Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ развития вышеперечисленных компонентов педагогического образования дает основание к утверждению того, что к началу XX в. на территории Башкирии сформировалась СПО,'* в становлении которой, в хронологических. рамках исследования, можно выделить пять четко выраженных этапов: Первый: Х-ХУП вв. Этап, который определен как религиозно-просветительский. Его характерными чертами являются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Становление системы педагогического образования в Башкирии до 1917 года
    • 1. Общая характеристика педагогического образования в Башкирии в контексте развития образования в
  • России
    • 2. Этапы становления и развития системы педагогического образования в Башкирии.,
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Развитие системы педагогического образования Башкирии до 1917 года
    • 1. Типы педагогических учебных заведений и их, особенности
    • 2. 'Организация учебно-воспитательного процесса в педагогических учебных заведениях и формы повышения квалификации. учителей
  • Выводы по II главе.,

Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из основных проблем, переживаемых современным российским образованием, является формирование национально-региональных школьных систем. В условиях разрушения единого образовательного пространства все более актуальным становится научное обоснование стратегии развития школьной политики в полиэтнических регионах. Процессы широкого обновления методов, принципов и содержания национального образования требуют повышенного внимания к изучению типологически рядоположенных явлений прошлого. В этом ряду особое место занимают педагогические структуры в силу той роли, которую играет подготовка педагогов", и их места в любой социальной системе, тем более в тех, которые находятся на решающих этапах своего развития. В связи сэтим большой интерес представляет история педагогического' образования в Башкирии, которая ранее не являлась предметом специального анализа и проведения истори-ко-педагогического исследования.

История педагогического образования неразрывно связана с практикой работы педагогических учебных заведений. Без глубокого анализа предыдущей теории и практики изучения успехов и достижений, основных допущенных ошибок, их объективных и субъективных причин, выявление «кризисных точёк» педагогического образования нельзя оторваться от старых стереотипов. Нельзя утверждать, что история педагогики устарела’и не является системой положений, принципов и правил, отвергнутых жизньюона представляет собой один из важнейших источников разрешения современных задач обучения и воспитания. Подчеркивая это положение член-корреспондент РАО, профессор К. И. Салимова пишет, что: «история педагогики располагает множеством источников и данных, которые могли бы оказать существенную помощь для развития педагогической теории и педагогической практики. Нелишне напомнить в этой связи известное положение: без истории нет теории, без теории нет практики!» (73- С.11). Накопленные положительные идеи прогрессивных педагогов прошлаго, опыт деятельности учебных заведений, готовивших учителей, позволит критически осмыслить его педагогической наукой в целях заимствования всего наиболее передового для дальнейшего развития современной научной мысли, совершенствования образовательной системы. Положительный опыт прошлого гармонично вливается в современную науку, укрепляет и обогащает ее, и этим способствует развитию современного педагогического процесса. Хотя педагоги прошлых лет были далеки от правильного понимания общественного развития и развития просвещения, но многие выдвигавшиеся ими. идеи позволяют решать актуальные вопросы современного воспитания и-обучения. Этим иобъясняется усилившееся внимание к изучению опыта педагогических учебных заведений и идей прогрессивных педагогов прошлого.

Проблемы народного образования, деятельность отдельных педагогических учебных заведений, вопросы подготовки учителей начальной школы нашли отражение в работах ученых, Публицистов, государственных и общественных деятелей. Многообразие подходов к анализу и оценке истории российской педагогической школы характерны дляисследователей второй половины XIX — начала XX века.

Значительное число работ-, выражающих официальный взгляд на отечественную школу, принадлежит представителям учебного и других ведомств. Это И. М. Богданов (35), С. Миропольский (123), С. В. Рождественский (173) и 'др. Авторы прежде всего уделяли внимание министерским общеобразовательным школам, законодательным инициативам правительства в области народного образования, Вопросы деятельности педагогических учебных заведений и подготовки учителей проходило на фоне всего народного образования. Положительной стороной этих работ было использование широкого круга документов и материалов,. малодоступных исследователям других направлений. Однако специальные исследования, посвященные вопросам педагогического образования, отсутствуют.

Гораздо больше было представителей либерально-демократичес-кого направления. К ним можно отнести Н. Бунакова (28), Б. Б. Веселовского (34), Е. А. Звягинцева (206), H.A.Корфа (152), Г. А.Фаль-" борка (216), .В. И. Чарнолусского (216), Н. В. Чехова (217), П.Ф.Кап-терева (81) и др. Названными авторами шире и многообразнее ставились проблемы народного' образования. Они критиковали позиции учебного ведомства в вопросах подготовки учителей, призывали. к демократизации всей системы-просвещения, в том числе и в вопросах педагогического образования. Вместе с тем среди работ этих авторов нет всеобъемлющих исследований, которые раскрывали бы собственно педагогические проблемы становления системы педагогического образования в стране: содержание, формы, методы и другие вопросы организации подготовки учителей.

Состояние и развитие народного образования в крае было освещено как в общеисторических трудах Д. Д. Смышляева (227), В. Ши-шонко (182), так и специальных — Е. Алякринского (206), К. Белави-на (23), Н, Н. Блинова', П. Н:Григорьева (233), М. И. Обухова (124), А. Поликарпова (181), А. Любимова (102), С. Рыбакова (176), П. Цып-ляева (244) и др. Авторами был собран большой фактический материал, и хотя в их работах отсутствуют обобщающие выводы и заключения, они являются ценными источниками информации.

В целом. исторические исследования до 1917 г. достигли определенного успеха в изучении вопросов народного образования как в общероссийском масштабе, так и в рамках южноуральского региона: был накоплен и систематизирован большой фактический материал, .в основном по истории начальной и средней школы, затронуты отдельные вопросы профессиональной подготовки учителей. В то же время недостатками работ авторов досоветского периода являются локальная ограниченность, отсутствие обобщающих работ в целом по народному образованию, так и невыделенность в качестве отдельной проблемы исследований педагогического образования-,.

Новым этапом в изучении вопросов народного образования в России и в регионе следует назвать период с 1917 г. В 1920;еначале 1930;х гг. появились работы, освещающие отдельные проблемы дореволюционного образования. Авторы этого времени Г. Газиз, Г. Ибрагимов (-249), Ш. К. Абзанов (1), А. Салазкин (206) и др. отличались прямолинейностью и категоричностью оценок. Работ, освещающих вопросы подготовки и переподготовки учителей у этих авторов также отсутствуют.

С середины 30-х годов появляются первые диссертации и монографии историко-педагогического характера, которые анализируют вопросы становления и развития начальной школы края. Одной из первых в этом ряду была диссертация К. Идельгужина «К вопросу истории башкирской школы», написанная в 1935 г. (249). -В 40-е годы вышли в свет работы А. К. Рашитова «Начальная школа Башкирии за XX лет» (170)*, А. А. Еникеева «Рус ско-башкир екая начальная школа в дореволюционной Башкирии» (53), Н. А. Селезнева «Нерусские школы в Башкирии второй половины XIX века и начала XX века» (243), А. Ф. Эфирова «Нерусские школы Поволжья, Приура-лья и Сибири» (223). В исследованиях 30−40-х гг. заметно повышение научного уровня, в них широко использованы печатные и архивные материалы. Интерес вызывает работа А. А. Еникеева, где раскрывается проблема становления особого типа «инородческой» школы для башкир и татар, а также о том, как шла подготовка учителей для этих школ. Однако автор не ставил задачи исследовать в целом процесс становления педагогического образования в регионе, вопросы подготовки учителей были затронуты фрагментарно. Более того, эти вопк росы касались только русско-башкирских и русско-татарских школ. Своеобразной является диссертация Н. А. Селезнева, в которой наряду с русско-башкирскими и русско-татарскими школами были расмот-рены школы других народов республики (чувашей, мари, мордвы, удмуртов и др.). Несмотря на охват длительного периода истории (1870−1948 гг.), автор затрагивает широкий круг вопросов, но многие из них, в том числе и вопросы педагогического образования, им не рассматриваются.' I.

В начале 50-х годов было выполнено диссертационное исследование Т. М. Мамлеевой «Женское образование (башкирок и татарок) в дореволюционной Башкирии» (237). В работе освещаются проблемы женской школы и вопросы женского образования и воспитания. Но изложение. проблемы схематично и региональные процессы рассматриваются изолировано от общероссийских. Вопросы педагогического образования в работе совсем не раскрываются.

С середины 50-х годов заметным стало стремление к системному изучению истории народного' образования, расширению тематики’и источниковой базы исследований. Вышли в свет «Очерки по истории Башкирской АССР (149, 150), «История Урала» (76) — «История Урала в период капитализма» (77), а также сборники: «Народное образование на Урале в XVIIIначале XX вв.» (115), «Башкирский край» (22), «Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце XVI'- начале XX века» (206) и др., в которых излагались вопросы народного образования в крае.

Наиболее плодотворный период в освещении истории народного образования дореволюционной Башкирии относится к 60-м — 90-м годам. В эти годы большой вклад в изучение проблемы внесли Ф. X. Мустафина (110, 111), С. Р. Алибаев (4,5), Б. х: Юлдашбаев (224), А. И. Харисов, А. X. Вильданов, Г. С. Кунафин, J1. И. Футорянский, Ю. С. Зобов (36), С. М. Михайлова (108), А-. X. Махмутова (235), Г. Н. Фатихов (208). Заметный вклад в освещение вопросов народного образования в крае внесли диссертация (249) и монография (206'), М.Н.Фархша-това, а также ряд его-научных ста<�тей (205).

Основами становления и развития истории педагогического образования в общероссийском масштабе занимались многие исследователи. К ним относятся: Н. А. Константинов (89), Е.'К.Медынский (104, 105), В. Я. Струминский (89), В. Э. Смирнов (183), Э. Д. Днепров (47), А. М. Арсеньев (17,18), Н. В. Зикеев (62), В. М. Горохов (41, 42), Ф. Ф. Шамахов (47), Г. Е. Жураковский (57), A.B. Ососков (129), Л. Л. Додон (48), Н. Н. Кузьмин (94−96), В.Р.Лейкина-Свирская (99, 100), Ф. Г. Паначин (152−154)., Т. К. Ахаян (20), П. Н. Шимбирев (218), Н. Г. Кушков (98), А. М. Вежлев. (33), — В. М. Величкина (226), И.Г.Куче-патов (234), Л. Ф. Норова (239), Е. Ю. Ромашина (241), Н. Н. Смирнов (245), М. Ф. Шабаева (252), М. И. Эскин (254), Е. Г. Осовский (211) и др. В трудах этих исследователей есть как обобщающие работы, так и те, которые раскрывают отдельные аспекты становления и разви-" тия педагогического образования в России. Заметным событием является выход в свет фундаментальных многотомных изданий, таких, как: «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР» (7 том.), «Проблемы истории советской, школы и педагогики» (в Зтх частях под ред. 3.И.'Равкйна), «Современные проблемы истории образования педагогической науки» (в 3-х частях под ред. З.И.Рав-кина).

Историографический обзор свидетельствует о том, 'что педагогическое образование явилось предметом внимания со стороны ис-" следователей, представляющих весьма широкий спектр гуманитарного знания. Противоречие заключается, в том, что историография, несмотря на широкий спектр оценок и авторских позиций не дает исчерпывающего ответа на многие вопросы теоретического и конкретно-исторического характера. Следует отметить отсутствие специальных исследований, позволяющих составить целостное представле ние о становлении системы педагогического образования Башкирии. Решение данной проблемы составляет содержание настоящего исследования.

Географические рамки исследования включают Щсный Урал в административных границах Казанского и выделенного из него в 1874 г Оренбургскогоучебного округа. Хронологические рамки исследования охватывают время с момента возникновения и становления системы педагогического образования в крае до 1917 г. что дает возможность сделать научно обоснованные выводы, выявить предпосылки и тенденции развития педагогического образования в крае.

Цель данного исследования заключается в теоретическом обосновании процесса становления и развития системы педагогического образования, выявлении социально-педагогических условий, способствовавших этому процессу, определение особенностей образовательного процесса педагогических учебных заведениях Башкирии.

Объектом исследования является развитие образования и педагогической мысли Башкирии.

Предмет .исследования — процесс становления и развития системы педагогического образования в Башкирии до 1917 года.

Основные задачи исследования:

— выявить и охарактеризовать социально-педагогические условия, которые служили основой развития образовательной сферы;

— охарактеризовать социально-педагогические условия становления и развития системы педагогического образования, дать описание системы подготовки учительских кадров в крае;

— обосновать систему педагогического образования и этапы становления этого феномена в крае;

— определить типы педагогических учебных заведений и их особенности в подготовке учителей;

— раскрыть особенности организации педагогического образования в Башкирии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские законы о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира, а также развитие этих положений в системном анализе социальных и педагогических структ. урфилософские категории об общем, особенном и специфическом в явлениях и процессах, а также положения о формах и принципах научного познания. .

Методами исследования являются такие логические приемы, как анализ, синтез, сравнение,' абстрагирование и обобщение, которые послужили основой выявления’и отбора архивных материалов, изучения имеющихся литературных источников, сопоставления, выявления основных этапов деятельности педагогических учебных заведений и их роли в просвещении края.

В работе использованы материалы: 1) Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (РБ) — 2) Государственного архива общественных объединений РБ- 3) Научного архива Уфимского центра РАН- 4) Научного архива РАО г. Москва) — 5) Государственного архива Оренбургской области, й i библиотек: 1), Национальной библиотеки РБ им. З. Валиди- 2) Рос сийской государственной библиотеки (г.Москва) — 3) Научной библиотеки КГУ им. Лобачевского (г.Казань) — 4) Фундаментальной библиотеки КГПУ (г. Казань) — 5)'Научной библиотеки УНЦ РАН (г.Уфа).

Достоверность исследования обеспечивается применением диалектического метода, — ее положениями о взаимообусловленности и взаимопроникновении общего и частного, а также историко-логичес-ким подходом в исследовании достижений педагогического опыта прошлого, комплексными, адекватно1 выбранными и взаимопроверяемыми методами исследования, привлечением обширного литературного и «архивного материала и его разносторонним анализом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем' впервые в отечественной историко-педа-гогической науке на основе широкого круга неиспользованных ранее источников:. '.

— предпринята попытка обобщающего исследования становления и развития системы педагогического образования в Башкирии;

— выявлены и охарактеризованы социально-педагогические условия развития педагогического образования, показана вза имосвязь истории народного образования в России с историей педагогического образования в крае;

— обоснованы этапы развития системы педагогического образования и даны их характеристики;

— обосновано и сформулировано понятие «Система педагогического образования», показана ее структура и функции;

— выявлены организационно-педагогические условия подготовки учительских кадров;

— дана типология педагогических учебных заведений края, особенности содержания, форм, методов и принципов их деятельности- «.

— выявлены тенденции' развития образовательного процесса пе.

— 12 дагогических учебных заведений;

— раскрыт положительный педагогический опыт и. обосновано его использование в практике современного образования.

