Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием системы сбалансированных показателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конкурентоспособность предприятия в решающей мере определяется его способностью адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, на сигналы рынка. Мировой финансово-экономический кризис, его негативное воздействие на состояние российской экономики наглядно продемонстрировали несовершенство системы управления стратегическим развитием малого и среднего бизнеса в плане усиления… Читать ещё >

Содержание

  • 1. РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
    • 1. 1. Социальная и экономическая сущность малого и среднего предпринимательства
    • 1. 2. Государственное регулирование предпринимательства и обеспечение эффективности его функционирования в условиях кризиса
    • 1. 3. Сущность разработки, реализации и контроля стратегии развития предприятий малого и среднего бизнеса в условиях неопределенности
  • 2. СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТКИХ СТРУКТУР
    • 2. 1. Оценка современного состояния и тенденции развития малого и среднего предпринимательства на территории Ростовской области
    • 2. 2. Система сбалансированных показателей: инновационная концепция управления стратегией малых и средних предприятий
    • 2. 3. Обоснование особенностей использования методологии построения системы сбалансированных показателей для субъектов малого и среднего предпринимательства
  • 3. СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 3. 1. Алгоритм построения адаптивной системы сбалансированных показателей для субъектов малого и среднего предпринимательства
    • 3. 2. Структура адаптивной системы сбалансированных показателей для субъектов малого и среднего предпринимательства
    • 3. 3. Организация системы контроллинга на предприятиях малого и среднего бизнеса посредством внедрения системы сбалансированных показателей

Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием системы сбалансированных показателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Посткризисное развитие российской экономки, ее инновационный вектор модернизации, необходимость усиления позиций России в мировом экономическом пространстве актуализируют проблему активизации предпринимательской деятельности, повышения конкурентоспособности предприятий на основе совершенствования системы управления. Это в особенности касается субъектов малого и среднего предпринимательства, что определяется, с одной стороны, возрастанием их значения в обеспечении динамики и решении стратегических социально-экономических проблем современной России, а с другой стороны — особыми условиями их функционирования и состоянием системы управления МСП.

Конкурентоспособность предприятия в решающей мере определяется его способностью адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, на сигналы рынка. Мировой финансово-экономический кризис, его негативное воздействие на состояние российской экономики наглядно продемонстрировали несовершенство системы управления стратегическим развитием малого и среднего бизнеса в плане усиления их конкурентных позиций в условиях нестабильности рыночной среды. Это заставляет критически переосмыслить многие подходы к целям, приоритетам, механизмам и инструментам повышения конкурентоспособности предприятий этого сектора российской экономики. Необходимо научное обоснование инновационных подходов к разработке, реализации и контролю программ конкурентоспособного стратегического развития предприятий малого и среднего бизнеса, построенных на интеграционных началах мотивационных интересов составляющих данных структур. Одним из таких подходов является использование в стратегическом управлении МСП системы сбалансированных показателей, адаптированной к специфике их функционирования и ориентированной на обеспечение 4 конкурентоспособности на основе рационального использования внутренних ресурсов предприятий. Эффективность управленческих решений в сфере малого и среднего бизнеса в немалой степени зависит от мер государственного регулирования этой сферы, способных стимулировать или сдерживать ее динамику и структуру, влиять на конкурентные позиции ее хозяйствующих субъектов.

Вышеуказанное определило выбор темы и направление исследования, его информационно-эмпирическую и теоретико-методологическую базу.

Степень разработанности проблемы. Экономическая наука накопила значительный опыт исследования функционирования фирм в условиях рынка, представленной работами Ж. Бодо, Г. Брауна, М. Вебера, П. Друкера, Дж. Гэлбрейта, Р. Кантильона, К. Тодорова, Ф. Хайека, И. Шумпетера, Л. Эрхарда и др.

Существенный вклад в разработку научных проблем развития рыночной экономики и анализ особенностей регулирования предпринимательства в России внесли отечественные ученые: Л. Абалкин, А. Архипов, В. Бард, И. Беляева, Н. Братан, В. Вольчик, С. Глазьев, Г. Горланов, Р. Гринберг, Н. Кетова, Ю. Колесников, В. Куликов, И. Ларионов, В. Логинов,.

A. Марголин, В. Овчинников, И. Половинкин, Б. Райзберг, А. Семин,.

B.Сиськов, А. Тамбиев, Э. Уткин, А. Фоломьев, А. Шугьков, И. Шухов, В. Щербаков, ЮЛковец и другие. Проблемам совершенствования управления предприятиями в целом и на основе использования системы сбалансированных показателей в частности посвятили свои исследования западные ученые К. Рамперсад, Р. Симоне, П. Хорват и отечественные экономисты О. Вишняков, А. Гершун, М. Горский, Г. Дорохин, В. Ивлев, Р. Кащеев, Д. Ламонов, Т. Попова и другие.

Проблемами адаптации системы сбалансированных показателей к условиям предприятий различной направленности занимается большое количество зарубежных и отечественных ученых, среди которых основатели данной системы — Д. Нортон и Р. Каплан, а также Н. Ольве, Ж. Рой, М. Веттер,.

П.Нивен, М. Браун, В. Кандалинцев, А. Гершун, М. Горский, Е. Миргородская, Я. Макаев, И. Мишурова, А. Пасерба, Е. Сарданашвили, Д. Ерофеев, М. Перепелкина, В. Прудковских, Е. Монахова. Труды этих и других авторов легли в основу данного исследования.

Однако исследовательский потенциал заявленной проблемы далеко не исчерпан, вопрос требует разработки методики внедрения системы сбалансированных показателей в практику деятельности российских предприятий сферы малого и среднего бизнеса.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка концептуальной модели механизма использования системы сбалансированных показателей с целью долгосрочного динамичного развития предприятия и повышения его конкурентоспности и ее адаптации к особенности малых и средних фирм.

Обозначенная цель исследования потребовала решения следующих задач:

— расширить определение социальной и экономической сущности малого и среднего предпринимательства и его роли в свете формирования инновационной экономики;

— раскрыть роль государственного регулирования предпринимательства в обеспечении эффективности его функционирования в условиях кризиса и в период пост кризисного развития;

— оценить современное состояние и определить тенденции развития малого и среднего предпринимательства на территории субъекта Российской Федерации — Ростовской области;

— обосновать процесс стратегического развития малых и средних предпринимательских структур в условиях неопределенности, включающий этапы разработки, реализации и контроля;

— определить сущность и особенности использования системы сбалансированных показателей как инновационной концепции стратегического управления малых и средних предприятийразработать алгоритм построения адаптивной системы сбалансированных показателей для субъектов малого и среднего предпринимательства;

— обосновать авторскую концептуальную структуру адаптивной системы сбалансированных показателей для субъектов малого и среднего предпринимательства;

— предложить механизм организации системы контроллинга на предприятиях малого и среднего бизнеса посредством внедрения системы сбалансированных показателей.

Объектом исследования выступают предприятия малого и среднего бизнеса, функционирующие в сфере производства и товарного обращения.

Предметом исследования является технология системы сбалансированных показателей как современный инструмент повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили концептуальные положения экономической теории фирмы, конкуренции, экономической роли государства, менеджмента, представленные в трудах отечественных и зарубежных экономистов. Диссертационное исследование базируется на использовании системного подхода к анализу сущностных основ конкурентоспособности предприятия, принципах единства исторического и логического в определении современного стратегического управления, обобщении и интерпретации отечественного и зарубежного опыта в области конструирования управления предприятием на основе сбалансированных показателей.

Инструментально-методический аппарат исследования включает принципы и аппарат познавательных средств системного, воспроизводственного и институционального подходов к разработке теории управления развитием предприятия и обеспечения его конкурентоспособности. При определении роли и места системы сбалансированных показателей в управлении использовались функциональный и структурный анализ, моделирование экономических процессов.

Информационно-эмпирическую и нормативно-правовую базу исследования составили законодательные акты и нормативные документы РФ, отраслевые стандарты, данные Федеральной службы государственной статистики РФ и РО, Министерства экономики, торговли и внешнеэкономических связей РО, информационных агентств, материалы международных, общероссийских межвузовских научно-практических конференций, монографические и научные статьи в общеэкономических и отраслевых периодических изданиях по исследуемой проблематике, собственные исследования автора, полученные в процессе внедрения сбалансированной системы показателей на предприятиях малого и среднего бизнеса Ростовской области.

Рабочая гипотеза диссертации основывается на предположении о том, что развитие предпринимательских структур, включая малые и средние, представляет собой непрерывный процесс преодоления противоречий, возникающих как во внешней, так и во внутренней среде организации, находящихся под влиянием множества факторов, оказывающих дестабилизирующее воздействие на данные социально-экономические системы. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур, относящихся к малым и средним, возможно за счет использования в процессе разработки, реализации и контроля проектов их стратегического развития инновационных управленческих решений, основанных на механизмах построения системы сбалансированных показателей.

Диссертационная работа по своему содержанию соответствует пункту 8.10 паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство «Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур», п. 8.11.

Технология процесса разработки и принятия управленческих решений в предпринимательских структурах".

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Многоаспектное воздействие малого бизнеса на экономический рост и его значительный вклад в создание ВВП имеет глубинные причины, которые заключаются в том, что малый бизнес обеспечивает гибкие организационные формы рационального использования трудовых, производственных и финансовых ресурсов общества, обеспечивает эффективную занятость экономически активного населениясохраняет и развивает трудовой потенциал общества, способствует повышению его качества, тем самым, создавая одно из важнейших условий для развития инновационной экономики и интенсивного экономического роста.

2. Условием использования внутренних потенций малого и среднего бизнеса является наличие эффективной системы управления предприятиями и соответствующего инструментария, обеспечивающего своевременное реагирование предприятий на изменение рыночной среды, определяемое среди прочих факторов мерами государственного регулирования экономики и поддержки малого и среднего предпринимательства.

3. Построение системы сбалансированных показателей как инновационного инструментария стратегического управления и ее адаптацию к условиям малого и среднего бизнеса рекомендуется осуществлять по следующему алгоритму: консультирование, диагностика, функционально-стоимостной анализ, анализ кадровой политики, стратегия. Каждый из названных этапов требует разработки соответствующих показателей, которые целесообразно трансформировать в ходе мониторинга развития фирм.

4. Адаптивная система сбалансированных показателей субъектов среднего и малого предпринимательства основывается на выделении пяти стратегических направлений их деятельности: человеческие ресурсы, внутренние процессы, технологии, клиенты, финансы. Основой адаптивной модели системы сбалансированных показателей является универсальная стратегическая карта, структура целей которой является типовой для компании малого бизнеса.

5. Стратегическое управление МСП с целью обеспечения их конкурентоспособности требует создания системы информационно-аналитической и методической поддержки менеджмента на основе системы контроллинга. Предлагаемая модель внедрения и функционирования контроллинга охватывает все основные действия в данной области, характерные для малых и средних предприятий.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке нового подхода к повышению конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, выражающегося в обосновании принципов и процедур внедрения системы сбалансированных показателей, методологическом осмыслении и практической реализации стратегии развития предприятий малого и среднего бизнеса в условиях рыночной трансформации экономики.

В процессе исследования сформулирован ряд положений и выводов, обладающих научной новизной:

1. Обоснована институциональная роль субъектов малого и среднего предпринимательства, заключающаяся в его многоаспектном воздействии на экономический рост за счет обеспечения собственной конкурентоспособности, реализуемой на основе использования гибких организационных форм, сохранения и развития трудового потенциала, активизации и интенсификации различных факторов экономической деятельности путем использования инновационных методов разработки, реализации и контроля стратегии развития.

2. Доказано, что усложнение условий функционирования МСП при нарастающей конкуренции, нестабильности рыночной среды, воздействии кризисных явлений и недостаточно четкой государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечение конкурентоспособности его субъектов возможно в случае использования ими инновационных механизмов разработки, реализации и контроля стратегии развития, в качестве базового элемента которого выступает система сбалансированных показателей.

3. Разработан алгоритм формирования адаптивной системы сбалансированных показателей для субъектов малого и среднего предпринимательства, отличающейся высокой степенью интегрированности входящих в нее элементов и подробно охарактеризован каждый из этапов данного алгоритма, позволяющий практически осуществить процесс разработки, реализации и контроля стратегии развития предпринимательских структур.

4. Выявлено, что в основе построения стратегии развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей их конкурентоспособность, лежит пятизвенная структура адаптивной системы сбалансированных показателей, основанная на применении карт ключевых показателей эффективности, включающих стратегические перспективы по основным стратегическим направлениям: управление человеческими ресурсами, технологиями, внутренними процессами, клиентами, финансами.

5. Сформирован принципиальный методический базис обеспечения системы последующего контролиинга адаптированной системы сбалансированных показателей для субъектов малого и среднего предпринимательства на основе структурирования элементов учетной политики, кадровой политики, разработки регламента основного бизнесг процесса, создания унифицированных форм внутренней управленческой отчетности, обоснования методик учета затрат, ценообразования, анализа отклонений.

Практическая и теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в развитии теоретической и методологической базы управления МСП, концептуальном решении (с позиций конкурентоспособности) проблемы использования инновационного инструментария и механизмов, обеспечивающих деятельность малых и средних предпринимательских структур на расширенной воспроизводственной основе, укреплении их конкурентных позиций на рынке и устойчивого динамичного развития.

Полученные в диссертационном исследовании результаты могут быть использованы:

— при подготовке специалистов в области системных исследований и разработок, их обучении основам системного подхода и методам практического применения достижений системного анализа и системного проектирования процессов управления малыми предприятиями;

— отдельными предприятиями сферы услуг строительного дизайна с целью создания конкурентных преимуществ на основе использования результатов мониторинга конкурентной среды и стратегического сегментирования конкурентоввысшими учебными заведениями в процессе преподавания соответствующих дисциплин («Региональная экономика», «Управление малым бизнесом», «Управленческое консультирование»), в учебном процессе факультетов переподготовки и повышения квалификации работников сферы управления;

— в научной работе в качестве научно-исследовательского материала и информационного источника при изучении проблемы повышения конкурентоспособности социально-экономических систем различных форм собственности и видов деятельности, и в частности — субъектов малого и среднего предпринимательства.

Апробация и реализация результатов исследования. Разработанные в диссертации положения и рекомендации, модели и методики прошли апробацию и используются в работе Администрации г. Ростова-на-Дону, Департамента инвестиций и предпринимательства Администрации Ростовской области, в ряде субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области.

Полученные теоретические, методологические и практические результаты поэтапной разработки проблемы докладывались и обсуждались на международных и региональных научных и научно-практических конференциях, семинарах, межвузовских научных чтениях.

Основные положения, теоретические выводы и рекомендации использованы при разработке методического обеспечения учебного процесса в Южном федеральном университете при прочтении курсов «Информационные технологии в управлении», «Современные методы управления», «Управленческое консультирование» и могут использоваться в других вузах соответствующего профиля.

Публикации по теме диссертации. Основное содержание диссертации и результаты исследований отражены в 11 публикациях, статьях в центральных журналах, рекомендуемых ВАК Российской Федерации, общим объемом 6,67 п.л.

Структура диссертационной работы последовательно раскрывает цель и задачи исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационной работы 173 страницы, содержащих машинописный текст, 16 таблиц и 24 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях развитой рыночной экономики все социально-экономические функции малого бизнеса образуют иерархическую систему. Они возникают и разворачиваются вместе с развитием малой экономики, с ее более тесным встраиванием в более сложную макроэкономическую систему национального хозяйства страны, с развитием и усложнением структуры и функций самой макросистемы. При этом возникновение и востребованность дополнительных функций малого предпринимательства во многом определяются полнотой реализации его базовых воспроизводственных функций. Во время кризисов и депрессий малое предпринимательство является социальным резервуаром, обеспечивающим занятость и доходы экономически активному населению. Многоаспектное воздействие малого бизнеса на экономический рост и его столь значительный вклад в создание ВВП имеет глубинные причины, главные из которых следующие.

Во-первых, малый бизнес дает гибкие организационные формы рационального использования трудовых ресурсов общества, обеспечивая эффективную занятость экономически активного населения, особенно в периоды экономических кризисов, депрессий и тем самым сохраняет трудовой потенциал общества.

Во-вторых, малый бизнес, сохраняя и развивая трудовой потенциал общества, способствует повышению его качества, тем самым, создавая одно из важнейших условий для развития инновационной деятельности в целом.

В-третьих, малый бизнес активизирует и другие интенсивные факторы экономического роста, позволяющие добиваться экономии всех видов ресурсов за счет их более рационального использования. Однако не менее значимым является прямое и косвенное воздействие малого бизнеса на экономический рост через блок социальных факторов.

