Влияние иммиграционной политики правительства России на социально-экономическое развитие Дальнего Востока страны: 1856-1917 гг
Это необходимо, поскольку большая часть доступных историкам сводных данных бывает, как правило, собрана' не историками и не в исследовательских целях. Поэтому они зачастую имеют лишь косвенное отношение к конкретному историческому исследованию. Тем не менее, при анализе можно использовать имеющиеся данные в качестве показателей тех понятий, которые непосредственно интересуют исследователя… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Анализ состояния изученности темы и источниковой базы исследования
- 1. 1. Анализ литературы по предмету исследования
- 1. 1. 1. Историография вопроса применения иностранного труда в регионе и политики России в отношении трудовой иммиграции
- 1. 1. 2. Историографический обзор вопроса о роли иностранных капиталов в экономике края и экономических аспектах иммиграционной политики российских властей
- 1. 1. 3. Проблемы правонарушений внешних мигрантов в отечественной и зарубежной историографии
- 1. 2. Анализ источниковой базы диссертационного исследования
- 1. 1. Анализ литературы по предмету исследования
- ГЛАВА II. Особенности формирования и развития иммиграционной политики России в дальневосточном регионе во второй половине XIX — начале XX вв
- 2. 1. Административный механизм формирования иммиграционной политики России
- 2. 2. Формирование фискального и административного контроля над иммигрантами во второй половине XIX- начале XX вв
- 2. 3. Формирование системы таможенных квот и пошлин на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX — начале XX вв
- 2. 4. Межбюрократическая борьба вокруг таможенных пошлин и квот на русском Дальнем Востоке в начале XX в
- 2. 5. Ведомственные противоречия в вопросах модернизации паспортно-визовых правил на Дальнем Востоке страны (19 061 917гг.)
- ГЛАВА III. Влияние иммиграционной политики России на ^ экономику Дальнего Востока страны (1856−1917гг.)
- 3. 1. Влияние таможенного режима на интенсивность международных ф торговых связей русского Дальнего Востока
- 3. 2. Влияние политики правительства России на характер иностранных инвестиций в добывающей и обрабатывающей промышленности русского Дальнего Востока
- 3. 2. 1. Иностранные капиталы в добывающей промышленности
- 3. 2. 2. Иностранные капиталы в обрабатывающей промышленности
- 3. 3. Иммиграционная политика России и ее влияние, на иностранное участие в сельском хозяйстве и промыслах региона
- 3. 3. 1. Иностранные капиталы в сельском хозяйстве Приморья и их ф влияние на аграрную ренту в конце XIX — начале XX вв
- 3. 3. 2. Воздействие экономических и административных мер на промыслы внешних мигрантов на Дальнем Востоке России
- 3. 4. Влияние иммиграционной политики на рынок, труда промышленного сектора Дальнего Востока России
- ГЛАВА IV. Негативные социальные последствия деятельности внешних мигрантов на восточных окраинах Российской империи и политика государства в криминальной сфере
- 4. 1. Недостатки российского законодательства, затрудняющие борьбу с правонарушениями, совершаемыми иностранными подданными
- 4. 2. Иммиграционная политика России и борьба с налоговыми преступлениями
- 4. 3. Иммиграционная политика России и уголовные преступления, совершаемые иностранцами на Дальнем Востоке.'
Влияние иммиграционной политики правительства России на социально-экономическое развитие Дальнего Востока страны: 1856-1917 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
определяется как общественно-политическими, так и собственно научными факторами.
В последние годы перед российским правительством возник целый ряд проблем, связанных с внешней трудовой миграцией и неблагополучной демографической ситуацией в страну.
По прогнозам ВОЗ ожидается, что с 2001 по. 2015 г. численность населения России сократится почти на 10 млн человек1.
При существующих демографических тенденцияхмиграционная составляющая в численности населения приобретает для России едва ли не определяющее, значение. Испытывая постоянный • дефицит рабочих рук, Россия окажется заинтересованной в привлечении мигрантов. Особой остроты ситуация достигнет в восточных районах страны, где наблюдается тенденция к внутренней миграции населения в Европейскую Россию.
В условиях складывающейся демографической ситуации перед правительством России стоит вопрос о модернизации йммиграционной политики в целях привлечения и адаптации мигрантов.
Но если привлечь азиатских рабочих и предпринимателей, то не создаст ли это' угрозу экономической, социальной, культурной или криминологической «безопасности» страны? .
Изучение истории проблемы позволит сделать некоторые выводы об эффективности тех или иных методов и правовой базы иммиграционной политики. Анализ механизма иммиграционной политики даст ответ на вопрос о малоэффективных звеньях бюрократической вертикали. А это значительно поможет при современной реорганизации миграционных служб.
Обращение к теме иммиграционной политики дореволюционной России определяется как сформулированной общественно-политической, так и научной точкой зрения. До сих пор в отечественной и зарубежной историографии не появилось комплексного обобщающего исследования, посвященного вопросу влияния иммиграционной политики правительства России на социально-экономическое развитие восточной окраины во второй половине XIX.- начале XX вв.
Объектом исследования является политика российских властей в отношении тех экономических, социальных, а отчасти и политических проблем, которые создавало для российской администрации движение иностранных капиталов и труда на русском Дальнем Востоке.
Предметом исследования является отраженная в' источниках и литературе деятельность российских властей по выработке и практической реализации норм иммиграционного законодательства Российской империи.
Целью исследования — изучение проблем влияния иммиграционной политики правительства России на движение иностранных капиталов, рабочей силы и криминальное поведение некоторых групп внешних мигрантов в дальневосточном регионе, что .в конечном итоге отражалось на социально-экономическом развитии края.
Что же такое иммиграционная политика? По мнению американских политологов, иммиграционная политика, государства — это политика властей, направленная на регулирование внешних миграционных потоков труда и капитала, а также социально-экономическую адаптацию прибывшего из-за рубежа населения в целях устойчивого развития того или иного региона2.
Внешние мигранты (прибывшее из-за рубежа население) — достаточно широкий • термин, требующий некоторого пояснения. В работе данный термин означает иностранных подданных, находившихся на территории Дальнего Востока Российской империи. Иностранцы классифицируются по времени их пребывания в России и по характеру деятельности. •.
Они подразделяются на стационарных мигрантов (стремящихся принять местное гражданство, осесть на постоянное место жительства в регионе) и маятниковых мигрантов (временно пребывающих-в крае).
По характеру деятельности внешние мигранты выступают в качестве:
1) постоянных. оптовых или сезонно торгующих розничных предпринимателей;
2) сезонных рабочих «отходников» или осевших в городах края ремесленников (образующих более или менее стабильную диаспору);
3) сезонных батраков или получивших в аренду землю на длительный срок землепользователей;
4) прибывших с культурно-просветительской целью в край проповедников (на длительный срок) или туристов (незначительный срок).
Достижение поставленной цели предопределило решение целого комплекса задач:
В ходе исследования предстояло:
1. Изучить механизм и методы (инструменты) иммиграционной политики России на Дальнем Востоке во второй половине XIX — начале XX вв.
2. Исследовать влияние иммиграционной политики России на экономику дальневосточного региона.
3.Проанализировать воздействие иммиграционной политики на криминальное поведение иностранных предпринимателей и чернорабочих.
Методологическую основу диссертации составляют научные принципы объективности и историзма. Принцип объективности требует полного и всестороннего анализа всей совокупности фактов, он позволяет избегать как необоснованной критики иммиграционной политики России в дальневосточном регионе до 1917 г.,'так и ее идеализации.
На принципе историзма построены три метода научного исследования: историко-генетический, историко-типологический и историко-системный. При использовании того или иного общеисторического метода применяются и общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Историко-генетический метод представляет собой последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. По логической природе историко-тенетический метод является аналитически-индуктивным, а по форме выражения информации об исследуемой реальности — описательным. Разумеется, это не исключает использование в работе количественных показателей. Но последние выступают как элемент описания свойств объекта, а не как основа для выявления качественной природы и построения его. сущностно-содержательной и формально-количественной модели.
В работе с помощью историко-генетического метода удалось выстроить в хронологической последовательности факты и выделить на их основе этапы иммиграционной политики России.
Однако ограничитьсяэтим методом нельзя, так как он тяготеет к описательности и фактографизму. Кроме того, историко-генетический метод не имеет разработанной и четкой логики и понятийного аппарата.
Слабые стороны историко-генетического метода ликвидируются только при сочетании его с другими общеисторическими методами.
Одним из них является метод историко-типологического анализа. Он состоит в том, что необходимые для анализа социальные факты выделяются и классифицируются на основе дедуктивного подхода.
С помощью историко-типологического метода в работе удалось вычленить из совокупности политических мероприятий российских властей инструменты иммиграционной политики России (таможенное обложение, квотирование, паспортно-вцзовый контроль, налогообложение 'юридических и физических лиц) и выделить в структуре миграции основные виды иностранного присутствия на Дальнем Востоке страны (предпринимательская деятельность и наемный труд в торговой, промышленной и промысловой сферах).
При постановке проблемы и выработке стратегии ее решения автором применялся также системный подход, ориентирующий исследование на раскрытие целостности объекта и выявление многообразия его связей.
Историко-системный метод позволил не только описать иммиграционные проекты российских властей, но и проследить практическое их выполнение, а также социально-экономические последствия предпринятых мер.
Кроме того, с помощью историко-системного метода удалось объединить в генерализируемый ряд собранные в архивах и опубликованные в источниках сводные данные.
Это необходимо, поскольку большая часть доступных историкам сводных данных бывает, как правило, собрана' не историками и не в исследовательских целях. Поэтому они зачастую имеют лишь косвенное отношение к конкретному историческому исследованию. Тем не менее, при анализе можно использовать имеющиеся данные в качестве показателей тех понятий, которые непосредственно интересуют исследователя. Например, сведения об эпидемиях в среде китайцев на русском Дальнем Востоке дают представление о районах их концентрации. Сводные данные о количестве импортируемой в Россию китайской одежды и некоторых, характерных только для китайского потребления пищевых продуктов, дают определенное знание о реальном объеме присутствия китайцев в регионе.
В. основе историко-системного метода лежит структурно-функциональный анализ, который позволяет на основе частных фактов построить целостную картину исторической действительности.
Главное преимущество этого метода состоит в том, что именно на основе структурно-функционального анализа становится возможным восхождение от абстрактного к конкретному, т. е. применение метода приводит к. конкретно-теоретическому знанию.
Учитывая, что объектом анализа являются внешние миграции (труда и капитала), а также политическая реакция российского правительства на это проникновение, в работе предпринимается, ¦ попытка использовать количественные методы структурно-функционального анализа.
