Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Занятость населения как фактор социально-экономического развития региона: На материалах РСО-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенность ситуации в республике является усиление масштабов явной и скрытой безработицы, что имеет следствием снижение трудового и профессионально-квалификационного потенциала страны, причем безработица имеет хронический и массовый характер. Сегодня серьезное беспокойство вызывает тот факт, что безработицей охвачены преимущественно определенные группы населенияработники, уволенные в результате… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Региональная занятость населения в условиях перехода к рыночным отношениям
    • 1. 1. Тенденции развития механизма формирования рынка занятости населения
    • 1. 2. Особенности формирования и организации механизма взаимосвязи рынка труда и занятости населения
    • 1. 3. Специфика системы региональных форм, методов и инструментов решения проблем занятости населения
  • Глава 2. Управление рынком занятости населения и оценка ее количественных параметров
    • 2. 1. Анализ количественных показателей занятости населения в РСО-А
    • 2. 2. Организационное обеспечение территориальной мобильности рабочей силы
    • 2. 3. Анализ состояния безработицы
    • 2. 4. Реализация программ обеспечения занятости молодежи и подростков в РСО-А
    • 2. 5. Финансирование мероприятий по улучшению показателей занятости различных категорий населения
  • Глава 3. Совершенствование рыночного механизма занятости населения в регионе РСО-А
    • 3. 1. Законодательное обеспечение занятости населения в регионе

    3.2 Направления совершенствования функций деятельности органов государственного управления занятостью населения региона. -1763.3 Повышение роли институциональных и финансовых факторов обеспечения занятости населения региона. -184

    3.4 Возрастающая роль и стратегия предпринимательства в обеспечении эффективной занятости населения. -190

Занятость населения как фактор социально-экономического развития региона: На материалах РСО-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В российской экономической практике организационно-управленческое и финансовое обеспечение эффективной занятости в регионах является чрезвычайно актуальной проблемой. По существу переход к рынку положил начало кардинальному переосмыслению проблем общероссийской и региональной занятости. Вместе с тем, обнаружились многие недостатки не только практических действий государственных органов управления занятостью, но и отсутствие глубинных и разносторонних теоретических разработок в осмыслении законов, закономерностей и тенденций рынка занятости как сегмента рынка труда. Это понятие не в полной мере вошло в научный оборот и слабо выделенными остаются его характеристики как самостоятельного сегмента рынка труда, в том числе и в регионах.

Сказанное выше подтверждает не только необходимость научного исследования трансформационных процессов региональной занятости, но и конкретизировать факторы и условия формирования социально-экономической, целесообразной занятости населения в регионах России.

Степень разработанности проблемы. В рамках исследования проблем региональной экономики, проблемы занятости ставились многими учеными, среди которых мы выделяем труды Т. Бараненковой, В. Бильчака, А. Виленского, Ю. Гладкова, И. Домниной, Н. Дорогова, С. Жаворонкова, В. Захарова, А. Коробейникова, О. Кузнецовой, М. Махотаевой, М. Николаева, А. Новоселова, А. Осипова, А. Чистобаева, М. Шестаковой, А.Шеховцова.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования также основывалась на трудах М. Гильдингерша, Дж. Кейнса, К. Маркса, А. Оукена, Д. Рикардо, П. Самуэльсона, Ж. Сея, М.Фридмена. Среди ученых, исследовавших рынок труда, нами изучены работы К. Азариадиса, Дж. Аткинсона, М. Бейли, А. Берли, Д. Гордона, П. Доринджера, Г. Данышевской, В. Радаева, А. Семенова, Р.Цвылева. Среди исследований, посвященных взаимосвязи рыночного развития региональных экономических систем занятости, следует отметить работы О. С. Белокрыловой, В. И. Бутова, Л. А. Васюнина, М. Винокурова, Н. Волгина, Н. Горелова, А. Добрынина, М. Ефимова, Н. Журавлева, Г. Зайцева, Т. Золотарева, В. Игнатова, А. Котляра, С. Кузьмина, Н. Кетовой, Ю. Одегова, В. Потемкина, О. Ромашова и других. Однако эти проблемы остаются мало разработанными.

Продолжают также оставаться недостаточно выясненными многие вопросы трансформационных процессов региональной организационно-управленческой и финансовой обеспеченности эффективной занятости населения, адекватные современным и перспективным потребностям социально-экономического развития субъектов РФ, что и определило характер и структуру нашей работы.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Диссертационное исследование соответствует специальности 08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика — Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (по экономическим наукам). П. 5.6 «Локальные рынки, их формирование, функционирование и взаимодействиемежрегиональная торговля» и п. 5.9 «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем».

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является изучение региональных особенностей формирования и функционирования рынка занятости на материалах Республики Северная ОсетияАлания и обоснование предложений по совершенствованию форм и методов ее регулирования с учетом социально-экономических потребностей. Для достижений поставленной цели был определен круг следующих задач:

— раскрыть теоретические основы сущностной характеристики рынка занятости в аспекте функционирования и развития региональных социально-экономических систем;

— уточнить отрицательные и положительные направления развития рынка занятости на основе выявления существующих тенденций динамики показателей занятости населения в РСО-Алания;

— выделить пути совершенствования рынка занятости в регионе и исследовать специфику, а также возможности финансовой обеспеченности проведения мероприятий по кардинальному улучшению показателей занятости различных категорий населенияразработать предложения по совершенствованию методов формирования и реализации региональных программ обеспечения занятости различных категорий населения: молодежи, подростков, женщин и т. д.

Предметом исследования являются методы, формы и механизмы решения проблем, складывающиеся по поводу совершенствования занятости населения в регионе с учетом рыночных требований социально-экономического развития.

Объектом исследования является занятость населения в РСО-Алания в состоянии транзитивности экономики.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды известных отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросам социальноэкономического развития регионов, формирования и решения проблем занятости и безработицы.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Законы РФУказы Президента РФ и другие документы Президента РФ и Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, а также местных органов власти, регулирующие правоотношения в области региональной экономической политики и занятости населения.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили официальные статистические данные Госкомстата РФ, Госкомстата РСО-Алания, материалы Управления Государственной Службы Занятости населения (УФГСЗН) по РСО-Алания, Министерства экономики РСО-Алания, Миграционной Службы РСО-Алания, а также информация, полученная из различных литературных источников, периодической печати, методами авторских опросов различных категорий населения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Сложно и противоречиво формируется занятость населения региона, что актуализирует необходимость глубокого знания трансформационных процессов рынка труда, с выделением его самостоятельного сегмента — «рынка занятости», плюс нерыночная (социальное регулирование государством) составляющая занятости, как категории. Опыт регионального регулирования рынка занятости достаточно мал и, соответственно, немногочисленными оказались научные исследования, обобщающие его.

2. Субъекты-регионы РФ все в большей степени становятся самоуправляющимися социально-экономическими системами. Вместе с тем для целей региональной экономической политики занятости характерно не только различие количественных ориентиров обеспечения экономической занятости, но и качественная оценка ее роли в решении возникающих социально-экономических задач. В недостаточной степени государственными органами управления занятостью субъектов — регионов РФ осознается, что рынок занятости является сложной самостоятельной сферой применения как макроэкономических, так и микроэкономических методов, тесно сопряженных с анализом спроса и предложения на высококвалифицированную, квалифицированную и неквалифицированную рабочую силу.

3. Часто встречающиеся стандартные научные формулировки и оценка, что «рынок труда» и «рынок занятости» невозможно различить и тем более в их территориально-региональной специфике, на наш взгляд, неверны. Необходима определенная последовательность: если рынок труда, то продается рабочая сила, если рынок занятости, то продается не рабочая сила, а решается вопрос о профессиональной занятости, т. е. рабочем месте, как условие ее обеспечения. Такой последовательности взглядов по данному вопросу среди современных ученых не наблюдается.

4. В сформированных регионально сегментированных рынках занятости имеют место тенденции деформированности ее отраслевой структуры, профессиональной, возрастной и половой составляющей, значительное несоответствие уровня развития институциональных структур и финансовых возможностей для реализации.

5. эффективной занятости. Принципиальная схема механизма решения существующих проблем должна складываться как на основе участия государства (бюджеты различных уровней), так и через активное развитие предпринимательства.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке авторской концепции организационно-экономических основ обеспечения эффективной региональной занятости населения в условиях рынка применительно к РСО-Алания. Анализ традиционных и новых (рыночных) методов экономической организации региональной занятости, привели к следующим результатам, содержащим, по мнению автора, элементы научной новизны: -уточнены понятия: «рынок труда» и «рынок занятости" — «региональный рынок занятости" — «трансформационные процессы рынка региональной занятости" — «спрос на рабочую силу" — «спрос на рабочие места" — «спрос на профессию" — «предложение рабочих мест" — «обеспечение занятости населения" — «экономически целесообразная занятость" — «эффективная занятость" — «неформальная занятость" — «нестандартная занятость" — «атипичная занятость» и на этой основе дана расширенная характеристика факторов, определяющих функции региона в регулировании занятости населения;

— раскрыта новая роль региона-субъекта РФ, его социально-экономической базы в регулировании занятости населения, в разработке и реализации стабилизационных программ, способствующих ликвидации безработицы, кардинальному улучшению количественных и качественных параметров его трудового потенциала- -предложена авторская система региональных форм и методов решения проблем занятости населения, сопряженная с анализом спроса и предложения высококвалифицированной, квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, а также экономическим стимулированием результатов занятости различных категорий работников (принципиальным является вопрос о принятии решений, которые учитывают следующие слагаемые обеспечения эффективных форм и методов: уровень образовательной и квалификационно-профессиональной подготовки различных групп населениястепень возможного экономического включения конкретных категорий людей в работу (производительность труда) — адаптированность к изменяющимся условиям труда);

— сформулированы и аргументированы положения диссертации, согласно которым адаптированные к региональному уровню (РСО-Алания) формы и методы организационно-управленческого обеспечения эффективной занятости населения наилучшим образом способствуют реализации целей социально-экономического развития, если они в достаточной степени ассоциированы экономическим, а также финансовым взаимодействием федеральных, региональных, местных органов власти, хозяйствующих субъектов и самого населения;

— выявлено, что недостаточными факторами и условиями обеспечения в РСО-Алания эффективных защитных мер и механизмов от роста безработицы (во всех ее формах и структурных аспектах) являются: отсутствие у большой части населения (более 50%) знаний о реальных изменениях в экономике и социальной сференизкая финансовая обеспеченность мероприятий по улучшению показателей занятости (по расчетам до 35−40%, с учетом финансирования государственных органов управления занятостью) — слабая развитость институциональных факторовдисбаланс объемов производств, рабочих мест и занятости экономически активного населения в предпринимательстве;

— показано, что на рынке занятости РСО-Алания структурирование населения по экономической предпочтительности происходит на основе противоречивого роста заработной платы, дифференциации доходов, влияния «теневой экономики», менталитетной ориентации людей, чрезмерной накопленности проблем социальной жизни, что способствует усилению безработицы и проявлению негатива бедности людей.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования вносят определенный вклад в развитие теории региональной экономики, формирования и функционирования рынка труда и занятости. Рассмотрены организационно-управленческие и экономические аспекты выявления конкретных целей региональной политики занятости в РСО-Алания, новые функции, формы и методы применения на региональном уровне механизма ее совершенствования, для реализации программ занятости (развития региона). Исследованы институциональные факторы обеспечения эффективной занятости. Ряд вопросов изучены с позиции развивающегося в регионе предпринимательства.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы были доложены автором на ежегодных конференциях экономического факультета Северо-Осетинского государственного университета (2002;2005гг.), на конференции «Занятость и ее региональные факторы», проведенной в 2005 году Управлением Государственной Службы Занятости РСО-Алания. Ряд положений, выводов и рекомендаций работы приняты к практической реализации Министерством экономики РСО-Алания в 2006 году.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 научных работы общим объемом 3,75 п.л., в том числе авторских 3,45 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Очевидно, что проблема совершенствования занятости и безработицы в республике является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Республика нуждается в особом, комплексном подходе. Основная цельсовершенствование механизма занятости населения. Безработица пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего, ведет к экономическим потерям, снижает уровень реального фактического выпуска национального продукта.

Особенность ситуации в республике является усиление масштабов явной и скрытой безработицы, что имеет следствием снижение трудового и профессионально-квалификационного потенциала страны, причем безработица имеет хронический и массовый характер. Сегодня серьезное беспокойство вызывает тот факт, что безработицей охвачены преимущественно определенные группы населенияработники, уволенные в результате закрытия предприятий, рабочие низкой квалификации, имеющие низкий уровень образования и др. На российском рынке труда не работают многие рыночные регуляторы, которые действуют в развитых странах. Издержки, связанные с фактическим отсутствием государственной политики занятости, имеют место в нашей республике. Так, автономная кадровая политика предприятий далеко не всегда согласуется с желаемым состоянием занятости, что усиливает или порождает негативные тенденции на рынке труда, усугубляющие кризис в экономике (потери квалифицированных кадров, старение трудовых коллективов, снижение производительности труда, падение трудовой морали и т. д.).

Многие организации стоят перед дилеммой: сокращение персонала в целях повышения эффективности производства или сохранение кадрового ядра (в т.ч. за счет сокращенного рабочего времени и административных отпусков) в ожидании экономического роста.

Ограниченные инвестиционные возможности создают опасность острого дефицита рабочих мест в ближайшие голы.

Обостряются проблемы трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения: молодежи, инвалидов, женщин. Происходит диверсификация занятости на частичную, временную, эпизодическую. Сохраняются значительные масштабы скрытой безработицы. Имеет место предложение рабочей силы «теневой экономикой» (недоступной налогообложению).

Система государственного профессионального образования недостаточно гибко реагирует на изменение спроса на рабочую силу. Увеличивается разрыв между требуемым работодателями профессиональным уровнем рабочей силы и квалификацией соискателей рабочих мест.

Ухудшаются условия труда, которые ведут к снижению качества рабочего места, формируют не престижные, трудно заполняемые рабочие места. Производственный травматизм расширяет группу граждан с ограниченной трудоспособностью, для которых подбор нового рабочего места затруднен. Организации, находящиеся в кризисных условиях. Теряют квалифицированных работников. Возникающий дефицит опытных обученных кадров становится дестабилизирующим экономическим фактором.

Рост масштабов и уровня безработицы в республике продлится. Нарастание безработицы будет сопровождаться изменением ее структуры по территориям, отраслям, профессиям. Буде расти число убыточных предприятий, что буде создавать предпосылку «залпового» выброса рабочей силы. К числу «выдавленных» работников прибавим выпускников учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные места (стаж работы, высокая квалификация), не будут позволять выпускникам учебных заведений быть достаточно конкурентоспособными. Усилятся перетоки рабочей силы между отраслями и видами деятельности. Показатели экономического роста еще долгие годы не позволят нормализовать уровень безработицы и обеспечить относительно равновесное состояние рынка занятости. Причин несколько:

— глубина спада;

— темпы роста занятости окажутся намного ниже, чем обычно при экономическом росте;

— сохранение в течение длительного периода высокого уровня экономической активности населения. К тому — же, при большой потребности в оплачиваемой работе лишь незначительная часть трудоспособных лиц добровольно согласится работать неполное рабочее время.

Выход республики РСО-А из кризиса невозможен без позитивных изменений в области занятости — усиление стимулов к труду, создание условий для свободного перемещения рабочей силы в соответствии со структурными сдвигами в экономике. Государству необходимо активировать свою роль в регулировании данного процесса: поддерживать занятости квалифицированной рабочей силы, перестроить образовательную систему исходя из ее потребностей производственной сферы, уделять особое внимание занятости молодежи.

Какие меры можно предпринять для выхода из сложившейся ситуации? Ключевые элементы политики занятости на будущий период могут быть сформированы следующим образом: -обеспечение социально-приемлемого уровня занятости;

— содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям, видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда- -сохранение и развитие квалифицированного ядра трудового потенциала при преодолении избыточной численности работников.

Государство должно позаботиться о создании атмосферы стабильности и защищенности населения:

— пересмотреть и доработать законодательную базу- -откорректировать политику в области трудоустройства;

— найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости.

Органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке занятости: формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка занятости, стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм. Вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т. е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками, обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями — работодателями, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Для кардинального решения проблемы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных рабочих местах поможет вывести экономику из состояния тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.

Следует признать, что при всей важности мероприятий, проводимых службами занятости, они не в состоянии радикально решить проблему занятости населения в республике. Для решения этой проблемы необходим новый курс экономической политики. Сейчас уже ясно, что форсирование рыночных реформ, разгосударствление экономики оказались неэффективными в отношении использования производственных факторов. Имеем массовую безработицу высококвалифицированных кадров при одновременном простое производственных мощностей в промышленности и других областях. Поэтому программы борьбы с безработицей должны стать неотъемлемой частью социально-экономической программы выхода из кризиса. Политика государства должна быть направлена на сознательное сдерживание гипербезработицы. Обеспечение занятости. Еще предстоит сопоставить, во что обходится поддержка государством неэффективных рабочих мест, и, какие экономические, моральные, нравственные потери несет общество от безработицы, оценить в полной мере ее пагубные последствия.

Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке занятости, характеризующейся ростом численности безработных, в ближайшей перспективе необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

К ключевым направлениям по решению проблем занятости относятся следующие:

— преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений, как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

— экономическое стимулирование предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего в районах с напряженной ситуацией на рынке занятости;

— развитие гибких форм занятости;

— дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

— улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, заработной платы и использования рабочего времени;

— сохранение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

— развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через государственные службы занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду.

Решение задач повышения качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов предполагает:

— развитие системы общего и профессионального образования, направленной и профессиональную подготовку новой рабочей силы;

— восстановление и развитие внутрипроизводственного обучения персонала, в т. ч. на рабочих местах, предоставление условий для самообучения;

— развитие услуг по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения в условиях массового высвобожденияразвитие системы непрерывного образования, направленной на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы;

— развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятых граждан, а также занятых, но желающих изменить профиль работы.

В заключение следует отметить, что борьба с безработицей должна вписываться в ориентацию на общий экономический рост: только это позволит создать действенную систему регулирования занятости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года JSfo 1032−1.
  2. Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 года J^ 2458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан».
  3. Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 года Jr2875 «Об утверждении положения об организации общественных работ».
  4. Постановление Правительства РФ «О размере минимального и максимального пособия по безработице».
  5. Постановление Совета министров — Правительства Трф от 05.02.1993 года Jsro99 «Об утверждении положения об организации работы посодействию занятости в условиях массового высвобождения».
  6. Федеральный закон № 195 — ФЗ от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
  7. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года ст. 1.
  8. Закон РСО-А «О социальном обслуживании населения в РСО-А» от 10.11.1996 года № 161. статья 44.
  9. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989 г.
  10. Г. Д. Распорядитель для «длинных» денег // Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2003. № 2.
  11. B.C. Право социального обеспечения в СССР.-М., 1974 г.
  12. Антология социальной работы: В 5 Т./ Сост. М. В. Фирсов.М.: Сварогъ- НВФСПТ, 1994 г.
  13. П. Север Европы: эволюция социального государства // Человек и труд.2004, № 7.
  14. Аргументы и факты, 1990. № 17. с. 4.
  15. Аналитическая записка о занятости и трудоустройстве населения в Северо-Осетинской ССР.// Госкомстат РФ. Управление статистикиСеверо-Осетинской ССР. 1992 г.
  16. Н.П. Безработица и самозанятость. М. :2002г.
  17. Е.Г. От обслуживания безработицы к активной государственной политике занятости.// ЭКО.-1999 г.-№ 2.-стр.123−126.
  18. . Экономика и социология труда//М:. Норма, 2003.
  19. Л. Система социальной защиты действует и реформируется// Человек и труд. 1996. № 1.
  20. Бек У. Общество риска. Па пути к другому модерну.М.: Прогресс- Традиция, 2000 г.
  21. Л. Социальные обязательства государства: гарантии и реалии// Человек и труд.2002.№ 1.
  22. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России.М.: Всероссийский центр уровня жизни Министерства трудаРФ. 1995 г.
  23. Бойцова В. В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт.М.: Изд-во БЕК, 1996 г.207
  24. Е.В. Социальная безопасность, проблемы иформационного и организационного обеспечения // Факт № 5−2000 г.
  25. Р. Теория регуляции: критический анализ.-М.: Наука для общества, РГТУ, 1997 г.
  26. О. Социальные программы для пенсионеров // Социальная защита. Социономия.2003.№ 6.
  27. А. Теория социально-экономических трансформаций. М.2003Г.
  28. М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. М.: Проспект, 2002 г.
  29. Бушмарин И. Аномали российского рынка труда.Л.МЭМО.- 1998 г.№ 2стр.91−101.
  30. Т., Гарсия — Исер., Молодежь на рынках труда и образовательных услуг.//Человек и труд. 2004 г.№ 6.-стр.40−43.
  31. Ю. Как рассчитать экономическую эффективность трудоустройства.// Человек и труд.2005г.№ 7. стр.39−40.
  32. Т. Теория праздного класса.-М.:Прогресс, 1984 с.200−2001г.
  33. Н. Добровольно или по принуждению?// Социальная защита. 2003.№ 3.
  34. е., Донова И. Неформальная занятость: к портрету «известной незнакомки». \ Человек и труд.2003г., № 11, стр.65−51.
