Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности темы диссертации: К настоящему времени сложилась достаточно обширная научная литература по широкому кругу вопросов негосударственного сектора высшей школы, в которой с разной степенью глубины и обобщения рассматриваются общетеоретические, экономические, организационно-управленческие, территориальные и региональные и иные проблемы формирования и развития этого сектора… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования процесса становления и 13 развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы
    • 1. 1. Основные термины и понятия в контексте проблемы исследования
    • 1. 2. Обоснование теоретической концепции исследования
    • 1. 3. Анализ состояния проблемы исследования
  • Глава 2. Основные этапы становления и развития региональной соци- 56 ально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы
    • 2. 1. Становление и развитие негосударственной высшей школы в Российской Империи и в СССР
    • 2. 2. Становление и развитие негосударственного сектора высшей школы в Российской Федерации
    • 2. 3. Общее и особенное в содержании основных этапов становления 111 и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы
  • Глава 3. Роль региональных факторов в становлении и развитии негосударственного сектора высшей школы
    • 3. 1. Социально-экономические механизмы регионального развития негосударственного сектора высшей школы
    • 3. 2. Некоторые направления дальнейшего развития негосударст- 146 венного сектора высшей школы в региональном контек

Становление и развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс становления высших учебных заведений негосударственной формы собственности, формирование негосударственного сектора высшей школы как социально-экономической региональной подсистемы, несомненно, один из важных результатов рыночных преобразований России, новое значительное социальное явление в развитии страны, оказавшее и продолжающее оказывать влияние на формирование образовательного потенциала регионов России и подготовку специалистов с высшим образованием. Политические и экономические изменения, начавшиеся в последней четверти прошлого столетия в государственном устройстве России, создали необходимые правовые, экономические, социальные и иные условия для формирования учебных заведений негосударственного типа, что изменило структуру отечественной системы высшего образования. Одним из важнейших условий формирования негосударственного сектора высшей школы явились процессы регионализации, формирующие постоянную, а в ряде случаев и оперативную потребность в специалистах различных профессий. К сожалению, эта сторона становления негосударственного сектора высшей школы не получила почти никакого отражения в отечественной научной литературе. Но не менее важным условием отмеченного процесса явилось и в настоящее время является формирование позитивного отношения населения к этой форме высшего образования. За сравнительно короткий период времени (около 20 лет) негосударственные вузы стали реальными конкурентами государственным высшим учебным заведениям на рынке образовательных услуг по группе гуманитарных специальностей. В период с 1991 по 2007 гг. количество негосударственных вузов увеличилось с 45 до 430 или в 9,5 раз, а их доля в общем числе вузов России за этот период составила 39%. Численность обучающихся студентов в негосударственном секторе высшей школы с 1993 г. по 2007 г. увеличилась с 70 тыс. до 1176 тыс. или в 16,5 раз и их доля в общей численности студентов составляет.

16%. И есть все основания предполагать, что роль этого сектора образования на рынке образовательных услуг в ближайшие годы будет возрастать. Это утверждение в контексте темы настоящего диссертационного исследования основывается, по меньшей мере, на следующих важнейших обстоятельствах, которые, по нашему мнению, в ближайшее десятилетие будут определять количественную и качественную динамику негосударственного сектора высшего образования России: во-первых, рост доходов населения потенциально расширит социальную группу населения, для которой обучение в вузах негосударственной формы собственности станет более доступнымво-вторых, усиление процессов регионализации, что отмечается на всей территории РФ, будет постоянно формировать потребность в подготовке специалистов, бакалавров и магистров непосредственно для нужд региона, в частности, и небольшими по численности группами, к чему в большей мере готовы негосударственные вузы в сравнении с государственнымив-третьих, квотирование студенческих мест в государственных вузах (для обучающихся на конкурсной основе за счет бюджетного финансирования), на основе расчета необходимой потребности в тех или иных специалистах для государственного сектора экономики, ограничивает потребности изменяющегося спроса по многим специальностям, в то время как негосударственный сектор высшей школы таких ограничений не выставляетв-четвёртых, в ближайшие годы, как мы полагаем, получит распространение практика целевой подготовки специалистов, бакалавров и магистров в негосударственных вузах как по заказам региональных бизнес-сообществ, так и региональных органов управления на основе целевого финансированияв-пятых, в ближайшие два-три года завершится «профессиональная селекция» негосударственных вузов и на рынке образовательных услуг в основном останутся «рейтинговые» негосударственные вузы, что снизит потенциальный риск выбора вуза для абитуриента и создаст устойчивую конкуренцию государственному сектору высшей школыв-шестых, как показывает многолетняя практика, продолжающееся сохранение отсрочки от обязательной военной службы для лиц мужского пола старше 18 лет на срок обучения в вузе является активным стимулом для поступления в вуз, в котором имеется военная кафедра.

Отмеченные процессы будут способствовать устойчивости региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы.

