Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Католическая церковь в общественно-политической жизни США (70-80-е годы)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа состоит из четырех глав. В первой главе дается исторический анализ особенностей американского католицизма как в отношении американского общества, так и в отношении европейского католицизмапрослеживаются основные конфликты как внутри католической церкви и католической общины, так и в ее отношениях с американским обществомдается анализ эволюции католической церкви на американской почве… Читать ещё >

Содержание

  • ВВВДЕНИЕ
  • Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО КАТОЛИЦИЗМА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО ЭВОЛЮЦИИ
    • I. Историческое своеобразие положения католицизма в США
    • 2. Историческое своеобразие американского католицизма в мировом католицизме
    • 3. Социально-политическая активность католической церкви США с конца XIX в. до П Ватиканского собора
    • 4. Характерные особенности социально-политической активности католического населения США в первой половине XX в
    • 5. П Ватиканский Собор и американская католическая церковь
    • 6. Кризис внутри американского католицизма в ходе осуществления реформ П Ватиканского Собора
  • Глава II. АМЕРИКАНСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 70-х — нач. 80-х ГОДОВ
    • 7. Консолидация католической церкви США в конце 70-х — начале 80-х гг
    • 8. Основные итоги идейной борьбы в церкви в послесоборный период
    • 9. Организационная структура католической церкви США и основные линии идейных размежеваний в ней в конце 70-х — нач. 80-х гг
    • 10. Взаимоотношения католической церкви с американским обществом в конце 70-х -начале 80-х гг. НО
  • Глава III. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ США В сер. 70-х — нач. 80-х ГОДОВ
    • II. Новые явления в формах и характере внутриполитической деятельности католической церкви США
    • 12. Политическая активность католической церкви США в социально-экономической области
    • 13. Внутриполитическая активность церкви по социальным вопросам"
    • 14. Основные особенности социально-политической активности католического населения США по вопросам внутренней политики в 70-е — нач. 80-х гг
  • Глава 1. У. ВНШЕПОЛИТЙЧВСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ США В 70-е — нача. 80-х гг
    • 15. Принципиальные изменения в отношении католической церкви к проблемам внешней политики
    • 16. Католическая церковь США и проблема гонки вооружений .1,
    • 17. Отношение католической церкви к невоенным аспектам внешнеполитического курса США в отношении социалистических стран
    • 18. Католическая церковь и внешнеполитический курс США в отношении стран Латинской Америки
    • 19. Католическая церковь США и ближневосточный конфликт

Католическая церковь в общественно-политической жизни США (70-80-е годы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В последние 10−15 лет наблюдается резкое возрастание активности католической церкви США во всех сферах политической жизни. При этом существо католической позиции и методы политической борьбы, которые использует эта церковь, имеют ряд специфических характеристик, связанных с особенностями католической доктрины и церкви, как особого социального организма. Политическое поведение американцев католического вероисповедания (составляющих около ¼ всего населения США) также имеет ряд важных особенностей, находящих свое объяснение в их религиозной принадлежности. Поэтому исследование «католического фактора» в общественно-политической жизни США представляет важную и актуальную задачу.

Анализ процессов, происходящих в американском католицизме, служит также средством для выяснения причин и характера эволюции социальной доктрины и политической практики мирового католицизма, приведшей его к адаптации буржуазно-демократических ценностей и либерализации его позиций в области международных отношений. Учитывая возросшую роль Ватикана в международных отношениях и активизацию церкви во многих странах мира, исследование процессов, происходящих в католической церкви США, имеет научную актуальность и с этой точки зрения.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования — выявление характера политической позиции католической церкви США, ее идеологических корней в католической социальной доктрине и основных этапов ее эволюции, а также определение ее значения в политической жизни США. В рамках этой общей задачи в работе решается ряд частных проблем: а) анализ причин, характера и политических последствий кризиса 60-х — 70-х гг. в американском католицизме, б) анализ содержания и идеологических оснований позиций церкви по вопросам социально-экономической политики, в) анализ содержания и идеологических оснований политических требований, связанных с законодательством в области семейной и сексуальной морали, г) анализ специфики политических ориентации католического населения США по вопросам внутренней и внешней политики, д) анализ содержания и идеологических оснований внешнеполитических поащий католической церкви США.

В качестве исторических рамок исследования взяты 70-е — начало 80-х — время резкой активизации общественно-политической деятельности католической церкви США. Поскольку невозможно понять современную роль католицизма в общественно-политической жизни США, в работе также дается краткий анализ генезиса американского католицизма и основные этапы его развития и до 70-х гг. XX века.

Научная новизна предпринятого диссертантом исследования связана с отсутствием в советской научной литературе трудов на тему, составляющую предает настоящей диссертации. Социально-политическая деятельность католической церкви США в 70-е — нач. 80-х гг. рассматривалась лишь в некоторых частных аспектах при рассмотрении других проблем.

Практическая значимость исследования заключается в том, что «католический фактор» является существенным элементом современной политической борьбы в СШАбез его учета невозможно составить исчерпывающего представления о таких имеющих первостепенное практическое значение явлениях, как внутриполитическая борьба в США по вопросам военной политики, взаимоотношений с социалистическими и развивающимися государствами, а также по вопросам социально-экономической политики.

Источники и литература.

Американский католицизм — малоисследованная область советской американистики и религиоведения. До сих пор не выходило сколько-нибудь крупных работ, посвященных этой теме. До середины 60-х гг. в советских работах, посвященных различным проблемам американистики (рабочему движению, иммигрантским общинам, некоторым проблемам внешней политики) указывалось на влияние католической церкви, но специального анализа католического фактора не делалось. В 60-е -70-е гг. вышел ряд работ, в которых «католический фактор» стал предметом специального рассмотрения. В 1964 г. В. К. Пухликовым была защищена кандидатская диссертация «Реакционная сущность социальной доктрины католической церкви в США» */. В этой работе были вычленены такие особенности американского католицизма, как городской, рабочий состав католической общины, специфический прагматизм, направленность церкви на социальные вопросы, отмечался «рьяный ура-патриотизм», воинственный американизм церкви в вопросах внешней политики в те годы. В то же время работа содержала ряд явных недостатков: идеологическая позиция церкви сводилась к примитивному оправданию капиталистических порядков, автор необоснованно отождествлял ее цели с интересами крупных монополий, «не замечая» присущий церкви в вопросах внутренней политики сильный реформистский уклон.