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты позволяют:

— обогатить курс «Философия и история образования» в разделе, освещающий вопросы педагогического образования;

— создать предпосылки для расширения историко-педагогичес-ких знаний по проблемам развития педагогического образования,.

— использовать передовые идеи прошлого, применявшиеся при подготовке учителей, в современной практике педагогического образования;

— создать обобщающие раб’оты по истории родного .края рассматриваемого периода.

По результатам исследования составлены научно-обоснованные рекомендации преподавателям педагогических вузов и училищ по совершенствованию форм и методов подготовки будущих учителей. Разработан спецкурс «Становление и развитие системы педагогического образования в Республике Башкортостан», дополняющий и конкретизирующий материал таких курсов как: «Философия и история образования», «Педагогические теории, системы, технологии», «история Республики Башкортостан» .

На защиту выносятся:.

1. Совокупность основных теоретически обоснованных социально-педагогических. условий, составляющих целостную основу становления и развития системы педагогического образования Республики Башкортостан.

2. Обоснование определения «Система педагогического образования», а также закономерностей и этапов становления этого феномена в крае.

— 1а тия различных типов педагогических учебных заведений края. ¦

4.'Особенности организации педагогического образования, его принципы, содержание, формы и методы. к.

Апробация и внедрение результатов исследования Ход исследования и отдельные результаты докладывались на Научно-практической конференции «Ислам, народные традиции и современное образование» (г.Уфа, 19.94 г.), на Региональной науч-но-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы» (г.Омск, 1995 г.), на Региональной научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (г.Соликамск, 1995 г.'), на Региональной научно-практической конференции «Экологическое образование: перспективы и концепции инвайронмен-тальной педагогики» (г.Уфа, 1995 г.), на Российской научно-практической конференции «Вторая мировая война и Великая Отечествен-ная война и современность» (г-Уфа, 1995 г.), на Российской науч-но-практической конференции «Образование — будущее России» (г.Уфа, 1996 г.), на республиканской конференции «История народного образования Южного Урала. От опыта прошлого-— к перспективам будущего (г.Уфа,, 1996 г.), на Научно-практической конференции «Мэдрэсэи Галия динияга — 90 ел» (г.Уфа, 1996 г.), на Республиканской научно-методической конференции по физическому воспитанию и спорту (г.Уфа, 1996 г.), на 4-й научно-краеведческой конференции «История края и судьбы людей» (г.Уфа, 1996 г.), на Региональной научно-практической конференции «Фундаментализация образования в современном обществе» (г.Уфа, 1997 г.)/ на Международном конгрессе тюркологов «Тюркология накануне XXI века: достижения, состояние, перспективы» (г.Уфа, 1997 т.), на республиканских семинарах м-олодых.исследователей-педагогов, аспирантов и соискателей «Проблемы обучения и воспитания молодежи» (г.Уфа, 1994, 1995, 1996 гг.) на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Башкирского госпединститута (г.Уфа, 1994, — 1995, 1996, 1997 гг.), на заседаниях кафедры НОУШ ФППК, кафедры педагогики БГПИ, а также в выступлениях перед учителями на заседаниях методических объединений и педагогических советов средних школ г. Уфы и Уфимского района.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и.

— 192 -ВЫВОДЫ по II ГЛАВЕ.

1. Анализ ПУЗ, существовавших в Башкирии показывает, что в регионе присутствовал весь спектр учебных заведений, готовящих учителей для всех начальных и повышенных начальных школ. Существовавший полифомизм в типах. ПУЗ, в определенной степени учитывал: 1) интересы многонационального населения края (готовились учителя не только русско-язычных, но и башкирских, татарских, марийских, чувашских, казахских и др. национальных школ) — .2) интересы населения исповедующих различные религии (существовали ПУЗ православного, мусульманского, языческого направленийтакже были «смешанные» религиозного' плана ПУЗ- 3) интересы как мужского, так и женского (ПУЗ были как" мужские, так и женские). Существовавшее ' в Башкирии разнообразие типов ПУЗ представляет собой уникальное явление, как. нам представляется, в России таких регионов были единицы.

2. Содержание педагогического образования было тесно связа-но с целями и. задачами ПУЗ, те, в свою очередь, отражали заказ развивающегося общества на специалиста, который, являясь государственным чиновником, должен был нести в массы идеологические и политические установки этого государства.

3. В * деятельности ПУЗ воспитательной стороне придавалось особое внимание. Так, в процессе становления педагогического образования элементы умственного, ' нравственного, трудового, эстетического, физического занимали существенное ме. сто в системе воспитательной работы. В вопросах воспитания будущего учителя необходимо выделить два периода: 1) время до революции 1905 г. и, 2) после 1905 г.

4. Основной формой повышения общеобразовательного уровня и педагогической квалификации учителей являлись краткосрочные пе — 19 3 дагогические курсы и съезды. Предлагается Следующая их классификация: 1) Педагогические, курсы > и съезды для учителей русско-язычных школ- 2) Педагогические курсы и съезды для учителей русско-" инородческих" школ- 3) Специальные педагогические курсы по сельскому хозяйству, ручному труду, гимнастике и т. п.- 4) Мусульманские педагогические курсы и съезды.

5. В 'деятельности педагогических курсов и съездов нами выделены четыре этапа: 1) с середины 1860-х гг. — до 187.5 г.- 2) с 1875 г. — до середины 1890-х гг.- 3) с середины 1890-х гг. — до 1905 г.- 4) с 1905 г. по 1917 г.

6. Основными формами, самообразования учителей исследуемого периода становятся учительские библиотеки самих ПУЗ, «центральные библиотеки», организовавшиеся земствами, а также стационарные, подвижные педагогически©музеи и выставки.

7. С 1860-х гг. стала складываться система непрерывного педагогического образования, организационно включавшая в себя следующие компоненты: а) «досеминарская» подготовка выпускников народных училищб) обучение в ПУЗ.- в) последующее периодическое повышение квалификации на курсах и съездахг) развитие форм самообразования через библиотеки, музеи и выставки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое историко-педагогическое исследование становления и развития системы педагогического образования Башкирии выявило целый ряд особенностей этого процесса, позволило установить некоторые его закономерности. РазвитиеСПО, являясь составной частью всей, — системы народного образования, неразрывно связано с историческими социально-экономиче-скими процессами, протекавшими как в уральском регионе, так и в России в це.

— 194 -к лом. Необходимо отметить объективную зависимость и обусловленность изменений в СПО с переменами других сфер жизни страны. Перемены, происходившие в СПО заключались в изменении целей и задач подготовки учителей, содержании и формах обучения, повышение его квалификации и самообразований, находивших свое выражение-в специально организованных ПУЗ.

Факты показывают, что развитие СПО в регионе проходило неравномерно, тем не менее процесс его становления и утверждения шел по восходящей линии. Это нашло отражение, к примеру, в содержании педагогического образования — от элементарных знаний грамоты до многосторонней общеобразовательной и профессиональ-но-педагогической подготовки учителя широкого профиляв формах подготовки — от примитивного индивидуального обучения по принципу «делай, как я» к занятиям с коллективом учащихся и, в результате, появлению, специальных’ПУЗ.

История специальногопедагогического образования в Башкортостане, в первую очередь, история создания и развития специальных ПУЗ. До середины XIX столетия в крае учебных заведений, готовящих ухсителей, не существовало. Учителя набирались из числа лиц, обучившихся азам грамоты самостоятельно, или окончивших общеобразовательные, а также религиозные (духовные училища, духовные семинарии, мусульманские мектеб или медресе) учебные заведения. Развитие капиталистических социально-экономических отношений во второй половине XIX’века привело к необходимости резкого увеличения количества грамотных людей, что в свою очередь потребовало расширения сети начальных школ и появления повышенных начальных школ (городских училищ, позднее высших начальных училищ).

