Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Применение комплексов восстановительных средств при подготовке пловцов в климатических условиях Среднего Приобья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В базовом развивающем мезоцикле были выявлены эффективность и отмечены особенности применения специальных комплексов восстановительных средств. При сравнительном анализе полученных данных психофизиологических показателей были отмечены следующие изменения (в скобках указываются данные контрольной группы). Показатели максимальной силы мышц кисти и спины увеличились у пловцов опытной группы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЛОВЦОВ В КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Ретроспективные и современные аспекты подготовки спортсменов
    • 1. 2. Педагогические, гигиенические, медико-биологические психологические средства восстановления
    • 1. 3. Климатические условия Среднего Приобья
    • 1. 4. Средства восстановления и повышения работоспособности для оптимизации подготовки пловцов
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
      • 2. 1. 1. Педагогические методы исследования
      • 2. 1. 2. Методы исследования психофизиологических функций у пловцов
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Изучение динамики психофизиологических функций у пловцов в недельных микроциклах подготовительного периода
    • 3. 2. Разработка и экспериментальное обоснование комплексного применения восстановительных средств для повышения эффективности тренировочного процесса
    • 3. 3. Обсуждение результатов опытно — экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ

Применение комплексов восстановительных средств при подготовке пловцов в климатических условиях Среднего Приобья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Тенденции развития мирового спорта свидетельствуют о том, что основные направления повышения результативности спортсменов прежде всего связаны с увеличением объёмов тренировочных нагрузок, дальнейшей интенсификацией тренировочного процесса, а также необходимостью проведения подготовки к соревнованиям в различных климатических условиях, в том числе и в не благоприятных, приравненных к районам крайнего севера.

Объём нагрузок лучших спортсменов мира достиг таких пределов, при которых спортсмены в течение весьма продолжительных периодов тренируются почти на пределе своих функциональных возможностей, балансируя между столь желанной спортивной формой и опасностью перенапряжения систем организма, возникновения патологических явлений, вызванных большой нагрузкой. В связи с этим первостепенное значение имеет разработка и внедрение современных средств оптимизации тренировочного процесса для активного воздействия на процессы восстановления после физических нагрузок путём естественного их стимулирования (B.C. Гиппенрейтер 1966; А. А. Бирюков, К. А. Кафаров 1968; В. М. Волков 1972; Н. Д. Граевская, Л. А. Иоффе 1973; В. У. Аванесов 1973; В. В. Розенблат 1975; В. М. Дьячков 1977; A.M. Буровых 1978; В. Д. Моногаров 1986; Н. Д. Граевская 1987; В. П. Зотов 1990; В. К. Бальсевич 1999; А. П. Лаптев 1997; Л. П. Матвеев 2000; В. Н. Платонов 1997).

Таким образом, в теории и методике спортивного плавания достаточно чётко обозначилась проблема научного обоснования принципиально новых путей развития и дальнейшего совершенствования тренировочного процесса. Одним из актуальных направлений остаётся разработка современных методик комплексного применения восстановительных средств, направленных на повышение эффективности тренировки пловцов. Это прежде всего связано с основными путями совершенствования тренировочного процесса, а также со сложными климатическими условиями подготовки.

Анализ научно-методической литературы показал, что во многих работах учёных, специалистов по спортивному плаванию, освещается применение отдельных восстановительных средств (Н.И. Волков 1994, В. Ю. Давыдов 1995. Д. Р. Бабич 2000, С. М. Войцеховский 1985, А. А. Ваньков 1978, А. В. Власенко 1994, А. А. Ефимов 1978, О. В. Ищенко 1979, И. Г. Карасева 1975 и др.). Вопросам комплексного использования восстановительных средств в подготовке пловцов посвящено небольшое количество исследований. Так, в работах В.И. Jle 1997, В. И. Голец 1988 рассматривается комплексное применение восстановительных средств, но основной акцент делается на использовании гигиенических и медико-биологических средств восстановления.

В литературе не приводятся научные данные и практические рекомендации о методиках комплексного применения восстановительных средств, направленных на повышение эффективности тренировочного процесса пловцов в климатических условиях севера (Среднего Приобья).

На основе вышеизложенного обнаружились следующие противоречия между:

— высоким уровнем тренировочных нагрузок в подготовке пловцов и недостаточным использованием системы комплексного применения восстановительных средств;

— объективно существующей потребностью комплексного применения восстановительных средств в климатических условиях севера при подготовке пловцов и отсутствием научно обоснованных рекомендаций, способствующих решению этой проблемы.

Имеющиеся противоречия позволяют определить проблему, требующую научного разрешения: необходимость изучить применение комплексов восстановительных средств при подготовке пловцов в климатически неблагоприятных условиях севера. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования «Применение комплексов восстановительных средств при подготовке пловцов в климатических условиях Среднего Приобья».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально апробировать применение комплексов восстановительных средств при подготовке пловцов в сложных климатических условиях Среднего Приобья.

Объект исследования — процесс подготовки пловцов в климатических условиях Среднего Приобья.

Предмет исследования — комплексы восстановительных средств в подготовительном периоде подготовки пловцов в климатических условия?: Среднего Приобья.

Гипотеза исследования — предполагалось, что применение комплексов восстановительных средств будет способствовать эффективности подготовки пловцов в климатических условиях Среднего Приобья, если:

— изучены процессы утомления и восстановления, определены восстановительные средства у пловцов в различных недельных микроциклах подготовительного периода при суммарном воздействии тренировочных нагрузок и климатических факторов севера;

— разработаны комплексы восстановительных средств при подготовке пловцов в климатических условиях Среднего Приобья.

— обеспечено комплексное применение педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств восстановления.

Задачи исследования:

1. Выявить и определить восстановительные средства при подготовке пловцов.

2. Изучить особенности динамики процессов утомления и восстановления у пловцов в различных недельных микроциклах (втягивающий, базовый, ударный) при суммарном воздействии тренировочных нагрузок и климатических факторов севера.

3. Обосновать и разработать специальные комплексы восстановительных средств (педагогические, медико-биологические, гигиенические, психологические) при подготовке пловцов подготовительного периода с учётом климатических условий Среднего Приобья.

4. Экспериментально проверить эффективность и особенности применения комплексов восстановительных средств при подготовке пловцов в климатических условиях Среднего Приобья.

5. Разработать и апробировать научно-практические рекомендации по применению комплексов восстановительных средств для подготовки пловцов в климатических условиях Среднего Приобья.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступают: системный подход (В.Г.Афанасьев, Г. Н. Сериков) — концепция тренировки в методике физического воспитания (В.К. Бальсевич, А. А. Гужаловский, В. И. Лях, Л. П. Матвеев, В.Н. Платонов) — теория функциональных систем (П.К. Анохин, К.В. Судаков) — проблема утомления в труде и спорте (Г. Галилей, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский, В. В. Розенблат, В. Д. Моногаров, Н.И. Волков) — теория и методика спортивного плавания (Н.Ж. Булгакова, С. М. Вайцеховский, С. М. Гордон, Е. М. Иванченко, В. Б. Иссурин, В.Н. Платонов) — теория спортивной гигиены (А.П. Лаптев) — теория спортивной медицины (А.А. Бирюков, Н. Д. Граевская, Ф. А. Иорданская, Р.Д. Сейфулла) — теория спортивной психологии (А.В. Алексеев, А.В. Родионов) — теория и методика педагогических исследований (Н.И, Загузов, Б. А. Ашмарин, Л. П. Матвеев, Ю. Д. Железняк, П. К. Петров и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщениеанализ специальных источников, изучение передового опыта тренерской практикипедагогические наблюденияметоды исследований психофизиологических функцийпедагогический экспериментстатистические методы обработки результатов наблюдений и экспериментов.

Организация исследования.

Исследование проводилось в три этапа с 2000 по 2003 гг.

На первом этапе (октябрь 2000 — август 2001 гг.) определялось общее направление исследования, анализировалась научно-методическая литература, выявлялась научная проблема, разрабатывалась концепция исследования. В результате на данном этапе была сформулирована рабочая гипотеза. Суть её заключалась в предположении, что комплексное применение педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств восстановления позволит повысить эффективность тренировочного процесса пловцов в климатических условиях Среднего Приобья.' Помимо этого, на данном этапе был составлен план проведения исследования.

Основными методами исследования на этом этапе были: теоретический анализ и обобщение, анализ специальных источников, изучение передового опыта тренерской практики, наблюдение, беседы.

На втором этапе (сентябрь 2001 — май 2002 гг.) проводился педагогический эксперимент: изучение динамики психофизиологических функций у пловцов в микроциклах подготовительного периодаразработка экспериментальных тренировочных программ для микроциклов подготовительного периодаразработка методик комплексного применения средств для повышения эффективности тренировочного процессаэкспериментальное обоснование методик применения сформированных специальных комплексов.

Основными методами на этом этапе были: педагогическое наблюдение, методы исследований психофизиологических функций, педагогический эксперимент.

На третьем этапе (сентябрь 2002 — сентябрь 2003 гг.) проанализированы результаты исследования, сформулированы выводы и разработаны методические рекомендации, проведена апробация основных идей и положений.

Основными методами исследования на этом этапе были: анализ результатов педагогического эксперимента, статистическая обработка результатов опытной работы.

Научная новизна заключается в том, что в процессе исследования в подготовительном периоде тренировочного процесса пловцов были получены следующие новые научные данные:

— в результате наблюдений с многократным тестированием спортсменов выявлены направленность и степень развития процессов утомления и восстановления у пловцов во втягивающем, развивающем базовом и ударном недельных микроциклах в климатических условиях Среднего Приобья;

— научно обоснованы специальные комплексы восстановительных средств при подготовке пловцов в климатических условиях Среднего Приобья;

— на основании полученных данных о динамике процессов утомления и восстановления у пловцов в разработанных недельных микроциклах сформированы специальные комплексы, включающие в себя педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности с учётом сложных климатических условий севера;

— в процессе длительного педагогического эксперимента была доказана эффективность и выявлены особенности применения специальных комплексов в различных недельных микроциклах и в базовом общеподготовительном развивающем мезоцикле в климатических условиях Среднего Приобья.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что при разработке проблемы подготовки пловцов в условиях холодного климата впервые были теоретически обоснованы:

— специальные комплексы восстановительных средств, разработанные в зависимости от объема тренировочных нагрузок и климатических условий Среднего Приобья;

— исследовательские методики для педагогического контроля за динамикой процессов утомления и восстановления у пловцов под влиянием различных тренировочных нагрузок, восстановительных средств и климатических условий;

— применение разработанных комплексов восстановительных средств в различных недельных микроциклах подготовительного периода.

Практическая значимость исследований заключается в том, что результаты диссертации могут использоваться в тренерской практике в следующих направлениях:

— установленные закономерные изменения процессов утомлениг и восстановления у пловцов в различных недельных микроциклах позволят более рационально планировать тренировочный процесс и использовать полученные данные в разработке специальных комплексов восстановительных средств;

— разработанные и экспериментально апробированные комплексы восстановительных средств для повышения эффективности тренировочного процесса могут использоваться при подготовке пловцов в подготовительном периоде с целью интенсификации восстановительных процессов, улучшения функционального состояния и повышения спортивной работоспособности;

— целенаправленное и систематическое применение разработанных комплексов восстановительных средств позволит за счёт стимуляции восстановительных процессов оптимизировать тренировочный процесс пловцов и повысить объёмы выполняемых тренировочных упражнений;

— разработанные и апробированные комплексы исследовательских методик могут использоваться для систематического оперативного педагогического контроля с целью выявления воздействия на пловцов различных тренировочных нагрузок и восстановительных средств в различных климатических условиях, что вносит необходимые коррективы в подготовку и структуру применяемых комплексов восстановительных средств;

— научно-практические рекомендации, разработанные на основании экспериментальных данных, позволят целенаправленно и эффективно применять комплексы педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления и повышения спортивной работоспособности в климатических условиях севера (Среднего Приобья).

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается методологическим подходом к решению поставленной проблемы, соблюдением логической последовательности исследования, комплексом научных методов исследования, корректной обработкой эмпирических данных.

В диссертации введены ограничения: эффективность комплексов восстановительных средств рассматривается у пловцов 16−18 — летнего возраста в различных недельных микроциклах подготовительного периода тренировочного процесса в климатических условиях Среднего Приобья.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы были представлены на II региональной научно-практической конференции «Национально-региональное образование по физической культуре и спорту» (г. Сургут 2000), II окружной конференции молодых учёных ХМАО «Наука и образование 21 веку» (г. Сургут 2001), VI научно-практической конференции «Пути. обновления современного педагогического образования» (г. Сургут 2001), VII отчётной конференции преподавателей СурГПИ «Модернизация образовательной системы СурГПИ: поиски и решения» (г. Сургут 2002).

База исследования. Базами опытно-экспериментальной работы были Сургутский государственный педагогический институт и плавательный бассейн ФОК «Нефтяник» г. Сургута. В исследовании на всех этапах приняли участие 150 человек, в том числе и пловцы, входящие в сборную ХМАО в количестве 40 человек.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявлены восстановительные средства в подготовке пловцов (педагогические, гигиенические, медико-биологические, психологические).

2. Выявленная динамика процессов утомления и восстановления у пловцов в недельных микроциклах тесно связана с направленностью, объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок в климатических условиях севера.

3. Разработка специальных комплексов средств восстановления пловцов в недельных тренировочных микроциклах должна осуществляться с учётом динамики процессов утомления и восстановления.

4. Эффективность процесса подготовки пловцов должна обеспечиваться комплексным применением педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств. восстановления и повышения спортивной работоспособности.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, методических рекомендаций, списка литературы и приложений, изложена на 159 страницах машинописного текста. В диссертации содержится 6 рисунков, 10 таблиц и 6 приложений.

Список литературы

содержит 238 источников, из них 7 иностранных авторов.

Выводы.

1. Выявлены и определены педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства восстановления, применяющиеся в процессе подготовки пловцов.

