Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информация как фактор производства на микроуровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характеристики информатизации хозяйственных процессов целесообразно анализировать сквозь призму воспроизводственных категорий: информационной среды как совокупности отчужденных и общедоступных данных, информационных ресурсов как освоенных данных в качестве источника стоимости, информационного фактора как вовлеченных в производство и активно используемых знаний и умений, созидающих информационный… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Эволюционно-функциональный подход к информационным ресурсам в экономической теории
    • 1. 1. Ретроспектива категорий информация и информационные ресурсы в различных экономических школах
    • 1. 2. Информация в контексте теории факторов производства
    • 1. 3. Механизм преобразования информации на фирме
    • 1. 4. Характеристика элементов механизма преобразования информации
  • 2. Эффективность использования фирмой информационных ресурсов с позиции приращения стоимости капитала
    • 2. 1. Информационный фактор при принятии управленческих решений
    • 2. 2. Трансформации цепочки ценности на основе информационного фактора
    • 2. 3. Эффективность использования информации в бизнес-процессах
    • 2. 4. Количественная оценка информационных ресурсов фирмы

Информация как фактор производства на микроуровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследуемой проблемы. В современном мире, характеризующемся переходом к постиндустриальному и информационному обществу, растет производство, распределение, обмен и потребление информации, что вызывает потребность р разработке эффективных механизмов по ее привлечению и использованию на микроуровне.

В условиях глобализации и интеграции экономики, хозяйствующие субъекты сталкиваются с постоянно растущей потребностью в получение знаний о происходящих изменениях в рамках фирмы, во внешней среде, что приводит к повышению предъявляемых требований к информации.

Общемировые тенденции экономического развития привели к необходимости существенно изменить информационные отношения в обществе. Информация из вспомогательного и второстепенного фактора общественного производства превращается в фактор, решающим образом «влияющий на экономику, обороноспособность и политику. Вследствие этого большую актуальность приобретает проблема формирования механизма рационального использования информационных ресурсов в интересах устойчивого развития.

Осуществляемый в мире переход к информационному обществу, основанному на производстве, распределении и потреблении информации, модифицирует основы общественных отношений, и вызывает необходимость в теоретическом обосновании происходящих процессов, с использованием существующего арсенала экономической теории.

Все вышесказанное невозможно без теоретического обоснования внутренней противоречивости информационного ресурса, специфических особенностей процесса преобразования информации в фактор и продукт производства, что и определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

В научной литературе и периодических изданиях сформирован определенный объем знаний, отдельные аспекты которого отражают изучение рассматриваемой проблемы.

В научных концепциях К. Маркса, Ж-Б. Сэя, Р. Солоу, П. Ромера содержатся важные теоретические положения о сущности, содержании, характере ресурсов, в том числе информационных.

Функционирование информационных ресурсов анализируется в качестве атрибута становления информационного общества (Д. Белл, П. Друккер, И. Масуда, А. Норман, П. Порат, А. Тоффлер и др.) и системы постиндустриализма (Ф. Махлуп, В. Прайс и др.). Высок интерес к анализируемой проблематике в теории институциональной экономики: Р. Коуз, Ф. Найт, Д. Нор-та, К. Менар, Дж. Стиглиц и др.

Фундаментальные положения теории информации и управления информационными потоками в различных проявлениях общественной жизни принадлежат Н. Винеру, Р. Хартли, К. Шеннону, У. Эшби и др.

Теоретическим основам менеджмента информационных ресурсов посвящены работы М. Бандеманна, Д. Блюменау, Г. Громова, В. Глушкова, К. д’Экка и др.

Общефилософскому осмыслению сущности и противоречий информатизации, ее роли в воспроизводстве и социальном бытии посвящены работы Р. Абдеева, Н. Моисеева, И. Прангишвили и др.

Отечественные экономисты А. Аузан, Р. Зяблюк, В. Иноземцева, Р. Малахинова, А. Московский, Д. Плахотная, Р. Цвылев и другие исследовали природу информационных ресурсов и информационного продукта в экономике. Особо следует выделить С. Малахова и Р. Капелюшникова, касавшихся проблем информации в исследованиях по трансакционным издержкам, а также Е. Майминаса, исследующего социально-экономические аспекты информации.

Анализ информации как элемента системы факторов и ресурсов производства исследуется в трудах О. Иншакова, В. Катькало, Г. Клейнера, Б. Мильнера и др.

Тем не менее, теоретическая разработанность данных вопросов при очевидной актуальности затрагиваемой темы, недостаточна и часто отличается явным уклоном в сторону информационных концепций, затрагивающих, в основном, технологические аспекты информационных отношений в рамках фирмы. Все вышеизложенное определило выбор темы диссертационного исследования, формулирование его гипотезы, целей и задач.

Цели и задачи исследования — раскрыть сущность, содержание, формы проявления и внутреннюю противоречивость информационного фактора производства на современном предприятии.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

• раскрыть экономическую природу информационного фактора, определить специфические черты данного фактора и его место в экономической теории;

• определить основные характеристики понятия «информационный фактор» как экономической категории и выявить его роль в хозяйственной деятельности экономических субъектов;

• проанализировать процесс преобразования информации в сфере производства на микроэкономическом уровне;

• раскрыть влияние информационного фактора на деятельность фирмы.

Объектом исследования является процесс создания, накопления, использования и передачи информационных ресурсов в системе факторов и условий внутрифирменного производства.

Предметом исследования является система экономических отношений, складывающихся в результате использования информационных ресурсов фирмы.

Методологической и теоретической основой исследования послужили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов, историков и философов хозяйства, социологов и правоведов, высказывавших идеи институционального характера. Методология диссертационного исследования основана на использовании диалектической логики в рамках системного подхода. В ходе работы использовались следующие методы: исторического, логического, сравнительного, междисциплинарного анализа, моделирования.

Информационной базой исследования стали законодательные акты, отечественная и зарубежная монографическая литература, публикации в периодической научной печати, материалы научно-практических конференций и симпозиумов.

Наиболее существенные результаты, полученные автором и выносимые на защиту:

1. Характеристики информатизации хозяйственных процессов целесообразно анализировать сквозь призму воспроизводственных категорий: информационной среды как совокупности отчужденных и общедоступных данных, информационных ресурсов как освоенных данных в качестве источника стоимости, информационного фактора как вовлеченных в производство и активно используемых знаний и умений, созидающих информационный продукт в единстве потребительной и меновой стоимости. В процессе хозяйствования информационный фактор обретает форму информационного капитала и богатства (как совокупности аккумулированных информационных ресурсов), выражаясь в определенной величине информационных издержек и доходов. Информационный механизм понимается как способ извлечения информации из среды и ее активизации в статусе факторов создания продукта.

2. Динамика функционирования информационных ресурсов представляет собой нелинейный процесс, порождающий систему ближних и дальних позитивных и негативных эффектов, к последним относят информационные асимметрии и искажения. Необходимо учитывать наличие информационных аттракторов как зон и областей притяжения информационных ресурсов, в рамках которых происходит их устойчивая циркуляция, аккумуляция и трансформация. Точки информационной бифуркации есть моменты кардинального вариационного изменения статуса информации. Например, переход информационных ресурсов в факторы или закрытие доступа к определенным данным.

3. Фирма понимается как нелинейная система, поскольку, освоенная лишь в определенных пределах информационная среда является для нее полем выбора альтернативных целей и вариантов стратегии. Потенциал эффективности фирмы непрерывно детерминируется ее информационным диапазоном, т. е. присвоенным из среды множеством данных, на основании которых принимаются стратегические и тактические решения. Информационная граница предприятия есть отражение ее воспроизводственного контура системой рыночных сигналов, в т. ч. цен и ассортимента продукции, логотипов, торговых марок, рекламы и др. Использование информационного ресурса в рамках фирмы порождает изменения во всей системе ее факторов.

4. Преобладающая в современных концепциях «новой экономики» и «экономики знаний» детализация информационного фактора представляется некорректной. Информационные факторы и ресурсы относятся к трансакци-онному блоку факторов, определяя уровень соответствующих издержек во взаимосвязи с институцией и организацией, опосредовано влияя на эффективность трансформационных факторов (человеческий, природно-ресурсный и технический). Результатом информатизации на микроуровне является кодирование бизнес-процессов в форме, приемлемой для координации функционирования фирмы и принятия стратегических решений. Трансформатизация и модернизация информационных отношений на фирме предполагают полную или частичную переадресацию бизнес-процессов с учетом расширения информационного диапазона и коррекции стратегических целей и приоритетов.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

• уточнен понятийный ряд экономической теории информации, включающий понятие информационной среды, определяемой как совокупности отчужденной и общедоступных данныхинформационного ресурса, представленного освоенными даннымиинформационного фактора, как вовлеченных в производство и активно используемых знаний и умений, созидающих информационный продукт.