В частности, в диссертации применялись методы сбора и первичной обработки исторической статистической информации — шкалирование и контент-анализ. Они позволили определить качественнее изменения в событийно-историческом контексте, способствовали раскрытию взаимосвязи событий, происходивших одновременно в стране и за границей.
Шкалирование — это процедура объединения ряда относительно узких показателей в единую сумму. Этот метод достаточно прост. Формулируется исследователем вопрос. В частности, как относились к проблеме ужесточения паспортно-визового режима представители министерств.
России? Потом, архивный материал классифицируется по следующим ответам: по пункту 1 — «за», по пункту 2 — «против», по пункту «3» — нет определенного мнения. Недостаток построения шкап такого уровня состоит в том, что мы ничего незнаем о причинах такого выбора. Поэтому дополнительным методом анализа источниковой базы является контент-анализ, т. е. систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. Метод состоит в том, что подсчитывается частота и. форма употребления ключевых слов в тексте. Например, для ответа на вопрос «Насколько интересовала тема иностранного экономического присутствия на Дальнем Востоке страны министровиностранных дел, внутренних дел и финансов?» в «Журнале заседания Совета министров» рассматривается1, сколько раз и в каком эмоциональном и логическом плане министры упоминали внешних мигрантов. На основе полученных данных делается первичный вывод о «позиции» министерств по вопросам трудовой и экономической внешней миграции на русском Дальнем Востоке.
Территориальные рамки исследования представлены регионом, занимаемым в настоящее время Амурской, Камчатской, Сахалинской областями, • Приморским, Хабаровским краем,. Корякским и Чукотским автономными округами. В изучаемый период эти территории восточной части России наиболее активно осваивались иностранным капиталом и трудом. Административно они входили в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства (далее ВСГГ), образованного в 1822 г. и просуществовавшего до 1884 г. С 1884 г. из ВСГГ было выделено.
Приамурское генерал-губернаторство, в состав которого и был передан этот регион. Рассматриваемые территории находились в ведении Приамурского генерал-губернатора весь изучаемый период.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1856 по 1917 г.
Выбор нижней границы хронологической рамки вызван тем, что именно в 1856 г. российские власти вводят режим «порто-франко» в регионе. Это событие ознаменовало переход России к новым средствам иммиграционной 1 политики в регионе.
Верхняя граница хронологической рамки — 1917 г. взята потому, что именно в это время произошло разрушение Российской империи. Это кардинально изменило сам характер политики Российского государства в отношении восточных окраин страны.
Научная новизна диссертации заключается в том, что на основе впервые введенных в научный оборот исторических источников, а также уже использованных, но по-новому освещенных в контексте Данной темы материалов комплексно изучены механизм формирования (технология) и методы реализации (инструменты) политики правительства России по регулированию деятельности иностранцев на Дальнем Востоке страны. При этом не только исследован целый комплекс воздействующих на иммиграцию мероприятий царского правительства в 1856 — 1917 гг. (таможенный режим, паспортно-визовые правила, квотирование, налогообложение), но и проанализирован их социально-экономический эффект.
Новизна исследования определяется тем, что впервые. в результате системного использования опубликованных и неопубликованных источников дан анализ позиций всех заинтересованных министерств России по вопросам внешней миграции труда и капитала, подробнорассмотрена дискуссия министерств и ведомств России • по вопросу модернизации паспортно-визового режима в годы первой мировой войны.
На основе анализа источников и литературы делается вывод, что, министерства и ведомства России в начале XX в. имели свои взгляды на роль иностранных капиталов и труда в экономике края. Поэтому они выдвигали и отстаивали порой взаимоисключающие, проекта, которьле получали одобрение законодательной власти.
Например, власти, с одной стороны, возводили таможенные барьеры для иностранного торгового капитала, надеясь привлечь его из торговой в сферу промышленного производства, с другой — ужесточили паспортно-визовый режим и обложили дополнительной пошлиной предметы • быта азиатских рабочих, что неблагоприятно сказалось на количестве дешевой рабочей силой в регионе. В результате, несмотря на то что введение таможни способствовало росту спроса на продукцию местного производства, это благоприятно отразилось только на аграрном секторе и рыбопромышленности региона.
Отсутствие дешевого «желтого труда», до начала первой мировой войны тормозило приток иностранных капиталов в промышленность края.
Таким образом, бюрократические разногласия при проведении иммиграционной политики' неблагоприятно отразились на экономическом развитии промышленности региона. Манипуляции на рынке труда также стали причиной роста числа правонарушений иностранцев в крае.
На основе впервые вводимых в научный оборот ранее закрытых архивных материалов сделан вывод, что таможенное обложение и ужесточение паспортно-визовых правил не только снижало объемы иностранного труда в крае, но и вызывало рост преступности в среде иностранных подданных. В исследовании комплексно отражена деятельность российских властей по борьбе с правонарушениями, иностранцев в регионе, выявлены ее институциональные и правовые недостатки.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что опыт деятельности государственных cтpyкtyp по регулированию внешних миграций может быть применен для дальнейшей разработки региональной концепции привлечения иностранных капиталов и рабочей силы. Некоторые положения диссертационного исследования внедрены и используются в практической деятельности Управления по делам миграции УВД Иркутской области при организации миграционного контроля (Акт о внедрении НИР в практическую деятельность от 14 октября 2003 г.).
Основные положения и выводы работы могут найти применение в учебном процессе при чтении специальных курсов по истории региональной политики, деятельности иностранных держав и их подданных на территории Восточной Сибири и Приамурья.
Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 39 работ, в том числе три монографии и четыре статьи в реферируемых журналах по списку ВАКа: «Восток. Афро-азиатские общества», «Известия Иркутской государственной экономической академии», «Вестник Иркутского государственного технического университета».
Полученные в ходеработы результаты исследования были апробированы на 14 научных международных и научно-практических конференциях, в том числе: «Восток и Россия: взгляд из Сибири». (Иркутск, 1996, 1998) — «Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: История исовременность». (Иркутск, 1996) — «Диалог кулбтур народов России, Сибири и стран Востока» (Иркутск, 1998) — «Сибирь: вехи истории». (Иркутск, 1999) — «Проблемы истории Сибири накануне XXI в.». (Иркутск, 2000) — «Русская философия права: основные проблемы и традиции». (Ростов-на-Дону, 2000) — «Проблемы миграционной политики в Восточной Сибири». (Иркутск, 2002) — «Государственно-правовое развитие Сибири». (Иркутск, 2003)'- «Силовые структуры России: страницы истории». (Иркутск, '2004), а также на научно-практическом семинаре, проведенном по совместной программе МВД и Совета Европы «Полиция. Права национальных меньшинств и иммиграционная политика» 24−27 мая 2004 г. в г. Иркутске.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России от 17 ноября 2004 г. Протокол № 3, на заседании кафедры Всемирной истории Иркутского государственного педагогического университета от .1 декабря 2004 г. Протокол № 4, на экспертном совете Иркутского государственного университета. Протокол № 21 от 17 декабря 2004 г.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского' института МВД России от 17 ноября 2004 г. Протокол № 3, на заседании кафедры Всемирной истории Иркутского государственного педагогического университета от .1 декабря 2004 г. Протокол № 4, на экспертной комиссии диссертационного совета Иркутского государственного университета. Протокол № 21 от 17 декабря 2004 г.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1 См.: Арин О. А. Мир без России. М., 2002. С.422−423.
2 См.: Immigration Threaten and Economic Security. W. 1994. P-5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Во второй половине XIX — начале XX вв. русский Дальний Восток стал л районом, в котором значительную часть населения составляли подданные иностранных, держав, прибывавшие в край временно или на постоянное место жительство.
Царское правительство выработало ряд мер административного и экономического воздействия на иммиграционные потоки.
Методами воздействия на иммиграционное движение иностранцев в Россию были:
1) паспортно-визовый контроль в пограничных пунктах и административных центрах;
2) квотирование сферы приложения иностранного труда;
3) таможенные пошлины на иностранные товары, потребляемые внешними мигрантами;
4) налоговое обложение иностранцев, проживавших в России.
Тем не менее в дореволюционной России не было до конца проработанной и официально утвержденной концепции иммиграционной политики и единого иммиграционного закона, определяющего режим пребывания иностранных рабочих, предпринимателей, туристов и иных категорий иностранных граждан на востоке Российской империи.
При обсуждении в правительстве вопросов формирования и проведения в жизнь мероприятий по управлению внешними мигрантами активное участие принимали несколько министерств и ведомств России — МИД, МВД, Министерство финансов, Министерство торговли и промышленности, Главное управление землеустройства и земледелия и Военное министерство.
Пользуясь .тем, что российские власти при проведении, политики в отношении иностранных • подданных руководствовались различными правовыми актами, изложенными на страницах «Таможенного устава», «Устава уголовного судопроизводства», «Закона о состояниях»,.
Учреждения Сибирского" и пр. нормативных документов, вышеперечисленные министерства и ведомства старались при формировании политики отстоять свои ведомственные интересы и провести в жизнь те законодательные новеллы в отношении трудовых мигрантов, иностранных предпринимателей и их капиталов, которые бы отвечали интересам их ведомств.
Опосредованное участие 'в формировании и проведении иммиграционной политики принимали депутаты Государственной Думы. Следует отметить, что появление этого политического института в 1906 г. дезорганизовало и без того не централизованную иммиграционную политику России на Дальнем Востоке страны. Депутаты от восточных окраин империи отстаивали интересы региональных торговых компрадорских кругов, тесно связанных с иностранным капиталом. Именно поэтому Государственная Дума сталз своеобразным «полем сражения» между протекционистамисторонниками партии «Октябристов» (отстаивавшей интересы европейских промышленных и торговых кругов, стремившихся вытеснить иностранных конкурентов с приамурских рынков) и либералов — преимущественно представителей партии «Кадетов». ,.
Функциональное несовершенство механизма формирования политики в отношении внешних мигрантов и иностранных % капиталов породило как противоречивые меры, принимаемые правительством в иммиграционной сфере, так и «застой» в принятии важных мер юридического и институционального характера.
Так, российские власти пытались во второй половине XIX в. обложить китайских земледельцев как косвенными, так и прямыми налогами. Вместе с тем политика фискального контроля над китайской сельской общиной вылилась, в конце концов, по инициативе МВД России в насильственную ликвидацию китайского землевладения в Приморской области в 80−90-х гг. XIX в. и Амурской области в 1900 г.^.
В отношении китайских предпринимателей «ограничительные» инициативы региональных властей (МВД) не * имели успеха, так как китайская торговля была необходима российским властям (прежде всего, МИД и Министерству финансов) в силу экономических и международно-юридических причин.