Система государственного поддержки и управления предпринимательства строится по принципу информационного поля внешней и внутренней среды бизнеса, где реализуются такие этапы управления, как оценка ситуации и принятие управленческих решений. Исполнительным элементом системы управления является функциональная взаимоподчиненность между властью и бизнесом.

Предпринимательские структуры, придерживающиеся разных видов стратегий, не изолированы, они взаимодействуют между собой и составляют единую систему или сообщество. Сообщество конкурирующих между собой компаний и есть рыночная экономика, т.к. только фирмы производят все товары и услуги, которые обращаются на рынке. Конкурентное взаимодействие определяет поведение фирм. Каждая компания занимает на рынке тот сегмент, который ей удается отстоять в борьбе с соперниками. Для выживания на рынке фирмам необходимо усиливать свои конкурентные позиции, в этом смысле конкуренция выступает как главный регулятор рыночной экономики.

Развитие малого бизнеса — это приоритетное направление государственной политики Ростовской области. Областной целевой программой развития малого предпринимательства на 2008;2010 год предусмотрено около 10 форм прямой финансовой поддержки малого бизнеса. В 2009 году из средств областного бюджета на эти цели предусмотрено 107,9 млн руб., из них на финансовую поддержку предпринимателей — 50 млн руб.

В 2008 году значительно увеличилось количество малых предприятий, но вместе с тем развитие малого предпринимательства в Ростовской области сдерживается как по объективным причинам, так и в результате недостаточно разработанных технологий управленческого характера.

В 2010 году большую часть выручки получили предприятия торговли и общественного питания, промышленные предприятия и строительные организации. В целом, по данным статистики, фермеры производят около 7% валовой продукции сельского хозяйства. Однако, необходимо учитывать и то, что значительное число фермеров намеренно не включают в отчетность часть производимой продукции из-за высоких налогов.

В ходе исследования был проведен опрос, позволивший выявить основные факторы, сдерживающие развитие малых и средних предприятия на территории Ростовской области. Отсутствие необходимой консультационной поддержки и отсутствие адаптированных управленческих методик оцениваются выше всего. Негативное общественное мнение как преграда, мешающая развитию малого предпринимательства, упоминаются чаще, однако его значимость в глазах респондентов низка.

Современные управленческие технологии также играют немаловажную роль в бизнесе и влияют на конкурентные преимущества организаций малого и среднего бизнеса, среди которых особняком выделяется система сбалансированных показателей. Система управления компанией должна позволять принимать быстрые решения во всех звеньях цепочки ценности. Взаимодействие менеджеров и персонала должно носить бесконфликтный характер и позволять разрабатывать, внедрять страховые продукты, расширять сеть и увеличивать количество посредников с большой скоростью. Особенное значение внедренные управленческие технологии имеют при принятии стратегических управленческих решений. Они влияют как на показатели самой компании — объемы выплат, суммы заявленных, но неурегулированных убытков, так и на степень удовлетворенности клиентов компании. От применяемых управленческих технологий зависят темпы развития организации, ее гибкость и управляемость. Очевидно, что все эти факторы влияют на наличие/отсутствие конкурентных преимуществ компании.

Переход на конкурентоспособную модель инновационного типа, а именно управление с помощью системы сбалансированных показателей — процесс довольно сложный и, как правило, болезненныйесть риск не довести дело до конца, в результате чего предприятие, истратив значительные ресурсы, может не достичь поставленной цели. Принимать решение об изменении бизнес-модели организации имеет смысл тогда, когда возможности предшествующей модели полностью исчерпаны: она или не отражает необходимые для управления данные, или не соответствует требованиям высшего менеджмента.

Построение системы сбалансированных показателей для предприятий малого и среднего бизнеса рекомендуется осуществлять согласно технологии, разработанной автором и представленной в исследовании. Как отмечают ряд исследователей, данные этапы могут проводиться как последовательно, так и параллельно, что зависит от размеров организации и масштабности предполагаемых изменений. Безусловным фактом является то, что необходимо привлечение независимых консультантов с целью реализации проекта по управлению изменением бизнес-модели организации. Данное условие необходимо для достижения независимого и критического рассмотрения текущего состояния дел в организации.

Предлагаемая технология включает следующие этапы.

Первым шагом является обоюдное знакомство консультантов с фирмой, а руководителей с Адаптивной моделью системы сбалансированных показателей. В рамках данного процесса длительностью, как правило, в один рабочий день происходит представление консультантов коллективу на информационном семинаре под названием «Адаптивная система сбалансированных показателей и преимущества её использования», а также обзорное знакомство консультантов с особенностями функционирования фирмы.

Вторым шагом является аналитический этап процесса внедрения Адаптивной системы сбалансированных показателей. Этот этап включает в себя ряд мероприятий:

— проведение активного диагностического наблюдения включающего хронометраж рабочего времени в течение недели с последующим диагностическим интервью с каждым работником с целью выявления и формализации всех функций выполняемых в фирме;

— осуществление анализа рынка, определение позиции на нем фирмы и внутреннего состояния компании. Для анализа рынка используется: анализ пяти сил Портера, матрица «Конкурентоспособность — стадия жизненного цикла», STEP и SWOT — анализы. Результаты анализа озвучиваются на общем собрании коллектива, и провоцируется мозговой штурм для определения конкурентной стратегии в ценовых сегментах, типа потребителей.

В заключении этого шага проводится анализ сегмента потребителей и определяется перспективное направление стратегии. Для этого используется матрица Портера и Трейси-Вирсема.

