Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая система формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе мотивационного программно-целевого управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность выводов обеспечены исходными методологическими позициямииспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, задачам и логике исследованияпроведением педагогического эксперимента в строго учитываемых и контролируемых условияхсистематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работывсесторонним… Читать ещё >

Содержание

  • ф
  • Введение
  • Глава 1. Теоретические и практические предпосылки формирования общеучебных умений и навыков первоклассников
    • 1. 1. Анализ различных подходов к характеристике общеучебных умений и навыков
    • 1. 2. Психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов и учебной деятельности ф первоклассников
    • 1. 3. Особенности формирования общеучебных умений и навыков первоклассников в различных системах обучения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Моделирование педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков на основе мотивационного программно-целевого управления
    • 2. 1. Понятие и сущность системного подхода в педагогике
    • 2. 2. Мотивационный программно-целевой подход как методологическая основа построения системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников
    • 2. 3. Модель педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников
  • Выводы по второй главе

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по апробации и оценке эффективности представленной модели педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе мотивационного программно-целевого управления.

3.1. Определение исходных условий формирования общеучебных умений и навыков первоклассников.

3.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию общеучебных умений и навыков первоклассников.

3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по оценке эффективности представленной модели педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников.

Выводы по третьей главе.

Педагогическая система формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе мотивационного программно-целевого управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблему эффективного формирования учебной деятельности школьника можно отнести к числу вечных проблем педагогики. Ее решение зачастую определяет успешность процесса учения, качество образования выпускника школы и результативность той или иной системы обучения. Особую актуальность данная проблема приобретает применительно к начальной школе.

Учебная деятельность со свойственной ей специфической структурой, включающей учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку, даже при наличии соответствующих предпосылок складывается не сразуее становление происходит под руководством учителя непосредственно в процессе обучения. Оцениваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат.

Изучением проблемы выявления и классификации общеучебных умений и навыков, а также разработкой методики их формирования занимались такие исследователи, как Ю. К. Бабанский, А. А. Бобров, С. Г. Воровщиков, А.К. Громце-ва, Е. В. Ковалева, Н. А. Лошкарева, В. Ф. Паламарчук, Д. В. Татьянченко,.

A.В. Усова, Т. И. Шамова и др.

Исследования позволяют сделать вывод о том, что различные виды общеучебных умений и навыков не существуют обособленно друг от друга, и уровень развития общеучебных умений и навыков зависит от особенностей организации процесса обучения, а также от уровня развития познавательных способностей младших школьников. Данной проблеме посвящено немало работ, в которых описаны особенности различных систем обучения при формировании общеучебных умений и навыков (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Г. Ю. Ксензова,.

B.В. Репкин, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, Г. Д. Кириллова и др.), а также особенности развития познавательных процессов первоклассников (Л.П. Божович, JI.C. Выготский, А. З. Зак, Е. В. Козлова, В. А. Крутецкий, Н. А. Менчинская, Л. В. Черемошкина и др.).

В качестве методологической основы разработки педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников нами использовались системный подход и технология мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), разработанная И. К. Шалаевым.

Анализ концепции МПЦУ позволил нам определить её потенциальные возможности в построении педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков. Основываясь на определенных принципах, жестко заданном алгоритме, МПЦУ в то же время позволяет проявить творческую инициативу в руководстве формированием общеучебных умений и навыков первоклассников, обеспечивает условия для того, чтобы действовать, исходя из конкретной ситуации, особенностей объекта управления, характера решаемой задачи.

Несмотря на различные исследования, раскрывающие общие и специфические особенности изучаемой проблемы, следует констатировать, что имеется научный потенциал и опыт практической деятельности по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся старших классов, однако не разработана система формирования общеучебных умений и навыков первоклассников, хотя наиболее значима эта проблема именно на первом году обучения. Происходит становление ученика как субъекта нового вида деятельности (учебной), поэтому необходимо формирование общих способов действий, то есть общеучебных умений и навыков.

Отсюда актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью формирования общеучебных умений и навыков первоклассников и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике начальной школы.

