Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специализация как психологический фактор развития профессионального самосознания личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал следующее. Структурирование компонентов специализации является необходимым и достаточным психологическим механизмом для формирования поведенческого и эмоционального компонентов «прототипа» (компоненты специализации образуют содержание данных компонентов специализации, происходит изменение в средствах самоописания, новообразования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование развития профессионального самосознания посредством специализации
    • 1. 1. Развитие профессионального самосознания личности как психологическая проблема
    • 1. 2. Студент-психолог как субъект профессионального развития
    • 1. 3. Психологическое обеспечение специализации как фактора развития профессионального самосознания
  • ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологических механизмов реализации специализации как фактора развития профессионального самосознания психологов
    • 2. 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 2. 2. Экспериментальное исследование особенностей развития профессионального самосознания, обусловленных специализацией

Специализация как психологический фактор развития профессионального самосознания личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях динамично меняющихся профессиональных технологий подготовка специалистов высокой квалификации существенно изменилась, формируется запрос на самообучаемость и саморазвитие личности (Э.Ф.Зеер, Э. Э. Сыманюк, В. А. Иванников, И. В. Вачков, С. Д. Смирнов, Г. Ю.Любимова). Для успешной профессиональной социализации необходимо создание таких условий в образовательном пространстве, которые будут способствовать самореализации, саморазвитию личности и субъективированному познанию (Л.Б.Шнейдер, Н. В. Самоукина, Л.М.Митина). Как следствие эти процессы способствуют целенаправленной подготовке к будущей профессиональной деятельности. Важной задачей образования помимо информирования является формирование целостного образа «профессионала» (Н.В.Самоукина), формирование структурированного образа профессии (В.Н.Обносов), формирование профессиональной позиции, «приобщение к профессии» (В.В.Овсянникова), т. е. развитие профессионального самосознания.

Анализ научных исследований и состояния проблемы профессионального становления будущих специалистов-психологов выявил ряд противоречий между: -возросшей потребностью общества в специалистах-психологах, свободно адаптирующихся в ситуациях реальной деятельности и социально-экономическим, информационно-технологическим перенасыщением жизнедеятельности личности;

— необходимостью всестороннего изучения роли специализации в развитии профессионального самосознания личности и недостаточной разработанностью вопросов ее психологического обеспечения как фактора данного процесса;

— потребностью личности в оптимальном развитии профессионального самосознания на этапе обучения и дефицитом знаний о механизмах, способствующих структурированию компонентов специализации, персонализации эталонной модели, репрезентации компонентов специализации.

Перечисленные противоречия свидетельствуют о том, что определение психологических механизмов реализации специализации как фактора развития профессионального самосознания является актуальной психологической проблемой. Именно в период освоения профессии активизируется процесс развития профессионального самосознания. Этот период совпадет с тем периодом в жизни человека (студенчество, юношество) когда происходит интенсивное развитие личности в целом, приобретение зрелости субъективных характеристик (В.В.Селиванов), происходит реализации «Я-концепции» (Д.Е.Сьюпер). Наиболее значим поиск психологических механизмов, способствующих приобщению к профессиональной деятельности, активизирующих формирование субъективных компонентов профессиональной позиции, поиск тех формы, посредством которых будет реализована возможность репрезентации особенностей осваиваемой профессии, определяющих содержательную сторону профессионального самосознания. Решение проблемы профессионального самосознания проводится исследователями в разных вариантах (П.А.Шавир, Е. А. Климов, В. П. Саврасов, А. К. Маркова, Л.Б.Шнейдер). Основные закономерности его развития связаны с уменьшением неопределенности представлений о будущей области профессиональной деятельности, о себе «как о профессионале», с развитием отношения к себе как к потенциальному профессионалу. С другой стороны развитие профессионального самосознания обусловлено особенностями осваиваемой профессии. В образовательном пространстве в рамках специализации компоненты самосознания приобретают профессиональный оттенок.

Необходимость всестороннего изучения роли специализации в развитии профессионального самосознания и дефицит знаний о механизмах, способствующих этому, позволил выделить проблему исследования — определение психологических механизмов, позволяющих реализовать специализацию как психологический фактор развития профессионального самосознания личности. Необходимость решения проблемы, определила выбор темы настоящего исследования «Специализация как психологический фактор развития профессионального самосознания личности», цель которого выявить механизмы реализации специализации как психологического фактора развития профессионального самосознания.

Объект исследования — профессиональное самосознание личности.

Предмет исследования — специализация как психологический фактор развития профессионального самосознания личности.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: специализация будет выступать фактором развития профессионального самосознания при создании следующих психологических механизмов: структурирование компонентов специализацииперсонализация эталонной моделирепрезентация компонентов специализации.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть развитие профессионального самосознания личности как психологическую проблему;

2. Охарактеризовать студента-психолога как субъекта профессионального развития;

3. Обосновать психологическое обеспечение специализации как психологического фактора развития профессионального самосознания личности;

4. В ходе опытно-экспериментального исследования проверить эффективность реализации специализации как психологического фактора развития профессионального самосознания личности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические представления о категориях «профессиональное самосознание» и «профессиональное самоопределение» (П.А.Шавир, Н. С. Пряжников,.

