Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап (2005;2007 гг.) связан с изучением философской, исторической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме оценивания учащихся и формирования их учебно-познавательной компетенции, а также анализом степени разработанности проблемы в педагогических теориях и практике, определением объекта, предмета, цели и задач, гипотезы, формулировка основных компонентов научного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические основы организации критериального оценивания
    • 1. 1. Развитие системы оценивания в исторической ретроспективе
    • 1. 2. Определение понятия критериального оценивания и его роли в формировании учебно-познавательной компетентности
    • 1. 3. Критериальное оценивание как педагогическая технология
    • 1. 4. Психолого-педагогические особенности учебно-познавательной деятельности учащихся 5−6 классов и их учет при организации критериального оценивания
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование критериального оценивания как технологии формирования учебно-познавательной компетентности школьников
    • 2. 1. Моделирование технологии критериального оценивания в школьном образовательном процессе
    • 2. 2. Методики критериального оценивания в школе
    • 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности критериального оценивания как технологии формирования учебно-познавательной компетентности учащихся 5−6 классов
  • Выводы по второй главе

Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общество претерпевает существенные изменения. Сегодня можно констатировать, что педагогическое образование в России вышло на новый уровень своего развития. Изменения, происходящие в ценностной, целевой, функциональной и прочих сферах современного образования, требуют их адекватной идентификации и научно-педагогического осмысления [Дмитриева, 2004]. Суть таких изменений, затрагивающих как отдельные национальные структуры, так и мировое сообщество в целом, можно обозначить понятием «интеграция». На смену острой конфронтации приходит объединение, подразумевающее сложное взаимодействие интересов отдельных субъектов интеграции и требующего качественно нового уровня управления и регуляции такими взаимодействиями.

Динамика изменений в различных областях определяет сдвиги геополитических, экономических, социальных и других условий' жизнедеятельности человека. Наблюдаются процессы активной трансформации общественных ориентиров и жизненных ценностей. Естественно, эти изменения не обходят стороной и систему образования, в связи с установлением обновленной образовательной парадигмы, появлением новых образовательных стандартов, измененными требованиями государства, общества и личности учащихся к новому содержанию" образования.

Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования в XXI в. становится компетентностный подход. Использование подобного подхода способствует вытеснению традиционных когнитивных ориентаций образования, ведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. В качестве основных единиц обновления выступают понятия компетентности и компетенции, которые становятся интегративными показателями оценки качества образования [Безукладников, 2009; Хуторской, 2003].

Модернизация Российского образования предполагает формирование ключевых компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе образовательных траекторий и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности. В педагогической литературе (И. Боброва, А. Г. Бермус, Л. Я. Зорина, A.A. Реан, A.B. Хуторской, С. Е. Шишов, И. Щербо и др.) при рассмотрении проблемы качества образования отмечается необходимость перехода от парадигмы оценки достижений учащихся по знаниям, умениям, навыкам к оценке уровня сформированности их ключевых компетенций [Маскин, 2006; Викторова, 2002; Пинский, 1996].

Перед системой образования встает проблема развития у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиямпотребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизньспособности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность и др. Этого можно достичь, если направить учебный процесс в школе на самообучение и саморазвитие как основу формирования учебног познавательной компетентности школьников и их готовности и способности к самообразованию в течение всей жизни [Зимняя, 2003].

В соответствии с этим, к выбору технологии оценивания, основанной на компетентностном подходе необходимо подходить, учитывая индивидуальные особенности учащихся и осуществляя развитие вариативной образовательной среды. Последняя включает в себя все многообразие современных технологий и индивидуальных образовательных траекторий, где вариативность нацелена на максимальную индивидуализацию и доступность образования, на гибкость образовательного процесса, основанного на взаимосвязанной работе его участников по реализации целей и выбору содержания (в рамках государственных стандартов) средств и способов деятельности [Боброва, 2008].

Закономерно, что в связи с появлением обновленной образовательной парадигмы, новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе, в центре внимания: профессионального педагогического сообщества иучастников образовательного процесса оказалась проблема формирования надежной, прозрачной, валидной и технологичной системы оценивания учебных достижений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером. Однако до настоящего времени не определилась единая, универсальная, соответствующая требованиям изменившегося общества и образовательного пространства в целом система оценивания.

В современной школе приоритетной целью образования становится: развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию [Квитова, 2008]. Для достижения" учебной самостоятельности особое значение имеет контрольно-оценочная, самостоятельность ребенка, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения,-необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную? деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии.

Проблема оценочной деятельности — одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что не соответствует в полной мере современным требованиям компетентностного подхода.

Процесс оценивания является постоянной составляющей образовательного процесса и также подлежит развитию. Противоречивый характер школьной отметки отмечали Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский. Характеризуя недостатки современной им системы оценивания, они-подчеркивали, что отметка не должна подавлять умственную деятельность учащихся. В течение последних двадцати лет также неоднократно подвергались изучению вопросы, связанные с оцениванием учебных достижений учащихся (Ш.А. Амонашвили, B. JL Беспалько, В. В. Давыдов, А. И. Липкина, А. Н. Майоров, В. М. Полонский, Е. И. Перовский, A.A. Реан, Н. М. Скаткин, Д. В. Чернилевский, Д. Б. Эльконин и др.). Была доказана необходимость создания универсальной, отвечающей всем требованиям современного общества и потребностям личности учащегося системы оценивания (Ш.А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, А. Б. Воронцов, И. В. Гладкая, A.A. Реан, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.). Существенный вклад в развитие теории оценивания внесли отечественные исследователи, которые определяли оценку как результат учебной деятельности, отмечали систематический характер процесса оценивания, предлагали проводить оценивание с заранее намеченным эталоном. Многие ученые (A.A. Бодалев, Л. И. Божович, Г. И. Мальковская, Н. Г. Морозова, H.A. Русина, Н. В. Селезнев и др.) рассматривали вопрос оценивания с социальных позиций. Не менее значимы, по мнению ученых, такие проблемы, как грамотная организация-процесса оценивания с целью формирования у учащихся учебно-познавательной мотивации и стимулирования, учебных достижений. Для настоящего исследования представляют интерес труды М. В. Золотовой, А. Н. Майорова, В. М. Полонского, Д. В. Чернилевского, которые предлагают рассматривать критерий оценивания как некоторый эталон, показатель уровня владения учебным материалом, имеющий значение стимула для повышения учебных достижений учащихся.

При анализе диссертационных исследований за последние несколько лет не обнаружено работ, посвящённых проблеме формирования учебно-познавательной компетентности посредством критериального оценивания (то есть, компетентности учащегося, сформированной личностно-осмысленным опытом успешного осуществления учебно-познавательной деятельности на междисциплинарном уровне). Несмотря на разносторонность выполненных исследований и их несомненную теоретическую и прикладную значимость, работы, посвящённые проблеме оценочной деятельности учащихся, не исчерпывают проблему формирования учебно-познавательной компетентности, и она не получила своей завершенности. В связи с этим целесообразно рассматривать определение педагогических оснований формирования и развития учебно-познавательной компетентности учащихся посредством использования технологии критериального оценивания их учебных достижений как одно из современных научных направлений.

Основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки. Вопрос отсутствия четких критериев в выборе отметки и отсутствия-в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла, а также трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки — все это требует скорейшего решения.

Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ, что наблюдается уже на начальной ступени обучения [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009].

Изучение научной литературы по данной проблеме (Ш.А. Амонашвили, B.JI. Беспалько, В. В. Давыдов, А. И. Липкина, А. Н. Майоров, Е. И. Перовский, В. М. Полонский, A.A. Реан, Н. М. Скаткин, Д. В. Чернилевский, Д. Б. Эльконин и др.), констатирующие исследования в этом направлении, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, наблюдение за учебным процессом в общеобразовательных учебных заведениях позволили выявить ряд существующих противоречий между:

• потребностью общества и личности учащегося в новой, объективной системе оценивания учебных достижений, с одной стороны, и недостаточной разработанностью критериальной системы оценивания в логике компетентностного подхода, — с другой;

• сложившейся научно-теоретической базой по вопросу оценивания и недостаточно разработанной технологией критериального оценивания, способствующей формированию учебно-познавательной компетентности учащихся;

• сложившейся традиционной практикой оценивания в средней школе и отсутствием научно обоснованной модели технологии критериального оценивания учебных достижений учащихся.

Таким образом, актуальность разработки технологии критериального оценивания определяется необходимостью разрешения указанных противоречий. Все сказанное определило проблему исследования — какова технология критериального оценивания учащихся, способствующая формированию учебно-познавательной компетентности школьников?

Актуальность данной проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность явились основанием для определения темы исследования: «Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся».

Цель исследования состоит в разработке и практической апробации технологии критериального оценивания, способствующей формированию учебно-познавательной компетентности учащихся 5−6 классов.

Объектом исследования является процесс критериального оценивания как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся 5−6 классов.

Предмет исследования — содержание и организация критериального оценивания учащихся 5−6 классов.

Гипотеза исследования: использование критериального оценивания будет способствовать формированию учебно-познавательной компетентности школьников, если оно разработано и реализовано как педагогическая технология, а именно:

— разработана модель технологии критериального оценивания в школьном образовательном процессе, учитывающая социальный заказ общества и потребности личности учащегося, включающая: цель, принципы, оценочную политику, организационно-педагогические условия;

— данная модель реализована на практике как двухчастная система мер организационного и содержательного характера, направленных на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся.

Задачи исследования.

1. Уточнить понятие критериального оценивания и научно обосновать его роль в формировании учебно-познавательной компетентности учащихся 5−6 классов.

2. Разработать модель технологии критериального оценивания.

3. Сформулировать принципы организации критериального оценивания.

4. Разработать содержание и организационные основы критериального оценивания, направленные на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся 5−6 классов, и экспериментально проверить их эффективность.

5. Апробировать опытно-экспериментальным путем модель технологии критериального оценивания в 5−6 классах общеобразовательной школы.

6. Выявить количественные и качественные параметры эффективности критериального оценивания как технологии формирования учебно-познавательной компетентности учащихся.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы научного исследования:

— теоретический анализ философских, психологических, педагогических, трудов и методических изданий, а также педагогического опыта по проблеме исследования;

— анализ нормативных документов по теме исследования, государственных образовательных стандартов основного общего образования, учебных программ, отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов;

— метод моделирования, эмпирические методы (педагогическое наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование);

— интерпретационные методы исследования (анализ, сравнение, обобщение теоретических исследований, практического опыта, эмпирического материала, синтез и систематизация эмпирического материала);

— педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, проверка эффективности предложенной технологии, обработка результатов статистическими методами).

Методологическую основу исследования составляют: положения системного подхода в педагогике и образованиитеоретические и практические аспекты педагогического моделированияположения диалектики о всеобщей связи и взаимозависимости явленийположения философии образования о социокультурном характере педагогических процессов.

Теоретическую основу исследования составляют: положения теории личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, З. И. Калмыкова, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, B.C. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, И. С. Уткина и др.), положения личностно-ориентированного подхода и концепции развивающего обучения (Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М. А. Викулина, В. В. Давыдов, E.H. Дмитриева, Л. В. Занков, Н. М. Зверева, A.A. Леонтьев, А. К. Маркова, Л. Г. Петерсон, Д. Б. Эльконин, И.С. Якиманская), положения* компетентностного подхода в образовании (В. И. Байденко, К. Э. Безукладников, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, W. Hutmacher, R.W. White и др.) — положения педагогики о технологии оценочной деятельности и образовательной среде (Б.Г. Ананьев, В. Л. Беспалько, Е. И. Перовский, В. М. Полонский, A.A. Реан, Н. М. Скаткин, Д. В. Чернилевский, Г. А. Щукина, Н. Е. Щуркова, В. А. Левин, A. Peterson, К. Hahn и др.).

Опытно-экспериментальную базу исследования составили: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. A.C. Пушкина с углубленным изучением предметов физикоматематического цикла г. Перми и муниципальное образовательное учреждение Гимназия № 11 им. С. С. Дягилева г. Перми. В опытно-экспериментальной работе приняли участие учащиеся 5−6 классов.

Организация и этапы исследования. В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и установленными для выполнения задачами исследование проводилось в три этапа (с 2005 по 2010 гг.).

