Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ и описательной РЕЧИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ушакова О. С. и др. называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п.— основные черты… Читать ещё >

Теоретические основы РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ и описательной РЕЧИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психолингвистические основы развития связной речи

Речевая деятельность изучается различными науками. А. А. Леонтьев считал что, речевая деятельность есть объект, изучаемый психолингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый психолингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей.

Проблемой развития связной описательной речи у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги Е. И. Тихеева, А. А. Леонтьев, Л. П. Якубинский, О. С. Ушакова, Л. В. Щерба, и многие другие А. М. Бородич считает, что связная речь — это осмысленно развернутое высказывание, обеспечивающее общение и понимание людей.

С. В. Алабужева под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Е. И. Тихеева считает: «Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития» [2].

А. А. Леонтьев, рассматривая связную речь, определяет ее не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить[6].

По определению С. Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания[13].

Ф. А. Сохин считает, что связная речь является не просто последовательностью связанных друг с другом мыслей, но и то, что связная речь как бы впитывает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. Потому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития[15].

А. В. Текучев отмечает, что под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое[16].

По мнению Чиркина Г. В., связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Такая форма носит характер последовательного систематического развернутого изложения[21].

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. С. Л. Рубинштейн считает, что связность — означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания[13].

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Ф. А. Сохин подчеркивает, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить[15].

По мнению Филичевой Т. Б, связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Выделяют следующие признаки связной речи: Содержательность (хорошее знание предмета или явления, о котором говорится); точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию); логичность (последовательное изложение мыслей); ясность (понятность для окружающих); правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Рассмотрим эти формы подробнее.

Л. П. Якубинский считает, что диалог — это сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности, в построении реплик нет никакой предумышленной связности и они в высшей степени кратки. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Первая форма связной речи — диалогическая речь, она представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Л. П. Якубинский отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из промежуточных форм является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом обмена репликами, большим их объемом, а также обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют в отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Якубинский Л. П. выявил, что главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

По мнению Якубинского Л. П. для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога.

О. С. Ушакова утверждает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полиглот) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией[19].

Ушакова О. С. и др. называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п.— основные черты диалогической речи. Для неё особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение[19].

Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Второй формой связной речи является — монолог, он развивается на основе диалогической речи. Владение связной монологической речью, отмечает О. С. Ушакова, — одна из центральных задач речевого развития дошкольников.

О. С. Ушакова считает владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Монолог, по мнению автора, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.

Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

По авторам Л. В. Щерба и А. А. Леонтьева — монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания[7].

По О. С. Ушаковой, монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

М. М. Алексеев и В. И. Яшин в методике развития связной речи выделили, что для монолога необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.

Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.

Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).

Синонимическими составляющими связной речи используется термин «текст».

Из словаря текст — всякая записанная речь, литературное произведение, сочинение, документ.

Признаки текста: выраженность, коммуникативная завершенность, структурность, модальность, целенаправленность и прагматическая установка, обработанность.

Выраженность указывает на то, что текст зафиксирован в определенных звуковых или графических знаках. Коммуникативная завершенность подразумевает, что текст содержит развернутую мысль, определенную информацию, которая полностью реализуется через это речевое произведение. Структурность предполагает, что тексту присуща определенная формальная организация, он состоит из элементов (предложений, периодов), которые связаны между собой лексически, грамматически, логически. Модальность — это соотношение сообщения, содержащегося в тексте, с действительностью. Целенаправленность предполагает, что автор текста ставит перед собой конкретную коммуникативную задачу. Прагматическая установка связывает текст с адресатом и предполагает его реакцию на сообщаемое. Обработанность обусловлена тем, что каждый текст своеобразен с точки зрения жанра и должен четко соответствовать законам стиля и жанра.

Л. М. Лосева в своих исследованиях определяет текст как один из сложнейших объектов лингвистического исследования. Она считает, что при определении понятия «текст» следует исходить из признаков, присущим всем текстам: текст характеризуется содержательной и структурной завершенностью; в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка) [9].

Л. М. Лосева также говорит о том, что в потоке речи предложения группируются, объединяются тематически, структурно и интонационно и образуют особую синтаксическую единицу — сложное синтаксическое целое (ССЦ). Но не все предложения текста входят в ССЦ, некоторые из них не являются его компонентами и их можно назвать «свободными». Они играют особую роль: открывают и заканчивают текст [9].

Таким образом, текст состоит из ССЦ и свободных предложений, и синтаксический анализ текста включает в себя исследование связей между предложениями, средств выражения этих связей, членение текста на синтаксические единицы, большие, чем предложение.

Структурными средствами связи предложений в тексте являются местоимения (часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их), лексические повторы (повторение слова или выражения; в речи используется как яркое средство выразительности), синонимические замены (слова, близкие по значению), союзы (служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения или однородные члены предложения), синтаксический параллелизм (одинаковый порядок одних и тех же членов предложения).

Лосева Л. М. и др. выделяют так же и три типа связей предложений:

  • 1. Цепная связь, при которой каждое последующее предложение непосредственно связано с предыдущим. Основными средствами осуществления этой связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения. Это наиболее распространённый способ связи.
  • 2. Параллельная связь, отличающаяся тем, что каждое предложение, начиная со второго, развивает тему, обозначенную в первом предложении и связано с ним по смыслу. Основные средства осуществления параллельной связи — одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесённость сказуемых.
  • 3. Параллельная связь с отсутствием сквозной темы. Связь между предложениями осуществляется в этом случае через общую коммуникативную задачу и ту воображаемую картину действительности, которую они вместе рисуют. Обычно такие построения используют в пейзажных описаниях. 9]

Наличие связей между предложениями позволяет видеть в тексте единое смысловое и структурное целое высшего порядка. В одних случаях эта связь очевидна, а в других — обнаруживается при специальном анализе.

По своей структуре тексты бывают: описательные, повествовательные и тексты — рассуждения.

Описание — это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идут перечисления признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для текстов — описаний часто используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество или признак предмета, как лучик, присоединяется к характеристике предмета.

Описание как тип речи тесно связано с лицом, с местом, с условиями (ситуативность) в которых происходит действие. Описание может быть портретным, пейзажным, событийным и т. д. Важная функция описаниясоздание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается подбором ярких деталей, перечислением их.

Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования — передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. Последовательность событий определяется их фактическим ходом. Поэтому структура повествования более жесткая, чем структура описания, т. к. перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Схема повествования это: начало, середина, конец, т. е. завязка, кульминация, развязка, должна быть четко выдержана.

В повествовательных текстах используются средства, передающие развитие действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений.

Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.

Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис: начальное предложение, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.

В рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений, придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, а также слова вот, например.

С логической точки зрения рассуждение — это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в последовательной форме. Основная сфера использования рассуждения — научная, научно-популярная речь, т. к. здесь чаще всего приходится доказывать, развивать. Подтверждать или опровергать мысль.

Между частями сложных предложений существуют соединительные, противительно-сопоставительные, результативно-следственные, причинноследственные, определительные, изъяснительные, условные, временные, условно-временные, определительно-изъяснительные, разъяснительные и другие отношения.

Грамматическими средствами их выражения, кроме союзов, порядка слов, местоимений, повторения слов и интонации, является еще соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых и некоторые другие.

Таким образом, можно сказать, что связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития, и сформированности всех компонентов связной речи ребенка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой