Особенности физиологических функций у студентов с близорукостью и факторы, определяющие ее развитие
Умственный труд студентов протекает в условиях малой двигательной активности, и способствует возникновению условий для повышенной утомляемости, в результате чего снижается работоспособность и ухудшается самочувствие. Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ
- 1. 1. Современные представления о развитии близорукости
- 1. 2. Взаимосвязь зрительных функций с физическим развитием и психофизиологическим состоянием человека
- 1. 3. Зрительно-информационная нагрузка как фактор, способствующий развитию утомления, психоэмоционального стресса и близорукости
- 1. 4. Средства и методы профилактики нарушений и коррекции зрительных функций
Особенности физиологических функций у студентов с близорукостью и факторы, определяющие ее развитие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодёжи приобретает особое значение, так как в период обучения в вузе студент периодически, особенно в зачетно-экзаменнационные сессии переносит большие психоэмоциональные нагрузки, где стресс является постоянным фактором, влияющим на адаптационные реакции организма [К.В. Судаков 1996, В. А. Бодров 2000, Н. А. Золотова 2001].
Умственный труд студентов протекает в условиях малой двигательной активности, и способствует возникновению условий для повышенной утомляемости, в результате чего снижается работоспособность и ухудшается самочувствие [А.П.Исаев 2000, В. А. Бароненко, А. В. Чудиновских 2004]. Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения стресса и серьезных заболеваний [А.С.Егоров, В. П. Загрядский 1973, Ю. В. Щербатых 2000].
По данным офтальмологов близорукость в настоящее время занимает второе место среди причин инвалидности, в том числе и у лиц молодого возраста [Э.С.Аветисов 1986]. Следовательно, профилактика и коррекция миопии должны перейти в раздел социально значимых проблем.
Ряд авторов считают, что приобретённую близорукость можно рассматривать, как адаптивный синдром к близкому видению [В.В.Волков 1976, А. А. Сычев 1977]. Ульям Бейтс [1995] придерживается несколько иного мнения, считая, что основной причиной нарушения зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает «физическое напряжение глаз», что может явиться причиной функциональных расстройств зрительного анализатора.
Согласно данным Н. А. Фомина [2003], J.R.P.Frencha, R.D.Caplana, R.Van.Harrisona [1982] в результате стресса возникает существенное уменьшение адаптационных резервов, которые включают поведенческую активность, соматические и психические возможности, личные качества, вегетативные и обменные процессы.
Ряд авторов показывают высокую значимость психических и физических методов коррекции в профилактике и лечении миопии у детей и взрослых [М.Петухов, Н. В. Кийко 1997, Т. В. Попова 2002]. Результаты исследования механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить коррекционные возможности общеразвивающих и специальных упражнений, которые расширяют адаптационные ресурсы организма, активизируют обменные процессы, укрепляют склеарную оболочку глаза и повышают работоспособность его мышечного аппарата [Э.С.Аветисов, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан 1983, Б. В. Сермеев 1983, Г. Г. Демирчоглян 2001].
Таким образом, несмотря на широкий диапазон применяемых средств лечения и профилактики миопии, количество людей с приобретенной близорукостью возрастает. Более 30% учащихся страдают близорукостью, 80% жителей нашей планеты, после 40 лет вынуждены прибегнуть к офтальмологической коррекции.
Такая динамика позволяет заключить, что теоретико-методологические основы развития приобретенной близорукости и средств борьбы с ней не находят в данный период времени единой научной парадигмы, а это в свою очередь заставляет врачей и физиологов искать новые пути в решении этой проблемы.
Цель исследования: выявить особенности физиологических функций у студентов с приобретенной близорукостью и факторы, определяющие ее развитие в период обучения в вузе.
Задачи исследования.
1. Определить особенности здоровья, морфофункциональных и психофизиологических показателей студентов практически здоровых и студентов, имеющих миопию.
2. Выявить с помощью диагностических тестов психофизиологическое состояние студентов с миопией слабой и средней степени в период зачетно-экзаменационной сессии.
3. Разработать и внедрить программу по профилактике и коррекции близорукости в учебный процесс студентов.
На защиту выносятся следующие положения.
1. При одинаковых антропометрических характеристиках студентов имеются различия по функциональным показателям: работоспособность и МПК у студентов с миопией ниже, концентрация внимания и логическая память выше, а острота зрения, лабильность нервных процессов и время реакции ниже, чем у студентов с нормальным зрением.
2. В период экзаменационной сессии у студентов с миопией выявлено состояние острого стресса, достоверное снижение показателей: остроты зрения, времени реакции, объема и скорости переработки зрительной информации, критической частоты слияния световых мельканийповышение уровня реактивной и личностной тревожности.
3. Оздоровительно-релаксационные мероприятия способствуют сохранению и укреплению здоровья студентов с миопией, повышают адаптацию к зрительно-информационным нагрузкам, предупреждая прогрессирование близорукости.
Научная новизна исследования:
Выявлены критические периоды, прогрессирования близорукости, обусловленные стрессовым фактором, у студентов, обучающихся в вузе и их физиологические особенности, заключающиеся в более низких показателях выносливости, работоспособности и МПК по сравнению с их здоровыми сверстниками.
При сравнении показателей психических функций было установлено, что у студентов с миопией концентрация внимания и логическая память достоверно выше, при этом острота зрения, критическая частота слияния мельканий и время реакции достоверно ниже, чем у лиц с нормальным зрением.
Установлено, что количество учащихся с первичной близорукостью при обучении в вузе от года к году растет (на 3−7%), по мере перехода с курса на курс численность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается (на 5−8%). Такая динамика указывает на необходимость разработки оздоровительной программы, с целью профилактики нарушений и коррекции зрительных функций.
Теоретико-практическая значимость исследования.
Разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс студентов программа по профилактике и коррекции близорукости, включающая в себя: тесты по самодиагностикеэлементы видео-тренинга для снятия зрительного утомлениякомплекс оздоровительных мероприятий.
Определена положительная роль оздоровительно-релаксационных методик в оптимизации психофизиологических функций у студентов, имеющих близорукость в период зачетно-экзаменационной сессии.
Методики, представленные в учебном пособии могут быть использованы преподавателями и студентами в различных формах организации занятий, а так же в качестве наглядно-обучающего материала в практическом курсе учебных дисциплин «Валеология», «Охрана безопасности и жизнедеятельности», «Гигиена» и способствовать разработке методик и методических рекомендаций для профессий, связанных с большой зрительной, эмоциональной и умственной нагрузкой.
Полученные результаты исследования позволяют внести необходимые коррективы в составление учебных программ по дисциплине «Физическое воспитание» для студентов, имеющих близорукость.
Апробация результатов исследования Основные теоретические положения, полученные результаты обсуждались и получили одобрение на межрегиональных, всероссийских научно-практических конференциях (г.Екатеринбург, 2002;2005) — на Всеукраинской научно-практической конференции «Здоровье и образование» (Донецк, 2004) — на молодежной научной конференции института физиологии Коми НЦ УрО РАН (Сыктывкар, 2005) — на международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики» (Ставрополь, 2005) — на международной научно-практической конференции «Современные проблемы развития физической культуры в образовательном учреждении». (Вестник УГТУ-УПИ, Екатеринбург 2005). По материалам диссертации опубликовано: 17 научных работ, 1 учебно-методическое пособие с грифом УМО по 111Ю.
Внедрение. Результаты диссертационной работы используются в учебном процессе на кафедрах физического воспитания, физиологии и безопасности жизнедеятельности, в институтах психологии, экономики и управления Российского профессионально-педагогического университета. Оздоровительная программа по профилактике близорукости внедрена в учебный процесс общеобразовательной школы № 12 г. Екатеринбурга.
Структура и объём диссертации. Диссертационная работа изложена на 140 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, результатов собственных исследований, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Работа включает 38 таблиц и иллюстрирована 10 рисунками.
Выводы:
1. Установлено, что количество учащихся с первичной близорукостью при обучении в вузе от года к году растет (на 3−7%), по мере перехода с курса на курс численность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается (на 5−8%).
2. Антропометрические показатели студентов с нормальным зрением и миопией не имеют различий. При этом у студентов с близорукостью общая выносливость снижена на 14%, работоспособность на 20%, МПК на 10% при (р<0,05). Концентрация внимания и логическая память у них достоверно выше (на 18% и 27% соответственно), а острота зрения, критическая частота слияния мельканий и время зрительно-моторной реакции достоверно ниже, в сравнении со студентами, имеющими нормальное зрение.
3. В период экзаменационной сессии у студентов с миопией, достоверно снижаются показатели остроты зрения (на 27%), время зрительно-моторных реакций (на 31%), объема и скорости переработки зрительной информации (на 16,5%), КЧСМ (на 17%), в сравнении с данными межсессионного периода.
4. В день сдачи экзамена у 90% тестируемых студентов контрольной группы отмечался высокий уровень тревожности, в то время как в группе «профилактики» 64% студентов находились в состоянии средней тревожности и 36% - высокой тревожности. Гистологические исследования «белой крови» показали, что в группе «контроля» 68% студентов находились в зоне острого стресса", 24% в зоне «повышенной активации» и 8% человека в зоне «спокойной активации». В то время как в группе «профилактика» 76% в зоне «повышенной активации», 12% в зоне «спокойной активации» и 12% в зоне «острого стресса».
5. Внедрение в учебный процесс студентов оздоровительной программы способствовало расширению адаптационных возможностей организма, проявившихся в повышении функциональных показателей (выносливости на 16%, МПК выросло на 16% работоспособность на 20,5%, при р<0,05). В группе профилактики у 12% студентов отмечено повышение остроты зрения, а у 88% зрение стабилизировалось. В контрольной группе у 72% студентов отмечено прогрессирование и 28% стабилизация зрения.
Практические рекомендации.
1. В период обучения в вузе студенту необходимо два раза в году посещать специалиста-офтальмолога.
2. Необходимо помнить о том, что восстановление зрения — комплексный процесс, который включает в себя рациональное распределение зрительно-информационной нагрузки и правильный режим труда и отдыха.
3. Для профилактики и коррекции зрения студенту необходимо выбрать тот комплекс упражнений который по объективным показателям и субъективным ощущениям даст наиболее положительный эффект в виде повышения остроты зрения, снятия зрительного утомления и достижения психического комфорта. Для достижения быстрого и стойкого эффекта необходимо довести время однократной тренировки до 10−15 мин., начиная с 3−5 мин, при этом проводить 2−3 тренировки в день.
4. Для расширения адаптационных возможностей необходимо каждый день после 4−6 часов умственной работы выполнять комплекс общеразви-вающих упражнений аэробной направленности в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, в течение 30−45 минут.
5. При выполнении большой зрительно-смысловой нагрузки (зачетно-экзаменационная сессия) рекомендуется через каждые 40−45 минут работы выполнять релаксационные упражнения, снимающие психофизическое напряжение и восстанавливающие зрительную работоспособность продолжительностью 2−10 мин. («пальминг», переключение с ближнего объекта на дальний, точечный массаж, аутотренинг, видео-тренинг и др.).
Для сохранения эластичности и упругости глазодвигательных мышц, улучшения кровоснабжения глазного яблока 5−6 раз в день от 1−3 мин. рекомендуется выполнять специальные упражнения (моргания, повороты глазного яблока по различным направлениям и др.). Периодически проводить контроль остроты зрения по таблице Сивцева.
7. В день экзамена обязательно выполнить утреннюю зарядку продолжительностью 15—30 мин. (быстрая ходьба или легкий кросс с общеразвивающими упражнениями на свежем воздухе), закончив принятием контрастного душа. Перед экзаменом за 30—45 мин. применить аутотренинг.
Все рекомендации по функциональному тестированию, самодиагностике и правильному выполнению упражнений описаны в учебном пособии «Профилактика отклонений психофизического здоровья студентов педагогических вузов на основе данных функционального тестирования» [В.А.Марчук, С. А. Марчук 2005].
Список литературы
- Абрамов М.С. Современные подходы к оценке уровня физического развития — важного показателя общественного здоровья.// Гигиена и санитария, № 6 1983, с. 69 — 71.
- Абдулаев М.С. Нервы двигательного аппарата. Баку, 1973, 138 с.
- Аветисов Э.С. Близорукость М.: Медицина, 1986, 324 с.
- Аветисов Э.С., Ливадо Е. И., Курпан Ю. И. Занятия физической культурой при близорукости. М.: Физкультура и спорт, 1983, 103 с.
- Аветисов Э.С., Мамиконян В. Р. Ортокератология. Вестн. офтальмол., 1983 № 4, с. 67 — 69.
- Аветисов Э. С., Мац К.А. Метод тренировки цилиарной мышцы при ослабленной аккомодации. В кн.: Матер, научн. метод, конфер. по вопр. профилактики, патогенеза и лечения заболеваний органа зрения у детей. М.: 1971,60 с.
- Аветисов Э.С., Розенблюм Ю. 3. Динамическая рефракция глаза и её основные понятия. В кн.: Динамическая рефракция глаза в норме и при патологии. М.: 1981, с. 17 — 33.
- Аветисов Э.С., Розенблюм Ю. 3. Оптическая коррекция зрения. М.: Медицина, 1981, 247 с.
- Аветисов Э.С., Розенблюм Ю. З. Вопросы офтальмологии в кибернетическом освещении. М.: Медицина, 1973, с. 148 с.
- Аветисов Э.С., Гундорова Н. А., Шакарян А. А., Оганесян А. А. Влияние острого психогенного стресса на состояние некоторых функций зрительного анализатора //Вестн. офт., 1991, № 1.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 2-е изд., перераб, и доп. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987, 176 е., 16 с. ил.
- Александровский Ю. А, Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976, 270 с.
- Алфёрова-Попова Т.В., Пястолопова Н. Б. Адаптационные реакции сердца на локальную работу мышц у дошкольников // Физиология человека, 1966, т. 22, с. 118−120.
- Ананин В.Ф. //Офтальмологический журнал, 1990, № 1, с 42−46.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей, нервной деятельности. М.: 1979, 453 с.
- Андреев Л.А. Физиология органов чувств. М.: 1941, 287 с.
- Анализаторы (сенсорные системы). Учебное пособие. Изд. Московского государственного медико-стоматологического университета, 1991, 248 с.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: 1982, 236 с.
- Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии— М.: Медицина, 1967, 182 с.
- Аршавский И.А. Факторы, определяющие рост: физические механизмы роста.// Количественные аспекты роста организмов. М: Наука, 1975, с. 147−161.
- Асратян Э.А., Губарь А. В. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Медгиз, 1963, 184 с.
- Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. М: ФиС, 1977, 102 с.
- Бахур В. Т. Эмоции: плюсы и минусы. М.: Знание, 1975, 96 с.
- Батуев А.С. Физиология сенсорных систем. Л.: 1976, 300 с.
- Бароненко В.А., Люберцев В. Н., Рапопорт Л. А. Основы здорового образа жизни. Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1999, 410 с.
- Баевского P.M., Кирилова О. И., Клецкина С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. Издательство «Наука». -М.: 1984.
- Бейтс У.Г. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Перевод с анг. М.: Воздушный транспорт, 1990, 263 с.
- Бейтс У. Как приобрести хорошее зрение без очков. Перевод с анг. Сборник: Вильнюс: Полина, 1995, 272 с.
- Береговой Г. Т. и др. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М.: Наука, 1978, 304 с.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М: Медгиз, 1947, 225 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М: Медицина, 1966, 350 с.
- Боброва Л.П. Голикова, Мальцева О.М. и др. Эргономика и безопасность труда. Л.: Машиностроение, 1985, 112 с.
- Бобылева Т. А, Марчук С. А. Средства психофизической культуры и нетрадиционных методов оздоровления в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы. Тез. Докл. /УГТУ-УПИ, 2000, с. 50−53.
- Богословский А.И. Различительная световая чувствительность. М.: Медицина, 1962, т. 1, кн. 1, с. 421 425.
- Богословский А.И., Ковальчук Н. А. Электрический фосфен в офтальмологии/Клиническая электрофизиология зрительной системы. «Офтальмологическая электродиагностика» Научные труды НИИ. Глазных болезней им. Гельмгольца, 1980 — вып. 24, с. 150 — 166.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям, М.: 1985, 163 с.
- Бодров В.А. Информационный стресс: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000, 352 с.
- Большакова М.Д. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1980,435 с.
- Большая медицинская энциклопедия. Глав. ред. Петровский Б. В. М.: Сов. Энциклопедия, 1997, 648 с.
- Брегг П., Чудо голодание/Пер. с англ. С. Шенкмана, Б.Шенкмана. М.: Молодая гвардия, 1989, 267 с.
- Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. — М.: ФиС, 1990, 208 с.
- Бородкина Г. В. и др. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса. Метод, реком. для администрации школ, школьных медицинских работников и психологов. Образовательный центр «Педагогический поиск», 1977, 79 с.
- Бухвалов В.А., Богданова JT.B. Введение в антропоэкологию М.: JIA «ВАРЯГ», 1995, 192 с.
- Булач Э.Х. //Материалы науч. конференции по вопросам профилактики, патогенеза и лечений органа зрения у детей. М.: 1971, с 7476.
- Вальдман А.В. Психофизиологическая регуляция эмоционального стресса // Актуальные проблемы стресса. Кишинёв: «Штнинца», 1976, с. 341. Ф1
- Вайнбаум Я.С., Коваль В. И. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002, 240 с.
- Виноградов П.А., Жолдак В. И. и др. Основы физической культуры. Ч. 4. Челябинск, 1997, 80 с.
- Волков В.В. Эргономика зрительной деятельности человека. JL: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1989, 112 с.
- Волков В.В. Школьная близорукость: адаптация или болезнь. В кн.:Ш
- Всесоюзная конференция по вопросам детской офтальмологии 1-я. М.: 1976, с. 102−104.
- Воробьёв В.П. Атлас анатомии человека. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001,1472 с.
- Габович В. С. Общая гигиена: учебник, 1986, 354 с.
- Гассовский JI.H. Основные сведения о работе глаза//Оптика в военном деле. М.- Л.: Изд-во АН СССР. Т. 1, 1945, с. 177 235.
- Геильтебрандт Ф. О сохранении зрения, сочинение «для народа»,• 1804.
- Гинецинский А.Г., Лейбсон Л. Г. Практический курс физиологии. Медгиз, 1938, 196 с.
- Глазные болезни: Учебник //под ред. Брошевского Т. И., Бочкарёвой А. А. М.: Медицина, 1983, 287 с.
- Глезер В. Д. Цуккерман И.И. Информация и зрение. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1961, 182 с.
- Глушкова Е. К. Берегите зрение М.: Медицина, 1987, 124 с.
- Головин В. А., Маслякова В. А. и др. Физическое воспитание: Учебник. М.: Высш. школа, 1983, 391 с.
- Горшков С.И. и др. Методики исследований в физиологии труда.
- М.: Медицина, 1974, 311 с.
- Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий длительной депривации у детей с низким зрением // Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, 85 с.
- Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников. М.: 1983, 146 с.
- Губачёв Ю.М., Иовлев Б. В. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. Л.: Медицина, 1976, 238 с.
- Гурова А.И. Практикум по общей гигиене. М.: Физкультура и спорт, 1994., 132 с.
- Дашевский А.И. Близорукость. Л.: Медгиз, 1962, 225 с
- Дашевский А.И. О корреляциях основных элементов анатомо-оптической системы глаз. Офтальмологический журнал, 1982, № 7, с. 432 435.
- Демидов В.Е. Как мы видим, то, что мы видим. М.: Знание, 1979,138 с.
- Демирчоглян Г. Г. Тренируйте зрение. М.: 1990, 136 с.
- Демирчоглян Г. Г. Школа здоровья глаз. СПб.: ИК Комплект, т 1996, 264 с.
- Демирчоглян Г. Г., Демирчоглян А. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М.: Советский спорт, 2000, 155 с.
- Догадова Л.П. Состояние органа зрения и диспансерное наблюдение студентов медицинского института. В кн.: Физиология и патология механизмов адаптации органа зрения. Владивосток, 1983, т. 1, с.52−54.
- Дубровская JI.A. Глазные болезни. Изд. «Медицина», М.: 1986,305 с.
- Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971,384 с.
- Дубровский В.И. Спортивная медицина. Учеб. для вузов- М: Гуматинарный изд. Центр ВЛАДОС, 1999, 480 с. ил.
- Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002, 384 с.
- Егоров А.С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973, 129 с.
- Егорова Т.С., Голубцов К. В. КЧСМ в определении зрительной работоспособности слабовидящих школьников. Информационные процессы (электронный журнал, www.jip.ru), 2002, т. 2, № 1, с. 106 110.
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. Учеб. пособие для пед. вузов. М.: Высшая школа, 1985, 384 с.
- Брошевский Т.И., Бочкарёва А. А. Глазные болезни. М.: Медицина 1983,246 с.
- Ермаков В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. Учебное пособие для студентов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000, 240 с.
- Жарова А.В., Сафина З. М. Электрофизиологический контроль и снижение зрительного утомления в ходе учебного процесса. Тезисы докладов научной конференции. Ижевск, 2000, с 21−22.
- Жуков В.Г. Здоровье. Как его оценить? (Факторная концепция). Екатеринбург, Центр интеллектуального развития молодежи, 1997, 70 с.
- Завалова Н. Д. и др. Психическое состояние человека в особых условиях деятельности // Псих. журн. 1983. Т. 4. № 6, с. 92 105.
- Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М.: 1956, 420 с.
- Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981,238 с.
- Зимкин Н.В. О точности двигательных реакций стрелка, бомбардира и водителя//Военный вестник, 1965, № 5, 273 с.
- Золотова Н.А. Физические упражнения основное средство здорового образа жизни. Тез. межрегион, науч. конф. Тюмень: 2001, с. 129 131.
- Золина З.М. Методы исследования по физиологии труда. М.: 1960,183 с.
- Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Изд. 3-е, перераб. и доп. Учебник для студентов мед. ин-тов. М: Медицина, 1970, 486 с.
- Казначеев В.П., Куликов В. Ю. Некоторые особенности патологии человека на Крайнем Севере.// Механизмы адаптации человека в условиях высоких широт. Л: Медицина, 1980, с. 155 — 174.
- Калюжна Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М.: 1980, с. 1−18.
- Каплан А.И. Об использовании офтальмологических данных в установлении тренировочных режимов и противопоказаний к ним при близорукости. Теор. и практ. физ. культ., 1975, т. 18, № 11, с. 854 857.
- Кардашенко В.Н., Стромская Е. П. и др. Гигиена детей и• подростков. М.: Медицина, 1988, 435 с.
- Карпман В.Л., Хрущев С. В., Борисова Ю. А. Сердце и работоспособность спортсмена. М: ФиС, 1978, 119 с.
- Кассиль Г. Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1983, 227 с.
- Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. Л.: Прибой, 1927, 176 с.
- Китаев-Смык А. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.
- Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков. Руководство к быстрому улучшению зрения. Перевод с анг. СПб.: Лань, 1999, 112 с.
- Коробков А.В. Нормальная физиология. М.: Высшая школа, 1980,560 с.
- Коробков А.В. Двигательный режим и здоровье. М.: 1972, 193 с.
- Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976, 190 с.
- Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. М.: Транспорт, 1993, 253 с.
- Кондрашова М.Н., Маевский Е. И. Взаимодействие гормональной и митохондриальной регуляции. В кн. Регуляция энергетического обмена и физиологического состояния организма (Под ред. М.Н.Кондрашовой). М.: Наука, 1978. с 217−229.
- Кравков С.В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.: Изд-во АН СССР, 1950, 85 с.
- Красноперова Н.А. Критическая частота слияния мельканий как показатель развития утомления при учебной нагрузке у глухих и слабовидящих детей 6−9 лет. М.: Медицина, 1989, 126 с.
- Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М: ФиС, 1951, 531 с.
- Кудряшова Н. И. Зрение-Нормализация-Восстановление. М.: Грегори-Пэйдж, 1996, с. 182 192.
- Курпан Ю.И. Особенности физического воспитания студентов с ослабленным зрением. Теор. и практ.физ. культ., 1976 № 10, с. 57 59.
- Ланцевич А.В. Стресс и приобретенная близорукость. //Глаз, 2004, № 5, с 12−16.
- Леви Л. (ред.) Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970, с. 328.
- Левченко О.Г. Влияние общих заболеваний на состояние аккомодационного аппарата и прогрессирование близорукости у детей. Офтальмол. журн., 1982, № 7, с. 432 435.
- Лесселла С, Ван Далена Дж.Т.У. Нейро-офтальмология. М.: «Медицина», 1983,463 с.
- Ливадо Е.И. Особенности методики лечебной физкультуры при миопии у детей. Вопр. курорт, физ. и лечеб. физкульт., 1975, № 3, с. 241 244.
- Ливадо Е.И. Лечебная физкультура в комплексном лечении миопии у детей. Автореферат канд. дисс. М.: 1977, 22 с.
- Лисовская Г. М. Гигиена и организация умственного труда студента. Учеб. пособие. Свердловск: 1991, 382 с.
- Лихницкая И.И. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах организма. Л.: Знание 1987, 32 с.
- Луизов А. В, Глаз и свет. Л.: Энергия, 1983, 140 с.
- Любимова Г. И., Важенина Е. Н. Оцени свое здоровье. Метод реком. для студентов. Изд.: ТГУ, 200, 32 с.
- Лях В.И. и др. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации // Теория и практика физической культуры, 1998, с. 29−40.
- Макаров П.О. Динамика возбудимости, проведения рефрактерного состояния. Тр. Лен. Об-ва естествоиспытателей, 1939., с. 67 — 70.
- Макаров П.О. Практикум по физиологии и биофизике органов чувств-анализаторов. М.: Высшая школа, 1973, 118 с.
- Марищук B.JI. и др. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984, 191 с.
- Маркосян А. А. Физиология, 6-е изд., перераб. М.: Медицина, 1996, 462 с.
- Масальгин Н.А. Метематико-статистические методы в спорте М: ФиС, 1974, 151 с.
- Матвеев Л.П., Петрова Т. В. Оценка качества оценки выпускников основной школы по физической культуре. Уч. изд. М.: 1959, 45 с.
- Медведев О.И. Эмоциональное напряжение и стресс // физиология кровообразования. М.: Медицина, 1986, с. 507 525.
- Медвецкая Г. А. Профилактика близорукости и её прогрессирования с помощью воздействия на аккомодационный аппарат глаза. Вестн. офтальмол., 1981, № 5, с. 47−49.
- Мешков В.В., Епанешников М. М. Осветительные установки. М.: Энергия, 1972. 360 с.
- Минх А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. М.: Медицина, 1976, 325 с.
- Мотылянская Р.А., Якубовская А. Р. Антистрессовая пластическая гимнастика // Теория и практика физической культуры, 1991, № 5, с. 10−15.
- Наенко Н.И. Психическая напряжённость. М.: Изд-во: Моск. ун-т, 1976, 112 с.
- Мягков А.В., Фатыхов И. Р. Стресс-лимитирующие влияние электростимуляции центрального серого околоводопроводного вещества на экспериментальную офтальмогипертинзию. Тезисы докладов научной конференции. Ижевск, 2000, с 46−47.
- Нестеров А.П., Банин В. В., Симонова С. В. //Вестник офтальмологии, 1999, № 2, с 13−15.
- Новоселова О.А. Физическое воспитание как фактор адаптации детей 7−8 лет к обучению в школе. Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук / Челябинск, 1999, 19 с.
- Ноздрачёва А.Д. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем. М.: Высшая школа, 1991, 512 с.
- Норбеков М. Уроки Норбекова. 2-е изд.-СПб.: Питер, 2003, 192 с.
- Островский М. А. Физиология зрения. М.: Наука, 1992, 702 с.
- Павлов И.П. Полное собрание трудов. М. JL: АНСССР, т.1, 3, 1951, с. 439−595.
- Павлов И.П. Физиология высшей, нервной деятельности. // Павлов И. П. Избранные труды под ред. М. А. Усиевича. М: Учпедгиз, 1954, 314 с.
- Петухов В.М., Кийко Н. В. Значимость психофизиологической коррекции в лечение миопии// В сб.: Брошевское чтение. Самара, 1997.
- Петухов В.М., Медведев А. В., Губарева Т. И. Психологические особенности детей с близорукостью в младшем школьном возрасте. //В сб.: Волжские зори. Самара, 1998.
- Погадаев К.И. К биологическим основам «стресса» и «адаптационного синдрома» //Актуальные проблемы стресса. Кишинёв: Штиинца, 1976, с. 211 229.
- Пономаренко В.А. и др. Профессия лётчик. М.: Воениздат, 1985,136 с.
- Популярная медицинская энциклопедия//Под ред. Петровский Б. В. М.: Советская энциклопедия, 1987, 704 с.
- Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Покровский В. И. 3-изд. М.: Советская энциклопедия, 1991, 688 с.
- Пирогова Е.А., Иващенко Л. Я., Страпко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоровье, 1986, 168 с.
- Присташ И.В., Скицюк С. В. Современные представления об аккомодации глаза. М.: Офтальмологический журнал № 6. 2002, с 55−61.
- Раманантата Й. Упражнения йоги для глаз. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002, 192 с.
- Раппопорт Ж.Ж. Адаптация, факторы риска и здоровье детей.// Адаптация человека к климатогеографическим условиям и первичная профилактика. Новосибирск, 1986, Том 1, с. 41 42.
- Резер Т.М. Абитуриент 2001 Физическое и психическое здоровье.// Социология медицины. 2001с. 118 — 122.
- Розенблат В.В. Проблема утомления. М.: Медицина, 1998, 234 с.
- Розенблюм Ю.З., Савицкая Н. Ф. Методические рекомендации./ М-во здравоохранения СССР, М.:1976, 167 с.
- Розенблюм Ю. З Пантелеева О. А., Лохтина Н. И. О прогнозировании течения близорукости у детей. В кн.: Всесоюзный съезд офтальмологов 5-й. М.: 1979, т. 1, с. 121−123.
- Рой М. Тренинг для глаз. Реальная программа улучшения зрения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, 112 с.
- Романов Г. М., Туркина Н. В. и др. Человек и дисплей. Л.: Машиностроение, 1986, 256 с.
- Рохлов B.C. и др. Практикум по анатомии и физиологии человека. Учеб. пособие. М.: Медицина, 1996, 221 с.
- Русалова М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979, 170 с.
- Самсонова В.Г. Зависимость времени различения от угловых размеров центрального поля, его яркости и отношения яркостей периферического и центрального полей в условиях световой адаптации //Проблемы физиологической оптики, 1944, 11 с.
- Савицкая Н.Ф., Николаева Т. Э. Сравнительное изучение структуры сосудов хориоидеи и сетчатки при эмметропии и миопии различной степени //Вестн. офтальмол, 1982, № 3, с 44−47.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. М.: 1956, 286 с.
- Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972, 236 с.
- Сердюковская Г. Н., Кляйнпетер У. Охрана здоровья детей и # подростков важнейшая социальная проблема. Здоровье, развитие, личность.- М: Медицина, 1990, с 14 26.
- Сергиенко Н.М. Офтальмологическая клиника. Киев: Здоровья, 1975, 64 с.
- Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. М.: Просвещение, 1983, 68 с.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. / под ред. В. М. Каганова М: Госполитиздат, 1947, 647 с.
- Стишковская Н.Н. Медикаментозные препараты в профилактике и лечении миопии. -Вестн. офтальмол., 1978, № 5, с. 82−84.
- Сизоненко К.Н., Лейфа И. В. Концепция физкультурно-оздоровительной работы в Амурском государственном университете. Тез. межрегион, науч. конф. Екатеринбург: 2000, с. 24−25.
- Симерецкая Э.Г. Доминантность полушарий //Нейропсихо-логические исследования. М.: 1978. Вып. 10, с. 25 37.
- Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970,140 с.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: ТЦ Сфера, 2001, 80 с.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый глаз. М.:1983, 112 с.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги//Тревога и стресс в спорте, 1983, с. 12 24. ф
- Смирнова Т.С. О связи близорукости с некоторыми показателями состояния здоровья школьников. В кн.: 1. Всесоюзн. конфер. по вопр. детской офтальмологии. Ч. 1. М.: 1976, с. 152 156.
- Смирнов В.М., Будылина С. М. Физиология сенсорных систем и высшая, нервная деятельность: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003, 304 с.
- Солодов А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 1990, 385 с.
- Солнцева В.М. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: 1980, 248 с.
- Сухиненко И.В. Физическое воспитание детей с миопией средней степени в условиях общеобразовательной школы. Автореф. канд. дисс. М.: 1980, 23 с.
- Супонев М.Н., Школьникова Н. Б. Абонент в страну здоровья. М: ФиС, 1983, 80 с.
- Сюйхуа У. Цигун и жизнь. М.: 1991 № 2, 184 с.
- Тартановская А. И. Рекомендации офтальмолога. М.: Факультет здоровья, 1986, 127 с.
- Тарханова Ю.С. Коррекция зрения у детей. Ростов н/Д.: «Феникс», 2000, 256 с.
- Толстова В.А., Котелов Ю. М. Зависимость эквивалентных источников разных поддиапозонов а-ритма от состояния зрительной системы у детей 8−10 лет // Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, 13 с.
- Фарфель B.C. Курс физиологии человека. М: ФиС, 1948, 311 с.
- Физиология человека /под ред. Зимкина Н. В. М: ФиС, 1964, 600 с.
- Фёдоров С.Н. Имплантация исскуственного хрусталика. М.: Медицина, 1977, 193 с.
- Фёдоров С.Н., Ивашина А. И. и др. Хирургическая коррекция миопической анизометропии методом передней кератотомии. Вестник офтальмологии, 1984, № 1, с 15 — 19.
- Ферфильфайн И.Л. Некоторые анатомо-оптические параметры глаз с близорукостью высокой степени (дистрофическая форма). -Офтальмол. журн., 1981, № 7, с 403 404.
- Физическое воспитание: Учебник/ Под ред. В. А. Головина и др. -М.: Высш. Школа, 1983, 391 с.