Первый этап (2005;2007 гг.) связан с изучением философской, исторической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме оценивания учащихся и формирования их учебно-познавательной компетенции, а также анализом степени разработанности проблемы в педагогических теориях и практике, определением объекта, предмета, цели и задач, гипотезы, формулировка основных компонентов научного исследования, изучение декларативных и организационно-нормативных документов Российской Федерации об образовании, изучением отечественного и зарубежного опыта организации критериального оценивания на экспериментальных базах исследования, а также — в МОУ Гимназия № 45 г. Москвы, МОУ СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка г. Перми, МОУ Лицей № 10 г. Перми, МОУ Гимназия «Универс» г. Красноярска, штаб-квартире Организации Международного Бакалавриата (Женева, Швейцария), университете East Anglia (Норвич, Великобритания).

Второй этап (2007;2008 гг.) — теоретическое обоснование, разработка и научное описание модели и технологии организации критериального оценивания, уточнение понятийного аппарата исследования, осуществление организационного этапа, связанного с созданием всех необходимых условий для проведения опытно-экспериментального исследования (научно-методических, мотивационных, организационных), определение экспериментальных и контрольных объектов для сравнения и создание контрольно-измерительных материалов для участников экспериментального исследования, начало эксперимента.

Третий этап (2008;2010 гг.) — продолжение и завершение экспериментального исследования, итоговая обработка полученной информации, соотношение результатов с целью, задачей, гипотезой, уточнение теоретико-методологических положений, обобщение, систематизация полученных результатов, выводов, формулировка заключения по основным идеям, литературное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены сущностные характеристики критериального оценивания;

— доказан технологический характер процесса критериального оценивания учебных достижений школьников;

— разработана научно обоснованная модель технологии критериального оценивания;

— сформулированы педагогические принципы организации критериального оценивания;

— научно подтверждено влияние критериального оценивания на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся;

— выявлены организационно-педагогические условия реализации модели технологии критериального оценивания, направленного на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся;

— выявлена положительная динамика формирования учебно-познавательной компетентности учащихся 5−6 классов в условиях реализации технологии критериального оценивания.

Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней:

— представлено авторское уточнение определения критериального оценивания, способствующего формированию учебно-познавательной компетентности учащихся;

— теоретически обоснованы организация и содержание критериального оценивания учебных достижений школьников;

— теоретически обоснована модель технологии критериального оценивания как педагогическая система;

— получили развитие положения компетентностного подхода в образовании применительно к теории и практике оценочной деятельности в общеобразовательной школе.

Практическая значимость заключается в том, что:

— разработана оценочная политика школы и дидактические рекомендации по организации критериального оценивания в общеобразовательной школе;

— созданы контрольно-измерительные материалы по всем предметным блокам для учащихся 5−6 классов;

— разработана технология осуществления критериального оценивания и внедрена в образовательную практику общеобразовательной школы;

— созданные экспериментальные материалы успешно используются в учебном процессе общеобразовательных учебных заведений Пермского края (МОУ СОШ № 9 им. A.C. Пушкина с изучением предметов физико-математического цикла, МОУ СОШ № 7 с углубленным изучением < английского языка, МАОУ Лицей № 10 г. Перми) и 20 школах Республики Казахстан «Назарбаев Интеллектуальные Школы».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации и результаты экспериментальной проверки эффективности технологии критериального оценивания были представлены и получили одобрение на заседаниях кафедр педагогики, социальной педагогики, методики преподавания иностранных языков Пермского государственного педагогического университета (2007, 2008, 2009) — в штаб-квартире Организации Международного бакалавриата в Женеве (Швейцария, 2008) — университете East Anglia в г. Норвич (Великобритания, 2009) — на международных и всероссийских конференциях: вторая международная научно-практическая конференция Ассоциации школ Международного бакалавриата (Красноярск, 2008), «Портрет ученика в фокусе программ.

Международного бакалавриата. Образование, которое сделает мир лучше" (Пермь, 2009) — «Современные технологии в профессионально-педагогическом образовании» (Пермь, 2008) — «XXI век — время молодых»: (Пермь, 2008; 2009), «Актуальные проблемы современной педагогики» (Новосибирск, 2010), «Обучение, тестирование и оценка» (Нижний Новгород, 2010) — «Образование и наука — производству» (Набережные Челны, 2010), «Современная педагогика. Актуальные проблемы и тенденции развития» (Новосибирск, 2010), а также на занятиях со слушателями факультета переподготовки, и повышения квалификации педагогических кадров и студентами Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет», с педагогами из 20 школ Республики Казахстан «Назарбаев Интеллектуальные Школы» (Пермь 2008;2010).

Результаты исследования отражены в 16 публикациях автора, в том числе 2 — в научных рецензируемых изданиях, входящих в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, 4 учебных пособиях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, разнообразными источниками философской, педагогической, психологической, методической информациимногоуровневым анализом основных понятийкомплексным, целенаправленным применением взаимодополняющих исследовательских методов, адекватных целям, предмету, задачам и логике исследованийсочетанием теоретического анализа проблемы и практического внедрения в учебный процесс общеобразовательных учебных заведений, положительными результатами (качественными и количественными) опытно-экспериментальной работырепрезентативной выборкой, корректной обработкой полученных данных, статистической значимостью полученных данных, что обеспечило валидность и надежность полученных результатов, возможность внедрения основных положений и результатов исследования в практику работы образовательных учреждений в различных регионах Российской Федерации и возможностью использования разработанной модели и технологии критериального оценивания в различных образовательных системах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под критериальным оцениванием понимается процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании учебно-познавательной компетентности учащихся (готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретенияконцентрировать вниманиекритически мыслитьоценивать собственные возможности и учебные достиженияосуществлять взаимооценивание).

2. Критериальное оценивание, организованное и реализуемое как формально-описательная метатехнология, включающая систему взаимосвязанных контрольно-оценочных действий всех участников образовательного процесса для достижения поставленных целей и задач обучения, способствует формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

3. Модель технологии критериального оценивания, включает:

• цель, обусловленную потребностями общества и личности учащегося;

• принципы (критериальности и дескриптивности, единства формирующего и констатирующего оценивания, осознанности, диагностической основы критериального оценивания), обеспечивающие достижение вышеуказанной цели;

• оценочную политику образовательного учреждения;

• организационно-педагогические условия оценочной деятельности как двухчастную систему мер организационного и содержательного характера, направленные на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся 5−6 классов;

• процедура педагогического диагностирования (карты формирующего и констатирующего критериального оценивания, тестирование, анкетирование, наблюдение, интервьюирование).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка (199 работ, в том числе 37 на иностранных языках) и приложения. Кроме текстового материала работа иллюстрирована 33 таблицами, 36 рисунками.

