Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Феномен социальной заботы: Опыт философского анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человеческое дело — проявлять заботу о том, кто испытывает боль. Для действенного обеспечения социальной заботы в обществе нужно следить за соблюдением справедливости и культивировать чувство сострадания. Важно, чтобы формальная справедливость соединялась с живым личностным состраданием, тогда социальная забота предстанет в виде сострадательной справедливости. Социальная забота, построенная лишь… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И СОСТРАДАНИЕ КАК
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ
    • 1. 1. Античная традиция о справедливости и сострадании
    • 1. 2. Христианская традиция о справедливости и сострадании
    • 1. 3. РЕНЕССАНСНАЯ ТРАДИЦИЯ О СПРАВЕДЛИВОСТИ и сострадании
    • 1. 4. Новоевропейская традиция о справедливости и сострадании
  • ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ КАК ТЕОРИЯ СОСТРАДАТЕЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
    • 2. 1. Понятие «социальная забота»
    • 2. 2. Методология феномена социальной заботы
    • 2. 3. Критерии феномена социальной заботы
    • 2. 4. Социальная забота как единство справедливости и сострадания
    • 2. 5. Региональное моделирование единства справедливости и сострадания

Феномен социальной заботы: Опыт философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях углубляющейся экономической и социальной дифференциации, ухудшения демографического состояния общества, возрастания смертности и падения рождаемости, ухудшения физического здоровья людей для большей части населения становится недоступным бесплатное образование и здравоохранение, повышение культурного развития и другие блага, способствующие развитию человека как личности. На смену духовно-нравственному потенциалу, заложенному традициями российского общества, пришли такие антисоциальные явления как алкоголизм, наркомания, бездомность, проституция. Существует реальная угроза появления и распространения маргинальных слоев населения, полностью теряющих связь с обществом.

Для борьбы с этими явлениями в среде уязвимых слоев населения недостаточно применения мер, связанных с социальной помощью, необходима целенаправленная и реформированная государственная политика по социальной защите. Вместе с тем, предполагаемое реформирование сложившейся системы социальных гарантий может стать большим испытанием для общества и вызвать негативные последствия, несмотря на необходимость принятия подобных мер. Попытки сохранения их практически в первозданном виде социального обеспечения не отвечают финансовым возможностям как государства в целом, так и регионов. В настоящий период социальная работа не может формироваться без опоры на традиции милосердия и благотворительности.

Продолжающийся экономический спад значительно снизил возможности государства в сфере социальной защиты, что неизменно приведет к дальнейшему снижению социальных стандартов. Следовательно, концептуально социальная забота отвечает требованиям времени. Наиболее важным представляются исследование философского измерения феномена социальной заботы.

Таким образом, актуальность исследования феномена социальной заботы обусловлена рядом факторов:

— во-первых, становление отечественной модели социальной защиты населения требует теоретического осмысления, так как ее формирование находится в стадии развития и принимаемые меры не всегда эффективны;

— во-вторых, существует недостаточная философская разработанность абстрактно-логического и методологического аппарата социальной заботы.

— в-третьих, инновационные процессы в обществе требуют обновления системы социальной заботы, учитывающей дифференциацию в обществе, совершенствование социальной деятельности в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Традиции милосердия и благотворительности в истории общественной и духовной жизни страны занимали особое место. В силу общественной значимости и актуальности социальной защиты населения внимание исследователей к данной научной проблеме увеличилось, сложилась определенная историография. В историографии темы следует, в первую очередь, выделить работы, отражающие процесс формирования и развития социальной политики и социальной защиты населения. В отечественной науке практически нет исследований, которые комплексно освещали бы эти вопросы. Это связано с тем, что процессы, социального обеспечения и организации государственной системы социальных служб в РФ, становления социальной защиты стали предметом комплексного изучения только лишь в последнее десятилетие. В числе авторов, активно изучавших социальные аспекты, следует назвать как известных ученых-историков С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Е. Д. Максимова, В. В. Розанова, так и современных ученых: М. В. Фирсова, П. И. Нещеретного. В годы советской власти действовала система государственного социального обеспечения и социального страхования. Научной общественности известны работы А. Винокурова, П. Вертбиловского, В. Белякова и др.

В современных публикациях уделяется большое внимание становлению федеральной и территориальной системы социальных служб, исследованию опыта социальной защиты малообеспеченных слоев населения, созданию и развитию новых форм обслуживания населения.

В историографии проблемы следует выделить работы, отражающие процесс развития социальной политики в законодательстве. Ученые правомерно отмечают декларативный характер законодательно-нормативной базы, невозможность выполнения отдельных статей на всех уровнях.

Особое значение придается изучению вопросов методологии и прикладных аспектов социальной работы, где приоритет принадлежит таким ученым, как З. И. Туполов, Е. И. Холостова, Л. В. Топчий, А. М. Папов, М. В. Фирсов, И.А.ЗимняА, А. С. Сорвина.

Актуальность проблемы социальной защиты населения вызвала появление целого ряда диссертационных исследований, авторы которых ставят задачу определения оптимальных путей управления социальными реформами, предоставление социальных гарантий, улучшения качества жизни, разработки инновационных моделей социальной защиты. К ним относятся работы Т. Н. Болотной, Т. А. Васильевой, В. Г. Плышевского, Т. Н. Успенской.

Немалое внимание проблемам социальной защиты уделяется зарубежными учеными из США, Германии, Франции — Кейс Вен Сман,.

А.Меркель, Т. Леон, М.Батти. Интересен опыт стран восточной Европы, которые переживают сходные процессы усиления социальной напряженности по мере углубления рыночных преобразований.

Библиографический анализ показывает, что философские аспекты становления социальной заботы не нашли отражения в литературе, философский подход к проблеме обозначился совсем недавно. Поэтому, восполняя этот пробел, диссертант конструирует собственную концепцию социальной заботы. Понимание феномена социальной заботы как ценностного единства справедливости и сострадания привело автора к анализу античной, христианской, ренессансной, новоевропейской и отечественной традиций повествования о справедливости и сострадании. Этим было обусловлено обращение к трудам Платона, Аристотеля, Цицерона, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Д. Юма, К. Гельвеция, Ж.-Ж.Руссо, Д. Дидро, И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, И. Ильина и других философов.

Труды западных и отечественных мыслителей XX в. были использованы при разработке методологических аспектов социальной заботы. Именно этим продиктовано обращение к идеям М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, Л. Витгенштейна, Г. Маркузе, Л. Шестова, Н. Лосского и др.

В целом, анализ разработанности проблем социальной заботы населения в нашей стране и за рубежом позволяет констатировать, что многие методические, теоретически и практические вопросы эффективной социальной заботы населения все еще ждут своего разрешения. Особенно необходим их углубленный философский анализ. Актуальность проблемы, ее недостаточная философская разработанность определили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Проблема. Основная проблема заключается в самом феномене социальной заботы: что он собой представляет, какова его роль в жизни человека, и каковы механизмы реализации этого феномена в обществе?

Цель и задачи исследования

Целью исследования является философский анализ феномена социальной заботы. В работе развертывается концепция социальной заботы как ценностного единства справедливости и сострадания.

Достижение этой цели требует постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:

— проследить эволюцию категорий справедливости и сострадания как ценностных оснований социальной заботы;

— провести анализ понятия «социальная забота» в его отношении к ряду сопоставимых по значению терминов;

— проанализировать методологию философского исследования феномена социальной заботы;

— изучить критерии феномена социальной заботы;

— раскрыть феномен социальной заботы как единства справедливости и сострадания.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В качестве теоретических источников работы следует назвать труды современных западных и отечественных философов, социологов, культурологов по проблемам социальной работы. На разных этапах исследования были использованы методы научного анализа и синтеза, принцип единства логического и исторического, взаимосвязь познавательного и ценностного отношения, конкретно-исторический метод познания.

В диссертации рассмотрены проблемы методологии исследования феномена социальной заботы. На основе методологического анализа автор показал, что для исследования аксиологии социальной заботы необходимо использовать: а) лингвистический и феноменологический методыб) методы стигматической (знаковой) и конспективной (обзорной) интуиции. Для изучения праксиологии социальной заботы, прежде всего, нужно использовать: а) эмпирические методы, б) системный анализ.

Научная новизна диссертационного исследования. В работе впервые получены следующие результаты:

— прослежена эволюция категорий справедливости и сострадания как ценностных оснований социальной заботы;

— проведен анализ сопоставимых по значению понятий: «социальная помощь», «социальная поддержка», «социальная работа», «забота», «забота о себе» ;

— проанализирована методология исследования феномена социальной заботы;

— изучены критерии феномена социальной заботы;

— предложена и обоснована теоретическая модель феномена социальной заботы как единства справедливости и сострадания.

Положения, выносимые на защиту:

1. В социологическом измерении «социальная забота» проявляет себя через «социальную защиту», «социальную помощь», «социальную поддержку», «социальную работу» и выступает по отношению к ним в качестве более общей категории, охватывающей их. В философском аспекте «социальная забота» оказывается органически встроенной в категориальный ряд хайдеггеровской метафизической заботы и заботы о себе М.Фуко.

2. Можно выделить три формы возможных критериев социальной заботы: 1) равное распределение (предполагает абсолютно равное положение всех) — 2) распределение по потребностям (предполагает удовлетворение всех насущных потребностей человека) — 3) распределение по закону (предполагает распределение по тем правовым нормам, которые существуют в данном обществе). В выделенных критериях феномена социальной заботы есть общее — абсолютизация ценности справедливости и игнорирование ценности сострадания.

3. Для действенного обеспечения социальной заботы в обществе необходимо органичное сопряжение двух ценностей — справедливости и сострадания. Важно, чтобы формальная справедливость соединялась с живым личностным состраданием, тогда социальная забота предстанет в виде сострадательной справедливости. Социальная забота, построенная лишь на соблюдении формальной справедливости, зафиксированной в букве закона, есть одностороннее, ущербное образование.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что историко-культурный материал и теоретические выводы диссертационного исследования могут быть использованы:

— в практике преподавания философии, социологии, спецкурсов по теории социальной работы;

— в разработке рекомендаций и практическом применении их в деятельности специалистов по социальной работе;

— для дальнейшего исследования феномена социальной заботы.

Апробация работы. Теоретико-методологические положения, аналитические разработки диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях в Ханты-Мансийского автономного округа, в процессе занятий со студентами Сургутского филиала Московского государственного социального университета, курсах повышения квалификации социальных работников Окружного центра социального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной диссертационной работе была предпринята попытка философского анализа социальной заботы. В результате анализа социальная забота предстала как органичное единство справедливости и сострадания.

В ходе историко-философского исследования эволюции понятий «справедливость» и «сострадание», была прослежена тенденция к сопряжению последних. Мыслители античной философии достаточно много внимания уделяли анализу этих понятий, но они анализировались вне какой-либо связи друг с другом. Более значимой в ряду добродетелей для античного сознания была справедливость. Христианская традиция в качестве универсального требования выдвигает сострадание, милосердие, любовь. От человека требуется не тщательное соблюдение формальной справедливости, сформулированной в законе, а сострадательное отношение, истекающее из души и сердца. Новоевропейская традиция воспринимает различение между справедливостью и состраданием: справедливость ограничивает человека, сострадание же раскрепощает его. Сострадание несет в себе более высокий дух примиренности, чем справедливость.

В работе предпринимается попытка ввести понятие «социальная забота» в систему философских категорий. Обоснование этого понятия должно носить междисциплинарный характер, оно должно найти свое выражение в понятийно-категориальном аппарате не только социологии, но и философии. Автор показывает, что в социологическом измерении «социальная забота» проявляет себя через «социальную защиту», «социальную помощь», «социальную поддержку», «социальную работу» и выступает по отношению к ним в качестве более общей категории, охватывающей их. В философском аспекте «социальная забота» оказывается органически встроенной в категориальный ряд хайдеггеровской метафизической заботы и заботы о себе М.Фуко.

Для диссертанта социальная забота как справедливое сострадание является основанием общества, которое охватывает не только формальные, выраженные в правовых нормах стороны общественной жизни, но также и неформальный социальный ритм жизни. Социальная забота состоит в распределении материальных и духовных благ, в соответствии с существующими морально-правовыми принципами. Иначе говоря, социальная забота — это система распределения и воздаяния, обоснование которой обладает приемлемой для общества «морально-правовой логикой» .

В учении о социальной заботе можно выделить две части: аксиологию социальной заботы и праксиологию социальной заботы. Первая посвящена изучению содержания и формальной структуры ценностей, составляющих объем категории социальной заботы. Вторая часть учения о социальной заботе или праксиология социальной заботы посвящена изучению методики рассмотрения различных структур или совокупности структур, образующих феномен социальной заботы, с точки зрения установления их эффективности.

Каждой из составных частей учения о социальной заботе должны соответствовать свои методы. Для исследования аксиологии социальной заботы можно предложить ряд методов: а) лингвистический и феноменологический методыб) методы стигматической (знаковой) и конспективной (обзорной) интуиции.

В познании социальной заботы имеется специфика, обусловленная содержанием последней. В познании феномена социальной заботы непосредственно присутствует социальный интерес. Поэтому если интуиция в сфере познания природы базируется на уже полученных и проверенных объективных знаниях, то интуиция социальной заботы базируется на практическом познании окружающих человека общественных условий, определяется его местом в общественной жизни и порожденным на этой основе осознанием социальных интересов. Вот почему уже на общественно-психологическом уровне интуиция социальной заботы может правильно или неправильно отражать ее объективное содержание.

Интуиция, построенная на отражении действительности, извращенном в силу сознательного или бессознательного стремления сохранить отжившие привилегии, не только не может помочь правильному познанию феномена социальной заботы, но, напротив, способствует созданию мифических о ней представлений.

Трудность познания вытекает из противоречивости и неопределенности связей социальной заботы как феномена сознания с общественной жизнью, с внутренней неопределенностью самой социальной заботы. Каждое изменение человеческого общества и его окружения вызывает пересмотр существующих оценок для приложения к новой ситуации и порождает новые критерии и новую меру социальной заботы населения.

Противоречие между общим масштабом социальной заботы и индивидуальным своеобразием явления, к которому этот масштаб применяется, а также между личными и общественными ценностями — это реальные противоречия, которые, однако, нельзя рассматривать, абстрагируясь от социальной действительности. В конкретной социальной среде они наполняются своим содержанием, от характера которого и зависит возможность или невозможность их теоретического и практического разрешения.

Принцип реализации социальной заботы предполагает улучшение благосостояния всех людей до возможного предела. Последовательность ее реализации — начиная с тех, кто находится в наихудшем положении, и заканчивая наиболее обеспеченным слоем. Говоря о принципе реализации социальной заботы, мы неизбежно выходим за рамки чисто материальных благ и распространяем этот принцип на духовные ценности вообще, что означает расширение сферы действия социальной заботы и обогащение ее содержания.

Автор выделяет три формы возможных критериев социальной заботы: 1) равное распределение (предполагает абсолютно равное положение всех) — 2) распределение по потребностям (предполагает удовлетворять все насущные потребности человека) — 3) распределение по закону (предполагает распределение по тем правовым нормам, которые существуют в данном обществе).

Выделяя формы критериев социальной заботы, необходимо учитывать возможные ошибки, возникающие вследствие того, что в основе феномена социальной заботы лежат два ценностных аспекта (справедливость и сострадание), и абсолютизация одного из них будет приводить исследователя к ошибочным умозаключениям.

Проблемность того, какие именно моральные принципы являются обоснованными, частично снимается взаимодополнением социальных норм, определяющих меру справедливости в обществе, чувством сострадания, исходящим от конкретного человека. Эта ситуация рождает новый, более общий критерий моральной обоснованности феномена социальной заботы. Вопрос заключается в том, чтобы государство было справедливым и сострадательным к своим гражданам. Чтобы быть справедливым, оно должно определенным образом распределять материальные и духовные ценности, чтобы быть сострадательным, оно не должно оставаться равнодушным к проблемам своих граждан.

Важнейшим принципом социальной заботы должно являться установление необходимого минимального уровня жизни, образования и безопасности. Она должна применять равный, хотя не всегда одинаковый подход к личностям. И такой подход должен основываться на принципах уважения к внутреннему достоинству и ценности человеческой личности. Социальная забота может быть объективно обоснована и это обоснование находится в ее ценностных основаниях.

Человеческое дело — проявлять заботу о том, кто испытывает боль. Для действенного обеспечения социальной заботы в обществе нужно следить за соблюдением справедливости и культивировать чувство сострадания. Важно, чтобы формальная справедливость соединялась с живым личностным состраданием, тогда социальная забота предстанет в виде сострадательной справедливости. Социальная забота, построенная лишь на соблюдении формальной справедливости, зафиксированной в букве закона, есть одностороннее, ущербное образование. Душевное соучастие, сострадание к людям в союзе со справедливостью лишь и образуют подлинную социальную заботу. Эти две фундаментальные добродетели (как логика сердца и логика разума) неотделимы друг от друга.

Человека можно обязать быть справедливым по отношению к другим людям, но обязать его не значит сделать таковым. Если в нем нет сострадательного отношения, искреннего желания помочь нуждающемуся, подлинная социальная забота не состоится. Поэтому и не удивительно, что в русле лишь законодательной инициативы, формально-юридическом аспекте весь комплекс проблем по социальной заботе населения решить не удается. Единство справедливости и состраданияэто не только проблема теории, но и актуальная практическая задача.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.В., Панин A.B. Философия. М., 1996. — 383 с.
  2. Аналитический обзор. Окружное управление по труду ХМАО «Развитие социально трудовой сферы в Ханты-Мансийском автономном округе за 1998 год». Ханты-Мансийск, М., 1999. — 215 с.
  3. М. Нам готовят антисоциальную эпоху // Социальная защита. 1997, № 2.-160 с.
  4. В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии Гегеля // Философские науки, 1970, № 5.
  5. Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.-М., 1978.-353 с.
  6. Л.Ф. Социальная политика: Реальность и прогнозы // Ученые записки МГСУ, 1996, № 2. С.6−19.
  7. Безработица и занятость в Тюменской области. Пресс-дайджест по материалам городских и районных газет. 4.1. Тюмень.: ТОУЗН, 1998.-26 с.
  8. С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагоги, 1992, № 7−8.
  9. Ю.Бердяев Н. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.-383 с. 11 .Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения//Бердяев Н. Философия свободного духа.-М., 1994- С.230−316.
  10. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета. -М.: Мосовская патриархия, 1988. 1376 с.
  11. Т.А., Рыбакова H.A. Социальная работа с многодетнойсемьей // Российский журнал социальной работы, 1996, № 1.
  12. Ю. Фома Аквинский. М., 1975. — 206 с.
  13. В., Шихов В. Обеспечить правовую защиту человека // Человек и закон, 1992, № 2.
  14. Г. С. Аномалия личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  15. Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. ТЛУ. -СПб., 1891.
  16. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. — 415 с.
  17. М. Интуиция и наука. М., 1967. — 340 с.
  18. Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Сочинения в 2 т. Т.1.-М., 1971.-590 с.
  19. Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1972. — 582 с.
  20. Л.В. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации / Дис. кан. социологических наук. М., 1992. — 174 с.
  21. В.Ю. Философские проблемы адаптации человека. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. -163 с.
  22. Л. Лекции: Кембридж 1930−1932 // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. Пер. с англ./ Сост. и заключит, ст. В. П. Руднева. М., 1993. — С.273−309.
  23. В. Защита занятий при несостоятельности предприятия // Человек и труд. 1999, № 3. 88 с.
  24. В. Как закон защищает безработного? // Социальная защита, 1996, № 2.- 160 с.
  25. В. Коллективный договор как институт защиты от безработицы // Социальная защита, 1995, № 1. 160 с.
  26. В. Может легче на селе? // Социальная защита, 1997, № 9.-160 с.
  27. А. Христианское учение о благотворительности и современные стремления к равномерному распределению благ земных. -Киев, 1907.-278 с.
  28. C.B. Теория «филантропии». М., 1981. — 421 с.
  29. И. Воскрешение духа. М., 1992. — 613 с.
  30. Гегель. Философия духа // Гегель. Сочинения. Т.З. М., 1956.472 с.
  31. К.А. О человеке // Гельвеций К. А. Сочинения в 2 т. Т.2.-М., 1974. С.5−568.
  32. Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма // О происхождении богов / Сост., вступ.ст. И.В.Шталь- Примеч. В. В. Вересаева, И. В. Шталь. М., 1990. — С. 167−190.
  33. Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.2 М.: Мысль, 1991. — С.3−546.
  34. Т. Основ философии. Часть вторая. О человеке // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.1. М., 1989. — С.219−269.
  35. Т. Человеческая природа // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.1 М.: Мысль, 1989. — С.507−573.
  36. Гомер. Одиссея // О происхождении богов / Сост., вступ. ст. И.В.Шталь- Примеч. В. В. Вересаева, И.В.Шталь- Худож. П. С. Сацкий. -М.: Сов. Россия, 1990.-С.121−166.
  37. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологическое исследование, 1994, № 8−9.
  38. Г. О праве войны и мира. М., 1956. — 481 с.
  39. A.A. Великие моралисты. М., 1995. — 351 с.
  40. A.A. Социальная природа нравственности. М., 1974. — 364 с.
  41. Л.Г., Холостова Е. И. Основы социальной работы. -М., 1997.- 187 с.
  42. . Э. Феноменология // Логос, 1991, № 1. С. 10−22.
  43. А.З. Проблемы регулирования занятости и регулирования рынка труда России. М.: Союз, 1993. — 112 с.
  44. Л.В. Технология коллективного решения проблем в службе занятости населения. М: ЦЕЗАН, 1995. — 28 с.
  45. В.Д., Павленок П. Д. и др. Основы социальной работы. Учебник. М.: Инфра-М, 1998. — 368 с.
  46. Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке'7/Дидро Д. Сочинения в 2 т. Т.2.- М. Мысль, 1991- С.342−506.
  47. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? // Социологические исследования. 1992, № 5. -С. 103−106.
  48. В.И. Реформы в России. М.: Союз, 1997. — 415 с.
  49. В.И. Россия. Состояние. Перспективы. Противоречия развития. М.: Луч, 1995. — С.55−60.
  50. В.И., Зайнышев И. Г., и др. Теория и методика социальной работы. М.: Союз, 1994. — 339 с.
  51. Э.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М.: «Союз», 1994. — 22 с. 54.3убова Л. Бедность не порок, а. // Социальная защита, 1997, № 5. С.10−15.
  52. И. О противлении злу силой // Ильин И. Путь к очевидности: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. — С.6−132.
  53. И. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Ильин И. Путь к очевидности: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. -С.519−670.
  54. И. Путь духовного обновления // Ильин И. Путь к очевидности: Сочинения-М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.-С. 134−288.
  55. И. Путь к очевидности // Ильин И. Путь к очевидности: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. — С.290−401.
  56. С. От получки до получки доживем // Российская газета, 1999, 26 февраля.
  57. И.С. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1994.- 240 с.
  58. КантИ. Сочинения в 6 т. Т.4, ч.1. -М., 1965. 544 с.
  59. И. Сочинения в 6 т. Т.4, ч.2. М., 1965. — 478 с.
  60. И. Сочинения в 6 т. Т.6. М., 1965. — 743 с.
  61. Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. — 412 с.
  62. С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. МЛ., 1947.-258 с.
  63. И. В Ханты-Мансийске расширяют права граждан // Аиф в Западной Сибири, 1999, февраль.
  64. Конвенция о правах ребенка // Справочные материалы международной конференции «Личность ребенка в семье, обществе, государстве: выживание, развитие, защита, участие в общественной жизни».- Санкт-Петербург, 1994. 63 с.
  65. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  66. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. — 958 с.
  67. М. Марксизм и лингвистическая философия. Пер. с анг.-М., 1968.-315 с.
  68. Г. К. Средние века и Ренессанс // Западноевропейская словесность. М., 1985. — С.10−14.
  69. JI. Занятость, заработная плата и инфляция // Человек и труд, 1999, № 2. 88 с.
  70. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. M.-JI., 1935.-361 с.
  71. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.:Наука, 1993. — 379 с.
  72. О.Ф. Ренессансный гуманизм и «утопия». М.: Наука, 1991.-287 с.
  73. Ф., Оруджев З. М. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы. М., 1979. — 359 с.
  74. Д. Два трактата о правлении // Локк Д. Сочинения в 3 т. Т.З.-М., 1988. С.135−406.
  75. Лу Синь. Дневник сумасшедшего // Лу Синь. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1.-М., 1954.-475 с.
  76. В.Г., Терентьев A.A., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. -М., 1994. 383 с.
  77. А.О. Софисты. Вып.1. Баку, 1940. — 412 с.
  78. В.П. В центр занятости пришел клиент. М.: ЦЕЗАН, 1995.-68 с.
  79. Материалисты Древней Греции. М., 1955. — 585 с.
  80. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. М: Прогресс, 1981.-278 с.
  81. Р. Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности. М. 1965. — 487 с.
  82. Дж.С. Основы политической экономии. Т.З. М. 1 981 561 с.
  83. Т.К. Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы // Государство и право, 1995, № 2. С.42−47.8 7. Мол од ежь на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа в 1997 году. Ханты-Мансийск, 1998. — 27 с.
  84. Мониторинг регистрируемый безработицы службы занятости ХМАО. Ханты-Мансийск, 1998. — 18 с.
  85. Мор Т. Утопия / Пер. Ю. М. Каган. Коммент. Ю. М. Каган, И. Н. Осиновского. М., 1978. — 302 с.
  86. Н. Познание и общество. М., 1969. — 387 с.
  87. На федеральном и региональном уровнях (Отчет о семинаре -совещании по вопросам социальной защиты населения) // Социальное обеспечение, 1994, № 3.
  88. B.C. Гегелевская диалектика политики // Философские науки, 1970, № 8.
  89. B.C. Философия права. М., 1997. — С.647.
  90. П.И. Очерк социальной работы в России. М.: Издательство «Союз», 1996. — 77 с.
  91. Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1990. — С.631−692.
  92. Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1990. — С.23806.
  93. Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2.-М., 1990. С.5−237.
  94. Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1990. — С.231−490.
  95. Нормативно-правовые основы социальной защиты населения в Ханты-Мансийском автономном округе. М.: ИКАР, 1997. — 426 с. 1000 положении детей в Российской Федерации. Ежегодный государственный доклад. 1997. М.: Синергия, 1998. — 111 с.
  96. Ю1.0гульчанский Д. Что нужно молодежи: рабочее место или трудотерапия? // Сургутская трибуна, 1999, 6 апреля.
  97. Ю2.0дин из вариантов Центра оказания Социальной помощи населению: Опыт работы многопрофильного центра «Социальное здоровье» г. Красноярска (Передовой производительный опыт) // Социальная помощь семье и детям. М., 1994, № 3.
  98. ЮЗ.Одуев С. Ф. Тропами Заратустры. М. 1976. — 456 с. 104.0йзерман Т. П. Социальный смысл философии Гегеля // Философские науки, 1970, № 8.
  99. Основы социальной работы / Отв.ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1999.-368 с.
  100. Основы социальной работы / Под ред. В. Д. Диденко, П. Д. Павленок. М.: Инфра-М., 1998.-367 с.
  101. Оценка эффективности деятельности служб занятости городов и районов округа по отдельным показателям в 1998 году. Ханты-Мансийск, 1999. — 26 с.
  102. П.Д. Введение в профессию «социальная работа». -М., 1999.-173 с.
  103. С. Какой КЗоТ нам нужен // Человек и труд. 1997, № 2. -104 с.
  104. Партнерство во имя здоровья: социальная работа в здравоохранении и реабилитации с ограниченными возможностями (материалы международного семинара 12−14 февраля, 1996). Екатеринбург: РНПЦ, «Бонум», 1996.-116 с.
  105. П.Платон. Горгий // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1990. — С.477−574.
  106. Платон. Законы // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1994. — С.71−437.
  107. З.Платон. Критон // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1. -М.: Мысль, 1990. -С.97−111.
  108. Платон. Федон // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993.-С.7−80.
  109. Г. В. Генрик Ибсен // Избранные философские произведения в 5 т. Т.5. М., 1956. — С.457−508.
  110. Плутарх. Застольные беседы. JL: «Наука», 1990. — 592 с.
  111. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования / Под ред. В. И. Слободчикова. Сб. научн. тр. и проектных материалов. Ин-т педагогич. инновации РАС. М., 1996. -452 с.
  112. Дж. Государь / Пер. Н. А. Федорова // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV). М., 1985. — С.290−307.
  113. Ю.М. Социальное партнерство как элемент управления. -М.: Позиция, 1997.-218 с.
  114. Права ребенка. Основные международные документы // Ред.сост. Е. М. Рыбинский. М.: Дом, 1992 г. — 70 с.
  115. Президентская программа «Дети России»: Указ президента РФ № 1969 от 18.04.94 г. // Российская газета, 1994, 27 августа. 4 с.
  116. Преодолевая барьеры инвалидности / Под. ред. Т.Видмар., Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. — 199 с.
  117. Н.Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения.-Л., 1984.-С.573.
  118. Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: Социальный работник как профессия // Вестник высшей школы, 1991, № 11.
  119. A.M. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореферат дис. кан. философских наук. Томск, 1973. — 22 с.
  120. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: Опыт и проблемы: пособие / Под ред. А. М. Панова. М.: Институт социальной работы, 1997. — 199 с.
  121. Результаты социологического обследования населения Сургутского района по проблемам трудовой занятости. Социологический центр администрации ХМАО. Сургут, 1997. — 94 с.
  122. Н.М., Дискин И. Е. Социальная доктрина России переходного периода // Ученые записки МГСУ, 1996, № 1. С.8−12.
  123. В. Деградация труда и капитала // Социальная защита, 1997, № 2.-160 с.
  124. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938. — С.471.
  125. .Ж. Эмиль, или о воспитании // Руссо Ж. Ж. Сочинения. Т.2. -М. 1962. -С.105−322.
  126. Н. Чтобы не растерять кадры // Экономика и жизнь. 1999, март.
  127. М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. Диссертация кан. психолог, наук. М., 1992. — 195 с.
  128. Сенека. О счастливой жизни // Римские стоики: Сенека, Эпик-тет, Марк Аврелий / Вступ.ст., сост., подгот. текста В. В. Сапова. -М., 1995. С.167−192.
  129. Г. Г. Кто поможет детям с ограниченными возможностями? //Безопасность: Информационный сборник. М., 1992. — С.38−44.
  130. A.B. О природе интуиции // Философские науки, 1972, № 4. С.50−59.
  131. Г. «Дайте нам порулить!» // Социальная защита, 1999, № 1.-С.10−13.
  132. Вл. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев Вл. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1990. — 892 с.
  133. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями Н. Ф. Дементьева и др. М.: Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1996. — 121 с.
  134. Социально-экономическое положение России: оперативная информация. М., 1994. — 93 с.
  135. . Политический трактат // Спиноза Б. Избранные произведения. Т.2. М., 1957. — С.251−365.
  136. . Этика // Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. — С.587−844.
  137. Теория и методика социальной работы 4.1 / Под ред. проф. Жукова В. И. проф. Зайнышевой И. Г., проф. Холостовой Е. И. М.: «Союз», 1994.-339 с.
  138. Теория и методика социальной работы. 4.2 / Под ред. проф. Жукова В. И., проф. Зайнышевой И. Г., проф. Холостовой Е. И. М.: «Союз», 1994. — 199 с.
  139. JI. Россия: куда идем? // Социальная защита, 1995, № 6.-160 с.
  140. Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Т.2. Первые философы. Пер. с англ. М., 1959. — 465 с.
  141. С.Н. Курс истории древней философии. М.: Гу-манит.изд.центр Владос- Русский Двор, 1997. — 576 с.
  142. Т.Н. Итоги работы органов социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа в 1998 году и приоритетные направления их деятельности на 1999 год. Ханты-Мансийск, М., 1999.-211 с.
  143. М. Герменевтика субъекта // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с анг., нем., франц. -М., 1991. -С.284−311.
  144. М. Бытие и время. М.: Ас1 Маг§ тет, 1997. — 451 с.
  145. М. Введение к: «Что такое метафизика?» // Хайдег-гер М. Время и бытие. М., 1993. — С.27−36.
  146. А.Г. Социология воспитания. (О некоторых проблемах воспитания личности). М., 1990. — 220 с.
  147. Целевая программа «Дети-инвалиды», разработанная отделом по делам семьи, материнства и детства администрации округа // Живая книга: Из опыта управления социальными процессами. М., 1996. -С.94−95.
  148. И.Х. Термин Ьшпап^аБ у Марсилио Фичино // Культура эпохи Возрождения. Л., 1986. — С.89−94.
  149. У. Пол. соб. соч. в 8 т. Т. 3. -М., 1958. 552 с.
  150. А. Мир как воля и представление. Т.1. // Шопенгауэр А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии. М.: Наука 1993. — С. 125−608.
  151. А. Что такое справедливость? // Социальная защита, 1998, № 9. С. 23.-28.
  152. Юм Д. Трактат о человечекой природе. Книга третья. О морали // Юм Д. Трактат о человеческой природе. М.: «Канон», 1995. -С.211−404.
  153. Юм Д. Эссе. О происхождении правления // Юм Д. Малые произведения: Эссе- Естественная история религии- Диалоги о естественной религии. М.: «Канон», 1996. — С.34−39.
Заполнить форму текущей работой