• раскрыта экономико-синергетическая природа информации в ракурсе процессов информационной аттракции и бифуркации, нелинейной динамики информатизации экономических систем;

• обобщены и проанализированы основные направления воздействия информационного фактора на деятельность фирмы, включающие трансформацию цепочки ценностей, развитие информационной составляющей продукта, изменение статуса фирмы на рынке;

• обоснована информационная интерпретация предприятия как сложной нелинейной системы, введено понятия информационной границы фирмы, представляющей собой отражение воспроизводственного контура фирмы системой рыночных сигналов, необходимого для объяснения детерминантов принятия управленческих решений;

• доказано, что информационные отношения формируют систему кодов, включающую кодирование данных, бизнес-процесса и продуктаслужащей основой трансформации, модернизации и стратегического управления фирмой.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы в качестве учебного материала в учреждениях высшего и среднего профессионального образования при чтении курсов «Экономическая теория», «История экономической мысли», «Информационный бизнес», «Информационная экономика» и др.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУпрошли апробацию на Международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях (гг. Москва, С.-Петербург, Волгоград, 2000;2004 гг.), где получили положительную оценку.

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 12 работ (с личным вкладом 2,6 п.л.).

Структура работы. Принятая структура диссертационного исследования определяется его целью и логикой. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа содержит 8 параграфов, 21 рисунок, 4 таблицы. Структура диссертации отражает цели и задачи исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования информации как фактора производства, проявления информации в деятельности фирмы получены следующие результаты:

• Характеристики информатизации хозяйственных процессов целесообразно анализировать сквозь призму воспроизводственных категорий: информационной среды как совокупности отчужденных и общедоступных данных, информационных ресурсов как освоенных данных в качестве источника стоимости, информационного фактора как вовлеченных в производство и активно используемых знаний и умений, созидающих информационный продукт в единстве потребительной и меновой стоимости. В процессе хозяйствования информационный фактор обретет форму информационного капитала и богатства (как совокупности аккумулированных информационных ресурсов), выражаясь в определенной величине информационных издержек и доходов. Информационный механизм понимается как способ вовлечения информационных ресурсов из среды и их активизации в статусе факторов создания продукта, выражающейся системой прямых и обратных связей.

• Динамика функционирования информационных ресурсов представляет собой нелинейный процесс, порождающий систему ближних и дальних позитивных и негативных эффектов, к последним относят информационные асимметрии и искажения. Необходимо учитывать наличие информационных аттракторов как зон и областей притяжения информационных ресурсов, в рамках которых происходит их устойчивая циркуляция, аккумуляция и трансформация. Точки информационной бифуркации есть моменты кардинального вариационного изменения статуса информации. Например, переход информационных ресурсов в факторы или закрытие доступа к определенным данным.

• Предприятие понимается как нелинейная система, поскольку, освоенная лишь в определенных пределах информационная среда является для него полем выбора альтернативных целей и вариантов стратегии. Потенциал эффективности предприятия непрерывно детерминируется его информационным диапазоном, т. е. присвоенным из среды множеством данных, на основании которых принимаются стратегические и тактические решения. Информационная граница предприятия есть отражение его воспроизводственного контура системой рыночных сигналов, в т. ч. цен и ассортимента продукции, логотипов, торговых марок, рекламы и др. Обращение информационного ресурса на предприятии порождает изменения во всей системе его факторов, отражаясь внутрифирменным разделением труда. ,.

• Преобладающая в современных концепциях «новой экономики» и «экономики знаний» детализация информационного фактора представляется некорректной. Информационные факторы и ресурсы относятся к трансакционному блоку факторов, определяя уровень соответствующих издержек во взаимосвязи с институцией и организацией, опосредовано влияя на эффективность трансформационных факторов (человеческий, природно-ресурсный и технический). Результатом информатизации на микроуровне является кодирование бизнес-процессов в форме приемлемой для координации функционирования предприятия и принятия стратегических решений. Трансформатизация и модернизация информационных отношений на предприятии предполагают полную или частичную переадресовку бизнес-процессов с учетом расширения информационного диапазона и коррекции стратегических целей и приоритетов.