Третьим шагом является проведение функционально-стоимостного и функционально-весового анализов. С помощью первого определяются наиболее затратные бизнес процессы, второй выявляет малозначимые бизнес-процессы с точки зрения выбранного направления стратегии. Сопоставление полученных данных позволяет рационализировать бизнес процессы фирмы и наиболее логичным образом перераспределить функции внутри них. В результате формируется четкая структура бизнес-процессов и составляющих их функций с определенными характеристиками, по которым делается вывод о необходимости выполнения этих функций специалистами соответствующей квалификации. Таким образом, вопросы переходят в кадровую область.

На Четвертом шаге происходит доскональный анализ кадрового потенциала. В рамках, которого осуществляется профессиональное тестирование и аттестация персонала, а также позиционный анализ фирмы. В итоге происходит разделение сотрудников на три группы: на сотрудников соответствующих возлагаемым на них функциям согласно стратегии, сотрудников, квалификация которых не полностью соответствует возлагаемым на них функциям, но стоимость повышения квалификации данного сотрудника ниже, нежели затраты по найму и содержанию нового работника и сотрудников не соответствующим тем функциям, которые необходимо выполнять в рамках реализации выбранной стратегии. После этого происходит составление новых должностных инструкций, трудовых договоров, перезаключение контрактов с работниками, рационализация штата и составляется график повышения квалификации.

Пятым шагом является озвучивание и разъяснение коллективу целей компании согласно стратегической карте Адаптивной модели системы сбалансированных показателей. Происходит выбор показателей оценки достижимости и разрабатывается план мероприятий с определением времени ответственного и бюджета каждого мероприятия с помощью модифицированной карты Ганта.

Завершается система внедрения Адаптивной системы сбалансированных показателей постановкой программного продукта, для более удобной визуализации отчётной информации о реализации стратегии. При отсутствии на фирме вычислительной техники визуализация отчетной информации осуществляется на бумажных носителях.

После внедрения данной модели рекомендуется проведение ежемесячного мониторинга. Основной целью его является коррекция стратегии развития фирмы на первоначально определенные цели с помощью предусмотренных показателей и соответственно видоизменение набора мероприятий.

Адаптивная модель системы сбалансированных показателей является преобразованной формой системы сбалансированных показателей адаптированной под функционирование на российских предприятиях малого бизнеса. Основными критериями, которым отвечает данная модель это: ориентация на стратегическое управление, возможность использования в малых фирмах, низкая стоимость, малое время внедрения, быстрый эффект от использования. Основой Адаптивной модели системы сбалансированных показателей является универсальная стратегическая карта, структура целей которой может являться общей для любой малой фирмы. Унифицированная структура сбалансированных и объединенных причинно-следственными связями целей представлена на рисунке 5.

Для успешного достижения поставленных целей необходимо контролировать и управлять процессом их достижения. Соответственно возникает необходимость в определении показателей оценивающих достижение поставленных целей. Так как цели в данной модели четко фиксированы, то и показатели, возможно, указать определенные, причем для каждой из организаций они будут разные, но количество их возможно ограничить семью на каждую цель. Различное сочетание определенных показателей для каждой цели определяет наиболее удобные и эффективные для фирмы критерии успеха по достижению цели.

Адаптивная модель системы сбалансированных показателей включает следующие стратегические цели.

1. Прогрессивное развитие производственного персонала. Оценивается следующими показателями: количество выдвинутых рационализаторских предложенийпроцент внедрения рационализаторских предложенийсредний уровень квалификацииколичество мероприятий по обучению и повышению квалификациипроцент расходования бюджета на мероприятия по обучению и повышению квалификации персонала. Показатель, оценивающий полноту финансирования запланированных мероприятий по обучению и повышению квалификации персонала.

2. Прогрессивное развитие финансового персонала. Оценивается следующими показателями: количество выдвинутых рационализаторских предложенийпроцент внедрения рационализаторских предложенийсредний уровень квалификацииколичество мероприятий по обучению и повышению квалификациипроцент расходования бюджета на мероприятия по обучению и повышению квалификации персонала. Показатель, оценивающий полноту финансирования запланированных мероприятий по обучению и повышению квалификации персонала.

3. Прогрессивное развитие управленческого персонала. Оценивается следующими показателями: количество выдвинутых рационализаторских предложенийпроцент внедрения рационализаторских предложенийсредний уровень квалификацииколичество мероприятий по обучению и повышению квалификациипроцент расходования бюджета на мероприятия по обучению и повышению квалификации персонала. Показатель, оценивающий полноту финансирования запланированных мероприятий по обучению и повышению квалификации персонала.

4. Максимизация эффективности производственных технологий. Оценивается следующими показателями: уровень качества продукцииуровень надежностифункциональностьтрудоёмкостьдоля брака.

5. Максимизация эффективности финансовых технологий. Оценивается следующими показателями: относительный уровень налоговой нагрузкивеличина штрафов и пениколичество ошибок в финансовых документах.

6. Максимизация эффективности информационных технологий. Оценивается следующими показателями: процент ИТ проектов, связанных с доходомсредняя эффективность инвестиционных проектов.

7. Максимизация эффективности управленческих технологий. Оценивается следующими показателями: уровень эффективности управленческих технологий.

8. Рационализация производственных расходов. Оценивается следующими показателями: производственная себестоимость.

9. Максимизация потребительской ценности. Оценивается следующими показателями: индекс потребности в качествеиндекс потребности в функциональностииндекс надежности.

10. Повышение уровня известности компании (торговой марки). Оценивается следующими показателями: уровень известности торговых марок.

11. Рационализация административных расходов. Оценивается следующими показателями: индекс удельных административных расходов.

12. Повышение лояльности клиентов. Оценивается следующими показателями: количество новых клиентов совершивших повторную покупкуколичество старых клиентов отказавшихся от покупки.

