Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление конфликтами в государственной гражданской службе Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Атаманчук Г. В. Конституционно-правовые основы государственной службы России // Государственная служба: Диалог с обществом. — М., 1998; Горбачев А. И., Зотова И. В. Организационная культура. — М. 2006; Егоров B.C. Синергетическое миропонимание и управление//Синергетика и социальное правление. — М., 1998; Кар-пичев B.C. Организация и самоорганизация социачьных систем: Словарь. -М., 2007… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы социологического исследования и управления конфликтами в государственной службе
    • 1. 1. Формирование концептуальных представлений об управлении конфликтами
    • 1. 2. Социологический анализ конфликтного потенциала государственной гражданской службы
    • 1. 3. Методологические подходы к разработке управленческих решений в ходе конфликтологической практики
  • Глава II. Социальные аспекты управления конфликтами в государственной гражданской службе
    • 2. 1. Механизмы управления конфликтами в государственной гражданской службе.9g
    • 2. 2. Социальное партнерство как механизм урегулирования конфликтов на государственной гражданской службе
    • 2. 3. Оптимизация управленческих решений по разрешению конфликтов в государственной гражданской службе

Управление конфликтами в государственной гражданской службе Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В ходе реформирования и развития системы государственной службы важное значение приобретает углубление научных представлений о природе и динамике социальных конфликтов, проявлениях конфликтогенности в органах государственной власти, об освоении методов диагностики и урегулирования конфликтов, а также выборе эффективных механизмов предупреждения коррупции на государственной службе.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, возрастанием социальной значимости государственной гражданской службы, которая является системообразующей в государственном управлении и обеспечивает как работу всех ветвей власти, так и реализацию общенациональных интересов.

Во-вторых, углублением научных представлений о природе, сущности и особенностях регулирования социальных конфликтов в практике управления персоналом государственной гражданской службы.

В-третьих, необходимостью изучения характеристик проявления конфликтного потенциала государственной гражданской службы и совершенствования нормативной правовой базы деятельности субъектов управления конфликтами в органах государственной власти.

В-четвертых, потребностями обеспечения задач реформирования государственной службы, освоения социальных механизмов управления конфликтами, включая конфликт интересов, предупреждения коррупции и борьбы с ней, использования социального партнерства как механизма предупреждения и урегулирования социальных конфликтов.

В-пятых, необходимостью выработки методологических подходов к разработке управленческих решений по диагностике и урегулированию различного рода конфликтов в практике управления прохождением государственной службы, оценки их эффективности в ходе конфликтологической практики.

С начала 90-х годов XX века проблемы социального конфликта активно разрабатываются учеными различных отраслей знания. Однако, в большинстве своем, основные акценты в научных трудах делаются на исследовании природы и динамики мелеличностных конфликтов в организациях. При этом проблемы управления конфликтами в структурах государственной гражданской службы, включая обоснование методологических подходов к выработке и принятию управленческих решений в условиях развертывания конфликта, глубоко не исследованы. Использование возможностей социологического анализа может служить расширению масштабов прогнозирования и урегулирования объективно возникающих конфликтных ситуаций в управленческой сфере, повышению эффективности и авторитета государственной гражданской службы в российском обществе и государстве.

Степень научной разработанности темы. В процессе выполнения диссертационного исследования проанализирован широкий диапазон научных работ по проблемам конфликта, выполненных представителями различных направлений зарубежной и отечественной науки. На этой основе сделан вывод о том, что учеными сформировано базовое представление о природе и эволюции социальных конфликтов, разработаны теоретические и практические аспекты их проявления.

В разработку социально-философских, методологических и общетеоретических проблем социального конфликта заметный вклад внесли М. Вебер, Г. Гегель, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, О. Конт, Л. Козер, К. Левин, Н. Макиавелли, Р. Мертон, К. Маркс, Т. Парсонс, Д. Пруит, А. Смит и др.' Проблема проявления нравственных противоречий, при.

1 Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990; Гегель Г. Философия права. -М., 1990; Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. — М., 2002; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1996; Конт О. Основные этапы развития социологической мысли. -М., 1993; Козер Л. Функции социального конфликта. — М., 2000; Левин К. Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству. — М., 2008; Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. — М., 1997; Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. — М. 2006; Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология / Соч. Т. 4. — М., 1947; Маркс К., Энгельс Ф. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений: Избр. произв. В 3 т. -М., 1979; Парсонс Т. О социальных системах. — М., 2002; Пруит Д., Ким С. Х. Социальный конфликт. Эскаласущих власти и обществу, исследована А. И. Бердяевым, И. А. Ильиным, М. М. Ковалевским, В. И. Лениным, Н. К. Михайловским, Г. В. Плехановым, П. Б. Струве, П. А. Сорокиным, М.И. Туган-Барановским 1. Специфика проанализированных научных публикаций состоит в рассмотрении эволюции и генезиса конфликта в обществе на разных этапах его развития.

В научных публикациях С. А. Анисимова, А. Я. Анцупова, Е. М. Бабосова, JI.B. Беззубко, Н. В. Гришиной, А. В. Дмитриева, Н. С. Данакина, Ю. Г. Запрудского, А. Г. Здравомыслова, А. Г. Зайцева, Ю. В. Ирхина, В. О. Рукавишникова, С. В. Смульского, В. А. Светлова, Е. И. Степанова, В. И. Сперанского, Ю. Л. Тихомирова, А. Н. Чумикова, А. И. Шипилова, В. Н. Шаленко, В.А. Ядова2 раскрыты проблемы возникция, тупик, разрешение. — СПб., 2003; Смит Л. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М., 2007.

1 Бердяев Н. А. История и смысл русского коммунизма. — М., 1990; Ильин И. Л. О сильной власти.-М., 1992; Среди авторов «Интеллигенция в России»: Сборник статей. 1909;1910 / И.II. Петрункевич. К. К. Арсеньев, Н. А. Тредескул, М. М. Ковалевский, П. Н. Милюков, Д.Н. Овсянико-Куликовский, М. А. Славинский, М.И. Туган-БарановскийВ.И. Ленин.-М., 1950; Михайловский Н. К. Герой и толпа//Поли. собр. соч.-СПб., 1911; Струве П. Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Интеллигенция в России: Сборник статей. -М., 1909;1910; Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени / Пер с англ. — М., 1997; Туган-Барановский М. И. Основы политической экономики. — Пг., 1915.

2 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М., 2004; Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. -М., 2007; Бабосов Е. М., Матусевич А. В. Самодеятельные общественные движения. Их социально-политические ориентации и характер деятельности. — Мн&bdquo- 1989; Беззубко Л. В. Механизм государственного управления коллективными трудовыми конфликтами. — Донецк. 2004; Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2004; Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. — М., 2002; Данакин Н. С, Дятчен-ко Л.Я., Сперанский В. И. Конфликты и технология их предупреждения. — Белгород, 1995; Запруде кий Ю. Г. Социальный конфликт. — Ростов. 1992; Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. — М., 1995; Киба-нов А.Я., Ворожейкин И. Е, Захаров Д. К. Коновалова В.Г. Конфликтология. Учебник.-М., 2006; Зайцев А. Г. Социальный конфликт. — М., 2001; Ирхин Ю. В. Психология и политика: Монография. — М., 1993; Рукавишников В. О. Социальная напряженность. — М., 1990; Смульский С. В. Теоретико-методологические проблемы управления конфликтами в международных системах. — М., 1997; Степанов Е. И. Конфликтология переходного периода: духовно-мотивационный аспект. — М., 1996; Тихомиров ЮЛ. Юридические конфликты: природа, виды, преодоление // Социальные конфликты.-М., 1999, Вып. 6- Чумиков А. Н. Конфликтология социальных отношений как комплексная научная дисциплина и практическая специализация // Социс. — М., 1997. № 7- Шаленко В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. — М., 2002; Ядов В. А. Переновения конфликтных ситуаций и социальной напряженности в коллективах учреждений и предприятий. Особый акцент сделан на социологических, правовых и управленческих аспектах диагностики, прогнозирования и предупреждения конфликтов, в т. ч. связанных с трансформацией социальных процессов и отношений в российском обществе.