Увеличение числа различных школ, возникновение новых, повышенного типа-школ, расширение и углубление их программ, усложне.

• .- 195 ние всех сторон педагогического процесса — все это требовало специальной и достаточно разносторонней подготовки учителя, что и вызвало организацию в регионе сети ПУЗ: учительских институтов, семинарий, школ, курсов, классов и медресе.

Наряду с возникновением сети ПУЗ, на территории Башкирии во второй половине XIX в., получили развитие и другие институты педагогического образованияк которым мы отнесли: сеть учебных заведений по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадроворганы управления, координирующие деятельность ПУЗналичие нормативно-правовой и материальной основы для деятельности всей СПОосуществление практики пропедевтической работыопределение целей, задач, 1 содержания и методов педагогического образованияразвитие научной мысли, касающейся проблем педагогического образования.

Анализ развития вышеперечисленных компонентов педагогического образования дает основание к утверждению того, что к началу XX в. на территории Башкирии сформировалась СПО,'* в становлении которой, в хронологических. рамках исследования, можно выделить пять четко выраженных этапов: Первый: Х-ХУП вв. Этап, который определен как религиозно-просветительский. Его характерными чертами являются: отсутствие специальных ПУЗ, контингент учителей нередко формируется из церковно-и священнослужителейотсутствие * учебных планов и размытость содержания педагогического образования. Второй: с начала XVIII в. • до 80-х гг. этого же столетия. Этап, тесно связанный с социально-экономическими преобразованиями 'Петра I, поэтому названный петровским. Пер’йод организации первых светских государственных школ: общеобразовательных и специальных, в том числе и педагогических. На этом этапе начинает складываться государственная система подготовки учителей. Третий: с 80-х гг. XVIII в. до 60-х гг. XIX в. Хотя на этом этапе так. и не сформировалась СПО, но в этот период достепенно стал складываться определенный тип ПУЗ, где особое внимание .было обращено на сочетание общенаучной и практической подготовки, будущих учителей. Наметившиеся на предыдущих этапах приоритеты в подготовке учителей во многом определили их развитие .и становление цельной СПО в последующее время. Четвертый (преобразовательный): с 60-х гг. XIX в. до 1905;1907 гг. Период, когда в Башкирии, так же как в целом по России, происходит оформление системы начального педагогического образования. Пятый: с 1905;1907 гг. до 1917 г. Этап наивысшего развития СПО Башкирии, на котором наряду с количественными изменениями происходят ощутимые качест-венные преобразования ее всех сторон. На этом этапе были заложены большинство принципов педагогического образования, последующего советского периода.

На четвертом, выделенным нами, этапе в Башкирии происходит оформление сети ПУЗ, учитывающих многообразие интересов населения региона: ' национальных, 'этноконфессиональныхинтересы как мужского так и женского населения— а также интересы жителей городов и сел. Надо отметить, что Уфимская Губерния, в рамках которой находится современный Башкортостан, по количеству сети ПУЗ и развитию всей СПО занимала первое место среди других губерний и областей всего уральского региона.

Наряду с ПУЗ, готовящими преподавателей в общеобразовательные школы, в. Башкирии была широко распространена система педагогического 'экстерната, когда учителями становились лица, выдержавшие специальные испытания. Подсчеты показали, что процент таковых учителей неуклонно уменьшался. Во второй половине XIX в. оформляется система повышения.

— 197' квалификации учителей в форме систематически организуемых съездов и курсов, в деятельности которых можно выделить четыре основных этапа.- В это же время' происходит становление системы самообразования учителей через различные библиотеки, педагогические музеи и выставкитакже оформляется система непрерывного пе-дагогического образования. ¦

При соотнесении полученных в исследовании выводов со складывающейся после 1917 г. и до сегодняшнего дня ситуацией в педагогическом образовании Башкортостана, со все разветвляющейся сетью новых типов специальных ПУЗ, то, очевидно, возникает необходимость. целостного, системного и комплексного анализа этого процесса. Это обусловлено тем', что построение обновленной образовательной системы осуществляется на основе учета уже сформировавшихся традиций и опыта. И только теоретический историко-педа-гогический анализ, взятый в широком аспекте, может обеспечить обоснованное создание СПО' и основные приоритеты ее развития в будущем.

