Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личностные характеристики футбольных фанатов в молодежной околоспортивной субкультуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако на сегодняшний день проблема не решается на должном уровне. Общество через СМИ и правоохранительные органы борется, с проявлениями, а не с причинами происходящих правонарушений околофутбольной субкультуры Спортивные чиновники, футбольные клубы в первую^ очередь заинтересованы в том, чтобы армия фанатов росла, трибуны были полными не только, на домашних, но и на гостевых матчах, а мода… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Понятие «возрастные задачи» развития
    • 1. 2. Задача развития, связанная с профессиональным самоопределением
    • 1. 3. Формирование тендерной идентичности как одна из задач развития в юности
    • 1. 4. Принятие социальной позиции как возрастная задача юности
    • 1. 5. Формирование системы ценностей как возрастная задача развития в юношеском возрасте
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ОКОЛОФУТБОЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕЙ
    • 2. 1. Актуальные вопросы изучения молодежной субкультуры как социального общественного феномена
    • 2. 2. Особенности околофутбольной субкультуры современной России
    • 2. 3. Роль околофутбольной субкультуры в процессе с социализации юноши
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЮНОШЕЙ, ПРИЧАСТНЫХ И НЕПРИЧАСТНЫХ К ОКОЛОФУТБОЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
    • 3. 1. Программа эмпирического исследования
    • 3. 2. Классификация представителей околофутбольной субкультуры
    • 3. 3. Профессиональные установки юношей, включенных в околофутбольную субкультуру и не включенных в нее
    • 3. 4. Формирование тендерной идентичности юношей, причастных и непричастных к околофутбольной субкультуре
    • 3. 5. Выраженность эгоцентрических и социоцентрических компонентов в аффективно-личностной сферы как составляющих социальной позиции
    • 3. 6. Особенности ценностных ориентаций юношей, причастных и непричастных к околофутбольной субкультуре

Личностные характеристики футбольных фанатов в молодежной околоспортивной субкультуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-политические и экономические, измененияпроисходящие в российском обществе, выдвигают новые требования" ксовременнойличности — способность к самостоятельной постановке жизненных целейвозможность, осуществлять, личный выбор/ уверенность в себе, независимость. В связи с этимособое внимание: психологи уделяют юношескому возрасту, который> рассматривается? как: важней шиШ период формирования-личности? [16, 50, 54- 85, 94, 96, 97, 110,.

111]. ¦ v •.

Общая закономерность развития на этапе перехода к взрослости состоит в ориентации на цели, которые личность ставит себе: в этот период жизниЭти цели, тесносвязанные: с: общественными, экспектациями, реализуются в? возрастных задачах. Возрастные задачи представляют, собой? важные,-аффективно переживаемые, значимые интересы, которые" характеризуют усилияличностипосамореализации-: они: определяют: надежды, и: мечты, связанные с будущим: Наиболее часто/ отечественные и зарубежные психологи выделяют следующие1 возрастные задачи: профессиональное самоопределение, формирование гендерной идентичности, выработка, общественной^ (гражданской^ позиции), формирование собственного мировоззрениясйстемыщенностеШ[28, 53, 85, 93- 94, 136].

Потребность, молодогочеловека заявить о себе как о сформировавшейся личности в, мире взрослых очень, велика, НО' не: всегда легкодостижима. Одними из способов приобщенияк современноймноголикой? культуре и обозначение своей особой мировоззренческой позиции стало включение в ту или: иную'молодежную субкультуру. G каждым годом в мире появляются все новые неформальныенаправления! и течения в. молодежномсообществе (музыкальные, идеологические, компьютерные и т. д.)^где юноши и девушки пытаются: удовлетворить свои потребности в общении со сверстниками, в самоопределениив> построении^ и принятии ценностно-мировозренческой позиции. Молодежные течения и субкультурные образования преобразуются, адаптируются в соответствии с особенностями культуры государства, некоторые становятся особенно модными и популярными.

Одним из ярких примеров проникновения западной культуры в культуру современной России является околоспортивная и, в частности, околофутбольная субкультура, что явилось следствием развития рыночных отношений, расширения свободы слова, межкультурного взаимодействия" со странами из различных уголков мира через Интернет и средства массовой информации.

Так, например, возникновение и укрепление околофутбольной субкультуры привело к тому, что и в России вслед за Великобританией и другими странами появились не только футбольные болельщики, любители данного вида спорта, но футбольные фанаты и футбольные хулиганы, представители которых нередко отличаются крайне агрессивным поведением. Сегодня «фанатское движение» стало неотъемлемой' частью футбольной жизни. В свою очередь средства массовой информации' чаще всего обращают внимание на объединения футбольных фанатов именно в связи с нарастающей проблемой околофутбольного насилия. В комментариях обычно подчеркивается, что события, связанные с действиями футбольных фанатов, социально опасны и приносят значительный материальный ущерб. К явлению футбольного фанатизма можно относиться по-разному: толерантно или нетерпимо, приветствовать или осуждать. Однако* игнорировать это социальное явление, это молодежное сообщество нельзя.

Состояние научной разработанности проблемы. В нашей стране субкультура околофутбольного сообщества и его характеристики фактически не исследованы с научной точки зрения. В работе социолога B.C. Козловой показано, что в советский период в силу известных установок социума и властных структур, специальных исследований, посвященных проблеме изучения личности футбольного фаната, практически не проводилось [42, 43, 44, 45]. Как правило, феномен «боления» анализировался в контексте решения более общих проблем культурнойфизкультурно-спортивной деятельности населения [86, 87, 88- 89]. Тем не менее, в прессе советского периода появляется термин «фанат». Не раскрываясодержания данного понятия, авторы, статей пытались описать некоторые поведенческие и социально-психологические особенности постоянного посетителя стадиона.

Попытки установить социально-психологическиехарактеристики и классифицировать болельщиков были предприняты в конце 80-х начале 90-х гг. прошлого века [21, 86, 87, 88, 89]. Западные исследователи гораздо-раньше-обратили внимание на проблемные зоны^ которыми стали-стадионы и спортивные: состязанияОсобое: внимание уделялось вопросам: влиянияспортивных зрелищ наагрессивность зрителей. Появились, работы, описывающие социальные группы, потребителей спортивнойинформацииа также: исследования, выделявшие категориилюбителейспорта: зрители, болельщики, фанаты, потребители спорта, спортивная публика и т. д. [42', 43, 44, 45].

В? современной: России исследованияпосвященные околофутбольной субкультуре иее представителям, единичны. В имеющихсяотечественных научных работах, связанных с изучением футбольных болельщикови фанатов, в первуюочередь, ставится проблема, делинквентности в рамках околофутбольнош. субкультуры. Это, прежде всего социологические исследованиям в, которых рассматриваются вопросы асоциального поведения* личности в толпе- [36,. 42, 43, 44, 45, 120, 121, 122, 123]. Еще более' жестко данная позициязаявлена, в исследованиях футбольных фанатов5 и болельщиков-, в: рамках юридических наук. В'- криминологических работах субкультура футбольных фанатов рассматривается как стимулирующая: среда длясовершения: противоправной* и уголовно-наказуемой деятельности, а также как плодотворная почвадляобразования групп с элементами организованной, преступности [68- 70]- В психологии изучение футбольного фанатизма и психологических особенностей футбольных фанатов только обозначено отдельными работами [84].

При этом футбольный фанатизм не только не исчезает как явление, но и приобретает все больший размах. По данным «Аналитического Агентства СК» в 2007 г., как и в 2006 г. матчи только Премьер-лиги посетили порядка 260 тыс. любителей футбола, что составляет 0,2% жителей РФ старше 10 лет. Следует отметить, что данные цифры не отражают общее количество желающих посетить стадионы, т.к. количество посадочных мест на трибунах ограничено. Также следует отметить, что матчи Премьер-лиги проходят только в тех городах, команды которых участвуют в элитной лиге чемпионата. Таким образом, получается, что болельщики из других городов могут следить за игрой только в телетрансляции. Для сравнения приведем статистику телеаудитории матчей двух чемпионатов России по футболу 2003 и 2007 года (по данным «Аналитического Агентства СК»): на Чемпионате России по футболу-2003 она составляла приблизительно 5,5 млн. человек, а на Чемпионате России по футболу в 2007 г. — уже 7,25 млн. человек.

Околофутбольная субкультура создает своеобразные психологические условия, идеалы, ценности, нормы морали и поведения, которые активно ассимилируются в молодежной среде. Большой популярностью пользуются книги о футбольных фанатах [163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 177, 179, 180] и художественные фильмы, созданные при участии лиц, причастных к околофутбольной субкультуре [184, 185, 186, 187, 188]. Следует отметить, что эти произведения (и книги, и фильмы) могут быть рассмотрены как важные источники информации, которые раскрывают данную субкультуру изнутри.

Можно выделить противоречия, возникшие между:

• важностью изучения психологических условий развития личности в околофутбольной субкультуре и недостаточной изученностью этой проблемы в отечественной психологии;

• сложившимся в СМИ крайне отрицательным образом футбольных фанатов и околофутбольной субкультуры в целом и сложностью самого этого социального феномена, причастностью к нему множества людей из различных общественных слоевнеобходимостью более сбалансированного знания о данном общественном феномене и его членах (не только негативные стереотипы!);

• необходимостью комплексного подхода к организации воспитательной работы с данной категорией молодежи и отсутствием теоретических знаний и практического опыта в этой области.

Цель исследования: выявление своеобразия личностных характеристик юношей — футбольных фанатовформирование более полного и сбалансированного представления о характеристиках личности, включенной в специфическую молодежную субкультуру.

Объект исследования: личность юноши — футбольного фаната.

Предмет исследования: личностные характеристики футбольных фанатов.

В данной работе под личностными характеристиками юношей мы понимаем качество решенности основных возрастных задач развития в период взросления.

Гипотеза: личностные характеристики юношей-футбольных фанатов, рассматриваемые в контексте решения основных возрастных задач развития (среди которых — задача профессионального самоопределения, задача формирования тендерной идентичности, задача преодоления личностного эгоцентризма* и формирования адекватной социальной позиции, задача выработки системы ценностей), имеют специфические отличия, связанные с включенностью в специфическую * молодежную околоспортивную (околофутбольную) субкультуру.

Задачи исследования:

1. Проанализировать существующие в отечественной и зарубежной психологии концептуальные подходы к пониманию закономерностей личностного развития в период взросления.

2. Изучить научные исследования, посвященные молодежной субкультуре и в частности, околофутбольной субкультуре: сущность, функции, значение в процессе социализации.

3. Установить теоретические и эмпирические критерии дифференциации любителей футбола и осуществить классификацию представителей околофутбольной субкультуры.

4. Провести сравнительный эмпирический анализ личностных характеристик юношей, причастных и непричастных к. околофутбольной субкультуреустановить и проанализировать специфику личностных характеристик юношей-футбольных фанатов.

Теоретической и методологической основой исследования являются принцип системного подхода в психологии (Б.Г. Ананьев, В. А. Ганзен, C.JI. Рубинштейн), теоретические положения культурно-исторической концепции JI.C. Выготскогозакономерности развития личности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев) — рассмотрение задач развития как варианта перехода между психологическими возрастами (И.В. Дубровина, М. В. Ермолаева, Г. Крайг, И.Г. Малкина-Пых, К. Н. Поливанова, Ф. Райе, А. А. Реан, X. Ремшмидт, Р. Хавигхерст, П. Хейманс, О. В. Хухлаева, Н. Кантор), исследования и работы, посвященные изучению молодежной субкультуры (И.А. Баева, С. И. Левикова, Е. Л. Омельченко, Л. В. Шабанов, Т.Б. Щепанская), проблемам профессионального определения (И.М. Кондаков, Е. А. Климов, Л. М. Митина, Н.С. Пряжников), тендерной идентичности и формированию психологического пола личности (Т.А. Араканцева, М. В. Бороденко, Ш. Берн, С. Бэм, И. Жеребкина, И. В. Клецина, И. С. Кон, О.Г. Лопухова), а также представления исследователей об эгоцентрических и социоцентрических интересах (Ж. Пиаже, Т. В. Рябова, Д. Элкинд, Р. Энрайт), и работы ученых, исследовавшие систему ценностей человека (К.А. Абульханова-Славская, Б. Ф. Ломов, М. Рокич, С. Л. Рубинштейн, Е.Б. Фанталова).

Методы и методики исследования. В работе использовались опросные методы (интервьюирование, анкетирование, личностные опросники), метод контент-анализа, метод экспертных оценок, наблюдение, изучение документов, методы математической обработки данных (статистический пакет для социальных наук SPSS).

Был подобран следующий психодиагностический инструментарий: методика «Опросник профессиональных установок» И. М. Кондакова, «Тест на определение психологического пола личности» О. Г. Лопуховой, методика «Подростковый эгоцентризм — социоцентризм» в модификации Т. В. Рябовой, методика «Уровень соотношения „Ценности“ и „Доступности“ в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой, а также авторская анкета, предназначенная для формирования выборки и описания ее основных характеристик.

Эмпирическая" база исследования. В группе лиц, причастных к околофутболу (далее экспериментальная Э-группа, или «Футбольный болельщик»), 30 москвичей в возрасте от 17 до 19 лет.

Выборка юношей, не интересующихся футболом (далее контрольная К-группа или «Современный юноша»), также состояла из 30 москвичей от 17 до 19 лет.

В состав каждой из групп входили юноши, обучающиеся в различных учебных заведениях: старшеклассники, студенты колледжей, училищ, вузов.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблемеполнотой рассмотрения объекта на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных предмету исследованияподтверждена эмпирическими данными, адекватными теоретическим положениямисследованияприменением метода математической обработки эмпирических данных с помощью статистического пакета для социальных наук SPSSрепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью эмпирических данных.

В ходе исследования решена научная задача, которая состоит в выявлении своеобразия личностных характеристик юношей — футбольных фанатов, в создании более полного и содержательного представления о характеристиках, личности, включенной в специфическую молодежную субкультуру.

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в следующем: личностные характеристики юношей-футбольных фанатов рассмотрены в контексте возрастных задач развития, что позволило уйти от односторонне-негативной фиксации на поверхностных поведенческих особенностях футбольных фанатов и, с одной стороны, обозначить нормативность личностного развития в период взросления, а с другой — выявить реальную вариативность личностных характеристик юношей.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Личностные характеристики юношей рассмотрены в контексте возрастных задач развитияразные способы решения типичных возрастных задач определены как вариативность личностного развития в период взросления.

2. Впервые околофутбольная субкультура проанализирована как разновидность молодежной субкультуры.

3. Предложена классификация представителей молодежной" околофутбольной субкультуры (болельщики и кузьмичи, как их разновидность, футбольные фанаты и ультрас, футбольные хулиганы, карланы, гопники).

4. Выявлена специфика личностных характеристик юношей-футбольных фанатов, что позволило полнее представить своеобразие личности юноши-футбольного фаната, с учетом тех возможностей, которые предоставляет ему принадлежность к околоспортивной (околофутбольной) субкультуре.

Теоретическая значимость работы связана с расширением и углублением психологических представлений о развитии личности в ходе решения возрастных задач в период взросления и об индивидуальных вариантах личностного развития на данном этапе, что позволяет перейти от задачи выявления общих закономерностей развития к пониманию реальной сложности и вариативности этого процесса. Данная работа открывает актуальные направления научного поиска, связанного с изучением широкого круга психологических особенностей представителей других молодежных субкультур.

Практическая значимость исследования:

• сформирован комплекс методик, позволяющий выявить специфику решения основных задач развития в юности;

• дан анализ личностных характеристик юношей, включенных в околофутбольную субкультуру, что необходимо для разработки программ по предотвращению делинквентного поведения среди этого слоя молодежи;

• определены основные рекомендации для организации психолого-педагогической работы с юношами, причастными к околофутбольной субкультуре;

• материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов и спецкурсов для студентов-психологов, для психологов, педагогов, социальных работников, а также быть полезными для родителей и сотрудников правоохранительных органов в практической деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Околофутбольная субкультура представляет собой разновидность молодежной субкультуры. Характерные черты околофутбольной субкультуры как социального общественного феномена и института социализации: самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структуратрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группеналичие особого мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотиповпри общей «закрытости» для и от внешнего мира содействует включению молодых людей в общество.

2. Включенность в околофутбольную субкультуру создает специфические, отличающиесяот обычных, условия и возможности1 для решения основных задач' развития (в числе которых — задачи профессионального* самоопределения, формирования тендерной идентичности, преодоления личностного> эгоцентризма и формирования адекватной социальной позиции, выработки' системы ценностей), что может рассматриваться, как особый вариант личностного развития.

3″. Сравнение' и анализ, личностных характеристик, юношей-футбольных фанатов показал:

• - ряд профессиональных установок («Рационализм профессионального выбора», «Оптимизм в отношении профессионального будущего», «Зависимостью профессиональном выборе») не отличаются от таковых у юношей, непричастных к «околофутболу». Значимые различия выявлены вотношении установки «Нерешительность/решительность в профессиональном выборе», что> свидетельствует о большей, решительности, уверенности в решении задачи, связанной' с профессиональным самоопределением;

• существуют значимые различия по параметрам «маскулинность», «феминность», «андрогинность» между экспериментальной и контрольной группами юношейв группефутбольных фанатов преобладающий тип психологического пола — «маскулинный» (45% группы);

• выраженность аффективно-личностных компонентов эгоцентризма у юношей обеих групп сходна, однако существуют значимые различия по параметру «Общественно-политические интересы», что отражает более выраженную социоцентрическую направленностьинтересов юношей-футбольных фанатов;

• в целом, при сходной картине ценностей обнаружены существенные расхожденияпо ряду ценностей: «Здоровье (физическое и психическое здоровье)», «Любовь (духовная и физическая близость с любимымчеловеком)», «Наличие хороших и верных друзей», особенно показательные при анализе по параметрам «Ценность» и «Доступность».

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждались на студенческих и аспирантских конференциях РГСУ. Основные положения и результаты исследования были обсуждены на заседании кафедры общей психологии и психологии труда РГСУ, а также отражены в опубликованных работах. Результаты исследования были внедрены в работе ГОУ ДТДиМ В АО г. Москвы.

Структура диссертации. Структура работы отражает логику диссертационного исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Работа иллюстрирована 16 гистограммами, 8 таблицами, 2 диаграммами, 1 рисунком и 1 схемой.

Заключение

.

В заключение хотелось бы отметить, что основная гипотеза, выдвинутая в нашем исследовании, заключающаяся в предположении о том, что принадлежность юношей к околофутбольной субкультуре создает специфические условия и возможности для решения основных задач развития (задачи профессионального самоопределения, формирования тендерной идентичности, преодоления личностного эгоцентризма и формирование адекватной социальной позиции, выработки системы ценностей), что может рассматриваться как особый вариант личностного развития, нашла свое подтверждение.

Данная субкультура крайне нуждается в руководстве и управлении специалистов с педагогическим или психологическим образованием, т.к. основу околофутбольной среды составляют подростки и юноши, которые находятся на этапе решения возрастных задач развития. Когда же они вырастают, то становятся личностями со своими представлениями о норме, праве и морали. Потом, уходя из околофутбола шпь оставаясь там, будучи взрослыми людьми, они транслируют свои представления вобществе не только окружающим, но и своим детям. Тем самым цикл замыкается, околофутбольная субкультура разрастается новыми членами, становится популярной в других городах страны, а принятые идеалы, нормы и ценности транслируется внутри околофутбольной субкультуры и выходят во вне.

До тех пор, пока в основе управления и организации околофутбола будут стоять люди, воспитанные и выращенные в околофутбольной субкультуре, а ее идеалы, ценностинормы морали и поведения являются для них приоритетными, социум не сможет справиться с проблемами, которые постоянно создает околофутбольная субкультура не только у нас, но и во¦ всем мире.

Для решения данного вопроса необходим комплексный подход, а также заинтересованность социальных институтов государства. К решению проблемы необходимо подключать не только спортивных чиновников, менеджмент футбольных клубов и правоохранительные органы, но и госслужащих министерства, культуры, образования, СМИРабота с юношами, причастными к околофутбольной субкультуре, должна быть направлена на пропаганду творческой деятельности футбольных фанатов и поддержки своих клубов безнасильственными способами.

Однако на сегодняшний день проблема не решается на должном уровне. Общество через СМИ и правоохранительные органы борется, с проявлениями, а не с причинами происходящих правонарушений околофутбольной субкультуры Спортивные чиновники, футбольные клубы в первую^ очередь заинтересованы в том, чтобы армия фанатов росла, трибуны были полными не только, на домашних, но и на гостевых матчах, а мода футбольного фанатизма подхватывалась не только ее представителями, но и молодежью, непричастной к околофутболу. Внимание концентрируется на пропаганде зрелищности спорта, а вопросы. культуры и развитияличности^ болельщика,' пришедшего на трибуну, к сожалению, отходят на задний плащ. Поитогам нашего исследования, мы можем предложить некоторые практические рекомендации, которые важно учитывать, приработе с юношами, включенными в околофутбольную субкультуру. Эти рекомендации касаются как психологов, которые будут работать, с юношами, причастными к околофутболу, так педагогов, социальных работников, сотрудников правоохранительных органови специалистов из других направлений по работе с молодежью. .

При работе с футбольными фанатами важно:

• Принять, что около футбольной субкультура в действительности нацелена не на разрушение современной социокультурной! обстановки, а на включение молодых людей в общество;

• Понимать, что околофутбольная субкультура создает условия для особого варианта личностного развития в период взросления, что отличает ее представителей специфическими взглядами на цели и способы их достижения, расстановку ценностей в жизни, идеалы и эталоны поведения, отношения к людям;

• Осознать, что околофутбольная субкультура — это сложный многослойный и многофункциональный социальный феномен, который объединяет в себе не только маргинальную, агрессивную, необразованную монотонную массу, а включает в себя представителей различных социальных слоев, статусов, возрастов, • национальностей и вероисповеданий, преимущественно мужского пола.

В дальнейшем нам бы хотелось продолжить, избранное направление психологических исследований и расширить представления об околофутбольной субкультуре и ее представителей посредством изучения ее влияния на лиц, более старшего возраста. Также, было бы интересно обратиться к более детальному исследованию личности юношей причастных к околофутболу, находящихся на этапе решения задач развития. Особый интерес представляет исследование причин вступления и выхода из околофутбольной субкультуры футбольных фанатов, поскольку данные психологических исследований на этот счет отсутствуют. Их наличие, на наш взгляд, могло бы сыграть важную вспомогательную роль для специалистов по работе с молодежью в управлении внутренних процессов околофутбольной субкультуры и изменении асоциального поведения, а также образа жизни принятой в ней.

177 •.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. Казань, 1997. — 168 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исслед. реал, личности): Избр. психол. тр. М., 1999. — 216 с.
  3. В.А. Психология человека от рождения до смерти / Под общей ред. А. А. Реана. СПб., 2001. — 652 с.
  4. Авторские учебные программы комплексного тендерного образования (Школа — технический колледж — технический ВУЗ — бизнес). — Иваново, 2002. 59 с.
  5. Н., Богатов О. Порвали на британский флаг // Твой день. 18.10.2007. № 340
  6. Аналитическое Агентство СК. 22 окт. 2007.
  7. Аналитическое Агентство СК. 6 июля 2007.8.' Араканцева Т. А. Как мальчики становятся мальчиками, а девочки -девочками//Семейная психология и семейная психотерапия. — 1997. № 1. -С. 118−121.
  8. Т.А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки// Мир психологии. — 1999. № 3. -С. 147−155.
  9. Ф. Века детства // Журнал практического психолога. 1997. № 1. -С. 12−16.
  10. А.Г. На пути толерантному сознанию. М., 2000. — 255с.
  11. И.А. Психология молодежной субкультуры (социально-психологический аспект молодежной политики) // Психология воспитания. 2007. № 1 (10). — С. 20 — 25.
  12. Л.И. Моды, кумиры и собственное «Я» / Л. И. Бастрыкин, • Э. Б. Ширяев. Л, 1988. — 160 с.
  13. Ш. Тендерная психология. СПб., 2002. — 318 с.
  14. В.А. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В. А. Бобахо, С. И. Левикова. М., 2000. — 400 с.
  15. Божович Л. И Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. -М, 1995.— 209 с.
  16. А.К. Психология развития. М., 2005. — 524 с.
  17. М.В. Феномен гетерогенности пола: По материалам психологических исследований.-// Мир психологии. 2001. № 4. — С. 179−190.
  18. Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова. М., 2002. — 416 с.
  19. Л. С. Детская психология // Собрание сочинений в 6-ти т., Т 4. -М, 1984.-432 с.
  20. М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. М., 2003. — 512 с.
  21. А. Вставай, страна погромная. // Московский Комсомолец от 17.06.2004.
  22. В.В. Инициативные самодеятельные молодежные движения. -Л., 1991.-310 с.
  23. В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде // Общественные, самодеятельные движения. М, 1990. — С. 2 9.
  24. Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 25 — 37.
  25. И.В. Практическая психология образования. М., 2003. 480 с.
  26. Европейская конвенция о насилии и, недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях, и особенно во время футбольных матчей (принята 19 августа 1985 года) // Спорт для всех. — 1997. № 3−4. С. 4 — 7.
  27. М.С. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо: М., 1988: — 170 с. '
  28. М. В. Основы возрастной: психологии и акмеологии: Учеб. пособие.-М., 2003.-416 с.
  29. Жеребкина И- Введение в тендерные исследования: Учебное пособие. Часть П. Харьков, 2001. — 991 с.
  30. А. Футбольный фанатизм в.России: Фан-движение и субкультура* футбольных фанатов // «Молодежные движения и субкультуры Петербурга». СПб, 1999.-С. 154- 173.
  31. Е. И- Возрастная- психология / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии М, 1998. — № 5. — С. 107 114.
  32. И. С. Тендерная социализация. М, 1998.- 92 с.
  33. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 31 000 -Педагогика и психология, 31 300 Соц. педагогика, 33 400 -Педагогика. — М., 2005. — 301с.
  34. B.C. «ФАНЫ»: феномен околоспортивнои толпы. Москва-Смоленск, 2000.- 153 с.
  35. B.C. Профессионально-зрелищный' спорт и феномен околоспортивнои субкультуры // Вестник МГУ- 2005. — С. 16 — 19.
  36. В. С. Спорт как социально-зрелищная сфера. М, 2005. — 320 с. ¦ •
  37. B.C. Спорт как социально-зрелищная сфера: формирование, функционирование, управление: Дисс. доктора социологических наук: 22.00.08, 22.00:06. Орел, 2005. — 365 с.
  38. Кон И.С. В поисках себя, — М., 1984. 367 с.
  39. Кон И: С. Введение в сексологию. 2-е изд, доп. М., 1990. — 336 с.
  40. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк.— Mi, 1980. 246 с.
  41. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1983. 327 с.
  42. Кон И. С. Психология ранней юности.-М., 1989.- 254 с.
  43. Кон И. С. Психология юношеского возраста М., 1979. — 176 с.
  44. И.М. Диагностика.профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. № 2. — С 122−131.
  45. Р. Психология развития. М-, 2004. — 987 с.
  46. .В. На стадионе произошло что-то страшное // Теория и практика физической культуры. 1989,-№ 2. —С.8−9.
  47. С.И. Молодежная субкультура: Учеб.пособие.— М., 2004.-608 с.
  48. В.Ф. Неформальные самодеятельные объединения: Социологический очерк. М., 1989. — 64 с.
  49. А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психол. произв.: В 2 т.-М., 1983.-Т. 1.-392 с.
  50. В. Т. Неформальные группировки среди молодежи: причины возникновения и методы работы. — Л., 1987. 246 с.
  51. .Ф. Системность в психологии: Избр. психол. Тр. М., 2003. -422 с.
  52. О.Г. Психологический пол' личности: адаптация диагностической методики //Прикладная психология. 2001. № 3. — С. 57−67
  53. В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. — № 10. — С. 79−87.
  54. А. И. Панк: альтернатива внутри альтернативы // По неписаным законам улицы. / Ред. и сост. Ю. М. Хотченков М., 1991. -С. 40−43.
  55. А. И. Развитие, структура и сущность хиппизма // По неписаным законам улицы. •., / Ред. и сост. Ю. М. Хотченков М, 1991. -С. 43−47.
  56. Малкина Пых И. Г. Кризисы подросткового возраста. — М., 2004. — 384 с.
  57. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. М., 2005. — 416 с.
  58. В.А. Футбольные хулиганы: Учеб пособие / В. А. Мамедов, Д. В. Деккерт. Челябинск, 2006. — 105 с.
  59. А. Милиция и хулиганы покинут стадионы? // Спорт-Экспресс. 20.07.2004.
  60. А.А. Преступления футбольных болельщиков: (криминол. характеристика и их предупреждение): Монография. М., 2005. — 231 с.
  61. Мид М. Культура и детства. М., 1988. — 429с.
  62. Ю.Н. Бесчинства на стадионах: попытки научного подхода к. проблеме: Социология спорта // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 2. — С. 45−49.
  63. Мобильные фанаты в городе // Журнал Mobile News 2003. — № 39. — С. 12−14.
  64. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2007. — 623 с.
  65. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня,. а завтра?: Сб. статей / Под ред. В. Семенова. М., 1988. — С. 33 — 37.
  66. Л.Ф. Возрастная психология. Учеб. пособие. М., 2006. — 460 с.
  67. Околофутбольное насилие: причины, следствиям и отношение к немотивированному насилию // Русский фан-вестник. 2001. — март. -№ 2.- 13−16.
  68. Ю. Фанаты времен Боброва // Огонек. 1997. — № 48. — С. 12- 14.
  69. Д. В. Взросление «Я». М., 1988. — 190 с.80
Заполнить форму текущей работой