Изучению роли государственной службы в урегулировании конфликтов между органами государственной власти и институтами гражданского общества посвящены научные публикации в области социологии управления, авторами которых являются Н. Я. Алейников,.

A.П. Брежнева, Б. Т. Пономаренко, А. И. Соловьев, А. В. Соловьев, JI.H. Тимофеева и др.1 Этими учеными рассмотрены политические и нравственные аспекты развития конфликтов в сфере государственного управления. В то же время многие особенности урегулирования социальных конфликтов в сфере государственной службы в теоретическом плане не получили значительного развития в социологии управления.

Разработке нового научного направления — теории конфликта интересов на государственной гражданской службе — посвящены монографии и научные статьи В. Д. Граждана, К. О. Магомедова, О. В. Поповой,.

B.М. Соколова". Конфликт интересов, как вид социального конфликта с стройка требует научного знания о социальном субъекте общественных процессов // Социология перестройки. — М., 1990.

1 Алейников Н. Я. Управленческое партнерство. -М., 2003; Брежнева А. П. Моральный конфликт в сфере государственной службы (этико-социологический анализ). — М., 2000; Михеев В. А., Пономаренко Б. Т. Государственная служба: регулирование конфликтов и социальное партнерство. — М., 1996; Магомедов К. О. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы: социологический аспект исследования проблемы // Государственная служба. — М., 2005. № 6- Попова О. В. Регулирование социальных конфликтов государственной гражданской службой. — М., 2006; Соловьев А. В. Конфликты на государственной службе. Типология и управление.-М., 2008; Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов ВУЗов. — М., 2000; Тимофеева JI.H. Власть и оппозиция: конфликтно-дискурсный анализ. — М., 2005.

2 Граждан В. Д. Государственная гражданская служба. — М., 2005; Магомедов К. О. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы: социологический аспект решения проблемы // Государственная служба. 2005. № 6- Соколов В. М. Нравственные основы государственной службы России. — М., 2003; Попова О. В. Регулирование социальных конфликтов государственной гражданской службой. — М., 2006. позиций социологии управления охарактеризован в научной литературе недостаточно глубоко, особенно в плане социологического анализа эмпирической базы. Этим обусловлена возрастающая потребность научного обоснования методов и технологий урегулирования конфликта интересов, разработки управленческих решений.

Из научных работ, в которых раскрыта роль социального партнерства в профилактике и урегулировании социальных конфликтов, выделяются монографии В. Н. Иванова, О. И. Иванова, С. А. Иванова, В. Н. Киселева, Т. П. Лысенко, В. А. Михеева, Г. Ю. Семигина, С. Н. Сильвестрова, В. Г. Смолькова, А.А. Федулина1. Учеными проанализированы социальные аспекты согласования интересов, предупреждения и разрешения социальных конфликтов в организациях. При всей научной значимости опубликованных работ механизмы влияния органов государственной власти на формирование новых социально-трудовых отношений в обществе, которые противодействовали бы развитию свойственных государственно-административной сфере конфликтов, освещены фрагментарно.

Среди научных работ, посвященных реформированию системы государственного управления и имеющих отношение к исследуемым в диссертации проблемам, выделяются монографии и публикации Г. В. Атаманчука, А. И. Горбачева, B.C. Егорова, B.C. Карпичева, В. И. Лукьяненко, Б. В. Лытова, B.C. Нечипоренко, Е. В. Охотского, В. Л. Романова, В. А. Сулемова, С. С. Сулакшина, А. И. Турчинова,.

1 Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире.-М. 1996; Иванов О. И. Выявление интересов социальных групп на основе опросов общественного мнения (проблемы методологии и опыт изучения) // Общественное мнение населения крупного города. — СПб., 1992; Технологии социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования: Учебно-методическое пособие / Под ред. к.э.н., доц. С. А. Иванова. — СПб., 2003; Киселев В. Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России. — М., 2002; Михеев В. А., Пономаренко Б. Т. Государственная служба: регулирование конфликтов н социальное партнерство. — М., 1996; Семи-гин Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. — М., 1996; Сильвестров С. И. Индикативное планирование в стратегии экономического развития России. Проблемы современного государственного управления в России // Научный эксперт. 2008. № 8- Федулин А. А. Исторический опыт становления и развития социального партнерства в России.-М., 1999.

А.А. Хохлова, В.И.Якунина1. Ими проанализированы современные подходы к решению проблем управления кадровыми процессами в государственной службе. Учеными доказано, что институциональное развитие, как эволюционный поэтапный процесс, связано с расширением набора социокультурных образцов поведения и деятельности, предопределяющих возможные реакции на изменение состояния социальной среды, противодействуя развитию конфликтных ситуаций.

Отдельные аспекты деятельности организаций с позиций социологии управления предметно рассмотрены А. О. Васильевым, H.JI. Захаровым, С. А. Кукушкиным, JI.B. Карташовой, Т. Шеллингом, А.С.Ямщиковым" «. Значительный интерес представляют исследования проблем эффективности управления и профессионализма субъектов управленческого процесса в целях формирования бесконфликтной социальной среды в сфере государственного управления.

В ходе анализа научных публикаций по проблеме диссертационного исследования установлено, что конфликтология как наука стала разви.

1 Атаманчук Г. В. Конституционно-правовые основы государственной службы России // Государственная служба: Диалог с обществом. — М., 1998; Горбачев А. И., Зотова И. В. Организационная культура. — М. 2006; Егоров B.C. Синергетическое миропонимание и управление//Синергетика и социальное правление. — М., 1998; Кар-пичев B.C. Организация и самоорганизация социачьных систем: Словарь. -М., 2007; Лукья-ненкоВ.И. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: кадроведе-ние: Курс лекции.-М., 1998; Лытов Б. В. Государственная служба: управленческие отношения: Учебное пособие. — М., 2005; Нечипоренко B.C. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. — М., 2008; Охотский Е. В. Государственное управление в современной России. — М.&bdquo- 2008; Турчинов А. И., Панин И. Н. Теоретическая модель системы механизмов реализации государственной кадровой политики: Сборник научных статей. — М., 2003; Романов В. Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению. — М., 2006; Соколов В. М. Российская ментальность и исторические пути отечества. — М., 2007; Сулемов В. А. Государственная кадровая политика в современной России. — М., 2006; Сулакшин С. С. Государственная экономическая политика России. — М., 2008; Хохлов А, А. Кадровые процессы в системе государственной власти (социологический анализ). — М. 2000; Якунин В. И. Цивилизаци-онно-ценностные основания экономических решений. — М., 2008.

2 Васильев А. О. Управленческие решения и их оптимизация на основе аналитических процедур. — М., 2000; Захаров Н. Л. Управление социальным развитием организации. — М., 2006; Карташова Л. В. Методология принятия кадровых решений и оценка их эффективности. — М., 2003; Кукушкин С. А. Организационно-экономические аспекты принятия управленческих решений на предприятиях сферы сервиса. — М., 2000; Шеллинг Т. Стратегия конфликта. — М., 2007; Ямщиков А. С. Механизм принятия управленческих решений в учреждениях здравоохранения. — М., 2005. ваться в нашей стране с конца 80-х годов XX века. За последнее время опубликовано более 2 500 монографий и статей, защищено 69 докторских и более 600 кандидатских диссертаций. Из общего числа опубликованных научных работ около 5% - по социологии, до 9% — по психологии и политологии, 19%-по философии. Редко встречаются научные труды, посвященные социологическому анализу проблем формирования решений в конфликтологической практике государственной гражданской службы.

Объект исследования — государственная гражданская служба Российской Федерации.

Предмет исследования — управление конфликтами в государственной гражданской службе.

Цель диссертационной работы состоит в углублении теоретико-методологических представлений о социальных конфликтах, раскрытии социальных аспектов управления ими в государственной гражданской службе, включая подходы к формированию управленческих решений.

Основные задачи социологического исследования:

— охарактеризовать концептуальные представления о природе конфликтов и управлении ими в государственной гражданской службе;

— выявить факторы, предопределяющие формирование конфликтного потенциала государственной гражданской службы;

— обосновать методологические подходы к разработке и реализации управленческих решений по диагностике и урегулированию конфликтов в государственной гражданской службе;

— предложить механизмы управления конфликтами в государственной гражданской службе;

— раскрыть социальное партнерство как возможный механизм управления социальными конфликтами в государственной гражданской службе;

— разработать направления оптимизации управленческих решений по урегулированию конфликтов в государственной гражданской службе.

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили идеи и выводы классиков социологии и современных ученых, занимавшихся разработкой проблем управления конфликтами. Полезными оказались положения теории структурно-функционального анализа Т. Веблена, Р. Мертона, Т. Парсонса — о создании и особенностях функционирования социальных институтов, М. Вебера — о государственной службе как рациональной бюрократии. Автором учтены выводы В. Г. Афанасьева о целесообразности системного подхода при изучении социальных процессов в различных типах организаций, а также социологическому исследованию сложных типов управляемых объектов, А. А. Богданова — о роли организации в развитии и регулировании социальных процессов.

В диссертации использованы общенаучные принципы и методы исследования проблем социального управления, возможности диалектического, системного, институционального и ситуационного подходов, а также факторного анализа для исследования проблем управления конфликтами в государственной гражданской службе. Теоретическая база диссертационного исследования представлена результатами синтеза отдельных положений функциональной, диалектической и общей теории социального конфликта. В процессе выполнения диссертационного исследования автором использованы преимущественно социологические методы, включая анкетные опросы и экспертные оценки.

Источниковую базу диссертации составили положения Конституции Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты федерального и регионального уровней по вопросам государственной службы, включая федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Концепцию реформирования государственной службы Российской Федерации, Федеральную программу «Реформирование и развитие государственной службы Российской Федерации (20 092 013 годы)», ежегодные послания Президента Российской Федерации.

Федеральному Собранию Российской Федерации, а также материалы монографий и научных публикаций по исследуемой проблематике.

Эмпирической базой работы являются результаты конкретных социологических исследований, прежде всего проведенных при участии автора:

1. Экспертный опрос «Актуальные проблемы государственной гражданской службы в современной России» (январь 2009 г.). Опрошены 218 экспертов из числа руководителей организаций, служб управления персоналом, государственных гражданских служащих. Руководитель проекта — доктор социологических наук, профессор А. И. Турчинов. Руководитель исследования — доктор социологических наук, профессор К. О. Магомедов. Индекс в диссертации: АПГГС-09.

2. Социологическое исследование «Актуальные проблемы кадровой политики, и управления персоналом», проведенное в октябре 2007 г. Опрошено 1 120 граждан и 250 экспертов в 20 субъектах Российской Федерации. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и занимаемым должностям. Руководитель проекта — доктор социологических наук, профессор А. И. Турчинов. Руководитель исследования — доктор социологических наук, профессор К. О. Магомедов. Индекс: АПКПУП-07.

Автором был выполнен вторичный анализ материалов ряда социологических исследований, включая:

1. Социологическое исследование «Проблемы функционирования и развития государственной гражданской службы», проведенное в марте 2006 г. Опрошено 1 102 гражданина и 120 экспертов из числа государственных служащих законодательной и исполнительной ветвей власти федерального и регионального уровней, имеющих большой стаж работы в государственных органах власти и управления. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и занимаемым должностям. Руководитель проекта-доктор социологических наук, профессор А. И. Турчинов. Руководитель исследования — доктор социологических наук, профессор К. О. Магомедов. Индекс: ПФРГГС-06.

2. Экспертный опрос «Диагностика и регулирование социальных конфликтов в государственной гражданской службе», проведенный в сентябре-октябре 2005 г. Опрошено 324 эксперта из числа руководителей кадровых служб в системе государственной гражданской службы. Руководитель исследования — доктор исторических наук, профессор Б. Т. Пономаренко. Индекс: ДКГГС-05.

3. Экспертный опрос «Эффективность работы кадровых служб в государственных органах», проведенный в сентябре-октябре 2005 г. Опрошено 148 экспертов, в качестве которых выступили руководители кадровых служб в системе государственной гражданской службы. Руководитель проекта — доктор социологических наук, профессор А. И. Турчинов. Руководитель исследования — доктор социологических наук, профессор К. О. Магомедов. Индекс: ЭРКСГО-05.

4. Социологическое исследование «Актуальные проблемы государственной службы и кадровой политики в Российской Федерации», проведенное в октябре 2003 г. Опрошено 964 государственных служащих в 17 субъектах Российской Федерации. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и занимаемым должностям. Руководитель проекта — доктор социологических наук, профессор А. И. Турчинов. Руководитель исследования — доктор социологических наук, профессор К. О. Магомедов. Индекс: АПГСКП-03.

5. Социологическое исследование «Проблемы взаимодействия государства и общества в налоговой сфере», проведенное в апреле 2008 г. Опрошено 2 008 служащих налоговых органов в 13 субъектах Российской Федерации. Руководитель исследования — доктор социологических наук, профессор В. Э. Бойков. Индекс: ПВГОНС-НО-08.

6. Социологическое исследование «Проблемы взаимодействия государства и общества в налоговой сфере», проведенное в мае 2008 г. Опрошено 4 000 граждан (налогоплательщики — физические лица) в 13 субъектах Российской Федерации. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и занимаемым должностям. Руководитель исследования — доктор социологических наук, профессор В. Э. Бойков. Индекс: ПВГОНС-НФЛ-08.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна состоят в следующем:

1. В диссертации понятие «социальный конфликт в государственной гражданской службе» представлено как проявление обострения осознанного противоречия в развитии социально значимых процессов при исполнении гражданскими служащими должностных обязанностей, обеспечивающих реализацию целей государственного управления в условиях трансформации как социальных условий, так и структуры российского общества. Определены сущностные черты управления конфликтами в государственной гражданской службе. С одной стороны, это социально-политический и управленческий процесс целенаправленного воздействия на структуру конфликта, направление деятельности органа государственной власти, имеющее четко выраженный организующий, координирующий и распорядительный характер. С другой стороны,-это система научно обоснованных и закрепленных в нормативных правовых документах целей, задач, принципов и приоритетов деятельности государственных органов по установлению и регулированию социальных отношений. Обоснована возможность использования функциональной модели управления конфликтами, интегрирующей выявление, профилактику и урегулирование конфликта в государственной гражданской службе.

2. Раскрыта система управления конфликтами в государственной службе, включающая: субъекты — инициаторы субординационно-иерархического взаимодействия (представитель нанимателя, кадровая служба, правовое управление, комиссии по служебным спорам, комиссии по урегулированию конфликта интересов) — объекты — структура и процесс конфликта. На основе использования институционального подхода к исследованию государственной гражданской службы уточнены управленческие, правовые, экономические и социальные причины возникновения и развития конфликтов. В результате анализа субъектно-объектных и объектно-субъектных отношений в рамках линейного и функционального подчинения и обратной связи выделены конфликты между политическими и государственно-административными субъектами, между субъектами, находящимися на различном организационно-правовом уровне (нижестоящие и вышестоящие), субъектами, которые не находятся в организационном подчинении (по вопросам административного надзора, финансового контроля) — руководителем и подчиненным.

Автором охарактеризованы конфликты, возникающие в субъектно-субъектных отношениях в рамках линейного и функционального взаимодействия. К их числу отнесены: горизонтальные межведомственные конфликты (в процессе взаимодействия министерств, федеральных служб, агентств) — межуровневые конфликты в процессе взаимодействия федеральной гражданской службы и гражданских служб субъектов Российской Федерации. Доказано, что служебные споры, конфликт интересов и межличностные конфликты проявляются в государственной гражданской службе в рамках подчинения и взаимодействия.

3. Уточнено содержание понятия «управленческое решение», которое представлено как процесс определения диагностируемой проблемы и выбор возможного варианта воздействия на структуру конфликта. Установлено, что предупреждению проблем конфликта на ранних стадиях его развития способствует комплексный подход к его анализу. Применение методов системного анализа позволяет объединить элементы и связи различной природы, выявить их свойства и ввести в сферу управления. Использование системного подхода при формировании механизмов управления конфликтами в государственной гражданской службе позволяет перейти от реактивного управления к упреждающему, прогностическому воздействию на объект конфликта. Автором предложен алгоритм управления конфликтами указанных типов, включающий стадию анализа (постановка целей и задач, выявление проблем) и синтеза (разработка конкретных решений, их композиция).

4. Обоснована возможность выбора рациональных механизмов управления конфликтами в государственной гражданской службе. Выявлены и охарактеризованы механизмы управления конфликтами в государственной гражданской службе: институциональные, административные, экономические, социально-психологические, альтернативные. Определены направления оптимизации механизмов управления конфликтами, включающие активизацию потенциала кадров и развитие социальных основ государственной гражданской службы. Учитывая публично-правовой характер предназначения государственной гражданской службы, раскрыта специфика ее организационной культуры как комплексного антиэнтропийного механизма, используемого для регулирования конфликтов.

5. Автором обоснована возможность использования социального партнерства как механизма управления конфликтами в государственной гражданской службе. Социальное партнерство представлено как форма оптимизации коммуникаций между различными субъектами государственного управления в процессе управления конфликтами. Расширена сфера технологизации социального партнерства для целей профилактики и урегулирования конфликтов. Стратегическое планирование раскрыто в индикативном и директивном аспектах, открывающих возможности согласования интересов и контроля принятых решений. Проанализированы технологические аспекты действия механизмов управления конфликтами через выявление, легитимацию, регуляцию, структурирование, разрешение и институционализацию конфликтных ситуаций.

6. В диссертации конкретизированы принципы оптимизации управленческих решений в ходе конфликтологической практики в государственной гражданской службе: системно-функционального подходасоизмерения целей и ресурсовструктурной и процессуальной этапности оптимизации. Разработана социально ориентированная матрица оценки управленческих решений для целей конфликтологической практики в государственной гражданской службе, базирующаяся на сочетании следующих компонентов: решения проблемы при заданных условиях с наилучшим результатомдостижения поставленных целей и задачсистемной эффективности. Предложенная матрица расширяет диапазон критериев выбора оптимальной стратегии управления конфликтами в государственной гражданской службе. Общие методологические принципы оптимизации управленческих решений конкретизированы автором применительно к функциональному направлению управления конфликтами в государственной гражданской службе.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что автором проанализированы и систематизированы научные представления о конфликтах и их проявлениях в государственной гражданской службе, обоснованы механизмы и технологии их урегулирования и разрешения. Основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть учтены при формировании кадровой политики в государственной гражданской службе, ее реализации, выработке управленческих решений в условиях конфликта в государственной службепрофессиональной переподготовке кадров для служб управления персоналом.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались автором на ряде научно-практических конференций и семинаров по проблемам реформирования и развития государственной службы в 2006;2009 годах в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Российской академии наук. Основные положения и выводы исследования обсуждены и прошли апробацию на кафедре государственной службы и кадровой политики РАГС, а также отражены в научных публикациях автора по исследуемой проблематике общим объемом 2,7 п.л.

Структура диссертационной работы определена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по второй главе:

1. На основе социологического анализа обоснована возможность выбора рациональных механизмов управления конфликтами в государственной гражданской службе. Выявлены и охарактеризованы механизмы управления конфликтами в аппаратах государственной гражданской службы: правовые, организационные, научно-методические, социальнопсихологические. Определены направления оптимизации механизмов управления конфликтами включающие активизацию потенциала кадров и развития социальных основ государственной гражданской службы. Учитывая публично-правовой характер миссии государственной гражданской службы, раскрыта специфика организационной культуры государственной гражданской службы как комплексного антиэнтропийного механизма, придающего действиям индивидов общую векторальную направленность. Автором предложена также функциональная модель формирования должного образа государственного гражданского служащего, дающая качественную картину системного явления в целом.

2. Автором дано обоснование использованию социального партнерства как механизма управления конфликтами в государственной гражданской службе, которое характеризует идеологическую доктрину, обосновывающую ориентацию на согласование и защиту интересов государственных гражданских служащих. Социальное партнерство представлено в главе как форма оптимизации коммуникаций между различными субъектами государственного управления в процессе управления конфликтами. Расширена сфера технологизации социального партнерства для целей профилактики и урегулирования конфликтов: стратегическое планирование представлено в индикативном и директивном аспектах, открывающих возможности согласования интересов и контроля принятых решений. Раскрыты технологические аспекты механизмов управления конфликтами через выявление, легитимацию, регуляцию, структурирование, разрешение и институционализацию конфликтных ситуаций.

3. Конкретизированы принципы оптимизации управленческих решений в ходе конфликтологической практики в государственной гражданской службе, включая: принцип системно-функционального подходаоптимального сочетания ориентации в процессе управления конфликтамисоизмерения целей и ресурсовструктурной и процессуальной этапности оптимизации.

Разработана социально ориентированная матрица оценки управленческих решений для целей конфликтологической практики в государственной гражданской службе, базирующаяся на сочетании следующих компонентов: решении проблемы при заданных условиях с наилучшим результатомдостижения поставленных целей и задачсистемной эффективностимаксимального удовлетворения потребностей государственных гражданских служащих. Предложенная матрица расширяет диапазон критериев выбора оптимальной стратегии управления конфликтами в государственной гражданской службе, а также оценки управленческих решений в ходе урегулирования конфликтов.

Общие методологические принципы оптимизации управленческих решений конкретизированы автором применительно к функциональному направлению управления конфликтами в государственной службе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе выполнения диссертационного исследования доказано, что на современном этапе реформирования и развития системы государственной службы важное значение имеет углубление научных представлений о проявлениях конфликтогенности в органах государственной власти, развитии механизмов предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также других типов конфликта. Возрастает необходимость выявления основных детерминант, под действием которых возникают конфликты в ходе реализации властных полномочий.

1. Анализ различных концепций социального конфликта показал, что многие из них в силу объективных причин были приспособлены к определенным теоретико-методологическим схемам, которые исключали принципиальную возможность исследования конфликтов в государственной службе. Анализ концептуальных подходов к изучению и обоснованию способов разрешения социальных конфликтов позволяет сделать вывод о том, что основные теоретические концепции социального конфликта можно условно разделить на две группы. Мнения социологов, относящихся к первой группе, сводятся к тому, что конфликты являются неотъемлемой частью общества и им присуща позитивная роль в процессе развития социума, (Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Маркс, Г. Спенсер и др.). Теоретики, принадлежащие к другой группе, обосновывают негативную роль конфликтов, их дестабилизирующую и дезорганизационную функцию (Р. Мертон, П. А. Сорокин, Т. Парсонс и др.).

Диагностика различного типа конфликтов в государственной гражданской службе, их структуры и динамики имеет важное значение для социологии управления, теории и практики конфликтологии, успешного развития государственной гражданской службы в период ее реформирования. Учитывая специфику властных отношений государственных гражданских служащих, которые реализуют свои полномочия как в управлении самой государственной службой, так и в реализации функций государственного управления, возникающие в этой сфере конфликты зависят не только от внутренних, но и от внешних факторов и условий, вызванных как объективными социальными причинами, так и субъективными политическими и экономическими факторами. Конфликт на государственной гражданской службе — это, прежде всего, противоречие в развитии социально-значимых процессов и явлений при исполнении соответствующих должностных полномочий, призванных обеспечивать жизнедеятельность российского социума. В отличие от социального, личностный конфликт на государственной гражданской службе проявляется в столкновении двух или более сил, детерминированных личной несовместимостью.

2. Проблема управления конфликтными ситуациями является весьма сложной, поскольку от ее решения зависит эффективное функционирование любой структуры государственной службы. Профилактика, диагностика и урегулирование конфликтов в государственной службе представляют собой систему способов, механизмов и технологий разрешения конфликтных ситуаций различного рода. Социологический анализ управления социальными конфликтами как функции государственной гражданской службы открывает возможность для ее представления как специализированного направления деятельности субъектов государственной кадровой политики, органа государственной власти, его кадровой службы по отношению к решению задач управления персоналом государственной гражданской службы.

3. В ходе анализа институциональных основ государственной гражданской службы очевидной становится потребность выявления основных причин возникновения конфликтных ситуаций. При этом наиболее представительными являются:

— управленческие, которые проявляются в виде отсутствия единой согласованной политики в отношении государственной службы, а именно правовые, актуализирующиеся в несовершенстве нормативной и правовой базы государственной гражданской службы, наличии правовых коллизий;

— социально-экономические, обусловленные низким уровнем заработной платы, материальным стимулированием, неудовлетворенностью социальными гарантиями и др.;

— нравственные. В ходе социологических исследований респонденты отмечали, что морально-нравственный климат в государственной гражданской службе требует значительного улучшения.

4. Среди многообразия конфликтов в государственной гражданской службе особого внимания заслуживает изучение конфликта интересов, который является неотъемлемой частью общественной жизни государственных гражданских служащих и проявляется в противоречии личных интересов в процессе исполнения должностных обязанностей. Конфликт интересов выступает острым проявлением социальных конфликтов, поскольку обуславливает снижение моральных качеств личности государственных гражданских служащих, возникновение коррупции в органах государственной власти и, как следствие, снижение авторитета государственной гражданской службы в целом.

5. Результаты анализа конкретных разновидностей конфликтов оказываются недостаточными в силу того, что из содержательных определений конфликта уходит нечто общее, присущее любым конфликтным процессам. Это обусловливает необходимость преодоления проблем теоретического и практического плана по решению конкретных задач управления конфликтами в гражданской службе. В рамках линейного и функционального взаимодействия государственно-административные отношения могут проявляться как в субъектно-объектной и объектно-субъектной, так и субъектно-субъектной форме. Установленные особенности, причины и условия конфликтного взаимодействия дали возможность сформировать общую типологию конфликтов, возникающих в государственной гражданской службе, которая включает наличие: служебных споровконфликта интересовконфликтов между политическими и административными субъектамиконфликтов на уровне министерств, федеральных служб и агентств, представляющих собой организационно оформленные звенья управлениямежличностные конфликты.

6. Принятие управленческих решений в условиях конфликта составляет основу управленческой деятельности, являющейся по существу непрерывным процессом воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Процесс управления конфликтами, имеющий целью нейтрализацию отрицательных и усиление положительных функций конфликта, включает в себя комплекс управленческих мероприятий. Специфика управленческого решения заключается в том, что оно в целом, как и его составляющие (цели, задачи, методы, социальные последствия, контрольные мероприятия), носит не частный, а комплексный характер. В таком решении должны быть интегрированы основные функции управления, а также политический, экономический, социальный, организационный, юридический, психолого-педагогический и духовно-нравственный аспекты.

7. Выбор системно-ситуационного подхода и его применение при анализе конфликтов в государственной гражданской службе обусловлен генезисом этого подхода в современных условиях развития научной методологии. Такой методологический подход позволяет рассмотреть конфликт как социально обусловленную и динамическую систему, которая не сводится к простой сумме отдельных составляющих систему элементов, а обладает структурой, в которой свойства каждого элемента определяются его местом в этой структуре. В качестве единицы системно-ситуационного подхода принята конфликтная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. Ситуационный подход позволяет обеспечить компетентностный подход к управлению конфликтной ситуацией, в которой задействованы различные подсистемы, входящие в состав организации.

8. Применение проблемного и субъектно-деятельностного подходов при разработке управленческих решений в ходе конфликтологической практики дает возможность научно-обоснованного подхода к проектированию системно-ориентированного поля конкретных мер по управлению конфликтами различного рода, представляющих организационное поведение гражданских служащих при урегулировании конфликтных ситуаций. Использование обоснованной методологии управленческих решений по диагностике и регулированию социальных конфликтов дает возможность не только сформировать представление о генезисе, сущности и структуре социального конфликта, но и разработать предложения по управлению конфликтами на государственной гражданской службе, включающие управленческие технологии оптимального функционирования государственной гражданской службы, социальные механизмы урегулирования конфликтов.

9. Применение методов системного анализа позволяет объединить на системных принципах элементы и связи различной природы, выявить особые системные свойства и ввести их в сферу управления. Компонентами механизма управления конфликтами становятся социальные субъекты и элементы, социальные процессы и закономерности их взаимодействия. Механизм управления конфликтами представляет собой систему их логической взаимосвязи, что позволяет посредством его формирования, внедрения и корректировки достигать целей социального управления, которое является регламентированной и регулируемой деятельностью, направленной на создание, поддержание и оптимизацию управления организацией на основе единства целеполагания и целедостижения. Социальный механизм управления конфликтами в государственной гражданской службе — это система социальных средств, предназначенная для преобразования концептуальных идей государственной кадровой политики в реальную конфликтологическую практику в государственной гражданской службе.

10.Рассматривая организационную культуру как комплексный антиэнтропийный механизм — элемент системы управления конфликтами в государственной гражданской службе, придающий действиям индивидов определенную общую векторальную направленность, важно обеспечить ее понимание как социального процесса, которому присущи такие качества, как направленность и стадиальность. Процессный подход к изучению организационной культуры позволяет опираться на новую, ранее мало использованную методологическую и методическую базу, предусматривающую целенаправленное формирование организационной культуры. Наличие в системе собственной культуры, совокупности идеологического и морального воздействия создает внеэкономические предпосылки для эффективной профилактики и урегулирования конфликтов различного рода, включая конфликт интересов на государственной службе. Социальный потенциал государственной гражданской службы как совокупность элементов, необходимых для осуществления эффективного управления кадровыми процессами, является императивом для инновационной восприимчивости, которая отражает способность системы к успешному освоению нововведений, легитимации конфликтных проявлений.

11.Исследование сущности и природы социальных интересов как государственных гражданских служащих, так и других субъектов конфликтного взаимодействия в рамках государственного управления показывает целесообразность рассмотрения социального интереса как широкой научной категории, олицетворяющей идеи, потребности, ценности, которыми оперирует и к которым стремится субъект управления. В общем плане интерес представлен как объективное отношение индивида, группы, общности к потребностям и к их условиям удовлетворения. В социально-трудовых конфликтах интерес предстает в разрезе субъектов-носителей интереса. Недоучет региональных представлений и проблем приводит к сохранению центробежных тенденций, усилению дезинтегративных процессов, обострению экономических, социальных и национально-этнических проблем, возникновению различного рода конфликтов.

12.Механизм социального партнерства характеризуется освоенным переговорным процессом, политико-правовым обеспечением и нормативным установлением процедур согласования интересов, участием представителей общественных объединений в выработке договоров и соглашений, созданием двухи трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых конфликтов, деятельностью групп экспертов. Таким образом, обеспечивается согласованность и сглаженность управленческой деятельности, придавая государственной гражданской службе качество, выражающееся в способности поддерживать постоянную связь между предназначенными к взаимодействию компонентами, укреплять взаимное доверие партнеров, повышать готовность к поиску взаимоприемлемых управленческих решений. В качестве объекта технологизации в системе соцнального партнерства выделяется социальное планирование развития государственной гражданской службы.

13.На основе результатов диссертационного исследования предложены направления совершенствования технологизации управления конфликтами в государственной гражданской службе, которая представляет собой комплексную интегративную систему, включающую множество последовательных операций и действий, механизмов, обеспечивающих целе-определение гражданской службы, содержательные и процессуальные аспекты ее деятельности, направленные на повышение эффективности кадровых процессов, что в конечном счете обеспечивает целостное воздействие на поведение служащего, создание благоприятной управленческой среды, организованности, дисциплины, доверия, упорядоченности организационных отношений, изменение отношения кадров к трудовой деятельности в соответствии с целью государственного управления. Синтез различных теорий оптимизации управленческих решений позволяет сделать вывод о том, что реализация классических и современных моделей принятия управленческих решений в практике государственного управления позволяет коренным образом перестроить систему управления человеческими ресурсами и на этой основе добиться достижения максимальной эффективности государственного управления.

М.Используя возможности системного подхода к анализу механизмов управления конфликтами в государственной службе, в диссертации сделан акцент на социологическом исследовании процессов формирования системы предупреждения и урегулирования социальных конфликтов в государственной гражданской службе. При этом в самостоятельную предметную область исследования выделено выявление закономерностей, объективных условий и субъективных факторов, которые влияют на содержание социальных процессов.

