Информация как фактор производства на микроуровне
Характеристики информатизации хозяйственных процессов целесообразно анализировать сквозь призму воспроизводственных категорий: информационной среды как совокупности отчужденных и общедоступных данных, информационных ресурсов как освоенных данных в качестве источника стоимости, информационного фактора как вовлеченных в производство и активно используемых знаний и умений, созидающих информационный… Читать ещё >
Содержание
- 1. Эволюционно-функциональный подход к информационным ресурсам в экономической теории
- 1. 1. Ретроспектива категорий информация и информационные ресурсы в различных экономических школах
- 1. 2. Информация в контексте теории факторов производства
- 1. 3. Механизм преобразования информации на фирме
- 1. 4. Характеристика элементов механизма преобразования информации
- 2. Эффективность использования фирмой информационных ресурсов с позиции приращения стоимости капитала
- 2. 1. Информационный фактор при принятии управленческих решений
- 2. 2. Трансформации цепочки ценности на основе информационного фактора
- 2. 3. Эффективность использования информации в бизнес-процессах
- 2. 4. Количественная оценка информационных ресурсов фирмы
Информация как фактор производства на микроуровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследуемой проблемы. В современном мире, характеризующемся переходом к постиндустриальному и информационному обществу, растет производство, распределение, обмен и потребление информации, что вызывает потребность р разработке эффективных механизмов по ее привлечению и использованию на микроуровне.
В условиях глобализации и интеграции экономики, хозяйствующие субъекты сталкиваются с постоянно растущей потребностью в получение знаний о происходящих изменениях в рамках фирмы, во внешней среде, что приводит к повышению предъявляемых требований к информации.
Общемировые тенденции экономического развития привели к необходимости существенно изменить информационные отношения в обществе. Информация из вспомогательного и второстепенного фактора общественного производства превращается в фактор, решающим образом «влияющий на экономику, обороноспособность и политику. Вследствие этого большую актуальность приобретает проблема формирования механизма рационального использования информационных ресурсов в интересах устойчивого развития.
Осуществляемый в мире переход к информационному обществу, основанному на производстве, распределении и потреблении информации, модифицирует основы общественных отношений, и вызывает необходимость в теоретическом обосновании происходящих процессов, с использованием существующего арсенала экономической теории.
Все вышесказанное невозможно без теоретического обоснования внутренней противоречивости информационного ресурса, специфических особенностей процесса преобразования информации в фактор и продукт производства, что и определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы.
В научной литературе и периодических изданиях сформирован определенный объем знаний, отдельные аспекты которого отражают изучение рассматриваемой проблемы.
В научных концепциях К. Маркса, Ж-Б. Сэя, Р. Солоу, П. Ромера содержатся важные теоретические положения о сущности, содержании, характере ресурсов, в том числе информационных.
Функционирование информационных ресурсов анализируется в качестве атрибута становления информационного общества (Д. Белл, П. Друккер, И. Масуда, А. Норман, П. Порат, А. Тоффлер и др.) и системы постиндустриализма (Ф. Махлуп, В. Прайс и др.). Высок интерес к анализируемой проблематике в теории институциональной экономики: Р. Коуз, Ф. Найт, Д. Нор-та, К. Менар, Дж. Стиглиц и др.
Фундаментальные положения теории информации и управления информационными потоками в различных проявлениях общественной жизни принадлежат Н. Винеру, Р. Хартли, К. Шеннону, У. Эшби и др.
Теоретическим основам менеджмента информационных ресурсов посвящены работы М. Бандеманна, Д. Блюменау, Г. Громова, В. Глушкова, К. д’Экка и др.
Общефилософскому осмыслению сущности и противоречий информатизации, ее роли в воспроизводстве и социальном бытии посвящены работы Р. Абдеева, Н. Моисеева, И. Прангишвили и др.
Отечественные экономисты А. Аузан, Р. Зяблюк, В. Иноземцева, Р. Малахинова, А. Московский, Д. Плахотная, Р. Цвылев и другие исследовали природу информационных ресурсов и информационного продукта в экономике. Особо следует выделить С. Малахова и Р. Капелюшникова, касавшихся проблем информации в исследованиях по трансакционным издержкам, а также Е. Майминаса, исследующего социально-экономические аспекты информации.