2. В результате комплексных исследований с многократным тестированием пловцов в экспериментальных недельных микроциклах без применения восстановительных средств были выявлены закономерные особенности развития процессов утомления и восстановления. В недельных микроциклах у пловцов наблюдались признаки нарастающего утомления, что характеризовалось значительным ухудшением. показателей психофизиологических функций и замедленным темпом их восстановления в ближайший и отдалённый периоды.

Для изучения динамики процессов утомления и восстановления пловцов в условиях холодного климата применялись разработанные и апробированные комплексы исследовательских методик, которые обеспечивали регистрацию девяти показателей психофизиологических функций: время простой двигательной реакции (ВПДР) — время сложной двигательной реакции (ВСДР) — высота прыжка вверх (ВП) — максимальная сила мышц кисти (МСК) — максимальная сила мышц спины (МСС) — максимальная частота движений (МЧД) — интенсивность внимания при корректурной пробе (ИВ) — число ошибок в корректурной пробе (ЧОК) — эффективность работы на внимание в корректурной пробе (ЭРВ) и 2 контрольных упражнения пловцов 2×25 м, 4×50 м.

3. Научно обоснованы и разработаны комплексы восстановительных средств для различных недельных микроциклов подготовительного периода (втягивающий, базовый, ударный), применение которых способствовало повышению эффективности тренировочного процесса пловцов в климатических условиях Среднего Приобья. ?

4. На основании полученных экспериментальных данных о динамике процессов утомления и восстановления у пловцов в недельных микроциклах была доказана эффективность разработанных и апробированных специальных комплексов, которые включали наиболее эффективные и доступные восстановительные средства: гидропроцедуры — тёплый душ, горячий душ, прохладный душ, контрастный душразличные виды массажа — общий восстановительный массаж, частный восстановительный массаж, кратковременный восстановительный массаж, гидромассаж, самомассажразличные методики приёма банных процедур — баня с парением, баня с контрастными водными процедурами. Применялся также комплексный адаптоген и комплексный витаминно-минеральный препарат. Систематически использовалась психомышечная тренировка (успокаивающая часть).

5. В результате педагогического эксперимента в различных по структуре недельных микроциклах было установлено, что применение разработанных специальных комплексов оказывало стимулирующее влияние на восстановительные процессы спортсменов, приводило к их интенсификации и обеспечивало улучшение функционального состояния как на протяжении тренировочного дня, так и всего недельного микроцикла.

В базовом развивающем мезоцикле были выявлены эффективность и отмечены особенности применения специальных комплексов восстановительных средств. При сравнительном анализе полученных данных психофизиологических показателей были отмечены следующие изменения (в скобках указываются данные контрольной группы). Показатели максимальной силы мышц кисти и спины увеличились у пловцов опытной группы соответственно на 15% (5%) и на 15% (9%) — высота прыжка повысилась на 19% (7%) — максимальная частота движений увеличилась на 13% (8%) — время простой и сложной двигательной реакции уменьшилось соответственно на 13% (9%) и на 15% (7%) — показатели интенсивности внимании увеличились на 17% (10%) — число ошибок в корректурной пробе снизилось на 16% (7%) — эффективность работы на внимание повысилась на 39% (19%) — показатели специальной физической подготовки в тестах 2×25м и 4×50м у пловцов опытной группы улучшились соответственно на 18% (10%) и на 10% (5%). Все результаты статистически достоверны (Р>0.05).

6. Результаты проведённых исследований, основные положения диссертации и разработанные практические рекомендации могут применяться при подготовке пловцов в климатических условиях Среднего Приобъя с целью рациональной организации тренировочного процессаразработки комплексов восстановительных средств для различных недельных микроцикловнеобходимой коррекции тренировочных нагрузок для стимуляции восстановительных процессовразработки и применения комплексов исследовательских методик для врачебного и педагогического контроля за функциональным состоянием и работоспособностью спортсменов.

Практические рекомендации.

На основании результатов проведённых экспериментальных исследований, анализа литературных данных и обобщения передового опыта тренерской практики подготовлены практические рекомендации по применению современных технологий комплексного применения восстановительных средств в подготовительном периоде тренировочного процесса пловцов в климатических условиях севера.

1. Для оптимизации и повышения эффективности тренировочного процесса пловцов в подготовительном периоде в климатических условиях севера рекомендуется использовать разработанные современные методики по комплексному применению педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств восстановления.

Комплексное применение этих средств позволяет стимулировать восстановительные процессы, способствует улучшению функционального состояния и повышает работоспособность спортсменов, стимулирует адаптационные процессы при воздействии климатических факторах севера. В месте с этим, использование восстановительных средств предупреждает возникновение явлений переутомления, перетренировки, спортивных травм и повышает оздоровительный и закаливающий эффект тренировочных занятий.

2. Тренировочный процесс должен планироваться с учётом задач данного этапа подготовки, климатических условий, индивидуальных особенностей спортсменов и с учётом современных положений теории и методики спортивного плавания.

3. Для повышения эффективности тренировочного процесса необходимо использовать специальные комплексы педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств восстановления и повышения спортивной работоспособности.

4. Применение восстановительных средств должно осуществляться в виде специально разработанных комплексов, которые составляются с учётом педагогических задач на данный этап подготовки, особенностей педагогического процесса (направленность, объём и интенсивность тренировочных нагрузок, структура тренировочного дня и недельного тренировочного микроцикла и т. д.), динамики процессов утомления и восстановления у спортсменов, климатических факторов, условий тренировки и быта, индивидуальных особенностей спортсменов и других факторов.

5. В целях эффективной разработки комплексов, восстановительных средств для недельных тренировочных микроциклов следует использовать следующую схему: изучить особенности динамики утомления и восстановления у спортсменов в различных по структуре недельных микроциклах без применения восстановительных средств, на основании экспериментальных данных о развитии процессов утомления и восстановления у пловцов разработать необходимые комплексы восстановительных средств, апробировать разработанные комплексы восстановительных средств в реальных условиях тренировочного процесса в климатических условиях севера, а также выявить эффективность и особенности применения разработанных комплексов восстановительных средств для различных по структуре недельчых микроциклов.

6. Целесообразно включить в комплексы наиболее эффективные и доступные для тренеров и спортсменов средства восстановления, которые не требуют сложного и дорогостоящего оборудования и могут применяться в различных условиях тренировочного процесса.

7. В процессе подготовки пловцов необходимо обеспечивать систематическое применение педагогических средств восстановления, которые включают в себя: программирование тренировочного процесса с обеспечением оптимальных соотношений различных по направленности объёму и интенсивности тренировочных нагрузокправильное чередование тренировочных нагрузок, активного и пассивного отдыхарациональное построение недельных микроциклов, тренировочного дня и отдельных тренировокварьирование тренировочных нагрузокположительный эмоциональный фон во время тренировок и активного отдыхаиспользование после тренировок комплексов упражнений для быстрейшего развёртывания восстановительных процессов.