- Фомин Н.А. Психофизиология здоровья. Челябинск: Татьяна Лурье, 1998, 392 с.
- Фомин Н.А. Физиология человека. Учебное пособие для студентов фак-т. физвоспитания пединститутов. М: Просвещение, 1982, 320 с, ил.
- Фролов Ю.П. Гигиена умственного труда. М.: 1967, 306 с.
- Хорасян -Таде А.А., Николаева Т. Э. //Материал. 2-го Всерос. Съезда офтальмологов в г. Ленинграде. М.: 1968, с 394−395.
- Хаксли О. Как вернуть зрение. Пер. с англ. М.: Серебряные нити, 1997, 184 с.
- Ханин Ю. Л Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера. Л.: 1976, 28 с.
- Ханин Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личной тревожности у детей и подростков. Вильнюс: 1988, 36 с.
- Хаитова К.Н. Влияние общих заболеваний организма на аккомодационную способность глаз у детей. В кн.: Миопия. М.: 1974, с. 24 27.
- Хедман Руне. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1980, 250 с.
- Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: 1990, 248 с.
- Царегородцев Г. И. В век прогресса без болезней// Коммунист, № 14, 1987, с. 60−63.
- Цинн У., Соломон Г. Зрение, очки и контактные линзы. Санкт-Петербург: 1996, 246 с.
- Шабунин Р.А. Определение начальных признаков утомления у школьников.// Физиологические механизмы адаптация к мышечной деятельности. Свердловск, 1974, 126 с.
- Шепкалова В.М. В кн.: Многотомное руководство по глазным болезням. М., 1962, т. 1.
- Шамшинова A.M., Волков В. В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. М.: 1999.
- Шенкман С. Можно ли жить без очков? М.: 1992, 174 с.
- Шмидт Р. Основы сенсорной физиологии. Спб., т.№ 2,1994, 258 с.
- Шубова Т.Б., Нейштадт Я. Э., Данциг И. М., Мкртычева Л. И. О методах определения зрительного утомления. Труды I конф. по физиол. оптике. М.: АН СССР, 1936, с. 57 72.
- Эголинский Я.Л., Грабовская В. К. Умственный труд и физическая культура. Л.: 1972, 258 с.
- Эрисман Ф. Ф. Влияние школ на происхождение близорукости. М.:1870.
- Югай Л.В. Влияние тренировочных упражнений по Э.С., Аветисову, К. А. Мац рефрактогенез у школьников группы риска по миопии. Вестник офтальмологии, 1983, № 5, с. 58 60.
- Aleksander F. Psychosomatic Medicina. N.Y.: 1950.
- French J.R.P., Caplan R.D., Van Harrison R. The mechanisms of job stress and strain. Chichester, England: Wiley, 1982.
- C.Flugel. Barany E. //Fortschr. Ophthalmol. 1990.- Vol.87.-№ 4.-P.384—387.
- Sanders A.F. Towards a model of stress human perfomance // Acta Psychologica, 1983. Vol. 53, p. 61−96.
- Dohrenwend B.P. ect. Immediate visual-spatial memory in hemisphere damaged patients: impairment of verbal coding and of perceptual processing.-Neuropsychologia, 1966, 16,501 p.219. lazarus R. Psychological stress and coping process. N.Y.: 1966.
- Wolf H.G., Frach I.M. Information processing / E. L. Wiener, D. C. Nagel (Eds.), Human Factors in Aviation. Academic Press, New York, 1968, p. 111−155.
- Worldleonard. hi. ru. Saga km. ru
- Curtin В. Myopia. Riview of its etiology, pathogenesis and treatment// Surv. Ophthalmol. 1970. Vol. 175, № 1. P 1−17.
- Francois J., Goes F. Ultrasopographic study of 100 emmetropic eyes// Ophthalmologica (Basel), 1977. Vol. 175, № 6. P 321−327.
- Sorsby A. Ophtalmic genetics. 2 nd ed. — London, 1970. — Ch. 4,1. Refraction. P 38−51.
- Young F.A. The development of myopia// Contacto (Chicago). 1971-Vol. 15, № 2. P 36−42.
- Вид спорта Противопоказания в зависимости от степени близорукости и состояния глаз Рекомендации по использованию оптической коррекции
- Бокс Любая степень близорукости Контактная
- Борьба Любая степень близорукости Контактная
- Тяжелая атлетика Любая степень близорукости Контактная
- Велогонка на треке Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная
- Велогонка на шоссе Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная
- Гимнастика спортивная Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени Без коррекции
- Гимнастика художественна я Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне При значительном понижении зрения контактная коррекция
- Стрельба стендовая, пулевая, из лука Противопоказаний нет Очковая или контактная
- Современное пятиборье Любая степень близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени См. соответствующ ие виды спорта
- Конный спорт Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
- Фехтование Осложненная близорукость Очковая или контактная
- Плавание Осложненная близорукость Без коррекции
- Водное поло Близорукость высокой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
- Гребля Осложненная близорукость Очковая
- Парусный спорт Осложненная близорукость Без коррекции