В 1968 г. В. А. Романенковой была защищена кандидатская диссертация «Католическая церковь в общественно-политической жизни США»Л Воманенкова (в отличие от Пухликова) прямо указывает на реформистский характер социальной позиции католической церкви США.

I/ Цухликов В. К. Реакционная сущность социальной доктрины католической церкви в США. Канд.дисс. м., 1964. — 251, Хш л.

2/ Романенкова В. А. Католическая церковь в общественно-политической жизни США. Канд.дисс., М., 1968. — 267, IX л. и объясняет эту позицию рабочим составом паствы (что, на наш взгляд, верно лишь отчасти «сама католическая социальная доктрина в условиях США несет в себе сильный реформистский заряд). Романенкова подробно рассмотрела характерные особенности реформистской позиции католической церкви в 30-е — 60-е гг. — ее связь с демократической партией, рабочим движением, поддержку «Нового igrpca» Ф. Рузвельта и црограммы «Великого общества» Л. Джонсона, борьбу за гражданские права негров. Одновременно Романенкова прослеживает реакционный внешнеполитический курс католической церкви США в 30-е — нач. 60-х гг.

Значительное место католической церкви США сделил в своих книгах Л.Н.Великович*' Он впервые обратил внимание на моральное учение церкви в вопросах ограничения рождаемости и сексуальных отношений, борьбе в церкви по этим проблемам. В политической области он, однако, явно переоценивал степень подчинения церкви интересам «монополистической буржуазии». Великович объяснял либерализацию католической церкви США в 60-х гг. в «некоторых» вопросах внешней политики изменением настроений верующих, которые «вынудили церковную иерархию отказаться от того, что стало архаичным»- эти новые «элементы» не изменили, по мнению Великовича, «ее позиции в отношении американского капитализма и его внутренней и внешней политики». Однако поворот был принципиальным — церковь в целом отказалась от лояльности воинствующему антикоммунизм, и многочисленные социологические исследования показывают, что этот поворот не может быть объяснен исключительно давлением рядовых мирян. Эта переоцен.

I/ Великович Л. Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. М.: Мысль, 1970. — 287 с.

2/ Великович Л. Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978. -143 с.

3/ Там же, с. 61. ка реакционности внешнеполитической позиции церкви иногда приводила Великовича к очевидным передержкам. Так, утверждая, что сеть католических миссионерских организаций «служит целям американского империализма» '1'^ и что миссионеры ордена Мэринолл и иезуиты находятся в тесном контакте с ЦРУ, он игнорирует постоянные и резкие трения американской администрации с католическими миссионерами, в громадном большинстве резко осуждающими с либеральных и даже леворадикальных позиций политику США в развивающихся странах. Консервативные органы печати США (да и не только консервативные) обвиняли именно орден Мэринолл, превратившийся в оплот «теологии освобождения», в марксизме.

Среди работ советских авторов следует также упомянуть книги Н.А.Ковальского^ 60-х — 70-х гг., в которых уделяется внимание роли католической церкви США во внешнеполитической деятельности мирового католицизма (причем анализ позиции американской католической церкви выявляет ее буржуазный и ярко консервативный характер) и внутренним конфликтам в церкви по социально-политическим вопросам (в первую очередь, в отношении вьетнамской войны).

Наконец, тема данной работы рассматривается в книге Д.Е.Фурмана^. В этой работе дается развернутый анализ роли религии в общественно-политической жизни США. Основные выводы фурмана положены в основу анализа «католического фактора» в данной работе. Кроме того, Фурман непосредственно затрагивает ряд вопросов о католической.

I/ Великович Л. Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978. -143 е., с. 80−90.

2/ Ковальский Н. А. Международные католические организации. М.: Изд-во ИМО, 1962. — 268 е.- он же: Католицизм и дипломатия. М.: Наука, 1969. — 223 е.- он же: Католицизм и мировое социальное развитие. М.: Наука, 1974. — 183 с.

3/ Фурман Д. Е. Указ.соч. церкви СМ: выявляет специфическую роль церквей в социальной организации иммигрантских общин, отмечает специфические проблемы, которые вызывает эта новая для католической церкви социальная функция, рассматривает некоторые проблемы идейной американизации католицизма и его связь с рабочим движением. Основной недостаток анализа католицизма в работе Фурмана — игнорирование того факта, что церковь в процессе американизации сохраняет свое индивидуальное лицо. При этом может возникнуть впечатление, что все особенности идеологии церкви (в данном случае католической) — лишь временные проявления недостаточной американизации. Кроме того, Фурман упускает из виду, что католическая церковь не только американизировалась в США, но и сама вносила определенные модификации в систему ценностей американского общества.

Для данной работы важное значение имеют также исследования социально-политической позиции Ватикана, мирового католицизма в целом, и его внешнеполитической деятельности — уже упомянутые книги Ковальского, а также М.Н.Мчедлова^ и М.М.Шеймана^.

Кроме того, в работе для сравнительного анализа используется ряд работ советских исследователей о деятельности католической церкви в ряде других стран — Л. В. Михайловой о ФРГ, Н.Н.Поташинс-кой об Италии, О. И. Величко об Австрии, И. Р. Григулевича о Латинской Америке, Л. Ф. Шведковой о социалистических странах^.

I/ Мчедлов М. Н. Эволюция современного католицизма. М.: Мысль, 1967. — 224 е.- он же: Католицизм. М.: Политиздат, 1974. — 278 с.

2/ Шейман М. М. Католицизм в меняющемся мире. М.: Наука, 1975. — 160 с.

3/ Михайлова Л. В. Католическая церковь и рабочий класс ФРГ. М.: Наука, 1980. — 158 е.- Поташинская Н. Н. Католическая церковь и.

Sa604ee движение Италии. М.: Наука, 1979. — 254 е.- Величко О. И. оциальная доктрина католицизма и рабочий класс Австрии. М.: Наука, 1978. — 173 е.- Григулевич И. Р. «Мятежная» церковь в Латинской Америке. М.: Наука, 1972. — 410 с.- Шведкова Л. Ф. Социализм и католицизм. М.: Наука, 1982. — 216 с.

Среди советских исследователей американской истории и современных общественно-политических процессов автор в первую очередь опирался на работы И. А. Белявской, Ю. А. Замошкина, Э. А. Иваняна, А. А. Кокошина, В. И. Лана, В. О. Печатнова, М. М. Петровской, Н. В. Сивачева и Е. Ф. Язькова, Л. Ю. Слезкина и др.*Л.

Среди американских работ в первую очередь следует отметить обобщающие исследования, пытающиеся осмыслить специфическое место католицизма в общественно-политической жизни США — социологов В. Герберга, М. Ханны, теолога Лж.К.%ррея^Л Работы этих трех авторов в наибольшей степени вычленяют особенности идеологии американского католицизма, специфические особенности массового сознания католической общины, основные «исторические» идейные и политические конфликты внутри американского католицизма и в его взаимоотношениях с окружающим обществом.

I/ Белявская И. А. Буржуазный реформизм в США (I900-I9I4). М.: Наука, 1968. — 415 е.- Замошкин Ю. А. Личность в современной Америке. Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль,.

1980. — 247 е.- Современное политическое сознание в США (под ред. Ю. А. Замошкина и Э.Я.Баталова). М.: Наука, 1980. — 446 е.: Иванян Э. А. Президенты и политика. Изд. 2-е, М.: Политиздат, 1979. — 383 с.- Кокошин А. А. США: за фасадом глобальной политики. М.: Политиздат,.

1981. — 367 е.- Лан В. И. США: от испано-американской до первой мировой войны. М.: Наука, 1975. — 368 е.- Лан В. И. США: от первой до второй мировой войны. М.: Наука, 1976. — 493 е.- Лан В. И. США в военные и послевоенные годы. М.: Наука, 1978. — 686 е.: Петровская М. М. США: политика сквозь призму опросов. М.: ИМО, 1982. — 270 е.- Печатнов В. О. Демократическая партия США: избиратели и политика. М.: Наука, 1980. — 248 е.- Сивачев Н. В., Язьков Е. Ф. Новейшая история США. I917−1972. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 334 е.- Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории. Массачусетс. Мэриленд 1630−1642. М.: Наука, 1980. — 344 с.

2/ Herberg W. Protestant-Catholic-Jew: An Essay in American Religious Sociology. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1951. — 320 p.- Hanna M.T. Catholic and American Politics. — Cambridge (Mass.) -London: Harvard univ. press, 1979. — IX, 262 p.- Murray J.C. Op.cit.

— 22.

Из работ, посвященных истории американского католицизма, в первую очередь следует указать труды А. Абелла, Д. Доген, Р. Леки, Т. Мэйнарда, Дж.П.Фогарти, Дж. Т?.Эллиса" 1'/.

Среди работ, посвященных частным проблемам, наиболее значительны труды:

1) Дж. Флинна и А. Хейро^Л раскрывающие особенности внешнеполитической деятельности американского католицизма;

2) сравнительно велико число работ о послесоборной (сер. 60-х — сер. 70-х гг.) эволюции американской католической церкви. Наиболее объективный анализ процессов, происходивших в церкви в эти годы, содержится в работах Дж. Левина, О’Брайена, У. Хэлси, Э. Вакина и Дк. Шорера^ и др. Следует также отметить ряд полунаучных, полупублицистических работ как либеральных (Г.Уилса, Э. Грили,.

1/ Abell A. American Catholicism and Social Action: A Search for Social Justice, 1865−1950. — N.Y.-Notre-Dame: Notre-Dame univ. press, 1963. — 306 p.- Dohen D. Nationalism and American Catholicism. — N.Y.: Sheed and Ward, 1967. — XIV, 210 p.: Leckie R. American and Catholic. — Garden City (N.Y.): Doubleday, 1970. — XIX, 383 p.- Maymard T. The Story of American Catholicism. — N.Y.: MacmiQ lan, 1943. — 694 p.- Fogarty G.P. The Vatican and the American Hierarchy from 1870 to 1965. — Stutgart: Hiersemann. 1982. — XVII, 438 p.- Ellis J.T. American Catholicism.-Chicago-London: univ. of Chicago press, 1969. — VIII, 322 p.

2/ Flynn G. Roosevelt and Romanism. Catholic and American Diplomacy, 1937;1945. — Westport (Conn.) — London: Greenwood press,.

1978. — XX, 268 p.- Hero A.O.Jr. American Religious Groups View Foreign Policy. Trends in Rank and Tile Opinion, 1937;1965. — Durham (N.Carol.): univ. press, 1973. — 272 p.

3/ Devine G. American Catholicism. Where Do We Go from Here?-Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1975. — X, 117 p.- O’Brien. The Renewall of American Catholicism. N.Y.: Oxford univ. press,.

1979. — 302 p.- Halsey W. The Survival of American Catholicism in an Era of Dissilusionment, 1920;1940. — Notre-Dame-London: Notre-Dame univ.pfcess. — XV, 230 p.- Wakin E. and Scheurer J. The Dero-manization of American Catholic Church. — N.Y.: New American Library, 1970. — 336 p.

— 23.

Ф.Грея*/), так и консервативных (Дзк.Хитчхока, Дк. Келли^ и др.) католических авторов.

Несмотря на содержащиеся в этих работах проявления необъективности и пристрастности, и в них содержится ряд интересных наблюдений и выводов.

3) Еде одна тема, широко освещаемая в американской литературе, — специфические проблемы взаимоотношений различных иммигрантских групп внутри католической церкви. Здесь следует отметить труды Э. Грили, сборник «Иммигранты и религия в городской Америке» под редакцией Р. Миллера и Т. Маржика, книги Э. Ифковича и Д. Прпика о югославских католиках в США, Л. Риппли о немецких, М. Парентиоб итальянских^ и др.

В то же время, несмотря на относительное обилие американских работ, ни одна из них не затрагивает во многом принципиально новые явления последнего десятилетия, а в отношении долгосрочных ис.

1/ Wills HG. Бахе Ruined Choirs. Doubt Prophecy and Radical Religion. Garden City (JT.Y.)s Douvleday, 1972. — X, 272 p.- Greely A. The American Catholic. A Social Portrait. — N.Y.: Basic Books, 1977. — VI, 280 p.: Gray F. Divine Disobedience: Profiles in Catholic Radicalism. — N.Y.: Random House, 1970. — IX, 322 p.

2/ Hitchcock J. The Decline and Pall of Radical Catholicism. -U.Y.: Oxford univ. press, 1971. — 210 p.: Kelly G., msgr. The Battle for the American Church. Garden City (IT.Y.): Doubleday, 1979. -XI, 513 p.

3/ Ethnicity. Ed. by Greely A. N.Y.: Seabary press, 1977. -VI, 105 p.- Immigration and Religion in Urban America. Ed. by Miller R., Marzik Th. Philadelphia: univ. press, 1977. — 212 p.: Ifrovic E. The Yugoslavs in America. Minneapolis: Lerner publ. C0, 1977. — 103 p.- Prpic G. South Slavic Immigration in America-Boston: Twayne, 1978. — 302 p.- Rippley L. The German-Americans. — Boston: Twayne, 1976. — 271 p.- Parenti M. Ethnical and Political Attitudes" A Depths Study of Italian American. — JT.Y.: Arno press, 1980. -446 p.

— 24 торических тенденций эти исследования отмечают частные стороны эволюции американского католицизма и не дают общей картины.

Итак, социально-политическая деятельность католической церкви США — тема в целом для советской науки новая, подвергавшаяся анализу лишь частично и (за исключением двух диссертаций, защищенных в 60-х гг.), при рассмотрении других проблем. В иностранной же научной литературе не содержится исчерпывающего исторического анализа «католического фактора» и полностью отсутствует рассмотрение особенностей последнего десятилетия.

В качестве источников при работе над диссертацией, кроме фактического материала, содержащегося в использованных научных работах, использованы материалы американской прессы.

В первую очередь речь идет о католических журналах «Пайлот» за 1975;1982 гг., «Америка» за I978−1983 гг. и «Коммонуил» за 1976 г. Диссертантом также собраны имеющие отношение к католической церкви США материалы, опубликованные в журналах «Тайм» за 1975;1983 гг., «Ньюсуик» за 1975;1983 гг., газете «Интернэшнл Геральд Трибюн», за 1978;1983 гг., консервативных журналах, уделяющих сравнительно много внимания положению католической церкви -" Нэшнл Ревью" за I97&-I983 гг., и «Хьюман Ивентс» за 1980;1983 гг.

В работе использованы также справочные издания — католические альманахи за 1969, 1972, 1976 гг.*/- антология «Американская католическая мысль о социальных вопросах» ^/- сборник под редакцией.

I/ Catholic Almanac. 1969. Ed. by Роу P.A. Peterson (TT.J.): St. Antony Guild, 1969. — 696 p.- Catholic Almanac. 1972. Ed. by Poy P.A. Huntington (Indiana): Our Sunday Visitor 1973. — 703 p.- Catholic Almanac. 1977. Ed. by Poy P.A. Huntington (Indiana): Our Sunday Visitor 1976. — 703 p.

2/ American Catholic Thought on Social Questions. Ed. by Abell A. Indianapolis. — N.Y.: Bolls Merril, 1968. — 571 p.

Ф.Глисона «Современный католицизм в США» */- тексты папских энцик-лик из ряда изданных в США на английском языке сборников и книги, комментирующие эти энциклики — «Бд.Гремийона и Р. Кемпа2/.

Большое значение для работы имеют также данные различных опросов, результаты которых содержатся как в перечисленных работах, так и в бюллетенях Гэллапа (в первую очередь, специализированных изданиях, посвященных религии в США, 1977 и 1982 гг.)^Л.

Работа состоит из четырех глав. В первой главе дается исторический анализ особенностей американского католицизма как в отношении американского общества, так и в отношении европейского католицизмапрослеживаются основные конфликты как внутри католической церкви и католической общины, так и в ее отношениях с американским обществомдается анализ эволюции католической церкви на американской почве. Глава заканчивается анализом непосредственного воздействия решений П Ватиканского Собора на католическую церковь США. При этом основное внимание уделяется тем сторонам идейной эволюции американского католицизма, без которых невозможно составить правильное представление о современном положении в католической церкви США.

I/ Contemporary Catholicism in the US. Ed. by Gleason Ph. ITotre-Dame. London: univ. of ITotre-Dame press, 19б9″ - XVIII, 385 p.

2/ Gremillon J. Gospell of Peace and Justice: Catholic Social Teaching since Pope John. TT.Y.: Maryknoll. 1976. — 623 P" — Leo XIII, Pius XI. Two basic social encyclicals on the condition of workersWashington: univ. of America press, 1943″ - 195 p.- Camp E.L. The Papal Ideology of Social Reform. A Study in Historical Development, 1878−1967. — Leiden: Brill, 1969. — VIII, 180 p.

3/ The Gallup Opinion Index. Report N 145 Religion in America, 1977;1978; The Gallup Report IT 201−202. Religion in America, 1982.

Вторая глава посвящена современному положению внутри католической церкви США. Подводятся итоги послесоборной борьбы в церкви, анализируется относительная консолидация церкви, рассматривается положение в различных «этнических группировках» в церкви, причем особое внимание уделяется испаноязычной и негритянской общинам. Уделяется внимание положению в монашеских орденах, католических академических кругах, организациях мирян и в среде епископата. В этой же главе рассматривается эволюция «антикатолицизма» в американском обществе.

Тема третьей главы — политическая активность католической церкви в вопросах внутренней политики. Анализируется либеральная позиция церкви в социально-экономических и консервативная в «социальных» (т.е. законодательство в отношении абортов, порнографии, финансирования церковных школ и т. д.) вопросах. В этой главе рассматривается влияние социального учения католицизма на политические ориентации церкви и общины.