Анализ информации как элемента системы факторов и ресурсов производства исследуется в трудах О. Иншакова, В. Катькало, Г. Клейнера, Б. Мильнера и др.
Тем не менее, теоретическая разработанность данных вопросов при очевидной актуальности затрагиваемой темы, недостаточна и часто отличается явным уклоном в сторону информационных концепций, затрагивающих, в основном, технологические аспекты информационных отношений в рамках фирмы. Все вышеизложенное определило выбор темы диссертационного исследования, формулирование его гипотезы, целей и задач.
Цели и задачи исследования — раскрыть сущность, содержание, формы проявления и внутреннюю противоречивость информационного фактора производства на современном предприятии.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
• раскрыть экономическую природу информационного фактора, определить специфические черты данного фактора и его место в экономической теории;
• определить основные характеристики понятия «информационный фактор» как экономической категории и выявить его роль в хозяйственной деятельности экономических субъектов;
• проанализировать процесс преобразования информации в сфере производства на микроэкономическом уровне;
• раскрыть влияние информационного фактора на деятельность фирмы.
Объектом исследования является процесс создания, накопления, использования и передачи информационных ресурсов в системе факторов и условий внутрифирменного производства.
Предметом исследования является система экономических отношений, складывающихся в результате использования информационных ресурсов фирмы.
Методологической и теоретической основой исследования послужили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов, историков и философов хозяйства, социологов и правоведов, высказывавших идеи институционального характера. Методология диссертационного исследования основана на использовании диалектической логики в рамках системного подхода. В ходе работы использовались следующие методы: исторического, логического, сравнительного, междисциплинарного анализа, моделирования.
Информационной базой исследования стали законодательные акты, отечественная и зарубежная монографическая литература, публикации в периодической научной печати, материалы научно-практических конференций и симпозиумов.
Наиболее существенные результаты, полученные автором и выносимые на защиту:
1. Характеристики информатизации хозяйственных процессов целесообразно анализировать сквозь призму воспроизводственных категорий: информационной среды как совокупности отчужденных и общедоступных данных, информационных ресурсов как освоенных данных в качестве источника стоимости, информационного фактора как вовлеченных в производство и активно используемых знаний и умений, созидающих информационный продукт в единстве потребительной и меновой стоимости. В процессе хозяйствования информационный фактор обретает форму информационного капитала и богатства (как совокупности аккумулированных информационных ресурсов), выражаясь в определенной величине информационных издержек и доходов. Информационный механизм понимается как способ извлечения информации из среды и ее активизации в статусе факторов создания продукта.
2. Динамика функционирования информационных ресурсов представляет собой нелинейный процесс, порождающий систему ближних и дальних позитивных и негативных эффектов, к последним относят информационные асимметрии и искажения. Необходимо учитывать наличие информационных аттракторов как зон и областей притяжения информационных ресурсов, в рамках которых происходит их устойчивая циркуляция, аккумуляция и трансформация. Точки информационной бифуркации есть моменты кардинального вариационного изменения статуса информации. Например, переход информационных ресурсов в факторы или закрытие доступа к определенным данным.
3. Фирма понимается как нелинейная система, поскольку, освоенная лишь в определенных пределах информационная среда является для нее полем выбора альтернативных целей и вариантов стратегии. Потенциал эффективности фирмы непрерывно детерминируется ее информационным диапазоном, т. е. присвоенным из среды множеством данных, на основании которых принимаются стратегические и тактические решения. Информационная граница предприятия есть отражение ее воспроизводственного контура системой рыночных сигналов, в т. ч. цен и ассортимента продукции, логотипов, торговых марок, рекламы и др. Использование информационного ресурса в рамках фирмы порождает изменения во всей системе ее факторов.
4. Преобладающая в современных концепциях «новой экономики» и «экономики знаний» детализация информационного фактора представляется некорректной. Информационные факторы и ресурсы относятся к трансакци-онному блоку факторов, определяя уровень соответствующих издержек во взаимосвязи с институцией и организацией, опосредовано влияя на эффективность трансформационных факторов (человеческий, природно-ресурсный и технический). Результатом информатизации на микроуровне является кодирование бизнес-процессов в форме, приемлемой для координации функционирования фирмы и принятия стратегических решений. Трансформатизация и модернизация информационных отношений на фирме предполагают полную или частичную переадресацию бизнес-процессов с учетом расширения информационного диапазона и коррекции стратегических целей и приоритетов.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:
• уточнен понятийный ряд экономической теории информации, включающий понятие информационной среды, определяемой как совокупности отчужденной и общедоступных данныхинформационного ресурса, представленного освоенными даннымиинформационного фактора, как вовлеченных в производство и активно используемых знаний и умений, созидающих информационный продукт.
• раскрыта экономико-синергетическая природа информации в ракурсе процессов информационной аттракции и бифуркации, нелинейной динамики информатизации экономических систем;
• обобщены и проанализированы основные направления воздействия информационного фактора на деятельность фирмы, включающие трансформацию цепочки ценностей, развитие информационной составляющей продукта, изменение статуса фирмы на рынке;
• обоснована информационная интерпретация предприятия как сложной нелинейной системы, введено понятия информационной границы фирмы, представляющей собой отражение воспроизводственного контура фирмы системой рыночных сигналов, необходимого для объяснения детерминантов принятия управленческих решений;
• доказано, что информационные отношения формируют систему кодов, включающую кодирование данных, бизнес-процесса и продуктаслужащей основой трансформации, модернизации и стратегического управления фирмой.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы в качестве учебного материала в учреждениях высшего и среднего профессионального образования при чтении курсов «Экономическая теория», «История экономической мысли», «Информационный бизнес», «Информационная экономика» и др.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры мировой экономики и экономической теории ВолгГТУпрошли апробацию на Международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях (гг. Москва, С.-Петербург, Волгоград, 2000;2004 гг.), где получили положительную оценку.
Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 12 работ (с личным вкладом 2,6 п.л.).
Структура работы. Принятая структура диссертационного исследования определяется его целью и логикой. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа содержит 8 параграфов, 21 рисунок, 4 таблицы. Структура диссертации отражает цели и задачи исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате исследования информации как фактора производства, проявления информации в деятельности фирмы получены следующие результаты:
• Характеристики информатизации хозяйственных процессов целесообразно анализировать сквозь призму воспроизводственных категорий: информационной среды как совокупности отчужденных и общедоступных данных, информационных ресурсов как освоенных данных в качестве источника стоимости, информационного фактора как вовлеченных в производство и активно используемых знаний и умений, созидающих информационный продукт в единстве потребительной и меновой стоимости. В процессе хозяйствования информационный фактор обретет форму информационного капитала и богатства (как совокупности аккумулированных информационных ресурсов), выражаясь в определенной величине информационных издержек и доходов. Информационный механизм понимается как способ вовлечения информационных ресурсов из среды и их активизации в статусе факторов создания продукта, выражающейся системой прямых и обратных связей.
• Динамика функционирования информационных ресурсов представляет собой нелинейный процесс, порождающий систему ближних и дальних позитивных и негативных эффектов, к последним относят информационные асимметрии и искажения. Необходимо учитывать наличие информационных аттракторов как зон и областей притяжения информационных ресурсов, в рамках которых происходит их устойчивая циркуляция, аккумуляция и трансформация. Точки информационной бифуркации есть моменты кардинального вариационного изменения статуса информации. Например, переход информационных ресурсов в факторы или закрытие доступа к определенным данным.
• Предприятие понимается как нелинейная система, поскольку, освоенная лишь в определенных пределах информационная среда является для него полем выбора альтернативных целей и вариантов стратегии. Потенциал эффективности предприятия непрерывно детерминируется его информационным диапазоном, т. е. присвоенным из среды множеством данных, на основании которых принимаются стратегические и тактические решения. Информационная граница предприятия есть отражение его воспроизводственного контура системой рыночных сигналов, в т. ч. цен и ассортимента продукции, логотипов, торговых марок, рекламы и др. Обращение информационного ресурса на предприятии порождает изменения во всей системе его факторов, отражаясь внутрифирменным разделением труда. ,.
• Преобладающая в современных концепциях «новой экономики» и «экономики знаний» детализация информационного фактора представляется некорректной. Информационные факторы и ресурсы относятся к трансакционному блоку факторов, определяя уровень соответствующих издержек во взаимосвязи с институцией и организацией, опосредовано влияя на эффективность трансформационных факторов (человеческий, природно-ресурсный и технический). Результатом информатизации на микроуровне является кодирование бизнес-процессов в форме приемлемой для координации функционирования предприятия и принятия стратегических решений. Трансформатизация и модернизация информационных отношений на предприятии предполагают полную или частичную переадресовку бизнес-процессов с учетом расширения информационного диапазона и коррекции стратегических целей и приоритетов.
• Кодирование — процесс и способ задания взаимного соответствия между семиотической и реальной системами, а код — как инструмент идентификации (определения) этого соответствия. Осуществляемые в рамках фирмы бизнес-процессы в информационном ракурсе предстают особыми сообщениями, которые будем понимать шире, чем в семиотике, а именно — как взаимодействия предприятия и среды, а также его агентов и органов. Эти сообщения кодируются и транслируются во внешнюю среду, что можно содержательно интерпретировать как формирование и трансляцию экономических генов продукта. С формальной стороны «выявление значения, зашифрованного в знаковом сообщении, осуществляется путем декодирования, где код означает способ упорядочения знаков в определенную систему». Семиотический код фирмы, переносимый ей на производимый продукт, будем понимать как специфическую знаково-символическую систему, особым образом интерпретируемую внешними субъектами.
• Кодирование фирмы представляет собой информационный компонент ее стратегического менеджмента. В первом приближении выделим четыре уровня данного процесса, связанные, соответственно — 1) кодирование данных- 2) кодирование бизнес-процессов, 3) кодирование продукта 3) кодирование стратегии. Стратегия также должна быть переосмыслена как сложный код, который транслируется для массы клиентов и потенциальных контрагентов в форме миссии, дающей иллюзорное представление о сути и содержании деятельности фирмы.
• Сложность семиотических кодов в различных сферах хозяйственной деятельности и обусловленные этим высокие издержки их дешифрации ведут к изменению роли фирмы на рынке. Предприятие последовательно проходит следующие стадии: поставщик компонентов, составитель комплектов интегратор и поставщик решений. Фирма, находящаяся на заключительной стадии — поставщика решений — позволяет своим клиентам существенно экономит на трансакционных издержках преодоления семиотических кодов, но параллельно повышается уровень риска, связанного с потенциальным оппортунизмом поставщика решений (проблема принципала-агента).
• При оценке информационных ресурсов предлагается использовать опционный подход. Ценность информационных ресурсов появляется не из создаваемых ими денежных потов, а из их потенциальной возможности увеличения вклада в цепочку ценности фирмы в будущем.
Ценность фирмы, получающей свою прибыль главным образом из коммерческих продуктов, которые являются результатом использования информационных ресурсов, может быть представлена следующем образом. Ценность фирмы — функция, которая зависит от ряда переменных:
1. денежные потоки, извлекаемые фирмой из новых продуктов, созданных с использованием информационных ресурсов.
2. ценности от использования информационных ресурсов, не получивших I своего воплощения в новом продукте.
3. ожидаемой ценности продуктов, которые фирма сможет получить в будущие периоды, в результате применения информационных технологий.
Ценность первого компонента оценивается на основе традиционной модели дисконтирования денежных потоков. Ценность второго и третьего компонента можно получить, применяя модель оценки опциона, рассмотренную ранее и при этом оценивая каждый информационный ресурс в отдельности.
Список литературы
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена президентом РФ 09.09.2000 г.
- Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (по состоянию на 14 июля 1967 г.). Текст конвенции опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1996, N 2- Ведомостях Верховного Совета СССР, 1968, N 40.
- Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
- Монографии, доклады, статьи
- Аалдер, Р. ИТ аутсорсинг. Практическое руководство/ Р. Аалдер- пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 300 с.
- Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев.- М.: Издательский центр «Академия», 1994. 210 с.
- Азовцева, И. К. Адаптивный механизм как основополагающий элемент концепции управления экономико-социальными системами / И. К. Азовцева.- http://www.aup.ru/library/ (30 окт. 2005).
- Азрилияна, А. Н. / А. Н. Азрилияна// Большой экономический словарь.- 2-е изд., доп. и пераб. М.: Институт новой экономики, 1997. С. 167.
- Алчян, А. Производство, стоимость информации и экономическая организация / А. Алчян, Г. Демсец / Вехи экономической мысли. СПб., 2003. -Т. 5.-С. 280−318.
- Ю.Беков, Р. С. Пространственно-временной метаморфоз экономической динамики России / Р. С. Беков. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. — 320 с.
