Становление и развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы
Степень разработанности темы диссертации: К настоящему времени сложилась достаточно обширная научная литература по широкому кругу вопросов негосударственного сектора высшей школы, в которой с разной степенью глубины и обобщения рассматриваются общетеоретические, экономические, организационно-управленческие, территориальные и региональные и иные проблемы формирования и развития этого сектора… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования процесса становления и 13 развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы
- 1. 1. Основные термины и понятия в контексте проблемы исследования
- 1. 2. Обоснование теоретической концепции исследования
- 1. 3. Анализ состояния проблемы исследования
- Глава 2. Основные этапы становления и развития региональной соци- 56 ально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы
- 2. 1. Становление и развитие негосударственной высшей школы в Российской Империи и в СССР
- 2. 2. Становление и развитие негосударственного сектора высшей школы в Российской Федерации
- 2. 3. Общее и особенное в содержании основных этапов становления 111 и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы
- Глава 3. Роль региональных факторов в становлении и развитии негосударственного сектора высшей школы
- 3. 1. Социально-экономические механизмы регионального развития негосударственного сектора высшей школы
- 3. 2. Некоторые направления дальнейшего развития негосударст- 146 венного сектора высшей школы в региональном контек
Становление и развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Процесс становления высших учебных заведений негосударственной формы собственности, формирование негосударственного сектора высшей школы как социально-экономической региональной подсистемы, несомненно, один из важных результатов рыночных преобразований России, новое значительное социальное явление в развитии страны, оказавшее и продолжающее оказывать влияние на формирование образовательного потенциала регионов России и подготовку специалистов с высшим образованием. Политические и экономические изменения, начавшиеся в последней четверти прошлого столетия в государственном устройстве России, создали необходимые правовые, экономические, социальные и иные условия для формирования учебных заведений негосударственного типа, что изменило структуру отечественной системы высшего образования. Одним из важнейших условий формирования негосударственного сектора высшей школы явились процессы регионализации, формирующие постоянную, а в ряде случаев и оперативную потребность в специалистах различных профессий. К сожалению, эта сторона становления негосударственного сектора высшей школы не получила почти никакого отражения в отечественной научной литературе. Но не менее важным условием отмеченного процесса явилось и в настоящее время является формирование позитивного отношения населения к этой форме высшего образования. За сравнительно короткий период времени (около 20 лет) негосударственные вузы стали реальными конкурентами государственным высшим учебным заведениям на рынке образовательных услуг по группе гуманитарных специальностей. В период с 1991 по 2007 гг. количество негосударственных вузов увеличилось с 45 до 430 или в 9,5 раз, а их доля в общем числе вузов России за этот период составила 39%. Численность обучающихся студентов в негосударственном секторе высшей школы с 1993 г. по 2007 г. увеличилась с 70 тыс. до 1176 тыс. или в 16,5 раз и их доля в общей численности студентов составляет.
16%. И есть все основания предполагать, что роль этого сектора образования на рынке образовательных услуг в ближайшие годы будет возрастать. Это утверждение в контексте темы настоящего диссертационного исследования основывается, по меньшей мере, на следующих важнейших обстоятельствах, которые, по нашему мнению, в ближайшее десятилетие будут определять количественную и качественную динамику негосударственного сектора высшего образования России: во-первых, рост доходов населения потенциально расширит социальную группу населения, для которой обучение в вузах негосударственной формы собственности станет более доступнымво-вторых, усиление процессов регионализации, что отмечается на всей территории РФ, будет постоянно формировать потребность в подготовке специалистов, бакалавров и магистров непосредственно для нужд региона, в частности, и небольшими по численности группами, к чему в большей мере готовы негосударственные вузы в сравнении с государственнымив-третьих, квотирование студенческих мест в государственных вузах (для обучающихся на конкурсной основе за счет бюджетного финансирования), на основе расчета необходимой потребности в тех или иных специалистах для государственного сектора экономики, ограничивает потребности изменяющегося спроса по многим специальностям, в то время как негосударственный сектор высшей школы таких ограничений не выставляетв-четвёртых, в ближайшие годы, как мы полагаем, получит распространение практика целевой подготовки специалистов, бакалавров и магистров в негосударственных вузах как по заказам региональных бизнес-сообществ, так и региональных органов управления на основе целевого финансированияв-пятых, в ближайшие два-три года завершится «профессиональная селекция» негосударственных вузов и на рынке образовательных услуг в основном останутся «рейтинговые» негосударственные вузы, что снизит потенциальный риск выбора вуза для абитуриента и создаст устойчивую конкуренцию государственному сектору высшей школыв-шестых, как показывает многолетняя практика, продолжающееся сохранение отсрочки от обязательной военной службы для лиц мужского пола старше 18 лет на срок обучения в вузе является активным стимулом для поступления в вуз, в котором имеется военная кафедра.
Отмеченные процессы будут способствовать устойчивости региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы.
Национальным проектом «Образование» предусмотрены модернизация, структурирование и институциональная перестройка высшего образования. В рамках этого проекта, в частности, активизируется частно-государственное партнерство, что значительно расширит потенциальные возможности регионов в сфере высшего образования. Однако какова роль негосударственного сектора высшей школы в национальном проекте, пока не изучено. В диссертации обосновано, что региональная социально-экономическая подсистема негосударственный сектор высшего образования, способна эффективно участвовать как в осуществлении государственного проекта «Образование», так и в реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития каждого региона.
Настоящее диссертационное исследование посвящено теоретическому анализу становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы как социально-экономическому явлению на территории России, формирующемуся преимущественно в рамках региональных потребностей, а также эмпирическому анализу количественной и качественной динамике этого процесса и явления.
Все вышеизложенное, по нашему мнению, свидетельствует о научной и практической актуальности выбранной нами темы диссертационного исследования и своевременности изучения выдвинутых в ней вопросов.
Цель исследования. Выявить основные социальные, экономические, региональные, правовые и другие механизмы (условия и факторы), которые способствуют или препятствуют становлению и устойчивому развитию региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы.
Для обеспечения поставленной цели, ее максимально полного раскрытия, в работе были выдвинуты следующие основные задачи:
• определить круг базовых терминов диссертационного исследования;
• рассмотреть важнейшие подходы к теоретическому обоснованию процесса становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы с позиций современной концепции образования, опираясь на теоретический арсенал региональной экономики;
• определить место и роль региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы в социально-экономическом развитии региона;
• провести аналитический обзор научной литературы по проблеме исследования;
• используя системно-структурный подход, выявить и раскрыть основные условия (предпосылки) становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;
• опираясь на методы генетического и сравнительно-исторического научного анализа, выявить в историческом контексте основные этапы развития негосударственной высшей школы раскрыть их содержание, а также общее и особенное в их развитии;
• проанализировать динамику основных количественных показателей негосударственного сектора высшей школы Российской Федерации в контексте процесса воспроизводства человеческих ресурсов;
• рассмотреть основные особенности территориальной (региональной) организации негосударственного сектора высшей школы;
• разработать типологию (группировку) регионов Российской Федерации на основе показателей, отражающих развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;
• выявить социальные, экономические, правовые, региональные факторы (условия), способствующие формированию региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, а также ограничивающие этот процесс;
• рассмотреть особенности процесса перестройки негосударственного сектора высшей школы к требованиям Болонской конвенции и законодательству Российской Федерации о двухуровневой подготовке студентов высшей школы;
• проанализировать основные направления дальнейшего развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы.
Предметом исследования является объективно развивающийся процесс формирования региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, как относительно обособленной региональной структуры национальной системы образования.
Предметом нашего исследования стал и международный опыт развития вузов негосударственной формы собственности (в основном европейский), насчитывающий многовековую историю. В контексте общей постановки темы исследования выдвинуты ряд вопросов, в первую очередь теоретического характера, которые требуют специального исследования, в частности: «Какова роль государства в лице федеральных и региональных органов управления в дальнейшем развитии региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы?" — «В какой мере процессы регионализации способствуют развитию негосударственных вузов и не могут ли они сдерживать их развитие в будущем?" — «Выйдет ли в ближайшее десятилетие региональная социально-экономическая подсистема негосударственный сектор высшей школы за рамки гуманитарных специальностей?».
Объектом исследования выступает региональная социально-экономическая подсистема негосударственного сектора высшей школы, развитие которого ориентировано главным образом на региональные потребности в воспроизводстве специалистов с высшим образованием и предоставлении населению услуг в сфере профессионального образования.
Основные гипотезы:
Гипотеза 1. Становление и развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы рассматривается нами не только как объективный ответ на вызовы России новейшей истории, но и как исторически обусловленный процесс, и как социальное региональное благо;
Гипотеза 2. Мы полагаем, что в ближайшие 10−15 лет развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы будет по-прежнему обусловлено региональными потребностями и эта обусловленность будет возрастать.
Теоретической основой исследования послужили основные положения: общей социальной теории развития общества, теории воспроизводства человеческих ресурсов и образовательного потенциала, теории общественного и частного блага, теории человеческого капитала, теории непрерывного профессионального образования, теории территориальной организации общества, а также концепции формирования рынка рабочей силы и роли государства в регулировании процесса подготовки специалистов с высшим образованием в условиях рыночной экономики, что позволило рассмотреть динамику становления и развития региональной подсистемы негосударственного сектора высшей школы с позиций её региональной, социальной, экономической и правовой сущностей.
Степень разработанности темы диссертации: К настоящему времени сложилась достаточно обширная научная литература по широкому кругу вопросов негосударственного сектора высшей школы, в которой с разной степенью глубины и обобщения рассматриваются общетеоретические, экономические, организационно-управленческие, территориальные и региональные и иные проблемы формирования и развития этого сектора высшего образования в России. Однако, ни в одной из известных нам работ, мы не нашли: во-первых, анализа этого процесса в целом (отсутствуют комплексные исследования, способные интегрировать разнородные частные аспекты становления негосударственного сектора высшей школы в единое целое, что свидетельствует о сложном междисциплинарном характере проблемы и неравномерном научном интересе) — во-вторых, анализа этого процесса в контексте регионального развития. Очевидно, что отсутствие целостного подхода к исследованию процесса становления региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы и анализа её места и роли в экономическом и социальном развитии регионов ограничивает не только научное понимание современного состояния этой подсистемы высшего образования, но и сдерживает разработку возможных сценариев ее развития на ближайшие десять-пятнадцать лет. Это обстоятельство является ещё одним из аргументов в пользу выбора темы настоящего диссертационного исследования.
Наибольшее влияние на формирование теоретических взглядов соискателя по широкому кругу проблем в контексте темы диссертационного исследования оказали: Н. Т. Агафонов, Г. Беккер, JI.JI. Букин, Н. В. Васильев, В. Н. Вениаминов, В. А. Воротилов, В. А. Гневко, А. Г. Гранберг, Б. М. Гринчель, E.H. Жильцов, Б. С. Жихаревич, В. А. Зернов, В. А. Змеев, В. В. Зыков, А. Е. Иванов, С. А. Иванов, И. М. Ильинский, Р. А Исляев, A.A. Каганович, А. П. Катровский, Е. А. Князев, Н. Е. Колесников, C.B. Кузнецов, JI.K. Кузьмина, О. П. Литовка, H.A., Лобанов, М.А., Лукашенко, В. Е. Рохчин, A.A. Румянцев, И. И. Сигов, М. Б. Скворцова, Е. Г. Слуцкий, P.C. Смитт, В. А Солоницын, Л. П. Совершаева, В. И. Степанов, М. В. Сухова, Н. В. Суша, Л. Д. Тюличева, В. В. Чекмарев, Л. И. Якобсон, Р. Дж. Эренберг и др.
Информационной базой исследования явились: Закон РФ «Об образовании», нормативные материалы Министерства образования РФ, статистические материалы Госкомстата РФ и Петербургкомстатаотечественные и зарубежные монографические и периодические публикации по региональным, социально-экономическим, организационным и правовым вопросам высшего образованияматериалы семинаров, научно-практических конференций, диссертационные исследования по проблемам негосударственной высшей школы, а также информационные материалы негосударственных вузов Санкт-Петербурга и др.
Методы исследования. При работе над диссертационным исследованием мы опирались: на общенаучные методы исследования, и, прежде всего, на общую теорию системна методы генетического и сравнительно-исторического анализа, анализ статистических данных, междисциплинарный подход к анализируемой проблеме с использованием теоретического арсенала региональной экономики, в частности метода типологических группировок (построение типологий).
Научная новизна и практическая значимость исследования. Основные научные результаты, определяющие новизну исследования, заключаются в следующем: процесс становления негосударственного сектора высшей школы подвергнут комплексному исследованию как региональная социально-экономическая подсистемасформулированы новые базовые понятия: «региональная социально-экономическая подсистема негосударственного сектора высшей школы», «высшее образовательное учреждение негосударственной формы собственности» и уточнено содержание уже имеющихся ключевых понятий темы исследования: «негосударственное образовательное учреждение», «негосударственный вуз», «негосударственный сектор высшей школы" — обоснована концепция становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы и предоставляемых ею услуго для анализа условий становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы применен междисциплинарный подход с использованием теорий и методов региональной экономикивыявлены условия и факторы, определившие становление и определяющие в настоящие время и на ближайшую перспективу развитие негосударственного сектора высшей школы как региональной социально-экономической подсистемы;
• проведён системный анализ условий становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, в рамках которого все этапы рассматриваются как непрерывный процесс развития системы высшего образования и её подсистемы — негосударственной формы высшего образования;
• использован сравнительно-исторический подход к анализу становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, что позволило не только проследить эволюцию развития негосударственного сектора высшей школы, но выделить общее и особенное, положительные и отрицательные тенденции в формировании негосударственного сектора высшей школы на различных этапах ее развития;
• систематизированы основные признаки (характеристики) негосударственного сектора высшей школы Российской Империи и Российской Федерации и проведен их содержательный анализ;
• осуществлена типология регионов Российской Федерации по уровню развития негосударственного сектора высшей школы;
• выявлены экономические, социальные и иные ограничения, сдерживающие развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;
• обоснованы направления развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшего образования на ближайшие 10−15 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы: в деятельности органов управления при разработке стратегии в части воспроизводства специалистов с высшим образованиемв плановой политике региональных и федеральных управленческих структур РФ, ответственных за развитие высшей школы в регионах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в восьми опубликованных статьях и докладах на международных и межвузовских конференциях.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Заключение
.
В ходе диссертационного исследования автором получены следующие результаты:
1. Введено и раскрыто содержание понятия «региональная социально-экономическая подсистема негосударственный сектор высшей школы»;
2. Обоснована теоретическая концепция становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы и предоставляемых ею услуг;
3. Предложена система условий определивших становление и определяющих в настоящие время и на ближайшую перспективу развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;
4. Выделены общее и особенное, положительные и отрицательные тенденции в формировании региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы на различных этапах ее развития;
5. Выполнен анализ состояния региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, функционирующей в условиях рыночных экономических отношений, в рамках которого выделено и описано 34 идентифицирующих признака;
6. Осуществлена типология регионов Российской Федерации по уровню развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;
7. Выявлены экономические, социальные, региональные и иные ограничения, сдерживающие развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;
8. Обоснованы перспективные направления развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы на ближайшие 10−15 лет.
В диссертационном исследовании сделаны следующие основные выводы:
Во-первых, региональная социально-экономическая подсистема — негосударственный сектор высшей школы является социальным региональным благом, вносящим свой вклад в развитие, как совокупного человеческого потенциала региона, так и экономики региона в целом;
Во — вторых, для научного осмысления сущности полипроцесса становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, который представляет собой сложную комбинацию правовых, экономических, территориальных, социальных, собственно образовательных и других процессов, необходимо опираться на междисциплинарный подход. По мнению автора, существенный вклад в теоретический и практический аспекты формирования региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы может внести региональная наука, и в частности региональная экономика. Исследование территориального (регионального) аспекта механизмов функционирования и развития негосударственного сектора высшей школы, как региональной социально-экономической подсистемы, является, составной частью предмета исследования региональной экономики — территориальной организации хозяйства, которая в свою очередь является составной частью территориальной организации общества, а так же органической составляющей региональной экономической политики и управления экономикой регионов.
В-третьих, механизмы (условия, факторы, ограничения) функционирования региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы необходимо рассматривать с учетом социально-экономического развития конкретных территорий (будь то территории отдельных стран и регионов мира или территорий (регионов) внутри страны). Так как, социально-экономическая среда каждого региона представляет собой специфические условия, факторы и ограничения развития и функционирования региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы.
В-четвертых, становление и развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы имеет свои общие (общероссийские) характеристики и условия развития, проявляющиеся, в каждом регионе России с отражением особенностей экономического и социального развития каждого конкретного региона.
В-пятых, несовершенство территориальной организации государственного высшего образования, обусловленное его высокой асимметрией, территориальными региональными неравенствами создавали объективные трудности доступа к высшему образованию населению во многих регионах Российской Федерации, что, по мнению автора, способствует формированию и развитию региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы.
Автором рекомендуется, для эффективной региональной политики в сфере высшего образования, реализации направлений государственного проекта «Образование», стратегических приоритетов регионов РФ, необходим дальнейший научный анализ состояния и прогнозирования деятельности региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы в границах регионов России и их социумов, исследование её возможностей в преодолении территориальных региональных диспропорций в развитии высшей школы, комплексной модернизации отечественной системы высшего образования. Представляется целесообразным в региональной подсистеме высшего образования расширить подготовку специалистов по гуманитарным направлениям, преимущественно социального и экономического цикла в самофинансируемом и самоокупаемом негосударственном секторе, уже накопившим опыт преподавания этих дисциплин, что позволит сконцентрировать усилия государственных вузов на подготовке специалистов инженерных профессий, в которых остро нуждается региональная экономика.
Мы полагаем, что выводы и рекомендации, сделанные нами в процессе исследования, могут быть использованы в практической деятельности региональных органов управления при планировании на среднесрочную перспективу.
Таким образом, в работе выполнены намеченные цель и задачи.
Список литературы
- Агафонов Н. Т., Исляев Р. А., Литовка О. П. Территориальная организация общества: вопросы теории и практики. Под ред. д.э.н. проф. Исляева Р. А. Санкт-Петербург, ООО «Издательство „Петрополис“», 2003 204 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
- Аралов А. В. Управление негосударственным вузом в условиях рынка образовательных услуг. Изд-во «Ессентукский Институт Бизнеса и Права», г. Ессентуки., 2000. — 116. с.
- Архангельская И. Коммерческое образование в дореволюционный период неплохой пример для подражания // Деловые люди. — М., 1992. № 9. с. 48−50.
- Астахова В., Астахова Е. О государственной ответственности негосударственных вузов / Высшее образование в России. М., 2001 № 2, с.24−34.
- Ахинов Г. А., Жильцов E.H. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. М.: ИНФРА — М, 2008. — 345 с.
- Баскакова М. Е. Тендерные аспекты экономической отдачи платного высшего образования // Социологические исследования. — М., 2002, № 11, с. 120−126.
- Болотин И., Михайлов А. Негосударственное высшее образование в России: состояние и перспективы // Высшее образование в России. — М., 2007.- № 6. с. 71−76.
- Букин JI. JI. Формирование региональной подсистемы высшего образования: социально-экономический аспект. Автореф. дис. канд. экон. наук. -СПб., 2002.-21 с.
- Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. д-ра. экон. наук В. В. Глухова. СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 544 с.
- Веденина О., Яценко. В. Современное состояние негосударственных вузов России // Вопросы статистики. М., 1999. № 1. — с. 45−50.
- Вениаминов В. Н. Качество в негосударственном вузе. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2005. — 243 с.
- Воробьева Ю. С. Общественность и высшая школа России в начале 20 века.-М., 1994. 175 с.
- Воробьева Ю. С. У истоков альтернативной высшей школы в России // Педагогика. М., 1994. № 5 с. 74−76.
- Воротилов В. А. Региональная экономика: российская модель. Учебное пособие. — Санкт-Петербург, ООО «Издательство „Петрополис“», 2000. 408 с.
- Выбор стратегических приоритетов регионального развития: новые теоретико-методические подходы. Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007.-440 с.
- Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. / Под редакцией В. Г. Кинелева М: НИИ ВО, 1995.- 352 с.
- Высшее образование в контексте русской культуры 21 века: Христианская перспектива // Международная конференция (г. Санкт-Петербург, 24−26 мая, 1999 г.) НОУ-ВРФШ, СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000. 277 с.
- Гаврилюк В.В. Становление системы образования региона: Становление системы образования региона. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. — 239 с.
- Гневко В. А. Федеральная региональная социально-экономическая политика как инструмент преодоления асимметрии в развитии российских регионов // Экономика и управление. Санкт-Петербург, 2006. — № 2. с 2325.
- Головяшкина Н.П. Негосударственный вуз в современном российском обществе: Автореф. дис. канд. социологических наук. Пенза., 2002. — 25 с.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.:ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.
- Гребнев JI. Российское образование в зеркале демографии. // Вопросы экономики. М., 2003. № 3. — с.4−25.
- Гребнев JI. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. — М., 2004. -№ 1.-с. 36−42.
- Гуров В. Качество образования в негосударственных вузах // Высшее образование в России. -М., 2004. -№ 6. с. 148−152.
- Добрынин А. И., Дятлов С. А., Курганский С. А. Человеческий капитал: Методологические аспекты анализа: Учеб.-метод. Пособие. -СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-209 с.
- Добрянский И. Негосударственное образование как социокультурный феномен // Высшее образование в России. М., 2007. — № 6. с. 83−85.
- Долгов А. П., Сухова М. В. Негосударственные вузы в системе высшего образования России // Известия СПбУЭФ. 2000. № 1. — с. 99−114.
- Еникеева С.Д., Панкратова В. П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998.-51 с.
- Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 106 с.
- Жихаревич Б.С. Приоритеты региональной политики сегодня: европейская и российская практика. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007.-с. 9−23.
- Жураковский В., Фёдоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. — М., 2006. -№ I.e. 3−14.
- Задорожнюк И.Е. Потенциал негосударственных вузов с позиций экономики образования. М., // Высшее образование в России, 2006. — № 9. с. 110−118.
- Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. -М.: «Наука», 2002. 456 с.
- Запесоцкий А. С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? // Высшее образование в России. — М., 2003. -№ 3. — с. 45−52.
- Зборовский Г. Е., Костина Н. Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях. // Социологические исследования. -М., 2002. № 12. с. 107−117.
- Зернов В., Бархотова Т. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России. -М., 1999. № 4. с. 10−13.
- Зернов В. А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях: Монография. -М.: РосНОУ, 1999. 185. с.
- Зернов В.А. Негосударственное профессиональное образование: состояние и перспективы развития // Гуманизация образования. М., 2003. -№ 2. — с.24 — 29.
- Зернов В. Негосударственный сектор: анализ, прогноз развития // Высшее образование в России. М., 2004. -№ 9. — с.52 — 58.
- Змеев В. А. Эволюция высшей школы Российской империи, Изд-во МАТИ-РГТУ «ЛАТМЭС», 1998. 238 с.
- Зыков В. В. Социальный институт профессионального образования и регион: Монография: в 2-х ч. Часть I. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2001. 220 с.
- Зыков В. В. Социальный институт профессионального образования и регион: Монография: в 2-х ч. Часть II. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2001. 272 с.
- Иванов А. Е. Высшая школа России в конце 19 начале 20 вв. — М.: Высш. шк., 1991.-132 с.
- Иванов С.А. Формирование стратегических целей структурной перестройки региональных систем подготовки кадров. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007. с. 361−371.
- Ильинский И.М. «Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации» М.: Изд-во МосГУ, 2004. — 350 с.
- Ильинский И. М.Негосударственные вузы: кризис идентичности и пути его преодоления // Альма матер. Вестник высшей школы. М. Изд-во Российский университет дружбы народов. 2004. № 7. с. 3−12.
- Ильинский И.М. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. — М., 2004. -№ 9. -с.39−52.
- Исляев P.A. Государственная стратегия регионального развития Российской Федерации: итоги десятилетия трансформации идеи. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007. с. 59−63.
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.- Под ред. 3. И. Васильевой. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 416 с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова. 2-изд., испр. и дополн. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 512с.
- История педагогики. Часть 2. с XVII в. до середины XX в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова. -М.: ТЦ «Сфера», 1997. с. 237−251.
- Ищук Т. JI. Экономические основы функционирования негосударственного сектора высшей школы. Автореф. дис. канд. эконом, наук. — Томск.- ТГУ, 2000. 24 с.
- Каганович A.A. Становление и развитие негосударственного высшего образования в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. педагогических наук. Ульяновск., 2005. -18 с.