Четвертая глава посвящена политической активности церкви во внешнеполитической области. Рассматриваются причины резкого изменения характера внешнеполитических ориентации церкви в 60-е -70-е гг. Анализируются взаимоотношения Ватикана, мирового католицизма, католической церкви США и последних американских администраций по вопросам внешней политики. Отдельно исследуются следующие проблемы международных отношений, в наибольшей степени волнующие американских католиков: гонка вооружений, борьба за мир, отношения США с социалистическими и развивающимися странами, отношение к конфликтам в Латинской Америке и на Ближнем Востоке.

В Заключении анализируется взаимоотношение между внешнеи внутриполитическими позшщями католической церквидается оценка политической позиции католической церкви США в целом.

Основные выводы диссертации.

1) Исторически католицизм в США имел ряд существенных особенностей, резко отличавших его от европейского католицизма, т. е. мировой католицизм в XIX — начале XX века был носителем феодальных ценностей и интересов политических сил, стремившихся к реставрации и консервации докапиталистических социально-экономических отношений, а в США от оказался в условиях, где отсутствовали носители этих интересов и всякая почва для буквального претворения в жизнь этих ценностей.

2) В американских условиях, когда основной социальной базой католической церкви стали иммигранты-рабочие, а феодальная традиция.

I/Pilot, 1982, October 8, p. 1. отсутствовалаантикапиталистические потенции социальной доктрины приобрели «левый», реформистский характер.

3) В то же время в вопросах внешней политики американская католическая церковь сохраняла полную верность реакционному политическому курсу Ватикана, что вызывало резкие трения между ней и другими участниками либеральной коалиции в США.

4) Стремление к сохранению монолитности и единства церкви привело к созданию широко разветвленной системы прицерковных социальных организаций, обеспечивавших изоляцию католической общины от остального населения США.

5) Глубокий внутренний кризис внутри католической церкви США 60-х — начала 70-х гг. (связанный с последствиями П Ватиканского Собора и морально-политическим кризисом, последовавшим за расширением войны во Вьетнаме и борьбы за гражданские права) привел к принципиальным изменениям в идеологии и практической деятельности этой церкви в США.

6) Во главе сил внутри церкви, добившихся либерализации политических ценностей и целей католицизма, стояло монашество, академические круги, т. е. слои в наибольшей степени независимые от давления консервативного епархиального начальства и организаций мирян, а по роду своей работы — связанные с наиболее «экстремальными» проблемами.

7) В результате кризиса 60-х — нач. 70-х гг. церковь резко активизировала свою политическую деятельность и заняла значительно более независимую позицию по отношению к правящим администрациям.

8) В сфере социально-экономической католическая церковь призывает к структурным реформам в США, выступает за установление всевозможных «социальных гарантий», в первую очередь «полной» занятости. Однако противоречивость католического социального учения во многом ослабляет эффект от требований церкви.

9) В то же время консерватизм морального учения католической церкви продолжает отражаться в так называемых «социальных вопросах» (т.е. требованиях запрета абортов, ограничения активности гомосексуалистов, государственной помощи церковной школе).

10) В 70-е годы произошел кардинальный поворот во внешнеполитических ориентациях католической церкви. Теперь они определяются отказом от установки на союз с государственной властью, осознанием себя независимой силой, представляющей часть единой космополитической церкви. Церковь начинает проявлять заинтересованность в улучшении взаимоотношений между государствами, так как в этих условиях космополитической церкви легче функционировать, осознает невыносимость перспективы ядерного конфликта и встает на антивоенные позиции.

11) Если до 60-х гг. ориентация на интересы католических церквей разных стран автоматически означал поддержку наиболее реакционных сил, то теперь (когда католицизм в большинстве стран «либерализовался») католическая церковь США оказывает существенную помощь во многих странах мира (в первую очередь в Латинской Америке) «левым» антидиктаторским движениям.

12) Взгляды широких слоев американских католиков, хотя и не являются слепком с позиции церкви, но церковная доктрина продолжает быть одним из существенных факторов их политического поведения.

— 184 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сейчас, в начале 80-х гг., католическая церковь окончательно вписалась в американскую религиозную и общественно-политическую жизнь, стала «нормальной», респектабельной церковью. Массовый антикатолицизм, характерный для США в XIX — нач. XX вв., навсегда ушел в прошлое.

Мало того, многие католические ценности стали неотъемлемой частью идеологии, культуры, политических ориентаций американского народа. Конечно, невозможно найти способ, позволяющий вычленить с математической точностью роль того или иного фактора в возникновении общественных явлений, но очевидно, что в идеологии американского реформизма, формировании тредшионизма, в современных «этничео-ких движениях» и в современном пацифизме роль «католического фактора» очень велика.

Кроме того, сама католическая церковь отныне имеет оцределен-ный авторитет не только у католиков, но и у всего населения США. Так, например, папа Иоанн-Павел П, по данным опроса Гэллапа, является одной из наиболее популярных в США фигурдо визита в США он получил очень высокие (+5 и +4 по 10-балльной шкале) оценки у 80% американцев и после визита — у 86%. Сам Гэллап назвал эти цифры неправдоподобными для США, где обычно активно действующие общественные и религиозные лидеры не получают всеобщего одобрения*^. Как отмечал Рестон, критика Иоанном-Павлом П материалистической цивилизации потребительства и гедонизма была очень резкой и вызвала всеобщий восторг2^. В этом неожиданном для страны, где большинство населения — протестанты, повороте событий есть своя логика — в.

I/ Pilot, 1979, November 2, p. 2. 2/ Time, 1979, October 15, p. 17. ситуации современной размытости догматических барьеров, разделяющих христианские церкви в США на уровне массового сознания верую, фигура папы, главы наиболее могущественного и универсального христианского вероисповедания, к тому же имеющего всеобщую репутацию жесткого защитника, традиционных всеобщих христианских ценностей, приобретает своеобразную романтическую привлекательность. Более чем маловероятно, однако, чтобы поведение среднего американца-протестанта непосредственно изменилось под воздействием папских увещеваний.

