Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние иммиграционной политики правительства России на социально-экономическое развитие Дальнего Востока страны: 1856-1917 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это необходимо, поскольку большая часть доступных историкам сводных данных бывает, как правило, собрана' не историками и не в исследовательских целях. Поэтому они зачастую имеют лишь косвенное отношение к конкретному историческому исследованию. Тем не менее, при анализе можно использовать имеющиеся данные в качестве показателей тех понятий, которые непосредственно интересуют исследователя… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Анализ состояния изученности темы и источниковой базы исследования
    • 1. 1. Анализ литературы по предмету исследования
      • 1. 1. 1. Историография вопроса применения иностранного труда в регионе и политики России в отношении трудовой иммиграции
      • 1. 1. 2. Историографический обзор вопроса о роли иностранных капиталов в экономике края и экономических аспектах иммиграционной политики российских властей
      • 1. 1. 3. Проблемы правонарушений внешних мигрантов в отечественной и зарубежной историографии
    • 1. 2. Анализ источниковой базы диссертационного исследования
  • ГЛАВА II. Особенности формирования и развития иммиграционной политики России в дальневосточном регионе во второй половине XIX — начале XX вв
    • 2. 1. Административный механизм формирования иммиграционной политики России
    • 2. 2. Формирование фискального и административного контроля над иммигрантами во второй половине XIX- начале XX вв
    • 2. 3. Формирование системы таможенных квот и пошлин на русском Дальнем Востоке во второй половине XIX — начале XX вв
    • 2. 4. Межбюрократическая борьба вокруг таможенных пошлин и квот на русском Дальнем Востоке в начале XX в
    • 2. 5. Ведомственные противоречия в вопросах модернизации паспортно-визовых правил на Дальнем Востоке страны (19 061 917гг.)
  • ГЛАВА III. Влияние иммиграционной политики России на ^ экономику Дальнего Востока страны (1856−1917гг.)
    • 3. 1. Влияние таможенного режима на интенсивность международных ф торговых связей русского Дальнего Востока
    • 3. 2. Влияние политики правительства России на характер иностранных инвестиций в добывающей и обрабатывающей промышленности русского Дальнего Востока
      • 3. 2. 1. Иностранные капиталы в добывающей промышленности
      • 3. 2. 2. Иностранные капиталы в обрабатывающей промышленности
    • 3. 3. Иммиграционная политика России и ее влияние, на иностранное участие в сельском хозяйстве и промыслах региона
      • 3. 3. 1. Иностранные капиталы в сельском хозяйстве Приморья и их ф влияние на аграрную ренту в конце XIX — начале XX вв
      • 3. 3. 2. Воздействие экономических и административных мер на промыслы внешних мигрантов на Дальнем Востоке России
    • 3. 4. Влияние иммиграционной политики на рынок, труда промышленного сектора Дальнего Востока России
  • ГЛАВА IV. Негативные социальные последствия деятельности внешних мигрантов на восточных окраинах Российской империи и политика государства в криминальной сфере
    • 4. 1. Недостатки российского законодательства, затрудняющие борьбу с правонарушениями, совершаемыми иностранными подданными
    • 4. 2. Иммиграционная политика России и борьба с налоговыми преступлениями
    • 4. 3. Иммиграционная политика России и уголовные преступления, совершаемые иностранцами на Дальнем Востоке.'

Влияние иммиграционной политики правительства России на социально-экономическое развитие Дальнего Востока страны: 1856-1917 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

определяется как общественно-политическими, так и собственно научными факторами.

В последние годы перед российским правительством возник целый ряд проблем, связанных с внешней трудовой миграцией и неблагополучной демографической ситуацией в страну.

По прогнозам ВОЗ ожидается, что с 2001 по. 2015 г. численность населения России сократится почти на 10 млн человек1.

При существующих демографических тенденцияхмиграционная составляющая в численности населения приобретает для России едва ли не определяющее, значение. Испытывая постоянный • дефицит рабочих рук, Россия окажется заинтересованной в привлечении мигрантов. Особой остроты ситуация достигнет в восточных районах страны, где наблюдается тенденция к внутренней миграции населения в Европейскую Россию.

В условиях складывающейся демографической ситуации перед правительством России стоит вопрос о модернизации йммиграционной политики в целях привлечения и адаптации мигрантов.

Но если привлечь азиатских рабочих и предпринимателей, то не создаст ли это' угрозу экономической, социальной, культурной или криминологической «безопасности» страны? .

Изучение истории проблемы позволит сделать некоторые выводы об эффективности тех или иных методов и правовой базы иммиграционной политики. Анализ механизма иммиграционной политики даст ответ на вопрос о малоэффективных звеньях бюрократической вертикали. А это значительно поможет при современной реорганизации миграционных служб.

Обращение к теме иммиграционной политики дореволюционной России определяется как сформулированной общественно-политической, так и научной точкой зрения. До сих пор в отечественной и зарубежной историографии не появилось комплексного обобщающего исследования, посвященного вопросу влияния иммиграционной политики правительства России на социально-экономическое развитие восточной окраины во второй половине XIX.- начале XX вв.

Объектом исследования является политика российских властей в отношении тех экономических, социальных, а отчасти и политических проблем, которые создавало для российской администрации движение иностранных капиталов и труда на русском Дальнем Востоке.

Предметом исследования является отраженная в' источниках и литературе деятельность российских властей по выработке и практической реализации норм иммиграционного законодательства Российской империи.

Целью исследования — изучение проблем влияния иммиграционной политики правительства России на движение иностранных капиталов, рабочей силы и криминальное поведение некоторых групп внешних мигрантов в дальневосточном регионе, что .в конечном итоге отражалось на социально-экономическом развитии края.

Что же такое иммиграционная политика? По мнению американских политологов, иммиграционная политика, государства — это политика властей, направленная на регулирование внешних миграционных потоков труда и капитала, а также социально-экономическую адаптацию прибывшего из-за рубежа населения в целях устойчивого развития того или иного региона2.

Внешние мигранты (прибывшее из-за рубежа население) — достаточно широкий • термин, требующий некоторого пояснения. В работе данный термин означает иностранных подданных, находившихся на территории Дальнего Востока Российской империи. Иностранцы классифицируются по времени их пребывания в России и по характеру деятельности. •.

Они подразделяются на стационарных мигрантов (стремящихся принять местное гражданство, осесть на постоянное место жительства в регионе) и маятниковых мигрантов (временно пребывающих-в крае).

По характеру деятельности внешние мигранты выступают в качестве:

1) постоянных. оптовых или сезонно торгующих розничных предпринимателей;

2) сезонных рабочих «отходников» или осевших в городах края ремесленников (образующих более или менее стабильную диаспору);

3) сезонных батраков или получивших в аренду землю на длительный срок землепользователей;

4) прибывших с культурно-просветительской целью в край проповедников (на длительный срок) или туристов (незначительный срок).

Достижение поставленной цели предопределило решение целого комплекса задач:

В ходе исследования предстояло:

1. Изучить механизм и методы (инструменты) иммиграционной политики России на Дальнем Востоке во второй половине XIX — начале XX вв.

2. Исследовать влияние иммиграционной политики России на экономику дальневосточного региона.

3.Проанализировать воздействие иммиграционной политики на криминальное поведение иностранных предпринимателей и чернорабочих.

Методологическую основу диссертации составляют научные принципы объективности и историзма. Принцип объективности требует полного и всестороннего анализа всей совокупности фактов, он позволяет избегать как необоснованной критики иммиграционной политики России в дальневосточном регионе до 1917 г.,'так и ее идеализации.

На принципе историзма построены три метода научного исследования: историко-генетический, историко-типологический и историко-системный. При использовании того или иного общеисторического метода применяются и общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Историко-генетический метод представляет собой последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. По логической природе историко-тенетический метод является аналитически-индуктивным, а по форме выражения информации об исследуемой реальности — описательным. Разумеется, это не исключает использование в работе количественных показателей. Но последние выступают как элемент описания свойств объекта, а не как основа для выявления качественной природы и построения его. сущностно-содержательной и формально-количественной модели.

В работе с помощью историко-генетического метода удалось выстроить в хронологической последовательности факты и выделить на их основе этапы иммиграционной политики России.

Однако ограничитьсяэтим методом нельзя, так как он тяготеет к описательности и фактографизму. Кроме того, историко-генетический метод не имеет разработанной и четкой логики и понятийного аппарата.

Слабые стороны историко-генетического метода ликвидируются только при сочетании его с другими общеисторическими методами.

Одним из них является метод историко-типологического анализа. Он состоит в том, что необходимые для анализа социальные факты выделяются и классифицируются на основе дедуктивного подхода.

С помощью историко-типологического метода в работе удалось вычленить из совокупности политических мероприятий российских властей инструменты иммиграционной политики России (таможенное обложение, квотирование, паспортно-вцзовый контроль, налогообложение 'юридических и физических лиц) и выделить в структуре миграции основные виды иностранного присутствия на Дальнем Востоке страны (предпринимательская деятельность и наемный труд в торговой, промышленной и промысловой сферах).

При постановке проблемы и выработке стратегии ее решения автором применялся также системный подход, ориентирующий исследование на раскрытие целостности объекта и выявление многообразия его связей.

Историко-системный метод позволил не только описать иммиграционные проекты российских властей, но и проследить практическое их выполнение, а также социально-экономические последствия предпринятых мер.

Кроме того, с помощью историко-системного метода удалось объединить в генерализируемый ряд собранные в архивах и опубликованные в источниках сводные данные.

Это необходимо, поскольку большая часть доступных историкам сводных данных бывает, как правило, собрана' не историками и не в исследовательских целях. Поэтому они зачастую имеют лишь косвенное отношение к конкретному историческому исследованию. Тем не менее, при анализе можно использовать имеющиеся данные в качестве показателей тех понятий, которые непосредственно интересуют исследователя. Например, сведения об эпидемиях в среде китайцев на русском Дальнем Востоке дают представление о районах их концентрации. Сводные данные о количестве импортируемой в Россию китайской одежды и некоторых, характерных только для китайского потребления пищевых продуктов, дают определенное знание о реальном объеме присутствия китайцев в регионе.

В. основе историко-системного метода лежит структурно-функциональный анализ, который позволяет на основе частных фактов построить целостную картину исторической действительности.

Главное преимущество этого метода состоит в том, что именно на основе структурно-функционального анализа становится возможным восхождение от абстрактного к конкретному, т. е. применение метода приводит к. конкретно-теоретическому знанию.

Учитывая, что объектом анализа являются внешние миграции (труда и капитала), а также политическая реакция российского правительства на это проникновение, в работе предпринимается, ¦ попытка использовать количественные методы структурно-функционального анализа.

В частности, в диссертации применялись методы сбора и первичной обработки исторической статистической информации — шкалирование и контент-анализ. Они позволили определить качественнее изменения в событийно-историческом контексте, способствовали раскрытию взаимосвязи событий, происходивших одновременно в стране и за границей.

Шкалирование — это процедура объединения ряда относительно узких показателей в единую сумму. Этот метод достаточно прост. Формулируется исследователем вопрос. В частности, как относились к проблеме ужесточения паспортно-визового режима представители министерств.

России? Потом, архивный материал классифицируется по следующим ответам: по пункту 1 — «за», по пункту 2 — «против», по пункту «3» — нет определенного мнения. Недостаток построения шкап такого уровня состоит в том, что мы ничего незнаем о причинах такого выбора. Поэтому дополнительным методом анализа источниковой базы является контент-анализ, т. е. систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. Метод состоит в том, что подсчитывается частота и. форма употребления ключевых слов в тексте. Например, для ответа на вопрос «Насколько интересовала тема иностранного экономического присутствия на Дальнем Востоке страны министровиностранных дел, внутренних дел и финансов?» в «Журнале заседания Совета министров» рассматривается1, сколько раз и в каком эмоциональном и логическом плане министры упоминали внешних мигрантов. На основе полученных данных делается первичный вывод о «позиции» министерств по вопросам трудовой и экономической внешней миграции на русском Дальнем Востоке.

Территориальные рамки исследования представлены регионом, занимаемым в настоящее время Амурской, Камчатской, Сахалинской областями, • Приморским, Хабаровским краем,. Корякским и Чукотским автономными округами. В изучаемый период эти территории восточной части России наиболее активно осваивались иностранным капиталом и трудом. Административно они входили в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства (далее ВСГГ), образованного в 1822 г. и просуществовавшего до 1884 г. С 1884 г. из ВСГГ было выделено.

Приамурское генерал-губернаторство, в состав которого и был передан этот регион. Рассматриваемые территории находились в ведении Приамурского генерал-губернатора весь изучаемый период.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1856 по 1917 г.

Выбор нижней границы хронологической рамки вызван тем, что именно в 1856 г. российские власти вводят режим «порто-франко» в регионе. Это событие ознаменовало переход России к новым средствам иммиграционной 1 политики в регионе.

Верхняя граница хронологической рамки — 1917 г. взята потому, что именно в это время произошло разрушение Российской империи. Это кардинально изменило сам характер политики Российского государства в отношении восточных окраин страны.

Научная новизна диссертации заключается в том, что на основе впервые введенных в научный оборот исторических источников, а также уже использованных, но по-новому освещенных в контексте Данной темы материалов комплексно изучены механизм формирования (технология) и методы реализации (инструменты) политики правительства России по регулированию деятельности иностранцев на Дальнем Востоке страны. При этом не только исследован целый комплекс воздействующих на иммиграцию мероприятий царского правительства в 1856 — 1917 гг. (таможенный режим, паспортно-визовые правила, квотирование, налогообложение), но и проанализирован их социально-экономический эффект.

Новизна исследования определяется тем, что впервые. в результате системного использования опубликованных и неопубликованных источников дан анализ позиций всех заинтересованных министерств России по вопросам внешней миграции труда и капитала, подробнорассмотрена дискуссия министерств и ведомств России • по вопросу модернизации паспортно-визового режима в годы первой мировой войны.

На основе анализа источников и литературы делается вывод, что, министерства и ведомства России в начале XX в. имели свои взгляды на роль иностранных капиталов и труда в экономике края. Поэтому они выдвигали и отстаивали порой взаимоисключающие, проекта, которьле получали одобрение законодательной власти.

Например, власти, с одной стороны, возводили таможенные барьеры для иностранного торгового капитала, надеясь привлечь его из торговой в сферу промышленного производства, с другой — ужесточили паспортно-визовый режим и обложили дополнительной пошлиной предметы • быта азиатских рабочих, что неблагоприятно сказалось на количестве дешевой рабочей силой в регионе. В результате, несмотря на то что введение таможни способствовало росту спроса на продукцию местного производства, это благоприятно отразилось только на аграрном секторе и рыбопромышленности региона.

Отсутствие дешевого «желтого труда», до начала первой мировой войны тормозило приток иностранных капиталов в промышленность края.

Таким образом, бюрократические разногласия при проведении иммиграционной политики' неблагоприятно отразились на экономическом развитии промышленности региона. Манипуляции на рынке труда также стали причиной роста числа правонарушений иностранцев в крае.

На основе впервые вводимых в научный оборот ранее закрытых архивных материалов сделан вывод, что таможенное обложение и ужесточение паспортно-визовых правил не только снижало объемы иностранного труда в крае, но и вызывало рост преступности в среде иностранных подданных. В исследовании комплексно отражена деятельность российских властей по борьбе с правонарушениями, иностранцев в регионе, выявлены ее институциональные и правовые недостатки.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что опыт деятельности государственных cтpyкtyp по регулированию внешних миграций может быть применен для дальнейшей разработки региональной концепции привлечения иностранных капиталов и рабочей силы. Некоторые положения диссертационного исследования внедрены и используются в практической деятельности Управления по делам миграции УВД Иркутской области при организации миграционного контроля (Акт о внедрении НИР в практическую деятельность от 14 октября 2003 г.).

Основные положения и выводы работы могут найти применение в учебном процессе при чтении специальных курсов по истории региональной политики, деятельности иностранных держав и их подданных на территории Восточной Сибири и Приамурья.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 39 работ, в том числе три монографии и четыре статьи в реферируемых журналах по списку ВАКа: «Восток. Афро-азиатские общества», «Известия Иркутской государственной экономической академии», «Вестник Иркутского государственного технического университета».

Полученные в ходеработы результаты исследования были апробированы на 14 научных международных и научно-практических конференциях, в том числе: «Восток и Россия: взгляд из Сибири». (Иркутск, 1996, 1998) — «Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: История исовременность». (Иркутск, 1996) — «Диалог кулбтур народов России, Сибири и стран Востока» (Иркутск, 1998) — «Сибирь: вехи истории». (Иркутск, 1999) — «Проблемы истории Сибири накануне XXI в.». (Иркутск, 2000) — «Русская философия права: основные проблемы и традиции». (Ростов-на-Дону, 2000) — «Проблемы миграционной политики в Восточной Сибири». (Иркутск, 2002) — «Государственно-правовое развитие Сибири». (Иркутск, 2003)'- «Силовые структуры России: страницы истории». (Иркутск, '2004), а также на научно-практическом семинаре, проведенном по совместной программе МВД и Совета Европы «Полиция. Права национальных меньшинств и иммиграционная политика» 24−27 мая 2004 г. в г. Иркутске.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России от 17 ноября 2004 г. Протокол № 3, на заседании кафедры Всемирной истории Иркутского государственного педагогического университета от .1 декабря 2004 г. Протокол № 4, на экспертном совете Иркутского государственного университета. Протокол № 21 от 17 декабря 2004 г.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского' института МВД России от 17 ноября 2004 г. Протокол № 3, на заседании кафедры Всемирной истории Иркутского государственного педагогического университета от .1 декабря 2004 г. Протокол № 4, на экспертной комиссии диссертационного совета Иркутского государственного университета. Протокол № 21 от 17 декабря 2004 г.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1 См.: Арин О. А. Мир без России. М., 2002. С.422−423.

2 См.: Immigration Threaten and Economic Security. W. 1994. P-5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Во второй половине XIX — начале XX вв. русский Дальний Восток стал л районом, в котором значительную часть населения составляли подданные иностранных, держав, прибывавшие в край временно или на постоянное место жительство.

Царское правительство выработало ряд мер административного и экономического воздействия на иммиграционные потоки.

Методами воздействия на иммиграционное движение иностранцев в Россию были:

1) паспортно-визовый контроль в пограничных пунктах и административных центрах;

2) квотирование сферы приложения иностранного труда;

3) таможенные пошлины на иностранные товары, потребляемые внешними мигрантами;

4) налоговое обложение иностранцев, проживавших в России.

Тем не менее в дореволюционной России не было до конца проработанной и официально утвержденной концепции иммиграционной политики и единого иммиграционного закона, определяющего режим пребывания иностранных рабочих, предпринимателей, туристов и иных категорий иностранных граждан на востоке Российской империи.

При обсуждении в правительстве вопросов формирования и проведения в жизнь мероприятий по управлению внешними мигрантами активное участие принимали несколько министерств и ведомств России — МИД, МВД, Министерство финансов, Министерство торговли и промышленности, Главное управление землеустройства и земледелия и Военное министерство.

Пользуясь .тем, что российские власти при проведении, политики в отношении иностранных • подданных руководствовались различными правовыми актами, изложенными на страницах «Таможенного устава», «Устава уголовного судопроизводства», «Закона о состояниях»,.

Учреждения Сибирского" и пр. нормативных документов, вышеперечисленные министерства и ведомства старались при формировании политики отстоять свои ведомственные интересы и провести в жизнь те законодательные новеллы в отношении трудовых мигрантов, иностранных предпринимателей и их капиталов, которые бы отвечали интересам их ведомств.

Опосредованное участие 'в формировании и проведении иммиграционной политики принимали депутаты Государственной Думы. Следует отметить, что появление этого политического института в 1906 г. дезорганизовало и без того не централизованную иммиграционную политику России на Дальнем Востоке страны. Депутаты от восточных окраин империи отстаивали интересы региональных торговых компрадорских кругов, тесно связанных с иностранным капиталом. Именно поэтому Государственная Дума сталз своеобразным «полем сражения» между протекционистамисторонниками партии «Октябристов» (отстаивавшей интересы европейских промышленных и торговых кругов, стремившихся вытеснить иностранных конкурентов с приамурских рынков) и либералов — преимущественно представителей партии «Кадетов». ,.

Функциональное несовершенство механизма формирования политики в отношении внешних мигрантов и иностранных % капиталов породило как противоречивые меры, принимаемые правительством в иммиграционной сфере, так и «застой» в принятии важных мер юридического и институционального характера.

Так, российские власти пытались во второй половине XIX в. обложить китайских земледельцев как косвенными, так и прямыми налогами. Вместе с тем политика фискального контроля над китайской сельской общиной вылилась, в конце концов, по инициативе МВД России в насильственную ликвидацию китайского землевладения в Приморской области в 80−90-х гг. XIX в. и Амурской области в 1900 г.^.

В отношении китайских предпринимателей «ограничительные» инициативы региональных властей (МВД) не * имели успеха, так как китайская торговля была необходима российским властям (прежде всего, МИД и Министерству финансов) в силу экономических и международно-юридических причин.

Ограничительная" позиция МВД в иммиграцирнных вопросах определялась не только тем, что китайцы. совершали преступления. Мигранты не вкладывали заработанные ими деньги в экономику Дальнего Востока, а вывозили их на родину. Поэтому введением квот предполагалось добиться контроля над необходимым региону, но наполненным определенными экономическими издержками иностранным трудом.

Согласно решениям российских властей, с конца XIX в. объемы иностранного труда в горной промышленности ограничивались цифрой в 50% от общей численности рабочих в. отрасли. Однако из-за межведомственных противоречий российскому правительству не удалось проводить жесткую политику квотирования. Если МВД, ГУЗиЗ и МТиП выступали за введение общих квот на иностранный труд, то Министерство финансов и МИД были против. В результате введено увеличение квоты для восточных рабочих в некоторых отраслях региона.

Разгорелся спор между МВД и МФ и в вопросе о таможенной политике. По мере усиления поощряемой (льготной) свободной миграции в край, формирования здесь крупного потребительского рынка и зарождения промышленного хозяйства правительство перешло к режиму таможенного обложения. Катализатором введения таможни послужил мировой экономический кризис 1899—1903 гг., затронувший и Россию.

В 1904 г., в период русско-японской войны, таможенный режим был временно отменен.

После войны региональные власти и представители МВД по вопросу о сохранении режима «порто-франко» и отношению к азиатскому труду оказались в оппозиции к чиновникам Министерства торговли и промышленности и Министерства финансов. Если первые выступали за ограничения китайской и-корейской миграции в край и сохранение, «порто-франко», то вторые решили проводить политику активного экономического протекционизма, предполагавшего возведение таможенных барьеров для иностранных товаров, но не иностранных капиталов и дешевой рабочей силы. Соединение дешевой иностранной рабочей силы с капиталом должно было привести к динамичному развитию экономики края. Другими словами, «экономические» министерства решили ограничить доступ в край иностранному торговому капиталу (товарам) и поощрять внедрение иностранных инвестиций в промышленность края.

МВД в силу своих ведомственных интересов и задач — обеспечение дешевым товаром местных сотрудников и борьба с иностранной экономической и миграционной преступностью (которая сопровождала движение иностранных капиталрв и • труда) — мешало политике протекционизма.

Частичное отличие воззрений Министерства торговли и промышленности (МТиП) от позиции Министерства финансов (МФ) заключалось в том, что представители первого министерства не желали использовать китайский труд в частных предприятиях золотодобывающей отрасли, поскольку дешевый китайский труд препятствовал внедрению новой техники, сопровождался хищением золота и оскудением россыпей из-за неправильной эксплуатации.

Поэтому МТиП выступало за квотирование иностранного труда в золотопромышленности, хотя и стремилось его путем модернизации таможенного законодательства привлечь .его в остальные отрасли горной промышленности, железнодорожное строительство, земляные, погрузочноразгрузочные работы и в сферу бытового обслуживания.

Поддержало МВД Главное управление землеустройства и земледелия. ГУЗиЗ были необходимы рабочие места для переселяющихся в край в 1 906 456.

1911 гг. жителей европейской части страны. Поэтому чиновники Управления выступали за ограничение в крае объемов иностранной миграции.

Кроме того, на стороне МВД выступили компрадорыпредприниматели, втянутые в торговые контакты с зарубежными странами. Взгляды МФ и МТиП разделялись фабрикантами европейской части России, жаждущими вытеснения иностранных конкурентов с дальневосточного рынка страны.

Особые «ведомственные» интересы в вопросепривлечения иностранного труда также формировали позицию представителей МИДа и.

Военного министерства России. Первые не хотели дипломатических осложнений и поэтому выступали против введения запретительных новаций в миграционном законодательстве. Следовательно, МИД поддерживало в вопросе иммиграции рабочих «экономические» министерства. В отношении торговой политики МИД в целом не занимало устойчивой позиции, склоняясь то к позиции МВД, то МФ. Вместе с тем МИД, опасаясь дипломатических осложнений, выступало против мер, направленных на административное или фискальное ограничение иностранной торговли в крае.

Военное министерство выступало за. проведение политики свободной торговли, позволявшей обеспечивать дешевым товаром воинские контингента края. .В то же время представители армии поддерживали идею привлечения в край дешевой китайской и корейской рабочей силы для строительства стратегический Амурской железной дороги. Ведомственный интерес и определял позицию военного, министра в иммиграционных вопросах. Он то поддерживал проекты МВД, то МФ.

В результате существования «ведомственных» разногласий на проблемы иммиграции политическийкурс в отношении' иностранных рабочих и иностранного капитала был подвержен колебаниям. Ведомственные, как и социально-экономические, а также территориальные ¦ (центр-регион) интересы определяли этот аспект внешнеполитического курса страны.

Так, МВД по инициативе региональной администраций несколько раз пыталось провести через Государственную Думу закон, серьезно ограничивавший права пребывания и передвижения в России мигрантов из стран Восточной Азии. Но МИД противилось этому, указывая на противоречия проекта международно-правовым нормам.

Заинтересованные силы в Думе также поддерживали то проект МВД, то МИД. В результате власти не приняли единого иммиграционного закона, а провели в жизнь противоречивые по своим итогам законоположения.

С одной стороны, с 1909 г. возводились таможенные барьеры для того, чтобы иностранный капитал из торговли перешел в промышленную сферу, с другой — проводились мероприятия по ужесточению паспортно-визового и административного контроля, что сдерживало приток дешевых рабочих рук в промышленность края. В частности, по инициативе. МВД в 1908 г. глава Приамурского края утвердил правила, запрещавшие въезд китайских рабочих в край без выкупа русских билетов. 21 июня 1910 г. МВД был пролоббирован проект о запрещении сдавать иностранцам казенные подряды и поставки. Кроме того, в 1909 и 1913 гг. таможенное обложение иностранных бытовых товаров вызвало повышение цен на рабочие руки мигрантов.