В этой связи проблема исследования заключается в построении педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников в условиях традиционной системы обучения, которая, оставаясь в рамках классической системы (по Н.В. Кузьминой), не предполагает специфических процедур интериоризации цели, воплощение ее в нормы-образцы учебной деятельности, реализации социально-психологической стратегии и тактики.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Педагогическая система формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе мотивационного программно-целевого управления».

Цель исследования состоит в разработке и реализации педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе технологии МПЦУ.

Объектом исследования выступает процесс формирования общеучебных умений и навыков первоклассников.

Предметом исследования является педагогическая система формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе МПЦУ.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что педагогическая система формирования общеучебных умений и навыков первоклассников будет более эффективной, если ее модернизировать на основе теории МПЦУ:

• педагогическую цель перевести по технологии МПЦУ в мотив педагогической и учебной деятельностицелевую ориентацию осуществлять на основе дерева целей формирования общеучебных умений и навыков первоклассников;

• содержание педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников выразить через исполняющую программу в виде норм-образцов, адекватных дереву целей;

• педагогические коммуникации обогатить социально-психологической стратегией и социально-психологической тактикой;

• результативность педагогической системы оценить на основе критериальных характеристик и квалиметрических правил.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать существующее состояние проблемы формирования общеучебных умений и навыков в педагогической науке и практике.

2. Построить модель педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе МПЦУ.

3. Выявить опытно-экспериментальным путем эффективность модели педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников.

4. Разработать и внедрить научно-практические рекомендации по формированию общеучебных умений и навыков первоклассников.

Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные идеи философской теории систем (И.В. Блауберг, Л. А. Блюменфельд, К. Глой, Б. С. Украинцев, С. Г. Хорошавина, Э. Г. Юдин и др.) — технология моти-вационного программно-целевого управления (И.К. Шалаев) — общая теория учебной деятельности (В.В. Репкин, Г. А. Цукерман, В. В. Давыдов, Д.Б. Элько-нин, Л. В. Занков и др.) — психолого-педагогические основы развития личности (Е.Д. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Н. Ф. Талызина и др.).

Кроме того, теоретическому осмыслению поставленной проблемы способствовали специальные исследования, посвященные изучению особенностей развития первоклассников в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, Г. П. Антонова, А. З. Зак, Е. В. Козлова, В. А. Крутецкий, Н. А. Менчинская, Л. Ф. Обухова, Ж. Пиаже и др.).

Методы исследования определены его целью, задачами, логикой:

1. Изучение и анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы в соответствии с избранной темой, целью определения предмета, объекта, гипотезы, задач, исходных положений и основных направлений в разработке и организации исследования.

2. Целенаправленное наблюдение, беседы с учителями начальных классов, директорами и заместителями директора по учебной работе школ, анализ школьной документации и результатов письменных самостоятельных, творческих и контрольных работ учащихся с целью выявления уровня сформированное&tradeобщеучебных умений и навыков первоклассников.

3. Педагогический эксперимент, направленный на реализацию модели педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников и оценка эффективности и результативности функционирования данной модели.

Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялись с 2001 по 2004 гг. в три основных этапа:

Первый этап (2001;2002 гг.) — изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияопределение объекта и предмета исследованияформулировка гипотезы и задачизучение реальной практики формирования общеучебных умений и навыков первоклассников в 114-й школе г. Барнаула, Локтевской средней школе Алтайского края, а также 2-й и 9-й школах г. Рубцовскаанализ полученных данных.

Второй этап (2002;2003 гг.) — разработка и апробация модели педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассниковосуществление контрольной диагностики и выявление динамики изменений, происходящих в экспериментальном и контрольном классах в результате проведенного формирующего эксперимента.

Третий этап (2003;2004 гг.) — анализ опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности сконструированной моделиобобщение, систематизация и внедрение результатов исследования в практику школылитературное оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали средняя школа № 114 г. Барнаула, а также средняя школа № 2, основная общеобразовательная школа № 9 г. Рубцовска. В качестве респондентов выступали учащиеся первых классов, а также учителя начальных классов.

Научная новизна исследования состоит в том, что результаты содержат в себе решение научной проблемы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников. Разработана модель педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе мотивационно-го программно-целевого управления.

