Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовно-нравственное воспитание личности в процессе литературного образования учащихся старших классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В контрольных классах, где велось традиционное преподавание литературы, при котором содержание уроков составляли эмпирические понятия, а методы обучения направлены на обобщение материала со стороны его формы, кардинальных изменений в развитии личности не произошло. Интересы в структуре мотивов учебной деятельности существенной роли не играли. У многих школьников в качестве ведущей в ней выступали… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Глава I. Теоретические основы проблемы духовно-нравственного воспитания личности
    • 1. 1. Философское обоснование проблемы духовно-нравственного воспитания личности
    • 1. 2. Русская философская лирика и отражение в ней глобальных проблем мироздания и человеческого бытия
    • 1. 3. Проблемы духовно-нравственного воспитания в теории и практике русской дореволюционной и советской школы
    • 1. 4. Характеристика современной социокультурной ситуации
  • Выводы по Главе I
  • 2. Глава II. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения произведений русской литературы
    • 2. 1. Новые подходы к изучению курса литературы в средней школе
    • 2. 2. Методика изучения произведений русской литературы, выявляющая их духовно-нравственный потенциал
    • 2. 3. Постановка и проведение опытно-экспериментального обучения. Обобщение результатов эксперимента
  • 3. Выводы по Главе II

Духовно-нравственное воспитание личности в процессе литературного образования учащихся старших классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, которые происходят на современном этапе развития общества, преобразования в социальной и экономической сферах жизни, в области культуры и образования требуют переоценки некоторых явлений. Возникла необходимость качественно нового обращения к исследованию проблемы литературного образования школьников, в процессе которого развивается сознание, являющееся сложным синтезом представлений, знаний и чувств, формируются основные нравственные и духовные понятия, составляющие убеждения человека, «.ибо на них-то основывается, главным образом, направление всей человеческой жизни» (132, с. 422).

В работе ученых и педагогов, направленной на совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, существенная роль отводится критическому осмыслению опыта, накопленного за предшествующие десятилетия.

Принципиальное значение для духовно-нравственного воспитания учащихся имеет изучение трудов В. Г. Белинского, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, А. И. Герцена, И. А. Ильина, Н. С. Лосского, А. Н. Радищева, Е. И. и Н. К. Рерихов, В. С. Соловьева, Е. Н. и С. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, Н. Г. Чернышевского, материалов и публикаций руководящих работников Наркомпроса РСФСР Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. Н. Покровского и др. Большой теоретический и практический потенциал по вопросам духовно-нравственного развития личности содержится в трудах крупных педагогов П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Н. И. Иорданского, А. Г. Калашникова, А. С. Макаренко, Е. Н. Медынского, М. Н. Скаткина, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др. В своей научной и практической деятельности они показали исключительно важную роль духовно-нравственного воспитания учащихся и конкретные пути его осуществления.

Разработке избранной нами темы в большой степени способствовали анализ и обобщение того большого историко-теоретического и документально-фактического материала, который заключен в фундаментальных исследованиях ученых в области педагогики: Э. Д. Днепрова, П. Ф. Капте-рева, М. Н. Колмаковой, Т. Д. Корнейчика, 3. И. Равкина, М. Н. Скаткина, а также в монографиях и статьях других авторов, посвященных вопросам духовно-нравственного развития личности.

Определенную помощь в работе оказало изучение сборников научных трудов МГПИ имени В. И. Ленина (ныне МПГУ им. В. И. Ленина), литературно-философский журнал «Литературная учеба», литературно-художественный и общественно-политический журнал «Дон», ежегодник «Русская литература XX века: направления и течения», «Русская литература и культура нового времени». На основе анализа литературно-документальных и архивных материалов авторы статей, опубликованных в этих сборниках и журналах, рассматривают в числе прочих вопросы нравственного воспитания учащихся, его значение в процессе формирования их социальной и общественно-трудовой активности. Однако этот аспект в указанных исследованиях и публикациях не был предметом специального изучения.

Исследование исторического опыта духовно-нравственного воспитания учащихся средствами литературы мы сочетали с анализом современной психологической, литературоведческой, философской, методической теории и практики по этой проблеме.

В своем исследовании мы опирались на работы таких ученых как Л. С. Айзерман, Г. И. Беленький, П. П. Блонский, Г. Ф. Карпова, А. Г. Ковалёв, Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, И. С. Марьенко, В. Я. Стоюнин, М. В. Черкезова, Н. М. Шанский (методологические проблемы) — О. С. Богданова, С. В. Калинина, Т. Е. Конникова, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова (теория воспитания).

Фактический материал и определенные выводы по исследуемой нами проблеме, которые содержат в себе характеристику развития преподавания литературы в дореволюционной школе, имеются в трудах В. В. Голубкова, Д. К. Мотольской, Я. А. Ротковича, А. П. Скафтымова и др. Но они не освещены с должной полнотой, так как перед авторами стояли другие цели и задачи.

Историко-педагогический анализ прошлого опыта решения исследуемой проблемы позволяет в определенной степени расширить и обогатить современные научные представления о содержании, организационных формах и методах духовно-нравственного воспитания школьников.

