Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Направления и методы регулирования развития малых и средних предприятий в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Различные аспекты организационно-экономического взаимодействия МиСП с институтами поддержки в зарубежных государствах с федеративным устройством раскрывались в отчетах ОЭСР и в материалах международных конференций. Ряд этих документов использован в настоящей диссертации для целей сравнительного анализа. Методический инструментарий административной реформы разрабатьюается Минэкономразвития России… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 2. ГЛАВА 1. Методологические основы анализа развития малых и средних предприятий в современной экономике
    • 2. 1. Теоретические предпосылки формирования методологических основ развития малых и средних предприятий в современной экономике
    • 2. 2. Анализ институционального обеспечения государственного регулирования развития малых и средних предприятий в современных экономиках
    • 2. 3. Социально-экономический потенциал малых и средних предприятий
  • Выводы по главе 1
  • 3. ГЛАВА 2. Анализ влияния уровня и качественных характеристик сектора малых и средних предприятий на конкурентоспособность экономки страны
    • 3. 1. Инвестиционная активность малых и средних предприятий: состояние и тенденции роста
    • 3. 2. Феномен инновационной деятельности в секторе малых и средних предприятий: общее и специфическое в явлении
    • 3. 3. Проблемы и перспективы интернационализации деятельности малых и средних предприятий
  • Выводы по главе 2
  • 4. ГЛАВА 3. Направления развития сектора МиСП: модель для Российской Федерации
    • 4. 1. Диффузия малых и средних предприятий в системе кластеров
    • 4. 2. Исследование механизма государственно-частного партнерства в малом и среднем бизнесе
    • 4. 3. Организационно-экономическая модель взаимодействия МиСП с институтами поддержки в триаде: Российская Федерация — субъект Российской Федерации — муниципальные образования
  • Выводы по главе 3

Направления и методы регулирования развития малых и средних предприятий в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективное предпринимательство, его активная форма — малый и средний бизнес в социально-экономическом развитии развитых стран служат непременным условием и активным генератором прогрессивных структурных и качественных изменений в экономике и обществе. Они выступают в качестве катализатора экономического роста, способствуют увеличению валового продукта, обеспечивают наиболее полное использование человеческого потенциала в интересах общественного развития и решение острых социальных проблем: занятости, безработицы, уровня и качества жизни населения. Формируя средний класс, малые и средние предприятия способствуют политической стабильности в своих государствах.

Каждая страна имеет свою историю развития предпринимательства и формирования продуктивной страты малого и среднего бизнеса. США и Япония, Великобритания и Италия, многие другие страны Европы, Азии и Америки, наконец, Россия и Китай к настоящему времени прошли в полной мере специфический путь от рыночного безразличия до общественного осознания значимости, места и роли малого и среднего бизнеса в национальном хозяйстве. Но только за последние десятилетия мировым сообществом признана необходимость целенаправленных систематических усилий государства по созданию предпринимателям и малым и средним предприятиям (далее МиСП) стимулирующих нормативных правовых, административных, социальных, финансовых, материально-технических условий развития, по оказанию им информационной, методической, юридической, интеллектуальной, информационной помощи.

Исторически объективные и многие субъективные причины привели к тому, что Российская Федерация находится в числе стран, замыкающих список государств с наиболее развитыми предпринимательской средой и сферой малого и среднего бизнеса.

Актуальность диссертационного исследования. Исторически объективные и многие субъективные причины привели к тому, что Российская Федерация находится в числе стран, замыкающих список государств по уровню развития предпринимательской среды и сферы малого и среднего бизнеса. В нашей стране большинство программ и декларируемых мероприятий все еще не приводит к значимым структурным и качественным изменениям этой ситуации. МиСП в российской экономике занимают неоправданно низкий удельный вес по всем основным показателям: количество предприятий, их вклад в валовый национальный продукт, занятость и создание новых рабочих мест, инновационная активность, предпринимательская активность молодежи, женщин, этнических групп населения, семейный бизнес, уровень кластеризации и субконтрактных отношений с крупными предприятиями, компаниями и корпорациями.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о низкой эффективности принятых в нашей стране концептуальных подходов стимулирования предпринимательской деятельности.

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью выявления глубинных причин стагнации этого сектора и соответствующей модернизации системы регулирования развития сектора МиСП в российской экономике. Использованный в настоящей диссертации опыт зарубежных стран по решению проблем МиСП, представляет особый интерес для адаптации в российской практике. В контексте осуществляемой в нашей стране административной реформы, создалась новая ситуация, позволяющая использовать методы и технологии управления по результатам и административной регламентации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг для решения проблем «выращивания» и поддержки МиСП. Работы в этом направлении российскими исследователями до настоящего времени практически не велись.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические проблемы возникновения и развития предпринимательской деятельности, форм и методов ее организации были объектом изучения многих исследователей рыночной экономики. Попытки первоначального осмысления понятийного аппарата «денежного хозяйства» связаны с именами Солона, Перикла, Аристотеля (VI — IV в. в до н.э.). В XVIII — XIX вв. эволюцию предпринимательства рассматривали Р. Котильон, Ж.-Б. Сэй, Дж. Милль, классики политической экономии А. Смит, Д Риккардо, Ф. Кенэ, К.Маркс. Социально-экономическую природу и преобразовательные функции предпринимательства изучали зарубежные экономисты XX века Й. Шумпетер, Ф. Хайек, А. Маршалл, Д. Норт, Л. Вальрас, Д. Кларк, Й. Пихлер, П. Самуэльсон и др. Свой вклад в теоретическое осмысление экономики предпринимательства, его институциональных основ и малых форм организации внесли современные российские ученые Е. Ясин, А. Чепуренко, В. Радаев, А. Яковлев, А. Виленский, О. Шестоперов, А. Авилова, А. Блинов, Е. Бухвальд, А. Шастистко и др.

В меньшей степени объектом исследования были теоретические и прикладные вопросы инвестиционной, инновационной и внешнеэкономической активности малых форм предприятий. Выполненные за последние 5−7 лет экспертами стран Организации экономического сотрудничества и развития и аналитических подразделений этой организации разработки позволили в настоящей диссертации провести сопоставительный анализ достижений этих стран и оценить возможности использования накопленного ими опыта в российских условиях.

В зарубежной и российской экономической науке, в прикладных исследованиях и проектировках заметное внимание уделяется проблемам кластеризации предприятий (М.Портер, Ден Хааг, Клаас ван дер Линде, Ф. Котлер, Р. Ачрол и др., эксперты ОЭСР, ЮНИДОП. Аксенов, Я. Дранев, А. Мигранян, А. Праздничных, Л. Тэпмэн, В. Третьяк, П. Филиппов, А. Шаповалов и др.) и государственно-частного партнерства (П.Апен, П. Бернс, П. Гуслейн, Р. Гальперин, Д. Осборн,.

Д.Стиглиц, Э. Энгель, и др., эксперты ОЭСР, Всемирного банка, ЕЭК ООНВ. Варнавский, В. Гутник, В. Газман, В. Тамбовцев, О. Оганян, Д. Амунц и др.). В первом случае, кластеризация рассматривается с позиций альтернативы методам регионального и отраслевого развития. Для зарубежных исследователей МиСП как объект «выращивания» и встраивания в кластерные цепочки мало актуален, так как в экономиках этих стран МиСП уже играют доминантную роль и проблема решается чисто рыночными методами. Во втором случае, механизмы государственно-частного партнерства рассматриваются как средство реализации крупных инфраструктурных проектов, в которых российский малый бизнес не может выступать в качестве партнера государства в силу ограниченных возможностей по привлечению масштабных инвестиционных ресурсов.

Различные аспекты организационно-экономического взаимодействия МиСП с институтами поддержки в зарубежных государствах с федеративным устройством раскрывались в отчетах ОЭСР и в материалах международных конференций. Ряд этих документов использован в настоящей диссертации для целей сравнительного анализа. Методический инструментарий административной реформы разрабатьюается Минэкономразвития России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Свою задачу автор диссертации видит в том, чтобы предложить подходы к созданию системы, в которой разрозненные по органам исполнительной власти отдельные административные регламенты и результаты исполнения функции могли бы группироваться в целевые блоки, ориентированные на решение органами управления межведомственной задачи «выращивания» и стимулирования развития сектора МиСП (здесь и далее «сектор» — совокупность предприятий, сгруппированных по критерию — «масштаб деятельности»).

Целью диссертационного исследования является анализ направлений и методов регулирования сектора МиСП в Российской Федерации как объекта государственного управления с учетом зарубежного опытаразработка предложений и рекомендаций по совершенствованию российской модели взаимодействия властной триады государства: федеральных органов исполнительной власти — органов исполнительной власти субъектов Российской Федерацииорганов местного самоуправления, с сектором МиСП.

Данная цель исследования достигается путем решения следующих задач: • изучить особенности понятийного аппарата экономического анализа сектора МиСП и предложить усовершенствованный понятийный аппарат в качестве методологического инструментария;

• вьивить особенности и ключевые проблемы государственного регулирования, в том числе, институциональной базы, методов и механизмов стимулирования МиСП;

• проанализировать динамику, масштабы и позиционирование сектора МиСП в экономике Российской Федерациипровести сравнительный анализ основных показателей развития МиСП Российской Федерации и развитых стран мира;

• оценить социально-экономический потенциал сектора МиСП;

• исследовать инновационные характеристики и инвестиционную активность МиСП;

• исследовать процессы интернационализации деятельности МиСП в условиях глобализации экономических процессов;

• исследовать перспективы использования механизмов государственно-частного партнерства и методов кластеризации предприятий реального сектора для «выращивания» МиСП;

• построить организационную модель взаимодействия государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с малыми и средними предприятиями, обосновать направления и систему мер по реализации стратегических целей развития сектора МиСП, предложить технологию и алгоритм действий для достижения этих целей.

Объектом исследования являются экономические системы и сектора МиСП Российской Федерации и развитых стран мира, нормативные правовые акты, информационные, статистические и аналитические материалы международных организаций, зарубежных стран и Российской Федерации.

Предметом исследования избраны институциональная база и механизмы трансформации сектора МиСП в Российской Федерации и в национальных экономиках развитых стран и отношения между государством и предпринимательской средой в процессе и в интересах экономического и социального развития.

Теоретическую и методическую основу исследования составляют современная экономическая теория, базовые положения теорий рыночной экономики, управления и предпринимательской деятельности, труды зарубежных и российских ученых по исследуемой проблеме, концептуальные документы реформирования государственного управления в Российской Федерации.

В качестве инструментария в работе использованы методы экономико-статистического, системного, структурного и функционально-целевого анализа, сопоставлений и сравнений, а также экспертных и рейтинговых оценок.