В предложенной модели выделены в соответствии с логикой МПЦУ следующие компоненты: целевой компонент, представленный деревом целей, содержательный компонент, представленный исполняющей программой, педагогические коммуникации, представленные управляющей программой, и оценка результата, представленная уровнями сформированности общеучебных умений и навыков.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении классификации общеучебных умений и навыков первоклассников, в установлении специфики педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассниковв теоретическом обосновании эффективности модели педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе МПЦУ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что осуществлено внедрение модели педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников, разработаны методические рекомендации по ее успешному функционированию в практике начальной школы.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечены исходными методологическими позициямииспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, задачам и логике исследованияпроведением педагогического эксперимента в строго учитываемых и контролируемых условияхсистематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работывсесторонним качественным и количественным анализом полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на всероссийских (Томск, 2003; Москва, 2004; Барнаул, 2004), городских (Барнаул, 2004) научно-практических конференциях, на заседаниях кафедр психологии управления, педагогики и психологии начального образования, семинарах методических объединений средней школы № 114 г. Барнаула, в школах г. Рубцовска, в Локтевской средней школе Алтайского края.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая цель формирования общеучебных умений и навыков первоклассников декомпозируется в дерево целей и обеспечивается специфическими процедурами ее интериоризации.

2. Содержание педагогической системы определяется нормами-образцами учебной деятельности в соответствии с деревом целей формирования общеучебных умений и навыков первоклассников.

3. Социально-психологическая стратегия и социально-психологическая тактика обогащают педагогические коммуникации в реализации норм-образцов формирования общеучебных умений и навыков первоклассников.

4. Оценка уровня сформированности общеучебных умений и навыков первоклассников достигается на основе авторских критериальных характеристик и квалиметрических правил.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Целостность педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников позволяет адаптировать предложенную модель к условиям конкретной школы, не нарушая целостности процесса обучения и взаимосвязи компонентов данной системы.

2. Апробация системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников свидетельствует о целесообразности такой работы для повышения уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся в течение первого года обучения.

3. Для эффективной организации процесса формирования общеучебных умений и навыков первоклассников необходимо проведение предварительной работы с учителями начальных классов с целью конкретизации их представлений о системе формирования общеучебных умений и навыков: перечня общеучебных умений и навыков, методов и приемов формирования общеучебных умений и навыков, особенностей организации процесса формирования общеучебных умений и навыков у учащихся первых классов.

4. Оценка уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников может осуществляться по специальным критериям: уровень сформированности организационных умений и навыков, умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации, умений и навыков культуры устной и письменной речи, интеллектуальных умений и навыков.

5. Апробация разработанной нами системы формирования общеучебных умений и навыков с использованием технологии МПЦУ доказывает эффективность ее использования для решения данной проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование общеучебных умений и навыков первоклассников является актуальной проблемой, так как этот период является переломным в жизни ребенка: меняется ведущий вид деятельности, познавательные процессы развиваются на новом уровне, особое внимание уделяется развитию мышления, происходит становление ребенка как субъекта учебной деятельности.

Конструированию модели педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников на основе технологии МПЦУ предшествовал анализ состояния проблемы в науке и практике образования. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в науке и практике накоплен достаточный опыт формирования общеучебных умений и навыков. Вместе с тем при анализе научных источников выяснилось, что проблема формирования общеучебных умений и навыков первоклассников с использованием инновационного потенциала МПЦУ не выступала самостоятельным исследованием.

Выполненное нами исследование представляет собой один из возможных путей формирования общеучебных умений и навыков. Разработанная модель предусматривает внедрение в педагогическую практику программы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников.

В ходе проверки эффективности сконструированной модели нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что педагогическая система формирования общеучебных умений и навыков первоклассников будет более эффективной, если ее модернизировать на основе теории МПЦУ:

• педагогическую цель перевести по технологии МПЦУ в мотив педагогической и учебной деятельностицелевую ориентацию осуществлять на основе дерева целей формирования общеучебных умений и навыков первоклассников;

• создание педагогической системы выразить через исполняющую программу в виде норм-образцов, адекватных дереву целей;

• организационно-деятельностный компонент обогатить социально-психологической стратегией и социально-психологической тактикой;

• результативность педагогической системы оценить на основе критериальных характеристик и квалиметрических правил.

Исследование показало, что использование разработанной нами программы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников характеризуется ростом уровня сформированности у учащихся к концу первого года обучения.

Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В реальной педагогической практике формирование общеучебных умений и навыков целенаправленно не осуществляется, данный процесс происходит стихийно.

2. Формирование общеучебных умений и навыков первоклассников становится более эффективным, если использовать модель педагогической системы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников с использованием МПЦУ.

3. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной модели и программы формирования общеучебных умений и навыков.

4. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков первоклассников зависит от особенностей организации и учета развития познавательных процессов учащихся.

Таким образом, имеются достаточные основания утверждать, что задачи исследования решены, а его гипотеза подтверждена.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы формирования общеучебных умений и навыков первоклассников.

Определенный интерес представляет косвенный путь формирования общеучебных умений и навыков, а также условия преемственности от класса к классу в вопросах формирования общеучебных умений и навыков. С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  2. Э.И. Математика: Учебник для первого класса четырехлетней начальной школы (программа обучения по системе Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова): В 2 кн. — М.: Вита-Пресс, 1999. — Кн. 1. — 160 с.
  3. Э.И. Математика: Учебник для первого класса четырехлетней начальной школы (программа обучения по системе Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова): В 2 кн. — М.: Вита-Пресс, 1999. — Кн. 2. -144 с.
  4. И.И. и др. Программы обучения по системе Л.В. Занкова: 1−3 классы. -М.: Просвещение, 1993. -61 с.
  5. И.И., Занков Л. В. Математика: 1 кл.: Проб. учеб. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  6. Р. Человеческая память и процесс обучения / Общ. ред. Ю. М. Забродина, Б.Ф. Ломова- Вступительная статья Ю. М. Забродина и др. М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
  7. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 192 с.
  9. Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. 1998. — № 2. — С 3−8.
  10. B.C. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / B.C. Безрукова- Отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2004. -Кн. 1.-159 с.
  11. B.C. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / B.C. Безрукова- отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2004. --Кн. 2.-127 с.
  12. Би X. Развитие ребенка / Пер. с англ. А. Ершовой, Н. Зуевой. -9-е изд. Спб.: Питер, 2004. — 767с.
  13. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  14. П.П. Психология младшего школьника / Под ред.
  15. A.И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 574 с.
  16. JI.A. Проблемы биологической физики. М., 1977.
  17. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  19. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна- Вступит, ст. Д. И. Фельдштейна. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -352 с.
  20. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,
  21. B. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
  22. С.М. Учите детей сравнивать. М.: МОКБ «МАРС», 1999.-60 с.
  23. Я. Системное представление процесса обучения как предпосылка его анализа. Рига, 1985. — 258 с.
  24. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. -400 с.
  25. Введение в теорию и практику деятельностного типа обучения. Часть 1: Учебное пособие хрестоматия для самостоятельной работы участников переподготовки и повышения педагогической квалификации.- Барнаул: АКИПКРО, 1996. 132 с.
  26. Л.А., Венгер A.J1. Домашняя школа мышления. М.: Знание, 1985.-80 с.
  27. .С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: ТЦ «Сфера», 2003. -107 с.
  28. .С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б. С. Волков. М.: Академический проект, 2004. — 143 с.
  29. С.И., Столярова Н. Н. Тетрадь с математическими заданиями для 1 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1994.- 158 с.
  30. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1962. -224 с.
  31. JT.C. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.- 224 с.
  32. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. — 223 с.
  33. Выготский J1.C. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  34. Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО, 2003.-508 с.
  35. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978.-118 с.
  36. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. — М.: Изд-во МГУ, 1968.- 135 с.
  37. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество России, 2001. — 276 с.
  38. .С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методологическая практика. М., 2003. — 768 с.
  39. К. Проблема последнего обоснования динамических систем / Пер. с нем. П. П. Гайденко // Вопросы философии. 1994. — № 3. — С. 94−105.
  40. Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 23−25.
  41. A.M. Использование знаний в процессе формирования умений и навыков // Вопросы развития самостоятельности учащихся в процессе воспитания и обучения / Отв. ред. Е. А. Голант. Л., 1965. -С. 182−204.
  42. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  43. А.А. Дидактические основы развития общеучебных умений в системе непрерывного педагогического образования // Подготовка учителя в условиях регионального учебно-научно-педагогического комплекса. Красноярск, 1997. — С. 118−122.
  44. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луис, 1981. — 220 с.
  45. В.В. О понятии развивающего обучения: Сборник ст. -Томск: Пеленг, 1995. 144 с.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  47. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  48. Ю.А. Организация внутришкольной методической работы в условиях осмысления обновляющейся образовательной практики: Пособие для заместителя директора школы. Барнаул, 1997. — 56 с.
  49. Д. Психология и педагогика мышления как мы мыслим.: [Пер. с англ. Н.М. Никольской- Ред. Ю.С. Рассказова]. М.: Лабиринт, 1999.- 189 с.
  50. Ермолаева-Томина'Л.Б., Акопянц И. А., Воеводкина В. К. Обучение через развитие познавательных процессов. М.: Издат-Школа, 1998. -176 с.
  51. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. — М., 2001.- 192 с.
  52. В.Н. Технологии совершенствования учебных умений // Начальная школа. 1997. — № 5. — С. 85−91.
  53. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. -М.: Просвещение: Владос, 1994. 320 с.
  54. Л.В. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1990.-424 с.
  55. А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986.-Т. 1.-318 с.
  56. А.В. Психология действия: Избр. психол. труды / Под ред. А. В. Брушлинского, Т. Н. Ушаковой. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 723 с.
  57. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.
  58. И.П. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков в условиях сельской малокомплектной начальной школы: Ав-тореф. дис. / Московский пед. университет им. Ленина, 1994. 16 с.
  59. И.В. Развитие дидактической системы учителя в контексте антропологичекой парадигмы: Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003.-219 с.
  60. Н.Б. Развивающее обучение // Нач. шк. 1996. — № 12. -С. 30−34.
  61. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1996. — 135 с.
  62. Е.В. Управление формированием общеучебных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2003. — 205 с.
  63. Е.В. Управление формированием общеучебных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2003. — 19 с.
  64. Е.В. Психология младшего школьника: Учебное пособие. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. 312 с.
  65. И.А. Основы технологической культуры педагога. -СПб., 2003.-285 с.
  66. Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 336 с.
  67. С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.: Гном-Пресс: Новая школа, 1998. — 56 с.
  68. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989.- 159 с.
  69. Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротяева- Отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2003.- 174 с.
  70. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумариной. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
  71. JI.C. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 144 с.
  72. В.Н. Изменяющиеся системы. М.: Наука, 1993. — 352 с.
  73. Г. Г. Развитие пространственного мышления младших школьников // Нач. шк. 1996. — № 12. — С. 54−58.
  74. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.- Под ред. А. П. Алексеева. М.: ТК «Велби»: Изд-во Проспект, 2004. -496 с.
  75. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976.-304 с.
  76. Ксензова ГЛО. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. -121 с.
  77. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. -224 с.
  78. И.И. и др. О разработке требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся: к методике изучения проверочно-оценочной деятельности учителя // Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. М., 1973. — 226 с.
  79. С.В., Лакоценко Т. П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону: Учитель, 2003. — 224 с.
  80. С.В., Лакоценко Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ростов-на-Дону: Учитель, 2004. -Ч. 1.-151 с.
  81. С.В., Лакоценко Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ростов-на-Дону: Учитель, 2004. — Ч. 2. — 176 с.
  82. Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭКС», 2001. 256 с.
  83. А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-391 с.
  84. Лернер И. Я Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  85. Лернер И. Я О построении логики дидактического исследования // Сов. педагогика. 1970.-№ 5.-С. 15−17.
  86. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-54 с.
  87. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1981. -№ 3.
  88. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  89. В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Пед. поиск., 2002.- 160 с.
  90. Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1990. — 39 с.
  91. Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: Дис. докт. пед. наук. М., 1990. — 359 с.
  92. В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М., 2002. — 272 с.
  93. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 270 с.
  94. Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии. М.: Просвещение, 1966. — С. 5468.
  95. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка // Избр. психол. труды / Под ред. Е. Д. Божович. -М.: Ин-т практ. психологии, 1998. 443 с.
  96. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка // Избранные психологические труды / Н.А. Менчинская- Авт. вступ. ст. Е. Д. Божович. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004.-511 с.
  97. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника // Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  98. М.И. Математика: Учеб. для 1 кл. четырехлетней начальной школы / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова: В 2 ч. М.: Просвещение, 2001. — Ч. 1. — 112 с.
  99. М.И. Математика: Учеб. для 1 кл. четырехлетней начальной школы / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова: В 2 ч. М.: Просвещение, 2001. — Ч. 2. — 96 с.
  100. Я.Г. Модели в науке и технике. Л.: Наука, 1984. — 189 с.
  101. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
  102. А.П. Психология и школа // Избр. психол. труды / Под ред. А.А. Никольской- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. -М.: Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», 1997. 350 с.
  103. И.Б. Гносеологические аспекты моделирования // Природа модели и модели природы / Под ред. Д. М. Гвишиане и др. М.: Мысль, 1986.-С. 22−68.
  104. И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. -335 с.
  105. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. — 360 с.
  106. В.И. Знания, умения и навыки // Педагогика. 1997. — № 2. -С. 33−39.
  107. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967. — 234 с.
  108. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  109. В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. -206 с.
  110. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  111. Педагогика: педагогически теории, системы технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 512 с.
  112. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  113. Педагогический словарь-справочник / Сост. О. П. Морозова. Барнаул, 2000. — 270 с.
  114. А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 2000.-501 с.
  115. . Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. / Вступ. ст. В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  116. . Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер- Науч. ред. пер. С.Л. Соловьева- Пер. с фр. И. Бондарь, А. Головановой. 18-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 159 с.
  117. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1995. — 152 с.
  118. Психология деятельности // Общая психология / Под ред. В. В. Богоявленского и др. М., 1981. — С. 138−140.
  119. Проблемы подготовки учителей начальных классов в условиях модернизации образования: Матер, науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 203 с.
  120. Программы развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова): 1 этап (1−5 классы). Русский язык. Математика. — М.: Просвещение, 1992. — 49 с.
  121. Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4) одиннадцатилетней школы. М.: Просвещение, 1994. — 250 с.
  122. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  123. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: Полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. СПБ.: Прайм-Еврознак: НЕВА- М.: OJ1MA-ПРЕСС, 2002. — 652 с.
  124. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е. Д. Божович. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 192 с.
  125. Т.Г. Русский язык: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. М.: Дрофа, 2000. — 112 с.
  126. В.В. Русский язык. 1 класс: Учебник для первых классов школ, работающих по системе Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова / В. В. Репкин. — Томск: Пеленг, 1999. — 208 с.
  127. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1997. — 288 с.
  128. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 1999. -712 с.
  129. С.В. Модульное обучение как целостная система: Дис. канд. пед. наук.-СПб., 1996.-213 с.
  130. А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль, 2002. — 208 с.
  131. Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М., 2005. — 144 с.
  132. З.Д. и др. Передовой педагогический опыт: комплексы информационно-педагогических модулей. Барнаул, 1992. — 129 с.
  133. М.М. Принцип системности и его основные понятия // Проблемы методологии системного исследования. М.: Наука, 1970. -С. 49−63.
  134. ИЗ.Сиденко А. С. Нужен ли эксперимент практику? // Школьные технологии. 1997. — № 1. — С. 65−79.
  135. Системные исследования. М., 1970.
  136. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов.-М., 1966.- 183 с.
  137. Справочник заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе: Сб. документов и нормат. актов / Сост. Н. А. Ермолаева. — М.: Просвещение, 1989. 224 с.
  138. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков: ПОИПКРО, 1998.-263 с.
  139. О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. (Серия «Игровые технологии»). М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 128 с.
  140. О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Метод, пос. М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 128 с.
  141. Л.Ю. Игры для развития и обучения. Дети 5−10 лет / Художники В. Х. Янаева, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития: Академия К0: Академия Холдинг, 2001. — 128 с.
  142. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  143. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 345 с.
  144. МЗ.Тамберг Ю. Г. Развитие интеллекта ребенка / Ю. Г. Тамберг. СПб.: Речь, 2002.- 189 с.
  145. Д.В., Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. 2000. — № 7. -С. 38−63.
  146. Д.В., Воровщиков С. Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников // Образование в современной школе. 2002. — № 7.
  147. Технологии развивающего обучения: Сб. науч. тр. / Науч. ред. Г. Д. Кириллова. СПб.: Эпиграф, 2002. — 339 с.
  148. Тихомирова Л. Ф Познавательные способности. Дети 5−7 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 144 с.
  149. Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с. г
  150. Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития: Академия К0: Академия Холдинг, 2001. — 208 с.
  151. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987.-176 с.
  152. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
  153. А.И. Типы и критерии простоты систем. Киев, 1973. -270 с.
  154. .С. Самоуправляемые системы и причинность. М.: Мысль, 1972.-253 с.
  155. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  156. А.В. Формирование учебных умений учащихся // Сов. педагогика .-1982.-№ 1.-С. 45−48.
  157. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  158. Д.И. Возрастная и педагогическая психология // Избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психол.-соц. ин-та- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 432 с.
  159. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.
  160. Философско-методологические основания системных исследований. Системный анализ и системное моделирование / Отв. ред. Д.М. Гви-шиани. М., 1983. — 324 с.
  161. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-509 с.
  162. JI.M. Моделирование в психологии и психология моделирования // Вопросы психологии. 1977. — № 2. — С. 15−28.
  163. О.Г. Методологические основы и технологии развивающего обучения. Барнаул, 2005. — 126 с.
  164. С.Г. Курс лекций «Концепции современного естествознания». (Серия «Учебники, учебные пособия»). — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 480 с.
  165. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 296 с.
  166. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 400 с.
  167. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002. — 814 с.
  168. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. -400 с.
  169. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотиваци-онный программно-целевой подход / Под ред. И. К. Шалаева. Барнаул: БГПУ, 2003. — 820 с.
  170. Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М.: ПЦ: «Эксперимант», 2000. — 224 с.
  171. Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность // Вопросы психологии. 1998. -№ 5. — С. 68−81.
  172. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Ин-терпракс, 1995. — 287 с.
  173. Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь. -Томск, 1992.- 122 с.
  174. Л.В. 100 игр для развития памяти: Учебное пособие. -М.: Логос, 2001.- 136 с.
  175. Н.И. Умственное развитие и обучение: Учеб.-метод. пособие / Н.И. Чуприкова- Московский психолого-социальный институт. М.: МПСИ- Воронеж: 11ПО «МОДЭК», 2003. — 318 с.
  176. И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления образованием. Барнаул: БГПУ, 2000. — 271 с.
  177. И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления. Барнаул: БГПИ, 1995. — 72 с.
  178. И.К. Программно-целевой подход к повышению эффективности управления образованием: Практико-ориентированная концепция. Барнаул, 2002. — 68 с.
  179. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  180. Н.И. Дидактические условия формирования общеучебных интеллектуальных умений у учащихся 5−6 классов основной школы: На материале изучения истории: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. -157 с.
  181. М.И. Физическая сущность жизни и начала теории организованных систем (Вечные вопросы в свете науки, философии и религии. Книга 1). -М.: ООО «Новый век», 2003. 164 с.
  182. В.А. Моделирование и философия. М.- Л.: Наука, 1966. -301 с.
  183. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  184. Н.Е. Педагогическая технология: Учебное пособие для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений, учителей школ. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 223 с.
  185. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  186. Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Психол. наука и образование. 1996. — № 4. — С. 1823.
  187. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-392 с.
  188. И.М. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся V классов на уроках истории // Вопросы развития самостоятельности учащихся в процессе воспитания и обучения / Отв. ред. Е. А. Голант. JL, 1965. — С. 204−219.
  189. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  190. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основания и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  191. Drewelow Н., Hess D., Week Н. Hausaufgaben. 2. Aufl. — Berlin: Verl. Volk und Wissen, 1986. — 96 s.
  192. Sieler W. Alles muss das Kind erlernen. 4. Aufl. — Berlin: Volkseigener Verl. Volk und Wissen, 1989. — 94 s.
Заполнить форму текущей работой