Таким образом, проведенное исследование показывает теоретическую и практическую значимость выбранного исследования, убедительно доказывает, рассматривает и выявляет те особенности феномена, что не — зная истории становления и развития, невозможно правильно оценить, сформировать систему педагогического образования и наметить перспективу ее развития. .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. К вопросу по истории народного образования в Башкирии. — Уфа,. 1934. — 65 с.
  2. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики5: Сборник. Под ред.Э.Д.Днепро-ва. М., 1986. — 230 с.
  3. Г. А. Иван Яковлевич Яковлев в 1917—1920 годах (Чуваш.просветитель). Чебоксары, 1992. — 91 с.
  4. С.Р. и др. Расцвет просвещения и -культуры в Башкирии. Уфа: .¦ Башкнигоиздат, 1947. — 28 с.
  5. С.Р. Школы Башкирской АССР. (Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития). Уфа, 1966. — 167 с.
  6. Р.В., Малютин И. П. Современный взгляд на историю образования Башкортостана (1702−1907 гг.). Эт-нопедагогические взгляды просветителей Башкортостана. -Уфа, 1996. 58 с.
  7. Т.И. Красна Изба не углами, или, сердца, отданные детям. Белебей, 19.94. — 104 с.
  8. Т.И. Кузница педагогических кадров. Белебей, .1989. — 58 с.
  9. Анисов М.И. .Источники изучения истории педагогики в России: (Учеб.метод, пособие для пед. институтов). -М., 1991. 196 с.
  10. . Свод главнейших законоположений и распоряжений о начальных народных училищах и учительских семинариях. -* С.-П. б., 1883. 256 с.
  11. И. Антипин А. Н. Если имя тебе учитель! — Иркутск, 1983.1. С.- 199
  12. Антология педагогической мысли России XVIII’в. М: Педагогика, 1985. — 479 с.
  13. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М: Педагогика, 4987. — 558 с.
  14. Антология педагогической мысли России второй половины •XIX в. начала XX в. — М: Педагогика, Г990. — 603 с. #
  15. Антология педагогической мысли: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. В 3-х т. М: Высшая школа, 1989. — Т.2. — 462 с.
  16. И. Современное состояние мусульманских конфессиональных школ в России и стремление мусульман к их преобразованию. Уфа, 1915. — 15 с.
  17. А.М. Педагогическая практика в дореволюционных •учительских семинариях России // Советская педагогика. 1938. — N -9. С*. 91−109.
  18. А.М. Против идеализации учительских семинарий // Советская педагогика. 1947. — N 12. — С.47−59.
  19. В. Г. Системность и общество. М.:' Политиздат, 1980. — 368 с.
  20. Т.К. Педагогические очерки к построению курса «История образования». С-Пб., 1996. — 71 с.'
  21. Базовое педагогическое образование. Педагогический аспектматериалы к учебным программам. С-Пб., 1993. — 59 с.' i
  22. Башкирский край. Выпуск 1. Уфа, 1991. — 134 с. .
  23. К. Из истории просвещения в Оренбургском крае. Женские гимназии и прогимназии 1875−1899 гс. Оренбург, 1913. — 250 с.- 200
  24. Н.Д. руководство по педагогике. С.Пб., 1874.'224 е. ¦
  25. К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865−1924 гг.). М., 1960. -.512 с.
  26. Н.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР: Историко-статистический очерк. -М., '1964. 204 с.
  27. Борисенко Н.Ф. .0 некоторых вопросах истории народного образования дореволюционной России // Советская педагогика. 1955. — N '3. — С. 71−79.
  28. Н. Школьное дело. С-Пб., 1886. — 240 с.
  29. Л. История развития просвещения и школы народов СССР с X в. по октябрь 1917 г.: Учебное. пособие для студентов. Горький, 1974. — 111 с.
  30. Д.Ж. История общественной мысли Башкортостана. Учебное пособие. Уфа: Башкнигоиздат, 1994. .- 244 с.
  31. И.Г. Исторические этапы развития медресе Талия" // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Уфа, 1995. — С.80−81.
  32. Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в. Уфимской губернии за 1900 год. Ведомость N 15. Уфа, 1901. — 15 с.
  33. А. Первые учительские курсы в России // Народное образование. 1962. — № 3. — С.100−103.
  34. Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М: Учпедгиз, 1959.320 с.
  35. М. Министерские и думские проекты подготовки народных учителей // Русская школа. 1909. — N 12.- 201 -•1. С. 17−43.
  36. А. X., Кунафин’Г.С. Башкирские просветители демократы XIX в. М: Наука, 1981., — 256 с.
  37. Вопросы истории Башкирии. Выпуск 1. (Советский период).- Уфа, 1972.' 229'с. -
  38. Вопросы истории школ Восточной Сибири. Иркутск, 1975.- 88 с.
  39. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. Сборник научных трудов под ред. Э. Д. Днепрова. -М., .1978. 102 с.
  40. Ш. И. Очерки по' истории средней школы в России второй половины XIX века. 2-е изд., М: Учпедгиз, 1954.- 303 с.41- Горохов В.М.1 Педагогика тарихыннан очерклар. Казан, 1956. — 124 б.
  41. В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань, 1941. — 260 с.
  42. . С. Крестьянская реформа 1861 года в Башкирии, М., 1983. — 185 с.
  43. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1.956. — 362 с.
  44. Додон J1. J1. Начало педагогического образования в России. Первая Петербургская учительская семинария // Воп-*росы профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогическом институте: Ученые записки- Т. 139.- 1957. С.167−187.
  45. Доклад Губернской Управы XXXIV' очередному Уфимскому
  46. Земскому собранию. О среднем, специальном и низшем образовании. Уфа, 1914. — 47 с.
  47. Доклады управы, журналы комиссии по Народному образованию и журналы собрания. Оренбург, 1917. -'224 с.
  48. А. Из истории педагогического образования в Абхазии. Сухуми, 1961. — 127 с.
  49. С.Я. Воспоминания за 50 лет. 'Уфа, 1984.- 358 с.
  50. A.A. Русско-башкирская начальная школа в доре-. волюционной Башкирии. Уфа, 1945. — 198 с.
  51. С. Отчет деятельности мусульманских педагогических курсов Уфимского губернского земства за 1917 г.- Уфа, 1918. 31 с.
  52. В. Из истории уфимского края. Уфа, 1913. -16 с.
  53. Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации: Научно-методическое пособие. .- М., 1993. 114 с.
  54. С. Народное образование за 25 лет.// Народное образование и здравоохракение. Уфа, 1944. — 28 с.
  55. Записки по дидактике (Общей и методике закона божия и славянского языка). Для учителей церковно-приходских школ. Уфа, 1902. — 227. с.
  56. Н.В. Из истории педагогической подготовки учителей для военных гимназий: Ученые записки, Т.VIII. Трудыiкафедры педагогики МОПИ. Вып.1. М., 1947. — G.105−116.
  57. Из жизни Благовещенской учительской семинарии. Уфа, 1900. — 103 с.
  58. Из истории подготовки народных учителей. Красноярск, 1−968. — 47 с.
  59. Инструкция для педагогических курсов, утверждаемых в
  60. Оренбургском учебном' округе по правилам 29 июня 1907 года для приготовления • учителей 'и учительниц народныхучилищ. Второе издание. Уфа, 1913. — 43 с. t
  61. Историко-статистические таблицы деятельности уфимских земств. К 40-летию существования земств’Уфимской губернии. 1875−1914 гг. Уфа, 1915. — 445 с.
  62. Историческая записка о 25-летнем существовании Благовещенской учительской семинарии // Приложение к N 7 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1902 г. 78 с
  63. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летйе его., существования (1875−1899). Выпуск 1. Оренбург, 1901. — 209 с.- 204
  64. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875−1899). Выпуск 2. -' Оренбург, 1901. 250 с.
  65. Исторический очерк Оренбургской киргизской учительской школы за время -с 1883 по/1899 гг. // Оттиснуто из
  66. NN 4,5,6 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1903 г.