Основные результаты исследования позволили сделать следующие выводы и обобщения:

1. В последнее время заметно возрос исследовательский интерес к рассматриваемым в диссертации проблемам (роли технологии критериального оценивания при формировании учебно-познавательной компетентности учащихся, обладающей междисциплинарным характером, выявления организационно-педагогических основ технологии критериального оценивания, разработки модели практической реализации данной5 технологии). Появление разнообразных подходов к оцениванию, безусловно, способствовало установлению обоснованной общепедагогической концепции компетентностного подхода, личностно-ориентированного, развивающего обучения. Все это предопределило современные тенденции в развитии системы оценивания и вызвало необходимость появления технологии критериального оценивания, которая заключается в сравнении индивидуальных достижений учащихся с определенными критериями, основанной на компетентностном подходе и обладающей междисциплинарным характером.

2. В практике формирования учебно-познавательной компетентности посредством критериального оценивания реализована модель технологии критериального оценивания, включающая цель, принципы, оценочную политику школьного образовательного процесса, включающую комплекс технологий организации критериального оценивания, организационно-педагогические условия и результативный компонент применения технологии критериального оценивания. Эффективность содержания, организационных основ и модели данной технологии подтверждена результатами опытно-экспериментального исследования, что позволило выявить количественные и качественные параметры эффективности критериального оценивания как технологии формирования учебно-познавательной компетентности учащихся.

3. В результате исследования были выявлены педагогические принципы, базирующиеся на закономерностях взаимосвязи между критериальностью и дискриптивностью, формирующим и констатирующим оцениванием, осознанностью и диагностичностью. Они призваны регулировать деятельность педагога в отношении определенных параметров оценивания. •. .

4 Содержательные и организационные основы, модель технологии' критериального оценивания внедрены^ в образовательное пространство Пермского края (Российская Федерация) и Республики Казахстан. Разработанная в данном диссертационном исследовании: технология-критериального оцениванияприменяется вч общеобразовательных учреждениях Пермского края (МОУ COLLI № 9 им. A.C. Пушкинас изучением предметов физико-математического цикла, МОУ СОШ № 7 с углубленным изучением английского языка, МОУ Лицей № 10 г. Перми) и 20! школах РеспубликиКазахстан. «Назарбаев Интеллектуальные Школы».

Однако проведенное исследование не. претендует на исчерпывающуюполноту разработки проблемы внедрения и использования технологии критериального оценивания, обладающую междисциплинарным характером: и открывает новое направление исследований. Представляется актуальным рассмотрение влияния технологии критериального оценивания на формирование ключевых компетенций учащихся, рассмотрение технологии критериального оценивания, применительно к ЕГЭ, использование предложенной технологии применительно к отдельным предметам школьных учебных программ, наразных ступенях и уровнях обучения: (ступень начального общего образования,* ступень, среднего полного общего образованияуровень начального профессионального образования, уровень среднего профессионального образования, уровень высшего профессионального образования).

Заключение

.

В XXI веке новые ориентиры модернизации школьного образования в значительной степени изменили роль оценочной деятельности учащихся. Становление обновленной образовательной парадигмы, появление новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе способствуют поиску единой критериальной технологии оценивания учебных достижений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером, влияющей на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся.

Цель нашего исследования состояла в разработке и практической апробации технологии критериального оценивания, способствующей формированию учебно-познавательной компетентности учащихся 5−6 классов.

В экспериментальной проверке эффективности критериального оценивания учебных достижений учащихся 5−6 классов как технологии формирования их учебно-познавательной компетентности приняло 218 учащихся (109 учеников гимназии № 11 — контрольная группа, 109 учеников школы № 9 — экспериментальная группа). В ходе педагогической диагностики выявления уровня сформированности учебно-познавательной компетентности учащихся, результаты, обработанные методами математической статистики полностью подтвердили гипотезу исследования и доказали эффективность использования технологии критериального оценивания учебных достижений учащихся и ее влияние на формирование их учебно-познавательной компетентности. Кроме того, экспериментально доказана сильная, статистически значимая взаимосвязь всех исследуемых компонентов (мотивация, отношения учащихся к оценке учителя, взаимооценке, самооценкенаправленность на приобретение знаний, концентрация внимания, критическое мышление).

Показать весь текст

Список литературы

  1. История Знание и понимание (max 10) Оперирование знаниями (max 10) Применение умений и навыков (max 10) Презентация и организация информации (max 8)1. Обществознание 1. География
  2. Природоведение Единство мира (max 6) Коммуникация (шах 6) Знание и понимание • (max 6) Научное исследование (max 6), Обработка информации (max 6) Проведение эксперимента (max 6)1. Биология
  3. ИЗО Знание и понимание (max 8) Умения (шах 10) Рефлексия (шах 8) Осознание роли искусства и личное участие (max 8)1. Музыка
  4. Труд Исследование (шах 6) Дизайн (max 6) Планирование (шах 6) Создание продукта (шах 6) Оценивание (max 6) Личное отношение (шах 6)1. ИКТ
  5. Физическая культура Использование знаний (шах 8) Композиция движений (шах 6) Исполнение (max 10) Социальное взаимодействие и личное участие (шах 8)
  6. В соответствии с выделенными критериями, целями и задачамипредметного блока оценивание учащихся 5−6 классов производится по следующей критериальной шкале (таблица 8):
  7. , B.C. Научные проблемы’тестового контроля знаний Текст. / B.C. Аванесов. — М.: Исслед. центр, 1994. 123 с.
  8. , М.Н. Диагностика факторов успешности учебной деятельности при переходе из начальной школы в среднюю Текст. / М. Н. Акимова, Н. В. Бодягина. — Самара: СИПК, 1996. — 75 с.
  9. , H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография Текст. / H.A. Алексеев. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996.-216 с.
  10. , Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984.-296 с.
  11. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
  12. , Б.Г. Психология педагогической оценки Текст. / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды в 2-ч под ред. А. А. Бодалева и др.-М.: Педагогика, 1980.-С. 128−266.
  13. Андреев, А Б. Концептуальный подход к созданию интеллектуальной системы анализа знаний Текст. / А. Б. Андреев, В. Б. Моисеев, Ю. Е. Усачев, В. В. Усманов // Открытое образование. — 2001. — № 5. с. 44−48.
  14. . Н.В. Технология самоконтроля в системе развивающего обучения Текст. / Н. В. Ануфриева // Технологии развивающего обучения: сб. науч. трудов. — СПб.: Эпиграф, 2002. — С. 253 255. ISBN 5−88 749−033−0.
  15. Афонина, Л. А Критериально-ориентированное тестирование как эффективное средство измерения и оценки учебных достижений учащихся средних образовательных учреждений Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Афонина Л. И. Саратов, 2000. — 207с.
  16. , И.И. Развитие контрольно-оценочных умений учащихся в процессе обучения физике Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. И. Баженова. Екатеринбург, 2000. — 199с.
  17. , А.Е. Оценка качества школьного образования Текст.: дис.. док. пед. наук: 13.00.01 / А. Е. Бахмутский. — СПб, 2004. — 343 с.
  18. , В.Ф. Педагогическая технология: что это? Текст. / В. Ф. Башарин // Специалист. 1993. — № 9. — С. 25−27.
  19. , К. Э. Формирование линговодидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: монография Текст. / К. Э. Безукладников- Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2008. 270 с. — ISBN 978−585 218−362−0.
  20. Безукладников, К. Э. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в педагогическом вузе
  21. Текст. /К. Э. Безукладников // Педагогическое образование и наука. 20 096.- № 6. С. 69−70.
  22. , К.Э. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: концепция и методика Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / К. Э. Безукладников. Н. Новгород, 2009 г. — 403 с.
  23. , К.Э. Программы Международного бакалавриата: проектирование системы образования XXI века Текст.: учеб. пособие / К. Э. Безукладников, Б. А. Крузе. Пермь, 2010. — 135 с. — ISB№ 978−5-85 218−473−3.
  24. , В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний Текст. / В. П. Беспалько //Советская педагогика. -1968.- № 4.-С. 52−69.
  25. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 199с.
  26. , И. Сетевые проекты и управление качеством образования Текст. / И. Боброва // Директор школы. 2008. — № 2. — С. 36−41.
  27. , Д.Н. Психология усвоения знаний в школе Текст. / Д. Н. Богоявленский, H.A. Менчинская. -М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958.- 347 с.
  28. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка Текст. / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972. — С.41−42.
  29. , Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников Текст. / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина. М.: Известия АПН РСФСР, вып. 36, 1951. — С. 105−131.
  30. , В.Г. Современные парадигмы в образовании. На пути к целостности и самоорганизации Текст. / В. Г. Бондарев. — Мн.: НИО, 2003. — 128 с.
  31. , Н.В. Психология и педагогика Текст.: учеб. пособие / Н. В. Бордовская, A.A. Реан и др. Питер, 2010. — 432 с.
  32. , Н.М. Диагностическая деятельность педагога Текст.: учеб. пособие / Н.М. Борытко- под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой.- М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 283 с.
  33. , С.М. Организация оценочной деятельности студентов" как условие формирования их познавательной мотивации Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. М. Бутакова. Красноярск, 2006. — 246 с.
  34. Бююлъ, A. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей Текст. / А. Бююль, П. Цефель. СПб.: ДиаСофтЮП, 2002. — 608 с.
  35. , Л.Г. Инновационные процессы в образовании Текст. / Л. Г. Викторова // Инновации в образовании. — 2002. № 2. — С. 4−10.
  36. , М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: учеб. пособие Текст. / М. А. Викулина. Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004.- 296 с.
  37. , G.r. Учебно-познавательная компетентность, школьников: опыт системного конструирования Текст.- / C.F. Воровщиков // Завуч. Управление современной школой. — 2007. — № 6. — С. 81−97.
  38. Воронцов, А: Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова Текст. / А. Б. Воронцов. — М.: Изд-во Рассказовъ, 2002. — 303 с.
  39. Выготский, ¦ JI: C. Педагогическая психология: Текст. / JI.C. Выготский: -М., 1991. -479 е.
  40. Текст. / под ред. А. Н. Леонтьева, A.A. Пузырея, В .Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1976.-С. 220−229.
  41. Гладкая, ИВ: Оценка образовательных результатов школьников Текст. / И. В. Гладкая. СПб.: КАРО, 2008. — 144 с.
  42. , И.Г. От розги к пятерке: Очерк истории, контроля и оценки знании Текст. / И. Г. Голышев, Чуваш, ун-т — Чебоксары, 2001 30 с.
  43. , ВВ. Оценка, рейтинг, тест Текст. / В. В. Гузеев // Школьные технологии. 1998. — № 3. — С.40
  44. , Н. Мониторинг качества образования Текст. / Н. Гуськова, Н. Маркин, Т. Симонова // Стандарты и качество. 2000. — № 5. -С. 86−88.
  45. , В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: АПН СССР, 1986. — 239 с.
  46. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  47. , Л. Внимание Текст. / JI. Данилова // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999. — С. 21−22.
  48. Де’Калувг, Л. Развитие школы: модели и изменения Текст. / J1. Де’Калуве, Э. Маркс, М. Петри. — Калуга: изд-во Калужского института социологии, 1993.-240 с.
  49. , E.H. Смысловая парадигма как основа совершенствования профессиональной подготовки педагогов в вузе Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / E.H. Дмитриева. Н. Новгород, 2004. — 385 с.
  50. Дроздикова-Зарипова, А. Р. Педагогические условия и критерии содержательной оценки учебной деятельности учащихся средней школы Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Р. Дроздикова-Зарипова. -Казань, 2002. 240 с.
  51. , М.М. Организационно-педагогические основы оценивания учебных достижений студентов как фактор повышения качества обучения в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. М. Дубцова. -Чита, 2007. 233с.
  52. , В.А. Критерии оценки учебной деятельности в начальной школе Республики Панама Текст. / В. А. Дугель // Начальная школа плюс До и После. 2008. — № 2 — С. 84−86.
  53. , Г. М. Оценка знаний как средство активизации учебной еятельности учащися Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Дюдина Г. М. -Алма-Ата, 1971. 171с.
  54. , Л.Е. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников Текст. / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова // Первое сентября (прилож.). — 2010. № 1.
  55. , И.О. Критическое мышление: технология развития Текст. / И. О. Загашев, Е.С. Заир-Бек. — СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.-239 с.
  56. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. / Мин-во образования и науки Россиской Федерации. — М.: Омега-JI, 2009. — 62 с.
  58. , Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся Текст. / Е. В. Зачесова // Школьные технологии. 2007. — № 2. — С. 167−172.
  59. , Е.В. Методы изучения познавательных способностей школьников Текст. / Е. В. Звягинцева // Школьные технологии. — 2009. — № 2.-С. 166−172.
  60. , А. На пути к объективной оценке. Из опыта работы школьной службы мониторинга Текст. / А. Иванов // Управление школой. — 2009.-№ 3.-С. 10−14.
  61. , Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. А. Иванов // Школьные технологии. — 2007. № 6. — С. 77−82.
  62. , В. Мышление критическое Текст. / В. Каган // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999. — С. 16−22.
  63. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981 г.
  64. , JI.В. Единый государственный экзамен как современная форма оценки учебных достижений: дидактическая характеристика Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JT.B. Караваева. — М., 2007.- 157 с.
  65. , С. А. Диагностическая функция проверки и оценки знаний учащихся Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. А. Карасев, Саратов, 2003. 155 с.
  66. , JT. Ф Как проверить качество сформированности умений Текст. / Л. Ф. Квитова // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — № 2.-С. 62−65.
  67. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе Текст. / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  68. , Д. Что такое критическое мышление Текст. / Д. Клустер // Перемена. 2001. — № 4. — С. 32−39
  69. Коменский, Я А. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский // Личностно-ориентированное обучение: хрестоматия. — М.: Совр. гум. ун-т, 2005.-C.il.
  70. , Ю.А. Анализ урока Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 336 с.
  71. , Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: учеб.-метод. пособие Текст. / Н. Ю. Конасова. М.: КАРО, 2006.-112 с.
  72. Концеги (ия модернизации Российского образования до 2010 года Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.educom.ru/Proiekt/konzepz-modern.htm
  73. Концепгщя общероссийской системы оценки качества образования. М.: МОН РФ, 2007.
  74. , Н.Г. Квалиметрия как инструмент оценки качества образования Текст. / Н. Г. Корнещук, Г. Ш. Рубин, Т. В. Абрамова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2006. № 3. — С. 16−20.
  75. Королев, М Ф. Образовательные стандарты и контрольно-оценочная деятельность Текст. / М. Ф. Королев, А. Г. Поле, Н. В. Романькова. М.: НМЦ ЮВОУ МКО, 1996.- 120с.
  76. , Ф.В. Учить по-новому: нужны ли оценки-баллы Текст. / Ф. В. Костылев. М.: Владос, 2000. — 104с.
  77. , М.Б. Пути повышения эффективности проверки знаний учащихся Текст. / М. Б. Кравченко //Формы и методы проверки и оценки знаний учащихся. — Тамбов, 1979. — С.3−18.
  78. , Р.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе Текст. / Р. Ф. Кривошапова, О. Ф. Силютина // Советская педагогика. 1980. — № 11. — С. 60−65.
  79. , Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Б. А. Крузе. Н. Новгород, 2009: — 205 с.
  80. , Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении Текст. / Н. Е. Кузнецова. СПб.: Образование, 1995. — 50 с.
  81. Лаврентьева, Н Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе Текст.: дис. .док. пед. наук: 13.00.08 / Н. Б. Лаврентьев. — Барнаул, 2001. 349с.
  82. , В.В. Структурирование компетенций — перспективное направление в решении проблем образования Текст. / В. В. Лебедев // Школьные технологии. 2007. — № 2. — С. 97−103.
  83. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  84. , И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. — 311 с.
  85. , А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования Текст. / А. Н. Майоров. — М.: Интеллект-Центр, 2001. 296с.
  86. , O.A. Проблемы оценки учебных достижений школьников: сб. статей Текст. / O.A. Манзадей, С. А. Плаксина и др. — Рязань: Рязан. обл. ин-т развития обр-я, 1998. 56 с. — ISBN 5−7943−0027−2.
  87. , Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учеб.-метод. Пособие Текст. / Ю. С. Мануйлов, Г. Г. Шеек. -М., Н. Новгород, 2008. 220 с.
  88. , В. В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: практич. пособие. Текст. / В. В. Маскин, A.A. Петренко, Т. К. Меркулова. М.: АРКТИ, 2006. — 64 с.
  89. , И.Ю. Теоретические вопросы возрастной психологии: учеб.-метод. пособие Текст. / И. Ю. Махова, М.Ю. Махова- Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-т, 2001. 85с. — ISBN 5−85 094−164−9.
  90. Международный бакалавриат и российская школа: Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений Текст. / под ред. А. М Кондакова. М.: Молодая гвардия, 1997. — С.51.
  91. , B.C. Связь социально-типического и индивидуального в, личности Текст. / B.C. Мерлин // Типологические исследования по психологии личности: сборник трудов. Вып. 4. — Пермь, 1967. — 237 с.
  92. , И.Е. К вопросу о совершенствовании оценочного инструмента Текст. / И. Е. Минеева // Начальная школа плюс До и после. — 2007.-№ 10.
  93. , A.M. Контроль, оценка, рефлексия Текст. / A.M. Новиков // Школьные технологии. 2008. — № 1. — С. 143−148.
  94. , Т.Г. Традиции и инновации в развитии современного образования Текст. / Т. Г. Новикова // Методист. 2008. — № 3. — С. 2−9.
  95. Образовательная система Международный бакалавриат как один из вариантов развития школы в условиях модернизации образования Текст.: науч.-метод. материалы / Н. Г. Липкина, O.A. Кузнецова, П. В. Миков и др. — Пермь, 2003.-98 с.
  96. , В. А. Формирование познавательной самостоятельности студентов Текст. / В. А. Одинцова // Инновации в образовании. 2009. — № 11. — С. 98−102.
  97. , Н.Ю. Что такое метод проектов? Текст. / Н. Ю. Пахомова // Школьные технологии. — 2004. — № 4. — С. 93−96.
  98. , А.Г. Внедрение критериально ориентированной оценки учебных достижений школьников в педагогическую практику Текст. / А. Г. Пачина // Начальная школа плюс До и После. 2008. — № 9. — С. 28−31.
  99. , Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе Текст. / Е. И. Перовский. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960. — 511 с.
  100. , Л.Г. Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению Текст. / Л. Г. Петерсон, В. А. Петерсон // Школьные технологии. — 2007.- № 3. С. 178−184.
  101. , М. Хотите улучшить работу? Для совершенствования используйте опросники Текст. / М. Пинская // Управление школой. — 2009. -№ 3.-С. 35−43.
  102. , A.A. К новой парадигме в образовании Текст. /A.A. Пинский. -М.: Парсифаль, 1996. — 88 с.
  103. , П.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура / П. И. Пискунов // Педагогика. — 2001. № 3. — С. 4148.
  104. , Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие Текст. / Е. С. Полат и др.- под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2008. 268 с. -ISBN 978−5-7695−4788−1.
  105. , В. Оценочные тенденции Текст. / В. Поликарпова // Управление школой. 2007. — № 11. — С. 40−42.
  106. , М.М. Понятие «качества образования» Текст. / М. М. Поташник, A.M. Моисеев // Народное образование. 1999. — № 7. — С. 167 178.
  107. , М.М. Управление качеством образования Текст. / М. М. Поташник, E.JI. Ямбург, Д. Ш. Матрос. М.: Педагог, общество России, 2000. — 448 с.
  108. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие Текст. / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. — 688с. — ISBN 59 268−0046−9.
  109. , Т. А. Психодиагностические методы изучения личности Текст. / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. — М.: Флинта, 2000. — 264 с. — ISBN 5−89 502−022−4.
  110. , Т.А. Развитие познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в развивающих играх Текст. / Т. А. Ревягина, Н. М. Сорокина. — М.: Рос. академия образования, 2007. — 49с.
  111. , М.П. Оценка знаний и умений учащихся в системеiразвивающего обучения Текст. / М. П. Романеева. М.: Изд-во МОиГЖ, 1995.-32 с.
  112. , Ю. Покушение на систему. Какие задачи решает критериальное оценивание Текст. / Ю. Романов, О. Тришневская // Управление школой. 2009. — № 3. — С. 15−19.
  113. Современный словарь по педагогике Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2001. — 928с.
  114. , Г. И. Контрольная оценочная деятельность учащихся Текст. / Г. И. Соколова, А. Б. Подкорытников // Директор школы., — 2009. -№ 4. С.64−67.
  115. , Г. Оценки и отметки Текст. / Г. Солдатов // Начальная школа. 1998. — № 2. — С. 12−15.
  116. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы-для-, разработки-документов:по: обновлению общего образования .
  117. Текст. / координатор группы A.A. Пинский. — М., 2001.- 102 с.
  118. Ступницкая, М. А: Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды Текст. / М. А. Ступницкая, A.B. Белов и др. // Школа здоровья. 2003. № 3. — С. 36−39.
  119. , Д.Н. Статистический анализ в маркетинговых исследованиях Текст. / Д. Н. Таганов. СПб.: Питер, 2005. — 192 с.
  120. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Изд. МГУ, 1984. — 344 с.
  121. , ТВ. Технология педагогического оценивания: учеб. пособие Текст. / Т. В. Тюняева. Мичуринск: Изд-во^МГПИ, 2002. — 102с. -ISBN 5−9298−0029−4.
  122. Учебно-лгетодическое обеспечение переходного этапа от начальной к подростковой школе 5−6 классы (образовательная система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова) Текст. / под ред. А. Б. Воронцова. — М.: ОИРО, 2004. — 89с.
  123. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования Текст. / Мин-во образования и науки Российской Федерации. — М., 2004. 266с.
  124. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Текст.: Ч. I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2004. -221 с.
  125. , JI.M. Как сегодня обучать, чтобы повысить качество жизни Текст. / JIM. Федоряк //Педагогика. — 2005. — № 4. — С. 37.
  126. , Г. Оценка без отметки Текст. / Г. Цукерман.— М. Рига: педагогический центр «Эксперимент», 19 991−133с.
  127. , Г. Революция в одной, школе. Как учиться без отметок? Текст. / Г. Цукерман, Д. Гинзбург // Управление школой- — 2009. -№ 3. С. 24−31.. '
  128. , НЕ. Модульно-рейтинговая технология оценки: учебных достижений студентов как фактор повышения успешности обучения-Текст.: дис.. канд. пед: наук: 13.00.08 / Н. Е. Чеботарева. Волгоград, 2004. — 195с.
  129. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения Текст. / М. А. Чошанов. — М.: Логос, 1993. 181 с.
  130. , О.В. Психология развития и возрастная психология: учеб.-метод. комплекс Текст. / О. В. Шапатина, Е. А. Павлова. — Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. 204 с.
  131. , М.Я. Оценка качества образования в школах Международного бакалавриата Текст. / М. Я. Шнейдер // Вопросыобразования. 20 051 — № 1. — С. 2−28.
  132. , В. А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штоф. -М.: Наука, 1966.-304 с.
  133. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  134. , Н.Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  135. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст.: избр. психол. труды / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1997. — 416с.