Что же касается американских католиков, то, хотя их взглядыдалеко не слепок с позиции церкви, но церковная доктрина продолжа,-ет быть одним из факторов их поведения и, следовательно, американской политический жизни в целом.

Наиболее яркая особенность католической позиции — ее несводимость ни к традиционным для США политическим размежеваниям, ни к сложившимся среди протестантских церквей разделениям на либералов и консерваторов. Консервативный политический лагерь оказывается союзником церкви в вопросах законодательных ограничений в области морали, но из рядов этого же консервативного лагеря исходят ожесточенные нападки на либерализм церкви во внешнеполитической и социально-экономической области. С другой стороны, либеральные политики очень редко идут на, компромисс с церковью в принципиальном для них вопросе о законодательных ограничениях в области морали.

В этом балансировании церковь значительно нейтрализует свои собственные лоббистские действия. Так, перед выборами 1982 г. «Пай.

I/ Преимущественно католическое население Бостона на протяжении многих десятилетий отмечает день небесного покровителя городаСв.Батольфа. В последние годы в этом празднике участвует много протестантов. а ведь культ святых «с ортодоксально протестантской точки зрения — идолопоклонство». лот" писал, что «епископы разрываются в дихотомии между консервативными республиканцами и либеральными демократами. Хотя запрет абортов официально — важнейшая политическая цель, но во многих случаях (особенно в районах, пораженных депрессией) католики все-таки с неохотой предпочитают либеральных демократов» ^.

С другой стороны, позиция церкви ослабляет поляризацию общества, способствует образованию переходной между либералами и консерваторами маргинальной группировки.