Следует назвать также работы ряда исследователей — Г. Б. Жанбур-шиной, Н. В. Кузьминой, М. В. Нечаева, М. Г. Нечаевой, В. А. Сласте-нина, А. И. Щербаковой заключающие в себе материал, который дает возможность разработать некоторые вопросы в аспекте интересующей нас проблемы, а именно: роль религии в осуществлении духовно-нравственного развития личности как особой формы общественного сознания, синтезирующей всю общечеловеческую культуру, общечеловеческую мораль.

Руководители, педагоги, родители, озабоченные неоднозначной и сложной ситуацией в духовно-нравственном воспитании современных школьников, испытывают большие затруднения в поиске путей и средств формирования духовно богатой личности.

Таким образом, в современных условиях обновления содержания школьного образования разработка концепции духовно-нравственного воспитания школьников средствами русской литературы приобретает научно-практическую значимость. Это определило выбор темы настоящего диссертационного исследования — «Духовно-нравственное воспитание личности в процессе литературного образования учащихся старших классов» .

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования обусловлена тем, что, несмотря на имеющиеся исследования, вопросы духовно-нравственного развития личности средствами литературного образования до сих пор остаются недостаточно изученными, а специфические свойства художественной литературы, обладающей мощным духовным и нравственным потенциалом, в процессе преподавания зачастую игнорируются, в то время как они могут и должны оказывать огромное влияние на формирующуюся личность.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: духовно-нравственный потенциал русской литературы, способствующий духовно-нравственному воспитанию подростков.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: содержание, методы и приемы изучения художественного произведения с позиций духовности и нравственности как факторов формирования у подростков обобщенных представлений о путях духовно-нравственного воспитания.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработать такую методику изучения произведений русской литературы, которая будет способствовать выявлению её духовно-нравственного потенциала, с целью нравственного воспитания подростков.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: эффективное духовно-нравственное развитие личности происходит тогда, когда мы будем подходить к литературному образованию с позиций понимания сущности человеческого бытия, опирающегося на традиции русской религиозно-философской мысли, на этико-философские идеи мыслителей эпохи «русского духовного Ренессанса», на научные открытия и их связь с эволюцией человечества.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Проанализировать философские, психолого-педагогические и литературоведческие аспекты воспитания у учащихся духовности и нравственности.

2. Создать систему изучения произведений русской литературы, которая будет способствовать более полному и глубокому освоению их духовно-нравственного потенциала, дать ей научно-методическое обоснование.

3. Вооружить учителей теорией воспитания, раскрыть им процесс становления личности и пути выявления его социальных и психологических закономерностей.

МЕТОДЫ исследования:

— теоретический (анализ литературы по проблеме исследования: литературоведческой, философской, методической, психологической);

— социолого-педагогический (анализ программ, учебников, учебных пособий с точки зрения наличия в них материала по исследуемой нами проблеме, индивидуальные и групповые беседы со школьниками, анкетирование учащихся);

— метод экспериментальных исследований. В процессе проведения естественного педагогического эксперимента в школах №№ 4 и 18 г. Калининграда, обобщения тридцатичетырёхлетнего опыта собственной работы в средней школе определялось, насколько предлагаемая система занятий способствует духовно-нравственному развитию учащихся;

— статистический (количественный и качественный анализ результатов контрольных и творческих работ учащихся, оценка их способностей использовать полученные знания и умения при анализе произведений художественной литературы в школьном курсе и в самостоятельной читательской деятельности, анкетирование и опрос учащихся).

Хронологически исследование проходило в три этапа: Первый этап (1967 — 1990 гг.) — изучение литературы по проблеме исследования, наблюдение над учебно-воспитательным процессом и преподавательская деятельность автора в средней школе № 7 г. Сафонова Смоленской области, изучение состояния формирования у учащихся нравственного идеала, анкетирование учащихся с целью выявления интереса к проблеме формирования личности и умения самостоятельно выявлять пути её нравственного становленияпланирование эксперимента и подготовка экспериментальных материалов, серия констатирующих срезовых работ. На этом этапе определялись теоретические основы методической системы, была сформулирована гипотеза, определены задачи, которые потребовалось решить для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы.

Второй этап (1991 — 1994 гг.) — экспериментальная работа, качественная и количественная обработка материалов, уточнение критериев и форм самостоятельной работы по проверке эффективности предлагаемой методикиразработка методических рекомендаций для её использования, уточнение гипотезы исследования, подготовка статей и публикаций в журнал «Запад России», участие в работе педагогических конференций в г. Троицке Московской области, в г. Смоленске, проведение открытых уроков.

Третий итоговый этап (1995 — 1998, 1999 гг.) — систематизация и обобщение полученных при проведении опытно-экспериментального обучения данных, уточнение разработанной методики изучения русской литературы как средства постижения духовного потенциала. Одновременно проводилась работа по ознакомлению с новыми Федеральными программами по литературе и коррекция структуры исследования с учётом новых данных, а также выступления на Всероссийских научно-практических конференциях «Ассоциация творческих учителей России» в 1995, 1996, 1997, 1998, 1999 годах, публикация уроков в сборниках материалов научно-практических конференций «Готовность учителя к воспитанию человека Новой эпохи», проведение открытых уроков в школах городов Сафоново Смоленской области, Москвы и Калининграда. щ МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составляют философские, литературоведческие, психолого-педагогические труды по данной проблеме.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что определены методическая последовательность и целесообразность накопления у учащихся знаний о русской литературе как части мировой культуры, а также этапы формирования умения анализировать произведения художественной литературы в духовно-нравственном аспекте. Разработана научно обоснованная и экспериментально проверенная методика изучения лиfc) тературного произведения, направленная на выявление его духовно-нравственного потенциала, обеспечивающая эффективное духовно-нравственное развитие учащихся и глубокое изучение и осознание ими художественного произведения.

ПРАКТИЧЕСКАЦЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что определён и обоснован объём исторических, философских, лингвистических и литературоведческих сведений, необходимых для духовно-нравственного формирования личности современного молодого человека. Предложена научно обоснованная и экспериментально проверенная методика изучения литературного произведения, направленная на выявление его духовно-нравственного потенциала, обеспечивающая эффективное ду.

15) ховно-нравственное развитие учащихся и глубокое изучение и осознание ими художественного произведения.

Материалы и результаты исследования могут быть применены при составлении методических рекомендаций по изучению литературы в средней школе, использованы на курсах повышения квалификации учителей-словесников, при разработке спецкурсов, спецсеминаров по истории педагогики, педагогической антропологии, философии образования, для лекционных курсов и спецкурсов по методике преподавания литературы. т.

АПРОБАЦИЯ работы проводилась в средних школах №№ 4 и 18 г. Калининграда. Материалы исследований были использованы на районных и школьных методических объединениях учителей — словесников. Основные положения диссертации освещались на Всероссийских педагогических конференциях в г. Троицке Московской области в январе 1993 года и в октябре 1994 года, на ежегодных (ноябрь 1995, 1996, 1997, 1998, 1999 годов) научно-практических конференциях «Готовность учителя к воспитанию человека новой эпохи» в г. Москве, на курсах повышения квалификации учителей в гг. Санкт-Петербурге и Смоленске, в проведении открытых уроков, нашли отражение в четырех публикациях автора.

На защиту выносятся следующие ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Подход к изучению русской литературы, при котором на первый план выдвигается ее духовно-нравственный и художественный потенциал, обеспечивает эффективное духовно-нравственное воспитание личности, а также более глубокое и полное понимание произведений художественной литературы.

2. Наиболее эффективным путём анализа произведений русской литературы является анализ в аспекте философских понятий добра и зла, чести и достоинства, нравственности и безнравственности, смерти и бессмертия, в процессе которого идёт духовно-нравственное совершенствование человека.

3. Полноценное осмысление учащимися произведений художественной литературы происходит, если в процессе анализа особое внимание обращается на роль и место духовных начал в формировании личности человека, на связь произведения с жизнью, с мировоззрением писателя, с литературными традициями, на фоне которых рождается произведение, с устным народным творчеством, с философской антропологией.

Выбор и актуальность темы исследования, цель, проблематика и логика исследования, последовательность решения задач, поставленных в дис- • сертации, определили её композиционное решение: Введение.

Выводы по II Главе.

В данной главе предлагается научно обоснованная разработанная нами методика изучения произведений русской литературы, способствующая выявлению их духовного потенциала, с целью духовно-нравственного воспитания подростков и получения ими глубоких знаний. Действенность её поверялась путём экспериментального обучения — одном из важнейших этапов нашего исследования, отличительной чертой которого был его комплексный характер, а именно: работа автора координировалась замыслом эксперимента, единой концепцией исследования, согласованными между собой методиками. Проведение эксперимента сопровождалось разработкой методологического, теоретического и методического уровней обеспечения.

Проведённое экспериментальное обучение позволяет констатировать следующее: глубина знаний и духовно-нравственное развитие учащихся экспериментальных классов значительно отличаются от контрольных. В экспериментальных классах на протяжении трёх лет учёбы сложилась чёткая иерархия ближайших и отдалённых жизненных целей. Она охватила все основные области жизнедеятельности личности.

Выявлена высокая личностная активность, направленная на реализацию целей в широкой познавательной и учебной деятельности. Преобладают индивидуальные формы активности, отражающие ориентацию школьника на процесс самовоспитания. Усиливается самокритичность, особенно связанная с нравственной самооценкой. Высокий уровень личностной рефлексии и в общении, и в учебной деятельности. На уровне коллектива он проявляется как феномен самокритики, способствующий развитию и личности, и коллектива в целом. Межличностные отношения строятся на принципах сотрудничества. Отношения между учащимися, учащимися и родителями, учащимися и учителями носят характер взаимопонимания, человеколюбия и милосердия — той духовной основы, без которой не может состояться Личность. Делая свой выбор, старшеклассники руководствуются своими мыслями, системой ценностей, представлениями об окружающем мире и своём месте в нём. Целью юношей и девушек стало стремление к знаниям, к всестороннему развитию личности при приоритете духовности. Вырос уровень творческих способностей учащихся на всех его уровнях. В процессе овладения знаниями учащиеся начинают стройно и красиво мыслить, управлять своей эмоционально-чувственной сферой.