  136. , Д.Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  137. , КС. Личностно-ориентированное образование: история и практика Текст. / И. С. Якиманская. // Личностно-ориентированное обучение: хрестоматия. — М.: Совр. гум. ун-т, 2005. С. 182−204.
  138. , В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  139. A Basis for Practice: The Diploma Years Programme Text. -International Baccalaureate Organization. 2006. — 16 p.
  140. A Basis for Practice: The Middle Years Programme Text. -International Baccalaureate Organization. 2006. — 16 p.
  141. A Basis for Practice: The Primary Years Programme Text. -International Baccalaureate Organization. 2006. — 16 p.
  142. A Continuum of International Education Text. — International Baccalaureate Organization. 2006. — 48p.
  143. Baumeister, Roy F. The self in social psychology Text. / Roy F. Baumeister. Psychology Press, 1999. — 492 p. — ISBN 863 775 721, 9 780 863 775 727.
  144. Coordinator’s handbook 2007−2008 Text. — International Baccalaureate Organization, 2007. — 119 p.
  145. Deller, Sh. Teaching Other Subjects Through English Text. / Sh. Deller, C. Price. Oxford University Press, 2007. — 151 p.
  146. East, M. MYP Assess Text. / M. East, J. Keson International Baccalaureate Organization. -2010.-87 p.
  147. Einspruch, E. L. Next Steps with SPSS Text. / E.L. Einspruch. — Sage Publications, 2003. 184 p.
  148. Facione, P. Holistic Critical Thinking Scoring Rubric Text. / P. Facione, N. Facione. California, 1994. — 4p.
  149. Field, A. Discovering Statistics Using SPSS for Windows: Advanced Techniques for Beginners Text. / A. Field. Sage Publications, 2000.-512 p.
  150. Frankfort-Nachmias, C. Social Statistics for a Diverse Society with SPSS Student Version 11.0 Text. / C. Frankfort-Nachmias, A. Leon-Guerrero. -Pine Forge Press, 2002. 672 p.
  151. George, D. SPSS for Windows step by step: A simple guide and reference Text. / D. George, P. Mallery. Needham Heights: A Pearson Education Company, 2001. — 380 p.
  152. Halley, F. Adventures in Social Research: Data Analysis Using SPSS 11.0/11.5 for Windows Text. / F. Halley, J. Zaino, E. Babbie. Pine Forge Press, 2003.-544 p.
  153. Hedg, T. Teaching and Learning in the Language Classroom Text. / T. Hedge. Oxford University Press, 2007. — 447 p.
  154. Hutmacher, W. Key competences for Europe Text. / W. Hutmacher: report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.-P. 247.
  155. Lelievre, B. Global Issues 4: Project Organizer Text. / B. Lelievre, M. East, A. Knight, T. Kunkel. Oxford University Press, 2010. — 80 p. — ISBN — 13: 9780−19−918 082−0.
  156. Lelievre, B. Global Issues 5: Project Organizer Text. / B. Lelievre, M. East, A. Knight, T. Kunkel. Oxford University Press, 2010. — 80 p. — ISBN — 13: 978−0-19−918 083−7.
  157. Making the PYP happen Text. — International Baccalaureate Organization, 2000. — 115 p.
  158. Maslow, A. H. Motivation and personality Text. / A.H. Maslow. -New York: Harper & Row, 1970. 369 p.
  159. Middle Years Programme. Arts Guide Text. International Baccalaureate Organization, 2008. — 45 p.
  160. Middle Years Programme. Humanities. Teacher Support Material Text. International Baccalaureate Organization, 2005. — 178 p.
  161. Middle Years Programme. Language A Guide Text. International Baccalaureate Organization, 2009. — 39 p.
  162. Middle Years Programme. Language B Guide Text. International Baccalaureate Organization, 2008. — 61 p.
  163. Middle Years Programme. Mathematics Guide Text. International Baccalaureate Organization, 2009. — 49 p.
  164. Middle Years Programme. Personal Project Guide Text. — International Baccalaureate Organization, 2009. — 47 p.
  165. Middle Years Programme. Physical Education Guide Text. -International Baccalaureate Organization, 2009. 45 p.
  166. Middle Years Programme. Science Text. — International Baccalaureate Organization, 2000. — 91 p.
  167. Middle Years Programme. Sciences. Teacher Support Material Text. International Baccalaureate Organization, 2005. — 176 p.
  168. Middle Years Programme. Technology Guide Text. International Baccalaureate Organization, 2008. — 51 p.
  169. Modern Languages'. Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. Strasburg, 1996. — 82p.
  170. МУР: From principles into practice Text. International Baccalaureate Organization, 2008. — 108 p.
  171. Rea-Dickins, P. Evaluation Text. / P. Rea-Dickins, K. Germaine. — Oxford University Press, 2003. 175 p.
  172. Schools' Guide to the Diploma Programme Text. International Baccalaureate Organization. — 2006. — 48 p.
  173. Schools ' Guide to the Middle Years Programme Text. — International Baccalaureate Organization. — 2006. — 48 p.
  174. Schools' Guide to the Primary Years Programme Text. —. International Baccalaureate Organization. — 2006. 48 p.
  175. Дирак.тф МОУ’хоП’щёй ж> I О"1. Ч, «^С! — о -'Н•1^>>'ссн'1→/бр5г 2008 г.
  176. Положение об оценивании учебных достижений учащихся
  177. Технология оценивания учащихся является критериальной и включает в себя формирующее и констатирующее оценивание.
  178. Критериальные шкалы должны быть доступны всем заинтересованным лицам (учащимся, родителям).
  179. Условия проведения констатирующего оценивания.
  180. Количество констатирующих работ за четверть обеспечивает оценку уровня достижений по каждому критерию минимум 2 раза.
  181. Перед каждой констатирующей (как и формирующей) работой учащийся должен быть ознакомлен с критериями оценивания этой работы.
  182. Констатирующие работы составляются таким образом, чтобы задействовать как можно большее количество критериев. За каждую работу ученик получает несколько баллов — за каждый задействованный критерий.
  183. Констатирующие работы не переписываются и впоследствии могут передаваться в портфолио учащихся.
  184. Констатирующие работы выполняются только в классе в присутствии учителя. Родители имеют право присутствовать при проведении данной работы.
  185. Результаты констатирующих работ являются основой для определения общего критериального уровня достижений учащихся (суммы уровней, достигнутых учащимися по всем критериям по данному предмету) и итоговых отметок.
  186. В случае болезни учащегося пропущенные им констатирующие работы должны быть выполнены в течение двух недель после выхода учащегося в школу.
  187. Процент определяется отношением суммы средних баллов по всем критериям к сумме максимально возможных баллов. Учащимся выставляется годовая отметка по сумме полугодовых отметок8.10 баллов — 3, 11−13 баллов —4, 14−15 баллов — 5.
  188. Общий критериальный уровень переводится в отметку по следующейшкале:
Заполнить форму текущей работой