Иностранные рабочие не смогли быть заменены российскими, так как русские рабочие желали' получать • повышенную заработную плату. Отсутствие дешевой рабочей силы сокращало инвестиционные возможности российских предприятий.

Наблюдалось влияние иммиграционной политики не только на рынок труда, но и на иностранную торгово-промышленную деятельность в крае:

1.

Введение

таможенного обложения (1901, 1909, 1913) и ряда административных запретов иностранцам на торговлю и промыслы в начале XX в., не привело к планируемому переходу иностранного торгового капитала в сферу промышленного производства. Иностранцы в основном или спекулировали акциями российских промышленных предприятий, или с импорта переключились на экспортные операции (вывоз сырья с русского Дальнего Востока).

Последнее только косвенно оказывало экономический эффект на развитие местной добывающей промышленности. С началом’первой мировой войны и потерей зарубежных потребителей иллюзия развития дальневосточной добывающей промышленности полностью развеялась, поскольку отрасль, лишенная иностранных потребителей (в основном из центральной Европы), впала в депрессию. .

Элементы будущего упадка были заметны еще в 1913 г., когда произошло введение таможенного обложения по сухопутной границе. Оно привело к росту цен на китайские продукты и одежду. Это еще больше тормозило азиатскую трудовую миграцию в край. Без дешевой рабочей силы стоимость произведеннойпромышленной продукции становилась менее конкурентоспособной на мировом рынке.

2. В обрабатывающей промышленности Приморской области иностранное влияние не было доминирующим. Иностранные предприятия не служили «флагманом производства» и примером деловой инициативы в промышленности (это верно только в отношении торговли). В руках иностранцев большей частью были сосредоточены небольшие промышленные предприятия, которые не могли себе позволить расширенного производства.

3. В то же время введение таможенных ограничений оказало положительное влияние на аграрный сектор региональной экономики. Русские и иностранные землевладельцы, столкнувшись с таким следствием таможни, как увеличение рентабельности внутреннего производства и, соответственно, ростом арендной платы и рентной стоимости земли в крае, были вынуждены после 1901 и 1909 гг. повышать производительность труда в аграрном секторе, что достигалось путем введения агротехнологических новшеств.

4.

Введение

таможни не оказало влияния на промыслы.

Экспортный характер добычи иностранцами природных богатств России и хроническая неуплата. ими налогов подталкивали Петербург и региональные власти к неэкономическим методам • борьбы с промысловиками.

Единственной сферой, где введение таможни имело эффект, являлась рыбопромышленность. Учреждение таможни в 1901 г. было проведено без усиления таможенных служб и имело своим следствием только рост незаконной рыбопромысловой деятельности иностранцев. В 1909 г. ситуация изменилась.

Введение

рыбного надзора и снижение железнодорожного тарифа для дальневосточной рыбы, вывозимой отныне во внутренние районы империи, переориентировали местную рыбопромышленность с японского и китайского на рынок Европейской России.

В целом мы можем заключить, что введение таможённых пошлин в 1901, 1909 и 1913 гг. решило только часть задач, которые формулировали Министерствофинансов и Министерство торговли и промышленностиограничение импорта и рост внутренних торговых связей дальневосточной окраины и европейской части страны, подъем сельского хозяйства и развитие рыбопромышленности. Вместе с тем обеспечить достаточное привлечение иностранных капиталов в добывающую и особенно обрабатывающую промышленность края правительство не смогло. .

Исходя из вышесказанного, следует, что рациональное зерно есть в выводах двух направлений истории социально-экономического развития русского Дальнего Востока, позиции которых были освещены в историографическим разделе — Н. В. Свердлова, Т. Н. Сорокиной и Н. АТроицкой, А. В. Алепко. Действительно, доминирующую роль в проведении политики на русском Дальнем Востоке играли экономические министерства — Министерство финансов и Министерство торговли и промышленности, которые целенаправленно принимали решения по ликвидации тех или иных негативных моментов, складывающихся на рынках русского Дальнего Востока, стремились путем модернизации таможенной политики привлечь иностранные капиталы в те или иные отрасли края. Одновременно, можно говорить как о слабости иммиграционной политики самодержавия до 1905 г. (Н.В.Свердлов) — так и царизма после появления Государственной Думы (Т.Н.Сорокина). Эта слабость выражалась в недостатках механизма формирования политических решений в иммиграционной сфере. Благодаря тому, что МВД имело возможность влиять на рынок труда, используя административные меры, целенаправленная политика МФ и правительства по привлечению иностранных капиталов не всегда достигала планируемых результатов. МВД «саботировало» планы МФ путем введения ограничений для китайских и корейских рабочих. В результате экономические планы правительства в промышленной сфере не реализовывались.

5.Иностранный капитал, не найдя широкого 'применения в промышленной и будучи ограничен (в годы «второй» протекционистской политики с 1909 по 1914 г.) в торговой сфере, стал «уходить» в теневой сектор экономики. В годы протекционизма происходил рост контрабанды на *.

Дальнем Востоке.

Чрезмерное вмешательство государства в экономику региона (введение таможни в 1901 и 1909 гг., административный запрет на ведение промысловых работ, запрещение иностранного труда в казенном производстве и пр.) при незначительности правовой ответственности (конфискация и штраф) и больших доходах от незаконного бизнеса привели к росту наркопроизводства и бутлегерства в крае. Уголовная преступность сопровождала экономическую.

Отсутствие внутренней агентуры заставляло российские власти в борьбе с правонарушениями в среде иностранных граждан опираться, прежде всего, на меры паспортно-визового контроля и внешнего наблюдения за азиатскими подданными. Однако слабая техническая оснащенность и отсутствие межведомственного взаимодействия не позволяли полиции принимать адекватные меры в отношении бандитизма подданных сопредельных стран Восточной Азии.

Таким образом, для реализации планов правительства по эффективному использованию иностранных капиталов и труда необходимо было соединение режима покровительства развитию' местной промышленности (протекционизм) с привлечением дешевого труда из-за границы. Функционирование протекционистского режима в торгово-промышленной сфере при наличии квотирования, административных ограничений на применение иностранного труда в отдаленной и малонаселенной окраине не приносило значительного экономического эффекта для промышленности края, а имело своим косвенным результатом рост числа правонарушений в регионе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные фонды
  2. Ф. 161 (Санкт-Петербург Главный архив, И-З). Оп.34. Д.З.
  3. Ф.327 (Чиновник по дипломатической части при Приамурском генералгубернаторе). Оп.579. Д. 313, 314, 315, 320.
  4. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА).
  5. Фонды: Ф.99 (П.Ф.Унтербергер). Оп.1. Д. 11.
  6. Ф.1558 (Приамурский военный округ. 1884−1917). Оп.З. Д. 17, 22.
  7. Ф. 1573/ сч. (Войсковое правление Амурского казачьего войска). Оп.2.
  8. Д. 604, 607, 610, 612, 620, 639, 644, 649, 650, 652, 796- Оп!3. Д. 101.
  9. Ф. 1582 (Войсковое правление Уссурийского казачьего войска). Оп.2.1. Д. 687, 688, 690, 691.
  10. Ф.2000 (Главное управление Генерального штаба). Оп.1. Д. 1049, 1050, 4125,4191,4193,4209, 6562, 6772, 7002, 7022, 7025, 7050.
  11. Российский государственный исторический архив (РГИА).
  12. Фонды: Ф.23 (Министерство торговли и промышленности), Оп.12. Д. 1137, 1154, 1551. Ф. 394 (Комитет по заселению Дальнего Востока при Совете министров). Оп.1. Д. 7. '
  13. Ф. 560 (Общая канцелярия Министерства финансов). Оп.28. Д. 832. Ф.1265 (Н-й Сибирский комитет). Он. 7. Д. 238, 240- Оп.11. Д. 161, 171. Ф.1284. (Департамент общих дел МВД). Оп.185. Д. 23.
  14. Российский государственный исторический архив Дальнего. Востока (РГИА ДВ). Фонды: Ф. 702 (Канцелярия Приамурского генерал-губернатора). Оп.1. Д. 10, 826- Оп.З. Д.302- Оп.7. Д. 40, 86.
  15. Государственный архив Читинской области (ГАЧО). Фонды: Ф.26
  16. Канцелярия губернатора). Оп.1. Д. 521, 525- Оп.2, Д. 12,29, 30, 393.1. Публикации документов
  17. Азиатская Россия. Издание переселенческого управления Главного управления землеустройства и земледелия. Т.2. СПб.: Тип. ГУЗиЗ, 1914.- 114с.
  18. Владивосток: сб. ист. документов (1860−1907 гг.) / под ред. А. И. Крушанова. Владивосток: Примор. кн. изд.-во, 1960. — 219 с.
  19. Владивостокская городская дума. Систематический сборник постановлений Владивостокской городской думы за 1901−1912 гг., составленный Ревизионной 'комиссии Владивостокской городской думы. Владивосток: б.и., 1913. — 750 с.
  20. Восточно-Сибирский генерал-губернатор. Записки генерал-губернатора Восточной Сибири о раздроблении Восточно-Сибирского генерал-губернаторства и образовании Приамурского генерал-губернаторства. Иркутск: б.и., 1883. — 11 с.
  21. Всеподданнейший отчет Владивостокского военного губернатора о состоянии Владивостокского губернаторства за 1883 г. и прил. к отчету. б.м., б.г. — 85 с.
  22. Всеподданнейший отчет Приамурского гейёрал-губернатора генерал-лейтенанта С. М. Духовского.' 1893, 1894 и 1895 гг. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлиха, 1895. — 172 с.
  23. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора, генерал-лейтенанта С. М. Духовского. 1896−1897 гг. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлиха, 1898. -95 с.
  24. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Гродекова. 1898−1900 гг. Хабаровск: Тип. Канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1901. — 148 с.
  25. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Гродекова. 1901−1902 гг. Хабаровск: Тип. Канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1902. — 69 с.
  26. Всеподданнейший отчет ' Приамурского генерал-губернатора П. Ф. Унтербергера за 1906−1907 гг. Хабаровск: Тип. Канцелярии
  27. Приамурского генерал-губернатора, 1908. 75 с.
  28. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора П. Ф. Унтербергера за 1908−1910 гг. Хабаровск: Тип. Канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1910. — 89 с.
  29. Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия 1-я. Ч. П. Заседания 31−60 (с 21 февраля по 6 мая 1908. г.). СПб.: Государственная типография, 1908. — 2962 с.
  30. Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия П-я. Ч. Ш. Заседания 61−98 (с 7 мая по 28. июня 1908 г.). СПб.: Государственная типография, Л 908. — 4529 с.
  31. Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия • П-я. 4.1. Заседания 1−35 (с 15 октября по 20ч декабря 1908 г.). СПб. :
  32. Государственная типография, 1908. 3151 с.
  33. Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия П-я. ЧЛН. Заседания 71−100 (с 6 марта по 24 апреля 1909 г.). СПб.: Государственная типография, 1909. — 2955 с.
  34. Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия П-я. Ч.1У. Заседание 101−132 (с 27 апреля по 2 июня 1909 г.). СПб.: Государственная типография, 1909. — 3477 с.
  35. Государственная Дума Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия Ш-я. Ч.1У. Заседания 95−131 (с 26 апреля по 17 июня 1910 г.). СПб. :
  36. Государственная типография, 1910. 2646 с.
  37. Государственная Дума. Ш-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия 1У-я. ЧЛП. Заседания'74−113 (с 7 марта по 13 мая 1911 г.). СПб.: Государственная типография, 1911.- 3550 с.
  38. Э.Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842−1925 гг.). М.: Изд-во Института востоковедения РАН, 1927. — 218 с.
  39. Дальний Восток России: из истории системы управления. Документы и мат-лы к 115-летию образования Приамурского генерал-губернаторства / составители Н. А. Троицкой и А. А. Торопов.N
  40. Владивосток: Приморская краевая организация Добровольного общества любителей книги, 1999. -233 с.
  41. Извлечения из русского таможенного устава. О заграничном паспорте // Путеводитель по портам Дальнего Востока. Харбин, 1909−1910 г.-С.2−7.
  42. И.С. Полные таможенные тарифы для Дальнего Востока русских и китайских таможен. 2-е изд. Иркутск, 1910.- 65 с.
  43. И.С. Адрес-календари и торгово-промышленньш указатель Дальнего Востока и спутник по Сибири, Маньчжурии, Амуру, и Уссурийскому краю. Владивосток: б.и., 1911. Вып. 7, -27 с.
  44. В.В. Под парусами мечты (Документы о деятельности торгового дома «Кунст и Алберс» на российском Дальнем Востоке).
  45. Вступ. статья Н. А. Троицкой // Известия РГИА ДВ. Владивосток, 1999. Т. IV. — С. 189−200.
  46. Листок Приморского областного статистического комитета: 19 021 908 гг. Владивосток: б.и., 1909. — 14 с.
  47. Обзор Амурской области за 1893 г. Приложение к всеподданнейшему отчету. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора, 1894. -60 с.
  48. Обзор Амурской области за 1896 г. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора, 1897. — 34 с. с прил. '
  49. Обзор Амурской области за 1898 г. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора, 1899. — 48с.
  50. Обзор Амурской области за 1907 г. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора, 1908. — 66 с. с прил.
  51. Обзор Амурской области за 1910 г. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора, 1911. — 48 с. с прил.
  52. Обзор Амурской области за 1911 г. Благовещенск: Тип. Канцелярии военного губернатора* 1912. — 56 с. с прил.
  53. Обзор острова Сахалина за 1900−01 гг. п. Александровский: б.и., 1902.-73 с.
  54. Обзор Приморской области за 1890 г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1891. -31 с. с прил.
  55. Обзор Приморской области за 1899 г. ' Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1901. — 96 с. с прил.
  56. Обзор Приморской области за 1895 г. Приложение к всеподданнейшему отчету. Владивосток: Тип. .Приморского областного правления, 1896. — 54 с.
  57. Обзор Приморской области за 1896 г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1897. — 69 с.
  58. Обзор Приморской области за 1909 г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1910. — 51 с. с прил.
  59. Обзор Приморской области за 1910 г. Владивосток: Тип.
  60. Приморского областного правления, 1911. 72 с- с прил. 45: Обзор Приморской области за 1911. , — Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1912. — 147 с. с прил.
  61. Обзор Приморской области за 1912 г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1914. — 146 с. с прил.
  62. Обзор Приморской области за 1913 г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1915.-130 с. с прил.
  63. Обзор Приморской области за 1914. г. Владивосток: Тип. Приморского областного правления, 1916. — 106 с. с прил.
  64. Общий таможенный тариф по европейской и азиатской торговле. Из-под ред. Тарифного отд-я Департамента таможенных сборов. СПб.: Тип. Департамента Таможенных сборов, 1899. — 362 с.
  65. Общий сборник циркулярных распоряжений Департамента таможенных сборов по Канцелярии и отделениям: Судному, Строительному, Счетному и Статистическому за 1870−1900 гг. СПб.: Тип. МФ, 1902- - 569 с. '
  66. Особые журналы Совета Министров Российской империи 1909−1917гг. 4.1. 1909−1910 годы.- М.: Российская политическая энциклопедия. (РОСПЭН), 2000. 600 с.
  67. Отчеты агентов Министерства Торговли и Промышленности за 19 131 914 гг. Пг.: Тип. МТиП, 1914. — 87 с.
  68. Первый съезд представителей. Дальневосточных биржевых комитетов. 11−15 июня 1914 г. во Владивостоке. Владивосток: б.и., 1915.-142 с.
  69. Порто-франко на Дальнем Востоке: сб. документов и материалов / под. ред. Н. А. Троицкой. Владивосток: РИО Владивостокского филиала РТА, 1998.'-304 с. '
  70. Правила о приеме товаров и ведение таможенных учреждений, досмотре, оплате пошлиной и выпуске и Общая инструкция о применении этих правил, утвержденная 29 'мая 1904 г. СПб.: Тип. МФ, 1904.-31 с.
Заполнить форму текущей работой