Иная картина в контрольных классах. Хотя за период эксперимента и произошли определённые изменения в развитии личности школьника и коллектива класса, они не поднялись на качественно новый уровень, соизмеримый с тем, который зафиксирован в экспериментальных классах. Преобладает узкая предметная направленность интересов. Она проявляется в избирательном отношении к учебным дисциплинам.

Глубокие содержательные интересы обнаружены лишь у некоторых учащихся. У остальных интересы неустойчивы и аморфны. Отсутствует единство в системе учебных и внеучебных интересов.

Отсутствует чёткая структура целеполагания личности: ведущие цели не выражены, текущие — противоречивы. Основными ближайшими целями являются учебные. Цели самовоспитания и содержательные общественные цели у большинства отсутствуют.

Не обнаружено серьёзных качественных сдвигов в сфере самосознания личности. Преобладают нереалистические представления о себе. Это выражается в неадекватных самооценках.

Основной структурной единицей межличностных взаимоотношений остаётся парная связь. Между юношами и девушками возникают отношения, основанные на эмоциональных предпочтениях. Школьники испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Содержание межличностных отношений определяется преимущественно эмоциональными связями, а не совместной деятельностью. Большинство дружеских связей возникает за пределами школы. Учащиеся проявляют известное безразличие к своему классу и школе в целом.

Экспериментальная проверка по предложенной методике подтвердила нашу гипотезу и проводилась в полном соответствии с описанными во Введении целями и задачами. Таким образом, гипотеза диссертации получила теоретическое и практическое обоснование.

Заключение

.

К методическому поиску «Духовно-нравственное воспитание личности в процессе литературного образования учащихся старших классов» нас побуждает сама жизнь, практическая деятельность в школе, оказывающаяся более плодотворной, если обращаться к опыту, накопленному лучшими достижениями в процессе литературного образования в нашей стране, и творческим силам учащихся.

Для преобразования и возрождения нашего общества необходима новая философия образования, обуславливающая воспитание человека с новым уровнем сознания и готовностью к подлинному самоопределению на основе высших человеческих ценностей и прочной базовой культуре личности.

При любых условиях школа должна оставаться сердцем и совестью нации, «. закладывать опережающий потенциал, моделировать будущее страны, нести в себе зёрна новой, более совершенной жизни, фундаментом и стержнем которой является духовно-нравственное становление личности» (70, с. 42).

Специфика нашего эмпирического исследования заключается в следующем:

Вначале осуществлена многолетняя практическая работа по выявлению педагогических условий духовно-нравственного развития учащихся средствами художественной литературы, что позволило сформулировать гипотезу, которая была реализована в практической деятельности. Был накоплен большой фактический материал. Одновременно исследовались общетеоретические и научно-методические основы выдвинутой проблемы.

Результаты исследований были положены в основу разработанной методики изучения произведений русской литературы в старших классах, способствующей выявлению их духовного потенциала с целью духовнонравственного воспитания подростков. Действенность её проверялась путём экспериментального обучения в школах №№ 4 и 18 г. Калининграда.

Исследования, проведённые в ходе эксперимента, показали, что предложенная нами методика в условиях сотрудничества учащихся и учителя обеспечивает содержательный анализ и усвоение материала и изменяет весь ход духовно-нравственного развития личности.

Картина духовно-нравственного развития учащихся экспериментальных классов сводилась к следующему:

1. Центральной проблемой литературного образования стала проблема понимания сущности человеческого бытия, опирающаяся на традиции русской религиозно-философской мысли, на этико-философские идеи мыслителей «русского духовного Ренессанса», на научные открытия и их связь с эволюцией человечества. В результате этого перестраивалась мотиваци-онно-потребностная сфера личности школьника в целом: внешние, престижные мотивы в ней замещались духовно-нравственными мотивами. Важнейшие изменения произошли в сознании и мышлении учащихся. Они связаны с пониманием истинных ценностей жизни, отражающим опыт теоретической познавательной деятельности, основанной на всестороннем изучении явлений в художественном произведении на принципах совершенствования, сотрудничества, общего блага, творчества, синтеза, красоты и гармонии.

Духовно-нравственное развитие личности юношей и девушек изменило и характер межличностных отношений. Эмоциональные связи постепенно трансформировались в содержательные на основе ценностей познаний, полученных при изучении русской литературы в процессе сотрудничества. Развивались содержательные интересы учащихся и их стремление к самосовершенствованию всех аспектов природы — интеллектуального, нравственного и духовного, при приоритете духовного. К XI классу у значительной части учащихся оформилось духовно-нравственное становление личности, выстроилась иерархия ближайших и отдалённых целей. Развивался и коллектив класса. Продуцируя цели учебной, общественно полезной и нравственной деятельности, классный коллектив обеспечивал выход его членов в систему общественных отношений на высоком духовно-нравственном уровне. Устойчивая группировка учащихся являлась единицей системы развития коллектива, в которой реализовались учебно-познавательные и личностные связи.