- Каганович A.A. Становление и развитие негосударственного высшего образования в Российской Федерации. Ульяновск. Изд-во Ульяновского гос. пед. ун-та ., 2005. с. 3
- Кадневский В. М. А.П. Нечаев и становление экспериментальной педагогики в России // Педагогика. М., 2005. № 1. — с. 71−78.
- Катровский А. П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. — М.: Междунар. Отношения, 2003. 208 с.
- Кармаева О. А. Ведущие тенденции развития негосударственных учебных заведений в России: Автореф. дис. д-ра педагог, наук. М, 1997. -32 с.
- Князев Е. А. Высшее негосударственное образование в России: история и современность. М., 1993. — 68 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. Инфор. / НИИВО- Вып. 1).
- Ковалев А. И., Закотков В. В., Литкина Е. Д., Люшня В. П. Система высшего образования: информационная среда, экономика, менеджмент: Учебное пособие / Под ред. А. И. Ковалева. — 2-ое изд., перераб. и доп. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 183 с.
- Колесников Н.Е. Стратегические приоритеты социального развития регионов: методологические аспекты. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007. с.293−297.
- Коломинов В. В., Резник А. А. У истоков коммерческого образования в России // Обучение и Карьера в Санкт-Петербурге 2001. № 3(9). с.7−9-№.410. с. 8−11.
- Котляревский М. Б. Проблема регионализации высшего образования. // Программа и материалы международного семинара лидеров приватного образования. Харьков. — 1999. с. 20−25.
- Кощеева И. Щукина Е. Качество негосударственного высшего образования в оценках студентов и преподавателей. Альма матер. Вестник высшей школы. М. Изд-во Российский университет дружбы народов. 2003. № 7. с. 23−28.
- Крушевский Збигнев Павел Развитие системы негосударственного высшего образования в Польше (1989 2003): Автореф. дис. доктора педагогических наук. — Ярославль, 2004. — 28 с.
- Кузнецов C.B. Экономика развития и выбор социальных приоритетов региона. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007. с. 289−293.
- Кузьмина JI.K. Некоторые вопросы выбора приоритетов социального развития регионов. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007.-с. 330−333.
- Купреева Е. С. Негосударственные образовательные учреждения в региональном образовательном пространстве (на материале Владимирской области): Автореф. дис. канд. педагогических наук. Рязань, 2004. -20 с.
- Лобанов Н. А., Скворцов В. Н., Тучков А. И. Человеческий капитал в системе непрерывного образования /Предисл. Н. А. Лобанова. СПб.: Изд-во Файндер, 2002. — 42 с.
- Лобко А. Частное высшее образование: первые шаги // Инкорвуз. -М.,-№ 1. — с. 22−26.
- Лукашенко М. А. Рыночные отношения в системе образования России: Монография. М.: ИНИОН РАН, 2001.-271 с.
- Лукашенко М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // Высшее образование в России. М., 2003. № 1.-е. 40−52.
- Лукин Н. Н. Негосударственные образовательные учреждения: необходимость и приоритеты // Образование в Сибири. Томск, 1995. — № 1. -с. 68−73.
- Ляхович Е. С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. 2-е изд., испр. и доп. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998. 580 с.
- Мартемьянова Л. Ф. Стратегическое планирование развития негосударственного вуза в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. Автореф. дис. канд. экон. наук. — СПб., 2002. 19 с.
- Место и роль человека в условиях трансформации социальных отношений в России. / Под ред. В. Н. Вениаминова, И. П. Павловой. Международный банковский институт СПб. 2002. с. 154−205.
- Михеева И. И. Организационно-правовые основы деятельности негосударственных высших профессиональных образовательных учреждений / Университетское управление. С-Пб., 2002. № 4(23) — с. 110−113.
- На поддержку регионов, осуществляющих комплексную программу развития образования, ежегодно будут выделяться 3,5 млрд. рублей. ИТАР-ТАСС 04.08.06 электронный ресурс. Режим доступа: http: // шоп. qov. ru / news / press review /2785/
- Негосударственное высшее образование: теория и современные проблемы: Сборник научных трудов. М.: МОСУ, 1999. — 232 с.
- Непрерывное образование: Краткий словарь. Изд. 6-е., /Под ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова- Предисл. Н. А. Лобанова. СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2004. — 72 с.
- Никонова С. И. Формирование системы негосударственного высшего образования в республике Татарстан // История вузов России: Материалы Шестой Всероссийской заочной научной конференции / Науч. ред. С. Н. Полтрак. -СПб. :Нестор:ТОО"Афина", 1997. с. 42−44.
- Об образовании (Закон Российской Федерации): Правовая библиотека. Вып. № 7. М.: Юрайт-Издат, 2007. — 59 с.
- Пепеляева Л.В. Национальный проект «Образование»: финансовые аспекты / Высшее образование сегодня. М.: 2006., № 12, с. 4−8.
- Попов В. Еще раз о судьбах частного высшего образования. // Альма матер. Вестник высшей школы. М. Изд-во Российский университет дружбы народов. 2005. № 3. с. 13−15.
- Потенциал российских вузов в реформе высшего образования (проект) / выполнен институтом «Общественная экспертиза». М., 2005. — С. 114−115, 143.
- Проблемы и перспективы совершенствования негосударственных образовательных учреждений: Сборник научных трудов. — Самара: Самарский институт повышения квалификации работников образования, 1998. — 76 с.
- Разработка теоретико-методологических основ пространственной организации регионов в условиях формирования социально ориентированнойэкономики: Колл. Монография / Под ред. проф. О. П. Литовки. Гатчина: Изд-во ЛОИФ, 2006. 112 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. Сб. / Росстат. М., 2007. — с. 20−23- 264−285.
- Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005: Стат. Сб. / Росстат. М., 2006. — с. 222−227.
- Реформа образования и негосударственные вузы Санкт- Петербурга // Обучение и Карьера в Санкт-Петербурге 2001. № 3(9). с. 10−13.
- Рожков В. И. Правовое положение негосударственного высшего учебного заведения в организационно-правовой форме учреждения по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юридических наук. -Волгоград, 2005. 18 с.
- Романова Е. В. Высшие женские курсы В. А. Полторацкой. 190−1919 // Высшие образование в России. М., 1993. № 3. С. 197−203.
- Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. Сб. / Росстат. — М., 2006.-с. 265−275.
- Рохчин В. Е. Теоретико-методологические основания стратегического анализа развития региона // Экономика и управление. — Санкт-Петербург, 2007. -№ 1. с 19−22.
- Рохчин В.Е. Теоретико-методологические основания стратегического анализа развития региона. Часть 2. Основные задачи стратегического анализа социально-экономического развития региона // Экономика и управление. — Санкт-Петербург, 2007. № 4. с 113−117.
- Рыбаков Ф. Ф. Экономика Санкт-Петербурга. Прошлое, настоящее, будущее. — С-Пб.: Гидрометеоиздат, 2000. — 269 с.
- Санин Л. А. Введение в Университет: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2001. 124 с.
- Сигов И.И. Региональная экономика (методология исследования и понятийный аппарат). М.: Вуз и школа, — 2003. — 334 с.
- Сигов И.И. Демократизация общества и государство как стратегический приоритет в активизации человеческого потенциала. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007. с. 312−316.
- Сигов И.И., Совершаева Л. П., Слуцкий Е. Г. Типология региональных систем / И. И. Сигов, Л. П. Совершаева, Е. Г. Слуцкий — СПб.: Ин-т «Северо-Запад» МООО «Знание» СПб. И ЛО., ГУАП, 2007. 84 с.
- Сизов Б. Негосударственные вузы в российской провинции. // Альма матер. Вестник высшей школы. М. Изд-во Российский университет дружбы народов. 2004. № 6. с. 3−8.
- Скворцов В. Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования. 2-е изд., доп. и перераб. / Предисл. Н. А. Лобанова. -СПб.: Изд-во «Петрополис», 2004. 276 с.
- Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. -М., 2004. -№ 1. с.43−51.
- Совершаева Л. П. Теория и практика государственного управления региональными системами: опыт Северо-Западного региона России. Научно-методическое пособие. СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2007. — 516 с.
- Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России. -М.: МОСУ, 1998.-273. с.
- Состояние, развитие и проблемы негосударственных образовательных учреждений России // Высшее образование в России. — М., 1994. -№ 1. -С.142−148.
- Социокультурные проблемы негосударственного образования //. Российская высшая школа. Время перемен. НИИ В. О. М., 2000, с.97−105.
- Степанов В. И. Теоретико-методологические и организационно-педагогические основания негосударственного образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. педагог, наук. Новосибирск, 1996. — 17 с.
- Сухова М. В. Формирование стратегии экономического поведения структур профессионального образования на российском рынке: Автореф. дис. канд. эконом, наук. С-Пб., 2001.-19 с.
- Суша Н. В. Управление высшим учебным заведением на примере частных вузов Республики Белорусь. Мн.: изд-во «Право и экономика" — изд-во МИУ, 2000.- 164 с.
- Тирский В. В., Левашова В. И. Негосударственные высшие учебные заведения: инновации и организационные проблемы // Образование в Сибири. -Томск, 1995. № 1. — с. 73−77.
- Тулякова О. К. Возникновение и развитие негосударственного образования в России (1992−2004 гг.): Автореф. дис. канд. исторических наук. М., 2005. -28 с.
- Уткин Е. В. Негосударственные вузы в условиях модернизации российского образования: Автореф. дис. доктора педагогических наук. М., 2006. -42 с.
- Федерализм и региональное развитие в современной России: методологические и институциональные аспекты / Под ред. д.э.н., проф. В. А. Гневко -СПб.: Санкт-Петербургская академия управления и экономики, 2006. — 200 с.
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». -М.: Издательство «Омега-Л», 2007. 55 с.
- Формирование стратегии управления социальными процессами в регионах. / Под ред. д.э.н. Кузнецова С. В. Институт проблем региональной экономики Российской Академии наук. СПб, 2006,173 с.
- Фрид Й., Глас А, Баумгартл Б. Частное высшее образование в Европе: сравнительный анализ с точки зрения целей Болонского процесса // Высшее образование сегодня. М., 2007. — № 2. с. 27−30.
- Хотеенков Е., Чернета В. Шанявский и его университет // Высшее образование в России. — М., 1995. № 1. с. 146−156.
- Частный сектор высшего образования: факторы роста и страновые особенности // Экономика образования. 2002. — № 3. — с. 58−63
- Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2005. — 32 с.
- Чекмарев В. В. Система экономических отношений в сфере образования. Кострома, 1998. — 400 с
- Шаров А. Г. Проблемы негосударственного образования на пути становления // Негосударственное образование России. М., 1998. — № 1. — с. 23.
- Шило Г. О низшем качестве высшего образования // Высшее образование в России, 2000, № 4, с. 35−38.
- Шилова В.А. Конкурентоспособность негосударственного высшего образования в социокультурных условиях современной России: Автореф. дис. канд. социологических наук. М., 2005. -23 с.
- Ширяев В. П. Управление негосударственными вузами в условиях трансформации российской системы образования: Автореф. дис. канд. социологических наук. М., 2005. — 23 с.
- Шулус А., Мкртчан Г., Ястребова Е. Образовательная стратификация и проблема неравенства. // Общество и экономика. — М., 2003. № 1.-е. 102−112.
- Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, JI. С. Тарасеви-ча: Учебник для вузов. СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Ком», 1999. — 544 с.
- Якобсон JI. И. Экономика общественного сектора: основы теории го-суд. финансов. М.: Аспект Пресс, 1996. — 319 с.
- Якобсон JI. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. М.: ГУВШЭ, 2000. — 367 с.
- Якобсон JI. И. Модернизация образования: от логики выживания к реинтеграции в общество. // Общественные науки и современность. — М., 2003. № 4. с. 22−24.
- Общественные вузы Частные вузы
- Варшавские высшие женскне курсы 22. Одесские высшие женские курсы 1. Екатертгославскнй частный политехнический институт
- Екатерннославскис высшие женские курсы 23. Петербургская академия педагогических наук Лиги образования 2. Киевские частные общеобразовательные вечерние женские курсы А.В. Жакулнной
- Женский городской медицинский инсппуг (Росгов-на-Дону) 24. Петербургская консерватория 3. Московские высшие женские историко-филологические и юридические курсы В.А. Полторацкой
- Казанские высшие женские курсы 25. Петербургские высшие курсы при Докучаевском почвенном комитете 4. Московские высшие женские сельскохозяйственные курсы гимназии С.К. Голнщшой
- Киевский женский медишшский шютпуг 28. Петербургские педагогические курсы Общества экспериментальной педагогики 7. Московский частный юридический инсппут
- Киевский женский Фребелевский 1шсппут 29. Петербургские педагогические курсы Фребелевского общества для содействия первоначальному воспитанию 8. Новороссийский высший международный инсппут (Одесса)
- Московская консерватория 31. Петербургский женский политехнический институт 10. Петербургские высшие женские курсы при Биологической лаборатории профессора П.Ф. Лесгафта
- Московские высшие женскне курсы 32. Петербургский институт истории искусств 11. Петербургские курсы высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой и Л Л. Молас
- Московские педагогические курсы им. Д. И. Тихомирова 33. Петроградский коммерческий 1шсппут 12. Петербургские сельскохозяйственные курсы
- Московский археологический шктпут 34. Практическая восточная академия Общества востоковедишя в Петербурге 13. Петербургские частные женские естественнонаучные курсы при гимназии М.А. Лохницкой-Скалон
- Московский городской университет им. А. Л. Шаиявского 35. Ростовдонские высшие женские курсы 14. Петербургский частный университет при Психоневрологическом инеппуге
- Московский коммерческий шкгппут Общества распространения коммерческих знаний 36. Саратовская консерватория 15. Торгово-промышленный 1шсппут (Петербург)
- Московское музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества 37. Саратовские высшие женские курсы Саратовского санитарного общества 16. Харьковские высшие женские частные курсы
- Нижегородский городской народный университет 39. Сибирские высшие женские курсы (Томск)
- Новочеркасские высшие женские сельскохозяйственные курсы Донского сельскохозяйственного общества 40. Томский городской народный университет им. П.И. Макушкина
- Одесская консерватория 41. Харьковский женский медицинский институт
- Многовариантность сроков обучения-й- Более широкий набор специальностей
- Л Развитие новых форм образовательных услуг
- Более высокий уровень собственной материально-технической инфраструктуры
- Высокая степень совместительства в профессорско-преподавательском корпусе• * * * 00 Ориентация на женское образование
- VО Преимущество общественной формы собственности над частнойм о Высокая степень риска капитала и ответственности учредителей
- О Появление новых научных направленийю ы Более высокая степень динамизма роста вузов
- К) ы Ориентация преимущественно на гуманитарное образование
- К) Неравномерность размещения на территории Россиию ел Высокая степень рецепции форм и методов образовательного процесса на началном этапе становления негосударственных вузов
- О Неустойчивость большинства вузов негосударственного сектора на рынке образовательных услуге