  35. Н.О. О положении на рынке труда в сельской местности // Экономист-2001 .№ 9.стр.89−92.
  36. М.А. Горелова Н.А./ Экономика труда. СНБ.: Питер, 2004 г.
  37. Н.А. / Социальная политика.М.: «ЭКЗАМЕН» 2004 г.
  38. Г. А. За цивилизационный рынок труда.//ЭКО-1999 г. — № 2.- стр.109−111.
  39. П.П. Социально — правовая защита конституционных прав и свобод граждан. (Теория и правктика). СПб., 1998 г.208
  40. Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. N29 — 10, 2000 г.
  41. В.М. Экономический риск: сущность, методы, измерения, пути снижения.М.: 1999 г.
  42. A.M. Экономика труда: Учебное пособие-М. 1995 г.
  43. В.К. О методах прогнозирования рынка труда.// Муниципальная власть.-1998г. JSro3.-CTp. 16−21.
  44. В.Г. Юридическая энциклопедия труда.-М., 2000 г.
  45. А.А. Трудовое право.М. Тетра Систем. 1996 г.
  46. В.Г. Юридическая энциклопедия труда.-М., 2000 г.
  47. А.А. Трудовое право.М. Тетра Систем. 1996 г.
  48. Г. Н. Оценка состояния рынка труда.-1998г
  49. Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учебное пособие.- М.:Высшая школа, 1989 г.
  50. М.Г. Основные положения теории безработицы в рыночной экономике и оценка возможностей их трансформации дляанализа безработицы в России // Труд за рубежом, 1996,^21.
  51. B.C. Что с тобой делать, рабочая сила.// ЭКО.-1999г.-.^22. стр.115−116.
  52. Дети улиц // Информационно-консультативный вестник. Выпуск JVr25.
  53. А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования //Вопросы экономики.-1996г.-№ 1.-стр.76−81.
  54. Н.А. Молодежь на рынке труда.// Вопросы экономики.-1998г.- № 1. стр.81−90.
  55. М. Политика социальных расходов в современной России.- Вопросы экономики, 1996r.-JVblO.
  56. Л.П., Данилов А. И., Тюткина Е. Б. Предпринимательство и бизнес.//Москва.-1995г.
  57. А., Жукова И. Адресная поддержка регионов:вариант методического обоснования.// Человек и труд.-1998г.^о 11. стр.37−41.209
  58. Дубянская Г. Заработная плата в период реформ.- Экономист, 1996 г.№ 7.
  59. И.В., И.В.Швейка. Особенноети развития и функционирования рынка труда в современных условиях. // Информационно-аналитическийжурнал Дайджест-финансы. № 4. стр.11−19.
  60. Джагарян. ТТЛ Становление и развитие рынка труда в РоссииЮбзор // -М.1994Г.
  61. М.Р., Бычкова Г. Социальная статистика. М:."Финансы и статистика" 2003 г.
  62. П.В., Одегов Ю. Г., Волгин Н.А.Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран.М.: «ЭКЗАМЕН"2002г.в6. Законодательство о труде: Юридический справочник./Г.А.Василевич идр.-М.2000г.
  63. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России. Под ред. Р.П.Колосовой- Г. О. Разумовой-М: экон. фак-т МГУ, ТЕИС, 1998 г.
  64. .А. Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты. М:.2003г.
  65. И.К. О цене труда и безработицы// Вопросы экономики.- 1993 г.-№ 12.стр.53−58.
  66. Заславский И. К характеристике труда в современной России.-Вопросы экономики, 1997r., j27.
  67. И.К. К новой парадигме рынка труда. Современные проблемы на рынке труда и в политике занятости. //Человек и труд. № 2,2003 г. Стр.83−92.
  68. Закурдаева С В. Рынок рабочей силы в переходный период.// Российская Федерация.-1998Г.Х217. стр.7−10.
  69. Законодательство о труде: Юридический справочник./Г.А.Василевич и др.-М.2000г.
  70. Законодательство о труде: Юридический справочник./ Г. А. Василевич.- 210Мн.: Амалфея, 1990 г.
  71. Информационно справочные материалы УФГСЗН по РСО-А.
  72. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994 г.
  73. В.Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью населения на местном уровне.М.: „Финансы и статистика“, 2002 г.
  74. В.Я. Экономическая теория.Введение в рынок и микроэкономический анализ.Учебник.-М.б 1997 г.
  75. Калашников Формирование социальных функций государства и их периодизация // Человек и труд.2002.№ 9.
  76. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации./ Автороф. дис. Д-ра экон.наук. 08.00.2001 г.- М., 2003 г.
  77. ICnacc Эклунд. Эффективная экономика — шведская модель. М., 1991 г.
  78. Концепция развития социального обслуживания населения в РФ // Организация социального обслуживания населения: Сб. нормативныхактов.М., 1994 г.
  79. A.M. Концептуальные основы региональной социальной политики: Предпринт. Екатеринбург: УрО ран, 2002 г.
  80. А.Н. Теоретические основы национальной модели социальной заш-иты населения в условиях трансформацииэкономической системьк/Автореф. Дис.канд.экон.наук СПбГУЭФ.2001г.
  81. Концепция действий на рынке труда на 2003−2005 гг./ Распоряжение Правительства РФ от 06.05.03.М.:2003г.
  82. Л.Я., Рывкина Р. В., Семагин Ю. А. Рыночные реформы глазами разных поколений.// Мировая экономика и международныеотношения. 1996 г.-Я27.
  83. Д. Современные проблемы молодежи.// Вопросы экономики.- 2000 г.-.№ 8.-стр. 18−25.
  84. А.С. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными.// Человек и труд.-1996г.- N25.211
  85. Кузьмин А./ Занятость: стратегии России.М.: УРСС, 2001 г.
  86. А. Рыночная экономика и труд.-М. 1993 г.
  87. Курс экономики: учебник/ нод. Ред. Райзберга Б.А.-РШФРА-М., 1997 г.
  88. О., Капусткин И. Повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда.// Человек и тpyд.2005г.JN7.-cтp.43−45.
  89. , В.В. Трубин, С.Устинова // Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования, — М. 1995 г.
  90. В. Д. и кол.авторов.Экономическая теория.: учебник- М.:Гумм.изд.центр.ВЛАДОС, 1998 г.
  91. Л.Л., Раннеева Н. А. Основы экономических знаний.- М., 1995 г.
  92. А.Я. Веление в рыночную экономику.М., 1992 Г.
  93. Г. „Молодежный рынок труда“ „Экономист“, JVb8,1996г., стр.62−70.
  94. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие.М., 1998 г.
  95. Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования. Автореф.Дис.доктора юрид.наук.М.2002г.
  96. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-т.23.- стр. 178,180,652,728,779,782,784,826,896.
  97. В. П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие.М., 2000 г.
  98. Миляева Л. Экономические стороны скрытой безработицы // Экономист- 2001 г.-№ 5.-стр.51−58.
  99. Мэнкью Г. Принципы экономики. Учебник 21 века.Спб. 1999 г.
  100. К.Р., Брю Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.- М.: Республика, 1992 г.
  101. СМ., Феофанов К. А. Социологическая теория риска в поисках предмета // Социологические исследования.2002. Я» 10.212
  102. В., Брагин В. Безработица и экономическая активностьУ/Человек и труд.2005г.№ 7.-стр.41−42.
  103. Т.С., Червякова Г. А. Экономические основы социальной работы: Учебн. Пособие для студентов вузов.М., 1992 г.
  104. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.М., 1992 г.
  105. Павлов В.П./Служба занятости: 10 лет-история, деятельность.-М.: ЗАО «Издательство экономика».2003 г. ПО. Полтерович В. М. Институциональные ловушки и экономическиерефомы.// Экономика и математические методы, 1999, Т.35, N22.
  106. А. Потребность экономики в специалистах и квалифицированных рабочих: методические основы прогнозирования.//Человек и труд.2004г. JSr26.-CTp.30−35.
  107. В. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица.// Человек и труд.-1999,.№ 2, стр.28−33.
  108. Ю.Н. Введение в социологию труда и занятости: учебн.пособие. 2005 г.
  109. Проблемы трудовых ресурсов в России: Социально-экономическое исследование.-Спб. 1995 г.
  110. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы.// Экономика и математические методы, 1999, Т. 35, № 2.
  111. Реконструкция экономических и социальных систем Северной и Южной Осетии. Вып.5.Сборник научных трудов// Подред.Канд.экон.наук, доц.Л. Г. Качмазовой. Сев.-Осет. Гос.университ.Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003 г.213
  112. О.В. Социология труда.М.: Гардарики 2003 г.
  113. В. Реформа льгот не снимет с повестки дня вопрос о модернизации системы доходов населения // Человек и труд.2004, N29.
  114. В.Д. Социальная защита работника в процессе труда: проблемы теории и практики. Автореферат Дис. Доктора экон.наук. М. 1994 г.
  115. Рынок труда / под ред. Проф. Буланова B.C. и проф. Волгина Н.А.- М.: «Экзамен», 2001 г.
  116. А.Я., Гринберг Р. С. Трудности рыночной адаптации: цены, доходы, социальная защита // Общественные науки исовременность. 1992. К25.
  117. Раввин А. Мои предложения.// Малые города.-1998г.№ 7. стр.5−7.
  118. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы.- М.: Наука, 1993.-192 стр.
  119. .А. Рыночная экономика.Москва, 1995 г.
  120. Регионы России: Информационно-статистический сборник. В 2 томах. Госкомстат России.-м., 1997 г.-666 стр.
  121. Рощин С, Маркова К. Поиск работы: способы и их эффективность.// Человек и труд., 2003 г.№ 12.-стр.40−46.
  122. Российский статистический ежегодник. /Госкомстат России.М. 1998 г.
  123. Р. В. Семагин Ю.А. Возрастные различия в оценках будущего России.// Социологический журнал. 1996r.-JN23−4.
  124. Я. Особенности национальной безработицы.: Российская газета. 18.11.2005 г.
  125. К.О. Основы экономики труда: Учебник.-М.: НИИ труд.
  126. Российский статистический ежегодник. /Госкомстат России.М.2005г.
  127. Саватеева Т. Обслуживание — специализированное // Социальное обеспечение. — 198. — >Г24.
  128. Н. Социальная политика переходного периода: от ужаса к комедии. М.: Компания Спутник +, 2004 г.
  129. Современная Европа, 2001.№ 1. 214
  130. Социальная геронтология: современные исследования. М.: ИНИОН, 1994 г.
  131. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н. А. Волгина. М.:2005г.
  132. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь / Под. Ред. Жукова В. И. М.: Союз, 1997 г.
  133. Социальное государство: от декларации к воплощению//Человек и труд.2004, № 8.
  134. Л. И. Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование.М.: АСАДЕМА 2001 г.
  135. Социально — трудовая сфера. М.:РАГС, 2004 г.
  136. Дж. Рыночная экономика в России.М. 1995 г.
  137. Т. Приватизация и особенности российской модели занятости причинно-следственный анализ.//Человек и труд.2003г. JSr29.-4Tp.52−58.
  138. А. Вернуться в прошлое нельзя. //РФ-1997r.JVb5.-CTp. 19−23.
  139. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 1996 г.
  140. В.Л. Теоретические вопросы институционального проектирования// Вопросы экономики, 1997, N23.
  141. В.Л. Институциональный рынок как механизм институциональных измененийю// Общественные науки исовременность.2001 г.№ 5.
  142. О. От патроната к рынку //Социальная защита. Социономия.2003 .№ 7.
  143. А. Дети и государство в современной России//Власть.2005. ^"4 145. Торлопов В. А. Социальное государство как инструмент гармонизации социальных отношений //Политология в России, 2003 г. № 1.
  144. Торинггон Дерек, Холл Лаура, Тейлор Стивен. Управление человеческими ресурсами: научн. Ред. перевода с английскогоХачатурова А.Е.М.: «Дело и сервис» 2004 г.215
  145. В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в РФ.- М, 2004 г.
  146. Трудовое нравогУчебник // В. И. Семенков, В. Н. Артемова, Г. А. Васильевич и др.М.Амалфея. 1997 г.
  147. М.В. История социальной работы в России.- М.:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.
  148. М.Р. Рынок труда и нрофессиональная подготовленность молодых рабочих специалистов.// Малые города.-1998г.№ 10.стр. 16−23.
  149. Д.С. Формирование системы государственного регулирования социально-экономической трансформации субъекта РФ: 08.00.01 г./Автореф. дис. Д-ра экон. Наук.- М. :2000г.
  150. Дж. Жизнеспособность институциональной экономики. Эволюционная экономика на пороге 21 века.-М.: Япония сегодня, 1997 г.
  151. Т., Лакунина Л. Напряженность на рынке труда и механизмы ее преодоления.\ Человек и труд.2003 г.№ 7. стр.115−127.
  152. Человек и работа. 1998.-^23−9.
  153. Н. О новой модели занятости. //Российский экономический журнал, 1996 г.№ 11−12.
  154. Л.Б. Недостатки рынка труда в России.// Российские регионы.- 1998 г.№ 18−19.стр.12.
  155. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Учебное пособие./ Нод общей редакцией Грязнова А.Г.-М., 1997 г.
  156. Экономика. / Под.ред.Булатова А. С. Москва, 1997 г.
  157. Экономика и социология труда. Нод ред. Кибанова А.Я.М.: ИНФРА-М, 2003 г.
  158. Экономика труда. Нод ред. Винокурова М. А. Горелова Н. А.-СНБ., Нитер, 2004 г.
  159. О. Социология и рискология // Россия: риски и опасности «переходного общества». М. :Ин-т социологии РАН, 1998 г.
Заполнить форму текущей работой