Информационная база исследования включает в себя нормативные документы и данные статистических органов Российской Федерации и международных экономических организаций, специализированные монографии, научные, аналитические и информационные источники, в том числе ресурсы Интернет и электронных библиотек, материалы российских и международных конференций и семинаров, оригинальные базы данных и публикации ОЭСР, авторские базы данных, сформированные в ходе диссертационного исследования на основе публикаций в зарубежной и российской прессе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в диссертации разработан комплекс предложений и рекомендаций по совершенствованию регулирующей деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по отношению к сектору МиСП. Обоснованы формы и методы государственной поддержки МиСП в рамках стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

Результаты, полученные лично автором, которые выносятся на защиту и определяют научную новизну работы:

1.Внесены принципиальные уточнения в понятийный аппарат — обосновано предложение об исключении из научного оборота термина «малое предпринимательство». В целях формирования и оценки программ «выращивания» и поддержки МиСП используется предложенная в диссертации семантически связанная цепочка базовых понятий. Каждое понятие в цепочке характеризует явление, воздействуя на которое специфическими мерами, государство и общество могут создавать дополнительные условия для «выращивания» и поддержки сектора МиСП в экономике страны.

2. Определена конфигурация и раскрыто содержание институциональной системы управления развитием сектора МиСП как динамичной совокупности нормативной правовой базы — органов исполнительной власти и местного самоуправления — механизмов и методов реализации стратегий, программ, планов достижения целей, установленных органами управления.

3. Предложены результаты сравнительного анализа инвестиционной, инновационной и внешнеэкономической активности российских и зарубежных МиСП. Выявлены особенности участия государственных институтов на различных стадиях создания инновационного продукта в сегменте МиСП. Установлено, что количество, активность и роль инновационных МиСП в российском народном хозяйстве неадекватны имеющемуся в стране ресурсному, интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшее формирование инновационного сектора МиСП России требует решения системных проблем: увеличения государственного участия в финансировании исследований и разработок в малом бизнесеобеспечения доступа МиСП к информационным сетям и ресурсам, многоуровневым инновационным системам, стимулирования инновационной деятельности МиСП со стороны крупных компаний, частных банков, встраивания инновационных МиСП в цепочки создания стоимости. Определена система внешних и внутренних факторов интернационализации российских МиСП. Разработаны базовые положения по совершенствованию государственной политики и стимулирования внешнеэкономической деятельности МиСП.

4. Предложены графические модели двух типов кластерных систем: «распределенные» и «моноориентированные» кластеры. Введено понятие «ядра» и «тела» кластера, критерии их идентификации, определены роль МиСП и функции органов исполнительной власти в формировании и обеспечении жизнедеятельности кластерных систем. Выработаны рекомендации по формированию государственной кластерной политики как современного инструмента создания эффективного сегмента МиСП.

5. Предложено рассматривать 5 типов отношений взаимодействия государства и МиСП. Государственно-частное партнерство определено как совместная реализация государством и малым бизнесом социально-ориентированных соглашений по объектам государственной собственности на условиях проектного финансирования и разделения рисков. Сформулированы предложения по формированию концепции развития механизмов государственно-частных партнерств и схема ее реализации в субъектах Российской Федерации.

6. Построена организационно-экономическая модель и предложен алгоритм взаимодействия государства и сектора МиСП по уровням управления в условиях административной реформы, отличающиеся наличием в них блоков административных регламентов, механизма и институтов матричного управления реализацией целей развития сегмента МиСП.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов и непосредственно материалов анализа, содержащегося в работе, при подготовке федеральных, региональных и муниципальных программ и планов мероприятий развития малого бизнеса и в целях совершенствования государственного регулирования процесса создания эффективного сектора МиСП. Материалы диссертации могут быть рекомендованы для использования в учебных курсах и образовательных программах систем высшего и дополнительного профессионального образования.

Обоснованность научных положений базируется на привлеченном автором отечественном и зарубежном статистическом материале, анализе действующей нормативной правовой базы, научных источников, аналитических докладов, программ и проектов. Использование адекватных методов научного анализа обеспечивает достаточную обоснованность научных выводов и положений.

Апробация результатов исследования. Основные результаты работы были доложены, обсуждены и получили положительную оценку на научно-практических конференциях, отражены в научно-исследовательской работерекомендованы для использования в учебных программах системы высшего профессионального образования и повышения квалификации государственных гражданских служащих, в том числе в рамках Проекта Европейского Союза «Поддержка и развитие делового и административного послевузовского образования в Калининградской области"-в учебном процессе при чтении лекций студентам Московского института государственного и корпоративного управления. Результаты диссертационного исследования доложены на:

1. XI Международной научно-практической конференции «Наука-сервису», 22 ноября 2006 г. Доклад на круглом столе «Проблемы развития и поддержки малого предпринимательства и семейного бизнеса в сфере сервиса" — ГОУ Московский институт государственного и корпоративного управления. М., 2006.

2. На третьем заседании Наблюдательного Совета Проекта Европейского Союза «Поддержка и развитие делового и административного послевузовского образования в Калининградской области». EUROPEAID/120 288/C/SV/RU. П. «Г» Программы третьего заседания, 20 сентября 2006 г. Калининград.

3. На Всероссийской научной конференции аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы сервиса и туризма». 17 апреля 2007 года. М., ГОУ Московский государственный университет сервиса.

Публикации. По содержанию исследования опубликовано 6 печатных работ общим объемом 3,6 п. л, в том числе лично автором 2,63 п.л.

Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем работы: 135 страниц машинописного текста, 21 рисунок, 16 таблиц, 6 приложений, библиография 136 наименований.

Выводы по главе 3.

1. Между развитием кластеров и развитием МиСП существует устойчивая связь. С низким уровнем конкурентоспособности российских малых предприятий, низким инновационным и техническим потенциалом, с относительно небольшим их количеством и ориентацией МиСП в большей степени на торговлю и общественное питание, отсутствуют основания рассчитывать на создание конкурентоспособных кластерных систем.

2. Страны бывшего социалистического лагеря при участии ОЭСР сформулировали свои кластерные политики и успешно применяют их. Результаты: повышение перспективной конкурентоспособности, создание новых рабочих мест, увеличение количества МиСП, увеличение доли МиСП в доле ВВП, повышение уровня кооперации компаний как с государственными и частными институтами поддержки, так и между собой.

3. В Российской Федерации необходимо более активное участие государства в создании кластеров в регионах. Функции органов исполнительной власти: создание документальной и нормативно-правовой базы поддержки МиСП и кластеризации на трех уровнях государственного управленияустранение ограничений и стимулирование развития кластерной инфраструктуры и кооперации, формирование руководящих стратегий, развитие инициативы и ответственности, вовлечение в процесс кластеризации квалифицированных государственных служащих, ученых-экономистов, менеджеров и предпринимателей, подготовка и реализация образовательных программ и учебно-методических комплексов по вопросам развития МиСП и кластеризации, организация проектов, создание плана действий.

4. Предложенные в разделе направления и методы формирования политики кластеризации могут быть конкретизированы и превращены в программу действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

5. Взаимодействие государства и частного сектора, в том числе сектора МиСП, гораздо шире и многообразнее, чем государственно-частное партнерство, обладающее отличными от других форм взаимодействия свойствами.

6. ГЧП — один из эффективных инструментов взаимодействия власти и частного сектора по решению общественно значимых задач развития и удовлетворения общественных потребностей в разнообразных услугах в условиях ограниченных финансовых средств. Для власти и бизнеса важно найти точки соприкосновения интересов, в которых, благодаря ГЧП, будет обеспечена реализация различных малых и крупных, простых и сложных проектов, в которых нуждается общество.

7. Отдельную проблему в ГЧП — концессионном соглашении составляет передача рисков от государства (муниципалитета) к частному сектору. Увеличение затрат для снижения рисков оправдано только в том случае, когда частный партнер в состоянии лучше управлять рисками, чем государство. Для частного партнера вхождение в концессионное соглашение целесообразно только в том случае, если с минимальным риском оно обеспечивает получение расчетной прибыли, гарантирующей возврат инвестиционных вложений.

8. Концессии могут стимулировать выращивание сегмента МиСП в муниципальных образованиях и должны превратиться в эффективный механизм привлечения частного капитала в те сегменты общественной собственности, развитие и результативная эксплуатация которых не под силу государству и муниципалитетам, а приватизацияневозможна по социально-политическим и иным мотивам.

9. Осуществляемая в нашей стране административная реформа позволяет предлагать в качестве инструмента снижения барьеров для вхождения МиСП в партнерские с публичным сектором отношения и участия в соглашениях концессионного типа разработку и введение административных регламентов исполнения государственных функций по созданию государственно-частных партнерств и взаимодействия органов исполнительной власти в этой деятельности. В такие административные регламенты должны встраиваться стандарты оказания государственных услуг, предоставляемых бизнесу при взаимодействии в рамках механизмов ГЧП (лицензионных, консультационных, информационных, экспертных, аудиторских и т. п.).

10. ГЧП может стать, как свидетельствует мировая практика, эффективным механизмом реализации государственной политики по повышению конкурентоспособности экономики страны и решения социально-экономических задач в регионах Российской Федерациииспользование механизмов ГЧП в нашей стране требует совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей взаимодействие публичного и частного секторов, институтов и системы государственного управления.

11. Неудовлетворительное состояние десятков тысяч отечественных государственных и муниципальных предприятий бросает вызов государству и обществу, побуждая его изыскивать нестандартные для современной российской практики политические, организационные и экономические решения. Одним из таких решений должно стать масштабное использование предпринимательского потенциала через механизмы ГЧП. Эффективное использование этих механизмов требует комплексных мер на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления, связанных, в ряде случаев, с изменением методов и технологий государственного управления.

12. Методы и механизмы административной реформы позволяют решить задачу получения качественно нового результата — развитого сегмента МиСП. Идеологию и методы административной регламентации управленческих процессов предлагается использовать в качестве ядра модели матричного управления и регулирования взаимодействия публичной власти и сектора МиСП. Встраивание в организационно-экономическую модель взаимодействия государства с МиСП нового органа — Федерального агентства по делам малых и средних предприятий — и переход от линейного, разрозненного по различным ведомствам, к матричному методу управления, регулирования и стимулирования развития сектора МиСП позволит сконцентрировать административные, финансовые, организационные и интеллектуальные ресурсы на решении критичной для нашей страны задачи формирования полноценного сектора МиСП.

5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования решен ряд ряд общесистемных, методических и практических задач в области совершенствования государственного управления, регулирования и стимулирования развития сектора МиСП в экономике Российской Федерации.

1. Установлено, что понятийный аппарат анализа сектора МиСП нуждается в модернизации. Рекомендуется исключить из научного оборота и нормативных актов термин «малое предпринимательство», использовать понятия, адекватные описываемым явлениям и формам организации предпринимательской деятельности, в том числе, для сектора МиСП — «малые формы предприятий» или «малый бизнес».

2. Предложено решение проблемы выращивания эффективного сектора МиСП осуществить посредством совершенствования институциональных составляющих: структуры и функций органов исполнительной власти, нормативно-правовой базы регулирования МиСП и механизмов и методов организации управленческой деятельности по установленным государством целям. Основное направление этой работы: создание сквозной системы управления процессом развития МиСП, регламентации управляющих процессов и мониторинга хода и конечных результатов.

3. Проведен анализ потенциала развития МиСП. Вклад сектора МиСП в социально-экономическое развитие страны неоправданно мал по всем основным показателям. Решение проблемы лежит в сфере дополнения рыночных механизмов методами прямого стимулирования государством процесса создания активных МиСП с использованием форм и методов, оправдавших себя в странах с развитой экономикой.

4. Проведен анализ фундаментальных факторов развития и улучшения качественных характеристик сектора МиСП: инвестиционной деятельности, инновационной активности и способности к интернационализации. По всем этим трем факторам выявлено резкое отставание российского сектора МиСП от развитых стран мира. Предложено включать в программы поддержки МиСП меры прямого государственного участия в преодолении отставания, учитывающие слабость и относительную малочисленность российских МиСП.

5. Обосновано, что важнейшими новыми для экономики России механизмами «выращивания» и развития сектора МиСП должны стать кластеризация предприятий в цепочках создания стоимости и государственно-частные партнерства. Предложены типовые методики, схемы и алгоритмы организации этой работы для использования в стратегических планах и программах развития субъектов Российской Федерации.

6. Разработана организационно-экономическая модель государственной поддержки малого и среднего бизнеса по уровням управления в условиях административной реформы. Модель включает блоки целеполагания, административных регламентов исполнения функций и оказания государственных услуг и механизмов матричного управления реализацией целей развития сектора МиСП. Обосновано создание Федерального агентства по делам малых и средних предприятий.

