Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Задачи России в сфере становления гражданского общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разумеется, это требует, прежде всего, установления равноправных отношений между нациями. Очевидно, оптимальной для России является федеративная форма государственного устройства с территориальной и национально-культурной автономией. В государстве, организованном на принципе федерализма, индивид скорее ощущает себя членом сообщества, поскольку он может активно участвовать в политической… Читать ещё >

Задачи России в сфере становления гражданского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ясно, чтобы совершенствовать общество, государство, надо учитывать специфику истории страны, дух ее народа. Возьмем наиболее спорный — советский этап — истории России. 1917 г. открывал России путь демократического развития. Однако в конце 20-х — начале 30-х гг. Сталин, другие руководители СССР, в силу ряда объективных и субъективных причин, осуществили переход к административно-авторитарным методам управления. Это привело к гипертрофии государства. В конце концов административно-командная система блокировала раскрепощение субъективного фактора и тем самым, перечеркнула все возможности саморегулирования советского общества. В 70-е гг. XX в., когда западные страны успешно модернизировались и тем самым обеспечили высокую экономическую эффективность и рост, СССР оказался неспособным развить в достаточной мере механизмы эффективного экономического регулирования.

В решающей степени это и предопределило крах СССР, его общественно-политической системы. Новые руководители российского государства, отбросив социалистические принципы, сделали ставку на рынок, на экономическую либерализацию. Но как они это сделали? Они выбрали самый нецивилизованный, варварский путь к рынку: путь обнищания, безработицы, международного попрошайничества.

Рынку, конечно, надо сказать — да. Но тезис, будто рыночная конкуренция — только благо, что она, отсекая все нежизнеспособное и недееспособное, помогает укрепиться здоровому, принять нельзя. Культ рыночной конкуренции аморален. За ним скрывается старая идеология: право на жизнь имеет лишь гак называемое «здоровое», «сильное». Культ конкуренции порождает «войну всех против всех». Во всяком случае ситуация в нашей стране уже показывает, к чему ведут господство частной собственности и кризис экономики, конкуренция: падение нравственности, разгул преступности.

Сотрудничество и соревнование в условиях свободы и на основе справедливости, а не жестокая конкуренция — вот общественный идеал. Без сотрудничества и солидарности в обществе никогда не будет мира. Как можно говорить о социальном мире, если в обществе растет социальное неравенство, если одни живут в роскоши, другие в бедности? Но смягчить коллизии, примирить крайности может только государство, прежде всего посредством справедливой социальной политики.

Как проницательны были русские философы! Н. О. Лосский (1870—1965) писал в 20-е гг. XX в. (как будто предвидя нашу сегодняшнюю ситуацию), что высокое развитие хозяйства и наличие сильного рабочего класса, сознающего свое человеческое достоинство, выдвигает задачу выработать новый социально-экономический порядок, в котором был бы осуществлен синтез ценных сторон индивидуалистического (капиталистического) хозяйства с ценными сторонами идеала коллективистского хозяйства, идеала, вырабатываемого социализмом. По нашему мнению, именно такая, а не какая-либо другая, задача стоит сегодня перед нашей страной, нашим государством.

Другая ключевая задача России, российского государства — задача национальная. Россия развивалась как полиэтническая общность и тем отторгала модель национального государства. И сегодня она — не национальное, а государственное образование. Россия — не нация, а объединение многих наций и народов в одном едином государстве.

Ее самый большой враг сегодня — национализм. Он мешает утверждению внутреннего мира и свободы. Именно он препятствует тому, чтобы сообщество людей основывалось на политической идее свободного, справедливого, демократического государства, которое объединяет людей, как таковых, и которое может принять к себе как граждан представителей многих наций и религий.

Чтобы противостоять национализму, преодолеть его, государство должно проводить политику консолидации россиян как граждан единого государства. Оно должно содействовать этнокультурному развитию каждой нации, каждого народа, входящего в Российскую Федерацию и одновременно — социально-экономической интеграции всех российских народов на общегражданской основе.

Разумеется, это требует, прежде всего, установления равноправных отношений между нациями. Очевидно, оптимальной для России является федеративная форма государственного устройства с территориальной и национально-культурной автономией. В государстве, организованном на принципе федерализма, индивид скорее ощущает себя членом сообщества, поскольку он может активно участвовать в политической и культурной жизни своей общины. Федерализм предполагает разделение государственных задач между политическими субъектами на основе следующего основополагающего принципа: все, что касается всей России, является компетенцией Федерации; это прежде всего — внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, образование, оборона страны; вопросы денежного обращения; транспорт, топливо, охрана окружающей среды, подоходный налог, социальное страхование, правовое регулирование и т. п. При этом утверждение, что федерализм базируется преимущественно на национально-территориальном принципе не обоснованно, потому что нарушает интересы так называемого «некоренного населения», преобладающего во многих республиках, а также народов, не имевших и до сих пор не имеющих государственных образований. Поэтому равноправными субъектами Российской Федерации могут и должны быть также определенные укрупненные территориальные образования.