2. В контрольных классах, где велось традиционное преподавание литературы, при котором содержание уроков составляли эмпирические понятия, а методы обучения направлены на обобщение материала со стороны его формы, кардинальных изменений в развитии личности не произошло. Интересы в структуре мотивов учебной деятельности существенной роли не играли. У многих школьников в качестве ведущей в ней выступали престижные мотивы. Это вело к закреплению эгоистической позиции личности. Идеал здесь выступал в качестве конкретного образца для подражания. Межличностные связи в классе были неустойчивы, потому что осуществлялись на эмоциональной основе. У большинства школьников контрольных классов преобладали эмпирические по содержанию интересы, имевшие узкое направление. В структуре целеполагания преобладали прагматичные и абстрактные цели. Особенности развития личности контрольных классов были связаны с особенностями развития коллектива, который не поднимался на новый уровень развития. В нём преобладали эмоциональные связи, группировки были разобщены и неустойчивы. Многие учащиеся дружеские связи искали вне класса и школы, так как были не удовлетворены межличностными отношениями.

Таким образом, получила экспериментальное подтверждение гипотеза исследования, согласно которой способ организации учебной деятельности на уроках литературы определяет тенденции духовно-нравственного развития учащихся. При организации учебной деятельности по предложенной нами методике большинство учащихся экспериментальных классов к концу обучения в школе достигли такого уровня духовно-нравственного развития, который отмечаем лишь у небольшой части учащихся в контрольных классах в условиях традиционного обучения.

3. Полученные в исследованиях факты отражают различную логику духовно-нравственного развития учащихся средствами литературного образования в зависимости от решения задач, поставленных в диссертационном исследовании. Она задаётся возможностью превращения учащегося в сотрудника в учебной деятельности. Её нормы усваиваются как общественные и воплощаются в духовно-нравственные ценности личности и коллектива. Способность быть сотрудником в учебной деятельности определяет возможности саморазвития личности на основе самопознания. Иная логика развития учащихся в контрольных классах. Она связна с тем, что традиционный способ обучения не создаёт необходимых предпосылок для перехода личности учащихся на качественно новый уровень развития. Духовно-нравственное развитие личности отдельного ученика может оказаться подчиненным случайным обстоятельствам, которые связаны со способностями, нравственными задатками, приобретёнными вне школы, и зависящими от семьи, друзей, личности учителя.

Таким образом, основным выводом из проведённых исследований является принципиально новое представление о роли литературного образования в духовно-нравственном развитии старшеклассников.

Не решая задач, намеченных и проведённых в наших исследованиях, энергия самосозидания личности сменяется энергией её распада со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Второй важный вывод, являющийся генетически исходным основанием и определяющим духовно-нравственное развитие старшеклассников, -это форма коллективно-распределительной учебной деятельности в процессе литературного образования.

Обнаруженная в исследованиях непосредственная зависимость духовно-нравственного развития учащихся в коллективе класса от способа организации учебной деятельности на уроках литературы открывает новую реальную перспективу для её целенаправленного и последовательного формирования в течение трёх лет (с 9 по 11 кл.).

