Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности идентификации женщин с группой предпринимателей на основе их внешнего облика: на примере изучения представителей среднего и малого бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации сделан акцент на изучении внешнего облика как средства, критерия идентификации личности с группой, в частности, женщин с группой предпринимателей. В ней отмечается, что на основе идентификации конструируется представление о других людях и окружающем мире и о самом себе, что категоризация осуществляются с привлечением различных компонентов внешнего облика. Правомерность постановки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА
    • 1. 1. Социологические, социально-психологические и тендерные исследования женского предпринимательства
    • 1. 2. Идентификация и категоризация как механизмы формирования представлений о личности
    • 1. 3. Невербальное выражение личности как внешняя репрезентация принадлежности к социальной группе
    • 1. 4. Влияние внешнего облика на формирование впечатления о человеке и его идентификации с группой
    • 1. 5. Конструирование СМИ имиджа женщины-предпринимателя
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЖЕНЩИН С ГРУППОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИХ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА)
    • 2. 1. Цель, гипотезы, задачи, методы и объект исследования
    • 2. 2. Частотный анализ выбора женщин в качестве предпринимателей
    • 2. 3. Компоненты внешнего облика, определяющие идентификацию женщин с группой предпринимателей
    • 2. 4. Анализ трудностей идентификации женщин с группой предпринимателей
    • 2. 5. Анализ оценок привлекательности внешнего облика женщин, идентифицированных с группой предпринимателей, и выраженности стремления сотрудничать с ними
    • 2. 6. Особенности конструирования внешнего облика женщины-предпринимателя на основе одежды
    • 2. 7. Анализ взаимосвязей между выраженностью рефлексивной позиции по отношению к своему внешнему облику и его самооценками у женщинпредпринимателей и непредпринимателей
    • 2. 8. Анализ взаимосвязей между самооценками внешнего облика и готовностью к его изменению у женщин-предпринимателей и непредпринимателей
    • 2. 9. Анализ взаимосвязей между самооценками внешнего облика и привлекательностью, выраженностью стремления сотрудничать с женщинами, идентифицированными в качестве предпринимателей

Особенности идентификации женщин с группой предпринимателей на основе их внешнего облика: на примере изучения представителей среднего и малого бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социальная психология предпринимательства сформировалась в связи с появлением такой социальной группы, как предприниматели [Журавлев А.Л., 2004; Журавлев A. JL, Позняков В. П., 1993, 1998; Шихирев П. Н., 1993, 1998, 2000; Щербатых Ю. В., 2008]. Несмотря на огромный теоретический и практический интерес, проявленный к данной социальной группе, до сих пор остается недостаточно изученным женское предпринимательство, особенно в контексте социальной психологии. Интерес к этой области знания усиливается в связи с тем, что женщины-предприниматели осваивают не только традиционные для них виды труда (образование, медицина, сфера услуг), но и успешно работают в раннее труднодоступных для женщин сферах деятельности (юриспруденция, инжиниринг, область наукоемких технологий). [Ревина М.А., 2001].

В исследованиях подчеркивается, что в условиях постиндустриального общества, развивающего сферу услуг, приобретают особое значение социально-психологические качества женщин [Барсукова С.Ю., 1999, 2007; Бабаева J1.B., 1996; Гвоздева Е. С., Герчиков В. И., 2000; Кричевская O.E., 1996; Кошеле-ваИ.В., • 2003; Попова З. Н., 1995; Ревина М. А., 2001; Тончу Е. А., 1998; Чирикова А. Г., 1998; Шокина И. А., 2000]. В работах констатируется, что развитие женского предпринимательства ведет к развитию «мягкого менеджмента», в основе которого лежат социально-психологические особенности женщин (коммуникативные, социально-перцептивные способности, умение устанавливать доверительные отношения, убеждать, энтузиазм, активное взаимодействие с подчиненными, поощрение личных форм связей, честность, обязательность, ответственность, самодисциплина, порядочность и т. д.). Несмотря на эти факты, вхождение женщин в группу предпринимателей до сих пор сопровождается социально-экономическими и социально-психологическими трудностями. Многие из этих трудностей совпадают с перечнем тех трудностей, с которыми встречается любой предприниматель, но наряду с ними женское предпринимательство испытывает на себе влияние дискриминационных факторов, сексист-ских установок [Мелия М.И., Розин М. В., 1993; Балабанов С. С. и др., 1993; Ожигова Л. Н., 2005; Шатрова Л. А., 2003; Чирикова А. Е., 2002]. В этой связи обостряется интерес к проблеме взаимодействия между группами предпринимателейк тем факторам, которые могут повлиять на выраженность стремления к сотрудничеству с представителями женского и мужского предпринимательства. Не менее актуальной является проблема, касающаяся стремления женщин-предпринимателей сотрудничать друг с другом.

Традиционно в научной литературе в качестве факторов, влияющих на деятельность, рассматриваются различия в стилях руководства мужчин и женщин-предпринимателей, наборы качеств личности женщины-предпринимателя, анализируемые с точки зрения феминности-маскулинности [Джанерьян С.Т., Рудакова C.B., 2000, 2006; Исаченко O.K., 2005; Турецкая Г. В., 2001 и др.- Штейнберг А. Г., 2002; Шокина И. А., 2000]. В исследованиях подчеркивается, что сформировавшиеся в обществе представления о женщине-предпринимателе, включающие противоречивые тендерные роли «настоящей женщины» и «деловой женщины», увеличивают набор требований, относящихся к ее социальному поведению. В этот набор входят не только требования совмещения феминных и маскулинных черт, «жесткого» и «мягкого» стилей управления, но и требования, касающиеся имиджа женщины-предпринимателя, ее самопрезентации и внешней невербальной репрезентации ее принадлежности к группе предпринимателей.

Сложность и противоречивость набора требований, предъявляемых женщине-предпринимателю, затрудняет процесс • самоидентификации и идентификации женщин с группой предпринимателей. В контексте психологии социального познания идентификация — это, прежде всего, процесс отождествления индивида с группой [Андреева Г. М., 2000; Агеев B.C., 2003—Тэджфел А., Тернер Дж., 2000; Ядов В. А., 1993], на основе которого конструируется представление о других людях и окружающем мире [Бергер П., Лукман Т., 1995]. Работы A.A. Бодалева, В. Н. Панферова показали, что идентификация человека с определенной группой, его категоризация осуществляются на основе различных компонентов внешнего облика [Бодалев A.A., 1995; Панферов В. Н., 1974]. Современные исследования, выполненные в области психологии невербального выражения личности и невербальных коммуникаций [Бутовская M. JL, 2004; Крейдлин Г. Е., 2002, 2005; Лабунская В. А., 2005, 2007; Меграбян А., 2001; Ти-щенко П., 1990; Фейгенберг Е. И., Асмолов А. Г., 1989, 1994; Экман П., 2003; Яременко С. Н., 1997], подтверждают, что люди одной эпохи, одного круга, одного уровня культуры, принадлежащие к одной социальной группе, распознаются, отождествляются на основе существующих устойчивых форм поведения (алгоритмов, «невербальных паттернов»), ¦ «визуальных текстов-посланий» [Петрова Е.А., 2000], включающих различные компоненты внешнего облика человека.

Внешний облик женщин-предпринимателей формируется в результате воздействия различных средств массовой информации. Они активно конструируют внешний облик женщины-предпринимателя и влияют на выбор критериев идентификации женщины с группой предпринимателей. Проблема заключается в том, что женское предпринимательство, сконцентрированное в области малого и среднего предпринимательства, представлено россиянками, которые по многим параметрам не соответствуют стереотипу «бизнес-леди», созданному средствами массовой информации. В этой связи для социальной психологии женского предпринимательства становится актуальным изучение представлений о тех женщинах-предпринимателях, которые заняты в сфере среднего и малого бизнеса, изучение особенностей их идентификации с группой предпринимателей на основе внешнего облика.

Учитывая тендерную традицию в изучении предпринимательства, являются важными для развития социальной психологии женского предпринимательства исследования, рассматривающие особенности идентификации женщин с группой предпринимателей представителями различных тендерных групп. Не менее интересным является вопрос о выраженности стремления к сотрудничеству с женщинами-предпринимателями в соответствии с оценкой привлекательности их внешнего облика предпринимателями и непредпринимателями, мужчинами и женщинами. Многочисленные исследования показывают, что внешне привлекательные люди добиваются больших успехов, оцениваются как обаятельные, общительные [Гозман Л.Я., 1987; Нэпп М., Холл Дж., 2004; Пана-сюк А.Ю., 1990; Янчук В. А., 1998]. Внешняя привлекательность оказывает влияние на отношение к человеку [Бодадев А.А., 1982; Котлярова М. Н., 2001; Панферов В. Н., 1974; Петрова Е. А., 2000]. Она влияет на оценку личности [Нэпп М., Холл Дж., 2004; Короченцева A.B., 2006]. Идентификация партнера с группой врагов или друзей сопровождается оценкой привлекательности внешнего облика [Тулинова Д.Н., 2005]. Внешний облик как один из способов самопрезентации человека оказывает влияние на различные способы взаимодействия человека с миром и может приводить к формированию кризисных отношений не только в межличностном общении, но и в деловом [Белугина Е.В., 2003; Герасимова O.A., 2003; Гоффман Э., 2000; Лабунская В. А., 2005].

Таким образом, постановка проблемы идентификации женщин с группой предпринимателей (средний и малый бизнес) на основе их внешнего облика и изучение оценок привлекательности внешнего облика как, фактора, определяющего выраженность стремления к сотрудничеству с ними, входит в круг проблем современной социальной психологии, рассматривающей внешний облик в связи с изучением феномена управляемого впечатления, создания социально желательного образа у партнеров по взаимодействию в качестве критерия статусно-ролевой дифференциации и категоризации людей.

Исходя из вышесказанного, цель исследования заключается в определении гендерно-стратификационных (женщины и мужчины-непредприниматели и предприниматели, представляющие средний и малый бизнес) различий в идентификации женщин, представляющих малый и средний бизнес, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика, в выявлении взаимосвязей между оценками привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей и выраженностью готовности к сотрудничеству с ними.

Предмет исследования — особенности идентификации на основе внешнего облика женщин, представляющих средний и малый бизнес, с группой предпринимателей, оценок привлекательности их внешнего облика и выраженности готовности к сотрудничеству с ними различными тендерными группами 'непредпринимателей и предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса.

Гипотезы исследования:

1. Сочетание принадлежности субъекта идентификации к предпринимателям (средний и малый бизнес) — непредпринимателям с его тендерными характеристиками оказывает влияние на процесс отождествления женщин, представляющих средний и малый бизнес, с группой предпринимателей и на преобладающий вид трудностей, испытываемых в процессе идентификации женщин на основе их внешнего облика.

2. Влияние степени привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей, представляющих средний и малый бизнес, на выраженность стремления сотрудничать с ними опосредовано взаимодействием тендерного фактора и принадлежностью к группе предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей.

3. Взаимосвязи между самооценками внешнего облика и оценками привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей, выраженностью стремления сотрудничать с ними обусловлены принадлежностью женщин к группам предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей.

Задачи исследования.

Теоретические задачи:

1. Осуществить социально-психологический и тендерный анализ проблемы женского предпринимательства.

2. Осуществить теоретический анализ проблемы внешней репрезентации принадлежности личности к определенной социальной группе.

3. Обобщить результаты исследований идентификации личности с группой на основе ее внешнего облика.

Методические задачи:

4. Разработать методику, направленную на определение особенностей идентификации женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика.

5. Подобрать методики, направленные на изучение самооценок внешнего облика, выраженности рефлексивной позиции по отношению к нему и готовности к изменению своего внешнего облика.

6. Модифицировать методики с целью определения удовлетворенности своим имиджем женщин-предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и особенностей конструирования внешнего облика.

Эмпирические задачи:

7. • Выявить различия в идентификации женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей между мужчинами и женщинами-предпринимателями и непредпринимателями.

8. Определить компоненты внешнего облика, влияющие на идентификацию с группой предпринимателей, женщин-предпринимателей, занятых в сфере ' малого и среднего бизнеса.

9. Осуществить анализ оценок привлекательности внешнего облика женщин, отнесенных к группе предпринимателей, и выраженности стремления к сотрудничеству с ними у женщин и мужчин-предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей.

10. Провести анализ самооценок компонентов и параметров внешнего облика женщинами-предпринимателями, занятыми в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателями.

11. Рассмотреть взаимосвязи между самооценками внешнего облика женщин-предпринимателей и непредпринимателей и их оценками привлекательности внешнего облика женщин, идентифицированных в качестве предпринимателей, и выраженностью стремления сотрудничать с ними.

Эмпирическим объектом исследования выступили четыре гендерно-стратификационные группы: 1) женщины-предприниматели- 2) мужчины-предприниматели, занятые не менее 5 лет в сфере среднего и малого предпринимательства- 3) женщины-непредприниматели- 4) мужчины-непредприниматели. Всего 200 человек в возрасте от 30 до 55 лет.

Теоретическую и методологическую основу работы составили положения социально-психологической концепции деловой культуры (Журавлев A. JL, Позняков В. П., Шихирев П.Н.) — субъектно-деятельностного подхода (Брушлинский A.B., Знаков В. В., Рубинштейн C. JL) — идеи социального конст-рукционизма и психологии социального познания (Андреева Г. М., Бергер П., Лукман Т., Герген К.) — положения концепции социальной идентификации (Агеев B.C., Стефаненко Т. Г., Тэджфел А., Тернер Дж., Ядов В.А.) — теоретические представления о внешнем облике как «визуальном тексте» и репрезентации принадлежности к социальной группе (Лабунская В.А., Петровская Е. А., Ти-щенко П., Яременко С.Н.) — положения о внешнем облике и невербальном поведении как средстве идентификации и самоидентификации личности (Асмо-лов А.Г., Бодалев A.A., Панферов В. Н., Экман П.).

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, контент-анализ, конструирование, методы количественной и качественной обработки полученных эмпирических данных, их сравнение, обобщение, качественный анализ, содержательная интерпретация результатов.

Методический инструментарий: 1. Разработанная нами анкета «Идентификация женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей». Данная анкета состоит из трех разделов и включает набор фотографий (21 фотография) женщин-предпринимателей, являющихся представителями среднего и малого бизнеса. Подбор фотографий женщин-предпринимателей осуществлялся по следующим критериям: возраст (от 30 до 50−55 лет), вид деятельности (средний и малый бизнес), стаж работы в данном виде деятельности (не менее 5 лет). Фотоизображения женщин-предпринимателей были взяты из трёх специализированных журналов. В первый раздел входят задания, цель которых идентифицировать женщин, изображенных на фотопортретах, с группой предпринимателей, указать трудности идентификации и определить компоненты внешнего облика, влияющие на процесс идентификации. Во второй раздел включены задания, направленные на выяснение степени привлекательности внешнего облика предъявляемых для идентификации женщин и требований к внешнему облику женщин-предпринимателей. Третий раздел анкеты включал вопросы, связанные с определением выраженности стремления к сотрудничеству с женщинами, идентифицированными в качестве предпринимателей. 2. Опросник «Конструирование приемлемого стиля одежды женщины» Е. А. Петровой 3. Опросник «Самооценка компонентов внешнего облика» Е. В. Белугиной, В. А. Лабунской. 4. Опросник «Выраженность готовности к изменению своего внешнего облика» И. Нефёдовой, Е. Власовой. 5. Опросник «Рефлексивная позиция относительно своего внешнего облика» Е. А. Петровой. 6. Опросник «Степень удовлетворённости компонентами имиджа» В.М. Шепе-ля. 7. «Словесный портрет» внешнего облика женщины-предпринимателя, составленный нами.

Положения, выносимые на защиту:

1. На процесс идентификации женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика оказывает влияние сочетание тендерных характеристик и принадлежности субъекта идентификации к предпринимателям и непредпринимателям. Различия между женщинами и мужчинами-предпринимателями, представляющими средний и малый бизнес, и непредпринимателями в выборе критериев идентификации заключаются в том, что женщины используют более широкий репертуар экспрессивных признаков внешнего облика, чем мужчины, которые чаще обращают внимание на оформление внешнего облика.

2. Трудности идентификации женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей обусловлены: 1) дефицитом непосредственного общения с женщиной-предпринимателем- 2) сложившимися стереотипами внешнего облика женщины-предпринимателя- 3) стилем, видом одежды и экспрессией лица, взгляда. Выраженность определенного вида трудностей идентификации зависит от принадлежности субъекта идентификации к группе предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей, от их тендерных особенностей.

3. Гендерно-стратификационные различия в оценках привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, проявляются в том, что мужчины-предприниматели значимо ниже оценивают привлекательность внешнего облика женщин-предпринимателей, чем женщины-непредприниматели. Наиболее привлекательными не зависимо от гендерно-стратификационных характеристик участников исследования являются женщины-предприниматели, занятые в сфере малого и среднего бизнеса, которые не были идентифицированы большинством участников исследования с группой предпринимателей.

4. Идентификация женщины с группой предпринимателей обуславливает интенсивность выраженности стремления сотрудничать с ней в зависимости от гендерно-стратификационных характеристик субъекта идентификации. Высокая частота идентификации женщины с группой предпринимателей и высокая или выше среднего оценка привлекательности ее внешнего облика ведет к снижению выраженности стремления сотрудничать с ней. Выраженность у мужчин стремления сотрудничать с женщинами-предпринимателями в большей степени связана с оценками привлекательности их внешнего облика, чем у женщин-предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей.

5. Оценка своего внешнего облика женщинами-предпринимателями, замятыми • малым и средним бизнесом, оказывает влияние на идентификацию женщин в качестве предпринимателей — представителей среднего и малого бизнеса и на выраженность стремления сотрудничать с ними. Взаимосвязи между этими показателями интенсивные и обратно пропорциональные, что не характерно для группы женщин-непредпринимателей.

Научная новизна. Впервые на основе сравнительного анализа групп предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, и непредпринимателей выявлены особенности идентификации на основе внешнего облика женщин. — представителей малого и среднего бизнеса с группой предпринимателей. Установлено, что особенности процесса идентификации обусловлены сочетанием тендерных характеристик и принадлежности субъекта идентификации к группам предпринимателей, занимающихся средним и малым бизнесом, и непредпринимателей. Показано, что процесс идентификации осуществляется • на основе сочетания экспрессивных компонентов внешнего облика и характеристик его оформления. Выявлены виды трудностей идентификации женщин с группой предпринимателей на основе их внешнего облика. Впервые определены особенности взаимосвязей между оценками привлекательности внешнего облика женщин — представителей среднего и малого бизнеса и выраженностью стремления к сотрудничеству с ними мужчин и женщин, занимающихся средним и малым бизнесом. Выявлены направления и интенсивность взаимосвязей между самооценками внешнего облика женщинами, занятыми в сфере среднего и малого бизнеса, оценками привлекательности внешнего облика женщин -•представителей среднего и малого бизнеса и выраженностью стремления к сотрудничеству с ними.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно развивает социальную психологию женского предпринимательства, дополняет положения социально-психологической концепции деловой культуры, расширяет представления об особенностях социального познания и конструирования социальных объектов, развивает положения концепции социальной идентификации и теоретические представления о внешнем облике как репрезентации принадлежности к социальной группе и средстве идентификации и самоидентификации личности, регуляции отношений в деловом взаимодействии.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в процессе формирования у женщин-предпринимателей, занимающихся средним и малым бизнесом, навыков самопрезентации и самоподачи. Они могут применяться в бизнес-консультациях, с целью развития бизнес-коммуникаций и решения тендерных проблем представителей малого предпринимательства. Разработанные и подобранные комплексы методик могут быть основой для психодиагностики проблем сотрудничества между мужчинами и женщинами в сфере предпринимательства. Результаты работы могут быть включены в содержание учебных курсов, посвященных организационной психологии, психологии предпринимательства, социальной психологии женского предпринимательства, в определенные разделы тендерной психологии, и спецпрактикумов по визуальной психодиагностике личности.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась методической обоснованностью общего замысла исследования, использованием адекватных исследовательских процедур, достаточным объемом эмпирического материала, применением надежных и адекватных статистических процедур обработки данных: частотного анализа, Т-критерия Стьюдента, коэффициента ранговой корреляции Пирсона. Расчёты производились с использованием пакета статистических программ SPSS для Windows (версия 13) и STATISTIKA (версия 6).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были представлены на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых' учёных «Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодых исследователей» (Краснодар, 2006), на XXXIV научной конференции сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии РГУ (Ростов-на-Дону, 2006), на IV тендерных чтениях «Гендерное пространство: методы исследования, управление и проектирование» (Ростов-на-Дону, 2007), на заседаниях кафедры социальной психологии РГУ (Ростов-на-Дону, 2005;2007), на V тендерных чтениях «Социология тендера: методы исследования в различных социальных мирах» (Ростов-на-Дону, 2008). Материалы работы используются при чтении 3-х спецкурсов в Южном федеральном университете на факультете психологии «Экспрессия человека», «Самовыражение личности в общении» и «Визуальные репрезентации бытия человека" — ' при чтении курса «Основы менеджмента» в НОУ ВПО «Ростовском институте иностранных языков».

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ общим авторским объемом 1,49 усл. п.л. В том числе 4 статьи (из них одна статья — в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций) и 4 тезисов.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введениядвух главзаключения, содержащего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемысписка цитируемой литературы из 157 наименований, из них 10 — на иностранных языках и 10 Приложений. Объем основного текста составляет 150 машинописных страниц, работа содержит 12 Рисунков, 25 Таблиц.

Результаты исследования могут применяться в практической социальной психологии, направленной на формирование у женщин-предпринимателей, занимающихся средним и малым бизнесом, навыков самопрезентации и самоподачи. Они могут использоваться с целью улучшения бизнес-коммуникаций, для решения тендерных проблем, возникающих в процессе предпринимательской деятельности.

Полученные данные открывают новые перспективы изучения социально-• психологических особенностей женщин-предпринимателей. Необходимо изучение взаимосвязей между социальными установками женщин-предпринимателей и выраженностью их стремления к сотрудничеству с различными группами предпринимателей. Актуальным является решение задачи, касающейся различий в выраженности сексистских установок у женщин и мужчин-предпринимателей в различных ситуациях взаимодействия. Перспективным является изучение взаимосвязей между особенностями внешнего облика женщин-предпринимателей, сложившейся у них системы отношений и успешностью их предпринимательской деятельности. Выявленные виды трудностей идентифи-' кации женщин — представителей среднего и малого бизнеса с группой предпринимателей на основе их внешнего облика ставят задачу изучения социальных контекстов взаимодействия, в которых трудности идентификации переживаются особенно остро.

Перспективными направлениями дальнейших исследований является обращение к изучению предпринимателей как особой социальной группы, отличающейся статусно-ролевыми характеристиками, особенностям делового сотрудничества женщин-предпринимателей между собой, а также изучение представителей крупного бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая теоретический и эмпирический анализ проблемы особенностей идентификации женщин, представляющих средний и малый бизнес, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика, необходимо, прежде всего, •отметить, что проблема женского предпринимательства является достаточно новой для социальной психологии. Исследования женского предпринимательства в большей степени представлены в социологии, экономических науках и в тех областях психологии, в которых изучаются тендерные различия.

Современная психология предпринимательства ставит своей задачей рассмотрение проблемы женского предпринимательства, обращаясь к исследованиям представителей малого и среднего бизнеса. Такой теоретический интерес обусловлен тем, что женщины-предприниматели составляют особую социальную группу — страту, занятую в сфере услуг, для которой являются важными.

• социально-психологические качества женщин.

Такие социально-психологические и личностные особенности женщин, как умение общаться, относиться сензитивно к личности другого человека, проявлять гибкость, выстраивать партнерские и доверительные отношения, выраженная склонность убеждать, демонстрировать энтузиазм, стремиться быть честным, обязательным, ответственным, порядочным, делают женское предпринимательство отличным от мужского и способствуют развитию среднего и малого бизнеса.

Женщины-предприниматели сталкиваются с большим количеством соци.

• ально-экономических и социально-психологических трудностей в процессе развития своего бизнеса. Одновременно, женское предпринимательство испытывает на себе влияние дискриминационных факторов, сексистских установок, заявляющих о себе в ситуациях взаимодействия женщин с определенными социальными институтами, на социально-психологическом уровне во взаимодействии власти и женщин-предпринимателей.

Социальная психология ставит перед собой задачу изучения особенностей взаимодействия между группами предпринимателей, • исследование тех факторов, которые будут способствовать актуализации стремления к сотрудничеству как мужчин и женщин-предпринимателей, так и стремления к сотрудничеству женщин друг с другом. Решение данной проблемы не является простым. Проявление сексистских установок наблюдается не только во взаимодействии мужчин и женщин, но и в общении женщин друг с другом. Поэтому становится важным определение факторов, обуславливающих выраженность стремления женщин-предпринимателей сотрудничать друг с другом.

Теоретический анализ имеющихся исследований показал, что в качестве факторов, влияющих на деятельность, рассматриваются различия в стилях руководства мужчин-предпринимателей и женщин-предпринимателей, наборы качеств личности женщины-предпринимателя, анализируемые с точки зрения феминности-маскулинности. Сформировавшиеся в обществе представления о женщине-предпринимателе, увеличивают набор требований, относящихся к ее социальному поведению. В этот набор входят не только требования совмещения феминных и маскулинных черт, но и требования, касающиеся имиджа женщины-предпринимателя, ее самопрезентации. Сложность и противоречивость набора требований, предъявляемых женщине-предпринимателю, затрудняет процесс самоидентификации и идентификации женщин с группой предпринимателей.

В диссертации сделан акцент на изучении внешнего облика как средства, критерия идентификации личности с группой, в частности, женщин с группой предпринимателей. В ней отмечается, что на основе идентификации конструируется представление о других людях и окружающем мире и о самом себе, что категоризация осуществляются с привлечением различных компонентов внешнего облика. Правомерность постановки данной проблемы подтверждается выводами большого количества работ, в которых приводятся сведения о том, что люди, принадлежащие к одной социальной группе, распознаются, отождествляются на основе существующих «невербальных паттернов» поведения, что внешний облик — это «визуальный текст», конструкт, который формируется в пространстве социокультурных и социально-психологических координат, в процессе интериоризации социальных представлений, в результате интерпретаций различных конструктов внешнего облика, невербальной среды предпринимательства, создаваемых под влиянием средств массовой информации и непосредственного общения с представителями данной социальной группы.

Невербальное выражение личности как специфический «визуальный код» отражает степень соответствия экспрессивного репертуара женщины-предпринимателя заданным в социальной группе паттернам поведения и свидетельствует о том, насколько развита способность женщины-предпринимателя передавать информацию, с помощью невербального кода, важную для других членов группы. Для успешного процесса идентификации является важным то, насколько субъект идентификации овладел «визуальными кодами» и может вычленить его компоненты в качестве критериев идентификации.

Внешний облик представителей различных социальных групп формиру.

• ется под влиянием средств массовой информации, которые в современном информационном пространстве активно конструируют внешний облик женщины-предпринимателя и влияют на выбор критериев идентификации женщины с группой предпринимателей. Но создаваемые средствами массовой информации образы предпринимателей недостаточно дифференцированы и имеют отношение к небольшой группе предпринимателей.

Конструкт внешнего облика женщины, занимающейся средним или малым бизнесом, остается не сформированным, что затрудняет процесс идентификации женщин с группой предпринимателей представителями различных.

• тендерных групп, а также влияет на оценку привлекательности их внешнего облика.

Внешне привлекательные люди добиваются больших успехов, оцениваются как обаятельные, общительные. Внешняя привлекательность оказывает влияние на отношение к человеку. Она влияет на оценку личности, на выбор способов ее взаимодействия с миром и может приводить к формированию кризисных отношений в деловой сфере, блокировать стремление к сотрудничеству с женщиной-предпринимателем.

В целом, теоретическую и методологическую основу работы составили положения социально-психологической концепции деловой культуры, субъект-но-деятельностного подхода, идеи социального конструкционизма и психологии социального познания, положения концепции социальной идентификации. В выполненной работе использованы также теоретические представления о внешнем облике как «визуальном тексте» и репрезентации принадлежности к социальной группеположения о внешнем облике и невербальном поведении как средстве идентификации и самоидентификации личности.

Учитывая теоретические выводы и методологию исследования, была сформулирована проблема особенностей идентификации женщин, представляющих средний и малый бизнес, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика. Главная цель исследования заключалась в том, чтобы определить гендерно-стратификационные (женщины и мужчины-непредприниматели и предприниматели, представляющие средний и малый бизнес) различия, в идентификации женщин, представляющих малый и средний бизнес, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика, в выявлении взаимосвязей между оценками привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей и выраженностью готовности к сотрудничеству с ними.

С целью изучения особенностей идентификации нами была разработана оригинальная методика: анкета «Идентификация женщин, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, с группой предпринимателей». Данная анкета состоит из грех разделов и включает набор фотографий (21 фотография) женщин-предпринимателей, являющихся представителями среднего и малого бизнеса. Подбор фотографий женщин-предпринимателей осуществлялся по следующим критериям: возраст (от 30 до 50−55 лет), вид деятельности (средний и малый бизнес), стаж работы в данном виде деятельности (не менее 5 лет). Фотоизображения женщин-предпринимателей были взяты из трёх специализированных журналов.

В первый раздел входят задания, цель которых идентифицировать женщин, изображенных на фотопортретах, с группой предпринимателей, указать трудности идентификации и определить компоненты внешнего облика, влияющие на процесс идентификации. Во второй раздел включены задания, направленные на выяснение степени привлекательности внешнего облика предъявляемых для идентификации женщин и требований к внешнему облику женщин-предпринимателей. Третий раздел анкеты включал вопросы, связанные с определением выраженности стремления к сотрудничеству с женщинами, идентифицированными в качестве предпринимателей. Кроме данного методического приема использовался комплекс методик, направленных на изучение представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя.

В диссертации решался ряд эмпирических задач, направленных на проверку выдвинутых гипотез. В соответствии с задачами применялись методы исследования. Одна из гипотез исследования касалась проверки выводов других авторов о взаимосвязи между самооценками внешнего облика и оценками привлекательности внешнего облика женщин-предпринимателей. Для проверки этой гипотезы также применялся комплекс методик.

В целом, методический инструментарий, использованный в исследовании, позволил получить новые данные об особенностях идентификации женщин, представляющих средний и малый бизнес, с группой предпринимателей на основе их внешнего облика.

Результаты эмпирической части исследования подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют сделать следующие выводы.

1. На процесс идентификации на основе внешнего облика женщин — представителей среднего и малого бизнеса с группой предпринимателей оказывает влияние сочетание тендерных характеристик и принадлежности субъекта идентификации к предпринимателям, занимающимся средним и малым бизнесом. Женщины и мужчины-непредприниматели идентифицируют значимо меньшее количество женщин в качестве предпринимателей и демонстрируют избирательное отношение к внешнему облику женщин. Мужчины-предприниматели идентифицируют женщин с различными характеристиками внешнего облика с группой предпринимателей.

2. Мужчины и женщины-предприниматели и непредприниматели используют в качестве критериев идентификации женщин с группой предпринимателей сочетание экспрессии и оформления внешнего облика. Женщины-предприниматели используют более широкий репертуар экспрессивных признаков в качестве критериев идентификации женщин с группой предпринимателей, чем мужчины-предприниматели и непредприниматели.

3. Трудности идентификации женщин с группой предпринимателей на основе их внешнего облика — это дефицит непосредственного общения с женщиной-предпринимателемсложившиеся стереотипы внешнего облика женщины-предпринимателяоформление внешнего облика. Наибольшее количество затруднений в процессе идентификации женщин с группой предпринимателей испытывают женщины-непредприниматели, им в большей степени необходимо непосредственное общение с женщинами для определения их принадлежности к группе предпринимателей.

4. Женщины-непредприниматели значимо выше оценивают привлекательность внешнего облика женщин-предпринимателей по сравнению с представителями других гендерно-стратификационных групп. Ниже всех оценивают привлекательность внешнего облика женщин-предпринимателей мужчины-предприниматели. Наиболее привлекательными являются те женщины, которые не были идентифицированы большинством представителей гендерно-стратификационных групп с группой предпринимателей.

5. Мужчины-предприниматели и непредприниматели значимо чаще выражают желание сотрудничать с женщинами, идентифицированными в качестве предпринимателей, чем женщины-предприниматели и непредприниматели.

6. Частота идентификации женщин с группой предпринимателей, выраженность стремления к сотрудничеству с ними имеют позитивные прямо пропорциональные связи с оценками привлекательности внешнего облика женщины-предпринимателя. У мужчин выраженность стремления к сотрудничеству с женщинами-предпринимателями в большей степени связана с оценками привлекательности их внешнего облика, чем у женщин-предпринимателей и непредпринимателей.

7. У женщин-предпринимателей удовлетворенность имиджем в большей степени зависит от удовлетворенности своим внешним обликом и от степени выраженности рефлексивной позиции относительно своего внешнего облика, 'чем у женщин-непредпринимателей. Взаимодействие этих факторов способствует повышению готовности женщин-предпринимателей к изменению внешнего облика.

8. Чем выше женщины-предприниматели оценивают свой внешний облик, тем меньшее количество женщин они относят к предпринимателям и тем меньше стремятся к сотрудничеству с женщинами — представителями среднего и малого бизнеса. В отличие от них в группе женщин-непредпринимателей стремление к сотрудничеству и частота идентификации женщин в качестве предпринимателей являются позитивно и значимо связанными показателями.

Таким образом, на основе проведенного сравнительного исследования установлено, что особенности процесса идентификации женщин — представителей среднего и малого бизнеса с группой предпринимателей, обусловлены сочетанием тендерных характеристик и принадлежности субъекта идентификации к группам предпринимателей, занимающихся средним и малым бизнесом, и непредпринимателей. Процесс идентификации осуществляется на основе сочетания экспрессивных компонентов внешнего облика, характеристик его оформления и сопровождается рядом трудностей. Полученные данные подтверждают выводы многих авторов о том, что степень привлекательности внешнего облика обуславливает систему отношений между людьми, виды и формы взаимодействия.

Результаты теоретического и эмпирического исследования • уточняют представления о социальной психологии женского предпринимательства, об особенностях социального познания и конструирования образов в сфере малого и среднего бизнеса. Они еще раз доказывают, что внешний облик, как невербальное выражение личности, является репрезентацией ее принадлежности к •социальной группе, средством идентификации и самоидентификации, регуляции отношений в деловом взаимодействии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 152−157.
  2. И.Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства. М.: Изд-во Финансы и статистика, 2003. 544 с.
  3. Г. М. Психология социального познания. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2000. 288с.
  4. Л.А. Проблема психотонической активности и научное .наследие Анри Валона // Психологический журнал. 1981. № 1. С. 154−159.
  5. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Смысл, 2001. 416 с.
  6. Л.В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 75−81.
  7. В.У. Об антропологической модели понимания // Вопросы философии. 1986. № 9. С. 57−59.
  8. С.С., Воронин Г. Л., Французова Л .Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 8.12.
  9. В.А. Женский тендерный стереотип в рекламе (на материале англоязычных и русскоязычных текстов) // http://www.lingvomaster.ru /files/15 l. pdf
  10. О.В. Политик как «другой»: восприятие и понимание // Мир психологии. 2001. № 3. С. 129−133.
  11. Г. Л. Бизнес психология. М.: Изд-во Генезис, 2002. 412с.
  12. С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы// Социологические исследования. 1999. № 9. С. 75−84.
  13. С.Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 75−82.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Изд-во Наука, 1979. 423 с. ¦
  15. Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: Дис.. канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 199 с.
  16. Т.В. Тендерная психология. СПб.: Изд-во Питер, 2005. 431 с.
  17. Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87−95.
  18. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Изд-во Медиум, 1995. 323 с.
  19. Ш. Тендерная психология. СПб.: Изд-во Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 320 с.• 20. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. М.: Изд-во Прогресс, 1986. 423 с.
  20. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд• во моек, ун-та, 1982. 200 с.
  21. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Изд-во Педагогика, 1983. 272 с.
  22. Боннер-Смеюха В. В. Отечественные женские журналы. Историко-типологическое исследование: Дис.. канд. философ, наук. Ростов-на-Дону,• 2001. 172 с.
  23. М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины (на примере прически): Дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 159 с.
  24. М.Л. Язык тела: природа и культура. М.: Изд-во Научный мир, 2004. 440 с.
  25. С. Выразительный человек. СПб.: Изд-во Апполон, 1913.
  26. С. Человек на сцене. СПб.: Изд-во Апполон, 1912.
  27. О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ / http://www.magazines.russ.ru/znamia/1999/2/voronina.html
  28. О. Тендер. Словарь тендерных терминов / Под ред. A.A. Денисовой. М.: Изд-во Информация XXI век, 2002. С. 20−24.
  29. Л.Г. Особенности формирования профессиональной карьеры женщин в трансформирующемся российском" обществе: Автореф. дис.. канд. соц. наук. Казань, 2006. 24 с.
  30. Е.С., Герчиков В. И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 36−43.
  31. O.A. Социально-психологические характеристики ольфак-торной самопрезентации личности: Дис.. канд. псих. наук. Ростов-на-Дону. 2003. 160 с.
  32. Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 11. С. 107−120.
  33. Г. К. Предприниматель. 2-е изд. М.: Изд-во Посев, 1992. 223 с.
  34. Л.Л. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 44−85.
  35. Н.В. «Игры» для мальчиков (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний) // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 8391.
  36. Н.И. Невербальные коммуникации. М.: Изд-во Наука, 1980.
  37. Э. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Изд-во Канон-пресс-Центр, 2000. 304 с.
  38. И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 119−132.
  39. Ю.Е. Женщина на страницах женских изданий // http://www.a-z.ru/women/texts/guseva.htm
  40. Е. Ирина Хакамада: «Интеллект лучше косметички» // Крестьянка. 1996. № 1. С. 20−21.43- Демина С. Сергей Зверев: «Меняйте имидж, оставаясь самой собой» // Работница. 1995. № 8. С. 14−15.
  41. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во Наука, 1987.
  42. А. Влияние тендерных стереотипов на подбор актеров в рекламе // Лаборатория рекламы. 2002. № 4.
  43. В.И., Соболева М. А. Психология понимания человека человеком: взаимодействие и организация знаний. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. 167 с.
  44. Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации Российского общества: Автореф. док.. психол. наук. М., 2006. 54 с.
  45. Е.П. Предпринимательство: Самодиагностика и преодоление психологических барьеров. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1996. 761. С.
  46. Женщина и визуальные знаки / Под ред. Альчук А. М.: Изд-во Идея-Пресс, 2000. 280 с.
  47. А.Л., Позняков В. П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) //Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6. С. 23−34.
  48. И.Е. Инновационное предпринимательство // Социологические исследования. 1991. № 3. С. 132−142.
  49. И.Е. Предприниматель: экономико-психологический профиль // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 42−53.
  50. В. Деловая женщина кумир предстоящего десятилетия! // Работница. 1990. № 12. С. 12−14.
  51. Е.А., Темкина A.A. Социальное конструирование ген-дера: феминистская теория // Введение в тендерные исследования. Ч. 1/ Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: Изд-во ХЦГИ, 2001- СПб.: Изд-во Алетейя, 2001. С. 147−173.
  52. Е.В. Взаимосвязь образа тела и самооценки студентов: Сб. работ 64-й конференции студентов и аспирантов Белгосуниверситета: В 3 ч. Часть 3: Изд-во БГУ, 2007. С. 133−135.
  53. Н.Л., Конева Е. В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 148−156.
  54. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб. М. — Харьков: Изд-во Питер, 2002.
  55. Имидж: женщины-лидера. Иваново: Издат. Центр Юнона, 1998. 95 с.
  56. O.K. Деловая женщина России как социокультурное явление: Дис.. канд. соц. наук. Ставрополь, 2005. 177 с.
  57. A.A. Социально-психологические основы имиджа учителя: Автореф.. д-ра псих. наук. Ярославль. 2006. С. 50.
  58. М.И. Психология моды. 2-е изд., испр. М.: Изд-во Оникс, 2006. 320 с.
  59. М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: Изд-во СПГУТ, 2001. С. 7−17, 120−127, 156−162.
  60. С. Почему женщины приходят к власти, или разгадка феномена бизнес-леди / http://www.razvod.ru/man.php?id=465
  61. И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 61−78.
  62. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Изд-во Политиздат, 1978. С. 32−33.
  63. A.B. Представления студентов о внешнем облике политиков и отношение к ним: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 25 с.
  64. Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Э. Гоффмана) // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 117−131.
  65. Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М.: Изд-во Языки славянской культуры, 2005. 224 с.
  66. Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М.: Изд-во Ось-89, 2002. 512 с.
  67. Е.В., Коробко E.H. Значение цвета одежды в формировании имиджа деловой женщины // Психологический вестник РГУ. Вып.4. Ростов-на-Дону, 1999. С. 283−288.
  68. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Изд-во Питер, 2001. 544с.
  69. В.А. Бытие субъекта: Самопрезентация и отношение к внешнему Я // Субъект, личность и психология человеческого бытия: Сб. статей / Под ред. В. В. Знаковой, З. И. Рябикиной. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2005. С. 235−257.
  70. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999. 608 с.
  71. В.А., Буракова М. В. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей // Прикладная психология. 1998. № 6.
  72. Н.Н. Тендер и карьера личности. Личность и бытие: субъектный подход. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 20−21 ноября (книга 2) / Под. ред. Рябикиной З. И., Знаковой В. В. Краснодар, 2004. С. 11−113.
  73. Д. Социальная психология. — 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во Питер, 2002.
  74. О.Ю. Тендерные аспекты внутриорганизационных коммуни-.каций: Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 299−313.