В конечном счете, самоопределение, равноправие, взаимоуважение и сотрудничество — вот принципы, руководствуясь которыми следует решать межнациональные и межрегиональные проблемы.

Сегодня перед Россией, перед нашим государством остро стоит вопрос об общенациональной идее, об идее новой России. Действительно, без общей идеи, без общего идеала невозможно идти вперед. Разрыв с прошлым, утрата исторического сознания привели обесцениванию, даже к утрате многих национальных ценностей.

Однако сегодня, обосновывая национальную, государственную идею, бессмысленно апеллировать к старому. В частности, к самодержавию и православию. Апеллировать к этим ценностям в государственном масштабе — это реакция. Глупо даже опровергать самодержавие, если мы хотим быть свободными гражданами, а не подданными самодержца. Православие — ради Бога, но это проблема личного отношения человека к Богу, но не государственная идея; тем более, в нашем многоконфессиональном государстве.

Российское демократическое государство должно быть светским. Оно вообще не может претендовать на мировоззренческую истину. Убеждение — личное дело гражданина.

У России, у нашего народа национальная идея есть, она выстрадана россиянами. Это — идея России-заступницы, России-освободительницы, России-объединителя и примирителя народов, считал Вл. С. Соловьев.

Идея России связана с пониманием того, что наша Родина «есть не случайное нагромождение территорий и племен, но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм есть географическое единство, части которого связаны хозяйственным взаимопитанием; этот организм есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский народ с его национально младшими братьями — духовным взаимопитанием; оно есть государственное и стратегическое единство, доказавшее миру свою волю и способность к самообороне; оно есть сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия»[1], — писал И. А. Ильин.

Подлинная идея нации — это ее история, культура, нравственность. В них заключена надежда, перспектива России. Россия была и будет великой. Ее величие — в традициях, нравах, языке, идеалах российского народа. Ее культура, ее дух смоют все наносное, она восстанет, вновь возродится, осуществит свою идею.

Важно запомнить

Гражданское общество, демократическое правовое государство — это разделение властей, парламент, Конституция, выборы. Это и наличие оппозиции власти. И все же перечисленное — только конструкция здания, но не само здание. Демократия утверждается тогда, когда у власти стоят умные, нравственные люди, которым народ доверяет, которых он уважает. Более того, важно, чтобы в обществе, государстве властвовали не столько люди, пусть и уважаемые, но прежде всего — законы. Демократия есть, когда люди живут достойно и благополучно.

Демократическое государство — дело живущих в нем людей. Величие государства определяется величием его граждан. Только беря на себя ответственность за государственные дела, поступая как граждане, люди, т. е. все мы, обеспечим движение государства к подлинной демократии, к свободе, равенству и братству, только так, только на таком пути мы обеспечим утверждение государства как действительно нравственной идеи, действительно нравственного дела. И только в таком государстве сбудется то, что в далекой античности Афина Паллада сказала о своем городе, о его гражданах: «Творить одно лишь благо, благоденствуя, И в граде богоизбранном в почете жить»[2].

Подчеркнем еще раз, что в становлении гражданского общества чрезвычайно велика роль образования. В сущности, существует прямая, непосредственная связь между образованием и демократией. Образование должно помочь подготовиться каждому человеку к осуществлению своих прав и выполнению своих обязанностей. Оно должно в каждом человеке развить способность к самостоятельному и критическому мышлению, научить его всегда иметь собственное мнение, с тем чтобы он был в состоянии сам определить, что ему необходимо делать в различных жизненных обстоятельствах. Образование должно привить, воспитать в человеке чувство ответственности, желание активно участвовать в жизни общества. Образование, воспитание каждого гражданина должно продолжаться в течение всей его жизни и красной нитью проходить через всю жизнь гражданского общества. Именно воспитание гражданской ответственности и означает демократию, потому что демократия — это активное, ответственное участие всех.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Что такое гражданское общество, что такое правовое государство?
  • 2. Что такое демократия?
  • 3. Что такое авторитаризм и тоталитаризм?
  • 4. Что такое социальное государство?
  • 5. Какова роль образования и воспитания людей в утверждении гражданского общества, правового государства и демократии?
  • 6. Что скрывается за понятием гражданская позиция?

Практические задания

  • 1. Напишите эссе па тему: «Основные характеристики гражданского общества».
  • 2. Сравните концепции авторитаризма, тоталитаризма и демократии.
  • 3. Выпишите основные политические и социальные права человека и гражданина.
  • 4. Дайте сравнительный анатиз понятий: «свобода», «справедливость», «социальное равенство», «солидарность людей».
  • [1] Ильин И. Л. О России. М., 1991. С. 32.
  • [2] Эсхил. Орсстся. М.: Гослитиздат, 1961. С. 179.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой