Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» на информационном пространстве стран СНГ: цели, концепция, особенности программной политики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной принцип в вещательной концепции МТРК «Мир» «Не навреди!» и взвешенная программная политика при освещении событий в странах Содружества, бережное отношение к национальной самобытности народов СНГ, к их культурным традициям и обычаям, свидетельствуют о том, что в целом у телеканала «Мир» есть большой потенциал для охвата более широкой зрительской аудитории как на территории стран СНГ, так… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Единое информационное пространство (ЕИП): нерешенные проблемы
    • 1. 1. Политический, социально-экономический и гуманитарный факторы сохранения ЕИП
    • 1. 2. Нормативно-правовая база ЕИП
    • 1. 3. Русский язык как основной язык межнационального общения на территории бывшего СССР
    • 1. 4. Некоторые аспекты информационной деятельности России в странах СНГ
  • ГЛАВА II. Компания «Мир» как межгосударственное объединение в сфере телевидения и радиовещания
    • 2. 1. Основные этапы становления и развития МТРК «Мир». Его структура и кадровый состав
    • 2. 2. Правовая основа деятельности МТРК
    • 2. 3. Характер аудитории телеканала «Мир»
    • 2. 4. Трудности и проблемы развития МТРК в конце 90-х — начале 2000-х гг
  • ГЛАВА III. Программная политика МТРК «Мир»
    • 3. 1. Поиски путей вещания МТРК
    • 3. 2. Тематические и жанровые особенности телевизионных программ МТРК
    • 3. 3. Характер обратной связи с аудиторией
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 183 БИБЛИОГРАФИЯ

Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» на информационном пространстве стран СНГ: цели, концепция, особенности программной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. После распада Советского Союза в 1991 году одной из важных задач на территории бывшего СССР стало сохранение единого культурного и языкового, а следовательно, и информационного пространства, поскольку все накопившиеся за многие десятилетия культурные, межнациональные, экономические связи не могли разрушиться в одночасье.

По мере дальнейшего развития теперь уже самостоятельных государств наметились тенденции расхождения между различными странамиучастниками СНГ По существу, в последние годы мы стали свидетелями кризиса Содружества Тем не менее, несмотря на всю сложность момента, нестабильность во взаимоотношениях между Россией и Грузией, Молдовой, Украиной и между другими странами, проблема сохранения связей в рамках стран бывшего СССР остается актуальной. Возникает, по существу, парадоксальная ситуация1 в то время как Европа стремится к объединению, принимая в ряды ЕС новых членов, в странах Содружества наблюдается обратная картина.

Стремление США к мировой гегемонии, нежелание многих странчленов Европейского Союза — видеть Российскую Федерацию сильным и экономически конкурентным партнером, а не сырьевым придатком, — все это усложняет ситуацию на постсоветском пространстве. Дестабилизирующим фактором является также усиление исламистского фактора, угроза терроризма.

В сложившихся условиях важность единого информационного пространства для стран — участников СНГ — трудно переоценить, поскольку оно подразумевает не только широкий информационный обмен на уровне руководства государств, их государственных органов управления, экономических структур, но и сохранение исторических и культурных связей между народами, проживающими на территории бывшего СССР.

Важную роль в едином информационном пространстве играет телевидение. Межгосударственная телерадиокомпания «Мир», созданная в рамках СНГ, уже 15 лет осуществляет вещание на постсоветском пространстве, что дает возможность многомиллионной аудитории русскоязычного населения и владеющим русским языком представителям титульных наций смотреть передачи на языке межнационального общения бывшего СССР Тем самым МТРК «Мир», стремящаяся разносторонне отражать жизнь России и других стран СНГ, объективно способствует своими передачами сохранению единого русскоязычного пространства на территории бывших советских республик, а также является проводником идей евразийства на постсоветском пространстве.

Актуальным представляется изучение накопившегося за 13 лет работы МТРК «Мир» опыта по сохранению и развитию различных форм сотрудничества, деловых и личных контактов, а также укреплению творческих связей между представителями СМИ стран Содружества Следует сказать, что в самой России программы МТРК «Мир», в основном, транслируются каналами спутникового и кабельного вещания, за исключением сравнительно короткого периода трансляции программ «Мира» в сетке вещания ОРТ, а также в сетке вещания дециметрового телеканала «Звезда» с апреля 2005 г. по январь 2006 г. Поэтому многим россиянам мало знакома сама телерадиокомпания, в отличие от ряда других стран СНГ, где передачи «Мира» более доступны массовой телевизионной аудитории. Вместе с тем изучение опыта ее работы могло бы послужить примером для деятельности других российских СМИ на те территории Российской Федерации, где существует серьезная угроза дезинтеграционных процессов.

Основной целью настоящего исследования является выявить роль МТРК «Мир» в сохранении единого информационного пространства стран СНГ, проанализировать ее программную политику и содержание телевизионных программ.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть историю становления и развития МТРК «Мир», изучить ее структуру, нормативно-правовую базу, техническую оснащенность;

— выявить основные направления в деятельности МТРК «Мир» по сохранению в рамках СНГ единого пространства в целом и русскоязычного информационного пространства в частности;

— раскрыть особенности вещания МТРК «Мир», исследовать ее программную политику;

— рассмотреть содержание телевизионных программ МТРК «Мир» по разным функционально-тематическим и технологическим направлениям;

— выявить основные стилистические и жанровые особенности, приемы составления телевизионных передач МТРК «Мир»;

— проанализировать основные проблемы и трудности в работе компании как межгосударственного учреждения в сфере вещания на постсоветском пространстве.

Объектом исследования послужила деятельность МТРК «Мир», преимущественно ее телевизионной составляющей.

Предмет исследования — анализ видеоматериалов, официальных документов и работы редакционного коллектива с целью выявления роли МТРК «Мир» как важного межгосударственного информационного учреждения на постсоветском пространстве.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 по 2005 годы.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды по проблемам единого информационного пространства, деятельности СМИ в условиях переходного периода, специфики, функций и жанров телевизионной журналистики В частности, автора диссертации привлекли работы Г. В. Белова и ЕИ. Орлова, Р. В. Громова, И Дзялошинского, Т. В. Закупень, В. А Копылова и ряда других авторов1. Не менее важными для него оказались и работы российских ученых, занимающихся изучением роли СМИ в едином информационном пространстве2.

Отдельно диссертантом были изучены теоретические работы по телевизионной журналистике и ее жанрам3.

Особое внимание диссертант уделил материалам, посвященным проблемам Содружества независимых государств и изучил ряд документов,.

1 См.: Белов Г. В., Орлов Е. И. Единое информационное пространство СНГ.- М., 1999; Закупень Т. В. Правовые и организационные аспекты формирования ЕИП. — М., 1998 и др.

2 См.: Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. — М., 2001/ Роль прессы в формировании в России гражданского общества. — М., 1999; СМИ в политических технологиях. — М., 1999; Смолян Г. Л. и др. Путь России к информационному обществу. — М., 1996; Чичановский А. А. В тенетах свободы. — М., 1995 и др.

3 См., например: Борецкий Р. Осторожно, телевидение! — М., 2002; Борецкий Р. А. Телевизионная программа. — М., 1967; Борецкий Р. А. Телевидение на перепутье. — М., 1998; Телевизионная журналистика (учебник), 5-к издание. -М, 2005; Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналисты ТВ: за кадром и в кадре. — М., 1990; Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. — Тбилиси, 1990; Голядкин Н. Анализ аудитории. — М., 2000; Голядкин Н. История отечественного и зарубежного телевидения. — М., 2004; Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. — М., 1999; Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. — М., 2000; Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика: критерии профессионализма. — М., 2003; Телевизионная журналистика. — М.: изд-во МГУ, 2002; Орлова В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. — М., 2003; Цвик В. Телевизионная журналистика. Теория и практика. — М., 2004; Юровский А. Телевидение — поиски и решения. — М., 1983 и др. подготовленных Комитетом Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками за период с 1994 по 2003 годов4.

Много полезного для себя диссертант почерпнул из материалов заседаний дискуссионного клуба «Открытый форум» в период с 2003 по 2005 годы, подготовленных Центром стратегических политических исследований «Экспертиза». Под руководством известных российских политологов И Бунина и М. Урнова рассмотрены различные аспекты взаимодействия России со странами СНГ.

Исключительную ценность при изучении деятельности МТРК «Мир» за весь исследуемый период представили документы нормативно-правовой базы и официальных документов, материалы совещаний МТРК «Мир», различных конференций, телефорумов и др

Методы исследования темы диссертации включают в себя системный подход к анализу изучаемого объекта, методы социологического исследования, метод контент-анализа, принципы объективности и сравнительно-исторического подхода к изучению явлений культуры.

Эмпирическая база исследования — видеоматериалы различных телевизионных передач телеканала «Мир» в период с 1993 г по 2005 г., а также обширная нормативно-правовая база, касающаяся правого статуса и основ для деятельности МТРК «Мир».

Степень научной разработанности проблемы. В последние годы в средствах массовой информации и в научной литературе довольно часто фигурируют такие понятия, как «информационное пространство», «единое информационное пространство», «информационная среда», «информационное поле» и т. д. Тем не менее, при всей привычности их.

4 См.: Информационный сборник. Рекомендации парламентских слушаний, научно-практических конференций, круглых столов, проведенных Комитетом ГосДумы по делам СНГ и связям с соотечественниками по инициативе и с участием Совета соотечественников при Госдуме РФ 1994;2003 гг.- М., 2003. звучания в ходе анализа теоретической литературы по данному вопросу оказалось, что сами по себе именно эти научные дефиниции до сих пор четко не сформулированы.

Например, в Концепции формирования и развития ЕИП России и соответствующих государственных информационных ресурсов (1995 г) понятие «единое информационное пространство» использовалось для обозначения «совокупности баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникативных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам» 5 По мнению некоторых ученых, данное понятие употребляется в своем общем смысле скорее как метафора, чем строгий научный термин6. Более определенное и точное содержание имеют лишь его частные смыслы, опирающиеся на конкретные модельные представления, которые еще не упорядочены в общую систему.

Тем не менее, единое информационное пространство для автора исследования — это многофункциональная информационная среда, включающая в себя не только совокупности различных информационных баз, телекоммуникативных систем и сетей, но также широкое поле для деятельности всех видов СМИ, особенно электронных.

К сожалению, проблемы, связанные с деятельностью МТРК «Мир», до сих пор остаются вне поля зрения исследователей. Все, что связано с его функционированием, в основном рассмотрено только в изданиях самой телерадиокомпании. В частности, с 1992 г. по 1997 г. МТРК «Мир» издавала ежегодные сборники документов и материалов, где, помимо нормативно-правовых документов, стенограмм совещаний совета директоров «Мира»,.

5 Концепция формирования и развития ЕИП России. — М., 1995. — С. 3.

6 См.: Дзялошинский И. Информационное пространство России: политическая метафора или научное понятие //Право знать: история, теория, практика. — М., 2001. — № 7−8 (56−57). также публиковались отдельные материалы, посвященные проблемам деятельности МТРК «Мир», вопросам кадровой политики, профессионального роста сотрудников, подготовки качественных и конкурентно способных программ. Что касается оценки деятельности МТРК «Мир» в научной литературе, то автору диссертации удалось найти лишь несколько критических статей, касающихся деятельности «Мира», а также ряд интервью в отдельных периодических изданиях с нынешним директором МТРК В.Сениным.

Научная новизна настоящего исследования обусловлена тем, что впервые предпринята попытка комплексного анализа деятельности МТРК «Мир» в контексте ее роли в сохранении русскоязычного пространства и единого информационного пространства СНГ. В целом можно отметить, что это — единственное в своем роде исследование в журналисткой науке, посвященное работе именно МТРК «Мир» Диссертантом выявлены основные направления в деятельности МТРК «Мир» по сохранению единого информационного и русскоязычного пространства стран Содружества, раскрыты особенности ее телевещания и исследована программная политика телеканала. Кроме того, в ходе анализа телевизионных программ МТРК диссертантом выявлены основные стилистические и жанровые особенности и приемы составления программ.

Обоснованность и научная достоверность исследования. Работа выполнена на основе оригинального материала, в ряде случаев впервые представленного в отечественной медиалогической науке о СМИ. Методологической базой диссертации послужили основные принципы теории и истории журналистики, изложенные в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей, а также работы российских политологов, посвященные проблемам единого информационного и русскоязычного пространства Наряду с этим в предлагаемом исследовании были использованы материалы, посвященные проблемам Содружества независимых государств, нормативно-правовые акты, официальные документы и материалы совещаний руководства МТРК «Мир». Изучение деятельности и современных проблем Межгосударственной телерадиокомпании основывались на анализе телевизионных программ телеканала «Мир», статистических данных социологических исследований и мнений, высказанных экспертами в периодических изданиях и в сети Интернет.

Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается, обширным эмпирическим материалом, применением научной методологии и использованием обширного числа информационных и нормативно-правовых источников.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что собранный, обобщенный и систематизированный в ходе исследования фактический материал позволяет уточнить научные представления о процессе формирования и развития Межгосударственной телерадиокомпании «Мир», особенности ее вещания и программную политику. Выводы и результаты исследования могут быть применены для углубленного изучения единого информационного и русскоязычного пространства на территории бывшего СССР, а также возможностей оптимального использования телевидения в целях культурно-просветительного, политического и экономического образования населения. Данная диссертация дополняет исследования кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова в сфере изучения проблем СМИ на постсоветском пространстве.

Практическая значимость настоящего исследования обусловлена тем, что предложенные выводы и рекомендации могут быть использованы в работе самой МТРК «Мир». Материалы диссертации представляют также интерес для управляющих структур СНГ, организаций, занимающихся проблемами российских соотечественников на постсоветском пространстве. Кроме того, материалы диссертации могут помочь в работе российским исследователям по изучению единого информационного и единого русскоязычного пространства. Приведенный в диссертации фактический материал, выводы и обобщения могут быть использованы в учебном процессе.

На защиту выносятся следующие основные положения:

— Консолидирующая роль МТРК «Мир» в сохранении единого русскоязычного пространства и единого информационного пространства на постсоветском пространстве обусловлена как уникальным статусом самой телерадиокомпании — закрытое акционерное общество государств-учредителей и межгосударственная организация (международное юридическое лицо), так и вещанием на русском языке — основном языке межнационального общения на территории бывшего СССР.

— Отсутствие собственной частоты вещания на территории Российской Федерации и трансляция программ МТРК через кабельное и спутниковое вещание охватывает лишь 20 миллионов россиян, что приводит к низкой конкурентной способности телеканала «Мир» по сравнению с ведущими российскими общенациональными и местными телеканалами.

— Для охвата более широкой зрительской аудитории на территории стран СНГ для МТРК «Мир» важно улучшить качественный уровень телевизионных программ и уровень профессиональной подготовки сотрудников филиалов телерадиокомпании.

— Концепция вещания МТРК «Мир» призвана содействовать формированию информационного пространства нового типа, в котором связующей силой служит взаимная заинтересованность государств в культурном, экономическом и информационном обмене.

Структура диссертации определена ее целями и задачами, а также логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

МТРК «Мир» за свой недолгий срок существования прошла уже достаточно тернистый и нелегкий путь становления и развития. Несмотря на выпавшие трудности, единственная межгосударственная телерадиокомпания продолжает осуществлять свою главную функцию — содействие сохранению и развитию единого информационного пространства стран-участников СНГ. Здесь скорее можно говорить о стремлении сохранить именно общее русское языковое пространство на постсоветском пространстве.

Завершая настоящее исследование, отметим, что телеканал «Мир», действительно, может играть важную и консолидирующую роль как в сохранение единого русского языкового пространства, так и единого информационного пространства стран Содружества, что он и в определенной степени играет и сейчас. Из-за ошибки в стратегическом планировании в самом начале деятельности МТРК «Мир» и отсутствии собственной частоты вещания на территориях стран-учредителей, включая Российскую Федерацию, после того, как в 1997 году руководство российского телеканала ОРТ запретило транслировать программы «Мира» через свою частоту, телеканал оказался в очень сложном положении. В итоге, вместо того, чтобы набирать темпы развития и далее укреплять свое положение на телевизионном рынке, «Миру» пришлось преодолевать многочисленные препятствия с тем, чтобы только к 2004;2005 году выйти на более-менее приличные позиции.

Кабельное и спутниковое вещание МТРК «Мир», которое в настоящее время охватывает только 20 миллионов россиян и в целом порядка 30 миллионов телезрителей в странах Содружества, вне сомнения, приводит к низкой конкурентной способности «Мира» по сравнению с ведущими российскими общенациональными телеканалами. Поскольку собственные частоты вещания у МТРК «Мир» уже есть в ряде стран Содружества, то там как раз ситуация обстоит намного лучше, чем в Российской Федерации. Потеря такой многомиллионной аудитории в России негативно влияет на общее место МТРК «Мир» на телевизионном и информационном рынке.

Кроме того, низкая конкурентоспособность МТРК «Мир» связана также и с тем, что зачастую из филиалов и представительств компании поступают низкие по качеству и уровню подготовки телевизионные программы, что, безусловно, отрицательно влияет на общий рейтинг программ по сравнению со многими российскими и национальными телеканалами стран СНГ. Тот факт, что именно московскому офису «Мира» приходится постоянно контролировать качество русского текста в таких материалах, свидетельствует о больших сложностях во взаимоотношениях с филиалами на местах. Финансовая независимость последних в определенной мере способствует и тому, что местное руководство там зачастую проводит свою политику, не совпадающую с основными положениями в центральном офисе По нашему мнению, руководству МТРК «Мир» в лице ее Совета и во главе с председателем В. Сениным следует именно в вопросах финансирования определиться более четко и конкретно, чтобы общая информационно-вещательная политика всего телеканала осуществлялась более централизованно.

Несмотря на сложности в работе МТРК «Мир» из-за фактического автономного положения филиалов компании, руководство и центральный офис в Москве МТРК «Мир», тем не менее, в настоящее время проводит последовательную политику, направленную на усиление качества программных продуктов, повышение профессионализма, увеличение конкурентной способности МТРК.

Основной принцип в вещательной концепции МТРК «Мир» «Не навреди!» и взвешенная программная политика при освещении событий в странах Содружества, бережное отношение к национальной самобытности народов СНГ, к их культурным традициям и обычаям, свидетельствуют о том, что в целом у телеканала «Мир» есть большой потенциал для охвата более широкой зрительской аудитории как на территории стран СНГ, так и в самой России. Но для этого необходимо проводить целенаправленную работу, даже возможно пиар-кампании на национальных и общероссийских телеканалах с тем, чтобы большее количество телезрителей могло узнать о существовании такого уникального телеканала, как «Мир». Вне сомнения, найдется много желающих среди тех же российских телезрителей посмотреть хорошие передачи без сцен насилия и порнографии, ознакомиться с событиями культурной и социально-политической жизни в странах Содружества, приобщиться к духовному наследию своих соседей. Даже при отсутствии собственной частоты вещания на территории Российской Федерации, при умело проведенной пиар-кампании можно повысить интерес у россиян и к возможностям спутникового или кабельного показа программ «Мира».

Анализ общего содержания программ телеканала «Мир» показал, что оно соответствует основным положениям концепции вещания МТРК «Мир». Тем не менее, после прихода на пост председателя МТРК «Мир» Виктора Сенина в сентябре 2002 года было отмечено изменение в содержании программной сетки. Начиная с января 2005 года перестали выходить в эфире такие программы, как культурно-просветительская «Крона и корни» и информационно-аналитическая «С.С.С.Р.», на смену которым пришли новые — информационно-аналитическая программа «Акценты» и ток-шоу «Спорная территория».

Анализ немногочисленных высказываний экспертов показал их неоднозначное отношение к телеканалу «Мир». Например, В. Лысенко признает заслугу компании в сохранении и развитии единого информационного пространства, а М. Асламазян, напротив, считает ее компанией «советского толка», неспособной выдержать серьезную конкуренцию на телевизионном рынке России по сравнению с ведущими национальными телеканалами.

По нашему мнению, одной из ошибок руководства «Мира» в настоящее время можно считать отсутствие постоянного мониторинга рейтинга своих телевизионных программ. Возможно, проведение социологических исследований на предмет выявления отношения телезрительской аудитории к самому телеканалу могло помочь определить слабые и сильные места в деятельности компании, выработать новые подходы к своей вещательной политике. Несмотря на то, что тот же председатель В. Сенин негативно относится к рекламе как таковой, не стоит отказываться от нее вообще В современных условиях глобализации информационного рынка только финансово независимые телесети могут выдержать высокую конкуренцию и не сойти, что называется, с дистанции. В данной связи уместно было бы обратиться к опыту известных и ведущих глобальных телесетей и взять для себя что-то нужное и успешное. Поэтому рейтинги программ телеканала, рейтинги самого «Мира» должны играть роль некоего «барометра» в целом для всей деятельности телеканала.

Важным, на наш взгляд, представляется активная общественная деятельность «Мира», его постоянное участие в различных телефорумах Евразийского континента, в телефестивалях в странах СНГ, проведение международных конференций и «круглых столов». Все это, вне сомнения, способствует укреплению и росту авторитета телеканала как в глазах российских телевизионщиков, так и национальных телеканалов стран Содружества.

Подробное ознакомление с содержанием новостного блока, информационной программы «Акценты», ток-шоу «Спорная территория» и информационно-аналитической программы «Вместе» позволяет сделать следующие выводы. В соответствии с вещательной концепцией МТРК «Мир» ведущие программы «Новости Содружества» и информационно-аналитической программы «Вместе» придерживаются спокойной манеры ведения программы, корректности в высказываниях, нейтральности тона и отсутствия собственного, личного мнения по конкретной проблеме. Если в новостном блоке ведущие беспристрастно либо констатируют факт конкретного события, либо сообщают о конкретном видеосюжете, уже авторской работе, то ведущая информационно-аналитической программы «Вместе» в ходе обсуждения прибегает к мнению экспертов.

По нашему мнению, в настоящее время увеличение количества информационных и информационно-аналитических программ сделало программы телеканала «МИР» более насыщенными и интересными.

Анализ жанрового своеобразия на телеканале МТРК «Мир» позволил выявить наличие всех трех групп жанров, хотя не все их виды используются. Наибольшее предпочтение на телеканале отдается информационным и информационно-аналитическим жанрам, хотя художественно-публицистические жанры также представлены достаточно часто и выполняют наряду с двумя другими основную функцию — информирование телезрителей стран СНГ о культурной составляющей жизни разных народов, их традициях и обычаях. Важным своеобразием жанров на телеканале «Мир» является также преобладание аналитических жанров над информационными, что, безусловно, является индикатором существующих ограничений в вещательной политике МТРК «Мир», обусловленных уникальным статусом данной телерадиокомпании в целом.

Важным моментом следует считать то, что в современных условиях разногласий и политической напряженности в отношениях между отдельными странами — членами Содружества, объективно возрастает роль телеканала «Мир» в деле укрепления взаимопонимания и дружбы между народами как информационной структуры, созданной с целью содействия политическим, социально-экономическим, культурным и гуманитарным факторам сохранения единства на постсоветском пространстве Вне сомнения, роль МТРК «Мир» в сохранении единого информационного пространства велика. В будущем руководству телеканала следует и далее придерживаться своих основных принципов, нести в дома людей на всем постсоветском пространстве идеи братской дружбы и взаимопонимания между народами, призывать к толерантности и веротерпимости, к уважению традиций и культурных ценностей каждого из народов, проживающих в странах Содружества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. J0. Информационный бюллетень. Материалы Ассамблеи юсударсгв-учасгников Содружества независимых юсударств. СПб., 2003. — № 31.
  2. Вестник межпарламентской ассамблеи государс1в-участников СНГ. -СПб., 2004.-№ 1 (38).
  3. Социологический энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1998.
  4. Философский энциклопедический словарь. -- М.: ИНФРА, 1998.
  5. Научные публикации, диссертации и монографии
  6. Т.З. Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды. Автореф. дисс. докт. соц. н. — М., 1998. -48 с.
  7. С.С. Информационная кулыура: уровень содержательности духовных ценности //Социально-политический ж. М., 1998. -№ 2. — С. 79−93.
  8. Д.Г. Новые информационные технологи и современные международные отношения. Н. Новгород, 1998.
  9. А.В. Социальные факторы, формирующие информационное общее гво. Автореф. дисс. канд. соц. н. — М., 2003 — 24 с.
  10. Г. В., Орлов Е. И. Единое информационное пространство СНГ I Информационные ресурсы России. М., 1999. — № 4.
  11. Н.М. Культурный обмен в системе международных отношений. -Уч Пос. СПб., 2003.
  12. Р. Телевизионная программа. М., 1967.
  13. Р. Телевидение на перепутье. М., 1998.
  14. Р., Кузнецов Г. Журналист за кадром и в кадре. М., 1990.
  15. Р. В Бермудский феугольнике. М., 1999.
  16. О.В. Функционирование информации как фактора достижения оптимального режима коммуникации. Автореф. дисс. канд философ, и. — Ка'йнь, 2003. — 25 с.
  17. Г. Всемирное телевидение. Тбилиси, 1989.
  18. Н. По ту сторону экрана. Экономическая газета, № 18, сентябрь 2004.
  19. Вопросы формирования единою информационного пространства СНГ.-М., 1994.
  20. Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России (под общей ред. Проскурина СЛ.). М.: изд-во РАГС, 2002.
  21. Глобальное информационное общество и проблемы информационной безопасности. Материалы «круглою сюла» (Москва, институт Европы РАН 21 марта 2001 г.). М.: Экслибрис-Прес, 2001.
  22. Н. Краткий очерк становления и развития отечесгвенного и зарубежного телевидения. М., 1996.
  23. Н. Анализ аудитории. М., 2000.
  24. Р.В. Телевидение как инирумеш формирования информационного пространства современной России. Дисс. катгд. полит, н. -М., 2002.- 151 с.
  25. И. Информационное пространство России: политическая метафора или научное понятие // Право знать: история, теория, практика. М., 2001. № 7−8 (56−57).
  26. В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
  27. Ф.Н. Формирование единого государственною информационною пространства // Власть. М., 2003. — № 7. — С. 10−14.
  28. Т.В. Информационное обеспечение взаимодействия государств-участников СНГ: opiанизационно-правовой аспект. М.: ИКАР, 1997.
  29. Т.В. Законодательные акш в области информации и информатизации, принятые в рамках СНГ // Журнал российского права. М., 1998.-№ 6.- С. 144−150.
  30. Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства юсударотв-участников СНГ. М.: «Молодая гвардия», 1998.
  31. Я.Н. Информационная безопасность: развитие досгупа к информации // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10 Журналистка. — М., 1998. — № 2.-С. 3−7.
  32. JI.M. Зарубежная коммуникагивистика в преддверии информационного общества" толковый словарь терминов и концепций. М.: изд-во МГУ, 1999.
  33. М.В. Геохроногюлишка соединение времен и пространств // Вестник Моск. ун-та, Сер. 12. Полишческие науки. — М., 1997. № 2.
  34. Информационная цивилизация: пространство, кульгура, человек. -Саратов: изд-во Поволжмежрег. учебн. Центра, 2002.
  35. Информационное пространство новых независимых государств 7 Под ред. Ю. М. Арского и др.). М.: ВИНИТИ, 2000.
  36. Исследование аудитории: телевидение, радио, Интернет. Тула, 2003.
  37. С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и iеоиолитические вызовы России. М., изд-во «Извесшя», 2002.
  38. С.В. Социально-психологические аспекты восприятия телепередачи ре! И"нальной аудиторией. Автореф. дисс. канд. психол. н. -Иваново, 1998. 24 с.
  39. А. Телекомпания «Мир»: без крови, без порнографии, без рейтинга // Среда. М., 2004. — № 8−9 (62), август-сентябрь.
  40. Контроль гражданского общества за информационной открытостью России: теория и практика. М., 1998.
  41. Копылов В А. О едином информационном пространстве Российской Федерации // НТИ, сер. 2. М., 1998. — № 6.
  42. А. О международной информационной безопасное i и // «Международная жизнь». М., 2000. — № 2. -- С. 37−48.
  43. Г. В. ТВ-журналист. М., 1980.
  44. Г. В. Журналист на экране. М., 1985.
  45. Г. В. Так работают журналисты 1елевидения. М., 2000.
  46. Г. В. Телевизионная журналистка. Уч. пос. — М.: изд-во МГУ, 2002.
  47. Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М.: «РИП-Холдиш «, 2003.
  48. Я. СМИ в странах СНГ: анализ политической, законодательной и социально-экономической структуры. М., 1997.
  49. О.А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговор, пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. -3-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  50. JI.C. Социальные реформы в СНГ: научный доклад. М.: ИМЭИИ РАН, 2002.
  51. Лучше ноня1ь друг друга. Телевизионная премия «Лучшие программы Содружества». «Росая», № 36 от 23−29 сентября 2004.
  52. Н.Д. Кон теш-анализ (метод количественного изучения содержания социальной информации). М.: ГМЦСПО, 2001.
  53. Л.В. Психолотия телевизионной коммуникации: уч. пос. М.: «РИП-Холдинг», 2002.
  54. А.Н. Становление и развитие СНГ. Политологический аспект. Автореф. дисс. докг. полит, н. — М., 2003. — 39 с.
  55. Я.В. Конкуренция на российском рынке телевизионных новостей // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10 Журналистика. М., 2000. — № 2. С 11−18)
  56. В.В. Глобальные 1елесети новостей на информационном рынке. М.: изд-во «РИП-холдинг», 2003, серия «Практическая журналистика».
  57. В.В. Конкуренция глобальных гелесетей новостей на информационном рынке // Вес шик Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. М., 2002. — Ж). — С. 74−85- 2003. — № 1. — С. 52−68.
  58. В. Д. Информациология и информационная поли гика. М., 2001.
  59. С. Геополитические измерение информационной безопасности России // Власть. М., 2001. — № 1. — С. 29−33.