- П.Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. М., Прогресс, 1986. С. 300 — 340.
- Бир, С. Мозг фирмы/ С. Бир- пер. с англ. М.: Едиториал УРСС, 2005. -416с.
- Блауг, М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют/М. Блауг- пер. с англ. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.-416 с.
- Божьев, В. А. Управление материальными потоками промышленных предприятий на основе логистического подхода (на материалах предприятий-производителей подшипников): дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05 / В. А. Божьев. — Самара, 2003. 165 с.
- Боканов, А. А. Информационный аспект современной экономики: начала теоретического анализа: дисс.. канд. экон. наук: 08.00.01 / А. А. Бока-нов. Волгоград, 2000. — 160 с.
- Бронников, М. К вопросу о цене информации / М. Бронников // Проблемы теории и практики управления. 1999. -№ 1. С. 81.
- Вальтух, К. К. Информационная теория стоимости и законы неравновесной экономики / К. К. Вальтух. М.: «Янус-К», 2001. — 896 с.
- Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. -М.: «Советское радио», 1968. 325 с.
- Винер, Н. Творец и Будущее / Н. Винер- пер с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 732, 4. с.
- Громов, Г. Р. Индустрия ЭВМ. Структурные сдвиги на пороге 80-х годов/Г. Р. Громов.-М.: «НЦБИ», 1981.-210 с.
- Громов, Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации / Г. Р. Громов. М.: 1984. — 170 с.
- Грэм, Д. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Д. Грэм. М.: ИНФРА-М, 2003. — 368 с.
- Гэд Т. 4D брэндинг: Взламывая корпоративный код сетевой экономики / Т. Гэд. — СПб.: «Стокгольмская школа экономики», 2003. 228 с.
- Дамодаран, А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов/ А. Дамодаран. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. — 1341с.
- Демин, А. И. Информационная теория экономики. Макромодель / А. И. Демин.-М.: 1996.-230 с.
- Друкер, П. Управление, нацеленное на результаты / П. Друкер. М.: «Технологическая школа бизнеса», 1994. — 240 с. 27.3атуливетер, 10. С. Информационная природа социальных перемен / Ю. С. Затуливетер. М.: «СИНТЕГ», 2001. — 132. с.
- Иноземцев, В. JI. За пределами экономического общества / В. JT. Иноземцев. М.: «Academia» — «Наука», 1998. — 640 с.
- Иноземцев, В. JI. Расколотая цивилизация / В. JI. Иноземцев. Научное издание. -М.: «Academia» «Науке», 1999. — 724 с.
- Информационные ресурсы для принятия решений. / Веревченко А. П. и др. Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. — 560 с.
- Информационные технологии в экономике / под ред. Ю. Ф. Симонова. Ростов н/Д: «Феникс», 2003 — 352 с.
- Иншаков, О. В. О необходимости развития эволюционного подхода в экономической науке современной России / О. В. Иншаков // Вестник Южного научного центра. 2004. — № 1. — С. 83−84.
- Иншаков, О. В. Потенциал эволюционного подхода в экономической науке современной России / О. В. Иншаков // Экономическая наука современной России. 2004. — № 4. — С. 42−52.
- Иншаков, О. В. Факторы и функции человеческого бытия: обретение новой меры: препринт-доклад / О. В. Иншаков. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. — 70 с.
- Иншаков, О. В. Виртуальная саморазвивающаяся региональная информационно-познавательная среда: препринт-доклад / О. В. Иншаков, А. А. Воронин, И. В. Шаркевич. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. — 28с.
- Иншаков, О. В. Знакомая и неведомая мезоэкономика. / О. В. Иншаков, Н. Н. Лебедева // Экономика развитая региона: проблемы, поиски, перспективы. Вып.2. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. С 32 — 43.
- Иншаков, О. В. Институциональные фракции в современном обществе / О. В. Иншаков, Д. П. Фролов // Homo institutius Человек институциональный: под ред. д-р. экон. наук О. В. Иншакова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.-С. 237−259.
- Карминский, А. М. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы /А. М. Карминский, В. П. Нестеров, Б. В. Черников. М.: Финансы и статистика, 2004. — 624 с.
- Кастельс, М. Информационна-? эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
- Клейтон, М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддержать его рост/ М. Клейтон, М. Кристенсен, Майкл Е. Рейнор- пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 290 с.
