Направления и методы регулирования развития малых и средних предприятий в Российской Федерации
Различные аспекты организационно-экономического взаимодействия МиСП с институтами поддержки в зарубежных государствах с федеративным устройством раскрывались в отчетах ОЭСР и в материалах международных конференций. Ряд этих документов использован в настоящей диссертации для целей сравнительного анализа. Методический инструментарий административной реформы разрабатьюается Минэкономразвития России… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 2. ГЛАВА 1. Методологические основы анализа развития малых и средних предприятий в современной экономике
- 2. 1. Теоретические предпосылки формирования методологических основ развития малых и средних предприятий в современной экономике
- 2. 2. Анализ институционального обеспечения государственного регулирования развития малых и средних предприятий в современных экономиках
- 2. 3. Социально-экономический потенциал малых и средних предприятий
- Выводы по главе 1
- 3. ГЛАВА 2. Анализ влияния уровня и качественных характеристик сектора малых и средних предприятий на конкурентоспособность экономки страны
- 3. 1. Инвестиционная активность малых и средних предприятий: состояние и тенденции роста
- 3. 2. Феномен инновационной деятельности в секторе малых и средних предприятий: общее и специфическое в явлении
- 3. 3. Проблемы и перспективы интернационализации деятельности малых и средних предприятий
- Выводы по главе 2
- 4. ГЛАВА 3. Направления развития сектора МиСП: модель для Российской Федерации
- 4. 1. Диффузия малых и средних предприятий в системе кластеров
- 4. 2. Исследование механизма государственно-частного партнерства в малом и среднем бизнесе
- 4. 3. Организационно-экономическая модель взаимодействия МиСП с институтами поддержки в триаде: Российская Федерация — субъект Российской Федерации — муниципальные образования
- Выводы по главе 3
Направления и методы регулирования развития малых и средних предприятий в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективное предпринимательство, его активная форма — малый и средний бизнес в социально-экономическом развитии развитых стран служат непременным условием и активным генератором прогрессивных структурных и качественных изменений в экономике и обществе. Они выступают в качестве катализатора экономического роста, способствуют увеличению валового продукта, обеспечивают наиболее полное использование человеческого потенциала в интересах общественного развития и решение острых социальных проблем: занятости, безработицы, уровня и качества жизни населения. Формируя средний класс, малые и средние предприятия способствуют политической стабильности в своих государствах.
Каждая страна имеет свою историю развития предпринимательства и формирования продуктивной страты малого и среднего бизнеса. США и Япония, Великобритания и Италия, многие другие страны Европы, Азии и Америки, наконец, Россия и Китай к настоящему времени прошли в полной мере специфический путь от рыночного безразличия до общественного осознания значимости, места и роли малого и среднего бизнеса в национальном хозяйстве. Но только за последние десятилетия мировым сообществом признана необходимость целенаправленных систематических усилий государства по созданию предпринимателям и малым и средним предприятиям (далее МиСП) стимулирующих нормативных правовых, административных, социальных, финансовых, материально-технических условий развития, по оказанию им информационной, методической, юридической, интеллектуальной, информационной помощи.
Исторически объективные и многие субъективные причины привели к тому, что Российская Федерация находится в числе стран, замыкающих список государств с наиболее развитыми предпринимательской средой и сферой малого и среднего бизнеса.
Актуальность диссертационного исследования. Исторически объективные и многие субъективные причины привели к тому, что Российская Федерация находится в числе стран, замыкающих список государств по уровню развития предпринимательской среды и сферы малого и среднего бизнеса. В нашей стране большинство программ и декларируемых мероприятий все еще не приводит к значимым структурным и качественным изменениям этой ситуации. МиСП в российской экономике занимают неоправданно низкий удельный вес по всем основным показателям: количество предприятий, их вклад в валовый национальный продукт, занятость и создание новых рабочих мест, инновационная активность, предпринимательская активность молодежи, женщин, этнических групп населения, семейный бизнес, уровень кластеризации и субконтрактных отношений с крупными предприятиями, компаниями и корпорациями.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о низкой эффективности принятых в нашей стране концептуальных подходов стимулирования предпринимательской деятельности.
Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью выявления глубинных причин стагнации этого сектора и соответствующей модернизации системы регулирования развития сектора МиСП в российской экономике. Использованный в настоящей диссертации опыт зарубежных стран по решению проблем МиСП, представляет особый интерес для адаптации в российской практике. В контексте осуществляемой в нашей стране административной реформы, создалась новая ситуация, позволяющая использовать методы и технологии управления по результатам и административной регламентации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг для решения проблем «выращивания» и поддержки МиСП. Работы в этом направлении российскими исследователями до настоящего времени практически не велись.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические проблемы возникновения и развития предпринимательской деятельности, форм и методов ее организации были объектом изучения многих исследователей рыночной экономики. Попытки первоначального осмысления понятийного аппарата «денежного хозяйства» связаны с именами Солона, Перикла, Аристотеля (VI — IV в. в до н.э.). В XVIII — XIX вв. эволюцию предпринимательства рассматривали Р. Котильон, Ж.-Б. Сэй, Дж. Милль, классики политической экономии А. Смит, Д Риккардо, Ф. Кенэ, К.Маркс. Социально-экономическую природу и преобразовательные функции предпринимательства изучали зарубежные экономисты XX века Й. Шумпетер, Ф. Хайек, А. Маршалл, Д. Норт, Л. Вальрас, Д. Кларк, Й. Пихлер, П. Самуэльсон и др. Свой вклад в теоретическое осмысление экономики предпринимательства, его институциональных основ и малых форм организации внесли современные российские ученые Е. Ясин, А. Чепуренко, В. Радаев, А. Яковлев, А. Виленский, О. Шестоперов, А. Авилова, А. Блинов, Е. Бухвальд, А. Шастистко и др.
В меньшей степени объектом исследования были теоретические и прикладные вопросы инвестиционной, инновационной и внешнеэкономической активности малых форм предприятий. Выполненные за последние 5−7 лет экспертами стран Организации экономического сотрудничества и развития и аналитических подразделений этой организации разработки позволили в настоящей диссертации провести сопоставительный анализ достижений этих стран и оценить возможности использования накопленного ими опыта в российских условиях.
В зарубежной и российской экономической науке, в прикладных исследованиях и проектировках заметное внимание уделяется проблемам кластеризации предприятий (М.Портер, Ден Хааг, Клаас ван дер Линде, Ф. Котлер, Р. Ачрол и др., эксперты ОЭСР, ЮНИДОП. Аксенов, Я. Дранев, А. Мигранян, А. Праздничных, Л. Тэпмэн, В. Третьяк, П. Филиппов, А. Шаповалов и др.) и государственно-частного партнерства (П.Апен, П. Бернс, П. Гуслейн, Р. Гальперин, Д. Осборн,.
Д.Стиглиц, Э. Энгель, и др., эксперты ОЭСР, Всемирного банка, ЕЭК ООНВ. Варнавский, В. Гутник, В. Газман, В. Тамбовцев, О. Оганян, Д. Амунц и др.). В первом случае, кластеризация рассматривается с позиций альтернативы методам регионального и отраслевого развития. Для зарубежных исследователей МиСП как объект «выращивания» и встраивания в кластерные цепочки мало актуален, так как в экономиках этих стран МиСП уже играют доминантную роль и проблема решается чисто рыночными методами. Во втором случае, механизмы государственно-частного партнерства рассматриваются как средство реализации крупных инфраструктурных проектов, в которых российский малый бизнес не может выступать в качестве партнера государства в силу ограниченных возможностей по привлечению масштабных инвестиционных ресурсов.
Различные аспекты организационно-экономического взаимодействия МиСП с институтами поддержки в зарубежных государствах с федеративным устройством раскрывались в отчетах ОЭСР и в материалах международных конференций. Ряд этих документов использован в настоящей диссертации для целей сравнительного анализа. Методический инструментарий административной реформы разрабатьюается Минэкономразвития России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Свою задачу автор диссертации видит в том, чтобы предложить подходы к созданию системы, в которой разрозненные по органам исполнительной власти отдельные административные регламенты и результаты исполнения функции могли бы группироваться в целевые блоки, ориентированные на решение органами управления межведомственной задачи «выращивания» и стимулирования развития сектора МиСП (здесь и далее «сектор» — совокупность предприятий, сгруппированных по критерию — «масштаб деятельности»).
Целью диссертационного исследования является анализ направлений и методов регулирования сектора МиСП в Российской Федерации как объекта государственного управления с учетом зарубежного опытаразработка предложений и рекомендаций по совершенствованию российской модели взаимодействия властной триады государства: федеральных органов исполнительной власти — органов исполнительной власти субъектов Российской Федерацииорганов местного самоуправления, с сектором МиСП.
Данная цель исследования достигается путем решения следующих задач: • изучить особенности понятийного аппарата экономического анализа сектора МиСП и предложить усовершенствованный понятийный аппарат в качестве методологического инструментария;
• вьивить особенности и ключевые проблемы государственного регулирования, в том числе, институциональной базы, методов и механизмов стимулирования МиСП;
• проанализировать динамику, масштабы и позиционирование сектора МиСП в экономике Российской Федерациипровести сравнительный анализ основных показателей развития МиСП Российской Федерации и развитых стран мира;
• оценить социально-экономический потенциал сектора МиСП;
• исследовать инновационные характеристики и инвестиционную активность МиСП;
• исследовать процессы интернационализации деятельности МиСП в условиях глобализации экономических процессов;
• исследовать перспективы использования механизмов государственно-частного партнерства и методов кластеризации предприятий реального сектора для «выращивания» МиСП;
• построить организационную модель взаимодействия государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с малыми и средними предприятиями, обосновать направления и систему мер по реализации стратегических целей развития сектора МиСП, предложить технологию и алгоритм действий для достижения этих целей.
Объектом исследования являются экономические системы и сектора МиСП Российской Федерации и развитых стран мира, нормативные правовые акты, информационные, статистические и аналитические материалы международных организаций, зарубежных стран и Российской Федерации.
Предметом исследования избраны институциональная база и механизмы трансформации сектора МиСП в Российской Федерации и в национальных экономиках развитых стран и отношения между государством и предпринимательской средой в процессе и в интересах экономического и социального развития.
Теоретическую и методическую основу исследования составляют современная экономическая теория, базовые положения теорий рыночной экономики, управления и предпринимательской деятельности, труды зарубежных и российских ученых по исследуемой проблеме, концептуальные документы реформирования государственного управления в Российской Федерации.
В качестве инструментария в работе использованы методы экономико-статистического, системного, структурного и функционально-целевого анализа, сопоставлений и сравнений, а также экспертных и рейтинговых оценок.