Другая яркая особенность политической роли католической церкви США, начавшая особенно заметно проявляться сравнительно недавно, — это ее космополитизм, приводящий к учету интересов католических церквей других стран в ее политических установках и, в то же время, к распространению американских политических ценностей через расширяющиеся международные внутрикатолические связи в другие страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. К. Гражданская война в Северной Америке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.15, с.337−347.
  3. К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., соч.1, с.382−413.
  4. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419−457.
  5. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.7−228.
  6. Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.1−338.
  7. Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343−437.
  8. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т-21, с.273−317.
  9. Ф. Письмо К.Марксу в Лондон, около 26.У.1853 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.28, с.210−212.
  10. Ф. Письмо Йозефу Блоху в Кенигсберг от 2I-22/IX1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.393−397.
  11. Ф. Положение Англии. Английская конституция. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.618−642.
  12. В.И. Итоги и значение црезидентских выборов в Америке. Полн.собр.соч., т.22, с.192−194.
  13. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.1−384.
  14. .И. 0 значении воинствующего материализма. Поли, собр.соч., т.45, с.23−33.
  15. В.И. Организация масс немецкими католиками. Поли, собр.соч., т.23, с.188−190.2. Документу KQQC
  16. Материалы Ш съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976 г. — 256 с.
  17. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982 г. — 223 с.
  18. Материалы пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  19. Черненко К.7. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984. — 670 с.
  20. Черненко К.7. Делегации муниципалитета города Ассизи и представителей ордена францисканцев. -«Правда» 1984, 31 марта.
  21. Докуцета международного коммун^руич^ского. и рабочего движения
  22. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий: Документы и материалы. Москва, 5−17 июня 1969 г. М.: Политиздат, 1969. — 352 с.
  23. ХХП Национальной съезд Коммунистической партии США, 23−26 августа 1979 г. М.: Политиздат, 1982. — 280 с.
  24. Новая программа Коммунистической партии США: «США: экономика, политика, идеология». 1983, & I, с.117−124-? 2, с.120−127- X 3, с.120−127- * 4, c. II&-I27.
  25. И.А. буржуазный- реформизм в США (I900-I9I4). М.: Наука, 1968. — 415 с.
  26. Т. Бронзовые врата. Римский дневник. М.: Прогресс, 1964. — 518 с.
  27. Г. И. Американские рабочие. Сдвиги в общественном сознании. М.: Наука, 1977. — 216 с.
  28. Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. М.: Мысль, 1970. — 287 с.
  29. Л.Н. Религия и церковь в США. М.: Наука, 1978.143 с.
  30. Л.Н. Черная гвардия Ватикана. М.: Наука, 1980. -230 с.
  31. О.И. Социальная доктрина католицизма и рабочий класс Австрии. М.: Наука, 1978.- 173 с.
  32. И. Р. «Мятежная» церковь в Латинской Америке. -М.: Наука, 1972. 410 с.
  33. Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры (инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М.: Наука, 1980. — 264 с.
  34. М.Я. Очерки истории христианского синдикализма. -М.: Наука, 1976. 190 с.
  35. Ю.А. Личность в современной Америке. Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980. -247 с.
  36. P.P., Лисневский Э. В. Ку-Кпукс-Кдан. М.: Наука, 1981. — 191 с.
  37. Э.А. Президенты и политика. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1979. 383 с.
  38. История рабочего движения в США в новейшее время (I9I8-I965). В 2-х томах. Ред. коллегия: Михайлов Б. Я. и др. М.: Наука, I970-I97I. — т.1 — 590 е.- т.2 — 611 с.
  39. А. Второй Ватиканский Собор: Критика идеологии и практики современного католицизма. М.: Прогресс, 1973. -371 с.
  40. Кант еров И. Я. Ватикан под натиском атеизма. М.: Наука, 1972. — 150 с.
  41. Н.А. Католицизм и дипломатия. М.: Наука, 1969.223 с.
  42. Н.А. Католицизм и мировое социальное развитие. -М.: Наука, 1974. 183 с.
  43. Н.А. Международные католические организации. -М.: Изд-во ИМО, 1962. 268 с.
  44. Н.А. Эволюция социальной доктрины католической церкви.- М.: Знание, 1974. 64 с.
  45. А.А. США: За фасадом глобальной политики. М.: Политиздат, 1981. — 367 с.
  46. Л.П. Католичество. Общий очерк. Петроград: Огни 1918. 132 с.
  47. Лан В.И. США: от испано-американской до первой мировой войны. М.: Наука, 1975. — 368 с.
  48. Лан В.И. США в военные и послевоенные годы. М.: Наука, 1978. — 686 с.
  49. Лан В.И. США: от первой до второй мировой войны. М.: Наука, 1976. — 493 с.
  50. С. Политика Ватикана и Италия (1943−1978). М.: Прогресс, 1982. — 334 с.
  51. Ю. Вновь посетив Америку. М.: Прогресс, 1981. -236 с.
  52. В.П. «Новый курс» в США: Социальные движения и социальная политика. М.: Наука, 1973. — 383 с.
  53. С. Современная христианская демократия. М.: Политиздат, 1982. — 286 с.
  54. Л.Н. Негритянское движение в США: идеология и практика. М.: Мысль, 1974. — 199 с.
  55. Л. В. Католическая церковь и рабочий класс ФРГ. -М.: Наука, 1980. 158 с.
  56. М.Н. Католицизм. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. -278 с.
  57. М.Н. Эволюция современного католицизма. М.: Мысль, 1967. — 224 с.
  58. Э.П. Негры США (ХУЛ начало XX вв.). — М.: Наука, 1979. — 294 с.
  59. М.М. США: Политика сквозь призму опросов. М.: Мевдународные отношения, 1982. — 270 с.
  60. В.О. Демократическая партия США: избиратели и политика. М.: Наука, 1980. — 248 с.
  61. Н.Н. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. М.: Наука, 1979. — 254 с.
  62. С.П. Испания и США. Внешняя политика и общество. (1936−1976). М.: Наука, 1982. — 342 с.
  63. П.И. Современная география религий. М.: Наука, 1975. — 184 с.- 194
  64. Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина ХУШ в. Л.: Наука, 1982. — 280 с.
  65. Н.В., Язьков Е. Ф. Новейшая история США. I9I7-I972.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 334 с.
  66. Л.Ю. У истоков американской истории. Массачусетс. Мэриленд. 1630−1642. М.: Наука, 1980. — 344 с.
  67. Современное политическое сознание в США. Под ред.Ю.А.Замош-кина и Э. Я. Батадова. М.: Наука, 1980. — 446 с.
  68. В.В. Идейные течения в Американской революции ХУШ в.- М.: Наука, 1980. 312 с.
  69. С.Л. Христианско-демократический союз ФРГ. Социология и политика. М.: Наука, 1983. — 264 с.
  70. А.де. О демократии в Америке. М.: Книжное дело, 1897. — ХУ, 620 с.
  71. Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Наука, 1981. — 257 с.
  72. Л.Ф. Социализм и католицизм. М.: Наука, 1982. -216 с.
  73. М.М. Католицизм в меняющемся мире. М.: Наука, 1975. — 160 с.
  74. М.М. От Пия IX до Павла У1. Изд. 2-е. М.: Наука, 1979. — 176 с.
  75. Спеодадьная дцуературд да рурском, языке., Статьи
  76. Г. А. В тупике политики силы (провал американской политики в Индокитае в начале 70-х годов). «Вопросы истории», 1981, В 9, c. I04-II8.
  77. Г. А. Внешняя политика США на пороге 80-х годов. -«США: экономика, политика, идеология». 1980, & 4, с.43−54.
  78. Г. А. На пути в тупик (американская политика во Вьетнаме в 60-е годы). «Вопросы истории», 1980, № 9, с.103−116.