Национальным проектом «Образование» предусмотрены модернизация, структурирование и институциональная перестройка высшего образования. В рамках этого проекта, в частности, активизируется частно-государственное партнерство, что значительно расширит потенциальные возможности регионов в сфере высшего образования. Однако какова роль негосударственного сектора высшей школы в национальном проекте, пока не изучено. В диссертации обосновано, что региональная социально-экономическая подсистема негосударственный сектор высшего образования, способна эффективно участвовать как в осуществлении государственного проекта «Образование», так и в реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития каждого региона.

Настоящее диссертационное исследование посвящено теоретическому анализу становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы как социально-экономическому явлению на территории России, формирующемуся преимущественно в рамках региональных потребностей, а также эмпирическому анализу количественной и качественной динамике этого процесса и явления.

Все вышеизложенное, по нашему мнению, свидетельствует о научной и практической актуальности выбранной нами темы диссертационного исследования и своевременности изучения выдвинутых в ней вопросов.

Цель исследования. Выявить основные социальные, экономические, региональные, правовые и другие механизмы (условия и факторы), которые способствуют или препятствуют становлению и устойчивому развитию региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы.

Для обеспечения поставленной цели, ее максимально полного раскрытия, в работе были выдвинуты следующие основные задачи:

• определить круг базовых терминов диссертационного исследования;

• рассмотреть важнейшие подходы к теоретическому обоснованию процесса становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы с позиций современной концепции образования, опираясь на теоретический арсенал региональной экономики;

• определить место и роль региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы в социально-экономическом развитии региона;

• провести аналитический обзор научной литературы по проблеме исследования;

• используя системно-структурный подход, выявить и раскрыть основные условия (предпосылки) становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;

• опираясь на методы генетического и сравнительно-исторического научного анализа, выявить в историческом контексте основные этапы развития негосударственной высшей школы раскрыть их содержание, а также общее и особенное в их развитии;

• проанализировать динамику основных количественных показателей негосударственного сектора высшей школы Российской Федерации в контексте процесса воспроизводства человеческих ресурсов;

• рассмотреть основные особенности территориальной (региональной) организации негосударственного сектора высшей школы;

• разработать типологию (группировку) регионов Российской Федерации на основе показателей, отражающих развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;

• выявить социальные, экономические, правовые, региональные факторы (условия), способствующие формированию региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, а также ограничивающие этот процесс;

• рассмотреть особенности процесса перестройки негосударственного сектора высшей школы к требованиям Болонской конвенции и законодательству Российской Федерации о двухуровневой подготовке студентов высшей школы;

• проанализировать основные направления дальнейшего развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы.

Предметом исследования является объективно развивающийся процесс формирования региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, как относительно обособленной региональной структуры национальной системы образования.

Предметом нашего исследования стал и международный опыт развития вузов негосударственной формы собственности (в основном европейский), насчитывающий многовековую историю. В контексте общей постановки темы исследования выдвинуты ряд вопросов, в первую очередь теоретического характера, которые требуют специального исследования, в частности: «Какова роль государства в лице федеральных и региональных органов управления в дальнейшем развитии региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы?" — «В какой мере процессы регионализации способствуют развитию негосударственных вузов и не могут ли они сдерживать их развитие в будущем?" — «Выйдет ли в ближайшее десятилетие региональная социально-экономическая подсистема негосударственный сектор высшей школы за рамки гуманитарных специальностей?».

Объектом исследования выступает региональная социально-экономическая подсистема негосударственного сектора высшей школы, развитие которого ориентировано главным образом на региональные потребности в воспроизводстве специалистов с высшим образованием и предоставлении населению услуг в сфере профессионального образования.

Основные гипотезы:

Гипотеза 1. Становление и развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы рассматривается нами не только как объективный ответ на вызовы России новейшей истории, но и как исторически обусловленный процесс, и как социальное региональное благо;

Гипотеза 2. Мы полагаем, что в ближайшие 10−15 лет развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы будет по-прежнему обусловлено региональными потребностями и эта обусловленность будет возрастать.

Теоретической основой исследования послужили основные положения: общей социальной теории развития общества, теории воспроизводства человеческих ресурсов и образовательного потенциала, теории общественного и частного блага, теории человеческого капитала, теории непрерывного профессионального образования, теории территориальной организации общества, а также концепции формирования рынка рабочей силы и роли государства в регулировании процесса подготовки специалистов с высшим образованием в условиях рыночной экономики, что позволило рассмотреть динамику становления и развития региональной подсистемы негосударственного сектора высшей школы с позиций её региональной, социальной, экономической и правовой сущностей.

Степень разработанности темы диссертации: К настоящему времени сложилась достаточно обширная научная литература по широкому кругу вопросов негосударственного сектора высшей школы, в которой с разной степенью глубины и обобщения рассматриваются общетеоретические, экономические, организационно-управленческие, территориальные и региональные и иные проблемы формирования и развития этого сектора высшего образования в России. Однако, ни в одной из известных нам работ, мы не нашли: во-первых, анализа этого процесса в целом (отсутствуют комплексные исследования, способные интегрировать разнородные частные аспекты становления негосударственного сектора высшей школы в единое целое, что свидетельствует о сложном междисциплинарном характере проблемы и неравномерном научном интересе) — во-вторых, анализа этого процесса в контексте регионального развития. Очевидно, что отсутствие целостного подхода к исследованию процесса становления региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы и анализа её места и роли в экономическом и социальном развитии регионов ограничивает не только научное понимание современного состояния этой подсистемы высшего образования, но и сдерживает разработку возможных сценариев ее развития на ближайшие десять-пятнадцать лет. Это обстоятельство является ещё одним из аргументов в пользу выбора темы настоящего диссертационного исследования.

