Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста с учетом влияния сезонных периодов Крайнего Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в научной литературе достаточно объёмно представлены работы, рассматривающие возрастные особенности развития физических качеств в детском возрасте. Данному вопросу посвящены многочисленные исследования в которых авторы выявляют сенситивные (чувствительные) периоды развития физических качеств у детей (О.Г. Аракелян, 1970; В. К. Бальсевич 1986, 1987, 2000; Е. Н. Вавилова, 1970… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера
    • 1. 1. Особенности влияния природно-климатических условий на организм человека
      • 1. 1. 1. Влияние климато-погодных факторов на организм человека
      • 1. 1. 2. Адаптация пришлого населения к изменениям природно-климатических условий
      • 1. 1. 3. Сезонная периодизация на Крайнем Севере
      • 1. 1. 4. Особенности физического воспитания в различные сезонные периоды
    • 1. 2. Двигательная активность старших дошкольников и пути ее оптимизации
  • Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. Динамика двигательной активности, физической подготовленности и физического развития детей старшего дошкольного возраста с учетом сезонных периодов Крайнего Севера
    • 3. 1. Особенности изменения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в течение учебного года
    • 3. 2. Особенности развития физических качеств в различные сезонные периоды у детей старшего дошкольного возраста
      • 3. 2. 1. Характеристика сезонных периодов с учетом влияния климато-погодных факторов

      3.2.2. Динамика показателей физических качеств детей старшего дошкольного возраста в различные сезонные периоды. 4 3.3. Состояние физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста в различные сезонные периоды.

      3.4. Динамика показателей физического развития детей старшей и подготовительной группы в различные сезонные периоды.

Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста с учетом влияния сезонных периодов Крайнего Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из ключевых периодов в формировании здоровья будущего поколения является дошкольный возраст. В этом возрасте, происходит активное физическое развитие ребенка, дальнейшее формирование структуры и совершенствование функции внутренних органов, что определяет уровень адаптации организма ребенка к воздействию факторов внешней среды.

Как показывают многочисленные исследования, постоянное проживание в условиях Крайнего Севера оказывает выраженное негативное действие на организм человека, в особенности детей, в том числе, дошкольного возраста (В.П. Бисярина, 1978; Г. В. Сендек, 1970; В. М. Андреишина с соавт., 1999; Т. И. Осокина, В. А. Чунтонова, 1981; С. В. Хрущев, 1994 и др.).

Влияние климато-погодных факторов вызывает нежелательные изменения в самочувствии человека, его настроении, снижает уровень двигательной активности и физической подготовленности, усугубляет течение болезней. К климато-погодным факторам относятся следующие показатели состояния окружающей среды: температура воздуха, атмосферное давление, влажность воздуха, сила и направление ветра, фотопериодизм, геомагнитные колебания и др. (А.П. Авцын, 1985; Н. А. Агаджанян, 1994; А. А. Буганов, 2000, 2002; Г. М. Данишевский, 1955, 1968; В. П. Казначеев, 1973, 1974, 1978, 1980; А. П. Милованов, 1977; J1.E. Панин, 1978;).

Изучение научной и методической литературы показало, что в различные сезонные периоды, влияние климато-погодных факторов на физическое состояние человека не одинаково. Сезонные периоды имеют значительные различия в различных регионах Крайнего Севера. Строгой периодизации характерной для всех регионов Крайнего Севера, не обнаружено. Это даёт возможность утверждать, что сезонная периодизация недостаточно изучена и требует дополнительных исследований, особенно при построении региональных программ физического воспитания, учитывающих влияние климато-погодных факторов на организм детей дошкольного возраста.

В настоящее время в научной литературе достаточно объёмно представлены работы, рассматривающие возрастные особенности развития физических качеств в детском возрасте. Данному вопросу посвящены многочисленные исследования в которых авторы выявляют сенситивные (чувствительные) периоды развития физических качеств у детей (О.Г. Аракелян, 1970; В. К. Бальсевич 1986, 1987, 2000; Е. Н. Вавилова, 1970, 1971, 1973, 1983; Л. В. Волков 1984; А. А. Гужаловский, 1973, 1978, 1979, 1984; В. А. Гуляйкин, 1986; Н. В. Зимкин, 1956; А. И. Кравчук 1998 и др.). Исследования, посвященные изучению динамики двигательной активности и физической подготовленности дошкольников в различные сезонные периоды на Крайнем Севере малочисленны, и, как правило, носят фрагментальный характер.

Проблемная ситуация. В сфере физического воспитания детей дошкольного возраста сложилось противоречие между необходимостью увеличения продолжительности регулируемой двигательной активности в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и недостаточно разработанным программно-нормативным обеспечением процесса физического воспитаниямежду естественным повышением и снижением уровня физической подготовленности дошкольников в годичном цикле и отсутствием исследований по вопросам организации и планирования учебного процесса с учетом влияния климато-погодных факторов в различные сезонные периоды.

Исходя из этого, актуальным становится разработка содержания программы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста с учетом сезонных колебаний климато-погодных факторов.