В исследовании мы представили методику изучения духовно-нравственного развития учащихся в коллективе, а также конкретные методы изучения интересов, идеалов, целеполагания и других компонентов, лежащих в основе духовно-нравственного развития личности.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила научное теоретическое и практическое обоснование. Задачи, указанные во Введении, решены полностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. И. Почвенничество //История эстетической мысли.— М., 1987.—Т. 4.-С. 239−247.
  2. Д. Л. Роза Мира. — М.: Иной Мир, 1992. 575 с.
  3. И. Образ поэта //Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. М.: Худож. лит, 1964. — Т. 1. — С. 5 — 13.
  4. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения //Советская педагогика. 1975. — № 4. — С. 41 — 49.
  5. В. Г. Полное собрание сочинений: В 13-ти т. — М., 1953 -1959. —Т. 12.-С. 67- Т. 13.-С. 66.11'. Бердяев Н. А. О России и русской культуре. М., 1990, — С. 266.
  6. З.Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994, -479 с.
  7. Н. А. Царство духа и царство Кесаря. — М.: Республика, 1995, -382 с. 15.'Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета М.:
  8. БлокА. Сочинения.: А 2 т. — М&bdquo- 1953,—Т. 1.-685 с.
  9. П. П. Гражданское или человеческое воспитание. //Свободное воспитание и свободная школа. — М., 1918. № 4−5. — С. 79 -87.
  10. П. П. Педология. — М.: Работник просвещения, 1925. 318 с.
  11. Большая Энциклопедия /Под ред. С. Н. Южакова. СПб., 1903. — Т. 4. -С. 43- 1904.-Т. 15.-С. 161.
  12. К. Жизнь и учение Христа /Пер. с англ. М. П. Фривейского. — М., 1984.— Вып. 4, С. 241.
  13. Гофман Э.Т. А. Золотой горшок/Пер. и предисл. В. Соловьёва М., 1913,-97 с.
  14. А. А. Воспоминания. — Л.: Наука, 1980. С. 301.32 Григорьев А. А. Искусство и нравственность. — М.: Современник, 1986.-351 с.
  15. А. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Правда, 1965.-Т. 1 6.
  16. Гус М. Горят ли рукописи? //Знамя. 1968, -№ 12. — С. 213 — 220.
  17. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М.: Рус. яз., 1989. Т. 1. — С. 503 — 504- Т. 2. — С. 299, 558.•36.'Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. — М.: Учпедгиз, 1960.-299 с.
  18. М. А., Есипов Б. П. Дидактика. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-518 с.
  19. . Герои и еретики: Полит, история зап. мысли. М.: Прогресс, 1967.-504 с.
  20. Де-ла-Барт Ф. Г. Импрессионизм, символизм и декадентство во Оран-ции. — Киев, 1903. -39 с.
  21. Де-ла-Барт Ф. Г. Шатобриан и поэты мировой скорби во Франции в конце XVIII и в начале XIX столетия. — Еиев, 1905 482 с.42/ Державин. Жуковский. Лермонтов. Тургенев. Лев Толстой: Биогр. повествование. — Челябинск: Урал, 1996. 545 с.
  22. . М., 1968.-Т. З.-С. 65.44.с- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. — Л.: Правда, 1985.-Т. 20.-С. 172- Т. 28. С. 54.45.'Достоевский. Островский. Салтыков-Щедрин. Лев Толстой. — СПб.: ЛИО «Редактор», 1996. 422 с.
  23. . Ф. В. П. Боткин литератор и критик. //Учен. зап. Тартус-ского ун-та. — Тарту, 1963. Вып. 139. — С. 20 — 81- 1965.- Вып. 167. — С. 81 — 122- 1966. — Вып. 184.-С. 33 -43.
  24. Г. Н. Вечность Библия — Человек /Рус. яз. и лит. в средн. учеб. заведениях УССР. — 1990. -№ 11.- С.37−40.48.- Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т. — Л.: МП «Эго» и др., 1991.-Т. 1, ч. 1,2- Т. 2, ч. 1,2- Т. 1,4. 1.-С. 96- 104.
  25. А. В. Тайнопись кириллицы: Разгадка логико-мат. системы слав, азбуки. — Аладимир, 1991. 136 с.
  26. И. В., Шинкарук В. И. Философское наследие Григория Сковороды//Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. —М., 1973. —Т. 1,-С. 5−54.
  27. И. А. Путь духовного обновления //Ильин И. А. Путь к очевидности. — М., 1993.-С. 138 -288.
  28. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Царское Дело, 1995. — С. 327, 328−329.
  29. Каменский 3. А. Московский кружок любомудров. — М.: Наука, 1980. 327 с.
  30. П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. 2-е изд., перераб. и расшир. — Пг., 1915. 434 с.
  31. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1995 278 с.
  32. В. А. Тайна Ленина. —Томск: Знамя мира, 1995.-69 с.
  33. В. Г. Очерки и речи. М., 1913. — 514 с.
  34. А. Г. Психология личности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1965, — 288 с.
  35. Е. И. Сочинения: в 2 т. Спб., 1899 — 1900. — Т. 1 -2.
  36. Т. Д. А. В. Луначарский о взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования //Сов. педагогика. 1960. -№ 11.-С. 60−70.
  37. Т. Д. А. В. Луначарский об эстетическом воспитании подрастающего поколения //Сов. педагогика. 1963. — № 4. — С. 102 — 112.
  38. Н. К. Общественное воспитание //Пед. соч. — М., 1958. — Т.2. С. 133−141.
  39. В. А. Художественная классика как средство духовного возрождения. — СПб.: Петрополис, 1996. 184 с. 68. ?Лезин Б. А. Художественное творчество как особый вид экономики мысли. «Вопросы психологии творчества». Харьков, 1907. — Т. 1, вып.3.
  40. В. И. Задачи Союзов молодёжи //Полн. собр. соч. Т.41. — С. 298 -318.
