Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Приоритеты управления социально-экономическим развитием и обеспечением безопасности регионов России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все регионы нашей страны безусловно объединяет общность целей социально-экономического развития. Однако, обширная территория страны, множество населяющих ее народов, разнообразие культурных традиций и религиозных конфессий, природно-климатических условий, психологический склад, особенности трудовых, бытовых и других факторов во многом определяют различное содержание и специфические особенности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ -КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.13 сгр
    • 1. 1. Национальные интересы и угрозы безопасности в социально-экономической сфере
    • 1. 2. Современные особенности развития и обеспечения безопасности регионов
    • 1. 3. Обеспечение безопасности на региональном уровне
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Пути повышения качества регионального управления
    • 2. 2. Методы и информационная база регионального анализа
    • 2. 3. Методика комплексной оценки социально-экономического развития и безопасности
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ
    • 3. 1. Сравнительный анализ уровня развития и безопасности регионов
  • России
    • 3. 2. Основные направления совершенствования управления процессами социально-экономического развития и безопасности регионов
    • 3. 3. Регулирование отношений Федерального центра и регионов в области социальноэкономического развития и обеспечения безопасности
  • Выводы по главе 3

Приоритеты управления социально-экономическим развитием и обеспечением безопасности регионов России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Практика хозяйственной деятельности и общественной жизни в нашей стране в условиях риска и неопределенности показали, что многие проблемы развития страны и обеспечения её безопасности еще не решены.

Особая значимость этих задач на современном этапе развития человеческой цивилизации заключается в том, что сейчас, в условиях глобализации, стабильность страны в большей степени уязвима именно в социальной и экономической сферах. То, что сегодня экономический потенциал страны является материальной основой национальной безопасности, обеспечивающий должный уровень обороноспособности страны, защиту интересов страны за рубежом, социально-экономическую стабильность общества, физическое и духовное развитие нации, бесспорно. Поэтому — обеспечение социальной и экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха.

На современном этапе развития российской государственности важнейшее значение приобретают региональные аспекты. Причины складывающихся внутренних угроз безопасности страны регионально дифференцированы, будь то глубокий экономический спад, безработица, высокий уровень задолженности по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям, отсутствие финансовой дисциплины, слабая защищенность отечественных товаропроизводителей.

К тому же, социально-экономическая сфера является наиболее уязвимой в период преобразований и реформ и постоянно подвержена воздействию различного рода угроз. Для сегодняшнего дня характерна большая и, к сожалению, все усиливающаяся дифференциация между социально-экономическим развитием регионов страны с преобладанием количества субъектов Российской Федерации, имеющих низкие показатели.

Поэтому для реализации поставленных «Планом Путина» целей необходимы совершенно новые требования к государственному управлению. При этом, важнейшим аспектом модернизации государственного управления является проведение эффективной региональной политики, направленной на обеспечение не формального, а фактического равноправия всех субъектов Российской Федерации.

Актуальность данной задачи не вызывает сомнения и подкрепляется следующими обстоятельствами: во-первых, необходимостью учета специфики социально-экономического развития регионов Российской Федерации при выработке программ развития и обеспечения экономической безопасности страныво-вторых, в связи с усиливающейся неравномерностью развития регионов и, соответственно, экономической и социальной дезинтеграцией страны, обострением взаимоотношений между федеральным центром и регионами, работники органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации все больше начинают осознавать, что уровень развития и безопасности, в конечном счете, определяется состоянием регионов страны и регламентацией взаимоотношений центра и регионовв-третьих, белым пятном в сфере государственного управления остается количественная оценка достигнутого уровня социально-экономического развития и безопасности и эффективности предпринимаемых мер и действий по его поддержанию и повышению.

Именно указанные обстоятельства и обуславливают актуальность диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной экономической литературе получили определенное развитие общие теоретические положения региональной экономики, социальной и экономической безопасности, согласно которым поступательное экономическое развитие создает необходимые предпосылки для сохранения целостности государства, проведения независимой внутренней и внешней политики, успешного противодействия внутренним и внешним угрозам, достижения приемлемых условий жизни и развития личности. Российскими учеными разработаны методологические подходы, несколько вариантов систем количественных показателей и их критических пороговых значений, за нижними границами которых невозможно говорить о наличии стабильности общества и экономической безопасности страны. В этом плане следует особо отметить работы Л. И. Абалкина, И. Я Богданова, Н. П. Ващекина, Е. Н. Ведуты, A. JL Гапоненко, А. Г. Гранберга, В. А Дворянкова, А. В. Колосова, М. Я. Корнилова, В. Н. Кузнецова, В. Н. Лексина, В. П. Оболенского, Г. В. Осипова, В. К. Сенчагова, А. А. Смирнова и других.

В значительно меньшей степени разработаны методология, механизмы и инструменты достижения социальной и экономической безопасности, повышения ее уровня. Среди этой группы можно отметить работы С. В. Блохина, Ю. С. Глазьева, А. В. Илларионова, И. А. Кармановой, В. Б. Кондратьева, В. И. Кушлина, А. А. Прохожева, С. В. Степашина, Ю. В. Яковца и др.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблемам экономической безопасности, пока еще мало исследований путей повышения эффективности региональной социально-экономической политики в тесной связи с обеспечением безопасности.

Поэтому исследование приоритетов социально-экономического развития и обеспечения безопасности регионов России имеет особую значимость.

В связи с вышеизложенным в диссертации решается научная задача разработки научно-методологической базы определения приоритетов управления социально-экономической политикой регионов страны в интересах их развития и безопасности.

Объектом диссертационного исследования является совокупность социально-экономических отношений в регионах России.

Предметом исследования является управление социально-экономическим развитием и обеспечением безопасности регионов Российской Федерации.

Цель исследования — оценить достигнутый уровень социально-экономического развития и безопасности регионов России, как сложных социально-экономических систем, и выработать приоритетные направления ускорения развития и укрепления безопасности страны в региональном разрезе.

Цель исследования предопределила задачи, решаемые автором: оценить современное состояние социально-экономического развития и безопасности регионов страны;

— изучить методы и информационную базу для проведения регионального анализа;

— выработать систему критериев оценки уровня социально-экономического развития и безопасности регионов России;

— провести сравнительный анализ уровня социально-экономического развития и безопасности на региональном уровне;

— определить приоритеты региональной политики и важнейшие направления совершенствования государственного управления социально-экономическим развитием и безопасностью регионов.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили: труды отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, теории экономического роста и инновационно-воспроизводственных процессов, финансового регулирования национальной экономики, материалы кафедры национальной безопасности РАГС при Президенте Российской Федерации. При проведении исследования использовались системный подход, методы регионального анализа и конкретные экономико-статистические методы, обеспечивающие комплексность и доказательность выводов и предложений, такие как методы группировки и классификации.

В качестве источниковой и эмпирической базы исследования использовались правовые акты Российской Федерации и статистические материалы Федеральной службы государственной статистики.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующем:

1. Решение задачи повышения эффективности экономики, увеличения ее конкурентоспособности как важнейшего критерия экономической безопасности страны представлено как следствие применения государственных мер, обеспечивающих повышение экономической самостоятельности государства, реализуемых на основе функциональных и институциональных изменений в системе управления. Децентрализация системы государственного управления экономической и социальной сферой требует разработки принципиально новой государственной региональной политики, учитывающей демографические, климатические, социальные, культурные и хозяйственные различия отдельных субъектов Российской Федерации.

Показано, что практически все регионы России столкнулись и продолжают сталкиваться с множеством социальных и экономических проблем, способных превратиться в реальные угрозы безопасности страны. Одной из таких ключевых проблем является нерешенность многих аспектов формирования подлинно федеративных отношений в стране и нарушение целостности экономического пространства России из-за слабости хозяйственных связей между регионами.

2. Показано, что научное управление общественными процессами в социальных и экономических системах невозможно без достоверной и достаточно полной информации о реальной ситуации в регионах и в стране в целом с учетом негативного влияния угроз безопасности. При этом в стране отсутствует общепринятая унифицированная система показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития и безопасности. Система показателей социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации, разработанная Экспертным управлением Администрации Президента РФ, по мнению автора, страдает отсутствием комплексности и не позволяет оперативно следить за тенденциями в их развитии и особенно в области безопасности.

На основе положений общей теории национальной безопасности автором, исходя из состояния государственной статистической базы, выработана система в составе 24 показателей, характеризующих состояние социально-экономического развития и безопасности страны.

Данная система, представляя собой набор взаимосвязанных индикаторов, позволяет всесторонне и более адекватно отразить реальное состояние социально-экономической системы регионов по сравнению с другими существующими способами.

3. Впервые в экономической практике проведены расчеты количественных оценок уровня благосостояния, безопасности и общего уровня регионального социально-экономического развития по федеральным округам в виде специальных индексов. Сравнительный анализ интегральных показателей уровня развития и безопасности федеральных округов позволил классифицировать их на две различные группы и выделить наиболее узкие места в их состоянии в качестве приоритетов при формировании региональной социально-экономической политики в том или ином округе.

4. Обоснованы конкретные направления модернизации взаимоотношений и распределения компетенций между федеральным центром и регионами в целях укрепления подлинного федерализма в государственном устройстве страны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 73) субъектыФедерации обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Однако рамки полномочий регионов четко не обозначены, что вносит дополнительный вклад в дифференциацию регионов.

Выделение критически значимых сфер жизнедеятельности и ответственности субъекта Российской Федерации позволяет также определить спектр проблем по укреплению безопасности данного региона, а в итоге и страны в целом.

Научные результаты исследования, выносимые на защиту.

1. Особенности социально-экономического развития и обеспечения безопасности регионов России.

Все регионы нашей страны безусловно объединяет общность целей социально-экономического развития. Однако, обширная территория страны, множество населяющих ее народов, разнообразие культурных традиций и религиозных конфессий, природно-климатических условий, психологический склад, особенности трудовых, бытовых и других факторов во многом определяют различное содержание и специфические особенности региональных интересов по территории страны. К тому же и возможности реализации этих интересов у всех регионов далеко не одинаковы. Все это требует тщательно продуманной, сбалансированной децентрализации полномочий и функций органов государственного и муниципального управления в рамках единого контитуционно-правового пространства.