Ограничительная" позиция МВД в иммиграцирнных вопросах определялась не только тем, что китайцы. совершали преступления. Мигранты не вкладывали заработанные ими деньги в экономику Дальнего Востока, а вывозили их на родину. Поэтому введением квот предполагалось добиться контроля над необходимым региону, но наполненным определенными экономическими издержками иностранным трудом.
Согласно решениям российских властей, с конца XIX в. объемы иностранного труда в горной промышленности ограничивались цифрой в 50% от общей численности рабочих в. отрасли. Однако из-за межведомственных противоречий российскому правительству не удалось проводить жесткую политику квотирования. Если МВД, ГУЗиЗ и МТиП выступали за введение общих квот на иностранный труд, то Министерство финансов и МИД были против. В результате введено увеличение квоты для восточных рабочих в некоторых отраслях региона.
Разгорелся спор между МВД и МФ и в вопросе о таможенной политике. По мере усиления поощряемой (льготной) свободной миграции в край, формирования здесь крупного потребительского рынка и зарождения промышленного хозяйства правительство перешло к режиму таможенного обложения. Катализатором введения таможни послужил мировой экономический кризис 1899—1903 гг., затронувший и Россию.
В 1904 г., в период русско-японской войны, таможенный режим был временно отменен.
После войны региональные власти и представители МВД по вопросу о сохранении режима «порто-франко» и отношению к азиатскому труду оказались в оппозиции к чиновникам Министерства торговли и промышленности и Министерства финансов. Если первые выступали за ограничения китайской и-корейской миграции в край и сохранение, «порто-франко», то вторые решили проводить политику активного экономического протекционизма, предполагавшего возведение таможенных барьеров для иностранных товаров, но не иностранных капиталов и дешевой рабочей силы. Соединение дешевой иностранной рабочей силы с капиталом должно было привести к динамичному развитию экономики края. Другими словами, «экономические» министерства решили ограничить доступ в край иностранному торговому капиталу (товарам) и поощрять внедрение иностранных инвестиций в промышленность края.
МВД в силу своих ведомственных интересов и задач — обеспечение дешевым товаром местных сотрудников и борьба с иностранной экономической и миграционной преступностью (которая сопровождала движение иностранных капиталрв и • труда) — мешало политике протекционизма.
Частичное отличие воззрений Министерства торговли и промышленности (МТиП) от позиции Министерства финансов (МФ) заключалось в том, что представители первого министерства не желали использовать китайский труд в частных предприятиях золотодобывающей отрасли, поскольку дешевый китайский труд препятствовал внедрению новой техники, сопровождался хищением золота и оскудением россыпей из-за неправильной эксплуатации.
Поэтому МТиП выступало за квотирование иностранного труда в золотопромышленности, хотя и стремилось его путем модернизации таможенного законодательства привлечь .его в остальные отрасли горной промышленности, железнодорожное строительство, земляные, погрузочноразгрузочные работы и в сферу бытового обслуживания.
Поддержало МВД Главное управление землеустройства и земледелия. ГУЗиЗ были необходимы рабочие места для переселяющихся в край в 1 906 456.
1911 гг. жителей европейской части страны. Поэтому чиновники Управления выступали за ограничение в крае объемов иностранной миграции.
Кроме того, на стороне МВД выступили компрадорыпредприниматели, втянутые в торговые контакты с зарубежными странами. Взгляды МФ и МТиП разделялись фабрикантами европейской части России, жаждущими вытеснения иностранных конкурентов с дальневосточного рынка страны.
Особые «ведомственные» интересы в вопросепривлечения иностранного труда также формировали позицию представителей МИДа и.
Военного министерства России. Первые не хотели дипломатических осложнений и поэтому выступали против введения запретительных новаций в миграционном законодательстве. Следовательно, МИД поддерживало в вопросе иммиграции рабочих «экономические» министерства. В отношении торговой политики МИД в целом не занимало устойчивой позиции, склоняясь то к позиции МВД, то МФ. Вместе с тем МИД, опасаясь дипломатических осложнений, выступало против мер, направленных на административное или фискальное ограничение иностранной торговли в крае.
Военное министерство выступало за. проведение политики свободной торговли, позволявшей обеспечивать дешевым товаром воинские контингента края. .В то же время представители армии поддерживали идею привлечения в край дешевой китайской и корейской рабочей силы для строительства стратегический Амурской железной дороги. Ведомственный интерес и определял позицию военного, министра в иммиграционных вопросах. Он то поддерживал проекты МВД, то МФ.
В результате существования «ведомственных» разногласий на проблемы иммиграции политическийкурс в отношении' иностранных рабочих и иностранного капитала был подвержен колебаниям. Ведомственные, как и социально-экономические, а также территориальные ¦ (центр-регион) интересы определяли этот аспект внешнеполитического курса страны.
Так, МВД по инициативе региональной администраций несколько раз пыталось провести через Государственную Думу закон, серьезно ограничивавший права пребывания и передвижения в России мигрантов из стран Восточной Азии. Но МИД противилось этому, указывая на противоречия проекта международно-правовым нормам.
Заинтересованные силы в Думе также поддерживали то проект МВД, то МИД. В результате власти не приняли единого иммиграционного закона, а провели в жизнь противоречивые по своим итогам законоположения.