Разобщенность и децентрализованность действий различных ветвей власти, различие их позиций, доходящее до открытых конфронтаций, значительно снижает эффективность системы государственного управления. Проблемы формирования институциональной системы предупреждения деструктивных конфликтов и управления ими требуют углубленного социологического анализа, расширения дисциплинарного диапазона, развития методологической базы и методов анализа, эмпирической базы исследования в условиях проявления конфликтов в государственной службе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Офиц. изд. М., 2000.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ //Российская газета. 2001. 31 декабря.
  4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Российская газета. 2003. 31 мая.
  5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. 2004. 31 июля.
  6. Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885 // Российская газета. 2002. 15 августа.
  7. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314 // Российская газета. 2004. 12 марта.
  8. Указ Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих» от 1 февраля 2005 г. № 110 // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 437.
  9. Указ Президента РФ «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» от 1 февраля 2005 г. № 111 // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 438.
  10. Указ Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. № 112 // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 439.
  11. Указ Президента РФ от «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» 1 февраля 2005 г. № 113 // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 440.
  12. Указ Президента РФ «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» № 1131 от 31 декабря 2005 г. № 1574 // Российская газета 2005. 31 декабря.
  13. Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008 г. № 815 // Российская газета. 2008. 11 мая.
  14. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003−2005 годы)». Утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 // Российская газета. 2002. 23 ноября
  15. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.
  16. Указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2009−2013 годы)» от 10 марта 2009 г. № 261.
  17. Н.Я. Управленческое партнерство: новый взгляд на концепты государственной властной вертикали. — М.: Профиздат, 2003.304 с.
  18. А.Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: ПИТЕР, 2007. — 288 с.
  19. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 591 с.
  20. Г. Е. Государственная служба как социальный институт. М.: Изд-во «Проспект», 2007. — 232 с.
  21. Г. В. Теория государственного управления М.: Юрид. лит., 1997.-400 с.
  22. В.Г. Научное управление обществом. М., 1968. — 438 с.
  23. Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. 4-е изд. Мн.: ТетраСистема, 2004. — 288 с.
  24. JI.B. Механизм государственного управления коллективными трудовыми конфликтами.-Донецк: Норд компьютер, 2004.242 с.
  25. К.А. История и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.-224 с.
  26. JT.B. Оплата труда: государственная гражданская служба: Монография. -М.: РАГС, 2008.-212 с.
  27. В.И., Жовтун Д. Т., Петренко E.JI Управление модер-низаторскими процессами и характеристиками: Учебное пособие.-М.: Изд-во РАГС, 2001.
  28. С.В., Малышев С. И. Этика государственной службы. Политико-философский аспект. — Великий Новгород, 2002. 155 с.
  29. М. Избранное: Образ жизни. М.: Юристъ, 1994 — 702 с.
  30. В.В. Развитие коммуникативной компетентности специалиста: Учебное пособие. -М.: РАГС, 2007. 138 с.
  31. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1977. — 358 с.
  32. ГлуховаА.В. Типология политических конфликтов. Воронеж, 1997.
  33. Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. — 478 с.
  34. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Под общ. ред. В. П. Иванова -М.: Изд-во «Известия», 2003.-410 с.
  35. Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной политике: В 5 т./Под общ. ред. С. С. Сулакшина. -М.: Научный эксперт, 2008. 3 364 с.
  36. В.Д. Государственная гражданская служба: Учебник. 2-е изд. М.: КНОРУС, 2007. — 496 с.
  37. В.Д. Социология управления: Учебник.-М.: КНОРУС, 2008.-512 с.
  38. ГришинаН.В. Психология конфликта. 2-е изд.-СПб.: Питер, 2008.-544 с.
  39. Данакин Н. С, Дятченко Л. Я, Сперанский В. И. Конфликты и технология их предупреждения. М.: БЦСТ, 1995. — 318 с.
  40. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. М.: Мысль, 2002. — 406 с.
  41. С.В., Арзамасцев А. Д. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих в субъекте Российской Федерации. Йошкар-Ола: МГТУ, 2008. — 164 с.
  42. А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002. — 526 с.
  43. А.В., Кудрявцев В. Н. Введение в общую теорию конфликтов. Изд. 2-е. М.: МАЭП, ИИК «Калита», «Собрание», 1998. — 312 с.
  44. А.В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов. — М.: ЦКИ РАН, 1993. 456 с.
  45. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/Пер. с фр. А. Б. Гофмана.-М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2006.-352 с.
  46. А.Г. Социальный конфликт. 2-е изд. -М.: Академия, 2001.-464 с.
  47. Ю.Г. Конфликтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-342 с.
  48. Захаров H. JL, Кузнецов A.JI. Управление социальным развитием организации: Учебник. М.: Инфра-М, 2006. — 263 с.
  49. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 2000. — 317 с.
  50. Г. Избранное / Пер с нем. Т. 2: Созерцание жизни / Сост. С. Я. Левит, Л.В. Скворцов- Отв. ред. Л. Т. Мильская. М.: Юристъ, 1996 -607 с.
  51. В.Н. Социальные технологии в современном мире.-М.: Славянский диалог, 1996. 432 с.
  52. О.И. Выявление интересов социальных групп на основе опросов общественного мнения (проблемы методологии и опыт изучения)//Общественное мнение населения крупного города. СПб.: ИСЭП РАН, 1992.
  53. И.Л. О сильной власти. М.- Париж, 1992. — 432 с.
  54. Ю.В. Психология и политика. М.: РУДН, 1993.
  55. Л.А. Социальная организация государственной службы. М.: РАГС, 2000.
  56. B.C. Организация и самоорганизация социальных систем: Словарь. 3-е изд. М.: РАГС, 2007. — 282 с.
  57. Л.В. Стратегия управления человеческими ресурсами и оценка его эффективности. М.: Информ-знание, 2003. — 288 с.
  58. Л.В., Никонова Т. В., Соломандина Т. О. Организационное поведение: Учебник. М.: Инфра-М, 2008. — 384 с.
  59. КибановА.Я., Ворожейкин И. Е, Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология: Учебник. 2-е. изд. М.: Инфра-М, 2006. — 302 с.
  60. В.Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России. -М.: Изд-во «Экономика», 2002. — 230 с.
  61. С.Г. Государственная гражданская служба: Учебное пособие. -М.: Изд-во «Проспект», 2008. 192 с.
  62. КнорингВ.И. Искусство управления.-М.: Изд-во БЕК, 1997. — 288 с.
  63. JI. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. А. Назаровой. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 205 с.
  64. JI. Функции социального конфликта. М., 2000. — 67 с.
  65. Г. И. Политическая конфликтология: Учебное пособие. -М.: Инфра, 2008.-432 с.
  66. О. Основные этапы развития социологической мысли. М., 1993.
  67. К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2008. — 272 с.
  68. Н.Ф., Талан М. В. Конфликтные ситуации в деятельности государственных служащих и способы их регулирования: Учебно-методическое пособие. — М.: ИНК госсужбы, 2002. 92 с.
  69. Т.П. Управление социальной сферой региона. Тула: Гриф и К, 2001.- 152 с.
  70. .В. Управленческие отношения в государственной службе: Учебно-методическое пособие. М.: РАГС, 2005. — 60 с.
  71. К.О. Социология государственной службы: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: РАГС, 2004. — 188 с.
  72. Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1997. — 636 с.
  73. Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 4.-М., 1979.-352 с.
  74. К. и Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Избр. произв.: 3 т. -М., 1979. Т. 1.-578 с.
  75. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. — 256 с.
  76. В.А., Пономаренко Б. Т. Государственная служба: регулирование конфликтов и социальное партнерство: Учебное пособие.-М.: РАГС, 1996.-55 с.
