Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экологическое образование как фактор природосберегающей формы социалистического воспроизводства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерными чертами природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства являются создание качественно новых производительных сил, обеспечивающих совместимость экономического развития социалистического общества с задачами рационального использования природных ресурсовсознательное, планомерное регулирование обмена веществ между обществом и природойпереход от экономии отдельных природных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. РАЗВИТИЕ ПРИРОДОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ФОРМЫ ИНТЕНСИВНОГО ТИПА РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ЗРЕЛОГО СОЦИАЛИЗМА
    • 1. 1. Особенности содержания природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства
    • 1. 2. Факторы природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства
  • 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Роль инженерно-технических работников в развитии природосберегающей формы интенсивного типа вое -производства
    • 2. 2. Содержание и экономическое значение экологического образования инженерно-технических работни
  • 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
    • 3. 1. Методологические основы определения эффективности экологического образования
    • 3. 2. Пути повышения эффективности экологического образования .XII

Экологическое образование как фактор природосберегающей формы социалистического воспроизводства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Вступление СССР в период развитого социализма обусловило необходимость и возможность дальнейшего совершенствования использования природных ресурсов и охраны природы. На ХНУ, ХХУ, Ш1 съездах КПСС и ряде пленумов ЦК КПСС определены стратегия природопользования, а также способы и основные направления ее реализации, охватывающие прогрессивные изменения в технико-технологической структуре народного хозяйства, его общественной организации и планировании, развитии науки, духовно-нравственной ориентации и ценностных установках людей [34,с.276- 35, с.174−175- 36, с.183−184- 58].

В партийных документах, ряде законодательных актов Советского правительства в комплексе мер, призванных обеспечить развитие адекватного условиям и целям социализма, отношения к природе, важное место занимают задачи целенаправленных качественных изменений в системе образования и воспитания, способных обеспечить широкое распространение и внедрение в практику хозяйствования новых методов, способов решения природоохранных вопросов. О необходимости таких изменений в образовании, которое получило в литературе название «экологическое образование», говорилось уже в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест (1949 г.) [44, с.590−592]. С этого же времени начинают формироваться организационные формы экологической подготовки и воспитания для разных категорий трудящихся.

Основы советской системы экологического образования уже созданы. В 1973 г. был издан приказ министра высшего и среднего образования СССР об улучшении учебной и научно-исследовательской работы в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов ?54, с.217−218], в 1978;80 гг. Министерство высшего и среднего специального образования СССР разработало новые квалификационные характеристики на специалистов с учетом общественно необходимых требований к его квалификации в области охраны природы.

Однако опыт и уроки хозяйствования прошедших десятилетий показали, что решение ресурсно-экологических проблем — далеко непростое дело. Как отмечалось на декабрьском (1983 г.- Пленуме ЦК КПСС, несмотря на серьезные усилия, которые предпринимаются в этой области, «острота проблемы не снимается с повестки дня» [58]. Наряду с появившимися природосберегающими направлениями в экономике продолжают действовать негативные тенденции в развитии техники, технологии и организации производства. Советская экономика пока не выработала достаточно эффективной системы управления и планирования охраны природы, способной обеспечить наиболее рациональное использование природных богатств. Такое положение в значительной мере объясняется тем, что еще не наступил решительный перелом в эколого-экономическом мышлении хозяйственников и управленческого персонала и бережное, рачительное отношение к природе не превратилось в господствующий принцип производственной деятельности. Поэтому в постановлениях партии и правительства, принятых в 70−80-е годы по вопросам охраны природы, вновь говорится о необходимости усиления работы по экологическому образованию трудящихся как важного условия решения природоохранных проблем [41, с.579−594- 45, с.271−276- 52, с.7−1б].

Актуально решение данной проблемы особенно для той части совокупного работника, от которой во многом зависит реализация социально-экономической политики партии в области охраны природы (работники органов планирования, экономисты, проектировщики, инженеры, управленческий персонал промышленных предприятий и др.-.

Теоретический анализ и разработка основных направлений формирования действенной системы экологической подготовки кадровобщенаучная проблема. Это обусловлено тем, что само экологическое знание является комплексным, соединяющим данные общественных, экономических, естественных и технических наук. Однако традиционно вопросами экологического образования в нашей стране занимались биологи, и поэтому до недавнего времени оно рассматривалось в основном как система распространения биологических знаний.

В настоящее время в многочисленных научных работах, учебниках и методических пособиях все в большей степени проявляется комплексный подход к изучению проблем экологического образования. С позиции философии, биологии, педагогики и ряда технических дисциплин освещаются основные теоретические и практические вопросы экологической подготовки и переподготовки кадров специалистов. Можно отметить работы А. М. Галеевой [179, с.41−47], Э.В.Гирусо-ва [87- 88], Н. С. Егорова [182>, с.116−1241, Б. Г. Иоганзена [l9I, с.109−119], Г. Д. Харламповича [235, с.16−19].

Появились интересные работы экономистов, посвященные изучению экономических проблем экологического образования. Это исследования П. М. Нестерова [27б], П. Г. Олдака [121, с.145−149], Е. А. Соловьевой [229, с.7−8]- Н. В. Пахомовой и Г. В. Шалабина [277].

Все это свидетельствует о том, что идет сложный процесс создания интегративной системы экологического образования и что только усилий биологов для ее решения явно недостаточно.

Обращение политэкономов и других экономистов к проблемам экологического образования неслучайно. В экономической науке идет плодотворный теоретический анализ ресурсных и экологических проблем с позиции теории расширенного воспроизводства. Это дает возможность политической экономии в большей степени, чем другим наукам, рассматривать экологическое образование не только и не столько как форму общественного сознания, но и как способ развития рабочей силы, изменения технико-технологической базц взаимодействия общества и природы, совершенствования механизма управления этим взаимодействием. Речь идет о том, что экологическое образование выступает как способ ^фактор) развития новой природосберегающей формы социалистического расширенного воспроизводства интенсивного типа.

В решении экономических вопросов экологического образования трудящихся социалистического общества важно видеть и идеологический аспект. Дело в том, что ограничение содержания экологического образования распространением биологических знаний не только не способствует решению проблем охраны природы, но и создает условия для проникновения в общественное сознание вульгарных биологизаторских концепций взаимодействия общества и природы.

В политической экономии эта проблема разработана пока недостаточно. Многие вопросы экологического образования, требующие политэкономического исследования уже ставятся, но не находят глубокого теоретического обоснования и практической реализации. Особенно актуальны, вопросы политэкономической характеристики экологического образования. В частности, остаются актуальными проблемы, связанные с воспроизводством экологических знаний как нового элемента структуры рабочей силы, слабо исследована совокупность производственных отношений, складывающихся в системе экологического образования, отсутствуют оценки влияния экологического образования на процесс социалистического воспроизводства в целом, не разработаны методологические основы определения эффективности экологического образования, ее критерии и система показателей.

Актуальность и неразработанность политико-экономического аспекта проблем экологического образования трудящихся обусловили наш выбор диссертационного исследования.

Особенность подхода автора диссертации к решению проблем состоит в следующем. Во-первых, экологическое образование изучается с позиции теории социалистического расширенного воспроизводства как способ утверждения и развития природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства в условиях зрелого социализма. Во-вторых, оно рассматривается как условие и одна из форм формирования рабочей силы. В-третьих, экологическое образование определяется как исторически обусловленная система, отражающая реальные изменения в производительных силах и производственных отношениях, складывающихся в процессе взаимодействия общества и природы. В-четвертых, оно рассматривается как система, в которой складываются отношения, связанные с подготовкой, распределением и потреблением рабочей силы в народном хозяйстве. В-пятых, в работе определяются цель, задачи, конечный результат и содержание экологического образования, включая его экономические аспекты. В-шестых, разрабатываются основные направления формирования новых качеств рабочей силы, адекватных природосберегающему производству, и пути повышения эффективности системы экологического обра зования.

Объект нашего исследования — экологическое образование инженерно-технических работников сферы материального производства. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что труд инженеров играет важную роль в решении проблем окружающей среды и обеспечении развития природосберегающего воспроизводства. От уровня экологической подготовки инженеров в первую очередь зависит изменение вещественного фактора производства в направлении создания и внедрения экологичной техники и технологии, что является одним из важнейших путей оптимизации взаимодействия экономики и природн.

Цель работы — исследование теоретических и некоторых практических проблем экологического образования специалистов как способа развития природосберегающей формы социалистического воспроизводства.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи: выявить содержание и особенности природосберегающей формы интенсивного типа социалистического расширенного воспроизводстваисследовать социально-экономическую сущность экологического образования как фактора развития природосберегающей формы интенсивного типа расширенного воспроизводстваопределить место и роль инженеров в развитии природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводствавыделить основные структурные элементы содержания экологического образования инженеров и прежде всего эколого-экономичес-киеопределить роль экономических наук в экологическом образованиирассмотреть социально-экономическое значение и эффективность экологического образования инженеров.

Теоретическая и методологическая основа. Диссертационная работа написана на основе произведений классиков марксизма-ленинизма, материалов ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В работе использовались труды советских и зарубежных исследователей по экономическим проблемам окружающей среды и экологического образования.

Настоящая диссертационная работа относится к специальным политико-экономическим исследованиям. По определению Л. И. Абал кина, общие исследования имеют своим объектом систему производственных отношений в целом, ее важнейшие сущностные характеристики. Объектом специальных, или частных, политико-экономических исследований служат особенности форм проявления производственных отношений в отдельных странах и регионах, на различных этапах развития социализма или в особых сферах производственных отношений. В предмет специальных исследований включается более полный анализ социальных, политических и иных моментов [73,с.67]. Л. И. Абалкин особо подчеркивает, что без изучения особенностей экономического развития в наши дни, в 80-е годы, без изучения всего богатства конкретных форм производственных отношений политико-экономический анализ не поднимается до познания особенного. А без этого нет завершенности, полноты, нет системы и тем самым истинности знания [164, с.32].

Информационной базой исследования послужили материалы ЦСУ СССР и РСФСР, справочные издания, текущие отчеты, справки первичных организаций Всероссийского общества охраны природы ряда промышленных предприятий Среднего Урала, учебные планы и программы подготовки и переподготовки инженеров в области охраны окружающей среды городов Москвы, Ленинграда, Барнаула, Красноярска, Перми, Свердловска, а также материалы Свердловской государственной инспекции по контролю за работой газоочистной и пылеулавливающей аппаратуры, Северо-Уральского бассейного (территориальногоУправления по регулированию использования и охраны вод. Кроме того, источником информации явились результаты конкретно-социологического исследования, проведенного автором самостоятельно на пяти промышленных предприятиях Свердловской области.

Научная новизна. Экологическое образование анализируется с позиции теории расширенного воспроизводства и рассматривается как фактор развития природосберегающей формы интенсивного типа расширенного воспроизводства в условиях зрелого социализма.

Дается самостоятельная трактовка экологического образования как необходимого условия и одной из форм воспроизводства рабочей силы, способа изменения материально-технической базы взаимодействия общества и природы, совершенствования организации этого взаимодействия.

Раскрываются основные направления формирования новых качеств рабочей силы, адекватных природосберегающей форме интенсивного типа воспроизводства.

Дается научный анализ природосберегающей формы интенсивного типа расширенного воспроизводства, системы факторов, обусловливающих ее развитие и определяется место экологического образования в этой системе.

На основе изучения особенностей взаимодействия общества и природы в условиях развитого социализма, основных направлений социально-экономической политики партии в области окружающей среды исследуются цель, задачи, конечный результат и содержание экологического образования.

Исследуются теоретические и методологические основы определения эффективности экологического образования, ее критерий, показатели и намечаются пути повышения.

Автором диссертации рассматривается структура и содержание природоохранной функции совокупного работника (на примере нажег нерно-технических работников) и ее значение для развития природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства.

Практическая значимость работы. Использование результатов исследования, проведенного автором, способствует созданию действенной системы экологической подготовки и переподготовки специалистов. В частности, сформулированные в диссертации цель, задачи, принципы, конечные результаты и содержание экологического образования могут быть учтены при составлении квалификационных характеристик специалистов, учебных программ и планов обучения инженеров. Новые формы экологического образования, в частности, интегративные курсы, можно использовать в организации учебного процесса в технических вузах.

Материалы диссертационного исследования используются преподавателями кафедры политической экономии Уральского лесотехнического института в учебном курсе политической экономии, а также при чтении спецкурса «Эколого-экономические аспекты современной научно-технической революции» в Университете марксизма-ленинизма Свердловского городского комитета КПСС.

Отдельные положения диссертационной работы использованы при разработке программы и методических рекомендаций по изучению эколого-экономических аспектов современной НТР для Университета марксизма-ленинизма Свердловского городского комитета КПСС.

Материалы проведенного автором социологического обследования используются на предприятиях (Северский трубный завод, Уральский завод тяжелого машиностроения)., при составлении планов экономической и технической учебы инженерно-технических работников. Отдельные положения диссертации использованы при подготовке раздела «Роль коллектива в охране окружающей среды и повышении его экологической культуры» Комплексного плана экономического и социального развития Северского трубного завода на 11-ю пятилетку.

Теоретические и практические выводы, сделанные автором, были учтены при составлении Комплексного плана коммунистического воспитания трудящихся на 11-ю пятилетку Октябрьского района г. Свердловска.

Диссертационное исследование является частью комплексной темы кафедры политической экономии Уральского лесотехнического института «Исследование теоретических проблем хозяйственного механизма природопользования» (Г/Б 2−0/H-8I).

По основным положениям диссертации автором были сделаны научные сообщения на 9 всесоюзных и областных научногтеоротичес-ких, научно-практических, научно-методических конференциях.

По теме исследования опубликовано 12 работ общим объемом 3,6 п.л.

I. РАЗВИТИЕ ПРИРОДОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ФОРМЫ ИНТЕНСИВНОГО ТИПА РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ЗРЕЛОГО.

СОЦИАЛИЗМА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экологическая подготовка и переподготовка совокупной рабочей силы в условиях развитого социализма является важным фактором, обеспечивающим реализацию социально-экономической политики партии и правительства в области охраны окружающей среды, разработанной в решениях ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС, других партийных документах и законодательных актах.

1.1.1. Появление нового вида образования — экологическогоесть отражение системы производственных отношений на современном этапе взаимодействия общества и природы.

1.1.2. Первоочередной задачей социалистического природопользования в условиях научно-технической революции становится развитие природосберегающей формы интенсивного типа расширенного воспроизводства.

1.1.3. Противоречия между обществом и природой представляют систему, включающую экологический, технико-технологический и социальный аспекты.

Причины обострения противоречий связаны как с уровнем развития производительных сил (недостаточно высокий уровень экологич-ности материально-технической базы взаимодействия общества и природы), так и с некоторым несоответствием экономических отношений потребностям рационального природопользования (возможное несовпадение экономических интересов отдельных природопользова-телей в охране природы с народнохозяйственными интересами, отсутствие комплексного, долгосрочного планирования природопользования, недостаточно эффективная система материального стимулирования рационального природопользования, объективно существующие трудности в выделении финансовых ресурсов на проведение природоохранных мероприятий и др.).

Кроме того, на обострение противоречий между обществом и природой оказывает влияние некоторое несовершенство надстроечных отношений, выражающееся в объективно обусловленной ограниченности научного знания, а также в недостаточно высоком уровне развития идеологии, культуры, морали, права, политики в области охраны природы.

Внешние по отношению к советской экономике причины обострения противоречий между обществом и природой: гонка вооружений, глобальное загрязнение окружающей среды, проникновение буржуазных видов престижного потребления.

1.1.4. Развитие природосберегающей формы интенсивного типа расширенного воспроизводства — закономерность развитого социализма .

1.1.5. Содержание природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства включает все основные черты и направления структурных преобразований в экономике, обеспечивающих реализацию долгосрочной стратегии партии в области охраны природы.

Характерными чертами природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства являются создание качественно новых производительных сил, обеспечивающих совместимость экономического развития социалистического общества с задачами рационального использования природных ресурсовсознательное, планомерное регулирование обмена веществ между обществом и природойпереход от экономии отдельных природных ресурсов и охраны отдельных составных элементов биосферы к рациональному использованию и охране всей совокупности элементов биосферыосуществление принципа единства защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсоввоспроизводство природного потенциала экономического развития и благоприятных для общества экологических условийсоздание эффективной системы экологического образования и воспитания всего населения.

1.2.1. Развитие природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства обусловлено действием системы взаимосвязанных факторов, наиболее важными из которых являются следующие: совершенствование материально-технической базы взаимодействия общества и природы, органическое соединение достижений научно-технического прогресса с преимуществами социализма в области природопользования, совершенствование организации общественного производства, изменение структуры капиталовложений и повышение эффективности их использования, совершенствование хозяйственного механизма природопользования, экологическое воспитание и образование всех тружеников социалистического общества.

1.2.2. Б современных условиях хозяйствования, когда сохраняется сравнительно низкий уровень экологичности материально-технической базы взаимодействия общества и природы, недостаточно развит общественный механизм регулирования этого взаимодействия, экологическое образование всех тружеников становится в известном смысле решающим фактором развития природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства.

2.1.1. Природосберегающая форма интенсивного типа воспроизводства служит объективной основой природоохранной функции совокупного работника общества.

2.1.2. Природоохранная функция совокупного работника имеет комплексный характер, в ее состав органически включены производственно-технические, социальные, экономические, воспитательные элементы. Выделение этой функции позволяет управлять деятельностью общества в области охраны окружающей среды, а также сократить время и повысить эффективность перестройки общественного сознания и установить общественный контроль за его развитием в направлении формирования экологического сознания.

2.1.3. Содержание природоохранной функции ИТР как существенного структурного звена совокупного работника включает: управление и контроль природопользованием, разработка и внедрение экологичной техники и технологии, экономическое обоснование и стимулирование природоохранных мероприятий, идейно-воспитательная работа в области охраны окружающей среды.

2.1.4. В совокупности все виды инженерного труда образуют механизм, направленный на развитие природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства.

2.1.5. В хозяйственной практике ИТР не всегда в полной мере выполняют природоохранную функцию, что связано с рядом причин, важнейшими из которых являются сложная экологическая ситуация в ряде регионов, отсутствие в некоторых отраслях технических и технологических решений проблем окружающей среды, недостаточно развитая система экологической подготовки и переподготовки кадров специалиста.

2.1.6. Наделение инженеров новыми свойствами и качествами, необходимыми для выполнения природоохранной функции, требует существенных изменений в их трудовых навыках, умениях, производственном опыте и теоретических знаниях.

2.2.1. Экологические знания, сознание, мышление, умения и навыки — новые самостоятельные элементы рабочей силы в условиях развития природосберегающей формы воспроизводства.

2.2.2. Экологическое образование — это условие и форма воспроизводства рабочей силы, способ изменения материально-технической базы взаимодействия общества и природы, совершенствования этого взаимодействии.

2.2.3. Экологическое образование отражает изменения, происходящие в системе производительных сил и производственных отношений, складывающихся в условиях развития природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства.

2.2Л. Экологическое образование — исторически обусловленная система, в которой складываются отношения, связанные с воепроизводством рабочей силы, ее распределением и потреблением в народном хозяйстве: отношения между обществом и отдельными тружениками, между обществом и отдельным трудовым коллективом учебного заведения, между трудовыми коллективами в системе экологического образования и трудовыми коллективами всего народного хозяйства, между членами трудового коллектива учебного заведения.

2.2.5. Цель экологического образования инженерных работников — формирование у ИТР экологического сознания, мышления, знаний, умений, навыков, необходимых им для практического решения проблем охрены окружающей среды и полноценной реализации природоохранной функции.

2.2.6. Конечный результат экологического образования ИТР: восприятие партийной задачи рационального использования природных ресурсов и охраны природы кэк своего собственного убежденияумение практически, квалифицированно, на инженерном уровне решать задачи охраны природы в производственной и общественной деятельностиспособность инженера противостоять давлению устаревших традиций в отношении к природеумение организовать коллектив для решения природоохранных задач.

2.2.7. Особенности экологического образования обусловлены своеобразием закономерностей взаимодействия экономики и природы, спецификой производственных отношений по поводу использования и воспроизводства природных ресурсов, потребностями разви тия природосберегающих направлений в условиях интенсификации производства. Экологическое образование имеет интегративный, комплексный характер, оно непрерывно, охватывает все население, опирается на мировоззренческую ориентацию и практические действия личности.

2.2.8. Содержание экологического образования обусловливается производственными отношениями, уровнем развития производительных сил, потребностями народного хозяйства в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, конкретной экологической ситуацией, социально-экономической политикой государства в области охраны природы.

2.2.9. Экологические знания носят комплексный, междисциплинарный характер и включают естественнонаучные основы охраны природы, политехнические, общественно-политические, экономические знания о взаимодействии общества и природы.

2.2.10. Роль экономических дисциплин в экологическом образовании инженеров определяется спецификой предмета, метода и задач этих наук в изучении природоохранной проблематики. В экономических науках, с одной стороны, выделились самостоятельные направления в изучении экологической проблематики, а с другойидет процесс формирования новой интегративной науки — экономики природопользования. Предмет изучения политической экономии в области экологической проблематики — производственные отношения как форма взаимодействия экономики и природы.

2.2.11. Экономическая часть экологической подготовки должна быть интегральной и включать как знание общей теории взаимодействия экономики и природы, так и конкретные эколого-экономические вопросы определенной отрасли народного хозяйства.

2.2.12. Социальное и экономическое значение экологического образования определяется его ролью в формировании рабочей силы и повышении эффективности ее использования в условиях развития природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства. Экологическое образование является фактором развития природосберегающей формы интенсивного типа воспроизводства, важным условием, обеспечивающим повышение темпов экономического развития, эффективности общественного производства в целом, а также средством сохранения, передачи существующего и накопления нового социального опыта общения с природой.

3.1.1. Критерий народнохозяйственной эффективности экологического образования заключается в подготовке совокупной рабочей силы с таким образовательным уровнем, который позволит ей наиболее полно реализовать основную цель социалистического природопользования при наименьших затратах ресурсов.

3.1.2. Общий показатель эффективности экологического образования определяется отношением эффекта от рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (обусловленного экологическим образованием инженеров) к совокупным затратам на экологическое образование.

3.1.3. Частные показатели эффективности экологического образования: отношение экологического эффекта, обусловленного экологическим образованием ИТР, к затратам на экологическое образованиеэкономического эффекта, обусловленного экологическим образованием, к затратам на экологическое образованиесоциального эффекта, обусловленного экологическим образованием, к затратам на экологическое образованиеэффекта от повышения уровня экологичности техники и технологии, ооусловлеиного экологическим образованием, к затратам на экологическое образование.

3.1.4. Показатели социальной эффективности экологического образования: рост образовательного уровня инженеров, удовлетворение их духовных потребностей, всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание патриотизма, коммунистической нравственности, степень овладения научной теорией взаимодействия общества и природы, степень экологизации сознания и мышления инженерных работников, умение применять полученные экологические знания в инженерной деятельности и др. Эти показатели отражают социальные преимущества социалистической системы образования по сравнению с капиталистической.

3.2.1. Совершенствование системы экологического образования включает в себя комплекс мер, важнейшими из которых являются следующие: создание действенной системы управления, планирования и организации экологической подготовки.

3.2.2. Существующая система организации экологического образования не вполне соответствует требованиям, предъявляемым природосберегающей формой интенсивного типа воспроизводства.

3.2.3. Экологическая переподготовка инженерных работников в современных условиях, когда еще не обеспечивается в полной мере действенная подготовка в вузах, приобретает решающее значение.

3.2.4. Для повышения эффективности экологического образования инженеров рекомендуется: создать единый координационный центр, обеспечивающий планирование и контролирование экологической подготовки в технических вузахразмещать учебные заведения, готовящие специалистов в области окружающей среды с учетом потребностей конкретных экономических регионовдополнить существующие номенклатуры специальностей в области охраны природы новыми: специалисты по контролю природной среды, специалисты по контролю за соответствием товаров и промытленной продукции требованиям" охраны окружающей среды, инженеры по уборке мусора, инженеры по промышленной гигиене, инженеры-экологи общего профиля и др.- включать в программы подготовки инженеров интегративные курсы по экологической проблематике («Прикладная экология с основами проектирования и эксплуатации экологичных технологических систем», «Основные направления развития экологичной техники и технологии в отрасли», «Социально-экономические проблемы охраны природы», «Экономика и организация природопользования») с обязательной отчетностью студентов по этим дисциплинамвнедрять активные методы обучения в экологическое образование инженеров (дискуссии, ролевые и имитационные игры и др.) — выпускать специальное периодическое журнальное издание по проблемам экологического образования («Экологическое образование и воспитание», бюллетень «Проблемы экологического ооразования и воспитания»).

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. К критике Гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.1, с.414−429.
  2. К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с.1−167.
  3. К. Капитал. Критика политической экономии. T.I. Кн.1: Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23 с.1−784.
  4. К. Капитал. Критика политической экономии. Т.2. К. П: Процесс обращения капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.24, с.1−596.
  5. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. З. Кн. Ш: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. 4.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.25, ч.1, с.1−505.
  6. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. З. Кн.5: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Ч. 2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч. П, с.1−458.
  7. К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.6, с.441−459.
  8. К. НиЩёта философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.З. — 544 с.
  9. К. Письмо П.В.Анненкову. 28 декабря 1846 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., г. 27, с.401−412.
  10. К. Теории прибавочной стоимости (т.1У «Капитала»).
  11. Ч.З (гл.ХХХ-ШУ). Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.26,iч.Ш. 674 с.
  12. К. Экономико-философские рукописи 1844 годэ. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.42, с.41−174.
  13. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Критика политической экономии (черновой набросок 1857−1858 годов). -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.46, ч.1. 559 е.
  14. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов (Первоначальный вариант «Капитала»). 4.2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.П. — 618 е.
  15. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956. — 689 с.
  16. Архив Маркса и Энгельса/Под ред.В.Адоратского. Т. П (УП).-М.: Партийное изд-во, 1933. 368 с.
  17. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т. З, с.7−544.
  18. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.20, с.5−338.
  19. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.20, с.343−626.
  20. Ф. Наброски к критике политической экономии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.1, с.544−571.
  21. Ф. Письмо В.Боргиусу. 25 января 1894 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.39, с.174−177.
  22. Ф. Письмо Н.Ф.Даниельсону в Петербург. 15 марта 1892 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.38, с.263−267.
  23. Ф. Письмо Й.Блоху. 21 сентября 1880 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.37, с.393−397.
  24. Ф. Письмо К.Марксу в Вентнор. 8 декабря 1882 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.35, с.102−104.
  25. Ф. Письмо К.Шмидту, 27 октября 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.37, с.414−422.
  26. В.И. Главная задача наших дней. Полн.собр.соч., т.36, с.78−82.
  27. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч., т.42, с.264−304.
  28. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с.1−380.
  29. В.И. Набросок плана научно-технических работ. -Полн.собр.соч., т.36, с.228−231.
  30. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. с обр.соч., т.36, с.165−208.
  31. В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению. Полн.собр.соч., т.37, с.74−78.
  32. В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде рабочих водного транспорта 15 марта 1920 года. Полн.собр.соч., т.40,с.213−220.
  33. П. Официально-документальные материалы
  34. Программа Коммунистической партии Советского Союза. ХХП съезд КПСС 17−31 октября 1961 года.-Стенографический отчет, т.Ш. М.: Госполитиздат, 1962, с.229−335.
  35. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. — 62 с.
  36. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. -320 с.
  37. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
  38. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  39. Закон Союза Советских Социалистических Республик от25 июня 1980 г."Об охране атмосферного воздуха". Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сб.док. М.: Политиздат, 1981, Т.13, с.419−434.
  40. Закон Союза Советских Социалистических Республик- от 25 июня 1980 г. «Об охране и использовании яивотного мира». Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сб.док. -М.: Политиздат, 1981, т.13, с.434−450.
  41. Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Правда, 1983, 19 июня.
  42. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Ми -нистров СССР от 28 июня 1979 г. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сб.док. — М.: Политиздат, 1981, т.13, с.58−66.
  43. О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР.-Правда, 1983, 28 авг.
  44. О повышении роли Института экономики Академии наук СССР в разработке узловых вопросов экономической теории развитого социализма: Постановление ЦК КПСС. Правда, 1984, 24 февраля.
  45. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля.
  46. Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Квмму -нист, 1981, № 10, с.7−16.
  47. Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сб.док. — М.: Политиздат, 1974, т.9,с.348−371.
  48. Об утверждении Положения о порядке проведения работ по охране природы на предприятиях и в организациях Свердловской области. Решение Свердловского областного Совета депутатов трудя -щихся. Свердловск, 1977. — 8 с.
  49. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983.-31с.
  50. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС тов.Ю. В. Андропова на Пленуме ЦК КПСС 15 июня" 1983 г. Экон.газ., to 25, 1983, июнь, с.3−6.
  51. Текст речи Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова на Пленуме ЦК КПСС 26 декабря 1983 г. Правда, 1982, 23 нояб.
  52. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. Правда, 1984, II апреля.
  53. Народное хозяйство СССР в 1982 году. Стат.ежегодник. -М.: Статистика, 1983. 583 с.
  54. Народное хозяйство СССР, 1922−1982: Юбилейный стат. ежегодник (ЦСУ СССР-. М.: Финансы и статистика, 1982. — 624.с.
  55. Квалификационный справочник должностей служащих. Типо -вые положения, утвержденные Государственным комитетом по вопро -сам труда и заработной платы. М.: НИИтруда, 1976. — 456 с.
  56. Труд в СССР. Статистический сборник. М., 1968.- 342 с.
  57. Ш. Материалы конференций, симпозиумов, семинаров
  58. Вторая сессия Международной многоотраслевой рабочей группы по образованию и подготовке инженеров в области окружающей среды. Каракас, 19−23 сентября 1977 г. Заключительный доклад.-М.: ВИНИТИ, б.г. 68 с.
  59. Образование в области окружающей среды. Материалы X Всесоюзной конф. по образованию в области окружающей среды. Минск, 1979. М.: ВИНИТИ, 1980. — 298 с.
  60. Охрана биосферы. Материалы Всесоюзной конф. Кишинев, 1979. Кишинев: 1980. — 176 с.
  61. Проблемы образования в области окружающей среды. Материалы Межправительственной конф. по образованию в области окружающей среды от 14−26 октября 1977 г., Тбилиси/Под ред.Д. Д. Гвишиани М.: ГКНТ СССР, — 1979. — 279 с.
  62. Проблемы повышения квалификации специалистов по охране окружающей среды. Материалы I Всесоюзной научно-метод.конф. Москва, 21−25 мая 1979 г. М.: НИИ технико-экономических исследований, 1979. — 151 с.
  63. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Изд. Программой ООН по окружающей среде. Найроби, Кения.-63 с.
  64. Проблемы взаимодействия общества и природы. Тез.1 Всесоюзной науч.конф.- М.: МГУ, 1978. 171 с.
  65. Роль образования в решении проблем окружающей среды. Материалы ЮНЕСКО Межправительственной конф. по образованию по вопросам окружающей среды. Док.№ 4. Заключительный докл. — Тбилиси, 1977. — 65 с.
  66. Тенденция в образовании по вопросам окружающей среды. Рабочий докл. Белградского международного семинара, 1975. М., 1979. — 271 с.1У. Моногра ф и и
  67. Л.И. Диалектика социалистической экономики. -М.: Мысль, 1981. 351 с.
  68. А.Г. Управление и эффективность. М.: Экономика, 1981. — 72 с.
  69. Актуальные проблемы охраны окружающей среды. Экономические' аспекты. Киев: Наукова думка, 1979. — 319 с.
  70. Афанасьев В. Г-. НТР, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. — 431 с.
  71. О.Ф. Экономика чистого воздуха. Киев: Наукова думка, 1979. — 295 с.