С одной стороны, с 1909 г. возводились таможенные барьеры для того, чтобы иностранный капитал из торговли перешел в промышленную сферу, с другой — проводились мероприятия по ужесточению паспортно-визового и административного контроля, что сдерживало приток дешевых рабочих рук в промышленность края. В частности, по инициативе. МВД в 1908 г. глава Приамурского края утвердил правила, запрещавшие въезд китайских рабочих в край без выкупа русских билетов. 21 июня 1910 г. МВД был пролоббирован проект о запрещении сдавать иностранцам казенные подряды и поставки. Кроме того, в 1909 и 1913 гг. таможенное обложение иностранных бытовых товаров вызвало повышение цен на рабочие руки мигрантов.
Иностранные рабочие не смогли быть заменены российскими, так как русские рабочие желали' получать • повышенную заработную плату. Отсутствие дешевой рабочей силы сокращало инвестиционные возможности российских предприятий.
Наблюдалось влияние иммиграционной политики не только на рынок труда, но и на иностранную торгово-промышленную деятельность в крае:
1.
Введение
таможенного обложения (1901, 1909, 1913) и ряда административных запретов иностранцам на торговлю и промыслы в начале XX в., не привело к планируемому переходу иностранного торгового капитала в сферу промышленного производства. Иностранцы в основном или спекулировали акциями российских промышленных предприятий, или с импорта переключились на экспортные операции (вывоз сырья с русского Дальнего Востока).
Последнее только косвенно оказывало экономический эффект на развитие местной добывающей промышленности. С началом’первой мировой войны и потерей зарубежных потребителей иллюзия развития дальневосточной добывающей промышленности полностью развеялась, поскольку отрасль, лишенная иностранных потребителей (в основном из центральной Европы), впала в депрессию. .
Элементы будущего упадка были заметны еще в 1913 г., когда произошло введение таможенного обложения по сухопутной границе. Оно привело к росту цен на китайские продукты и одежду. Это еще больше тормозило азиатскую трудовую миграцию в край. Без дешевой рабочей силы стоимость произведеннойпромышленной продукции становилась менее конкурентоспособной на мировом рынке.
2. В обрабатывающей промышленности Приморской области иностранное влияние не было доминирующим. Иностранные предприятия не служили «флагманом производства» и примером деловой инициативы в промышленности (это верно только в отношении торговли). В руках иностранцев большей частью были сосредоточены небольшие промышленные предприятия, которые не могли себе позволить расширенного производства.
3. В то же время введение таможенных ограничений оказало положительное влияние на аграрный сектор региональной экономики. Русские и иностранные землевладельцы, столкнувшись с таким следствием таможни, как увеличение рентабельности внутреннего производства и, соответственно, ростом арендной платы и рентной стоимости земли в крае, были вынуждены после 1901 и 1909 гг. повышать производительность труда в аграрном секторе, что достигалось путем введения агротехнологических новшеств.
4.
Введение
таможни не оказало влияния на промыслы.
Экспортный характер добычи иностранцами природных богатств России и хроническая неуплата. ими налогов подталкивали Петербург и региональные власти к неэкономическим методам • борьбы с промысловиками.
Единственной сферой, где введение таможни имело эффект, являлась рыбопромышленность. Учреждение таможни в 1901 г. было проведено без усиления таможенных служб и имело своим следствием только рост незаконной рыбопромысловой деятельности иностранцев. В 1909 г. ситуация изменилась.
Введение
рыбного надзора и снижение железнодорожного тарифа для дальневосточной рыбы, вывозимой отныне во внутренние районы империи, переориентировали местную рыбопромышленность с японского и китайского на рынок Европейской России.
В целом мы можем заключить, что введение таможённых пошлин в 1901, 1909 и 1913 гг. решило только часть задач, которые формулировали Министерствофинансов и Министерство торговли и промышленностиограничение импорта и рост внутренних торговых связей дальневосточной окраины и европейской части страны, подъем сельского хозяйства и развитие рыбопромышленности. Вместе с тем обеспечить достаточное привлечение иностранных капиталов в добывающую и особенно обрабатывающую промышленность края правительство не смогло. .
Исходя из вышесказанного, следует, что рациональное зерно есть в выводах двух направлений истории социально-экономического развития русского Дальнего Востока, позиции которых были освещены в историографическим разделе — Н. В. Свердлова, Т. Н. Сорокиной и Н. АТроицкой, А. В. Алепко. Действительно, доминирующую роль в проведении политики на русском Дальнем Востоке играли экономические министерства — Министерство финансов и Министерство торговли и промышленности, которые целенаправленно принимали решения по ликвидации тех или иных негативных моментов, складывающихся на рынках русского Дальнего Востока, стремились путем модернизации таможенной политики привлечь иностранные капиталы в те или иные отрасли края. Одновременно, можно говорить как о слабости иммиграционной политики самодержавия до 1905 г. (Н.В.Свердлов) — так и царизма после появления Государственной Думы (Т.Н.Сорокина). Эта слабость выражалась в недостатках механизма формирования политических решений в иммиграционной сфере. Благодаря тому, что МВД имело возможность влиять на рынок труда, используя административные меры, целенаправленная политика МФ и правительства по привлечению иностранных капиталов не всегда достигала планируемых результатов. МВД «саботировало» планы МФ путем введения ограничений для китайских и корейских рабочих. В результате экономические планы правительства в промышленной сфере не реализовывались.
5.Иностранный капитал, не найдя широкого 'применения в промышленной и будучи ограничен (в годы «второй» протекционистской политики с 1909 по 1914 г.) в торговой сфере, стал «уходить» в теневой сектор экономики. В годы протекционизма происходил рост контрабанды на *.
Дальнем Востоке.