  41. А. И. Совершенствование содержания образования путь к духовному обновлению России //Сборник материалов II научно-практ. конф. «Готовность учителя к воспитанию человека новой эпохи». — М., 1995.-С. 39−43.
  42. М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Худож. лит, 1964. -Т. 1 -4.
  43. Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1984.-368 с.
  44. М. В. Полное собрание сочинений /Гл. ред. С. И. Вавилов. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — Т. 7: Труды по филологии. 996 с.
  45. А. В. На новых путях. (Новые задачи и пути народного образования). — Самара: Губиздат, 1924. 28 с.
  46. Е. А. Русская философская поэзия: Поэты любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. М.: Наука, 1976. — 190с.
  47. А. С. Сочинения: В 7 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957−1958.-Т. 1−7.
  48. Обозрение преподавания в университете св. Владимира на 1907 1908 учеб. год. — Киев, 1907. — С. 6, 16, 20.
  49. Н. А. История альбигойцев и их времени: В 2 т. — Казань, 1869.1. Т. 1,594 с.
  50. Очерки по истории русской этической мысли. М.: Наука, 1976. — 400 с.
  51. Очерки этической мысли в России конца XIX начала XX века. — М.: Наука, 1985.-320 с.
  52. А. И. Советская философская поэзия: Очерки. — Л.: Наука, 1984.- 180 с.
  53. К. Г. Собрание сочинений: В 8 т. — М.: Худож. лит., 1968.1. Т. 4.-С. 223.
  54. К. В. Жизнь и творчество Тютчева. — М.: Изд. АН СССР, 1962.-376 с.
  55. Е. Б. Владимир Соловьёв: учение о природе философского знания //Вопр. философии. 1982.-№ 6.-С. 81−92.
  56. Н. К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991. — 227 с.
  57. Н. К. Твердыня пламенная Париж, 1933. — 336 с.
  58. В. В. На путях. Утверждение евразийцев. — М.- Берлин, 1922. -18 с.
  59. В. В. Чёрный огонь. 1917 год. //Розанов В. В. Собр. соч.: Мимолётное. — М., 1994. С. 337 — 412.
  60. А. А. Проблемы православной культуры //Время великого синтеза религии, науки, искусства. М., 1996. — С. 94−100.
  61. Ю. А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 504 п.
  62. И. Ф. Методологические основы марксистско-ленинской педагогики. — М.: Учпедгиз, 1931. 96 с.
  63. М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. — М., 1965. 48 с.
  64. М. Н. Политехническое обучение на современном этапе развития школы. — М.: Знание, 1956. 24 с.
  65. Г. С. Собрание сочинений. С биогр. Г. С. Сковороды М. И. Ковалинского, с заметками и примеч. В. Бонч-Бруевича. — СПб, 1912. -Т. 1.-544 с.
  66. Г. С. Сочинения: А 2 т. — М., 1973. Т. 1 -2.
  67. Словарь античности: Пер. с нем. М.: Эллис Лак- Прогресс, 1994. -704 с.
  68. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. 620 с.
  69. Словарь по этике /Под ред. И. С. Кона. — М.: Политиздат, 1983. 445 с.
  70. В. Стихотворения. 7-е изд., доп. — М.: Рус. книжник, 1921.- 368 с.
  71. В. С. Собрание сочинений. — СПб., 1906. Т. 6: Статьи по истории религии, философии, эстетики и критике. — 556 с.
  72. В. Я. Избранные педагогические сочинения. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 400 с.
  73. В. Я. Теоретическая дискуссия в советской педагогике.
  74. Ф. И. Россия и Германия //Русская идея. — М., 1992, С. 92 -103.
  75. К. Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. М.: Роман-газета, 1994. 189 с.
  76. Фет А. А. Лирика. — М.: Худож. лит., 1965. -183 с. f 136/ Фиалкова Л. Л. К генеалогии романа М. А. Булгакова «Мастер и ' Маргарита» //Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. 1981. — Т. 40, № 6. — С. 532 — 536.
  77. Г. В. Русская советская философская поэзия: Человек и природа. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 207 с.
  78. Г. В. Пути русского богословия. — Париж, 1937. 574 с. 139.'Химич В. В. «Странный реализм» М. Булгакова. — Екатеринбург:
  79. Изд-во Урал, ун-та: АРГО, 1995. 232 с.
  80. Л. А. Фольклорные и мифологические образы в поэзии Лермонтова. Кемерово, 1993. — С. 94.
  81. Человек в педагогической системе К. Д. Ушинского: Всерос. науч.-практ. конф. Курск: Кур. гос. пед. ин-т, 1995. — 306 с.
  82. Н. Г. Антропологический принцип в философии //Избранные философские сочинения. М., Госполитиздат, 1951. — Т. 3. -С. 162−255.
  83. Г. И. Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева М.-Л.: ACADEMIA, 1933.- 264 с.
  84. Г. И. Сочинения.— СПб., 1912. — Т. 5.-249 с.
  85. Н.М. Стихотворение «Парус» М.Ю.Лермонтова// Анализ художественного текста М., 1976. — С. 44−56.
  86. Л. В. Проблемы науки и религии в философии «Живой Этики»//Время великого синтеза религии, науки, искусства. М., 1996. -С. 25- 33.
  87. Г. Очерк развития русской философии. — Пг.: Колос, 1922, — Ч. 1.-349 с.
  88. Р. Образы России. М., 1967. — С. 432 — 435.1153! Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. /Пер. с нем. В. Ульриха. — Лейпциг- СПб., 1907. — Кн. 2: Мифическая история Иисуса.- 219п.
  89. Эзотерический словарь: в 2 т. М. Русский Духовный Центр, 193. — Т. 1.-С. 112−113.
  90. Я связь миров: Филос. лирика рус. поэтов XVIII начала XX в./ Сост., вступ. статья и коммент. В. М. Фалеева. — М.: Правда, 1989. — 462 с.
  91. П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971,-48 с.
  92. Blake P. A. Bargain with Devil. New York Times Book Review. Oct. 22. p. 1.