Наибольшее влияние на формирование теоретических взглядов соискателя по широкому кругу проблем в контексте темы диссертационного исследования оказали: Н. Т. Агафонов, Г. Беккер, JI.JI. Букин, Н. В. Васильев, В. Н. Вениаминов, В. А. Воротилов, В. А. Гневко, А. Г. Гранберг, Б. М. Гринчель, E.H. Жильцов, Б. С. Жихаревич, В. А. Зернов, В. А. Змеев, В. В. Зыков, А. Е. Иванов, С. А. Иванов, И. М. Ильинский, Р. А Исляев, A.A. Каганович, А. П. Катровский, Е. А. Князев, Н. Е. Колесников, C.B. Кузнецов, JI.K. Кузьмина, О. П. Литовка, H.A., Лобанов, М.А., Лукашенко, В. Е. Рохчин, A.A. Румянцев, И. И. Сигов, М. Б. Скворцова, Е. Г. Слуцкий, P.C. Смитт, В. А Солоницын, Л. П. Совершаева, В. И. Степанов, М. В. Сухова, Н. В. Суша, Л. Д. Тюличева, В. В. Чекмарев, Л. И. Якобсон, Р. Дж. Эренберг и др.

Информационной базой исследования явились: Закон РФ «Об образовании», нормативные материалы Министерства образования РФ, статистические материалы Госкомстата РФ и Петербургкомстатаотечественные и зарубежные монографические и периодические публикации по региональным, социально-экономическим, организационным и правовым вопросам высшего образованияматериалы семинаров, научно-практических конференций, диссертационные исследования по проблемам негосударственной высшей школы, а также информационные материалы негосударственных вузов Санкт-Петербурга и др.

Методы исследования. При работе над диссертационным исследованием мы опирались: на общенаучные методы исследования, и, прежде всего, на общую теорию системна методы генетического и сравнительно-исторического анализа, анализ статистических данных, междисциплинарный подход к анализируемой проблеме с использованием теоретического арсенала региональной экономики, в частности метода типологических группировок (построение типологий).

Научная новизна и практическая значимость исследования. Основные научные результаты, определяющие новизну исследования, заключаются в следующем: процесс становления негосударственного сектора высшей школы подвергнут комплексному исследованию как региональная социально-экономическая подсистемасформулированы новые базовые понятия: «региональная социально-экономическая подсистема негосударственного сектора высшей школы», «высшее образовательное учреждение негосударственной формы собственности» и уточнено содержание уже имеющихся ключевых понятий темы исследования: «негосударственное образовательное учреждение», «негосударственный вуз», «негосударственный сектор высшей школы" — обоснована концепция становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы и предоставляемых ею услуго для анализа условий становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы применен междисциплинарный подход с использованием теорий и методов региональной экономикивыявлены условия и факторы, определившие становление и определяющие в настоящие время и на ближайшую перспективу развитие негосударственного сектора высшей школы как региональной социально-экономической подсистемы;

• проведён системный анализ условий становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, в рамках которого все этапы рассматриваются как непрерывный процесс развития системы высшего образования и её подсистемы — негосударственной формы высшего образования;

• использован сравнительно-исторический подход к анализу становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, что позволило не только проследить эволюцию развития негосударственного сектора высшей школы, но выделить общее и особенное, положительные и отрицательные тенденции в формировании негосударственного сектора высшей школы на различных этапах ее развития;

• систематизированы основные признаки (характеристики) негосударственного сектора высшей школы Российской Империи и Российской Федерации и проведен их содержательный анализ;

• осуществлена типология регионов Российской Федерации по уровню развития негосударственного сектора высшей школы;

• выявлены экономические, социальные и иные ограничения, сдерживающие развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;

• обоснованы направления развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшего образования на ближайшие 10−15 лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы: в деятельности органов управления при разработке стратегии в части воспроизводства специалистов с высшим образованиемв плановой политике региональных и федеральных управленческих структур РФ, ответственных за развитие высшей школы в регионах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в восьми опубликованных статьях и докладах на международных и межвузовских конференциях.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение

.

В ходе диссертационного исследования автором получены следующие результаты:

1. Введено и раскрыто содержание понятия «региональная социально-экономическая подсистема негосударственный сектор высшей школы»;

2. Обоснована теоретическая концепция становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы и предоставляемых ею услуг;

3. Предложена система условий определивших становление и определяющих в настоящие время и на ближайшую перспективу развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;

4. Выделены общее и особенное, положительные и отрицательные тенденции в формировании региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы на различных этапах ее развития;

5. Выполнен анализ состояния региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, функционирующей в условиях рыночных экономических отношений, в рамках которого выделено и описано 34 идентифицирующих признака;

6. Осуществлена типология регионов Российской Федерации по уровню развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;

7. Выявлены экономические, социальные, региональные и иные ограничения, сдерживающие развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы;

8. Обоснованы перспективные направления развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы на ближайшие 10−15 лет.

