Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка и исследование методов, средств и моделей для оптимизации технологических и организационных процессов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Используемые в проектировании производств модели учитывают, как правило, только расходы, связанные с технологическими процессами, хотя значительная часть расходов предприятия идет на организационные процессы на предприятии, связанные с выпуском продукции необходимого уровня качества, включая затраты на «скрытое производство». Важное значение при этом имеют проблемы определения периодичности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ФОРМАЛИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ
    • 1. 1. Качество, основные аспекты и объекты качества
    • 1. 2. Управление предприятием по критерию качества
    • 1. 3. Методы оценки качества
    • 1. 4. Основные подходы к формализации и оптимизации в управлении качеством
    • 1. 5. Формализация и оптимизация с использованием экономического критерия
      • 1. 5. 1. Формализация и оптимизация технологических процессов
      • 1. 5. 2. Формализация и оптимизация организационных процессов
    • 1. 6. Обзор информационных технологий поддержки реинжиниринга и интеллектуализации предприятий
    • 1. 7. Выводы по главе
  • 2. ФОРМУЛИРОВКА И АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИТЕРИЯ
    • 2. 1. Формулировка экономического критерия
    • 2. 2. Исследование характера зависимости основных технико-экономических показателей предприятия от влияющих факторов
      • 2. 2. 1. О монотонности зависимости показателей качества от влияющих факторов
      • 2. 2. 2. О сепарабельности функции зависимости показателя качества от влияющих факторов
      • 2. 2. 3. Об унимодальности обобщенного показателя качества
    • 2. 3. Выводы по главе
  • 3. ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ
    • 3. 1. Разработка метода получения математической модели технологического процесса на основе экспертного опроса
    • 3. 2. Разработка метода оптимизации, аналогичного методу Тагути
    • 3. 3. Разработка алгоритмов генерации ортогональных матриц
      • 3. 3. 1. Обоснование алгоритма генерации ортогональных матриц силы
      • 3. 3. 2. Разработка алгоритмов генерации квази-ортогональных матриц
      • 3. 3. 3. Алгоритм генерации ортогональных матргщ сипы три и его обоснование
      • 3. 4. 4. Алгоритм генерации матриц произвольной сипы
    • 3. 5. Практическая реализация предложенного подхода в виде экспертной системы
    • 3. 6. Выводы по главе
  • 4. ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ
    • 4. 1. Формализация в управлении документооборотом предприятия
    • 4. 1. /. Разработка алгоритма реализации ЖЦ СТП
      • 4. 1. 2. Разработка методики расчета затрат на реализаг^ию ЖЦ СТП
      • 4. 1. 3. Оптимизация документооборота предприятия
    • 4. 2. Формализация при управлении структурой предприятия
    • 4. 3. Формализация при анализе и учете затрат на «скрытое производство»
    • 4. 4. Формализация в области анализа и учета затрат на сертификацию продукции
    • 4. 5. Выводы по главе

Разработка и исследование методов, средств и моделей для оптимизации технологических и организационных процессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Требования рынка вынуждают производителей модернизировать продукцию и оптимизировать производство, в первую очередь, по критерию стоимости при соблюдении требований к качеству, определенных государственными и международными стандартами. Для решения задач оптимального управления производственными процессами (технологическими и организационными) требуются их математические модели в виде многопараметрических функций качества и устойчивые к шумовым воздействиям (робастные) методы их оптимизации. Технологические процессы являются сложными стохастическими динамическими процессами, протекающими в условиях воздействия неконтролируемых факторов. Получение их моделей (формализация) представляет значительную сложность даже в простейших случаях.

Оптимизация многопараметрических функций является чрезвычайно трудоемкой задачей, поэтому для ее упрощения используются ортогональные матрицы силы т, в которых представлены относительно небольшим числом строк все возможные комбинации уровней любых ш факторов из общего их числа? Однако, на настоящее время неизвестны алгоритмы генерации ортогональных матриц произвольной силы, а известный алгоритм генерации матриц силы 2 оказался некорректным.

Используемые в проектировании производств модели учитывают, как правило, только расходы, связанные с технологическими процессами, хотя значительная часть расходов предприятия идет на организационные процессы на предприятии, связанные с выпуском продукции необходимого уровня качества, включая затраты на «скрытое производство». Важное значение при этом имеют проблемы определения периодичности внесения изменений в нормативную документацию предприятия и оптимальной численности подразделений, особенно в условиях внедрения и сертификации систем качества (СК) предприятий. Поэтому задача формализации (получения математических моделей) технологических и организационных бизнес-процессов, описывающих функционирование производства в виде стоимостных многопараметрических функций качества, разработки методов и средств их оптимизации является актуальной.

Цель настоящего исследования заключается в разработке и исследовании методов формализации (получения математических моделей) технологических и организационных бизнес-процессов, описывающих функционирование производства в виде стоимостных многопараметрических функций качества, методов и средств их оптимизации для решения задач управления качеством по экономическому критерию.

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решаются следующие задачи:

• формулировка единого стоимостного критерия эффективности управления технологическими и организационными процессами предприятия, разработка метода получения знаний экспертов и вывода математической модели;

• разработка алгоритма генерации ортогональных матриц произвольной силы для произвольного количества факторов и их уровней и доказательство их корректности и эффективности, разработка на этой базе экспертной системы (ЭС);

• формализация процесса документооборота путем разработки его математической модели, разработка методики оптимизации процесса актуализации нормативных документов.

Объектами исследования являются технологические и организационные процессы при управлении качеством продукции на предприятии, методы проектирования технологии, методы генерации ортогональных матриц, методы представления знаний экспертов об оптимизируемом процессе.

Использовались методы робастного проектирования, методы теории планирования эксперимента, статистические методы, теория вероятностей и случайных процессов, методы оптимизации, а также международные и государственные нормативные документы.

Научная нощизна диссертационной работы заключается в создании единой технологии формализации и оптимизации технологических и организационных процессов на предприятии и инструментария ее реализации (в виде системы взаимосвязанных методик, моделей, алгоритмов и программ) для управления качеством. На защиту выносятся:

• единый стоимостной критерий качества и метод его оптимизации;

• эффективный метод получения знаний экспертов и вывода значений многопараметрической функции стоимости, позволяющий сократить объем требуемой от экспертов информации и сложность последующей оптимизации;

• алгоритмы генерации ортогональных матриц произвольной силы для произвольного количества факторов и их уровней, что позволяет проводить матричные эксперименты при произвольных параметрах матриц и значительно сократить их объем;

• математическая модель документооборота и методика оптимизации процесса актуализации нормативных документов (стандарты, законодательные акты и т. д.).

Практическая значимость работы определена возможностью использования ее результатов для управления бизнес-процессами предприятия. При этом разработанные формальные методы позволяют производить комплексную оптимизацию как технологических, так и организационных процессов предприятия по экономическому критерию. Приведенные в диссертационной работе методы оптимизации на основе предложенных формальных представлений реализованы программно, разработан прототип предлагаемой экспертной системы.

Реализация результатов работы. Разработаны и внедрены методики, алгоритмы и пакеты прикладных программ, реализующие данные методики и позволяющие автоматизировать процесс управления качеством продукции по экономическому критерию путем прогноза и оптимизации технологических и организационных расходов предприятия, а именно:

• ЭС, позволяющая производить оптимизацию технологической прибыли предприятия на основе получения знаний экспертов, вывода математической модели и последующей оптимизации методом, аналогичным методу Тагути (МТ). Система внедрена на ОАО ТКЗ «Красный Котельщик»;

• автоматизированная система статистического учета и анализа данных по входному контролю и действиям с несоответствующей продукцией, позволяющая проследить причины и величину издержек, являющихся расходами на «скрытое производство», на всех основных этапах жизненного цикла продукции, и на основании проделанного анализа выработать соответствующие управляющие решения. Система внедрена и используется в отделе Систем управления и сертификации ОАО «Красный Котельщик»;

• программа, реализующая автоматизированный расчет предполагаемых расходов на сертификацию выпускаемой предприятием продукции, внедренная в Органе по сертификации продукции и услуг Таганрогского центра стандартизации и метрологии, а также в Управлении труда администрации Астраханской области;

• методики расчета затрат на реализацию жизненного цикла стандарта предприятия (ЖЦ СТП), а также расходов предприятия, связанных с изменением структуры организации, внедренные на ОАО «Красный Котельщик» в виде СТП. Методики реализованы программно.

Результаты работы используются в учебном процессе в Таганрогском радиотехническом университете при проведении занятий по курсам «Управление качеством», «Квалиметрия и управление качеством», «Сертификация».

Апробация работы. Полученные результаты обсуждались на: научно-методической конференции «Методологические проблемы качества обучения и обучения качеству» (Украина, Харьков, 1997), 4-й Всероссийской научно-технической конференции «Состояние и проблемы технических измерений» (Москва, 1998), 1-й Международной научно-практической конференции «Проблемы регионального управления, права и инновационных процессов в образовании» (Таганрог, 1999), Международной конференции «Математические методы в технике и технологиях» ММТТ-2000 (Москва, 2000), 3-й Всероссийской научной конференции «Новые информационные технологии, разработка и аспекты применения» (Таганрог, 2000), научно-технических конференциях ТРТУ (Таганрог, 1998;2001гг.), на 3-й Международной конференции «Computer Science and Information Technologies, Ufa, Russia, 2001» CSIT-2001 (Уфа, Россия, 2001).

Публикации. По результатам исследования опубликовано 13 печатных работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, изложенных на 119 страницах машинописного текста, содержит 8 рисунков, 10 таблиц, 7 приложений на 80 страницах. Список библиографических источников содержит 122 наименования.

4.5. Выводы по главе.

Таким образом, в настоящей главе в плане реализации предложенного в главе 2 подхода разработаны методы, модели и средства для формализации и оптимизации организационных процессов в управлении качеством на предприятии, связанных с учетом, оптимизацией и прогнозированием затрат предприятия на внедрение, сертификацию и поддержание СК предприятия, а также с сертификацией продукции.

В разделе 4.1 настоящей главы рассмотрен документооборот предприятия с точки зрения менеджмента качестваразработаны алгоритм, реализующий ЖЦ документации предприятия на примере СТП, и методика оценки затрат на реализацию ЖЦ СТПполучена математическая модель процесса актуализации СТПрассчитаны оптимальный интервал времени между внесениями изменений в СТП в форме пакета и оптимальное количество заявок, входящих в пакет. Полученные в результате оптимизации формулы апробированы на данных конкретного предприятиярекомендованы конкретные сроки внесения изменений. Следует однако, отметить, что приведенные рассуждения не относятся к ситуациям, когда вносимые в СТП изменения носят жизненно важный характер для предприятия, и затраты на их осуществление несоизмеримы с потерями, которые предприятие может понести в связи с задержкой этих изменений, причем данные потери не всегда являются непосредственно материальными (это может быть, например, утрата имиджа предприятия). Поскольку предложенный подход к формализации документооборота основан на универсальных стандартах, сделан вывод о возможности применения данного подхода для формализации любой нормативной документации, в том числе и законодательных актов.

В разделе 4.2 с целью оптимизации организационных расходов предприятия в той их части, которая связана с изменением структуры организации при внедрении, сертификации и поддержании СК предприятия, разработана методика определения трудоемкости работ, выполняемых подразделением, отвечающим за качество. Разработанная методика подтверждена примером расчета трудоемкости работ подразделения, а также расчетом численности его сотрудников. При этом использовались данные, полученные в результате исследования работы подразделения, ответственного.

115 за качество на таганрогском промышленном предприятии ОАО ТКЗ «Красный Котельщик» — отдела систем управления и сертификации (ОСУ и С).

В разделе 4.3 рассмотрен метод формализации учета неявных производственных издержек (расходов на «скрытое производство), а также способ автоматизации данного процесса. Данная система внедрена в ОСУиС ОАО ТКЗ «Красный Котельщик». В разделе 4.4 рассмотрен подход к автоматизации учета расходов на сертификацию выпускаемой предприятием продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результатом настоящей диссертационной работы явились разработка и исследование методов формализации (получения математических моделей) технологических и организационных бизнес-процессов, описывающих функционирование производства в виде стоимостных многопараметрических функций качества, методов и средств их оптимизации для решения задач управления качеством по экономическому критерию.

На основании изложенных в диссертационной работе теоретических исследований и анализа практических результатов можно сделать следующие выводы.

1. Сформулированный стоимостной критерий управления качеством позволяет оптимизировать расходы, связанные со всеми сторонами деятельности предприятия, включая организационную, в отличие от применявшихся ранее подходов, ориентированных в основном на оптимизацию технологии. Предложенный критерий позволяет осуществлять оптимизацию управления качеством поэтапно, вначале оптимизируя технологические расходы, а затем организационные при выбранной технологии.

2. Проведенное исследование характера зависимости основных производственно-экономических показателей качества продукции от влияющих факторов позволило сделать выводы о монотонности и сепарабельности этих зависимостей, а также о монотонности или унимодальности функции обобщенного стоимостного показателя качества, что позволяет достаточно просто проводить ее оптимизацию. Выявленный характер зависимости показателей качества от факторов влияния позволил сделать вывод, что решение задачи оптимизации для такого вида функций не потребует значительных переборов, и может быть получено, в частности, методами, аналогичными МТ. Данные методы используют в качестве целевой функции стоимостную функцию (функцию потерь), основаны на применении ортогональных матриц и достаточно просты для реализации.

3. Предложенный в диссертационной работе метод получения математической модели, представляющей зависимость выходных (стоимостных) параметров описываемого процесса от входных, с помощью экспертного опроса позволяет уменьшить расходы на построение модели по сравнению с методами, основанными на проведении экспериментов. Произведенная оценка погрешности предложенного в работе метода оптимизации в сравнении с МТ показала достаточно приемлемые результаты (менее чем 10%-я ошибка приближенных значений относительно точной модели и получение того же оптимума, что и при использовании в МТ точной модели).

4. Разработанные алгоритмы генерации ортогональных и квазиортогональных матриц для произвольного количества факторов и их уровней, а также произвольной силы, позволяют автоматизировать процесс получения таких матриц. При этом использование ортогональных матриц позволяет значительно сократить объем вычислительного эксперимента, что ведет к существенной экономии затрат.

Приведенные в пп. 1−4 теоретические результаты подготовили условия для реализации ЭС, настраиваемой на конкретное производство и позволяющей производить оптимизацию технологической прибыли предприятия путем получения математической модели производственного процесса на основе экспертных представлений, а также оптимизации полученной модели методом, аналогичным МТ. Данная система была реализована программно и внедрена на ОАО «Красный Котельщик».

5. Произведенная в диссертационной работе формализация документооборота предприятия в виде алгоритма, реализующего ЖЦ нормативной документации на примере СТП, позволила разработать методику оценки затрат на реализацию ЖЦ СТП, необходимую при оценке и оптимизации затрат на качество в условиях внедрения и сертификации СК предприятия, и внедрить ее в виде СТП на таганрогском промышленном предприятии ОАО ТКЗ «Красный Котельщик». На основании этой методики была получена математическую модель процесса актуализации СТП. Были рассчитаны оптимальный интервал времени между внесениями изменений в СТП в форме пакета и оптимальное количество заявок, входящих в пакет. Полученные в результате оптимизации формулы апробированы на данных предприятия ОАО ТКЗ «Красный Котельщик. Разработанная методика была реализована программно и может быть использована при формализации и оптимизации процесса актуализации любых нормативных документов, включая законодательные акты, как местные, так и федеральные.

6. Проведена формализация организационных процессов, связанных с изменением структуры предприятия при внедрении, сертификации и функционировании CK, была разработана и программно реализована методика определения трудоемкости работ, выполняемых подразделением, отвечающим за качество. Методика подтверждена примером расчета трудоемкости работ отдела систем управления и сертификации (ОСУиС) ОАО ТКЗ «Красный Котельщик», а также расчетом численности сотрудников этого подразделения, и внедрена на данном предприятии в виде СТП. Данная методика является универсальной и может использоваться при автоматизации процесса прогнозирования и оценки затрат предприятия на качество произвольного предприятия.

7. Разработанная автоматизированная система статистического анализа данных по контролю и действиям с несоответствующей продукцией позволяет проследить величину и проанализировать причины неявных производственных издержек предприятия на всех основных этапах ЖЦ продукции, а также сделать на основании этого анализа соответствующие выводы и рекомендовать необходимые предупреждающие и корректирующие действия. Данная система внедрена в ОСУиС ОАО ТКЗ «Красный Котельщик».

8. Рассмотренный в диссертационной работе подход позволяет автоматизировать процесс учета расходов на сертификацию выпускаемой предприятием продукции. Практическая реализация данного подхода выполнена в виде разработанного программного обеспечения,.

119 автоматизирующего расчет затрат на сертификацию продукции. Данный программный продукт является универсальным и может использоваться при прогнозировании расходов на качество любого предприятия. Программа внедрена в органе по сертификации таганрогского центра по стандартизации и сертификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Искусственный интеллект: Применение в интегрированных производственных системах / Под ред. Э. Кьюсиака. М.: Машиностроение, 1991.
  2. Саката Сиро. Практическое руководство по управлению качеством / Пер. с 4-го японского издания Мышкиной С.И.- Под ред. Гостева В. И. М.: Машиностроение, 1980. — 215с., ил.
  3. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000. Руководство по подготовке, проведению, и последующей сертификации/ изд.: Eckhard Kreier Kissing: Forum-Verl / Herkert — Losebl. -Ausg, 1995.
  4. ИСО 8402−1994. Управление качеством и обеспечение качества. -Словарь.
  5. ИСО 9000−1-1994. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению.
  6. ИСО 9004−1-1994. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания.
  7. В. Эдварде. Выход из кризиса. Пер. с англ. — Тверь: Альба, 1994.- 498 с.
  8. Менеджмент систем качества: Учеб. Пособие/ Круглов М. Г., Сергеев С. К., Такташев В. А. и др. ИСО качеством продукции. — М.: Изд-во стандартов, 1997. — 368 с.
  9. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- Под. Ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999.-600 с.
  10. Г. Г., Райхман Э. О квалиметрии. Под ред. Гличева A.B. -М.: Изд-во стандартов, 1973.- 172 с.
  11. И. Андрианов Ю. М., Субето А. И. Квалиметрия в приборостроении и машиностроении. JL: Машиностроение, 1990.
  12. Г. Г. Общие сведения о методологии квалиметрии. Стандарты и качество. 1994. — № ll. — c. 48−52.
  13. Г. Г. Определение ситуации оценивания качества // Стандарты и качество. 1995. — № 9 — с. 56−58.
  14. А.П. Элементы теории управления качеством систем. -Мн.: Наука и техника, 1981. 264 с.
  15. ГОСТ 22 851–77 (РД 50−64−84). Выбор номенклатуры показателей качества промышленной продукции. Основные положения.
  16. Методика оценки уровня качества продукции с помощью комплексных показателей и индексов. М.: Изд-во стандартов, 1974.
  17. А.П., Курулев А. П., Рейнштейн Г. М. Методика количественной оценки основных характеристик качества изделий электронной техники // Электронная техника, сер.8, 1976, вып. 4.
  18. А.И., Тульчин Л. Г. Прогнозирование качества продукции с помощью факторного анализа // Методология развития систем управления: модели, методы, средства: Сб. науч. тр. Львов: ВНИИМИУС, 1987. — с.76−80.
  19. В.П. Исследование и разработка вопросов организации управления качеством изготовления продукции на предприятиях машиностроения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Ростов-на-Дону, 1976. 144 с.
  20. Ю.П., Аронов И. З., Шпер В. Л. Что век грядущий нам готовит? Менеджмент XXI века краткий обзор основных тенденций // Стандарты и качество. — 1999. — № 3 — с. 52 — 60.
  21. Dean В. Edwin. Design for cost and quality: the robust design approach. -Journal ofParametrics.- 1991,-V.U. №l.-p.28−30.
  22. В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. -М.: ВНИИС, 1994.
  23. В.Г., Сиськов В. И., Дубицкий Л. Г. и др. Интеграция производства и управление качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1995.-320 с.
  24. Планирование и организация измерительного эксперимента/Володарский Е.Т., Малиновский Б. Н., Туз Ю. М. К.: Вища шк. Головное изд-во, 1987. — 280 с.
  25. А.Б., Лукашин А. Я. Управление качеством продукции: организационно-экономические проблемы. -М.: Экономика, 1986.- 165 с.
  26. А.П. Математическая модель расчета коэффициентов весомости показателей технической продукции по результатам экспертных оценок. Стандарты и качество. 1996. — № 4. — с.34.
  27. Д. и Кинг В. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1974. -279с.
  28. Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений / Пер. с англ. М.: Мир, 1976. — 165 с.