  77. B.C. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. М.: РАГС, 2008. — 330 с.
  78. Нравственные основы государственной службы России: Учебное пособие / Под общ. ред. В. М. Соколова. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 300 с.
  79. Е.В. Государственное управление в современной России: Учебно-методический комплекс.-М.: МГИМО (у)МИД России, 2008.-548 с.
  80. Т. О социальных системах / Под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. М.: Акад. Проект, 2002. — 831 с.
  81. Т. О структуре социального действия/Под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С.А. Белановского/-М.: Акад. Проект, 2000. 879 с.
  82. Планы Президента Медведева. Ценности и цели первого послания: Сборник. М.: Изд-во «Европа», 2009. — 200 с.
  83. .Т. Профессиональное образование кадров управления: тенденции и приоритеты // Государственная служба и кадровый потенциал России: история, современность, будущее.-М.: РАГС- Курск, 2002.
  84. А.И. Дезорганизация: причины, виды, преодоления. -М.: Инфра-М, 2007. 476 с.
  85. Проблемы государственной политики регионального развития России: Материалы всероссийской научной конференции (Москва, 4 апреля 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2008. — 1 080 с.
  86. Д., Ким С.Х. Социальный конфликт. Эскалация, тупик, разрешение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 256 с.
  87. В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению. М.: РАГС, 2006. — 92 с.
  88. Россия-2020. Главные задачи развития страны. — М., 2008. 60 с.
  89. РябоваЕ.Л. Культура конфликтного взаимодействия.-М.: Изд-во «Этносоциум», 2008. — 193 с.
  90. E.JT. Развитие организационной культуры государственной службы Российской Федерации (социологический анализ). -М.: Изд-во «Этносоциум», 2009. 112 с.
  91. В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. М.: Росток, 2003. — 275 с.
  92. Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 1996.-239 с.
  93. В.Б. Кадровая политика в условиях социальной трансформации. Орел, 1998. — 186 с.
  94. СмитА. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. B.C. Афанасьева. — М.: Эксмо, 2007. 960 с.
  95. С.В. и др. Введение в теорию международного конфликта. М.:РАГС, 1996. — 80 с.
  96. В.М. Нравственные основы государственной службы: Учебное пособие. М.: РАГС, 2003. — 362 с.
  97. В.М. Российская ментальность и исторические пути Отечества: записки социолога. -М.: РАГС, 2007. — 248 с.
  98. А.В. Конфликты на государственной службе. Типология и управление. — М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2008. 296 с.
  99. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов ВУЗов.-М.: Аспект Пресс, 2000.325 с.
  100. П.А. Социальная и культурная динамика / Под общ. ред., с предисл. и сост. В.В. Сапова- М.: Астрель, 2006. 1 176 с.
  101. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Под общ. ред., с предисл. и сост. А. Ю. Согомонова. -М.: Политиздат, 1992. 542 с.
  102. Социально-организационные основы государственной службы / Под общ. ред. В. Л. Романова. М.: РАГС, 2005. — 273 с.
  103. С.С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: Монография в 2 т. Т. 1. — М.: Научный эксперт, 2008. 464 с.
  104. В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии: Монография. 2-е изд. -М.: РАГС, 2006.-344 е.-
  105. Т.С. Социальные конфликты: методы анализа, способы урегулирования: Лекция. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 42 с.
  106. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 558 с.
  107. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. А. Л. Гапоненко,
  108. A.П. Панкрухина. М.: РАГС, 2004. — 547 с.
  109. Дж. Структура социологической теории.-М.: Прогресс, 1985.-471 с.
  110. Территориально-политическое устройство Российского государства: от прошлого к будущему: Материалы всероссийской научной конференции. Москва, 3 апреля 2008 г. М.: РАГС, 2008. — 342 с.
  111. Технологии оценки и отбора государственных служащих (из ряда зарубежных стран) // Вестник зарубежной службы. 1993. № 1. 42 с.
  112. Технологии социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования: Учебно-методическое пособие/Под ред. к.э.н., доц. С. А. Иванова. СПб.: РНЦ ГМУ, 2003. — 248 с.
  113. Технологии социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования: Учебно-методическое пособие / Под ред. к.э.н., доц. С. А. Иванова. СПб.: РНЦ ГМУ, 2003. — 253 с.
  114. Л.Н. Политический конфликт и политическое управление // Политическое управление: Курс лекций. М.: РАГС, 1996. — 286 с.
  115. Л.Н. Политический конфликт: Лекция.-М.: РАГС, 2009.-34 с.
  116. А. Демократия в Америке / Пер. А. Якубовича с 5-го изд. переем, и доп. Киев, 1860.
  117. Э. Метаморфозы власти. М.: Изд-во ACT, 2007. — 669 с.
  118. В.В. Основы кадрового менеджмента/В.В. Травин,
  119. B.А. Дятлов. М., 1997. — 332 с.
  120. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.:ФЛИНТА, 1998.
  121. А.И. Профессионализм и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. — М., 1998.
  122. А.И. Профессионально-должностное развитие персонала государственной службы//Служебная карьера/Под ред. Е. В. Охотского.-М.: РАГС, 1998.-С. 303.
  123. А.И., Панин И. Н. Теоретическая модель системы механизмов реализации государственной кадровой политики: Сборник научных статей. М.: РАГС, 2003-
  124. Турчинов А. И. Социальное измерение государственной кадровой политики // Человек и труд. 2001. № 7.
  125. Управление персоналом: Учебник/Общ. ред. А. И. Турчинова. — М.: Изд-во РАГС, 2008. 608 с.
  126. Управление: организационный и социально-экономические аспекты: Сборник научных статей/Под общ. ред. А. И. Турчинова. — М.: РАГС, 2005.-249 с.
  127. А.А. Исторический опыт становления и развития социального партнерства в России. — М., 1999. — 286 с.
  128. А.А. Кадровые процессы в системе государственной власти (социологический анализ). М.: Изд-во МСПИ, 2000. — 272 с.
  129. В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М., 2002.
  130. Т. Стратегия конфликта / Пер. с англ. Т. Даниловой.-М.: ИРИСЭН, 2007. 366 с.
  131. ШтомпкаП. Социология социальных изменений. — М.: Аспект Пресс, 1996.-
  132. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. — М.: Омега- Л., 2007.-567 с.
  133. В.А. Перестройка требует научного знания о социальном субъекте общественных процессов // Социология перестройки. М., 1990.
  134. В.И. Цивилизационно-ценностные основания экономических решений. М.: Научный эксперт, 2008. — 198 с.
  135. Ш. Статьи в научных и периодических изданиях
  136. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4.
  137. Г. К. Элитология в зеркале политической философии и политической социологии // Социально-политический журнал. 1998. № 6.
  138. Бек У. Трансформация политики и государства в эпоху глобализации // Свободная мысль XXI век. 2004. № 7.
  139. В. Государственные служащие: штрихи коллективного портрета// Социологические исследования. 1997. № 6.
  140. В.Э. Профессиональная культура государственной службы//Социс. 1999. № 2.
  141. В.Э. Реформа государственной службы: предпосылки и проблемы: Результаты социологического опроса, проведенного 1— 7 октября 2003 г. // http://www.rags.ru/scenter/index.shtm
  142. В. Госслужащие: о себе, о работе, о власти // Государственная служба. 2003. № 1.
  143. Ю.А. Теория и практика переходных процессов в развитии российской государственности //Государство и право. 1995. № 1.
  144. В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы, практики // Полис. 1998. № 1.
  145. Р.Б., Денхардт Дж.В. Новая государственная служба: служить обществу, а не «стоять у руля» // Государственная служба за рубежом. 2001. № 2.
  146. И.Б. Субъект и субъектность в структуре свойств человека: попытка комплексного подхода // Акмеология. 2004. № 3.
  147. ДрюкМ.А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм //Вопросы философии. 2004. № 10.
  148. Т.Н. Постсоциалистический трансформационный процесс в России // РГНФ. 1998. № 3.
  149. Г. П. Госслужащие региона: состав и социальные особенности // Социс. 1999. № 2.
  150. Г. П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция//Социс. 1996. № 6.
  151. Г. П. Социология на службе управления // Социально-политический журнал. 1988. № 3.