В диссертационном исследовании сделаны следующие основные выводы:

Во-первых, региональная социально-экономическая подсистема — негосударственный сектор высшей школы является социальным региональным благом, вносящим свой вклад в развитие, как совокупного человеческого потенциала региона, так и экономики региона в целом;

Во — вторых, для научного осмысления сущности полипроцесса становления и развития региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы, который представляет собой сложную комбинацию правовых, экономических, территориальных, социальных, собственно образовательных и других процессов, необходимо опираться на междисциплинарный подход. По мнению автора, существенный вклад в теоретический и практический аспекты формирования региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы может внести региональная наука, и в частности региональная экономика. Исследование территориального (регионального) аспекта механизмов функционирования и развития негосударственного сектора высшей школы, как региональной социально-экономической подсистемы, является, составной частью предмета исследования региональной экономики — территориальной организации хозяйства, которая в свою очередь является составной частью территориальной организации общества, а так же органической составляющей региональной экономической политики и управления экономикой регионов.

В-третьих, механизмы (условия, факторы, ограничения) функционирования региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы необходимо рассматривать с учетом социально-экономического развития конкретных территорий (будь то территории отдельных стран и регионов мира или территорий (регионов) внутри страны). Так как, социально-экономическая среда каждого региона представляет собой специфические условия, факторы и ограничения развития и функционирования региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы.

В-четвертых, становление и развитие региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы имеет свои общие (общероссийские) характеристики и условия развития, проявляющиеся, в каждом регионе России с отражением особенностей экономического и социального развития каждого конкретного региона.

В-пятых, несовершенство территориальной организации государственного высшего образования, обусловленное его высокой асимметрией, территориальными региональными неравенствами создавали объективные трудности доступа к высшему образованию населению во многих регионах Российской Федерации, что, по мнению автора, способствует формированию и развитию региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы.

Автором рекомендуется, для эффективной региональной политики в сфере высшего образования, реализации направлений государственного проекта «Образование», стратегических приоритетов регионов РФ, необходим дальнейший научный анализ состояния и прогнозирования деятельности региональной социально-экономической подсистемы негосударственного сектора высшей школы в границах регионов России и их социумов, исследование её возможностей в преодолении территориальных региональных диспропорций в развитии высшей школы, комплексной модернизации отечественной системы высшего образования. Представляется целесообразным в региональной подсистеме высшего образования расширить подготовку специалистов по гуманитарным направлениям, преимущественно социального и экономического цикла в самофинансируемом и самоокупаемом негосударственном секторе, уже накопившим опыт преподавания этих дисциплин, что позволит сконцентрировать усилия государственных вузов на подготовке специалистов инженерных профессий, в которых остро нуждается региональная экономика.

Мы полагаем, что выводы и рекомендации, сделанные нами в процессе исследования, могут быть использованы в практической деятельности региональных органов управления при планировании на среднесрочную перспективу.

Таким образом, в работе выполнены намеченные цель и задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Т., Исляев Р. А., Литовка О. П. Территориальная организация общества: вопросы теории и практики. Под ред. д.э.н. проф. Исляева Р. А. Санкт-Петербург, ООО «Издательство „Петрополис“», 2003 204 с.
  2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  3. А. В. Управление негосударственным вузом в условиях рынка образовательных услуг. Изд-во «Ессентукский Институт Бизнеса и Права», г. Ессентуки., 2000. — 116. с.
  4. И. Коммерческое образование в дореволюционный период неплохой пример для подражания // Деловые люди. — М., 1992. № 9. с. 48−50.
  5. В., Астахова Е. О государственной ответственности негосударственных вузов / Высшее образование в России. М., 2001 № 2, с.24−34.
  6. Г. А., Жильцов E.H. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. М.: ИНФРА — М, 2008. — 345 с.
  7. М. Е. Тендерные аспекты экономической отдачи платного высшего образования // Социологические исследования. — М., 2002, № 11, с. 120−126.
  8. И., Михайлов А. Негосударственное высшее образование в России: состояние и перспективы // Высшее образование в России. — М., 2007.- № 6. с. 71−76.
  9. JI. JI. Формирование региональной подсистемы высшего образования: социально-экономический аспект. Автореф. дис. канд. экон. наук. -СПб., 2002.-21 с.
  10. Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. д-ра. экон. наук В. В. Глухова. СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 544 с.
  11. О., Яценко. В. Современное состояние негосударственных вузов России // Вопросы статистики. М., 1999. № 1. — с. 45−50.
  12. В. Н. Качество в негосударственном вузе. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2005. — 243 с.
  13. Ю. С. Общественность и высшая школа России в начале 20 века.-М., 1994. 175 с.
  14. Ю. С. У истоков альтернативной высшей школы в России // Педагогика. М., 1994. № 5 с. 74−76.
  15. В. А. Региональная экономика: российская модель. Учебное пособие. — Санкт-Петербург, ООО «Издательство „Петрополис“», 2000. 408 с.
  16. Выбор стратегических приоритетов регионального развития: новые теоретико-методические подходы. Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007.-440 с.
  17. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. / Под редакцией В. Г. Кинелева М: НИИ ВО, 1995.- 352 с.
  18. Высшее образование в контексте русской культуры 21 века: Христианская перспектива // Международная конференция (г. Санкт-Петербург, 24−26 мая, 1999 г.) НОУ-ВРФШ, СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000. 277 с.
  19. В.В. Становление системы образования региона: Становление системы образования региона. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. — 239 с.
  20. В. А. Федеральная региональная социально-экономическая политика как инструмент преодоления асимметрии в развитии российских регионов // Экономика и управление. Санкт-Петербург, 2006. — № 2. с 2325.
  21. Н.П. Негосударственный вуз в современном российском обществе: Автореф. дис. канд. социологических наук. Пенза., 2002. — 25 с.
  22. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.:ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.
  23. JI. Российское образование в зеркале демографии. // Вопросы экономики. М., 2003. № 3. — с.4−25.
  24. JI. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. — М., 2004. -№ 1.-с. 36−42.
  25. В. Качество образования в негосударственных вузах // Высшее образование в России. -М., 2004. -№ 6. с. 148−152.
  26. А. И., Дятлов С. А., Курганский С. А. Человеческий капитал: Методологические аспекты анализа: Учеб.-метод. Пособие. -СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-209 с.
  27. И. Негосударственное образование как социокультурный феномен // Высшее образование в России. М., 2007. — № 6. с. 83−85.
  28. А. П., Сухова М. В. Негосударственные вузы в системе высшего образования России // Известия СПбУЭФ. 2000. № 1. — с. 99−114.
  29. С.Д., Панкратова В. П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998.-51 с.
  30. Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 106 с.
  31. .С. Приоритеты региональной политики сегодня: европейская и российская практика. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007.-с. 9−23.
  32. В., Фёдоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. — М., 2006. -№ I.e. 3−14.
  33. И.Е. Потенциал негосударственных вузов с позиций экономики образования. М., // Высшее образование в России, 2006. — № 9. с. 110−118.
  34. А. С. Образование: философия, культурология, политика. -М.: «Наука», 2002. 456 с.
  35. А. С. Какого человека должна сформировать сегодня система образования? // Высшее образование в России. — М., 2003. -№ 3. — с. 45−52.
  36. Г. Е., Костина Н. Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях. // Социологические исследования. -М., 2002. № 12. с. 107−117.
  37. В., Бархотова Т. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России. -М., 1999. № 4. с. 10−13.
  38. В. А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях: Монография. -М.: РосНОУ, 1999. 185. с.
  39. В.А. Негосударственное профессиональное образование: состояние и перспективы развития // Гуманизация образования. М., 2003. -№ 2. — с.24 — 29.
  40. В. Негосударственный сектор: анализ, прогноз развития // Высшее образование в России. М., 2004. -№ 9. — с.52 — 58.
  41. В. А. Эволюция высшей школы Российской империи, Изд-во МАТИ-РГТУ «ЛАТМЭС», 1998. 238 с.
  42. В. В. Социальный институт профессионального образования и регион: Монография: в 2-х ч. Часть I. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2001. 220 с.
  43. В. В. Социальный институт профессионального образования и регион: Монография: в 2-х ч. Часть II. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2001. 272 с.
  44. А. Е. Высшая школа России в конце 19 начале 20 вв. — М.: Высш. шк., 1991.-132 с.
  45. С.А. Формирование стратегических целей структурной перестройки региональных систем подготовки кадров. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007. с. 361−371.
  46. И.М. «Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации» М.: Изд-во МосГУ, 2004. — 350 с.
  47. И. М.Негосударственные вузы: кризис идентичности и пути его преодоления // Альма матер. Вестник высшей школы. М. Изд-во Российский университет дружбы народов. 2004. № 7. с. 3−12.
  48. И.М. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. — М., 2004. -№ 9. -с.39−52.
  49. P.A. Государственная стратегия регионального развития Российской Федерации: итоги десятилетия трансформации идеи. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007. с. 59−63.
  50. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.- Под ред. 3. И. Васильевой. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 416 с.
  51. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова. 2-изд., испр. и дополн. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 512с.
  52. История педагогики. Часть 2. с XVII в. до середины XX в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова. -М.: ТЦ «Сфера», 1997. с. 237−251.
  53. Т. JI. Экономические основы функционирования негосударственного сектора высшей школы. Автореф. дис. канд. эконом, наук. — Томск.- ТГУ, 2000. 24 с.
  54. A.A. Становление и развитие негосударственного высшего образования в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. педагогических наук. Ульяновск., 2005. -18 с.
  55. A.A. Становление и развитие негосударственного высшего образования в Российской Федерации. Ульяновск. Изд-во Ульяновского гос. пед. ун-та ., 2005. с. 3
  56. В. М. А.П. Нечаев и становление экспериментальной педагогики в России // Педагогика. М., 2005. № 1. — с. 71−78.
  57. А. П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. — М.: Междунар. Отношения, 2003. 208 с.
  58. О. А. Ведущие тенденции развития негосударственных учебных заведений в России: Автореф. дис. д-ра педагог, наук. М, 1997. -32 с.
  59. Е. А. Высшее негосударственное образование в России: история и современность. М., 1993. — 68 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. Инфор. / НИИВО- Вып. 1).
  60. А. И., Закотков В. В., Литкина Е. Д., Люшня В. П. Система высшего образования: информационная среда, экономика, менеджмент: Учебное пособие / Под ред. А. И. Ковалева. — 2-ое изд., перераб. и доп. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 183 с.
  61. Н.Е. Стратегические приоритеты социального развития регионов: методологические аспекты. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007. с.293−297.
  62. В. В., Резник А. А. У истоков коммерческого образования в России // Обучение и Карьера в Санкт-Петербурге 2001. № 3(9). с.7−9-№.410. с. 8−11.
  63. М. Б. Проблема регионализации высшего образования. // Программа и материалы международного семинара лидеров приватного образования. Харьков. — 1999. с. 20−25.
  64. И. Щукина Е. Качество негосударственного высшего образования в оценках студентов и преподавателей. Альма матер. Вестник высшей школы. М. Изд-во Российский университет дружбы народов. 2003. № 7. с. 23−28.
  65. Крушевский Збигнев Павел Развитие системы негосударственного высшего образования в Польше (1989 2003): Автореф. дис. доктора педагогических наук. — Ярославль, 2004. — 28 с.
  66. C.B. Экономика развития и выбор социальных приоритетов региона. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007. с. 289−293.
  67. JI.K. Некоторые вопросы выбора приоритетов социального развития регионов. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007.-с. 330−333.
  68. Е. С. Негосударственные образовательные учреждения в региональном образовательном пространстве (на материале Владимирской области): Автореф. дис. канд. педагогических наук. Рязань, 2004. -20 с.
  69. Н. А., Скворцов В. Н., Тучков А. И. Человеческий капитал в системе непрерывного образования /Предисл. Н. А. Лобанова. СПб.: Изд-во Файндер, 2002. — 42 с.
  70. А. Частное высшее образование: первые шаги // Инкорвуз. -М.,-№ 1. — с. 22−26.
  71. М. А. Рыночные отношения в системе образования России: Монография. М.: ИНИОН РАН, 2001.-271 с.
  72. М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // Высшее образование в России. М., 2003. № 1.-е. 40−52.
  73. Н. Н. Негосударственные образовательные учреждения: необходимость и приоритеты // Образование в Сибири. Томск, 1995. — № 1. -с. 68−73.
  74. Е. С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. 2-е изд., испр. и доп. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1998. 580 с.
  75. Л. Ф. Стратегическое планирование развития негосударственного вуза в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. Автореф. дис. канд. экон. наук. — СПб., 2002. 19 с.
  76. Место и роль человека в условиях трансформации социальных отношений в России. / Под ред. В. Н. Вениаминова, И. П. Павловой. Международный банковский институт СПб. 2002. с. 154−205.
  77. И. И. Организационно-правовые основы деятельности негосударственных высших профессиональных образовательных учреждений / Университетское управление. С-Пб., 2002. № 4(23) — с. 110−113.
  78. На поддержку регионов, осуществляющих комплексную программу развития образования, ежегодно будут выделяться 3,5 млрд. рублей. ИТАР-ТАСС 04.08.06 электронный ресурс. Режим доступа: http: // шоп. qov. ru / news / press review /2785/
  79. Негосударственное высшее образование: теория и современные проблемы: Сборник научных трудов. М.: МОСУ, 1999. — 232 с.
  80. Непрерывное образование: Краткий словарь. Изд. 6-е., /Под ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова- Предисл. Н. А. Лобанова. СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2004. — 72 с.
  81. С. И. Формирование системы негосударственного высшего образования в республике Татарстан // История вузов России: Материалы Шестой Всероссийской заочной научной конференции / Науч. ред. С. Н. Полтрак. -СПб. :Нестор:ТОО"Афина", 1997. с. 42−44.
  82. Об образовании (Закон Российской Федерации): Правовая библиотека. Вып. № 7. М.: Юрайт-Издат, 2007. — 59 с.
  83. Л.В. Национальный проект «Образование»: финансовые аспекты / Высшее образование сегодня. М.: 2006., № 12, с. 4−8.
  84. В. Еще раз о судьбах частного высшего образования. // Альма матер. Вестник высшей школы. М. Изд-во Российский университет дружбы народов. 2005. № 3. с. 13−15.
  85. Потенциал российских вузов в реформе высшего образования (проект) / выполнен институтом «Общественная экспертиза». М., 2005. — С. 114−115, 143.
  86. Проблемы и перспективы совершенствования негосударственных образовательных учреждений: Сборник научных трудов. — Самара: Самарский институт повышения квалификации работников образования, 1998. — 76 с.
  87. Разработка теоретико-методологических основ пространственной организации регионов в условиях формирования социально ориентированнойэкономики: Колл. Монография / Под ред. проф. О. П. Литовки. Гатчина: Изд-во ЛОИФ, 2006. 112 с.
  88. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. Сб. / Росстат. М., 2007. — с. 20−23- 264−285.
  89. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005: Стат. Сб. / Росстат. М., 2006. — с. 222−227.
  90. Реформа образования и негосударственные вузы Санкт- Петербурга // Обучение и Карьера в Санкт-Петербурге 2001. № 3(9). с. 10−13.
  91. В. И. Правовое положение негосударственного высшего учебного заведения в организационно-правовой форме учреждения по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юридических наук. -Волгоград, 2005. 18 с.
  92. Е. В. Высшие женские курсы В. А. Полторацкой. 190−1919 // Высшие образование в России. М., 1993. № 3. С. 197−203.
  93. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. Сб. / Росстат. — М., 2006.-с. 265−275.
  94. В. Е. Теоретико-методологические основания стратегического анализа развития региона // Экономика и управление. — Санкт-Петербург, 2007. -№ 1. с 19−22.
  95. В.Е. Теоретико-методологические основания стратегического анализа развития региона. Часть 2. Основные задачи стратегического анализа социально-экономического развития региона // Экономика и управление. — Санкт-Петербург, 2007. № 4. с 113−117.
  96. Ф. Ф. Экономика Санкт-Петербурга. Прошлое, настоящее, будущее. — С-Пб.: Гидрометеоиздат, 2000. — 269 с.
  97. Л. А. Введение в Университет: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2001. 124 с.
  98. И.И. Региональная экономика (методология исследования и понятийный аппарат). М.: Вуз и школа, — 2003. — 334 с.
  99. И.И. Демократизация общества и государство как стратегический приоритет в активизации человеческого потенциала. // Материалы международной научно-практической конференции (25−26 октября 2007 г. г. Санкт-Петербург), ИРЭ РАН, СПб. 2007. с. 312−316.
  100. И.И., Совершаева Л. П., Слуцкий Е. Г. Типология региональных систем / И. И. Сигов, Л. П. Совершаева, Е. Г. Слуцкий — СПб.: Ин-т «Северо-Запад» МООО «Знание» СПб. И ЛО., ГУАП, 2007. 84 с.
  101. . Негосударственные вузы в российской провинции. // Альма матер. Вестник высшей школы. М. Изд-во Российский университет дружбы народов. 2004. № 6. с. 3−8.
  102. В. Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования. 2-е изд., доп. и перераб. / Предисл. Н. А. Лобанова. -СПб.: Изд-во «Петрополис», 2004. 276 с.
  103. С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. -М., 2004. -№ 1. с.43−51.
  104. Л. П. Теория и практика государственного управления региональными системами: опыт Северо-Западного региона России. Научно-методическое пособие. СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2007. — 516 с.
  105. В.А. Негосударственное высшее образование в России. -М.: МОСУ, 1998.-273. с.
  106. Состояние, развитие и проблемы негосударственных образовательных учреждений России // Высшее образование в России. — М., 1994. -№ 1. -С.142−148.
  107. Социокультурные проблемы негосударственного образования //. Российская высшая школа. Время перемен. НИИ В. О. М., 2000, с.97−105.
  108. В. И. Теоретико-методологические и организационно-педагогические основания негосударственного образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. педагог, наук. Новосибирск, 1996. — 17 с.
  109. М. В. Формирование стратегии экономического поведения структур профессионального образования на российском рынке: Автореф. дис. канд. эконом, наук. С-Пб., 2001.-19 с.
  110. Н. В. Управление высшим учебным заведением на примере частных вузов Республики Белорусь. Мн.: изд-во «Право и экономика" — изд-во МИУ, 2000.- 164 с.
  111. В. В., Левашова В. И. Негосударственные высшие учебные заведения: инновации и организационные проблемы // Образование в Сибири. -Томск, 1995. № 1. — с. 73−77.
  112. О. К. Возникновение и развитие негосударственного образования в России (1992−2004 гг.): Автореф. дис. канд. исторических наук. М., 2005. -28 с.
  113. Е. В. Негосударственные вузы в условиях модернизации российского образования: Автореф. дис. доктора педагогических наук. М., 2006. -42 с.
  114. Федерализм и региональное развитие в современной России: методологические и институциональные аспекты / Под ред. д.э.н., проф. В. А. Гневко -СПб.: Санкт-Петербургская академия управления и экономики, 2006. — 200 с.
  115. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». -М.: Издательство «Омега-Л», 2007. 55 с.