- Климов, С. М. Интеллектуальные ресурсы организации / С. М. Климов. СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000. — 168 с.
- Козлов, JI. А. Когнитивный подход к исследованию информационных процессов на ранних стадиях проектной деятельности / JI. А. Козлов. Барнаул: 1996.- 100 с.
- Коуз, Р. Фирма, право и рынок / Р. Коуз. М.: Дело ЛТД, 1993. — 192 с.
- Курс МБА по стратегическому менеджменту/ Пер. с англ. М.: Альпи-на Бизнес Букс, 2004. — 608 с.
- Лем, С. Сумма технологии / С. Лем- пер. с польского. М. ЮОО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 668, 4. с.
- Майминас, Е. Информационное общество и парадигма экономической теории / Е. Майминас // Вопросы экономики. 1997. — № 11. — С. 86 — 95.
- Марка, Д. Методология структурного анализа и проектирования / Д. Марка, К. МакГоуэн. М.: «МЕТАТехнология», 1993. — 240 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т.1. / К. Маркс, Ф. Энгельс-М.:ГИПЛ, 1961.-310 с.
- Марн М. В. Ценовое преимушество/ М. В. Марн, Э. В. Регнер, К. К. За-вада- пер. с анг. -М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. 317 с.
- Махлуп, Ф. Производство и распространение знаний в США / Ф. Мах-луп. М.: Прогресс, 1966. — 270 с.
- Менар, К. Экономика организаций / К. Менар- пер. с франц.: под ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1996. — 160 с.
- Мизинцева, М. Ф. Информационные механизмы развития региональных хозяйственных систем / М. Ф. Мизинцева. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 332с.
- Назаров М. В. Теория передачи сигналов / М. В. Назаров, Б. И. Кувшинов, О. В. Попов.-М.: Издательский центр «Академия», 1970. -310 с.
- Найт, Ф. X. Риск, неопределенность и прибыль / Ф. X. Найт — пер. с англ. М.: Дело, 2003. — 360 с.
- Недосекин, А. О. Методологические основы моделирования финансовой деятельности с использованием нечетко-множественных описаний : дисс.. д-ра эконом. наук: 08.00.05 / А. О. Недосекин. СПб., 2003. — 350 с.
- Новейший философский словарь изд. 2-е. — Минск: «Интерпресссер-вис», 2001.- 1280с.-С. 895.
- Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М.: «Начала», 1997. — 340 с.
- Паринов, С. И. Информационные взаимодействия в экономическом пространстве / С. И. Паринов. М.: Начало, 2000. — 310 с.
- Паринов, С. И. Третья форма управления для сетевой экономики / С. И. Паринов. http://www.ieie.nsc.ru/parinov/net-form.htm. (30 окт. 2005).
- Паринов, С. И. Экономика 21-го века на базе Интернет-технологий / С. И. Паринов, Т. Яковлева. http://www.ieie.nsc.ru/parinov/economy21 .htm. (30 окт. 2005).
- Пещанская, И. Экономика информационного общества / И. Пещанская // Российский экономический журнал. 1996. — № 5/6. — С. 103.
- Портер, М. Конкуренция / М. Портер. М.: Вильяме, 1999. — 390 с.
- Постиндустриальный мир и Россия / под ред. В. Г. Хорос. М.: Эдито-риал УРСС, 2001.-616с.
- Право и информатизация общества: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. Исслед. Отдел правоведения- РАН. ИГП. Центр публичного права. Сектор информационного права- Отв. ред. Бачило И. Л.-М., 2002.-340с.
- Прангишвили, И. В. Системней подход и общесистемные закономерности / И. В. Прангишвили. М.: СИНТЕГ, 2000. — 528 с.
- Пушкин В. Г. Системное мышление и управление / В. Г. Пушкин, А. Д. Урсул. — М.: Рос.акад.управ., 1994. 240 с.
- Ракитов, А. И. Будущее России: социально-технологическая модель / А. И. Ракитов // Общественные науки и современность. 1996. -№ 2, — с.4−9.
- Ракитов, А. И. Информационная революция: наука, экономика, технология / А. И. Ракитов. -М.: «Дело» 1993. 210 с.
- Ракитов, А. И. Наш путь к информационному обществу / А. И. Ракитов // Компьютерная революция и информационное общество. М., 1990. — С. 140−210.
- Ракитов, А. И. Перспективы информационного общества в СССР: Проблемы, концепции, социально-экономические трансформации / А. И. Ракитов // Информатизация общественного производства. М., 1989. — С.64 — 90.
- Ракитов, А. И. Философия компьютерной цивилизации / А. И. Ракитов. -М.: 1991.-156 с.
- Родников, А. Н. Штриховой код, бар-код (bar code) / А. Н. Родников. -http://www.ecsocman.edu.ru/db/forums/new.html?pid=55 225 (30 окт. 2005).
- Румянцев, А. Предмет и задачи «информационной экономики» / А. Румянцев // Российский экономический журнал. 1997. — № 3. — С. 89.
- Румянцева, Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. М.: «ИНФРА-М», 2005. — VI, 724 с.
- Сакайя, Т. Стоимость, создаваемая знанием. Новая постиндустриальная волна на западе. Под. Ред. В. J1. Иноземцева.
- Серебрякова, Н. Н. «Закономерности процесса информатизации общества». Автореферат к.ф.н. 09.00.08 МЛ 993 Рос.акад.управ., Ноосферно-экологический институт.
- Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. — 624с.
- Современные информационные технологии и общество: Реф. сб./ РАН ИНИОН. Центр, науч.-информ. исслед. По науке, образованию и технологиям- Авт-сост. Авдулов А. Н. М.:ИНИОН РАН, 2002. — 196 с. — (Сер.: Информация, наука, общество).
- Солич, В. А. Декомпозиционные алгоритмы построения моделей сложных систем / В. А. Солич. Томск: Изд-во ТГУ, 1990. — 136 с.
- Сото, де Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире./ Э. де Сото- пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. — 272 с.
- Статистический регистр федеральной службы государственной статистики — основа организации статистических наблюдений в России. -http://www.gks.ru/metod/registr rus. htm (30 окт. 2005).
- Стиглер, Дж. Дж. Экономическая теория информации / Дж. Дж. Стиг-лер / Вехи экономической мысли. СПб., 2003. — Т. 2. — С. 507 — 530.
- Стюарт, Т. Интеллектуальный капитал / Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология/ Под ред. В. JI. Иноземцева. М.: Academic, 1999. С. 388.
- Тамбовцев, В. JI. Пятый рынок. Проблемы производства информации / В. JI. Тамбовцев. М.: «Дело», 1993. — 210 с.
- Урсул, А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику / А. Д. Урсул. М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. — 210 с.
- Урсул, А. Д. Информация. Методологический аспект / А. Д. Урсул. -М.: Наука, 1971.-220с.
- Урсул, А. Д. Проблемы информации в современной науке. Философские очерки / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1975. — 287с.
- Урсул, А. Д. Путь в ноосферу, (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации) / А. Д. Урсул. М.: Луч, 1993. — 240 с.
- Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер- пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400с.
- Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1980.-444 с.
- Хейне, П. Экономический образ мышления / П. Хейне. М.: «Дело», 1992.-320 с.
- Хэмел Г., Стратегическая гибкость/ Г. Хэмел и др.- пер. с англ. -СПб.: Питер, 2005.-384 с.
- Хэндфилд, Р. Б. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности / Р. Б. Хэндфилд, Л. Эрнест.- пер с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 416 с.
- Цвылев, Р. И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России / Р. И. Цвылев. -М.: Наука, 1996. 205 с.
- Цвылев, Р. И. Социальных конфликт в постиндустриальном обществе / Р. И. Цвылев // Мировая экономика и международные отношения. 1998. -№ 10.-С. 24−32.
- Черкасов, В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности / В. В. Черкасов. М.: «Рефл-бук», 1999. — 288 с.
- Шаповалов, В. И. Основы синергетики: Макроскопический подход / В. И. Шаповалов. М.: «Испо-Сервис», 2000. — 312 с.
- Шеннон, К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон. М.: ИИЛ, 1963. — 210 с.
- Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем. М.: ИНФРА-М, 2005. — 958 с.
- Экономическая теория/ под ред. Дж. Итуэлла, М. Мил гейта, П. Ньюмена- пер с англ. М.: ИНФРА-М, 2004. — XII 931 с.
- Эрроу, К. Информация и экономическое поведение / К. Эрроу// Вопросы экономики. 1995. -№ 5. — С. 100.