7. Эффективность диссертационного исследования заключается в том, что реализация представленных в диссертационной работе предложений, рекомендаций и мероприятий по совершенствованию системы государственного управления развитием сектора МиСП позволит, по нашим оценкам, обеспечить условия для не менее чем двукратного увеличения вклада МиСП в ВВП за период не более 4−5 лет. Внедрение модели матричного управления и регулирования развития сектора МиСП позволит создать не менее 2,6 млн. рабочих мест в секторе МиСП и до 1 млн. новых малых и средних предприятий преимущественно инновационной направленности, решить ряд актуальных проблем социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Экономика. Учебник. Издательство Омега-JI, М., 2006.
  2. . В. Толковый словарь живого великорусского языка. T.III. М., «Русский язык», 1982.
  3. SME and Entrepreneurship Outlook, 2005.
  4. А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде: Учебное пособие. М.: Изд. дом Межд. университета в Москве, 2006.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30 ноября 1994 года№ 51-ФЗ, ст.2).
  6. В.В. Силовое предпринимательство. Экономико-социологический анализ. Издательский дом ГУ ВШЭ, ML- 2005.
  7. Курс экономической теории, М., «Дело и сервис», 2001.
  8. Paul A. Samuelson and William D. Nordhouse. Economics. 13-th Edition. McGraw-Hill Company. 1989.
  9. Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  10. Малое предпринимательство в России, Росстат. М., 2005.
  11. Малое предпринимательство в России, Росстат. М., 2006.
  12. А. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. М, Ось-89,1998.
  13. А. Этапы развития малого предпринимательства в России. Вопросы экономики. 1996. № 6.
  14. Малое предпринимательство в России. Мир России. № 4.2001.
  15. The World Book Encyclopedia (World Book International, W.B.Inc., USA, V.2. 1994).
  16. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под общ. ред. Е. Г. Ясина и др. Новое издательство, 2004. Исследования Фонда «Либеральная миссия».
  17. Доклад Минэкономразвития и торговли Правительству России в комментариях газеты Время Новостей, № 87,23 мая 2006.
  18. OECD (2004а) Fostering Entrepreneurship and Firm Creation as a Driver of Growth in a Global Economy, www.oecd.org/cfe/sme.19. http://www.sba.gov
  19. Я.И. и др. Институты: от заимствования к выращиванию. ГУ-ВШЭ. М., 2005.
  20. Д. Институты и экономический рост: историческое введение. THESIS. 1993.Т.1.Вып.2.
  21. Williamson О. The New Institutional Economics: Taking Stock, Looking Ahead. Journal of Economic Literature. 2000.Vol.38.No.3.23. http://smb.economy.gov.ru/politics/strategical/social24. http://smb.economy.gov.ru/politics/strategical/program
  22. Полное Собрание. Закон.Т.ХУ1. № 11 630- Т. XVIII. № 12 949, № 13 090- Туган-Барановский. Русская фабрика.
  23. Лаппо-Данилевский. Торгово-промышленные компании в первой половине XVIII.
  24. Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. IX. 1883.
  25. И.М. История русской торговли и промышленности. Социум. Челябинск. 2003.
  26. Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 48 с.
  27. Федеральный закон № 158-ФЗ от 25 09.1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  28. Российская газета. Доп. Выпуск. № 3316 от 8.10.2003 г.
  29. Малый бизнес. Выход из экстремальных ситуаций, авт. Р. Брюк, Е. Калинкин, Ж. Виане, Д.Десхулместер. Экономика. М., 2001.35. http://demoscope.ru
  30. А.В. Человек. Экономика. Предприниматель. М., Экономическая академия, 1996.
  31. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. Российская ассоциация развития малого предпринимательства. М., 1996.
  32. Социально-экономическое положение России 2005 год, Росстат, М.
  33. Ministries van Economishe Zaken (2001), Ondernemershapsmonitor, summer 2001, (Enterpreneurship Monitor, Den Haag).
  34. National Statistics. URN 04/92,2004. www.statistics.gov.uk.
  35. , M. (1995) «The Enterprise Allowance Scheme in Self-Employment Programmes for the Unemployed», paper and proceedings for a joint US Department of Labor / OECD Conference, OECD, Paris.
  36. , N. (2004) «Business Dynamics, Regulation and Performance», internal working document, Directorate for Science, Technology and Industry, OECD, Paris.
  37. OECD (2001) The New Economy: Beyond the Hype The OECD Growth Project, OECD, Paris.
  38. Turnover and Productivity Growth in Canadian Manufacturing, internal working document, Directorate for Science Technology and Industry, OECD, Paris.
  39. OECD (2004), Labour Force Statistics.
  40. Банковское дело в Москве. 1999. № 7.
  41. Журнал «Свой Бизнес, 2006, Октябрь, www.mybiz.ru.
  42. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  43. П. Экономика. Том 1. М., 1993 г.
  44. Российская банковская энциклопедия. М., 1995.
  45. В.В. Инвестиции. СПб., 2002.
  46. С.С. «Законодательство», N 3, март 2005 г.
  47. Федеральный закон от 26.06.1991 г. № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».
  48. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  49. С., Galera G., 2004, Social Economy in Tranzition Economies: Realities and Perspectives, OECD, Trento, March- OECD, Organization for Economic Cooperation and Development, 1999.
  50. CIRIEC, 1999, The Enterprises and Organizations of the Third System: a Strategic Challenge for Employment, December, EC, Final Report.
  51. Инвестиции в России. Статистический сборник. Официальное издание. Росстат, 2005.
  52. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002—2004 гг. Аналитический доклад. НИСИПП, М., 2005.
  53. А.Г., Шестоперовы А.М.и О. М. Аналитический доклад НИСИИП 2005 г.
  54. TACIS, SME RUS, 9803/М., 2002.
  55. Российская газета. Федеральный выпуск № 3963 от 29.12 2005 г. 62. http://www.fas.gov.ru/competition63. http://www.fcsm.ru/strategy
  56. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218 ФЗ «О кредитных историях».65. http://www.consultant.ru/currency
  57. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».67. http://www.opec.ru Материалы: Финизвестия, АК&М, «Единая Россия».
  58. US Small Business Act, P.L. 85−536, approved 10.15.01.69. http://www.sba.gov/sbir
  59. NatWest SBRT Quaterly Survey of Small Business in Britain, April 2003: http://www.bankofengland.co.uk
  60. Индикаторы инновационной деятельности: 2006. Минобрнауки России, Росстат, ГУ-ВШЭ. М., 2006.
  61. Управление наукой в странах ЕС, т.1. Tacis, М., «Наука, Интерпериодика», 1999.
  62. OECD (2001) «Science, Technology and Industry Outlook Drivers of Growth: Information Technology, Innovation and Entreprenership», OECD, Paris.
  63. Н.И., Мишкевич M.B., Базылева M.H. Мировая экономика: уч. пособие, 2004.75. OECD (2001) Ibid.
  64. OECD Based on EUROSTAT, SIS Survey, 2004- StatLink: http://dx.dot.org/10/1787/158 383 214 567