8. Гигиенические средства включают основные и дополнительные. Основные гигиенические средства: оптимальный суточный режим, специализированное питание, закаливание, психогигиена. Дополнительные гигиенические средства целесообразно применять в виде комплексов. В комплексы рекомендуется включать наиболее эффективные и доступные для тренеров и спортсменов гигиенические средства восстановления, которые не требуют сложного и дорогостоящего оборудования и могут применяться в различных условиях: гидропроцедуры — теплый душ (ТД), горячий душ (ГД), контрастный душ (КД), хвойная ванна (ХВ), восстановительное плавание (ВП) — различные виды спортивного массажа — общий восстановительный массаж (ОВМ), кратковременный восстановительный массаж (КВМ), частный восстановительный массаж (ЧВМ), гидромассаж (ГМ), самомассаж (СМ), предварительный разминочный массаж (ПМ) — различные методики приема банных процедур — баня с парением (БП), кратковременная баня (КБ), баня с контрастными водными процедурами (БКВП). При выполнении комплексов гигиенических средств рекомендуется использовать основные положения различных методик применения восстановительных средств.

9. Медико-биологические средства восстановления рекомендуется использовать в виде приёма комплексного адаптогена «Чванпраш» (индийская паста на основе 50 лекарственных трав: мякоть Амлы, тростниковый сахар, банслочан, корица, Нагкешар, сандаловое масло, кальциевая слюда, жемчужная паста, кунжутное масло, длинный перец, бамбуковая манна, кардамон, гвоздика, шафран, серебряная фольга). Препарат обладает широким спектром биологической активностиприводит в равновесие состояние нервной, эндокринной и иммунной системыулучшает работу желудочно-кишечного трактавыводит из организма свободные радикалыобладает адаптогенным и общеукрепляющим действием. Препарат принимался спортсменами по 2 чайных ложки за 10 — 15 минут до еды, на протяжении 20 -.30 дней.

Вместе с этим рекомендуется применять комплекс поливитаминов и минеральных веществ «Витомакс». Каждая таблетка этого препарата содержит 8 витаминов, 10 минеральных веществ, 8 биоэлементов и 7 микроэлементов. Он принимается для компенсации дефицита витаминов и минеральных веществ, а также с целью интенсификации восстановительных процессов и повышения спортивной работоспособности. Дозировка — одна капсула в день.

10. Психологические средства восстановления должны систематически применяться тренерским составом в процессе подготовки пловцов. Вместе с этим необходимо постоянно применять и психомышечную тренировку (ПМТ) -успокаивающая часть.

11. При комплексном применении педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических восстановительных средств необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности пловцов, условия проведения тренировочного процесса, влияние различных восстановительных средств на организм спортсменов и другие факторы.

12. При применении втягивающего недельного тренировочного микроцикла в климатических условиях севера рекомендуется использовать I специальный комплекс, представленный в таблице 7.

13. При применении развивающего базового недельного тренировочного микроцикла в климатических условиях севера рекомендуется использовать II специальный комплекс восстановительных средств, представленный в таблице 8.

14. При применении ударного недельного тренировочного микроцикла в климатических условиях севера рекомендуется применять III специальный комплекс восстановительных средств, представленный в таблице 9.

15. Приведённые в I, II, III комплексах схемы восстановительных средств были наиболее эффективны в данных недельных тренировочных микроциклах при климатических условиях севера. Однако, в эти комплексы восстановительных средств могут быть внесены соответствующие коррективы с учётом следующих условий: направленность, объём и интенсивность тренировочных нагрузокструктура недельного тренировочного микроциклаимеющиеся возможности применять другие различные восстановительные средства.

16. При суммарном воздействии значительных тренировочных и климатических факторов Среднего Приобъя при подготовке юных пловцов необходимо систематически осуществлять педагогический и врачебный контроль динамики функционального состояния и работоспособности спортсменов. При этом должна собираться и анализироваться информация о динамике основных параметров тренировочных нагрузок, показателях функционального состояния спортсменов и данных субъёктивных оценок самочувствия. Поэтому необходимо систематически осуществлять педагогические наблюдения, определение показателей психофизиологических функций, а также проводить анализ данных о субъективной оценке переносимости спортсменами тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятий.

17. Для систематических наблюдений за динамикой показателей функционального состояния спортсменов рекомендуется использовать разработанные и апробированные нами комплексы эффективных и доступных для тренеров методик определения показателей психофизиологических функций. Эти комплексы не требуют сложного и дорогостоящего оборудования и могут применяться в различных условиях тренировок: в бассейне, на стадионе, в спортивных залах, а также при проведении восстановительных процедур. Они могут применяться при проведении педагогических наблюдений на различных этапах подготовки и включать в себя регистрацию и определение следующих показателей: максимальная сила мышц кисти и спинывысота прыжка, максимальная частота движений, время простой и сложной двигательной реакции на световой сигналинтенсивность внимания при корректурной пробечисло ошибок в корректурной пробеэффективность работы на внимание в корректурной пробе.

18. Собираемые в результате систематических наблюдений данные о динамике психофизиологических функций у пловцов необходимо подвергать индивидуально-сравнительному анализу и использовать в комплексной оценке с другими показателями, полученными в процессе педагогических наблюдений и изучении субъективных данных спортсменов о переносимости тренировочных нагрузок и воздействия различных восстановительных средств.