- Эшби, У. Р. Введение в кибернетику / У. Р. Эшби. М.: «Ком-Книга», 2005.-270 с.
- Business to business electronic commerce: challenges and solutions/ edited by Merrill Warkentin. London: Idea Group Inc., 2002. — 308 p.
- Customs Administration in Japan 1996, p. 16.
- Khosrow-Pour, M. Advanced Topics in Information Resources Management / M. Khosrow-Pour. London: Idea Group Inc., 2003. 385 p.
- Klein, N. No Logo / N. Klein. London: HarperCollins/Flamingo, 2000. — 490 p.
- Knight, F. Risk, Uncertainty and Profit Preface to the Keisure/ F. Knight. London, London School Economics and Political Science, 1993 — 290 p.
- Machlup, F. Knowladge: its creation, destribution and economic significance/ F. Machlup. L.: Aslib, 1988. — 310 p.
- Martin, W. J. The Information society/ W. J. Martin. L.: Aslib. 1988.-340 p.
- Masuda, Y. Managing in the information society. Releasing synergy Japanese style / J. Masuda. L.: Oxford Cambridge, 1990. — 320 p.
- Masuda, Y. Post-Industrial Society / J. Masuda. -Tokio, 1980. 2701. P
- Masuda, Y. The Inforamation Society as Past-Industrial Society/ Y. Masuda. Tokio, 1981. 270 p.
- McLuhan, M. Undestanding Media: The Extensions of Man / M. McLuhan. L.: McGraw Hill. 1965. — 340 p.
- Miles, I. Information Horizonts. Long-term Social Implications of New Informaton Technologies /1. Miles, H. Rush, K. Turner. L.: Aldershot, 1988. — 310 p.
- Mosco, W. The Pay-per Society. Computers and Communication in the Information Age / W. Mosco. New Jersy, 1989. —. 395 p.
- Porat, M. U. The Information Economy: Definition and Measurement / M. U. Porat. -Wash.: USDept. Of Commerce, 1977.-410 p.
- Rasiel, E. M. The Mind McKinsey / E. M. Rasiel, P. N. Friga. L.: The McGraw-Hill Companies, Inc., 2002. — 240 p.
- Rifkin, J. The End of Work / J. Rifkin. N. Y- 1995. — 420 p.
- Robertson, D. S. The information revolution / D. S. Robertson //Communication research.-N.Y., 1990, Vol.17, № 2. P.23 36
- Ronfeldt, D. S. Cybereracy is coming / D. S. Robertson// The information Society. 1992. Vol.8. № 4. —. P. 37 — 46
- Roszak, Th. The cult of information/ Th. Roszak. N.Y. 1987. — 3441. P
- Rubin, M. The U.S. inforamtion sector and GNP: An input-output study / M. Rubin, E. Tayler // Information Processing and Management. 1981, June. — P.42 — 57
- Shannon, C. E. A mathematical theory of communication / C. E. Shannon. B.: S.T.S., 1948. — 450 p.
- Sorokin, P. A. Mutual Convergence of the United States and USSR to the Mixed Sociocultural Type / P. A. Sorokin// International Journal of Comparative Sociology. 1960.-№ 1.-P. 143−176.
- Stehr, N. Knowledge Societies / N. Stehr. L.: Thousand Oaks, 1994. — 294 p.
- Sterwart, T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations / T. A. Sterwart. N. Y-1997. -392 p
- Strategies for Generating E-Business Returns on Investment by Nam-chul Shin. London: Idea Group Publishing, 2005. — 354 p.
- The past and future of information systems, /edited by K. V. Andersen and M. Th. Vendelo. L.: Elsevier Ltd., 2004. — 285 pp.
- To filer, A. Future shock /А. Toffler-L.: Pan Books, 1971.-290 p.
- To filer, A. Powershift: knowledge, wealth and violence at the edge of the 21th century / A. To filer. N.Y.: Bantam books. 1990. — 370 p.
- Toffler, A. Prevviews and premises / A. Toffler. N.Y. Morrov. 1983. — 470 p.
- Wallis, J. J. Measuring the transnational sector in American economy, 1870−1970 / J.J. Wallis, D. C. North Chicago, 1986. — 1300 p.
- Young, M. The rise of the meritocracy / M. Young. L.: Pan Books, 1997−435 p.