Гипотеза исследования: изучение динамики продолжительности двигательной активности, уровня развития физических качеств и физического развития детей старшего дошкольного возраста в различные сезонные периоды учебного года позволит обосновать содержание дифференцированной программы воспитания физических качеств с учетом их особенностей развития в каждом сезонном периоде, что будет способствовать повышению физической подготовленности, качественному освоению основных движений, снижению уровня заболеваемости.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование содержания программы воспитания физических качеств детей старшего дошкольного возраста с учетом влияния климато-погодных факторов Крайнего Севера в различные сезонные периоды.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: содержание физической подготовки детей старшей и подготовительной групп дошкольного образовательного учреждения, функционирующего в условиях Крайнего Севера.

Научная новизна исследования:

— Выявлена динамика продолжительности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, на основании которой конкретизированы сезонные периоды Крайнего Севера, связанные с климато-погодными факторами района г. Надыма;

— определена динамика показателей физических качеств и. физического развития детей старшего дошкольного возраста в различные сезонные периоды Крайнего Севера;

— теоретически и экспериментально обоснована физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста с учетом влияния сезонных периодов Крайнего Севера и возрастных особенностей развития физических качеств.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и совершенствовании раздела теории и методики дошкольного физического воспитания новыми сведениями об особенностях динамики физических качеств, старших дошкольников в различные сезонные периоды учебного года и обосновании более совершенного подхода к процессу физического воспитания дошкольников, постоянно проживающих в условиях Крайнего Севера.

Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение разработанной программы воспитания физических качеств старших дошкольников в режиме дня дошкольного образовательного учреждения, функционирующего в условиях Крайнего Севера, позволяет достичь более высокого уровня их физического развития, физической и двигательной подготовленности и снизить уровень заболеваемости.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Комплекс климато-погодных факторов г. Надыма и динамика продолжительности двигательной активности детей позволяет выделить пять сезонных периодов Крайнего Севера, характеризующихся около 1,5 месячной продолжительностью и стабилизацией показателей двигательной активности в «осеннем», «полярной ночи» и «весеннем» периодах, снижением в периоде «входа в полярную ночь» и повышением в периоде «выхода из полярной ночи».

2. Развитие большинства физических качеств детей старшего дошкольного возраста в сезонные периоды учебного года отличается ускоренным и умеренным ростом физических качеств при «входе в полярную ночь» и «выходе» из нее, в «осеннем» периоде в подготовительной группе, в «весеннем» — в старшей группе, при ухудшении в этом периоде быстроты реакции в старшей группе и статической силы в подготовительной группе.

3. Программа физической подготовки детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера, должна строится в старших группах на основе возрастных особенностей развития физических качеств, их ускоренного и умеренного развития в различные сезонные периоды учебного годав подготовительных группах с учетом умеренного и ускоренного развития физических качеств в каждом сезонном периоде за исключением периода «полярной ночи», в котором следует учитывать и возрастные особенности развития физических качеств дошкольников.

ВЫВОДЫ г,.

1. В условиях Крайнего., Севера с учетом климато-погодных факторов г. Надыма и динамики продолжительности двигательной активности детей 6 лет в течение учебного года определено пять сезонных периодов: первыйс 16 — 20.09 по 1 — 5.11 — «Осенний" — второй — с 06.11 по 15 — 20.12 — «Вход в х полярную ночь" — третий — с 21.12 по 6 — 10.02 — «Полярная ночь" — четвертый — с -11.02 по 1 — 5.04 — «Выход из полярной ночи» и пятый период с 6.04 по 11 15.05 — «Весенний».

2. Результаты констатирующего эксперимента по данным достоверных изменений уровней физических качеств величины и интенсивности темпов прироста позволили выявить динамику физических качеств в различные сезонные периоды Крайнего Севера: в старшей группе рост показателей физических качеств в периоде «входа в полярную ночь», «выхода из полярной ночи» и в «весеннем» периодев подготовительной. группе в «осеннем» периоде, в периоде «входа в полярную ночь» и «выхода из полярной ночи», с ухудшением одного из качеств в «весеннем» периоде в обеих возрастных группах.

3. Установлено, что климато-погодные факторы г. Надыма в различных сезонных периодах не оказывают влияния на весо-ростовые показатели детей старшего дошкольного возраста, но влияют на показатели внешнего дыхания: показатели экскурсии грудной клетки повышаются (Ро < 0,01 и Ро < 0,05) в периоде «входа в полярную ночь» у детей старшей группы на 13%, подготовительной группы на 17%, стабилизируются в периоде «полярной ночи» и в периоде «выхода из полярной ночи» в обеих группах и понижаются в подготовительной группе (на 11%) в «весеннем» периодепоказатели жизненной емкости легких напротив ухудшаются (Ро < 0,05 и Ро < 0,01) в периоде «входа в полярную ночь» в старшей группе на 9%, в подготовительной — на 10% и повышаются в периоде «полярной ночи» в обеих группах (на 22% и 18%).

4. Корреляционный анализ показателей физических качеств, примененный в каждом сезонном периоде, выявил, что при использовании общепринятой программы физического воспитания, как правило, отсутствуют взаимосвязи показателей уровня физической подготовленности детей 5−7 лет, что свидетельствует о рассогласованности развития физических качеств детей и необходимости избирательного подбора средств и методов для воспитания каждого физического качества отдельно.