  67. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884−1909 гг.). С-Пб., 1909. — 135 с
  68. Исторический очерк Уфимского Епархиального женского училища со времени учреждения его (с 1862 г.) по 1887 год. Уфа, 1888. — 74 с.
  69. История педагогики как учебный предмет. Под ред. К.И.Са-лимовой. М.: Роспедагентство, 1996. — 230 с.74- История педагогики-/ Пискунов А. И. и др. Учебное пособие для педагогических университетов, ч-. 1. М: «Школа», 1995. — 231 с.
  70. История СССР. XIX начала XX века: Учебник для вузов по специальности «История». 2-е изд. — М., 1987. — 542 с
  71. История Урала. Пособие для студентов, учителей и самообразования. В 2 т. Т. 1.' Пермь, 1976. — 396 с.
  72. История Урала в период капитализма. М: Наука, 1990. -503 с. 78! История Уфы/ Краткий очерк. Уфа: Башкнигоиздат, 1976. — 600 с.
  73. И.З. Очерк развития статистики школьного образования в СССР. М: Госстатиздат, 1957. — 103 с.
  74. М. Воспоминания старого педагога. Сухуми, 1962. — 72 С.205
  75. П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. 1992−1996 гг.
  76. Г. Н. Магометанские школы (Мектеб и медрес-се) в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Мензе-линск, 1913. — 78 с.
  77. И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. — N 7. — С. 35−39.
  78. . Б. Русская педагогическая терминология. -М: Просвещение, 1969. 311 с.
  79. М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982. — 191 с. •• :88. .Константинов Н. А., Медынский, Е. Н. Шабаева М.Ф. История. педагогики: Учебник для студентов пед. институтов. 5-еизд. '- М: Просвещение, 1982. 447 с.
  80. Н. А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М: Учпедгиз, 1953.3 с.
  81. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогиче-ского процесса. М.:' ИТП и МИО РАО, 1994. — 265'' с.
  82. Краткая философская энциклопедия. М: «Прогресс, 1994.576 с.
  83. Краткий исторический очерк 75-летия Уфимской мужской гимназии (1828−1903). Уфа, 1904. — 93 с.- 206
  84. Р. Г. Испытание временем. Уфа, 1992. — 138 с.
  85. H.H. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971. — 279 с.
  86. H.H. Учительские институты в России (Лекции по истории педагогики). Челябинск, 1975.'- 41 с.
  87. H.H. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы (лекции по истории педагогики). Курган, 1970. — 102 с.
  88. Курс практической педагогики. Для учительских семинарий, народных учителей и вообще лиц, занимающихся первоначальным воспитанием и обучением детей в школах идома. М., 1876. „- 231 с. i
  89. КушкоВ’Н. Г. Очерки по истории и теории высшего педагогического образования: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т.115. ч.1. -Ленинград, 1955. 215 q.
  90. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М: Мысль, 1971. — 368 с.
  91. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 годах. М: Мысль, 1981.' - 285 с.
  92. .Т. Педагогика. Курс лекций. М:"Прометей“, 1993. — 528 с.
  93. А. Мактабы и медресе г.Уфы и 1-го района. Уфимского уезда. Оттиск из „Вестника Оренбургского учебного округа“. Уфа, 1914. — 10 с.
  94. А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса. 1816−1917). Казань, 1982. — 96 с.
  95. E.H. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции.-.М., 1938.-512 с- 207
  96. E.H. Народное образование в СССР. М., 1952.- 260 с.
  97. Мектебы Уфимской губернии. Уфа, 1915. — 94 с. V
  98. Меньшикова Роль личности учителя в развитии русской начальной школы // Начальная школа. 1992. — N 9−10. -С.3−7.
  99. С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья (XIX век). -.Казань, 1979.224 с.
  100. Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917−1987. М-Просвещение, 1987. — 224 с.
  101. Ф.Х. Народное, образование в Башкирской АССР.- Уфа, 1960. 30 с.
  102. Народное образование. Земские школы Уфимской губернии. 1900−1905 годы // Из Журнала МНП.. Новая серия XVI. -1908. — N 8. — С.129−200.
  103. Народное образование на Урале в XVIII начале XX в. -Свердловск, 1990. — 148 с.
  104. Народное образование. Педагогические науки. Аннот. указ. отеч. библиогр. пособий на рус.яз. опубл. с середины XIX в. по 1978 г. М., 1981. — 220 с.
  105. Народное образование по основному обследованию 1920 г. (1920−1921 уч. год). МЛ 1924. — 389 с.
  106. Народное образование в РСФСР к 1924−1925 учебном году (Отчет Наркомпроса РСФСР за 1923/24 г.). --М., 1925.267 -с.
  107. Народы Поволжья и Приур1клья: историко-этнографические очерки. М., 1985. — 303 с.
  108. Н.В. Горнозаводские школы Урала. М., 1956.207 с.•
  109. Нигматов З. Г, Шакирова JI.P. Из истории развития педагогической мысли в Казанском университете // Проблемы образования на современном этапе. Соликамск, 1995. -С.15−18.
  110. Образование: идеалы и ценности (Историко-теоретический аспект). Уч.пособие. Под ред. З. И. Равкина. М., 1995.- 631 с.
  111. Обзор деятельности ведомства МНП за время царствования императора Александра III (со 2 марта 18−81 г. по 20 октября 1894 г,.). С-Пб., 1901. — 524 с. + Приложения.
  112. М.И. Народное образование в Уфимской губернии к 1917 г. // Бюллетень отдела народного образования Уфимской губернской Земской Управы. 1917 т. — N 5−6.- С.1−18. *
  113. М.И. (Шорин М.) Летопись народной школы. Уфа, 1915. — 224 с.
  114. Объяснительная записка к уставам Уфимского Дарульмугаллимина „Султан1е“ и Уфимского Дарульмуталлимата „Султан1е“. Б.м., Б. г. — 14 с.
  115. Однодневная перепись начальных школ в империи, произве- 209, денная 18 января 1911 г. Вып. VII. ч.1. Оренбургский учебные округ. Б.м. В. г. — 84 с.
  116. Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной
  117. России и в СССР. Сборник статей. М., 1972. — 163 с. ' i '
  118. A.B. Начальное образование в дореволюционной России (1861 1917). — М: Просвещение,'1982. — 208 с.
  119. А. О современном состоянии начального образования в России /'/ Образование. 1896, — N 7−8. -О. 92−139.
  120. Отчет о временных учительских курсах по садоводству, огородничеству и сельскому хозяйству, бывших в т. Бирске для учителей начальных народных училищ Уфимской губернии, с 15 июня по „20 июля 1894 года. Оренбург, 1894. t '23 .с-.
  121. Отчет о занятиях на кратковременных курсах, бывших в г. Бирске с 16 августа по 7 сентября 1886 года. Оренбург, б. г. — 115 с.
  122. Отчет о краткосрочных законоучительских курсах в г. Уфе (с 3-го по 15 июня 1916 года). Уфа, 1916. — 54 с.
  123. Отчет о краткосрочных педагогических курсах для учителей и учительниц начальных училищ- бывших летом 1913 года в г. Красноуфимске. Красноуфимск, 1913. — 280 с.' i
  124. Отчет, о состоянии Бирской Инородческой Учительской школы и начального при ней училища за 1895 (гражданский) год. С кратким очерком истории возникновения школы и статистическими таблицами за 13 лет ее существования. -К-азань, 1896. 144 с.
  125. Отчет о состоянии Благовещенской Учительской семинарии за 1902 (гражданский) год. Уфа, 1903. — 71 с.- 210
  126. Отчет о состоянии Благовещенской Учительской семинарии за 1907 (гражданский) год. Уфа, 1908. — 43 с.
  127. Отчет о состоянии Благовещенской Учительской семинарии за 1904 (гражданский) год. Уфа, 1905. — 81 с.
  128. Отчет о состоянии Уфимского епархиального женского училища в учебно-воспитательном (и экономическом) отношении с 1-го сентября 1900-го года по“ 1-е сентября• 1901-го учебного' года. Уфа, 1902. — 30 с.
  129. Отчет о состоянии церковных школ Уфимской епархии за 1907−1908 учебный год. Уфа, 1909. — 43 с.
  130. Отчет по временным летним педагогическим курсам для учащих народных училищ Б’елебеевского уезда в г. Белебее, Уфимской губернии в 1914 г. Белебей, 1914. — 90 с.
  131. Отчет Уфимской Губернской Земской Управы XXXVIII очередному Уфимскому Губернскому Земскому Собранию по отделу народного образования за 1912 год. Уфа, 1912. -76 с.
  132. Очерк деятельности Уфимского Губернского Земства по народному образованию 1875.-1910 гг. Уфа, 1910. — 160 е.146- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. первая половина XIX в.-- М: Педагогика, 1973. — 606 с.
  133. Очерки истории школы и педагогической мысли народов
  134. СССР. Вторая половина XIX в.-М: Педагогика, 1976.-600 с.
  135. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, — Конец XIX в. начало XX в. — М: Педагогика, 1991.- 445 с.
  136. Очерки по истории Башкирской АССР. Т.1. ч.1. Уфа: Башкнигоиздат, 1956, — 3*04 с.
  137. О’черки по истории Башкирской АССР. Т.1. ч.2. Уфа: Башкнигоиздат, 1959, — 5.40 с.
  138. Памятная книга на 1915 год. Уфа, 1915. — 616 с. + 35 с
  139. Ф. Г. Педагогическое образование -в России. Историко-педагог^ческие очерки. М., 1979. — 216 с.
  140. Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. М: Педагогика, 1975. — 218 с.
  141. Ф.Г. Учительство и революционное -движение в России (XIX нач. XX в.)'. — М: Педагогика, 1986. — 212 с
  142. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пид-касистого. М. ,--1995. — 638 с.
  143. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах-.» М: Сов. энциклопедия, 196,6. Т. 3. 880 с.
  144. Педагогический сборник Уфимского Учительского Союза. -Уфа, 1917. 181 с. ,
  145. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XLV. Уфимская губерния. Тетрадь 1. С-Пб., 1901. — 186 с.
  146. И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х томах. Г/к, 1965. — Т.З. — 204 с. 160. .План деятельности Уфимского Губернского -Земства по народному образованию. Издание второе. Уфа, 1913. — 86 с
  147. Постановление первого общеземского съезда по народному- 212 образованию в г. Москве с 16 по 30 августа 1911 г. -Уфа- 1912. 33 с.
  148. Проблемы подготовки учителей в истории развития народного образования в Прибаштике. Рига, 1981. — 197 с.
  149. Программы для поступления в приготовительные, первый’и второй- классы гимназии. Уфа, 1918. — 18 с.
  150. Проект народной школы с шестигодичным курсом. Материалы к общеземскому съезду по^ народному образованию. М., 1911. — 2.19 с.
  151. Просветительная работа учителя в настоящий момент. Уфа- 1917. 4 с.
  152. Протоколы и доклады совещания учителей и мугаллимовсостоявшегося при Уфимской Губернской Земской Управе от*20 до 27 июля 1915 года для просмотра учебников, упот-ребляемых в начальных инородческих школах. Уфа,. 1916.- 78 с.
  153. А. С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. С-Пб., 1896. — 785 с.
  154. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М: Новая школа, 1995. — 96 с.
  155. Развитие общего и профессионального образования на Урале. Пермь, 1981.' - 87 с.
  156. Рашит.ов А. К. Начальная школа в Башкирии за XX лет. -Уфа, 1941. 142 с. '
  157. Н. Развитие педагогического образования в Узбекистане. Ташкент, 1976. — 176 с.
  158. М. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям МНП. С-Пб., 1884." 221 с.
  159. С. Исторический обзор деятельности МНПк1802−1902). С-Пб., 1902. — 782 с.
  160. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 томах. -*
  161. М:Большая рос. энциклопедия, 1993. Т. 1. — 608 с.
  162. Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи, изданное по величайшему повелению царствующей императрицы Екатерины II. С. Пб, 1789. — 114 .'+ 39'с,
  163. С. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. С-Пб., 1900. — 28 с.
  164. Н. Начальная школа Оренбургского учебного округапо переписи 18 января 1911 года. Уфа, 1915. — 32 с. *
  165. И. Учитель русской народной школы и его обязанности. Дидактический, 'сборник. Варшава, 1900. — 186 с
  166. Сборник трудов кафедры педагогики «и психологии Башкирекого педагогического института им. К. А. Тимирязева и Баш-„кирской психиатрической больницы. Вып. 2. Уфа,. 1946.- 188 с.
  167. В. Учительский вопрос // Образование. 1893.- N .10. С. 200−216.
  168. СГлудковская И. А. Из истории подготовки учительских кадров на Урале во второй половине XIX века // Из истории народного образорания Урала. Пермь, 1976. — С.33−46.
  169. И.А. Развитие народной школы, на Урале в XIX веке. Пермь, 1976. — 76 с.
  170. Смирн-ов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. M: Акад.пед. наук РСФСР, 1954. — 312 с.
  171. Советская Башкирия. Исторические очерки. Уфа: Башкни- 214. гоиздат, 1957. -, 372 с.
  172. A.B. Из истории начального образования в Россиив первой четверти XIX века. М., 1948. — 170 с.
  173. Л. Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач (проблемы теории и методики развивающего профессионально-педагогического обучения и самообразования). Кострома, 1994. — 109 с.
  174. Справочник по профессиональному образованию. Уфа, 1924. — 24 с.
  175. С. К вопросу о педагогической -подготовке пре4подавателей .средней школы в России. Исторический очерк // ЖМНП. Новая серия, ч. XX. 1909. — С.1−44.
  176. Столетний юбилей Уфимской Духовной семинарии. 1800, 26 сентября 1900. — Уфа, 1901. — 130 с.
  177. В.И. Некоторые проблемы развития педагогической науки в СССР // Советская педагогика. 1972. -N 12. — С. 18−33. .
  178. Г. Низшие училища и образование учителей в России .//ЖМНП. 1878. — ч. CXCV. -.С. 1−27.- 215
  179. А.И. План школьной сети по введению всеобщего обучения и план школьного строительства. Всеобщее обучение в г. Уфе. Уфа, 1911. — 213 с. i
  180. Текущая школьная статистика Уфимской губернии за1908−1909 учебный год. Уфа, 1909. — 171 с.
  181. Узаконение и распоряжение правительства и высшего церi *ковно-школьного управления, касающиеся церковных школ. М., 1913. — 168 с. -
  182. Указатель к повременным изданиям Министерства народного просвещения с 1803 по июнь 1864 года. Часть официальная. С-Пб., 1864. — 255 с.
  183. Указатель к повременным изданиям Министерства народного просвещения с 1803 по июнь 1864 года. Часть неофициальная. С-Пб., 1866. — 303 с.
  184. Устав трехгодичных педагогических курсов Уфимского гуiбернского земства. Уфа, 1916. — 4 с.
  185. К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. М., 1974. — Т.1. — 309 с.
  186. Учебные заведения всех ведомств и наименований, находящиеся на территории' Оренбургского учебного округа по переписи 31 декабря 1894- года. Оренбург, 1896. — 277 с
  187. Учреждение Бирской. Инородческой школы // Оттиск из N 9−10 приложения к „Циркуляру по Оренбургскому учебному округу“ за 1902 г.“ 145 с.
  188. М.Н. Материалы уфимских земств как источник по истории народного образования в Башкирии в последней четверти XIX в. // Источники и источниковедение истории и культуры Башкирии. Уфа, 1984. — С.88−94.
  189. М.Н. Народное образование в Башкирии в поре216 — .• форменный период- 60−90-е годы XIX в. М: Наука, 1994.- 144 С. :
  190. Фатихов К.3. Подготовка учителей в Башкирии после Октябрьской Революции // Учитель Башкирии. 1'963. — N 10.- С.55−58. „
  191. Г. Н. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей. Пермь, 1974. — 195 с.
  192. Философский энциклопедический словарь.-М., 1983. 840 с
  193. Н.В. Школа в России в конце XIX начале XX вв.: Государственные и частные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат. — Л., 1991. — 96 с.
  194. Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995. 160 с.
  195. Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа. Казань, 1968. — 136 с.
  196. A.M. Из тайных архивов русской школы. М., 1992. 128 с.
  197. В. Земство и народное образование. ч.1. -С-Пб., 1910. — 186 е.- ч.2. — С-Пб., 1911. — С.186−345.
  198. Н.В. Народное образование в России с 60-х годов ¦ XIX века. М., '1912. — 218 с.
  199. П.Н. Проблемы педагогической подготовки учите- 217- ля средней школы в дореволюционной России: У-ченые записки. Т.VIII. Труды кафедры педагогики МОПИ. Вып.1. -М., 1947. С. 77−104,
  200. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая х-рестоматия. ч. 1. М., 1992. — 208 с.
  201. Школа.и педагогическая мысль России периода двух буржу-азно-демократических революций: Сб.науч. трудов под. ред. Э. Д. Днепрова. М., 1984. — 246 с.
  202. Школьная статистика за 1912−1913 учебный год. Уфа, 1914. — 72 с. + 51 с.
  203. Школьная статистика за 1913−1914 учебный год. Уфа, .1915. — 28 с. + 67 с,
  204. А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки. М., 1948. — 280 с.
  205. .Х. История формирования башкирской нации. -Уфа, 1972. 336 с.
  206. И.Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. Чебоксары, 1959. — 144 с.
  207. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ:
  208. М.К. Земство и начальное образование на Урале (Вторая половина XIX .- начала XX в.) Автореф. дис.. канд. ист. наук.-- Екатеринбург, 1996. — 22 с.- 218
  209. . Педагогическое образование в Казахстане: 1917−1930 гг. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1968. — 27 с. -
  210. Н.В. Среднее образование в системе контрреформ 1880-х годов. Автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1973. — 25 с.
  211. Т.А. Развитие народного образования на Урале’в4 'дореформенный период (80-е годы XVIII в. 1861 г.). Автореф. дис.. канд. ист. наук. — Пермь, 1977. — 17 с
  212. К.И. Педагогическое образование в Абхазии (1896−1921 гг.). Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Сухуми, 1964. 26 с.
  213. Г. И. Подготовка учителя в Казанском университете в дореволюционный период (1804−1917 гг.). Дис.. канд. ист. наук. Казань, 1979. — 230 с.
  214. К.В. Народное учительство Урала в 1861—1905 гг.: проблемы формирования. Дис.. канд. ист. наук. -Екатеренбург, 1995. 352 с.
  215. Н.Г. Подготовка учителя в дореволюционной России и роль Петербургского учительского института. Дис.. канд. пед. наук. -Б.м., Б. г. 317 с.
  216. Х.Х. Осуществление всеобщего начального обучения в Башкирии (1917−1936 гг.). Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1975. — 184 с.
  217. А.М. Развитие высшего педагогического обраiзования в Азербайджанской Республике (1961−1981 гг.). Автореф. дис.. канд. пед. наук. Баку, 1992. — 22 с.
  218. Л.Ф. Педагогическая подготовка в женской, средней образовательной школе дореволюционной России. Дис.. канд. пед. наук. Б.м., б. г. — 203 с.
  219. В.А. Земская начальная школа Вятской' губернии. Дис.. канд. п’ёд. наук. Киров, 1953. — 536 с.
  220. Е.Ю. Подготовка учителей в России как соста§--¦ нал часть школьной.реформы 1782−1786 гг. Дис.. канд.пед. наук. Тула, 1995. — 200 с.
  221. Р.Д. Женское педагогическое образование в Грузии в XIX в. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Тбилиси, 1964. 26 с.
  222. H.A. Нерусские школы в Башкирии. Дис. канд. пед. наук. М., 1−948. — 309 с.
  223. И. А.Общеобразовательная школа и учительство на Урале во второй половине XIX века'(на материалах• Пермской губерний).- Дис.. канд. ист. наук. Пермь, 1980.' - 225 с.
  224. H.H. Российское учительство накануне и во время революции 1917 года. Ди.с.. д-ра ист. наук. С.Пб., 1994. — 496 с.
  225. А. Л. Становление и развитие среднего специального педагогического образования в России. ' Дис. канд. пед. наук.'' М., 1992. — 131 с.
  226. Сулейманова Л.Ш. .Национальные учебные заведения в Башкортостане 1917−1941 гг. Автореф. дис.. канд. ист.- 220 н*аук. Уфа, 1995. — 17 с.
  227. Н.М. Земское народное учительство Урала времени двух буржуазно-демократических революций (По материалам Пермской губернии). Дис.. канд. ист.наук. Свердловск, 1984. — 197 с.
  228. М.Н. Народное образование на Южном Урале во второй половине XIX века. Автореф. дис.. канд. ист. наук. Свердловск, 1987. — 16 с.
  229. X.X. Казанская татарская учительская школа как видный центр русско-татарского содружества и передовой педагогической мысли (18.76−1917). Дис.. -канд. пед. наук. Казань, 1972. — 217 с.
  230. Т.Г. Казанская5 „инородческая“ -учительская семинария и ее роль в просвещении нерусских народов Поволжья. Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1985. -238 с.
  231. М.Ф. Школа и учительство России в I-четверти XIX века (от начала века до восстания декабристов). Дис.. д-ра пед. наук. М., 1955. — 999 с.
  232. З.Х. Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе. Дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 128 р. .
  233. М.И. Педагогическая подготовка учителя средней школы.в дореволюционной России. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1952. — 21 с. 2 21. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ1. ГЛОО —
  234. Фонд 73. Директор училищ Оренбургской губернии. Опись 1., N/N дел: 65- 101- 150- 185- 222- 286.
  235. Фонд 81. Директор Оренбургского учительского института. Опись 1., N/N дел-: 2- 12-, 27- 32- 42- 53- 103- 101- 114−153- 174.
  236. Фонд 83. Оренбургская учительская семинария. Опись l“., N/N дел: 1- 9- 13- 16.
  237. Фонд 264. Оренбургская татарская учительская школа. Опись 1. N/N дел: 1- 2-' 5- 8- 9- 19- 23- '27- 38- 58−115- 132.
  238. Фонд 366. Бугурусланская учительская семинария. Опись 1., N/N дел: 1-' 7- -10- 16.1. П. НА РАО1 *
  239. Фонд 18. Опись 1.,» N/N дел: 9- 18- 26- 27- 31- 33- 102-. 136- 273- '279- 280- 283- 284.1.I. НА УНЦ РАН
  240. Фонд 22. Умитбаев Мухаммед Салим. Личный архив. Опись 1., N/N дел: 1-'4- -9- 19- 21- 41.1. ЦТ АО О РЕ
  241. Фонд 122. Башкирский обком КПСС.
  242. Опись 3, N/N дел: 10- 24- 27- 41- 123- 130. Опись 4., N/N дел: 12- 13- 16- 151. Опись 9., N/N дел: 135- 138- 162- 163- 165.
  243. Фонд 1832. Истпарт. Опись 1., N/N дел: 75- 76.*
  244. Опись 2., N/N" дел: 12- ИЗ. Опись '4., N/N дел: 197- 209- 410.
  245. Фонд 9776. Архив архива. -
  246. Опись 2., N/N дел: 311- 318- 320- 1269.1. V. ЦГИА РЕ
  247. Фонд’И-109. Попечитель Оренбургского учебного округа. Опись 1., N/N дел: 5- 23-- 38- 39- 58- 79- 81- 161- 167−184- 198- 202- :224.
  248. Фонд -110. Директор народных’училищ Оренбургской губерi *¦ НИИ.
  249. Опись 1., N/N дел: 40- 122- 128- 187- 191 а- 216- 258−278- 296- 418- 451- 477- 560- 670- 698- 929- 989- 1036.
  250. Фонд И-111. Уфимский губернский училищный совет. Опись 1., N/N дел: 1- 6- 7- 9- 21.
  251. Фонд И-113. Директор. народных училищ Уфимской губернии. Опись 1., N/N дел: 8- 9- 19- 24- 33- 74-.1134- 144- 188−193- 202-' 231- 249- 253- 266- 27O-i298- 300- 305- 316- 331- 339- 340- 351- 357- 359- 361- 362- 456- 464- 573- 598- 599- 611- 626- .629- 646.
  252. Фонд И—116. Инспектор народных училищ Уфимского уезда. Опись 1., N/N дел: 3- 9- 12- 20- 35- 36- 40.
  253. Фонд И-123. Уфимский учительский институт. Опись 1., N/N дел: 1- 2- 4- 7- 9- 12- 18- 41.
  254. Фонд И-124. Благовещенская учительская семинария. Опись 1., N/N дел:' 1- 4- 7- 15- 23- 34- 41- 42- 51- 65−75- 79- 81- 86а.
  255. ФсГнд И-125. Белебеевская учительская семинария. Опись 1., N/N дел: 1- 3- 5.
  256. Фонд И-203. Уфимский уездный училищный совет. Опись 1., N/N дел: 1- 2- 3- 6.
  257. Фонд И-212. t Педагогические курсы при Стерлитамакской женской' прогимназии. Опись 1., N дела: 1. И. Фонд И-226. Бирская инородческая учительская-школа. Опись 1., N/N дел: 1- 4- 8.
Заполнить форму текущей работой