Особенности нашей страны в территориально-поселенческой сфере представляются следующими:

— только наша страна имеет смешанное административно-территориальное деление по национальному и административному принципу. Число национальных автономий в России возросло по сравнению со советским периодом с 22 до 31, в настоящее время, а относительная площадь их территории увеличилась с 28% до 53% территории всей страны. Все это порождает фактическое неравенство субъектов Федерациина всех этапах развития страны России 85% и более населения всегда проживало и проживает к западу от Уральских гор. Громадные территории Сибири и Дальнего Востока с их богатейшими недрами всегда страдали от недостатка населения, что не позволяло должным образом освоить и окультурить территорию;

— недопустимо высокая или, по словам В. В. Путина, феноменальная дифференциация регионов страны по уровню социально-экономического развития и благосостоянию людей;

— отсутствие в таких условиях дифференцированного подхода при формировании региональной политики, особенно в налоговой и бюджетной сферах.

2. Система показателей количественной оценки состояния социально-экономического развития и безопасности на уровне крупных регионов в границах федеральных округов Российской Федерации.

Преобразование этих разнородных показателей в индексную форму дает возможность выработать количественные оценки уровня благосостояния региона, его безопасности и в целом социально-экономического состояния, как базы для сравнительного анализа экономики страны в территориальном разрезе и непрерывного мониторинга тенденций в социально-экономическом развитии.

3. Выводы из сравнительной характеристики достигнутого уровня социально-экономического развития и безопасности страны по федеральным округам.

Проведенные расчеты свидетельствуют, что продолжает увеличиваться разрыв в: уровнях социально-экономического развития между центральными районами России и периферией,. нарастает социально-политическая напряженность, сохраняются тенденции дестабилизации федеративных отношений. Четыре федеральных округа (ЦФО, СЗФО, ПФО и ЮФО) имеют относительно близкие уровни развития, остальные (УФО, СФО и ДФО) — резко отстают от них. Разрыв по отдельным показателям между этими регионами достигает 30 и более раз. Отмечается также тенденция к снижению уровня безопасности практически во всех регионах страны.

Все это требует коренного изменения региональной политики федерального центра для сокращения межрегиональных диспропорций и противоречий.

4. Важнейшие направления совершенствования государственного управления социально-экономическими процессами в регионах страны.

Важнейшая задача государства — устранить существенные различия в уровнях развития субъектов Российской Федерации. Ускорения социально-экономического развития страны объективно требует перенацеливания государственной политики на всемерное удовлетворение растущих потребностей и реализацию интересов людей, на расширение внутреннего спроса во всех секторах экономики, повышение качества жизни граждан. Социализация жизни требует существенных количественных и качественных изменений в социальной сфере-. '. '.

В этих целях необходимо выработать и реализовать комплекс адресных мер по защите национальных интересов страны от внутренних и внешних угроз безопасности. Для повышения уровня безопасности регионов органы государственной власти обязаны воздействовать на различные сферы жизнедеятельности общества и, в первую очередь, на его экономику, используя и разнообразные методы государственного регулирования. В этих целях необходимо, прежде всего, решить ключевую проблему — четко определиться с распределением компетенции между федеральными и региональными органами в социально-экономической сфере, привести местные условия предпринимательской деятельности в полное соответствие с международными нормами и правилами, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, обеспечить более эффективную защиту интересов отечественных товаропроизводителей и населения в целом, повернуться лицом к радикальному совершенствованию инфраструктуры страны.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что предложенные количественные методы могут быть использованы при совершенствовании методов формирования региональной политики и региональных целевых программ социально-экономического развития, ориентированных на результат, а также в общей теории национальной безопасности при рассмотрении проблем региональной безопасности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования методического подхода, системы показателей для оценки эффективности проводимой государственной социально-экономической политики и её уточнения в соответствии с требованиями укрепления безопасности, в предложениях по учету её приоритетных параметров при разработке государственной региональной политики, долгосрочных и среднесрочных программ развития регионов России.

Отдельные теоретические и практические разработки могут быть использованы при обучении студентов управленческих и экономических специальностей в высших учебных заведениях, а также при подготовке специалистов в области обеспечения безопасности.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались 15−16 февраля 2001 г. на научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке».

Работа была обсуждена на кафедре национальной безопасности.

Федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», межведомственном семинаре «Проблемы противодействия преступности и правонарушениям на потребительском рынке» 3 мая 2007 г.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс в Омской академии МВД России.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ общим объёмом 14,9 п.л.

Диссертация состоит введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе 3.

Сравнительный анализ социально-экономического развития и безопасности России на уровне федеральных округов свидетельствует о значительной межрегиональной деффиренциации уровней развития и безопасности.

По отдельным социально-экономическим показателям этот разрыв достигает десятков раз, что не может не сказаться на эффективности мер по ускорению развития предпринимаемых на федеральном уровне.