• Кодирование — процесс и способ задания взаимного соответствия между семиотической и реальной системами, а код — как инструмент идентификации (определения) этого соответствия. Осуществляемые в рамках фирмы бизнес-процессы в информационном ракурсе предстают особыми сообщениями, которые будем понимать шире, чем в семиотике, а именно — как взаимодействия предприятия и среды, а также его агентов и органов. Эти сообщения кодируются и транслируются во внешнюю среду, что можно содержательно интерпретировать как формирование и трансляцию экономических генов продукта. С формальной стороны «выявление значения, зашифрованного в знаковом сообщении, осуществляется путем декодирования, где код означает способ упорядочения знаков в определенную систему». Семиотический код фирмы, переносимый ей на производимый продукт, будем понимать как специфическую знаково-символическую систему, особым образом интерпретируемую внешними субъектами.

• Кодирование фирмы представляет собой информационный компонент ее стратегического менеджмента. В первом приближении выделим четыре уровня данного процесса, связанные, соответственно — 1) кодирование данных- 2) кодирование бизнес-процессов, 3) кодирование продукта 3) кодирование стратегии. Стратегия также должна быть переосмыслена как сложный код, который транслируется для массы клиентов и потенциальных контрагентов в форме миссии, дающей иллюзорное представление о сути и содержании деятельности фирмы.

• Сложность семиотических кодов в различных сферах хозяйственной деятельности и обусловленные этим высокие издержки их дешифрации ведут к изменению роли фирмы на рынке. Предприятие последовательно проходит следующие стадии: поставщик компонентов, составитель комплектов интегратор и поставщик решений. Фирма, находящаяся на заключительной стадии — поставщика решений — позволяет своим клиентам существенно экономит на трансакционных издержках преодоления семиотических кодов, но параллельно повышается уровень риска, связанного с потенциальным оппортунизмом поставщика решений (проблема принципала-агента).

• При оценке информационных ресурсов предлагается использовать опционный подход. Ценность информационных ресурсов появляется не из создаваемых ими денежных потов, а из их потенциальной возможности увеличения вклада в цепочку ценности фирмы в будущем.

Ценность фирмы, получающей свою прибыль главным образом из коммерческих продуктов, которые являются результатом использования информационных ресурсов, может быть представлена следующем образом. Ценность фирмы — функция, которая зависит от ряда переменных:

1. денежные потоки, извлекаемые фирмой из новых продуктов, созданных с использованием информационных ресурсов.

2. ценности от использования информационных ресурсов, не получивших I своего воплощения в новом продукте.

3. ожидаемой ценности продуктов, которые фирма сможет получить в будущие периоды, в результате применения информационных технологий.