Информационная база исследования включает в себя нормативные документы и данные статистических органов Российской Федерации и международных экономических организаций, специализированные монографии, научные, аналитические и информационные источники, в том числе ресурсы Интернет и электронных библиотек, материалы российских и международных конференций и семинаров, оригинальные базы данных и публикации ОЭСР, авторские базы данных, сформированные в ходе диссертационного исследования на основе публикаций в зарубежной и российской прессе.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в диссертации разработан комплекс предложений и рекомендаций по совершенствованию регулирующей деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по отношению к сектору МиСП. Обоснованы формы и методы государственной поддержки МиСП в рамках стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Результаты, полученные лично автором, которые выносятся на защиту и определяют научную новизну работы:
1.Внесены принципиальные уточнения в понятийный аппарат — обосновано предложение об исключении из научного оборота термина «малое предпринимательство». В целях формирования и оценки программ «выращивания» и поддержки МиСП используется предложенная в диссертации семантически связанная цепочка базовых понятий. Каждое понятие в цепочке характеризует явление, воздействуя на которое специфическими мерами, государство и общество могут создавать дополнительные условия для «выращивания» и поддержки сектора МиСП в экономике страны.
2. Определена конфигурация и раскрыто содержание институциональной системы управления развитием сектора МиСП как динамичной совокупности нормативной правовой базы — органов исполнительной власти и местного самоуправления — механизмов и методов реализации стратегий, программ, планов достижения целей, установленных органами управления.
3. Предложены результаты сравнительного анализа инвестиционной, инновационной и внешнеэкономической активности российских и зарубежных МиСП. Выявлены особенности участия государственных институтов на различных стадиях создания инновационного продукта в сегменте МиСП. Установлено, что количество, активность и роль инновационных МиСП в российском народном хозяйстве неадекватны имеющемуся в стране ресурсному, интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшее формирование инновационного сектора МиСП России требует решения системных проблем: увеличения государственного участия в финансировании исследований и разработок в малом бизнесеобеспечения доступа МиСП к информационным сетям и ресурсам, многоуровневым инновационным системам, стимулирования инновационной деятельности МиСП со стороны крупных компаний, частных банков, встраивания инновационных МиСП в цепочки создания стоимости. Определена система внешних и внутренних факторов интернационализации российских МиСП. Разработаны базовые положения по совершенствованию государственной политики и стимулирования внешнеэкономической деятельности МиСП.
4. Предложены графические модели двух типов кластерных систем: «распределенные» и «моноориентированные» кластеры. Введено понятие «ядра» и «тела» кластера, критерии их идентификации, определены роль МиСП и функции органов исполнительной власти в формировании и обеспечении жизнедеятельности кластерных систем. Выработаны рекомендации по формированию государственной кластерной политики как современного инструмента создания эффективного сегмента МиСП.
5. Предложено рассматривать 5 типов отношений взаимодействия государства и МиСП. Государственно-частное партнерство определено как совместная реализация государством и малым бизнесом социально-ориентированных соглашений по объектам государственной собственности на условиях проектного финансирования и разделения рисков. Сформулированы предложения по формированию концепции развития механизмов государственно-частных партнерств и схема ее реализации в субъектах Российской Федерации.
6. Построена организационно-экономическая модель и предложен алгоритм взаимодействия государства и сектора МиСП по уровням управления в условиях административной реформы, отличающиеся наличием в них блоков административных регламентов, механизма и институтов матричного управления реализацией целей развития сегмента МиСП.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов и непосредственно материалов анализа, содержащегося в работе, при подготовке федеральных, региональных и муниципальных программ и планов мероприятий развития малого бизнеса и в целях совершенствования государственного регулирования процесса создания эффективного сектора МиСП. Материалы диссертации могут быть рекомендованы для использования в учебных курсах и образовательных программах систем высшего и дополнительного профессионального образования.
Обоснованность научных положений базируется на привлеченном автором отечественном и зарубежном статистическом материале, анализе действующей нормативной правовой базы, научных источников, аналитических докладов, программ и проектов. Использование адекватных методов научного анализа обеспечивает достаточную обоснованность научных выводов и положений.
Апробация результатов исследования. Основные результаты работы были доложены, обсуждены и получили положительную оценку на научно-практических конференциях, отражены в научно-исследовательской работерекомендованы для использования в учебных программах системы высшего профессионального образования и повышения квалификации государственных гражданских служащих, в том числе в рамках Проекта Европейского Союза «Поддержка и развитие делового и административного послевузовского образования в Калининградской области"-в учебном процессе при чтении лекций студентам Московского института государственного и корпоративного управления. Результаты диссертационного исследования доложены на:
1. XI Международной научно-практической конференции «Наука-сервису», 22 ноября 2006 г. Доклад на круглом столе «Проблемы развития и поддержки малого предпринимательства и семейного бизнеса в сфере сервиса" — ГОУ Московский институт государственного и корпоративного управления. М., 2006.
2. На третьем заседании Наблюдательного Совета Проекта Европейского Союза «Поддержка и развитие делового и административного послевузовского образования в Калининградской области». EUROPEAID/120 288/C/SV/RU. П. «Г» Программы третьего заседания, 20 сентября 2006 г. Калининград.
3. На Всероссийской научной конференции аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы сервиса и туризма». 17 апреля 2007 года. М., ГОУ Московский государственный университет сервиса.
Публикации. По содержанию исследования опубликовано 6 печатных работ общим объемом 3,6 п. л, в том числе лично автором 2,63 п.л.
Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем работы: 135 страниц машинописного текста, 21 рисунок, 16 таблиц, 6 приложений, библиография 136 наименований.
Выводы по главе 3.
1. Между развитием кластеров и развитием МиСП существует устойчивая связь. С низким уровнем конкурентоспособности российских малых предприятий, низким инновационным и техническим потенциалом, с относительно небольшим их количеством и ориентацией МиСП в большей степени на торговлю и общественное питание, отсутствуют основания рассчитывать на создание конкурентоспособных кластерных систем.
2. Страны бывшего социалистического лагеря при участии ОЭСР сформулировали свои кластерные политики и успешно применяют их. Результаты: повышение перспективной конкурентоспособности, создание новых рабочих мест, увеличение количества МиСП, увеличение доли МиСП в доле ВВП, повышение уровня кооперации компаний как с государственными и частными институтами поддержки, так и между собой.
3. В Российской Федерации необходимо более активное участие государства в создании кластеров в регионах. Функции органов исполнительной власти: создание документальной и нормативно-правовой базы поддержки МиСП и кластеризации на трех уровнях государственного управленияустранение ограничений и стимулирование развития кластерной инфраструктуры и кооперации, формирование руководящих стратегий, развитие инициативы и ответственности, вовлечение в процесс кластеризации квалифицированных государственных служащих, ученых-экономистов, менеджеров и предпринимателей, подготовка и реализация образовательных программ и учебно-методических комплексов по вопросам развития МиСП и кластеризации, организация проектов, создание плана действий.
4. Предложенные в разделе направления и методы формирования политики кластеризации могут быть конкретизированы и превращены в программу действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
5. Взаимодействие государства и частного сектора, в том числе сектора МиСП, гораздо шире и многообразнее, чем государственно-частное партнерство, обладающее отличными от других форм взаимодействия свойствами.
6. ГЧП — один из эффективных инструментов взаимодействия власти и частного сектора по решению общественно значимых задач развития и удовлетворения общественных потребностей в разнообразных услугах в условиях ограниченных финансовых средств. Для власти и бизнеса важно найти точки соприкосновения интересов, в которых, благодаря ГЧП, будет обеспечена реализация различных малых и крупных, простых и сложных проектов, в которых нуждается общество.
7. Отдельную проблему в ГЧП — концессионном соглашении составляет передача рисков от государства (муниципалитета) к частному сектору. Увеличение затрат для снижения рисков оправдано только в том случае, когда частный партнер в состоянии лучше управлять рисками, чем государство. Для частного партнера вхождение в концессионное соглашение целесообразно только в том случае, если с минимальным риском оно обеспечивает получение расчетной прибыли, гарантирующей возврат инвестиционных вложений.
8. Концессии могут стимулировать выращивание сегмента МиСП в муниципальных образованиях и должны превратиться в эффективный механизм привлечения частного капитала в те сегменты общественной собственности, развитие и результативная эксплуатация которых не под силу государству и муниципалитетам, а приватизацияневозможна по социально-политическим и иным мотивам.
9. Осуществляемая в нашей стране административная реформа позволяет предлагать в качестве инструмента снижения барьеров для вхождения МиСП в партнерские с публичным сектором отношения и участия в соглашениях концессионного типа разработку и введение административных регламентов исполнения государственных функций по созданию государственно-частных партнерств и взаимодействия органов исполнительной власти в этой деятельности. В такие административные регламенты должны встраиваться стандарты оказания государственных услуг, предоставляемых бизнесу при взаимодействии в рамках механизмов ГЧП (лицензионных, консультационных, информационных, экспертных, аудиторских и т. п.).
10. ГЧП может стать, как свидетельствует мировая практика, эффективным механизмом реализации государственной политики по повышению конкурентоспособности экономики страны и решения социально-экономических задач в регионах Российской Федерациииспользование механизмов ГЧП в нашей стране требует совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей взаимодействие публичного и частного секторов, институтов и системы государственного управления.
11. Неудовлетворительное состояние десятков тысяч отечественных государственных и муниципальных предприятий бросает вызов государству и обществу, побуждая его изыскивать нестандартные для современной российской практики политические, организационные и экономические решения. Одним из таких решений должно стать масштабное использование предпринимательского потенциала через механизмы ГЧП. Эффективное использование этих механизмов требует комплексных мер на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления, связанных, в ряде случаев, с изменением методов и технологий государственного управления.
12. Методы и механизмы административной реформы позволяют решить задачу получения качественно нового результата — развитого сегмента МиСП. Идеологию и методы административной регламентации управленческих процессов предлагается использовать в качестве ядра модели матричного управления и регулирования взаимодействия публичной власти и сектора МиСП. Встраивание в организационно-экономическую модель взаимодействия государства с МиСП нового органа — Федерального агентства по делам малых и средних предприятий — и переход от линейного, разрозненного по различным ведомствам, к матричному методу управления, регулирования и стимулирования развития сектора МиСП позволит сконцентрировать административные, финансовые, организационные и интеллектуальные ресурсы на решении критичной для нашей страны задачи формирования полноценного сектора МиСП.
5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного исследования решен ряд ряд общесистемных, методических и практических задач в области совершенствования государственного управления, регулирования и стимулирования развития сектора МиСП в экономике Российской Федерации.