  72. В.Ф. Взаимодействие общества и природы как категория (экономические аспекты-. Свердловск, 1984. 40 с. (Препринт УНЦ АН СССР-.
  73. В.Ф. Современный капитализм и природа. Экономические аспекты экологического кризиса. М.: Мысль, 1976. -222 с.
  74. В.Ф., Седов В. В. Концепции взаимодействия экономики и природы. М.: Мысль, 1984. — 154 с.
  75. И.Я., Минеев В. А. Производительные силы СССР и окружающая среда- проблемы и опыт исследования. М.: Мысль, 1981. — 214.
  76. В.А. Планирование природопользования. М.: Экономика, 1979. — 168 с.
  77. М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. -322 с.
  78. В.И. Несколько слов о неосфере. Успехи современной биологии, 1944, т.18, № 2, с. ПЗ-120.
  79. A.M., Курок М. А. В семинарах по проблемам экологии. М.: Московский рабочий, 1980. 144 с.
  80. Э.В. Диалектика взаимодействия общества и природы в период развитого социализма. М.: 1978. — 64 с.
  81. Э.В. Особенности нормативного характера экологического знания. Пущино, 1980. — 14 с. (Препринт/Науч.центр биологических знаний и исслед. АН СССР-.
  82. Э.В. Система «общество-природа» (проблемы социальной экологии). М.: МГУ, 1976. — 167 с.
  83. А.С., Скаржинский М. И. Эффективность инженерного труда. М.: Экономика, 1983. — 208 с.
  84. А.Б. Экономика высшего образования (планирование, кадры, эффективность-. М.: Экономика, 1976. — 156 с.
  85. В.П. Методические проблемы экономии ресурсов. -М.: Мысль, 1977. 286 с.
  86. В.А., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М.: Экономика, 1968. — 231 с.
  87. В.А. Социально-экономические проолемы образования и науки в развитом социалистическом обществе. М.: Экономика, 1979. — 184 с.
  88. В.В., Фролов И. Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. М.: Международные отноше -ния, 1981. — 240 с.
  89. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. М.: Педагогика, 1982. -184 с.
  90. Инженерный труд в социалистическом обществе/ Под ред. А. К. Тащеева М.: Мысль, 1975. — 224 с.
  91. Инженерный труд в социалистическом обществе/Под ред. А. К. Тащеева, И. С. Мангутова: Учеб. пособие для инж.-техн.работников. М.: Мысль, 1979. — 317 с.
  92. В.Г., Лаптев И. П., Львов 10.А. Экология, биоценология и охрана природы. Томск: Томский ун-т, 1979. — 256 с.
  93. Изучение общественного мнения в развитом социалистическом обществе (Методологическая основа, методика и опыт эмпирического исследования). М., 1980. — 181 с.
  94. М.М. Эволюция биосферы. М.: Наука, 1979. -254 с.
  95. И.И. Экологическая проолема в современных теориях общественного развития. М.: Наука, 1982. — 214 с.
  96. Круговорот вещества в природе и его изменение хозяйственной деятельности человека/ Под ред.А. М. Рябчикова. -М.: МГУ, 1980. 272 с.
  97. В.Н., Ходаков А. И. Эффективность воспитательной и пропагандистской работы на производстве (социально-психологический аспект). Л.: Знание, 1982. — 36 с.
  98. И.Д. Экологические проблемы: социально-политический и идеологический аспекты. М.: Мысль, 1982. — 247 с.
  99. В.Г. Материально-техническая база коммунизма: социально-экономическая модель. М.: Мысль, 1978. — 311 с.
  100. И.Ф., Камышев Э. Н. Социальные проблемы формирования инженера. Томск: Томский ун-т, 1974. — 112 с.
  101. B.C. Человек, природа, воспитание. М.: МГУ, 1977. — 56 с.
  102. А.А. Технический прогресс и производствен -ные отношения социализма. Минск: Вышэйш. школа, 1979. — 224 с.
  103. Е.Л. Вопросы труда в СССР. М.: Наука, 1980. -216 с.
  104. Ю.М. НТР и экологизация производства. Минск: Наука и техника, 1979. — 135 с.
  105. В.И. Образование в США: экономическое значение и эффективность. М.: Наука, 1967. — 200 с.
  106. ИЗ. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархичес -ких многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  107. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М.: Наука, 1981. — 360 с.
  108. Методологические вопросы определения социально-экономической эффективности новой техники. М.: Наука, 1977. — 230 с.
  109. Е.В., Рябчиков A.M. Географические аспекты % охраны природы. М.: Мысль, 1979. — 293 с.
  110. Д.П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высш. школа, 1980.-424 с.
  111. Общество и природа (Проблемы взаимодействия обществаи природы). Сб./Под ред.Т. С. Хачатурова. М.: МГУ, 1981. — 144 с.
  112. Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М.: Прогресс, 1978. — 379 с.
  113. Окружающая среда и народонаселение. М.: Финансы и статистика, 1981. — 104 с.
  114. П.Г. Современное производство и окружающая среда.- Новосибирск: Наука, 1979. 191 с.
  115. П.Г. Сохранение окружающей среды и развитие экономических исследований. Новосибирск: Наука, 1980. — 160 с.
  116. A.M. Повышение эффективности производства. М.: Сов. Россия, 1980. — 256 с.
  117. Основы природопользования. Минск: Наука и техника, 1980. — 572 с.
  118. Охрана природы в учебно-воспитательной работе вузов. -Минск: Вышэейш. школа, 1977, to 2. 119 с.
  119. Охрана окружающей среды (модели управления чистотой природной среды)/Под ред.К. Г. Гофмана, А. А. Гусева. М.: Экономика, 1977. — 231 с.
  120. Охрана окружающей среды и ее социально-экономическая эффективность. М.: Наука, Х980. — 239 с.
  121. И.П. Методология познания закономерностей развития социалистических производственных отношений. Л.: ЛГУ, 1980. — 120 с.
  122. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980.-302 с.
  123. И.И., Головачев А. С. Инженерно-управленческий труд: затраты, эффективность. Минск: Изд-во Белорусского гос. ун-та, 1979. — 128 с.
  124. Природоохранительное просвещение. Сб. М.: Знание, 1980. — 176 с.
  125. Природоохранительное просвещение в школах капиталистических стран Европы и США. М., Х977. — 122 с.
  126. Проблемы оптимизации в экологии. М.: Наука, 1978. -325 с.
  127. Проблемы природоохранного образования и воспитания. -М.: Наука, 1982. 136 с.
  128. Проблемы природоохранного просвещения. Новосибирск: Наука, 1980. — 192 с.
  129. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде и ее вклад в развитие образования и подготовки по вопросам окружающей среды. Тбилиси: 1977. — 50 с.
  130. Проблемы взаимодействия общества и природы. Тезисы первой Всесоюзной научной конференции. М.: МГУ, 1978. — 171 с.
  131. В.Т. Главная производительная сила социалистического общества и экономические законы ее развития. Л.: ЛГУ, 1979. — 136 с.
  132. Развитие высшего образования в условиях НТР в социалистических странах /Под ред.Е. Н. Жильцова. М.: МГУ, 1981. — 216 с.
  133. С.В. Диалектика объективного и субъективного в экономике развитого социализма (политэкономический аспект). -М.: Мысль, 1979. 279 с.
  134. Э.Р. Социально-экономические проблемы управления рабочей силой при социализме. Л.: ЛГУ, 1981. — 144 с.
  135. М.А. Действие экономических законов и действия людей. Свердловск, 1981. 46 с. (Препринт УНЦ АН СССР).
  136. М.И. Труд инженера. М.: Экономика, 1977.144 с.
  137. Е.К. Экономические показатели промышленности. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 1980. — 432 с.
  138. Е.А., Говард Т. Н., Митрис Э. В. Экономическая эффективность использования недр. М.: Недра, 1980. — 126 с.
  139. М.Я. Развитие народонаселения (Экономический аспект). М.: Статистика, 1980. — 312 с.
  140. И.Ф. Особенности воспроизводства рабочей силы в условиях развитого социализма. М.: Высш. школа, 1979. -133 с.
  141. Социализм и природа: (Научные основы соц. природопользования-/ М. Я. Лемешев, В. А. Анучин, К. Г. Гофман и др. М.: Мысль, 1982. — 222 с.
  142. Социалистическое расширенное воспроизводство/Под ред. К. И. Микульского. М.: Мысль, 1980. — 399 с.
  143. Социально-экономические вопросы организации труда/ Под ред.В. С. Немченко. М.: МГУ, 1974. — 150 с.
  144. Социально-экологические проблемы современности и новая НТР. Межвуз.сб./Под ред.В. Г. Марахова. Л.: ЛГУ. 1981. — 103 с.
  145. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Госполитиздат, 1957. — 120 с.
  146. Г. И., Шуруев А. С. Планирование и финансирование подготовки специалистов. М.: Экономика, 1980. — 168 с.
  147. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. — 199 с.
  148. Тенденции образования по вопросам окружающей среды. Сб. ВИНИТИ ГКНТ и АН СССР по изданию ЮНЕСКО 1977 г. М., 1979. -271 с.
  149. Формирование окружающей среды и экономика природных ресурсов. М.: Прогресс, 1982. — 382 с.
  150. Д. Мировая динамика. М.: Наука, 1978.-167 с.
  151. Т.С. Интенсификация и эффективность в условиях развитого социализма. М.: Наука, 1978. — 352 с.
  152. .Л. Рабочая сила и ее осооенности в период развитого социалистического общества (Очерк теории-. М.: Наука, 1978. — 168 с.
  153. М.М. К методологии исследования системы «человек-природа». Ростов, 1978. — III с.
  154. Экономический потенциал развитого социализма/Под ред. Б. М. Моча лова. М.: Экономика, 1982. — 280 с.
  155. И.А. Воспроизводство рабочей силы при социализме. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  156. Environmental design and human behavior. A psychology of the individual in society. Ed. Krasner Leonard. New York e.a.,
  157. Pergamon Press, 1980, xov., 515 p.1. У. С T a T ь И
  158. Л. Об укреплении связи политической экономии с практикой социалистического хозяйствования. Экономические нау-. ки, 1984, № 4, с.31−39.
  159. А.Г. Путь к совершенствованию технологии планирования. Коммунист, 1981, te I, с.33−42.
  160. Актуальные вопросы экономики природопользования. За круглым столом журнала «Вопросы экономики». Вопросы экономики, 1982. — № 2, с.81−108.
  161. А.А., Лавров С. Б., Михайлов В. Ю. Принципиаль -ные направления экологического образования. Идейно-теоретические проблемы научно-технического прогресса. — Материалы Всесоюзной науч. конф., Свердловск, 1978, с.139−147.
  162. А.Н. Ценообразование и проблемы окружающей среды. Стимулирование ценами рационального использования и охраны природных ресурсов. Сб.науч.тр. Под ред. А. П. Антонова. М., 1978, с.3−56.
  163. Арстанов M.3L, Ж. С. Хайдаров, Пидкасистый П. И. Дидактическая игра как средство организации проблемного обучения в вузе. Современная высш. школа, 1982, fe I, с.117−132.
  164. А.В., Иоганзен Б. Г. Экологическую подготовку. студентам всех вузов. — Вестник высшей школы, 1981, № 10, с. 13−15.
  165. В.Ф. Природосберегающая форма воспроизводства. -В сб.: Закономерности интенсификации социалистического воспроизводства. Тез.докл.18−20 мая 1983 г. Всесоюзная науч.конф.- Л., 1983, т. Ш, с.133−135.
  166. Д.А., Казанцева Л. К. Инженеру природоохранительные знания. — Вестник высш. школы, 1976, life 6, с.36−38.
  167. И.А. Экологическое воспитание населения составная часть коммунистического воспитания. — В сб.: Социально-политические отношения развитого социализма и формирование нового человека. М., МГУ, 1977, с.88−93.
  168. . Экономика социалистического природопользования как наука. Экон. науки, 1982, № 7, с.51−60.
  169. Г., Константинеску И. Некоторые вопросы подго -товки специалистов по охране окружающей среды в Румынии. Высшее образование в Европе, 1979, выпЛУ, № I, с.28−31.
  170. А. Всем и никому. Лит.газ., 1980, 23 янв.
  171. Ю.А., Литвиненко Е. А., Рыбальский В. И. Деловые игры в практику. Важная часть современного обучения. — Вестн. высш. школы, 1981, № 4, с. 18.
  172. Высшая школа: задачи и перспектива. Правда, 1980, 7 февр.
  173. A.M. Экологическое образование и воспитание: проблемы, решения. В кн.: Город, природа, человек. — М., Мысль, 1982, с.41−47.
  174. М.А. Формируем экологическое сознание. -Вестник высшей школы, 1981, № 8, с.2 $-29.
  175. В.М. Экологические проблемы и экологическая политика при социализме. Известия АН СССР. Сер. экономическая, 1975, N° 3, с.70−82.
  176. Н.С. Общество и природа. Проблемы взаимодействия общества и природы. В сб.: Система подготовки специалистов по проблемам охраны окружающей среды. М., 1981, с.116−124.
  177. В.П. Высшая школа развитого социализма: проблемы и препятствия. Современная высшая школа, 1980, № 2, с.3−18.
  178. Х84. Ермаков А. В. Освещение социально-экономических аспек -тов охраны природы в преподавании политической экономии. В сб.: Проблемы рационального использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве и экономике образования. М., 1974, с.127−135.
  179. Ермоленко М.Т.К вопросу о природе экологического мышления. В кн.: Эволюционная теория и проблема «Человек-природа», Тарту, 1978, с.22−26.
  180. Т.А., Ковалев A.M. Место экологических проблемв теории научного коммунизма. Вестник МГУ. Сер. Теория научного коммунизма, 1979, № 2, с.44−51.
  181. Г. Б. Экономический аспект «социализации природы», и его критика в курсе политической экономии. В сб.: Вопросы критики антимаркситских теорий" в курсе политэкономии. Свердловск, 1983, с.43−52.
  182. А.А., Рородников К. П. Курс охраны природы в вузах РСФСР. Вестник высшей школы, 1980, № 7, с.9−13.
  183. В.Г. Основные принципы и формы природоохранного просвещения. В кн.: О преподавании основ охраны природы в педагогических вузах. М., 1972, с.16−25.
  184. В.Г. Основные природоохранные понятия. В кн.: Социальные проблемы науки, образования, воспитания. Томск, 1977, с.109−119.
  185. В.Г., Лаптев И. П., Иголкин Е. И. Охрана природы и коммунистическое воспитание студентов. В сб.: Вопросы высшего педагогического образования. Томск, 1971, с.95−108.
  186. Е. Усиление роли высшей школы в экономике и социальном развитии СССР. Экон. науки, 1980, № 10, с.14−20.
  187. А.И., Соловьев В. А. Об организации учебных курсов по охране природы на основе экологии. Известия вузов. Лесной журнал, 1979, to 2, с.134−136.
  188. В. Направление научных исследований по образованию в области окружающей среды. Высшее образование в Европе (СРР), 1980, to 5, to 3, с.58−62.
  189. В. Экономическая эффективность образования. -Вопросы экономики, 1977, to 9, с.55−65.
  190. С.В. Нужны экологи широкого профиля. В кн.: Проблемы природоохранного просвещения. Новосибирск, 1980, с.139−142.
  191. Контакт. Бюл. ЮНЕСКО-ЮНЕП по образованию по вопросам окружающей среды, 1979, т.4, to 2.
  192. С. Другая сторона Уралмаша. Уральский рабочий, 1982, 25 авг.
  193. А. О категориях воспроизводства рабочей силы. -Экон.науки, 1976, to 7, с.21−25.
  194. М.А. Экологизация учебно-воспитательного процесса в вузе. Охрана биосферы. Материалы Всесоюзной конф., Кишинев, 1979. Кишинев, 1980, с.146−147.
  195. М.Я. Экономика и экология: их взаимосвязь и зависимость. Коммунист, 1975, to 17, с.47−55.
  196. И.Ф. Что должен знать инженер об охране окружающей среды. Вестник высшей школы, 1977, № 6, с.84−86.
  197. А.А. Разрабатывается модель специалиста. -Вестник высшей школы, 1979, № 4, с.68−70.
  198. С.Г., Вакулин А. А. Экологическое воспитание -дело всех кафедр. Вестн. высшей школы, Х979, № II, с.10−13.
  199. Ф. К воппросу о совершенствовании экономического механизма природопользования. Эконом. науки, 1979, № II, с.52−56.
  200. М.Т. Эконология Мирового океана как новое направление науки. Проблемы экономики моря. Киев, 1978, № 7, с.29−52.
  201. Междисциплинарность в образовании в области окружающей среды. Контакт, 1981, т. У1, № 3, с. 1−2.
  202. В., Гене Л. Подготовка и рациональное использование кадров специалистов в народном хозяйстве. Эконом. науки, 1975, № 2, с.99−104.
  203. К.П., Шапошников Л. К. Просвещение в области охраны природы. Вестник АН СССР, 1979, № 2, с.99−103.
  204. К. Противоречия между природой и общест -вом и их развитие при социализме. Экон. науки, 1975, № 7,с.55−61.
  205. Ф.С. О подготовке специалистов по вопросам охраны природы. Вестник ЛГУ, 1976, № 18, с.5−11.
  206. В.Г. Уметь охранять природу. За широту экологических знаний. Вестник высшей школы, 1980, № II, с.33−34.
  207. С.Г., Линдваль Р. В., Михайлова В. П. Экологическая подготовка студентов химико-технологического института.
  208. В кн.: Проблемы природоохранного просвещения. Новосибирск, Наука, 1980, с.146−157.
  209. В.П. Один из видов обучения. Вестник высшей школы, 1982, № I, с.24−26.
  210. П.М. Экологический потенциал. Экономический потенциал развитого социализма, М.: Экономика, 1982, с.217−245.
  211. А. Тип расширенного воспроизводства при развитом социализме. Вопросы экономики, 1975, № 8, с.3−14.
  212. П.Г. Новое место природы в экономических исследованиях. Природа, 1973, Ш 2, с.33−41.
  213. И. Закономерный процесс интенсификации воспроизводства рабочей силы. Эконом. науки, 1981, № 10, с.31−38.
  214. М.Д. Ведущая роль личного фактора в системе производительных сил социалистического общества. В кн.: Социально-экономические проблемы развития первой производительной силы социалистического общества. Л., Изд-во ЛГУ, 1978, с.6−10.