Ценность первого компонента оценивается на основе традиционной модели дисконтирования денежных потоков. Ценность второго и третьего компонента можно получить, применяя модель оценки опциона, рассмотренную ранее и при этом оценивая каждый информационный ресурс в отдельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена президентом РФ 09.09.2000 г.
  2. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (по состоянию на 14 июля 1967 г.). Текст конвенции опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1996, N 2- Ведомостях Верховного Совета СССР, 1968, N 40.
  3. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
  4. Монографии, доклады, статьи
  5. , Р. ИТ аутсорсинг. Практическое руководство/ Р. Аалдер- пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 300 с.
  6. , Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев.- М.: Издательский центр «Академия», 1994. 210 с.
  7. , И. К. Адаптивный механизм как основополагающий элемент концепции управления экономико-социальными системами / И. К. Азовцева.- http://www.aup.ru/library/ (30 окт. 2005).
  8. , А. Н. / А. Н. Азрилияна// Большой экономический словарь.- 2-е изд., доп. и пераб. М.: Институт новой экономики, 1997. С. 167.
  9. , А. Производство, стоимость информации и экономическая организация / А. Алчян, Г. Демсец / Вехи экономической мысли. СПб., 2003. -Т. 5.-С. 280−318.
  10. Ю.Беков, Р. С. Пространственно-временной метаморфоз экономической динамики России / Р. С. Беков. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. — 320 с.
  11. П.Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. М., Прогресс, 1986. С. 300 — 340.
  12. Бир, С. Мозг фирмы/ С. Бир- пер. с англ. М.: Едиториал УРСС, 2005. -416с.
  13. , М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют/М. Блауг- пер. с англ. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.-416 с.
  14. , В. А. Управление материальными потоками промышленных предприятий на основе логистического подхода (на материалах предприятий-производителей подшипников): дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05 / В. А. Божьев. — Самара, 2003. 165 с.
  15. , А. А. Информационный аспект современной экономики: начала теоретического анализа: дисс.. канд. экон. наук: 08.00.01 / А. А. Бока-нов. Волгоград, 2000. — 160 с.
  16. , М. К вопросу о цене информации / М. Бронников // Проблемы теории и практики управления. 1999. -№ 1. С. 81.
  17. , К. К. Информационная теория стоимости и законы неравновесной экономики / К. К. Вальтух. М.: «Янус-К», 2001. — 896 с.
  18. , Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. -М.: «Советское радио», 1968. 325 с.
  19. , Н. Творец и Будущее / Н. Винер- пер с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 732, 4. с.
  20. , Г. Р. Индустрия ЭВМ. Структурные сдвиги на пороге 80-х годов/Г. Р. Громов.-М.: «НЦБИ», 1981.-210 с.
  21. , Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации / Г. Р. Громов. М.: 1984. — 170 с.
  22. , Д. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Д. Грэм. М.: ИНФРА-М, 2003. — 368 с.
  23. Гэд Т. 4D брэндинг: Взламывая корпоративный код сетевой экономики / Т. Гэд. — СПб.: «Стокгольмская школа экономики», 2003. 228 с.
  24. , А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов/ А. Дамодаран. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. — 1341с.
  25. , А. И. Информационная теория экономики. Макромодель / А. И. Демин.-М.: 1996.-230 с.
  26. , П. Управление, нацеленное на результаты / П. Друкер. М.: «Технологическая школа бизнеса», 1994. — 240 с. 27.3атуливетер, 10. С. Информационная природа социальных перемен / Ю. С. Затуливетер. М.: «СИНТЕГ», 2001. — 132. с.
  27. , В. JI. За пределами экономического общества / В. JT. Иноземцев. М.: «Academia» — «Наука», 1998. — 640 с.
  28. , В. JI. Расколотая цивилизация / В. JI. Иноземцев. Научное издание. -М.: «Academia» «Науке», 1999. — 724 с.
  29. Информационные ресурсы для принятия решений. / Веревченко А. П. и др. Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. — 560 с.
  30. Информационные технологии в экономике / под ред. Ю. Ф. Симонова. Ростов н/Д: «Феникс», 2003 — 352 с.
  31. , О. В. О необходимости развития эволюционного подхода в экономической науке современной России / О. В. Иншаков // Вестник Южного научного центра. 2004. — № 1. — С. 83−84.
  32. , О. В. Потенциал эволюционного подхода в экономической науке современной России / О. В. Иншаков // Экономическая наука современной России. 2004. — № 4. — С. 42−52.
  33. , О. В. Факторы и функции человеческого бытия: обретение новой меры: препринт-доклад / О. В. Иншаков. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. — 70 с.
  34. , О. В. Виртуальная саморазвивающаяся региональная информационно-познавательная среда: препринт-доклад / О. В. Иншаков, А. А. Воронин, И. В. Шаркевич. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. — 28с.
  35. , О. В. Знакомая и неведомая мезоэкономика. / О. В. Иншаков, Н. Н. Лебедева // Экономика развитая региона: проблемы, поиски, перспективы. Вып.2. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. С 32 — 43.
  36. , О. В. Институциональные фракции в современном обществе / О. В. Иншаков, Д. П. Фролов // Homo institutius Человек институциональный: под ред. д-р. экон. наук О. В. Иншакова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.-С. 237−259.
  37. , А. М. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы /А. М. Карминский, В. П. Нестеров, Б. В. Черников. М.: Финансы и статистика, 2004. — 624 с.
  38. , М. Информационна-? эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  39. , М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддержать его рост/ М. Клейтон, М. Кристенсен, Майкл Е. Рейнор- пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 290 с.
  40. , С. М. Интеллектуальные ресурсы организации / С. М. Климов. СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000. — 168 с.
  41. , JI. А. Когнитивный подход к исследованию информационных процессов на ранних стадиях проектной деятельности / JI. А. Козлов. Барнаул: 1996.- 100 с.
  42. , Р. Фирма, право и рынок / Р. Коуз. М.: Дело ЛТД, 1993. — 192 с.
  43. Курс МБА по стратегическому менеджменту/ Пер. с англ. М.: Альпи-на Бизнес Букс, 2004. — 608 с.
  44. Лем, С. Сумма технологии / С. Лем- пер. с польского. М. ЮОО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 668, 4. с.
  45. , Е. Информационное общество и парадигма экономической теории / Е. Майминас // Вопросы экономики. 1997. — № 11. — С. 86 — 95.
  46. , Д. Методология структурного анализа и проектирования / Д. Марка, К. МакГоуэн. М.: «МЕТАТехнология», 1993. — 240 с.
  47. К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т.1. / К. Маркс, Ф. Энгельс-М.:ГИПЛ, 1961.-310 с.
  48. М. В. Ценовое преимушество/ М. В. Марн, Э. В. Регнер, К. К. За-вада- пер. с анг. -М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. 317 с.
  49. , Ф. Производство и распространение знаний в США / Ф. Мах-луп. М.: Прогресс, 1966. — 270 с.
  50. , К. Экономика организаций / К. Менар- пер. с франц.: под ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1996. — 160 с.
  51. , М. Ф. Информационные механизмы развития региональных хозяйственных систем / М. Ф. Мизинцева. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 332с.
  52. М. В. Теория передачи сигналов / М. В. Назаров, Б. И. Кувшинов, О. В. Попов.-М.: Издательский центр «Академия», 1970. -310 с.
  53. , Ф. X. Риск, неопределенность и прибыль / Ф. X. Найт — пер. с англ. М.: Дело, 2003. — 360 с.
  54. , А. О. Методологические основы моделирования финансовой деятельности с использованием нечетко-множественных описаний : дисс.. д-ра эконом. наук: 08.00.05 / А. О. Недосекин. СПб., 2003. — 350 с.
  55. Новейший философский словарь изд. 2-е. — Минск: «Интерпресссер-вис», 2001.- 1280с.-С. 895.
  56. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М.: «Начала», 1997. — 340 с.
  57. , С. И. Информационные взаимодействия в экономическом пространстве / С. И. Паринов. М.: Начало, 2000. — 310 с.
  58. , С. И. Третья форма управления для сетевой экономики / С. И. Паринов. http://www.ieie.nsc.ru/parinov/net-form.htm. (30 окт. 2005).
  59. , С. И. Экономика 21-го века на базе Интернет-технологий / С. И. Паринов, Т. Яковлева. http://www.ieie.nsc.ru/parinov/economy21 .htm. (30 окт. 2005).
  60. , И. Экономика информационного общества / И. Пещанская // Российский экономический журнал. 1996. — № 5/6. — С. 103.
  61. , М. Конкуренция / М. Портер. М.: Вильяме, 1999. — 390 с.
  62. Постиндустриальный мир и Россия / под ред. В. Г. Хорос. М.: Эдито-риал УРСС, 2001.-616с.