1. Установлено, что понятийный аппарат анализа сектора МиСП нуждается в модернизации. Рекомендуется исключить из научного оборота и нормативных актов термин «малое предпринимательство», использовать понятия, адекватные описываемым явлениям и формам организации предпринимательской деятельности, в том числе, для сектора МиСП — «малые формы предприятий» или «малый бизнес».
2. Предложено решение проблемы выращивания эффективного сектора МиСП осуществить посредством совершенствования институциональных составляющих: структуры и функций органов исполнительной власти, нормативно-правовой базы регулирования МиСП и механизмов и методов организации управленческой деятельности по установленным государством целям. Основное направление этой работы: создание сквозной системы управления процессом развития МиСП, регламентации управляющих процессов и мониторинга хода и конечных результатов.
3. Проведен анализ потенциала развития МиСП. Вклад сектора МиСП в социально-экономическое развитие страны неоправданно мал по всем основным показателям. Решение проблемы лежит в сфере дополнения рыночных механизмов методами прямого стимулирования государством процесса создания активных МиСП с использованием форм и методов, оправдавших себя в странах с развитой экономикой.
4. Проведен анализ фундаментальных факторов развития и улучшения качественных характеристик сектора МиСП: инвестиционной деятельности, инновационной активности и способности к интернационализации. По всем этим трем факторам выявлено резкое отставание российского сектора МиСП от развитых стран мира. Предложено включать в программы поддержки МиСП меры прямого государственного участия в преодолении отставания, учитывающие слабость и относительную малочисленность российских МиСП.
5. Обосновано, что важнейшими новыми для экономики России механизмами «выращивания» и развития сектора МиСП должны стать кластеризация предприятий в цепочках создания стоимости и государственно-частные партнерства. Предложены типовые методики, схемы и алгоритмы организации этой работы для использования в стратегических планах и программах развития субъектов Российской Федерации.
6. Разработана организационно-экономическая модель государственной поддержки малого и среднего бизнеса по уровням управления в условиях административной реформы. Модель включает блоки целеполагания, административных регламентов исполнения функций и оказания государственных услуг и механизмов матричного управления реализацией целей развития сектора МиСП. Обосновано создание Федерального агентства по делам малых и средних предприятий.
7. Эффективность диссертационного исследования заключается в том, что реализация представленных в диссертационной работе предложений, рекомендаций и мероприятий по совершенствованию системы государственного управления развитием сектора МиСП позволит, по нашим оценкам, обеспечить условия для не менее чем двукратного увеличения вклада МиСП в ВВП за период не более 4−5 лет. Внедрение модели матричного управления и регулирования развития сектора МиСП позволит создать не менее 2,6 млн. рабочих мест в секторе МиСП и до 1 млн. новых малых и средних предприятий преимущественно инновационной направленности, решить ряд актуальных проблем социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Список литературы
- Липсиц И.В., Экономика. Учебник. Издательство Омега-JI, М., 2006.
- Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка. T.III. М., «Русский язык», 1982.
- SME and Entrepreneurship Outlook, 2005.
- Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде: Учебное пособие. М.: Изд. дом Межд. университета в Москве, 2006.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30 ноября 1994 года№ 51-ФЗ, ст.2).
- Волков В.В. Силовое предпринимательство. Экономико-социологический анализ. Издательский дом ГУ ВШЭ, ML- 2005.
- Курс экономической теории, М., «Дело и сервис», 2001.
- Paul A. Samuelson and William D. Nordhouse. Economics. 13-th Edition. McGraw-Hill Company. 1989.
- Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
- Малое предпринимательство в России, Росстат. М., 2005.
- Малое предпринимательство в России, Росстат. М., 2006.
- Блинов А. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. М, Ось-89,1998.
- Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России. Вопросы экономики. 1996. № 6.
- Малое предпринимательство в России. Мир России. № 4.2001.
- The World Book Encyclopedia (World Book International, W.B.Inc., USA, V.2. 1994).
- Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под общ. ред. Е. Г. Ясина и др. Новое издательство, 2004. Исследования Фонда «Либеральная миссия».
- Доклад Минэкономразвития и торговли Правительству России в комментариях газеты Время Новостей, № 87,23 мая 2006.
- OECD (2004а) Fostering Entrepreneurship and Firm Creation as a Driver of Growth in a Global Economy, www.oecd.org/cfe/sme.19. http://www.sba.gov
- Кузьминов Я.И. и др. Институты: от заимствования к выращиванию. ГУ-ВШЭ. М., 2005.
- Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. THESIS. 1993.Т.1.Вып.2.
- Williamson О. The New Institutional Economics: Taking Stock, Looking Ahead. Journal of Economic Literature. 2000.Vol.38.No.3.23. http://smb.economy.gov.ru/politics/strategical/social24. http://smb.economy.gov.ru/politics/strategical/program
- Полное Собрание. Закон.Т.ХУ1. № 11 630- Т. XVIII. № 12 949, № 13 090- Туган-Барановский. Русская фабрика.
- Лаппо-Данилевский. Торгово-промышленные компании в первой половине XVIII.
- Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. IX. 1883.
- Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. Социум. Челябинск. 2003.
- Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 48 с.
- Федеральный закон № 158-ФЗ от 25 09.1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Российская газета. Доп. Выпуск. № 3316 от 8.10.2003 г.
- Малый бизнес. Выход из экстремальных ситуаций, авт. Р. Брюк, Е. Калинкин, Ж. Виане, Д.Десхулместер. Экономика. М., 2001.35. http://demoscope.ru
- Орлов А.В. Человек. Экономика. Предприниматель. М., Экономическая академия, 1996.
- Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. Российская ассоциация развития малого предпринимательства. М., 1996.
- Социально-экономическое положение России 2005 год, Росстат, М.
- Ministries van Economishe Zaken (2001), Ondernemershapsmonitor, summer 2001, (Enterpreneurship Monitor, Den Haag).
- National Statistics. URN 04/92,2004. www.statistics.gov.uk.
- Scott, M. (1995) «The Enterprise Allowance Scheme in Self-Employment Programmes for the Unemployed», paper and proceedings for a joint US Department of Labor / OECD Conference, OECD, Paris.
- Brandt, N. (2004) «Business Dynamics, Regulation and Performance», internal working document, Directorate for Science, Technology and Industry, OECD, Paris.
- OECD (2001) The New Economy: Beyond the Hype The OECD Growth Project, OECD, Paris.
- Turnover and Productivity Growth in Canadian Manufacturing, internal working document, Directorate for Science Technology and Industry, OECD, Paris.
- OECD (2004), Labour Force Statistics.
- Банковское дело в Москве. 1999. № 7.
- Журнал «Свой Бизнес, 2006, Октябрь, www.mybiz.ru.
- Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
- Самуэльсон П. Экономика. Том 1. М., 1993 г.
- Российская банковская энциклопедия. М., 1995.
- Бочаров В.В. Инвестиции. СПб., 2002.
- Жилинский С.С. «Законодательство», N 3, март 2005 г.
- Федеральный закон от 26.06.1991 г. № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».
- Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
- Borzaga С., Galera G., 2004, Social Economy in Tranzition Economies: Realities and Perspectives, OECD, Trento, March- OECD, Organization for Economic Cooperation and Development, 1999.
- CIRIEC, 1999, The Enterprises and Organizations of the Third System: a Strategic Challenge for Employment, December, EC, Final Report.
- Инвестиции в России. Статистический сборник. Официальное издание. Росстат, 2005.
- Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002—2004 гг. Аналитический доклад. НИСИПП, М., 2005.
- Литвак А.Г., Шестоперовы А.М.и О. М. Аналитический доклад НИСИИП 2005 г.
- TACIS, SME RUS, 9803/М., 2002.
- Российская газета. Федеральный выпуск № 3963 от 29.12 2005 г. 62. http://www.fas.gov.ru/competition63. http://www.fcsm.ru/strategy
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 218 ФЗ «О кредитных историях».65. http://www.consultant.ru/currency
- Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».67. http://www.opec.ru Материалы: Финизвестия, АК&М, «Единая Россия».
- US Small Business Act, P.L. 85−536, approved 10.15.01.69. http://www.sba.gov/sbir
- NatWest SBRT Quaterly Survey of Small Business in Britain, April 2003: http://www.bankofengland.co.uk
- Индикаторы инновационной деятельности: 2006. Минобрнауки России, Росстат, ГУ-ВШЭ. М., 2006.
- Управление наукой в странах ЕС, т.1. Tacis, М., «Наука, Интерпериодика», 1999.
- OECD (2001) «Science, Technology and Industry Outlook Drivers of Growth: Information Technology, Innovation and Entreprenership», OECD, Paris.
- Базылев Н.И., Мишкевич M.B., Базылева M.H. Мировая экономика: уч. пособие, 2004.75. OECD (2001) Ibid.
- OECD Based on EUROSTAT, SIS Survey, 2004- StatLink: http://dx.dot.org/10/1787/158 383 214 567
- OECD (2004) «Science, Technology and Industry Outlook», OECD. Paris.
- OECD, STI Scoreboard, 2003 (SME and Entrepreneurship Outlook, 2005).
- Евдокимов П. и др., Исследование проблем в сфере малого предпринимательства, возникающих при присоединении Российской Федерации к Всемирной Торговой Организации, ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», М., 2005.84. http://www.camcom.it85. http://www.ice.it
- Small and Medium Business Administration, Korea, 2004.
- Совершенствование методов управления в экономической деятельности: теория практика. Минобрнауки России. ГОУ МИГКУ. М., 2006.88. http://www.rusimpex.ru
- Российская промышленность на перепутье. Изд. Дом ГУ-ВШЭ, М., 2007.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 207 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 г. N 249"91. http://www.economy.gov.ru
- Enterpreneurship and Small Business in the Russian Federation. Centre for Co-operation with the Economies in Transition. Paris: OECD, 1998.
- Michael Porter. «The Competitive Advantage of Nations» (Macmillan, London).
- Class van der Linde, The Demography of Clusters Findings from the Cluster Meta-Study, in: «Innovation Clusters and Interregional Competition», forthcoming 2003 (Publication derived from joint LEED — Kiel Institute of World Economics conference, 2001)).
- Газета Комерсантъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Горчаков В. «Мы заинтересованы в создании кластеров».96. http://www.oecd.org
- Cluster Case Studies in Slovenia. East west cluster conference 31 October 2002, Grado, Italy.