  60. С.А. Геополитический фактор в международных отношениях// Социологические и |умани!арпые знания. М, 2003 № 2. -С. 18−39.
  61. E.II. Демократические пути формирования единого информационного пространства // Весгник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистка. М., 1999, — № 6. — С. 3−18.
  62. Прохоров E. I1. Введение в теорию журналистики. Уч. пос. — М.: изд-во Ы1У, 2003.
  63. E.II. Журналистика и демократия. М.: Рип-Холдиш, 2001.
  64. Прайс Монро. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: изд-во МГУ, 2000.
  65. Ю.М. Телевидение и юсударство: теоретические модели взаимодействия и российская практика // Весгник Моск. уи-га. Сер. 18. Социология и политология. М., 1999. -№ 4. — С. 107−122.
  66. СМИ в политических технологиях. М., 1999.
  67. В. Бе* а1рессии в сердце. «Тр>д-7» oi 21 октября 2004 .
  68. Сенкевич M. I1. Культура радио- и телевизионной речи: Уч. пос. М.: «Высшая школа», 1997.
  69. Р.Х. Два информационных просгранс! ва // Власть. М, 2003. -№ 1. С. 18−32.
  70. К.Л. Путь России к информационному обществу. М., 1996.
  71. М. «Мир» каждому дому Содружества «РосЫя», от 2−8 сентября 2004, № 33.
  72. Ст. «Мир» вашему дому. «Российские вести» or 8 сешября 2004 (№ 31 (1739).
  73. С. Интервью с Виктором Сениным. (Размещено на сайте МТРК «Мир» www.Mirtv.ru).
  74. Телевидение: Межгосударственная телерадиокомпания «Мир». 10 лет. М., 2003.
  75. Телевидение. Экономика. Политика. Новые пути сотрудничества. Первая международная конфереция. М., 2004.
  76. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 1−9. М., 1981−1989.
  77. Телевизионная журналистика (Г.В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я Юровский): Уч. пос., 4-е изд. М.: «Высшая школа», 2002.
  78. Творческий телевизионный менеджмент. М., 1994.
  79. Jl. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993.
  80. В.Л. Телевизионные новости России: Уч. пос. М.: Аспект-пресс, 2002.
  81. В. Телевидение, системные характеристики. М., 1998.
  82. В. Телевизионная журналистка. Теория и практика. М., 2003.
  83. О.С. Восприятие телеканалов различными социальными труппами телеаудитории. Авгореф. Дисс. канд. Псих. Н. — М., 1998. 20 с.
  84. Д.С., Смолян К. Л., Цыгичко В. Н. Реалии информационной войны // Конфидент. М., 1996. — № 4.
  85. А.А. В тенетах свободы. М., 1995.
  86. И.И. Формирование информационного нространста pci иона (на примере республики Саха (Якутия). Дисс. канд. полит, н. — М., 2001.- 138 с.
  87. А.В. Глобальные проблемы современности и журналистика. -Уч-м. пос. Ставрополь: жд-во «Товаритць», 2000.
  88. М.А. Глобалистика. Уч. Пос. — Днепропетровск, 2001.
  89. А. Телевидение поиски и решения. — М., 1983.
  90. GariofY R. Definition of information space.- High Postgraduated School. Monterrey, California, 1996. P. 34−35.
  91. Price Monroe. Media and Sovereignty: The Global Information Revolution and Its Challenge to State Power. Cambridge: MIT Press, 2002.
  92. TNS Gallup Media. The Investigations on Yekaterinburg, april, 2004.
  93. Seib Philip. The Global Journalist: News and Conscience in a World of Conflict. Lanham: Rowman & Littlefield, 2002.1. Периодические издания
  94. Весшик Mockobckoi о университе га. Сер. 10. Журналистика. М., J 998−2003. Сер. 12. Политические науки. 1997−1998. Сер. 18. Социология и политика. 1999−2000.107. Власть. М, 2001−2003.
  95. Журнал российскою права. М., 1998.
  96. Законодагельсгво и практика масс-медиа. М., 2004−2006.
  97. Информационные ресурсы. М, 1999−2000.111. Конфидент. М, 1996.
  98. Открытый форум, М., 2003−2005.
  99. Социально-политический журнал. М., 1998−2000.
  100. Санкт-Петербург, СМИ России. СПб, 2004.120. «Труд-7», 2004.121. «Экономическая газета». М., 2004.
  101. Интернет-издания Международник.Ру, № 10 (785), 12 декабря 2004. http//- www.mirtv.ruhttp//:www.vkp.ru/news, 12 января 2004 http'/ipravo kulichki, 5 сентября 2003 http//:www.a-z.ru/tvforum, 26 октября 2004.
Заполнить форму текущей работой