При получении неблагоприятных данных врачебного и педагогического контроля в процессе подготовки пловцов следует срочно внести соответствующие коррективы в тренировочные программы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.М. Исследование динамики ранних признаков утомления при спортивном плавании: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М, 1968. 13 с.
  2. Э.Н. Влияние комбинированного применения растительных адаптогенов и продуктов пчеловодства на физическую работоспособность спортсменов: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1995. — 23 с.
  3. А.П. Изучение механизма действия адаптогенов и новых комбинированных препаратов, повышающих выносливость спортсменов: Автореф. дис. д-ра мед.наук. М., 1998. — 48 с.
  4. А.В. Себя преодолеть. М.: Физкультура и спорт, 1982.68 с.
  5. Али Ибрагим Беклит Ашраф. Структура тренировочных занятий квалифицированных пловцов-спринтеров (на дистанции 100 м) на заключительном этапе подготовительного периода: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1993. — 28 с.
  6. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Медицина, I960. 197 с.
  7. И.А. Как определить тренированность спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 102 с.
  8. В.З. Экспериментальное обоснование применения специальных упражнений в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1971. — 19 с.
  9. В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 221 с.
  10. Д.Р. Средства и методы повышения фэробной работоспособности у пловцов высокого класса: Дис.. магистра физ. культуры по направлению 521 900 / РГАФК. М., 2000.
  11. В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания//Теория и прак тика физ.культуры. 1999. — «4. — С.21−25.
  12. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев: Здоровья, 1987. — 224 с.
  13. И.В. Совершенствование методики развития скоростных возможностей в процессе тренировки по плаванию: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1985. — 24 с.
  14. И.И. Социальные, биологические и психолого-педагогические аспекты последствия ранней спортивной специализации пловцов высокой квалификации: Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1990. — 22 с.
  15. В.П. Возрастное дифференцированное средство повышения скоростных возможностей у пловцов 8−17 лет: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Омск, 1989. 19 с.
  16. В.В. Исследование и совершенствование основных характеристик техники плавания кролем: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1968. — 15 с.
  17. B.C. Здоровье, экология, спорт. М.: Советский спорт, 1995.- 174 с.
  18. И.Ю. Методика технической подготовки пловцов с учетом возрастных особенностей формирования двигательной функции: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1987. — 23 с.
  19. Д.А. Возрастные особенности формирования спортивно-технических навыков у пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1993. — 23 с.
  20. А.А. Баня и массаж. Минск: Полымя, 1980. — 168 с.
  21. А.А. Массаж. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 148с.
  22. А.А. Самомассаж. М.: Физкультура и спорт, 1984. -85 с.
  23. А.А., Буровых А. Н. Практикум по спортивному массажу.- М.: Физкультура и спорт, 1983. 132 с.
  24. А.А., Кафаров К. А. Средства восстановления работоспособности спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1981. -165 с.
  25. Д.У. Готовность к соревнованиям по педагогическим и психологическим показателям высококвалифицированных пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1990. — 22 с.
  26. С.Г., Виноградов В. Ы. Фармакологическая коррекция умственной и физической работоспособности. В кн.: Фармакологическая регуляция процессов утомления/Под ред. Ю. Г. Бобкова. — М., 1982. — 133 с.
  27. А.В. Индивидуализация подготовки высококвалифицированных пловцов-спринтеров на основе изучения структуры соревновательной деятельности и функциональной •' подготовленности: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1990. — 24 с.
  28. Ф.А. Использование технических средств двусторонней связи для обучения пловцов управлению скоростью плавания: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1970. — 20 с.
  29. X., Фек Г., Штютнер. Тесты в спортивной практике. -М.: Физкультура и спорт, 1968. 138 с.
  30. М.М. Теоретико-методические основы функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. д-ра пед.наук. К., 1995. — 38 с.
  31. К.Ж. Обучение плаванию детей младшего школьного -возраста (7−10 лет): Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1954. — 14 с.
  32. Н.Ж. Проблема отбора в процессе многолетней тренировки (на материале плавания) — Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1977. -65 с.
  33. Н.Ж., Попов О. И., Партыка Л. П. Шавание в XXI веке: прогнозы и перспективы/ЛГеория и практика физической культуры. М., РГАФК, 2002. — № 4. — С. 29 — 34.
  34. В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсмена: Дис.,. д-ра пед. наук. М., 1988. — 360
  35. А.Н. Методика комплексного подхода к изучение использования физических средств восстановления работоспособности спортсменов//Мат.Всесоюзн.науч.симпозиума. М., 1982. — с .67−68.
  36. А.Н. Методика комплексного подхода к использованию средств восстановления спортивной работоспособности. М., Физкультура и спорт, 1979. — 44 с. ,
  37. А.Н., Фаин A.M. Восстановление работоспособности с помощью массажа и бани. М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.
  38. A.M., Фетисова С. А. Жаворонков К.И. Современные средства и методы восстановления высококвалифицированных спортсменов. -М., ВНИИФК, 1981.-С.26.
  39. С.М. Система подготовки пловцов к Олимпийским играм: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1985. — 174 с.
  40. JI.P. Повышение эффективности тренировочного процесса при использовании некоторых фармакологических, средств: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, КГИФК, 1988. — 23 с.
  41. В.И. Справочник по массажу. JI.: Медицина, 1991. — 175с.
  42. Н.Н. Сравнительная эффективность различных методов развития максимальной силы у квалифицированных пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1986. — 24 с.
  43. А.В. Исследование эффективности применения комплексов гигиенических и восстановительных средств в тренировочномпроцессе юных пловцов // Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.23.
  44. А.В. Особенности применения гигиенических и восстановительных средств в подготовке юных пловцов // Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М. 1994. — С. 14.
  45. Ю.Л. Динамика тренировочных нагрузок и работоспособность юных пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. , — М., 1985 -22 с.
  46. А.В. Физические способности детей и подростков. Киев: Здоровья, 1981. — 116 с.
  47. В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.: физкультура и спорт, 1977. — 24 с.
  48. В.М. Спортсменам об отдыхе.- М.: Физкультура и спорт, 1972.-78с.
  49. И.П. Медитация как метод спортивной психологии//Теория и практика физ.культуры. 1999. — № 10. — С.34−35.
  50. Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов: Автореф. дис. д-ра биол.наук. М., 1990. — 101 с.
  51. Н.И. Перспективы биологии спорта в XXI веке//Теория и практика физ.культуры. 1998. — № 5. — С.21−23.
  52. Н.И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта//Теория и практика физ. культуры.- 1974.- № 1.- С. 60−63.
  53. А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 271 с.
  54. А.Р. Определение спортивной одаренности в плавании на основе динамических наблюдений: Автореф. дис,. канд.пед. наук. М., .1977.-20 с.
  55. Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов/Под ред. А. П. Лаптева. М., РГАФК, 1994. — 33 с.
  56. .С. Восстановительные процессы при мышечной деятельности//Теория и практика физ.культуры. 1962. — № 3. — С.48−51 с.
  57. .С. Восстановительные процессы при спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 56 с.
  58. А.Д. Психология н психогигиена. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 168 с.