  93. Frank J. Repertoire metrique de la poesie troubadours. — P., 1953, — Т. 1, p.
  94. XXXVIII. p щ Pfgcti, Ж* fyaafdanU&H Juefeci unt/ e/tt fofifer Jrvjej
  95. G. ТШр^cit. s. 22, 58 — 59. avt Jfcts octet'! — Ш.
  96. Peyrat. Histoire des Albigois. Les Albigeois et I’inquisition, — T. 2, p. 107.
  97. Wrigt A. C. Satan in Moscow: An approach to Bulgakov’s «The Master and Margarita». — PMLA (Publications of Modern Language Fssociation of America) — Menasha (Wise.), 1973, — vol.88, № 5, p. 1168.1. Газеты:
  98. I. Неделя 1990. — № 49 — С. 12.1. Символ 1990. — № 23. — С. 9.
  99. V. Сов. Россия 1990. — 29 сент. — С. 4.
  100. Мифы об Аполлоне, Дионисе, Прометее. 14.5. Эсхил. Эпоха Эсхила. «Прикованный Прометей» и «Прометей Преображенный». Роль рока, судьбы, тираноборческий пафос, блага цивилизации и забвение. 2
  101. В/ч А. Лосев. «Книга об Аристотеле». 17.10. «Русские Веды» (Знакомство с космогоническими мифами киевской ветви ведической религии). 2
  102. Велесова книга" (Священные тексты новгородских волхвов 21. век).
  103. Заметки о русском", «Культура Руси XII века времени 1создания „Слова.“
  104. Н. К. Рерих „Братство“, „Нерушимое“.
  105. Е. И. Рерих „Письма“ (фрагменты).
  106. Из Учения Живой Этики (фрагменты). 11. Новгородская иконопись. 1
  107. Повесть временных лет» (главы). 1
  108. От Средневековья к Возрождению. Данте Алигьери. Установка на чтение «Божественной комедии». А. Ахматова «Данте» (о судьбе Данте). 1
  109. Песнь 5 (любовь ведет к гибели, но она бессмертна). 1
  110. Песнь 26 (страшен грех, если заблуждением ума введешь других в грех) и «Сикстинская капелла» Микеланджело (по заказу Юлия Второго о рождении и шествии жизни). 122. В/ч А. Блок «Путь ада». 1
  111. Гамлет духовный предок героев искусства XVIII-XXbb., тип рефлесксующего интеллигента. 1
  112. В/ч Орлов Ю. М. Самосознание и самовоспитание характера. 1
  113. Романтизм. Причины возникновения романтизма. 1
  114. П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, И. И. Козлов (опыт сопоставлений). Чтение и разбор стихотворений «К тени Десде-моны», «Русский бог», «Вечерний звон», «Голова и ноги», «Ответ», «Элегия» («В ужасах войны кровавой»). 1
  115. Мистический Пушкин. Талисманы Пушкина и постижение тайных чувств и сокровенных мыслей поэта. 263. «Я помню чудное мгновенье» (урок-новелла). 1
  116. Наследие Пушкина и его связь с Учением Живой Этики. 1iwiiiii miliTriTTfmi-«««««««'1,1 ««тлтшнши174
  117. Пророк» и «Отцы пустынники и жены непорочны». Библейские основы стихотворений.
  118. М. Ю. Лермонтов и его творческий путь. 1
  119. Лирика. Её обусловленность эпохой и талантом. Мотивы гордости, вольности, одиночества. «Смерть поэта». 1
  120. В/ч Человек и деревья в системе Мироздания и в рассказе О. А. Каштанова «Собиратели коры». 1
  121. Н. В. Гоголь. В поисках света. Три тайны Н. В. Гоголя. 1
  122. Отражение в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» христиан-ско- языческого двоеверия. 1
  123. Петербургские повести, тайнопись повести «Нос». «Невский проспект»: двойственность человеческой души, категория продажности (продать можно все вплоть до души!). Предостережение. Игра света и тени. 1
  124. Повесть «Портрет». Мотив дьявольского искушения. 1
  125. Итоговый урок. Типы культур и возможность диалога между ними. 1
  126. Программа авторского предмета «Основы мироведения"1. Объяснительная записка.
  127. В дифференцированном варианте программа органично переключается на самостоятельные факультативные курсы: «Мировые религии», «Человековедение» и «Основы Миропонимания Новой Эпохи».
  128. ТЕМА колич. часов кал. реле.
  129. Введение в предмет. 2 сентябрь
  130. Организация преподавания и саморефлексии. 1 октябрь
  131. Концепция «Мир через культуру». 1 октябрь
  132. Основы религиоведения. Религия связь миров. 1 октябрь
  133. Древнейшие мировые религии. Новое осмысление. 1 ноябрь
  134. Современные мировые религии. 2 ноябрь
  135. Секты и тайные общества. 1 ноябрьauii3—Ш1 — ¦¦¦¦178
  136. Наследие атлантических культур. Атлантоло-гия. 1 декабрь
  137. Арийская культура. 2 декабрь
  138. Семитические культуры. 1 декабрь11. Эллинизм. 1 декабрь
  139. Эддическая культура. 1 январь
  140. Христианская культура. 3 январь
  141. Человековедение. 6 февраль-март
  142. Основы миропонимания Новой Эпохи. 2 апрель
  143. Эпоха энергетического мировоззрения. КультУра. 2 апрель
  144. Система саморегуляции личности. 2 май3. Содержание темы.
  145. Кол-во уроков ТЕМА цель занятия краткое содержание урока Оборудование1,2. Введение в предмет организовать общий порядок учебного процесса.
  146. Организация преподавани я организовать индивидуальный процесс.
  147. Концепция «Мир через Культуру» познакомиться с новым инструментарием исслед. Фронтальная Беседа
  148. Религия. Основы религии. открыть сознанию сущность религиозных практик, генезиса Фронтальная Беседа Слайды в/ф «Миллион лет до нашей эры
  149. Секты раскрыть причины сектантского мировосприятия, увидеть корни заблуждений Фронтальная беседа в/ф «Оккультисты»
  150. Уметь. Знать. Ожидаемые результаты.
  151. Развитие собственной мысли.
  152. .
Заполнить форму текущей работой