  63. Право и информатизация общества: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. Исслед. Отдел правоведения- РАН. ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права- Отв. ред. Бачило И. Л.-М., 2002.-340с.
  64. , И. В. Системней подход и общесистемные закономерности / И. В. Прангишвили. М.: СИНТЕГ, 2000. — 528 с.
  65. В. Г. Системное мышление и управление / В. Г. Пушкин, А. Д. Урсул. — М.: Рос.акад.управ., 1994. 240 с.
  66. , А. И. Будущее России: социально-технологическая модель / А. И. Ракитов // Общественные науки и современность. 1996. -№ 2, — с.4−9.
  67. , А. И. Информационная революция: наука, экономика, технология / А. И. Ракитов. -М.: «Дело» 1993. 210 с.
  68. , А. И. Наш путь к информационному обществу / А. И. Ракитов // Компьютерная революция и информационное общество. М., 1990. — С. 140−210.
  69. , А. И. Перспективы информационного общества в СССР: Проблемы, концепции, социально-экономические трансформации / А. И. Ракитов // Информатизация общественного производства. М., 1989. — С.64 — 90.
  70. , А. И. Философия компьютерной цивилизации / А. И. Ракитов. -М.: 1991.-156 с.
  71. , А. Н. Штриховой код, бар-код (bar code) / А. Н. Родников. -http://www.ecsocman.edu.ru/db/forums/new.html?pid=55 225 (30 окт. 2005).
  72. , А. Предмет и задачи «информационной экономики» / А. Румянцев // Российский экономический журнал. 1997. — № 3. — С. 89.
  73. , Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. М.: «ИНФРА-М», 2005. — VI, 724 с.
  74. , Т. Стоимость, создаваемая знанием. Новая постиндустриальная волна на западе. Под. Ред. В. J1. Иноземцева.
  75. , Н. Н. «Закономерности процесса информатизации общества». Автореферат к.ф.н. 09.00.08 МЛ 993 Рос.акад.управ., Ноосферно-экологический институт.
  76. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. — 624с.
  77. Современные информационные технологии и общество: Реф. сб./ РАН ИНИОН. Центр, науч.-информ. исслед. По науке, образованию и технологиям- Авт-сост. Авдулов А. Н. М.:ИНИОН РАН, 2002. — 196 с. — (Сер.: Информация, наука, общество).
  78. , В. А. Декомпозиционные алгоритмы построения моделей сложных систем / В. А. Солич. Томск: Изд-во ТГУ, 1990. — 136 с.
  79. Сото, де Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире./ Э. де Сото- пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. — 272 с.
  80. Статистический регистр федеральной службы государственной статистики — основа организации статистических наблюдений в России. -http://www.gks.ru/metod/registr rus. htm (30 окт. 2005).
  81. , Дж. Дж. Экономическая теория информации / Дж. Дж. Стиг-лер / Вехи экономической мысли. СПб., 2003. — Т. 2. — С. 507 — 530.
  82. , Т. Интеллектуальный капитал / Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология/ Под ред. В. JI. Иноземцева. М.: Academic, 1999. С. 388.
  83. , В. JI. Пятый рынок. Проблемы производства информации / В. JI. Тамбовцев. М.: «Дело», 1993. — 210 с.
  84. , А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику / А. Д. Урсул. М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. — 210 с.
  85. , А. Д. Информация. Методологический аспект / А. Д. Урсул. -М.: Наука, 1971.-220с.
  86. , А. Д. Проблемы информации в современной науке. Философские очерки / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1975. — 287с.
  87. , А. Д. Путь в ноосферу, (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации) / А. Д. Урсул. М.: Луч, 1993. — 240 с.
  88. , Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер- пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400с.
  89. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1980.-444 с.
  90. , П. Экономический образ мышления / П. Хейне. М.: «Дело», 1992.-320 с.
  91. Г., Стратегическая гибкость/ Г. Хэмел и др.- пер. с англ. -СПб.: Питер, 2005.-384 с.
  92. , Р. Б. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности / Р. Б. Хэндфилд, Л. Эрнест.- пер с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 416 с.
  93. , Р. И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России / Р. И. Цвылев. -М.: Наука, 1996. 205 с.
  94. , Р. И. Социальных конфликт в постиндустриальном обществе / Р. И. Цвылев // Мировая экономика и международные отношения. 1998. -№ 10.-С. 24−32.