  75. А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Изд-во Речь, 2001. 256 с.
  76. М.И., Розин М. В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 5461.
  77. А.А. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых тендерных предпочтений работодателей // Социологические исследования. .2002. № 3. С. 52−61.
  78. М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. СПб.: Изд-во Прайм-Еврознак, 2004. 256 с.
  79. В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. 1974. № 2. С. 59−64.
  80. В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей//Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 139−141.
  81. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф.. дис. д-ра психол. наук. Л., 1983. 24 с.
  82. Е.Б. Психология имиджа. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2002.223 с.
  83. Е.А. Визуальная психосемиотика общения:-Дис.. д-ра псих, наук. М., 2000. 326 с.
  84. Е.А. Имидж и судьба человека / Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч./ Под ред. A.A. Бодалева, Г. А. Вайзер, H.A. Карповой, В.Э. Чуд-новского. Часть 1. М.: Изд-во Смысл, 2004. С. 135−139.
  85. О.Ф. Имидж политического лидера. М., 2002. 98 с.
  86. Г. Г. Имиджелогия. М.: Изд-во Рефл-бук, 2000. 768 с.
  87. Психология влияния. 4-е изд., перераб. и доп./ Р. Чалдини. СПб.: Изд-во Питер, 2003. 288с.
  88. Ю. Видеть себя вне стереотипов / http://www.psychologies.ru /main/dossier/archive/dossier 271 .html
  89. М.А. Тендерная идентификация в управленческой деятельности: Автореф. дис.. соц. наук. М., 2001. 20 с.
  90. О. Глянцевое «Я»: женские журналы и кризис автобиографизма // Критическая масса. 2004. № 1. С. 93−97.
  91. В.А. Психологические основы предпринимательской деятельности руководителей // Управление персоналом. 1997. № 11. С. 14−16, 5051.
  92. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712с.
  93. C.B., Джанерьян С. Т. Современные аспекты исследования предпринимательской деятельности в отечественной психологии // Психологический вестник РГУ. 2000 (выпуск 5). С. 222−227.
  94. З.И. Культурная и индивидуальная обусловленность самопрезентации /Имиджелогия-2005. Материалы III Международного симпозиума по имидже л огии / Под ред. Е. А. Петровой. М.: Изд-во РИЦ АИМ, 2005. С. 82-•86.
  95. O.K., Фомина Т. А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса // Социологические исследования. 2000. № U.C. 57−62.
  96. Г. Г. Изменения социальной мобильности и экономического поведения женщин // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 28−35.
  97. Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия. М., 2003. С. 237−356.
  98. Современная энциклопедия. Мода и стиль / Гл. ред. В. А. Володин. М.: Изд-во Аванта+, 2002. 480 с.
  99. Сорины, сестры. Имидж женщины и одежда. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2004: 448 с.
  100. В.А. Бизнес-леди: мифы и реальность // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 69−75.
  101. П. Дано мне тело.// Человек. 1990. № 3. С. 41−49.•
  102. Д.Н. Представления о враге и друге в связи с отношениями к жизни на различных ее этапах: Дис.. канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 290 с.
  103. Г. В. Деловая активность женщин и семья // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 67−73.
  104. Г. В., Хащенко В. А. Женщины-предприниматели. Социально-психологическая характеристика // Социологические исследования. 2000. № 1. С. 45−49.
  105. Управление общественными отношениями / Под ред. B.C. Комаров-ского. М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 158−251.
  106. И. Что такое имидж (материалы интервью с JI.A. Соколо-вой-Сербской) // Меха мира, март 2004. № 4 (28).
  107. Е.И., Асмолов A.F. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 74−79.
  108. Е.И., Асмолов А. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологический журнал. 1989. № 6. С. 58−65.
  109. H.A. Имидж и индивидуальность человека / Имиджелогия-2005. Материалы III Международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е. А. Петровой. М.: Изд-во РИЦ АИМ, 2005. С. 61−64.
  110. Дж., Стевик Р., Уорнер Р. Невербальная коммуникация в консультировании // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 2.
  111. Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. СПб.: Изд-во Прайм ЕВРОЗНАК, 2002. 336 с.
  112. А.Е. Дискриминация женского бизнеса: взгляд лидеров женского предпринимательства / http://www.womnet.ru/prava/2002 /nomer 14/2. htm
  113. А.Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 73−79.
  114. А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 62−73.
  115. А.Е. Человек больше богатства // Социологические исследования. 1997. С. 78−90.
  116. А.Е., Кричевская О. Н. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ «Я» // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 45−62.
  117. А.Е., Самарцева O.K. Деловая женщина в этическом измерении: Московский и Самарский варианты // Социологические исследования. 1998л№'3. С. 30−41.
  118. Что такое сексизм? / http://www.hr0.0rg/editi0ns/pg/l3 0602.htm
  119. JI.A. Тендерные стереотипы на рынке труда Татарстана // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 124−126.
  120. В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Изд-во Народное образование, 2002.
  121. П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: Изд-во Новости, 2000. 204 с.
  122. П.Н. Взаимное доверие как основа деловой этики'// Доверие ключ к успеху экономических реформ. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998. С. 108−121.
  123. П.Н. В поисках своего пути: Этнопсихология, социально-политическая психология и психология предпринимательства / Современная социальная психология. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1999. С. 342 355.
  124. И.А. Социальная поддержка женщин в сфере занятости. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2000. 44 с.
  125. А.Г. Мужской характер женского менеджментй // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 77−82.
  126. М.А. Модель уровней идентификации личности / http://www.ipd.ru/articles/identarticle.shtml
  127. Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. СПб.: Изд-во Питер, 2008. 340 с.
  128. П. Психология лжи. СПб.: Изд-во Питер, 2003. 272 с .
  129. Д.В. Глаза как предикаторы воспринимаемой физической аттрактивности женских лиц: Сб. науч. статей «Ломоносов 2006». М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 308−309.
  130. К.В. Присутствие и невербальная коммуникация // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 1.
  131. В.А. Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы // Адукацыя i выхаванне. 1998. № 5. С. 53−61.
  132. В.А. Проблема социального объяснения в современной зарубежной социальной психологии // Адукацыя i выхаванне. 1998. № 10. С. 24−31.
  133. В.А. Формирование и управление впечатлением о. личности другого человека // Адукацыя i выхаванне. 1998. № 4. С. 45−56.
  134. С.В. Внешность человека в культуре. Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 1997. 172 с.
  135. Ярская-Смирнова Е.Р. «Не мужское это дело.» Тендерный анализ. занятости в социальной сфере // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 74−79.
  136. Ausdruckpsychologie // Handbuck der psychologie in 12 Bander. Berlin, 1965.
  137. Bull P. Body movement and interpersonal communication. Chichester, 1984. •
  138. Ekman P., Scherer R. Methodological issues in studying nonverbal behe-vior // Handbook of methods in nonverbal behavior research. Cembridge, 2005. P. 144.
  139. Harrison R. Past problems and future directions in nonverbal behavior research: the case of the face // Nonverbal behavior perspectives applications intercultural insights. Toronto, 1984. P. 317−331.
  140. Hisrich R.D. Entrepreneurship/intrapreneurship // American psychologist, 1990. V. 45. P. 33−34.
  141. Kalleberg A.L., K.T. Leicht Gender and organizational perfermance iderterminants of small business survival and success // Academy of menedgment journal, 1991. V. 34. P. 25−26.
  142. Nonverbal behavior research perspectives applications intercultural insights. Toronto, 1984.
  143. Palmer M., Simmons K. Communicating intentions through nonverbal behaviors. Conscious and nonconscious encoding of liking // Human Communication Research, 1995. V. 22. № 1. P. 128−160.
  144. The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research / Ed. by Jinni A. Harrigan, Robert Rosenthal, Klaus R. Scherer.- Oxford: University Press Inc., New York, 2005.
  145. Yoshimoto D., Shapiro A., Kelly O.B., and Gottman J. Nonverbal communication coding systems of committed couples / The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. Oxford: University Press Inc., New York, 2005.
Заполнить форму текущей работой