Приведенные расчеты показывают, что практически во всех регионах страны уровень внутренней безопасности, особенно экономической и социальной безопасности, продолжает снижаться. Основная причина такой тенденции заключается в крайней отсталости экономической инфраструктуры на большей части территории страны.

Отсутствие современной дорожной сети, низкий уровень связи, защиты окружающей среды, финансовой системы сдерживают темпы социально-экономического развития и порождают принципиально новые виды угроз экономической безопасности, такие как просроченная кредиторская задолженность и не ликвидность банковских структур.

Экономическая безопасность регионов определяется главным образом уровнем их социально-экономического развития. Объектами экономической безопасности в силу этого являются личность, общество, государство, а также сама экономическая система включая, институциональные отношения при государственном регулировании экономической деятельности. Государство не может полностью уйти из экономики, но и не должно подменять рыночные механизмы. Только сочетание методов государственного регулирования и институтов рынка позволит успешно решить задачи ускорения социально-экономического развития регионов России и их безопасности.

Для повышения уровня безопасности регионов органы государственной власти обязаны воздействовать на различные сферы жизнедеятельности общества и в первую очередь на его экономику, используя разнообразных методы государственного регулирования. В этих целях необходимо, прежде всего, решить ключевую проблему — четко определиться с распределением компетенции между федеральным и региональными органами в социально-экономической сфере.

Несмотря на то, что в стране имеется специальный закон по этой проблеме — Федеральный закон 1999 год № 119 — ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», многие аспекты взаимоотношений в данной области еще полностью не разрешены. Это касается многих вопросов и обеспечения региональной безопасности.

В то же время органы государственной власти субъектов Федерации и в существующих условиях способны решить многие проблемы обеспечения экономической безопасности и защиты публичных интересов регионов различными средствами организационно правового регулирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Несмотря на отмечаемые в последние годы положительные тенденции в экономике острота и актуальность проблемы обеспечения экономической безопасности России не снижаются. Начавшееся с 1999 г. некоторое оживление хозяйственной деятельности на первый взгляд создает впечатление, что страна вступила в полосу в сторону устойчивого экономического роста, способного в скором времени принести россиянам благосостояние. Однако более тщательный анализ убеждает в том, что это впечатление обманчиво. Структура экономики по-прежнему предстает деформированной. Рост основных макроэкономических показателей обеспечивается главным образом за счет доходов от экспорта разного рода необработанных или слабо обработанных сырьевых товаров, прежде всего, нефти и газа. Фактически гипертрофированное развитие экспорта сырья и всего, что с ним связано, приняло характер варварского разграбления национального богатства России. На этом фоне восстановление тех отраслей науки и промышленности, высокий уровень развития которых определяет передовые позиции экономики страны в современном мире, и которые особенно пострадали в кризисе, идет крайне медленно. Сельское хозяйство и рыболовство продолжают деградировать и не могут обеспечить население продовольствием, а промышленность необходимым сырьем. Огромные средства утекают за границу, а реальный сектор экономики России, так же как и её жилищно-коммунальное хозяйство страдают от хронического недостатка капиталовложений. Именно поэтому уровень 1991 г. по большинству макроэкономических показателей в нашей стране не достигнут до сих пор.

В настоящее время мы имеем стратегию развития страны, разработанную в Министерстве экономического развития и торговли, которая и стала называться «планом Путина». Основная цель, обозначенная в документе, — сменить курс страны с экспортно-сырьевого на инновационный. Для этого предполагается нарастить к 2020 году объем экономики до 5трлн.долл., (то есть увеличить почти в четыре раза). Кроме того, Россия должна стать лидером в самолетостроении, запуске космических аппаратов и разработке программного обеспечения, занять соответствующие позиции в атомной энергетике. В результате успешного осуществления стратегии предполагается, что страна «выйдет на лидерские позиции в 5−6 нишах мирового рынка». ВВП ежегодно будет прирастать на 6,6 процента, промышленное производство — в пределах 5−5,2 процента, инфляцию же к этому периоду предполагается снизить до 3 процентов. Если сейчас объем ВВП на душу населения равен 5−6 тыс. долларов, то к 2020 году по плану МЭРТа он должен достигнуть ЗОтысс. долларов.

Поставлена конкретная цель сделать Россию самой привлекательной для жизни страной. Для достижения этой цели необходимо кардинальным образом модернизировать многие сферы жизнедеятельности наших людейобразование, здравоохранение, финансов, инфраструктуры, труда, технологий, наукоемкого производства. Грандиозные масштабы поставленных задач требуют и нового отношения к проблемам безопасности в самом широком смысле. Президент В. В. Путин либо подчеркивает, что без модернизации экономики «мы не добьемся необходимого прогресса в повышении качества жизни российских граждан,., .не сможем обеспечить ни безопасность страны, ни ее нормального развития, подвергнем угрозе само ее существование».1.

Экономическая безопасность не что иное, как защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. В свою очередь, сама угроза рассматривается как совокупность действий, условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам государства. Для создания эффективного механизма защиты необходимо выяснить. Что именно угрожает экономической безопасности, где находится источник возникновения опасности, каким образом конкретные угрозы влияют на.

1 Выступление Президента Российской Федерации на расширенном заседании Государственного Совета Российской Федерации «О стратегии развития России до 2020 гда». М., 2008. с. 14−15 состояние экономических отношений.

Угрозы экономической безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и другими отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т. д.) в управлении экономической системой государства.

К основным внутренним угрозам безопасности можно отнести: отсутствие у государства какой-либо (средней или долгосрочной) стратегии управления экономической мощи страны и соответствующей экономической политики;

— усиление ориентации экономики на топливно-сырьевых ресурсов и иных природных богатств страны с последующим «проеданием», разворовыванием и укрытием за границей получаемых доходовусиление дисбаланса между отраслями экономики;

— консервация массовой явной и скрытой безработицынизкого уровня доходов и низкой покупательной способности большей части населениявесьма ограниченной ёмкости внутреннего рынка товаров и услуг;

— недостаточно продуманная, недальновидная налоговая политика государства, ведущая к утечке капиталов за границу, росту «теневой экономики», развитию правового нигилизма в экономической сфере;

— создание и постоянное воспроизводство благоприятных условий для роста экономических преступлений (рэкет, взяточничество, наркоторговля и т. д.) и увода за границу большей части преступно нажитых средств;

— уменьшение потенциала промышленности, особенно высокотехнологичных отраслейизношенность и неразвитость всех инфраструктурных систем и сетей (энергетики, связи, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и т. п.);

— сохранение и усиление налоговых, межбюджетных и иных экономических противоречий между федеральным центром, субъектами федерации и муниципалитетамиэкономический сепаратизм регионов.

В современных условиях особую роль приобретают внешние угрозы. Многочисленные высказывания идеологов нового мирового порядка и практические действия ведущих стран Запада и международных организаций в отношении России не оставляют сомнений, что в рамках нового мирового порядка ей отводится роль сырьевой колонии, назначение которой — смягчить последствия сырьевого и экологического кризисов, угрожающих благополучию и стабильности развитых стран. В рамках этой концепции России навязывается стратегия деиндустриализация, свертывания наукоемких технологий, сырьевой специализации, приведения правового и экономического пространства страны в соответствие с интересами транснационального капитала.

Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах.

Среди внешних угроз экономической безопасности следует, по нашему мнению, выделить следующие: формирование хронической зависимости отечественной экономики от иностранного влияния из-за наличия у России значительного внешнего негосударственного долга и необходимости массированного импорта продовольствия, современного оборудования и передовых технологий;

— установление полного или частичного иностранного контроля над рядом ключевых отраслей экономики (энергетикой, добывающей промышленностью, цветной металлургией, транспортным машиностроением и др.);

— всемерное иностранное противодействие проникновению и закреплению на мировых рынках продукции российской обрабатывающей промышленности и передовых российских технологий;

— растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью и влияние на хозяйственные комплексы;

— высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;

— беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);

— усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими факторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;

— глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

Таким образом, первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет именно защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической, и других зависит от экономических возможностей страны.

С учетом вышеуказанного, разработка стратегии (программы) первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз. Современные угрозы связаны с важнейшими блоками опасностей и проблем, с помощью которых достигается раскрытие содержания экономической безопасности. Итак, можно выделить: проблемы, связанные с сохранением и поддержанием народнохозяйственного комплекса страны;

— связанные с поддержанием функционирования экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;

— военно-экономический проблемыпроблемы, связанные с преобразованием отношений собственности (это специфический для современной России и очень существенный комплекс вопросов, которые необходимо решать);

— экономические проблемы взаимодействия с внешним миром.

На этом фоне одной из важных тенденций в развитии социально-политической и экономической ситуации в России, обеспечении безопасности и стабилизации обстановки в стране, является заметное усиление роли и значения субъектов Федерации и самостоятельных территорий в решении задач выхода из затянувшегося социально-экономического кризиса. Именно на региональном уровне кризисные явления проявляются ярче. Достаточно сказать, что среднедушевые доходы населения в наиболее и наименее богатых регионах страны разнятся в десять и более раз! 90% субъектов РФ по-прежнему являются дотационными.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования отношений Центра с субъектами Федерации в рамках их конституционного статуса.

Однако действующая конституция РФ лишь в незначительной степени регламентирует становление и функционирования институтов взаимодействия Центра и регионов, поскольку содержит самые общие и расплывчатые указания о распределении полномочий между властными структурами различного уровня. То же немногое, что Конституция все же предписывает определенно, в повседневной жизни сплошь и рядом нарушается.

В этих условиях центр принятия решения, связанных с обеспечением экономической безопасности перемещается на региональный уровень. Во многих субъектах к настоящему времени накоплен опыт в данной сфере. Достаточно эффективная система обеспечения экономической безопасности может быть сформирована в любом административно-территориальном образовании. Однако работа эта в настоящее время ещё не завершена.

Для успешного выполнения задач регионального развития нужно, прежде всего, выработать общую стратегию действий по кардинальной перестройке свей экономической структуры региона с минимизацией издержек в ходе этой перестройки. Во-вторых, определить приоритетные направления вложения скудных финансовых ресурсов в соответствии с региональными интересами. В-третьих, восстановить на качественно иной основе хозяйственные технологические связи. В-четвёртых, устранить или снивелировать возможные противоречия между личными, региональными и общенациональными интересами путем динамичного сбалансированного развития всех элементов социально-экономического комплекса региона.

Для укрепления безопасности регионов требуется выполнение, помимо всего прочего, комплекса целенаправленных специальных мер. Это, прежде всего:

1. Либерализация налогового времени для предпринимателей с выделением в качестве привилегированного — малого бизнеса.

2. Эффективная внешнеэкономическая политика, которая в разрезе национальной безопасности должна решать следующие вопросы: а) присоединение к региональным, мировым таможенным союзам, заключение двусторонних соглашений, позволяющим торговать на льготной основе, что, принимая во внимание узость внутреннего рынка, поможет региональным предприятиям в реализации своей продукцииб) проведение дифференцированной протекционистской политики, особенно, в конкурентноспособных отраслях, в том числе для защиты национальных корпораций, определяющих безопасность страны и регионовв) формирование благоприятного имиджа страны в целом и отдельных регионов в частности на международной арене для привлечения потенциальных инвесторов.

3. главный источник экономического роста, а значит, и экономической безопасности, — увеличение объема совокупного роста страны, что позволит в конечном счете достичь промышленной и финансовой безопасности государства. Создание предпосылок для увеличения совокупного спросаважнейшая функция федеральных органов власти.

Регионы России сплачивает исторически сложившаяся общность социально экономических условий развития, однако в силу различных географических, демографических, культурных и других факторов, все регионы и по экономическим возможностям, и по уровню развития резко дифференцированы. Разрыв между наиболее богатыми и наиболее бедными регионами в уровне развития по отдельным показателям достигает десятков раз, что резко обостряет социальную обстановку.

До настоящего времени ещё далеко не отработаны принципы и механизмы взаимодействия центра и регионов, не урегулированы многие проблемы экономического федерализма.

Серьёзной угрозой стабильности в стране является неполная занятость населения во многих регионах, что ведет к росту безработицы, бедности, преступности.

Преодоление негативных факторов требует выработки такой региональной политики социально-экономического развития, которая базировалась бы на строго объективном подходе к оценке реальной ситуации в каждом регионе.

Научное управление социально-экономическими процессами невозможно без достоверной и достаточно полной информации об условиях жизнедеятельности людей в регионах и в стране в целом. Однако, существующая система статистической информации ещё не настроена на системное описание экономики региона как части общей экономической системы страны. Необходимо завершить создание системы региональных счетов, совместимой с системой национальных счетов.

Для решения этой задачи требуется формирование продуманной, социально-ориентированной системы показателей социально-экономического развития регионов. Такой системы показателей в стране пока нет. К тому же каждый статистический документ содержит свой набор показателей, отличный от других статистических материалов.

Для исправления сложившейся ситуации указом Президента Российской Федерации № 828 от 28 июня 2007 года утвержден специальный перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, разработанной в Экспертном управлении Президента Российской Федерации.

По данной методике анализируется ситуация в регионах на основе показателей, которые отражают качество жизни населения, формируют условия для социально-экономического развития регионов и обеспечения их безопасности и, по мнению разработчиков, в максимальной степени зависят от эффективности регионального управления.

Однако и этот перечень показателей, уделяя основное внимаение бюджетным расходам, не позволяет комплексно оценить ситуацию и осуществить объективный сравнительный анализ положения в различных по многим параметрам регионов страны.

Для оценки социально-экономического потенциала региона необходим комплексный подход с учетом всего многообразия материальных и особенно нематериальных ресурсов, которые в официальной статистике пока раскрыты крайне слабо.

В качестве варианта такого комплексного подхода к изучению региональных проблем в работе предложен авторский перечень показателей, метод социально-экономического развития и безопасности России на уровне как субъектов Федерации, так и федеральных округов, как наиболее крупных органов в территориальной структуре страны.

В соответствии с положениями общей теории национальной безопасности и общей теории статистики на основе официальной региональной статистики сформированы две группы по 12 социально-ориентированных показателей, характеризующих состояние регионов с точки зрения благосостояния населения и его безопасности. В основу выделения этих двух групп показателей положен группировочный признак позитивного или негативного влияния на процессы социально-экономического развития.

Взяв в качестве эталона лучшие показатели в том или ином регионе эти две группы показателей позволяют осуществить сравнительный анализ социально-экономического состояния регионов и отранжировать их по трём признакам: общего социально-экономического развития, благосостояния населения, стабильности и безопасности. Наличие трех рангов дает дополнительную информацию о реальном состоянии региона и позволяет выделить наиболее срочные и неотложные меры направления сосредоточения основных усилий.

Проведенный сравнительный анализ социально-экономического развития и безопасности России на уровне федеральных округов свидетельствует о значительной межрегиональной дифференциации уровней развития и безопасности.

По отдельным социально-экономическим показателям этот разрыв достигает десятков раз, что не может не сказаться на эффективности предпринимаемых на федеральном уровне мер по ускорению развития.

Расчеты показывают, что практически во всех регионах страны уровень внутренней безопасности, особенно экономической и социальной безопасности, продолжает снижаться. Основная причина такой тенденции заключается в крайней отсталости экономической инфраструктуры на большей части территории страны.

Отсутствие современной дорожной сети, низкий уровень связи, защиты окружающей среды, финансовой системы сдерживают темпы социально-экономического развития и порождают принципиально новые виды угроз экономической безопасности, такие как просроченная кредиторская задолженность и не ликвидность банковских структур.

Экономическая безопасность регионов определяется главным образом уровнем их социально-экономического развития. Объектами экономической безопасности в силу этого являются личность, общество, государство, а также сама экономическая система включая, институциональные отношения при государственном регулировании экономической деятельности. Государство не может полностью уйти из экономики, но и не должно подменять рыночные механизмы. Только сочетание методов государственного регулирования и институтов рынка позволит успешно решить задачи ускорения социально-экономического развития регионов России и их безопасности.

Предстоящее вступление России в ВТО накладывает на все регионы дополнительные серьезные обязательства по приведению местных условий предпринимательской деятельности в полное соответствие с международными нормами и правилами, повышению конкурентоспособности отечественной продукции и более эффективной защите интересов отечественных товаропроизводителей и населения в целом.

Данные обстоятельства требуют выработки и реализации комплекса адресных мер по защите национальных интересов страны от внутренних и внешних экономических угроз.

Для повышения уровня безопасности регионов органы государственной власти обязаны воздействовать на различные сферы жизнедеятельности общества и в первую очередь на его экономику, используя разнообразных методы государственного регулирования. В этих целях необходимо, прежде всего, решить ключевую проблему — четко определиться с распределением компетенции между федеральным и региональными органами в социально-экономической сфере.

Несмотря на то, что в стране имеется специальный закон по этой проблеме — Федеральный закон 1999 год № 119 — ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», многие аспекты взаимоотношений в данной области еще полностью не разрешены. Это касается многих вопросов и обеспечения региональной безопасности.

В то же время органы государственной власти субъектов Федерации и в существующих условиях способны решить многие проблемы обеспечения экономической безопасности и защиты публичных интересов регионов различными средствами организационно-правового регулирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 9 апреля 1992., № 15. ст. 769
  2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237
  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г.// Российская газета 11 мая 2006 г.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г.// Российская газета 27 апреля 2007 г.
  5. Проект Федерального закона РФ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегические значение для национальной безопасности Российской Федерации».
  6. Указ Президента «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 2. — Ст. 2112.
  7. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации"// Российская газета, -18 января 2000 г.
  8. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)"// Российская газета. 14 мая 1996 г.
  9. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах"//Российская газета, 10 января 2007 г.
  10. Ю.Абалкин JL Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики № 12, 1994.
  11. А. и др. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения//Вопросы экономики № 12, 1994.
  12. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценка, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики № 12. С. 39.40.
  13. Г. Л., Попова Н. Ю. Занятость как фактор формирования трудового потенциала региона Краснодар, 2001.
  14. М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий // Маркетинг в России и за рубежом, 2007 г.
  15. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. -М.: Международные отношения, 2005.-256С.
  16. В. А. Экономическая безопасность: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающиеся по специальностям экономики и управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-303с.
  17. Болыпой энциклопедический словарь, М., 1998., 993 с.
  18. А. В мире потенциально ничего не меняется // Коммерсантъ. -01 декабря 2006 г.
  19. А.А. Инвестиционная политика: каким методам отдать предпочтение? // Российский экономический журнал. 2001. — № 11−12.
  20. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М., 2001.
  21. С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. 2000. -№ 11.
  22. М.В., Савин И. И. Социально-экономическое положение регионов России (оценка современного состояния, проблемы, перспективы), -М., 2001 г.
  23. А.А. Направления развития регионального инвестиционного комплекса // Гуманитарные науки. — 2000. № 3.
  24. Г. В., Сыромятников А. Ю. Региональный аспект обеспечения национальной безопасности России. Социология власти. 2007. № 3
  25. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)// Российская газета, 1996, 14 мая
  26. Н.С., Зенякин В. Е., Крюков В. В. Экономическая безопасность регионов России. -М.: Алгоритм, 2000.
  27. Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / Под ред. Л. Т. Гиляровской. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  28. A.M., Петров А. А. Экономическая безопасность России: определения, гипотеза, расчеты // Безопасность № 3,1994.
  29. В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. — Калининград, БИЭФ, 2001.
  30. А.В. Управление безопасностью социально-экономических систем и оценка его эффективности. М., 2003.
  31. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.
  32. М.С., Тихонов А. Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративная структура: мировой опыт и реалии России. М.: Альпина Паблишер, 2002. — 287с.
  33. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 2000 г. № С5−7/УЗ-119 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации"//Вестник высшего Арбитражного Суда РФ. -2000г. № 4
  34. В.В. Объединение регионов России. Преимущества для управления и предпринимательства: К реформе территориального устройства. М, 2007 г.
  35. Китай добился заметных успехов в реализации стратегии подъема внешней торговли за счет научно-технического прогресса.// Коммерсантъ. 20 февраля 2007 г.
  36. М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории иметодология исследования. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2006.-154с
  37. М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методология исследования. Учебное пособие. М., 2005.-20с
  38. Краткий экономический словарь. М., 2001.
  39. В.М. Россия на подъеме //Россия в глобальной политике. № 1, Январь — Февраль 2007 г.
  40. В. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Вопросы экономики. 1998. № 5.
  41. Н.А. Экономическая преступность и экономическая безопасность: теоретические и практические проблемы взаимозависимости // Экономическая безопасность России. 2001. № 1.
  42. Лубянка. Обеспечение экономической безопасности государства: Сборник. 2-е изд. — М.: Моя Россия., Кучково поле, 2005 г.-48с.
  43. С., Свинаренко А. Развитие экономики России и её реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 118.
  44. А.С. Региональное управление. М., 2006.
  45. Малый экономический словарь. М., 2001.
  46. Н.М. Основы теории и практика оптимизации органов управления Вооруженных сил. Монография. -М: ВА ГШ, 1999 г.- 79 с.
  47. А.В. Экономическая безопасность в системе экономических отношений (региональный аспект). Автореферат дисс.канд.экон.наук., Владимир, 2000, с.9
  48. . Качество управления важный фактор экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  49. Н. Инвестиции и государственная инвестиционная политика // Российский экономический журнал. 2002. — № 8.
  50. Наука и безопасность России: историко-научные, методологические, историко-технические аспекты. М.: Наука, 2000 г.
  51. Национальная экономика. / Под ред. В. А. Шульги. М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2002 г.54.0боленцев И.А., Корнилов М. Я., Синюков М. И. Продовольственная безопасность России: ещё один взгляд на проблему. М.: Изд. — РАГС. 2006.-218с.
  52. Общая теория национальной безопасности: Учебник/Под общ. per. А. А. Прохожева.-М.: Изд. РАГС, 2005 г. — 340с.
  53. С.И. Словарь русского языка. М., 1978.
  54. С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1975.
  55. От кризиса к стабилизации и ее последующему подъему // Вопросы экономики № 1, 1994 г.
  56. А.П. Военно-экономическая безопасность Росси на современном этапе // Военная мысль № 2, март-апрель, 1995 А
  57. Г. С. Механизмы взаимодействия государства и предпринимательства в условиях обеспечения экономической безопасности. Автореферат канд.дисс.М, 2004.
  58. Преступность и реформы в России. / Под ред. А. И. Долговой. М., 1998.
  59. Проблемы определения безопасности: системы безопасности для предотвращения войн // Разоружение периодический обзор ООН. 1991. № 4. T.XIV.
  60. А.А. Теория развития и безопасности человека и общества. -М., 2006 г.
  61. А.А., Карманова И. А. Регионы России: социальное развитие и безопасность. М., 2004 г.
  62. С.В., Третьяков А. Г. Инвестиционная активность в регионе. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
  63. .А., Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лазовсикй Л. М., Стародубцева Е. В. М., 1996.
  64. Регионы России. Социально-экономические показатели 2006, -М., 2007 г.
  65. Регионы России. Социально-экономические показатели 2005, -М., 2007 г.
  66. Я.А. Инвестиции в России: тенденции, проблемы пути решения с учетов зарубежной практики. — М., 2000.
  67. В. Стратегия социального развития России на ближайшие годы // Человек и труд. 2000. — № 10.
  68. Российская Федерация сегодня. № 4,2008 г., с.35
  69. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва/Б.Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2004. — 632с.
  70. Ю. «Стратегия безопасности страны» // Сборник «армия и общество, 1990 г.
  71. В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России//Международный бизнес России. 1995 г.,№ 9, с.41
  72. Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2005.
  73. В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопаности России. Вопросы экономики, № 1, 1995, с.99
  74. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая). М., 2002.
  75. Г. история экономической мысли 20-го столетия: Курс лекций. Изд-е 2-ое, исправленное и дополненное. -М.: Изд-во РАГС, 2006.-330с.
  76. А.И. Безопасность общества социально-трудовой аспект. М.: Институт экономики РАН, 2001 г.
  77. B.JI. Экономическая безопасность хозяйствующих систем: структура, проблемы. Вестник МГУ. Серия «Экономика» № 3., 1995, с. 14
  78. Е.В. Экономическая безопасность как интегральный показатель эффективности государственного регулирования экономики России. Автореферат канд.дисс. Новосибирск, 2004
  79. Е.С. Социально-экономические императивы безопасности в системе индикаторов регионального развития. Автореферат канд.дисс.1. М, 2007
  80. Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация). Книга третья. М: Институт экономики РАН, 2000 г. 85. Экономическая безопасность. Производство, финансы, банки. М., 1998, с.12
  81. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник/Под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. — 896 с.
Заполнить форму текущей работой