Е.А.Климов), позволившие определить их содержательно и выделить составные компонентыподходы к периодизации профессионального становления (Т.В.Кудрявцев, Э. Ф. Зеер, Л. М. Митина, Д.Е.Сьюпер), позволившие определить проблемные аспекты профессионального развития в период освоения профессииположения о роли активной позицией самого человека в процессе освоения профессии (Н.В.Самоукина, Л. М. Митина, В.Н.Обносов), позволившие рассматривать внутреннюю среду личности как критерий, определяющий формирование профессиональной составляющей «Я-концепции», и способствующий формированию представлений о себе как о субъекте профессионального развитияанализ проблемы развития профессионального самосознания (Л.Б.Шнейдер, В. П. Саврасов, А.К.Маркова), позволивший установить основные критерии и выделить основополагающее положения нашего исследования о том, что профессиональное самосознание формируется на основе соотнесения образа профессии с «Я-концепцией», а также положение о том, что структура «Я-концепции» неоднородная и включает три компонента (Р.Бернс) и положения, характеризующие закономерности формирования образа профессии (В.В.Овсянникова, Д. В. Демина, В. В. Ермолаева, В.Н.Обносов), позволившие разработать модель развития профессионального самосознания личностиподходы к определению студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории (Б.Г.Ананьев, И. А. Зимняя, Б.И.Сарсенбаева), позволившие выделить два аспекта анализа особенностей развития и функционирования когнитивной, эмотивно-аксеологической и поведенческой сфер, а также характеристика психологических новообразований юношеского возраста (В.С.Мухина, И. С. Кон, М. В. Ермолаева, Л.А.Григорович) и особенностей развития, обусловленных включением в процесс профессионального обучения (Б.В.Кайгородов, Л.В.Бороздина), позволившие определить их содержательную сторонуподходы к исследованию становления субъективности (М.В.Ермолаева, В.В.Селиванов) и подходы к студенту как к субъекту профессионального развития и учебной деятельности (И.А.Зимняя, Н. С. Пряжников, В.А.Якунин), позволившие охарактеризовать студента как субъекта профессионального развитияопределение высшего профессионального образования как особого образовательного пространства (Э.Ф.Зеер, Т. П. Демидова, В. А. Иванников, И.В.Вачков), давшие возможность уточнить его роль в возникновении профессионального самосознания и выделить те компоненты, которые активизируют его развитие.

В работе использовался следующий комплекс методов: Теоретические методы, включающие изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизациюэмпирические методы включающие анкетирование, тестирование, индивидуально-ориентированные техникиинтерпретационно-описательные, в числе которых методы непараметрической статистики, корреляционный анализ Пирсона, метод ранговой корреляции Спирмена, качественный анализ полученных данных, способы графического представления результатов.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2004 по 2008 годы и включало три этапа.

На первом этапе исследования (2004;2005 гг.) осуществлялся анализ • литературы по исследуемой проблеме. Был определен объект, предмет исследования, его цель и задачи, рабочая гипотеза, методы, а также был составлен план эмпирического исследования.

На. втором этапе (2005;2007 гт.) выстраивался концептуальный подход к исследованию, формировался диагностический комплекс. Был проведен первый диагностический срез, направленный на выявление параметров репрезентирующих исследуемую область, для ряда методик были разработаны рабочие формы, позволяющие оптимизировать диагностическую процедуру. Проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности реализации специализации как психологического фактора развития профессионального самосознания личности.

На четвертом этапе (2007;2008 гт.) были обобщены и проанализированы основные результаты теоретического и экспериментального исследования, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы.

Базой исследования явилось НОУ «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 188 студентов-психологов, учащихся на 1—5 курсах, в возрасте от 17 до 22 лет. Из них 114 студентов специализируются в двух разных направления: группа психологов со специализацией «психологическое консультирование» и группа психологов со специализацией «психология управления».

Основные результаты, полученные соискателем лично, их научная новизна.

1. Профессиональное самосознание личности рассмотрено как предмет психологического анализа. Новизна позиции автора заключается в уточнении механизма формирования профессионального самосознания личности, основывающегося на функциональном взаимодействии представлений, составляющих содержание образа профессии, со структурными компонентами «Я-концепции» и определении критериев его развития: закономерности образования элементов «прототипа" — определение эталонных параметров и их согласованность с «прототипом" — развитие профессионального самосознания, посредством определенных форм.

2. Охарактеризована специализация как многокомпонентная структура, опосредующая развитие профессионального самосознания личности. Новизна позиции автора заключается в уточнении данного понятия в узком смысле слова как «многогранного пространства», влияющего на преобразование элементов «прототипа». Механизм этих преобразований основывается на интеграции исходного содержания «Я-концепции» и представлений о профессии, содержательно определенных компонентами специализации.

3. Обосновано психологическое обеспечение специализации как фактора развития профессионального самосознания личности. Новизна позиции автора заключается в определении содержательно-целевого (модель развития профессионального самосознания, раскрывающая закономерности развития профессионального самосознания в «пространстве» специализации) — операционально-деятельностного (структурирование компонентов специализации, персонализация эталонной модели, репрезентация компонентов специализации — психологические механизмы исследуемого процесса) — оценочно-регулятивного («встраивание» компонентов специализации, персонализация «прототипа», репрезентация компонентов специализации — критерии реализации специализации и уровни их проявления в процессе развития профессионального самосознания личности) компонентов.

4. Организована опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности реализации специализации как психологического фактора развития профессионального самосознания. Новизна результата заключается в определении уровня реализации каждого из психологических механизмов и выявлении их роли в исследуемом процессе: первый психологический механизм обеспечивает формирование компонентов «прототипа» и определяет дифференциацию представлений составляющих образ профессиивторой психологический механизм способствует выстраиванию обобщенного профессионального эталона и определяет изменения, происходящие в элементах «прототипа" — третий психологический механизм опосредует репрезентацию содержания специализации и активизируют процесс развития профессионального самосознания.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении закономерностей и механизма развития профессионального самосознания в рамках определенной специализации на разных этапах освоения профессии в период профессионального обученияпредложена модель развития профессионального самосознания в «пространстве» специализацииопределены и обоснованы психологические механизмы реализации специализации как фактора развития профессионального самосознания личности, что обогащает общепрофессиональный раздел (дисциплина «Введение в профессию»), дисциплину специализации «Основы профессионального консультирования».

Практическая значимость исследования состоит в том, что экспериментально проверена модель развития профессионального самосознания у студентов-психологов с разными специализациямиопределены компоненты специализации и установлена специфика их соотношения с компонентами, составляющими содержание представлений о профессии и компонентами «Я-концепции" — спроектирована модель диагностики особенностей развития профессионального самосознания, обусловленных содержанием специализации.

Представленный опыт практического применения модели диагностики развития профессионального самосознания личности может служить основой при составлении рекомендаций по реализации выявленных психологических механизмов на практике с целью формирования профессионального самосознания будущих специалистов. Учет механизмов реализации специализации как психологического фактора развития профессионального самосознания личности будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки психологов в рамках определенной специализации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивалась методологической непротиворечивостью исходных теоретических положений о психологических факторах развития профессионального самосознания личности, внутренней согласованностью всех методологических уровней исследованиявыбором надежных и валидных методик, адекватных поставленной целинадежностью стратегии формирования выборкиприменением соответствующих методов математической обработки полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры профессиональной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», кафедры психологии НОУ «Сибирский института бизнеса, управления и психологии». Материалы исследования апробированы на годичных межвузовских научно-практических конференциях. Основные результаты исследования внедрены в образовательный процесс, используются при разработке спецкурсов. Отдельные материалы исследования вошли в содержание курса «Ведение в профессию», «Основы профессионального консультирования».

Положения, выносимые на защиту.

1. Изучение подходов к исследованию профессионального самосознания позволило уточнить, что в процессе профессионального обучения субъект профессионального развития находится в определенном образовательном пространстве, которое обусловливает особенности формирования профессионального самосознания. В качестве такого пространства в контексте данной работы мы рассматриваем специализацию. Профессиональное самосознание формируется на основе соотнесения образа профессии с «Я-концепцией», а каждый этап профессионального обучения составляет ступени этого развития. Результатом прохождения этапов профессионального развития является сформированный элемент «прототипа». Анализируя механизм формирования «прототипа» необходимо учесть что структура «Я-концепции» не однородна и это определяет то, как будет происходить дифференциация представлений составляющих образ профессии, а в целом будет обусловливать происходящие преобразования в компонентах «прототипа».

2. Специализацию в узком смысле можно представить как «многогранное пространство», в котором происходит развитие профессионального самосознания. В рамках специализации белее полно и однозначно можно продемонстрировать специфичные стороны «прототипа», а изучение закономерностей образования «прототипа», в частности его компонентов, позволяет выяснить особенности развития всей структуры профессионального самосознания на каждом этапе профессионального обучения.

3. Психологическое обеспечение специализации как психологического фактора развития профессионального самосознания состоит из трех структурных компонентов: содержательно-целевого (определение критериев развития профессионального самосознания и механизма его формирования в «многогранном пространстве» специализации) — операционально-деятельностного (структурирование компонентов специализации, персонализация эталонной модели, репрезентация компонентов специализации — психологические механизмы реализации специализации как фактора развития профессионального самосознания) — оценочно-регулятивного («встраивание» компонентов специализации, персонализация «прототипа», репрезентация компонентов специализации — критерии реализации специализации и уровни ее проявления в процессе развития профессионального самосознания личности).

4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал следующее. Структурирование компонентов специализации является необходимым и достаточным психологическим механизмом для формирования поведенческого и эмоционального компонентов «прототипа» (компоненты специализации образуют содержание данных компонентов специализации, происходит изменение в средствах самоописания, новообразования оцениваются положительно). Для формирования когнитивного компонента «прототипа» структурирование компонентов специализации является необходимым, но недостаточным психологическим механизмом, критическими периодами для реализации этого механизма являются: начальный этап освоения специализации «психология управления», завершающий этап для специализации «психологическое» консультирование. Персонализация эталонной модели является необходимым психологическим механизмом для формирования профессионального эталона и последующей персонализации «прототипа» для специализации «психологическое консультирование» (компоненты специализации определяют эталонные параметры, компоненты составляющие «прототип» согласуются профессиональным эталоном). Для специализации «психология управления» персонализация эталонной модели является необходимым, но недостаточным психологическим механизмом, критические периоды — это начало освоения специализации и завершающий этап. Репрезентация компонентов специализации является необходимым, но недостаточным психологическим механизмом, дисциплины специализации не репрезентируют ее содержательные компоненты, опосредуют развитие незначительного числа профессионально значимых составляющих. В рамках специализации «психологическое консультирование» эта тенденция наиболее выражена.

Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и включает: введение 10 страниц. Общий объем диссертации составляет 175 страниц. Работа содержит 10 таблиц, 3 рисунка, 39 приложений. Библиография включает 150 наименований литературных источников.

Изучение подходов к исследованию профессионального самосознания позволило уточнить критерии и механизм его развития на этапе освоения профессии, и определить компоненты, составляющие его содержание. Анализ литературных источников показал, что решение проблемы профессионального самосознания проводится исследователями в разных вариантах: профессиональное самосознание структурируется в профессии через осознание своей принадлежности к профессиональной общностипрофессиональное самосознание функционально осуществляется через построение образа будущего результатапрофессиональное самосознание как составной компонент целостного самосознания личности, как «избирательно направленная деятельность самосознания, подчиненная задаче профессионального самоопределения». Основные закономерности развития профессионального самосознания связаны с уменьшением неопределенности представлений о будущей области профессиональной деятельности, о себе «как о профессионале», с развитием отношения к себе как к потенциальному профессионалу. В целом механизм развития профессионального самосознания основывается на интеграции исходного содержания «Я-концепции» и представлений о профессии, содержательно определенных компонентами специализации. Результатом прохождения этапов профессионального развития является сформированный элемент «прототипа», выступающий меркой развития профессионального самосознания. Анализируя закономерности формирования «прототипа» необходимо учесть что структура «Я-концепции» не однородна и это обусловливает происходящие преобразования в элементах «прототипа». Следовательно, «прототип» и его элементы представлены тремя компонентами: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Для того чтобы раскрыть процесс развития профессионального самосознания, необходимо анализировать преобразования этих составляющих в элементах «прототипа». В процессе профессионального обучения субъект профессионального развития находится в определенном образовательном пространстве, которое и в целом определяет особенности формирования профессионального самосознания. В процессе профессионального обучения будущий специалист приобретает не только теоретические знания, определенные практические навыки, он постепенно определяет свое место в системе конкретной профессии, формируется профессиональная направленность, представления о сферах применения данной профессии и нормативных требованиях к условиям ее реализации, происходит приобщение к ней, складывается определенная профессиональная позиция. При этом эти составляющие наиболее полно могут быть представлены в рамках соответствующей специализации. Специализация в узком смысле слова представляет собой «многогранное пространство», в котором происходит развитие профессионального самосознания. В рамках специализации более полно и однозначно представлены специфичные стороны профессиональной деятельности, обобщенные признаки профессионального эталона. Специализация выступает фактором развития профессионального самосознания при специальном психологическом обеспечении, состоящим-из содержательно-целевого (модель развития профессионального самосознания в «многогранном пространстве» специализации) — операционально деятельностного (структурирование компонентов специализации, персонализация эталонной модели, репрезентация компонентов специализации — психологические механизмы реализации специализации как фактора развития профессионального самосознания личности) — оценочно регулятивного («встраивание» компонентов специализации, пероснализация «прототипа», репрезентация компонентов специализации — критерии реализации специализации и уровни ее проявления в процессе развития профессионального самосознания личности) компонентов. Опытно-экспериментальная работа дала положительные результаты, в качестве основных выводов в целом следует отметить, во-первых, что основными критическими периодами в реализации первого психологического механизма являются для групп со специализацией «психология управления» — начальный этап освоения специализации, а для групп со специализацией «психологическое консультирование» — завершающий этап. Первоначальный этап освоения специализации «психология управления» привносит новое содержание, которое кардинально отличается от предшествующих профессиональных ориентиров, что задерживает формирование когнитивного компонента «прототипа». В группе со специализацией «психологическое консультирование» таких содержательных изменений не выявлено и формирование «прототипа» закономерным образом продолжается. Гармоничное освоение специализации на более ранних этапах прерывается на завершающем этапе освоения специализации. Это связанно с тем, что формирование поведенческого компонента «прототипа» блокируется, так как происходит пресыщение представленного содержания и не наступает та фаза, когда представленные профессиональные ориентиры могут непосредственно реализоваться • в практической деятельности. Характеризуя особенности содержания когнитивного компонента «прототипа» в группах с разными специализациями следует отметить, что оно однотипно, и представлено только двумя компонентами специализации, которые связаны с областью практической деятельности, приобретаемым опытом. Только участие студентов в практической деятельности в течение обучения способствует выработки основных критериев самоописания «Я» как профессионал. В результате таких преобразований в когнитивном компоненте «прототипа» накапливаются представления о профессии не всегда сопряженные с преобразованиями, происходящими в «Я-концепции», так как преимущественно вырабатываются критерии «внешнего» плана. Компоненты специализации, определяющие содержание поведенческого компонента «прототипа» в группе со специализацией «психология управления» опосредуют формирование представлений о специфике профессионального поведения и закладывают основу для формирования потенциального стиля профессионального поведения. Поведенческий компонент «прототипа» в группе со специализацией «психологическое консультирование» содержательно определен в большей степени, а представленные в его структуре компоненты преимущественно связанны с профессионально значимыми и необходимыми умениям для психолога. Эмоциональный компонент «прототипа» характеризуется в обеих группах схожими тенденциями. Статистически значимые различия выявлены только в отношении такого компонента самоотношения как «закрытость». Во-вторых, следует отметить, что формирование профессионального эталона и персонализация «прототипа» в группах со специализацией «психология управления» характеризуется двумя критическими периодами — начало освоения специализации и завершающий этап освоения специализации, в целом это обусловлено тем, что не формируется «прототип». В группе со специализацией «психологическое консультирование» персонализация эталонной модели реализуется на всех этапах обучения на допустимом уровне. Сравнивая особенности описания профессионального эталона, посредством компонентов специализации в двух группах, отметим основные особенности. В группе со специализацией «психологическое консультирование» основным эталонным параметром является — опыт практической работы связанный с умением вести беседу, говорит четко, выразительно. В группе со специализацией «психология управления» — это опыт, полученный в течение обучения, и связан он с умением решать проблемные ситуации, умением руководить. Эти составляющие образуют стержневые структуры, определяющие основные навыки, необходимые для оптимального вхождения в профессиональную среду. В-третьих, при реализации третьего психологического механизма было выявлено большее количество критических периодов. К ним относятся период освоения как специализации «психологическое консультирование», так и специализации «психология управления» на четвертом курсе, а также освоение специализации «психологическое консультирование» на пятом курсе. В группах со специализаций «психологическое консультирование» это обусловлено тем, что представленные, на завершающем этапе обучения, дисциплины специализации не репрезентируют специализацию. В рамках дисциплин специализации развиваются только отдельные качества и умения. В группе со специализацией «психология управления» дисциплины специализации в целом не репрезентируют составляющие ее компоненты. Дисциплины специализации не репрезентируют компоненты специализации и не способствуют развитию профессионального самосознания в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Возрастная психология: учеб. для студ. вуз. Г. Абрамова. М.: Академический проект, 2001. 704 с. Абрамов, П. К. Психология студентов П. К. Абрамов. М., 1
  2. , Г. В. Социальная психология образования Под ред. А. Л. Свенцицкого. Самара: Издательство Самарский пединститут, 1993. 212 с.
  3. , Н. А., О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов Н. А. Аминов, М. В. Молоканов Психологический журнал. 1992 Т. 13, 5. 104−110.
  4. , Б. Г. Человек как предмет познания Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-282 с.
  5. , А. Психологическое тестирование А. Анастази, Урбина СПб.: Питер, 2003. 688 с.
  6. , А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности А. Г. Асмолов, Г. А. Ягодин Вопросы психологии. 1992. 1.-С.6−13.
  7. Н. Ф. К вопросу о профессиональных способностях психологов Н. Ф. Багманова, Н. А. Стафурина Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. —1985. Вып. 5. 72 77.
  8. , Р. Развитие Я-концепции и ее воспитание Р. Берне. М.:
  9. , Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога Г. А. Берулава. М.: Высшая школа, 2003. 64 с.
  10. , Н. Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М: Международная педагогическая академия, 1995.-64 с.
  11. , Н. Р. Проблема развития личности психологии: Аналитический обзор Н. Р. Битянова. М.: Московский социальнопсихологический институт: Флинта, 1998. 48 с.
  12. Большой психологический словарь Сост. и общ. ред. Е. Б. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 672 с.
  13. , Л. В. Притязания и самооценка Л. В. Бороздина, Л. Видинская Вестник МГУ. Сер.
  14. Психология. 1986. 3. 21 30.
  15. , Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов Т. М. Буякас Вестник МГУ. Сер.
  16. Психология. 2000. 1. 56 62.
  17. , Т. М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением Т. М. Буякас Вестник МГУ. Сер.
  18. Психология. 2001. 2. 69 77.
  19. , Т. М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов Т. М. Буякас Вестник МГУ. Серия
  20. Психология. 2005. № 2. 7 17.
  21. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
  22. , Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога Т. А. Верняева. СПб.: СПбГУ, 1997 218 с.
  23. , А. Некоторые вопросы воспитания студенчества А. Власенко. М., 1987.
  24. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия Сост. и науч. ред. В. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 624 с.
  25. , И. А. Система подготовки психологов в США И. А. Володарская, Н. М. Лизунова Вестник МГУ. Сер. 14. 1989. 3. 5 0 6 3
  26. , И. Основы педагогики: Введение
  27. , Л. А. Введение
  28. , М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема М. Р. Гринзбург Вопросы психологии. 1998. 2. 19−27.
  29. , М. Р. Психологическое содержание
  30. , В. В. Практика использования психологов на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психологапрактика В. В. Гусейнова Вестник МГУ. Сер. 14. 1989. 4. 56 -69.
  31. , Т. П. Психологическое сопровождение профессиональноличностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: учеб. пособие Т. П. Демидова. М.: Издательство Московского социально-психологического института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 112 с.
  32. , А. И. Профессиональные дредставления студентов психологов А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова Вопросы психологии. 1999. 2. 4 2 5 0
  33. , М. В. Психология развития М. В. Ермолаева. М.: Издательство Московского социально-психологического института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 372 с.
  34. , М. В. Субъективный подход в психологии развития взрослого человека: учеб. пособие М. В. Ермолаева. М.: Издательство
  35. , Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вуз. Э. Ф. Зеер. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
  36. , Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация подход: учеб. профессионального образования: компетентностный пособие Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.
  37. , Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк Психологический журнал. 1997.-№ 6.-С. 35−44.
  38. , И. А. Педагогическая психология И. А. Зимняя. М: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
  39. , В. П. Человек развивающийся В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М., 1994.
  40. , Н. Н., Исследование профессионального становления студентовпсихологов Н. Н. Зотова, О. Н. Родина Вестник МГУ. Сер.
  41. Психология. 2003. 3. 69 78.
  42. , В. А. Проблемы подготовки психологов В. А. Иванников Вопросы психологии. 2006. 1. 48 52.
  43. Е. И. Становление и развитие профессионального самосознания будущего педагога Е. И. Исаев, Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков Вопросы психологии. 2000. № 3. 57 66.
  44. , Б. В. Психологические особенности самопонимания в юношеском возрасте Б. В. Кайгородов Мир психологии. 1999. 3.-С.155−166.
  45. , Е. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта Е. Калитеевская Гештальт 96: сб. материалов Московского Гештальт Ин-та. 1996. 63 71.
  46. , Л. В. Психологическое сопровождение становления профессионального самосознания молодых педагогов Л. В. Кандыбович Мир психологии. 1999. 2. 216 219.
  47. , В. Н. Психология: введение