  79. В.А., Савельев В.А., Верховный Суд и политика. -«США: экономика, политика, идеология», 1982, № 6, с.31−41.
  80. В.А. «Бог не был ни правым, ни левым». «США: экономика, политика, идеология», 1981, № 3, с.36−40.
  81. О.А. Идеология феминистского движения. «США: экономика, политика, идеология», 1980, $ 9, с.38−49.
  82. Г. Д. АФТ-КПП и правительство. «США: экономика, политика, идеология», 1981, № 2, с.37−47.
  83. И.А., Червонная С. А. Цветные американцы: проблема равенства возможностей. «США: экономика, политика, идеология», 1980, & 5, с.41−53.
  84. И.Р. Латиноамериканская церковь на пороге 80-х годов. «Латинская Америка», 1980, № 9, с.27−39.
  85. Ю. Жилина Е. В. Философские аспекты «аджорнаменто» на современном этапе. Ежегодник «Религии мира». — М.: Наука, 1982, с.60−71.
  86. Н.А. Ватикан: как продвигаться вперед? «Латинская Америка», 1980, № 9, с.40−51.
  87. Н.А. Расширение антивоенной борьбы. «Наука и религия», 1983, № 7, с.60−64.
  88. П.Г., Лгодоговская И. И. Республиканская администрация и кризис в Сальвадоре. «США: экономика, политика, идеология», 1981, № 7, с.40−44.
  89. З.Л. Школьное образование и администрация Рейгана.-«США: экономика, политика, идеология», 1983, № 9, с.32−39.
  90. С.П. Никарагуа: церковь и верующие в сандинистской революции. «Латинская Америка», 1981, № 9, с.27−41.
  91. А.Ю. Консерватизм и сдвиги в общественном сознании в США. Анализ американских оценок и прогнозов. «США: экономика, политика, идеология», 1981, № 10, с.26−37.
  92. Л.Н. «Религии нового века» в США. «Вопросы философии», 1982, № 4, с.73−82.
  93. Н.В., Рогов С. М. Ближневосточный узел: внутриполитические аспекты. «США: экономика., политика, идеология», 1982,? 4, с.17−29.
  94. С.М. Конференция американских социалистов. «США: экономика, политика., идеология», 1981, № 5, с.58−62.
  95. С.И. Сальвадор: церковь и революция. Ежегодник «Религии мира», М.: Наука., 1982, с.141−158.
  96. И.В. «Новый курс» Ф.Рузвельта. «Воцросы истории», 1981, № 9, с.45−63.
  97. О.Э. Некоторые характерные черты американской культуры, «США: экономика, политика, идеология», 1983, № 6,с.30−40.
  98. Д.Е. Внешнеполитическая активность американских церквей. «США: экономика, политика, идеология», 1980, № 8,с.38−48.
  99. Abell A. American Catholicism and Social Action: a Search for Social Justice. 1865−1950. H.Y.-Notre-Dane: univ. of Notre-Dame press, 1963. — 306 p.
  100. Amato J. Mounier and Matirain: a French Catholic Understanding of the Modern Warld. University (Ala): univ. of Alabama press. 1975. — XXIII, 215 p.
  101. American Catholic Thought on Social Questions. Ed. by Abell A. Indianapolis, N.Y.: Bobbs Merril, 1968. — 571 p.
  102. Amerioan Religious Values and the Future of America. Ed, by van Allen R. Philadelphia: Portress press, 1978. — XI, 211 p.
  103. Baltzell D.E. Puritan Boston and Quaker Philadelphia. N.Y.-L. Philadelphia univ. press, 1979. — 494 p.
  104. The Berrigans. Ed. by Casey W., Nobile Ph. N.Y.: Avon, 1971. — 253 p.
  105. Party in Transition, 1918−1932. N.Y.: Knopf, 1968. — XIII, 293, VIII p.
  106. Camp R.L. The Papal Ideology of Social Reform. A study in Historical Development, 1878−1967. Leiden: Brill, 1969. -VIII, 180 p.
  107. Catholic Almanac 1969. Ed. by Foy F.A. Paterson (N.J.): St. Antony Guild, 1969. 696 p.
  108. Catholic Almanac 1972. Ed. by Foy F.A. Huntington (Ind.): Our Sunday Visitor, 1973. 703 p.
  109. Catholic Almanac 1977. Ed. by Foy F.A. Huntington (Ind.): Our Sunday Visitor, 1976. 704 p.
  110. Church and Politics in Latin America. Ed. by Levine D.H. -Beverly Hills (Calif.) London: Sage publ., 1979. 288 p.
  111. Church and Society. Catholic Social and Political Movements. 1789−1950. Ed. by Moody J.N. N.Y.: Arte, 1953. 914 p.
  112. The Dorothy Day Book: A Selection from her Writings and Readings. Ed. by Anigly M. and Garvey M. Springfied (111) -Temple Gate, 1982. 124 p.
  113. Dunn D.J. Detente and Papal-Communist Relations, 1962−1978.-Boulder (Colo).: Westview press, 1979. 216 p.6.23″ Ellis J.T. American Catholicism. 2d ed.-Chicago-London: univ. of Chicago press, 1969. VIII, 322 p.
  114. Ethnicity. Ed. by Greely A. N.Y.: Seabary press, 1977. VI, 105 P.
  115. Evangelization in American Context. Ed. by Burrel D., Kane P. Notre-Dame: univ. of Notre-Dame press, 1976. — XIII, 183 p.
  116. Flynn G. Roosevelt and Romanism. Catholics and American Diplomacy, 1937−1945. Westport (Conn.), London: Greenwood press, 1978. — XX, 268 p.
  117. Fogarty G.P. The Vatican and the American Hierarchy from 1870 to 1965. (Papste und Pappstum Bd 21). Stuttgart: Hiersemann, 1982. — XXII, 438 p.
  118. Gavin W. Street Conservative Hew Rochelle (H.Y.): Arlington House, 1975. — 152 p.
  119. Gray F. Divine Disobedience: Profiles in Catholic Radicalism.-И.-Y.: Random House, 1970. IX, 322 p.
  120. Greely A. The American Catholic. A Social Portrait. If.Y.: Basic Books, 1977. — VI, 280 p.
  121. Gremillon J. Gospell of Peace and Justice: Catholic Social Teaching since Pope John. N.Y.: Maryknoll, 1976. — 623 p.
  122. Halsey W. The Survival of American Catholicism in an Era of Dissilusionment. 1920−1940. Notre-Dame-London: Notre-Dame univ. press, 1980. — XV, 230 p.
  123. Herberg W. Protestant-Catholic-Jew: An Essay in American Religious Sociology. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1956. 320 p,
  124. Ifkovic E. The Yugoslavs in America. Minneapolis: Lerner publ. Co, 1977. — 103 p.
  125. Immigration and Religion in Urban America. Ed. by Miller R., Marzik T. Philadelphia: univ. press, 1977. — 212 p.
  126. Kelly G. The Battle for the American Church. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1979. — XI, 513 p.
  127. Laska V. The Czechs in America. 1633−1977. A chronology and
  128. Fact Book. Dobbs Ferry (N.Y.): Oceana, 1978. — VIII, 152 p.
  129. Leckie R. American and Catholic. Garden City (N.Y.): Double-day, 1970. XIV, 388 p.
  130. Leo XIII, Pius XI. Two Basic Social Encyclicals on the Conditions of Workers. Washington: univ. of America press, 1943"-195 p.
  131. Maritain J. The Man and his Achivments. N.Y.: Sheed and Ward, 1963. — XII, 258 p.
  132. Maritain J. Reflections on America. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1964. — 210 p.
  133. Franciscan Herald press, 1980. 446 p.6.53* Prpic G. South Slavic Immigration in America. Boston: Twayne, 1978. — 302 p.
  134. Rippley L. The German-Americans. Boston: Twayne, 1976. -271 p.
  135. Rommen H.A. The State in Catholic Thought. A Treatise in Political Philosophy. St-Louis-London: Herder Book Co, 1947. — VIII, 747 p.
  136. Soweel Th. Ethnic America. N.Y.: Knopf, 1981. 458 p.
  137. Silva R.C. Rum, Religion and Votes: 1928 Re-examined. -University Park (Pens): Pensilvania univ. press, 1962. 76 p.
  138. The Underground Church. Ed. by M.Boyd. N.Y.: Sheed and Ward, 1968. — X, 246 p.6.59″ Wakin E., Scheurer I.P. The De-Romanization of the American Catholic Church. N.Y.: New American Library, 1970. — 336 p.
  139. Williams M. Catholic Social Thought. Its Approach to Contemporary Problems. N.Y.: Ronald press, 1950. — XV, 567 p.
  140. Williams P. Popular Religion in America. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1980. XIV, 258 p.
  141. Wills G. Bare Ruined Choirs. Doubt Prophecy and Radical Religion. Garden City (N.Y.): Doubleday, 1972. — X, 272 p.
Заполнить форму текущей работой