  29. Экспертные системы. Принципы работы и примеры: Пер. с англ./ А. Брукинг, П. Джонс, Ф. Кокс и др.: Под ред. Р. Форсайта. М.: Радио и связь, 1987.-224с.: ил.
  30. Дж., Кумбс М. Экспертные системы: концепции и примеры/Пер с англ. и предисл. Б. И. Шитикова. М.: Финансы и статистика, 1987.-191с.: ил.
  31. К., Фохт Д. Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ: Пер с англ. и предисл. Г. С. Осипова. -М.: Финансы и статистика, 1990.-320с.: ил.
  32. Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений: Научно-практическое издание. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». М.: СИНТЕГ, 1998. — 338 с.
  33. Т.В. Методы анализа согласованности экспертной информации в базах знаний. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, Таганрог, 1998.
  34. Е.И. Экспертный метод потребительской оценки качества продукции // Стандарты и качество. 1998. — № 11 — с. 34.
  35. А.Н., Берштейн JI.C., Коровин СЛ. Расплывчатые ситуационные модели принятия решений: Учебное пособие. Таганрог: ТРТИ, 1986.-92 е., ил.
  36. Intelligent manufacturing systems. Guide for Proposers. 1997.
  37. Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976. — 286 с.
  38. Ю.П. Новое направление в статистическом контроле качества методы Тагути. — М.: Знание, 1988.
  39. Ю.П. Статистический контроль условие совершенствования качества продукции. О методах Тагути и их применении // Автомобильная промышленность США. — 1987. — № 11.
  40. , W. F., 1989. Design of Thermal Systems, Third Edition, McGraw Hill, New York, N.Y., pp. 149−152.
  41. Г. В., Здор В. В., Свечарник Д. В. Метод оптимума номинала и его применение. М.: Энергия, 1970.
  42. Г. В. Метод оптимума номинала. Метод оптимума номинала и его применение. Выпуск 1, Таганрог, 1974, стр.3−11.
  43. Robust quality, Genichi Taguchi and Don Clausing, Harvard Business Review, January-February, 1990.
  44. B.H. и др. Системный подход к анализу изменчивости и робастной оптимизации в задачах управления качеством // Биотехнология -1990. № 6.
  45. В.Н. Вероятностные методы в комбинаторном анализе. М.: Наука, 1977.
  46. В.Н. Введение в комбинаторные методы дискретной математики. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1982. — 384с.
  47. S. Hedayat. On the maximal number of factors and the enumeration of 3-symbols orthogonal arrays of strength 3 and index 2″ (with J. Stufken and E. Seiden), J. Statist. Plann. Inference (special issue in honor of P. Erdos) 58 (1997), 43−63.
  48. B.C. Перечисление перестановок с ограниченными позициями и фиксированным числом циклов. Дискретная математика, 1992, т. 4, вып. 2, с. 3−22.
  49. B.C. Редуцированные латинские прямоугольники и квадратные матрицы с одинаковыми суммами в строках и столбцах. -Дискретная математика, 1992, т. 4, вып. 1, с. 91−110.
  50. Дж. Введение в комбинаторный анализ. Под ред. Л .Я. Куликова, М.: ИЛ, 1963. — 287 с.
  51. М. Комбинаторика. Под ред. А. О. Гельфонда и В. Е. Тараканова, М.: Мир, 1970.-424 с.
  52. В.Н. Комбинаторные методы дискретной математики. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1977.
  53. Р. Перечислительная комбинаторика: Пер. снгл. М.: Мир, 1990.-440 е., ил.
  54. Я., Джексон Д. Перечислительная комбинаторика: Пер. с англ./ Под ред. В. Е. Тараканова. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990.-504с.
  55. P.A. Статистические методы для исследователей/ перев. С англ. -М.: Госстандарт, 1958.
  56. С.П. Разработка систем качества требование времени. Стандарты и качество. — 2000. — № 7 — с. 104−105.
  57. Рынок и логистика/ Под. Ред. М. П. Гордона. М.: Изд-во стандартов, 1993.
  58. ИСО 9001−1994. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
  59. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-e изд., доп. и перераб. М.: ОАО Изд-во Экономика, 1998. — 639 с.
  60. K.M., Скрипко Л. Е. Состав затрат на обеспечение качества// Стандарты и качество. 1998. — № 8 — с.51−53.
  61. K.M., Скрипко Л. Е. Принципы планирования и учета затрат на качество// Стандарты и качество. 2000. — № 3 — с.60−63.
  62. A.A. Как окупаются работы по повышению качества. Стандарты и качество. 1997. — № 2. — с.52−53.
  63. СТП 3.1.1−91. Система качества продукции. Эффективность системы.
  64. СТП 3.1.2−91. Система качества продукции. Учет и анализ затрат на обеспечение качества продукции.
  65. Р 50−601−31−92. Рекомендации. Определение затрат на обеспечение качества продукции. М.: Изд-во Госстандарта, 1992.
  66. Контроль качества с помощью персональных компьютеров/Т. макино, М. Охаси, X. Докэ, К. Макино- Пер. с яп. А.Б. Орфенова- Под ред. Ю. П. Адлера. М. Машиностроение, 1991. — 224 е., ил.
  67. Контроль качества с помощью персональных компьютеров/Т. макино, М. Охаси, X. Докэ, К. Макино- Пер. с яп. А.Б. Орфенова- Под ред. Ю. П. Адлера. М. Машиностроение, 1991. — 224 е., ил.
  68. Эффективная организация качественного производства машин и приборов/ Сатановский Р. Л., Басонов Ю. Н., Гордеенкова А. М. и др.- Под общ. Ред. Сатановского Р. Л. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-е, 1990. — 160с.
  69. А.Е. Управление производственным качеством продукции сельскохозяйственного машиностроения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Новочеркасск, 1999.
  70. ОСТ 108.001.06−81. Отраслевая система управления качеством продукции в энергетическом машиностроении. Служба управления качеством продукции. Основные положения.
  71. Ю.А. и др. Промышленная эксплуатация автоматизированных документальных информационных систем. -М.: Финансы и статистика, 1983. 142с., ил.
  72. А.А., Мазурова Т. А., Чефранов А. Г. О характере зависимости показателей качества продукции от основных производственно-экономических факторов.// Теория и практика металлургии. 2000. — № 1. -с.58−60.
  73. В.Ф., Карагодова Е. А. Математические модели в планировании и управлении предприятиями: Учеб. Пособие для Вузов.- Киев: Вищашк., 1985.-214 с.
  74. ГОСТ 2.53−90. ЕСКД. Правила внесения изменений.
  75. ОК СТП 01.40.43−97. Порядок согласования проектов НД.
  76. ОК СТП 01.40.01−98. Основные требования к построению, изложению и оформлению стандартов предприятия и инструкций системы обеспечения качества.
  77. ОК СТП 01.40.32−96. Порядок внедрения НД.
  78. ОК СТП 01.40.03−98. Правила учета, хранения и уничтожения НД.
  79. ОК СТП 04.25.63−98. Порядок разработки технологической документации на изготовление технологической оснастки и инструмента.
  80. И.З., Голенко-Гинзбург. Модель оптимального обслуживания пакета заказов с детерминированными продолжительностями операций // Надежность и контроль качества. 1997. — № 8 — стр. 15−18.
  81. И.З., Голенко-Гинзбург. Модель оптимального обслуживания пакета заказов со случайными продолжительностями операций // Надежность и контроль качества. 1997. — № 11 — стр. 18−21.
  82. Ю.А. и др. Промышленная эксплуатация автоматизированных документальных информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1983. — 142 е., ил.
  83. Руководство по системе управления качеством ОАО ТКЗ «Красный котельщик».
  84. Р' 50.3.001−96. Рекомендации по сертификации. Оплата работ по сертификации продукции и услуг. Москва. 1996.
  85. А.В. Контроль качества продукции. М.: Экономика. -1986.-472 с.
  86. Н.В., Федотов А. Г., Алексеев А. В. Доработка систем качества с целью сертификации: наши проблемы и решения // Надежность и контроль качества. 1997. — № 7. — с. 3−15.
  87. В.В., Попов Э. В. Интеллектуальное имитационное моделирование в реинжиниринге бизнес-процессов //Программные продукты и системы. 1998.-№ 3. — с.3−10.
  88. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.-336с.
  89. Э.В. Реинжиниринг бизнеса и искусственный интеллект// Новости искусственного интеллекта. 1996.-№ 4.-с.5−40.
  90. A.B. Интеллектуальная поддержка реинжиниринга конфигураций производственных систем //Программные продукты и системы. -1998.-№ 3. с.10−12.
  91. A.B. Интеллектуальное управление конфигурацией предприятий при их реинжиниринге // Проблемы информатизации. -1996.-№ 4,-С.-69−72.
  92. В.Ф., Ковалевский В. Б. Компьютерная интеграция и интеллектуализауия производств на основе их унифицированных моделей. //Программные продукты и системы. 1998.-№ 3. — с. 12−19.
  93. Н.В., Пирогов М. В. Концепция построения системы информатизации предприятия на основе сетевой модели проблемной области. //Программные продукты и системы. 1998.-№ 3. — с.22−24.
  94. М.В., Черепанов Н. В. Практическое применение сетевых моделей проблемных областей при разработке интеллектуальных САПР. // Известия ТРТУ. -№ 3. с.95−96.
  95. Л.Я. Параллельное проектирование средствами CAE/CAD/CAM в жизненном цикле изделий машиностроения. //Программные продукты и системы. 1998.-№ 3. — с.24−31.
  96. В.И. О развитии CALS -технологий в России.// Автоматизация проектирования. 1996. № 1. — с.22.
  97. В.Е., Клишин В. В. Реинжиниринг процессов проектирования и производства. // Автоматизация проектирования. 1996. № 1. -С.25.
  98. М.Е., Шильников П. С. Использование стандартов CALS для информационного обеспечения агентов виртуального предприятия. //Программные продукты и системы. 1998.-№ 3. — с.31−38.
  99. В.Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям // Новости искусственного интеллекта. 1996.-№ 4.-с.40−84.
  100. А.Е., Кузьмин Б. В. Совмещенное проектирование на базе интегрированной инструментальной среды и единой программной модели объект-процесс-среда //Программные продукты и системы. 1998.-№ 3. — с.38−41.
  101. Г. А., Борисов С. А., Романцев С. Э. Мультиагентная метамодель виртуального изделия как основа кооперативного проектирования // Программные продукты и системы. 1998.-№ 3. — с.41−47.
  102. Т.А., Пономарев В. П. К вопросу автоматизации сертификации продукции. Материалы региональной конференции «Научный и образовательный потенциал ВУЗ’ов как ресурс развития региона». Ростов/Д, 1998.
  103. A.A., Мазурова Т. А., Чефранов А. Г. Концепция формализации управления качеством продукции по экономическому критерию. Теория и практика металлургии. 1999. — № 6, — с. 60−64. Днепропетровск, Украина.
  104. Т.А. Использование формальных методов в управлении качеством продукции. Материалы 1-й Международной научно-практической конференции «Проблемы регионального управления, права и инновационных процессов в образовании». Таганрог, 1999.
  105. T.A., Чефранов А. Г., Дударенко A.A. Алгоритмы генерации планов экспериментов для задач управления качеством/ Теория и практика металлургии. 2000. — № 5. — с. 56−59. Днепропетровск, Украина.
  106. Т.А., Дударенко А.А, Чефранов А. Г Оптимизация процесса актуализации стандартов предприятия// Теория и практика металлургии. 2000. — № 3. — с.65−68. Днепропетровск, Украина.
  107. Т.А. Вопросы автоматизации сертификации продукции. Известия ТРТУ. Специальный выпуск. Материалы XLIV НТК. Таганрог: ТРТУ, 1999, № 2.
  108. Т.А., Чефранов А. Г. О возможности эффективной реализации настраиваемой экспертной системы управления качеством. Материалы конференции «Математические методы в технике и технологиях» -ММтт-2000. Москва, 2000.
  109. Т.А. К вопросу о формализации в управлении качеством предприятия. Материалы XLV НТК. Таганрог: ТРТУ, 2000.
  110. ИСО 9002−2-1993. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 2. Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.
  111. СТП 0.42.19−98. Порядок разрешения на отклонения от требований чертежей и другой технической документации.131
  112. ИСО-9004−4-1993. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания по улучшению качества.
  113. A.S. Hedayat, N.J.A. Sloane, J. Stufken. Orthogonal arrays: theory and applications. N.Y.: Springer-Verlag New York, 1999. — 405 p.
  114. Chefranov A.G., Mazurova T.A. Support facilities of optimization of technological and organizational process. Proc. 3rd Int. Workshop on «Computer Science and Information Technologies, 2001, Ufa, Yagantau, Russia», Ufa: USATU, v.2, p.45−49.
Заполнить форму текущей работой