- Бизнес для всех деловая пресса. Электронная газета. Номер 18(538) от 16.05.2006.99. http://www.sopssecretary.narod.ru100. http://www.citystrategy.leontief.ru
- OECD Observer 2003, Policy Brief, What are Public-Private Partnership?, http://www.0ecd.0rg/data0ecd/31/50/2 510 696/pdf
- Газман В.Д. Финансовый лизинг: Учебное пособие. М., 2003, стр. 244- Марголин A.M., Инвестиции: Учебник, РАГС, 2006.
- Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
- Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
- Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ г. «О соглашениях о разделе продукции».
- Yale UNDP Partnership Program 1998.
- OECD, 2000, Global Trends in Urban Water Supply and Waste Water Financing and Management: Changing Roles for the Public and Private Sector, Paris.110. http://www.oecd.org/dataoecd
- Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2007−2009 годы, Минрегионразвития России, М., 2006 год.118. http://www.minregion.ru
- Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы), раздел «Развитие малого предпринимательства». http://www.akdi.ru/econom/program/417.htm
- Федерального закона от 6.10.2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».121. http://www.rosbalt.rU/2006/9/20/268 091 .html
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
- Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации, раздел XII, утвержденная распоряжением Президента РФ от 15.08.2001 №Пр-1496
- Правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденные Постановлением Правительства Российской от 22 апреля 2005 г. № 249
- Business Clusters: Promoting Enterprise in Central and Eastern Europe ISBN- 92−64−710−5, OECD 2005.
- Тэпман JI.H. Предпринимательское управление (Зарубежный опыт). UNITY, М., 2004.
- Портер М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993.
- Журнал «Эксперт» Северо-Запад, #42 (151) 10 ноября 2003 П.Филиппов.
- Газета Комерсаннтъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Праздничных А. «Особые экономические зоны это не кластеры».
- Газета Коммерсантъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Шаповалов А. «Россия перешла в подготовительный кластер».
- Cluster specialisation patterns and innovation styles. Den Haag, 1998. — P. 5.
- Мигранян А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров». -Интернет-ресурс: http://www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/al5.html.
- Rabelotti, Roberta, «Is There an 'Industrial District Model'? Footwear Districts in Italy and Mexico Compared, World Development, Vol. 23, № 1 (1995), pp. 29−41.
- Я.Дранев. В кн. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. Москва, «Сканрус», 2001.
- OECD. CEI WORKSHOP ON CLUSTERS, Hrvatska Kostanjnica, OECD Program, Slide 9.1. ГРУППИРОВКА ИСТОЧНИКОВ1. Нормативно правовые акты
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ
- Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 48 с.
- Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации, раздел XII, утвержденная распоряжением Президента РФ от 15.08.2001 №Пр-1496
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 207 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 г. N 249».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
- Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
- Федерального закона от 6.10.2003 года№ 31-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
- Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 25 09.1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
- Федеральный закон от 26.06.1991 г. № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».
- Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
- Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ г. «О соглашениях о разделе продукции».
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 218 ФЗ «О кредитных историях».
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
- Источники на русском языке (в алфавитном порядке)
- Базылев Н.И., Мишкевич М. В., Базылева М. Н. Мировая экономика : уч. пособие, 2004.
- Банковское дело в Москве. 1999. № 7.
- Бизнес для всех деловая пресса. Электронная газета. Номер 18(538) от 16.05.2006.
- Блинов А. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. М., Ось-89,1998.
- Бочаров В.В. Инвестиции. СПб., 2002.
- Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России. Вопросы экономики. 1996. № 6.
- Волков В.В. Силовое предпринимательство. Экономико-социологический анализ. Издательский дом ГУ ВШЭ, М.- 2005.
- Газета Комерсантъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Горчаков В. «Мы заинтересованы в создании кластеров».
- Газета Комерсаннтъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Праздничных А. «Особые экономические зоны это не кластеры».
- Газета Коммерсантъ № 51 (№ 3382) от 24.03.2006, Шаповалов А. «Россия перешла в подготовительный кластер».
- Газман В.Д. Финансовый лизинг: Учебное пособие. М., 2003, стр. 244- Марголин A.M., Инвестиции: Учебник, РАГС, 2006.
- Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка. ТЛИ. М., «Русский язык», 1982.
- Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002—2004 гг. Аналитический доклад. НИСИПП, М., 2005.
- Доклад Минэкономразвития и торговли Правительству России в комментариях газеты Время Новостей, № 87,23 мая 2006.
- Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2007−2009 годы, Минрегионразвития России, М., 2006 год.
- Дранев Я. В кн. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. Москва, «Сканрус», 2001.
- Евдокимов П. и др., Исследование проблем в сфере малого предпринимательства, возникающих при присоединении Российской Федерации к Всемирной Торговой Организации, ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», М., 2005.
- Жилинский С.С. «Законодательство», N 3, март 2005 г.
- Журнал «Эксперт» Северо-Запад, #42 (151) 10 ноября 2003 П.Филиппов.
- Инвестиции в России. Статистический сборник. Официальное издание. Росстат, 2005.
- Индикаторы инновационной деятельности: 2006. Минобрнауки России, Росстат, ГУ-ВШЭ. М., 2006.
- Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
- Кузьминов Я.И. и др. Институты: от заимствования к выращиванию. ГУ-ВШЭ. М., 2005.
- Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности. Социум. Челябинск. 2003.
- Курс экономической теории, М., «Дело и сервис», 2001.
- Лаппо-Данилевский. Торгово-промышленные компании в первой половине XVIII ст.
- ЛипсицИ.В., Экономика. Учебник. Издательство Омега-Л, М., 2006.
- Литвак А.Г., Шестоперовы А.М.и О. М. Аналитический доклад НИСИИП 2005 г.
- Малое предпринимательство в России, Росстат. М., 2005.
- Малое предпринимательство в России, Росстат. М., 2006.
- Малое предпринимательство в России. Мир России. № 4. 2001.
- Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под общ. ред. Е. Г. Ясина и др. Новое издательство, 2004. Исследования Фонда «Либеральная миссия».
- Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. Российская ассоциация развития малого предпринимательства. М., 1996.
- Малый бизнес. Выход из экстремальных ситуаций, авт. Р. Брюк, Е. Калинкин, Ж. Виане, Д.Десхулместер. Экономика. М., 2001.
- Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. THESIS. 1993.Т.1.Вып.2.
- Орлов А.В. Человек. Экономика. Предприниматель. М., Экономическая академия, 1996.
- Полное Собрание. Закон-T.XVI. № 11 630- Т. XVIII. № 12 949, № 13 090- Туган-Барановский. Русская фабрика.
- Портер М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993.
- Результаты опроса руководителей предприятий обрабатывающей промышленности, в кн. Российская промышленность на перепутье. Изд. Дом ГУ-ВШЭ, М., 2007.
- Российская банковская энциклопедия. М., 1995.
- Российская газета. Доп. Выпуск. № 3316 от 8.10.2003 г.
- Российская газета. Федеральный выпуск № 3963 от 29.12 2005 г.
- Российская промышленность на перепутье, доклад ГУ-ВШЭ, М., 2007.
- Самуэльсон П. Экономика. Том 1. М., 1993 г.
- Совершенствование методов управления в экономической деятельности: теория практика. Минобрнауки России. ГОУ МИГКУ. М., 2006.
- Социально-экономическое положение России 2005 год, Росстат, М.
- Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. IX. 1883.
- Тэпман JI.H. Предпринимательское управление (Зарубежный опыт). UNITY, М., 2004.
- Управление наукой в странах ЕС, т.1. Tacis, М., «Наука, Интерпериодика», 1999.
- Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде: Учебное пособие. М.: Изд. дом Межд. университета в Москве, 2006.
- Источники на иностранных языках (в алфавитном порядке)
- Borzaga С., Galera G., 2004, Social Economy in Tranzition Economies: Realities and Perspectives, OECD, Trento, March- OECD, Organization for Economic Cooperation and Development, 1999.
- Brandt, N. (2004) «Business Dynamics, Regulation and Performance», internal working document, Directorate for Science, Technology and Industry, OECD, Paris.
- Business Clusters: Promoting Enterprise in Central and Eastern Europe ISBN- 92−64−710−5, OECD 2005.
- CIRIEC, 1999, The Enterprises and Organizations of the Third System: a Strategic Challenge for Employment, December, EC, Final Report.
- Class van der Linde, The Demography of Clusters Findings from the Cluster Meta-Study, in: «Innovation Clusters and Interregional Competition», forthcoming 2003 (Publication derived from joint LEED — Kiel Institute of World Economics conference, 2001)).
- Cluster Case Studies in Slovenia. East west cluster conference 31 October 2002, Grado, Italy.
- Cluster specialisation patterns and innovation styles. Den Haag, 1998. — P. 5.
- Enterpreneurship and Small Business in the Russian Federation. Centre for Co-operation with the Economies in Transition. Paris: OECD, 1998.
- Michael Porter. «The Competitive Advantage of Nations» (Macmillan, London).
- Ministries van Economishe Zaken (2001), Ondernemershapsmonitor, summer 2001, (Enterpreneurship Monitor, Den Haag).
- OECD (2001) «Science, Technology and Industry Outlook Drivers of Growth: Information Technology, Innovation and Entreprenership», OECD, Paris.12. OECD (2001) Ibid.
- OECD (2001) The New Economy. Beyond the Hype The OECD Growth Project, OECD, Paris.
- OECD (2004) «Science, Technology and Industry Outlook», OECD. Paris.
- OECD (2004), Labour Force Statistics.
- OECD, 2000, Global Trends in Urban Water Supply and Waste Water Financing and Management: Changing Roles for the Public and Private Sector, Paris.
- OECD, STI Scoreboard, 2003 (SME and Entrepreneurship Outlook, 2005).
- OECD. CEI WORKSHOP ON CLUSTERS, Hrvatska Kostanjnica, OECD Program, Slide 9.
- Paul A. Samuelson and William D. Nordhouse. Economics. 13-th Edition. McGraw-Hill Company. 1989.
- Rabelotti, Roberta, «Is There an 'Industrial District Model'? Footwear Districts in Italy and Mexico Compared, World Development, Vol. 23, № 1 (1995), pp. 29−41.
- Scott, M. (1995) «The Enterprise Allowance Scheme in Self-Employment Programmes for the Unemployed», paper and proceedings for a joint US Department of Labor / OECD Conference, OECD, Paris.
- Small and Medium Business Administration, Korea, 2004.
- SME and Entrepreneurship Outlook, 2005.
- TACIS, SME RUS, 9803/M., 2002.
- The World Book Encyclopedia (World Book International, W.B.Inc., USA, V.2. 1994).
- US Small Business Act, P.L. 85−536, approved 10.15.01.
- Williamson 0. The New Institutional Economics: Taking Stock, Looking Ahead. Journal of Economic Literature. 2000.Vol.38.No.3.