Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философия истории Иоганна Готфрида Гердера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования излагались автором в докладах, сделанных на заседаниях Историко-философского общества при кафедре философии Нижневартовского государственного педагогического института. Выводы и положения работы отражены в 9 публикациях автора общим объемом 2,5 п. л., а также сообщались диссертантом в докладах на Региональной научно-теоретической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА И МЕТОДОЛОГИИ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
    • 1. Философия истории как наука
    • 2. Античность и Средневековье
    • 3. Эпоха Возрождения и Новое время
  • Глава 2. И. Г. ГЕРДЕР О ДВИЖУЩИХ СИЛАХ И МЕХАНИЗМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. Учение Г. И. Гердера о человеке как основа его философско-исторических исследований
    • 2. Учение Г. И. Гердера о движущих силах и механизме исторического развития
  • Глава 3. И. Г. ГЕРДЕР О НАПРАВЛЕННОСТИ И ЦЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. Направленность исторического развития в философии истории И. Г. Гердера
    • 2. Прогресс гуманности как конечная цель истории в концепции И. Г. Гердера

Философия истории Иоганна Готфрида Гердера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что во второй половине XX — начале XXI века проблема человека, его природы и назначения стала центральной проблемой философии. Кризис традиционных ценностей, резкое ухудшение экологической и демографической ситуации, порабощение людей техническими средствами и артефактами, усиливающееся отчуждение личности, усиление агрессивных тенденций, рост насилия и терроризма и другие тревожные симптомы остро поставили вопрос о самом существовании человека, его экономическом, социальном, нравственном и духовном выживании.

В жизни современного общества наряду с прогрессивными изменениями наблюдаются и явления упадка: ослабление социальных связей, господство в социуме «массового человека», распространение скептицизма, потеря цели и смысла существования и т. п. 1.

На рубеже тысячелетий человечество потеряло ориентиры своего развития, что закономерно приводит к попыткам осуществить мировоззренческую рефлексию целеи смыслополагания человека в истории.

Философия истории была одним из главных элементов классического мышления XVIII—XIX вв. Но в XX столетии как система мировоззрения она была дискредитирована. В настоящее время философские ответы на вопросы о цели, смысле и направленности истории, ее движущих силах, ценностях и закономерностях вновь подвергаются сомнению. Именно поэтому один из главных вопросов нынешней эпохи может быть поставлен следующим образом: Есть ли будущее у человечества? И как следствие этого: Есть ли будущее у философии истории?

1 См.: Киселев Г. С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии. 1999. № 1. С. 40−52.

На этом фоне обращение к классическому наследию, в частности к учению Иоганна Готфрида Гердера (1744−1803 гг.), поместившего историю в центр философствования2, выявление и реализация ее историко-философского, гносеологического, методологического, философско-антро-пологического потенциала, а также осознание ее эвристического значения для постановки и решения философско-исторических проблем представляются весьма актуальными задачами.

Степень разработанности проблемы. Все работы, относящиеся к данной теме, можно разделить на несколько групп.

Исследованию философско-исторической проблематики посвящены труды Аврелия Августина (Aurelius Augustinus), В. Ф. Асмуса, Н. А. Бердяева, Дж. Вико (G. Vico), В. Виндельбанда (W. Windelband), Вольтера (Voltaire), А. Вуда (A. Wood), Г. В. Ф. Гегеля (G. W. F. Hegel), И. А. Гобо-зова, А. В. Гулыги, В. Дильтея (W. Dilthey), А. А. Ивина, В. В. Ильина, И. Канта (I. Kant), Л. П. Карсавина, Ю. А. Кимелева, Р. Дж. Коллингвуда (R. G. Collingwood), В. И. Красикова, В. Э. Лебедева, А. Ф. Лосева, К. Маркса (К. Marx), А. С. Панарина, Н. С. Розова, Г. Риккерта (Н. Rickert), Ж. Ж. Руссо (J. J. Rousseau), Е. М. Сергейчика, В. В. Соколова, В. Н. Сыро-ва, А. Дж. Тойнби (A. J. Toynbee), Э. Трёльча (Е. Troeltsch), Ф. Фукуямы (F. Fukuyama), М. М. Шитикова, О. Шпенглера (О. Spengler), Г. Г. Шпета, К. Ясперса (К. Jaspers) и др.

Социально-философские и политические воззрения И. Г. Гердера анализируются в работах В. Виндельбанда (W. Windelband), Л. Вульфа (L. Wolff), Г. Гайма (R. Haym), М. Ш. Губайдуллиной, А. В. Гулыги, В. Дильтея (W. Dilthey), X. Драйтцеля (Н. Dreitzel), Л. В. Дудовой, В. М. Жир

2 См.: Simon J. Herder und Kant. Sprache und «historischer Sinn» 11 Jo-hann Gottfried Herder, 1744−1803: Vortr. der 9. Jahre Stagung der Dt. Ges. fur die Erforschung des 18. Jn., vom 21−23. Nov. 1984 in der Univ. des Saarlandes, Saarbrucken. Hamburg, 1987. S. 3. мунского, В. К. Карнаух, Э. Кассирера (Е. Cassirer), Р. Дж. Коллингвуда (R. G. Collingwood), И, Н. Кузнецова, И. И. Лапшина, П. Пениссона (Р. Рё-nisson), В. Просса (W. ProB), М. М. Шитикова, Г. Г. Шпета и др. Отдельные положения учения И. Г. Гердера, иллюстрирующие его философско-исто-рические воззрения, исследуются в сочинениях В. Ф. Асмуса, И. Берлина (I. Berlin), М. Боллахера (М. Bollacher), Р. Гайма (R. Наут), И. А. Гобозова, К. Граве (С. Grawe), А. В. Гулыги, Р. Дж. Коллингвуда (R. G. Collingwood), О. В. Самылова, X. Уайта (Н. White), Г. Г. Шпета и др.

Еще одну группу работ, в которых рассматривается полемика И. Канта с И. Г. Гердером, а также анализируются связанные с нею сочинения по философии истории кенигсбергского мыслителя, составляют труды Р. А. Бурханова, Р. Гайма (R. Наут), А. В. Гулыги, Л. А. Калинникова, Э. Кассирера (Е. Cassirer), К. Н. Любутина, А. В. Перцева, Й. Симона (J. Simon), А. С. Чупрова, М. М. Шитикова, Г. Г. Шпета и др.

Тем не менее, специального исследования, непосредственно посвященного анализу философии истории И. Г. Гердера в отечественной философской литературе до сих пор не проводилось.

С учетом актуальности обозначенной проблемы определены объект, предмет, цель и задачи диссертации.

Объектом исследования является философское учение Иоганна Гот-фрида Гердера, а предметом — его философско-историческая концепция.

Цель диссертации — воссоздать и проанализировать философско-исто-рическую концепцию Иоганна Готфрида Гердера и показать ее эвристическое значение.

Указанная цель реализуется через решение следующих задач: — исследовать становление философии истории как науки в западноевропейской мысли от античности до И. Г. Гердера;

— выявить и проанализировать философско-историческую проблематику в учении И. Г. Гердера и показать ее антропологическую направленность;

— исследовать взгляды немецкого ученого на происхождение, смысл и предназначение человечества;

— показать роль и значение природно-географических и культурно-антропологических факторов в процессе становления и развития человеческого рода в концепции И. Г. Гердера;

— проанализировать воззрения мыслителя на механизм и движущие силы истории;

— исследовать взгляды И. Г. Гердера на ход, направленность и конечную цель исторического процесса;

— проследить полемику И. Канта с И. Г. Гердером по вопросам философии истории и показать ее значение для развития философско-исто-рической мысли.

Теоретико-методологической основой исследования послужили произведения философской классики, прежде всего работы И. Г. Гердера, а также сочинения И. Канта, К. Маркса и др. В своих исследованиях диссертант ориентируется на современное гуманистическое понимание диалек-тико-материалистической философии как наиболее адекватное для разработки философско-исторической проблематики. В работе используется ряд формальных и содержательных методов: традиционный историко-философский метод, компаративистский метод, метод ретроспективного моделирования, метод восхождения от абстрактного к конкретному, типологический метод, метод интеллектуальной биографии и т. д.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной философии специально анализируется целостная философско-историческая концепция И. Г. Гердера.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования излагались автором в докладах, сделанных на заседаниях Историко-философского общества при кафедре философии Нижневартовского государственного педагогического института. Выводы и положения работы отражены в 9 публикациях автора общим объемом 2,5 п. л., а также сообщались диссертантом в докладах на Региональной научно-теоретической конференции «Человек в историко-философском измерении (Пятые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 30 сентября — 5 октября 2002 года), в докладе на Межрегиональной научной конференции «Десять лет высшего исторического образования в Ханты-Мансийском автономном округе» (Нижневартовск, 17 апреля 2003 года), Международной научной конференции «Онтология и аксиология права» (Омск, 27−28 сентября 2003).

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, специальных курсов, посвященных философии истории И. Г. Гердера и немецкой классической философии в целом. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области истории философии и философии истории.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Содержание работы изложено на 135 страницах машинописного текста. Библиография включает в себя 160 наименований, в том числе 13 источников на иностранных языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В истории человечества в целом и истории научной мысли в частности, можно обнаружить немало примеров тому, как по целому ряду причин плодотворнейшие по своей эвристической направленности идеи, вместе с человеком, их изрекшим, на длительный период времени предавались интеллектуальному забвению. Нечто подобное произошло с «Идеями к философии истории человечества» и их автором24.

Можно назвать несколько причин такого забвения. Прежде всего, это полемика с Кантом, превратившаяся в два последних десятилетия жизни Гердера в своего рода «крестовый поход» против, находившей все большее число сторонников, критической философии, дискредитировала его в глазах современников, поставив самого мыслителя, а заодно и его идеи, вне рамок магистрального развития немецкой философии.

Если «виновником», коль скоро здесь вообще уместно это определение, такого отношения к своему творчеству был сам Гердер, то интеллектуальной «жертвой» рассмотрения наследия мыслителя сквозь призму кантианской философии в XIX в. его сделали другие. По злой иронии анализом его творчества в этот период занимались исследователи, принадлежавшие преимущественно к лагерю неокантианцев. Благодаря этому появился определенный скепсис в оценке теоретических заслуг немецкого мыслителя, а его самого стали рассматривать кем угодно (поэтом, литера.

24 И. В. Гете, достаточно близко знавший Гердера, в отзыве о французском издании его «Щей.» с горечью констатировал: «Это произведение, возникшее пятьдесят лет тому назад в Германии, оказало невероятно большое влияние на воспитание всей нацииисполнив свое назначение, оно было почти вовсе забыто» (цит. по: Гульгга А. В. Гердер и его «Идеи к истории философии человечества» // Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 612). тором, критиком и т. д.), но только не философом. Гердеру зачастую стали отказывать в оригинальности26.

Эмоциональный, образный, изобилующий поэтическими приемами, стиль Гердера вкупе с богословско-моралистической фразеологией и отсутствием в его концепции четкой системности в ее изложении, в век сциентификации антропологии, истории и социологии воспринимались уже как отсутствие строгой научности, что также не могло способствовать сохранению научного интереса.

Тем не менее, философии истории И. Г. Гердера со всеми ее сильными и слабыми сторонами, суждено было сыграть важную роль в развитии философского знания. Так, диалектическая мысль немецкого мыслителя об определяющей роли целого, т. е. общества, по отношению к части, т. е. индивиду, была воспринята Г. В. Ф. Гегелем и послужила исходным пунктом для построения его системы. Знаменитый гегелевский термин «мировой дух» также восходит к Гердеру, встречаясь как в плане заключительной.

25 В частности, чего стоит одна только оценка творчества мыслителя К. Фишером: «Он пишет скорее живо, чем понятно, избыток чувств часто выливается у него не в ясные выражения, а в немые восклицательные знаки, мысли — в ряд тире» (Фишер К. История новой философии. СПб., 1905. Т. III. Лейбниц, его жизнь, сочинения и учение. С. 692). Коль скоро речь зашла об этой фундаментальной работе, то нелишне будет заметить, что если анализу философского наследия Канта немецкий историк философии посвятил два тома, «Философии веры и гения» Гамана — восемь страниц, то Гердер и вовсе «уместился» на четырех.

26 Особенно «плодотворными» оказались попытки «сведения» Гердера к Гаману (см.: Гильманов В. X. Герменевтика «образа» И. Г. Гамана и Просвещение. Калининград, 2003. С. 46, 68). Несомненно, «северный маг» оказал значительное влияние на становление и эволюцию философских воззрений Гердера, но об их «идентичности» не может быть и речи. Во-первых, учение Гамана не было для него единственным «источником» философствования. Во-вторых, не следует забывать и о несовпадении взглядов философов, в частности по вопросу о происхождении языка. пятой части «Идей.», так и в «Письмах для поощрения гуманности». Однако великий систематизатор, в молодости намеревавшийся писать рецензию на второе издание гердеровского «Бога."27 и столь много почерпнувший из наследия мыслителя, никогда не называл его в числе своих учителей и в «Лекциях по истории философии» не посвятил ему ни строчки.

Принадлежащая Гегелю негативная характеристика роли славянских народов во всемирной истории, шла вразрез с представлениями Гердера, отзывавшегося о славянах в четвертой главе «Идей.» с подлинной теплотой, отмечавшего трудолюбие, добродушие, гостеприимство как черты их национального характера. Предсказывая освобождение и большое историческое будущее славянским народам, Гердер снискал любовь и уважение в Восточной Европе.

Гердеровское теоретическое наследие было востребовано и в России, где оно было усвоено выдающимися представителями передовой философской и литературной мысли. Один из самых интересных памятников отечественной философской мысли XVIII в. — трактат А. Н. Радищева «О человеке, его смерти и бессмертии», был написан под непосредственным впечатлением от идей немецкого мыслителя28. Русскому философу, «которому остался, по-видимому,.

9Q совершенно неизвестен Кант", Гердер был ближе еще и потому, что в своем учении он также пытался сочетать и примирить область веры и знания.

Значительно влияние немецкого мыслителя на отечественных историков и писателей (И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой и др.).

См. Гегель Г. В. Ф. Письмо к Мемелю от 26 августа 1801 г. // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1971. Т. 2. С. 239.

Некоторые моменты в сочинении А. И. Радищева вообще представляют собой «переложение» на русский язык идей Гердера. Подробный анализ влияния идей немецкого просветителя на Радищева см.: Лапшин И. И. Философские взгляды А. Н. Радищева // Радищев А. Н. О человеке, его смерти и бессмертии. СПб., 2001. С. 159, 162−171.

0Q.

Значительно позже наметились положительные тенденции в оценке творческого наследия Гердера в истории западной философской мысли. Противостояние Гердера рационалистической философии Канта и его последователей, породило у представителей философского иррационализма естественное стремление опереться на него как на своего предтечу. Его идеи о преемственности, об уникальном характере различных культур были заново осмыслены и получили постоянную «прописку» в культурологической и философско-исторической мысли XX столетия.

Таким образом, пленив в свое время умы целого поколения, вызвав бурную дискуссию и интерес к изучению философско-исторической проблематики, идеи Гердера сначала тихо сошли с интеллектуальной сцены, уступив свое место новым, еще более сложным, осмысленным и систематически изложенным концепциям, а когда страсти по последним улеглись, также тихо заняли принадлежащее им по праву место в истории интеллектуальной мысли.

Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

1. Философия истории представляет собой антропологически ориентированное философское размышление о судьбе человечества, целях и путях его развития. Постановка и решение ее проблем возможны только на основе постановки и решения проблемы человека и его свободы. Именно поэтому вплоть до Нового времени философия истории еще только формируется. Общее видение всего исторического многообразия открывается лишь в эпоху Просвещения, когда идея прогресса наполняется новым содержанием и понимается как движение человечества ко все более совершенному состоянию. Появление же целостных философско-исторических концепций связано с именами Канта и его ученика Гердера.

2. Философия истории Гердера сформировалась в рамках натуралистического антропологизма, хотя в его концепции наблюдается тенденция к преодолению его узких рамок. Прежде всего, это прослеживается в рассмотрении генезиса языка, мышления и культуры как специфических атрибутов человеческого рода, развивающихся посредством способностей и сил самого человека.

3. Законы развития общества, считает Гердер, носят естественный характер. Живые человеческие силы — вот двигательные пружины человеческой историисама же история представляет собой естественный продукт человеческих способностей, находящихся в зависимости от условий, места и времени. Философ выступает против телеологического взгляда на развитие общества. По его мнению, в исторических явлениях надо отыскивать реальные причины, эти явления породившие. Развитие народов составляет единую цепь, где любое звено связано с предыдущим и последующим.

4. Причины общественного развития Гердер усматривал во взаимодействии внешних, природно-географических, и внутренних, культурно-антропологических, факторов. К внешним факторам он относил действия климата, понимаемого в самом широком смысле как совокупность всех естественных условий жизни людей. Подчеркивая единство человечества как биологического вида, философ показывал, что его разнообразие в значительной степени определяется географическими условиями. Значение природных факторов Гердер отмечал и при рассмотрении причин развития культуры. При этом на поздних стадиях развития человечества культурно-антропологические факторы играют все большую роль по сравнению с факторами природно-географическими.

5. Главной причиной общественного развития Гердер считал внутренние, органические силы, действие которых превосходит влияние внешних условий. Ученый проводил различие между генетическими силами в природе и обществе. Средство, сплачивающее людей воедино, Гердер видит в культуре, которая представляет собой процесс воспитания и образования, усвоения и применения всего созданного человечеством. Каждая культура в его понимании предстает как уникальное образование, имеющее право на свой собственный путь развития. Общество является продолжением природы и подчиняется тем же самым универсальным «естественным законам».

6. Полемика Канта с Гердером по вопросам философии истории является, прежде всего, следствием противоположности их философских уче.

120 ний, которая нашла выражение в различном понимании природы и назначении человека, источника и цели общественного прогресса. Противоположностью трансцендентального антропологизма и натуралистического антропологизма объясняется и различие в методологических подходах обоих мыслителей.

7. Механизм и движущие силы истории в теории И. Г. Гердера раскрываются посредством применения принципов традиции, как культуро-образующей формы, и органических сил, своеобразной потенции осуществления исторического процесса в контексте восхождения от низших форм к высшим.

8. Учение Гердера о прогрессе человечества стало философской основой его гуманизма. В поступательном развитии общества мыслитель усматривает движение к конечной цели истории, ее высшему состоянию — «гуманности» или «человечности» (Humanitat), которое соответствует природе человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Г. Еще один опыт философии истории для воспитания человечества // Гердер И. Г. Избр. соч. М.- Л., 1959. С. 274−284.
  2. И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 3−611.
  3. И. Г. Из черновой редакции «Писем» // Гердер И. Г. Избр. соч. М.- Л., 1959. С. 302−312.
  4. И. Г. Каллигона // Гердер И. Г. Избр. соч. М.- Л., 1959. С. 196−224.
  5. И. Г. Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусства, по данным новейших исследований // Гердер И. Г. Избр. соч. М.- Л., 1959. С. 157−178.
  6. И. Г. О воздействии поэзии на нравы народов в древние и новые времена // Гердер И. Г. Избр. соч. М.- Л., 1959. С. 192−195.
  7. И. Г. Письма для поощрения гуманности // Гердер И. Г. Избр. соч. М.- Л., 1959. С. 285−301.
  8. ГердерИ. Г. Пластика // Гердер И. Г. Избр. соч. М.- Л., 1959. С. 179−191.
  9. И. Г Трактат о происхождении языка // Гердер И. Г. Избр. соч.М.- Л., 1959. С. 133−154.
  10. Herder J. G. Abhandlung liber den Ursprung der Sprache. Weimar, 1956. 178 s.
  11. Августин Аврелий. О граде Божием // Августин Блаженный. Творения. СПб.- Киев, 1998. Т. 3. 595 с.
  12. Августин Аврелий. О граде Божием // Августин Блаженный. Творения. СПб.- Киев, 1998. Т. 4. 586 с.
  13. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 375−644.
  14. В. Ф. Античная философия. 3-е изд. М., 2001. 400 с.
  15. В. Ф. Маркс и буржуазный историзм // Избр. филос. тр.: В 2 т. М., 1971. Т. 2. С. 219−230.
  16. П. Философия истории как социология. СПб., 1902. С. 7−44.
  17. БердяевН. А. Смысл истории. М., 1990. 175 с.
  18. И. Джамбаттиста Вико и история культуры // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001. С. 186−205.
  19. И. Гердер и Просвещение // Берлин И. Подлинная цель познания. Избр. эссе. М., 2002. С. 412−512.
  20. И. Противники Просвещения // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001. С. 299−332.
  21. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Синодальное издание. М., 2002. 1296 с.
  22. М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М., 1999. С. 202−300.
  23. Р. А. Натуралистический антропологизм Нового времени // Философская антропология: Историко-философский анализ: Коллективная монография / Отв. ред. Р. А. Бурханов, К. Н. Любутин. Екатеринбург- Нижневартовск, 1997. С. 42−56.
  24. Р. А. Из истории политических учений: политические учения Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье) // Бурха-нов Р. А., Коган Л. Н., Руденкин В. Н. Основы политологии. Екатеринбург, Нижневартовск, 1997. С. 33−52.
  25. Р. А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург- Нижневартовск, 1999. 219 с.
  26. Р. А., Никулина О. В. Философская антропология: Иммануил Кант, Людвиг Фейербах, Макс Шелер // Философия и культура: Сб. науч. тр. Екатеринбург- Нижневартовск, 1996. С. 56−80.
  27. В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. М., 2000.
  28. ВудА. Роль религии в Кантовой философии истории // Кантов-ский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1994. Вып. 18. С. 3−11.
  29. Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003. 560 с.3Ъ.ГаймР. Гердер, его жизнь и сочинения: В 2 т. М., 1888. Т. 2. 879 с.
  30. И. Г. Aestetica in nuce. Рапсодия в каббалистической прозе // Гильманов В. X. Герменевтика «образа» И. Г. Гамана и Просвещение. Калининград, 2003. С. 477−545.
  31. Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2000. 479 с.
  32. Г. В. Ф. О сочинениях Гамана // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1970. Т. 1. С. 577−642.
  33. Г. В. Ф. Письма // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1973. Т. 2. С. 213−528.
  34. В. X. Герменевтика «образа» И. Г. Гамана и Просвещение. Калининград, 2003. С 10−409.
  35. Т. Левиафан. М., 2001. 478 с.
  36. ГобозовИ.А. Смысл и направленность исторического процесса. М., 1987.219 с.
  37. И. А. Введение в философию истории. М., 1999. 363 с.
  38. Е. А. Проблема социального развития в философии истории и права Иммануила Канта: Автореф. дис. .канд. филос. наук (09.00.03). Л., 1982. 22 с.
  39. Д. М, Калинников Л. А. И. Кант о сущности человеческого общества и его истории // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта: Межвуз. сб. Калининград, 1977. Вып. 2. С. 18−36.
  40. М. Ш. Историческая концепция Гердера в советской историографии. Алма-Ата, 1989. 13 с. Рукопись деп. В ИНИОН РАН СССР № 39 216 от 25.03.1989 г.
  41. А. В. Гердер. 2-изд. М., 1975. 181 с.
  42. ГулыгаА. В. Гердер и его «Идеи к философии истории человечества» // Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 612−648.
  43. ГулыгаА. В. Кант. М., 1977. 303 с.
  44. ГулыгаА. В. Немецкая классическая философия. 2-изд., испр. и доп. М., 2001. С. 326.
  45. А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 350 с.
  46. П. С., Фролов И. Т. Философское постижение человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М., 1991. С. 3−24.
  47. Е. В. Историософия // Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд. испр. и доп. Лондон- Франкфурт-на-Майне- Париж- Люксембург- Москва- Минск, 1998. С. 370−373.
  48. В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.- Иерусалим, 2000. С. 289−308.
  49. О. А., Кочергин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993. 240 с.
  50. Л. В. Формирование историзма в эпоху Просвещения и деятельность И. Г. Гердера. М., 1984. 18 с. Рукопись деп. В ИНИОН РАН СССР № 17 949 от 16.08.1984 г.
  51. . В., Любутин К. Н. Введение в историю философии. 2-е изд., перераб. и доп. Нижневартовск, 1994. 139 с.
  52. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981. 448 с.
  53. В. М. Жизнь и творчество Гердера // Гердер И. Г. Избр. соч. М.- Л., 1959. С. VII-LIX.
  54. Ф. А. Общая характеристика движения философии в последние три века в ее главнейших направлениях // Зеленогорский Ф. А. О методах исследования и доказательства. М., 1998. С. 263 283.
  55. ИвинА. А. Философия истории: Учебное пособие. М., 2000. 528 с.
  56. В. В. Философия истории. М., 2003. 380 с.
  57. Л. А. К полемике между Кантом и Гер дером по вопросам философии истории // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта: Межвуз. сб. Калининград, 1980. Вып. 5. С. 77−91.
  58. Л. А. Проблемы философии истории в системе Канта. Л., 1978. 152 с.
  59. Л. А. Проблемы философии истории в системе Канта: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Л., 1981. 32 с.
  60. И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999. 471 с.
  61. И. Всеобщая естественная история и теория неба // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1. С. 115−262.
  62. И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 // Кант И. Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 8. С. 12−28.
  63. И. К вечному миру. 1795 // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 257−309.
  64. И. Конец всего сущего. 1794 // Кант И. Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 8. С. 205−218.
  65. И. Критика практического разума. СПб., 1995. 528 с.
  66. И. Критика способности суждения. 1790 // Кант И. Соч.: В 4 т. на нем. и рус. яз. М., 2001. Т. 4. С. 68−833.
  67. И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным- Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. М., 1994. 591, 1. с.
  68. И. Об изначально злом в человеческой природе. 1792 // Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 1999. С. 463−513.
  69. И. О применении телеологических принципов в философии // Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 1999. С. 913−943.
  70. И. О различных человеческих расах. 1775 // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 443−462.
  71. И. Первое введение в критику способности суждения. 1789−1790 // Кант И. Соч.: В 4 т. на нем. и рус. яз. М., 2001. Т. 4. С. 836 957.
  72. И. Предполагаемое начало человеческой истории. 1786 // Кант И. Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 8. С. 72−88.
  73. И. Провозглашение близкого заключения о вечном мире в философии // Кант И. Соч.: В 4 т. на нем. и рус. яз. М., 1993. Т. 1. С. 529 557.
  74. И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. 1783 // Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 1999. С. 5−146.
  75. И. Рецензии на книгу И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» // Кант И. Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 8. С. 38−62.
  76. А. М. Философия истории Гегеля. М., 1988. 270 с.
  77. В. К. Проблема цивилизации в философии истории И. Г. Гердера. Л., 1986. 8 с. Рукопись деп. В ИНИОН РАН СССР № 24 345 от 28.02.1986 г.
  78. Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997. 447 с.
  79. Э. Логика наук о культуре / Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 7−139.
  80. Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры / Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 155−181.
  81. В. Е. Введение в социальную философию. 4-е изд., испр. М., 2001. С. 31−46.
  82. Ю. А. Философия истории. Системно-исторический очерк // Философия истории. Антология. М., 1995. С. 3−19.
  83. Г. С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии. 1999. № 1. С. 40−52.
  84. Р. Дж. Идея истории // Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М, 1980. С. 5−320.
  85. В. И. Философия как концептуальная рефлексия (философская пропедевтика): Монография. Кемерово, 1999. 416 с.
  86. В. Н. Немецкая классическая философия. 2-изд., испр. и доп. М., 2003. С. 95−115.
  87. И. Н. И. Г. Гердер и французские просветители: Авто-реф. дис.. канд. ист. наук. М., 1989. 13 с.
  88. И. И. Философские взгляды А. Н. Радищева // Радищев А. Н. О человеке, его смерти и бессмертии. СПб., 2001. С. 147−172.
  89. ЛебедевВ. Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург, 1997. 180 с.
  90. Лейбниц Г В. Два отрывка о принципе непрерывности // Лейбниц Г В. Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т. 1.С. 203−214.
  91. Лейбниц Г В. О самой природе, или природной силе и деятельности творений // Лейбниц Г В. Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т. 1. С. 294−306.
  92. ЛоккДж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 135−405.
  93. А. Ф. Античная философия истории. СПб., 2001. 256 с.
  94. К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. 416 с.
  95. Н. Государь // Макиавелли Н. Избр. соч. Калининград, 2000. С. 8−84.
  96. К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955. Т. 3. С. 7−544.
  97. Ш. Л. О духе законов. М., 1999. 672 с.
  98. ПеровЮ. В. Антропологическое измерение в трансцендентальной философии Канта // Перов Ю. В., Сергеев К. А., Слинин Я. А. Очерки истории классического немецкого идеализма. СПб., 2000. С. 268−341.
  99. Ю. В., Сергеев К. А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности // ПеровЮ. В., Сергеев К. А., Слинин Я. А. Очерки истории классического немецкого идеализма. СПб., 2000. С. 389 438.
  100. А. В. Типы методологий историко-философского исследования. Закат рационализма. Свердловск, 1991. 196 с.
  101. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. С. 214−218.
  102. Письма и фрагменты Эпикура // Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 179−236.
  103. Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 89−454.
  104. Платон. Законы // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1972. Т. 3. Ч. 2. С. 83 478.112 .Платон. Теэтет // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1993. Т. 2. С.192−274.
  105. Плотин. Эннеады. VI // Плотин. Избр. трактаты: В 2 т. М., 1994. Т. 2. 144 с.
  106. Полибий. Всеобщая история. СПб., 1994. Т. 1. 496 с.
  107. А. Н. О человеке, его смерти и бессмертии. СПб., 2001. С. 5−144.
  108. . История западной философии. СПб., 2001. 960 с.
  109. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 3 т. СПб., 1996. Т. 3. С. 43−260.
  110. Г. Философия истории // Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. С. 175−266.
  111. И. С. Философия и теория истории. М., 2002. Кн. 1. 656 с.
  112. Г. И. Основы философии истории. М., 2001. 303 с.
  113. . Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре: Трактаты. М., 2000. С. 53−150.
  114. . Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре: Трактаты. М., 2000. С. 197−332.
  115. О. В. Становление историзма в философии И. Г. Гердера: Автореф. дис.. канд. филос. наук. 09.00.03. Л., 1988. 15 с.
  116. СергейчикЕ. М. Философия истории. СПб., 2002. 608 с.
  117. Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. 2-е изд. испр. и доп. Лондон- Франкфурт-на-Майне- Париж- Люксембург- Москва- Минск, 1998. 1064 с.
  118. В. В. Европейская философия XV—XVII вв.еков. М, 2003. 428 с.
  119. В. В. От философии античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма: Монография. М., 1999. 336 с.
  120. В. В. Средневековая философия. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. 352 с.
  121. Э. Ю. Проблема философии истории в поздних работах Канта // Вопросы теоретического наследия И. Канта: Межвуз. сб. Калининград, 1978. Вып. 3. С. 67−81.130 .Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Трактаты. М., 1998. С. 7−260.
  122. . Этика // Спиноза Б. Избр. произв. Ростов-на-Дону, 1998. С. 327−591.
  123. В. И. Философия истории // Философия / Под ред.
  124. B. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 439 455.
  125. В. Н. Расцвет и закат европейской философии истории (От Бэкона к Шпенглеру). Томск, 1997. 387 с.
  126. ТойнбиА. Д. Постижение истории. М., 1991. 736 с.
  127. М. Историческая проза античности // Историки античности: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 5−30.
  128. Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М., 1994. С. 10−88.
  129. УайтХ. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002. 528 с.
  130. Философия истории / Под ред. А. С. Панарина. М., 2001. 432 с.
  131. К. История новой философии. СПб., 1905. Т. III. Лейбниц, его жизнь, сочинения и учение. 655 с.
  132. Фукидид. История // Историки античности: В 2 т. Т. 1. М., 1989.1. C. 205−402.
  133. Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004. 588,4. с.
  134. ЧупровА. С. Концепция родовой сущности человека в философии И. Канта, А. Шопенгауэра и А. Фейербаха: Автореф. дис.. д-ра фи-лос. наук. Екатеринбург, 1996. 47 с. 143 .Цицерон М. Т. О законах // Цицерон М. Т. Избр. произв. М., 1975. С. 90−149.
  135. М. М. Проблема субъекта истории в философии эпохи ранних буржуазных революций. Красноярск, 1987. 195 с.
  136. О. Закат Европы: В 2 т. М., 2003.
  137. ШпетГ. Г. История как проблема логики. Критические и методологические исследования. Материалы. В двух частях. М., 2002. 1168 с.
  138. Л. Ю. И. Г. Гердер в Прибалтике. (Из истории балт.-нем. культурных связей во второй половине XVIII века): Автореф. дис.. канд. ист. наук. (573). Тарту, 1971. 30 с.
  139. К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 527 с.
  140. Berlin I. Vico and Herder. Two studies in the history of ideas. L., 1976. 228 p.
  141. Dobbek W. J. G. Herder Weltbild. Versuch einen Deutung. Koln -Wien. Bohlau, 1969. 251 S.
  142. Grawe C. Herders Philosophie der Geschichte der Menschheit im Licht der modernen Kulturantropologie. Inaug Diss. vorgelegt von Cristian Grawe. В., 1967. 179 S.
  143. P. «Тбпеп» bei Rousseau und Herder I I Johann Gottfried Herder, 1744−1803: Vortr. der 9. Jahre Stagung der Dt. Ges. flir die Erforschung des 18. Jn., vom 21.-23. Nov. 1984 in der Univ. des Saarlandes, Saarbrucken. Hamburg, 1987. S. 186−193.
  144. Simon J. Herder und Kant. Sprache und «historischer Sinn» // Johann Gottfried Herder, 1744−1803: Vortr. der 9. Jahre Stagung der Dt. Ges. fur die
  145. Erforschung des 18. Jn., vom 21.-23. Nov. 1984 in der Univ. des Saarlandes, Saarbriicken. Hamburg, 1987. S. 3−13.
Заполнить форму текущей работой