  65. OECD (2004) «Science, Technology and Industry Outlook», OECD. Paris.
  66. OECD, STI Scoreboard, 2003 (SME and Entrepreneurship Outlook, 2005).
  67. П. и др., Исследование проблем в сфере малого предпринимательства, возникающих при присоединении Российской Федерации к Всемирной Торговой Организации, ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», М., 2005.84. http://www.camcom.it85. http://www.ice.it
  68. Small and Medium Business Administration, Korea, 2004.
  69. Совершенствование методов управления в экономической деятельности: теория практика. Минобрнауки России. ГОУ МИГКУ. М., 2006.88. http://www.rusimpex.ru
  70. Российская промышленность на перепутье. Изд. Дом ГУ-ВШЭ, М., 2007.
  71. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 207 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 г. N 249"91. http://www.economy.gov.ru
  72. Enterpreneurship and Small Business in the Russian Federation. Centre for Co-operation with the Economies in Transition. Paris: OECD, 1998.
  73. Michael Porter. «The Competitive Advantage of Nations» (Macmillan, London).
  74. Class van der Linde, The Demography of Clusters Findings from the Cluster Meta-Study, in: «Innovation Clusters and Interregional Competition», forthcoming 2003 (Publication derived from joint LEED — Kiel Institute of World Economics conference, 2001)).
  75. Газета Комерсантъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Горчаков В. «Мы заинтересованы в создании кластеров».96. http://www.oecd.org
  76. Cluster Case Studies in Slovenia. East west cluster conference 31 October 2002, Grado, Italy.
  77. Бизнес для всех деловая пресса. Электронная газета. Номер 18(538) от 16.05.2006.99. http://www.sopssecretary.narod.ru100. http://www.citystrategy.leontief.ru
  78. OECD Observer 2003, Policy Brief, What are Public-Private Partnership?, http://www.0ecd.0rg/data0ecd/31/50/2 510 696/pdf
  79. В.Д. Финансовый лизинг: Учебное пособие. М., 2003, стр. 244- Марголин A.M., Инвестиции: Учебник, РАГС, 2006.
  80. Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
  81. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
  82. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ г. «О соглашениях о разделе продукции».
  83. Yale UNDP Partnership Program 1998.
  84. OECD, 2000, Global Trends in Urban Water Supply and Waste Water Financing and Management: Changing Roles for the Public and Private Sector, Paris.110. http://www.oecd.org/dataoecd
  85. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2007−2009 годы, Минрегионразвития России, М., 2006 год.118. http://www.minregion.ru
  86. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы), раздел «Развитие малого предпринимательства». http://www.akdi.ru/econom/program/417.htm
  87. Федерального закона от 6.10.2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».121. http://www.rosbalt.rU/2006/9/20/268 091 .html
  88. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
  89. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  90. Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации, раздел XII, утвержденная распоряжением Президента РФ от 15.08.2001 №Пр-1496
  91. Правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденные Постановлением Правительства Российской от 22 апреля 2005 г. № 249
  92. Business Clusters: Promoting Enterprise in Central and Eastern Europe ISBN- 92−64−710−5, OECD 2005.
  93. JI.H. Предпринимательское управление (Зарубежный опыт). UNITY, М., 2004.
  94. М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993.
  95. Журнал «Эксперт» Северо-Запад, #42 (151) 10 ноября 2003 П.Филиппов.
  96. Газета Комерсаннтъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Праздничных А. «Особые экономические зоны это не кластеры».
  97. Газета Коммерсантъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Шаповалов А. «Россия перешла в подготовительный кластер».
  98. Cluster specialisation patterns and innovation styles. Den Haag, 1998. — P. 5.
  99. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров». -Интернет-ресурс: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/al5.html.
  100. Rabelotti, Roberta, «Is There an 'Industrial District Model'? Footwear Districts in Italy and Mexico Compared, World Development, Vol. 23, № 1 (1995), pp. 29−41.
  101. Я.Дранев. В кн. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. Москва, «Сканрус», 2001.
  102. OECD. CEI WORKSHOP ON CLUSTERS, Hrvatska Kostanjnica, OECD Program, Slide 9.1. ГРУППИРОВКА ИСТОЧНИКОВ1. Нормативно правовые акты
  103. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ
  104. Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 48 с.
  105. Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации, раздел XII, утвержденная распоряжением Президента РФ от 15.08.2001 №Пр-1496
  106. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 207 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 г. N 249».
  107. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
  108. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  109. Федерального закона от 6.10.2003 года№ 31-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  110. Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  111. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
  112. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  113. Федеральный закон от 25 09.1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  114. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  115. Федеральный закон от 26.06.1991 г. № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».
  116. Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
  117. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ г. «О соглашениях о разделе продукции».
  118. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218 ФЗ «О кредитных историях».
  119. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
  120. Источники на русском языке (в алфавитном порядке)
  121. Н.И., Мишкевич М. В., Базылева М. Н. Мировая экономика : уч. пособие, 2004.
  122. Банковское дело в Москве. 1999. № 7.
  123. Бизнес для всех деловая пресса. Электронная газета. Номер 18(538) от 16.05.2006.
  124. А. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. М., Ось-89,1998.
  125. В.В. Инвестиции. СПб., 2002.
  126. А. Этапы развития малого предпринимательства в России. Вопросы экономики. 1996. № 6.
  127. В.В. Силовое предпринимательство. Экономико-социологический анализ. Издательский дом ГУ ВШЭ, М.- 2005.
  128. Газета Комерсантъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Горчаков В. «Мы заинтересованы в создании кластеров».
  129. Газета Комерсаннтъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Праздничных А. «Особые экономические зоны это не кластеры».
  130. Газета Коммерсантъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Шаповалов А. «Россия перешла в подготовительный кластер».