  95. , В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности / В. В. Черкасов. М.: «Рефл-бук», 1999. — 288 с.
  96. , В. И. Основы синергетики: Макроскопический подход / В. И. Шаповалов. М.: «Испо-Сервис», 2000. — 312 с.
  97. , К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон. М.: ИИЛ, 1963. — 210 с.
  98. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем. М.: ИНФРА-М, 2005. — 958 с.
  99. Экономическая теория/ под ред. Дж. Итуэлла, М. Мил гейта, П. Ньюмена- пер с англ. М.: ИНФРА-М, 2004. — XII 931 с.
  100. , К. Информация и экономическое поведение / К. Эрроу// Вопросы экономики. 1995. -№ 5. — С. 100.
  101. , У. Р. Введение в кибернетику / У. Р. Эшби. М.: «Ком-Книга», 2005.-270 с.
  102. Business to business electronic commerce: challenges and solutions/ edited by Merrill Warkentin. London: Idea Group Inc., 2002. — 308 p.
  103. Customs Administration in Japan 1996, p. 16.
  104. Khosrow-Pour, M. Advanced Topics in Information Resources Management / M. Khosrow-Pour. London: Idea Group Inc., 2003. 385 p.
  105. Klein, N. No Logo / N. Klein. London: HarperCollins/Flamingo, 2000. — 490 p.
  106. Knight, F. Risk, Uncertainty and Profit Preface to the Keisure/ F. Knight. London, London School Economics and Political Science, 1993 — 290 p.
  107. Machlup, F. Knowladge: its creation, destribution and economic significance/ F. Machlup. L.: Aslib, 1988. — 310 p.
  108. Martin, W. J. The Information society/ W. J. Martin. L.: Aslib. 1988.-340 p.
  109. Masuda, Y. Managing in the information society. Releasing synergy Japanese style / J. Masuda. L.: Oxford Cambridge, 1990. — 320 p.
  110. Masuda, Y. Post-Industrial Society / J. Masuda. -Tokio, 1980. 2701. P
  111. Masuda, Y. The Inforamation Society as Past-Industrial Society/ Y. Masuda. Tokio, 1981. 270 p.
  112. McLuhan, M. Undestanding Media: The Extensions of Man / M. McLuhan. L.: McGraw Hill. 1965. — 340 p.
  113. Miles, I. Information Horizonts. Long-term Social Implications of New Informaton Technologies /1. Miles, H. Rush, K. Turner. L.: Aldershot, 1988. — 310 p.
  114. Mosco, W. The Pay-per Society. Computers and Communication in the Information Age / W. Mosco. New Jersy, 1989. —. 395 p.
  115. Porat, M. U. The Information Economy: Definition and Measurement / M. U. Porat. -Wash.: USDept. Of Commerce, 1977.-410 p.
  116. Rasiel, E. M. The Mind McKinsey / E. M. Rasiel, P. N. Friga. L.: The McGraw-Hill Companies, Inc., 2002. — 240 p.
  117. Rifkin, J. The End of Work / J. Rifkin. N. Y- 1995. — 420 p.
  118. Robertson, D. S. The information revolution / D. S. Robertson //Communication research.-N.Y., 1990, Vol.17, № 2. P.23 36
  119. Ronfeldt, D. S. Cybereracy is coming / D. S. Robertson// The information Society. 1992. Vol.8. № 4. —. P. 37 — 46
  120. Roszak, Th. The cult of information/ Th. Roszak. N.Y. 1987. — 3441. P
  121. Rubin, M. The U.S. inforamtion sector and GNP: An input-output study / M. Rubin, E. Tayler // Information Processing and Management. 1981, June. — P.42 — 57
  122. Shannon, C. E. A mathematical theory of communication / C. E. Shannon. B.: S.T.S., 1948. — 450 p.
  123. Sorokin, P. A. Mutual Convergence of the United States and USSR to the Mixed Sociocultural Type / P. A. Sorokin// International Journal of Comparative Sociology. 1960.-№ 1.-P. 143−176.
  124. Stehr, N. Knowledge Societies / N. Stehr. L.: Thousand Oaks, 1994. — 294 p.
  125. Sterwart, T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations / T. A. Sterwart. N. Y-1997. -392 p
  126. Strategies for Generating E-Business Returns on Investment by Nam-chul Shin. London: Idea Group Publishing, 2005. — 354 p.
  127. The past and future of information systems, /edited by K. V. Andersen and M. Th. Vendelo. L.: Elsevier Ltd., 2004. — 285 pp.
  128. To filer, A. Future shock /А. Toffler-L.: Pan Books, 1971.-290 p.
  129. To filer, A. Powershift: knowledge, wealth and violence at the edge of the 21th century / A. To filer. N.Y.: Bantam books. 1990. — 370 p.
  130. Toffler, A. Prevviews and premises / A. Toffler. N.Y. Morrov. 1983. — 470 p.
  131. Wallis, J. J. Measuring the transnational sector in American economy, 1870−1970 / J.J. Wallis, D. C. North Chicago, 1986. — 1300 p.
  132. Young, M. The rise of the meritocracy / M. Young. L.: Pan Books, 1997−435 p.
Заполнить форму текущей работой