  59. Е.Н. Оптимизация методики специальной силовой подготовки квалифицированных пловцов: Автореф. дис. канд.пед. наук. -Киев, 1984. 22 с.
  60. М.А. Педагогические основы нормирования и контроль соревновательных нагрузок: Автореф. дис. д-ра пед.наук. -М. 1982. 48 с.
  61. М.А. Спортивная метрология. М.: Физкультура и спорт, 1988.- 193 с.
  62. В.И. Комплексное использование физических средств восстановления с целью управления параметрами тренировочных и соревновательных нагрузок у высококвалифицированных спортсменов: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, КГИФК, 1961. — 24 с.
  63. С.М. Трениоовка в циклических видах спорта на основе закономерных отношений между упражнениями и их эффективностью: Дне. д-ра пед. наук. -М., 1986.
  64. П.И., Дубровский В. И. Спортсменам о восстановлении. -М.: Физкультура и спорт, 1981. 123 с.
  65. Н.Д., Долманова Т. И. и др. К вопросу об оценке функционального состояния спортсменов/ЛГеория и практика физ.культуры. -1995.-№ 2.-С. 11−16.
  66. Н.Д., Иоффе JI.A. Некоторые теоретические и практические аспекты проблемы восстановления в спорте/ЛГеория и практика физ.культуры. 1973. — № 4. — С.32−36.
  67. В.Г. Экспериментальное исследование эффективности гребка, методика оценки и совершенствования техники спортивного плавания: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1977. — 22 с.
  68. А.Р. Управление совершенствованием специализированных восприятий при тренировке пловцов высокой квалификации: Ав-тореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1978. — 23 с.
  69. Н.А. Использование гидромассажа как средства восстановления работоспособности спортсменов (циклические виды спорта)//Вестник спортивной медицины России. 1995. — № 3−4. — С.117.
  70. Дахман Мохамед Эль Мульди. Исследование сравнительной эффективности различных вариантов движений при плавании способом батерфляй: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1978. -26 с.
  71. В.И. Все виды массажа. М.: Молодая гвардия, 1993. -429 с.
  72. В.И. Массаж: поддержание и восстановление спортивной работоспособности. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 208 с.
  73. В.И. Основы сегментарно-рефлекторного массажа. -М., 1982.- 123 с.
  74. В.И. Реабилитация в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1991.-203 с.
  75. В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. М.: Владос. 1999. — 480 с.
  76. В.И. Точечный массаж. М: Медицина, 1986. -88 с.
  77. Н.П. Восстановительные процессы у молодых спортсменов 15−18 лет после соревнований: Автореф. дис. канд.пед.наух Киев, 1962. — 22
  78. В.А. Нормирование специальной работоспособности пловцов различной специализации с учетом биоэнергетических показателей: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1988. — 21 с.
  79. А.А. Исследование структуры специальной подготовленности пловцов и экспериментальное обоснование путей объективизации управления тренировочным процессом: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1978. — 24 с.
  80. Н.Д. Модельные характеристики технической и физической подготовленности квалифицированных пловцов-брассистов: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1986. — 25 с.
  81. А. Оценка срочного тренировочного эффекта специальных плавательных упражнений по биоэнергетическим показателям: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1990. — 23 с.
  82. А.И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина, 1993. — 432 с.
  83. В.А. Комплексный контроль в современной спорте //Теория и практика физ.культуры. 1982. — № 2. — С.41−43.
  84. В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
  85. Н.В. Об общей физиологической характеристике и способах определения выносливости у спортсменов // Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте.- М.- физкультура и спорт. 1972.-С.6−19.
  86. В.П. Восстановление работоспособности в спорте: Киев: Здоровья, 1990. 149 с.
  87. В.П. Спортивный массаж. Киев: Здоров’я, 1987. -198 с.
  88. В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 86 с.
  89. Е.И. Экспериментальное исследование зависимости силы гребков от амплитуды движения в суставах брассистов: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1974. — 24 с.
  90. Е.М. Теоретико-методические основы становления высшего спортивного мастерства пловцов: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1992.-50 с.
  91. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 296 с.
  92. К.А. Научно-методические и организационные основы спортивной тренировки пловцов высших разрядов/Доклад обобщ. печат.тр., представленные для защиты канд.пед.наук. М., 1968. — 47 с.
  93. Ф.А., Юдинцева И. О. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики//Теория и практика физ.культуры. 1999. — № 1. — С. 18−25.
  94. .Б. Формирование спортивно-технического мастерства В водных циклических видах спорта: Автореф. дис. д-ра пед. наук. JL, 1981. -52 с.
  95. О.В. Методика использования дополнительных факторов повышения работоспособности пловцов//Спортивное плавание. -Киев-.Здоровья, 1979. -142−157 с.
  96. М.И., Пшендин А. И. Рациональное питание спортсменов. Киев: Здоровья, 1985. — 128 с.
  97. И.Г. Исследование динамики показателей работоспособности как критерия к управлению тренировкой юных пловцов высших разрядов: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1975. — 25 с.
  98. В.Д., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974.-98 с.
  99. B.JI. Спортивная медицина. М.: Физкультура и спорт, 1987.-242 с.
  100. А.А. Критерии управления и основные тренировочные упражнения в годичном цикле подготовки пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1981.-38 с.
  101. A.M. Физические средства восстановления в тренировке юных пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. Омск, 1986. — 19 с. 1
  102. В.М. Взаимосвязь структур соревновательной деятельности и подготовленности высококвалифицированных пловцов -спринтеров: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1986. -24 с.
  103. А.Б. Микроциклы с различной динамикой и преимущественной направленностью нагрузок квалифицированных пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1983. — 23 с.
  104. В.В., Лаптев А. П. Особенности спортивного режима в различных климато-географических условиях. М., РГАФК, 1999. — 23 с.
  105. В.В., Лаптев А. П. Система восстановления и повышения спортивной работоспособности. М., РГАФК, 1999. — 31 с.
  106. В.В., Лаптев А. П. Спортивный режим и повышение эффективности тренировочного процесса. М., РГАФК, 1999. — 14 с.
  107. Кузовенков В. В, Экспериментальное исследование динамики нагрузок в тренировке юных пловцов: Автореф. дис. канд. пед. наук, М., 1969.-20 с.
  108. И.А. Физиологическое утомление при умственной и физической работе человека, — Минск: Беларусь, 1968.- 272 с.
  109. О.В. Исследование динамики интенсивности тренировочных нагрузок у пловцов при использовании физических средств восстановления: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1977. — 23 с.
  110. А.П. Разработка и внедрение новых технологий для повышения эффективности подготовки спортсменов//Современные технологии оптимизации тренировочного процесса спортсменов. М., РГАФК, 1997. — С. З-7.
  111. А.П. Актуальная проблема современного спорта//Восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., РГАФК, 1994. — С.2−3.
  112. А.П. Актуальные проблемы экологии спорта//Спорт и экология. М., РГАФК, 1998. — С.2−3.
  113. А.П. Гигиена физических упражнений и здорового образа жизни//Спортивная медицина и лечебная физкультура. М.: Медицина. 1993. -С.210−229.
  114. А.П. Гигиенические исследования влияния различных факторов на психофизиологические функции, связанные с двигательной деятельностью: Автореф. дне. д-ра мед.наук. -М. 1970. 42 с.
  115. А.П. О системе гигиенического обеспечения спортивной подготовки//Теория и практика физ.культуры. 1975. — № 3.-С.71−73.
  116. А.П. Особенности подготовки пловцов в условиях повышенной температуры и влажности воздуха//Вопросы физической культуры и совершенствования учебного процесса. Волгоград, 1969. — С.202−208.