13. Повышение продуктивности клиентов. Оценивается следующими показателями: среднее количество покупок совершенное одним старым клиентом.

14. Повышение прибыльности клиентов. Оценивается следующими показателями: средняя стоимость покупки.

15. Привлечение новых клиентов. Оценивается следующими показателями: количество новых клиентов.

16. Сохранение существующих клиентов. Оценивается следующими показателями: количество клиентов отказавшихся от покупки.

17. Повышение ценности клиентов. Оценивается следующими показателями: ЪТУ-уровень ценности клиента.

18. Рационализация издержек. Оценивается следующими показателями: общий уровень издержек.

19. Максимизировать рост стоимости компании. Оценивается следующими показателями: коэффициент текущей ликвидностикоэффициент маневренности собственного капиталаобщая выручка компаниичистая прибыль компанииоборачиваемость собственного капиталачистая рентабельность продажрентабельность собственного капитала.

20. Максимизировать темп роста свободного денежного протока: Темп роста свободного денежного потока.

Контроллинг нацелен на внутренние потребности менеджеров компании и не занимается вопросами непосредственной координации и регулирования деятельности компании в рамках утвержденных бюджетов и планов.

В общем виде, для МСП цель организации системы контроллинга может быть определена как создание системы информационноаналитической и методической поддержки менеджмента для своевременного принятия оптимальных управленческих решений.

Задачами системы контроллинга при этом будут выступать: повышение эффективности управления предприятия в целом, отдельных бизнес-единиц и центров ответственности (ЦО) — усиление контроля за эффективностью использования активов предприятия;

— внедрение системы управления затратами (вместо учета затрат);

— сокращение времени принятия управленческих решений.

Для выполнения поставленных задач необходимо обеспечить создание, поддержку функционирования и совершенствование: бюджетированиявнутренней управленческой отчетностиконтроля, анализа и мотивации исполнения планов/бюджетовпринятия инвестиционных решенийсистемы экономических взаимоотношений между бизнес-единицами. При этом объекты контроллинга структурируются по уровням управления на стратегический, тактический и оперативный, что позволяет конкретизировать сферу их применения для поддержания устойчивого развития малых промышленных предприятий. На рисунке 4 представлена авторская позиция в отношении организационно-экономического механизма создания и функционирования системы контроллинга на промышленных предприятиях малого бизнеса.

Предлагаемая модель внедрения и функционирования контроллинга охватывает почти все основные действия в данной области, характерные для малых и средних предприятий. Сегодня для бизнеса потребность в комплексном и полном решении задач контроллинга стала очевидной. Практика убеждает, что с развитием экономики в целом и малого бизнеса в частности и объективной необходимостью приведения их деятельности к международным стандартам, внедрение элементов или систем контроллинга для малых и средних предприятий станет объективно необходимым.

Процесс формирования системы контроллинга начинается с проведения диагностики предприятия, выяснения реальной картины состояния организации. На этом этапе структурируются проблемы в целях выявления необходимых изменений. Затем происходит разработка и реализация механизмов контроллинга в соответствии с конкретными проблемами и особенностями предприятия.

В этой связи особую актуальность приобретает выработка в организации системного подхода к формированию информации в различных учетных системах (финансовый, налоговый, управленческий учет), регулированию информационных потоков, созданию универсальной системы учетно-аналитических показателей. Для создания эффективно функционирующей системы контроллинга, наряду с учетной политикой в области бухгалтерского учета и налогообложения, должна формироваться и управленческая учетная политика как совокупность регламентных внутрифирменных процедур информационного обмена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры, М. 1991
  2. Т.Ю. Организация системы контроллинга на промышленных предприятиях малого бизнеса// Автореф. дисс. канд. экон. Наук, Санкт-Петербург, 2008
  3. Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России. М., 2000 г.
  4. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы -М. ОАО «Типография «Новости» 2000
  5. В.К. Взаимодействие мелкого и крупного бизнеса по обеспечению прав собственности для развития предпринимательства. www. smb-support.org
  6. Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М.: Финансы и статистика, 2005
  7. В.М., Филин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. Пособие. М.: Анкил, 2003
  8. Н.Д. Социально-экономические детерминанты развития малого предпринимательства в регионе / Афтореф. дисс. канд. социол. наук. Тюмень 2003
  9. A.B. Становление экономического поведения современного российского предпринимательства: социологических анализ/ Афтореф. дисс. канд. социол. наук. Ростов -на-Дону 2003.
  10. Т. П. Буев В.В., Пуденко Т. Н. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России. М.: Бизнес-Тезаурус, 2005.
  11. И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Общество и экономика — 2007, № 91
  12. Т. Управление предприятием: еще один взгляд на стоимостную ориентацию.// Проблемы теории и практики управления, 2001. № 2
  13. А.О. Малый бизнес в России: вчера, сегодня и завтра. — Краснодар, «Адыгея», 1996
  14. А.О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство. М.: Дашков и Ко, 2003
  15. А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия// Проблемы теории и практики управления, 2003. № 6
  16. У. Процессная ориентация управления качеством неприбыльной организации// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5
  17. Е., Логинов П. Технология рационального управления // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5
  18. В.Р. Менеджмент: Учебник. 2-е изд. Перераб. и доп. М.: ТК Велби- Проспект, 2004
  19. С.Л. Контроллинг как технология менеджмента. Заметки практика //Контроллинг, 2002. № 2
  20. А.Д. Методология стратегического менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом.2002. № 6
  21. С.Н., Балдин К. В. Управление рисками в предпринимательстве. М.: Дашков и Ко, 2005
  22. К., Мерзликина Г. Функциональная реструктуризация коммерческих организаций// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2
  23. Гербер Майкл Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к миру предпринимательства: Пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2005
  24. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: Дашков и К, 2000
  25. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и П.М.: М.: ИНФРА-М-Норма, 2002
  26. В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2002
  27. Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации/ТВопросы экономики, 2001, № 1
  28. А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитной А. Эффективность поддержки малого предпринимательства// Вопросы экономики, 2002,№ 7
  29. Ю.Н. Предпринимательство как деятельность и поведение: опыт социологического анализа мотиваций/ Афтореф. дисс. канд. социол. наук. Ростов -на -Дону 2002 г.
  30. А.Б. Концепция управления предприятием на основе системного подхода к информации// Менеджмент в России и за рубежом № 6
  31. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002
  32. П. Экономические задачи оптимальные решения/ Пер. с англ. М. Котельниковой. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2002
  33. Е.В. Направления совершенствования нормативно-правовой базы развития и поддержки предпринимательства России//Недвижимость и инвестиции, www.dpr.ru
  34. Ю. Стоимостной подход как основа современного управления бизнесом.// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3
  35. В.Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управления-М.: ИНФРА-М, 2005
  36. Е. Отраслевые и региональные аспекты развития малого предпринимательства//Человек и труд. № 9.2006
  37. Н.Б. Риск-менеджмент в организации. М.: Альфа-пресс.2005
  38. B.B. Размышления о процессном подходе. Методы менеджмента качества. № 11. 2004
  39. С.Б., Каменева Е. А. Управление финансами в малом и среднем бизнесе Ростов-н/Д. Феникс, 2006
  40. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления.: М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997. — 195 с. 1 Портер М. Конкуренция: пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001 — С. 59−63
  41. .Ф. Малое предпринимательство России: реальность и перспективы.// Власть, 2001,№ 3
  42. И. Процессный подход в организационном проектировании // Проблемы теории и практики управления, 2006. № 3
  43. .Н. Малые формы хозяйствования. — М.: Экономика, 1991
  44. H.A. Системный подход к инвестиционному анализу в региональном аспекте//Вопросы статистики № 1. 2008
  45. А.К., Крупанин A.A. Менеджмент в предпринимательстве. М.: ИНФРА-М, 2003
  46. Д.В. Малые предприятия: регистрация, учет, налоги. Справочник бухгалтера. М.: ГроссМедиа, 2005
  47. Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики. — 1996. — № 4
  48. М.И. Конкурентные стратегии: Спб, 2000. — 284 с.
  49. А., Колесникова JI. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики, 2006, № 7
  50. Ю.С., Овчинников В. Н. Экономическая реформа и региональная стратификация экономики. Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов. Калининград: 1993
  51. H.A. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента М.:Финансы и статистика, 2 000 163
  52. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Принята Госсоветом РФ 19 декабря 2001 г.
  53. А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта. Издание четвертое. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Перербурге, 2003 — С. 100
  54. Д. Хозяйственная стратегия: разработка, осуществление, контроль// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 1
  55. М.Г. Индивидуальный предприниматель: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2005
  56. М.Г. Предпринимательство: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — м.: ИНФРА-М, 2003
  57. М.Г., Старостин АЛ. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М, 2002
  58. Л., Витер Н., Петрова И. Региональные аспекты развития малого бизнеса в РФ.//Консультант директора № 16(268).2006
  59. Ю., Костин В., Костин А. Управление по результатам через процессное консультирование и интерактивное обучение// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 1
  60. П.П. Стратегическая оценка текущего планирования// Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 3
  61. Лутц Роберт А. 7 законов Крайслера/Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2003
  62. К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М., 1992
  63. Н.М., Горфинкель В. Я. Менеджмент малого бизнеса. М.: ВЗФЭИ. 2007
  64. Маркетинг. Словарь / Азоев Г. Л., Завьялов П. С., Лозовский Л. Ш., Поршев А. Г., Райзберг Б. А. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000
  65. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций М.: ИНФРА-М- Новосибирск, Сибирское Соглашение, 2000
  66. А. Принципы экономической науки. В 3-х т. — М.: Прогресс, 19 841 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. — М.: Экономика, 1996
  67. Н. Разработка структуры управления, обладающей потенциалом для изменений// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 4
  68. Н. Цели развития организации через призму управленческих теорий// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6
  69. Методические подходы к оценке эффективности основных концепций менеджмента // Проблемы теории и практики управления, 2006. № 10
  70. Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. В 3-х т. — М.: Прогресс, 1980
  71. И.В. Малое предпринимательство в региональной экономике Ростов-н/Д. Ростовская государственная экономическая академия, 2000
  72. У.Р. использование сбалансированной системы показателей для разработки и реализации программ развития муниципальных образований // Автореф. дис. канд. эконо. наук, Уфа, 2007
  73. А.И., Игнатьев А.М» Крутин А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы Издательства СПбГУЭФ, 1999
  74. Н.Г., Рой Ж, Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей/ Пер. с англ. М.: Вильяме, 2004
  75. Ольве, Нильс-Горан. Сбалансированная система показателей: практическое руководство по использованию / Нильс-Горан Ольве, Жан Рой, Магнус Веттер — Москва и др.: Диалектика, 2006.
  76. А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?(1992−2001 годы) //Вопросы экономики, 2001. № 10
  77. А. и др. Введение в малый бизнес. М.: Институт инвестиций и предпринимательства, 2006
  78. Официальный сайт администрации Ростовской области // http://donland.ru
  79. Н.И. Международный маркетинг — М.: Высшая школа, 2001 г
  80. Ю., Хлюстов В. Среднему бизнесу в России необходима стратегия // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5
  81. М. Конкуренция: пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001 С. 331 Макконнелл K.P., Брю C.JT. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Т. 2 Пер. с англ. — М.: Издательство «Туран», 1996
  82. И.И. Кредиты для малого бизнеса: государственные гарантии//США-Канада: экономика, политика, культура. 2002 № 5
  83. Результаты исследований статистических определений малого предпринимательства учебно-научно-внедренческого некоммерческого партнерства «Управленческий кoнcaлтинг"//http://referatcentre.ru/refer/referats/34/VDV-0726.ZIPl
  84. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / Майк Хаммер, Джеймс Чампи- пер. с англ. Ю. Е. Коринловичь — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. С. 37
  85. О. Оптимизация поведения предприятия в современны условиях // Проблемы теории и практики управления 2001. № 3
  86. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2005
  87. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2006
  88. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2007
  89. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сборник. М.: Госкомстат России, 2008
  90. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000
  91. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г. Я. Кипермана -М.: Республика, 1993
  92. Н.О., Рудой В. В. Малое предпринимательство в РФ: проблемы институционализации Ростов-н/Д. 2005
  93. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению / Хервиг Р. Фридаг, Вальтер Шмидт — пер. с нем. М. Реш. -Москва: Омега-Л, 2006
  94. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте планирование и контроль на базе ключевых показателей эффективности / Андреас Прайснер — пер. с нем.:Коцюба Наталья и др. Москва: Издательский дом Гребенникова, 2007.
  95. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Марк Грэм Браун — пер. с англ. Ю.Сакулина. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  96. Семь граней стратегического управления предприятием. Д.Бизнес. Мельничук. Менеджмент в России и за рубежом № 5/2001
  97. Н. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. Пер. с англ. М.: Дело, 1 997 167
  98. Г. Э. Социальная экономика- м : дело и сервис, 2001 г
  99. Н. Ситуативность и системность в менеджменте // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5
  100. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России — М.: ИНФРА-М, 1997
  101. И.Г. Формирование региональных ассоциативных форм предприятий малого бизнеса как меанизм достижения финансовой стабильности//Региональная экономика: теория и практика № 12(39). 2006
  102. Ю.Г. и др. Основные подходы по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (ОИС)//Инновации. 2003. № 3
  103. В. Гипотеза о новой парадигме управления// Проблемы теории и практики управления 2001. № 3
  104. Е.М. Эволюция систем управления в контексте организационного развития Бизнеса // Менеджмент. 2004. № 1
  105. Транспорт в России: Стат. Сб. / Госкомстат России. — М.: 2007
  106. Н. Методология управления предприятием на основе самоорганизации // Консультант директора. 2004. № 1. 2000
  107. A.A. Методологические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента // менеджмент в России и за рубежом, 2004 № 3
  108. А. Опыт реструктуризации системы управления предприятием //Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2
  109. М. Мы создали собственный курс МВА.//БОСС (Бизнес, Организация, Стратегия, Системы). 2001 — № 6168
  110. P.A. Управление конкурентоспособностью организации. — М.: Издательство «Эксмо», 2004 — С. 331 Фатхутдинов P.A. Управление конкурентоспособностью организации. — М.: Издательство «Эксмо», 2004 С. 187−189
  111. К.П. Перспективы развития малого бизнеса в Ростовской области.//Гуманитарные и социально-экономические науки. № 2.2006.
  112. A.A. От сырьевой экономики к инновационной//Экономика России, XXI век. 2003. № 13
  113. В., Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6
  114. В. Кооперация малых и средних предприятий в Италии//МЭ и МО. 1997 № 2
  115. JI.O. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации//Вопросы экономики, 2002 № 7
  116. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2001.№ 5
  117. Центр экономического анализа «Интерфакса». Электронный источник // http://analytics.interfax.ru
  118. Т.В. Кластерная теория экономического развития//Теория и практика управления. 2003. № 5
  119. В.Н. Экономика микробизнеса. Состояние. Резервы. Стратегия развития. Ростов-н/Д. 2004
  120. Д.Ч., Велибекова Д. М. Критерии и показатели оценки деятельности предприятий малого бизнеса в сфере услуг//Известия вузов. Северо-кавказский регион. Технические науки. 2006 № 6
  121. Ю.Г. Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в промышленности- Ростов-на-Дону. РИНХ, 2005г
  122. В.В. Менеджмент малого бизнеса(малое предпринимательство в отечественной промышленности)-М.:ОАО"Внешторгиздат», 2000г
  123. Ф.И. Предпринимательство в России: становление и проблемы развития. М.: ИЭ РАН. 1996
  124. А. Условия развития малого предпринимательства// Предпринимательство, 2001. № 1
  125. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики, 2001, № 4
  126. .М. Малый Бизнес: финансовая среда предпринимательства. -М.: финансы и статистика, 2006
  127. Г. В. Управление организационными изменениями: -СПб.: Издат. Дом. С.-Петерб. Гос. Ун-та, 2005
  128. . О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3
  129. . Социально-экономические эксперименты Генри Форда// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6
  130. Д., Берджесс Дж. Основы управления малым бизнесом: Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1997
  131. Д., Берджесс Дж. Основы управления малым бизнесом: Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1997
  132. Е.А. Об организации статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства//Вопросы статистики № 1. 2008
  133. Е.Г., Чепуренко А. Ю., Буев В. В. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. М.: Фонд либеральная миссия. — 2003
  134. Brooksbank R. Defining the Small Business: a New Classification of Company Size, Bolton Committee Report, 1 971 170
  135. Small business management in New Erope/ ed. By Gibb A.A., Rebernik M., Maribor Ekon. Inst., 1994
Заполнить форму текущей работой