Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования являются: методология личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Г. Н. Сериков и др.) — методология синергетического подхода (Е.В. Бондаревская, В. И. Андреев и др.) — методология аксиологического подхода (A.JI. Андреев, А. С. Белкин, Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова, А. В. Хуторской и др.) — психологическая теория… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Психолого-педагогический аспект формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности в обществе
    • 1. 1. Осмысление проблемы формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Модель формирования толерантного сознания у студенческ’ой молодежи как основы социальной безопасности в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
    • 1. 3. Организационно-педагогические условия формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
  • ВЫВОДЫ по первой главе

ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по реализации педагогических условий эффективного формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

2.1. Цели и задачи опытно-поисковой работы.

2.2. Методика реализации организационно-педагогических условий эффективного формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы.

ВЫВОДЫ по второй главе.

Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Человечество в начале XXI века вступает в новую эпоху своего развития, которая характеризуется бурным ростом информационных связей, повсеместной демократизацией общества, экономической интеграцией, глобализацией социальных культур, падением духовного уровня людей, что ведет ко всякого рода социальным конфликтам и взрывам, представляющим опасность для жизнедеятельности как отдельных людей, так и общества и в целом. В условиях жизнедеятельности современного общества остро встает вопрос о человеке мира и для мира. Путь от «войны к культуре мира» требует, в первую очередь, изменения сознания, установки на диалоговое взаимодействие, сотрудничество и понимание. Толерантное сознание как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение другого дает возможность сохранить социальную безопасность, в первую очередь, внутри страны, а так же за ее пределами. Принятие ценности толерантного сознания, формирование опыта толерантного поведения обеспечит молодежи интегральный стиль мышления, мобильность деятельности и способность к диалогу как свидетельству адекватности человека общим законам мироздания. Одним из неоспоримых фактов при этом стала необходимость закрепления ведущей роли и ответственности в решении проблем социальной безопасности за студенческой молодёжью как будущей элитой общества. Поэтому актуальным на социально-педагогическом уровне становится необходимость усиления внимания вопросам формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования для постановки обозначенной проблемы объясняется тем, что существующие до сих пор исследования касались лишь предотвращения опасностей и угроз, связанных с окружающей средой, военными действиями, биосферой. Подготовка студенческой молодежи к обеспечению безопасности жизнедеятельности через решение социальных проблем и формирование толерантного сознания почти не рассматривалась. Мы определяем формирование толерантного сознания студенческой молодежи как основу социальной безопасности в обществе, что обеспечит, на наш взгляд, не только взаимопонимание между отдельными людьми, но и сформирует личность безопасного типа, способную к сохранению мира в семье, профессиональном коллективе, стране в целом,.

Актуальность исследования на научно-методическом уровне связана с тем, что в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» практически не решается вопрос о формировании у студентов толерантного сознаниякроме того, недостаточно работ научно-методического уровня, направленных на формирование у студенческой молодежи толерантного сознания с тем, чтобы готовить будущих специалистов к сохранению мира в обществе, обеспечению социальной безопасности населения.

Таким образом, данная проблема почти не исследовалась, а ее актуальность, недостаточная разработанность и очевидная потребность решения обусловили выбор темы исследования, направленный на изучение организационно-педагогических условий формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности общества.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить противоречия процесса формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на следующих уровнях:

— социально-педагогическом — между социально обусловленной потребностью общества в безопасности жизнедеятельности внутри страны и недостаточно сформированным толерантным сознанием большинства молодежи, ее неподготовленностью к сохранению социальной безопасности в обществе;

— научно-теоретическом — между снижением морально-психологического состояния студенческой молодежи, которое проявляется в «размытости» идеалов и ценностей, нравственных позиций, что ведет к различным формам агрессии внутри страны, и отсутствием теоретического осмысления проблемы формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

— научно-методическом — между необходимостью решения проблем социальной безопасности на основе сформированного толерантного сознания при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и неразработанностью научно-методического обеспечения, направленного на формирование у студенческой молодежи толерантного сознания, выработку конкретных механизмов социальной активности будущего специалиста, синхронизирующих отношения личности и общества и обеспечивающих на этой основе социальную безопасность в стране.

Над проблемами социальной безопасности работали и работают философы, социологи, психологи, педагоги. Философские и социальные проблемы социальной безопасности рассматривались в трудах отечественных классиков Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, Б. С. Гершунского, Э. В. Ильенкова, Б. С. Лихачева и др. Особое влияние на логику исследования оказали работы отечественных педагогов и психологов: А. Г. Асмолова, Е. И. Исаева, JI.A. Михайлова, А. П. Садохина, В. И. Слободчикова, Ю. В. Репина, В. Д. Шадрикова, Л. И. Шершнева, Д. И. Фельдштейна и др.

Цель исследования состоит в выявлении организационно-педагогических условий формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности общества.

Объектом исследования образовательный процесс высшего учебного заведения в области безопасности жизнедеятельности.

Предметом исследования являются организационно-педагогические условия формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности.

Гипотеза исследования.

1.Мы предполагаем, что на основе синергетического, личностно-деятельностного и аксиологического подходов спроектированная структурно-функциональная модель формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности, отражающая внутренний и внешний блоки работы со студентами в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подготовит студенческую молодежь к самоорганизации профессиональной и социальной деятельности, что по всей вероятности, исключит возникновение социальной опасности и создаст благоприятные условия жизнедеятельности людей в социуме.

2. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», по всей вероятности, будет более эффективным при комплексе организационно-педагогических условий, таких как:

— спецкурсов «Толерантное сознание как основа социальной безопасности», «Основы саморегуляции», «Толерантная культура руководителя коллектива», «Основы критического мышления», «Навстречу людям», позволяющая организовать толерантное воспитательное пространство, направленное на формирование умений и опыта по обеспечению социальной безопасности населения и актуализирующее социальную активность студенческой молодежи на благо общества;

— обоснование прямой и обратной взаимосвязи отношения к будущей профессиональной деятельности специалиста как духовно-нравственной ценности и социальной безопасностью личности и общества;

— реализация студентами знаний и опыта, приобретаемых в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности как толерантного взаимодействия с людьми, обществом и с самим собой на основе принципов гуманности, интернационализма, терпимости, рефлексии.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Провести ретроспективный анализ проблемы формирования у студенческой молодежи толерантного сознания и обосновать, что наличие сформированного толерантного сознания у молодежи будет благотворно влиять на обеспечение социальной безопасности общества.

2. Уточнить понятия «социальная безопасность», «толерантное сознание студенческой молодежи как основа социальной безопасности», «толерантное воспитательное пространство вуза», «толерантное взаимодействие».

3. Спроектировать структурно-функциональную модель формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности общества и обосновать специфику организационно-педагогических условий ее функционирования в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

4. Апробировать организационно-педагогические условия функционирования структурно-функциональной модели формирования толерантного сознания студенчества как основы социальной безопасности в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

5. Разработать методические рекомендации по формированию толерантного сознания молодежи как основы социальной безопасности в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Теоретико-методологической основой исследования являются: методология личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Г. Н. Сериков и др.) — методология синергетического подхода (Е.В. Бондаревская, В. И. Андреев и др.) — методология аксиологического подхода (A.JI. Андреев, А. С. Белкин, Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова, А. В. Хуторской и др.) — психологическая теория личности (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — положения гуманистической теории личности (К. Роджерс, А. Маслоу) — теория общения и коммуникации (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. П. Буева, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Я. Найн, Б. Н. Парыгин, А.В. Петровский) — теория социализации (В. Ален, Ф. Г. Гиддингс, Э. Гофман, Н. Гросс, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, Дж. Мид, К. К. Платонов, Б. Д. Парыгин и др), теория и практика безопасности жизнедеятельности (Э.А. Арустамов, В. Н. Волошин, Л. В. Власов, И. В. Микишев, Л. А. Михайлов, А. Д. Федорченко и др.).

Большое значение для нашего исследования имела концепция профессионального и профессионально-педагогического образования, представленная в трудах Г. Д. Бухаровой, Э. Ф. Зеера, Г. М. Романцева, Е. В. Ткаченко, Н. Н. Тулькибаевой. Исследование существенным образом опирается на теорию диалога (М.М. Бахтин, В. Библер), концепцию рефлексии как внутреннего диалога (Г.А. Цукерман, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, Е. П. Варламова, С.Ю. Степанов), а также на работы, посвященные проблеме толерантности (Д. Адаме, А. Г. Асмолов, Б. З. Вульфов, Д. В. Григорьев, Г. Д. Дмитриев, Н. В. Круглова, М. П. Мчедлов и др.).

Методы исследования. В диссертации использовались теоретические методы (анализ нормативно-правовых документов об образовании, сравнительно-исторический анализ, теоретико-методологический анализ, понятийно-категориальный анализ, системный анализ, метод моделирования) и эмпирические методы исследования (изучение и обобщение эффективного опыта и массовой практики подготовки молодежи к безопасности жизнедеятельности, опытно-поисковая работа, наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы).

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие студенты первых-пятых курсов Южно-Уральского государственного университета, Челябинского института экономики и права, курсанты Челябинского высшего военного автомобильного командно-инженерного училища (военного института) в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Общее количество студентов, курсантов и преподавателей — 1256 человек.

Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

I этап (2001;2002 гг.). Изучение состояния проблемы исследования проводилось посредством: анализа философской, психологической, социологической литературы, периодических изданий, материалов конференций, семинаров, научных источников, статистических данных, нормативных документов, программ и планов высших учебных заведений, работающих по безопасности жизнедеятельностиобобщения передового опытанаблюдения за реализацией решений и законов, принятых в отношении обеспечения безопасности органами управления разного уровняучастия в работе научно-практических конференций, семинаров всероссийского и международного уровня. Определена экспериментальная база исследования, формы и методы сбора и обработки эмпирических данных. В течение I этапа был налажен информационный обмен между вузами, создано воспитательное пространство как средство формирования толерантного сознания студенческой молодежи, обеспечивающее социальную безопасность. Содержание деятельности на данном этапе позволяет определить его как поисково-аналитический.

II этап (2002;2004 гг.) Осуществлялся системно-структурный анализ собранного материала. Происходило оформление библиографического списка по изучаемой теме. Разработана структурно-функциональная модель формирования толерантного сознания студенческой молодежи как основы социальной безопасности в обществе и обоснована специфика организационно-педагогических условий ее функционирования. В течение II этапа произошло становление общественной деятельности как субъект-субъектного взаимодействия и общения. Данное содержание деятельности позволяет определить этап как теоретико-поисковый.

III этап (2004;2007 гг.) Анализировались, обобщались и систематизировались материалы, осуществлялась их обработка, выявлялась целостная система непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния, происходящего в результате опытно-поисковой работыформировались общие выводы по результатам исследованиявнедрялись в практику основные идеи и положения диссертации, полученные в результате опытно-поисковой деятельностиоформлялся текст диссертациинамечались перспективы и пути дальнейшего развития вузов по проблеме формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Заключительный этап определяется как обобщающе-прогностический.

Научная новизна проведенного нами исследования состоит:

— в рассмотрении безопасности жизнедеятельности с позиций сформированного толерантного сознания у студенческой молодежи как социальной ценности личности безопасного типа, что обеспечивает молодежи мобильность профессиональной деятельности, социальную активность и способность к диалогу культур;

— в проектировании на основе синергетического, личностно-деятельностного и аксиологического подходов структурно-функциональной модели формирования толерантного сознания студенческой молодежи как основы социальной безопасности в обществе;

— в обосновании комплекса организационно-педагогических условий функционирования структурно-функциональной модели, включающих междисциплинарную связь дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и спецкурсов «Толерантное сознание как основа социальной безопасности», «Основы саморегуляции», «Толерантная культура руководителя коллектива», «Основы критического мышления», «Навстречу людям», позволяющих организовать толерантное воспитательное пространство, направленное на формирование умений и опыта по обеспечению социальной безопасности населения и актуализирующее социальную активность студенческой молодежи на благо общества;

— в обосновании прямой и обратной взаимосвязи отношения к будущей профессиональной деятельности специалиста как духовно-нравственной ценности и социальной безопасностью личности и общества;

— в реализации студентами знаний и опыта, приобретаемых в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности как толерантного взаимодействия с людьми, обществом и с самим собой на основе принципов гуманности, интернационализма, терпимости, рефлексии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— дан ретроспективный анализ состояния проблемы толерантности в отечественной и зарубежной научной литературе и с этих позиций обосновано, что наличие сформированного у студенческой молодежи толерантного сознания будет благотворно влиять на обеспечение социальной безопасности в обществе;

— уточнена сущность понятий «социальная безопасность», «толерантное воспитательное пространство вуза», «толерантное сознание студенческой молодежи как основа социальной безопасности», «толерантное взаимодействие» и др.;

— обосновано совокупное использование синергетического, аксиологического и личностно-деятельностного подходов в процессе формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что на его материалах диссертантом разработаны:

— учебно-методические пособия и рекомендации по разделу «Чрезвычайные ситуации социального характера» в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

— программы социальной активности и толерантного поведения студентов в рамках всех видов практик и дальнейшей жизнедеятельности;

— обоснованы практические аспекты организационно-педагогических условий социальной безопасности, обеспечивающие повышение качества профессиональной деятельности и предотвращение социальных опасностей.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается: теоретико-методологической оснащенностью, объективным и всесторонним анализом научно-педагогической литературыреализацией теоретических, эмпирических и других методов, адекватных задачам исследованиякомплексным характером опытно-поисковой работыцеленаправленным анализом реальной педагогической практикивоспроизводимостью проведенной опытно-поисковой работы в аналогичных условияхподтверждением положений гипотезы результатами исследованиявостребованностью предлагаемых научно-практических разработокширотой фактологических данных, подтверждающих основные положения и выводы диссертацииопытом практической работы автора и продолжительностью работы в течение 6 лет.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в форме:

— выступлений на международных научно-практических конференциях в городах: Москве, Челябинске.

— выступлений на всероссийских научно-практических конференциях в городах: Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Оренбурге, Рязани;

— региональных научно-практических конференциях в городах: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе и других городах страны;

— докладов автора на заседаниях кафедры педагогики Челябинского государственного педагогического университета;

— освещения в средствах массовой информации;

— публикации статей, методических материалов в научных сборниках (14 публикаций);

— внедрения результатов исследования в практику работы российских вузов (Южно-уральский государственный университет, Челябинский государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет и др.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В отличие от существующего мнения (Э.А. Арустамов, В. Н. Волошин и др.), мы социальную безопасность в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рассматриваем с позиций формирования у студенческой молодежи толерантного сознания. Определение особенностей процесса формирования толерантного сознания у студентов связанно со спецификой их будущей профессиональной деятельности, которая имеет социальное, человеческое и культурное значение, представляет собой «предметную ценность» и как объект ценностного отношения рассматривается в качестве культурного толерантного взаимодействия равноправных партнеров, выступающего гарантом социальной безопасности.

2. Социальная безопасность трактуется нами как система мер, основанная на толерантном сознании человека безопасного типа и обеспечивающая состояние защищенности жизненно важных интересов личности (ее права и свободы), общества (его материальные и духовные ценности) и государства (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность) от внутренних конфликтов и угроз, связанных с различными проявлениями агрессии. При этом под жизненно важными интересами мы понимаем совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

3. Мы предполагаем, что толерантное сознание студенческой молодежи как основа социальной безопасности детерминируется:

— пониманием студенческой молодежи как отдельной специфичной социокультурной группыосмыслением будущего специалиста как потенциальной, интеллектуальной элиты общества, от которой зависит сохранение и укрепление культуры мира в семье, профессиональном коллективе, обществе;

— пониманием толерантного сознания студенческой молодежи как социальной ценности, важнейшего морального качества специалиста, формируемого на принципах гуманизма, интернационализма и рефлексии и обеспечивающего успешность ведения «культурного диалога» между людьми в профессиональном коллективе, нациями и государствами, предотвращение межкультурных и национальных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями;

— представлением молодого человека со сформированным толерантным сознанием как личности безопасного типа, обеспечивающей моральный комфорт личности в социальной среде, успешную адаптацию в обществе, с одной стороны, с другой — как главное условие общественного прогресса государства, ориентированного на мирное сосуществование с людьми разных культур, национальностей и верований.

4. Мы считаем, что толерантное сознание студенческой молодежи как основа социальной безопасности есть интегральное моральное качество личности безопасного типа, формируемое на принципах гуманизма, интернационализма и рефлексии и обеспечивающее успешность ведения культурного диалога" между людьми, нациями и государствами, предотвращающее межкультурные и национальные конфликты с различными социальными, культурными группами или их представителями, гарант обеспечения социальной безопасности и сохранения мира на Земле.

5. Структурно-функциональная модель формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности может эффективно реализоваться в практику вуза при следующем комплексе организационно-педагогических условий ее функционирования:

— междисциплинарная связь дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и спецкурсов «Толерантное сознание как основа социальной безопасности», «Основы саморегуляции», «Толерантная культура руководителя коллектива» и других, позволяющая организовать толерантное воспитательное пространство, направленное на формирование умений и опыта по обеспечению социальной безопасности населения и актуализирующее социальную активность студенческой молодежи на благо общества;

— обоснование прямой и обратной взаимосвязи отношения к будущей профессиональной деятельности специалиста как духовно-нравственной ценности и социальной безопасностью личности и общества;

— реализация студентами знаний и опыта, приобретаемых в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности как толерантного взаимодействия с людьми, обществом и с самим собой на основе принципов гуманности, интернационализма, терпимости, рефлексии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Общий объем диссертации — 169 страниц. Библиографический список включает 176 наименований.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Опытно-поисковая работа, представленная во второй главе, была направлена на проверку выдвинутой гипотезы о целесообразности реализации определенного нами комплекса организационно-педагогических условий эффективности формирования толерантного сознания студенческой молодежи как основы социальной безопасности жизнедеятельности.

Анализ разработки и внедрения комплекса организационно-педагогических условий формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности позволил сделать следующие выводы:

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности жизнедеятельности не в полной мере обеспечивает формирование достаточного уровня толерантного сознания для обеспечения социальной безопасности, поэтому необходимо внедрять комплекс организационно-педагогический условий, способствующий успешности развития процесса формирования толерантного сознания молодежи как основы социальной безопасности жизнедеятельности.

2. Формирующий этап эксперимента показал, что в процессе формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности необходимо учитывать три организационно-педагогические условия, которые отражают активную социальную позицию молодежи, а потому могут служить основой социальной безопасности жизнедеятельности.

3. Опытно-поисковая работа убедительно показала, что формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности жизнедеятельности эффективно при применении выделенного нами комплекса педагогических условий. Причем, применение каждого из условий в отдельности не дает веских оснований говорить о том, что они являются достаточными и необходимыми. Экспериментальные данные были получены нами на основе выделенных критериев и показателей:

— социальная активность молодежи;

— духовно-нравственная направленность молодежи;

— способность молодежи к толерантному взаимодействию;

— уровень сформированности толерантного сознания.

Разработанный и экспериментально проверенный нами комплекс организационно-педагогических условий свидетельствует об эффективности данного процесса.

Нашим экспериментом было доказано, что в контрольной группе количество студентов, находящихся на низком уровне развития толерантного сознания, по результатам третьего среза, уменьшилось незначительно. В экспериментальных же группах по мере последовательного осуществления одного из педагогических условий количество студентов, находящихся на высоком уровне развития толерантного сознания, увеличилось. Наивысшие результаты мы получили в третьей экспериментальной группе, где педагогические условия реализовывались в комплексе, о чем свидетельствуют полученные данные. В экспериментальных группах получены значительные результаты по сформированности социального опыта молодежи по работе с населением по социальной безопасности.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы гипотеза нашла свое подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение современного состояния проблемы современной агрессии, терроризма, социальных угроз посредством теоретического анализа и опыта работы в качестве военнослужащего и преподавателя военного вуза привело нас к выводу о необходимости формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности. Это обусловлено социальными преобразованиями, объективно существующими факторами социально-экономического развития России, недостаточной теоретической и практической разработанностью ряда вопросов данной проблемы.

В процессе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы развития процесса формирования толерантного сознания у студенческой молодежи как основы социальной безопасности жизнедеятельности. Установлено, что данная проблема является актуальной в педагогической теории, в практике, и требует дальнейшего теоретического осмысления. Подтверждена необходимость и возможность формирования толерантного сознания молодежи как основы социальной безопасности. Результаты опытно-поисковой работы подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

1. Анализ психолого-педагогической литературы и исследование практического состояния проблемы обеспечения социальной безопасности жизнедеятельности убеждают, что в науке и практике ведется поиск эффективных путей ее решения, однако ряд вопросов нуждается в освещении. В процессе опытно-поискового изыскания было установлено, что в основу формирования у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности общества должна быть положена социальная активность молодежи, которая определяется включенностью будущих специалистов в реализацию региональных программ и проектов по оказанию социальной помощи и поддержке населению. Это позволяет формировать у студенческой молодежи духовно-нравственные качества, толерантное взаимодействие как механизмы социальной безопасности жизнедеятельности, предотвращать угрозы, насилие и агрессии относительно отдельной личности и всего населения.

2. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами сделан следующий вклад в теорию педагогики:

— уточнено содержание понятия толерантное сознание молодежи как основы социальной безопасности" - интегральное моральное качество человека, в своей основе составляющее критическое мышление, толерантную культуру, толерантное поведение, формируемое на принципах гуманизма, интернационализма и рефлексии и обеспечивающее успешность ведения «культурного диалога» между людьми, нациями и государствами, предотвращающее межкультурные и национальные конфликты с различными социальными, культурными группами или их представителями, гарант обеспечения социальной безопасности общества и сохранения мира на Земле;

— уточнено понятие «толерантное воспитательное пространство вуза», под которым мы понимаем часть профессиональной и общественной среды, в которой господствует толерантный образ жизни молодежи, обеспечивающий духовно-нравственную ценность профессиональной деятельности на принципах гуманности, интернационализма, толерантности и рефлексии, развитие социальной активности студента, целью которого является создание условий, благоприятных для готовности молодого человека к сохранению социальной безопасности населения.

— определено понятие «толерантное взаимодействие» (с ориентацией на формирование готовности студента к обеспечению социальной безопасности) — это межличностное и коллективное сотрудничество равноправных партнеров, распространяющее позитивный подход в социальной среде к этническим вопросам и предотвращающее любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах) в обществе, формирующее национальные стереотипы через создание доброжелательной атмосферы, акцентируя внимание на том, что объединяет людей, представителей разных этносов (культурное наследиевклад в развитие науки, искусства, государствапозитивные черты характера).

3. Нами спроектирована структурно-функциональная модель, компоненты которой раскрывают внутреннюю и внешнюю организацию процесса формирования у студенческой молодежи толерантного сознания в ходе совместной учебно-профессиональной деятельности — цель, задачи, содержание форм и методов — и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса на основе аксиологического, синергетического, личностно-деятельностного подходов. Представленные нами функциональные компоненты определяют устойчивые базовые связи структурных компонентов, то есть условия организации работы, функции модели, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование образовательного процесса вуза.

4. Результатами исследования рассматриваемой проблемы явились обоснованные методические рекомендации для будущих специалистов, которые направлены на формирование толерантного сознания как средства социальной безопасности.

В процессе эксперимента рабочая гипотеза нашего исследования подтвердилась. Установлено, что студенты экспериментальных групп показали более высокий уровень формирования толерантного сознания, обеспечивающий готовность будущего специалиста к профессиональной, общественной, семейной деятельности по обеспечению социальной безопасности жизнедеятельности.

Наше исследование не' исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Дальнейшее ее развитие может быть продолжено в следующих направлениях: поиск, определение и внедрение педагогической стратегии обеспечения социальной безопасности жизнедеятельности населения средствами этнопедагогики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Факторы актуализации социальных проблем молодежи. Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития / В. В. Абессонов. Белгород, 1994. — С. 58 — 60.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / К.А. Абульханова-Славская. Москва: ИПРАН, 1997.- 117 с.
  3. Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и флота. Материалы научно-практической конференции / под ред. Л. Г. Егорова, О. Н. Ксенофонтова, В. П. Сергеева. М.: ВПАЛ 990. -172 с.
  4. , С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи. Методологические проблемы исследования молодежи / С. В. Алещенок. М.: Социум, 1998.-С. 35−37.
  5. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Ленинградск. гос. ун-т, 1969. — 340 с.
  6. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. / В. И. Андреев. Казань: Казанский гос. ун-т, 2002. — 556 с.
  7. , Е.А. Социальный статус и активность личности: личность как субъект и объект социальных отношений / Е. А. Ануфриев. М.: Моск. гос. ун-т. 1984.-287 с.
  8. , Э.А. Безопасность жизнедеятельности : учебник. М.: Издательский Дом «Дашков и К2», 2001. — 678 с.
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976. 157 с.
  10. Ю.Бабищев, В. П. Белгородская молодежь в условиях радикальных социально-экономических реформ. Молодежь провинциальной России, социальные проблемы и перспективы развития / В. П. Бабищев. Белгород, 1994.-С. 23 -25.
  11. , П. И. Молодежь в структуре современного Российскогообщества. Методологические проблемы исследования молодежи / П. И. Бабочкин.-М.: Социум, 1998. -С.22−30.
  12. , Н.И. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях вхождения в рынок. /Н.И. Баенко // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: материалы международной научно-практической конф., 26−28 сент. 1995 г./Вып. 1.-СП6., 1995.-С.21−23.
  13. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин и др. СПб.: Питер, 2005. — 302 с.
  14. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Илницкая, А. Ф. Козьякови др. М.: Высш.шк., 1999. — 448 с.
  15. , Г. В. Шеламова, Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безлюева, Г. М. Шеламова. М.: Вербум, 2003 — 168 с.
  16. , В.А. Теоретические основы решения педагогических проблем: пособие для аспирантов и соискателей / В. А. Беликов, О. Г. Хлоповских, С. В. Щеблева. Магнитогорск: Магнитогорск.гос.пед.ин-т, 1999.-40 с.
  17. , А.С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: изд. центр «Академия», 2000. — 192 с.
  18. , В.Е. Алгоритмы автоматизированного контроля успеваемости и формирования информационно-образовательной среды в интеллектуальной системе поддержки принятия решений военного вуза : дис.. канд. техн. наук / В. Е. Белоусов. Воронеж, 2004. — 192 с.
  19. , Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. -М. .-Наука, 1985.
  20. , Л. Р. Агрессия: причины, последствия и контроль: Секреты причин насилия, мотивов убийств, гнева, враждебности, ненависти, разрушения, предрасположенности личности к насилию / Л. Р. Берковиц. М.: Олма-Пресс, 2001 — 122 с.
  21. , В.А., Левиков, С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? Общественные науки и современность / В. А. Бобахо, С. И. Левиков. 1996. № 3. — С. 56−66.
  22. , С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной Росси второй половины XIX-начала XX в.: дис.. канд. пед. наук / С. В. Бордунов. -М.: ВПА, 1991
  23. , В.Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. /В.Н. Боряз. Л.: Наука, 1973. — 155с.
  24. , С.К. Принцип адаптации в решении военных задач / С. К. Бурмистров, В. А. Марчук. Военная мысль. 1997. — № 6. — С. 45−48.
  25. Безопасность жизнедеятельности / Л. М. Власова, В. В. Сапронова, Е. С. Фрумкина, Л. И. Шершнев. М.: Знание, 2002. — 122 с.
  26. Военная энциклопедия: в 15 т. СПб, 1911. -Т.6. — 554 с.
  27. Военная этика: учеб. пособие. М.: ВПА. 1967. — 223 с.
  28. Воин социалистической армии: проблема формирования личности. -М.: Воениздат, 1986.-239с.
  29. , С.В. Офицеры и русская культура. / С. В. Волков, М.: 1998 г. — 187с.
  30. Вопросы воинского воспитания: сб. ст. / Москва, Воениздат -1985г.-178с-
  31. Вопросы обучения и воспитания в военных учебных заведениях / под ред. И. Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1976. — 525 с.
  32. , Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский. Педагогика. 2002. — № 7. — С. З -12.
  33. , Я.И. Девиантное поведение в России в XX веке: основные тенденции развития / Я. И. Гилинский // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. — № 2. — С. 157−163.
  34. , В.Б. Элементы социологической теории молодежи. Человек и общество, социальные проблемы молодежи: уч. записки / Ленинградск.гос.ун-т. Л., 1969. -Bbin.VI. — С. 13−14.
  35. , И.А., Иконникова, С.Н., Лисовский, В. Т. Молодежь в обществе // Человек и общество. Социальные проблемы молодежи: уч. записки / /Ленинградск.гос.ун-т. Л., 1969. -Bbin.VI. — С.5−8, 30.
  36. , П.А. Современная религиозно-идеологическая ситуация в Российском обществе. / П. А. Денисенко // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии: матер, научн. конф. М.: В У- 1998 с. 16.
  37. , С.П. Формирование педагогической готовности будущих офицеров к воспитательной работе с личным составом в нестандартных ситуациях : дис.канд. пед. наук / С. П. Дергачев. Екатеринбург, 1999.-206 с.
  38. , Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера / Л. Ф. Железняк. М.: ВПА, 1979. — 142 с.
  39. , В.И., Елисеев, К.В. Критерии эффективности педагогических нововведений: научно-метод. сборник № 1. Тюмень, 1995. 160 с.
  40. Закон «О безопасности». Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288.
  41. , И.Ю. Становление профессионально-педагогической деятельности студентов в образовательном процессе : дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Иванова. Екатеринбург, 2006. — 206 с.
  42. , С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 166с.
  43. , С.Н., Лисовский, В.Т. Динамика ценностных ориентации молодежи в период реформ. Молодежь в условиях социально-экономических реформ: материалы международной научно-практической конференции. Спб., 1995. — Выпуск 1. — С. 3 — 12.
  44. , И.М. Молодежь в современном российском обществе / И. М. Ильинский // Инф. Бюл. «Клуб Реалисты» 1996. — № 24. — С.5 — 8.
  45. , И.М. Молодежь России, тенденции, перспективы / И. М. Ильинский М.: Молодая гвардия, 1993 — 215с.
  46. , В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, Н. Л. Воспитание? Воспитание! Воспитание. М.: Новая школа, 1998. — 157с.
  47. , Н.С. Толерантный стиль взаимодействия педагога с подростками с отклоняющимся поведением. Инновационные процессы в образовании / Н. С. Касаткина. Ч. 2. С. 37−38.
  48. , В.П. Оптимизация воспитания курсантов вуза на основе комплексного подхода (на материалах командно-инженерных училищ РВСН): дис.. канд. пед. наук / В. П. Клевцевич. М.: ГА ВС, 1994.-204 с.
  49. , Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е. Ю. Клепцова М.: Академический Проект, 2004.- 176 с.
  50. , Е.К., Курдюмов, СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. -М.: Наука, 1994. -236с.
  51. , А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А. Г. Клевцов //- М.: Политиздат, 1975.-271 с.
  52. , К.Н. Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших учебных заведений средствами художественной культуры (педагогическое исследование на материалах вузов РВСН): дис.. канд. пед. наук / К. Н. Ковыляев. М., 2003. — 239 с.
  53. , А.В. Кудзиева, Н.Ю. Попков, А. В. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза. // Педагогика. 2003. № 5 с. 44−49.
  54. , О.Н. Молодежь России в 90-е годы / О. Н. Козлова. // Социально- политический журнал. 1997. — № 3. -246 с.
  55. , Д.В. Толерантность (введение в проблему) / Д. В. Колесов -М., Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 240 с.
  56. Кон, И.С. В происках себя. Личность и самосознание / И. С. Кон.
  57. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  58. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.- 255 с.
  59. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон М.: Мысль, 1967. -383 с.
  60. , A.M. Формирование установок толерантного сознания. Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия воспитания учащихся: опыт регионов России»: сб. материалов. М.: ИТАР ТАСС, 1999.-С. 37−38.
  61. Концепция национальной безопасности // Красная звезда. 2000. 20 января.
  62. , Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования : учеб. пособие. М.: УРАО, 2002. — 125 с.
  63. , А.А. История русской армии / А. А. Корсоновский. -М.: 1992 г.
  64. , В.В. Методология педагогического исследования /В.В. Краевский // Пособие для педагога исследователя. Самара, Самарский гос.пед.ин-т, 1994. — 165 с.
  65. , Н.Н. Формирование способов адаптивного поведения в экстремальных ситуациях у будущих военных специалистов: дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Красноштанова. Омск, 2003. — 191 с.
  66. , В. Культура безопасности : опыт социологического анализа. Безопасность Евразии / В. Кузнецов. 2000. — № 2. — С. 513−561.
  67. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 С.
  68. , Н.А. Педагогические принципы системы студенческого самоуправления / Н. А. Лейбовская // Студенческое самоуправление: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1989. — С.56−59.
  69. , А.В., Лисовский, В.Т. В поисках идеала: Диалог поколений. Мурманск., 1994. — 276 с.
  70. , Е.Г. Политика терроризма / Е. Г. Ляхов. М.: Международные отношения, 1997.
  71. , Ю.С. Средовый подход в воспитании / Ю. С. Средовый. Педагогика. -№ 7.-2000. -С.39−41.
  72. , А.К. Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы / А. К. Маркова. М.: Воениздат, 1994 — 374с.
  73. , Е.Я. ты — мы : Психологические возможности улучшения общения Е. Я. Мелибруда. Пер. с польс. — М.: Прогресс, 1986.
  74. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Наука, 1980.429с.
  75. , П.М. Особенности функционирования военного образования на этапах реформирования Вооруженных Сил России: дис.. канд. пед. наук / П. М, Мильберт. Спб., 2003. — 253 с.
  76. , Ф.И. К вопросу о методах исследования современной молодежи. Методологические проблемы исследования молодежи Ф. И. Минюшев. М.: Социум, 1998 — С.56−59.
  77. , В.И. Реформа военного образования: проблемы и пути реализации /В.И. Миронов. Военная мысль — 1993-№ 2-С.22−26.
  78. , В.И. Реформа военного образования: проблемы и пути реализации / В. И. Миронов // На службе Отечеству: тез. междунар. науч. -практ. конф., посвященной столетию со дня рождении Г. К. Жукова, Курган, / -Курганск. гос. ун-т. -Курган 1997. С. 3−9.
  79. , И.В., Федорченко, А.Д. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. Омск, 2005. — 216 с.
  80. , А.В. Введение в социальную педагогику /А.В. Мудрик. -Пенза, 1994.
  81. , А.В. Общение как фактор воспитания школьников /А.В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  82. , К. Диагноз нашего времени. Проблемы молодежи в современном обществе / К. Мюанхейм. М., 1994.
  83. , Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. заведений: В зкн. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. кн. 1. — 688 с.
  84. , А.В. Формирование ответственности как профессионально-личностного качества у курсантов младших курсов военного вуза: дис. .канд. пед. наук / А. В. Немчининов. Саратов, 2005. -192 с.
  85. , Л.И. Воспитание как педагогическая категория / Л. И. Новикова // Педагогика. -2000. № 6. — С.28−35.
  86. , Д.М. Педагогические условия патриотического воспитания курсантов военного вуза: дис.. канд. пед. наук / Д. М. Нуждин. -Екатеринбург, 2004. 208 с.
  87. О развитии системы военного образования ВС РФ: Пр. МО РФ от 13.04.94 № 191-М.: 1993.
  88. Об обороне: Закон Российской федерации от 13.01.1996 г. // Собрание законодательства Ведомости Российской Федерации. 1999. — № 3. -С. 693−735
  89. Об обороне: Закон Российской федерации от 24.09.1992 г. № 3531−1 //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. -№ 42.
  90. Общая психология / Маклаков, А. // Учебник для вузов/ А. Маклаков. СПб: Питер, 2003. — 592 с.
  91. Общевойсковые уставы. М.: Воениздат, 1993 .- 186с.
  92. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Моск.гос.ун-т, 1987. — 306 с.
  93. , В.В. Социальные проблемы и укрепление институтов местного самоуправления. Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития / В. В. Овчинников. Белгород, 1994. — С.50 -53.
  94. С.И. Толковый словарь современного русского языка / С. И. Ожегов. М. — 1987. — 757 с.
  95. , Ю.Н. Педагогические условия активизации самовоспитания курсантов : канд. дис. пед. наук / Ю. Н. Окунев. Хабаровск, 2002. — 221 с.
  96. , А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании /
  97. А.А. Орлов // Педагогика. 2000. — № 3. — С.9−15.
  98. , В.В. Воспитание гуманности у курсантов военного вуза: дис. канд. пед. наук / В. В. Павлов. Краснодар, 2004. — 217 с.
  99. , Б. Д. Основы социально психологической теории. / Б. Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1971- 351с.
  100. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М.: Школа — пресс, 1998. -512с.
  101. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, J1.B. Трубайчук. М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
  102. Педагогические курсы ведомства военно-учебных заведений // сб. 3-й: 1909−1910 гг. СПб., 1911.-276 с.
  103. , Е.Н. Природно-биологические факторы социальной активности личности / Е. Н. Песоцкая. Саранск: Моск.гос.ун-т, 1996. — 15 с.
  104. , П.В. Государственно-патриотическая идеология и духовные ценности воинов России /П.В. Петрий // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии: материалы научно-теоретической конф. -М.: ВУ 1998 г.
  105. , П.В. Духовные ценности / П. В. Петрий. М.: ВУ. -1998.49с.
  106. , В.И. Великобритания: социализация молодежи на рубеже 90-х годов XX века / В. И. Петрищев. Красноярск: КГПИ, 1992.
  107. , А.П. Социальная активность: сущность, содержание, критерии // Формирование социальной активности личности: сущность, проблемы / А. П. Петров. М. — 1985. — С. 3−18.
  108. , Т.Э. Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления, автореф. дис. док. соц. наук, — СПб, 1997- 42с.
  109. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив /А.В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  110. , Л.А. Педагогические поиски в создании региональных систем/Л.А. Пикова.-Киров: КОИУУ, 1993.- 141с.
  111. , А.А. К вопросу об определении молодежи как социальной категории /А.А. Поликанов // Социальное управление и молодежь. М.: 1969 — Вып.П. М., 1969. — С.70−77.
  112. Постановление Правительства РФ о Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ на 1998−2000 годы // Российская газета. 1997, 23 окт. — С. 3−6.
  113. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). М.: Воениздат, 1991−126с.
  114. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Учебное пособие. -М.: ВУ, 1998−281с.
  115. Психология развивающейся личности. / под ред. А. В. Петровского -М.: Педагогика школы, 1987. 239с.
  116. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений / под ред. В. И. Загвязинского, С. А. Гильманова. М., 1998- 253с.
  117. , О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы /О.А. Раковская. М.: Наука, 1993. — 192 с.
  118. , Б. Философский словарь разума, материи и морали / Б.Рассел. Киев, — 1996. -70 с.
  119. , Н.И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста /Н.И. Рейнвальд // Студент на пороге XXI века. М.: ун-т Дружбы народов, 1990- С. 16−31.
  120. , JI.C. Педагогическая стратегия воспитания молодежи в системе отраслевых профсоюзов: дис.. канд. пед. наук / Л. С. Роготовская. -Магнитогорск, 2004. 206 с.
  121. , В.А. Государственная молодежная политика: история и перспективы / В. А. Родионов // Молодежь России на пороге нового тысячелетия. Мол. -97: надежды и разочарования: В 2-х кн. Кн. 1. М., 1997. -С. 55−59.
  122. , А.В. Методологический анализ современных буржуазных концепций социализации личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1980.-22с.
  123. , Б.А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин // Молодежь России на пороге нового тысячелетия. Серия. М., 1997. — Кн. 1.: Молодежь — 97: надежды и разочарования. — 1997. /Отв.ред. Б. А. Ручкин -1997.-С. 16−19.
  124. , Б.А. Что такое российская молодежь? /Б.А. Ручкин // Методологические проблемы исследования молодежи. М.: Социум, 1998 -С. 18−22.
  125. , Е.Ф. Структура направленности личности студентов / Е. Ф. Рыбалко // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы международной научно-практической конференции. — СПб, 1995. -Вып. 1. -С.82−84.
  126. , O.K. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета : автореф. дис. канд. пед. Наук/О.К. Сазонова. Новосибирск, 2000. — 16с.
  127. Сапронов, В. О личности безопасного типа и компетентности в области ОБЖ / В. О. Сапронов // Основы безопасности жизнедеятельности.2002. -№ 3. -С.6−8.
  128. , Р.А. Молодежные организации как фактор социализации подрастающего поколения Великобритании / Р. А. Свиридон. Красноярск, 1996.- 16 С.
  129. H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика.-2000.- № 6. -С.35−38.
  130. , Г. В., Боброва, Т.В., Абидоков, Ш. М. Как создать общественное объединение учащейся молодежи Методические рекомендации.1. М.: ТОО СИМС, 1998. 33 С.
  131. , З.В. Молодежная культура: «за» и «против» / З.В. Сикевич
  132. Л.: Лениздат, 1990.-206 С.
  133. , В.А. Диалектика и движущие силы студенческого самоуправления / В. А. Сластенин // Студенческое самоуправление: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1989. — С.5 — 9.
  134. , В.А. Теория и практика высшего педагогического образования / В. А. Сластенин. М.: Моск.гос.пед.ин-т, 1987. — 142 С.
  135. , Е.Г. Молодежная политика на рубеже веков: вопросы теории и практики / Е. Г. Слуцкий. СПб: ИРЭ РАН НАЮ, 1999. — 88с.
  136. Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.-432 С.
  137. Современная технология социально-культурной деятельности. Учебно-методическое пособие / сост. Е. И. Григорьева. — Тамбов: ТГУ, 1997.19 с.
  138. , Ю.М. Военным училищам радикальную перестройку. Взгляд на проблему / Ю. М. Сорокин // научно-методический сборник. — 1993. -№ 43.-С. 8−12.
  139. , Ю.М. Система многоуровневого военного образования / Ю. М, Сорокин // Военная мысль. 1992. № 12. — С. 10−11.
  140. Социализация /Большая Советская энциклопедия: В 30 т. — М.:
  141. Советская энциклопедия, 1976. Т. 24. — С. 651.
  142. Социализация /Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Российская энциклопедия, 1993. — Т. 2. — /Под ред. А. В. Мудрика.С.359−361.
  143. Социализация /Философская энциклопедия: В 5 т. М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 3. — С. 66−67.
  144. Социальная интеграция детей и молодежи в условиях современного общества: Вторая международная научно-практическая конференция, Вологда, 1996. 2−6 сентября. Вологда. Русь, 1996. — 95с.
  145. Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: СПбгос. ун-т, 1996.-464 с.
  146. Социология молодежи: учебник / под ред. Н. М. Боенко, Я. Н. Гилинского, С. И. Голода. СПб.: СПбгос. ун-т, 1996. — 458 с.
  147. Социология молодежной культуры: Сборник научных трудов. -Тамбов: Изд-во МИНЦ, 1993. 98 с.
  148. Социология. Словарь справочник. Междисциплинарные исследования: в 4 Т. — М.: Наука, 1991. — Т. 3. С. 45 — 46.
  149. , Е.К. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. Псков: ПОИПКРО, 1998- 263 с.
  150. , В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление / В. Я. Суртаева. СПб.: СПб ГАК, 1995. — 33 с.
  151. В. А. Методика воспитания коллектива /В.А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1981. 192 С.
  152. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ, 1996. — 480 С.
  153. , Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе / Е. В. Ткаченко // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). -С. 15−24.
  154. Толерантное сознание и формирование толерантных отношенийтеория и практика): сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 368с.
  155. , Н.Н. О ценностях молодежной культуры / Н. Н. Третьяков // Молодежь в системе общественных отношений: Тез. докл. Первой научно-практической конференции: Липецк, 1999. — С.78 — 82.
  156. , И.В., Гражданников, Е.Д. Измерение социальной мобильности / И. В. Удалова. Новосибирск: Наука, 1988. — 112с.
  157. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / Гуров, В.Н., Б. З. Вульфов, Б. З. Галяпина, В.Н. и др.: учебное пособие. М.: Наука, 2004. — 240 с.
  158. , Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов: философско-педагогические аспекты проблемы / Ш. Ш. Хайруллин. -Челябинск: ЧВВАКУШ, 1995. 112 с.
  159. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. — 404с.
  160. , В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия / В. И. Чупров. Социс. -1997. -№ 3. — С.84−92.
  161. , В.И., Зубок, Ю.А. Социализация молодежи в посткоммунистической России / Ю. А. Зубок // Социально-политический журнал. 1996. — № 6. -С. 150−157.
  162. , Б. Социальная работа как активирующий процесс в городском районе / Б. Шайд // Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы. -М.: Подвиг, 2001. -С. 198−203.
  163. , А.В. Молодежная политика в свете концепции устойчивого развития / А. В. Шаронов // Социально-политический журнал 1996.-№ 6.-С. 143−149.
  164. , Е.Б. Современные немарксистские концепции политической социализации: автореф. дис. док. филос. наук / Е. Б. Шестопал. -М.: 1989.-29с.
  165. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1988. — 544с.
  166. , В.А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. М.: «Наука», 1966. — 300 с.
  167. Barker, R.G., Wrigh, H.F. One Boy’s Day: A Specimen Record of Behavior. New York: Harper, 1951.
  168. Bruner, J.S. Child’s Talk. Acts of Meaning. Cambridge (Mass). -Harvard: Harvard University Press, 1990.
  169. Coleman, J. Young People in the 1990's. London, 1992.
  170. Dictionnaire de Morale. Ed. par 0. Hone. — Fribourq, Edition Universitaires, 1983. — P. 202—203
  171. Jones, G., Wallace, С Youth, Family and Citizenship. London, 1992.
  172. Parsons, T. Social and the Evolution of Action Theory / T. Parsons. -N.Y., 1997.-297p.
  173. Valsiner, J. Culture and the Development of Children’s Action: A Cultural Historical Theory of Developmental Psychology. New York: Wiley, 1987.
  174. Volpicelly, A., Lucetty, A. Educazione lavoroe tempo libera. Roma, 1961.
  175. Wels, S. America: Then and Now. Mill Valley, California, 1992.
  176. Wentworth, W. Context and Understanding: An Inquiry into Socialization Theory. -New York: Elsevier, 1980.
  177. White G. Socialization. London, 1972.
Заполнить форму текущей работой