  215. П. Развитие экономики и экологии. Плановое хозяйство, 1979, № 12, с.60−68.
  216. Л.Н., Сазонов А. А. Комплексная система обеспечения качества подготовки специалистов. Вестник высшей школы, 1980, № 10, с.15−18.
  217. Е. Интенсификация социалистического производства и развитие совокупной рабочей силы. Экон. науки, 1981, № 8, с.31−40.
  218. A.M. Образование в ооласти охраны и использования природной среды. В сб.: Оптимизация природной среды. Тез.докл. Всесоюзного симпозиума оптимизации воздействия общества на окружающую природную среду. Москва, 1980. М., 1981,0.27−31.
  219. С.Б., Ковчур С. Г. Уметь охранять природу. Сделать курс обязательным. Вестник высшей школы, 1980, te II, с.34−35.
  220. А. Образование в области окружающей среды иподготовка инженеров мероприятия ЮНЕСКО в области образования по вопросам окружающей среды при подготовке инженеров. — Высшее образование в Европе, 1979, вып.1У, № I, с.16−21.
  221. М.А. Использование вторичных ресурсов госу -дарственный подход. — Экономика и организация общественного производства, 1979, № 8, с.4−9-60.
  222. Е.А., Пахомова Н. В. Природный фактор и эффективность общественного производства. В сб.: Рациональное ис -пользование недр и охрана окружающей среды. Межвуз.сб. Л., 1981, вып.2, с.17−23.
  223. Е.А. Социально-экономические проблемы природопользования при подготовке горных инженеров. В сб.: Богатству недр — общественный контроль. Тез.докл.Всероссийской конф. Челябинск, 1983, с.7−8.
  224. Г. Проблемы теории социалистического воспроизводства. Вопр.экон., 1979, № I, с.25−36.
  225. Н.П., Реймерс Н. Ф. Сближение экономических и экологических целей в охране природы. Природа, 1981, № 9,с.3−12.
  226. В.В. О необходимости единства технико-экономического, экологического и социального подходов к производительным силам. Науч.тр.Московского лесотехнического ин-та, 1977,100, с.158−161.
  227. Г. Д. Опыт привлечения студентов к решению программы «Человек и окружающая среда». В сб.: Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Л., 1980, № 3, с.16−19.
  228. Т.С. Экономические проолемы экологии. В сб.: Общество и природная среда< М., Знание, 1980, с.170−189.
  229. Ю. Структурная политика: содержание и основ -ные направления. Политич. самообразование, 1982, № 9, с.75−82.
  230. М.А. Об организации природоохранной работы в Бурятской АССР. В сб.: Проблемы природоохранного просвещения. Новосибирск, Наука, 1980, с.127−136.
  231. С.С. Эволюция биосферы и экологическое прогнозирование. Вестн. АН СССР, 1976, N2 2, с.61−72.
  232. С.С. Проблемы экологии человека. Вопросы философии, 1974, № 9, с.102−110.
  233. A.M., Дворковой В. Я. Деловые игры в практику. «Тренажер» для будущего инженера. — Вестник высшей школы, 1982, № 12, с.55−56.
  234. Э.А. Сохранять ресурсы биосферы. Вестник высшей школы, 1979, № 4, с.21−22.
  235. В., Хвинтария Г. Экономические аспекты взаимодействия социалистического общества и природы. Вестник ЛГУ, 1976, № 17, с.18−26.
  236. Экономика. Экология. Этика. За «Круглым столом» «ЭКО» и «Нового мира» писатели и ученые. — Экономика и организация промышленного производства, 1982, № 3, с.145−194.
  237. Эффективность затрат на охрану окружающей среды. Вре -менная методика определения экономической эффективности затрат в мероприятия по охране окружающей среды. Эконом. газета, № 33, 1980, с.13−14.
  238. И. Экономические законы и закономерности воспроизводства рабочей силы. Экономические науки, 1981, № 4,с.30−37.
  239. Alaimo S.I. Doran R.L. Students' perception of environmental problems and Sources of environmental information. The Journal of Environmental Education, 1980, vol.12, Ш 1, p.17−21.
  240. Baer R.A. A critique of the use of values clarification in environmental education. The Journal of Environmental Education, 1980, vol.12, Ш 1, p.13−16.
  241. Blakeway A. Training contracts. Water, 1979, № 29, p.23−25.
  242. Cohen Michael R., Austin S.K. Developing and interpreting environmental messages with transactional analysis. The Journal of Environmental Education, 1979−1980, vol. 11, Tii 2, p.31−37
  243. De Steiguer I.E., Merrifield R.I. The impact of the environmental era on forestry education in North America. Una-sylva, 1979, vol.31, № 123, p.21−25.
  244. Hansen Roger D., Torpy M., Kemp M., Mills D. Graduate training in water track environmental engineering results of a survey of employers. Water Resources Bulletin, 1980, vol.16, №p. 862−865.
  245. Henning D.H. In-service training for environmental personnel: a critical analysis with innovations.- The Journal of Environmental Education,'1980, vol.11, № 4, p.4−10.
  246. Mc.Cartney William W., Johnson J. Conservation planning with class. Soil Conservation, 1979, vol.44, Ш6, p.14−15.
  247. Miller A. Integrative thinking as a goal of environmental education. The Journal of Environmental Education, 1981, vol.12, Ш 4, p.3−8.
  248. Newman P. V/.I. The dillemme of the environmental education: are we really needed? Some ansuvers and examples in the affirmative. Environmental Education and Information, 1981, vol.1,1. Ш 2, p.109−122.
  249. Patterson J.W. Environmental engineering education: aca-demia and an evolving profession. Environmental Science and Technology, 1980, vol.14, m 5, p.524−532.
  250. Pougailes R. Outdoor education at evergreen. The Journal of Environmental Education, 1980, 11,3, p.11−12.
  251. Proffessional development programs. Japca, Air Pollution Constraints on Inductrial Coal Use, 1981, vol.31, I.'i 4, p.431.
  252. Tanner I. Significant Life Experiences: A New Research, area in Environmental Education. The Journal of Environmental Education, 1980, vol.14, № 4, p.20−24.
  253. Warfuld I.N. Systems planning for environmental education. IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernatics, 1979, vol. 9, № 12, p.816−823.
  254. Wilson R.Y. Tornera A.N. Enriching traditional biology with an environmental perspective. The Journal of Environmental Education, 1980, vol. 12, Ш 1, p. -12.
  255. Hellerick Karl. A Meaching Resource for Resource Teachers. Soil Conservation, 1977, 44, Ш 6, 16.
  256. Daly H.E. Steady-state economics versus growth-mania: a critique of the orthodox conceptions of growth, wants, scarcity and efficiency. Policy sciences, IU 4, 1974, vol. 5, № 2, p.149 167.
  257. У1. Программы, методические рекомендации к учебным курсам и квалификационные характеристики специалистов
  258. Изучение социально-экономических проблем природопользования в курсе политической экономии социализма. Метод. указания для студентов всех специальностей и видов обучения. Л.: Изд-во Ленинградской лесотехнической академии, 1980. — 47 с.
  259. Методические рекомендации для изучения проблем взаимодействия экономики и природы в курсе политической экономии (капиталистический способ производства-. Свердловск: Ин-т повышения квалификации преподавателей общественных наук, 1982. — 35 с.
  260. Программа курса «Экономика и планирование природопользования» (для студентов экономических факультетов и слушателей повышения квалификации-. М.: Московский ин-т народного хозяйства, 1979. — 25 с.
  261. Программа курса «Экономика природопользования». -Л.: ЛГУ, 1983. — 9 с.
  262. Программа и методические рекомендации к изучению эко-лого-акономических аспектов современной НТР. Свердловск: 1980.28 с.
  263. Программа курса политической экономии для высших учебных заведений (на 100−140 час.)/М-во высш. и сред.спец.образования СССР. Упр. преподавания общественных наук. М.: Высш. школа, 1982. 53 с.
  264. Социально-экономические проблемы и противоречия капиталистического природопользования. Метод. указания для студентов лесотехнически* вузов. Л.: 1981. — 38 с.
  265. Факультет переподготовки кадров по инженерной экологии и повышению эффективности использования природных ресурсов. Проспект. Л.: Изд-во Ленинградского Горного института, 1982.-27 с.
  266. Экология и повышение эффективности использования природных ресурсов при добыче и переработке полезных ископаемых. Методические указания для поступающих на факультет переподготовки инженерных кадров. Л.: Ленинградский горный институт, 1979. -139 с.
Заполнить форму текущей работой