  131. В.Д. Финансовый лизинг: Учебное пособие. М., 2003, стр. 244- Марголин A.M., Инвестиции: Учебник, РАГС, 2006.
  132. . В. Толковый словарь живого великорусского языка. ТЛИ. М., «Русский язык», 1982.
  133. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002—2004 гг. Аналитический доклад. НИСИПП, М., 2005.
  134. Доклад Минэкономразвития и торговли Правительству России в комментариях газеты Время Новостей, № 87,23 мая 2006.
  135. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2007−2009 годы, Минрегионразвития России, М., 2006 год.
  136. Я. В кн. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. Москва, «Сканрус», 2001.
  137. П. и др., Исследование проблем в сфере малого предпринимательства, возникающих при присоединении Российской Федерации к Всемирной Торговой Организации, ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», М., 2005.
  138. С.С. «Законодательство», N 3, март 2005 г.
  139. Журнал «Эксперт» Северо-Запад, #42 (151) 10 ноября 2003 П.Филиппов.
  140. Инвестиции в России. Статистический сборник. Официальное издание. Росстат, 2005.
  141. Индикаторы инновационной деятельности: 2006. Минобрнауки России, Росстат, ГУ-ВШЭ. М., 2006.
  142. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  143. Я.И. и др. Институты: от заимствования к выращиванию. ГУ-ВШЭ. М., 2005.
  144. И.М. История русской торговли и промышленности. Социум. Челябинск. 2003.
  145. Курс экономической теории, М., «Дело и сервис», 2001.
  146. Лаппо-Данилевский. Торгово-промышленные компании в первой половине XVIII ст.
  147. ЛипсицИ.В., Экономика. Учебник. Издательство Омега-Л, М., 2006.
  148. А.Г., Шестоперовы А.М.и О. М. Аналитический доклад НИСИИП 2005 г.
  149. Малое предпринимательство в России, Росстат. М., 2005.
  150. Малое предпринимательство в России, Росстат. М., 2006.
  151. Малое предпринимательство в России. Мир России. № 4. 2001.
  152. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под общ. ред. Е. Г. Ясина и др. Новое издательство, 2004. Исследования Фонда «Либеральная миссия».
  153. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. Российская ассоциация развития малого предпринимательства. М., 1996.
  154. Малый бизнес. Выход из экстремальных ситуаций, авт. Р. Брюк, Е. Калинкин, Ж. Виане, Д.Десхулместер. Экономика. М., 2001.
  155. Д. Институты и экономический рост: историческое введение. THESIS. 1993.Т.1.Вып.2.
  156. А.В. Человек. Экономика. Предприниматель. М., Экономическая академия, 1996.
  157. Полное Собрание. Закон-T.XVI. № 11 630- Т. XVIII. № 12 949, № 13 090- Туган-Барановский. Русская фабрика.
  158. М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993.
  159. Результаты опроса руководителей предприятий обрабатывающей промышленности, в кн. Российская промышленность на перепутье. Изд. Дом ГУ-ВШЭ, М., 2007.
  160. Российская банковская энциклопедия. М., 1995.
  161. Российская газета. Доп. Выпуск. № 3316 от 8.10.2003 г.
  162. Российская газета. Федеральный выпуск № 3963 от 29.12 2005 г.
  163. Российская промышленность на перепутье, доклад ГУ-ВШЭ, М., 2007.
  164. П. Экономика. Том 1. М., 1993 г.
  165. Совершенствование методов управления в экономической деятельности: теория практика. Минобрнауки России. ГОУ МИГКУ. М., 2006.
  166. Социально-экономическое положение России 2005 год, Росстат, М.
  167. Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. IX. 1883.
  168. JI.H. Предпринимательское управление (Зарубежный опыт). UNITY, М., 2004.
  169. Управление наукой в странах ЕС, т.1. Tacis, М., «Наука, Интерпериодика», 1999.
  170. А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде: Учебное пособие. М.: Изд. дом Межд. университета в Москве, 2006.
  171. Источники на иностранных языках (в алфавитном порядке)
  172. С., Galera G., 2004, Social Economy in Tranzition Economies: Realities and Perspectives, OECD, Trento, March- OECD, Organization for Economic Cooperation and Development, 1999.
  173. , N. (2004) «Business Dynamics, Regulation and Performance», internal working document, Directorate for Science, Technology and Industry, OECD, Paris.
  174. Business Clusters: Promoting Enterprise in Central and Eastern Europe ISBN- 92−64−710−5, OECD 2005.
  175. CIRIEC, 1999, The Enterprises and Organizations of the Third System: a Strategic Challenge for Employment, December, EC, Final Report.
  176. Class van der Linde, The Demography of Clusters Findings from the Cluster Meta-Study, in: «Innovation Clusters and Interregional Competition», forthcoming 2003 (Publication derived from joint LEED — Kiel Institute of World Economics conference, 2001)).
  177. Cluster Case Studies in Slovenia. East west cluster conference 31 October 2002, Grado, Italy.
  178. Cluster specialisation patterns and innovation styles. Den Haag, 1998. — P. 5.
  179. Enterpreneurship and Small Business in the Russian Federation. Centre for Co-operation with the Economies in Transition. Paris: OECD, 1998.
  180. Michael Porter. «The Competitive Advantage of Nations» (Macmillan, London).
  181. Ministries van Economishe Zaken (2001), Ondernemershapsmonitor, summer 2001, (Enterpreneurship Monitor, Den Haag).
  182. OECD (2001) «Science, Technology and Industry Outlook Drivers of Growth: Information Technology, Innovation and Entreprenership», OECD, Paris.12. OECD (2001) Ibid.
  183. OECD (2001) The New Economy. Beyond the Hype The OECD Growth Project, OECD, Paris.
  184. OECD (2004) «Science, Technology and Industry Outlook», OECD. Paris.
  185. OECD (2004), Labour Force Statistics.
  186. OECD, 2000, Global Trends in Urban Water Supply and Waste Water Financing and Management: Changing Roles for the Public and Private Sector, Paris.
  187. OECD, STI Scoreboard, 2003 (SME and Entrepreneurship Outlook, 2005).
  188. OECD. CEI WORKSHOP ON CLUSTERS, Hrvatska Kostanjnica, OECD Program, Slide 9.
  189. Paul A. Samuelson and William D. Nordhouse. Economics. 13-th Edition. McGraw-Hill Company. 1989.
  190. Rabelotti, Roberta, «Is There an 'Industrial District Model'? Footwear Districts in Italy and Mexico Compared, World Development, Vol. 23, № 1 (1995), pp. 29−41.
  191. , M. (1995) «The Enterprise Allowance Scheme in Self-Employment Programmes for the Unemployed», paper and proceedings for a joint US Department of Labor / OECD Conference, OECD, Paris.
  192. Small and Medium Business Administration, Korea, 2004.
  193. SME and Entrepreneurship Outlook, 2005.
  194. TACIS, SME RUS, 9803/M., 2002.
  195. The World Book Encyclopedia (World Book International, W.B.Inc., USA, V.2. 1994).
  196. US Small Business Act, P.L. 85−536, approved 10.15.01.
  197. Williamson 0. The New Institutional Economics: Taking Stock, Looking Ahead. Journal of Economic Literature. 2000.Vol.38.No.3.
Заполнить форму текущей работой