  152. О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал российского права. 2006. № 3.
  153. А. Профессия государственный служащий // Государственная служба. 2005. № 2.
  154. В.А. Новая табель о рангах//Социальная защита. 2006. № 4.
  155. B.C. Бюрократия и современные проблемы реформирования государственной службы // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2.
  156. B.C. Открытость власти как приоритет административной реформы // Государственная служба. 2004. № 4.
  157. B.C. Что мешает продвижению административной реформы в России? // Власть. 2006. № 4.
  158. А. Диагностика профессионального потенциала кадров системы регионального управления // Государственная служба. 2005. № 1.
  159. С.П., Князева Е. Н. Коэволюция социальных структур: баланс доли самоорганизации и доли управления // Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Т. 3. Ч. 1.-М., 2004.
  160. Е.А. Кадровый корпус государственных служащих: потенциал, динамика, тенденции, метаморфозы // Социология власти. 2004. № 1.
  161. А. Программы профессионального развития государственных служащих в Канаде // Государственная служба. 2006. № 2.
  162. В. Отношение россиян к реформам и власти // Государственная служба. 2005. № 2.
  163. К.О. Государственная служба и проблемы совершенствования управления в условиях становления гражданского общества в России //Ежегодник'98: Государственная служба России.-М.: Изд-во РАГС, 1999.
  164. В.Б. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат // Социс. 1997. № 7.
  165. Р.К. Социальная теория и социальная структура// Социологические исследования. 1992. № 2. С. 118−124.
  166. О.В. Провинциальное чиновничество в России вт. четв. XIX век: социальный портрет, быт и нравы // Вестник МГУ. Сер. 8: История. 1993. № 6.
  167. Н., Турчинов А., Романов В., Граждан В., Атаманчук Г. Какой быть государственной службе? // Государственная служба. 2001.
  168. А.В. На службе государевой: к истории российского чиновничества// Общественные науки и современность. 1997. № 5.
  169. Т. Новый аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификации. Вып. 2. М., 1992.
  170. Л.Ф. Российский чиновник на службе в кон. XVIII-перв. пол. XIX века // Человек. 1995. № 4.
  171. ПицикН.И. Проблемы формирования кадрового состава гражданской службы в современных условиях // Власть. 2006. № 6.
  172. Г. В. Политические события глазами россиян: психологические механизмы восприятия и индивидуальной интерпретации // Полис. 2004. № 4.
  173. В.Л. Поиск новых методологических оснований государственной службы (информационно-сингрессивный подход) // Ученые записки РАГС. Вып. I. М.: Изд-во РАГС, 2004.
  174. Н.В. Социология и институт государственной службы // Социс. 1999. № 2.
  175. В.О. Социальная напряженность. М., 1990. № 8.-12 с.
  176. СикевичЗ.В. «Образ» прошлого и настоящего в символическом сознании россиян // Социологические исследования. 1999. № 1.
  177. С.Н. Индикативное планирование в стратегии экономического развития России. Проблемы современного государственного управления в России. М.: Научный эксперт, 2008. № 8.
  178. В. Бюрократия и бюрократизм: как свести бюрократизм к минимуму? // Государственная служба. 2002. № 1.
  179. В. Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации // Государственная служба. 2004. № 2.
  180. А.И. Конфликты в государственно-административной сфере // Полис. 1997. № 7.
  181. СтепинВ.С. Генезис социально-гуманитарных наук//Вопросы философии. 2004. № 3.
  182. А.И. Проблемы формирования системы управления государственной гражданской службы // Государственная служба. 2006. № 3.
  183. А.И. Проблемы теории и методологии государственного управления // Государственная служба. 2008. № 5. С. 28−36.
  184. А.И. Синергия конструктивного и деструктивного профессионализма // Человек, наука, управление. — М., 2002.
  185. А.И. Профессионализация управленческого труда / А. И. Турчинов // Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. М.: РАГС, 1997. — С. 139−163.
  186. С.Р., Кушелевич Е. И. Теория жизненных циклов организации Адизеса И. и российская действительность // Социологические исследования. 1996. № 10.
  187. И.Т. Наука ценности — гуманизм // Вопросы философии. 1981. № 3.
  188. А. Злоупотребление основными правами, или парадоксы преднамеренности? // Сравнительное конституционное обозрение. М. № 2 (63). 2008. С. 164.
  189. П.В. Государственная служба через призму российской истории//Имидж государственной службы: Сб. науч. трудов.-М., 1996.
  190. Шепель JL Эра чиновничьих мундиров (XIX век) // Родина. 1994.7.1. Авторефераты диссертаций и диссертации
  191. АмбаловаА.Б. Управление карьерой государственного гражданского служащего (социологический анализ): Автореф. дисс.. канд. соци-ол. наук. М.: РАГС, 2006. — 24 с.
  192. АджиеваА.М. Управление социальным развитием муниципальных образований: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. — М.: РАГС, 2007.-24 с.
  193. А.П. Моральный конфликт в сфере государственной службы (этико-социологический анализ): Дисс.. канд. социол. наук. -М.: РАГС, 2000. 168 с.
  194. П.Г. Кадровая политика и механизм ее реализации в отрасли народного хозяйства (на примере железнодорожного транспорта): Автореф. дисс. канд. социол. наук. М.: РАГС, 2008. — 24 с.
  195. А.П. Управление социальными процессами в конфликтных ситуациях в воинских коллективах: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. М.: АТиСО, 2000. — 34 с.
  196. С.В. Управление профессионально-квалификационным развитием персонала государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. социол. наук.-М.: РАГС, 2008.-28 с.
  197. З.Э. Социальные аспекты профессионального развития кадров государственной службы: Автореф. дисс.. канд. социол. наук.-М.: РАГС, 2004.-24 с.
  198. В.И. Профессиональные и институциональные основы государственной службы Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. -М.: РАГС, 2003.-20 с.
  199. JI.B. Методология принятия кадровых решений и оценка их эффективности: Дисс.. доктора экон. наук. — М.: РГБ, 2 003 321 с.
  200. В.К. Организационная культура государственной гражданской службы: сущность, тенденции развития: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. -М.: РАГС, 1999.-22 с.
  201. С.А. Организационно-экономические аспекты принятия управленческих решений на предприятиях сферы сервиса: Дисс.. канд. экон. наук. — М.: РГБ, 2003. — 246 с.
  202. Н.М. Управление кадровыми процессами в муниципальной службе: Дисс.. канд. социол. наук. -М.: РАГС, 2007. 187 с.
  203. К.О. Формирование гражданского общества в современной России (социологический анализ): Дисс.. докт. социол. наук. -М.: РГБ, 2000.-321 с.
  204. МежидоваП.С. Регулирование кадровых процессов в государственной службе (социологический анализ): Автореф. дисс.. канд. социол. наук. М., 2001.-25 с.
  205. О.В. Регулирование социальных конфликтов государственной гражданской службой: Дисс.. канд. социол. наук.-М.: РГБ, 2004.-175 с.
  206. Т.И. Особенности государственной службы как социального института и ее функция реализации социальной политики: Автореф. дисс.. канд. социол. наук. -М.: РАГС, 2003. 24 с.
  207. В.Г. Социальный механизм управленческих инноваций: Дисс.. канд. социол. наук. -М.: РАГС, 2007. 167 с.
  208. E.JI. Развитие организационной культуры государственной службы Российской Федерации (социологический анализ): Автореф. дисс.. канд. социол. наук. — М.: РАГС, 2003. — 24 с.
  209. С.В. Теоретико-методологические проблемы управления конфликтами в международных системах: Дисс.. докт. полит, наук.-М.: РАГС, 1997.-331с.
  210. О.Ю. Социальные функции служб по связям с общественностью органов государственной власти: Автореф. дисс.. канд. соци-ол. наук. М.: РАГС, 2006. — 26 с.
  211. Е.И. Конфликтология переходного периода: духовно-мотивационный аспект: Дисс.. докт. филос. наук.-М.: РГБ, 1996. — 312 с.
  212. JI.H. Власть и оппозиция: конфликтно-дискурсный анализ//Теория, история, методология: Дисс.. докт. полит, наук.-М., РАГС, 2005.-410 с.
  213. А.А. Исторический опыт становления и развития системы социального партнерства в России: Дисс.. докт. ист. наук. -М.: РГБ, 1999.-352 с.
  214. А.А. Кадровые процессы в системе государственной власти (социологический анализ): Дисс.. докт. социол. наук.-М.: РАГС, 2000.-354 с.
Заполнить форму текущей работой