  117. А.П. Современная система восстановления и повышения работоспособности спортсменов//Применение восстановительных средств для оптимизации тренировочного процесса. М., РГАФК 1996. — С.2−5.
  118. А.П., Мешконис И. И., Чуксин В. В. Суточная динамика психофизиологических функций при больших нагрузках у пловцов//Х Всес.научн.конф. по физиологии, морфологии, биомеханике и биохимии мышечной деятельности. М., 1968. — С. 34−35.
  119. А.П., Полиевский С. А. Гигиена (учебник для институтов и техникумов физ. культуры) М.: Физкультура и спорт, 1990. — 368 с.
  120. А.П., Рыжкин В. Д., Сусман Н. В. Исследование психофизиологических функций у высококвалифицированных пловцов// Вопросы физической культуры и совершенствования учебного процесс?. -Волгоград, 1971. C. I23-I25.
  121. А.П., Чуксин Ю. В., Мешконис И. И. Комплексные психофизиологические исследования пловцов при подготовке к соревнованиям//Проблемы физ. культуры и спорта. Волгоград, 1968. — С.31−33.
  122. А.П., Чуксин Ю. В., Мешконис И. И. Построение тренировочного процесса пловцов на основании динамических психофизиологических исследований/Брошюра. Волгоград, 1967. -28 с.
  123. Ле В. Н. Оценка эффективности комплекса восстановительных мероприятий с использованием биокорректора «Стимулор» (на примере юных пловчих Вьетнама): Автореф. дис. канд.пед. наук. М., РГАФК, 1997. — 21 с.
  124. Ле Ван Сем. Эмоционально-волевые проявления и приемы их регуляции при начальном обучении детей плаванию: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1978. — 20 с.
  125. Лейва Деантонио Хайме Умберто. Показатели физической и специальной подготовленности, определяющие скорость плавания у спортсменов Колумбии в разных возрастных группах: Автореф. дис. канд.пед.наук, М., 1988. — 22 с.
  126. Л.Б. Утомление // физиологические основы физической подготовки и спорта.- Л., ЛНИИФК, 1952.- С. 112.
  127. Линдеман Ханнес. Аутогенная тренировка. М.: Физкультура и спорт, I960. — 158 с.
  128. Ш. С. Оптимизация программ тренировочных занятий, направленных на развитие скоростно-силовых качеств пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1984. — 24 с.
  129. B.C., Решетников М. М. Аутогенная- тренировка. Л.: Медицина, 1986.-200 с.
  130. В.П. Восстановительные процессы после мышечной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 123 с.
  131. Т.А. Оценка показателей, характеризующих личность спортсменов и их динамика в годичном макроцикле (на примере плавания и академической гребли): Дис.. канд. пед. наук / РГАФК. М., 1997.
  132. В.В. Основные аспекты психофизической подготовки в спорте высших достижений//Теория и практика физ. культуры 1996. — № 9. -С.62.
  133. Ю.В. Дифференцирование силовой подготовки юных пловцов, специализирующихся на спринтерских и стайерских дистанциях: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1993. — 20 с.
  134. А.В. Физиологические механизмы повышения устойчивости организма под влиянием адаптогенов: Автореф. дис. д-ра биол.наук. -Л., 1989.-46 с.
  135. Г. И. Объективизация процесса управления технической подготовленностью квалифицированных пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1982. — 24 с.
  136. Л.П. Экспериментальное обоснование применения скоростных упражнений в тренировке юных пловцов. М., 1963 — 17 С.
  137. Г. А. К проблеме фармакологического обеспечения мышечной деятельности//Теория и практика физ.культуры. -1999. № 3. — С.47−48.
  138. В.А. Индивидуализация режимов силовой нагрузки при плавании с дополнительными сопротивлениями: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М&bdquo- 1991.-24 с.
  139. Д.Е. Индивидуализация многолетнего планирования силовой подготовки пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1987. — 23 с.
  140. Л.Н., Жуков О. Р., Гертбург К. И. Методические рекомендации: пути повышения спортивной работоспособности. М.:
  141. Федерация спортивной медицины России, 1997. 20 с.
  142. Р. Социальная психология в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 196 с.
  143. Л.П. Общая теория спорта. М., 1997. — 305 с.
  144. Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 286 с.
  145. Мельков Ю. В, Исследование координационной структуры силовых упражнений в специальной подготовке пловцов и обоснование их применения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973. -19 с.
  146. Ю.А. Проявление быстроты движений циклического характера у детей школьного возраста и ее развитие в процессе физического воспитания девочек 9-Ю лет (на занятиях плаванием): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1968. 19 с.
  147. О.М. Применение восстановительных средств в спорте. -М.: Спортакадемпресс. 2000. — С.203.
  148. В.Д. Утомление в спорте. Киев: Здоровье, 1986. — 120с.
  149. В.В., Чаплинский В. Я. Фармакологические средства восстановления работоспособности организма: Метод. рекомендации для студентов. Днепропетровск: Днепропетровский ГИФК, 1989. — 45 с.
  150. М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 78 с.
  151. В.К. Изменения показателей работоспособности юных пловцов под влиянием специализированной тренировки: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1976. — 18 с.
  152. Нгуен Си Ха. Использование специально подготовительных упражнений в паузах отдыха как средства повышения работоспособности тренировочных занятий пловцов: Автореф. дис. канд. пед.наук. Киев, 1988. -20 с.
  153. В.П., Худадов Н. А., Цинкенхайн. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1985.-176 с.
  154. С.В. Математическая статистика в спорте. Киев, Здоровье, 1978. — 126 с.
  155. А.В. Организационно-нормативные основы подготовки спортивного резерва в плавании: Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1988. — 20 с.
  156. И.П. Полн. собр. соч.- Т. 2.- С. 103−104.
  157. С.Е. Основы теории адаптации и спортивной тренировки //Теория и практика физ.культуры. 1999. — № 1. — С. 12−18.
  158. В.А. Современные технологии комплексного применения восстановительных средств в подготовке борцов (юниоры) Греко-римского стиля: Автореф. Дис. канд.пед.наук. -М., 2000 г. 24 с.
  159. Е.А. Сравнительная эффективность средств подготовки, направленных на повышение скоростных возможностей пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1981. — 19 с.
  160. С.И. Структура тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки пловцов 9−14 лет: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1984. — 15 с.
  161. В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровья, 1988.- 216 с.
  162. В.Н. Исследование спортивной тренировки как целостного сложно организованного объекта: Автореф. дис. д-ра пед.наук. -М., 1977.-58 с.
  163. В.Н. Современная спортивная тренировка. Киев: Здоровье, 1980.-336 с.
  164. В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Здоровье, 1984.-363 с.
  165. В.А. Эффективность развития выносливости у юных пловцов в зависимости от методов тренировки: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1973.- 19 с.
  166. С.А. Комплексное использование физических средств восстановления и пищевых добавок-оиокорректоров в спортивной практике//Спорт и экология. М., 1998. — С.4−5.
  167. С.А., Сорокина Н. И., Осадченко И. В., Нгуен Данг Ха, Иванов А, А. Об использовании биокорректоров в спортивной практике//Теория и практика физ.культуры. 1999. -№ 5. — С.28−29.
  168. О.И. Построение тренировочных программ квалифицированных пловцов на основе нормирования объема и интенсивности нагрузки: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1987. — 23 с.
  169. О.И. Эргометрические и биоэнергетические критерии специальной работоспособности пловцов: Дис.. д-ра. Пед. наук / РГАФК. -М., 1999.
  170. Практические занятия по психологии (под ред. Д. Я. Богдановой и И.П.Волкова) М.: Физкультура и спорт, 1989. — 161с.
  171. П.М. Построение тренировки квалифицированных пловцов-спринтеров по динамике эргометрических показателей в годичном макроцикле: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1985. — 20 с.
  172. А.К. Фармакологическая библиотека спортсмена. Рязань, 1993.-Вьш.1.- 19 с.