  116. Формирование стратегии управления социальными процессами в регионах. / Под ред. д.э.н. Кузнецова С. В. Институт проблем региональной экономики Российской Академии наук. СПб, 2006,173 с.
  117. Й., Глас А, Баумгартл Б. Частное высшее образование в Европе: сравнительный анализ с точки зрения целей Болонского процесса // Высшее образование сегодня. М., 2007. — № 2. с. 27−30.
  118. Е., Чернета В. Шанявский и его университет // Высшее образование в России. — М., 1995. № 1. с. 146−156.
  119. Частный сектор высшего образования: факторы роста и страновые особенности // Экономика образования. 2002. — № 3. — с. 58−63
  120. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2005. — 32 с.
  121. В. В. Система экономических отношений в сфере образования. Кострома, 1998. — 400 с
  122. А. Г. Проблемы негосударственного образования на пути становления // Негосударственное образование России. М., 1998. — № 1. — с. 23.
  123. Г. О низшем качестве высшего образования // Высшее образование в России, 2000, № 4, с. 35−38.
  124. В.А. Конкурентоспособность негосударственного высшего образования в социокультурных условиях современной России: Автореф. дис. канд. социологических наук. М., 2005. -23 с.
  125. В. П. Управление негосударственными вузами в условиях трансформации российской системы образования: Автореф. дис. канд. социологических наук. М., 2005. — 23 с.
  126. А., Мкртчан Г., Ястребова Е. Образовательная стратификация и проблема неравенства. // Общество и экономика. — М., 2003. № 1.-е. 102−112.
  127. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, JI. С. Тарасеви-ча: Учебник для вузов. СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Ком», 1999. — 544 с.
  128. JI. И. Экономика общественного сектора: основы теории го-суд. финансов. М.: Аспект Пресс, 1996. — 319 с.
  129. JI. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. М.: ГУВШЭ, 2000. — 367 с.
  130. JI. И. Модернизация образования: от логики выживания к реинтеграции в общество. // Общественные науки и современность. — М., 2003. № 4. с. 22−24.
  131. Общественные вузы Частные вузы
  132. Варшавские высшие женскне курсы 22. Одесские высшие женские курсы 1. Екатертгославскнй частный политехнический институт
  133. Екатерннославскис высшие женские курсы 23. Петербургская академия педагогических наук Лиги образования 2. Киевские частные общеобразовательные вечерние женские курсы А.В. Жакулнной
  134. Женский городской медицинский инсппуг (Росгов-на-Дону) 24. Петербургская консерватория 3. Московские высшие женские историко-филологические и юридические курсы В.А. Полторацкой
  135. Казанские высшие женские курсы 25. Петербургские высшие курсы при Докучаевском почвенном комитете 4. Московские высшие женские сельскохозяйственные курсы гимназии С.К. Голнщшой
  136. Киевский женский медишшский шютпуг 28. Петербургские педагогические курсы Общества экспериментальной педагогики 7. Московский частный юридический инсппут
  137. Киевский женский Фребелевский 1шсппут 29. Петербургские педагогические курсы Фребелевского общества для содействия первоначальному воспитанию 8. Новороссийский высший международный инсппут (Одесса)
  138. Московская консерватория 31. Петербургский женский политехнический институт 10. Петербургские высшие женские курсы при Биологической лаборатории профессора П.Ф. Лесгафта
  139. Московские высшие женскне курсы 32. Петербургский институт истории искусств 11. Петербургские курсы высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой и Л Л. Молас
  140. Московские педагогические курсы им. Д. И. Тихомирова 33. Петроградский коммерческий 1шсппут 12. Петербургские сельскохозяйственные курсы
  141. Московский археологический шктпут 34. Практическая восточная академия Общества востоковедишя в Петербурге 13. Петербургские частные женские естественнонаучные курсы при гимназии М.А. Лохницкой-Скалон
  142. Московский городской университет им. А. Л. Шаиявского 35. Ростовдонские высшие женские курсы 14. Петербургский частный университет при Психоневрологическом инеппуге
  143. Московский коммерческий шкгппут Общества распространения коммерческих знаний 36. Саратовская консерватория 15. Торгово-промышленный 1шсппут (Петербург)
  144. Московское музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества 37. Саратовские высшие женские курсы Саратовского санитарного общества 16. Харьковские высшие женские частные курсы
  145. Нижегородский городской народный университет 39. Сибирские высшие женские курсы (Томск)
  146. Новочеркасские высшие женские сельскохозяйственные курсы Донского сельскохозяйственного общества 40. Томский городской народный университет им. П.И. Макушкина
  147. Одесская консерватория 41. Харьковский женский медицинский институт
  148. Многовариантность сроков обучения-й- Более широкий набор специальностей
  149. Л Развитие новых форм образовательных услуг
  150. Более высокий уровень собственной материально-технической инфраструктуры
  151. Высокая степень совместительства в профессорско-преподавательском корпусе• * * * 00 Ориентация на женское образование
  152. VО Преимущество общественной формы собственности над частнойм о Высокая степень риска капитала и ответственности учредителей
  153. О Появление новых научных направленийю ы Более высокая степень динамизма роста вузов
  154. К) ы Ориентация преимущественно на гуманитарное образование
  155. К) Неравномерность размещения на территории Россиию ел Высокая степень рецепции форм и методов образовательного процесса на началном этапе становления негосударственных вузов
  156. О Неустойчивость большинства вузов негосударственного сектора на рынке образовательных услуге
Заполнить форму текущей работой