Белгород: изд-во БелГУ, 2000. — 406 с.
  63. , К.П. Творец национального гимна / К. П. Ковалев // Русский дом. 2004. — № 6. — С.6−17.
  64. , Л.Н. Социология культуры / Л. Н. Коган. Екатеринбург: УрГУ, 1992.-118 с.
  65. , JI.H., Иовчук, М.Т. Советская социалистическая культура: исторический? опыт и современные проблемы / Л. Н. Коган, М. Т. Иовчук. М.: Политиздат, 1979. — 437 с.
  66. Коломийцов- В.П.1 В. В. Андреев и его «Великорусский оркестр». -СПб.: Изд. A.C. Суворина, 1909. 55 с.
  67. , Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. — М.: Вече- ACT, 2003. 512 с.
  68. , A.A. Народная Русь / А. А. Коринфский. — Смоленск: Русич, 1995. -648с.
  69. Краткий этнологический словарь / Сост. В. М. Викторин и др. М.: Фонд «Социал. мониторинг», 1994. -103с.
  70. , А. Ох, фольклорненько! (О публикации частушек «с картинками» в эпоху торжества демократии) // А. Кулагин. // Народное творчество. М.: Изд-во РОУ- 1995. — С. 21−33.
  71. Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997. — 630с.
  72. Курский край: Сб. по природе, истории, культуре и экономике Курской губернии: Вып. 1 / Под ред. С. В. Иванова, Е. К. Введенского, A.A. Вирского и Г. И. Булгакова. Курск: Тип. И. И. Булгакова, 1925. — 90с.
  73. , П.А. Философия и социология: Избранные произведения. — В 2-х тт. / П. А. Лавров. Т.2. М.: Мысль, 1965. — 484с.
  74. , С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы / С. Г. Лазутин. М.: Высш. шк., 1990. — 237с.
  75. Леви-Строс, К. Из книги «Мифилогичные»: В 4 т.: Пер. с фр. 4.1. Сырое и вареное. Увертюра. 4.2. Семантика искусствометрия / К. Леви-Строс. М.: ЦГНИИ ИНИОН РАИ и др., 2000. — 459 с.
  76. В.И. Поли. собр. соч. Т.35 478с.
  77. Летопись по Ипатскому списку. СПб., 1871. — 706с.
  78. , Е.Э. Жива ли народная песня? / Е. Э. Линева // Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. — М.: Музыка, 1979. С. 247−262.
  79. , Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки / Д. С. Лихачев -Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1985. -575с.
  80. Лотман, Ю. М: Лекции по структуральной поэтике / Ю. М. Лотман. -Тарту, 1964. -195с:
  81. , Ю.А. Художественная культура' зрелого социализма / Ю. А. Лукин. -М.: Искусство, 1977. 271с.
  82. , A.B. Краткий очерк развития русской музыки на фоне русской общественной жизни, // Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС Фонд Р-142, оп.1, ед. хр. 47.-С. 290 -29Г.
  83. , A.B. О музыке и музыкальном театре: В 3-х тт. Т.1 / Сост., текстология, ред. Л. М. Хлебникова. Вступ. статья и науч. ред. В. Г. Кисунько / A.B. Луначарский. М.: Музыка, 1981. — 431с.
  84. , C.B. Историческая этнология / C.B. Лурье. М.: Аспект Пресс, 1997.-448с.
  85. , И.Я. Новое время новые песни / И. Я. Львов // Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. — М.: Искусство, 1979.-223с.
  86. Лях, В. И. Культурогенез как проблема теории культуры: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, доктора филос. наук / В. И. Лях. М.: МГУК, 1999.-25с.
  87. , Ю.В. Мысли вслух. Об эстетическом воспитании / Ю. В. Малышев. -М.: Музыка, 1969. 138с.
  88. , Е.С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Е. С. Маркарян // Советская этнография. 1981. — № 2. — С. 81−86
  89. , К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -Т.З.-М.: Политиздат, 1955. -544с.
  90. , К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. — М., 1974.
  91. , К., Энгельс Ф. Об искусстве в 2т./ К. Маркс, Ф. Энгельс. -М.: Искусство, 1976. -1308с.
  92. Мациевский, И1 Современность и инструментальная музыкабесписьменной традиции / И. Мациевский // Современность и фольклор.
  93. Статьи и материалы. -М.: Музыка, 1977. С. 76−107.
  94. , A.C. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда: Этнограф, сб. Вып. V / A.C. Машкин. — СПб., 1862. — 119 с.
  95. , В.П. Аннотация к пластинке «На Середенской улице» / В. П. Медведева. -М.: Мелодия, 1986. 1 с.
  96. Метафизика/Пер. A.B. Кубицкого. -M.-JI.: Соцэкгиз., 1934. -348с.
  97. , JI.M. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности / Л. М. Михайлова. М.: Вузовская книга, 1999. — 237с.
  98. Народная культура в современных условиях / Отв. ред. Н. Г. Михайлова. -М.: РИК, 2000. 219 с.
  99. Народное творчество и современность: Вопросы методологии изучения / ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР- Редкол.: О. Н. Кайдалова, А .Я. Зись, А. И. Мазаев, В. Н. Максимов. М., 1982. -216с.
  100. , Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X — середина XVII столетия / Е. В. Николаева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
  101. , Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. М: Эксмопресс, 1998−1999.-1056с.
  102. Новейший философский словарь / В. М. Скакун. Минск: Изд-во В. М. Скакуна, 1999. -336с.
  103. Очерки: истории. Воронежского, края / Под ред. Е. Г. Шуляковского / Е.Г. Шуляковский- Воронеж: Воронежский ун-т, 1961. — Т. 1. — 521 с.
  104. Отчет Управления культуры Белгородской области (1972−1988 гг.)'-'// Государственный архив Белгородской области. Ф. Р-87. — Om4. -Ед.хр.94. — 703 л.
  105. Песни Белгородской области- / Вступ. статья, подготовка текста и комментарии Н.М. Элиаш- Белгород, Б.и., 1958. — 73с.
  106. , P.A. Сочинение Аристотеля! о поэтическом искусстве: Вступ. ст. Р: А. Петровского // Аристотель. -М.: Мысль, 1957. С. 9.-35.
  107. Платон. Сочинения: В 3-х тт. Т. З. Часть I / Платон. М.: Мысль, 1971. -687с.
  108. Гослитиздат- 19 481 — 8 с. 119-Повесть временных лет: Ч. 1−2 / Под ред. В.П.Андриановой-Перетц. -М.-Л.: Наука, 1950. ч. I. 408 е., ч. 2. 556 с.
  109. , Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-302с.
  110. , В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996 .-366 с.
  111. , В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи / В. Я. Пропп (Сост., ред., предисл., и примеч. Б.Н. Путилова- АН СССР, Инс-т востоковедения). — М.: Наука, 1976. -325с.
  112. , Б.Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов. СПб.: Наука, 1994. — 92с.
  113. , Б.А. Поляне и северяне / Б. А. Рыбаков // Сов. этнография. -1944.-T.VI-VII.-346с.
  114. , К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции / К. С. Сарингулян // Сов. этнография. 1981. — № 2. — С. 99−101.
  115. Сартр, Ж.-П. Бытие и Ничто: опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко /Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. — 638с.
  116. , Л.Г. Художественная самодеятельность как средство коммунистического воспитания / Л. Г. Сафонов. Воронеж, 1981. — 61с.
  117. , В.В. Восточные славяне в VII—XVII вв.. / Отв. ред. Б. А. Рыбаков / В. В. Седов. М.: Наука, 1982. — 327с.
  118. , А.Н. Русская народная песня как предмет науки / Русская мысль о музыкальном фольклоре / А. Н. Серов. — М.: Изд-во Музыка, 1979. 366 с.
  119. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1988. — 578с.
  120. Словарь по психологии. -М.: Педагогика, 1990. 217 с.
  121. , Е.И. Художественная самостоятельность как социально-педагогическое явление: Дисс.. докт. пед. наук ЛГИК / Е. И. Смирнова. — Л., 1989.-484с.
  122. , А.И. Русский народ как этнографическое целое / А. И. Соболевский. — Харьков, 1907. — 19 с.
  123. Советский энциклопедический словарь. — Изд-во: М.: Советская энциклопедия, 1982. 1475с.
  124. , В. Сочинения. В 2-х тт. / В. Соловьев. — М: Мысль, 1990. — 286 с.
  125. Социально-культурная природа и функции художественной самодеятельности в динамике. М.: НИИ культуры, 1987. — 24с.
  126. , Г. Социология как предмет изучения / Г. Спенсер. СПб., 1898.-707 с.
  127. Стахович, М'. Собрание русских народных песен / М. Стахович. -СПб.- М., 1851−1854, тетр. 11.
  128. , В.В. Актуальные тенденции развития социально-культурной деятельности в России XXI века / В. В. Туев // XXI век: проблемы культуры и культурологического образования: Сб. научных статей. М., 2001. -С.116.-132.
  129. Ро1к-аЛ-пе1: Новые горизонты творчества: Сб. научных статей. М.: ГРЦРФ, 2008. -340с.
  130. , А .Я. Культурогенез в истории культуры / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1995. — № 3. — С. 117−128.
  131. Фрейд, 3. Тотем и табу / 3. Фрейд. СПб.: Азбука-классика, 2005. -253с.
  132. Холопова- В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие / В.Н., Холопова. СПб.: Издательство «Лань», 2000 (Мир культуры, истории и философии): — 320с.
  133. , A.C. Полное собрание сочинений. Т. 1 / А. С. Хомяков. — М., 1879.-Т.1, — М.:Унив.тип., 1900.-416с.
  134. , H.A. Социальная психология искусства: переходная эпоха / H.A. Хренов. -М.: Альфа, 2005. 624с.
  135. , Н.В. Русская духовная певческая культура: философско-культурологические аспекты: Дисс. канд. филос. наук 24.00.01./ Н. В. Цуканова. Белгород: Изд-тво БелГУ, 2007. — 199 с.
  136. , B.C. Народная культура как социальное явление: Автореф. Докт. филос. наук / B.C. Цукерман. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1984. — С. 19−22. •
  137. , B.C. Сущность, структура и основные характеристики художественной самодеятельности / B.C. Цукерман. Челябинск, 1984. -136 с.
  138. , П.Я. Апология сумасшедшего / П. Я. Чаадаев // Русская идея. — М.: Республика, 1992. -496с.
  139. , Л.Н. Традиционная женская одежда русских в Белгородской области / Институт этнографии / Л. П. Чижикова // Полевые исследования. -1977. -М.: Наука, 1979. С. 9−18.
  140. , K.B. Народные традиции и фольклор: Очерк теории / К. В. Чистов. Л.: Наука, 1986. — 220 с.
  141. , А.П. Белгородская деревня в послевоенные 1946−1953 годы /
  142. A.П.Чиченков. Белгород: Константа, 2008. — 200 с.
  143. Чичеров, В. И Вопросы изучения народного творчества // В. И. Чичеров. Советская этнография. 1955. — № 3. С.111−126.
  144. , В.И. Вопросы теории и истории народного творчества /
  145. B.И.Чичеров. -М.: Советский писатель, 1959. 312 с.
  146. , В.И. Проблемы изучения советского народного поэтического творчества. / О советском фольклоре / В. И. Чичеров // Новый мир. — 1954. -№ 8. — С.203−216.
  147. , А.Д. Народ творец культуры / А. Д. Шаров. — Киев, 1958. -128 с.
  148. , Е. Утопия и традиция / Е.Шацкий. М.: Наука, 1990. — 350 с.
  149. , Ф.В. Философия искусств / Ф. В. Шеллинг / Пер. П.С. Попова- под общей редакцией М.Ф. Овсянникова- прим. A.B. Михайлова. — СПб.: Алетейя при участии фонда «Универ. книга», 1996. 496с.
  150. , Ю.Н. Тайны Белгородского треугольника / Ю. Н. Шмелев. — М.: Изд-во Деловая лига, 1995. 267с.
  151. , А. Мир как воля и представление. Т.1. / А. Шопенгауэр. -М.: Наука, 1982. 192с.
  152. , A.B. Воспоминания. Русские мемуары. 1826−1856 / A.B. Щепкина. -М., 1990. — 736с.
  153. , В.М. Ефим Сапелкин и его ансамбль / В. М. Щуров.- М.: Советский композитор, 1969. 33 с.
  154. , В.М. Песельники из села Фощеватова / В. М. Щуров. М.: Советский композитор, 1989. — 62 с.
  155. , В.М. Песни Усёрдской стороны / В. М. Щуров. М.: Композитор, 1995. — 360 с.
  156. , В.М. Песня, традиция, память / В. М. Щуров. М.: Сов. Россия, 1987.-122 с.
  157. , В.М. Стилевые основы русской народной музыки / В. М. Щуров. М.: Моск. гос. консерватория, 1998. — 464 с.
  158. , В.М. Южнорусская песенная традиция / В. М. Щуров М.: Советский композитор, 1987.-312 с.
  159. , Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Ф.Энгельс. -М.: Госполитиздат, 1953. -328с.
  160. Энциклопедический словарь по культурологи. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. -784 с.
  161. Tuher, R. Politikal Culture and Leadership in Soviet Russia / R. Tuher. N. Y., 1987.-214 P.
Заполнить форму текущей работой