  48. , В. Н. Психологические основы развития студента как субъекта учения В. Н. Карандашев. СПб., 1995.
  49. , Е. А. О структуре профессионального самосознания, профессионализма и профессионала Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов Е. А. Климов. СПб.: Питер, 2001.
  50. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие Е. А. Климов. М.: Издательство МГУ, 1995. 224 с.
  51. , Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды Е. А. Климов. М.: Издательство Московского психологосоциального института- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003. 456 с.
  52. , Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 320 с.
  53. , Е. А. Психология профессионального самоопределения Е. А. Климов. Ростов Д: Издательство «Феникс» 1996. 512 с.
  54. , А. М. Психология самоотношения: учеб. пособие А. М. Колышко. Гродно: ГрГУ, 2004.
  55. , И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития И. М. Кондаков, А. В. Сухарев Вопросы психологи. 1989. 5. 158 164.
  56. , М. В. Аннотированный указатель методов социально- психологической диагностики М. В. Кроз. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  57. , Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности Т.В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова Вопросы психологии. 1983. 2. 51 59.
  58. , М. Е. Профессия психолог М. Е. Литвак. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. 352 с.
  59. , Г. Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов Г. Ю. Любимова Вестник МГУ. Сер. 14. 2001.-№ 4.-С. 57−66.
  60. , Г. Ю. От и первокурсника личностного до выпускника: проблемы студентов профессионального самоопределения психологов Г. Ю. Любимова Вестник МГУ. Сер. 14. 2000. 1. 4 8 5 6
  61. , Г. Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности Г. Ю. Любимова Вестник МГУ. Сер. 14. 2002. 2. 64 72.
  62. , А. М. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в вузе A.M. Матюшкин, А. А. Понукалин Вопросы психологии. 1988. 2. 76 82.
  63. , Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности Л. М. Митина. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.
  64. , Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Л. М. Митина Вопросы психологии. 1997. 4. 2 8 3 8
  65. , Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя Л. М. Митина Вопросы психологии. 1990. 3. 58 64.
  66. , И. В. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера И. В. Михайлов Вопросы психологии. 1975. 5. 110−122.
  67. , М. В. Влияние личностных особенностей профессиональный выбор в практической психологии М. В. Молоканов Психологический журнал. 1998. 2. 79 96.
  68. , К. В. О ролевом компоненте Я-концепции К. В. Муравьева, Е. Шилыптейн Вестник МГУ. Сер. 14. 2000. 1. 29 35.
  69. , В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. В. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 456 с.
  70. , И. Н. Руководство по психодиагностике И. Н. Носе. М.: Издательство Института психотерапии, 2005. 688 с.
  71. , В. Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию В. Н. Обносов Вопросы психологии. 1986. 6. 28 32.
  72. , В. В. Динамика образа своей профессии в зависимости от степени приобщения к ней В. В. Овсянникова Вопросы психологии. 1 9 8 1 5 С 133−142.
  73. Опросники к методикам для работы практического комплекта № 2 сост. Е. Беляева. Петрозаводск, 1991.
  74. , В. П. Имидж профессии психолога как мотив психолога из профессионального выбора В. П. Осоков, Е. Б. Перелыгин, В. В. Фадеев Мир психологии. 2003.- 4. 151- 159.
  75. , Р. Методика исследования самоотношения Р. Пантилеев. М «Смысл», 1993.—32 с.
  76. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. Пособие В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский [и др.]- под общ. ред. А. А. Крылова. СПб.: Питер, 2004. 560 с.
  77. , Н. Психологический смысл труда: учеб. пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» Н. Пряжников. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 3 52 с.
  78. , Н. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Н. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001 4 8 0 с.
  79. , Н. Профориентация: учеб. пособие для студ. высших учеб. зав. Н. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр. «Академия», 2005. 496 с.
  80. , Н. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учеб.-метод. пособие Н. Пряжников. М.: Издательство Московского психолого-социального Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.
  81. , Е. Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей вузов Е. Ю. Пряжникова Вопросы психологии. 1994.-№ 6.-С. 64−73.
  82. Н. Этические проблемы психологии: учеб.-метод. пособие Н. Пряжников. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: «МОДЭК», 2004. 485 с.
  83. Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2001. 480 с.
  84. Психология популярных профессий под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003.-256с.
  85. Психология самосознания: хрестоматия Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. 672 с.
  86. Психология студента как субъекта учебной деятельности [редкол: И. А. Зимняя (отв. ред.)]- Московский институт иностранных языков имени М. Тореза. М.: Б.и., 1989. 130 с.
  87. Психология труда: учеб. пособие для студ. высших учеб. зав. Под ред. Е. А. Климова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 384 с.
  88. Психологические аспекты формирования профессиональноинститута- педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе:
  89. Психологическая диагностика: сборник методик сост. Ю. М. Забродин, М. В. Попова. М.: Исследовательский центр образования и развития человека.
  90. Психологические основы профессионально-технического обучения под ред. Т. В. Кудрявцева [и др.]. М Педагогика, 1988. 144 с.
  91. Психологический словарь под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова М.: Педагогика-Пресс, 1998.-440 с.
  92. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности под ред. Никифорова Г. СПб.: Изд-во -Петербургского университета, 1991.-152 с.
  93. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно методическое пособие под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 184 с.
  94. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Ф. Райе.— СПб.: Издательство «Питер», 2000. 656 с.
  95. , К. А. О психологии ученого и, в частности, ученого психолога К. А. Рамуль Вопросы психологии. 1965. 6 126−135.
  96. , Т. А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. Пособие Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2005. 320 с.
  97. , X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности X. Ремшмидт. М., 1989.
  98. , О. Н. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов О. Н. Родина, П. Н. Прудков Вестник МГУ. Сер. 14. 2001.-№ 3.-С. 25−35.
  99. , О. Н. Как психологи выбирают профессию О. Н. Родина, П. Н. Прудков Вестник МГУ. Сер. 14. 2002. 3. 52 64.
  100. , О. Н. Предпосылки успеха в труде психолога О. Н. Родина, П. Н. Прудков Вестник МГУ. Сер. 14. 2000. 4. 55 64.
  101. , Е. 99 Популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы Е. Романова. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
  102. , Д. В. Профессиональное сознание учителя как научно практическая проблема Д. В. Ронзин Психологический журнал. 1991.-№ 5.-С. 65−72.
  103. , Л. Принцип творческой самодеятельности Рубинштейн Вопросы психологии. 1986. 4. 101- 108.
  104. , Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2001. 224 с. Ю
  105. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост 3. И. Рябикина. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1995. 244 с.
  106. , Ю. А. Психология студенческого возраста и усвоение знаний Ю. А. Самарин Вестник высшей школы. 1969. 8.
  107. , Н. В. Психология профессиональной деятельности Н. В. Самоукина. СПб.: Питер, 2004. 224 с. Ю
  108. , Б. И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих педагогов: монография Б. И. Л. Сарсенбаева. М., 2005. 176 с.
  109. , В. Ф. Психологический аспект самоопределения личности В. Ф. Сафин, Г. П. Ников Психологический журнал. 1986. 4. 65 -74.
  110. , В. В. Мышление в личностном развитии субъекта В. В. Селиванов. Смоленск: Универсум, 2003.
  111. , И. Н. Рефлексивно-творческий образовании подход в непрерывном взаимодействия профессиональном (Методология психологии, акмеологии, педагогики и андрогогики) И. Н. Семенов. Бийск, 1994.
  112. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2004. 350 с.
  113. , В. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога В. И. Слободчиков, Н. А. Исаев Вопросы психологии. 1996. № 5. 72 80.
  114. Словарь психолога-практика сост. С Ю Головин. Мн: Харвест, 2005. 976 с.
  115. , Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Д. Смирнов. М., 1995.
  116. Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФАМ, 1999. 6 8 8 с.
  117. , Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов- консультантов Е. А. Спиркина Психологический журнал. 1994. 6 С 121−127.
  118. Справочник практического психолога. Психодиагностика под общ. ред. С Т Посоховой. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. 671 с.
  119. , И. А. Обучение студентов способам рефлексии в процессе профессиональной подготовки И. А. Стеценко Наука и школа. 1999. -№ 6.-С20−25.
  120. , А. М. Общая и профессиональная психология: учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений А. М. Столяренко. М.: Юнита ДАНА, 2003. 382 с.
  121. , Л. Д. Основы психологии Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 2005.-671.
  122. Субъект, личность и психология человеческого бытия под ред. В. В. Знакова и 3. И. Рябикиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.-384 с.
  123. , Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. монография Э. Э. Сыманюк. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 320 с.
  124. , Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. Практико-ориентированная монография Э. Э. Сыманюк- под ред. Э. Ф. Зеера. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.-252 с.
  125. , Н. Н Жизненные планы подростков и юношей Н. Н. Толстых Вопросы психологии. 1984. № 3. 79 86.
  126. , Л. Ю. Проблема профессионального личности в психологопедагогических исследованиях Л. Ю. Тюнис Юридическое образование и наука. 2005 № 3 8 10.
  127. , Э. Н. Студент нового времени: социокультурный профиль Э. Н. Фаустова. М.: НИИВО, 2004. 72 с.
  128. , Д. И. Возрастная и педагогическая психология: избранные психологические труды Д. И. Фельдштейн. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. 432с.
  129. , А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала А. Р. Фонарев. М.: Издательство Московского психолого-социального «МОДЕК», 2005. 560 с.
  130. , А. Р. Психология становления личности профессионала: Учебное пособие А. Р. Фонарев- Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. М.: МПСИ- Воронеж: «МОДЕК», 2005.-236 с.
  131. , А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации А. Р. Фонарев Вопросы психологии. -2004. № 6. 72 83.
  132. Формирование и развитие профессионального самосознания студентов: межвузовский сборник научных трудов [редкол: Г. В. Акопов (отв. ред.) и др.]. Самара: Самарский государственный педагогический института- Воронеж: Издательство НПО университет, 1991. 168 с.
  133. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.-182 с.
  134. Формирование учебной деятельности студентов под ред. В. Я. Ляудис. М.: Московский университет, 1989. 239 с.
  135. , Ф. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам Ф. Франселла, Д. Баннистер. М.: Прогресс, 1987. 227 с.
  136. , Р. Личность: теория, эксперименты, упражнения Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен —М.: «Олма-Пресс», 2002. 864 с.
  137. , И. Д. Образовательное пространство как пространство развития И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин Вопросы психологии. 1993. 1. 2 4 3 2
  138. , К. Теория личности К. Холл, Г. Линдсей- пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. 592 с.
  139. Хохрина, 3. В. К вопросу становления образа конкурентоспособной личности 3. В. Хохрина Теория и история. 2006. № 3.
  140. , Л. Теории личности Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2001. 608 с.
  141. , Н. Н. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие Н. Н. Чистяков [и др.]. Кемерово: КГУ, 1988. 85 с.
  142. , П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
  143. , В. Б. Новейший психологический словарь В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь- под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 808 с.
  144. , Е. Уровневая организация системы «Я» Е. Шилынтейн Вестник МГУ. Сер. 14. 1999. 2. 34 45.
  145. , И. А. Введение
  146. , О. А. Обоснование содержания понятия «профессиональнокультурное становление личности студента вуза» О. А. Шушерина Мир человека: Научно-информационное издание. Красноярск: института- Воронеж: Издательство НПО СибГТУ, 2003. Вып. 3. 118 128.
  147. , О. А. Математические методы в психологии: Курс лекций О. А. Шушерина, М. М. Бабкина. Красноярск: СИБУП, 2008. 182 с. Нб. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования П. Г. Щедровицкий. СПб.: Питер, 1993 105 с.
  148. Этические принципы и правила работы психолога: практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990 178 с.
  149. , А. М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутреннего профессионального сознания А. М. Эткинд Вопросы психологии. 1987. 6. 2 0 3 0
  150. , В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие В. А. Якунин Европейский институт экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.- Издво Полиус, 1998.-639 с.
  151. , В. А. Психология учебной деятельности студентов В. А. Якунин-М., 1994.
Заполнить форму текущей работой