Чрезмерное вмешательство государства в экономику региона (введение таможни в 1901 и 1909 гг., административный запрет на ведение промысловых работ, запрещение иностранного труда в казенном производстве и пр.) при незначительности правовой ответственности (конфискация и штраф) и больших доходах от незаконного бизнеса привели к росту наркопроизводства и бутлегерства в крае. Уголовная преступность сопровождала экономическую.
Отсутствие внутренней агентуры заставляло российские власти в борьбе с правонарушениями в среде иностранных граждан опираться, прежде всего, на меры паспортно-визового контроля и внешнего наблюдения за азиатскими подданными. Однако слабая техническая оснащенность и отсутствие межведомственного взаимодействия не позволяли полиции принимать адекватные меры в отношении бандитизма подданных сопредельных стран Восточной Азии.
Таким образом, для реализации планов правительства по эффективному использованию иностранных капиталов и труда необходимо было соединение режима покровительства развитию' местной промышленности (протекционизм) с привлечением дешевого труда из-за границы. Функционирование протекционистского режима в торгово-промышленной сфере при наличии квотирования, административных ограничений на применение иностранного труда в отдаленной и малонаселенной окраине не приносило значительного экономического эффекта для промышленности края, а имело своим косвенным результатом рост числа правонарушений в регионе.
Список литературы
- Архивные фонды
- Ф. 161 (Санкт-Петербург Главный архив, И-З). Оп.34. Д.З.
- Ф.327 (Чиновник по дипломатической части при Приамурском генералгубернаторе). Оп.579. Д. 313, 314, 315, 320.
- Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА).
- Фонды: Ф.99 (П.Ф.Унтербергер). Оп.1. Д. 11.
- Ф.1558 (Приамурский военный округ. 1884−1917). Оп.З. Д. 17, 22.
- Ф. 1573/ сч. (Войсковое правление Амурского казачьего войска). Оп.2.
- Д. 604, 607, 610, 612, 620, 639, 644, 649, 650, 652, 796- Оп!3. Д. 101.
- Ф. 1582 (Войсковое правление Уссурийского казачьего войска). Оп.2.1. Д. 687, 688, 690, 691.
- Ф.2000 (Главное управление Генерального штаба). Оп.1. Д. 1049, 1050, 4125,4191,4193,4209, 6562, 6772, 7002, 7022, 7025, 7050.
- Российский государственный исторический архив (РГИА).
- Фонды: Ф.23 (Министерство торговли и промышленности), Оп.12. Д. 1137, 1154, 1551. Ф. 394 (Комитет по заселению Дальнего Востока при Совете министров). Оп.1. Д. 7. '
- Ф. 560 (Общая канцелярия Министерства финансов). Оп.28. Д. 832. Ф.1265 (Н-й Сибирский комитет). Он. 7. Д. 238, 240- Оп.11. Д. 161, 171. Ф.1284. (Департамент общих дел МВД). Оп.185. Д. 23.
- Российский государственный исторический архив Дальнего. Востока (РГИА ДВ). Фонды: Ф. 702 (Канцелярия Приамурского генерал-губернатора). Оп.1. Д. 10, 826- Оп.З. Д.302- Оп.7. Д. 40, 86.
- Государственный архив Читинской области (ГАЧО). Фонды: Ф.26
- Канцелярия губернатора). Оп.1. Д. 521, 525- Оп.2, Д. 12,29, 30, 393.1. Публикации документов
- Азиатская Россия. Издание переселенческого управления Главного управления землеустройства и земледелия. Т.2. СПб.: Тип. ГУЗиЗ, 1914.- 114с.
- Владивосток: сб. ист. документов (1860−1907 гг.) / под ред. А. И. Крушанова. Владивосток: Примор. кн. изд.-во, 1960. — 219 с.
- Владивостокская городская дума. Систематический сборник постановлений Владивостокской городской думы за 1901−1912 гг., составленный Ревизионной 'комиссии Владивостокской городской думы. Владивосток: б.и., 1913. — 750 с.
- Восточно-Сибирский генерал-губернатор. Записки генерал-губернатора Восточной Сибири о раздроблении Восточно-Сибирского генерал-губернаторства и образовании Приамурского генерал-губернаторства. Иркутск: б.и., 1883. — 11 с.
- Всеподданнейший отчет Владивостокского военного губернатора о состоянии Владивостокского губернаторства за 1883 г. и прил. к отчету. б.м., б.г. — 85 с.
- Всеподданнейший отчет Приамурского гейёрал-губернатора генерал-лейтенанта С. М. Духовского.' 1893, 1894 и 1895 гг. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлиха, 1895. — 172 с.
- Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора, генерал-лейтенанта С. М. Духовского. 1896−1897 гг. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлиха, 1898. -95 с.
- Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Гродекова. 1898−1900 гг. Хабаровск: Тип. Канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1901. — 148 с.
- Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Гродекова. 1901−1902 гг. Хабаровск: Тип. Канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1902. — 69 с.
- Всеподданнейший отчет ' Приамурского генерал-губернатора П. Ф. Унтербергера за 1906−1907 гг. Хабаровск: Тип. Канцелярии
- Приамурского генерал-губернатора, 1908. 75 с.
- Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора П. Ф. Унтербергера за 1908−1910 гг. Хабаровск: Тип. Канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1910. — 89 с.
- Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия 1-я. Ч. П. Заседания 31−60 (с 21 февраля по 6 мая 1908. г.). СПб.: Государственная типография, 1908. — 2962 с.
- Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия П-я. Ч. Ш. Заседания 61−98 (с 7 мая по 28. июня 1908 г.). СПб.: Государственная типография, Л 908. — 4529 с.
- Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия • П-я. 4.1. Заседания 1−35 (с 15 октября по 20ч декабря 1908 г.). СПб. :
- Государственная типография, 1908. 3151 с.
- Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия П-я. ЧЛН. Заседания 71−100 (с 6 марта по 24 апреля 1909 г.). СПб.: Государственная типография, 1909. — 2955 с.
- Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия П-я. Ч.1У. Заседание 101−132 (с 27 апреля по 2 июня 1909 г.). СПб.: Государственная типография, 1909. — 3477 с.
- Государственная Дума Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия Ш-я. Ч.1У. Заседания 95−131 (с 26 апреля по 17 июня 1910 г.). СПб. :
- Государственная типография, 1910. 2646 с.
- Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия 1У-я. ЧЛП. Заседания'74−113 (с 7 марта по 13 мая 1911 г.). СПб.: Государственная типография, 1911.- 3550 с.
- Гримм Э.Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842−1925 гг.). М.: Изд-во Института востоковедения РАН, 1927. — 218 с.
- Дальний Восток России: из истории системы управления. Документы и мат-лы к 115-летию образования Приамурского генерал-губернаторства / составители Н. А. Троицкой и А. А. Торопов.N
- Владивосток: Приморская краевая организация Добровольного общества любителей книги, 1999. -233 с.
- Извлечения из русского таможенного устава. О заграничном паспорте // Путеводитель по портам Дальнего Востока. Харбин, 1909−1910 г.-С.2−7.
- Кларк И.С. Полные таможенные тарифы для Дальнего Востока русских и китайских таможен. 2-е изд. Иркутск, 1910.- 65 с.
- Кларк И.С. Адрес-календари и торгово-промышленньш указатель Дальнего Востока и спутник по Сибири, Маньчжурии, Амуру, и Уссурийскому краю. Владивосток: б.и., 1911. Вып. 7, -27 с.
- Клименко В.В. Под парусами мечты (Документы о деятельности торгового дома «Кунст и Алберс» на российском Дальнем Востоке).
- Вступ. статья Н. А. Троицкой // Известия РГИА ДВ. Владивосток, 1999. Т. IV. — С. 189−200.
- Листок Приморского областного статистического комитета: 19 021 908 гг. Владивосток: б.и., 1909. — 14 с.
- Обзор Амурской области за 1893 г. Приложение к всеподданнейшему отчету. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора, 1894. -60 с.
- Обзор Амурской области за 1896 г. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора, 1897. — 34 с. с прил. '
- Обзор Амурской области за 1898 г. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора, 1899. — 48с.
- Обзор Амурской области за 1907 г. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора, 1908. — 66 с. с прил.
- Обзор Амурской области за 1910 г. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора, 1911. — 48 с. с прил.
- Обзор Амурской области за 1911 г. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора* 1912. — 56 с. с прил.
- Обзор острова Сахалина за 1900−01 гг. п. Александровский: б.и., 1902.-73 с.
- Обзор Приморской области за 1890 г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1891. -31 с. с прил.
- Обзор Приморской области за 1899 г. ' Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1901. — 96 с. с прил.
- Обзор Приморской области за 1895 г. Приложение к всеподданнейшему отчету. Владивосток: Тип. .Приморского областного правления, 1896. — 54 с.
- Обзор Приморской области за 1896 г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1897. — 69 с.
- Обзор Приморской области за 1909 г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1910. — 51 с. с прил.
- Обзор Приморской области за 1910 г. Владивосток: Тип.
- Приморского областного правления, 1911. 72 с- с прил. 45: Обзор Приморской области за 1911. , — Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1912. — 147 с. с прил.
- Обзор Приморской области за 1912 г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1914. — 146 с. с прил.
- Обзор Приморской области за 1913 г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1915.-130 с. с прил.
- Обзор Приморской области за 1914. г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1916. — 106 с. с прил.
- Общий таможенный тариф по европейской и азиатской торговле. Из-под ред. Тарифного отд-я Департамента таможенных сборов. СПб.: Тип. Департамента Таможенных сборов, 1899. — 362 с.
- Общий сборник циркулярных распоряжений Департамента таможенных сборов по Канцелярии и отделениям: Судному, Строительному, Счетному и Статистическому за 1870−1900 гг. СПб.: Тип. МФ, 1902- - 569 с. '
- Особые журналы Совета Министров Российской империи 1909−1917гг. 4.1. 1909−1910 годы.- М.: Российская политическая энциклопедия. (РОСПЭН), 2000. 600 с.
- Отчеты агентов Министерства Торговли и Промышленности за 19 131 914 гг. Пг.: Тип. МТиП, 1914. — 87 с.
- Первый съезд представителей. Дальневосточных биржевых комитетов. 11−15 июня 1914 г. во Владивостоке. Владивосток: б.и., 1915.-142 с.
- Порто-франко на Дальнем Востоке: сб. документов и материалов / под. ред. Н. А. Троицкой. Владивосток: РИО Владивостокского филиала РТА, 1998.'-304 с. '
- Правила о приеме товаров и ведение таможенных учреждений, досмотре, оплате пошлиной и выпуске и Общая инструкция о применении этих правил, утвержденная 29 'мая 1904 г. СПб.: Тип. МФ, 1904.-31 с.