5. При использовании экспериментальных программ резко увеличивается число взаимосвязей показателей физических качеств в отдельных сезонных периодах: в периоде «полярной ночи» и в «весеннем» периоде в старших группах выявлена согласованность в развитии физических качеств, более выраженная в группе, А в сравнении с группой Б (24% и 13% от возможного числа корреляционных связей) — в подготовительных. группах, А и Б увеличение числа взаимосвязей выявлено в периоде «выхода из полярной ночи» и в «весеннем» периоде (в группе, А — 13% и 40%, в группе Б — 9% и 44%), что свидетельствует о тенденции к повышению уровня физической подготовленности детей под влиянием экспериментальных программ.

6. Применение разработанных программ физической подготовки позволило детям старших экспериментальных групп достичь более высокого уровня развития в показателях трех физических качеств (в гибкости, скоростной и статической силе) в сравнении с контрольной группой и уступить в показателях выносливостидетям подготовительных групп несколько превысить показатели контрольной группы в статической силе, значительно уступить в гибкости и иметь сходные показатели в скоростной силе и выносливости. Программа физической подготовки, апробированная в старшей группе А, позволила в пяти тестах превысить уровень физических качеств, в статической силе уступить, а в быстроте — сравниться со старшей группой Б. Программа физической подготовки подготовительной группы Б позволила детям в трех тестах быть выше уровня подготовленности, в двух равняться и в двух уступить группе А.

7. Экспериментальные программы физической подготовки способствовали повышению уровня двигательной подготовленности детей* показатели которой были выше возрастных нормативных по семи основным движениям в старший группах (на 3% - 27%) и по четырем — в подготовительных (на 4% - 30%), отставали от них в метаниях (в старших группах на 16%, в подготовительных группах на 14% и 30%) и в лазании в подготовительных группах (на 3% и 20%).

8. Динамика показателей заболеваемости позволила выявить, что за период эксперимента уровень заболеваемости был ниже в старших группах, А и Б на 18% - 34%, в подготовительных — на 29% - 32% в сравнении с контрольными. Число не болеющих детей за период эксперимента в старших группах, А и Б ниже контрольной группы на 10%, в подготовительных — на 5,5%.

9. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют, что программа физической подготовки, учитывающая возрастные особенности и сезонные изменения уровня развития физических качеств, имеет преимущество перед программой, учитывающей лишь развитие физических качеств в сезонных периодах в старших группах и в периоде «полярной ночи» в подготовительной группе, в которой в остальные сезонные периоды программа, учитывающая изменения физических качеств в сезонных периодах является более эффективной. N.

Практические рекомендации.

1. Физическую подготовку детей старшего дошкольного возраста целесообразно осуществлять в пяти периодах, в которых, в зависимости от уровняинтенсивности развития ФК, следует развивать то или иное ФК, учитывая их т*емпы прироста и динамику ДА в различных сезонных периодах.

2. В старших группах рекомендуется использование программы физической подготовки, в которой учитываются возрастные особенности детей и сезонные изменения уровней ФК.

В периоде «входа в полярную ночь» рекомендуется развивать ловкость и быстроту. В первой половине периода следует развивать быстроту, во второйловкость. Другие ФК развивать направленно не рекомендуется, их следует поддерживать на достигнутом уровне.

В периоде «полярной ночи» рекомендуется развивать ловкость и поддерживать другие ФК, а также повышать ДА детей. С этой целью, лучше использовать различные упражнения игровой направленности (элементы спортивных игр, эстафеты, подвижные игры высокой интенсивности и др.).

В периоде «выхода из полярной ночи» в первой половине рекомендуется развивать скоростную силу, во второй — выносливость.

В «весеннем» периоде рекомендуется развитие трех ФК: ловкости, гибкости, быстроты. В первой половине периода следует преимущественно воспитывать гибкость. Во второй половине — ловкость. Быстроту рекомендуется развивать на протяжении всего «весеннего» периода.

3. В подготовительных группах в периоды «входа в полярную ночь» и «выхода из полярной ночи» рекомендуется программа физической подготовки, в которой учитывается влияние только климато-погодных факторов на развитие ФК. В периоде «полярной ночи» рационально использовать программу физической подготовки, направленную на развитие всех ФК с учетом возрастных особенностей развития.

В первой половине периода «входа в полярную ночь» рекомендуется развивать общую выносливость, статическую силу, динамическую силу, гибкость. Во второй половине периода рекомендуется направлено развивать: скоростную силу, быстроту и выносливость.

В периоде «полярной ночи» в подготовительных группах рекомендуется развивать в равной степени все ФК.

В первой половине «выхода из полярной ночи», рекомендуется развивать общую выносливость, ловкость, скоростную силу. Во второй половине периода — выносливость и быстроту.