  173. В.А., Пшендин А. И., Шишина Н. Н. Питание спортсмена. К.: Физкультура и спорт, 1969. — 158 с.
  174. А. В. Психофизическая тренировка. М., 1995. -64 с.
  175. А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 112 с.
  176. А.В. Психология спорта высших достижений. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 141 с.
  177. А.В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности спортивной деятельности в спорте: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1990. — 44 с.
  178. В.В. Проблемы утомления. М.: Медицина, 1975. -240с.
  179. В.В. Проблемы утомления.- М.: Медицина, 1975.- 240 с.
  180. В.В. Утомление//Руководство по физиологии труда. М., 1983. — С.227−250.
  181. Г. И. Использование комплексов восстановительных и гигиенических средств при трансмеридиальных перелётах//восстановительные и гигиенические средства в подготовке спортсменов. М., 1994. — С.6.
  182. В. А., Бирюков А. А. О проблеме восстановления работоспособности в спорте//Теория и практика физ.культуры. 1998. — № 5. -С.39−40.
  183. К.П. Оптимизация отбора и ориентации тренировочного процесса квалифицированных пловцов на этапе подготовки к высшим достижениям: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Киев, 1982. 21 с.
  184. Р.Д. Новые комбинированные адаптогены, повышающие работоспособность спортсменов высокой квалификации//Теория и практика физ.культуры. 1998. — № 10. — С.47−50.
  185. Р.Д. Спортивная фармакология. М.: ИПК «Московская правда», 1999. — 118 с.
  186. В.Ы. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки//Теория и практика физ.культуры. 1998. — № 3. — С.46−50.
  187. В.А., Марков JI.H., Трегубов. Лекарственные средства в спорте. М.: Всерос. федерация спортивной медицины, 1994. — 245 с.
  188. В.М. Исследование факторов, определяющих уровень специальной подготовленности пловцов и обоснование методики ее оценки: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1974. -46 с.
  189. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. -Курган: изд во «Зауралье», 1997 — с. 464.
  190. Д.Е. Дозирование однонаправленных тренировочных нагрузок в микроциклах тренировки квалифицированных пловцов на основании контроля физиологической реактивности: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1990. — 23 с.
  191. Ю.Ф. Динамика результатов физической работоспособности и подготовленности под воздействием тренировочных упражнений у пловцов-кролистов: Автореф. дис. канд.пед.наук. Малаховка, 1990.-20 с.
  192. И.Е. К вопросу об использовании нетрадиционных средств восстановления в спортивной медицине/ЛЗестник спортивной медицины России. 1995. — № 3−4. — С.118.
  193. Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности//Учебное пособие. Малаховка, 1987. — 47 с.
  194. Г. Н. Построение тренировки пловцов с учетом динамики специальной работоспособности на этапах многолетней подготовки: Автореф. дис. канд.пед.наук. Минск, 1988. -23 с.
  195. Е.Н. Укрепление опорно-двигательного аппарата юных пловцов средствами специальной физической подготовки как профилактика нерациональной адаптации шейного отдела позвоночного столба: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1993. — 23 с.
  196. А.С. Физическая работоспособность спортсмена. -СПб.ГАФК, 1995.- 15 с.
  197. В.Р. Особенности воздействия тренировочных нагрузок различной направленности на юных пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1981.-21 с.
  198. .В. Морфо-функциональные особенности пловцов высокого класса и их значение для отдыха и дальнейшего спортивногосовершенствования (женщины): Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1984. — 24 с.
  199. С.Ф., Якушев B.IL, Кобзаренко Б. Г. Некоторые медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов// Вестник спортивной медицины России. 1995. — № 3−4. — С. 107.
  200. Н.В. Исследование воздействия тренировочных нагрузок на динамику психофизиологических функций в целях управления тренировочным процессом: Автореф. дис. канд.пед.наук. -Киев, 1978. 21 с.
  201. Ф.М. Материалы по системе использования средств восстановления в тренировке спортсменов. Мм ВНИИФК, 1972.-63 с.
  202. Ф.А. Экспериментальное исследование соотношения основных физических качеств у юных пловцов: Автореф. дис,. канд.пед.наугс. -М., 1975.- 16 с.
  203. Т.С. Экспериментальное обоснование методов определения перспективности юных спортсменов (на примере спортивного плавания): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1975. 26 с.
  204. А.В. Средства развития специальной силы и силовой выносливости высококвалифицированных пловцов: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1984. — 24 с.
  205. В.Ю. Статистический анализ в биологических исследованиях. М.: Медицина, 1975. — 208 с.
  206. Ю.А. Исследование динамики подготовленности и нагрузок пловцов в годичном цикле тренировки: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1979.-22 с.
  207. Фам Чонг Тхань. Исследование значения экономизации в тренировке пловцов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1970. 21 с.
  208. B.C. Физиология человека.- М.: Физкультура и спорт, 1979.-387 с.
  209. B.C., Коц Я.М. Физиология человека.- М.: Физкультура и спорт, 1968. -272 с.
  210. Фауаз Аль Табаа. Многоцикловая система годичной подготовки пловцов высшей квалификации (на примере спорта ГДР): Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1992. — 22 с.
  211. В.А. Особенности развития выносливости у перспективных юных пловцов- Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1979. — 17 с.
  212. С.Л. Основные варианты построения многолетней подготовки с ильнейших пловцов мира: Автореф. дис. канд.пед. наук. Киев, 1986.-24 с.
  213. А.Т. Аутогенная тренировка. Киев: Здоров’я, 1987. — 128с.
  214. В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Физ -культура и спорт, 1989. — 286 с.
  215. В.П., Семенов В. Г., Алабин В. Г. Современные методы исследований в спорте. Харьков: Основа, 1994. — 131 с.
  216. Д.И. Исследование занятий с большими нагрузками при их применении в подготовке квалифицированных пловцов: Авто-реф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1974. — 29 с.
  217. Т.Г. Специализация средств и методов силовой подготовки в тренировке юных пловцов: Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1986.-23 с.
  218. Л.Г. Физиологические и биохимические аспекты адаптации организма юных спортсменов к интенсивным режимам мышечной деятельности: Автореф. д-ра мед.наук. М., 1992.-46 с.
  219. И.В. Исследование возрастной динамики некоторых морфо-функциональных характеристик, определяющих спортивные достижения в плавании для прогнозирования и отбора в процессе многолетней тренировки: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1978. 23 с.
  220. Е.А., Соколова С. В. Специфические адаптации биоэнергетических систем при интенсивной тренировке элитных пловцов//Вестник спортивной медицины России. 1995. — № 3 -4. — С. 106.
  221. JI.M. Структура и содержание начального и базового этапов многолетней подготовки пловцов: Автореф. дис. канд. пед.наук. -Киев, 1987.-24 с.
  222. Baxter С., Reilly Т. Influence of time of the day on all-out swimming // Brit. J. Sports Med.- 1983.- № 17.- P. 122−127.
  223. Costill D. Metabolic characteristics of skeletal muscle detraining from completive swimming// Med. and Sci in Sport.-1985.- V. 17.- P. 339−345.
  224. De Vries H.A., Housh T.J. Physiology of Exercise. — Madison, Wisconsin: WCB Brown & Benchmark Publ, 1994. P. 562−583.
  225. Fuchs U., Reib M. Hohentraining. Trainer bibliothek 27. Philippka-Verlag, 1990.-P. 127.
  226. Hill D.W., Hill C.M., Fields K.L., Smith J.C. Effects of Jet Lag on Factors Related to Sports Performance// Can. J. Appl. Physiol. 1993. — № 18. — P. 91 -103
  227. HollmannW., HettingerT. Sportmedizin Arbeite und Trainingsgrundlagen.-Stuttgart — New York.- 1980.- 773 S.
  228. Houck J., Slavin J. Protein nutrition for the athlete // Sports Nutrition for the 90s / J.R. Berning, S.N. Steen (eds). Gaithersburg, MD: Aspen Publishers, Inc., 1991.
Заполнить форму текущей работой