В «весеннем» сезонном периоде рекомендуется развивать все основные ФК. В первой половине периода — относительно отстающие ФК: общую выносливость, статическую и динамическую силу. Во второй половинеотносительно ведущие качества: скоростную силу, ловкость, быстроту, гибкость.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Введение в географическую патологию / А. П. Авцын. М.: Медицина, 1972.-328 с.
  2. А.П. Проявление адаптации и дизадаптации у жителей Крайнего Севера / А. П. Авцын, А. Г. Марачев // Физиология человека. 1975. — № 4. -С. 587 — 600.
  3. Н.А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  4. Н.А. Экология человека: Избранные лекции / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин. М.: «КРУК», 1994. — 256 с.
  5. Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. Й. Адашкявичене. М.: Просвещение, 1992. — 159 сг~
  6. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  7. П.К. Общие принципы формирования защитных приспособлений организма / П. К. Анохин // Вести. АМН СССР. 1962. — № 4. — С. 16 — 26.
  8. М.В. Гигиена детей и подростков / М. В. Антропова. 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Медицина, 1982. — 336 с.
  9. И.А. К физиологическому анализу физического развития и его особенностей у новорожденных детей / И. А. Аршавский // Физиология человека. 1979. — № 5. — С. 15 — 17.
  10. И.А. Физиологические основы периодизации индивидуального развития / И. А. Аршавский // Нормальная физиология: Учебник для студентов ун-тов. М., 1980. — 545 с.
  11. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.
  12. В.А. Оценочные таблицы физического развития для детей дошкольного возраста: Метод, указания / В. А. Баландин, В. А. Петухов,
  13. A.Е. Шубейко. Омск, 1984. — 18 с.
  14. В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоровье, 1987. -224 с.
  15. В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет / В. К. Бальсевич, М. Н. Королева, JI.T. Майорова // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 10. — С. 21 — 24.
  16. В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  17. О.А. Дифференцированный подход к коррекции двигательных нарушений детей 4−7 лет, воспитанников вспомогательных учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук / О. А. Барабаш. Омск, 1997. — 244 с.
  18. И.П. Гигиеническое обоснование критериев оценки оздоровительного влияния физического воспитания для младших школьников: Автореф. .канд. мед. наук / И. П. Белякова. М., 1992. — 22 с.
  19. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  20. В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста /
  21. B.П. Бисярина.-М.: Медицина, 1973.-223 с.
  22. В.П. Здоровье детей на Севере / В. П. Бисярина. М.: Медицина, 1978.-360 с.
  23. В.Г. Справочник по климатотерапии / В. Г. Бокша. Киев: Здоровья, 1989.-203 с.
  24. В.Г. Медицинская климатология и климатотерапия / В. Г. Бокша, Б. В. Богуцкий. Киев: Здоровья, 1980. — 262 с.
  25. Е.В. Своды стопы и их укрепление прыжковыми упражнениями вмладшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Брянчина. М., 1997. -22 с.
  26. А.А. Вопросы профилактической кардиологии в экологически нестабильном районе Крайнего Севера: Монография / А. А. Буганов, Е. Л. Уманская, Л. В. Саламатина. Надым, 2000. — 204 с.
  27. А.А. Вопросы профилактической медицины в Ямальском регионе: Монография / А. А. Буганов. Надым, 2002. — 507 с.
  28. Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Вавилова. -М., 1971.-24 с.
  29. Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1981.-96с.
  30. Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  31. Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  32. T.JI. Обоснование методики проведения занятий по физическому воспитанию на открытом воздухе с детьми младшего школьного возраста / T.JI. Варзугина // Физ. культура и здоровье учащейся молодежи: Сб. науч.тр.-СПб., 1995.-С. 49−53.
  33. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. -М.: Физкультура и спорт, 1988.-331 с.
  34. Р.В. Морфофункциональные особенности населения арктической и континентальной зон Северо-Востока Азии / Р. В. Веселухин // Адаптация и проблема общей патологии. Новосибирск, 1974. — Т. 1. — С. 89 — 92.
  35. Э.С. Развитие двигательной функции у детей / Э. С. Вильчковский. Киев: Здоровья, 1983. — 20 с.
  36. Л.В. Физические способности детей и подростков / Л. В. Волков. -Киев: Здоровье, 1981. 120 с.
  37. А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А. Н. Воробьев. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 272 с.
  38. Н.М. Основы медицинской и биологической климатологии / Н.М.
  39. Воронин. М.: Медицина, 1981. — 350 с.
  40. О.В. Организация двигательного режима детей 4−7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения / О. В. Головин. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2000. — 31 с.
  41. Г. Н. Влияние двигательной активности беременной женщины и плода на уровень зрелости новорожденного / Г. Н. Голубева // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 2. — С. 49.
  42. Ю.И. Влияние условий естественной гипокинезии на состояние физической подготовленности и работоспособности организма школьников / Ю. И. Гончаров, В. И. Гончарова // Адаптация человека на Крайнем Севере. Красноярск, 1976. — С. 86 — 94.
  43. А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. Минск: Народная авеста, 1978. — 88 с.
  44. А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. А. Гужаловский. М., 1979. — 26 с.
  45. А.А. Проблема «критических периодов» онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А. А. Гужаловский // Очерки по-теории физической культуры: Тр. ученых соц. стран.-М., 1984.-С. 211 -224.
  46. А.А. Физическое состояние спортсмена и его оценка / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 3. — С. 70 — 72.
  47. В.А. Методика физической подготовки детей 4−6 лет на основе воспитания комплекса основных двигательных качеств: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Гуляйкин. Омск, 1986. — 21 с.
  48. Г. М. Акклиматизация человека на Севере / Г. М. Данишевекий. -М.: Медицина, 1965. 360 с.
  49. Г. М. Патология и профилактика заболеваний на Севере / Г. М. Данишевекий. М.: Медицина, 1968. — 412 с.
  50. Н.Р. Природа Антарктиды и акклиматизации человека / Н. Р. Деряпа. JL: Медицина, 1965. — 156 с.
  51. Н.Р. Адаптация человека в полярных районах Земли / Н. Р. Деряпа, И. Ф. Рябинин. Л.: Медицина, 1977. — 178 с.
  52. Детская спортивная медицина: Рук. для врачей / Под. ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Медицина, 1991.-561 с.
  53. C.A. Бальная оценка комплексного врачебно-педагогического контроля при занятиях массовыми формами физической культуры / С. А. Думанин // Теория и практика физической культуры. — 1978. № 5. — С. 49.
  54. Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Академия, 2002. — 264 с.
  55. Здоровье народностей Дальнего Востока: (Медико-географические аспекты) / Н. С. Мотавкина, А. Б. Косолапов, Р. Н. Диго, О.Н. Авеличев- ДВО АН СССР. Владивосток, 1987. — 128 с.
  56. Н.Г. Особенности развития и гигиена дошкольника / Н. Г. Зернов, А. Е. Ковригин // Здоровье. 1987. — № 11. — С. 6 — 46.
  57. Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: Очерки / Н. В. Зимкин. М.: Физкультура и спорт, 1956. -204 с.
  58. Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание ведущие факторы укрепления здоровья ребенка / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. — 1978. — № 8. — С. 45 — 51.
  59. Ю.Ф. Научные основы физического воспитания детей / Ю. Ф. Змановский, М. Ю. Кистяковская, Н. Т. Терехова // Дошкольное воспитание. 1977. — № 11. — С. 17−25.
  60. В.П. Биосистема и адаптация / В. П. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1973.-76 с.
  61. В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. -Новосибирск: Наука, 1980.- 192 с.
  62. В.П. Современные проблемы адаптации человека / В. П. Казначеев // Адаптация и проблемы общей патологии. Новосибирск, 1974. — Т.2. — С. 3 — 9.
  63. В.П. Проблема адаптации человека / В. П. Казначеев, В. М. Стригин // Некоторые итоги и перспективы исследований. Новосибирск, 1978.-С. 56.
  64. В.П., Синдром полярного напряжения и некоторые вопросы экологии человека / В. П. Казначеев, В. Ю. Куликов // Вести. АН СССР. -1980.-№ 1.-С. 74−82.
  65. И.С. Очерки по физиологии и гигиене человека на Крайнем Севере/И.С. Кандрор. М.: Медицина, 1968. — 280 с.
  66. И.С. Функциональное состояние организма в процессе акклиматизации в Арктике / И. С. Кандрор // Проблемы Севера. 1962. -Вып. 6. — С. 34 — 38.
  67. JI.B. Физическая культура в старшей группе детского сада: Метод, пособие / JI.B. Карманова, В. Н. Щебеко Минск: Полымя, 1987. -264 с.
  68. П.Т. Физическая активность как фактор сохранения здоровья рабочих и служащих: Тез. докл. междунар. конф. «Бизнес и здоровье», Москва, 30 мая-1 июня, 1994 / П. Т. Кейбл // Асютепейон. 1994. — № 1. — С. 12−20.
  69. В.И. Потребность в двигательной активности: Физиология. Валеология. Реабитология. / В. И. Киселев, В. П. Куликов. -М., 1998.- 133 с.
  70. Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, JT.A. Рыжкова, М.М. Самодурова- Под ред. С. А. Козловой. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  71. О.В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста (концепция и методика): Моногр. / О.В. Козырева- РГАФК- Гуманит. центр «СпАрт" — Воронеж, гос. ун-т. М.- - Воронеж, 2002. — 405 с.
  72. Н.Н. Совершенствование физического воспитания дошкольников, проживающих в районах Крайнего Севера, средствамиритмической гимнастики: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Колесникова. Улан-Удэ, 1999. — 25 с.
  73. А.Д. К вопросу о двигательной предрасположенности дошкольников при обучении их плаванию / А. Д. Котляров // XXXIV науч. конф. по итогам работы за 1987 г.: Тез. докл. Омск, 1988. — С. 59 — 60.
  74. А.И. Исследование способности управлять своими движениями у детей 4−7 лет с учетом их возраста, пола и двигательной подготовленности / А. И. Кравчук // Пути управления технической подготовкой спортсменов / ОГИФК. Омск, 1980. — С. 14 — 15.
  75. А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) / А. И. Кравчук. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. 238 с.
  76. Т.А. Сравнительная характеристика уровня двигательной подготовленности и интереса детей 6-го года жизни к основным движениям / Т. А. Кравчук, А. И. Кравчук // Материалы науч. конф. по итогам работы за 1990/91 годы.-Омск, 1992.-С. 81 -83.
  77. Т.А. Методика экспресс-оценки состояния здоровья детей 6 лет / Т. А. Кравчук, М. С. Расин // Дети и здоровье: Сб. материалов науч.-практ. конф. по проблемам дошк. физ. воспитания. Омск, 1993 — С. 70 -74.
  78. Т.С. Особенности физического развития детей и подростков / Т. С. Криворучко. Кишинев, 1976. — 96 с.
  79. Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов / Г. Ф. Лакин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1973. — 343 с.
  80. О.П. Комплексная учебно-тренировочная программа физического воспитания школьников 10−14 лет специальной медицинской группы в условиях Крайнего Севера: Метод, рек. / О. П. Лебедева. Омск: СибГАФК, 1998.-34 с.
  81. С.Г. Формирование осанки и комплексное развитие способностей детей 5−6 лет средствами художественной гимнастики: Автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Г. Лемешева. Хабаровск, 2000. — 25 с.
  82. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В. И. Лях. М.: Изд-во ACT, 1998. — 272 с.
  83. А.В. Метеопатология у детей / А. В. Мазурин К.И. Григорьев. М: Медицина, 1990. — 144 с.
  84. Л.Т. Исследование координационных способностей у детей дошкольного возраста / Л. Т. Майорова // Актуальные вопросы подготовки спортсменов высокой квалификации: Тез. докл. IV межвуз. науч. конф. молодых ученых / ОГИФК. Омск, 1986. — С. 114.
  85. А.Г. Морфофизиологические показатели красной крови у жителей Крайнего Севера / А. Г. Марачев // Физиология человека. 1977. — Т. З, № 1. -С. 106−111.
  86. И.Г. Динамика физического развития детей под влиянием повышенного объема двигательной активности / И. Г. Мальцева, М. С. Расин // Тезисы докладов XXXIV научной конференции по итогам работы за 1987 г. / ОГИФК. Омск, 1988. — С. 68 — 70.
  87. И.Г. Физическое воспитание детей 6-летнего возраста, занимающихся по программе общеобразовательной школы в дошкольном учреждении: Рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации / И. Г. Мальцева, М. С. Расин. — Омск, 1988. 27 с.
  88. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1981.-278 с.
  89. А.П. Физиологическая оценка адаптации легких к экстремальным факторам Крайнего Севера / А. П. Милованов // Физиология человека. 1977. -Т.З, № 6. — С.1023 — 1035.
  90. Н.П. К вопросу о физиологических механизмах начальногопериода акклиматизации в Арктике / Н. П. Неверова, Т. И. Андронова, М.И. «
  91. Мочалова // Адаптация человека. JL, 1972. — С. 191 — 196.
  92. Некоторые аспекты здоровья детей на Севере / В. П. Бисярина, Ж. Ж. Рапопорт, П. В. Мальцев, Е. К. Миняйло. М.: Медицина, 1978. — 152 с.
  93. В.А. Формирование и оптимизация физического состояния человека в условиях Дальнего Востока России.: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук / В. А. Нестеров. Омск, 1999. — 42 с.
  94. В.А. Этапность формирования физического состояния человека в различных климатогеографических условиях / В. А. Нестеров. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 1999. — 97 с.
  95. Н.А. Влияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольноговозраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Ноткина. -JL, 1981.-20 с.
  96. И.Е. Природные лечебные факторы и биологические ритмы / И. Е. Оранский. М.: Медицина, 1988. — 288 с.
  97. Т.В. индивидуальный подход к детям 6−7 лет с разным уровнем моторного развития / Т. В. Орлов // Проблемы совершенствования физического воспитания дошкольников / Сб. науч. тр. / ВНИИФК. М., 1988.-С. 34−38.
  98. Т.Н. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1971.- 159 с.
  99. Т.И. Физическое воспитание детей на Севере: из опыта работы / Т. И. Осокина, В. А. Чунтонова. М.: Просвещение, 1981. — 158 с.
  100. Панин J1.E. Особенности энергетического обмена в условиях Заполярья / JI.E. Панин // Медико-биологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. Новосибирск, 1974. — С. 65 — 67.
  101. JT.E. Энергетические аспекты адаптации / JI.E. Панин. JI.: Медицина, 1978.-190 с.
  102. Ш.Панин JT.E., Соколов В. П. Психофизиологические аспекты адаптации взрослого населения на Крайнем Севере / JI.E. Панин В. П. Соколов // Клинические аспекты полярной медицины. М.: Медицина, 1986. — 208 с.
  103. Патология человека на Севере / А. П. Авцын, А. А. Жаворонков, А. Г. Марачев и др. М.: Медицина, 1985. — 256 с.
  104. Л.И. Исследования физической подготовленности детей дошкольного возраста.: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л. И. Пензулаева. -М., 1973.- 19 с.
  105. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет: Пособие для воспитателей дет. сада / Л. И. Пензулаева. — М.: Просвещение, 1988. 143 с.
  106. И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / И. В. Пенькова. -Омск, 1997.-24 с.
  107. Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5−7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук /Е.А. Пимонова. -М., 1990.-23 с.
  108. Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. Л. Страпко. Киев: Здоровье, 1986. — 152 с.
  109. В.В. Региональный подход к программному обеспечению физического воспитания школьников в условиях Крайнего Севера: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Пономарев. Омск, 1993. — 19 с.
  110. М.А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5−6 лет в детских садах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / М. А. Правдов -СПб., 1990.-24 с.
  111. Прокопьева J1.A. Практические рекомендации по воспитанию физических качеств детей 5−6 лет Центральной Якутии / JI.A. Прокопьева // Дети и здоровье: Материалы науч.-практ. конф. по проблемам дошк. физ. воспитания / ОГИФК. Омск, 1993. — С. 18−21.
  112. JT.A. Особенности развития физических качеств у детей 5−6 лет Западной Сибири и Центральной Якутии / JI.A. Прокопьева // Дети и здоровье: Материалы науч.-практ. конф. по проблемам дошк. физ. воспитания / ОГИФК. Омск, 1993. — С. 21−23.
  113. Работаем по региональной программе «Север» / В. М. Андреишина, О. А. Аухадеева, B.C. Колоткова и др. // Дошк. воспитание. 1999. — № 4,5. — С. 26−33.
  114. .Ж. Адаптация ребенка на Севере / Ж. Ж. Рапопорт. JL: Медицина, 1979.- 191 с.
  115. М.А. Обеспечение двигательной активности детей на прогулке / М. А. Рунова // Дошк. воспитание. 1990. — № 8. — С.35 — 41.
  116. М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Изд. «Мозаика — Синтез», 2000. — 320 с.
  117. Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье М.: Медгиз, 1960. — 254 с.
  118. Г. В. Исследование оптимального двигательного режима вдошкольных учреждениях г. Норильска (промышленный район Крайнего Севера): Автореф. дис.. канд. пед. наук/Г.В. Сендек. -М., 1972.-21 с.
  119. Д.А. Статистические методы в научных медицинских исследованиях / Д. А. Сепетлиев. -М.: Медицина, 1968.-419 с.
  120. Е.П. Региональные особенности физической подготовленности как фактор коррекции содержания физического воспитания (на примере школьников Колымского Заполярья): Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. П. Сивков. -М., 1986.-21 с.
  121. О. Двигательная активность и состояние здоровья дошкольников / О. Силина// Дошк. воспитание. 1984. — № 10. — С. 17 — 18.
  122. А.Д. Опыты изучения динамики физиологических функций человека в условиях Заполярья / А. Д. Слоним, Р. П. Ольнянская, С. О. Руттенбург // Опыт изучения периферических изменений физиологических функций в организме. М., 1949. — С. 207 — 222.
  123. А.Д. Учение о физиологических адаптациях / А. Д. Слоним // Общая экологическая физиология адаптаций. JL, 1979. — С.79 — 182.
  124. Состояние здоровья детей, посещающих учебно-воспитательные учреждения г. Магадана / Л. Д. Якимова, Л. К. Аматняк, Л. Д. Марочко, и др. // Здоровье населения Дальнего Востока, региональная ассамблея: Сб. тез. Владивосток, 1996. — С. 32 — 33.
  125. Состояние здоровья населения Дальневосточного региона / М. Т. Луценко, А. И. Вялков, В. А. Доровских, А. П. Гладуш // Здоровье населения Дальнего Востока: Региональная ассамблея: Сб. тез. / ДВГУ. — Владивосток, 1996. -С. 6 7.
  126. Специализированный прогноз погоды для медицинских целей и профилактика метеопатических реакций / В. Ф. Овчарова, И. В. Бутьева, Т. Г. Швейнова и др. // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечеб. физ. культуры. 1974. — № 2. — С. 109 — 119.
  127. Спортивная медицина: общая патология, врачебный контроль с основами частной патологии / Л. Г. Дембо, С. Н. Попов, Ж. А. Тесленко, Ю.М.
  128. Шапкайц. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 368 с.
  129. К.В. Основные принципы общей теории функциональных систем / К. В. Судаков // Функциональные системы организма: Рук. М., Медицина, 1987. — С. 26 — 46.
  130. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  131. А.Г. Двигательная активность и здоровье детей и подростков / А. Г. Сухарев, В. И. Теленчи, О. А. Шелонина. М.: Медицина, 1988. — 312 с.
  132. В.П. Данные физического развития, физической подготовленности и некоторые функциональные исследования детей дошкольного возраста / В. П. Урицкая. М., 1967. — 18 с.
  133. В.П. О развитии быстроты, ловкости, равновесия у детей дошкольного возраста / В. П. Урицкая // Материалы III науч. конф. по физ. воспитанию детей и подростков, 21 -23 июн. 1966 г. М., 1966. — С. 219 — 220.
  134. Учебная программа по физическому воспитанию для учащихся 5−11 классов общеобразовательных школ, функционирующих в условиях Крайнего Севера / А. А. Шерстюк, И. А. Рогов, А. П. Тарабрин и др.- СибГАФК. Надым- Омск, 1997. — 32 с.
  135. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.
  136. С.О. Физическое воспитание в условиях дошкольного учреждения нового типа / С. О. Филиппова // Вопросы оздоровления населения, теория, методики и психология физического воспитания и спорта: Сб. науч. тр. Чебоксары, 1996. — Т.2. — С. 218 — 223.
  137. Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  138. А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы / А. И. Фомина. 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  139. В.Г. Возрастные особенности проявления общей выносливости у детей дошкольного возраста и методика ее воспитания в условиях детского сада: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Г. Фролов. — М.: Просвещение, 1983.- 19 с.
  140. B.JT. Здоровье человека на Севере: (медицинская энциклопедия северянина) / B. J1. Хрущев. Новый Уренгой, 1994. — 508 с.
  141. К.И. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний при ежегодной диспансеризации всего населения / Е. И. Чазов, Р. Г. Оганов, И. С. Глазунов // Совет, здравоохранение. 1984. — № 10. — С. 3 — 6.
  142. Т.В. Состояние здоровья детей 3−7 лет, воспитывающихся в дошкольных детских домах и пути его коррекции средствами физического воспитания: Автореф. дис. .канд. мед. наук / Т. В. Чернова М., 1990. — 23 с.
  143. Е.А. Круговая тренировка в процессе физической подготовки детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Черепов // Физическое воспитание детей дошкольного возраста, теория и практика: Сб. науч. тр. / УралГАФК. Челябинск, 2001. — С. 110 — 113.
  144. Е.А. Физическая готовность детей 6−7-летнего возраста к обучению в школе / Е. А. Черепов // Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму: Материалы VI регион, науч.-метод. конф. Челябинск, 2001. — С. 123 — 125.
  145. В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. М.: Академия, 1996. — 192 с
  146. В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Практ. пособие для сред. пед. учеб. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. М.: Академия, 1997. — 176 с.
  147. Д.М. Исследование двигательной, активности (основных локомоций) дошкольников 5−7 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. М. Шептицкий. М., 1971. — 24 с.
  148. В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. / В. А. Шишкина. М.: Просвещение, 1992. — 96 с.
  149. О.С. Эффективность влияния методики проведения занятий по валеологии на физическое состояние детей дошкольного возраста / О.С.
  150. , Г. А. Решетнева, А.С. Дорошенко // Проблемы ФК, спорта и здоровья на Дальнем Востоке: Сб. научн. тр. / ХГТУ. Хабаровск, 1999. -С. 94−96.
  151. JT.B. Динамика развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста / JT.B. Шукевич // Спорт науке, наука — спорту: Тез. докл. Всесоюз. конф. 20−24 авг. 1984 г. — Новосибирск, 1984. -4.1.-С. 52 -53.
  152. С.Ю. Здоровье и физическое воспитание детей северных сельских районов Хабаровского края / С. Ю. Щетинина, В. П. Каргаполов. — Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. 47 с.
  153. Г. П. Организация двигательной активности детей / Г. П. Юрко // Дошк. воспитание. 1979. — № 10. — С. 24 — 25.
  154. Н.С. Человек и охрана его здоровья на Севере / Н. С. Ягья, П. А. Петров, B.C. Ягья. Л.: Медицина, 1984. — 216 с.
  155. Allensworth A.D. The Comprehensive School Health Program Exploring an Expander Concept / A.D. Allensworth, L.J. Kolbe // Journal of School Health, 1987.-P. 409−411.
  156. Bayley N. Comparisons of mental and motor tests scores for ages 1−15 months by sex, birth order, race, geographical location and education of parents / N. Bayley // Child Development. 1965. — V. 36. — P. 379 -411.
  157. Phythical Activity, Fitness and Health / C. Bouchard, R.J. Shephard, T. Mc.
  158. Stephens, В. Pherson // Human Kinetics, Champaing: Ilinois. -1994. P. 30−36.
  159. Clarke H. Relationship of reaction, movement and completion times to motor, strength, anthropometric and maturity measures of 1−13 years old boys / H. Clarke // Ibidem. 1962. — V. 33. — P. 194 — 203.
  160. Clarke H.H. Construction of muscular strength test for boys 4,5 and 6 / H.H. Clarke, T.G. Schopf// Ibidem. -1962. P. 515.
  161. Heart rate monitoring of physical activity among village, shool, and homeless Nepali boys / C. Panter-Brich, A. Todd, R. Baker, C. Worthman // Amer. J. Hum / Biol. 1996. — № 5. — P. 661 — 672
  162. Malina R.M. Human grows, maturation and regular physical activity / R.M. Malina // In: Boileau R.A., ed. Advances in Pediatric Sport Sciences. Champaing: Human Kinetics. 1984. — P. 59 — 83.
  163. Rich G.Q. Muscular Fatigue curves of boys and girls / G.Q. Rich // Ibidem. -1960. V. 33, № 33. — P. 485 — 498.
  164. Selye H. Present status of the stress conceprt / H. Selye // Clin. Ther. 1977-V. 1.- P. 3−15.
  165. Sallis J.F. A commentary of children and fitness: a public health perspective / J.F. Sallis // Res. Quart. Exercise Sport, 1987. V. 58. — P. 326 — 330.
  166. Vbrova G. Influence of activity on some characteristic properties of slow and fast mammalian muscles / G. Vbrova // Exercise and Sport Sciences Reviews. -The Franclin Institute Press, 1979. V. 7. — P. 181 — 213.
  167. Wallbers Ch. P. The development of strength schoolboy’s using a constant muscular tension / Ch. P. Wallbers, F. Charls // Research Quarterly: 1956. -V. 27. № 4. — P. 158−161.
Заполнить форму текущей работой